Главная мысль рассказа юшка. Платонов, анализ произведения юшка, план

Рассказ «Юшка», на нескольких страницах раскрывающий обобщенный образ населения маленького городка, был написан Андреем Платоновым еще в начале 20 века, а стал известен читателям только после смерти автора.

Основная тема произведения – красота человеческой души, добродетель, которая не обращает внимания на жестокость, агрессию и злость. Проблематика рассказа «Юшка» напрямую связана с нравственностью. Платонов на страницах своего творения показывает, насколько бывают жестоки люди к тем, кто не похож на них, окружающие Юшку нравственно мертвы, он один среди них живой. Автора также волнуют вопросы запоздалой благодарности.

Время, в которое происходят события рассказа, Платонов определяет как старинное. Такая неопределенность сразу наделяет произведение сказочными чертами. Герой парит над временем, в нем собраны все те ориентиры нравственности, на которые следует равняться любому человеку.

Рассказ назван по имени главного героя, помощника кузнеца, больного и сильно состарившегося Юшки. Он выполняет разнообразную работу: носит воду, песок и уголь, раздувает мехами горн, сейчас бы мы охарактеризовали его профессию, как разнорабочий. Только ближе к середине повествования мы узнаем, что Юшке всего сорок лет, выглядит же он так, потому что изнурен болезнью.

Платонов красноречиво рисует портрет главного героя, обращая пристальное внимание на его глаза. Они были белыми, как у слепого, и постоянно наполнены слезами. Такая характеристика не случайна: Юшка видит мир совершенно не таким, каков он есть на самом деле. Он совсем не замечает зла и агрессии, любит тех, кто причиняет ему боль.

Всем своим существованием и видом напоминает блаженного. Правда, их не принято было обижать. А помощника кузнеца унижают все: и взрослые, и дети. Они не понимают героя, требуют, чтобы он был таким, как все.

Ошибочно думает Юшка, что он им нужен. Он заблуждается. Хотя проходят годы, и люди понимают, что на самом деле любили этого юродивого, теперь они в нем нуждаются, но человека уже нет.

Ефим Дмитриевич, а именно таково настоящее имя помощника кузнеца, обходится малым: он пьет простую воду, ходит в одной и той же одежде и обуви, летом и вовсе босиком. Довольствуясь бесплатной едой кузнеца, он все заработанные деньги собирает на обучение приемной дочери-сиротки.

Народ зол на Юшку, вымещает на нем свою злость, кротость главного героя противопоставлена агрессии окружающих его людей. Правда, есть те, кто относится к юродивому по-доброму. Это дочь кузнеца, Даша, нередко она приводит Юшку домой после очередной неравной схватки на улице. Но даже она желает герою смерти, видя, как обходятся с ним проживающие в городке.

Но Юшка знает, для чего он живет. И он нужен людям больше, чем они ему. Герой любит побыть наедине с природой, переживает, если видит мертвую бабочку или жучка. Именно здесь, в окружении лесов и полей, Юшка обретает силы, исцеляется душой.

Юшка своим существованием сделал для людей много добрых дел, в том числе выучил девушку, которая приехала и стала бесплатно лечить больных чахоткой.

Произведения Андрея Платонова обладают той магической свойственностью, которая заставляет нас задумываться о многих окружающих вещах. Некоторые ситуации, которые описываются в его рассказах, вызывают у нас некоторое недоумение и провоцируют на протест. .

Это и является той сильной стороной его творчества, которая не оставляет читателя равнодушным. Писатель мастерски раскрывает нам сущность красоты и искренности простых людей, которые благодаря своему глубокому внутреннему наполнению изменяют мир к лучшему.

Рассказ «Юшка» - трагедия героя

Главный герой рассказа «Юшка» - человек, который обладает непревзойденным чувством понимания и любви природы. Он относится к ней как к живому существу. Доброта и сердечность его души не имеет границ. Имея страшный недуг, он не жалуется на жизнь, а воспринимает ее как настоящий драгоценный дар. Юшка обладает настоящим душевным благородством: он считает, что все люди равные и заслуживают на счастье.

Трагедия рассказа заключается в том, что окружающие люди не воспринимают бедного Юшку как личность, они потешаются над его юродивостью и всячески оскорбляют при первом удобном случае. Дети, следуя примерам взрослых, бросают в него камни и обижают презрительными словами.

