Развитие западноевропейской культуры. Западноевропейская культура xix века Развитие западноевропейской культуры в 19 веке кратко

Революция в умах.

Революции конца XVIII - ХIХ вв. готовились не только переменами в жизни общества, но и переменами в умах людей, в их мировоззрении - восприятии окружающего мира. Уже на протяжении ХVIII - ХVIII вв. все больше распространялось мне­ние, что Бог не влияет непосредственно на отдельного человека, на его успехи или неудачи в жизни. Все зависит от личных уси­лий, от ума, настойчивости, упорного труда. Несправедливо, что положение человека и условия его жизни предопределяются рож­дением. Эта идея стала обоснованием революций.

Литература. Конец ХVIII в. и почти вся первая половина ХIX в. ознаменовались романтическим движением, охватившим европей­ские государства. Романтики противопоставляли чувства разуму. Они ценили вдохновение, непосредственность чувства, высту­пали против правил, устанавливаемых разумом. Они преклоня­лись перед природой и стремились непосредственно прочувство­вать ее загадочные феномены. В искусстве романтики ценили не­повторимое, индивидуальное. Своеобразным манифестом фран­цузских романтиков стал роман «Собор Парижской Богомате­ри» В.Гюго.

В 20-е гг. XIX в. в культуре зарождается критический реализм. Критические реалисты не отрицали прогресса, как некоторые ро­мантики, и не отворачивались от суровой действительности. У писателей и художников реалистического направления прояв­ляется интерес к многостороннему воспроизведению действитель­ности, к широким обобщениям.

Отражение экономических, политических, нравственных про­тиворечий своего времени в полноценных художественных обра­зах - основная заслуга писателей критического реализма. Вели­кие писатели-реалисты О. Бальзак и Ч.Диккенс в своих романах всесторонне раскрыли жизнь современного им общества. Никогда впоследствии европейская литература больше не достигала такой высоты и широты художественного обобщения, какое было у пред­ставителей критического реализма XIX в.

Бальзак представлял себе общество как систему насилия над естественными страстями человека, т. е. как сплошную драму, в которой, по его мнению, заключается правда искусства. Писатель углубленно исследовал причины и следствия, закономерности общественного бытия, и внимание его сосредоточивалось не на самих катастрофах, а на условиях, их вызвавших. Картина всех слоев французского общества с их противоречиями и борьбой раз­ворачивалась в его произведениях.

Диккенс считал своим долгом «показать суровую правду» жиз­ни, чтобы устранить существующее в ней зло. Обличая пороки в жизни Англии, Диккенс показывал душевные качества простых людей, выдержавших тяжелые жизненные испытания. Понятие о красоте у Диккенса неразрывно связано с добром, в то время как зло воспринималось им как уродство и отклонение от нормы.

Поэт Г. Гейне - «энтузиаст свободы» Германии начал свой творческий путь как романтик. Однако он не уводил своих чита­телей в мир идеализированного Средневековья, не погружался в фантастику. Он уделял внимание общественным вопросам, ши­роко использовал народное творчество. Вершиной поэтического творчества Гейне является его политическая поэма «Германия» («Зимняя сказка»), созданная в 1844 г. Рисуя в ней немецкую жизнь, поэт смеялся над теми, кто пытался успокоить народ сказ­ками о загробном мире. Гейне хотел «землю в небо превратить и сделать землю раем». Через всю поэму проходит тема грядущей революции.

В конце ХIХ в. в литературе, изобразительном искусстве, архи­тектуре, театре, музыке появляются новые стили и направления, то сменяющие друг друга, то существующие одновременно. Про­исходит переоценка ценностей. Изменения в жизни общества, открытия в науке и технический прогресс - все это требовало осмысления, нового взгляда. К этой задаче по-разному подошли искусство реализма и разнообразные нереалистические течения, объединенные под названием декаданса (фр. decadeпce - упадок).

Символизм - одно из самых значительных явлений в литерату­ре декаданса - сформировался во Франции в 80-е гг. XIX в. Символисты называли себя певцами «заката, упадка, гибели», без­надежности и разочарования. Они отказались от изображения ре­альности, предпочитая «внутреннюю сущность» внешнему образу, видимости. Для символизма характерны уход за пределы реального мира, многозначительность, мистические намеки, образы, лишен­ные конкретности, ориентация не на разум, а на чувства.

Наиболее талантливыми поэтами-символистами во Франции были П. Верлен и А. Рембо. В Англии символисты сплотились вокруг журнала «Желтая книга», с которым был связан и О. Уайльд ­самый значительный представитель английского символизма. Перу писателя принадлежат сказки, сатирические пьесы, поэтическая исповедь «Из бездны», роман «Портрет Дориана Грею». Бельгий­ский драматург Метерлинк способствовал развитию традиций сим­волизма в театре (сказка «Синяя птица»).

Важным явлением в литературе и искусстве был натурализм, который зародился во Франции в начале 70-х гг. XIX в. Натуралисты считали, что факты ценнее самого прекрасного вымысла, и писатель должен фиксировать события реальной жизни. Предполагалось, что быт так же подчиняется строгим законам, как и точные науки. Поэтому главное в литературе - документальность и точность описания. Одним из самых ярких представителей нату­рализма является Э. Золя, хотя его творчество нельзя сводить ис­ключительно к натурализму. В 1868 г. Золя приступает к работе над 20-томной серией «Ругон-Маккары», которую закончит спустя четверть века. Серия получает подзаголовок «Биологическая и об­щественная история одной семьи в эпоху Второй империи».

Критический реализм во французской литературе развивается под воздействием Золя. Представителями его были Г. Мопассан и А. Франс. Мопассан прославился благодаря удивительному мастер­ству новеллиста, романами «Жизнь», «Милый друг». А. Франс ­мастер философско-сатирической повести.

Английский писатель Г. Уэллс, создатель современной научной фантастики, писал о проблемах, к которым может привести тех­нический прогресс, затрагивал тему ответственности ученого, необходимости соотносить прогресс и нравственные нормы.

Изобразительное искусство.

В первой половине XIX столетия искусство Западной Европы шло по пути подражания великим мастерам прошлого. Во Франции главным представителем живо­писи этого времени был Ж.Л.Давид. Из многочисленных учени­ков Давида выделялся своей высокой одаренностью Энгр. Ему при­шлось выдержать упорную борьбу с художниками нового роман­тического направления, явившегося реакцией по отношению к холодной бесстрастности классиков. Первым художником, всту­пившим на путь романтизма, был Э.Делакруа.

Реализм утвердился только через посредство жанровой живо­писи. Реалистические традиции в изобразительном искусстве пер­вой половины XIX в. прочно связаны с именем Г.Курбе. Полити­ческие события нашли свое отражение в многочисленных офор­тах и литографиях О.Домье, проникнутых симпатией к простому люду Парижа. Ж. Милле изображал крестьян на лоне природы.

В Англии в конце 40-х гг. XIX в. три молодых художника ­Дж. Миллес, Д. Г. Россети и Х. Хант - составили союз, чтобы об­щими силами бороться против условности и подражательности в современной им живописи. Они назвали себя прерафаэлистами, поскольку противопоставляли царствовавшему в Европе идеализ­му и увлечению мастерами XVI в. наивный и глубокий реализм художников дорафаэлевского времени.

В конце XIX в. ярчайшим событием в изобразительном искусст­ве стало появление импрессионизма. Его возникновение связано с творчеством Э.

Мане, вокруг которого сложился кружок молодых художников. Для них характерно стремление отразить в своих ра­ботах мимолетное, изменчивое, случайное; передать свет и воздух средствами живописи. Они использовали чистые цвета спектра, раздельными мазками положенные на холст, но образующие един­ство при взгляде с некоторого расстояния.

Романтизм начала XIX в. широко проявил себя в му­зыке. У всех выдающихся композиторов XIX в. романтические эле­менты тесно переплетались с реалистическими. Такое переплете­ние характерно для оперного творчества Дж. Верди. Известный романтический налет ощущается и в таком выдающемся образце реалистической оперы, как «Кармен» Ж Бизе.

Ф. Шуберт стремился воплотить в музыке неповторимое мгно­вение, глубокое интимное переживание - все, что связано с кру­гом чувств простого человека. Р. Шуман создавал музыку взволно­ванную, мятежную, в которой так полно отразилась его нервно обостренная чуткая реакция на жизненное впечатление. Музыка Ф. Шопена пронизана народными ритмами и интонациями, геро­ическими преданиями старины, ароматом полей и лугов.

В музыке 70-80-х гг. XIX в. важную роль играла опера. К этому периоду относятся последние работы Р. Вагнера, создавшего жанр музыкальной драмы. Он завершил окончательный вариант «Коль­ца Нибелунгов». Влияние Вагнера распространялось даже на ком­позиторов, не разделявших его взглядов на музыку.

Главные научные открытия.

В начале XIX в. последовала целая лавина открытий, менявших представление людей об окружаю­щем мире.

