Духовная культура китая в 6 томах. Энциклопедия состоит из шести томов

Развернуть ▼


Он состоит из трех разделов.

Общий раздел содержит статьи и очерки, которые отражают главные темы и проблемы китайской философии. В Словарном разделе представлены термины китайской философии, памятники философской мысли, философские школы и направления, доктрины, идеологические течения, движения, общества, персоналии китайских философов.
Справочный раздел включает указатели, тематическую библиографию, карты Китая разных эпох, хронологическую таблицу, а также список авторов тома с перечислением написанных ими статей и список основных источников иллюстраций.

Шестой (дополнительный) том энциклопедии "Духовная культура Китая" посвящен искусству, которое пронизывает китайскую культуру от высших теоретических сфер до повседневных явлений.
Общий раздел тома содержит очерки, сгруппированные по видам и жанрам искусства (архитектура, живопись, каллиграфия, декоративно-прикладное искусство, кино, театр, музыка, боевые искусства и т.д.), а также историко-библио-графические подразделы о культурно-исторической специфике китайского искусства и его изучении в России.
В Словарном разделе представлены понятия и категории традиционного и современного китайского искусства, художественные направления, памятники архитектуры, персоналии и произведения.

Справочный раздел включает указатели и другие справочные материалы.

Том является своеобразным итогом уникального научно-издательского проекта и неразрывно связан с уже вышедшими томами:
1. "Философия" (2006),
2. "Мифология. Религия" (2007),
3. "Литература. Язык и письменность" (2008),
4. "Историческая мысль. Политическая и правовая культура" (2009),
5. "Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование" (2009).

В соответствии со своей спецификой том "Искусство" выделяется среди остальных большим объемом и количеством иллюстраций, особенно цветных.
Содержание

Том 1:
К читателю

Духовная культура Китая
Понятие духовной культуры Китая
Эволюция и периодизация духовной культуры
Новое евразийство и симфония культур
Энциклопедия "Духовная культура Китая" как summa sinologiae

Общий раздел

Философия и духовная культура Китая
Генетические и общеисторические особенности
Методологическая специфика
Основные школы
Стержневая роль конфуцианства
Самоопределение китайской философии
Категории и основные понятия китайской философии и культуры

Логика и диалектика в Китае
Древнекитайская протологика и знакомство Китая с логикой
Специфика китайской диалектики и понятийные основы протологики
Генерализирующее обобщение
Методологический аспект ценностно-нормативной гносеологии
Общемировоззренческие следствия отсутствия связки "быть" ("есть") и понятия "бытие"

Китайская этическая мысль
Китайская философия как суперэтика
Истоки и становление китайской этики

Китайская эстетическая мысль

Том 2:
Введение
Общий раздел

КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Общий обзор
Изучение древнекитайской мифологии
Новые записи мифологических преданий
Общие темы в мифологии китайцев и соседних народов

НАРОДНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КУЛЬТЫ
Верования и культы эпохи неолита
Представления о верховной власти и правителе
Народные верования
Представления о душе и загробном мире
Народный пантеон
Нечистая сила
Социокультурная типология культов
Гадания

МАНТИКА И АСТРОЛОГИЯ
Древняя мантика в новой историографической перспективе
Традиция предсказаний и "Канон перемен"
Традиция знамений

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ
Архаические религиозные представления
Религиозная жизнь в древнем Китае (конец II тыс. до н.э. - рубеж н.э.)
Укоренение буддизма и становление неодаосизма
Религиозный синкретизм в эпоху Сун (Х-ХШ вв.)
Религиозная политика при монгольской династии Юань (XIII-XIV вв.)
Религиозная ситуация в эпоху Мин-Цин (XIV-XIX вв.)
Религиозные новации XX в.

КОНФУЦИАНСТВО
Конфуцианство и государственные культы
Культ Конфуция

ДАОСИЗМ
Особенности культовой практики даосизма
Священство
Пантеон
Храмы и ритуально-богослужебная практика
История даосизма
Проблема происхождения
Даосизм предымперии и ранней империи (Чжань-го, Цинь, Ранняя Хань)
"Небесные наставники" и даосская церковь (П-Ш вв.)
Даосизм в смутное время "распада Поднебесной" (IV-VI вв.)
Даосизм эпох Тан и Сун: синтез и трансформация
Даосская "реформация" и ее последствия
Поздний даосизм (XIV-XIX вв.). Даосизм и современный Китай
О периодизации истории даосизма
БУДДИЗМ
Китайский буддизм
Основные школы, направления и сутры китайского буддизма
Буддийское мировоззрение и традиционная китайская культура
Проникновение и распространение буддизма. Переводческая деятельность
Школы китайского буддизма
Основные типы махаянских сутр
Сутры праджняпарамиты и специфика китайского буддизма
Буддийская ассоциация Китая и сангха в конце XX - начале XXI в.
Северный, или тибетский, буддизм (ламаизм)

СИНКРЕТИЧЕСКИЕ СЕКТЫ

ИНОСТРАННЫЕ РЕЛИГИИ В КИТАЕ
Христианство
Ислам
Иудаизм
Зороастризм
Манихейство
Российская духовная миссия в Китае
Словарный раздел
Справочный раздел
Список сокращений
Избранная библиография
Книги и статьи по мифологии и религии на русском языке
Книги и статьи по мифологии на европейских языках
Книги по мифологии на восточных языках
Хронологическая таблица
Карты
Пояснения к иллюстрациям
Основные источники иллюстраций
Указатель имен и терминов

Список авторов тома

Том 3:
Введение

ЛИТЕРАТУРА
Общий раздел
Китайская литература
Древняя мифология в литературе

ПОЭЗИЯ
Вэнь и начало формирования китайской поэзии
Поэтическое творчество доклассического периода (эпохи Хань и Шести династий)
Классическая поэзия
Истоки лирической поэзии
Жанр ши в поэзии III-VI вв.
"Золотой век" китайской поэзии: эпоха Тан (VII - начало X в.)
Жанр цы: эпоха Сун (Х-ХП вв.)
Жанр саньцюй: период Юань-Мин (XIII-XV вв.)
Завершение классической эпохи: период Мин-Цин (XVI-XVIII вв.)
Новые веяния в поэзии: конец эпохи Цин (XIX - начало XX в.)

КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЗА И ДРАМА
"Изящная словесность" (вэнь)
Повествовательная проза на литературном языке вэнъянъ
Повествовательная проза на языке байхуа
Песенно-повествовательное искусство
Песенный сказ
Поэтический сказ
Прозаический сказ
Классическая драматургия

ТЕОРИЯ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ
Традиционная литературная теория
Литературные жанры
Стихосложение

ЛИТЕРАТУРА НОВОГО КИТАЯ
Новая литература (1917-1949)
Первое десятилетие новой литературы
Годы социальных потрясений (1927-1936)
Литература военных лет (1937-1949)
Современная литература

КИТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В РОССИИ
Изучение классической литературы
Изучение новой и современной литературы

ЛИТЕРАТУРА
Словарный раздел
Часть II

ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ
Общий раздел
Китайский язык
Общие сведения
Генетическая и типологическая характеристика
История
Заимствования
Диалекты
Китайский язык в России
Иероглифическая письменность
Происхождение и развитие
Классификация знаков
Число, принципы расположения и поиск иероглифов в словарях
Учебные иероглифические списки
Иероглифическое письмо в странах Восточной и Юго-Восточной Азии
Китаеязычный ареал Азии: реформы и законодательство вХХ-ХХ1вв.
Региональные формы официального языка
Современные варианты иероглифической письменности
Официальные и неофициальные китайские алфавиты
Информационные технологии и китайские иероглифы
Знак, текст и звучащее слово в древнем Китае

ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ
Словарный раздел
Справочный раздел
Список сокращений
Библиография I
Книги и статьи по литературе, языку и письменности, переводы (избранная литература на русском языке)
Библиография II.
Источники и литература к статьям М.Е. Кравцовой
Таблицы к ч. II "Язык и письменность"
Хронологическая таблица
Карты
Указатель имен
Указатель терминов, понятий, литературных школ и направлений, организаций и учреждений
Указатель произведений, собраний сочинений, поэтических циклов и периодических изданий
Список авторов тома

Том 4:
Введение
Предисловие

Общий раздел

ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
Доктрина китайской нации
История и историческое сознание
Историческое время
Представления о династии в древности
Традиционная историография (основные жанры, виды и школы)
Династийные истории
Школа чуньцю
Восточно-чжэцзянская школа
Историческая наука периодов правления Цянь-луна и Цзя-цина
Историческая мысль в XX - начале XXI в.
Историография первой половины XX в.
Историография КНР второй половины XX в.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТРАДИЦИОННОГО КИТАЯ
Исторические судьбы легизма и конфуцианства
Генезис института "политика-история"
ШанЯн - основоположник легизма
Конфуций и его вклад в политическую культуру
Императорское дэ как символ верховной власти
Государственный аппарат
Доклад чиновника императору
Поручительство и рекомендации
Государственная экзаменационная система
Структура экзаменационной системы
Экзаменационная система и конфуцианство
Историческая роль экзаменационной системы
Доктрина внешней политики
Доктрина государственной власти и политическая практика
Две традиции в дипломатии

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
Китай на пороге современности: синтез идей и традиций
Распространение западных социальных наук
Конфуцианство и легизм в политической культуре КНР
Система многопартийного сотрудничества
Экзаменационная система аттестации чиновников в Китайской Республике, на Тайване и в КНР
Всекитайское собрание народных представителей
Народный политический консультативный совет Китая
Народно-освободительная армия Китая

ГОМИНЬДАН: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Национальная партия Китая (Чжунго Гоминьдан) в 1912-1929 гг.
Гоминьдан в период "политической опеки" (1929-1949)
Гоминьдан в процессе перехода от авторитаризма к многопартийности на Тайване(1949-2000)
Гоминьдан в начале XXI в.

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ
КПК в 1921-1949 гг.
Теория "новой демократии" Мао Цзэ-дуна
Политико-идеологические кампании 1949-1976 гг.
Кампания по перевоспитанию интеллигенции
Критика кинофильма "Жизнь У Сюня"
Борьба против "пяти зол"
Движение по "упорядочению стиля"
Критика романа "Сон в красном тереме"
Критика Ху Фэна
Кампания "Пусть расцветают все цветы"
Движение по "упорядочению стиля" и борьба с "правыми элементами"
Критика романа "Лю Чжи-дань" в 1962 г.
"Великая пролетарская культурная революция"
Теория Дэн Сяо-пина: путь к реформам и открытости
КПК в период реформ и открытости (1978-2007)
От III пленума ЦК КПК 11-го созыва к XIII съезду КПК
Курс на усиление роли КПК в политической системе КНР (от XIV к XVI съезду КПК)
XVI и XVII съезды КПК и проблема адаптации политической системы
к вызовам времени

