Изображение клеопатры. Как выглядели Иисус, Клеопатра и Наполеон: Реконструирована внешность легендарных людей

Миф о красоте Клеопатры – распространенное заблуждение. Ученые попытались реконструировать реальный образ египетской правительницы. Результаты вас удивят!

В кинематографе роль Клеопатры всегда доставалась самым эффектным и красивым актрисам своего времени: Вивьен Ли, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Монике Беллуччи. Но миф о красоте Клеопатры – одно из самых распространенных заблуждений. Ученые предприняли попытку реконструировать реальный образ известной египетской правительницы, и результаты оказались удивительными.

Эффектные экранные Клеопатры – Элизабет Тейлор и Моника Беллуччи

Кембриджский египтолог Салли Энн Эштон работала над реконструкцией образа Клеопатры в течение года. На основе ряда сохранившихся изображений, с помощью метода трехмерного компьютерного моделирования исследовательница воссоздала образ царицы, который оказался очень далеким от стереотипных представлений о ее привлекательности и неотразимости. Материалом для ученых послужили монеты с профилем Клеопатры, репродукции барельефов храма в египетском городе Дендера, представляющих царицу в виде богини Исиды, скульптурные изображения и анализ ее родословной.

Реконструкция внешнего облика Клеопатры от кембриджского египтолога Салли Энн Эштон

В массовом сознании внешность Клеопатры ассоциируется с образом, созданным западным кинематографом: голливудская красавица европеоидной расы. Но во внешнем облике, воссозданном учеными, угадываются как европейские, так и египетские черты.

Бюсты Клеопатры (предположительно)

Изображения Клеопатры на монетах

Сохранившиеся изображения Клеопатры (предположительно)

Салли Энн Эштон поясняет:

Она, вероятно, не была полностью европейкой. Не забывайте, что ее семья жила в Египте уже 300 лет, когда она пришла к власти.

Звезда немого кино Теда Бара в роли Клеопатры, 1917

Клодетт Кольбер в фильме *Клеопатра*, 1934

Смуглолицая женщина с неправильными чертами лица вряд ли может претендовать на титул самой прекрасной. Судя по сохранившимся изображениям, у Клеопатры был довольно крупный нос, тонкие губы и острый подбородок. Историки Британского музея пришли к выводу, что фигура у нее была коренастой и полноватой, и при росте 152 см выглядела непропорциональной. По мнению ученых, подобное телосложение было обусловлено генетически: большинство потомков македонской династии Птолемеев унаследовали сходные черты

.

Вивьен Ли в фильме «Цезарь и Клеопатра», 1945

Софи Лорен в фильме «Две ночи с Клеопатрой», 1953

Греческий историк Плутарх так писал о Клеопатре:

Говорят, внешняя красота ее была вовсе не бесподобной… однако беседовала она с неотразимым очарованием. С одной стороны, ее внешность в сочетании с обольстительной речью, а с другой – ее характер, необъяснимым образом проявлявшийся во всех поступках, в высшей степени покоряли окружающих. Голос ее звучал нежно.

Еще одна попытка воссоздания внешнего облика Клеопатры

Как говорится, найдите 10 отличий

Тем не менее, невыразительная внешность не помешала Клеопатре прослыть одной из самых прекрасных и желанных женщин в истории. Ей удалось покорить сердца Юлия Цезаря и Марка Антония. Говорили, что она обладала невероятной сексуальностью, недюжинным умом и в совершенстве владела искусством обольщения. Кроме того, царица была прекрасно образована, знала несколько языков, могла поддержать разговор о литературе, философии или даже о стратегиях ведения войны, а также хорошо разбиралась в политике.

Есть мнение, что миф о красоте Клеопатры появился благодаря Октавиану Августу, который не хотел признавать ее интеллектуальных достоинств и политического таланта, а потому распространял слухи о чисто женских причинах ее влияния на Юлия Цезаря и Марка Антония. Отсюда же появился миф о ее непомерных сексуальных аппетитах.

Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, 1963

Следует отметить, что реконструкция внешнего облика Клеопатры, выполненная Салли Энн Эштон, вызывает сомнения у британского египтолога, профессора Оксфордского университета Джона Бейнса. Ученый заявил о том, что проект коллег из Кембриджа имеет популистский характер и не представляет научной ценности, поскольку сохранившиеся изображения Клеопатры нельзя признать подлинными и достоверными.