В 20-х гг. XIX в. крупнейшие открытия в области электричества были сделаны А. Ампером, термоэлектрические явления были об­наружены в 1834 г. Ж Пелтье и А. С. Беккерелем, который начал исследования по фосфоресценции.

Развитие химической науки было отмечено рядом фундамен­тальных открытий. В 1811 г. Б. Куртуа открыл йод. Л. Тенар в 1810 г. доказал элементарную природу натрия и хлора, а в 1826 г. химик А. Балар открыл бром.

Интенсивно развивалась теоретическая и физическая химия.

В 1802 г. Ж.Гей-Люссак открыл законы теплового расширения га­зов, а в 1808 г. - объемных отношений газов при их реакциях.

Опыты Дж. Джоуля по определению механического эквивалента теплоты дали экспериментальное обоснование закона сохранения энергии. Джоуль и Дж. Максвелл заложили основы молекулярно­кинетической теории тепловых явлений. Работы Джоуля и Томсо­на по охлаждению газов при их расширении положили начало физике и технике низких температур. В начале XIX в. Т. Юнг возродил волновую теорию света. Дж. Гершель обнаружил инфракрас­ное излучение.

С 30-х п. XIX в. особенно развивалась органическая химия в которой особая роль принадлежит Ю.Либиху, основавшему целую школу химиков и создавшему всемирно известную лаборато­рию. Либих разделил все органические соединения на белки, жиры и углеводы, в 1831 г. впервые получил хлороформ, а в 1835 г. - уксусный альдегид. Либих разработал теорию брожения и гниения.

В 1801 г. И. Риттером было доказано сушествование ультрафио­летовых лучей. Реформатором технической оптики стал П. Франц­гофер, описавший в 1814 г. линии солнечного спектра, которые впоследствии были названы его именем, и создавший дифракци­онные решетки, открывшие путь спектроскопии. В 1821 г. Т. Зеебек открыл термоэлектричество. В 1826 г. Г. С. Ом открыл закон, названный его именем.

Математиками Г. Гауссом и В. Вебером была разработана систе­ма мер электрических и магнитных величин и соответствующих измерительных приборов. Ф. Нейман создал теорию электромагнитной индукции.

В конце XIX и начале ХХ в. в физике произошла подлинная революция, оказавшая влияние и на другие науки. Совершенно изменились представления о времени, пространстве, движении, строении вещества.

Английский физик Максвелл разработал общую теорию элект­родинамики. В последствии положения Максвелла были подтверж­дены трудами физиков всего мира (открытие Г. Герцом радиоволн В. К. Рентгеном икс-лучей и т.д.).

Важнейшим явлением в науке было открытие первой элемен­тарной частицы - электрона. Нидерландский физик Х.А. Лоренц завершил свою электронную теорию вещества. Дж. Стоней ввел термин «электрон».

А. Беккерель открыл радиоактивность, изучением которой ак­тивно занялись М. Склодовская-Кюрu и П.Кюри. Было положено начало созданию физики атомного ядра. Английский физик Э. Ре­зерфорд открыл альфа-, бета - и гамма-лучи, выделяющиеся при распаде радиоактивных элементов и имеющие различную прони­цаемость.

В 1868 г. Дж. Люкьер назвал гелием элемент, соответствующий обнаруженной им при помощи спектрального анализа в солнеч­ном спектре линии.

В 1895 г. английский физик и химик У. Рамзай открыл этот газ в лабораторных условиях.

Важные открытия были сделаны в области теоретической хи­мии. В 1869-1871 гг. русский ученый Д.И.Менделеев разработал периодическую систему химических элементов, основанную на их «атомном весе и химическом сходстве». Кроме 63 известных элементов, расположенных в таблице, Менделеевым были пред­сказаны свойства ряда еще не открытых элементов.

Еще в 1856 г. был синтезирован анилиновый краситель. Воз­никла целая индустрия по производству красителей. Развивались синтетическая химия, биохимия, химическая фармакология.

В начале ХХ в. американский биолог Т. Морган изучал законо­мерности наследования признаков (опыты с плодовой мухой дро­зофилой), открытые в 60-х П. XIX в. Г. Менделем, но не получив­шие тогда известности. В самом конце XIX в. У. Бетсон предложил термин «генетика», в 1900-1901 гг. голландский ученый М. Фрид разработал теорию мутаций (т. е. внезапных редких изменений признаков свойств у вновь порождаемых животных и растений с последующей передачей этих изменений по наследству.

С биологией было связано развитие медицины. В 80-х гг. XIX в. французский химик Л. Пастер разрабатывал прививки против ку­риной холеры, сибирской язвы и бешенства. В это время в Герма­нии Р. Кох изучал возбудителей туберкулеза и холеры. Его ассис­тент Гафке открыл палочку брюшного тифа. В этот же период были открыты бактерии дифтерита и чумы.

Автомобили и воздухоплавание.

Первыми самодвижущимися механизмами были машины с паровым двигателем. С изобретени­ем электромотора и двигателя внутреннего сгорания в конце XIX в. появились новые возможности создания механизмов.

Немецкий инженер К. Бенц испытал в 1885 г. первый автомо­биль с двигателем внутреннего сгорания. Соотечественник Бенца инженер Г.Даймлер разработал собственный бензиновый двига­тель и сконструировал несколько аппаратов. Таким образом, Дайм­лер и Бенц стали изобретателями прообраза современного авто­мобиля.

В конце XIX в. реализовалась давняя мечта человечества об уп­равляемых летательных аппаратах. До 70-х гг. XIX в. существовали только аэростаты. Раньше всего удалось сконструировать управ­ляемые дирижабли - летательные аппараты легче воздуха. В 1900 г. в Германии совершил свой полет дирижабль Цепеллина, имею­щий жесткую каркасную конструкцию. Именно этот аппарат лег в основу всех военных дирижаблей.

Однако будущее было за аппаратами тяжелее воздуха - само­летами (аэропланами). Первые опыты конструирования самоле­тов с паровыми двигателями провели А. Ф. Можайский в России, К.Адер во Франции, Х. Максим в США. Впервые применили бен­зиновый двигатель в самолетостроении американцы О. и У. Райт в 1903 Г., которым удалось совершить серию длительных полетов.

Тема № 6. Культура и искусство Западной Европы XIX века.

Основные понятия и материалы.

XIX век – это и новая эпоха в развитии европейской художественной культуры. Именно в эту эпоху сформиро­вались классицизм, романтизм и критический реализм. Классицизм (от лат. classicus – образцовый) начал склады­ваться еще в XVIII в., главным образом во французской культуре и отражал идеи французского абсолютизма. В XVIII в. классицизм был связан с буржуазным просвещением и выражал буржуазно-революци­онные устремления общества. Стиль классицизма, основывающийся на идеях рационализма, стремился к выражению возвышенных, героичес­ких и нравственных идеалов, к созданию ясных, органичных образов. Вместе с тем классицизму были присущи черты утопизма, идеализации отвлеченности, академизма, нараставшие в период его кризиса.

Представители классицизма в немецкой литературе – И.В. Гете и И.Ф. Шиллер.

Иоганн Вольфганг Гете (1749 – 1832) – основоположник немец­кой литературы, прошел через период так называемого веймарского классицизма и подошел к философскому осмыслению жизненных проблем в трагедии «Фауст». Иоганн Фридрих Шиллер (1759 – 1815) – поэт, драматург, автор трагедий, драм.

В живописи представителями классического стиля были француз­ские художники Давид и Энгр. Жан Луи Давид (1748 – 1825) создал полотна «Клятва Горациев», «Смерть Марата» и другие произведения большого общественного звучания. Жан Огюст Энгр (1780 – 1867) – блестящий мастер композиции, строгого тонкого рисунка, основной представитель классического академизма (картина «Апофеоз Гомера»).

Гениальным испанским живописцем и гравером был Франциско Гойя (1746 – 1826). Его искусство отличалось смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией и социально направленным гротеском. Гойя создал замечательные гравюрные произведения, избрав технику офорта. Бессмертным созданием великого испанца стали офор­ты «Каприччос» (80 листов), работа над которыми заняла пять лет. В них острая социальная сатира, позиция художника направлена против бесправия, суеверия, невежества, тупости. В них обвинение церкви, дворянству, властителям.

В скульптуре представителями классицизма были немец И. Г. Шадов (1764 – 1850), которому был близок просветительский класси­цизм; итальянец Л. Канова (1757 – 1822), создавший надгробие папы Климента III и мифологическую статую «Амур и Психея», датчанин Б. Торвальдсен (1768 – 1844), произведениям которого свойственна пластическая завершенность, холодная сдержанность и идеализация образов (например, скульптура «Янсон»).

К середине XIX в. классицизм переродился в акаде­мизм и утратил свое значение.

Романтизм – идейно-художественное направление, развившееся во всех странах Европы и в Северной Америке.

