Фернан Леже и японская индустриальная картинка XIX века. Постеры, pепродукции картин известных художников в высоком разрешении хорошем качестве, клипарт и фотографии большого размера для скачивания

У меня есть удачный и интересный пост про знаменитого
французского Тубиста (его собственный стиль-Тубизм) Фернана Леже. Я люблю его работы больше, чем классический кубизм всех периодов кубизма.
Я сам иногда не только смотрю на репродукции в этом посте, но даже читаю собственный текст. Я не писал много, чтобы вас не напугать.
Замечательный коммунист! (Замечательный не потому что коммунист.) Но если вам не подходит авангард 20 века, то не позорьте себя осуждением того, чего вы не понимаете.
Просто проходите прямо и сразу, после заслонки, направо. К МЕДВЕДЯМ ("Утро в сосновом лесу") Шишкина Иван Ивановича и Константина Аполлоновича Савицкого
и дальше к вечно-зелёному портрету русской Джоконды, Марьи Ивановны Лопухиной работы товарища Боровиковского, Владимира Лукича.

А то вдруг, возьмите и попробуйте ПРОЧУВСТВОВАТЬ, ПОЧУВСТВОВАТЬ и ПОНЯТЬ!
Фернан Леже -- замечательный.

Просто замечательный Фернан Леже и его тубизм.(1881-1955)
Лидер авангарда и тот самый художник
чью одежду донашивал Сергей Довлатов.


Женщина с кошкой. 1921

Конечно, основателями кубизма были Пикассо и Брак. Но Леже
и ещё один художник считаются вместе с Браком и Пикассо теми кто развивал и создавал кубизм.
Между прочим, интересный портрет дамы с кошкой.


Женщины в интерьере 1921, Леже, Фернан

Я набрал почти все работы, чтобы они были несложные для понимания. Парочку я объясню, чтобы появилось ощущение того, что к чему и куда.
Но насиловать себя ни в коем случае не стоит. Если не хочется узнать про кубизм,значит и не надо. Значит вам этот стиль не подходит.


Строители 1951

Между прочим я помню советские, уже послесталинские конечно,
плакаты именно о стройке, на которых было заметно влияние этой работы. Наверное не только
при Хрущёве, но ещё больше при Брежневе.
Дело в том, что Леже стал коммунистом. На год позже Пикассо. Пикассо вступил в ФКП
через два месяца после освобождения
Парижа, в октябре 1944 года. А Леже вернулся из Америки только в 1945 году.
И в этом же году стал коммунистом.
Коммунисту наверное можно было подражать. Но только в плакате. Никто особенно не
стремился вводить кубизм и последующие авангарды в СССР.


Обнажённые в лесу. (1909-1910) Nudes in the Forest

Уже в первые годы кубизма, Леже создал его собственный вид кубизма.
Начиная с этой работы "Обнажённые в лесу". Кубизм Леже назвали ТУБИЗМ, от слова труба.


Леже, Фернан; Пересечение железных дорог 1919 The railway crossing

Вот что мне нравится. Какая динамика.Конечно, может быть это мне так подходит, а не другим.
Первая Мировая Война оказала влияние на все виды искусства и литературы. И какое же это было влияние!!
Ещё в 1915 году, в Швейцарии, собравшиеся там художники и писатели, и кто хотите создали дадаизм.
Дадаизм
был и практически стал антикультурой. Так на них повлияла неслыханная по страданиям и убийствам война.
Они полностью разочаровались в цивилизации и в культуре.
Леже страшно отравился горчичным газом в германской газовой атаке в битве под Верданом.
Он выжил чудом. В 1916 году его комиссовали под чистую


Механик, 1920 Леже, Фернан; (1881—1955)

Леже пришел к другим результатам.
Он стал верить в индустриализацию, в то, что применение везде и всюду машин
и таких же достижений человека, излечит человечество от последствий ПМВ.
Начиная с этой работы, "Механик" Леже стал писать индустриальное,
малоэмоциональное человечество.


Леже, Фернан; Три женщины (1921-22)

Эти обнажённые женщины написаны как почти беспристрастные куклы.
И даже их кожу он написал как искусственную. Это стало новым искусством Леже.
Уже в 40-х он объяснил, что человек должен стать объектом живописи
и перестать быть субъектом. Это он и делал. Посмотрите. Это ещё только начало двадцатых, но тем ни менее мы видим и чувствуем
что эти женщины есть полноценная часть композиции, но уже не совсем главная.
Фигурная часть композиции Леже ещё не стала совсем, но уже становилась объектом как и детали интерьера.
И здесь совсем не имеет значения, что только сидящую даму мы видим в полном теле, а у остальных присутствуют только нужные
для Леже анатомические детали. Забудьте и не ворчите, что это не искусство.
Ответьте сами себе честно:
Когда вы смотрите вы воспринимаете их как женщин, несмотря на анатомическую недостачу?
Вообще-то это совсем просто для каждого с развитым царством ассоциаций в подсознании. Меня немало удивляет, когда дипломированные и остепенённые
не могут понять развитое искусство. А может просто не хотят, или советское образование было такой же фальшивкой как и гимназии?
Пошлить и говорить скабрезности не надо. Не подходит, проходите к Марье Ивановне Лопухиной.


Леже, Фернан. Развлечения.(Посвящение Луи Давиду) 1948-1949

Когда-то были в моде книжки--"Физики шутят". Здесь--"Художники шутят"


Леже, Фернан; Город 1919 The City, MoMA, Нью-Йорк

Это тоже удачная работа на мой взгляд. Теперь, когда вы знаете идею Леже,
попробуйте оценить для себя эту работу. Идея простая. Индустриализация и город.
Я когда в первый раз увидел, то услышал гудки и всякие недовольные крики в городской пробке на дороге. АГА!
Удивительное было дело.
Сейчас в первый раз рассказал. Примерно, стеснялся. Даже тормоза визжали.
Чтоб Мишка Вербицкий забыл все доказательства теоремы Торрелли и оставил голодными его талантливых деток,
если я не слышал бибиканье и визг тормозов.


Bargeman, 1918 by Fernand Leger

Эту работу я немного расскажу. То есть постараюсь объяснить. Она примерно называется--Моряк, который работает на барже.--
Посмотрите направо и вглубину налево. Вы видите дома. Леже написал баржу, на которой этот моряк проходит через Париж по реке Сене.Не бойтесь авангарда.
Вы видите как это просто. Но использован современный тому времени стиль. Поэтому мы не видим моряка на барже, а только его руки, которые заканчиваются какими-то
спец.стальными когтями.
Может быть мы видим и усатое лицо моряка. Посередине картины, чуть-чуть левее центра. Вполне возможно. То что шея предполагается и находится значительно выше не имеет значения.
В Кубизме и в Тубизме голова совсем не обязана сидеть на шее. НОРМАЛЬНО. Если художнику нужно было, то голова могла находится как раз там, откуда ноги растут.
Правда я не помню такого, но почему бы и нет, если надо?

Посмотрите налево к краю картины и как раз, примерно, посередине левого края. Баржа идёт по Сене. Вы видите? Ничего особенного, правда?


Три девушки на красном фоне. (композиция с тремя женщинами) 1927

Леже был поздний. Он начал по-настоящему учиться
только после армии. Поэтому он стал
самостоятельным художником только в 25 лет. Сначала он учился на
архитектора. В 1920-м году Леже познакомился с Корбюзье. Это стало дружбой на всю жизнь.


