Самая дорогостоящая операция в истории: Подъем лайнера Коста Конкордия. Самые известные затонувшие корабли в мировой истории

По меньшей мере 6 человек погибли в результате катастрофы круизного лайнера «Коста Конкордия», который сел на мель, а затем затонул в Средиземном море неподалеку от берегов Италии.
Отмечается, что количество жертв может возрасти, так как после катастрофы некоторые пассажиры прыгали за борт в холодную воду, и их судьба до сих пор остается неизвестной.
За два часа до катастрофы на круизном лайнере зафиксировали неисправность энергосистемы, однако корабль все равно вышел в море.
Круиз пассажирского лайнера «Коста Конкордиа», затонувшего у берегов Тосканы в ночь на субботу, едва не стал причиной гибели нескольких тысяч туристов со всех концов мира из-за технических неполадок на корабле, а также несогласованных действий команды.

За несколько часов до выхода из порта на лайнере была зафиксирована неисправность в электросистеме, однако капитан корабля принял решение не задерживать отправление «Коста Конкордия» и не проводить дополнительных проверок.
Корабль подошел слишком близко к берегу, подводный рельеф этой местности представляет собой каменный хребет рифов.
Одной из основных причин катастрофы называют невнимательность командования или ошибку навигационных приборов, из-за чего гигантский лайнер налетел на риф и получил пробоину, - в результате борт немедленно начал набирать воду и накреняться.


Организовать срочную эвакуацию экипаж корабля также не смог. По информации очевидцев, работники «Коста Конкордиа» задержали спуск на воду спасательных шлюпок. Позже из-за сильного крена разместить людей в шлюпка уже не представлялось возможным.
Среди пассажиров началась паника: увидев, что попасть в лодки практически невозможно, многие в испуге начали прыгать в ледяную воду, потому что боялись уйти на дно вместе с судном.
В тот момент, когда судно получило пробоину, пассажиры как раз только начали свой ужин.
- Неожиданно мы услышали шум, и корабль будто куда-то потащило. Погас свет, начала падать посуда, столы. Поднялась страшная паника, - рассказывает итальянец Лучано Кастро.


Люди в ужасе сами выбирались с тонущего судна, от экипажа корабля не поступало никаких сигналов к действию. Люди бросились врассыпную.


- Вы смотрели «Титаник»? Это именно то, что с нами было, - говорит 31-летняя Валери Ананьяс из Лос-Анджелеса. Когда судно накренилось, ей вместе с родителями и сестрой пришлось ползти вверх по коридорам между каютами.
- Мы ползли в темноте, мигал только строб на спасательном жилете, - вспоминает мать Валери, - Мы слышали, как бьется посуда, и людей бросает об стены.
Спасшейся церковной служительнице из Германии Маре Пармиджиани путевку в круиз подарил супруг. Женщина отправилась в плавание впервые в жизни и в первую же ночь на судне едва не погибла. Спастись удалось чудом. Под водой оказались затоплены документы, личные вещи и деньги.
- Экипаж только лишь сообщил, чтобы мы оставались на своих местах и ничего не предпринимали. Нам было сказано, что нашим жизням ничего не угрожает, - рассказывает пострадавшая.


Спустя некоторое время люди получили указание надеть спасательные жилеты и двигаться к плотам. Однако пассажиры оказались блокированы на лайнере-он перевернулся на бок, лишив людей возможности приблизиться к лодкам.
- Еcли бы не проезжавший мимо катер, который подъехал на помощь, думаю, мы бы вероятнее всего, погибли, - говорит Мара Пармиджиани.


Те пассажиры, кому не хватило спасательных жилетов и мест в лодках, от отчаяния выпрыгивали за борт в ледяную воду.
Одним из погибших оказался 65-летний мужчина. У него случился разрыв сердца.


На помощь пострадавшим пришли местные баржи, получившие сигнал о спасении, а также вертолеты поисковых служб. Многих подбирали прямо из открытого моря.
В тоже время спасенных на берег никто не пересчитывал. Все цифры, передаваемые властям, были приблизительными.


В момент катастрофы на борту находились 4240 человек, из них 1032 - члены экипажа. Туристы, совершавшие круиз по Средиземному морю, были из Италии, Германии, Франции, Великобритании и России. Всего - 3208 человек.
Восемь человек числятся погибшими, около 67 получили ранения, поиски пострадавших продолжаются. Спасатели разыскивают еще по меньшей мере 70 человек.
108 граждан РФ, находившихся на борту, удалось спасти. По инфмормации российского посольства в Риме, их жизни ничего не угрожает.
Установлены фамилии 102 россиян, сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Большинство из них уже размещены в римском отеле Hilton, остальных везут туда же. Туристы остались без денег, паспортов, багажа и скоро будут без связи: мобильные телефоны постепенно разряжаются.
Операторы отсылают в российское консульство копии документов отдыхающих, по которым россиян будут возвращать домой. Среди персонала лайнера были русскоязычные. Были ли они гражданами России, выясняется.