Однако наш герой воспринимает это как любовь к себе, ибо в его мировоззрение отсутствуют понятия ненависти, насмешки и призрения. Единственный человек, который относился ему с благодарностью и любовью, была сирота, которую он воспитал.

Девушка стала доктором и вернулась в родную деревню, чтобы вылечить своего названого отца, однако было поздно Юшка закончил свой нелегкий жизненный путь. Но все - таки она решает остаться в селе, чтобы помогать людям. Таким образом, она продолжает миссию Юшки с одной только разницей: он лечил их души, а она тела.

Только после его смерти, окружающие люди смогли по-настоящему оценить то, каким человеком он являлся. Их осенило прозрение: Юшка был лучше их всех вместе взятых, ведь никто не мог так искренне любить и восхищаться окружающим миром, как он. Советы, которые несчастный юродивый давал при жизни, ранее казавшиеся глупостями, обрели в их глазах настоящую философию и мудрость жизни.

Нравственность как основа характеров героев Платонова

В своем произведении Платонов показывает нам необходимость быть более открытыми окружающему восприятию. В погоне за призрачными целями мы теряем настоящие приоритеты, которые заключаются в любви и понимании.

А вместо того, чтобы прислушиваться к людям, которые пытаются на собственном примере показать всю нравственность и духовность человека, беспощадно отталкиваем их от себя.

Язык эпохи в рассказе: актуальность темы

Ситуация описанная в произведении, весьма характерна для начала XX века, в котором общество забывало абсолютно все ценности, раннее присущи своему народу. Однако, произведение останется актуальным в любую эпоху, ведь даже в современном мире общество преимущественно преследует материальные ценности, совсем забывая о духовности.

Тема урока:

Идея мастерской: Каждый должен раскрыть свои способности, а не копировать кого-либо.

Девиз мастерской: Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и жизненного опыта, корректируя себя сам.

Цели:

Совершенствовать умения анализа художественного произведения, повторить и закрепить способы создания образа литературного героя, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;

Развивать речь, совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;

Воспитывать любовь и уважение к человеку, способствовать формированию положительных нравственных качеств личности: ответственности за поступки, уважения к чужому мнению, образу жизни, любовь к ближнему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК- МАСТЕРСКАЯ ПО РАССКАЗУ А.П.ПЛАТОНОВА «ЮШКА»

Тема урока:

Идея мастерской: Каждый должен раскрыть свои способности, а не копировать кого-либо.

Девиз мастерской: Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и жизненного опыта, корректируя себя сам.

Цели:

  • Совершенствовать умения анализа художественного произведения, повторить и закрепить способы создания образа литературного героя, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;
  • Развивать речь, совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;
  • Воспитывать любовь и уважение к человеку, способствовать формированию положительных нравственных качеств личности: ответственности за поступки, уважения к чужому мнению, образу жизни, любовь к ближнему.

Оборудование: Карточки с дидактическим материалом, презентация, документ-камера,

Ход урока:

1. Орг.момент.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Валерьевна.

Сегодня на уроке литературы я приглашаю вас в мастерскую, но не обычную, а мастерскую слова. Тему урока я не озвучиваю, она у нас не записана, но я хочу, чтобы мы с вами в ходе нашего диалога сами сформулировали её.

А дверь в нашу мастерскую открываем словами писателя А. П. Платонова, с творчество которого вы начали изучать:

«Я всего лишь хочу быть человеком.

Человек для меня – это редкость и праздник».

(У этого слова нет эпитетов – в слове «человек» заложены все высокие нравственные понятия: доброта, справедливость, милосердие. Раз ты человек, ты не можешь быть другим.)

За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы добра и зла.

Что такое добро? Это всё хорошее, что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим людям.

А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно закрадывается в наши сердца?

Говорят, человек появляется на свет из чрева матери чистейшим душой и телом. Откуда же в нем потом появляются злость, черствость, бездушие?

Так вот я приглашаю вас к серьезному разговору в мастерской слова, где мы поразмышляем о любви к ближнему, о добре и зле.

Для чего рождается человек на земле? Вы как считаете?

Над этим вопросом стоит поразмышлять.

Да, сколько людей – столько и мнений. А вот мнение современного поэта Дмитрия Голубкова. Он размышляет о назначении человека на Земле:

Человек, как звезда, рождается

Средь неясной, тревожной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности.

