Что в библии написано про душу. О безсмертии души в библии

Вопрос: Когда я думаю о смерти, я чувствую, что это что-то противоестественное человеческой природе. Должна быть какая-то надежда на то, что эта жизнь имеет продолжение. Существует или нет бессмертная душа? Что произойдет с нами после нашей смерти?

Ирина Н., г. Йошкар-Ола

Ответ: Мы употребляем слово «душа» в различных значениях, например, «чего душа пожелает», или «душа болит» и пр. Многие христиане верят, что в момент смерти душа возносится на небо. Что же такое человеческая душа, и какова ее участь?

Греческие мыслители провозглашали, что тело имеет материальную природу, а душа – нематериальную. Они верили, что эти два элемента соединяются только на период земной жизни человека, и хотя в момент смерти физическое существование прекращается, душа никогда не умирает.

Однако, согласно Священному Писанию, душа – не составная часть человека, а человек вообще. «Человек» и «душа» – это два отдельных слова для обозначения одного и того же понятия. В Библии слово «душа» впервые встречается в книге Бытие, где оно используется для определения первого человеческого существа. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице Его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2:7). Некоторые считают, что словом «душа» назван только человек. Однако выражение «душа живая» используется также для обозначения животных: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую… да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их» (Бытие 1:20,21,24). А поскольку люди и животные имеют одно «дыхание», то «участь сынов человеческих и участь животных – участь одна; как те умирают, так умирают и эти» (Екклесиаста 3:19). В Библии говорится, что «душа согрешающая, она умрет…» (Иезекииля 18:20).

Согласно Бытие 7:23, потоп уничтожил «всякое существо»: «от человека до скота, и гадов, и птиц небесных». Итак, душа – живой организм, оживотворенный Божественным дыханием. Когда дыхание жизни возвращается к Богу в момент смерти, душа умирает.

Итак, в Библии слово «душа» означает не часть человеческой природы, и тем более не ее бессмертную часть, а человека в целом. С наступлением смерти существование каждого человека прекращается. Последние научные открытия также подтверждают, что тело и разум настолько неимоверно сложно и тесно связаны между собой, что нельзя даже представить себе, как выглядело бы существование человека вне тела.

Согласно Божьему замыслу, люди должны были быть бессмертными. Однако это не означает, что мы обладаем врожденным бессмертием. Смерть – это следствие греха: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Римлянам 5:12). Мы смертны, однако сердце каждого подсказывает, что когда-то было по-другому и со временем все изменится. Священное Писание утверждает: «Дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем!» (Римлянам 6:23). Вечная жизнь начнется с момента воскресения мертвых во время Второго Пришествия Христа (1 Фессалоникийцам 4:14-17). Наше существование обретет особенный смысл, достигнет своей полноты только в вечности.

Человек – «душа живая» – во многом ограничен, смертен и зависим от Бога, Который дает жизнь. Однако он и исключителен. Будучи живыми существами, мы имеем возможность неограниченного существования. Слово «душа» говорит об огромной ценности каждой человеческой жизни. Библия дает понять, что Христос умер бы на Голгофском кресте даже ради одной души (см. Иоанна 3:16). Посему говорить о душе – значит говорить о конкретном человеке, сыне или дочери Бога, гражданине Неба, кандидате в Вечное Царство.

Смысл христианства в том, что люди имеют бессмертную душу. А значит земной жизнью наша жизнь не ограничивается. Но сатана посеял обман в души людей, что ваша жизнь здесь и сейчас. Ад и рай это сказки... В общем бери от жизни всё, а надоест такая жизнь, можно её и прервать.
Библия много раз говорит о бессмертной душе. Например Иисус отвечая садукеям в Марка 12:26-27 говорит: "А о мертвых , что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? [Бог] не есть Бог мертвых, но Бог живых . Итак, вы весьма заблуждаетесь." Бог явившийся Моисею, называет себя Богом людей, умерших сотни лет назад. При этом Христос даёт ясно понять, что эти люди живы для Бога.
В трёх евангелиях Марка 9, Луки 9 и Матфея 17 описано преображение Христа и как явились и беседовали с ним Моисй и Илия . Если нет бессмертной души, тело их умерло, воскресения ещё не было как это могло быть? Никак.
Обещание Христа распятому разбойнику "И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ." (Лук.23:43). Прямо говорит о том, что этот человек сразу после смерти будет с Иисусом. "Ныне" не после воскресения, а "ныне". В тот же день. Что то же невозможно при отрицании души.
Известная притча о богаче и Лазаре в Луки 16:19-31 явно противоречит ереси, что ада нет и души нет. Для того, что бы обойти это место и как то назвать своё учение библейским придуман "ход конём". Типа это всё аллегория, не было ни богача, ни Лазаря. Давайте рассмотрим:
1) Автор данной книги имел определенную цель при написании:
"Это рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,
4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен."
(Лук.1:3-4)
Можно ли узнать "твердое основание" из намёков? Нет. Значит Лука передавал те истины, в которых был уверен "по тщательном исследовании"
2) Эта притча не говорит о конкретных людях. Да, но и сказки Христос не рассказывал. В притче о благоразумном рабе, например, тоже нет конкретного лица. Однако Рассел сумел прочитать свою фамилию между строк. Почему я вспомнил Рассела? В интерпретации СИ это место звучит так: "Иисус рассказал притчу не имеющую ни чего общего с действительностью. Нет ни богача, ни Лазаря, ни ада, ни рая. Они оказывается даже не умерли. А скрежет зубов означает озлобленность фарисеев на Христа." Смотри 1)
Притча написана для иллюстрации того, что ожидает человека в зависимости от его поведения. Эти люди умерли и на земле были их могилы. Иначе как "Пошли Лазаря"? Богач понял почему он попал туда, но исправить не может ничего. Вот и рвётся предупредить братьев.
3) Контекст: в Новом Завете 7 раз говорится "там будет плач и скрежет зубов ". 4 раза упоминается "ад ". И "озеро огненное " 4 раза. А также много говорится о душе.
Подменять ясные библейские истины многословными не логичными цепочками не приводит к познанию Бога. А вот чтение и изучение Библии- единственное средство против лжеучений.