В Германии романтизм сложился на рубеже XVIII – XIX вв. и получил наибольшее развитие в первой четверти XIX в. Во Франции, где были сильны традиции классицизма, формирование романтизма, особенно в театральном искусстве, длилось дольше. Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов ре­зультатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции. Для представителей романтизма характерно разочарование в учении просветителей XVIII в. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремлен­ность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Представители романти­ческого движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому (нередко идеализировали его), традициям фольклора и куль­туры своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира (прежде всего в области истории и литературы). Своего расцвета романтизм достиг в 20 – 30-е годы XIX в.

Истинной родиной романтизма была Германия. Немецкий ро­мантизм выдвинул таких выдающихся писателей, как Жан Поль (1763 – 1825), Генрих фон Клейст (1777 – 1811). Вершин романтизма достиг Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822).

В Англии огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэля Гордона Байрона (1788 – 1824). Его поэма «Палом­ничество Чайльд Гарольда» вывела в жизнь романтического бунтаря-индивидуалиста, типичного разочарованного героя посленаполеоновской поры. Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы.

Романтическое направление в музыке оказалось на редкость бога­тым и выдающимися дарованиями. Это немецкий композитор, музыкаль­ный критик, выразитель эстетики романтизма Роберт Шуман (1810 – 1856), фран­цузский композитор и дирижер Гектор Берлиоз (1803 – 1869), немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель, реформатор оперного искусства Рихард Вагнер (1813 – 1883). Идеи романтизма нашли отражение и в творчестве венгерского композитора, пианиста, дирижера Ференца Листа (1811 – 1886), и в творчестве поль­ского композитора и пианиста Фридерика Шопен а (1810 – 1849). Эти композиторы - гордость не только европейской, но и мировой культуры.

Романтические тенденции заявляют о себе и в живописи. Начало романтизма во французской живописи связано с творчеством Теодора Жерико (1791 – 1824). Одна из его главных работ – полотно «Плот «Медузы». Замечательнейшее явление романтизма – живопись Эжена Делакруа (1798 – 1863), часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байрона и создавшего ряд исторических композиций. Так, в разгар революционных событий 1830 г. он пишет шедевр – картину, вопло­тившую бунтарский пафос, характерный для романтизма, которую назвал "Свобода, ведущая народ".

В архитектуре XIX в. романтизм не создал собственной школы, однако в индустриальных странах, особенно в Англии, начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Построенные в 30 – 40-х годах XIX в. вокзалы, мосты, фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца XIX столетия. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых проспектов и транспортных артерий. Так, в 1853 г. по инициативе префекта Османа началась перепланировка Парижа, которая неузна­ваемо изменила облик города.

Следует отметить, что романтизм сложился в условиях буржуазно­го строя, все больше и больше раскрывавшего не только свои положи­тельные, но и отрицательные стороны и противоречия.. Романтические герои литературных произведений или подвержены меланхолии, душевной тоске, «мировой скорби», или это метущиеся свободолюбивые натуры, стра­дающие из-за разлада между высокими духовными устремлениями и несовершенством общества.

Реализм утверждается в 30 – 40-е гг. XIX в. наряду с роман­тизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре. Реализм в литературе и искусстве – это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капита­листического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социаль­ное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправлен­ности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справед­ливости.

Во Франции в 30 – 40-е годы создают свои лучшие реалисти­ческие произведения писатели, пользующиеся мировой известностью, такие, как Оноре де Бальзак (1799 – 1850), написавший 95-томную «Человеческую комедию»; Виктор Гюго (1802 – 1885), автор романа «Собор Парижской богоматери», а также Гюстав Флобер (1821 – 1880), Проспер Мериме (1803 – 1870) – мастер новелл, автор пьес, исторических хроник.

В 30 – 40-е годы реализм становится ведущим направлением в литературе Англии. Основоположником и лидером английского кри­тического реализма был Чарльз Диккенс (1812 – 1870). Выдающийся сатирик и юморист, он создал произведения, являющиеся вершиной реализма. Его современник Уильям Мейкпис Теккерей (1811 – 1863) в романе «Яр­марка тщеславия» образно показал пороки, прису­щие буржуазному обществу.

В конце XIX в. реалистическое направление английской литерату­ры было представлено творчеством, главным образом, трех писателей, завоевавших мировую известность: Джона Голсуорси (1867 – 1938), Джорджа Бернарда Шоу (1856 – 1950) и Герберта Джорджа Уэллса (1866 – 1946). В их произведениях реализм получил дальнейшее разви­тие. Так, Д. Голсуорси в трилогии «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия» дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX – начала XX вв. Д. Б. Шоу – один из учредителей «Фабианского общества», создатель драм-дискуссий, в центре которых было столкно­вение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социально-этических проблем, например «Дома вдовца». Г. Д. Уэллс – классик научно-фантас­тической литературы. Проблемы научно-технического прогресса он связывает с социальными и нравственными прогнозами развития обще­ства. В романах «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров» Уэллс опирался на новейшие научные концепции.

В последней трети XIX в. мировое звучание приобретает литерату­ра скандинавских стран. Это прежде всего произведения норвеж­ских писателей: Генрика Ибсена (1828 –1906), Кнута Гамсуна (1859 – 1952). В своих остро сатирических социально-реалистических драмах Г. Ибсен призывал к эмансипации человеческой личности от лицемерной буржуазной мора­ли. Его произведения – одно из высших достижений реалистической западно-европейской драматургии. Перу К. Гамсуна принадлежат психологические романы, в которых изображен бунт личности против обывательской среды. В конце прошлого века творчество этих норвежских писателей оказало заметное воздействие на общественное созна­ние и литературное творчество других народов.

Вершин реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. достигло творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813 – 1901). Его блестящие историко-героические оперы посвящены национально-освободи­тельному движению Италии. Личная драма героев тесно связана с общественно-политическими событиями. Их отличает сочетание дина­мизма и яркости массовых сцен с углубленным психологизмом; для них характерно исключительное богатство оркестровых красок.

К шедеврам оперного реализма относится музыкальная драма «Отелло» (1886) и комическая опера «Фальстаф» (1892), созданные Верди на сюжеты Шекспира. В этих операх он отказался от традици­онных арий и дуэтов, заменив их монологами, диалогическими сценами, добившись полного слияния музыки с драматическим действием.

Высшим достижением музыкального и оперного искусства во Фран­ции стало творчество Жоржа Бизе (1838 – 1875). Опера «Кар­мен» признана вершиной французской реалистической оперы, она в репертуаре многих театров мира.

Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX столетия в творчестве Ж.Ф. Милле (1814 – 1875), создавшего цикл реалистических полотен, изображав­ших жизнь крестьян, и выдающегося мастера жанровой живописи Г. Курбе (1819 – 1877). Творчество этих художников было заметным явлением на фоне помпезной академической живописи эпохи Второй империи. Милле и Курбе стали предшественниками импрессионистов, с которых начинается новый этап в развитии художественного творче­ства.

На исходе XIX в. в итальянской опере сложилось новое направле­ние – веризм (итал. verismo от vero – истинный, правдивый). К нему принадлежали Пьетро Масканьи (1863 - 1945), Умберто Джордано (1867 - 1948), Джакомо Пуччини (1858 – 1924). Эстетика веризма – показать «жизнь как она есть». Оперы веристов отличались жизненно достоверными сюжетами, правдивым отображением душевного мира простых людей. Герои их опер – крестьяне, бродячие актеры, мастеровые, художники. Наряду с напевной вокальной мелодикой композиторы широко использовали драматические речитативы, краткие ариозо, сквозное симфоническое развитие.

С реализмом как стилем художественного творчества тесно связан натурализм.

Представители натуралистического направления в искусстве исхо­дили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственнос­тью, физиологией. В 80-х гг. XIX в. натурализм становится влиятельным направлением во французской литературе. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения Эмиль Золя (1840 – 1902). В своем главном труде – двадцатитомной серии романов («Ругон Макары») Золя нарисовал широкую панораму французского общества, охва­тив в ней жизнь всех слоев населения страны. Другими известными представителями натурализма в литературе были французы братья Эдмонд (1822 – 1896) и Жюль (1830 – 1870) Гонкуры, немцы Арно Хольц (1863 – 1929), Герхард Гауптман (1862 – 1946).

Натурализм как стиль художественного творчества нашел свое отражение не только в литературе, но и в других направлениях мировой культуры. Так, например, в театральном искусстве с натуралистических позиций выступали французский режиссер Андре Антуан (1858 – 1943) и немецкий режиссер Отто Брам (1856 – 1912), а в живописи – французские художники Эдуард Мане (1832 – 1883), Константен Менье (1831 – 1905) и немецкая художница Кете Кольвиц (1867 – 1945).

Натуралистическое направление в искусстве было неоднородным. Наряду с реалистическими, демократическими чертами нередко просту­пали тенденции декадентства, со свойственными ему безнадежнос­тью, аморализмом, упадком духа.