Поколеньями созидается

Век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала вселенная.

Вот так много лет назад на небосклоне зажглась новая звезда… родился человек, чтобы жить, герой одноимённого рассказа «Юшка», т. е. имя его - Юшка.

Ребята, а вы знаете, что означает ваше имя?

(Если нет, обязательно узнайте, это важно, чтобы каждый знал историю своего имени, откуда оно произошло, что означает)

А что вы знаете об имени Юшка? Что оно обозначает?

Юшка – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Пустить юшку – избить до крови.

Юшка – навар мясной, рыбный, жидкая часть всего кушанья.

Как звучит полное имя Юшки? (Ефим Дмитриевич)

Обратимся к словарю имен. Читаем, что означает имя Ефим. (слайд)

Ефим – благочестивый, благожеланный, священный.

Мы выяснили значение имени Юшка, теперь обратимся к характеристике главного героя.

Портрет Юшки.

- Каким видят люди Юшку? Что знают о нем? Что думают?

(Зачитайте)

Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. Автор подчеркивает внешнюю неприметность.

  • Выборочное чтение

«Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы».

Много места уделяется деталям в описании Юшки: руки, еда, одежда, глаза.

Глаза – зеркало души . Плачет душа. Душой мы сострадаем, любим, ненавидим, разумом мыслим.

И стол его более, чем скромен: чаю не пил, сахару не получал.

Кто может вспомнить, когда и по какому поводу всплывает еще деталь с чаем и сахаром?

(Родители стращали детей за непослушание, говоря: «Вот ты будешь такой же, как и Юшка!... Тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»)

А еще где?

«Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.

  • Отдохни, - сказал прохожий и ушел домой пить чай .

- О чём это говорит? (о равнодушии)

Что он значит для жителей села? как вы об этом думаете?

Чай с сахаром – это «сытая», «нормальная», «добропорядочная жизнь», жизнь как вершина всех мечтаний и устремлений людских,

а он подручный помощник у главного кузнеца, и работу он выполняет незаметную для посторонних глаз, хотя необходимую.

Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище.

- Почему «в руках у него мало было силы»?

Он был тяжело болен туберкулезом.

Он первым поутру идет в кузницу и последним уходит на ночлег, так что старики и старухи по нему сверяют начало и конец дня.

Но в Юшке было что-то такое, чего люди не знают. - - - Что не знают о нём люди? Каким его никогда не видели?

1. ЗАЧИТАЙТЕ (В стороне от людей он преображается. Мы видим его весёлым и счастливым, открытым для окружающей его природы. «Добрый человек – брат всей твари».

2. ЗАЧИТАЙТЕ (Юшка свою любовь отдаёт девочке-сироте, помогает ей, отказывает себе во многом, только, чтобы она имела всё, могла учиться и жить в достатке. Вот куда он каждый раз на месяц пропадает.)

Почему же люди так жестоко относятся к Юшке, хотя он утверждает в разговоре с дочкой кузнеца Дашей обратное: «Меня, Даша, народ любит!»

Так ли это? Чем он отвечает своим обидчикам? Кто прав?

Вот такие вопросы встают перед нами при чтении рассказа. Чтобы ответить на эти вопросы, открывающие тайну Юшки, давайте поработаем в группах.

(Класс делится на четыре группы, и каждая группа работает со своими вопросами к отдельным эпизодам текста).

I группа – Встреча Юшки с детьми

Дети

(Что делали?

Как вели себя?)

Юшка(Что делал? Что чувствовал?)

…переставали играть, бежали, кричали

…поднимали ветки и бросали…

…снова окликали, бросали, трогали и толкали

…опять толкали и кидали комья земли

…сильнее толкали…кричали вокруг Юшки

…делали слишком больно

радовались

…ничего не отвечал и не обижался

…шел тихо и не закрывал лицо

…шел и молчал

…не трогал и не отвечал

…говорил

радовался

А теперь, ребята, на листах в таблицу запишем своеобразную таблицу поведения, а главное – чувств, состояние героев.

(Посмотрим через документ-камеру) ЗАЩИТА 1 ГРУППЫ

В “психологическом поединке” дети и Юшка ведут себя в по-разному, а вывод одинаковый – радовались. Как называется литературный приём, который указывает на противоположные качества, признаки? Антитеза в поведении героев

Что влечёт детей к Юшке?