ТРАДИЦИОННОЕ ПРАВО
Правовая культура древнего Китая
Основные положения традиционного права
Исполнение приговоров
Уголовное право
Брачное и семейное законодательство
Собственность
Административное право
Регулирование службы в армии
Кодификация традиционного права
Традиционное право как фактор формирования правосознания современного китайского общества
КИТАЙСКОЕ ПРАВО В XX В.
История законодательства гражданской службы Китайской Республики
Право Китайской Республики (1912-1949)
Правовые акты освобожденных районов
Начальный этап формирования права КНР
Правотворчество во второй половине 50-х - 70-е годы
Восстановление и развитие правовой системы КНР (конец 70-х - 90-е годы)
Словарный раздел

Анархизм в Китае
Аньфуси
Ба и
Бай Шоу-и
Бань Гу
Бянь нянь
Ван Ань-ши
Ван Го-вэй
Ван Мин
Ван Мин-шэн
Вэй ЧжэнЙ
Вэй Юань
Вэнь Сян
"Вэнь сянь тун као"
"Вэнь-чан цза лу"
Го Мо-жо
Гуаньдан
Гу Вэй-цзюнь
Гуй Лян
"Гуйхай юй хэн чжи"
Гу Цзе-ган
"Гуцзинь тушу цзичэн"
"Дай Мин люй"
Дай Хун-цы
Дай Цзи-тао
"Дай Цин люй ли"
"Дай Цин хуй дянь"
"Дай Цин хуй дянь шили"
"Ди фань"
Дун Сюнь
Ду Чжэн-шэн
Ду Ю
Дэн Сяо-пин
Дэн Чжи-чэн
ДэнЧжун-ся
Евнух
Инь
И Синь
И Чжу
Кан-си
Кан Ю-вэй
Конфуций
"Культурная революция"
Легизм
Ли Да
Ли Да-чжао
Ли Кэ-цян
Ли Ли-сань
"Лин вай дай да"
Линь Бяо
Линь Цзэ-сюй
Лифаньюань
Ли Хун-чжан
Ли Цзы-чэн
Лиши гуши
Ли Шу
Ло Эр-ган
Лэй Хай-цзун
Лэй шу
Лю Да-нянь
Люй Сы-мянь
Люй Чжэнь-юй
Лю цзан
Лю Чжи-цзи
Лю Шао-ци
Лю Ши-фу
Лян Ци-чао
Ляньцзой
Ляо Чжун-кай
Ма Дуань-линь
Мао Цзэ-дун
Маоцзэдун сысян
"Мао чжуси юйлу"
"Минши"
Минь Нин
Мулу
Мянь гуань
Мяньсо цзюй гуань
Нурхаци
Няньхао
Оуян Сю
Пинхуа
"Пинчжоу кэ тань"
Пудев
Пу И
Пэн Дэ-хуай
Саньгэ дайбяо
"Сань ши лю цзи"
"Синь Тан шу"
Си Цзинь-пин
"Суй шу"
Сун Цин-лин
"Сун ши"
"Сун шу"
Сунь Ят-сен
Сы жэнь бан
"Сы ку цюань шу"
Сыма Гуан
Сыма Цянь
"Сы шу"
"Сюань-хэ фэн ши Гаоли ту цзин"
"Сюй бо у чжи"
Сюй Цянь-сюэ
Сюй Чжун-шу
Сюнь-цзы
Сян Да Йз
Сян жун инь
Сян Чжун-фа
Сяо кан
СяЦзэн-ю
"Тан люй шу и"
Тан Тай-цзун
Тан Чан-жу
Тань Сы-тун
Тань Цянь
"Тан юй линь"
"Тин ши"
Троцкизм в Китае
Тунвэныуань
"Тун дянь"
Тунцзянь-сюэ
"Тун чжи"
У син
У Хань
У-хоу
Фан люэ
Фан чжи
Фань Вэнь-лань
Фань цзо
Фань Чжун-янь
Фа-шу-ши
Феминизм в Китае
Фу син
Фу Сы-нянь
Фэнтяньси
Хань У-ди
"Хань шу"
Хоу Вай-лу
"Хоу Хань шу"
ХуаТо-фэн
ХуанСин
Хуантайцзи
Хуан Чао
Хубилай
Хуй яо
Хунвэйбин
Ху Цзинь-тао
Ху ШиЙ
Ху Шэн
Ху Яо-бан
Хэхэ-сюэ
Хэ Цзы-цюань
Цзай Тянь
Цзи ши бэнь мо
Цзоу Жун
Цзунлиямэнь
"Цзы чжи тун цзянь"
"Цзы чжи тун цзянь ган му"
Цзюньцзичу
"Цзю Тан шу"
Цзян Лян-ци
Цзян Тин-фу
Цзян Цзин-го
ЦзянЦзэ-минь
Цзянь Бо-цзань
Ци Ин
"Цинбо цза чжи"
"Цин ши гао"
Цинь Ши-хуан
Ци цзюй чжу
Цуй Шу
Цун шу
Цы Си
"Цэ фу юань гуй"
Цюй Цю-бо
Цянь Да-синь
Цянь-лун
Цянь My
Чан Кай-ши
Чжан Бин-линь
Чжан Вэнь-тянь
Чжан Го-тао
Чжан Дун-сунь
Чжан Сюэ-чэн
Чжан Тин-юй
Чжан Цзюнь-май
Чжан Чжи-дун
Чжао И
Чжао Цзы-ян
Чжиси
Чжоу И-лян
Чжоу Энь-лай
Чжуань
Чжу Дэ
Чжунсинф
Чжунхуа фусин шэ
Чжу Си
"Чжу фань чжи"
"Чжу шу цзи нянь"
Чжу Юань-чжан
Чжэн ХэЙ
Чжэн Цяо
Чжэн шу
"Чжэнь-гуань чжэн яо"
Чингис-хан
Чумин
Чумянь
"Чэнь гуй"
Чэнь Ду-сю
Чэнь И
Чэнь Инь-кэ
Чэнь Ли-фу
Чэнь Юань
Чэнь Юнь
Шан Юэ
Шипу
Шипин
"Ши тун"
"Ши цзи"
Ши э
"Шу цзин"
Шэн сюнь
Шэньши
Юань Тун-ли
Юань цзо
"Юань ши"
Юань Ши-кай
"Юн-лэ да дянь"
Ян Шан-кунь