Информация о лайнере:


Costa Concordia - круизное судно класса «Concordia» было построено в 2005 г. на верфи Fincantieri Sestri Ponente в Италии и с 2006 г. ходило под итальянским флагом между портами Средиземного моря. Судами-близнецами являются Carnival Splendour, Costa Pacifica, Costa Favolosa, Costa Fascinosa и Costa Serena.


Длинна судна оставляет 290 метров, количество пассажиров: 3 700, команды: 1100 человек.
На теплоходе - 14 пассажирских палуб, 1500 кают, трехуровневый театр, торговая галерея, 13 баров, кафе, 5 ресторанов, 4 бассейна, салон красоты, фитнес-центр, турецкие бани и сауна.

Лайнер Costa Concordia, входивший в десятку крупнейших круизных судов в мире, потерпел крушение 13 января 2012 года. И вот на днях у берегов итальянского острова Джильо успешно прошла уникальная операция по подъему 300-метрового затонувшего гиганта весом 114 тысяч тонн.

Окончательная ликвидация последствий крушения будет состоять из 10 этапов и потребует несколько лет.

Сначала расскажем вам о том, как произошло крушение круизного лайнера Costa Concordia.

Подтверждая дурную славу пятницы 13 числа, огромный круизный лайнер Costa Concordia (Коста Конкордия), на борту которого находились более 4 200 человек, потерпел крушение в январе 2012 года около острова Джильо у берегов области Тоскана в Италии. (Фото AP Photo | Giuseppe Modesti):

По словам капитана, круизный лайнер напоролся на скалы, которые были не указаны на навигационной карте. 32 человек погибли, двое считаются пропавшими без вести.

Люди в ожидании эвакуации с тонущего корабля, 14 января 2012. Кого-то из них сейчас нет в живых. (Фото AP Photo | Courtesy a tourist aboard the ship):

Позже лайнер Costa Concordia почти полностью погрузился в Средиземное море. 24 января 2012 года. (Фото AP Photo | Italian Navy GOS):

Итальянский «Титаник» - затонувший в Италии круизный лайнер Costa Concordia - неприятности преследовали еще с момента его спуска на воду в 2005 году, когда по старинной морской традиции о борт корабля должны были разбить бутылку. Но бутылка не разбилась. В 2008 году круизный лайнер Costa Concordia стоимостью 450 млн евро врезался в пирс у берега итальянского Неаполя.

Прокуратура утверждала, что именно действия капитана с соответствующим именем Франческо Скеттино привели к крушению судна, а также обвиняет его в том, что он бежал с корабля задолго до окончания эвакуации, бросив своих пассажиров. (Фото Reuters | Enzo Russo | ANSA):

Давайте сравним «Титаник» и «Коста Конкордия» по техническим характеристикам:

1. Водоизмещение: 52 310 тонн | 51 387 тонн
2. Длина: 269.1 м | 290.2 м
3. Ширина: 28.2 м | 35.5 м
4. Скорость: 24 узла | 19.6 узлов
5. Вместимость: 2 556 пассажиров + 908 экипаж | 3 700 пассажиров + 1100 экипаж.

Спасатели у судна, 19 января 2012. Чтобы попасть в некоторые отсеки, приходилось устанавливать на корпус судна взрывные заряды, которые проделывали нужные отверстия. (Фото Gregorio Borgia | Reuters):

Кстати, среди морских катастроф, произошедших в мирное время, по числу жертв «Титаник» занимает третье место - 1 513 человек. Лидерство остается за паромом «Донья Пас», столкнувшимся в 1987 году с нефтяным танкером. Тогда в столкновении и последующем за ним пожаре погибло более 4 000 человек.

Стулья, извлеченные с лайнера Costa Concordia, (Фото AP Photo | Pier Paolo Cito):

На Costa Concordia было 1 500 кают, крупнейший в мире веллнесс центр на море, четыре бассейна, пять спа-салонов, пять ресторанов, 13 баров, кинотеатр, дискотека и интернет-кафе. Заглянем внутрь затонувшего круизного лайнера, 19 января 2013. (Фото Reuters | Centro subacquei dei Carabinieri):

По словам пассажиров, когда корабль уже получил пробоину, экипаж, одетый в спасательные жилеты, уговаривал пассажиров вернуться в каюты, уверяя, что ничего страшного не происходит. Царила паника.

Аквалангисты осматривают внутреннюю часть затонувшего лайнера Costa Concordia, 24 января 2012. (Фото AP Photo | Italian Navy):

Вот в таком виде круизный лайнер Costa Concordia остался у берегов области Тоскана в Италии, 11 февраля 2012. (Фото Reuters | Giampiero Sposito):

В этой катастрофе погибло 32 человека, еще двоих не нашли. Их имена выбиты на мемориальной доске. Италия, 13 января 2013. (Фото AP Photo | Gregorio Borgia):

К откачке дизельного топлива из баков судна специалисты смогли приступить только спустя месяц: и из-за поиска людей, и из-за погодных условий. И хотя масштабной экологической катастрофы избежать удалось, ущерб заповедной территории Италии все же был нанесен. (Фото Filippo Monteforte | AFP | Getty Images):

Полная ликвидация последствий крушения будет состоять из 10 этапов и потребует несколько лет. (Фото AP Photo | Pier Paolo Cito):

Как поднимали круизный лайнер Costa Concordia

Следующим этапом ликвидации последствий крушения стал подъем круизного лайнера Costa Concordia.

Вид около острова Джильо у берегов области Тоскана в Италии, 16 сентября 2013. (Фото Reuters | Tony Gentile):

Вот на месте крушения круизного лайнера Costa Concordia завершаются работы по монтажу оборудования перед приведением судна в вертикальное положение. Эта операция по-настоящему уникальна. Ранее инженерам никогда не приходилось работать с такими большими судами.

Целью данной операции было снять судно с камней, поднять и поставить вертикально с помощью подводной платформы и кранов. Контейнеры по боками (ниже на фотографии) позволят всей конструкции оставаться в надводном положении. (Фото Andreas Solaro | AFP | Getty Images):

Крупнейшая и самая дорогая морская спасательная операция в истории стоит около 250 миллионов евро, а ущерб для владельцев составил 1.5 миллиарда евро. Италия, 26 августа 2013. (Фото Reuters | Alessandro Bianchi):

Главная опасность этой операции заключалась в том, что при осуществлении первых маневров корпус судна, имеющий серьезные повреждения, мог разломиться. (Фото AP Photo | Gregorio Borgia):

После подъема затонувшего спасателей больше всего интересуют ресторан и палуба по правому борту - скорее всего, там попробуют найти тела двух без вести пропавших - официанта Кевина Ребелло и пассажирки Марии Грации Трекарики.

Уникальная операция по подъему затонувшего судна у берегов итальянского острова Джильо заняла менее суток - 19 часов. Судно удалось успешно поставить на киль.

Целью операции было добиться нулевого крена, и эта цель достигнута. (Фото Vicenzo Pinto | AFP | Getty Images):

600 дней на боку на рифах оказались для круизного лайнера Costa Concordia смертельными, корпус безнадежно деформирован, но зато теперь на нем нет недоступных зон. 19 сентября 2013. (Фото Vicenzo Pinto | AFP | Getty Images):

Costa Concordia в вертикальном положении, 17 сентября 2013. Искореженный бок судна. (Фото Vicenzo Pinto | AFP | Getty Images):

У берегов острова Джильо судно, закрепленное на платформе, которое поможет пережить ему сезон зимних штормов, простоит как минимум до конца следующей весны. Затем Costa Concordia будет отбуксировано в один из ближайших портов для дальнейшей утилизации. (Фото Vicenzo Pinto | AFP | Getty Images):

Правому борту был нанесен серьезный ущерб. 17 сентября 2013. (Фото Andreas Solaro | AFP | Getty Images):

Поднятое со дня судно Costa Concordia, 17 сентября 2013. На фотографии виден искореженный правый бок. Смотрите также: (Фото Andreas Solaro | AFP | Getty Images):

В ночь на пятницу 13 роскошный круизный лайнер «Costa Concordia» с более чем 3200 пассажирами и 1000 членами экипажа на борту напоролся на риф, накренился и частично затонул у берегов острова Джильо, Италия. Уже подтвердили смерть 6 человек, включая двух французских пассажиров и одного члена экипажа из Перу. Все они утонули в водах Средиземного моря после крушения. 14 человек по-прежнему числятся пропавшими без вести, а спасатели продолжают искать выживших. Несчастный случай произошел всего через несколько часов после отплытия, и пассажирам еще не успели провести инструктаж по технике безопасности, поэтому при эвакуации на корабле царил хаос. Капитан Франческо Скеттино был арестован. Помимо других обвинений, его также обвиняют в том, что он покинул корабль одним из первых. В этом выпуске собраны фотографии затонувшей «Costa Concordia» и попыток найти 14 пассажиров.

(Всего 22 фото)

1. «Costa Concordia» после крушения у берегов острова Джильо. 6 пассажиров утонули, 14 все еще числятся пропавшими без вести, после того как итальянский лайнер с 4200 людьми на борту сел на мель. «Costa Concordia» отправилась на прогулку по Средиземному морю, но наткнулось на риф в пятницу 13 января. (Filippo Monteforte/AFP/Getty Images)

2. Пассажиры со спасательными жилетами на борту «Costa Concordia» ждут начала операции. (AP Photo/Courtesy from tourist aboard the ship)

3. Круизный лайнер «Costa Concordia» накренилась, сев на мель у берегов острова Джильо. (AP Photo/Giglionews.it, Giorgio Fanciulli)

4. Пассажирка «Costa Concordia» прибыла с другими в порт Санто-Стефано после крушения корабля. Кто-то из пассажиров спрыгнул в ледяные воды, когда началась паника. Корабль плыл по Средиземному морю в Савону с запланированными остановками в Чивитавеккье, Палермо, Каглиари, Пальме, Барселоне и Марселе. (Filippo Monteforte/AFP/Getty Images)

5. Семья с лайнера «Costa Concordia» прибыла в бухту в Марселе. (AP Photo/Claude Paris)

6. «Costa Concordia» у западного побережья острова Джильо в Италии. (Reuters/ Italian Guardia di Finanza)

7. «Costa Concordia» лежит на боку после крушения. (AP Photo/Gregorio Borgia)

8. Пробоины в корпусе корабля. (Reuters/Stringer)

9. Пожарные осматривают огромные глыбы, торчащие из корпуса круизного лайнера «Costa Concordia» на следующий день после крушения. (AP Photo/Andrea Sinibaldi, Lapresse)

10. «Costa Concordia» в окружении мелких судов. (AP Photo/Gregorio Borgia)

11. «Costa Concordia» ночью в бухте Тосканского острова Джильо. (Filippo Monteforte/AFP/Getty Images)

12. Спасательное судно освещает затонувший лайнер. (AP Photo/Gregorio Borgia)

13. Итальянские пожарные взбираются на «Costa Concordia». (AP Photo/Gregorio Borgia)

14. Пожарные осматривают полузатонувшее судно. (Filippo Monteforte/AFP/Getty Images)

15. Спасатели проверяют воды вокруг с «Costa Concordia» после крушения корабля. (Filippo Monteforte/AFP/Getty Images)

16. Люди смотрят на груду шезлонгов на накренившейся палубе «Costa Concordia». (Filippo Monteforte/AFP/Getty Images)

17. Частично погруженные в воду каюты лайнера «Costa Concordia». (AP Photo/Gregorio Borgia)

18. Итальянский пожарный вертолет забирает пассажиров с лайнера «Costa Concordia». Пожарные работали все воскресенье, чтобы спасти члена экипажа со сломанной ногой через 36 часов после трагедии. (AP Photo/Gregorio Borgia)

19. Водолазы осматривают полузатопленный «Costa Concordia». (Filippo Monteforte/AFP/Getty Images)

20. Итальянская береговая охрана с черным ящиком с лайнера «Costa Concordia». (AP Photo/Gregorio Borgia)

21. Капитана круизного лайнера «Costa Concordia» Франческо Скеттино (справа) сажают в полицейский автомобиль в Гроссето, Италия. Скеттино арестовали по обвинению в предумышленном убийстве и в том, что он покинул корабль одним из первых. (Reuters/Enzo Russo/ANSA)

22. «Costa Concordia» у западного побережья острова Джильо, Италия. (Reuters/Stringer)

Морское господство всегда являлось главным приоритетом для ведущих держав мира. «Кто владеет морями, тот правит миром», – любили поговаривать в прежние времена. Раньше не существовала таких технологий, как сейчас, поэтому вода была единственным способом добраться с одного континента на другой. Само собой разумеется, это часто становилось причиной конфликтов между нациями, в результате которых немало кораблей отправилось навеки почивать в глубины морей и океанов…

Для тех, чей дом никак не связан с бушующем морем, стоит обратить внимание на проектирование загородного дома , своего собственного. Вот такой будет настоящим домом, который никогда не пойдет на дно.

1. Госпитальное судно Его Величества «Британник»

Корабль «Британник» был создан той же компанией, что и всем известный «Титаник» – «Харленд энд Вулф» (англ. Harland and Wolff) по заказу «Уайт Стар Лайн» (англ. White Star Line). Судно построили спустя некоторое время после гибели «непотопляемого» «Титаника». Чтобы защитить свою репутацию, компания внесла некоторые технические улучшения в конструкцию корабля: увеличила количество спасательных шлюпок на борту, укрепила корпус со стороны котельного, машинного и других отделений, наиболее уязвимых при столкновении с айсбергом.

Когда строительство «Британника» было завершено, корабль по размерам оказался даже больше, чем «Титаник». Он мог бы запросто стать отличным круизным лайнером, если бы не началась Первая мировая война. Правительство Англии конфисковало «Британник», превратив его в госпитальное судно Его Величества. Корабль был затоплен огнём вражеской артиллерии спустя год, как впервые спустился на воду. На его борту находилось чуть более одной тысячи пассажиров. Практически всем из них удалось спасти. В общей сложности погибло около 30 человек.

Жак-Ив Кусто обнаружил затонувший «Британник» спустя несколько десятилетий после его гибели и был весьма удивлён тем, что корпус корабля прекрасно сохранился. Начиная с 1990-х годов, исследователи совершили немало экспедиций к месту затопления «Британника». Последняя была организована в 2012 году с целью установления на корабле специального оборудования, способного отслеживать скорость роста бактерий.

2. Британский трансатлантический пассажирский лайнер «Лузитания»

Пассажирский лайнер «Лузитания» считался самым большим круизным кораблём в мире, правда, недолгое время. Его строительство завершилось в 1907 году.

Спустя восемь лет судно было потоплено германской субмариной U-20, что вызвало огромный резонанс в мировом сообществе. Немцев обвинили в нарушении международного права, поскольку они без предупреждения открыли стрельбу по невоенному судну. Однако, как выяснилось впоследствии, Британия использовала «Лузитанию» для перевозки боеприпасов в надежде на то, что Германия не станет атаковать пассажирский лайнер. Это, в свою очередь, также являлось нарушением норм международного права.

Останки корабля «Лузитания» покоятся на дне Атлантического океана в 13 километрах от ирландского городка Кинсейл. Лайнер плохо сохранился в отличие от «Титаника» и «Британника», поскольку затонул на значительно большей глубине.

3. Испанский галеон «Нуэстра Сеньора де Аточа»

Корабль «Нуэстра Сеньора де Аточа» (исп. Nuestra Señora de Atocha) был призовым судном испанского флота, которое затонуло с одним из самых величайших сокровищ в морской истории на борту.

Произошло это в 1622 году. Галеон «Нуэстра Сеньора де Аточа» направлялся из Гаваны в Испанию. Он перевозил довольно ценный груз: огромное количество золота, серебра, ювелирных изделий, табака, меди и прочего. По пути «Нуэстра Сеньора де Аточа» попал в сильный шторм. Корпус корабля был значительно повреждён, поэтому он стремительно пошёл ко дну вместе с пассажирами и дорогостоящим грузом на борту.

В течение многих лет испанские власти пытались отыскать место крушения галеона «Нуэстра Сеньора де Аточа» и вернуть утраченные ценности, но безрезультатно. Корабль был обнаружен в 1985 году профессиональным охотником за сокровищами Мелом Фишером. Самое интересное заключается в том, что полуют галеона и по сей день остаётся ненайденным. Как известно, именно в этой части корабля несколько веков назад испанцы перевозили наиболее ценные вещи.

4. Пиратский корабль «Уида»

Корабль «Уида» (англ. The Whydah Gally) принадлежал пирату Чёрному Сэму Беллами. Его считали самым успешным морским разбойником всех времён: он потопил и захватил огромное количество кораблей с сокровищами на сумму более 120 миллионов долларов (в переводе на современные деньги). Однако в полной мере насладиться награбленной добычей Беллами так и не смог. Его корабль «Уида» в 1717 году затонул в результате сильного шторма, отправив на дно капитана, половину его команды и все ценные вещи, находившиеся на борту.

В 1977 году исследователям удалось найти затонувшее судно при помощи старой карты, составленной человеком, который исследовал его сразу же после крушения двести с лишним лет назад. На судовом колоколе они обнаружили надпись «Уида, 1716 год», что не давало им ни капли сомневаться в том, кому принадлежал корабль.

5. «Месть королевы Анны»

«Месть королевы Анны» вошёл в историю как один из самых зловещих пиратских кораблей. Этим статусом он обязан своему капитану – Чёрной Бороде. Судно было захвачено знаменитым пиратом в 1717 году. Спустя двенадцать месяцев оно село на мель. Поговаривают, что это был намеренный ход его капитана.

В 1996 году исследователи заявили о том, что им спустя много десятилетий наконец-то удалось обнаружить затонувшую «Месть королевы Анны». На месте крушения корабля было найдено немало артефактов, однако ни один из них не помог точно определить, принадлежало ли это судно Чёрной Бороде или нет. В 2011 году Национальное географическое общество (англ. National Geographic Society) с уверенностью заявило о том, что обнаруженный 15 лет назад корабль действительно является «Местью королевы Анны», однако каких-либо убедительных доказательств не предоставило. Работа над восстановлением артефактов продолжается до сих пор.

Материал подготовила Rosemarina

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


В марте 2016 года исследователи из Северной Ирландии и Бельгии поделились с миром своим открытием: оказывается, проанализировав снимки со спутников, можно обнаружить места древнейших кораблекрушений. Даже невзрачная лодка, лежащая под водой, окутана множеством тайн и легенд, а потому зачаровывает и привлекает внимание, которого она не удостаивалась «при жизни».