В конце XIX – начале XX вв. В Европе сложилось новое направ­ление в искусстве – символизм. Это период зарождения модернизма. Наиболее крупными представи­телями французского символизма были поэты Поль Верлен (1844 – 1896), Стефан Малларме (1842 – 1898). Артюр Рембо (1854 – 1891).

Символисты пытались постигнуть суть вещей через приобщение к предметно-материальному миру. В материи, которая искажает идею, они хотели увидеть первоидею, наполняющую вещь смыслом. Пробираясь в глубины человеческого подсознания, символисты уходили от своей задачи, столь непостижимым казался им микрокосмос человека.

Литература

1. Ванслов В. В. Эстетика романтизма. – М.: Просвещение, 1999. – 240 с.

2. Введение в культурологию: Учебное пособие / Под ред. Е. В. Попова. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 336 с.

3. Европейское искусство XIX века: 1789 – 1871 / Авторы-сост. Л. С. Алёшина и др. – М.: Наука, 1989. – 453 с.

4. Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2002. – 496 с.

5. Культурология: История мировой культуры. Учебное пособие / Под ред. А. Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1995. – 224 с.

6. Культурология: Учебное пособие / Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 1997. – 304 с.

7. Петрухинцев Н. Н. XX лекций по истории мировой культуры: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центра ВЛАДОС, 2001. – 400 с.

8. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Под ред Ж. Кассу, П. Брюнеля, Ф. Клодона и др.; Науч. ред. и авт. послесл. В. М. Толмачёв; Пер. с фр. – М.: Республика, 1999. – 429 с.

§ 50. Развитие западноевропейской культуры

Революция в умах.

Революции конца XVIII-XIX вв. го­товились не только переменами в жизни общества, но и пере­менами в умах людей, в их мировоззрении - восприятии окружающего мира. Все больше распространялось мнение, что Бог не влияет непосредственно на отдельного человека, на его успехи или неудачи в жизни. Все зависит от усилий, ума, труда и настойчивости. При этом несправедливо, что по­ложение человека и условия его жизни предопределяются рождением. Все эти идеи служили моральным обоснованием революций.

Литература.

В конце XVIII в. и начале XIX в. в европей­ском искусстве большую роль играли идеи романтизма. Романтики ценили вдохновение, непосредственность чувств, выступали против правил, устанавливаемых разумом. Свое­образным манифестом французских романтиков стал зна­менитый роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богома­тери».

В 20-е гг. XIX в. зарождается критический реализм. У писателей и художников реалистического направления про­является интерес к многостороннему воспроизведению дей­ствительности, к широким обобщениям.

Отражение экономических, политических, нравственных противоречий своего времени в художественных образах - заслуга писателей критического реализма. Великие писатели - реалисты француз Оноре де Бальзак и англичанин Чарлз Диккенс в своих романах всесторонне раскрыли жизнь об­щества.

Бальзак представлял себе общество как систему насилия над естественными страстями человека, т. е. как сплошную драму. Писатель углубленно исследовал причины и след­ствия, закономерности общественного бытия , и внимание его сосредоточивалось не на самих катастрофах, а на условиях, их вызвавших. Диккенс считал своим долгом «показать су­ровую правду» жизни, чтобы устранить существующее в ней зло. Обличая пороки в жизни Англии, он показывал душев­ные качества простых людей, выдержавших тяжелые жизненные испытания.

Немецкий поэт Генрих Гейне - «энтузиаст свободы» - начал свой творческий путь как романтик. Однако он обра­щался к общественным вопросам, широко использовал на­родные мотивы. Вершиной творчества Гейне является его по­литическая поэма «Германия, зимняя сказка». Поэт смеялся над теми, кто пытался успокоить народ сказками о загробном мире. Гейне хотел «землю в небо превратить и сделать землю раем ».

Важным явлением в литературе и искусстве XIX в. был натурализм. Натуралисты считали, что факты ценнее са­мого прекрасного вымысла и писатель должен фиксировать события реальной жизни. Самым ярким представителем на­турализма являлся Эмиль Золя. В 1868 г. он приступил к работе над 20-томной серией романов «Ругон-Маккары», ко­торую закончил спустя четверть века.

Натурализм оказал влияние и на критический реализм. Французский писатель Ги де Мопассан прославился благо­даря удивительному мастерству новеллиста, романами «Жизнь», «Милый друг», «Пьер и Жан» и др. Лнатоль Франс - мастер философско-сатирической повести («Суж­дения господина Жерома Куаньяра», «Под придорожным вязом» и др.).

В конце XIX в. в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, театре, музыке появляются новые стили и на­правления. Происходит переоценка ценностей. Изменения в жизни общества, технический прогресс - все это требовало осмысления, нового взгляда. К этой задаче по-разному по­дошли искусство реализма и появившиеся в конце XIX - на­чале XX в. течения, объединенные под названием декаданс (от фр. decadence - упадок).

Символизм - одно из самых значительных явлений в литературе декаданса - сформировался во Франции. Симво­листы называли себя певцами «заката, упадка, гибели», без­надежности и разочарования. Они отказались от изображе­ния реальности, предпочитая «внутреннюю сущность» внеш­нему образу, видимости. Для символизма характерны многозначительность, мистические намеки, образы, лишенные конкретности, ориентация на чувства. Наиболее талантливыми поэтами-символистами во Фран­ции были Поль Верлен и Артюр Рембо. В Англии сим­волисты сплотились вокруг журнала «Желтая книга», с ко­торым был связан и Оскар Уайльд - самый значительный представитель английского символизма. Его перу принадле­жат сказки, сатирические пьесы, интеллектуальный роман «Портрет Дориана Грея». Бельгийский драматург Морис Метерлинк способствовал развитию традиций символизма в театре (сказка «Синяя птица»).

Английский писатель Герберт Уэллс, создатель научной фантастики, писал о проблемах, к которым может привести технический прогресс, затрагивал тему ответственности уче­ного, указывал на необходимость соотносить прогресс и нрав­ственные нормы.

Изобразительное искусство.

В первой половине XIX в. ис­кусство Западной Европы во многом шло по пути подража­ния великим мастерам прошлого. Во Франции главным пред­ставителем живописи этого времени был Жак Луи Давид. Из его учеников выделялся Жак Огюст Энгр, которому пришлось выдержать упорную борьбу с художниками роман­тического направления. Первым художником, вступившим на путь романтизма, был Эжен Делакруа.

Реалистические традиции середины XIX в. связаны с име­нем Гюстава Курбе, многие картины которого посвящены социальной тематике. Политические события нашли свое отражение в многочисленных офортах и литографиях Оноре Домье, проникнутых симпатией к простому люду Парижа. Жан Милле изображал крестьян на лоне природы.

В Англии в конце 40-х гг. XIX в. три молодых художни­ка - Джан Эверетт Миллее, Данте Габриел Россети и Уильям Холман Хант - составили союз, чтобы общи­ми силами бороться против условности и подражательности в современной живописи. Они назвали себя прерафаэлита­ми, поскольку противопоставляли увлечению мастерами XVI в. наивный и глубокий реализм художников дорафаэлевского времени.

Ярким событием в изобразительном искусстве конца XIX в. стало появление импрессионизма. Его возникнове­ние связано с творчеством француза Эдуарда Мане, вокруг которого сложился кружок молодых художников. Для им­прессионистов характерно стремление отразить мимолетное, изменчивое, случайное; передать свет и воздух средствами живописи.

Музыка.

Романтизм начала XIX в. широко проявил себя в музыке. Романтические элементы тесно переплетались с реалистическими. Такое переплетение характерно для опер­ного творчества Джузеппе Верди. Романтический налет ощущается и в выдающемся образце реалистической оперы - «Кармен» Жоржа Бизе.

Франц Шуберт стремился воплотить в музыке неповто­римое мгновение, глубокое интимное переживание - все, что связано с кругом чувств человека. Роберт Шуман создавал музыку взволнованную, мятежную, в которой отразилась его чуткая реакция на жизненное впечатление. Музыка Фриде- рика Шопена пронизана народными ритмами и интонация­ми, преданиями старины, поэтичностью.

В музыке 70 - 80-х гг. XIX в. важную роль играла опера. К этому периоду относятся последние работы Рихарда Ваг­нера, создавшего жанр музыкальной драмы. Влияние Ваг­нера распространялось даже на композиторов, не разделяв­ших его взглядов на музыку.

Главные научные открытия.

Научные открытия меняли пред­ставление об окружающем мире, повлияли на жизнь людей.

В 20-х гг. XIX в. крупнейшие открытия в области электри­чества были сделаны Андре Ампером, термоэлектрические явления были обнаружены в 1834 г. Жаном Пелтье, электропроводность веществ изучал Антуан Сезар Беккерель.

Развитие химической науки было отмечено рядом фунда­ментальных открытий. В 1811 г. Бернард Курту а открыл йод. В 1826 г. Антуан Жером Балар открыл бром. В 1802 г. независимо друг от друга английский физик Джон Дальтон и французский физик и химик Жозеф Гей-Люссак установили законы теплового расширения газов.