Леже, Фернан.Витраж

Леже был по-настоящему талант.
Он был успешный кроме живописи, ещё и в кино и в скульптуре. Ещё между войнами он сделал интерьер квартиры Нельсона Рокфеллера.
В начале 50-х его работами украсило свою штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке.


Леже, Фернан, Натюрморт с пивной кружкой. 1921 Fernand Leger, Still Life with a Beer Mug

Жена артиста Черкасова хорошо знала последнюю, русскую жену Леже. Когда стали потихоньку выпускать на пару дней за границу, она, Черкасова,
побывала в Париже и привезла (она дружила с матерью Довлатова) Довлатову кожаную куртку Леже. Она была вся замасленая и в пятнах, и даже потёртая. Довлатов собирался обидеться
на подарок. Но когда он услышал, чья была куртка, он её берёг, но тем ни менее носил везде.
Но Довлатов, как и мы, вырос в стране Советов, и он не оценил по-настоящему роли Леже в мировой живописи. Довлатов всё это, описал,
в рассказе--"Чемодан"--почитайте. Хорошо читается.


Адам и Ева. 1934 Adam and Eve.


Курильщики 1912

Довлатов очень хорошо мыслил. Он не разобрался в Леже и не оценил его правильно. Наверное, потому что ему не нужно было.
Аж дым идёт, или вы не видите? Ниже будет солдат-курвец и там уж точно дымит из трубки и вокруг него.



Сад моей матери. 1905.

Я специально вставил одну, докубистическую работу, чтобы вам было с чем сравнивать. Примерно так.
Это работа, которую Леже сделал до наступления в его душе тубизма. До начала кубизма, то есть до того что сделали Брак и Пикассо в 1907 году, было ещё два года.
Мы видим, чуть изменившийся к тому времени, и наверное всё ещё модный, стиль по имени "ПУАНТилизм". От слова ТОЧКА. Балерина стоит на ПУАНТах, на
одной точке этих тапочек. Вводная картина на самом верху страницы моего блога на ЖЖ, - три обнажённые модели художника,- есть одна из самых
классических работ в пуантилизме, созданнная основателем этого стиля, которого звали Жорж-Пьер Сёра.


Фернан Леже. Три Сестры

Вы смотрите и не стесняйтесь, если вам кажется, что это слишком сложно для вашего восприятия. Посмотрите ещё раз, ядрёна мама!
И вы восхититесь. Это прекрасная работа.


Fernand Leger. Строители. The Builders

Это вторая работа--"Строители". Как и та первая, она оказала заметное влияние
на советский плакат. Я бы даже сказал, что наверное эти две работы "СТРОИТЕЛИ" больше
повлияли на плакат Брежневского времени, чем Хрущёвского. Немного странновато, но пути Господни и пути товарища Суслова, неисповедимы.
Всё! Дочитывайте сами.


Солдат с трубкой.

Ладно. Я впервые помещаю подходящую сравнительную штуку к этой работе Леже, которую я усёк очень давно,
но никак не собрался сделать. Не полностью, но помещаю. Без немцев.


Отдыхающий солдат. 1911 г. Ларионов, Михаил Фёдорович (1881-1964)


Что же мы видим, когда смотрим? Мы видим трёх солдат-курвецов, написанных двумя талантами: русским и французским. Интересно что Ларионов написал эти разностилевые работы в одном и том же,
в 1911 году. Михаил Фёдорович Ларионов и в немалой степени его жена, Наталья Сергеевна Гончарова были основателями русского замечательного авангарда. Русский авангард был замечательный,
когда искусство ещё жило без идеологии, само по себе.
Ларионов с Гончаровой жили во Франции и потом в Париже с 1915 года.

Они не были белоэмигрантами. Но они уже стали ненаши(sic). И нам рассказывали, что самый цимес авангарда в живописи создал как раз товарищ Маяковский, сбоку немного упоминали Бурлюков и
автора отвратительной иконы (никаких шуток) для XVII съезда партии, съезда Победителей, Илью Машкова.
Я ничего не скажу. Я сделал своё дело. Увидел и объединил эти три интересные работы. Теперь вы сами посмотрите на все три работы и вы увидите солдата в дыму не только у Ларионова, но и у Леже.
Вы обязательно увидите. Вы видите, вы чувствуете солдата?


Печатник. Леже, Фернан(1881—1955)Fernand Leger

Одна работа Леже, была продана несколько лет назад, за больше чем 22 миллиона американских долларов.
Последняя самая большая продажа в 2008-ом году принесла за "Этюд женщины в голубом" (1912–13) (Étude pour la femme en bleu) больше
чем 39 (тридцать девять) миллионов долларов (USA).

Эти безумные цены за искусство - отвратительны. И они окончательно убивают живопись, которая уже перестала быть искусством верхнего ряда.

Леже, Фернан(1881-1955)Fernand Leger умер 17 августа 1955 года.
Он не дожил до 75 лет меньше чем 6 месяцев

Фернан Леже (1881-1955) - французский живописец, мастер декоративного искусства. Это было в 1913 году. Фернан Леже вместе с друзьями сидел в популярном среди художников и поэтов парижском кафе "Клозери де Лила", и вдруг мимо, подобно видению, пронеслась девушка на велосипеде. Она была в подвенечном платье и легкой, похожей на облако фате. Оказывается, ей на свадьбу подарили велосипед, и она, решив его опробовать, приехала из Нормандии прямо от свадебного стола, за которым должна была сидеть рядом с сыном деревенского нотариуса, в Париж, где и покорила сердце самого Фернана Леже.

Говорят, что это не совсем правда, возможно, все это эксцентричная выдумка известного критика, друга Леже - Блеза Сандрара. Однако и сам Фернан Леже, и его первая жена Жанна Дои не раз повторяли ее как быль. А иначе почему в его картинах столько девушек на велосипедах, откуда у него такое пристрастие к технике, к сверканию вращающихся колес, вообще к "машинизму"?!

Родился Фернан Леже 4 февраля 1881 года в Нормандии, в городке Аржантан. Его отец занимался разведением домашнего скота и очень рано умер. А мать, которую Фернан бесконечно любил, не совсем понимала его стремление во что бы то ни стало быть художником. Он окончил городской колледж, а затем церковную школу в Теншебре, и в шестнадцать лет дядя-опекун посоветовал ему поехать в Канн учиться архитектуре. В 1899 году Фернан перебрался в Париж, где три года работал чертежником у архитектора, служил при 2-м саперном полку в Версале. Только в 1903 году он начал серьезно изучать живопись в Школе декоративного искусства, в свободных студиях Школы изящных искусств, где он учился у живописца Габриэля Феррье и скульптора Леона Жерома, и в академии Жюлиана. У него появилась возможность посещать Лувр и знакомиться с творчеством известных мастеров.

Те, кто знал Фернана Леже, говорили, что он в обращении иногда удивлял фамильярной простотой и даже грубоватостью, но, по свидетельству многих, был очень одинок. Вместе с Ан-дре Маром Фернан снял мастерскую, где мог заниматься живописью, одновременно он подрабатывал у архитектора и фотографа. Первые его картины "Сад моей матери" и "Портрет дяди", написанные в 1905 году, выполнены под влиянием Ан-дре Мартена, очень броско, пастозно. Позже Фернан Леже испытал влияние фовизма и сезанновской конструктивной трактовки формы.