Поплавать среди обломков затонувших судов мечтает каждый дайвер. Существует даже отдельное направление - рэк-дайвинг (от английского wreck – «кораблекрушение»). Пока ученые анализируют снимки из космоса и пытаются определить новые местоположения затонувших кораблей (а их ни много ни мало 3 миллиона), мы расскажем про места и суда, отправиться исследовать которые можно уже сейчас, – от туристических аттракционов до погружений, требующих длительной подготовки.

Шхуна “Sweeptakes”

Озеро Онтарио, Канада

Увидеть очертания этой шхуны можно, даже не погружаясь в воду. Построенная в 1867 году в Берлингтоне для перевозки угля, она прослужила менее 20 лет и потерпела крушение во время шторма. Не подлежавший починке корабль «Sweepstakes » был позже отбуксирован в залив, где и погрузился под воду. Сейчас он лежит на глубине всего 7 метров от поверхности прозрачного озера Онтарио в Канаде и является главной достопримечательностью Национального морского парка Фатом-Файв. Рассмотреть шхуну поближе можно и новичкам-дайверам, и тем, кто увлекается снорклингом. Такие погружения регулируются расписанием, поскольку желающих посмотреть на корабль через прозрачное дно туристических катеров тоже немало.

Шхуна “Sweepstakes”

А вот изучить внутренние помещения и поплавать между обломками не получится. Судно длиной 36 метров поддерживается изнутри с помощью металлических тросов и окружено проволочным забором для предотвращения разрушения, которое под водой происходит всё быстрее и быстрее. Несмотря на это, на сегодняшний день Sweepstakes считается одной из лучше всего сохранившихся шхун XIX века.

Как добраться: самолетом из Москвы до Торонто, далее автобусом до города Тобермони, откуда стартуют экспедиции и круизы.

Паром “Zenobia”

Город Ларнака, Кипр

Каждому туристу, отдыхающему на Кипре, турагенты предлагают отправиться на морскую прогулку с возможностью взглянуть на затонувший в 1980 году шведский паром «Зенобия». Катер делает остановку недалеко от места крушения, где каждый желающий может поплавать в маске и ластах. Впрочем, увидеть очертания судна можно даже из самолета, подлетая к Ларнаке.

172-метровому грузовому парому так и не удалось завершить своё первое плавание из Швеции в Сирию: недалеко от Кипра он начал крениться на левый борт и в конце концов постепенно погрузился на дно. По одной версии, это произошло из-за неисправности бортовых компьютеров. Однако, как ни странно, часть людей сходится во мнении, что паром затопили умышленно, чтобы получить страховку.

Корабль затонул вместе со всем грузом стоимостью в 200 миллионов фунтов, который так и остался практически нетронутым. И неудивительно, что уже пару десятков лет сюда съезжаются желающие исследовать внутренние помещения судна и разбросанные по дну грузовые машины, среди которых есть даже голубая «Лада».


И если попасть в машинное отделение или погрузиться к левому борту, лежащему на глубине 42 метра, без серьезной подготовки невозможно, то добраться до правого борта под силу и новичкам с минимальным опытом погружений. Всего-то нужно опуститься на глубину в 18 метров. Да, на дайверском языке это действительно «всего лишь». Те же, кто нырять не собирается, могут отправиться к «Зенобии» на туристической субмарине с иллюминаторами. Стоимость – от 70 евро за морскую прогулку до 250 за специальные рэк-погружения.

Как добраться: самолетом из Москвы до Ларнаки. Круизы к судну организованы также и из Лимассола.

По теме:

Пассажирский пароход “Baron Gautsch”

Город Ровинь, Хорватия

Построенное как пассажирское, это судно использовалось во время Первой мировой войны для перевозки боеприпасов и транспортировки беженцев. Трагедия случилась в 1914 году, когда «Барон Гауч» подорвался на мине. Из 336 пассажиров удалось спасти меньше половины, а тела погибших находят и спустя 100 лет после катастрофы. Сейчас место крушения имеет статус военного захоронения, а потому самостоятельно погружаться к нему запрещено. Лицензию на это имеют только несколько дайв-клубов.


Пароход покоится в вертикальном положении на глубине 40 метров недалеко от побережья хорватского города Ровинь. Стоимость погружения составит 45 евро при наличии 40 погружений в логбуке.

Как добраться : самолетом из Москвы до города Пула, далее на автобусе до города Ровинь.

Подводное кладбище японского флота

Острова Чуук (другое название Трук), Микронезия

Увидеть крупнейшее в мире подводное кладбище военной техники можно в Микронезии. До 1944 года в районе островов Трук находились японские военные базы, которые во время Второй мировой войны были полностью уничтожены американскими бомбардировщиками. И сейчас на дне лагуны можно увидеть разнообразие флота Страны восходящего солнца: танкеры, крейсеры, подводные лодки, эсминцы.

