Музыкальный жанр в размере. Размеры в музыке: виды, обозначения

Любая композиция имеет свой определенный размер такта. В нотной записи размер такта указывается с помощью дроби (двух чисел, записанных друг под другом). Цифра сверху показывает число долей (метров), из которых состоит такт, а цифра снизу указывает на длительность каждой этой доли. Например, размер 2/4 (две четверти) будет означать, что такт произведения состоит из 2 долей, каждая из которых равна длительности в четыре условные единицы (т.е. равна одной целой ноте).

Кроме тактового размера 2/4, наиболее распространены 4/4 (четыре четверти), ¾ (три четвертых), 3/8 (три восьмых) и многие другие. Так как размеры 4/4 и 2/2 чаще других используются в произведениях, в нотной записи они могут обозначаться специальными знаками: 2/2 может записываться как (Alla Breve), а 4/4 — как С .

На нотном стане размер такта указывается в самом начале, сразу же после нотного ключа и ключевых знаков альтерации (если есть). В музыке различают два вида тактов – простые и сложные. К простым относятся двудольные и трехдольные такты. В двудольном такте самая сильная (акцентированная) доля первая, а вторая – слабая. В трехдольном такте, первая доля является самой сильной, а вторая и третья – слабыми. Рисунок ниже показывает пример двудольного (а) и трехдольного такта (б). Знаком > обозначены сильные доли.

Такты, состоящие из четырех и более долей, называются сложными. Как правило, они включают в себя несколько простых тактов. Например, четырехдольный такт состоит из двух двудольных, и именно поэтому в нем будет не одна сильная доля, а две – первая и третья. Шестидольный, к примеру, состоит из двух трехдольных тактов, и поэтому также имеет две сильные доли – первую и четвертую. В сложных тактах первая доля должна звучать чуть сильнее остальных. Рисунок ниже показывает примеры четырехдольного (а) и шестидольного (б) такта. Первая и самая сильная доля в сложных тактах обозначена двойным знаком >.

Чтобы удобнее было считать длительности нот в произведении, лучше всего использовать в качестве счета количество долей в одном такте. Так, например, при размере такта в 2/4 (две четверти), удобней вести счет на “раз, два; раз, два” и т.д. А при размере в ¾ (три четверти) – “раз, два, три; раз, два, три” и т.д.

В нередких случаях, композиции и песни, могут начинаться далеко не с первой доли такта (например, с третьей, четвертой и т.д.). Такой неполный такт, с которого начинается произведение, будет называться затактом. При этом также изменяется начало счета данного такта.

Ритм

Каждое музыкальное произведение обладает своим особым ритмом. Ритмом в музыке называется определенная последовательность звуков, длительность каждого из которых напрямую зависит от длительности предыдущих звуков в этой же самой последовательности. Если говорить простым языком, то ритм в произведении задает особая относительность длительностей нот между собой, которую можно представить, к примеру, так — первая нота звучит дольше, чем вторая; вторая короче, чем третья, а третья дольше, чем первая и т.д.

В то время как профессиональные музыканты и способны запоминать музыку на слух, большинству новичков необходимо научиться читать музыку. Понимание принципов чтения музыки также важно для танцоров и способно пленить сердце случайного слушателя. Для начала нужно научиться считать музыкальный ритм или знать, как долго задерживать либо играть каждую ноту. Также важно знать, что такое тактовый размер. В данной статье описаны стандартные принципы чтения музыки с использованием тактового размера 4/4.

Шаги

Часть 1

Счет ритма

    Понятие такта. Музыка разделена на такты, обозначающиеся вертикальными полосами. Ноты в музыке именуются согласно тому, сколько времени в такте они занимают. Думайте о такте как о пироге, который можно разрезать на четвертинки, половинки, восемь частей или на комбинацию различных нот.

    Изучите базовую музыкальную нотацию. Названия нот несут в себе информацию о том, какую часть такта они занимают. Для полного понимания вам должно быть известно элементарное значение «долей». Целая нота будет занимать весь такт, половинные ноты - полтакта.