Справочный раздел
Список сокращений
Библиография: Книги по исторической, политической и правовой мысли Китая (избранная литература на русском языке)
Двадцать четыре династийные истории
Таблицы перевода китайских мер и весов в метрические
Хронологические таблицы правления императоров
Высшие руководители КНР и КПК с 1949 г.
Демократические партии в КНР
Политические партии на Тайване
Основные даты, факты, события
Карты
Указатель имен
Указатель произведений, собраний сочинений, книжных серий и периодических изданий
Указатель терминов и названий

Том 5:
Введение

Общий раздел

Специфика традиционной китайской науки

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Нумерология

Классификационизм и нумерология

Явные и неявные формы нумерологии

Соотношение нумерологических символов и чисел

Основополагающие нумерологические числа

Математика

Основные этапы развития

Система счисления и вычислительные устройства

Запись цифр

Счетные палочки

Знак нуля

Градуированные счетные палочки

Вычисления

Четыре арифметических действия

Использование простых дробей

Десятичные дроби

"Тройное правило"

Вычисление степеней и корней

Общая специфика

Система линейных уравнений

Отрицательные числа

Правило ин бу цзу

Неопределенные уравнения

Системы сравнений первой степени

"Метод конечных разностей"

Квадратные уравнения

Уравнения кубической и более высоких степеней

Обозначение тянъ юань

Треугольник Паскаля

Геометрия

Определения моистов

Вычисление площадей и объемов

Теорема Пифагора

Метод чун ча

Вычисление значения числа "пи"

Элементарная теория чисел и комбинаторный анализ

Четные и нечетные числа

Магические квадраты

Числовые ряды и прогрессии

Комбинаторика

Особенности и мировое значение

НАУКИ О НЕБЕ

Астрология

Теоретические основы

Историческое развитие

АстрОНОМИЯ 1

Этапы развития и особенности

Астрономические модели мира

Циклические знаки

Хронология

Измерение суточного времени

Солнечные часы

Водяные часы

Часовой механизм с песочным двигателем

Система астрономических координат

Астрономические приборы и устройства

Шаблон околополюсных созвездий

Армиллярная сфера

Небесный глобус

Комбинированный прибор Су Суна

"Упрощенный прибор" Го Шоу-цзина

Астрономические наблюдения

Солнечные и лунные затмения

Прецессия

Неравномерность видимого движения Солнца

Исследования движения Луны

Связь между приливами и фазами Луны

Солнечные пятна

Метеоры и метеориты

Новые и сверхновые

Звездные каталоги

Карты звездного неба

Длина земного меридиана

Метеорология

Место метеорологии в традиционном мировоззрении

Метеорологические теории и наблюдения

Метеорологические приборы

Календарь

Значение календаря в культуре

Лунно-солнечные календари

Солнечный календарь

ФИЗИЧЕСКИЕ НАУКИ

Механика

Физическая картина мира

Место механики в традиционной науке

"Наклоняющиеся сосуды"

Моистская теория рычага

Изучение движения монетами

Прочность материалов

Плавучесть

Действие атмосферного давления

Поверхностное натяжение

"Чудесный тазик"

Основные тенденции развития

Учение о цвете

Учение о тени

Искусственные источники света

Оптические устройства

Плоские зеркала

Вогнутые и выпуклые зеркала

Камера-обскура

"Магическое зеркало"

"Волшебный фонарь"

Магнетизм

Традиционные знания о магнетизме

Эволюция компаса

Искусственное намагничивание

Магнитное склонение

Компас в навигации

Акустико-музыкальная теория

Акустика в традиционной культуре

Представления о свойствах звука

Колебательно-волновая концепция звука

Изучение акустических явлений

Архитектурная акустика

Психофизиология звука

Музыкальная теория

Система 12 люй

Пентатоника

Равномерная темперация

Музыка и система мер и весов

Наблюдение сезонных изменений ци

Музыкальные инструменты

Разновидности музыкальных инструментов

Барабаны

Губной орган

Колокола

Цитра цинь

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

География

Образ ойкумены

Географическая литература

Картография

Рельефные карты

Геодезические методы

Путешествия

Геология и смежные науки

Историческая геология

Описательная геология

Палеонтология

Источники по минералогии

Применение некоторых минералов

Концепция превращения минералов

Разведка полезных ископаемых

Кристаллография

СеЙСМОЛОГИЯ

Геомантия (фэн шуй)

Сфера применения

История фэн шуй

Компас геоманта

Указания фэн жуй

Влияние фэн шуй на культуру

ИНЖЕНЕРНАЯ МЫСЛЬ

Основные тенденции развития

Механические устройства

Карданов подвес

Цепной подъемник

Ременной и цепной приводы

Спиннинговая катушка

Мельницы

Мотыги и плуги

Многорядная сеялка

Ткацкий станок

Печатное дело

Наземный транспорт

Колесницы

Наземный парусный транспорт

"Колесница, указывающая юг"