Новые стимулы для творчества Леже обрел, поселившись на улице Пассаж-де-Данциг в отеле "Ля Рюш" ("Улей"). Там в то время жила целая колония художников - Архипенко, Лоране, Шагал, Сутин, Робер Делоне и писателей - Макс Жа-коб, Аполлинер, Блез Сандрар.

Огромное впечатление на Фернана Леже в 1907 году произвела посмертная выставка Сезанна. Он и сам начал выставляться, в 1908 и 1909 годах посылал свои работы, написанные на острове Корсика, на выставки Осеннего салона, а рисунки - на выставку 1910 года. А потом неожиданно увлекся кубизмом и уничтожил почти все свои старые полотна.

Теперь, когда в его работах все более строго подчеркивался объем, он приступил к серии работ "Контрасты формы" и выставил свои работы на выставке Независимых. Гвоздем Салона стало полотно Фернана Леже "Обнаженные в лесу", над которым он работал целых два года (1909-1911).

Фернан Леже получил среди друзей прозвище "тюбист" (игра слов "tube-tubiste" - труба-трубист), а известный критик Метценже писал: "Фернан Леже измеряет день и ночь, взвешивает массы, рассчитывает сопротивление. Его композиции... это живое тело, органами которого являются деревья и фигуры людей. Строгий художник, Фернан Леже увлекается этой затрагивающей биологию глубинной стороной живописи, которую предчувствовали Микеланджело и Леонардо".

Сам Фернан Леже утверждал, что следует традициям французского импрессионизма, в котором его не устраивал не избыток цвета, а отсутствие конструктивной силы, которую он " пытался наращивать усилением, гипертрофией объемов и пластических форм. Уже в первых своих концептуальных произведениях Фернан Леже использовал элементы, которые впоследствии стали основой почти всех его композиций,- напоминающие детали механизмов усеченные конусы, разобщенные объемы и видоизмененные, деформированные руки с плотно сомкнутыми пальцами.

Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов. И если Делоне использовал полутона, Леже пробовал показывать откровенность каждого цвета и объема. "У меня краски живые,- говорил он - Я хотел добиться чистых, локальных тонов, чтобы красный был очень красным, голубой - совсем голубым". "Контрасты формы" Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах ("Натюрморт с книгой", "Будильник"), фигурах людей ("Лежащее обнаженное тело") и даже в природе ("Деревья между домами"). А такие его картины, как "Балкон", "Лестница" и др., поражали всех динамизмом.

1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным. Именно тогда познакомился он со своей первой женой, "велосипедисткой" Жанной, заключил выгодный контракт с Канвейлером, что позволило ему снять удобную студию на улице Нотр-Дам-де-Шан, где он работал всю жизнь. О нем много писали, и сам он читал лекции. Одна из них - "Источники живописи и ее изобразительная ценность" - имела особенно громкий успех. Леже считал себя последователем Сезанна, подчеркивал, что, используя "живописные контрасты цветов, линий, форм", можно "от интенсивного реализма" перейти к познавательному. Начало Первой мировой войны, служба в саперных войсках, а потом отравление газом, лечение в госпитале на несколько лет прервали активную творческую работу и стали для Леже годами глубоких размышлений. Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов.

Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать. В 1922 году он признавался: "Три года без единого мазка кистью, но в непосредственном соприкосновении с жесточайшей и грубой реальностью. Получив свободу, я извлекаю пользу из этих тяжелых лет, принимаю решение: создавая пластические образы, использовать только чистые и локальные цвета и большие объемы, не идя ни на какие компромиссы. Отказываюсь от сделок с общепринятым вкусом, от серости палитры, от мертвых поверхностей заднего плана. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. Не боюсь признаться: меня сформировала война".

Темой его композиций делаются различные механизмы, машины и люди в городе ("Механик в цехе", "Акробаты в цирке", "Двое рабочих на лесах", "Город" и др.).

В 1925 году он провозгласил свою идею ввести цвет не только в экстерьеры, но и интерьеры жилья, банков, больниц, заводов, таким образом создавая архитектоническое пространство. Он мечтал о том, чтобы картины стали своеобразной противоположностью стене. "Я люблю формы,- признавался он,- навязанные нам современной промышленностью, и использую их: сверкающие тысячами бликов стальные конструкции, гораздо более тонкие и прочные, чем так называемые классические сюжеты".

С увлечением сотрудничал Фернан Леже с кинематографистами, участвуя в 1921 году в создании фильма "Колесо" (режиссер Абель Ганс) и др. При содействии операторов он в 1924 году снял свой фильм "Механический балет". В 1923-1926 годах Фернан Леже, объединяя пуризм, кубизм и суперреализм, создал серию композиций, которые построены по строго механической схеме из вертикально срезанных плоскостей ("Зонтик и шляпа-котелок", "Гармонь" и др.).

В живописи Фернана Леже, к которой он возвратился в 1927 году, начали появляться увеличенные персонифициро-

ванные детали (здесь сказалось несомненное воздействие кинематографа). В созданных в это время композициях "Листья и раковины", "Натюрморт с тремя ключами" и других предметы как бы разбросаны по полотну и в то же время незримо поддерживают друг друга. Потом художника увлекла монументальность образов. В 1933 году вместе с Ле Корбюзье Фернан Леже ездил в Грецию, где принял участие в Международном конгрессе современной архитектуры.

В 1932-1935 годах Фернан Леже преподавал в Академии "Большой хижины" и с помощью своей ученицы - белорусской художницы Нади Ходасевич, которая в свое время брала уроки у Казимира Малевича, начал вести свою собственную студию. Выставки Фернана Леже экспонировались по всему миру, в 1936 году он получил признание в Америке.

В конце 30-х годов Фернан Леже увлекся созданием монументальных росписей и настенных декораций. Однако его проекты не привлекли организаторов Всемирной выставки в Париже в 1937 году. Ему предложили только один заказ - грандиозную стенную роспись "Передача энергии" для "Дворца открытий". Мачты электропередач и трансформаторы он изобразил на фоне пейзажа со следами бури, в свете огромной радуги. С увлечением оформлял Леже массовые праздники, а также делал декорации, украшал дома.

Начало Второй мировой войны, военные поражения Франции очень болезненно отозвались в душе Фернана Леже. Он был вынужден переезжать из города в город, а затем вообще эмигрировал в США, где ему предложили возглавить кафедру в Йельском университете, а потом в Колледже Миллса в Калифорнии. За годы эмиграции Фернан Леже создал около 120 картин, но большинство из них - это переосмысление мира собственных рисунков и живописных полотен, привезенных в эмиграцию. Как он сам признавался, возможно, под воздействием климата или ритма жизни, в Америке он работал несколько быстрее, чем раньше. Фернан Леже делал проекты театральных декораций, эскизы к внутреннему убранству Радио-Сити и Рокфеллеровского центра, проектировал витражи, создавал эскизы полихромных скульптур (вместе с Мари Келлери).

Когда-то, наблюдая за тем, как докеры Марселя, забавляясь, толкали друг друга в воду, Фернан Леже решил провести своеобразный эксперимент - образно переосмыслить человека в пространстве, в момент полета. "Ныряльщики на желтом фоне", "Акробаты в сером", "Танец" и похожие на каллиграфические знаки "Большие черные ныряльщики" - это все звенья одной цепи. Темами многих его композиций в это время стали цирк и народный оркестр. В самых разных вариантах изображает Фернан Леже велосипедистов - "Прекрасные велосипедистки", "Большая Жюли", позже - "Два велосипедиста", "Досуги".

