Образ Александра Адуева ("Обыкновенная история"). Герой романа «Обыкновенная история» Александр Адуев Кратковременное обретение себя

Александр Адуев не захотел отставать от века. Он стал тем, кем был его дядя: деловым человеком, идущим «наравне с веком», с возможностью в будущем блестящей карьеры. Мечтательный романтик стал дельцом. Такой процесс перерождения был типичным явлением для русской действительности 30-40-х годов. Духовный потомок Ленского, Александр Адуев, как и пушкинский герой, уходит в мир мечтаний, не знает жизни. Но Ленский был наделен Пушкиным чертами гражданственности, в нем жили «вольнолюбивые мечты»... Адуев же - представитель мелкого, пошлого, безыдейного романтизма, распространенного в 40-е годы. Под романтической настроенностью Александра скрывались черты эгоизма и самовлюбленности.

Превратившись в дельца, чиновника-карьериста, Адуев становится человеком с узкими, ограниченными интересами и мещанским пониманием жизни. Александр в общем-то человек самый заурядный, и только ему самому кажется, что он личность необыкновенная, «с могучей душой».

Жизнь в столице, влияние окружающей действительности в первую очередь, были главными причинами перерождения Адуева. Александр стал скептиком, разочаровался в жизни, любви, труде, творчестве. В его прежнем облике мечтательного романтика были и черты, свойственные юности, стремление «к высокому и прекрасному». Эти качества Гончаров в своем герое не осуждал. «Есть пора в жизни человека, - писал Белинский, - когда грудь его полна тревоги...

когда горячие желания с быстротою сменяют одно другое... когда человек любит весь мир, стремится ко всему и не в состоянии остановиться ни на чем; когда сердце человека порывисто бьется любовью к идеалу и гордым презрением к действительности, и юная душа, расправляя мощные крылья, радостно взвивается к светлому небу... Но эта пора юношеского энтузиазма есть необходимый момент в нравственном развитии человека, - и кто не мечтал, не порывался в юности к неопределен-иному идеалу фантастического совершенства, истины, блага и красоты, тот никогда не будет в состоянии понимать поэзию - не одну только создаваемую поэтами поэзию, но и поэзию жизни; вечно будет он влачиться низкою душою по грязи грубых потребностей тела и сухого, холодного эгоизма». Белинский но осуждал романтизма вообще. Он был ярым противником романтизма «без живой связи и живого отношения» к жизни. Находясь под влиянием эстетических взглядов Белинского, Гончаров в «Обыкновенной истории» показал, что человеку свойственны большие и чистые, высокие и прекрасные человеческие чувства, но показал и то, какие уродливые формы принимают они под влиянием крепостного права и барского воспитания. «Адуев, - писал Гончаров спустя 32 года, - кончил, как большая часть тогда: послушался практической мудрости дяди, принялся работать в службе, писал и в журналах (но уже не стихами) и, пережив эпоху юношеских волнений, достиг положительных благ, как большинство, занял в службе прочное положение и выгодно женился, словом обделал свои дела.

В этом и заключается «Обыкновенная история». Гончаров на службе и в салоне Майковых встречался со многими видными представителями чиновного мира. Он хорошо знал людец типа Адуевых. Вот что пишет об этом в своих воспоминаниях А.

В. Старчевский: «Героем для повести Гончарова послужил его покойный начальник Владимир Андреевич Солоницын и Андрей Парфенович Заблоцкий-Десятовский, брат которого Михаил Парфенович, бывший с нами в университете и знакомый Ивана Александровича, близко познакомил автора с этой личностью. Из двух героев, положительных и черствых, притом не последних эгоистов, мечтавших только о том, как бы выйти в люди, составить капиталец и сделать хорошую партию, Иван Александрович выкроил своего главного героя.

Племянник с желтыми цветами составлен из Солика (племянника В. А. Солоницына и Михаила Парфеновича Заблоцкого-Десятовского.

) В «Обыкновенной истории» Гончаров пишет, что писатель должен обозревать «покойным и светлым взглядом жизнь и людей вообще», но выводов не делать. Это он предоставляет читателю.