P.S.
"Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят ."
Это и происходит. Не смотря на

Душа
В Библии слово «душа» имеет различные значения. По мере развития библейского религиозно-философского мышления оно приобретало новый смысл.

I. В ВЗ душа обозначается древнееврейским словом нефеш – «дышащая», «воздыхающая»; в Синодальном переводе это слово (так же как и руах – дух) иногда передается как «дыхание» (сравните Иер 15:9 ; Иов 41:13 ). Под словом нефеш первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле жизненный процесс:
1) Из этого следует, что под душой в древнейшие времена понималось то начало, которое сообщает телу жизнь, постоянно поддерживает ее в нем;
2) а) В дальнейшем это слово применяется уже для обозначения самого живого существа (сравните → ) – как человека, так и животного (сравните Быт 1:20 ; Быт 2:7,19 ; Быт 9:10 ; Лев 17:11 ), – причем чаще всего оно встречается вместе со словом «живая». Таким образом, слово «душа» стало обозначать человека как такового, человека в целом (Быт 42:21 ; Быт 46:15 ; Чис 5:6 ; Иез 13:18 и следующие; смотрите также Быт 27:4,19,25,31 ; Чис 11:6 ; Ис 42:1 ; Плач 3:24 ). Выражение «душа моя» может выступать в значении «я» (Пс 41:2 ), что особенно ясно видно в тех случаях, когда человек молится о своем спасении (Пс 6:4 ; Пс 21:21 ). Слово «душа» может также иметь значение и «кто-то» (Быт 5:1,4 ; в Синодальном переводе – «если кто...»). Следовательно, и о мертвом человеке можно сказать как об умершей душе (Лев 19:28 ; Лев 21:11 ; Лев 22:4 ; Чис 6:6 ; Чис 9:6 ; в Синодальном переводе – «умерший», «мертвый»); б) выражения «душу мою», «душу его» и т.д. нередко имеют значение «себя», поскольку в древнееврейском языке возвратное местоимение отсутствует; в) если считать, что душа означает не только сущность, поддерживающую в человеке жизнь, но и человека в целом (→ ), то станет понятным смысл таких выражений, как «укреплять душу» (Пс 18:8 ; Пс 22:3 ), «хранить души» (Пс 96:10 ) или «сохранить душу» (Пс 120:7 ). В последнем случае очевидно тождество понятий «душа» и «человек в целом», которое показано с помощью обычного в библейском языке «параллелизма» – повторения одной и той же мысли в двух разных выражениях. «Человек в целом» подразумевается и тогда, когда говорится о том, что душа жаждет, алчет, насыщается (Пс 106:9 ; сравните с Пс 41:3 ; Притч 10:3 ; Притч 25:25 ), голодает, утомляется, скорбит (Притч 27:7 ; Иер 31:25 ) или подкрепляется (Плач 1:11,19 ), постится (Пс 68:11 ), отвращается (Чис 21:5 ; Иов 10:1 ) или оскверняется вкушением запрещенной пищи (Иез 4:14 ). Очевидно, что при этом подразумевается и весь человек, поэтому выражение «душой и телом» указывает не на разделение этих двух элементов, а на их целостность (сравните Пс 72:26 ; Пс 83:3 ; Откр 18:13 ). Даже после смерти о человеке говорится как о едином целом (Иов 3:17-19 ; Иов 10:21 и следующие; сравните 1Цар 28:11 и следующие о Самуиле);
3) Целостность личности предполагает тождество души и силы, формирующей жизненный процесс, то есть саму жизнь (сравните 3Цар 19:4 ). Эта жизнь находится в руках Божьих (Иов 12:10 ; Иез 18:4 ). Он может взять душа=жизнь, поэтому в случае угрозы для жизни люди опасаются за свою душу (Нав 9:24 ; в Синодальном переводе – «жизнь»; сравните Иез 32:10 ). Спасти душу означает вывести из опасности свою жизнь (Быт 19:17 ); уловить душу иногда означает убить кого-либо (Пс 55:7 ). Таким образом, утрата души – это не что иное, как смерть человека: душа умирает (Чис 23:10 ; Суд 16:30 ), ее истребляют (Быт 17:14 ), обрекают на смерть (Суд 5:18 ). Известно, что Соломон не просил себе душ врагов своих (3Цар 3:11 ). Человек порой не дорожит своей душой (Суд 9:17 ; в Синодальном переводе – «не дорожить жизнью»), но душа может быть и избавлена, спасена (Пс 6:5 ; Пс 33:23 ; Пс 114:4 ). Поэтому возвращение души означает продолжение человеческой жизни или ее возрождение (сравните 3Цар 17:21 – «душа отрока»); об угрозе для жизни может свидетельствовать и выражение «воды дошли до души моей " (Пс 68:2 ). Здесь, как и в предыдущих случаях, имеется в виду человек в целом. Об исходе души из тела в ВЗ говорится по-разному: например, в Иер 15:9 сказано, что умирающий «испускает дыхание» (в соответствии с тем, что душу связывали с процессом дыхания; сравните Быт 35:18 ), а в Пс 140:8 ; Ис 53:12 говорится, что душа «вытряхивается», т.е. исторгается силой (в Синодальном переводе это передано другими словами). Носителем «животной», т.е. «жизненной», души (нефеш ) считалась кровь (Быт 9:4 и следующие; Лев 17:11 ). Кровь даже приравнивается к душе (Втор 12:23 ), поэтому кровопролитие и употребление крови в пищу запрещены человеку; сравните «голос крови» (Быт 4:10 ). Другое библейское название души – нешама , т.е. «дающая дыхание». Согласно этому понятию, при сотворении человека душа была «вдунута» в него Богом (Быт 2:7 , в Синодальном переводе – «дыхание жизни»); душа является «светильником Господним» в человеке, она испытывает «все глубины его сердца» (Притч 20:27 , в Синодальном переводе – «дух»). Душа также именуется «дыханием Вседержителя» (Иов 33:4 ). Именно нешама , согласно древней иудейской традиции, является бессмертной и независимой от тела сущностью, в то время как нефеш связан с телом и подвержен смерти;
4) Душа человека трактуется и как орган чувств, при этом слово «душа» может быть заменено словом «сердце», которое будет иметь то же значение. Душа страдает (Быт 42:21 ), томится и радуется (Пс 83:3 ; Пс 85:4 ), мучается (Ис 53:11 ), любит (Быт 34:3 ; Песн 3:1-4 ), она нуждается в утешении и получает его (Пс 76:3 ; Пс 93:19 ), душа проявляет желания (Втор 12:20 и следующие; Мих 7:1 ), подвергается терзаниям и унынию (Иов 19:2 ; Пс 41:6 ), таит злые чувства или выражает их (Притч 13:2 ). Душа порой скорбит (Пс 118:81 ; в Синодальном переводе – «истаевает от скорби»), изливается (в слезах) (Иов 30:16 ), душа изливают пред Господом (1Цар 1:15 ). Иногда душа мыслит («говорит», 1Цар 20:4 ; в Синодальном переводе – «желает»), сознает (Пс 138:14 ) и волеизъявляет (Быт 23:8 ; в Синодальном переводе – «вы»);
5) Если душа обозначает данную Богом жизнь (Ис 57:16 , еврейское нешамот ; в Синодальном переводе – «дух и всякое дыхание»; Иер 38:16 ) и если она является результатом Божьего творения, значит ее существование неразрывно связано с Богом. Душа может оставаться здоровой и благополучной только в том случае, если она стремится к Богу, живет пред Ним (Быт 32:30 ; Пс 18:8 ; Пс 93:19 ); тогда и Бог защищает ее (Ис 38:17 ). Без Него душа тоскует, жаждет и алчет общения с Ним (Пс 41:3 ; Пс 62:2 ), томится по Нему (Пс 83:3 ), теряет покой (Плач 3:17 ), с Богом же она радуется (Ис 61:10 ) и утешается (Пс 76:3 ; Пс 93:19 ). Поэтому человеку надлежит полностью посвятить свою душу служению Богу, он должен всей душой искать Бога (Втор 4:29 ) и любить Его (Втор 6:5 ; Втор 10:12 ). Душа призвана благословлять, т.е. восхвалять, Господа (Пс 102:1,22 ; Пс 103:1,35 ), а человеку следует чутко внимать своей душе (Нав 23:11 ). Независимо от того, воспринимается ли слово «душа» в значении телесной или духовной жизни пред Богом, оно всегда подразумевает не какую-либо одну сторону человеческого существования, а всего человека в его жизни пред Господом.