Как Юшка отвечает на их жестокость? Обижается ли он на них? Почему?

(Бросают в него камни, кричат, донимают ударами. Движет детьми не злоба и не ненависть, они ждут естественной реакции от человека – злом отвечать на зло. Зло для детей – это и источник радости и веселья. Им хочется, чтобы он «отозвался им злом и развеселил их». Он верил, что нужен им, для него любовь – это источник тяготения людей друг к другу).

Почему дети, которые только начинают жить, а значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него? (Дети удивлялись тому, что он не сердится, не закрывает лицо, не ругает, не отвечает им. Они хотели разозлить, рассердить его.)

Как вы понимаете слово «терзать»?

(Подберите синонимы: мучить, издеваться, изводить , тиранить )

Почему? (Дети радовались, что с ним можно делать все, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви, поэтому и терзают его).

Каким предстает перед вами Юшка? А дети?

(Юшка – добрый, терпеливый. Дети – злые, жестокие, грубые).

II группа – Встреча Юшки со взрослыми.

Таблица

(Просмотр через документ- камеру) ЗАЩИТА 2 ГРУППЫ

Почему они так относятся к нему?

Потому что он не такой, как все.

Чем отвечает им Юшка?

(Молча сносит все оскорбления. Пример из текста. Юшка следует христианской заповеди. В ответ на удар подставит свою щёку.

Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки?

Они не умеют любить. Не могут простить ему того, что он не такой как они.

Какие чувства у вас вызывают взрослые в рассказе? Они омерзительные, очень жестокие люди.

  • Может ли человек выместить свою злобу, гнев на другом человеке?

Пересказ диалога Юшки и дочери кузнеца. (КОРОТКО)

О чём беседовал? Что утверждает Юшка в этой беседе?

Юшка не понимает, «зачем ему умирать, если он родился жить».

А вы согласны с мыслью Юшки?

Работа с иллюстрацией.

Почувствовать тяжесть происходящего еще сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу.

Какой эпизод изображен на ней?

Что вы чувствуете, когда видите изображенное?

Вывод :

Нельзя одному человеку ставить себя выше других, никто не вправе судить других людей за непохожесть, тем более издеваться и убивать.

III группа – Юшка и природа.

Приготовьте выразительное чтение описания природы, подумайте над вопросами:

Как этот эпизод помогает нам понять образ Юшки?

Дополняет ли он то, что мы уже знаем об этом герое?

Как изменяется Юшка на фоне природы?

Как все живущие, он хочет любви и сочувствия, но находит их только в мире природы, а не среди людей. Люди лишь потешаются, упрекают за безответную глупость и терзают его.

Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью жуков, стрекоз, кузнечиков – живёт одним дыханием, одной живой радостью с этим миром.

IV группа - Юшка и «весёлый прохожий».

Приготовить чтение по ролям.

Как приветствует прохожий Юшку?

«Хотя бы ты помер», вместо «здравствуйте». «Веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться».

Как же можно обращаться к человеку с пожеланием смерти? Это ли не жестокость?

Люди боятся скуки, времени, когда они остаются наедине с собой, со своей совестью, которая их обличает.

Как назвал прохожий Юшку? (ЮРОДИВЫЙ) Что значит слово юродивый?

«Юродивых считали божьими людьми, но в то же время дразнили и унижали». «Юшку при жизни били, он умер от побоев, но к телу умершего пришли проститься все, кто знал его».

ЮРО"ДИВЫЙ и (обл.) ЮРОДИ"ВЫЙ , ая, ое.

  1. Глуповатый, чудаковатый, безумный..
  2. Христианский аскет-безумец или принявший вид безумца и обладающий, по мнению верующих, даром прорицания

Чем помешал Юшка «веселому прохожему»?

«А чего я тебе, чем я вам мешаю!…Без меня тоже, значит, нельзя! Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…»

  • Почему впервые Юшка «осерчал», а не разгневался? Может, не надо было серчать?

Юшка не может гневаться, по характеру он очень добрый. Он осерчал-то впервые. Обязательно надо было осерчать, нельзя всё время молчать!

Значит, Юшка и гневаться-то не мог, не умел, потому что был добрый, с мягким сердцем.