Опыты Джеймса Джоуля дали экспериментальное обо­снование закона сохранения энергии. Джоуль и Джеймс Максвелл заложили основы молекулярно-кинетической те­ории тепловых явлений. Работы Джоуля и Джозефа Джо­на Томсона по охлаждению газов при их расширении по­ложили начало физике низких температур. Томас Юнг воз­родил волновую теорию света. В 1800 г. Уильям Гершель обнаружил инфракрасное излучение.

Стремительно развивалась органическая химия , в которой особая роль принадлежит Юстусу Либиху. Он разделил все органические соединения на белки, жиры и углеводы, а в 1831 г. одновременно с французским химиком Э. Судейраном получил хлороформ. Либих разработал теорию брожения и гниения. В 1801 г. немецким физиком Иоганном Риттером и его английским коллегой Уильямом Уоластоном было до­казано существование ультрафиолетовых лучей. Реформато­ром технической оптики стал Йозеф Фраунгофер, описав­ший в 1814 г. линии солнечного спектра. В 1821 г. Томас Зеебек открыл термоэлектричество. В 1826 г. немецкий фи­зик Георг Симон Ом сформулировал основной закон элек­трической цепи, названный его именем. и Вильгельм Вебер разработали абсолютную систе­му электромагнитных единиц. В 1гг. Франц Ней­ман создал теорию электромагнитной индукции.

В конце XIX - начале XX в. в физике произошла подлин­ная революция, изменившая представления о времени, про­странстве, движении, строении вещества.

Английский физик Дж. Максвелл разработал общую тео­рию электродинамики. Впоследствии положения Максвелла были подтверждены трудами физиков всего мира (открытие Генрихом Герцом электромагнитных волн, Вильгельмом Рентгеном икс-лучей и т. д.).

Важнейшим явлением в науке было открытие первой эле­ментарной частицы - электрона (англичанин Джордж Пад­жет Томсон). Нидерландский физик Хендрик Лоренц за­вершил создание своей электронной теории вещества. Анту­ан Анри Беккерель открыл радиоактивность, изучением которой активно занялись Мария Склодовская-Кюри и Пьер Кюри. Было положено начало созданию физики атом­ного ядра. Английский физик Эрнест Резерфорд открыл альфа-, бета - и гамма-лучи, выделяющиеся при распаде ра­диоактивных элементов.

Важные открытия были сделаны в области теоретической химии. В 1гг. русский ученый разработал Периодическую систему химических элементов, основанную на их «атомном весе и химическом сходстве». Менделеевым были предсказаны свойства ряда еще неоткры­тых элементов.

В 1856 г. был синтезирован анилиновый краситель. Воз­никла целая индустрия по производству красок.

Переворот в естествознании вызвала книга англичанина Чарлза Дарвина «Происхождение видов». В ней он до­казывал, что вся живая природа формировалась постепенно, путем длительной эволюции.

В начале XX в. американский биолог Томас Морган изучал закономерности наследования признаков, открытые в 60-х гг. XIX в. чешским ученым Грегором Менделем, но не получившие тогда известности. В самом конце XIX в. Уильям Бетсон предложил термин «генетика». В 1гг. голландский ученый Хуго Де Фриз разработал тео­рию мутаций (внезапных изменений признаков свойств у животных и растений с последующей передачей этих изме­нений по наследству).

В 80-х гг. XIX в. французский химик Луи Пастер раз­рабатывал прививки против куриной холеры, сибирской язвы и бешенства . В это же время в изучал возбудителей туберкулеза и холеры. Были открыты бактерии дифтерита и чумы.

Автомобили и воздухоплавание.

Первыми самодвижущимися механизмами были машины с паровым двигателем. Немецкий инженер Карл Бенц построил и испытал в 1885 г. первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Со­отечественник Бенца Готлиб Даймлер разработал соб­ственный бензиновый двигатель.

В конце XIX в. реализовалась давняя мечта человечества об управляемых летательных аппаратах. Раньше всего уда­лось сконструировать управляемые дирижабли. В 1900 г. в Германии совершил свой первый полет дирижабль Ферди­нанда Цепеллина, имеющий жесткую каркасную кон­струкцию.

Однако будущее было за аппаратами тяжелее воздуха - самолетами (аэропланами). Первые опыты конструирования самолетов с паровыми двигателями провели в России, Клемент Адер во Франции, Хайрем Мак­сим в США. Впервые применили бензиновый двигатель в самолетостроении американцы братья Уилбер и Орвилл Райт в 1903 г.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие течения существовали в западноевропейской литературе XIX в.?

2. Охарактеризуйте творчество крупнейших живописцев и ком­позиторов XIX в.

3. Какие крупнейшие научные открытия были сделаны в XIX в.?

4. Составьте таблицу художественных стилей и направлений кон­ца XIX - начала XX в., указав фамилии творивших в рамках этих стилей деятелей культуры. Почему для некоторых деяте­лей культуры невозможно найти однозначного места в подоб­ной таблице?


Введение.
Культура XIX века является культурой сложившихся буржуазных отношений. Это период появления произведений, ставших огромным достоянием культуры и завоеванием человеческого гения, хотя условия развития были сложными и противоречивыми. Факторы, повлиявшие на основные процессы и направления художественного творчества, были разнообразны.
В числе социально-экономических и политических факторов определяющее значение имели социальные революции и революционное движение. В XIX веке буржуазные революции охватили многие страны Европы. Они способствовали утверждению и развитию капитализма, решению назревших исторических задач, пробудили в прогрессивном человечестве стремление к свободе от социального гнёта и несправедливости.
Огромное влияние на развитие западноевропейского мира оказала промышленная революция, которая завершилась именно в XIX веке. Её непосредственный результат – беспрецедентный рост производительности общественного труда. Развитие производства стимулировало быстрое развитие науки. Р. Майер, Дж. Джоуль, Г. Гельмгольц открыли законы сохранения и превращения энергии, обеспечив единую основу для всех разделов физики и химии. А. Эйнштейн создал теорию относительности, М. Планк – квантовую теорию, что привело к прорыву в области микромира и больших скоростей. Сделано множество других величайших открытий в различных областях науки. Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино совершило переворот в науке и технике. Началось формирование индустриального общества. Промышленное производство сыграло великую цивилизирующую роль.
В XIX веке достигнуто значительное развитие философской мысли. Оно было подготовлено учениями И. Канта и И. Фихте. Исходя из их положений была создана романтическая теория, заложены основы объективно –идеалистической философии, оформленной в стройное учение Ф.В. Шеллингом. Объективно – идеалистическая концепция получила дальнейшее развитие в трудах крупнейшего немецкого философа Г. Гегеля, который придал ей завершённость в форме основных законов диалектики. В противовес позициям Гегеля тогда же возникла идеалистическая концепция, сторонниками которой были Ф. Р. де Шатобриан и А. Шопенгауэр.
XIX век дал миру К. Маркса и Ф. Энгельса, создавших в середине века материалистическое учение. Они, используя гегелевскую диалектику, разработали концепцию исторического материализма. Их учение вошло в историю под названием « марксизм».
Влиятельным в XIX веке было философское движение О. Конта, который был основоположником позитивизма – учения, согласно которому подлинным знанием может быть только эмпирическое знание, основанное на опыте и точном его описании.
В XIX веке под влиянием атеистических тенденций в обществе серьёзный кризис переживает церковь. В Европу проникают новые религии, рождаются концепции отделения церкви от государства, свободы совести, вероисповедания, секуляризации образования. Эти процессы подрывают влияние религии на общество.
Таким образом, великие сдвиги, имевшие место в начале XIX века в развитии философии, науке и технике, оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства Западной Европы. Общей чертой мировой культуры этого времени был неуклонный рост международного культурного обмена. Этому способствовало стремительное развитие мировых экономических контактов, совершенствование средств транспорта, связи и взаимной информации.
Рассмотрим сущность и содержание различных направлений в развитии европейской культуры XIX века.