Измеритель расстояния

Лошадиная упряжь

Стремена

Водный транспорт

Навигация

Управление судном

Гребные колеса

Сдвоенные баржи

Воздухоплавание

Воздушные змеи

Пилотируемый полет на воздушном змее

Пропеллеры с вертикальной и горизонтальной осями

Миниатюрные воздушные шары с теплым воздухом

Холодное оружие

Бердыши и алебарды

Метательные машины

Арбалеты

Строительство

Гидросооружения

Борьба с наводнениями

Оросительные системы

Транспортные каналы

Судоходные шлюзы

Морские дамбы

МетрОЛОГИЯ

Меры веса

Меры длины

Меры емкости

Меры площади

НАУКИ О ПРЕВРАЩЕНИИ ВЕЩЕСТВ

АЛХИМИЯ
з

Том 6:
Введение
Предисловие к тому

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА
Содержание и формы, архаика и новации
Понимание и обозначения
Формирование и развитие
Художественная традиция
Основные принципы
Древнейший период
Древние царства и империи
"Смутное время"
Эпохи Суй и Тан
Эпохи Пяти династий и Сун
Эпоха Юань
Эпоха Мин
Эпоха Цин
Последнее столетие

Отражение в мировой синологии

АРХИТЕКТУРА

ЗОДЧЕСТВО

Конструктивная система и типы строений

Дворцовые и жилые ансамбли

Культовые сооружения

Погребения

Градостроение

Развитие архитектуры в новое время и на современном этапе

Ландшафтная архитектура

Элементы традиционного сада

Сады и парки

Северная школа садового искусства

Южная школа садового искусства

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

Изобразительное искусство

Традиционная живопись

Настенная живопись

Лаковая живопись

ЧжанВэнь-тао

Чжан Жуй-ту

Чжан И-моу

Чжан Лун-янь

Чжан Сюань

Чжан Сюй

Чжан Цзэ-дуань

Чжан Чжи

Чжан Ши-чуань

Чжань Цзы-цянь

Чжао Бо-цзюй

Чжао Мэн-фу

Чжао Цзи Шп

Чжао Чжи-цянь

Чжао Юань-жэнь

Чжоу Вэнь-цзюй

Чжоу Синь-фан

Чжоу Фан

"Чжу линь ци сянь цзи Жун Ци-ци чжу-ань"

Чжун Дянь-фэй

Чжуншань-го ды ишу

Чжу Цзянь-эр

Чжу Юнь-мин
Чжэн Се

Чжэнчжи бопу

Чжэн Чжэн-цю

Чу-го ды ишу

Чунь хуа

Чу Суй-лян

Чэнь Кай-гэ

Чэнь Чунь

Чэн Янь-цю

Ша Е-синь

Ша Мэн-хай

Ши гу вэнь

Шинуазри

Шисаньлин

Шэнь Инь-мо

Шэнь Цюань

Шэнь Чжоу

Шэцзитань

Юаньминъюань

Юань Му-чжи

Юань сы цзя

Юй Сань-шэн

ЮйФэй-ань

Юй-цзянь

Юй Ши-нань

Юй Ю-жэнь

Юн-тай му

Юн цзы ба фа

Юнь Шоу-пин

Юэцзюй(1)

Ян Вэй-чжэнь

Ян Нин-ши

Ян Хань-шэн

Янчжоу ба гуай

Янь Ли-бэнь

Янь Чжэнь-цин

Список сокращений

Избранная библиография

Указатель имен

Указатель терминов

Указатель произведений литературы и искусства, периодических изданий и серий

Указатель личных печатей

Алфавитный указатель словарных статей, включенных в т. 1-6 энциклопедии
"Духовная культура Китая"

Хронологическая таблица

по воскресеньям в 17-00

Китайская цивилизация – одна из древнейших цивилизаций на земле. В процессе своего развития она прошла несколько этапов, от первобытного общества до Китая нашего времени, не перестающего удивлять весь мир своим неисчерпаемым духовным и экономическим потенциалом. Но китайская цивилизация интересна для нас еще и тем, что ей удавалось на протяжении всей своей истории, несмотря на многочисленные войны и смены династий, сохранять культурную преемственность. Данная лекция призвана познакомить слушателей с самым ранним этапом формирования религиозности в Древнем Китае и тем самым приоткрыть дверь к сокровищнице многовековой китайской духовности.

Конфуцию, известнейшему китайскому философу, довелось жить в нелегкое для Китая время междоусобных войн и экономической разрухи, когда старые этические и религиозные идеалы терпели полный крах. Это грозило неминуемой гибелью китайской цивилизации, однако Конфуцию и его ученикам удалось создать этико-религиозное учение, сплотившее все общество и ставшее основой построения великой древнекитайской империи. Конфуцианские идеалы до сих пор являются прочной основой повседневной жизни не только в Китае, но и во всем дальневосточном регионе. В данной лекции мы рассмотрим процесс трансформации ранних китайских верований, произошедший в конфуцианстве, а также познакомимся с основными конфуцианскими культами и обрядами.

Семья до сих пор остается важным элементом общественной жизни. Именно в семье происходит первая социализация человека. Неудивительно, что семье всегда, во всех обществах и во все времена уделялось немалое внимание. Данная лекция повествует о специфике семейных и брачных отношений в Древнем Китае.

Для философии Древнего Китая в целом был характерен материалистический взгляд на человека и природу. Только у даосов появляется идея бессмертия, однако и его не следует понимать в духе христианской вечной жизни человеческой души. Данная лекция расскажет о специфике понимания бессмертия в Древнем Китае, а так же о поиске средств по его достижению.

Даосизм в наше время – одна из трех основных религий в Китае. Немалым успехом даосские практики пользуются и за пределами Китая, а с середины XX века мы можем говорить о настоящем буме популярности даосизма в Западной Европе и Америке. В этой лекции будет рассказано о формировании и развитии собственно религиозных практик даосизма.