Его друзья удивлялись, как успевает он исправлять работы своих многочисленных учеников, делать декорации, оформлять книги, организовывать выставки, заниматься рукописью и керамикой, да еще читать лекции, в которых он резко выступал как против абстракционизма, так и против социалистического реализма.

Фернан Леже получил много заказов на монументальные произведения, стал оформлять не только светские здания, но и храмы и наконец осуществил свою давнюю мечту - объединил в одной огромной картине "Большой парад" разные изобразительные средства.

После смерти первой жены - Жанны рядом с ним рука об руку шла его ученица, белорусская художница Надя Ходасевич, картины и наброски которой всегда вдохновляли его. Когда в феврале 1952 года один французский художник спросил у Нади, правда ли, что она выходит замуж за Фернана Леже, она с гордостью ответила:

Я выхожу замуж за труд.

Они прожили вместе всего несколько лет - 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало. Но именно благодаря Наде Леже, которую все время поддерживал Жорж Бокье, был создан ансамбль мемориального музея Леже в Бьо, на фасаде которого - огромная, в 400 квадратных метров, керамическая композиция, выполненная по проекту Леже. Динамизм керамики подчеркивает огромная цветная скульптура "Цветок-солнце". Так, уже после смерти обрели жизнь монументальные замыслы великого художника, который, постигнув основы конструктивного ритма, сделал ощутимым пространство, полное ясности и гармонии.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Япония - Франция - Россия. Маяковский о Леже

Утагава Кунисада I (1786-1865). "Ремесленники": верхняя часть двойного триптиха. Япония, 1858 г. Инвентарный номер: ЯТ-3550. Государственный Эрмитаж.

Художник: Утагава Кунисада I (1786-1865). Триптих: "Ремесленники" (верхняя часть двойного триптиха). Место создания: Япония. Время создания: 1858 г. Издательство, мастерская: Издатель Дайкокуя Хэйкити (Сёдзюдō). Книга, альбом, серия: Серия "Четыре сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и торговцы". Техника: бумага, ксилография. Размеры: 26х36 см. Поступление: Поступил в 1981 г. Передан по определению Ленинградского городского суда. Не представлено в постоянной экспозиции.

При взгляде на эту ксилографию Утагавы Кунисады сразу вспоминаются французские «Строители» Фернана Леже (1881-1955) из постоянной экспозиции ГМИИ им. А.С. Пушкина и другие работы Леже из серии «Строители».


2.


Фернан Леже. Строители (Строители с алоэ). 1951. Холст, масло. 160 х 200 см. Дар Нади Леже, Бьот. Ж-4085. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина . Photo by . См. также: репродукция картины

Фернан Леже. Строители (Строители с алоэ). 1951. Дар Нади Леже – Надежды Петровны Ходасевич-Леже (1904-1982) Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва.

Описание ГМИИ:

В начале 1950-х годов Леже работал над серией больших живописных панно, предназначенных для украшения общественных зданий. Композиция «Строители» (1951) является одним из центральных произведений данной серии. Сам Леже так объяснял свое увлечение темой строительства: «Эта идея пришла мне по пути в Шеврез. Около дороги сооружались три вышки высокого напряжения. На них громоздились работающие люди. Я был поражен контрасту между этими людьми, металлической архитектурой, облаками и небом. Люди такие маленькие, точно потерянные в этом строгом, суровом, враждебном ансамбле, — вот что я хотел показать. Я с точностью подчеркнул пластическое значение действий человека, небо, облака, металл».

Леже до предела упрощает художественные приемы. Контрасты ярких, активных цветов в сочетании с обобщенными формами рисунка схожи с теми средствами, к которым обращаются современный плакат, монументально-декоративное искусство. Леже достигает особой выразительности четким композиционным построением и контрастами ритма, то убыстренного в вертикалях конструкций и облаков, то замедленного в широких горизонталях балок. В произведении художника, с его утрированием механичности движения, нашли отражение реалии индустриальной эпохи.

3.


Фрагмент. Фернан Леже. Строители (Строители с алоэ). 1951. ГМИИ, Москва. Photo by

Картина сейчас перемещена в Главное здание на выставку «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968 » и даже стала лицом выставки: она на обложке каталога и на сувенирной продукции к выставке.

4.


Суперобложка книги: Библиотека всемирной литературы. Том 152. Западноевропейская поэзия XX века. Вступительная статья Роберта Рождественского. Составление И. Бочкаревой (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция), М. Ваксмахера (Бельгия, Франция), Е. Витковского (Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария), Л. Гинзбурга (Германия), С. Ильинской (Греция), Т. Меликова (Турция), Е. Ряузовой (Португалия), А. Сергеева (Англия, Ирландия), Н. Томашевского (Испания, Италия). - Москва: Издательство "Художественная литература", 1977. - Серия "Библиотека всемирной литературы". Серия третья. Литература XX века. Том 152. . Загрузить книгу: Djv, Pdf .

На обложках книг Строители Леже были и в советские годы. Например, на суперобложке тома «Западноевропейская поэзия XX века» из «Библиотеки всемирной литературы ». Строители с алоэ считались одной из эмблематических композиций всего XX века.

Некоторые другие Строители Фернана Леже:

5.


Фернан Леже. «Строители с деревом». 1949-1950. Частная коллекция. Christie’s, 2014, 2015 / Christie’s, 2014. Lot 28 is a good example of the "Builders" series by Fernand Léger (1881-1955). An oil on canvas entitled "Les Constructeurs avec Arbre," it measures 42 5/8 by 54 1/8 inches and was painted in 1950. It was once in the collections of Nathan Cummings of New York and Stephen A. Wynn of Las Vegas and it has been exhibited and published widely. Other major examples in this series are at the Musée national Fernand Léger in Biot, France, and the Solomon R. Guggenheim Museum in New York, and the Scottish National Gallery of Modern Art in Edinburgh and the Pushkin State Museum of Fine Art in Moscow. It has an estimate of $16,000,000 to $22,000,000. It was passed at $15.5 million. via

Из серии «Найди N-отличий». Может показаться, что на илл. 5 - картина из ГМИИ , но нет - другая. Эта - выставлялась на Christie’s: аукцион «Муза художника», 9 ноября 2015. Эстимейт $12-18 млн. Полотно было снято с продажи на Christie’s в 2014 году, вторая попытка продать его, в 2015, также не увенчалась успехом - продано не было. В 2014 году эстимейт работы составлял от $16 млн до $22 млн, и дилеры оценивали его как завышенный. Несмотря на снижение эстимейта и попытки Christie’s подчеркнуть историческую важность работы - в каталоге говорится о том, что эта картина символизирует связь Леже с коммунистической идеологией, маркетологи вновь потерпели неудачу.

6.

Builders with Rope (Les constructeurs au cordage). 1950. Fernand Léger (1881, Argentan, France; d. 1955, Gif-sur-Yvette, France). Oil on canvas. 161.3 x 114 cm. Solomon R. Guggenheim Museum, New York.

" В годы, прожитые в Жиф-сюр-Иветт, Леже часто писал пейзажи, и ежедневная дорога в Париж бежала перед ним, за ним, вместе с ним попадала в мастерскую, чтоб весело и звонко остаться на полотне. <...>

Именно на этой дороге у Леже возникла идея картины «Строители», одной из его наиболее важных, этапных работ. «Около дороги, - объяснял он,- сооружались три вышки линий высокого напряжения. На них громоздились работающие люди». Этот простой факт открылся художнику как возможность живописного воплощения своих жизненных эмоций и эстетических принципов.