1.ОСОБЕННОСТИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА.
Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов - буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени.
В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В условиях интенсифицирующейся механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный труд.
Духовная культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука.
Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны, и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда - появление столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д. Европейская культура XIX в. является отражением тех противоречивых начал, которые являет собой развитое буржуазное общество, но, тем не менее, она не имеет себе равных по глубине проникновения в бытие и духовный мир человека по творческому напряжению в науке, литературе, философии и искусстве. В развитии философии XIX в. можно выделить три определяющих направления: классическая немецкая философия, диалектико-материалистическая философия, философия позитивизма.
Немецкая классическая философия представляет собой важнейшее достижение буржуазной философской мысли. Будучи идеологией исторически прогрессивной для своего времени немецкой буржуазии, она отражала как своеобразные условия развития капитализма в Германии конца XVIII - начала XIX вв., так и крупнейшие социально-экономические изменения, происходившие в более развитых странах Европы.
Формирование немецкой классической философии происходило под влиянием революционных преобразований во Франции, промышленной революции в Англии, особенностей социально-политической обстановки в Германии, которая находилась в экономическом застое. Философская мысль Германии отражала особенности мировоззрения своего времени и не представляла единого целого. И. Кант был дуалистом, И. Фихте - субъективным идеалистом, Ф. Шеллинг и Г. Гегель - объективными идеалистами, Л. Фейербах - материалистом и атеистом. Но их объединяла линия преемственности. Стержневой линией развития немецкой классической философии было исследование форм всеобщности, которые у Канта и Фихте рассматривались как формы мышления, у Шеллинга и Гегеля - как формы бытия, действительности, духовной реальности. Классическую немецкую философию объединяет идея развития, диалектика. Завершает классическую немецкую философию крупнейший материалист Л. Фейербах, философская система которого сложилась на основе гегелевской школы. Эта философия определила мышление века и стала методологической основой развития духовной культуры XIX в. Ее проблематика - это, прежде всего проблемы человека, решаемые через создание системной картины мира. Системы отношений «мир- человек», предлагаемые немецкими философами, почти все (кроме идей Л. Фейербаха) идеалистичны в своей попытке раз и навсегда объяснить место и назначение человека. Огромное достижение немецкой классической философии - учение о развитии, диалектика, которая приобрела форму научного знания и стала методом исследования.
Значительный вклад в развитие культуры составляют марксистская философия и марксистская теория, наложившие свой отпечаток на философское и художественное мышление XIX в. В программном документе - «Манифесте Коммунистической партии» - было представлено новое миропонимание, распространяющееся на область социальной жизни. Творчески переработав идеи классической немецкой философии, английской политической экономии, французского и английского утопического социализма, Маркс и Энгельс открыли законы общественного развития, указали пролетариату научно обоснованный путь для улучшения условий его существования. Помимо этого, философия марксизма имеет историческое и культурологическое значение для развития любого научного исследования, в том числе и исследований в области культуры. На этой теории основывается метод диалектического материализма, универсальный метод исследования развивающегося природного, мыслимого или социального объекта. На основе этого метода реалистическое искусство обратилось к отражению противоречий внутреннего мира человека и его противоречивых связей с процессами общественной жизни. Судьба марксизма драматична, но его роль в культуре неоспорима. Позитивистское сознание сложилось под влиянием позитивистской философии. Конфликт гуманистических идеалов и прозаической повседневности вылился в признание научного факта. Позитивизм опирался на философию Нового времени, на программу практического господства науки как рациональной системы опытного достоверного знания, отбросив метафизические представления и став предтечей сциентизма. В развитии критических тенденций в культуре XIX в. было два этапа. Первый был связан с революционным движением, второй - с зарождением и распространением социалистических идей и духовным кризисом буржуазного общества, т. е. с неверием в возможность духовного прогресса, в осуществимость гуманистических идеалов. Все это привело к появлению пессимизма, апатии, безразличия, что нашло отражение в таких формах художественной культуры, как импрессионизм, натурализм, символизм, эстетизм и декаданс.
Импрессионизм сложился под влиянием позитивизма. Ориентируясь на точную фиксацию «факта» (момента в изображении действительности) и отказываясь от широких обобщений, мировоззрение импрессионизма не смогло обрести устойчивых схем. Это течение опиралось на новейшие научные открытия в области биологии, физиологии, физики и химии, в области изучения звуковых и зрительных ощущений атурализм.
В нем ярчайшим образом проявилось влияние позитивизма. Его кредо - «природа как она есть». Натуралисты отвергали произвол воображения и сравнивали творчество писателя и художника с трудом исследователей природы - естествоиспытателей. Результат такой деятельности - наблюдение сквозь темперамент. Буквальное отражение биологического аспекта человеческой жизни выразилось в профанации искусства, предопределившей ее скандальный успех в мещанской среде, в появлении эстетики «физиологического искусства».
Но самым существенным сдвигом в духовной культуре XIX в. и жизни общества было формирование романтизма, претендующего на целостное мировоззрение и стиль мышления наряду с другими - классицизмом и реализмом.
Романтизм - явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание не реализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой - презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов. Суть второй - признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей.
Для него характерны негативное отношение к действительности, пессимизм, трактовка исторических сил как находящихся вне реальной повседневной действительности, мистификация и мифологизация. Все это побуждало к поискам разрешения противоречий не в реальном мире, а в мире фантазий.
Романтическое миропонимание охватило все сферы духовной жизни - науку, философию, искусство, религию. Оно выразилось в двух вариантах:
Первый - в нем мир представал бесконечной, безликой, космической субъективностью. Творческая энергия духа выступает здесь началом, созидающим мировую гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен пантеистический образ мира, оптимизм, возвышенные чувства.
Второй - в нем человеческая субъективность рассматривается индивидуально- личностно, понимается как внутренний самоуглубленный мир человека, находящегося в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру.
Исходным принципом романтизма было «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Способом выражения этого двоемирия был символизм.
Романтический символизм представлял органическое соединение мира иллюзорного и реального, что проявилось в появлении метафоры, гиперболы, поэтических сравнений. Романтизму, несмотря на тесную связь с религией, были присущи юмор, ирония, мечтательность. Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.
Возникновение романтизма было обусловлено рядом факторов. Во-первых, социально-политическими: Французская революция 1769- 1793 гг., наполеоновские войны, война за независимость Латинской Америки. Во-вторых, экономическими: промышленный переворот, развитие капитализма. В-третьих, он формировался под влиянием классической немецкой философии. В-четвертых, сложился на основе и в рамках существующих литературных стилей: просвещения, сентиментализма.
Расцвет романтизма приходится на период 1795- 1830 гг. - период европейских революций и национально-освободительных движений, и особенно ярко романтизм проявился в культуре Германии, Англии, России, Италии, Франции, Испании.
Романтическая тенденция оказала большое влияние в гуманитарной области, а позитивистская - в естественно-научной, технической и практической.
Термин «реализм» следует понимать двояко: как исторически определенное направление, тип художественного мышления и как правдивое, объективное отражение действительности (на языке того или иного искусства). Реализм эволюционировал, начиная с первобытных форм культуры. Как художественный метод реализм возник в недрах романтизма в первой трети XIX в., когда в Европе утверждается принцип правдивого изображения как оппонент романтизму.
Поэтому в реализме предметом изображения становится не мир фантазий и мечты, а современная действительность. Значение реализма в культуре трудно переоценить.
Критический реализм. Во второй половине XIX в. становится господствующим художественным мышлением и методом. Критический реализм вовсе не означает негативное отношение к действительности. Это форма оппозиции к существующей (господствующей) идеологии. Ведущая роль в критическом реализме принадлежит литературе. Реалистическое отражение действительности определяется не теми или иными приемами, а общим отношением к действительности, т. е. художественной правдой, которая включает в себя две стороны: правдивое отражение существующих сторон жизни и истинность, соответствие эстетическому идеалу. В первой половине XIX в. реализм функционировал в тесной связи с романтизмом.
Романтизм в Германии. Основные принципы литературной теории романтизма были сформулированы Ф. Шлегелем и Новалисом. Ф. Шлегель первым начал разрабатывать теорию романтической иронии, одного из самых блестящих и оригинальных творений романтического гения. Эстетические взгляды Новалиса выражены в теории искусства, которое должно соединять реальное с идеальным, должно стремиться к универсальности. Особое место в романтической литературе Германии принадлежит Генриху Клейсту, Эрнсту Гофману.
Реализм в Германии. Проявился не столь ярко, как в других европейских странах, но среди представителей этого направления стоит назвать Генриха Гейне (1797-1856), Георга Бюхнера (1813-1856), которые стремились к некой идеализации действительности.
Романтизм в Англии. Самой яркой фигурой среди романтиков Англии следует считать Джорджа Гордона Байрона (1788-1824), одного из величайших поэтов-лириков в мировой литературе. К числу выдающихся английских романтиков принадлежат Перси Шелли (1792-1822) и Вальтер Скотт (1871 -1892). Английские романтики утверждали оптимизм, пафос борьбы против тирании и религиозного фанатизма, в их произведениях ярко проявляются эпическое начало, страстная публицистичность, реалистические тенденции.
Реализм в Англии. Отличается большим своеобразием - ярко выраженным дидактизмом и критическим реализмом. Самыми знаменитыми английскими писателями-реалистами были Чарльз Диккенс (1812-1870), Вильям Теккерей (1811 -1863). Романтическое направление в английской литературе представлено творчеством сестер Шарлотты и Эмилии Бронте.
Романтизм во Франции. На его развитие повлияли Великая Французская революция, классицизм и Просвещение. Возникновение романтических идей связано с именами Ж. де Сталь, Ф. Р. де Шатобрианом. Вершину французского романтизма составляет творчество В. Гюго, П. Мериме, Ж. Санд, и др. В их произведениях романтическая эстетика сочетается с тонким психологизмом и силой характеров.
Реализм во Франции. Проходит в своем становлении несколько этапов и характеризуется мгновенным откликом на значительные события общественной жизни. Творчество Стендаля, Оноре де Бальзака, Постава Флобера можно отнести к наиболее ярким проявлениям реализма во Франции.
2. РАСЦВЕТ НАУКИ И ТЕХНИКИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ XIX ВЕКА
В XIX в. возник новый взгляд на процесс образования. Песталоцци выдвинул идею развивающего обучения. Такой вид обучения призван побуждать детей к самостоятельному развитию. Суть развивающего обучения - в тесной связи умственного образования с нравственным воспитанием. Важнейшее положение педагогики Песталоцци - соединение обучения с производственным трудом.
Выдающийся немецкий педагог А. Дистервег высказал идею общечеловеческого воспитания, в основе которого лежат принципы природосообразности, культуросообразности, самодеятельности. Нужно прислушиваться и внимать голосу природы, действовать с ней в союзе. Нужно учитывать условия, место, время рождения и жизни человека.
Нужно развивать творческую активность, направленную на служение красоте, добру, истине.
Постепенно сложилась система дидактических правил и закрепилась основа дидактики развивающего обучения. Научной революции XIX в. предшествовали выдающиеся открытия в науке XVII-XVIII вв. и становление ее как социального института. Благодаря трудам Н. Коперника, Г. Галилея, Ф. Бзкона, Р.Декарта, И. Ньютона, И. Кеплера сформировалась новая картина мира. Появление экспериментального знания и рационалистического типа мышления способствовало последующему ее упорядочиванию в XIX в. Она становится научной системой, изучающей процессы происхождения и развития предметов явлений, организмов и их связей. Принципиально новым являлось утверждение идеи развития и принципа взаимосвязи в природе, т. е. к появлению принципов диалектики в научном исследовании. Научный эксперимент в механике привел к установлению связи науки и производства. На базе механики, физики и математики разрабатывалась техника и технология.