Преподаватель — Людмила Крыштоп — историк философии, преподаватель.

Стоимость — 300р. за посещение лекции.

Под общей редакцией: М. Титаренко

Издание "Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т. + дополнительный том. М.: Вост. лит. РАН, 2006-2010" представляет собой пионерскую форму научной публикации, которая не вполне укладывается в привычный формат энциклопедии. Каждый том состоит из двух частей:"Общего раздела", представлющегот собой по сути коллективную монографию, которая отражает концептуальные представления российских ученых об истории, теоретических и мировоззренческих основаниях определенной области китайской культуры, ее цивилизационной специфике, и "Словарного раздела", построенного в алфавитном порядке как собрание глосс, уточняющих содержание терминов, названий и характеристики персоналий, упоминавшихся в тексте "Общего раздела". Помимо списка литературы на русском, китайском и других языках к каждой статье и глоссе, тома данного издания в приложении содержат библиографические разделы - сведения о публикациях по соответствующей тематике, вышедших на русском языке за последние 20-30 или более лет. Структура дополнительного тома "Искусство" призвана отразить как семантические, так и культурног-функциональные особенности восприятия "искусств" в китайской культуре. В частности, авторы выделяют особую категорию "процессуальных искусств", соединяющих утилитарность с задачами духовного воспитания. К числу "процессуальных искусств" составители и авторы данного издания относят знаменитые китайские боевые искусства (у-шу), которым посвящена глава "Общего раздела" дополнительного тома. Аворы главы раскрывают особенности истории, общественно-культурных функций, мировоззренческих и теоретических оснований, структуры феномена у-шу, его трансформации в современном мире.

Шестой (дополнительный) том энциклопедии «Духовная культура Китая» посвящен искусству, которое пронизывает китайскую культуру от высших теоретических сфер до повседневных явлений. Общий раздел тома содержит очерки, сгруппированные по видам и жанрам искусства (архитектура, живопись, каллиграфия, декоративно-прикладное искусство, кино, театр, музыка, боевые искусства и т.д.), а также историко-библиографические подразделы о культурно-исторической специфике китайского искусства и его изучении в России. В Словарном разделе представлены понятия и категории традиционного и современного китайского искусства, художественные направления, памятники архитектуры, персоналии и произведения. Справочный раздел включает указатели и другие справочные материалы.

Главы книги

В картине мира, рационализируемой посредством традиционной китайской космологии, акцентируется цельность мироздания, в котором человек является не частью, но некоей гранью, неотъемлемым аспектом. И хотя мыслители разных направлений много рассуждали о выходе за пределы ограничений, накладываемых связями вещного мира, человеку при этом преимущественно предлагалось исходить из того внутреннего совершенства - «доброй природы», «небесного принципа» - которое заложено в нем самом. Бога-Творца и идею синэргии - соединения Божественной и человеческой воль в едином промыслительном действии - эта картина мира не вмещает. Равным образом неуместна в ней идея спасающей благодати Божией. Даже оказавшись на мыслимой вершине бытия, достигнув максимально высокого онтологичского статуса, человек продолжает быть участником текущего космического процесса, хотя бы и «наравне с Небом и Землей», остается причастным к нему. Это мироощущение неизбежно закрепляется в китайских в практике боевых искусств: гунфу, цигун, ушу и т.д.

Похожие публикации

Шарко С. В. М.: ООО «Ин-кварто», 2010.

В монографии исследуются актуальные проблемы перспектив региональной интеграции в АТР с участием России и Китая. На основе обобщения опыта сотрудничества РФ, КНР и азиатских государств предлагаются новые теоретические положения, дополняющие традиционную теорию интеграции и указывающие на многовариантность интеграционных процессов в регионе. Автор представляет новую интерпретацию модели сотрудничества и интеграции России и Китая. Её концептуальный смысл дополняется интеграционной составляющей систем нового типа (ШОС, БРИК) и разных форм многостороннего сотрудничества.

Работа представляет интерес для специалистов в области политологии, мировой политики и международных отношений, а также для широкой аудитории.

Афонина С. Г. , Ван Ц. , Лапшин В. А. Финансовая инженерия, риск-менеджмент и актуарная наука. WP16. Высшая школа экономики, 2013. № WP16/2013/01.

Работа посвящена общему описанию китайского рынка облигаций. В ней содержится обзор западных исследований и история развития китайского рынка облигаций, а также приводится описание структуры, инфраструктуры, регулирования, участников и торгуемых инструментов сегодняшнего рынка облигаций Китая.

Книга содержит полную и всестороннюю информацию по истории императорской России – от Петра Великого до Николая II. Эти два столетия стали эпохой, когда закладывались основы могущества России. Но это же время и обусловило падение империи в 1917 году. В текст книги, выдержанной в традиционной манере хронологического изложения, включены увлекательные вставки: «Действующие лица», «Легенды и слухи» и другие.

Глава посвящена историческому периоду с 220 по 589 год, который получил название «шести династий» - от конца династии Хань до начала династии Суй. Особое внимание уделяется религиозным исканиям китайских народов.

Цель главы - обозначить основные контуры нового формирующегося энергетического мира и оценить, насколько и в чем он будет отличаться от мира сегодняшнего. Мировой спрос на энергоресурсы, его структура и динамика будут определяться испытывающими бурный экономический рост странами Азии.

Королев А. Н. Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 2. С. 170-186.