- Помните, зачитывая строки, описывающие внешность Юшки, мы услышали такие слова: «глаза же у него были белые, как у слепца». Слепец, который видел всё, видел сердцем.

Как можно назвать такое всевидящее сердце? (ЗРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ)
-
А жители городка? Ведь они зрячие, но какое у них сердце? (СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ) Юшка- «слепец» со зрячим сердцем, жители- зрячие со слепым сердцем. Потому- то они не видят подлинного Юшку, всякий считает вправе себя упрекнуть его за «безответную глупость», кинуть в него камень (в прямом смысле слова), жестоко ранить словом.

Найдите, как Юшка говорит о людских сердцах?

Он где-нибудь называет сердце жестоким?

«Народ меня без понятия любит, сердце в людях бывает слепое.

Что значит слепое сердце?

Иногда человек не задумывается о том, что он творит зло.

Я предлагаю вам игру, которая называется «Кластер». Суть ее в том, что к основному понятию подбираются похожие по смыслу, синонимы.

Подберите к записанному понятию слова, которыми вы бы смогли объяснить значение выражения «слепое сердце»

Эгоизм

Жестокость равнодушие

черствость себялюбие

Злоба

Такими качествами обладали люди, окружавшие Юшку. Но он их прощал.
«Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.

Но Юшка умер...
- Что же произошло после смерти Юшки? Поняли ли люди, что по отношению к Юшке поступали неправильно?

(Они все пришли на похороны, попросили прощения у Юшки и … забыли !!!)

Жить без Юшки стало хуже. Почему?
(«Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, беззаветно терпящего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство»).

Значит, прав был Юшка, когда говорил, что люди любят его, сами того не понимая, как он им нужен?
(Да, прав. Он был мудрее их).

Говорят: «ДОБРО ИЗ ДОБРА ПРИХОДИТ...».

Но получается, что зло победило? Ведь Юшка погиб? (Нет).
- Как можно продолжить цитату «Добро из добра приходит...» ? (ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ НАС)

Конечно, всё зависит от нас, как в одной восточной притче. Я предлагаю вам ее послушать.

Восточная притча «Всё в твоих руках»

«Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом городе жил и злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.

Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Скажу-ка я: О, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мёртвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит, а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее».

Так завистник и сделал, поймал бабочку, посадил её между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мертвая?»

Но мудрец ответил: «Всё в твоих руках».

Вы согласны, ребята, что всё зависит от нас?

Какие чувства вызвал у вас рассказ?

Однако рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение той жестокой действительностью, людьми (детьми и взрослыми), которым недоступны такие элементарные и необходимые чувства, как сострадание, доброта.

Как вы думаете, почему самое главное о Юшке узнали после его смерти?

Вывод. В жизни так часто бывает: когда теряем человека, только тогда сознаём, как велика и тяжела утрата.

А. Платонов, несомненно, любит своего героя, жалеет его, но оставляет нам, читателям, право самим сделать выводы. Своей волей писатель мог бы многое изменить в сюжете рассказа. Но даже при этом трагическом финале А. Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью.

Так что же, по вашему мнению, пытается донести до нас автор в произведении «Юшка»?
А.Платонов учит нас жалости и состраданию, он учит нас любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему. И видеть в каждом человеке равного себе, понимать его и любить.

Юшка умер, но Важно то, что он оставил после себя . Он передал свои силы, жизнь девочке, которая видит долг в том, чтобы увеличивать добро на земле.

Какую важнейшую тему поднимает А.П.Платонов?

Тему милосердия, сострадания к людям,добра.
– А как вы понимаете значение слов милосердие, сочувствие, сострадание, зло, добро.
Сочувствие горю человека, сострадание ему, видеть в каждом равного себе, понимать его.

Работа с высказываниями известных людей. (слайд)

Проблема уважения, сострадания, сопереживания, любви к человеку всегда была очень острой, и многие великие люди обращались к ней.

– Прочитайте предложенные высказывания и попробуйте выбрать то, которое больше всего подходит к теме нашего урока-мастерской. Докажите.

Уважай в себе и других человеческую личность.
Д.И. Писарев

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Б. Паскаль

Великие души переносят страдания молча.
Ф.Шиллер

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
М Горький

“Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть”.
В. Распутин

“Возлюби ближнего своего, как самого себя”.
Библия

Давайте вернемся к началу нашей беседы. Так как мы можем сформулировать тему нашего урока?