    • Четвертные ноты занимают 1/4 такта.
    • Восьмые ноты занимают 1/8 такта.
    • Шестнадцатые ноты занимают 1/16 такта.
    • Ноты можно объединять для создания одной целой, например, одна половинная нота и две четвертных длятся один полный такт.
  1. Старайтесь сохранять ритм. Если ритм однообразный, попробуйте отбивать его каблуком и несколько раз считать до четырех: 1-2-3-4, 1-2-3-4. Скорость здесь не так важна, как сохранение одинакового промежутка между каждым ударом. Метроном может оказаться полезен в поддержании ровного ритма.

    • Каждый полный цикл счета 1-2-3-4 равняется одному такту.
  2. Попробуйте подсчитать длину базовых нот. Проговорите или спойте «ла», продолжая про себя считать ритм. Целая нота будет занимать весь такт, так что начните петь ноту «ла» на первой доле и удерживайте ее, пока не достигнете четвертой. Вы только что спели целую ноту.

    • Две половинные ноты составляют полный такт. Спойте ноту «ла» для долей 1-2, а затем новую ноту «ла» для долей 3-4.
    • Четыре четвертных ноты составляют полный такт. Спойте ноту «ла» для каждой отбиваемой доли.
  3. Для нот поменьше добавьте слоги. Для восьмых нот необходимо разделить такт на восемь равных отрезков, хотя вы и продолжите отбивать лишь четыре доли за такт. Добавьте союз «и» между каждой отбиваемой долей: «1 и 2 и 3 и 4 и». Практикуйтесь, пока у вас не получится. Каждое слово отвечает за 1/8 ноты.

  4. Значение точки. Иногда в музыке сразу после нот ставится маленькая точка. Она означает, что длину ноты следует увеличить на 50 %.

    • Половинная нота, как правило, занимает две доли, с точкой же она увеличивается до трех долей.
    • Четвертная нота без точки занимает одну долю, с точкой же - 1 1/2 доли.
  5. Попрактикуйтесь в исполнении триолей. Триоли обозначают группу из трех нот, которая длится одну долю. Исполнять их довольно проблематично, так как все изученные ноты до этого имели равные доли. Произносите слоги - это поможет вам освоить триоли.

    • Попробуйте отбить триоли, проговаривая «1-е-и, 2-е-и, 3-е-и, 4-е-и».
    • Не забывайте сохранять числовые доли однообразными, используя метроном или удары ноги.
  6. Делайте по-своему. Фермата - музыкальная нотация, имеет вид точки с дугой над нотой. Согласно этому символу, вы вправе растянуть ноту насколько вам угодно, вне зависимости от музыкальных правил.

    • Если вы состоите в ансамбле, тогда длительность ноты определяется дирижером.
    • Если вы выступаете сольно, заранее определите наиболее подходящую длину.
    • Прослушайте запись своей игры, если вы не уверены, как долго стоит держать ноту. Это даст представление о решении других исполнителей, что поможет вам выбрать наилучшее звучание.

    Часть 2

    Изучите тактовый размер
    1. Определите тактовый размер. В верхнем левом углу нотной записи вы увидите несколько музыкальных нотаций. Первый символ называется «ключом», который, как правило, зависит от инструмента, на котором играется произведение. Затем могут идти диезы или бемоли. А вот после них вы должны увидеть два числа, расположенных в столбик. Это и есть тактовый размер.

      • В первой части этой статьи мы использовали размер 4/4, который обозначается двумя четверками стоящими друг на друге.

Размер. Виды размера

Каким может быть размер музыкального произведения? Как разнообразить «пульс» музыки?
Данный раздел содержит информацию о видах музыкального размера.
Напомним: музыкальным размером (см.словарь) называют количество долей определенной длительности, образующих такт.


Простые размеры.

Состоят из простого, неделимого числа долей. Бывают двухдольными и трёхдольными.
Рассмотрим каждый вид простого размера по отдельности.

Двухдольный простой размер.
Размер, при котором сильные доли равномерно повторяются через одну слабую долю, называют двухдольным. Т.е. сильная доля, затем слабая доля, снова сильная, слабая и т.д. Примеры двухдольных размеро: 2/2, 2/4, 2/8.
Размер 2/2 имеет собственное название: alla breve (читается: aлла брeве), а также собственное обозначение: .
Обратите внимание, что один такт при таком размере содержит две доли: первая доля является сильной, вторая - слабой.