Обзор конференции, посвященной вопросам развития Китая. Конференция проходила в Коста-Рике, Сан-Хосе, университета Коста-Рики. На конференции были представлены доклади китайстов из Америки, Кореи, Китая, России, Тайваня.

Данная глава посвящена следующим проблемам истории Китая VII – IX века: укрепление китайской государственности прри династиях Суй и Тан, причины кризиса династии Тан и мятеж Хуан Чао, социально-экономическое и политическое развитие в VIII – IX веках.

В монографии авторы обосновывают методологию формирования современной общественной дипломатии, разрабатывают системно-структурные подходы совершенствования модели общественной дипломатии России. Межкультурная коммуникация рассматривается как способ реализации эффективных коммуникативных и дискурсивных стратегий в сфере общественной дипломатии. Выявляются ценностные основы межкультурного диалога (в области российско-китайского межкультурного взаимодействия) как стратегии общественной дипломатии.

Книга рассчитана на политологов, специалистов в области общественной дипломатии, культурологов, специалистов по теории и практике межкультурных коммуникаций, представителей органов государственного управления, российских неправительственных организаций, преподавателей гуманитарных дисциплин, докторантов, аспирантов и студентов высших учебных заведений.

Под науч. редакцией: И. А. Купцова Новосибирск: СибАК, 2015.

В монографии представлены исследования актуальных вопросов динамики этнонациональных культур, развития государственности различных народов, художественно-эстетических традиций и инноваций различных этносов. Рассмотрены этнокультурные особенности российской цивилизации, традиционной китайской культуры, а также народов Евразии.

Книга адресована специалистам в области гуманитарных наук, докторантам, аспирантам, магистрантам, а также всем, кто интересуется проблемами этнокультурного развития современного мира.

В статье рассматривается современное состояние методологии науки применительно к психологии. Показано, что методология настолько развилась и разветвилась, что настала пора разрабатывать ее специальный вид: методологию выбора и применения методологии к частным наукам. Специально выделена роль искусства как своего рода методологии: искусство питает интуицию, а методология дискурсию. В статье также представлена пропедевтика методологической культуры и дана критика или проблематизация однозначности целого ряда методологических принципов, бытующих в современной психологии. Обсуждается также проблема совместимости / несовместимости полярностей, веками существующих в психологии и дискуссии о которых не утихают.

Назрул И. Институциональные проблемы российской экономики. WP1. НИУ ВШЭ, 2008. № 03.

В работе рассмотрена гипотеза Сакса и Ву (Sachs and Woo 1997, 2000), согласно которой опыт Вьетнама доказывает, что темпы экономического роста Китая были бы выше, если бы реформы там осуществлялись не постепенно, а по модели Большого взрыва. Проанализированы достоверность фактов, правомерность их интерпретации и приемлемость самой гипотезы. Сделан вывод о несоответствии гипотезы всем трем критериям. Рассмотрены причины заблуждения Сакса и Ву и показано, что они кроются в их субъективном предпочтении реформ по модели Большого взрыва.

В статье предпринята попытка кодификации старых и новых исследовательских перспектив, существующих в социологии рынков искусства. Отправным пунктом анализа выбраны исследовательские подходы в рамках парадигмы производства культуры, для которой рынок является институтом, способствующим распространению культурных продуктов. Ключевыми проблемами в данном случае становятся структура рынка и цены на произведения искусства. Однако в последнее время возникли и альтернативные подходы, которые обращают внимание на роль эмоций на рынке искусства и ритуальную природу происходящих взаимодействий. После обсуждения исследовательских направлений в статье намечены перспективы анализа, требующие, на наш взгляд, иного - антропологического - подхода к исследованию искусства как товара.

Статья содержит анализ историографии тайной полиции в Российской империи. Выявляя подходы историков к данной теме и способы их работы с историческими свидетельствами, автор показывает негативные следтвия политической актуальности и процесса герметизации знаний о государстве. Ревизия историографического наследия позволяет автору освободить восприятие темы от созданных в разные времена и в разных условиях "квазиочевидностей". Одновременно обращается внимание на наличие богатого комплекса делопроизводственных докуменов полицейского ведомства, сохранившихся в Государственном архиве Российской Федерации. Предлагая неоинституциональный подход к их анализу, автор показывает очевидные и латентные информационные возможности обнаруженных документов.

В статье рассказывается, как шла подготовка к спектаклю "Борис Годунов" в Театре на Таганке. Как из кропотливой совместной работы режиссера и актеров постепенно вырастало здание спектакля. Приводятся стенограммы репетиций 1982 года - до вынужденного отъезда Юрия Петровича за границу.

Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Аистов А. В. , Леонова Л. А. Научные доклады лаборатории количественного анализа и моделирования экономики. P1. Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2010. № Р1/2010/04.

В работе проанализированы факторы выбора статуса занятости (на основе данных Российского мониторинга экономического состо-яния и здоровья населения 1994-2007 гг.). Проведенный анализ не отвергает предположение о вынужденном характере неформальной занятости. В работе также исследовалось влияние статуса неформально занятого на удовлетворенность жизнью. Показано, что неформально занятые, в среднем, более удовлетворены жизнью по сравнению с официально оформленными работниками.

Духовная культура Китая

Китайская мифология

Китайская мифология представляет собой совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддийской и поздней народной мифологии. Одна из отличительных черт китайской мифологии историзация мифических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности. Большую роль играли тотемистические представления. Так, иньцы, племена и считали своим тотемом ласточку, племена ся – змею.

Мифология даосизма.