II. В НЗ:
1) а) Здесь встречаются все известные в ВЗ понятия души [греческое псюхе ]. Душа является силой, поддерживающей жизнь (Деян 20:10 ; Откр 8:9 ) и означает саму жизнь (Мф 2:20 ; Мф 20:28 ; Ин 10:11,17 ; в Синодальном переводе – «жизнь»; Деян 15:26 ; Рим 11:3 ), которую Бог дает человеку и возвращает к Себе (Лк 12:20 ). Человек может любить свою душу (Откр 12:11 ) или ненавидеть ее (Ин 12:25 ), заботиться или не заботиться о ней, дорожить ею (Мф 6:25 ; Лк 12:22 ; Деян 20:24 ). В НЗ, как и в ВЗ, душа олицетворяет человеческую личность (Деян 2:41 : «душ около трех тысяч»; 1Пет 3:20 ; сравните Мк 3:4 ; 1Кор 15:45 : «душа живущая»); слово душа также употребляется в смысле «кто-то» или «всякий» (Деян 2:43 ; Рим 13:1 ); б) в НЗ, как и в ВЗ, душа воспринимает и чувствует: она скорбит и возмущается (Мф 26:38 ; Ин 12:27 ), бывает охвачена страхом и стеснением (Деян 2:43 ; Рим 2:9 ), раздражается (Деян 14:2 ; в Синодальном переводе – «сердца»), колеблется (Деян 15:24 ) и мучается (2Пет 2:8 ); душа может также и лелеять желания (сравните Лк 12:19 ; Откр 18:14 ). В НЗ, как и в ВЗ (Ис 1:14 ; Ис 42:1 ), говорится о душе Божьей (Мф 12:18 ; Евр 10:38 ); в) однако здесь в еще большей мере от человека требуется, чтобы он, как создание Творца, полностью руководствовался волей Божьей и возлюбил Его «всею душою» (Мф 22:37 ). Душа в НЗ также имеет двойное значение, подразумевая человека в его бренном существовании и в его подвластной воле Бога будущей жизни, над которой не властна смерть (сравните → , II). В этом смысле душа – это самое ценное, чем располагает человек (Мф 16:26 ). Душа, а значит, и человек в целом должна жить в согласии и в послушании своему Творцу и Господу (Мк 12:30 ; Лк 10:27 ; Еф 6:6 ). Если человек поступает вопреки этому, то Бог может «погубить» его душу (Мф 10:28 ), т.е. лишить его будущей жизни. Человек часто вредит своей душе (Мф 16:26 ), которая подвержена искушениям и поддается им (1Пет 2:11 ; 2Пет 2:14 ), но Бог желает, чтобы она спаслась (Иак 1:21 ; Иак 5:20 ; сравните 1Пет 1:9 ). Бог – Создатель души (1Пет 4:19 ), Он знает ее и призывается ею во свидетельство (2Кор 1:23 ), Он хочет очистить ее (1Пет 1:22 ). Христос – ее Пастырь и Блюститель (1Пет 2:25 ), желающий дать ей покой (Мф 11:29 ). Его ученики призваны заботиться о душах людей (2Кор 12:15 ; Евр 13:17 ; 3Ин 1:2 ). Человек всегда подвержен опасности потерять душу, если в своем желании сберечь ее исходит только из опыта земной жизни (Мф 10:39 ; Мф 16:25 ; Мк 8:35 ;
2) а) Душа отличается от духа [греческое пневма ] (1Фес 5:23 ) в том случае, когда человеческий дух понимается как сила, действующая посредством мышления и волеизъявления, в отличие от души как силы, поддерживающей жизнь, и как органа восприятия. В Евр 4:12 говорится о разделении души и духа, осуществляемом Словом Божьим. Наше мышление воспринимает скрытые, исходящие из глубины души намерения, которыми человек подсознательно руководствуется. В 1Фес 5:23 указывается, что и дух, и душа нуждаются в освящении, дабы подвигнуть человека к восхвалению Бога и служению Ему (сравните Лк 1:46 и следующие); б) о различии между душой и духом говорится и в 1Кор 15:44 и следующие, где душа обозначает сущность «перстного», т.е. земного, человека, отделенного грехом от Бога и поэтому обреченного на тление, в отличие от «небесного Адама», живущего духом и названного «духом животворящим» (1Кор 15:45 ). «Духовный» и «душевный» в данном случае – синонимы «небесного» и «перстного». Противопоставление «первого Адама» «второму» восходит к двум различным рассказам о сотворении человека, в первом из которых человек создается «по образу и подобию Бога», а во втором – «из праха земного» (Быт 1:26,27 ; Быт 2:7 ). В течение земной жизни душа полностью объединена с телом, т.е. с плотью, которая может подчинить себе душу и властвовать над ней (1Пет 2:11 ). Если подобное происходит с человеком, то чрево становится его богом, а крест Христов – врагом (Флп 3:18 и следующие). Божье освящение почиет на душу как на сущности, в наибольшей степени определяющей человеческую жизнь. Именно тогда человек переживает свое возрождение. Неосвященный человек ничего не принимает от Духа Божьего, ибо им управляет по-земному настроенная душа (1Кор 2:14 ; сравните с Ин 14:17 );
3) О том, что происходит с душой после смерти, в Писании говорится по-разному. Если учесть, что душа часто обозначает всего человека, становится ясно, что Библия не знает изобретенного философией и представленного в некоторых религиях понятия души как таковой, т.е. независимо от образа определенного человека. Это убедительно показано в 1Фес 5:23 , где говорится о сохранении человека во всей целостности духа, души и тела. Не только тело, но и душа нуждается в спасении и искуплении, и перед престолом Божьим предстают не только душа, но и люди в целостности их душ и тел (Откр 20:12,13 ). Для объяснения того, что происходит с душой после смерти, наших понятий и представлений оказывается недостаточно. Но как в ВЗ, так и в НЗ умершему человеку приписывается некое существование. Тем, кто не хранил заповедей Божьих, предстоит, расставшись с плотью, отправиться в царство мертвых (сравните Ис 14:9-11 ; Лк 16:22,23 ; → , II), пока их не призовут на последний (Страшный) суд по Втором пришествии Христа. Тем же, кто умирает в вере и послушании воле Божьей, обетовано общение с Богом (Лк 23:43 ; сравните Флп 1:23 ), и они не предстанут пред Его судом. То, что и в НЗ сохраняется представление о крови как о носителе души, подтверждается в Откр 6:9 , где говорится о душе мучеников у престола Божьего: они находятся там, куда, согласно ВЗ, стекается кровь жертв. Поскольку все они отдали свою жизнь за Бога, то она не потеряна, а сохранена. Но и здесь душа существуют не как некие абстракции, отделенные от своих телесных обликов, а предстают в новых телах, которыми их наделяет Божий Дух (сравните → ).