Трёхдольный простой размер.
Размер, в котором сильные доли равномерно повторяются через две слабые доли, называют трёхдольным. Примеры трёхдольных размеров: 3/2, 3/4, 3/8, 3/16.
Обратите внимание, что один такт содержит три доли: первая доля является сильной, вторая и третья - слабыми.

Группировка длительностей.
В простых размерах длительности основных долей должны быть отделены друг от друга:

Рисунок 1. Группировка длительностей

Есть исключения, например: если такт содержит ноты одной и той же длительности, то их можно сгруппировать; размер 3/8 допускает слияние основных долей.

Сложные размеры.


Сложные размеры получаются в результате слияния двух или более простых однородных размеров. Например, размер 4/4 можно представить как слияние двух простых размеров 2/4 и 2/4.
- Четырёхдольные сложные размеры: 4/2, 4/4, 4/8.
- Шестидольные сложные размеры: 6/4, 6/8, 6/16.
- Девятидольные сложные размеры: 9/4, 9/8, 9/16.
- Двенадцатидольные сложные размеры: 12/8, 12/16.
Количество сильных долей в сложном размере соответствует числу простых размеров, входящих в его состав.

Относительно сильные доли.
Акцент на первой доле сложного размера всегда сильнее акцентов остальных долей, в связи с чем первую долю называют сильной долей, а остальные сильные доли - относительно сильными долями .



Рисунок 1. Сильные и относительно сильные доли

На рисунке мы видим сложный размер 4/4, составленный из двух простых размеров 2/4. Знаками акцента «>» обозначены ноты, которые соответствуют сильным долям. Красным подчёркнута сильная доля - она первая в такте, а синим - относительно сильная доля.
Примечание: поскольку доля в нашем случае занимает одну четверть, то и красной, и синей линиями подчёркнуты длительности в одну четверть, чтобы обозначить долю.
Обратите внимание: сильные доли в сложном размере расположены равномерно.

Группировка.
При группировке нот в сложном размере объединяют ноты, входящие в состав простого размера. Если такт содержит единственную ноту, длительность которой равна длительности такта, то можно:
- указать одну ноту длительностью в такт;
- указать отдельные ноты для каждого простого размера, объединив их лигой.

Смешанные размеры.

Смешанные размеры получаются в результате слияния двух или более простых разнородных размеров. Например, размер 5/4 можно представить как слияние двух простых размеров 2/4 и 3/4; а также наоборот: как 3/4 и 2/4.

Наиболее распространенные смешанные размеры:
- Пятидольные размеры: 5/4, 5/8.
- Семидольные размеры: 7/4, 7/8.
Количество сильных долей в смешанном размере соответствует числу простых размеров, входящих в его состав. Вернёмся к примеру с размером 5/4: поскольку он образован за счёт слияния двух простых размеров, то и имеет две сильные доли.

В первом случае, когда размер 5/4 образован за счёт слияния размеров 2/4 и 3/4, сильными долями будут первая (сильная доля размера 2/4) и третья (сильная доля размера 3/4). Посмотрите на Рисунок 1, всё станет ясно:


Рисунок 1. Смешанные размеры


Сильные доли на рисунке обозначены символом «>» (акцент). Также на рисунке показаны размеры 2/4 и 3/4, из которых мы получили 5/4.
Если же мы изменим порядок следования простых размеров, т.е. сначала 3/4, а за ним 2/4, то сместим вторую сильную долю с третьей на четвёртую (см. Рисунок 2):

Рисунок 2. Смешанные размеры

Из примеров видно как важен порядок следования простых размеров в сложном: именно он определяет расположение сильных долей. Также ясно, что сильные доли расположены не равномерно.

Свойства смешанных размеров.
В связи с неоднородностью простых размеров, составляющих сложный размер, наблюдается следующее:
- важен порядок простых размеров, составляющих смешанный размер. Именно этим порядком задаётся чередование сильных и относительно сильных долей (заметим, что бывают случаи изменения порядка простых размеров в сложном на протяжении одного и того же произведения);
- чередование сильных и относительно сильных долей в смешанном размере неравномерное.


Обозначение смешанного размера.
Иногда, для удобства чтения, рядом с указанием основного размера произведения в скобках пишут порядок простых размеров:

Рисунок 3. Пример обозначения смешанных размеров

Группировка.
Группируются ноты в смешанном размере также, как и в сложном размере. Из-за разнородности простых размеров, ритмические группы неравномерны.