«Я бы советовал молодым художникам посещать стройки, чтоб почувствовать ритмы и пластику современности. И увидеть в рабочем, в строителе хозяина. Завтрашний рай - это завод, прекрасный, как дворец, и в нем рабочий, как Прекрасный Принц», - говорил он. "

[Дубенская Любовь Александровна. Рассказывает Надя Леже. — М.: Детская литература, 1978. — 50 000 экз. Стр. 204]

7.

Fernand Léger. Etude pour "Les Constructeurs": l"équipe au repos . 1950. Oil on canvas. 62.00 x 129.50 cm (framed: 183.00 x 152.20 x 9.00 cm). Accession number: GMA 2845. Scottish National Gallery Of Modern Art. National Galleries of Scotland.
In 1950 Léger made a series of paintings depicting construction workers. Although he had been interested in depicting modernity for some time, he was particularly inspired by the post-war process of reconstruction in France. He saw a group of electricians working on pylons and was struck by the contrast between the natural surroundings and the metallic girders. After joining the French Communist Party in 1945, Léger concentrated on the human figure, as he wanted to make his work accessible to everyone. Eager that his art should be seen by ordinary workers, he exhibited the series of "Constructors" paintings in the canteen of the Renault car factory in Paris.

8.


Фрагмент работы из Шотландской национальной галереи современного искусства / Fernand Léger. Etude pour "Les Constructeurs": l"équipe au repos . 1950. Scottish National Gallery Of Modern Art. National Galleries of Scotland.

9.

Les Constructeurs. 1950 . Fernand Léger. Huile sur toile, 300 x 228 cm. Donation Nadia Léger et Georges Bauquier, 1969. Inv. MNFL 94001. Musées nationaux des Alpes Maritimes. Le Musée National Fernand Léger. / Dernières fixations

Леже Фернан (1881–1955)

Однажды, когда Фернан Леже отдыхал в кафе со своими друзьями, перед ним пронеслось чудесное незабываемое видение - девушка на велосипеде в легком облаке подвенечного платья. Этому удивительному созданию подарили на свадьбу велосипед. Решив его немедленно опробовать, она прямо от свадебного стола в Нормандии примчалась в Париж. Девушка покорила Леже с первого взгляда и стала впоследствии его женой. Быть может, поэтому в картинах Леже так много юных девушек на велосипедах, быть может, поэтому он так пристрастился к технике, к блеску вращающихся колес, быть может, потому на его полотнах такое невероятное количество машин вообще? Как воспоминание о невероятном счастье…


Фернан Леже родился в Нормандии, в городе Аржантане. Его отец, крестьянин, всю жизнь занимавшийся разведением домашнего скота, рано умер, а мать долго не могла понять неудержимого стремления сына во что бы то ни стало быть художником. Поэтому путь в искусство для Леже оказался достаточно длинным. Он окончил городской колледж, затем, по настоянию матери, церковную школу в Теншебре. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, по совету дяди Леже отправился в Канн учиться архитектуре. В 1899 году Леже переехал в Париж, где поначалу работал чертежником у архитектора, потом служил во втором Версальском саперном полку.

Изучать живопись на профессиональном уровне Леже начал только в 1903 году, когда поступил в Школу декоративного искусства. Затем он посещал свободные студии при Школе изящных искусств, где его преподавателями были живописец Габриэль Феррье и скульптор Леон Жером. В то же время Леже обучался в Академии Жюлиана. Молодой художник часто посещал Лувр, где копировал полотна старых мастеров.

Во время обучения Леже вместе со своим другом Андре Маром снял мастерскую, где не только занимался живописью, но и подрабатывал у фотографа и архитектора. В 1905 году появились первые ученические картины Леже, созданные под влиянием живописной манеры Андре Мартена. Это «Сад моей матери» и «Портрет дяди», написанные густыми пастозными мазками в сочной цветовой гамме. Кроме того, на некоторое время Леже попал под влияние идей фовистов и конструктивной трактовки формы Сезанна.

В 1908 году Леже поселился в интернациональной колонии художников и литераторов «Ля Рюш», где в то время проживали Архипенко, Шагал, Лоранс, Робер Делоне, Сутин, Макс Жакоб, Гийом Аполлинер, Блез Сандрар.

В 1907 году Леже испытал потрясение, попав на посмертную выставку Сезанна. С 1908 года молодой художник начал экспонировать свои работы на выставках, посылал картины на выставки Осеннего салона, рисунки - на выставку 1910 года.

В 1910 году Леже сблизился с объединением кубистов «Золотое сечение» и немедленно уничтожил все старые полотна. Под влиянием идей кубистов изменилась творческая манера художника. Натуральные формы на его картинах изменились, приобрели цилиндрические и конические объемы. Хроматический диапазон также сократился, стал чрезвычайно лаконичным. Основным тоном являлся гризайль, несколько тонированный цветом. В подобном духе исполнены композиции «Обнаженные в лесу» (1909–1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Свадьба» (1910–1911, Национальный музей современного искусства, Париж). Этой серии полотен художник дал наименование «Контрасты и формы». Эти произведения покорили публику на выставке Независимых.

После этой выставки один из критиков писал: «Фернан Леже измеряет день и ночь, взвешивает массы, рассчитывает сопротивление. Его композиции… это живое тело, органами которого являются деревья и фигуры людей. Строгий художник, Фернан Леже увлекается этой затрагивающей биологию глубинной стороной живописи, которую предчувствовали Микеланджело и Леонардо».

Фернан Леже считал, что он следует традициям французских импрессионистов, однако переосмысливает их искусство в связи со своим художественным восприятием мира. Он не считал недостатком импрессионистов избыточность их хроматической гаммы, однако художника не устраивало отсутствие конструктивной силы. Эту силу требовалось наращивать путем значительного увеличения объемов и пластических форм. Уже первые произведения художника, по сути, являлись концептуальными; в них содержались все основные элементы, на которых впоследствии станет базироваться творчество мастера: усеченные конусы, разобщенные объемы, деформированные руки со сжатыми кулаками.

Леже воспринимал кубистов исключительно через призму собственного мировосприятия; он был весьма далек от подражательности. На самом деле он увлекался не самими объемами, а раскрытием их внутренней сущности. То же самое касалось и цвета. Если, например, Делоне применял полутона, то Леже хотел показать суть каждого цвета и объема во всей его откровенности. Художник говорил: «У меня краски живые. Я хотел добиться чистых, локальных тонов, чтобы красный был очень красным, голубой - совсем голубым».

Очень важно для понимания творчества художника слово «контрасты», которое так часто звучало в названиях его картин и в публичных выступлениях. Эти контрасты форм для художника существовали не только в абстракциях, но и в предметах («Натюрморт с книгой», «Будильник»), человеческих фигурах («Лежащее обнаженное тело»), в природе («Деревья между домами»). Динамизм этих механоморфных форм выражается путем использования четких чертежных линий и условной штриховки («Балкон», «Лестница», «14 июля», Национальный музей Фернана Леже, Бьо).