Человек – это всего лишь тело и душа, или же он дух, душа и тело? Полагаю, это один из самых фундаментальных вопросов, на который любому важно знать правильный ответ. Я считаю, что тема тела, души и духа – одна из наиважнейших тем, которых мы касаемся на страницах нашего журнала. Поэтому я попрошу вас быть предельно внимательными, когда мы будем углубляться в Слово Божье, чтобы найти ответы не только на вопрос о духе, душе и теле, но также и на другие, равно важные вопросы, связанные с ним.

1. Дух, душа, тело: кто умер в день грехопадения Адама и Евы?

Прежде, чем мы приступим к вопросу о духе, души и тела, нам следует обратиться к первой книге Библии – Бытию. Там говорится, что после того, как Бог сотворил человека, Он наложил на него ограничение, ясно обозначив наказание на случай, если данное ограничение будет нарушено. Прочтем:

Бытие 2:16-17
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день , в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.»

Итак, ограничение, наложенное Господом, состояло в том, что Адам не должен был есть от дерева познания добра и зла . Наказание, которое ожидало Адама в случае преступления этого ограничения, было сформулировано так: «в день (обратите внимание: в тот самый день), в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». В тексте наказания необходимо отметить две очень важные вещи. Первая: в случае, если Адам поест с дерева, смерть наступит немедленно, в тот же самый день . Вторая: это произойдет обязательно. Фраза «смертью умрешь» произнесена, чтобы как раз акцентировать тот факт, что смерть придет стопроцентно, всенепременно, в тот же день.

Теперь проследуем к главе 3 книги Бытия, чтобы посмотреть, выполнили ли Адам и Ева то, что наказывал им Бог:

Бытие 3:1-6
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и ЗЛО. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, И ОН ЕЛ.»

В этом отрывке описывается, как змей (это другое имя дьявола ) обманул Еву. В первом выпуске нашего журнала мы узнали, что сатана преуспел в своем замысле потому, что Ева не знала точно Слово Божье. Точное знание Слова Божьего – причина жуткой головной боли дьявола. Итак, в конце концов, Адам и Ева поели с дерева познания добра и зла. Сделав это, согласно сказанному Господом, они должны были в тот же момент умереть. Но проблема в том, что Бытие 5:5-6 говорит:

Бытие 5:4-5
«Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.»

Таким образом, согласно Библии, Адам продолжал жить в своем теле еще много-много лет после того, как поел с дерева познания добра и зла. Но, с другой стороны, Бог сказал, что он обязательно умрет в тот же день, если вкусит с этого дерева. На первый взгляд, тут возникает противоречие в том, что же в конце концов случилось в тот самый день, когда Адам и Ева поели с дерева? Умерли они, как сказал Бог, или все-таки нет? Кто может распутать это «противоречие»? Идеи, теории, религии и традиции людей? Нет! Только одно может дать нам верный ответ, и это не что иное, как Слово Божье. И если вы хотите, чтобы Библия ответила вам, вы должны дать ей свободу говорить самой за себя (самотолкование).

В нашем случае, исходя из того, что Бог не может лгать (Числа 23:19), Адам и Ева действительно умерли в тот день, когда поели с дерева. На самом деле, это дьявол (а не Бог) сказал, обманывая Еву: «нет, не умрете». Значит, если они не умерли в тот день, как сказал Бог, тогда дьявол оказался прав, а Господь – неправ, что просто-напросто невозможно. Однако, именно этому сейчас многие учат, утверждая: «На самом деле, когда Бог сказал, что они смертью умрут, Он имел в виду, что только семена смерти будут посажены». Слово Божье не нуждается в такой защите. Фактически, оно ни в какой защите не нуждается, потому что оно – правда, а правда может сама за себя постоять. Слову нужно, чтобы его правильно разделяли и открыто провозглашали. Возвращаясь к нашей теме: ТАК КАК ГОСПОДЬ СКАЗАЛ, ЧТО ОНИ СМЕРТЬЮ УМРУТ В ТОТ САМЫЙ ДЕНЬ, ОНИ НА САМОМ ДЕЛЕ УМЕРЛИ В ТОТ ДЕНЬ. Однако, поскольку они продолжили жить в своих телах даже после того, как поели с дерева познания добра и зла, очевидно, что в них должна была присутствовать иная форма жизни, кроме жизни их тел, и которая была утрачена в тот день, когда они поели, и поэтому это и была смерть (отсутствие формы жизни). Итак, нам надо поискать в Библии, как был сотворен человек, и из каких частей состояла его сущность. Знание того, что составляло жизнь первого человека, даст нам возможность понять, что он утратил в тот день.

2. «Ибо вы есть прах».

В начале нашего исследования, касающегося первого человека, обратимся к книге Бытия 2:7. Там говорится:

Бытие 2:7
«И создал Господь Бог человека из праха земного…»

Какую часть человека Господь создал из праха земного? Его тело. Вот почему элементы человеческого тела можно найти в земле. Итак, одна из частей, составляющих первого человека, было тело. Но давайте продолжим:

Бытие 2:7
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (душа -- по-еврейски «нефеш»).»

Итак мы увидели, что Бог сотворил тело человека из праха земного. Но это тело не имело жизни. Оно было простой безжизненной формой. Затем, как говорит нам Слово Божье, Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Так что же такое душа? Это то, что дает телу жизнь. Тот факт, что люди не понимают простые истины Слова Божиего, изложенные в этом стихе, порождают бесконечную путаницу. Здесь Слово Божье говорит нам, что душа – это то, что дает жизнь телу. Без души тело мертво. Где находится душа, жизнь тела, жизнь плоти? И опять Слово Божье предельно точно:

Левит 17:11, 13-14
«потому что душа («нефеш» на еврейском) тела в крови … Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею, ибо душа («нефеш» на еврейском) всякого тела [есть] кровь его, она душа («нефеш» на еврейском) его ; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа («нефеш» на еврейском) всякого тела есть кровь его. »

Итак, что же такое «нефеш», или душа? Согласно книге Бытия 2:7, душа – это то, что дает телу жизнь. Где находится «нефеш», жизнь тела, душа? Согласно книге Левит 17:11-14, в крови: «потому что душа тела в крови.» Как жизнь, основанная на душе, передается от поколения к поколению? Через кровь. Вот почему в Деяниях 17:26 говорится:

Деяния 17:26
«От ОДНОЙ КРОВИ Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли.»