Моника Беллуччи в фильме «Астерикс и Обеликс: Миссия «Клеопатра», 2002

Опубликовано: Февраль 28, 2015

Клеопатра в искусстве и живописи: экзотическая королева и роковая женщина

Клеопатра вдохновляла художников ещё с эпохи Возрождения. С одной стороны она была великой царицей, чьей привлекательности поддались Цезарь и Антоний, два наиболее влиятельных римских военачальника. С другой стороны, её трагическое самоубийство, которое лишило победителя, по крайней мере, части его триумфа. Тем не менее, древние авторы согласны с фактом, что Клеопатру укусила змея в руке. Укус в грудь - выдумка Шекспира, которая позже была охотно подхвачена изобразительным искусством.


Гвидо Рении: «Смерть Клеопатры» (1625-1630)

Гвидо Рени показывает Клеопатру в позе кающейся грешницы. Для сравнения, справа находится его картина «Мария Магдалина» (1635). На ней изображена та же поза, и то же выражение. Разница, помимо обязательного присутствия змеи, только в освещении, которое обещает даровать Марии Магдалене божественную благодать. В данном случае, историческая достоверность двух женщин, чей внешний вид и убранство отвечает XVII веку, абсолютно не важна.

Гвидо Каньяччи: «Смерть Клеопатры» (1658)

Гвидо Каньяччи величественно изобразил обнажённую девушку, которая мирно ушла из жизни, хотя на момент смерти Клеопатре было почти 40 лет. Как и многие мадонны того времени Клеопатра и её слуги имели светлые или каштановые волосы, которые показывают, что иностранный/экзотический элемент маловажен для художника. Ему это скорее казалось хорошей возможностью показать, как можно больше обнажённого тела, что, безусловно, было не так легко сделать со святыми.

Герард де Лересс: «Пир Клеопатры» (прибл.1680) и Джованни Баттиста Тьеполо: «Пир Клепатры» (прибл.1744)

Лересс и Тьеполо показали Клеопатру как типичную правительницу эпохи барокко, которая в своём дворце принимает иностранного военачальника. Архитектура - самый важный элемент, который не имеет абсолютно ничего общего с чужой культурой или эпохой. В случае Лересса «экзотика» ограничена обнажённой грудью Клеопатры, которая находится под значительным влиянием воображения его времени, как исторической реальности, и одеждой, которую носил Антоний. Тьеполо в этом случае идёт ещё дальше, его персонажи почти полностью одеты по современной моде. Подобные изменения от исторических до данных вытекают не столько из несостоятельности художников, сколько из полного безразличия к исторической достоверности.

Особенно по сравнению с Тьеполо кажется, что Реньо прикладывает немного больше усилий в достижении исторической точности. Но это только на первый взгляд. Для сравнения рядом представлен портрет Жозефины де Богарне написанный Пьером Полем Прюдоном (1805). Это подтверждает, что и здесь одежда, мебель и даже поза собраны из тогда действующего неоклассицизма.

Жан-Леон Жером: «Клеопатра перед Цезарем» (1866)

Впервые крупные изменения становится очевидны в этой картине Жерома. На ней молодая женщина представляет своё великолепное тело, где Цезарь конечно же зритель. Экзотичность её одежды подчёркивает темнокожий нубийский раб. Цезарь в отличие от них почти исчезает в тени, это старый уже лысеющий мужчина. Хотя могут быть сомнения в том, что Жером достиг гораздо большей исторической реальности, чем его предшественники, очевидно, что в его картине экзотический аспект истории сместился в центр внимания.

Жан Андре Риксен: «Смерть Клеопатры» (1874)

Этот процесс становится еще более очевидным в картине Жана Андре Риксена. Здесь представлено и хорошо освещено сладострастное обнаженное тело женщины. Экзотические мечты стали очень модными благодаря популярному в то время ориентализму. Клеопатра появляется как одалиска, как белая рабыня гарема. Историческая странность, которая во многом игнорировались в XVIII веке, в настоящее время является необходимой декоративной деталью.

Александр Кабанель: «Клеопатра испытывает яд на приговоренных к смерти» (1887)

На картине Кабанеля снова доминирует зрелище. Красивая, но жестокая Клеопатра изучает холодный и бесстрастный эффект яда на нескольких бедных заключенных. Художник также прилагает большие усилия к экзотической одежде и египетской архитектуре на заднем плане, которую он, вероятно, знал по очень популярным тогда картинам Дэвида Робертса.