У Герцена, - писал Белинский, сравнивая творческий метод Гончарова и Герцена, - «мысль всегда впереди, он вперед знает, что и для чего пишет; он изображает с поразительною верностию сцену действительности для того только, чтобы сказать о ней свое слово, произнести суд. Г-н Гончаров рисует свои фигуры, характеры, сцены, прежде всего для того, чтобы удовлетворить своей потребности и насладиться своею снособностиюрисовать: говорить и судить и извлекать из них нравственные следствия ему надо предоставить своим читателям.

Картины Искандера (псевдоним Герцена.-В. Л.) отличаются не столько верностию рисунка и тоикостию кисти, сколько глубоким знанием изображаемой им действительности, они отличаются больше фактическою, нежели поэтическою истиною, увлекательны слогом не столько поэтическим, сколько исполненным ума, мысли, юмора и остроумия, - всегда поражающим оригинальностию и новостию. Главная сила таланта г.

Гончарова - всегда в изящности и тонкости кисти, верности рисунка; он неожиданно впадает в поэзию даже в изображении мелочных и посторонних обстоятельств, как, например, в поэтическом описании процесса горения в камине сочинений молодого Адуева. В таланте Искандера поэзия - агент второстепенный, а главный - мысль; в таланте г. Гончарова поэзия - агент первый и единственный...»

Характеристика литературного героя

Александр Адуев – молодой дворянин, “трижды романтик – по натуре, по воспитанию и по обстоятельствам жизни”. Он покидает свою провинциальную усадьбу Грачи и отправляется в Петербург к своему дяде. А. А., полный возвышенный мечтаний, любви ко всему человечеству и веры в свое призвание, надеется осуществить в Петербурге свою мечту – стать поэтом. Но у А. А. нет значительного таланта. Нет и желания усиленно трудиться, что является следствием его барского воспитания. Цель

Своей жизни герой видит в возвышенном существовании, в ощущении душевного восторга, в мечтах о будущей славе, подвигах, любви. А. А. не мог и предположить, какой трудный путь поисков и разочарований придется ему пройти. Наставить племянника на “путь истинный” пытается его дядя, Петр Адуев. Он отдает романтические стихи А. А. на оклейку комнаты. Он встречает юношу, мечтающего о родственной привязанности и о вечной дружбе, холодно и официально. А. А. полон волнующих ожиданий “вечной любви”, но и в этом жизнь быстро разочаровывает героя. Противостояние реалиста-дяди и романтика-племянника заканчивается поражением А. А. На собственном горьком опыте юный герой убеждается, что в мире нет ни возвышенной дружбы, ни вечной любви, а у него нет самого главного – таланта. Столкновение героя с жестким и циничным Петербургом убеждает его, что надо быть таким же жестким и циничным и делать “карьеру и фортуну”. В эпилоге мы узнаем, что через 10-12 лет А. А. превратился в преуспевающего дельца. Он пополнел, оплешивел и с достоинством носит свое брюшко и орден на шее. Кроме того, герой собирается очень выгодно жениться на приданом. Таким образом, с А. А. происходит “обыкновенная история” – история утраты иллюзий и превращения восторженного романтика в трезвого чиновника.

(Пока оценок нет)



Другие сочинения:

  1. Петр Адуев Характеристика литературного героя Петр Адуев – дядя Александра. Это богатый и известный в Петербурге человек. О нем можно сказать, что он “человек дела, а не фразы”: “Он достиг значительного положения на службе, он директор, тайный советник, и, кроме Read More ......
  2. Обыкновенная история Это летнее утро в деревне Грачи начиналось необычно: с рассветом все обитатели дома небогатой помещицы Анны Павловны Адуевой были уже на ногах. Лишь виновник этой суеты, сын Адуевой, Александр, спал, “как следует спать двадцатилетнему юноше, богатырским сном”. Суматоха Read More ......
  3. Однажды летом из деревни Грачи, имения небогатой помещицы Анны Павловны Адуевой, провожают в Петербург на службу единственного сына Анны Павловны – Александра Федоровича, “белокурого молодого человека в цвете лет, здоровья и сил”. С ним отправляется камердинер Евсей. Анна Павловна вне Read More ......
  4. Первый роман И. А. Гончарова “Обыкновенная история” был напечатан на страницах журнала “Современник” в мартовских и апрельских номерах за 1847 год. В центре романа столкновение двух характеров, двух философий жизни, выпестованных на почве двух общественных укладов: патриархального, деревенского (Александр Адуев) Read More ......
  5. В романе И. А. Гончарова “Обыкновенная история” показана типичная русская действительность сороковых годов девятнадцатого века, типичные обстоятельства их жизни. В “Обыкновенной истории” Гончаров проявил себя как мастер портретных зарисовок. “Главная сила таланта Гончарова… в изящности и тонкости кисти верности рисунка; Read More ......
  6. Герой романа Александр Адуев живет в то переходное время, когда безмятежное спокойствие дворянской усадьбы оказалось нарушенным. Звуки городской жизни с ее лихорадочными темпами все настойчивее и чаще врываются в ленивую тишину маниловских гнезд и пробуждают провинциальных мечтателей. Там, в городе, Read More ......
  7. Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891), известный русский прозаик и критик, автор знаменитой “трилогии на “О” – романов “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв”. Гончаров вошел в историю русской литературы как реалист, тяготеющий к изображению нравственных коллизий, и как блестящий бытописатель своей Read More ......
  8. …поэта Обыкновенный ждал удел. А. С. Пушкин В. Г. Белинский в статье “Взгляд на русскую литературу 1847 года”, подчерки­вая жизненную верность первого романа И. А. Гончарова, писал, что это произве­дение принесет большую пользу, ибо нанесет удар романтизму, мечтательности и сентиментальности. Read More ......
Александр Адуев (Обыкновенная история Гончаров)

В романе Гончарова «Обыкновенная история» главным героем является молодой дворянин Александр Федорович Адуев. Он из семьи, имение которой находится в полутора тысячах верст от Петербурга. Его семья не очень богата, у Александра и матери около ста крепостных крестьян.

Отец Александра давно умер и Александр является единственным ребенком в семье. Он живет в имении вдвоем со своей матерью. Его вырастили в любви и ласке, поэтому он оказывается не готов к трудностям, которые поджидали его за порогом взрослой жизни.

В свое время герой закончил университет в провинции, где он много учился. Александр знает несколько иностранных языков.

В начале произведения Александру двадцать лет отроду. Автор описывает его как молодого блондина в расцвете сил. В двадцать лет все молодые люди мечтатели и Александр – не исключение. Он видит будущее в ярком свете, хочет приносить пользу Отечеству и миру. Он также мечтает о славе писателя или поэта, пишет стихи, удивлявшие его друзей. Жизнь без вдохновения для него скучна, такую жизнь герой называет деревянной.

Александр – добрый и умный молодой человек. Мать считает его воспитанным и привлекательным юношей с мягкой душой. Сердце своей герой слушает больше, чем разум.

Герой считает, что счастье не в деньгах и что денег у него больше, чем ему необходимо.

В двадцать лет, после окончания университета, Александр в поисках славы уезжает в Петербург. В деревне герой оставляет свою возлюбленную Софью, которую любит «маленькой» любовью. Любовь Софьи для него необходима до тех пор, пока он не встретит большую любовь.

В Петербурге у героя есть дядя, который помогает ему устроиться на службу и найти работу в журнале. Но дядя героя – расчетливый человек, и он пытается перевоспитать мечтательного племянника для его же пользы.

За два года в Петербурге Александр успешно устроился, у него хорошая работа. Изменилась и его внешность – он возмужал, исчезла мягкость черт. Юноша превращается в мужчину.

В двадцать три года Александр влюбляется в молоденькую Наденьку Любецкую. Любовь вскружила персонажу голову так, что он даже забросил службу. Александр даже собирается делать девушке предложение, но она предпочитает ему графа Новицкого. Для Александра это стало тяжелым ударом.