Законы контрастов присутствовали в композициях Леже постоянно: естественный контраст между цветами, листьями и корнями деревьев; бытовой - между трубками, подсвечниками, зонтиками и спортивными принадлежностями; индустриальный - между лестницами, кругами, машинными деталями, колесами; наконец, существуют контрасты прямых и округлых линий, статики и динамики. Леже говорил: «Стремясь достигнуть состояния пластической напряженности, я применяю закон контрастов, который вечен как средство отражения жизни. Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета. Я противопоставляю прямые кривым, поверхности плоскостные - поверхностям моделированным, тона в оттенках - тонам локальным.

Первая мировая война и служба в саперных войсках прервали активную творческую работу Леже. Под Верденом он был отравлен газом, долго лечился в госпитале и глубоко размышлял над проблемами искусства, делая зарисовки и коллажи на ящиках из-под снарядов.


Ф. Леже. «Натюрморт с пивной кружкой», 1921–1922 годы


Только в 1918 году художник демобилизовался и получил возможность работать. Вспоминая о прошедших годах, он говорил: «Три года без единого мазка кистью, но в непосредственном соприкосновении с жесточайшей и грубой реальностью. Получив свободу, я извлекаю пользу из этих тяжелых лет, принимаю решение: создавая пластические образы, использовать только чистые и локальные цвета и большие объемы, не идя ни на какие компромиссы. Отказываюсь от сделок с общепринятым вкусом, от серости палитры, от мертвых поверхностей заднего плана. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений: меня сформировала война».

Темой композиций художника становятся люди в городе, а также машины и механизмы. Причем в этот период его изображение почти вплотную приближается к абстрактному искусству. Работы, в которых имитируются разного рода технические системы, образуют оптически подвижные композиции благодаря дискообразным, параболическим и прямоугольным фигурам. Таковы картины «Диски» (1918, Национальный музей современного искусства, Париж), «Деревянная трубка» (1918, частное собрание, Париж). Урбанистическая среда трактуется в виде проекций реальных форм на разноцветные плоскости («Город», 1919, Музей искусств, Филадельфия; «На палубе буксира», 1920, Национальный музей современного искусства, Париж). Художник сумел сформулировать стройную систему эстетики техницизма и доказывал, что живописец должен искать в искусстве аналоги индустриального окружения.

Леже утверждал: «Произведение искусства должно быть выражением своей эпохи, как всякое другое интеллектуальное проявление. Живопись, будучи искусством видения, по необходимости является отражением внешних условий, а не психологии. Существование современного человека-творца гораздо сложнее и насыщеннее, чем жизнь людей предшествующих веков. Представление о вещах менее фиксировано, предмет сам по себе выявляется менее, чем раньше. Пейзаж, пересекаемый, разрываемый автомобилем и скорым поездом, пущенным во всю скорость, утрачивает свое описательное значение, но выигрывает в значении синтетическом».

В 1920 году Леже познакомился с пуристами и их лидерами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье). В дальнейшем художник стал сотрудничать с представителями этого направления и с объединением «Стиль», основателями которого являлись Мондриан и Дусбург. Леже всерьез увлекся проблемой синтеза искусств. В 1920–1930-е годы художник принимал участие в осуществлении многих архитектурных проектов. В 1921 году сотрудничал с кинематографистами (фильм «Колесо», режиссер Абель Ганс). В 1924 году при помощи операторов он выпустил собственный фильм «Механический балет». В том же году вместе с А. Озанфаном, М. Лорансеном и А. Экстером он открыл Свободную художественную школу. В 1929 году при содействии Леже и Озанфана появилась Современная академия. С 1932 по 1935 год художник работал преподавателем в «Большой хижине».

Со второй половины 1920-х годов в искусстве Леже все большее значение приобретает образ человека, машины, городской жизни («Механик в цехе», «Акробаты в цирке», «Двое рабочих на лесах», «Город»). Люди, как правило, свободно обводятся скругленными линиями. Они больше не похожи на механизмы и напоминают образцы наивного народного творчества, например глиняные игрушки, самодельные куклы. Таковы композиции «Чтение» (1924, Национальный музей современного искусства, Париж), «Танец» (1930, Музей, Гренобль). Таким образом техницизм перерастает в разновидность наивного искусства.

Поскольку Леже имел опыт работы в кино, то он попытался создать серию так называемых монтажных композиций, где средние планы легко уживаются с укрупненными деталями, а вещи свободно парят в окружающем пространстве («Джоконда и ключи», 1930, Национальный музей Фернана Леже, Бьо; «Предметы в контрасте», 1930, Национальный музей современного искусства, Париж).

Надо сказать, что в это время Леже начал постепенно отходить от пуризма, поскольку этот стиль представлялся ему чересчур стерильным, лабораторным. У Озанфана, например, предметы настолько хрупки, что кажутся вообще бесплотными. В то же время на полотнах Леже предметы всегда монументальны; благодаря им происходит формирование красочного единства пространства.

В конце 1920-х годов мотив ключей стал для Леже излюбленным. Он переходил из картины в картину, пока не достиг своей высшей точки в «Джоконде с ключами». В композиции связка ключей является ведущей. Она расположена в самом центре и поддерживается некой круглой формой. Очертания этой формы зеркально повторяют круглые головки ключей и кольца, на которые они нанизаны. Помимо ключей и механических элементов, в композиции присутствуют спичечный коробок, на котором ясно видна этикетка-рыба, и, конечно, стилизованное изображение Джоконды. Этот образ интересен тем, что совершенно не претендует на ассоциации с бессмертным шедевром Леонардо. Эта Джоконда больше напоминает какую-нибудь крышку конфетной коробки или обертку от мыла. Таким образом, и рыба со спичечного коробка, и Джоконда - повседневные реалии, а потому несут на себе печать ширпотреба, промышленного дизайна. По поводу этой картины Леже говорил: «Я разбросал свои предметы в пространстве, заставив их поддерживать один другой и одновременно сиять на полотне. Эта игра гармоний и ритмов достигается сопоставлением цвета переднего плана и фона, главных линий композиций, расстояний и различий между предметами».

В 1930-х годах Леже много путешествовал. В это время его увлекли монументальные работы. В 1933 году вместе с Ле Корбюзье он совершил поездку в Грецию, где участвовал в Международном конгрессе современной архитектуры. В 1935 году художник оформлял зал физической культуры для Всемирной выставки в Брюсселе. Выставки мастера в это время уже экспонировались по всему миру. В 1936 году его признали американские ценители искусства.

К сожалению, проекты Фернана Леже не заинтересовали устроителей Всемирной выставки в Париже 1937 года. Мастер выполнил всего один заказ - монументальную стенную роспись для Дворца открытий. Она называлась «Передача энергии», где на фоне пейзажа со следами ушедшей бури и разноцветной радуги изображались мачты электропередач и трансформаторы. Леже с удовольствием занимался оформлением массовых праздников (например, профсоюзное празднество на парижском Зимнем велодроме, 1937) и украшением домов (апартаменты Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке, 1938).

Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку. Там он продолжал рисовать, преподавал в Йельском университете и в колледже Миллса в Калифорнии. Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. Всего за годы эмиграции Леже написал 120 полотен, однако их большинство представляло собой переосмысление прошлого мира рисунков и полотен, которые мастер взял с собой в эмиграцию. Художник считал, что на него подействовал американский климат, - он стал работать гораздо быстрее, чем раньше. Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур.

Однажды неожиданно для самого себя Леже сделал открытие. Наблюдая за марсельскими докерами, которые толкали друг друга в воду, художник подумал, что было бы интересно переосмыслить человека в момент полета, когда он находится в открытом пространстве. Так появились «Ныряльщики на желтом фоне» (1941, Художественный институт, Чикаго), «Акробаты в сером», «Танец», «Большие черные ныряльщики».