Фредерик Артур Бриджман: «Клеопатра на террасах Филе» (1896)

Для Бриджмена архитектура играет столь же важную роль. Ей он добавил свет и пейзаж. Сам Бриджмен путешествовал по Египту и использовал свои впечатления в серии картин - лишь частично с историческими мотивами. Клеопатра уже не так важна. Она просто предлог, чтобы представить красивую женщину на фоне египетского пейзажа.

Поэтому мы можем утверждать, что восточное экзотическое убранство, которое появилось в середине XIX века, увеличивалось всё больше и больше, пока она не превратилось в основную цель.

Дьюла Бенцур: «Смерть Клеопатры» (1911)

Картина Дьюла Бенчура особенно впечатляет в этом контексте. Он возвращается не только к традиционной позе (барокко), но единственный показывает страдания пожилой женщины.

Арт-деко

С успехом современного искусства фактически наступил и конец истории искусства. Ни один художник больше не смог решится показать Клеопатру такой, какой она была. Ответ арт-деко заключается в том, чтобы использовать историю как знак, символ. Клеопатру преобразовали из исторической фигуры в зеркальное отображение чарующей женщины ревущих двадцатых, в неподвластную времени роковую женщину.

Клеопатры в стиле арт-деко написанные Джозефо Кристиано Лейендекером (1920-е), Рольфо Армстронгом (1939) и Генри Клайвом (прибл. 1946).

Кино

Реальным наследником истории живописи стал кинематограф. И если вы посмотрите на изображения Клеопатры в кино, то сразу поймете, как долго эти кинокартины находились под влиянием истории живописи преимущественно XIX века.

Вивьен Ли в роли Клеопатры в 1945 году и Элизабет Тэйлор в 1963 году

Леонор Варела в роли Клеопатры в 1999 году и Моника Беллуччи в 2002 году

Картины в галерее:



От: ,  26492 просмотров
- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

12 августа 30 г. до н. э. египетская царица Клеопатра покончила жизнь самоубийством внутри мавзолея в Александрии. Она была последним независимым фараоном, которого знал Древний Египет. На протяжении двух десятилетий Клеопатра вела безжалостную борьбу за власть со своими братьями и сестрами, сражалась с будущим римским императором и была вовлечена в военные союзы, и амурные дела, с Юлием Цезарем и Марком Антонием. О ней вспоминают как об одной из самых ярких и очаровательных фигур античности, но многие факты ее жизни либо неизвестны, либо так и остаются мифами. У вас есть возможность узнать 10 удивительных фактов о легендарной Царице Нила.

1. Клеопатра не была египтянкой

Несмотря на то что Клеопатра родилась в Египте, корни ее рода уходят в Македонию и Грецию. Она принадлежала к династии Птолемея I Сотера (один из генералов Александра Великого). Птолемей взял бразды правления Египтом после смерти Александра в 323 г. до н. э. и стал основателем династии правителей, говорящих на греческом языке. Династия Птолемея правила в Египте на протяжении практически трех столетий. Несмотря на свое происхождение, Клеопатра переняла множество древних традиций страны, которой правила, и стала первой из династии Птолемея, кто выучил египетский язык.

2. Она была рождена в результате кровосмешения

Как и многие правители, члены династии Птолемеев заключали браки внутри своей семьи, чтобы сохранить чистоту родословной. Более десятка предков Клеопатры связывались узами брака со своими двоюродными братьями и сестрами, поэтому не исключено, что ее отец и мать также были братом и сестрой. В соответствии с традициями, Клеопатра вышла замуж за двух своих братьев, и каждый из них исполнял роль ее церемониального супруга и регента в разные периоды ее царствования.

3. Красота Клеопатры не была ее самым большим достижением

Римская пропаганда сделала из Клеопатры развратную соблазнительницу, которая использовала свою сексуальную привлекательность в качестве политического оружия. Несмотря на это, она должна была быть известной благодаря своему интеллекту, а не внешности. Она говорила на десятках разных иностранных языков и получила образование в области математики, философии, риторики и астрономии. Египетские источники позже описывали ее как правителя, который возведен в ряды ученых и пользуется их уважением. Также есть доказательства того, что Клеопатра не была настолько привлекательной, как в это принято верить. На монетах с ее портретом изображено мужественное лицо с крючковатым носом, хотя некоторые историки утверждают, что она специально приказала сделать свое изображение более мужественным и похожим на мужское. Со своей стороны древний писатель Плутарх утверждал, что красота Клеопатры не была уж такой несравнимой, но это компенсировалось «ласкающим слух» голосом и неотразимым шармом, которые и сделали ее такой желанной.