История с Наденькой привела Александра к тому, что он разочаровался в людях, любви и дружбе. Он стал противен самому себе.

Герой неумолимо взрослеет, меняется и его внешность. В двадцать пять лет на Александра тенью легла лень и неровность движений. Он был бледным и худым от душевных треволнений.

В двадцать пять лет герой вновь влюбляется. Но, когда дело уже идет к свадьбе, его чувства охладевают и он разрывает отношения. Эта ситуация еще больше отвращает героя от людей.

Затем в жизни героя появляется влюбленная в него Лиза, но Александр ее не любит и со временем прекращает с ней всякое общение. После этого герой мечтает только об уединении и покое, желает жить отшельником

Александр, в мечтах о славе писателя, все же сочиняет рукопись, но в издательстве отказываются ее печатать, и герой сжигает свои рукописи.

В двадцать девять лет наш герой состарился душой и окончательно разочаровался в жизни. Он возвращается из Петербурга в свою деревню, где он прожил полтора года и после смерти своей матери снова решил уехать в Петербург.

В Петербурге герой довольно успешно делает карьеру, после чело женится, по совету своего дяди, по расчету. В конце концов, от мечтательного и любвеобильного юноши ничего не остается, Александр практически становится копией своего холодного и расчетливого дяди.

Сочинение на тему Александр Адуев

Одна из ярких тем, раскрытых в русской литературе, – тема героя, отражающего суть своего времени. И. А. Гончаров в своем первом крупном романе «Обыкновенная история» продолжает традицию, заложенную классиками. В центре повествования – обыкновенная (типичная) история молодого человека Александра Адуева – провинциала, решившего покорить Петербург. Автор наделил главного героя многими чертами, характерными для молодого человека середины XIX века.

Александр – молодой помещик, спокойно живший с маменькой в своем имении Грачи. Он привык, что вокруг все подчинено его желаниям, капризы исполняются (за этим зорко следила маменька). Уверовав в свою исключительность и начитавшись легких французских романов, он уезжает в крупный город, где живет его дядя Петр Иванович.

Романтик в душе, Александр привозит в Петербург маменькины гостинцы и мечты о том, что он сумеет найти достойное место в новой жизни. Но оказавшись вдали от родных Грачей, он сталкивается с суровой действительностью, на которую ему все время пытается открыть глаза дядя. С помощью образа главного героя автор романа противопоставляет два мира: патриархальный мир глубокой провинции и мир холодной высокомерной и расчетливой столицы.

В городе Адуев встречается с карьеризмом и бездушием чиновников, видит социальные контрасты, на которых здесь построена жизнь. При переходе героя из одной среды в другую меняется значимость его личности: из уважаемого «барина» он превращается в обыкновенного провинциального дворянина, каких в Петербург приезжает немало.

Переход из беззаботного возвышенного состояния Александра к прозе жизни дался ему нелегко. Особенно хорошо это показано в сценах, где описаны душевные терзания героя после расставания с Наденькой, ради которой он порвал с Сонечкой из своей деревни. Любовь всегда казалась ему чувством искренним и высоким. Но разрыв с Наденькой показал, что женщины коварны и доверять нельзя никому.

Еще одним ударом судьбы стала случайная встреча с другом детства Поспеловым. Герой рад встрече с родственной возвышенной душой. Но жизнь в столице сильно изменила друга, он стал меркантильным и расчетливым.

Чтобы снизить романтический настрой Александра и показать, что в современном мире нет места сентиментальным романтикам, в романе дан образ дяди – абсолютно приземленного человека. Он пытается помочь племяннику приспособиться к жизни. Но не всегда молодой Адуев согласен с ним. Петр Иванович, стараясь окончательно убедить Александра в необходимости трезво смотреть на мир, наносит ему сильную душевную травму. Он хочет доказать племяннику, что его писательский дар ничтожен и никому не нужен. Дядя печатает роман племянника под своим именем и получает письмо от издателя. Этот, по сути, безжалостный поступок дяди навсегда убивает в герое романтика.