Я предлагаю так сформулировать: «Великая сила добра». Согласны вы со мной? Хорошо. Спасибо.

Вывод

Подводя итог нашему диалогу, я хочу, чтобы вы поняли, что добро прорастает и дает свои плоды. «Так всякое доброе приносит и плоды добрые»,- говорится в Евангелии. Не будьте слепыми, имейте зрячее сердце, не забывайте, что рядом с вами есть люди, которым нужна ваша помощь, ваше участие, сострадание и сочувствие.

А на прощание хочу сказать вам огромное спасибо за работу. Вы прекрасно показали, что такие нравственные ценности, как добро, понимание, милосердие понятны вам, мне приятно было с вами общаться.

Для души дарю вам стихотворение.

Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды

За свой поступок ради всех.

Еще печалью мир простужен,

Исподтишка грозит беда,

Ты должен быть кому-то нужен-

Всегда – как хлеб или вода.

Быть добрым надо по привычке,

Не по расчету. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке –

Пусти ее из клетки ввысь.

Творческая работа (Домашняя или в классе по времени)

  • Давайте пофантазируем. Подумайте и нарисуйте, как будет выглядеть сердце Юшки. Подберите ассоциации. (учащиеся подбирают ассоциации, у кого-то сердце в виде цветка, у кого-то в виде звёздочки и т. д.) обсудите в группе.
  • Теперь давайте подберём цвет, в который вы окрасили бы сердце Юшки.

Например:

любовь к природе – зелёный ;

любовь к родине – красный;

любовь к живому – жёлтый ;

Любовь к людям – оранжевый . )

  • Постарайтесь изобразить сердце Юшки, наполнив его выбранными разными цветами. Главное в этой работе не красиво нарисовать, а постараться изобразить собственное представление.
  • Выполнение работы.

(Показать через документ-камеру).

Творческое домашнее задание.

Наши улицы по-прежнему полны одиноких старых людей, мимо которых равнодушно проходят «красивые чистые люди», «удаляясь по своим важным и счастливым делам», не слыша тревожного и редкого стука сердец тех, кому так нужны забота и тепло, а порой просто участливый взгляд и доброе слово…


1) Особенности жанра. Произведение А. Платонова «Юшка» относится к жанру рассказа.

2) Тематика и проблематика рассказа. Основная тема рассказа А. Платонова «Юшка» - тема милосердия, сострадания. Андрей Платонов в своих произведениях создает особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа «Юшка».

3) Основная идея рассказа. Основная идея художественного произведения - это выражение авторского отношения к изображаемому, его соотнесение этого изображения с утверждаемыми или отрицаемыми писателем идеалами жизни и человека. Платонов утверждает в своём рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку. Он стремится воплотить в жизнь принцип, взятый ещё из детских сказок: невозможного нет, всё возможно. Сам автор говорил: «Надо любить ту Вселенную, которая может.быть, а не ту, которая есть. Невозможное - невеста человечества, и к невозможному летят наши души...» К сожалению, не всегда добро ’побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всём, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки.

4) Характеристика героев рассказа.

Образ Юшки. Главный герой рассказа - Юшка. Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви. Эта любовь истинно святая и чистая: «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим». Погружаясь в мир природы, вдыхая аромат лесов и трав, он отдыхает душой и даже перестает чувствовать свой недуг (бедный Юшка страдае т от чахотки). Искренне любит он и людей, в особенности же одну сиротку, которую вырастил, выучил в Москве, отказывая себе во всем: он никогда не пил чаю, не ел сахара, «чтоб она ела его». Каждый год ездит он проведывать девушку, привозит денег на весь год, чтобы она могла жить и учиться. Он любит её больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, отвечает ему «всем теплом и светом своего сердца». Достоевский писал: «Человек есть тайна». Юшка же в своей «нагой» простоте кажется людям откровенно понятным. Но его непохожесть на всех раздражает не только взрослых, но и детей, а также влечёт к нему человека «со слепым сердцем». Всю жизнь несчастного Юшку все бьют, оскорбляют и обижают. Дети и взрослые потешаются над Юшкой, упрекают его «за безответную глупость». Однако он никогда не проявляет злобы к людям, никогда не отвечает на их оскорбления. Дети бросают в него камни и грязь, толкают его, не понимая, почему он не ругает их, не гонится за ними с хворостиной, как другие взрослые. Наоборот, когда ему бывало совсем уж больно, этот странный человек говорил: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня?.. Отчего я вам всем нужен?..» Наивный Юшка видит в непрерывных издевательствах людей извращенную форму любви к себе: «Меня, Даша, народ любит!» - говорит он хозяйской дочери. Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его вместо усов и бороды росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы». Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он - подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую. Он первым идёт поутру в кузницу и (последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня. Но в глазах взрослых, отцов и матерей Юшка - человек ущербный, не умеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка. Кроме того, каждый год Юпжа куда-то уходит на’ месяц и потом возвращается. Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков - живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку весёлым и счастливым. И умирает Юшка из-за того, что оскорблено его принципиальное чувство и убеждение в том, что каждый человек «по надобности» своей равен другому. Только после его смерти оказывается, что он всё же был прав в своих убеждениях: он действительно был нужен людям.