Возможность погружения сильно упрощается в силу того, что корабли покоятся на мелководье, так что дайвер без серьезного опыта может отправиться на исследование обломков. Или даже посмотреть целые суда – некоторые из них сохранились полностью.


Всего на глубине 9 метров можно посмотреть нос одного из самых больших кораблей. Лучше делать это зимой и весной, в остальное время дожди и высокие волны несколько затрудняют дайвинг. Стоимость – от 3195 долларов за недельный круиз по лагуне.

Как добраться: самолетом из Москвы через Гонолулу до Гуама, оттуда самолетом до островов Чуук. Круизы стартуют из города Вено.

Пассажирско-грузовой пароход «Yongala»

Город Эр, Австралия

Заняться рэк-дайвингом, а заодно и увидеть самый известный морской парк мира можно в австралийском штате Квинсленд. В 1911 году недалеко от города Эр во время перехода из Мельбурна в Кэрнс попало в сильный шторм и в результате потерпело крушение 110-метровое австралийское судно «Йонгала». Ни один из 122 пассажиров не выжил. Сейчас пароход покоится на глубине 30 метров (некоторые секции на глубине 16 метров) и является одним им самых крупных затонувших исторических кораблей. Судно внесено в реестр исторических ценностей Квинсленда, что означает, что посещать его внутренние помещения нельзя.


Однако дайверов со всего мира это нисколько не останавливает. Корпус парохода, лежащего вблизи охраняемого ЮНЕСКО Большого Барьерного рифа, оброс кораллами и стал пристанищем различных морских обитателей. Здесь можно полюбоваться груперами и скатами, осьминогами, черепахами, барракудами и гигантскими австралийскими каранксами. Стоимость такого приключения начинается от 160 долларов за однодневную прогулку с двумя погружениями.

Как добраться: самолетом из Москвы с пересадкой в Сиднее до города Таунсвилл, далее на автобусе до города Эр.

Фрегат 365 (иначе “Captain Keith Tibbetts”)

Каймановы острова, Великобритания

Далеко не всегда история затонувших кораблей связана с катастрофами и гибелью пассажиров. На дне морей и океанов покоится немало судов, затопленных специально, чтобы создать искусственные рифы или ради экспериментов. Одним из таких и является военный фрегат 365. Это судно было построено в Советском Союзе в 1980-х годах, а после распада СССР передано военно-морскому флоту Кубы. Корабль оказался никому не нужным и через 10 лет был приобретен правительством Каймановых островов и затоплен с целью выяснения слабых мест судов во время крушения.

Сегодня фрегат, расколотый на две части, лежит на песчаном дне Карибского моря на глубине 27 метров. Высокое содержание алюминия в корпусе поможет ему ещё долго оставаться излюбленным объектом для рэк-дайвинга – из-за этого он очень медленно ржавеет. Да и привлекательная цена в 65 долларов за одно погружение (правда, не включая экипировку) тоже не оставляет подводников равнодушными.

Как добраться: самолетом из Москвы до Майами, далее самолетом до острова Кайман Брак, откуда и организуются дайв-круизы.

Сухогруз “SS Thistlegorm”

Красное море, Египет

Альтернативой традиционному, «тюленьему», отдыху на египетских пляжах может стать рэк-дайвинг. Тем более, что дно Красного моря усеяно кораблями, которые затонули, попав в шторм, сильный ветер, столкнулись с опасными течениями или наткнулись на рифы. А прозрачность и комфортная температура воды круглый год добавляют очков в пользу погружений.


Пожалуй, самым привлекательным судном для ныряльщиков является британский военный сухогруз «Тистлегорм». Построенный в 1940 году, он уже через год был потоплен немецкой авиацией в Суэцком канале. Весь провиант для Британской армии, который перевозило судно – огнестрельное оружие, мотоциклы, джипы, солдатская амуниция, пошел ко дну и по сей день находится в трюмах корабля. По египетским законам, поднимать со дна моря эти артефакты категорически запрещено. Погружение на «Тистлегорм» обойдется в 80 долларов.

Как добраться : самолетом из Москвы до Шарм-Эль-Шейха. Экскурсии с погружениями организуются также и из Хургады.

Круизный лайнер «Andrea Doria»

Штат Массачусетс, США

История с затонувшим в 1956 году после столкновения с лайнером «Стокгольм» судном «Андреа Дориа» считается одной из самых успешных спасательных операций. Из 1076 пассажиров, находившихся на борту, погибли только те, кто пострадал при столкновении – 46 человек.

Мало того, что погружение на судно – удовольствие не из дешевых (порядка 3500 долларов), так наличие необходимой суммы совершенно не гарантирует вам пропускной билет на этот пароход. Да и не каждый профессиональный ныряльщик отважится погрузиться на корабль, учитывая все обстоятельства: глубину 75 метров, температуру воды в пределах 6 градусов и сильные океанические течения. Дополнительная сложность – добраться до судна возможно лишь в ограниченный период времени – в летние месяцы.