Через несколько лет Александр Адуев становится коллежским советником, имеющим хороший доход. Он собирается жениться на богатой невесте. Утонченный романтизм и детская мечтательность окончательно уступили дорогу прагматизму и холодному расчету, господствовавшим в то время в обществе. За талантливое изображение изменений в мировосприятии героя В. Г. Белинский высоко оценил первое крупное произведение И. А. Гончарова.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Мое любимое слово

    В русском языке много красивых и умных, добрых и ласковых слов, таких как мама и солнце, земля и небо, любовь и дети. Но особенное, хорошее и надежное слово - дружба.

  • Анализ сцены Обед в честь Багратиона в романе Война и Мир сочинение

    Под Аустерлицем произошло поражение, которое вызвало у всех москвичей противоречивое мнение. Все остались под странным впечатлением от произошедшего. Все старались не говорить о происходящем под Москвой.

  • Сочинение Что такое Честь

    С самого детства мы часто слышим о таком слове как «честь». Но, уже, будучи взрослыми, многие из нас все еще не осознают истинное понятие этого слова. Почему же в сегодняшних реалиях честь уже не является важнейшим элементом жизни

  • Образ и характеристика Ермила Гирина в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова

    Некрасов в своей поэме очень ярко показал как главных, так и второстепенных персонажей. Одним из второстепенных персонажей, история которого задевает читателя за живое, является крестьянин Ермил Гирин.

  • Я вернулась из школы. Всё было как всегда: те же стандартные шесть уроков

Раскрывая один из центральных образов романа — Александра Адуева, — Гончаров отталкивается от пушкинского Ленского с его романтическим мироощущением, оторванностью от реальной жизни и его судьбой, намеченной в качестве одной из неосуществленных возможностей: поэта «обыкновенный ждал удел». Не исключено, что это акцентированное пушкинское определение стало частью названия гончаровского романа. Но для автора «Обыкновенной истории» существенно и последнее слово заголовка — «история». Писатель тщательно, с присущей ему эпической основательностью прослеживает эволюцию своего героя, раскрывая её типичность для своего времени.

Молодой дворянин Александр Адуев по окончании университета возвращается в свою усадьбу Грачи, но не задерживается здесь и отправляется в Петербург. Его влекут романтические идеалы, поэтическая слава, возвышенные представления о дружбе и любви, мечты об успехе, заманчивые перспективы завоевания сердец поклонников, желание блага людям. Он живёт абстрактными фантазиями, упованиями на поддержку со стороны «божественного духа». Белинский писал об этом герое: «Он был трижды романтик — по натуре, по воспитанию и по обстоятельствам жизни». Это проницательное замечание подчеркивает важность формирования Адуева в обстановке провинциальной барской среды, что с таким блеском показал автор романа. Детство и юность героя прошли в условиях праздности, безделья, в окружении слуг и нянек, призванных в любую минуту выполнить любые прихоти барича.

Сочинения, далёкие от действительности, также способствовали формированию идеализма и отвлеченных представлений Адуева, и романтизм получил у него книжный характер. Барская обеспеченность и беззаботность, освобождавшие от труда и активной умственной деятельности, стали теми особыми обстоятельствами, на которые указывал Белинский и которые определили восторженное прекраснодушие молодого человека. И. А. Гончаров аналитически точно указывает на эти причины, сформировавшие взгляды и характер Александра Адуева, и убедительно показывает условия его воспитания.

Разумеется, адуевский романтизм не имеет ничего общего с романтикой серьёзных идейных исканий, романтическим пафосом свободы или увлеченным построением философско-утопических концепций, которые были характерны для молодых Пушкина, Лермонтова, Белинского, Герцена, Веневитинова. Его романтизм — особое душевное состояние, при котором всё беспочвенно предстаёт в розовом свете и человек строит на песке воздушные замки. Против такого романтизма в конце 30-х и в начале 40-х годов выступили Белинский, Герцен, молодой Тургенев. Теперь к ним присоединился Гончаров. Он решительно развенчивает романтические порывы своего героя. Убедительность авторского развенчания представлений о жизни, свойственных Адуеву-младшему, состоит в том, что писатель вскрывает присущий его герою взгляд на свою исключительную роль, преувеличенное самолюбие, высокомерный, барский взгляд на других, «обыкновенных» людей, крайний эгоизм, проявившийся в его представлениях о дружбе и любовных историях.