На рубеже первых веков нашей эры происходит превращение философского даосизма в религию, впитавшую в себя элементы древних народных культов и верований. При этом даосы активно используют в своих целях и некоторые образы древнекитайской мифологии, в первую очередь Хуанди и Си Ванму. Хуанди теряет характер древнего культурного героя и становится первым бессмертным, родоначальником и покровителем даосизма как религиозной системы. Иначе произошло с образом Си Ванму. Согласно китайской традиции, Си-ван-му являлась повелительницей Запада, хранительницей источника и плодов бессмертия. В более древних мифах она выступает грозной владычицей Страны мёртвых, находившейся на западе, и хозяйкой небесных кар и болезней, в первую очередь чумы, а также стихийных бедствий, которые она насылает на людей. Изображалась богиня с длинными растрёпанными волосами, скреплёнными заколкой, телом и лицом человека, хвостом барса и когтями тигра, сидящей на треножнике в пещере. Пищу ей приносили трое синих (или зелёных) трёхногих священных птицы. В более поздней традиции Си-ван-му превращается в небесную красавицу, живущую на крайнем Западе, в горах Куньлунь, на вершине в нефритовом дворце, на берегу Яшмового озера, возле которого растёт персиковое дерево с плодами, дарующими бессмертие. Переориентация этих персонажей, их связь с идеей продления жизни и бессмертия объясняется тем, что эти проблемы стояли в центре средневекового даосизма, адепты которого занимались алхимией и поисками различных средств продления жизни. Неудивительно, что и героями даосских мифов были в основном бессмертные гении. В мифологии даосизма большую роль играли и предания о трёх мифических горах Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу, плавающих в море, представление о которых было заимствовано из древнекитайской мифологии. Особую роль в даосской мифологии стали играть различные повелители духов и бесов (напр., Чжан Тяньши, Чжункуй, Цзянтайгун). Даосский пантеон насчитывает тысячи всевозможных бессмертных, святых, духов, бесов, героев местных культов, персонажей «низшей мифологии», а также более 30 тысяч духов человеческого тела и т. п. Весь этот необозримый пантеон возглавлялся первоначально тремя абстрактными мистическими символами Тянь И («небесное начало»), Ди И («земное начало»), Тай И («высшее единое»).

Хуан-ди

Мифология китайского буддизма.

В первых веках нашей эры в Китай из Индии через Среднюю и Центральную Азию начинает проникать буддизм со своей развитой мифологической системой. Приспосабливаясь к местным условиям, буддизм в Китае включил в свое учение некоторые кардинальные идеи традиционной китайской морально-этической доктрины. Со временем (8-9 века) буддисты стали использовать для своих проповедей и старинные китайские сюжеты, в том числе и восходящие к древней мифологии («Сказ бяньвэнь о почтительном сыне Шуне»). Постепенно происхождение тех или иных буддийских персонажей стало связываться с китайскими героями. Так, появляется предание о том, что бодхисатва Авалокитешвара (кит. Гуаньинь), известная в Китае (видимо, после 7 века) главным образом в женской ипостаси, есть перерождение принцессы Мяошань, дочери одного из китайских князей (12 столетие), которая отказалась выйти замуж и ушла в монастырь вопреки воле отца. Пройдя через многочисленные испытания, связанные с местью отца, и побывав даже в преисподней, Мяошань встретилась с Шакьямуни и была препровождена на гору Сяншань на острове Путо (существуют разные варианты этой легенды), где стала бодхисатвой Гуаньинь. Под непосредственным влиянием буддизма происходит и развитие мифологических представлений китайцев о потустороннем мире и преисподней. В древности взгляды эти были, видимо, весьма смутны. Считалось, что после смерти душа человека попадает к Хуанцюань («жёлтому источнику»), что царство мертвых располагалось где-то на западе или на северо-западе. В начале нашей эры царство мёртвых было локализовано в пределах горы Тайшань, повелитель которой ведал судьбами людей и умерших, а также в уезде Фэнсянь (провинция Сычуань), однако детально разработанные представления об аде (диюй) и многочисленных адских судилищах появились в Китае лишь под влиянием буддизма.

Гуаньинь

Поздняя народная мифология.

Наряду с даосской и буддийской мифологическими системами в Китае существовали и различные архаические и вновь возникающие местные народные культы, а также культы конфуцианских мудрецов и различных героев общегосударственного и местного значения. Если для древнекитайской культуры была чрезвычайно характерна историзация мифических героев - первопредков, то для средних веков более характерен обратный процесс - мифологизация реальных исторических деятелей, превращение их в богов - покровителей ремёсел, богов - покровителей городов, отдельных местностей и т. п.

Среди бесчисленного множества мифологических персонажей синкретического пантеона выделяется ряд устойчивых групп: небесные божества Юйди и его свита, божества природы и стихий (бог грома Лэйгун, богиня молнии Дяньму, божества ветра, вод, включая и драконов всех родов и рангов, например лунванов - царей драконов и большинство духов звёзд и т. п.), местности и городов (Туди, Чэнхуан и т. п.), дома и общественных зданий (боги дверей - мэньшэнь, очага - Цзаован, постели - Чуангун и Чуанму, отхожего места - Цзыгу, стражи храмов - целаньшэнь, покровители ремёсел, отдельных профессиональных групп, торговли, а также домашнего скота), медицины (часто объединяемые одним термином Яован, «царь лекарств», а также богини, защищающие от болезней, например оспы - Доушэнь, духи, спасающие от заразных болезней, - вэнь-шэнь и т. п.), боги-чадоподатели (Чжансянь, приносящий сыновей, целый сонм богинь-няннян, дарующих детей, к которым, в народном представлении, примыкает и бодхисатва Гуаньинь), боги счастья, долголетия, богатства, духи - служители преисподней, множество привидений, теней, бесов.