4. Она приложила руку к гибели троих братьев и сестер

Силовой захват власти и убийства были такими же традициями Птолемеев, как и браки внутри семьи, и Клеопатра со своими братьями и сестрами ничем не отличались. Ее первый муж, который был также и ее братом, Птолемей XIII выгнал ее из Египта, когда она попыталась полностью захватить власть, поэтому пара встретилась уже во время гражданской войны. Клеопатре удалось победить, так как она заключила союз с Юлием Цезарем, а Птолемей утонул в Ниле после поражения в бою. После войны Клеопатра вышла замуж за своего младшего брата Птолемея XIV, но предполагается, что он также был убит, когда она пыталась сделать своего сына своим соправителем. В 41 г. до н. э. она также устранила свою сестру Арсиною, которую считала конкуренткой в борьбе за престол.

5. Клеопатра знала, как лучше представить себя

Клеопатра считала себя живим воплощением богини и часто играла роль перед своими союзниками, чтобы добиться их благосклонности и укрепить свой божественный статус. Известный пример ее таланта к драматической игре: в 48 г. до н. э., когда во время ее вражды с братом в Александрию прибыл Юлий Цезарь, зная, что Птолемей будет мешать ей встретиться с римским полководцем, она завернулась в ковер. Некоторые источники говорят, что это был полотняный мешок. Таким образом ее занесли в личные покои Цезаря. Полководец был ослеплен внешним видом молодой царицы и согласился стать ее союзником.

Подобное представление Клеопатра использовала немного позже, в 41 г. до н. э., во время встречи с Марком Антонием. Когда она ехала на встречу с римским триумфатором в Тарсе, она приказала построить золотую баржу с пурпурными парусами и веслами, украшенными серебром. Внешне она напоминала богиню Афродиту и сидела под позолоченным навесом, а ее слуги в костюмах амуров сжигали сладко пахнущий ладан. Антоний, который считал себя воплощением греческого бога Диониса, был мгновенно очарован.

6. Клеопатра жила в Риме во время убийства Цезаря

Клеопатра присоединилась к Юлию Цезарю в Риме в 46 г. до н. э., и ее присутствие вызвало настоящий переполох. Цезарь не скрывал, что они любовники, она также привезла в город их общего ребенка. Многие римляне были возмущены, когда он поставил ее позолоченную статую в храме Венеры-прародительницы. Клеопатра была вынуждена бежать, когда Цезаря убили в сенате в 44 г. до н. э., но до этого она успела оставить свой след в городе. Ее экзотическая прическа с жемчужными украшениями стала модным трендом, и по словам историка Джоана Флетчера, очень многие женщины начали подражать Клеопатре. Их статуи даже ошибочно принимались за изображения самой Клеопатры.

7. Клеопатра и Марк Антоний создали собственный клуб

Легендарный роман Клеопатры и Марка Антония начался в 41 г. до н. э. Их отношения имели политическое основание. Антоний был нужен Клеопатре, чтобы защитить трон и сохранить независимость Египта, в то время как полководцу был необходим доступ к богатствам страны. Но также они любили проводить время в компании друг друга. Согласно древним источникам, зиму 41-40 гг. до н. э. они провели вместе, отдыхая и наслаждаясь богатствами Египта, и даже создали собственный клуб, известный как «Неподражаемая печень». Клуб занимался тем, что организовывал ночные застолья, а его члены иногда участвовали в сложных играх и конкурсах. Говорят, что любимым занятием Антония и Клеопатры было бродить по улицам Александрии переодетыми и разыгрывать жителей города.

8. Она вела флот в морской битве

Клеопатра вышла замуж за Марка Антония и родила ему троих детей, но их отношения также стали причиной общественного скандала в Риме. Соперник Антония Октавиан использовал пропаганду, чтобы изобразить полководца как предателя, который стал жертвой интриги соблазнительницы. В результате в 32 г. до н. э. римский сенат объявил войну Клеопатре. Конфликт достиг своего апогея на следующий год, во время знаменитой битвы при Акциуме. Клеопатра лично возглавила несколько десятков египетских кораблей, но их было недостаточно для сражения с военно-морским флотом Октавиана. Битва вскоре обратилась в бегство, и Клеопатра с Антонием вынуждены были скрываться в Египте.

9. Клеопатра, возможно, не умерла от укуса змеи

Клеопатра и Антоний покончили жизнь самоубийством в 30 г. до н. э., после того как Октавиан преследовал их до Александрии. Если со смертью Антония нет никаких секретов (он убил себя мечем), то смерть Клеопатры не так однозначна. Легенда гласит, что она умерла от укуса египетской кобры в руку, но древний летописец Плутарх сообщает, что правды не знает никто. Он говорит, что Клеопатра могла спрятать смертельный яд в одной из своих расчесок, а историк Страбон отмечает, что она могла использовать роковую «мазь». Учитывая это, многие историки склоняются к мысли, что она могла использовать штифт, смоченный в каком-то мощном токсине, к примеру, змеином яде.

10. Фильм о Клеопатре, снятый в 1963 году, стал одним из самых дорогих за всю историю кинематографа

В 1963 году был снят фильм «Клеопатра». Первоначальный бюджет фильма с 2 миллионов долларов вырос до 44 миллионов, и только расходы на костюмы Тейлор насчитывают 200 000 долларов. Это был самый дорогой фильм на момент его выпуска, и он практически обанкротил студию, которая его снимала. Если учитывать инфляцию, то он остается одним их самых дорогих и на сегодняшний день.

Историки до сих пор спорят, была ли на самом деле знаменитая египетская царица такой уж сногсшибательной красавицей в привычном для нас понимании. Очевидно одно: имя этой удивительной женщины до сих пор является синонимом совершенной обольстительницы.

Дело в том, что Клеопатра, будучи жрицей, в совершенстве владела древним искусством эротической магии, в которой любой современный психотерапевт не нашел бы ничего таинственного и сверхъестественного. Клеопатра уже при жизни стала героиней легенд; её трагическая смерть ещё более усилила тенденцию к романтизации образа - так что романтический ореол, созданный древнеримскими авторами, и энтузиазм современных кинематографистов мешает объективному взгляду на царицу - несомненно, самую знаменитую из всех женщин античности.

Клеопатра VII родилась в 69 г. до н. э., будучи второй дочерью царя Птолемея XII Авлета. Имя Cleopatra (греч. «славная благодаря отцу») было традиционным для женщин из династии Птолемеев, и царская дочь стала седьмой в этом списке. О детстве и юности Клеопатры почти ничего не известно, но можно предположить, что уже в ранние годы она попала в атмосферу постоянных переворотов и дворцовых интриг.


Клеопатра VII правила Египтом 21 год последовательно в соправительстве со своими братьями (они же по традиции формальные мужья) Птолемеем XIII и Птолемеем XIV, затем в фактическом браке с римским полководцем Марком Антонием. Являлась последним независимым правителем Египта до римского завоевания и нередко, хотя не совсем правильно, считается последним фараоном Древнего Египта. Широкую известность приобрела благодаря любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От Цезаря имела сына, от Антония двух сыновей и дочь.

В большинстве своём древняя историография неблагосклонна к Клеопатре. Поскольку «История - это политика, обращённая в прошлое», то существует мнение, что очернение Клеопатры осуществлено победителем Египта, императором Октавианом Августом и его окружением, стремившимися всеми силами очернить царицу, представив её не просто опасным врагом Рима и злым гением Марка Антония. Пример - суждение о Клеопатре римского историка IV в. Аврелия Виктора: «Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи».

Умная, образованная, страстная и красивая, с мягким мелодичным голосом, она могла стать второй Семирамидой, но осталась только куртизанкой, всю жизнь боровшейся за власть… Будучи любовницей Цезаря, Клеопатра разыгрывала роль Аспазии: всегда очаровательная, остроумная, изящно выражавшаяся, говорившая о политике, литературе и искусствах, без усилий поднимаясь до всестороннего ума диктатора. С увлекающимся же Антонием, не знавшем удержу ни в чем, она столь же легко превратилась в сладострастную вакханку, куртизанку самого низкого сорта, потворствуя его грубым инстинктам.

Однажды Антоний, восхищаясь роскошью и обилием пира, заметил, что его ничем больше нельзя удивить. Клеопатра в ответ вытащила из уха серьгу с жемчужиной, равной которой не было во всем мире, бросила ее в чашу с уксусом и на глазах пораженных гостей залпом выпила кислое питье. Мог ли Антоний не обожать, не восхищаться такой женщиной!.. И, не достигнув двадцати, царица правила Египтом... Очаровала Цезаря она... но это уж постскриптум. Не отличалась красотой, воспитана в традициях Востока, владела языками, была дитем страстей, эротики, порока.

Красавица-чудовище в одном лице, царица-куртизанка. Была похожа на еврейку, арабку и гречанку. Широкий лоб, глаза посажены глубоко, орлиный нос... Так чем пленяла доблестных мужчин?! Вот в чем вопрос! Секрет таится, вероятно, в ее уме, лукавстве, изощренности. Умела поражать и царским гневом, и рабскою покорностью.

Считали юноши за честь у ног богини умереть...
Цена за ночь любви безумной – пытка, смерть!

Великолепная актриса, любовница и гений сладострастья,
В объятьях императора и полководцев находила счастье.
И утоляя жажду ревности в вине, готовила месть Фульфие,
Чтоб удержать Антония – закрыла путь морской к жене!

Запутавшись в сетях своих жестоких и бесчисленных интриг,
Царица потерпела поражение в войне, в любви, и в этот миг,
Предчувствуя расплату за измену и коварство –
Змею к груди прижав, покинула Египетское царство...

: muzika-dogdia.livejournal.com

Клеопатра VII Филопатор – египетская царица, биография которой обсуждается и по сей день. Не будучи привлекательной внешне, Клеопатре удалось заполучить внимание двух великих римских полководцев – и . Этот любовный треугольник нашел свои отголоски во многих книгах и кинокартинах: режиссеры ставят фильмы, а писатели рассуждают об образе этой роковой женщины на страницах своих произведений.

Детство и юность

Клеопатра родилась 2 ноября 69 года до н.э. Истинное место рождения до сих пор остается загадкой, но принято считать, что ее родина – культурный центр античного мира Александрия. Вопреки всеобщему заблуждению, царица не имела ни капли египетской крови и происходила из династии Птолемея, которая основана диадохом Птолемеем I, а следовательно, имела греческие корни.

О детстве и юности Клеопатры практически ничего не известно. Но стоит предположить, что будущая правительница запоем читала книги в Александрийской библиотеке и обучалась музыке, поскольку умела философски рассуждать, аргументированно мыслить, играла на различных инструментах и знала восемь иностранных языков.

Это удивительно, потому что в те времена греки не заботились об образовании детей, в особенности девочек. Например, ее сестра Береника была совсем противоположной натурой: любила развлечения, была достаточно ленивой и несмышленой. В 58-55 годах до н.э. Клеопатре пришлось наблюдать, как ее отца Птолемея XII Авлета изгнали из страны, а власть сосредоточилась в руках его дочери Береники (древнегреческий историк Страбон заметил, что Береника – единственная законная дочь Птолемея XII Авлета, поэтому бытует мнение, что Клеопатра родилась от наложницы).


Позже силами римлян под руководством Авла Габиния царь вновь взошел на престол Египта. Однако он не мог умело пользоваться властью, поэтому при нем распространились репрессии, делинквентное поведение в обществе и жестокие убийства. Таким образом, впоследствии Птолемей превратился в марионетку, которой управляли римские наместники. Безусловно, эти события оставили отпечаток в сознании Клеопатры: в дальнейшем девушка вспоминала безрассудное правление отца, который остался в ее памяти тем человеком, на ошибках которого нужно учиться.

Правление Египтом

После того как Птолемей XII Авлет вернул то, что принадлежало ему по праву, наследница Береника была обезглавлена. После смерти царя, согласно традиции, которая призывала сохранить божественную кровь царских семей, 17 (18)-летняя Клеопатра вышла замуж за своего 9 (10)-летнего брата Птолемея XIII и стала править Египтом. Правда, формально, поскольку обладать полноправной властью она могла только циклично: в древние времена девушкам была уготована второстепенная роль. Она взошла на престол как Теа Филопатор, что означало «богиня, любящая отца».


Стоит сказать, что Египет был желанным для римлян, несмотря на то что в этой стране 96% территории занимают пустыни. Зато долины – кладези цивилизации Нила – славятся исключительным плодородием. Поэтому во времена правления Клеопатры одна их самых могущественных империй – Римская – претендовала на территорию Египта: некоторые внешние регионы Та-кемета принадлежали римлянам, однако сама страна не была завоевана полностью. Поэтому Египет (к тому же и из-за финансовых долгов) превратился в зависимое государство.