В Петербурге Александра ожидает цепь глубоких разочарований. Дядюшка героя и приобщение к суровой петербургской жизни обнаружили полную несостоятельность его идеалов, ребячество его мечтаний, слепоту его представлений. Оказывается, стихи его бездарны и никому не нужны. «Пора стихокропателей прошла, теперь талант — это капитал», — иронизирует дядя и отдаёт стихи племянника на оклейку стен. Проекты его, как выяснилось, беспочвенны. Когда Александр вспоминал о них, «краска бросалась ему в лицо». Выясняется, что дружба — в адуевском её понимании — несостоятельна, что женщины могут обманывать, как предсказывал дядя, надувать (не отсюда ли — «надует» — происходит фамилия Адуев?). Пережитые Александром истории с Наденькой и Тафаевой это подтвердили (впрочем, и сам он забыл, «надул» свою Софьюшку). Блага он принести людям не в состоянии — это стало очевидным. Наконец, приходит полная переоценка достоинств усадебной патриархальной жизни, к которой по совету дяди Александр на время возвращается. В деревне ведь можно зачахнуть, потеряться, «погибнуть». В финале герой понимает: в его неудачах виновна не «толпа», а он сам.

В этом отношении роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история» в ряде фабульных моментов перекликается со знаменитым творением О. Бальзака: и там и здесь происходит драма «утраченных иллюзий». На это обратил внимание академик А. Н. Веселовский. Герой Гончарова испытывает не только горечь разочарований, но и естественные в его положении страдания. Однако переживает он их опять-таки как самовлюбленный романтик: ему жаль было расстаться со своей печалью: «он насильственно продолжил её, или, лучше сказать, создал искусственную грусть, играл, красовался и утопал в ней. Ему как-то нравилось играть роль страдальца»

Иногда нас не покидает чувство, что Гончаров в чем-то сопереживает своему герою: ведь он многие годы самого себя считал неисправимым романтиком. Кажется, что автору во многом близки стремления Александра к идеалу, к самореализации, поэтическая настроенность юноши, его вера в высокое и благородное. Однако для нас очевидно и другое: Гончаров как суровый реалист вскрывает беспочвенность мечтаний Адуева-младшего, книжную отвлеченность его представлений о жизни, заимствованный, надуманный характер его стихов и чувств. Суд автора оказывается суровым и безоговорочным. И хотя герой его дважды пытается оправдаться — и перед дядей, и перед его женой — решение судьи Гончарова обжалованию не подлежит: жизнь Александра Адуева оказалась бесполезной, в чём-то похожей на судьбу «лишних людей».

Чтобы это своё осуждение сделать более рельефным, Гончаров сталкивает племянника с саркастическим дядюшкой, берёт в свои единомышленники Лизавету Александровну и в довершение всего показывает ловкое перерождение Александра Адуева в финальной части своего романа. Хотя писатель тщательно, пристально, не торопясь, следит за каждым шагом своего юного героя, но по существу метаморфозы Адуева-младшего происходят достаточно быстро. Романтик превращается в расчетливого, сухого, нагловатого дельца. По Гончарову, это перерождение вполне естественно в условиях чиновничьей канцелярии, мотивированно для индивидуалиста, это достаточно «обыкновенная история». В эпилоге романа мы видим былого мечтателя, предавшего свой юношеский идеализм, разжиревшим чиновником, заполучившим орден, претендующим на полумиллионное приданое новой невесты. «Я иду наравне с веком: нельзя же отставать», — самодовольно восклицает Александр. Белинский, правда, нашел противоестественным превращение Александра Адуева в карьериста и стяжателя. С его точки зрения, было бы логичнее заставить этого героя заглохнуть в апатии и лени. Но у автора — своя логика, свой глубоко продуманный замысел. Тем не менее рекомендацию Белинского Гончаров учел и художественно обосновал в своём новом романе — «Обломов».