Наука XIX в. ознаменована революцией в химии. Открытия в этой области привели к появлению химической статистики Дж. Далтона, который показал, что каждый элемент природы составляет совокупность атомов, строго одинаковых между собой и обладающих единым атомным весом. Благодаря этой теории в химию проникли идеи системного развития процессов. И. Берцелиус открывает закон кратных отношений и распространение его на органические вещества, что помогло установить наличие связи между предметами органического и неорганического мира. В 1828 г. Ф. Веллер разработал процесс получения мочевины из неорганических веществ, что подтвердило на практике эту связь. Благодаря получению неорганическим путем таких соединений, которые до того времени вырабатывались только живыми организмами, было доказано, что законы химии имеют ту же силу для органических тел, что и неорганические.
Важным открытием XIX в. является закон о клетке и клеткообразовании Т. Швенна и М. Шлейдена, создавших клеточную теорию и указавших на единство клеточной структуры растений и животных в 1838-1839 гг.
Идеи М. Ломоносова о сохранении и превращении энергии были закреплены открытиями Р. Мейера, Дж. Ленца, У. Грова. Закон был открыт в разных сферах природы. В основе открытия этого закона лежало признание единства количественных и качественных сторон движения материи. Его по праву можно считать вторым великим открытием XIX в.
Третье великое открытие XIX в. связано с именем Ч. Дарвина, издавшего в 1854 г. книгу «Происхождение видов», где была обоснована эволюционная теория. Теория естественного отбора, в ходе которого выживают сильнейшие организмы, постоянно враждующие между собой и передающие затем свои особенности по наследству, привела в дальнейшем к появлению направления генетических исследований. В природе происходит сложный процесс, представляющий взаимодействие трех моментов: борьбы за существование, изменчивости, наследственности. Теория Дарвина доказывает, что все виды животных и растений связаны между собой генетически по своему происхождению находятся в состоянии постоянного изменения и развития.
Научные открытия XIX в. составили огромный по своим масштабам комплекс знаний, имеющих чрезвычайную глубину и пространство для дальнейших исследований. Это способствовало изменению мировоззрения и изменило многие косные взгляды на природу и ее связь с человеком, породило новый способ мышления - диалектико-материалистический.
В зависимости от контекста индустриальное общество может обозначаться как «буржуазное», «капиталистическое», «технически развитое», «современное» и т п. Реально функционирующая индустриальная система совмещает в себе его различные начала и уклады. В силу этого термин «индустриальный» принимается как обобщающий многообразие социально-экономических вариантов современного общества.
Самая характерная черта индустриального общества состоит в том, что в нем производство основано на преобладании накопленного труда (капитала) над живым трудом. Накопленный труд принимает форму средств производства - технологий, орудий труда, ресурсов и т п, закрепленных в виде собственности любого типа. Труд носит квалифицированный и специализированный характер, развитое производство означает высокую степень разделения труда
Вторая важнейшая характеристика индустриального общества, на которую обращали внимание и К. Маркс, и Э. Дюркгейм, и М. Вебер, заключается в глубокой раздвоенности и противоречивости принципов его социальной организации:
- в противоречии между все более углубляющимся разделением труда или усилением различий между разными частями общества и потребностью в поддержании взаимодействия и единства;
- в противоречии, относящимся к социально-классовому расслоению общества, которое вызывает социальную напряженность и классовую борьбу.
В становлении буржуазного общества в Европе важную ориентирующую роль играли принципы буржуазной этики, выработанные и упорядоченные в рамках религиозной системы. Этому способствовали и протестантизм, и католицизм. С течением времени сфера религиозной регуляции сокращалась, уступая свое место светским принципам и нормам.
Важным сдвигом в культуре Западной Европы стало утверждение в идеологии, искусстве, философии принципа реализма. Мифологическое и религиозное мировосприятие замещается признанием действительности, которая требует учета обстоятельств и преодоления иллюзий. Утверждалось утилитарное мышление, тесно привязанное к потребностям реальной жизни. В социальной жизни сформировалась автономия церкви и государственно-политической власти, установились стойкие буржуазные отношения в каждом социальном слое.
На протяжении XIX - XX вв. в буржуазном обществе происходит выработка специализированных ценностных ориентации и внедрение в общественное сознание высокого престижа предпринимательства. В идеологических установках утверждается имидж преуспевающего человека, воплощающего дух предприимчивости, решимости, стремления к риску, соединенного с точным расчетом, а соединение духа предпринимательства с национальным духом оказывается важным средством сплоченности общества. Утверждение национального единства означало сглаживание внутренних различий, барьеров, границ. На государственном уровне осуществляются различные программы, направленные на смягчение последствий социального расслоения, на обеспечение выживания и сохранения статуса малообеспеченных слоев населения.
Межгосударственные отношения европейских стран стремились к социокультурному плюрализму, хотя борьба за самостоятельность и автономные права приводила к длительным и кровопролитным войнам. Иногда соперничество переносилось на колониальные пространства.
Постепенно снижался уровень централизации, политической и духовной монополии, что в итоге и способствовало усилению плюрализма. Взаимодействие различных центров влияния создавало такую плюралистическую систему, в которой регуляция отношений вырабатывалась на основе взаимного соотношения прав и обязанностей. Такая система способствовала уничтожению анархии, авторитаризма и формированию механизма правовой регуляции отношений.
Принципы демократии осуществлялись, прежде всего в государственной жизни, распространяясь и на другие сферы общества.
Первыми в этап модернизации вступили США, Западная Европа, Япония.
Модернизация связана с интенсивным развитием техники, вызванном тем императивом индустриального общества, о котором уже говорилось: необходимостью утверждения преобладания накопленного труда над живым. Важная хозяйственная причина технизации заключается в том, что без новых технических средств производства невозможно обеспечить уровень потребления и образ жизни, соответствующий характеристике индустриального общества. Важная политическая причина заключается в том, что в условиях национального соперничества более развитые в техническом отношении страны и нации могут защищать свои интересы с большим успехом и даже диктовать свою волю менее развитым сообществам. В культурном плане принято выделять две духовные причины, придавшие высокий престиж техническому обществу. Во-первых, это представление о человеке как об активном преобразователе природы, во-вторых, это утверждение активной роли разума в постижении реальности и его способности конструировать мир по-своему. Влияние техники, однако, не сводится только к высоким технологиям. Это еще и трансформация мировосприятия человека. Массовость производства. В индустриальном обществе динамика производства измеряется в физическом или денежном выражении, т. е. по критериям количества и объема. Эти критерии распространяются и на остальные сферы.
Потребление энергии как критерий уровня жизни. Используя новые источники энергии, современная техника позволяет осуществлять грандиозные проекты. Ставка на новые источники энергии породила прорыв в технологиях, ставших иногда весьма опасными для человека.
Разрыв с традициями. Техника постоянно обращена к будущему. Совершенствование уровня жизни предполагает совершенствование технологий, которые должны постоянно обновляться. В такой ситуации обращение назад означает конец прогресса, без которого сам смысл процесса модернизации утрачивается. Возникает упоение процессом поиска нового, желание постоянного обновления, т. е. разрыв с традициями.
Чувство функциональности. Совершенствование технологий и производства, «вещность» сознания, культ техники порождают рациональное отношение к миру как к среде функциональных объектов. Даже сам человек стал рассматриваться с позиций рациональной значимости.
Новые коммуникации. Техника связи, совершенствуясь, способствует интенсификации процессов общения, разрушению политических и культурных барьеров, приближению периферийных областей к центрам и тем самым способствует расширению процесса модернизации.
Новые модели мышления. Массовое распространение техники потребовало принципиального изменения человеческого мышления. Уменьшается роль антропоморфных образов, гуманитарных принципов. Их оттесняет естественнонаучный подход к миру, природе, обществу, человеку. Мышление приобретает абстрактный характер. Новые принципы социально-технологической организации деятельности охватили не только крупную индустрию, но и распространились на все сферы жизни, в том числе и духовную. В итоге духовная культура превращается в индустрию массового сознания.
3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XIX В
В искусстве XIX в. необходимо выделить несколько художественных направлений, связанных с развитием всей культуры.
Романтизм в искусстве и литературе имеет общие свойственные черты: неприятие современной им буржуазной, мещанской действительности, противопоставление прозе существующего мира мир идеального. Это противопоставление осуществлялось присущими разным видам искусства собственными способами выразительности. Например, противопоставление дня, наполненного суетой, привело поэтов, музыкантов и живописцев к поэтизации ночи, этого странного, порой ирреального мира, живущего по своим законам. Ночной жанр становится любимым в творчестве художников-романтиков. Иногда лирика ночи отступает перед ужасом мрака Неприятие жизни и действительности рождает мотив ухода, бегства от жизни, которое выражается в разных формах, в том числе в жанре путешествия, скитания, чаще всего на Восток. Тема смерти приобретает особый смысл. Излюбленная тема романтиков - герой-бунтарь, трагическая борьба, смятение бурных чувств. Портретная живопись приобретает особое значение. Художники стремятся изобразить внутреннюю работу мысли, самоуглубление, чувственную индивидуальность. Образы бурной природы позволяют аллегорически передать задуманное. Тема героической борьбы со стихией, отчаянное напряжение, порыв - общие для романтиков европейских стран. Стремление глубже узнать тонкости человеческой души рождает темы трагедии сломленной судьбы, больной души, отчаяния. Наиболее яркими представителями французской школы являлись Э. Делакруа, Т. Жерико.
Романтизм нашел отражение и в пейзажной живописи, передающей особое настроение, вдохновение от созерцания родной природы. Это, прежде всего, характерно для английского искусства, яркими представителями которого являлись Дж. Констебль, Дж. Тернер, Р. Бенингтон.
Реализм. История реализма как направления в искусстве связана с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой. Барбизон - деревня, куда съезжались художники для написания сельских пейзажей. Они открыли красоту природы Франции, красоту труда крестьян, что явилось освоением реальности и стало новизной в искусстве. К барбизонской школе относится творчество Т. Русо, Ж - Дюпре, Ш. Добиньи и др. Близко к ним по тематике стоят К. Коро, Ж- Милле. Главой реалистического направления стал Гюстав Курбе. Исторические события, происходившие во Франции начиная с революции 1830 г. и кончая Парижской коммуной, франко-прусской войной, нашли отражение в творчестве художника-графика Оноре Домье. Его творчество получило популярность благодаря появлению литографии, т. е. возможности тиражирования графических произведений искусства.
Импрессионизм. Название этого течения происходит от французского слова, означающего «впечатление». История жанра берет начало из творческих исканий и реалистов и романтиков. Сущность импрессионизма состоит в стремлении передать непосредственное впечатление от окружающего мира. Живописными средствами художники стремились передать неповторимость и иллюзию света, воздуха, воды, цвет во всей его чистоте, тонкие нюансы световоздушной среды. Живопись раздвинула рамки пространства, «открыла окно» в природу со всеми неповторимыми и мимолетными ее изменениями. Основоположником направления был Эдуард Мане, но признанным его лидером стал Клод Моне. Выдающимися импрессионистами были О. Ренуар, Э. Дега, А. Сислей, К. Писсаро, позже - П. Сезанн, В, ван Гог и очень близок к ним по характеру творчества был скульптор О. Роден. Импрессионизм положил начало новому восприятию окружающего мира, позволил ощутить прелесть каждого мгновения жизни и оказал огромное влияние на появление новых направлений в искусстве.
В целом культура Западной Европы в XIX в. складывалась как культура индустриального общества со всеми присущими ей характеристиками и оказала влияние на дальнейшее его формирование.
Отчуждение стало одной из важнейших характеристик индустриального общества. Из сферы производственных отношений отчуждение распространилось и на социальные нормы.
Колониализм. Подчинение более отсталых стран с целью эксплуатации их ресурсов не ограничилось установлением политического и экономического господства, а сопровождалось подавлением локальных культур во имя универсализма западной индустриальной
и т.д.................