Переменные размеры


ЁВ музыке бывает так, что размер меняется в пределах одного произведения. В таком случае говорят, что произведение имеет переменный размер. Сразу рассмотрим пример, из которого станет всё ясно:


Рисунок 1. Переменные размеры


Изначально размер произведения установлен в 3/4. Начиная с 3-го такта, размер меняется на 5/4. А в 6-м такте размер возвращается к исходному (3/4). Это произведение имеет переменный размер.
В качестве повторения, обратите внимание: произведение имеет репризы, триоли, диезы. В предпоследнем такте над закрывающимся знаком репризы написано «3х» - это обязывает сыграть данный отрывок 3 раза, а не 2, как обычно.

Итоги.
Вы взяли на заметку, что размер может быть простым, сложным, смешанным. По ходу произведения размер может меняться. Это называется переменным размером. Также вы узнали больше о группировке нот и акцентах.

Даже самый неопытный музыкант может заметить, что музыкальный размер во многом напоминает математические дроби. Поэтому при виде возле скрипичного ключа цифр 3/4 или 6/8 может показаться, что это одно и то же. Но это далеко не так. Во-первых, размер «три четверти» относится к простым, а «шесть восьмых» к сложным. Можно сказать, что он состоит из двух тактов по «три восьмых». Но главное отличие в том, что «три четверти» – это трехдольный размер, где есть одна сильная доля и две слабых. А «шесть восьмых» - это двухдольный размер, который считается как два раза по три доли. Здесь уже будет не только сильная доля, но и относительно сильная, остальные четыре ноты – слабые.

Точкой отчета в размере 3/4 является четверть (РАЗ и, два и, три и), а в 6/8 – восьмая (РАЗ, два, три; РАЗ, два, три). Соответственно, и дерижирование будет отличаться.

Многие начинающие музыканты не понимают, для чего было придумано два размера, если в сумме 6/8 – это те же ¾. Но все дело в акцентах, из-за которых полностью меняется ритмический рисунок. Кроме того, нужно помнить о золотом правиле теории музыки, которое гласит, что все должно быть просто и понятно с первого взгляда. Поэтому и записываются ноты в произведениях с размером 6/8 наглядно:

  • Три восьмых под одним ребром в двойном количестве..
  • Две четверти с точкой под одним ребром..
  • Одна четверть с точкой и три восьмых под одним ребром.

Несложно догадаться, что произведения с размером 6/8 имеют быстрый подвижный темп. Тарантелла, жига – для них этот размер является классическим. А вот в 3/4 всегда пишется вальс, менуэт, мазурка – произведения, которые характеризируются плавностью и сдержанностью.

Нотный стан

Ноты размещаются на пяти горизонтальных линейках, которые называются нотоносцем или нотным станом . Линейки нотоносца считаются всегда снизу вверх по порядку, то есть нижняя линейка - первая, следующая за ней - вторая и т.д.

Ноты на нотном стане располагаются на линиях или между ними. Нижняя линия нотного стана – Ми.
Любая нота, располагающаяся на этой линии играется как Ми, пока нет понижающих или повышающих знаков.
Следующая нота (между линейками) это нота Фа и т.д.

Ноты могут также распространятся за пределами нотного стана и записываются на добавочных линейках. Добавочные линейки над нотоносцем называются верхними добавочными линейками и считаются снизу вверх от нотоносца.
На этих добавочных линейках записываются высокие звуки. Низкие звуки записываются под нотоносцем и называются нижними добавочными линейками, а считаются сверху вниз от нотного стана.

Ключи

В начале нотоносца всегда выставляется ключ, определяющий в звукоряде высоту одного из звуков, от которого ведется отсчет высоты остальных звуков.

Скрипичный ключ (или ключ соль) определяет на нотоносце положение звука соль первой октавы, который пишется на второй линейке.

Басовый ключ (или ключ фа) определяет положение на нотоносце звука фа малой октавы, который записывается на четвертой линейке.

Такт и размер такта. Слильные и слабые доли.

Для удобства чтения нот музыкальная запись делится на равные отрезки времени (количество ударов) – такты .
Такт – это отрезок нотной записи, ограниченный двумя тактовыми чертами.

Первая нота каждого такта имеет ударение - акцент.

Эта акцентируемая доля служит началом счета в каждом такте.

Такты отделяются друг от друга вертикальными чертами, которые пересекают нотный стан. Эти вертикальные черты называются тактовыми чертами.

После ключа выставляется размер такта.

Размер обозначается двумя цифрами, одна под другой в виде дроби: 2/4; 3/6; 4/4 и т.д.
Верхняя цифра указывает на число долей в такте, а нижняя указывает длительность каждой доли (какая длительность принята за единицу счета – четверть, половинная, и т.д.).

(Например: размер 2/2 состоит из двух нот половинной длительности, а размер 7/8 состоит из семи нот восьмой длительности.)

Как мы уже говорили, первые доли каждого такта выделяются, звучат сильнее других звуков – акцентируются.
При этом сохраняется периодичность звучания сильных и слабых долей, т.е. происходит равномерная смена ударений. Обычно такт состоит из нескольких долей, первой сильной (она в нотном стане отмечается знаком акцента >) и нескольких следующих за ней слабых.

В двухдольном такте (2/4) первая доля ("раз") – сильная, вторая ("два") – слабая.
В трехдольном такте (3/4) первая доля ("раз") – сильная, вторая ("два") – слабая, третья ("три") – слабая.

Двухдольные и трехдольные такты называются простыми. Четырехдольный такт (4/4) - сложный. Он образуется из двух простых тактов двухдольного размера. В таком сложном такте есть два сильных акцента на первой и на третьей долях, причем первый акцент - на наиболее сильной доле такта, а второй - на относительно менее сильной доле, то есть она звучит немного слабее первой.

Знаки альтерации

Для того, чтобы указать на тональность ноты, перед нотой могут ставиться знаки бемоля , диеза , дубль-бемоля , дубль-диеза и бекара .

Такие знаки называются знаками альтерации.

Если перед нотой стоит диез, то нота поднимается на половину тона, дубль-диез – на тон. Если бемоль, то нота понижается на полтона и если дубль-диез – на тон. Понижающие и повышающие знаки появившись один раз применяются ко всей партитуре, пока не отменятся другим знаком.

Существует специальный знак, отменяющий понижение или повышение ноты и возвращающий ей натуральную высоту – это бекар. Дубль-бемоль и дубль-диез используются редко.

Знаки альтерации применяются, в основном, в двух случаях: как ключевые и как случайные.

Ключевые знаки располагаются справа от ключа в определенном порядке: фа – до – соль – ре – ля – ми - си для диезов , для бемолей – си – ми – ля – ре – соль – до - фа .

Если в каком-либо такте насколько раз встречается одна и та же нота с диезом или бемолем, то бемоль или диез ставится только один раз и сохраняет свое действие на протяжении всего такта. Такие диезы и бемоли называются случайными.

Длительность нот и пауз

Заштрихована нота или нет, а также палочки, приставленные к ним, т.е. штили, указывают на длительность ноты. Основными длительностями нот являются целая (1) и обозначается незаштрихованной головкой без штиля, а также ее половинные деления: половина (2), четверть (3), восьмая (4), шестнадцатая (5) и т. д. При этом длительность целой ноты есть величина относительная: она зависит от текущего темпа произведения.

Еще к стандартным длительностям можно отнести двойную целую, обозначаемую небольшим незаштрихованным прямоугольником со штрихами возле углов.

Если подряд записаны несколько нот длительностью меньше четвертой и ни одна из них (кроме, может быть, первой) не приходится на сильную долю, то они записываются под общим ребром или вязкой - палочкой, соединяющей концы штилей.

При этом, если ноты восьмые, ребро одинарное, если шестнадцатые - двойное и т. д. В наше время встречается объединение нот из разных тактов, а также нот, идущих не подряд.

Бывает, что нужно записать ноту, длящуюся, например, три восьмых. Для этого есть два способа: если на время звучания ноты приходится сильная доля, то берутся две ноты, в сумме дающие три восьмых (то есть четверть и восьмая) и залиговываются, то есть между ними ставится лига - дуга, концами почти прикасающаяся к овалам нот.

Если же сильная доля осталась в стороне, то для продления ноты на половину ее звучания справа от овала ставится точка (то есть в данном случае три восьмых - это четверть с точкой). Ноты с точкой также могут объединяться под одним ребром.

Наконец, бывает необходимым поделить какую-либо длительность не на две половины, а на три, пять или другое количество равных частей, не кратное двум. В этом случае используются триоли, пентоли и другие аналогичные формы записи

.

Перерыв в звучании называется паузой . Длительность пауз измеряются так же, как и длительность звуков (нот). Целая пауза (8) равна по длительности целой ноте. Она обозначается короткой черточкой под четвертой линейкой нотоносца. Половинная пауза (9) равна по длительности половинной ноте. Она обозначается такой же черточкой, как и четвертная пауза, но записывается эта черточка над третьей линейкой нотоносца. Четверная пауза (10) равна по длительности четвертой ноте и обозначается ломанной линией по центру. Восьмая (11), шестнадцатая (12) и тридцать вторая (13) паузы равны по длительности восьмой, шестнадцатой и тридцать второй ноте соответственно и обозначаются косой чертой с одним, двумя или тремя маленькими флажками.

Точка справа у ноты или паузы увеличивает ее длительность на половину. Две точки у ноты или у паузы увеличивают длительность наполовину и еще на четверть.

Точки, стоящие над или под нотами, указывают на отрывистый характер исполнения или стаккато, при котором каждый звук теряет часть своей длительности, становится резче, короче, суше.

Лига (дуга, выгнутая вверх или вниз) связывает стоящие рядом ноты одинаковой высоты, суммируя их длительность. Лига, соединяющая две или несколько нот, находящихся на разной высоте, означает связное исполнение этих звуков или легато.

Фермата - знак, указывающий исполнителю, на то, что он должен увеличить длительность ноты или паузы на свое усмотрение.

Знаки повторений

При исполнении пьесы часто приходится повторять ее фрагмент или всю пьесу целиком. Для этого в нотной записи применяются знаки повторения – репризы. Музыка, изложенная между этими знаками, должна повторяться. Иногда при повторении бывают разные окончания. В этом случае в конце повторения применяются скобки – вольты. Это значит, что в первый раз играются такты окончания, заключенные в первую вольту, а при повторении – такты первой вольты пропускаются и вместо них играются такты второй вольты.

(Реприза)

Темп

В нотной записи также указывается темп композиции. Темп - это та или иная скорость исполнения музыкального произведения.

Различаются три основных скорости исполнения: медленная, умеренная и быстрая.

Основной темп указывается обычно в самом начале произведения. Существует пять основных обозначений этих темпов:

Медленно – адажио (Adagio),
Не спеша, спокойно – анданте (Andante),
Умеренно – модерато (Moderato),
Скоро – аллегро (Allegro),
Быстро – престо (Presto).
Средний из названных темпов – модерато – соответствует скорости спокойного шага.

Нередко при исполнении музыкального произведения приходится ускорять или замедлять его основной темп.
Эти изменения темпа чаще всего обозначаются словами:
Accelerando, сокращенно accel. (аччелерандо) – ускоряя,
Ritenuto, (ритэнуто) сокращенно rit. – замедляя,
а tempo (а темпо) – в прежнем темпе (восстановить прежний темп после предшествовавшего ускорения или замедления).

Громкость

При исполнении музыкального произведения следует помимо темпа учитывать и необходимую громкость (силу) звучания. Все, что связано с громкостью звучания, называется динамическими оттенками. Эти оттенки выставляются в нотах обычно между нотоносцами.
Наиболее употребительными обозначениями силы звука являются следующие:
pp (пианиссимо) - очень тихо,
p(пиано) – тихо,
mf (меццо-фортэ) - со средней силой,
f(форте) – громко,
ff (фортиссимо) - очень громко.
А также знаки:
< (крещендо) - постепенно усиливая звук
> (диминуэндо) - постепенно ослабляя звук.

Наряду с приведенными выше обозначениями темпов, в нотах часто встречаются слова, указывающие на характер исполнения музыки произведения, например: певуче, нежно, подвижно, шутливо, с блеском, решительно и т.д.

Знаки мелизмов

Знаки мелизмов не меняют темп или ритмический рисунок мелодии, а лишь украшают ее. Существуют следующие виды мелизмов:

Звукоряд и октава

Музыкальные звуки образуют музыкальный звуковой ряд, который начинается от самых низких звуков до самых высоких. Всего основных звуков звукоряда семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.