В 1945 году Леже вернулся в освобожденную Францию. Радостное настроение пронизывает все полотна того времени; сочной и искрящейся стала колористическая гамма произведений, большинство из которых показывает рабочих, сцены труда и быта трудового народа. Это был пик творчества художника. Одним из лучших полотен того времени считается композиция «Строители» (1950, Национальный музей Фернана Леже, Бьо). На полотне показано огромное строящееся здание, причем изображение сверху и снизу как бы срезано границами рам, и это создает ощущение бесконечности пространства. Металлические конструкции громоздятся на фоне неба. Эффектны решительные горизонтали и вертикали, исполненные в сочной хроматической гамме. Металлическая конструкция и рабочие составляют единое целое, причем люди в этих работах Леже отличаются большей правдоподобностью и жизненностью. Это обстоятельство признавал и сам мастер: «Лица моих рабочих разнообразны. Я приближаюсь к индивидуализации персонажей».

Нарядно и мастерски написана серия полотен «Загородная прогулка» (1954), посвященная отдыху трудящихся людей. Палитра художника отличается красочностью и создает радостное приподнятое настроение. Колористическая гамма включает яркие свежие цвета - красный, желтый, зеленый, глубокий синий, оживленный белыми вкраплениями.

Художник часто пользуется приемом наложения прозрачных цветовых зон на поверхность контурного рисунка, что делает работы похожими на витражи. Радостным мировосприятием проникнуты картины серии «Парад» (1954, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Эти полотна запечатлевают сцены из жизни артистов цирка, варьете. Персонажи предстают еще более индивидуализированными.


Ф. Леже. «Джоконда и ключи», 1930 год


Иногда для создания своих композиций Леже применял оригинальный прием. Фон он создавал нанесением на полотно масляных красок или гуаши, а затем приступал к работе над композициями, которые часто составлялись из разрозненных элементов. Таким образом, многие герои включались в работы постепенно. В старости Леже не раз выражал недовольство созданными образами: «С возрастом горизонты расширяются, знания пополняются. Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах. Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны».

В последние годы жизни Леже часто рисовал портреты. В основном это были изображения близких ему людей: Анри Матисса, Нади Леже.

В 1950-е годы мастер сумел воплотить мечту о массовом, доступном простому человеку искусстве. Его дарование максимально проявилось в монументальных работах - таких, как мозаика и витражи, созданные для церкви в Плато-д’Асси, над которыми он трудился с 1947 по 1949 год, витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), монументальное панно для Зала заседаний здания ООН (1952, Нью-Йорк), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), настенная роспись здания «Газ де Франс» (1955, Альфорвилль). Леже проявил себя также как непревзойденный мастер керамики и гобелена, прикладной графики и театральных декораций.


Ф. Леже. «Строители», 1950 год, Национальный музей Фернана Леже, Бьо


Фернан Леже умер летом 1955 года. Благодаря его жене, Наде Леже, и друзьям был основан мемориальный музей художника в Бьо.

На фасаде музея разместили огромную (400 м2) композицию из керамики, в создании которой использовался проект Леже. Это произведение чрезвычайно динамично; во многом этому способствует большая цветная скульптура «Цветок-солнце». Так даже после смерти художника продолжали воплощаться его монументальные творения, с помощью которых он старался создать гармоничное пространство.


| | (1955-08-17 ) (74 года)

Жозе́ф Ферна́н Анри́ Леже́ (фр. Joseph Fernand Henri Léger ; -) - французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства , член компартии .

Биография

Фернан Леже родился 4 февраля 1881 года в нормандском городе Аржантан на севере Франции. Его отец, Анри Арман Леже, занимавшийся разведением домашнего скота, умер через несколько лет после рождения будущего художника. Мать, урождённая Мари Адель Дюнон, жила на своей ферме в Лизоре вплоть до самой смерти в 1922 году.