Писатели двумя способами исследуют жизнь – умственным, начинающимся с размышлений о явлениях жизни, и художническим, суть которого – постижение тех же явлений не умом (или, вернее, не только умом), а всей своей человеческой сущностью, или как принято говорить, интуитивно.

Интеллектуальное познание жизни приводит автора к логическому изложению изученного им материала, художническое – к выражению сущности тех же явлений через систему художественных образов. Писатель-беллетрист как бы дает картину жизни, но не просто копию с нее, а преображенную в новую художественную реальность, отчего явления, заинтересовавшие автора и освещенные ярким светом его гения или таланта, предстают перед нами особо зримыми, а иногда и зримыми насквозь.

Предполагается, что истинный писатель дает нам жизнь только в виде художественного ее изображения. Но на деле таких «чистых» авторов не так много, а может быть, и не бывает совсем. Чаще всего писатель является и художником и мыслителем.

Иван Александрович Гончаров издавна считается одним из самых объективных русских писателей, то есть писателем, в произведениях которого личные симпатии или антипатии не выставляются в качестве мерила тех или иных жизненных ценностей. Он дает художественные картины жизни объективно, как бы «добру и злу внимая равнодушно», предоставляя читателю самому, своим собственным умом вершить суд и выносить приговор.

Именно в романе «Обыкновенная история» Гончаров устами сотрудника журнала излагает эту мысль в самом ее чистом виде: «…писатель тогда только, во-первых, напишет дельно, когда не будет находиться под влиянием личного увлечения и пристрастия. Он должен обозревать покойным и светлым взглядом жизнь и людей вообще, – иначе выразит только свое я , до которого никому нет дела». А в статье «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров замечает: «…я о себе прежде скажу, что принадлежу к последней категории, то есть увлекаюсь больше всего (как это заметил обо мне Белинский) „своею способностью рисовать“.

И в своем первом романе Гончаров нарисовал картину русской жизни в небольшой деревенской усадьбе и в Петербурге 40-х годов XIX века. Разумеется, Гончаров не мог дать полной картины жизни и деревни и Петербурга, как вообще ни один автор не может этого сделать, потому что жизнь всегда многообразнее любого ее изображения. Посмотрим, получилась ли изображаемая картина объективной, как этого желал автор, или какие-то побочные соображения сделали эту картину субъективной.

Драматическим содержанием романа является та своеобразная дуэль, которую ведут два главных ее персонажа: молодой человек Александр Адуев и его дядя Петр Иваныч. Дуэль увлекательная, динамичная, в которой успех выпадает на долю то одной, то другой стороны. Поединок за право прожить жизнь согласно своим идеалам. А идеалы у дяди и племянника прямо противоположные.

Юный Александр является в Петербург прямо из теплых материнских объятий, с ног до головы одетый в доспехи высоких и благородных душевных порывов, является в столицу не из праздного любопытства, а с тем, чтобы вступить в решительный бой со всем бездушным, расчетливым, гнусным. «Меня влекло какое-то неодолимое стремление, жажда благородной деятельности», – восклицает этот наивный идеалист. И на бой он вызвал не кого-нибудь, а весь мир зла. Этакий маленький доморощенный донкихотик! И ведь тоже начитавшийся и наслушавшийся всяческих благородных бредней.

Тонкая ирония Гончарова, с какой он описывает в начале романа своего юного героя – его отъезд из дома, клятвы в вечной любви Сонечке и другу своему Поспелову, первые его робкие шаги в Петербурге, – именно этот весьма насмешливый взгляд Гончарова на своего юного героя делает образ Адуева-младшего милым нашему сердцу, но уже заранее предопределяет исход борьбы племянника и дяди. К истинным героям, способным на великие подвиги, авторы не относятся с иронией.

А вот и противная сторона: столичный житель, владелец стекольного и фарфорового завода, чиновкник особых поручений, человек трезвого ума и практического смысла, тридцатидевятилетний Петр Иваныч Адуев – второй герой романа. Гончаров наделяет его и юмором, и даже сарказмом, но сам не относится к этому своему детищу с иронией, что заставляет нас предполагать: вот он, истинный герой романа, вот тот, на кого автор предлагает нам взять равнение.

Два этих характера, заинтересовавшие Гончаров, были ярчайшими типа своего времени. Родоначальником первого явился Владимир Ленский, второго – сам Евгений Онегин, хотя и в сильно преображенном виде. Замечу здесь в скобках, что и холодность Онегина, его опытность терпят точно такой же крах, как и опытность и значение жизни Петра Иваныча Адуева.

Еще смутно ощущая цельность своего романа, Гончаров пишет: «…в встрече мягкого, избалованного ленью и барством, мечтателя-племянника с практическим дядей – выразился намек на мотив, который едва только начал разыгрываться в самом бойком центре – в Петербурге. Мотив этот – слабое мерцание сознания необходимости труда, настоящего, не рутинного, а живого дела в борьбе со всероссийским застоем».

Гончарову очень хочется взять себе в образец именно этого человека «живого дела», и не только себе, но и предложить его вниманию читателя именно в качестве образца.

С каким блеском написаны диалоги дядюшки и племянника! Как спокойно, уверенно, безапеляционно разбивает дядя своего горячего, но не вооруженного страшным оружием логики и опыта племянника! И каждая критическая фраза убийственна, неотразима. Неотразима оттого, что он говорит правду. Тяжелую, иногда даже обидную и беспощадную, но именно правду.

Вот он высмеивает «вещественные знаки… невещественных отношений» – колечко и локон, подаренные Сонечкой при прощании уезжающему в столицу любимому Сашеньке. «И это ты вез за тысячу пятьсот верст?.. Лучше бы ты привез еще мешок сушеной малины», – советует дядя и швыряет в окно бесценные для Александра символы вечной любви. Александру кажутся дикими и холодными слова дяди и его поступки. Может ли он забыть свою Сонечку? Никогда!..

Увы, прав оказался дядя. Прошло совсем немного времени, и Александр влюбляется в Наденьку Любецкую, влюбляется со всем пылом молодости, со свойственной его натуре страстностью, безотчетно, бездумно!.. Сонечка забыта совершенно. Он даже не только ни разу не вспомнит ее, но и забудет ее имя. Любовь к Наденьке заполнит Александра целиком!.. Конца не будет его лучезарному счастью. Какое тут может быть дело, о котором твердит дядя, какая работа, когда он, можно сказать, денно и нощно пропадает за городом у Любецких! Ах, уж этот дядя, у него на уме только дело. Бесчувственный!.. Как у него язык поворачивается говорить, что Наденька, его Наденька, это божество, это совершенство, может его надуть. «Она обманет! Этот ангел, эта олицетворенная искренность…» – восклицает юный Александр. «А все-таки женщина, и, вероятно, обманет», – отвечает дядя. Ох, эти трезвые, беспощадные ум и опыт. Тяжело!.. Но правда: Наденька обманула. Она влюбилась в графа, и Александр получает отставку. Вся жизнь сразу же окрасилась в черный цвет. А дядя твердит: я же предупреждал тебя!..

Александр терпит крах решительно по всем статьям – в любви, в дружбе, в порывах к творчеству, в работе. Всё, решительно всё, чему учили его учителя и книги, все оказалось вздором и с легким хрустом разлеталось под железной поступью трезвого рассудка и практического дела. В самой напряженной сцене романа, когда Александр доведен до отчаяния, запил, опустился, воля его атрофирована, интерес к жизни исчез полностью, дядя последний лепет оправдания племянника парирует: «Чего я требовал от тебя – не я все это выдумал». «Кто же? – спросила Лизавета Александровна (жена Петра Иваныча – В.Р.). – Век».

Вот где открылась главная мотивировка поведения Петра Иваныча Адуева. Веление века! Век требовал! «Посмотри-ка, – взывает он, – на нынешнюю молодежь: что за молодцы! Как все кипит умственною деятельностью, энергией, как ловко и легко расправляются они со всем этим вздором, что на вашем старом языке называется треволнениями, страданиями… и черт знает что еще!»