«Одна кровь» в этом отрывке – это кровь Адама, которая передается из поколения в поколение, и именно она течет в венах каждого из нас.

На самом деле, душою обладают не только люди. У животных тоже есть душа, которая, опять же, находится в крови. Хотя это и понятно из вышеприведенного отрывка из книги Левит, где говорится, что душа всякого тела есть кровь его, давайте обратимся к книге Бытия 1:20-21, 29-30, чтобы еще раз убедиться в этом:

Бытие 1:20-21
«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу («нефеш» на еврейском) живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу («нефеш» на еврейском) животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо.»

Бытие 1:29-30
“И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; --вам [сие] будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так.”

Стало быть, не только человек, но также и животные имеют «нефеш», то есть «душу». Это не удивительно, если понимать, что душа – это то, что дает телу жизнь. Когда вы умираете, в вас больше нет жизни, нет души. То же самое происходит и с животными. Для них душа – то же, что она для людей, а это значит, то, что дает жизнь телу. И хотя определение души, которое дается в Библии, понятно, возникают проблемы, когда люди обращаются к Слову Божьему с ложным убеждением о бессмертии души. Если бы душа была бессмертна, тогда и души различных животных были бы бессмертны, так как у них, как и у человека, есть «нефеш». Душа – не вечная субстанция. Она просто дает телу жизнь. Когда в вашем теле больше нет жизни, у вас больше нет и души.

Итак, мы узнали, чему учит Библия: Господь создал тело человека из праха земного, дал этому телу жизнь, то есть, душу. То же самое у животных. У них также есть тело и душа. Любой человек мира, верующий и неверующий, обладает душой и телом. Таким образом, можно сделать вывод: очевидно, что Адам, прожив 930 лет, хотя он ел с дерева познания добра и зла, очевидно, не утратил ни тела, ни души. А поскольку что-то должно было умереть для Адама в тот день, у него первоначально была по крайней мере еще одна составляющая, которая умерла, была утрачена, когда он поел. Итак, давайте продолжим искать в Библии информацию по этому поводу.

3. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его».

Для продолжения нашего исследования обратимся к книге Бытия 1:26-27. Там говорится:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его ; мужчину и женщину сотворил их.»

Согласно этому отрывку, Бог сотворил человека «по образу Своему». Это особенно важный, ключевой момент для понимания не только произошедшего в день, когда Адам и Ева поели с дерева познания добра и зла, но также и других отрывков Библии, которые относятся к тому, что здесь сказано. Читая вышеприведенный отрывок, вы должны задать себе вопрос: а что такое образ Божий? На что это похоже? Евангелие от Иоанна 4:24 говорит нам:

«Бог есть дух»

Бог – это не плоть, Он – Дух . Это Его образ. Таким образом, когда Слово Божье говорит, что Господь создал человека по образу Своему, это значит, что кроме тела и души человек получил нечто, что есть образ Божий, то есть, дух. Чтобы лучше понять значение фразы «по образу Своему» в этом ключевом отрывке, давайте посмотрим, где она еще употребляется:

Бытие 5:1-3
“Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его , мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.”

В этом отрывке говорится, что Адам родил сына «по подобию своему по образу своему». Что это значит? Что сын был таким же, как Адам, то есть, у Сифа, как и у Адама, были руки, ноги и так далее. Так же, как и Адам, Сиф обладал телом и душой. Точно так же, когда Слово Божье говорит, что Бог сотворил человека «по образу Своему», «по подобию Божию», это значит, что Адам был таким же, как Бог. Бог – не плоть. У него нет рук, ног, головы. Он – дух. Так, если Господь – дух, то и Адам – дух. Кто-то может спросить, зачем Господь дал Адаму, кроме тела и души, еще и дух? Причина проста: не имея духа, Адам не смог бы общаться с Богом, Который есть дух. Будучи духом, Господь не может общаться с телом и душою. Это разные вещи. Вы ведь не можете получать сигналы радиостанции, если у вас нет радиоприемника. У вас может быть стиральная машина. Но ее наличие не дает вам возможности получать сигналы радиостанции. Вам обязательно нужен радиоприемник. Точно так же Бог – это дух, и чтобы общаться с Ним, у вас должен быть дух. Тела и души достаточно для вещей, воспринимаемых пятью органами чувств. Но когда дело доходит до того, что имеет отношение к Богу, вам нужен дух. Эта истина содержится также в 1-м послании Коринфянам 2:14:

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.»