Образ приёмной дочери Юшки. Став врачом, девушка приехала в городок, чтобы вылечить Юшку от мучавшей его болезни. Но, к сожалению, было уже поздно. Не успев спасти своего приёмного отца, девушка всё же остается, чтобы распространить на всех людей чувства, зажжённые в её душе несчастным юродивым, - своё сердечное тепло и доброту. Она остается, чтобы «лечить и утешать больных людей, не утомляясь утолят! страдание и отдалять смерть от ослабевших».

Рассказ «Юшка» был написан Платоновым в первой половине 30-х гг., а опубликован только после смерти писателя, в 1966 г., в «Избранном».

Литературное направление и жанр

«Юшка» - это рассказ, раскрывающий на нескольких страницах образ мыслей населения целого городка и менталитет человека как такового.

В произведении неожиданный конец, связанный с приездом в город сироты, выученной на врача. Такая концовка делает рассказ похожим на новеллу. Есть в произведении и сходство с притчей, если воспринимать концовку как мораль, показывающую истинное милосердие.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема рассказа – природа добра и зла, милосердия и жестокости, красота человеческой души. Основная мысль может быть выражена сразу несколькими библейскими истинами: творить добро нужно бескорыстно; человеческие сердца лукавы и крайне испорчены, поэтому люди не ведают, что творят; нужно возлюбить ближнего своего, как самого себя. Проблематика рассказа тоже связана с нравственностью. Платонов поднимает проблему запоздалой благодарности, презрения и жестокости к непохожим на всех. Одна из важнейших проблем – нравственная мёртвость героев, противопоставленная нравственной живости Юшки, хотя как раз в его живости сомневаются дети.

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит «в старинное время». Такая отсылка к прошлому делает рассказ почти сказкой, начинающейся со слов «в некотором царстве жили-были». То есть герой рассказа сразу представлен как универсальный вневременной герой, в котором воплощены нравственные ориентиры человечества.

Помощник кузнеца Юшка, над которым смеются все жители города как над существом кротким и безответным, каждое лето уходит на месяц. По его словам, то к племяннице, то к другой родственнице в деревню или в Москву. В тот год, когда Юшка не пошёл никуда, чувствуя себя очень плохо, он умер, сбитый с ног очередным насмешником.

Осенью в городе появилась сирота, которую Юшка всю жизнь кормил и учил. Девушка приехала, чтобы вылечить своего благодетеля от туберкулёза. Она осталась в городе и всю жизнь посвятила бескорыстной помощи больным.

Герои

Рассказ назван по имени главного героя. Юшка – это не прозвище, как думают многие читатели, а уменьшительно-ласкательное имя, которое в Воронежской губернии образовывалось от южнорусского варианта имени Ефим – Юхим. Но слово юшка в том же южнорусском диалекте означает жидкую еду наподобие супа, вообще жидкость и даже кровь. Таким образом, имя героя как бы говорящее. Оно намекает на способность героя приспособиться к жёсткому злому миру, как приспосабливается вода к форме сосуда. А также имя – намёк на смерть героя, умершего от открывшегося кровотечения, очевидно, спровоцированного ударом в грудь.

Юшка – помощник кузнеца. Сейчас человека, который выполняет такую работу, «которую нужно было делать», назвали бы чернорабочим. Его возраст определяется как «старый на вид». Только в средине рассказа читатель узнаёт, что Юшке было 40 лет, а слабым и старым на вид он был из-за болезни.

Рассказ оказался пророческим и для самого Платонова, который умер от туберкулёза, заразившись от сына, попавшего в тюрьму в 15 лет и выпущенного через 2,5 года уже тяжелобольным.

В портрете Юшки подчёркнуты его худоба и невысокий рост. Особо выделены глаза, белые, как у слепца, со стоящими в них постоянно слезами. Этот образ не случаен: Юшка видит мир не таким, каким он есть на самом деле. Он не замечает зла, считая его проявлением любви, и словно вечно плачет о нуждах других.

Юшка похож на блаженного, какими их представлял русский народ. Разница только в том, что блаженных не принято было обижать. Но Юшку унижают и бьют, называя не блаженным, а блажным, непохожим, животным, божьим чучелом, юродом негодным . И требуют, чтобы Юшка был похожим на них, жил, как все.

Юшка считает всех людей равными «по надобности». Его случайно убивает односельчанин как раз за то, что он осмелился равнять себя с ним.

Герой соотносим даже с Христом, который пострадал за народ, претерпев мучения. Когда над Христом издевались римские солдаты, он молчал, не объясняя им ничего. Но ещё больше похож на Юшку герой романа Булгакова, написанного чуть позже «Юшки», в 1937 г. Иешуа, в отличие от библейского Иисуса, активно оправдывает обидчиков, называя их добрыми людьми. Так и Юшка называет обижающих его детей родными, маленькими.

Юшка считает, что он нужен и детям, и взрослым. Казалось бы, он ошибочно делает вывод о том, что дети и взрослые нуждаются в нём, потому что любят его. Но через годы становится понятным, что его действительно любили, просто не умея выразить ни любви, ни потребности в нём. А именно так и думал Юшка, которого обижали.

Как и многие блаженные, Юшка обходится малым. Свой крошечный доход (семь рублей и шестьдесят копеек в месяц) Юшка не тратит на чай и сахар, довольствуясь простой бесплатной едой кузнеца – хлебом, щами и кашей. Настолько же проста и одежда Юшки, которая за все годы как будто не изнашивается, оставаясь равномерно ветхой и дырявой, но исполняя своё предназначение.

Народ обижал Юшку, потому что в сердцах людей «лютая ярость» , «злое горе и обида» . Кротость Юшки противопоставлена агрессии людей, спровоцированной их горем, виновником которого все считают Юшку.

К Юшке добра Даша, дочь кузнеца. Она пытается объяснить Юшке, что его никто не любит, что его жизнь напрасна. Но Юшка знает, зачем он живёт: по воле родителей и для цели, о которой он никому не говорит, как и о своей любви ко всему живому.

Юшка не нуждается в людях, как они в нём, зато, уходя в безлюдные места, Юшка переживал единение с природой. Он чувствовал себя осиротевшим даже от смерти жука или букашки. Именно живая природа исцеляла героя, давая ему силы.

После смерти Юшка разделяет судьбу многих юродивых и святых. Нашедший его труп столяр сразу просит прощения: «Забраковали тебя люди» . Проститься с ним пришёл весь народ. Но потом Юшку забыли, как забывают и обычных людей, и юродивых, и святых. Одинокий Юшка оказался благодетелем, даровав народу ту, что стала заботиться о нём – выращенную и выученную на его деньги сиротку, ставшую врачом. Её и называют дочерью доброго Юшки, не помня его самого.

Особенности стиля

В рассказе встречаются традиционные для Платонова мотивы. Один из них – мотив смерти. Дети сомневаются в том, что Юшка живой, потому что он не отвечает злом на их зло.

Пейзаж в рассказе раскрывает источник душевных сил героя. В отличие от людей, черпающих энергию из удовольствия обижать слабых, Юшка слабых поддерживал и воспринимал себя как часть природы. Странное платоновское выражение «лица жуков» , встречающееся и в других произведениях, показывает, что и природу Юшка воспринимал как равную себе, очеловечивая её.

Платонов создаёт убедительный образ счастья, которое случается с людьми вопреки их злым поступкам. Жизнь писателя во многом была подобна жизни его героя: тяжёлая неблагодарная работа, в которую он вкладывал душу, и преждевременная смерть от болезни.