« XIX век, - считает А.Хаузер, - начинается с 1830 года, после «июльской монархии» закладываются социальные основы «нового порядка». К 1830 году в основном сформировались характерные черты XIX века. Буржуазия полностью овладевает политической властью и осознает это. Аристократия исчезает с исторической сцены и ведет лишь частную жизнь. Победа среднего класса несомненна и бесспорна. Романтизм становится, без сомнения, буржуазным искусством и он не мог бы развиваться без освобождения среднего класса, хотя романтики пытаются вести себя на «аристократический» манер и обращаются к аристократии как к собственной публике. Каждый художник оказывается между двумя рядами, между миром консервативной аристократии и миром прогрессивной буржуазии.

Ничто так не отражает напряженное отношение между производителями и потребителями искусства поколения 1830 года, как герои новелл Стендаля и Бальзака. Трагический героизм, воля к самоутверждению и вера в самоусовершенствование уступают место предрасположенности к компромиссу, тенденции жить без цели, умереть незаметно. Современная новелла первой создала героя с угрызениями совести, с его конфликтом с социальной средой, вынужденного признать нравы и условности общества, по меньшей мере, как правила игры.

С растущей политизацией жизни между 1830 и 1848 годами интенсифицируется также тенденция политизации литературы. В этот период почти нет политически индифферентного произведения, включая умиротворяющее «искусство для искусства», которое тоже имело политический оттенок. Газеты сотрудничают со специалистами, публикуют статьи, вызывающие общий интерес, главным образом, описания путешествий, скандалов, юридическую информацию. Но новеллы, печатающиеся по частям, становятся главным средством привлечения внимания. Их читают все. Литературное произведение превращается в «товар» в полном смысле этого слова, имеет свой тариф цен, пишется по образцу и выходит вовремя. Цены диктуют спрос и не имеют ничего общего с художественной ценностью произведения. Г азетная новелла означает беспрецедентную демократизацию литературы и абсолютную нивелировку читательской публики. Никогда искусство не было так единодушно принято столь социально и культурно различными социальными слоями и воспринималось со столь схожими чувствами (А. Хаузер).

Романтизм продолжает существовать, но трансформируясь и переосмысливаясь. Антиклерикальная и антилегитимистская тенденция превращается в революционную философию. Народ победил и речь идет о том, чтобы и в искусстве дать возможность выразиться революционному порыву (Жорж Санд, Эжен Сю, Ламартин, Гюго, Дюма, Мюссе, Мэриме, Бальзак). «Искусство для искусства», ведущее свое происхождение от романтизма, есть следствие и определенный итог развития романтической эстетической теории. «Искусство для искусства» становится для романтиков «башней из слоновой кости», в которой замыкается их практическая активность. Буржуазия, восприняв «искусство для искусства», превозносит идеальную природу искусства и высокий статус художника, помещая его над политическими партиями, закрывает искусство в некую «золотую клетку». «Искусство для искусства» представляет, несомненно, наиболее эстетически противоречивую проблему. Ничто так остро не выражает двойственную природу эстетического видения. Произведение искусства, как отмечает А.Хаузер, сравнивалось с окном, через посредство которого можно наблюдать жизнь, не принимая в расчет структуру, преломление и цвет стекол окна.

Основные художественные тенденции 1830 года: «социальное искусство», «школа хорошего тона» и «искусство для искусства» - связаны между собой сложным и противоречивым образом.

Натурализм не был единой художественной концепцией, он менялся со временем, устремляясь каждый раз к определенным целям и ограничиваясь в своей интерпретации жизни частными явлениями.

Именно в XIX веке складывается понятие «всемирная культура». Наблюдается единство двух сторон культурного развития: тяготение к универсализации и взаимообогащению с одной стороны, и становление или выявление национального начала, с другой. В живописи и скульптуре, наряду с классицизмом, который все более приобретает черты академической схемы, с 20-х годов XIX столетия рождается сильное романтическое направление; с 40-х годов развивается реализм («натурализм»). С последней трети XIX века в переломное для западноевропейского реализма время, позиции академизма вновь укрепляются, он становится официальным искусством.