Однако истинных любителей поплавать среди обломков это не останавливает – первые дайверы отправились исследовать лайнер на следующий же день после катастрофы. С тех пор на «Дории» без вести пропало не менее 17 профессиональных ныряльщиков: кто-то запутался в электропроводке, другие заблудились в лабиринтах корабля.


Опытные ныряльщики признаются, что магия «Эвереста кораблекрушений», как называли «Андреа Дориа» раньше, исчезла. Если лет 30 назад ещё можно было нырять между палубами и находить фарфоровую посуду в каютах класса «люкс», то с каждым годом судно разрушается и теряет свою целостность. Если это вас не останавливает, можно связаться с одной из частных компаний, которые организовывают экспедиции на судно.

Как добраться : самолетом из Москвы до Бостона, оттуда в составе организованной экспедиции.

Пароход «Ленин»

Город Балаклава, Россия

Посмотреть затонувшие корабли можно и не оформляя визу. За последние несколько лет крымские дайверы обнаружили на дне Черного моря в районе Балаклавы подводное кладбище, на котором на разной глубине покоятся деревянные парусники, субмарины, древняя галера и другие суда. Среди них самой кровавой историей выделяется пароход «Ленин». Трагическое судно даже окрестили черноморским «Титаником» по количеству унесших на дно человеческих жизней.

Построенный в Данциге в 1909 году как грузопассажирское судно, теплоход выполнял свои функции вплоть до начала Второй мировой войны. В июле 1941 в составе конвоя он вышел из Севастополя в Ялту, но в районе мыса Сарыч «Ленин» подорвался на своих же, советских, минах и через несколько минут затонул. Шлюпки с других судов спасли около шестисот человек, точное же количество погибших неизвестно – по некоторым подсчетам число жертв достигает 2000.

Вскоре после катастрофы Военный трибунал Черноморского флота приговорил лоцмана «Ленина» лейтенанта И. И. Свистуна к высшей мере наказания - расстрелу . В 90-х годах, когда материалы дела о гибели парохода были рассекречены, он был реабилитирован посмертно.

Сегодня дайверы со всего мира готовы отправиться на исследования затонувшего корабля, но отважатся на такое единицы. Мало того, что пароход лежит на глубине 94 метра и погружение требует серьезной физической подготовки, так и вода здесь прогревается максимум до 8 градусов. Но те, кто решаются, не остаются равнодушными: на судне длиной почти 95 метров можно проникнуть практически во все помещения, а через пробоину в левом борту можно пробраться в машинное отделение. Осуществить такое погружение можно только через конторы, занимающиеся техническим дайвингом.

Как добраться: самолетом из Москвы до Севастополя, далее на автобусе до Балаклавы.

Пассажирский пароход «Titanic»

Остров Ньюфайндленд, Канада

Как бы невероятно это ни звучало, но поплавать среди обломков легендарного «Титаника» тоже возможно. Прошло больше ста лет с момента, как в 1912 году после столкновения с дрейфующим айсбергом, пошел ко дну крупнейший пассажирский пароход начала XX века. Катастрофа унесла жизни более полутора тысяч человек, и сейчас многие историки высказываются против погружений к этому судну, объясняя своё недовольство расхищением и мусором, которыми сопровождаются экспедиции. Не говоря уже о неуважении к памяти погибших – бывали случаи, когда люди заключали брак на затонувшем «Титанике».

Все эти этические запреты нисколько не смущают желающих прикоснуться к легенде. Экспедиции, длящиеся две недели, проходят раз в несколько лет, а компания, занимающаяся их организацией, берет за свои услуги почти 60 тысяч долларов.

Выполняет рейсы на «Титаник» судно «Келдыш». Ранее оно использовалось в научно-исследовательских целях, а сейчас доставляет туристов и учёных в район гибели лайнера.


“Титаник”

Пароход покоится на запредельной глубине в 3750 метров, поэтому погружение на него проходит на глубоководных аппаратах «Мир». Внутри батискафа может находиться до трех человек, причём один из них – пилот. Остальное пространство заполнено проводами, соединениями и частями видеокамер. На всё погружение отводится около 12 часов, 7 из которых дайверы проводят на дне, а остальные 5 необходимы для спуска и подъема. При осмотре можно увидеть, что корма полностью разбита, капитанский мостик разрушен, сам корабль разломлен на две части, а вокруг разбросаны остатки мебели, посуда, обувь и другие личные вещи пассажиров. Организаторы утверждают, что за время их экспедиций начиная с 1998 года ни один артефакт не был поднят со дна океана. Ученые говорят, что «Титаник» не доживёт до своего следующего, 150-летнего юбилея.

Как добраться: самолетом из Москвы до аэропорта Сент Джонс (о. Ньюфаундленд, Канада).