В данном отрывке слово, переведенное как «душевный», – это греческое прилагательное «ψυχικός» (психикос), образованное от существительного «ψυχή» (психи), что означает душа. Итак, «психикос» – это «душевный человек», то есть человек, обладающий только душой и телом . Согласно этому отрывку, человек, который состоит только из тела и души, «не принимает того, что от Духа Божия». Как уже было сказано, чтобы «принимать то, что от Духа Божия», чтобы общаться с Господом, вам нужен подходящий приемник – дух. Вот почему в этом отрывке говорится: «и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.» Человек только души и тела не может разуметь Божьи вещи по той простой причине, что такие вещи имеют дело с духом, а поскольку ему не хватает духа, он не может их разуметь. Суммируя все сказанное, у Адама было тело, созданное из праха земного, душа, которая дает телу жизнь, и дух, чтобы общаться с Богом. Он был телом, душою и духом. Установив это, несложно понять, что произошло в тот день, когда Адам и Ева поели с дерева познания добра и зла. Господь сказал им, что в день, когда поедят, они обязательно смертью умрут. Имея в виду, что смерть значит отсутствие формы жизни, теперь мы понимаем, что умерло в тот день. Адам был телом, душой и духом, и тело его умерло много лет спустя после того дня когда он поел. Поскольку душа – это то, что дает телу возможность жить, Адам обладал душой и телом и после того, как поел с дерева. С другой стороны, поскольку Бог всегда точен в том, что говорит, что-то должно было умереть. Так как Адам был телом, душой и духом перед тем, как поел, и так как у него остались тело и душа после этого, в тот день он утратил дух, данный ему Господом. У него остались душа и тело, но не осталось духа. Дух покинул его, и эта была смерть для него, потому что дух, форма жизни, бывшая с ним перед тем, как он поел, исчезла.

Видите, как четко Библия расставляет все на свои места, когда вы позволяете ей толковать саму себя. Именно этот дух, утраченный тогда, был восстановлен в день Пятидесятницы, когда сошел Дух Святой; и сегодня, уверовав в Иисуса Христа, вы снова стали духом, душой и телом. Поэтому апостол Павел говорит в 1 Послании Фессалоникийцам 5:23:

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа».

Теперь, уверовав в Господа Иисуса Христа и в Его воскресение и приняв дар Святого Духа, мы уже не просто тело и душа, но дух, душа и тело .

Русский: Julia Popova (Christian-translation.com)

Традиционно многие из нас думают о яблоке, когда читают этот отрывок. Но Библия ничего не говорит о яблоке. Она говорит «от дерева познания добра и зла». Поэтому так называемое «яблоко» – не более чем выдумка людей.

Как и в случае с яблоком, мы привыкли думать, что здесь говорит змея. Однако Библия объясняет, что имеется в виду под словом «змей». Откровение 20:1-2 говорит: «И увидел я (Иоанн) Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, ЗМИЯ ДРЕВНЕГО, КОТОРЫЙ ЕСТЬ ДИАВОЛ И САТАНА, и сковал его на тысячу лет.» Может ли быть сказано яснее, что «змей» в книге Бытия 3 – это дьявол?

То же самое слово «психикос» (душевный человек, человек тела и души) еще встречается в 1-м послании Коринфянам 15:44, посланиях Иакова 3:15 и Иуды 19.

Бессмертные ли дух и душа человека? Жизнь после смерти

Анализ библейского учения о смерти мы начнем с рассмотрения процесса сотворения человека:

«И создал Господь Бог человека из праха земного , и вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душею живою » (Быт. 2:7 , см. также Зах. 12:1).

По моему мнению, это ключевой момент, и если в нем разобраться, то все остальное станет понятным. Представив данный текст схематично, мы получим следующее уравнение:

Прах земной (тело, химические элементы Земли) + дыхание Бога (дух, дар жизни) = душа живая (живой человек).

Для поддержания в людях бессмертия Господь посадил в Эдеме «дерево жизни» (Быт. 2:9). При этом Бог заключил с Адамом и Евой завет (см. Ос. 6:7), согласно которому люди не должны были вкушать плодов от другого важного дерева в саду «познания добра и зла» (Быт. 2:9,17) под страхом потерять вечную жизнь:

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь » (Быт. 2:16,17).

Но наши предки обольстились обещаниями сатаны стать, как боги, и познать добро и зло (см. Быт. 3:5), поверили его обману: «Нет, не умрете» (Быт. 3:4) и нарушили завет с Творцом. После грехопадения Бог, как и предупреждал, сделал человека смертным , запретив ему доступ к дереву жизни :

«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни » (Быт. 3:24).

То есть человек потерял вечную жизнь. Посмотрите внимательно, в Быт. 3:19 Библия показывает процесс, обратный творению. После грехопадения люди начали умирать, превращаясь в могиле обратно в прах , из которого и были образованы. А их дыхание жизни , полученное от Бога (см. Быт. 2:7), после смерти стало возвращаться к Создателю:

«Возвратится прах в землю , чем он и был; а дух возвратился к Богу , Который дал его» (Еккл. 12:7 , см. также Деян. 7:59 , Лук. 23:46 , Пс. 103:29,30).

Таким образом, после смерти «искра» жизни, дарованная человеку Богом, обратно возвращается к Творцу. То есть теперь наше уравнение будет иметь вид:

Душа живая (живой человек) - дыхание Бога (дух, дар жизни ) = прах земной (истлевающее в прах тело).

Как видно из приведенного текста Еккл. 12:7, душа человека после смерти не горит в аду, не блаженствует в раю, но тело его в земле, а дух (дыхание жизни ) - у Бога. Это означает, что у Господа просто хранятся разум и память человека, которые вместе с духом жизни после воскрешения вернутся в восстановленное из праха тело (это мы подробно рассмотрим в следующих главах):

«Так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших … и вложу в вас дух Мой, и оживете … и узнаете, что Я, Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь» (Иез. 37:12,14).