Первые годы правления оказались сложными для Клеопатры, потому что в стране не хватало еды: недостаточный разлив Нила спровоцировал двухлетний неурожай. К тому же началась битва за трон – междоусобные войны брата и сестры. Первоначально царица отстранила своего супруга и правила страной одна, но, став старше, Птолемей XIII не смирился с произволом родственницы и, опираясь на своего воспитателя Потина, который также являлся регентом и фактическим правителем, организовал мятеж против Клеопатры. Народу объявили, что девушка перестала слушаться правящее трио в лице Потина, Теодата и Ахилла и хочет свергнуть своего младшего брата.


Царица бежала в Сирию и таким образом осталась жива. Пребывая незваным гостем на Ближнем Востоке, девушка мечтала вернуть полноправную власть. Примерно в то же время диктатор и древнеримский полководец Гай Юлий Цезарь отправляется в Александрию, дабы настигнуть своего заклятого врага Помпея: разбитый в гражданской войне (битва при Фарсале) Гней бежал в Египет. Однако Юлий не сумел расквитаться со своим противником лично, поскольку, когда император прибыл в долину Нила, Помпея уже убили.


Цезарю пришлось задержаться в Александрии из-за неблагоприятных для далекого пути погодных условий, поэтому правитель Рима не упустил возможность взыскать накопившиеся долги Птолемея XII Авлета с его преемника (десять миллионов динариев). Так Юлий поучаствовал в конфликте между соратниками Птолемея и Клеопатрой, надеясь извлечь выгоду как для себя, так и для римлян.


В свою очередь царице нужно было завоевать доверие Цезаря, поэтому, согласно красивой легенде, чтобы привлечь полководца на свою сторону, находчивая девушка тайно проникла в Александрийский дворец: она завернулась в ковер (или в мешок для постели) и велела своему верному рабу доставить щедрый подарок. Юлий, очарованный красотой юной царицы, принял ее сторону.


Но стоит отметить, что полководец пришел в Египет с незначительным войском (3200 воинов и 800 всадников). Птолемей XIII воспользовался этим обстоятельством. Общество поддержало властителя, поэтому Юлию пришлось спрятаться в царском квартале, подвергая свою жизнь опасности. Зимой Юлий Цезарь вновь вторгся в Египет и разбил армию сторонников Птолемея XIII, который утонул в Ниле. Поэтому Клеопатра снова взошла на престол и правила вместе с малолетним Птолемеем XIV.

Личная жизнь

О личной жизни Клеопатры до сих пор слагают легенды. Благодаря кинематографу эту амбициозную девушку увидели в исполнении («Клеопатра» (1963)), («Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра» (2002)) и других актрис кино, которые играли правительницу. Поэтому многие считают, что Клеопатра – роковая красавица, которая обольщала мужчин одним только взглядом. Но, вопреки расхожему мнению, внешность египетской царицы была довольно посредственной.


Как выглядела Клеопатра – достоверно неизвестно. Но можно судить по некоторым статуям и по бюсту из Шершелл в Алжире (бытует мнение, что этот бюст принадлежит дочери Клеопатры Селене II), а также по лицу, изображенному на монетах, что у царицы был довольно-таки большой нос и узкий подбородок. Но женские чары и ум помогали Клеопатре делать из мужчин ее верных воздыхателей. Она не была благородной особой, иногда в ее нраве прослеживалась и жестокость. Например, царица часто испытывала яды на заключенных и наблюдала за их смертью, чтобы проверить действие опасного зелья на организм.


Поговаривали, что Клеопатра была любвеобильной девушкой. В действительности неразборчивые связи между мужчиной и женщиной не порицались в Риме и Древнем Египте, у царей и цариц было по нескольку любовников и наложниц. По сказанию, безумцы платили своей жизнью, чтобы разделить ложе с нильской сиреной: после ночи с Клеопатрой их головы становились трофеями и выставлялись во дворце.

Об отношениях между египетской царицей и римским полководцем Юлием Цезарем до сих пор слагают красивые легенды. Действительно, это была любовь с первого взгляда. Ради 21-летней Клеопатры император позабыл свою любовницу Сервилию.


После победы над Птолемеем XIII Клеопатра и Цезарь отправились в увеселительное путешествие по Нилу в сопровождении 400 кораблей. 23 июня 47 года до н.э. у возлюбленных родился сын Птолемей Цезарь (Цезарион). Можно сказать, что из-за союза с Клеопатрой Цезарь накликал на себя беду. Египетская царица, ее брат и сын прибыли в окружении большой свиты в Рим. Девушку невзлюбили из-за высокомерия, поэтому называли царицей без добавления имени («Ненавижу царицу», – писал Цицерон в своей рукописи).


Приближенные к Цезарю были уверены, что диктатор хочет стать новым фараоном и сделать из Александрии столицу Рима. Такой расклад событий не нравился римлянам, по этой и по другим причинам против Юлия возник заговор. 15 марта 44 года до н.э. Цезарь был убит. После смерти Юлия между римлянами началась гражданская война, в которую не вмешивалась Клеопатра. Марка Антония провозгласили правителем восточной территории Рима.


Полководец собирался обвинить царицу в содействии против Цезаря, но Клеопатра, зная о влюбчивости и тщеславии Марка, действовала женской хитростью. Она прибыла на полном сокровищ позолоченном судне в костюме Афродиты и очаровала древнеримского военачальника. Так начался роман, который продолжался около десяти лет. В 40 году до н.э. у влюбленных родились близнецы Александр Гелиос и Клеопатра Селена. Осенью 36 года до н.э. появился на свет третий ребенок Птолемей Филадельф.

Смерть

О смерти Клеопатры немало вымыслов, поэтому восстановить с наибольшей точностью это событие практически невозможно. Общепринятой версией считается история, которую изложил . Правда, его версия в дальнейшем была интерпретирована на свой лад писателями, потому что биография Клеопатры давала подоплеку для романтических произведений. Так, стихи о царице писали , и другие.


Октавиан Август, законный наследник римского престола, весной прибыл в Рим. Местные жители радушно приняли молодого человека, однако действующая армия и почитатели Цезаря стояли на стороне Марка Антония. Вскоре последовала Мутинская война, из которой Октавиан вышел победителем. Когда Август двинулся в сторону Александрии, Марку Антонию сообщили ложную весть о гибели царицы. Марк не мог выдержать такой трагедии, поэтому кинулся на собственный меч. В тот момент Клеопатра вместе со служанками заперлась в гробнице; туда и доставили раненого возлюбленного египетской обольстительницы.


Марк умер на руках плачущей девушки. Царица хотела демонстративно вонзить в себя кинжал, однако начала переговоры с подданным Октавиана. У нильской сирены была надежда подкупить Августа своими чарами, чтобы восстановить государство, но все попытки оказались тщетными. После смерти любимого Клеопатра впала в депрессию, морила себя голодом и не вставала с постели. Корнелий Долабелла сообщил вдове, что она будет сослана в Рим для триумфа Октавиана.


По древнеримскому обычаю Август в честь победы над Египтом собирался провести Клеопатру за триумфальной колесницей, закованную в цепи, словно рабыню. Но царице удалось избежать позора: в горшочке со смоквами, который доставили во дворец по велению Клеопатры, затаилась змея – ее укус подарил женщине тихую и безболезненную смерть. Где находится мумия Клеопатры, неизвестно до сих пор, но вероятнее всего, царица и ее возлюбленный Марк Антоний похоронены под храмом некрополя неподалеку от Тапосирис Магна (современный Абусир).

  • Древние алхимики считали, что Клеопатра была владелицей философского камня и могла превращать любой металл в золото.
  • Согласно легенде, царица встречалась с Марком Антонием на Острове Клеопатры, известном благодаря золотистому песку, который доставили туда специально для египетской обольстительницы.

  • Клеопатра увлекалась косметологией. По слухам, царица купалась в ванной с молоком и медом. Также она изготовляла крема из смеси трав и свиного сала.
  • По другой версии, Клеопатру убил яд, который она хранила в полой головной шпильке.

Память

Фильмы:

  • Клеопатра (1934)
  • Цезарь и Клеопатра (1945)
  • Две ночи с Клеопатрой (1954)
  • Легионы Клеопатры (1959)
  • Клеопатра (1963)
  • Discovery: Царицы Древнего Египта (ТВ) (2000)
  • Клеопатра: Портрет убийцы (ТВ) (2009)

Книги:

  • Дневники Клеопатры. Книга 1. Восхождение царицы (Маргарет Джордж)
  • Клеопатра (Карин Эссекс)
  • Клеопатра. Последняя из Птолемеев (Майкл Грант)
  • Последняя страсть Клеопатры. Новый роман о Царице любви (Наталья Павлищева)