  • 1890-1896 Учится в аржантанском колледже и в церковной школе в Теншебре
  • 1897-1899 Учится у архитектора в Канне
  • 1900-1902 Едет в Париж ; работает чертежником у архитектора
  • 1902-1903 Находится на военной службе во 2-м саперном полку в Версале
  • 1903 Поступает в Высшую школу декоративного искусства. Получает отказ в приеме в Высшую школу изобразительных искусств; посещает вольнослушателем курсы Жерома и Феррье, а также Академию Жюлиана; часто ходит в Лувр . В ранних работах Леже заметно влияние импрессионизма .
  • 1904-1907 Ведет тяжёлую трудовую жизнь; совместно со своим земляком Андре Маром снимает мастерскую. Работает у архитектора и ретушером у фотографа. Болезнь вынуждает провести зиму 1907 года у его друга Вьеля на Корсике , в Бельтодере, куда впоследствии неоднократно возвращается. Потрясён посмертной выставкой Сезанна в салоне «Независимых» в 1907 году
  • 1908-1909 Поселяется в «Улье », где знакомится с Архипенко , Лораном , Липшицем , позже с Сутиным , Шагалом , Делоне и их гостями: Максом Жакобом , Аполлинером , Реналем, Сандраром и другими. Некоторые из них становятся его друзьями. Принимает участие в Осеннем салоне. Знакомится с художником-примитивистом Анри Руссо - Таможенником. С г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму . В дальнейшем сюжеты его произведений становятся всё более абстрактными, хотя на позднем этапе Леже отходит от абстракционизма, по крайней мере в своих станковых произведениях. Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Помимо живописи художник занимался также и керамикой, книжными иллюстрациями, дизайном одежды и ковров, работал в театре и кино.
  • 1910 Владелец художественной галереи Канвейлер , поддерживающий Пикассо и Брака , покупает несколько картин Леже, что позволяет Леже год спустя переехать на улицу Ансьенн Комеди. В Пюто знакомится с Жаком Вийоном и через него с группой «Золотое сечение»
  • 1911 Вместе с Глезом , Делоне и другими участвует в выставке «Независимых»: в зале № 41, прозванном «залом кубистов», экспонирует картину «Обнаженные в лесу». Вместе с этой группой выставляется и в Брюсселе . Участвует в Осеннем салоне картиной «Свадьба». Совместно с Андре Маром разрабатывает проект интерьера столовой и рабочего кабинета
  • 1912 Выставляет у «Независимых» картину «Курильщики» и в Осеннем салоне «Женщину в голубом». Участвует и в других общих выставках, в частности в выставке группы «Золотое сечение». Первая экспозиция в галерее Канвейлера
  • 1913 В мае в Академии Васильевой читает лекцию «Истоки живописи и её изобразительная ценность», текст которой публикуют в Париже, Берлине и Бергене. Участвует в выставке «Независимых», в «Армори Шоу » и в первой выставке Осеннего салона в Берлине. В октябре подписывает договор с Канвейлером на продажу ему своих работ. Снимает студию в доме № 86 по улице Нотр-Дам-де-Шан, которую сохраняет за собой до конца жизни
  • 1914-1916 В мае 1914 г. выступает с новой лекцией «Новые открытия в современной живописи» в академии Васильевой. 2 августа мобилизован и направлен в саперные войска. Два года находится на фронте под Аргонами и Верденом . Рисует в траншеях и в местах расквартирования. В сентябре 1916 года под Верденом, где занимался транспортировкой раненых, был отравлен газом
  • 1917 Находится на излечении в Виллепинте. Вновь начинает заниматься живописью. В конце года его увольняют с военной службы
  • 1918-1919 Напряжённо работает, делает иллюстрации для произведений Сандрара. Женится на Жанне Лой. Начинает работать над картинами «Диски», «Город», «Механические элементы». Выставляет свои работы в парижской галерее Леонса Розенберга «Эффор модерн» и в Антверпене в галерее «Селексьон»
  • 1920 При основании журнала «Эспри нуво» завязывает дружеские отношения с Ле Корбюзье . Пишет полотна «Механик» и «Большой обед». С этого года на протяжении многих лет выставляется у «Независимых»
  • 1921 Вместе с Сандраром участвует в работе над фильмом Абеля Ганса «Колесо ». Иллюстрирует книгу Андре Мальро «Бумажные луны». Знакомится с Ван Дусбургом и Мондрианом
  • 1922 Выполняет проекты декораций, костюмов и занавеса к постановке «Каток» на музыку Дариюса Мийо для Шведского балета Ральфа де Маре
  • 1923 Выполняет проекты декораций и костюмов для балета «Сотворение мира» на музыку Мийо по либретто Сандрара в постановке Ральфа де Маре. Работает над декорациями к фильму «Бесчеловечная» Марселя Л’Эрбье с музыкой Мийо; участвует в подготовке проекта одного из залов выставки «Независимых»
  • 1924 Ставит фильм «Механический балет» (операторы Ман Рэй и Дадли Мэрфи, музыка Дж. Антейла). Совместно с Озанфаном , Мари Лорансен и Александрой Экстер открывает свободную художественную школу. Читает лекцию в Сорбонне. Вместе с Розенбергом путешествует по Италии, восхищается Равенной
  • 1925-1927 С известным трудом удаётся выставить абстрактное панно на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в павильоне Ле Корбюзье и в павильоне Мэллет-Стивенса, демонстрирующем проекты здания одного из французских посольств. Выставки: галерея Андерсона, Нью-Йорк ; Бруклинский музей; галерея «Катр Шемен», Париж; персональная ретроспективная выставка у «Независимых». Проявляет все больший интерес к предметам
  • 1928 Выставляет 100 работ и читает лекцию в галерее Флехтхейма в Берлине; выставка в галерее «Эффор модерн» в Париже
  • 1929 Вместе с Озанфаном открывает Современную академию
  • 1930 Выставки в Лондоне в галерее Лейкестера и в Париже в галерее Поля Розенберга. Знакомится с Колдером
  • 1931 Проводит лето в Австрии у своих друзей Марфи. В сентябре-декабре совершает поездку в Нью-Йорк и Чикаго . Выставки в галереях Джона Беккера и Дюран-Рюэля
  • 1932 Преподаёт в Академии «Большой хижины». Посещает Скандинавские страны . Выставка в Нью-Йорке, в галерее Валентена
  • 1933 Большая выставка в Цюрихе , в Кунстхаусе, на которой Леже присутствует лично. Вместе с Ле Корбюзье едет в Грецию на международный конгресс современной архитектуры. На обратном пути на корабле читает лекцию «Архитектура и жизнь»
  • 1934 Выставка в галерее Виньона. Лето проводит у Марфи в Антибе. В августе в Лондоне готовит декорации для фильма Г. Дж. Уэллса «Форма вещей будущего». В сентябре выставка в Стокгольме в Современной галерее. Лекция в Сорбонне «От акрополя до Эйфелевой башни»
  • 1935 На всемирной выставке в Брюсселе оформляет зал физической культуры, построенный по проекту Шарлоты Перрьян. В октябре вновь едет в соединенные Штаты, где встречается с Ле Корбюзье. Большая выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Институте искусств в Чикаго
  • 1936 в «Дискуссии о реализме» подчеркивает свою духовную независимость. Выставляется в Салоне мурального искусства
  • 1937 Декорации для балета Сержа Лифаря на музыку Риети «Торжествующий Давид», поставленного в парижской Опере. Эскизы декораций для профсоюзного праздника на Зимнем велодроме и панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже, дирекция которой предварительно отклонила уже несколько проектов. В ноябре читает в Антверпене лекцию «Цвет в мире». Выставка в галерее «Артек» в Хельсинки , где знакомится с Аалто
  • 1938-1939 Лето проводит с Ле Корбюзье в Везеле; с сентября по март находится в США, где выполняет стенные росписи для апартаментов Нельсона А. Рокфеллера младшего. Читает курс из восьми лекций в Йельском университете на тему: «Цвет в архитектуре». В Париже выполняет эскизы декораций к пьесе Ж. Р. Блока «Рождение города», поставленной на сцене, устроенной на Зимнем велодроме
  • 1940-1945 Живёт в эмиграции, в США. Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон , Мийо, Моруа). Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства. Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин. Начинает работать над серией «Ныряльщики». Выставляется в галерее Поля Розенберга. Встречается у Пьера Матисса с другими художниками-беженцами, завязывает дружбу с отцом Р. П. Кутюрье. Делает серию рисунков для фильма Ханса Рихтера «Сны, которые можно купить за деньги». Выставки: Музей искусств Фоггра, Кембридж; галерея Валентэна и галерея Самуэля Коотца, Нью-Йорк; галерея Луи Каре, Париж. В декабре 1945 г. Возвражается во Францию. Также в 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии .
  • 1946-1947 Отец Р. П. Кутюрье заказывает Леже мозаики и витражи для церкви в Плато д’Асси, которые художник заканчивает в 1949 г. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура». Выставка в галерее Луи Каре, Париж. Лето 1947 года проводит в Нормандии.
  • 1948 Выполняет декорации к балету «Стальной скок» Прокофьева для Балета на Елисейских полях. Вместе со своими учениками оформляет помещение для Международного конгресса женщин в Париже, в Порт-де-Версаль. В июне вместе с Дилем председательствует на учредительном заседании международной ассоциации кино по изобразительному искусству в Художественной школе Лувра, а также присутствует на первом фестивале этой ассоциации. Едет в Польшу для участия во всемирном конгрессе деятелей культуры в защиту мира во Вроцлаве. Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене.
  • 1949 Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж. Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк», изданного Териадом. Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар». Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы.
  • 1950 завершает картину «Строители». Выставка в галерее Тейт, Лондон. Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия). Оборудует в Бьо керамическую мастерскую. Присутствует на освещении церкви в Плато д’Асси.
  • 1951 Выставляет в галерее Лериса первые полихромные скульптуры и на Триеннале в Милане большую композицию. В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре. Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе.
  • 1953 Передвижная выставка в Японии, выставки в Галерее современного искусства, Нью-Йорк, в Институте искусств, Чикаго, и в Сан-Франциско; выставка цветных скульптур в галерее Луи Каре. Лекция «Современная живопись» в Брюсселе. Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода».
  • 1954 Мозаика и витражи для Каракасского университета, заказанные Раулем Виллануэва; витраж в Каракасе для Инносенте Паласиоса; витражи для церкви в Курфевре; подготовительные этюды для Мемориальной больницы в Сен-Ло , открытой в 1956 году. Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли; выставка в галерее Каре.
  • 1955 Первые эскизы к «Сталинградской битве». Поездка в Чехословакию на Спартакиаду. Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле. Получает Гран при на Биеннале искусства в Сан-Паулу . Ретроспективная выставка в Лионском музее. Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Иветт в Иль-де-Франс . Похоронен на местном кладбище. Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта.