Главный бог инков. Боги инков – пантеон богов инков

Как и у большинства народов древности, у инков было свое верховное божество, и как было принято у большей части народов древней Америки, это божество олицетворяло собой Солнце. Инти, главный бог инков, его имя в переводе с языков кечуа и аймара, собственно, и означало - Солнце. Ученым так и не удалось узнать, откуда пришел образ этого божества. Согласно наиболее популярной версии, Инти приходился сыном Виракочи - божеству, олицетворяющему цивилизацию.

Инкская мифология основывалась на явлениях природы, и Солнце считалось важнейшим в их жизни, ведь оно давало людям тепло и свет в дневное время. Инки почитали Инти как прародителя жизни. Наиболее почитаемым он был у крестьян, ведь от солнечного цикла зависела их сельскохозяйственная деятельность. Интересно, что в инкской иерархии богов более важным был Виракочи, для которого преподносили больше всего пожертвований. Однако первый великий Сапа Инка Манко Капак, переселивший народ в новую столицу - Куско и положивший начало империи, почитался как непосредственный потомок Солнца, поэтому Инти снискал большую любовь и почет.

Главный бог инков, как и супруга его Пачама, божествоземли, входили в число наиболее важных божеств, несколько меньшую популярность имела сестра Инти Мама-Киль, и божество Луны (по некоторым версиям также супруга). По старинному рассказу Инти обучил своих детей Манко Капака и Мама Окльо всему, что необходимо для построения цивилизованного общества, и поручил им передать людям эти сведения. Иные сказания повествуют, что Манко Капак приходился сыном Виракочи. В прочих мифах неведомый автор описывает, будто Инти велел Манко создать новую столицу там, где воткнется в землю золотой клин. Вполне возможно, таким образом, инки описали падение метеорита, и посчитали это священным знаком.

Среди инков Сапа Инка, (так назывался у них титул царя), почитался как непосредственный наследник и посредник Солнца на земле. Высшие жрецы Инти - уильяк уму считались вторыми после правителя людьми в государстве, часто им становился брат Сапа Инка. Изображался бог Инти в виде золотого диска, на котором было выгравировано лицо человека. Конкистадоры из Испании оставили записи, согласно которым этот артефакт был заполучен ими в 1571. Его дальнейшая судьба неизвестна, скорее всего, он, как и другие золотые изделия инков, был переплавлен на слитки, и отвезен в таком виде в Европу. Бог Инти с почетом вспоминается и в наше время - в честь него в период с 1985 по 1991 годы даже была создана одноименная официальная валюта в Перу, которая, впрочем, быстро обесценилась, и была отменена.

Многие наверняка не один раз слышали об империи Инков, которая некогда существовала в Южной Америке и которая пала жертвой жадности испанских конкистадоров. Саму историю цивилизации инков мы рассмотрим чуть позже, а пока ознакомимся с религией империи инков. Итак, во что же верили древние инки и какие религиозные ритуалы они проводили.

Обожествление Солнца - явление, распространённое во многих уголках земного шара, но инки превзошли в этом все племена и народы, назвав себя «сыновьями Солнца». Изображение светила в виде золотого диска с человеческим лицом служило предметом официального культа. С именем Солнца связаны и две наиболее известные легенды об основании империи инков.
Когда-то из озера Титикака вышли супруги (они же - брат и сестра) Манко Капак и Мама Окльо. От своего отца Солнца они получили волшебный золотой жезл. Этот жезл должен был указать им, где следует основать город, которому впоследствии суждено превратиться в столицу великой державы. Долгими и трудными были их поиски. Жезл не реагировал ни на горы, ни на долины, но в один прекрасный день близ холма Уананкауре он вдруг ушёл в землю. Так возникла столица империи инков - город Куско (что означает «пуп» или «сердце»), а Манко Капак воздвиг дворец Кельккампата, руины которого можно увидеть и сегодня.
Другая легенда рассказывает о том, как из пещеры, имевшей четыре окна, вышли четыре пары мужчин и женщин. Мужчины были братьями Айар. Все они решили идти за Солнцем. Трудности неведомого пути не пугали их, так же как и сражения с воинственными племенами, встреченными по дороге. Однако после очередной битвы уцелели лишь Айар Манко и его жена Мама Окльо; остальные или погибли, или превратились в камни. Эта единственная пара дошла до Куско и там основала империю.
Озеро Титикака непосредственно связано с рождением Солнца. Индейцы аймара, жившие с глубокой древности в окрестностях этого озера, верили в то, что бог-творец Виракоча (или Тонапа) появился на земле из храмов озера и создал Солнце и другие небесные светила. Виракоча - загадочный «белый» бог - высокий, сильный, одетый во всё белое. Он решителен и всемогущ. Когда этот бог появился в Андах впервые, люди встретили его весьма враждебно, и ему пришлось даже призвать с неба огонь и «зажечь гору» (отсюда, видимо, и происходит имя Виракоча - Лавовое озеро), чтобы его признали богом. Не случайно храм Виракочи находился у подножия потухшего вулкана, в долине Уилькамайо.
На территории огромной империи инков Солнце было известно под различными именами, самое распро-странённое и популярное из них - Инпги. В некоторых районах империи Виракоча и Инти воспринимались как одно и то же божество.

Пантеон инков

Весьма почитался также бог огня Пачакамак, заново оживлявший всё, что было создано, а затем погибло по тем или иным причинам. Среди главных инкских богов выделяются Часка (Венера), Чукуилья (богиня молнии), Ильяна (бог грома), Пачамама (богиня плодородия), Килья (богиня Луны, сестра и жена Солнца, покровительница замужних женщин) и Кон (бог шума). Некоторые боги были трилики. Так, бог грома имел три ипостаси: «копьё света» - молния, «луч света» - гром и Млечный Путь.
Имелся в инкской мифологии и образ дьявола - олицетворение всего того, что презиралось инками. Дьявол (Супай) во всём старался противостоять богам и стремился причинить как можно больше вреда людям. И конечно, он мешал выполнять главные заветы, по которым жили инки: «ама суа» - «не воровать», «ама льюлья» - «не лениться» и «ама келья» - «не лгать». Но что мог предпринять даже самый искушённый дьявол против такого великого бога, как Инти-Солнце!
Инки обожествляли зверей, птиц, растения, поклонялись некоторым пресмыкающимся и земноводным. В число священных животных входили лиса, медведь, пума, кондор, голубь, сокол, змея, жабы и др.
Верховный Инка (император) признавался потомком Солнца и посредником между божественным и человеческим мирами. Его считали бессмертным. И даже если Верховный Инка умирал, инки полагали, что он продолжает оказывать влияние на жизнь людей. Примечательно, что в состав императорской семьи помимо жён и детей официально входил и Верховный Жрец (Вилъяк Уму). Тем самым подчёркивалось божественное происхождение последнего.

Подобно жрецам знаменитого Дельфийского оракула, жрецы крупнейших храмов инков играли огромную роль не только в хозяйственной, но и в политической жизни «империи». Нередко именно они определяли следующего «императора».
Жречество было многочисленным и делилось на несколько категорий. Особую составляли алькас - «девственницы Солнца», проживавшие в специальных храмах - алъкау-асисах. Их набирали из клана (рода) Верховного Инки с девятилетнего возраста. Они становились хранительницами солнечного огня, и, кроме того, в их обязанности входили шитьё одежды для Инки и его приближённых, приготовление пищи и напитков для императорской семьи в праздничные дни.

Представления инков о вселенной

По верованиям инков, вселенная - пача - была создана Верховным Творцом всего сущего из воды, земли и огня. Она состояла из трёх миров: высшего мира (ханан пача), где обитали небесные боги; внутреннего мира (уку пача), где жили люди, животные и растения; и низшего мира (хуРин пача) - царства умерших, живущих в загробном мире (преисподней) и тех, кто должен был родиться. Символическую связь между этими тремя мирами осуществляли две гигантские змеи. В низшем мире они жили в воде. Выползая во внутренний мир, одна змея, двигаясь вертикально, принимала вид огромного дерева - от земли до неба, другая становилась рекой Укаяли. В высшем мире одна превращалась в радугу (Коиче), другая становилась молнией (Ильяпу). Нижний мир, согласно некоторым мифам, считался одновременно и местом происхождения человека. Во многие мифах повествуется о том, что все люди вышли на свет из лона матери-земли Пачамамы или Мамы Пачи (Госпожи мира), одного из главных женских божеств, - из озёр, источников, пещер.
В отличие от других индейских религий и культур инки не имели концепции периодического обновления мира, хотя и верили, что потоп, уничтожив одно поколение людей - диких людей, подготовил почву для появления другого поколения - воинов.

Религиозные праздники инков

В течении года инки отмечали несколько религиозных праздников. Особенно торжест¬венным был так называемый Инти Райми, когда с большим размахом чествовали своего самого важного бога - Солнце. В день праздника Инти Райми солнечные лучи собирались вогнутым зеркалом, и с его помощью зажигался священный огонь. Праздник завершался всеобщей обильной трапезой и виновозлияниями на протяжении нескольких (обычно восьми) дней. Вообще в солнечные тона были окрашены все праздники инков.
В сентябре отмечался праздник урожая Ситуа, когда чествовали Луну и Койю - главную из многочисленных жён Верховного Инки. Это были дни своеобразного очищения. До блеска отмывались улицы и дома, толпы людей с идолами и мумиями (высохшими трупами) предков собирались около храмов и умоляли богов избавить их от всех болезней, от всех напастей, причинённых землёй, ветром, радугой. Они просили помочь не только им, но и растениям и ламам (лама - основное хозяйственное животное инков). Этот праздник сопровождался шумным весельем, ведь именно крики собравшихся должны были напугать болезни и помочь богам изгнать их навсегда.
Религиозные представления и праздники инков находили отражение и в названии месяцев: Капак Райми - праздник императора (декабрь); Койя Райми - праздник императрицы (сентябрь) и т. д. Очень необычным, по крайней мере на современный взгляд, был Айя Шаркай Килъя - месяц извлечения из могил усопших (ноябрь). В эти дни останки умерших извлекались на поверхность. Их наряжали в лучшие одежды, черепа украшали перьями и вместе с предназначавшимися им едой и напитками выставляли в самых людных местах. Повсюду звучали песни, исполнялись ритуальные танцы, так как инки считали, что вместе с ними пляшут и поют их предки. Затем останки укладывали на специальные носилки и шествовали с ними из дома в дом по всем улицам и площадям города. В конце этих ритуальных торжеств, прежде чем снова предать мёртвых земле, в погребения знатных усопших ставили золотые и серебряные блюда с пищей, а в могилы простого люда - посуду поскромнее.

Жертвы инков богам

Религиозные верования инков в значительной мере лишены леденящей душу жестокости, присуще ацтекам и майя. Среди даров, приносимых предкам и богам, чаще всего встречались кукуруза, кукурузная мука, листья кустарника коки, морские свинки и ламы. Однако в дни празднования последнего месяца года и первого месяца нового года (декабрь), когда надо было особенно сердечно поблагодарить Инти (Солнце) за всё, что он уже сделал для инков, и заслужить его благосклонность на будущее, инки не только приносили ему в дар золотые и серебряные украшения, но и прибегали к человеческим жертвоприношениям. Для этой цели ежегодно отбиралось 500 девственных юношей и девушек, которых в кульминационный момент праздника погребали заживо.
Инки считали, что после смерти у каждого человека будет своя судьба: добродетельные окажутся вместе с Солнцем на небе, где их ждут изобилие и жизнь, практически не отличающаяся от земной. Грешники же попадут под землю, в преисподнюю, где голодно, холодно и нет ничего, кроме камней. А те молодые люди, которым выпала высокая честь принести себя в жертву Солнцу ради благополучия всех, естественно, принадлежат к самым добродетельным. Они, защитив своих соплеменников от всего злого, попадают прямо в царство Солнца. Культ предков был не менее важен для инков. С ним был связан обычай мумификации умершей знати. В скалах вырубали склепы, в которых погребали мумии в богатых одеждах с дорогими украшениями. Особенно был развит культ мумий правителей. Их мумии помещали в храмах и выносили для проведения торжественных шествий во время больших праздников. Имеются свидетельства, что из-за приписываемого им сверхъестественного могущества их даже брали в походы и выносили на поля сражений.

Храмы инков

Инки прославились красотой и величественностью своих храмов. Столица инков, город Куско, был одновременно главным религиозным центром империи. На площади Радости находился целый комплекс святынь и храмов. Самым величественным среди них был Храм Солнца - Кориканча. Стены его снизу доверху облицованы золотыми пластинами, но не только ради красоты. Золото у инков - символ Солнца, а серебро - символ Луны.
Чешский учёный Милослав Стингл так описывает этот храм: «Внутри храма находился алтарь с огромным изображением солнечного диска, от которого во всех направлениях исходили золотые лучи. Чтобы ещё больше увеличить блеск этого божественного храма, в восточных и западных его стенах были сделаны большие ворота, через которые солнечные лучи проникали в святыню, отчего массивный золотой диск алтаря вспыхивал тысячами огней…
Помимо огромного изображения Солнца, в национальной святыне Кориканче почитались… мумии умерших правителей. Их помещали вдоль стен храма. Они сидели здесь точно так же, как некогда сидели на величественных тронах».

В Старом свете XII век ознаменовался успешным развитием религии, а его жители давно отошли от многобожия. В Западной Европе церковь тогда же разделилась на западную римско-католическую и восточную православную. Велись с десяток Крестовых походов за овладение Палестиной, прародиной Иисуса Христа.

В это время на Американском континенте еще верили в тотемы, фетиши и мумии и поклонялись десяткам божеств. На территории проживания перуанских племен находилось более десяти тысяч металлических, каменных и деревянных идолов. Из них полторы тысячи мумий умерших создателей родов и племен. Всем им инки продолжали поклоняться. При этом были созданы две уникальные человеческие цивилизации – инков и ацтеков.

Виракоча — великий бог-создатель у инков

Кто прервал историю доколумбовой цивилизации инков?

К сожалению, уникально развитые города и огромные культурные ландшафты инков просуществовали лишь пять веков до их уничтожения испанскими завоевателями. Эти цивилизации канули в Лету в 15-м столетии. Вслед за колонизаторами в горные Анды нагрянули католические миссионеры. «Просветители» сделали все для того, чтобы будущие поколения мало что знали об инках и их истории.

Индейцы в горном массиве Анды в Южной Америке не называли себя инками. Инком у них числился лишь император, а самоназвание племени звучало как «капак-куна» (в переводе с их языка — «великие», «прославленные»). В свою очередь Великий Инк существовал как сын Солнца и происходил от главного бога инков.

Главный бог инков — Солнце

У религий каждой страны существовали национальные или иные различия, но были схожести, независимо от континента. Все древние люди прошли периоды поклонения культам — форме дохристианской ранней религии. Это фетишизм и тотемизм, испытывавшие различные изменения. У инков это также проявилось. Но их религию называли солнечной.

Как и в Греции или Вавилоне, инки обожествляли природные явления, понять которые они не могли. Например, гром, молнии, землетрясения, затмения Солнца или Луны. У инков был свой бог, подобный Зевсу-Громовержцу, как в Древней Элладе. В Андах не было для людей ничего дороже Солнца. Но в особенностях поклонения этому божеству инки обошли все народы, даже соседних ацтеков. Они считали себя детьми Солнца.

К человечеству дошли изображения главного бога этих племен в виде золотого диска с человеческим лицом. Рассмотрев этот артефакт индейцев, убеждаешься в том, какое культовое значение ему придавалось. Археологическое открытие доказывает, как инки относились к своему божеству. Найден камень на вершине андской скалы. С языка кечуа его название переводится как место, к которому Солнце привязывалось во время зимнего солнцестояния.

Как и на греческом Олимпе богов, здесь существовал свой пантеон. Религиозная политика древних инков была толерантна. Захватывая другие народы, они не запрещали их богов и верования. А богов переносили в свой пантеон.

Боги инков - всесильные существа, создавшие вселенную и подарившие жизнь индейцам. Ни для кого не секрет, что за основу религия инков берет веру в одно верховное божество, бога солнца - Инти. Неотъемлемой часть их вероисповеданий являлся и гороскоп инков, так называемый солнечный календарь и, конечно же, жестокие обряды жертвоприношения, получившие широкое распространение на территории Мезоамерики.

Боги инков - многогранный олимп индейцев американского континента.

Однако, это не означает, что боги инков , их верования, заканчиваются на почитании одного единственного верховного существа. Инки, как глубоко суеверный народ, что роднит их с майянцами и ацтеками, поклонялись огромнейшему количеству разномастных богов инков и богинь, которые являлись воплощениями сил природы и астрономический явлений. Именно благодаря этому, а еще огромнейшему воображению индейцев, изображения богов инков столь удивительны и разнообразны. По сути, инкская мифология - одна из наиболее красочных за всю историю человеческой цивилизации.

Богини инков крупные и мелкокалиберные боги составляли обширный пантеон, да не такой разнообразный и многогранный как у других индейских империй, но все же весьма многочисленный. Среди богов инков встречались и второстепенные божества, т.е. локальные боги, покровительствовавшие над определенным городом, поселением, племенем или конкретным явлением.

Алу, что в переводе “господин”, выполнявший функцию покровителя гор. В религии инков считался защитником городов и деревень.

Ванакаури - бог ясного неба и радуги и Инков.

Колаш - бог птиц, согласно легендам появившийся на свет из яйца. Ему боги инков обязаны песнопениями, созданными индейцами. Поскольку считается, что Колаш по совместительству являлся покровителем пения и певцов.

Екеко - бог домашнего очага и изобилия. По легендам боги инков назначили Екеко на пост защитника домашнего очага по воле первых жителей Куско.

Кон - божество ветра и дождей.

Пача Камак - один из важнейших богов в мифологии инков. Согласно легендам именно благодаря его советам на свет появились все боги инков , люди, а главное Земля.

Парьякака - бог шторма и бурных вод.

Парисиа - бог наводнений и потопов среди богов инков и богинь местного пантеона.

Супай - бог демонов и смерти. Согласно отдельным древним кодексам конкистадоров Супай - также бог войны инков, защитник воинов и покровитель душ, погибших на поле боя.

Уркагуари. В древнейшие времена боги инков назначили его покровителем драгоценных металлов и камней.

Уркачильай - божество, покровительствовавшее над животными. Древние легенды инков говорят, что боги инков создали Уркачильая из плоти ягуара.

Существовали в мифологии инкского государства и боги-инки женского пола, встречающиеся практически во всех мировых религиях и религиях древнего мира.

Кавильяке - богиня-покровительница девственниц.

Часка - богиня утреннего солнца и заката. Также боги инков сделали ее покровительницей планеты Венеры.

Часка Кольур - богиня садов, цветов и беременных женщин. Астрономические символы племени инков соответствовали образам практически всех богов. Часка Кольур в мифологии ассоциировалась с Меркурием.

Копакати - богиня озер, рек, родников и пресных вод.

Пантеон у инков по-своему уникален. Присутствовала в нем и особая каста почитаемых богов женского пола, инки-божества в той или иной степени причастные к созданию жизни и рождению богов, так называемые “мамы”.

Кука Мама - богиня счастья и здоровья.

Мама Альпа - родительница земли, вырастившая инки пантеон, практически всех обитателей инкской версии олимпа.

Мама Пача - богиня плодородия у инков.

Мама Килья - богиня праздников, фестивалей и браков. Что удивительно, пантеон инки обладает, по крайней мере, еще двумя божествами, покровительствовавшими над свадьбами и браками.

Мама Сара - покровительница зерна и злаковых культур среди богов инков. Маис являлся основой сельского хозяйства у инков, что позволяет судить о значимости этой богини в религии.

Мама Коча - богиня озер, покровительница рыбаков и рыб. С ней связаны особые ритуалы инков, предшествующие отправлению рыбаков и охотников в загробный мир. Также Мама Коча считалась создательницей средств передвижения по воде.

В своих верованиях инки обожествляли зверей, птиц и растения. Они поклонялись как пресмыкающимся, так и земноводным животных. Пантеон богов инки полнился всевозможными воплощениями обитателей животного и растительного мира. В число священных обитателей флоры и фауны, которыми оперировала религия инков, входили: кондоры, голуби, соколы, пумы, лисы, жабы, змеи, ягуары и многие другие.

Божественный гороскоп инков - главные боги древней империи.

В официальной структуре инкской мифологии и религии Солнце традиционно занимало лидирующие позиции. Солнце в религии инков не только являлось воплощением мощи богов, а точнее главного бога, Инти, но и ассоциировалось с мощью правящей династии.

Изучение инкскими учеными, коими являлись жрецы, движения солнца и практически идеальной точности календарь, так называемый гороскоп инков, по традиции связаны с сельским хозяйством и фермерством. Культ Солнца, поклонение ему и наблюдения за движением звезды Солнечной Системы, замеры, отраженные в гороскопе инков, играли чрезвычайно важную роль в хозяйстве индейцев, чей образ жизни по большому счету был завязан на посадке и сборе урожая.

Инти - бог солнца инков, верховное существо инкского олимпа, создатель вселенной, жизни и людей. Инти считался не только защитником мира, но и отцом всех богов, выполнявшим по совместительству функции покровителя сельского хозяйства. Кроме того, согласно легендам именно Инти создал в свое время солнечный календарь, гороскоп инков , хранящийся сегодня в одном из американских музеев. Эти факты объясняют то огромнейшее воздействие, которое Инти оказывал на быт индейцев, их мифологию, религиозные и научные знания.

Статус Инти также подчеркивается отношением индейцев к его персоне. Обряды инков, направленные на успокоение верховного бога, мягко говоря, поражают. Кровавые и ужасные жертвоприношения инков известны не только исследователям, но и простым обывателям. Многие наслышаны о том, как в периоды празднований индейцами приносились в жертву сотни, а то и тысячи людей. Инки, жертвоприношения этого народа, отличались особой жестокостью и бесчеловечностью, однако, этого требовали боги и многочисленные празднования солнечного календаря, и ничего тут не поделаешь.

К слову о гороскопе инков. Инкам удалось вплоть до минуты просчитать продолжительность земных суток, года, циклы луны, Венеры и многих других объектов на небосводе, а впоследствии и выразить это в своей календарной системе. По факту древнейший календарь, гороскоп инков, является одним из точнейших за всю историю человечества. На его основе жрецы составляли предсказания и насколько известно определяли судьбу человека. Так при рождении младенца, используя календарь инков по дате рождения, жрец мог определить ключевые точки судьбы, сроки жизни и многое-многое другое.

Существовала в религиозных верованиях инков и своя версия дьявола, бог, именуемый Виракоча. Этот факт делает пантеон богов инков еще более уникальным и специфическим. Изначально Виракоча являлся верховным божеством инкского племени, однако, после того как великий Пачакутек сел на трон, что впоследствии привело к серьезным реформам религиозной системы, главным на небесах стал вечный соперник Виракочи, Инти. Во время реформ, затронувших мифологию и верования инков, были изменены многие имена богов инков, их происхождение, родственные связи и даже статусы и роли. Так Инти, бог, создавший гороскоп инков, до этого считался крупным локальным божеством, покровительствовавшим над племенем чанка. Согласно мифам, которыми богата религия инки, Виракоча - вредный и завистливый бог, старающийся любыми способами напакостить как людям, так и обитателям пантеона. В сложные времена, в периоды наводнений, засух, разорений деревень враждебными племенами, инки во всех бедах винили именно Виракочу.

Религия инков - вселенная глазами индейца.

Верования инкского народа уникальны. Это единственная мезоамериканская народность, позволявшая завоеванным племенам и государствам оставаться свободными в плане выбора религиозных предпочтений. не блокировала инакомыслие, она поощряла его и расширялась за счет мифологии соседей и бывших врагов. Возможно, именно поэтому религия инков полнится столь удивительными легендами и сказаниями, наиболее интересным из которых является рассказ о сотворении мира. Инки верили, что вселенная, именуемая пача, была создана верховным божеством, Инти, при помощи его братьев и сестер. Солнечный бог для создания вселенной, состоящей из трех слоев, использовал огонь, воду, землю и собственную плоть.

Согласно мифам религии инков, первым уровнем мира стали небеса, где жили боги. Второй уровень мира - подземное царство, куда после смерти отправлялись души индейцев. Третий мир - земля, место, где жили, почитали и трудились во славу богов древние индейцы инкского племени.