Поэтому во всей Библии нет описания посмертного бодрствования душ ни в аду, ни в раю, что мы разберем позднее. Словосочетание бессмертная душа отсутствует во всем Священном Писании. И это не смотря на то, что слова душа и дух употребляются в Библии более 1300 (!) раз (в русском Синодальном переводе). В то же время понятие «мертвая душа» в ветхозаветном Писании имеется. Посмотрите на текст, запрещающий священнику прикасаться к мертвым телам:

«Священник … ни к какому умершему не должен он приступать» (Лев. 21:10,11 , см. также Чис. 6:6).

Здесь вместо слова умерший в оригинале стоит словосочетание умершая душа - греч. ψυχη τετελευτηκυια, евр. נפֶש מות, что обозначает мертвого человека. Из этих библейских текстов мы видим, что мертвая душа - мертвый человек – это противоположность душе живой (см. выше Быт. 2:7)т. е. живому человеку. Смертность души, то есть всего человека, выражена в Библии и другой известной фразой:

«Душа согрешающая, она умрет » (Иез. 18:20 , см. также Числ. 23:10 , Иис. Нав. 2:14 , Иак. 5:20 , Втор. 27:25 , 2 Цар. 14:7).

Стоит обратить внимание, что два слова дух и душа, не смотря на их близкое смысловое значение, все-таки различны, поэтому в некоторых текстах Библии они приводятся в перечислении.

Посмотрите, в последнем из приведенных текстов упоминаются дух, тело и душа , то есть все три элемента уравнения, которое мы приводили выше. К сожалению, сегодня понятия душа и дух практически слились и в основном воспринимаются бестелесной разумной субстанцией человека. Однако в Библии эти слова имеют другое значение. Слово душа (נפֶש – евр., ψυχη – греч.) в Священном Писании в основном обозначает: А) человека, Б) его жизнь, В) человеческую личность – характер, разум. Такое разнообразие значений одного слова можно объяснить особенностью древнееврейского языка. Иврит Библии насчитывает около 8 000 слов. Всего язык евреев того времени состоял примерно из 20 000- 30 000 слов. Для сравнения: Оксфордский словарь английского языка содержит 240 000 общеупотребляемых слов и фраз, словарь Даля состоит из 200 000 слов, а современный иврит, по мнению некоторых специалистов, насчитывает 80 000 слов.

А) «Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ » (Деян. 27:37 , Рим. 13:1 , см. также 1 Пар. 5:21 , Иез. 18:4,20 , Иез. 27:13 , Числ. 15:31 , Чис. 23:10 , 1 Пет. 3:20).

Б) «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13 , см. также Лук. 6:9 , 1 Ин. 3:16 , Лук. 12:20 , Деян. 20:10 , Ис. 53:12 , Исх. 4:19 , 1 Цар. 23:15 , 1 Цар. 24:12 , 3 Цар. 19:10 , Рим. 11:3 , Мф. 2:20).

Сам Иисус отдал за нас душу, то есть свою человеческую жизнь «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28 , см. также Мар. 10:45).

В) «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим » (Мф. 11:29 , см. также Деян. 15:24 , 1 Пет. 1:22 , Пс. 138:14 , Исх. 23:9 , Иов. 3:20 , 4 Цар. 4:27).

Слово дух (– евр., πνευμα – греч.) по отношению к человеку обозначает в основном А) дыхание жизни от Бога, Б) жизнь, В) человеческую личность, в т. ч. под влиянем Божьего Духа:

А) «Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете» (Ис. 37:5 , см. также Еккл. 12:7 , Ис. 42:5 , Деян. 7:59 , Лук. 8:55 , Лук. 23:46).

Б) «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4 , см. также Суд. 15:19 , Иов. 27:3 , Пс. 30:6 , 1 Кор. 5:5 , Ин. 12:25 , Лук. 17:33 , Иак. 1:21 , Мф. 26:41 , Ин. 6:63).

В) «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12 , см. также Пс. 50:19 , Иов. 15:13 , Ис. 54:6 , Иез. 13:3 , Иез. 21:7 , Дан. 4:5 , Дан. 13:45 , Агг. 1:14 , Еккл. 2:26 , Мал. 2:15,16 , 1 Кор. 14:14,15 , 1 Кор. 6:16,17 , Чис. 16:22 , Чис. 27:16 , Евр. 12:9).

В Библии понятие душевность применяется в основном при описании человеческой сущности людей, а духовность – преимущественно Божественной (под влиянием Божьго Духа ):

«Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное » (1 Кор. 15:44-46).

«Возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным . Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно » (1 Кор. 2:13,14).

«В последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди … душевные, не имеющие духа » (Иуд. 18,19 , см. также Иак. 3:15).

Самая главная миссия Иисуса - научить людей и помочь им в этой жизни сохранить чистоту среди «развращенного» нынешнего мира, чтобы наш характер был подготовлен для будущего вечного бытия и на Великом суде наши дух и душа были спасены для бессмертной жизни в новом теле :

«Чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:5).

«Любящий душу (жизнь со всевозможными наслаждениями тела . – Прим. авт.) свою погубит ее (для жизни вечной. – Прим. авт.); а ненавидящий душу свою в мире сем (отдающий приоритет духовному перед плотским. – Прим. авт.) сохранит ее в жизнь вечную » (Ин. 12:25)

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (за грехи человека. Сначала за грехи людей умирали жертвенные животные. Но они были лишь прообразами истинной заместительной жертвы – Сына Божьего. Иисус, являясь Богом и одновременно человеком, умер за раскаянные грехи людей. Библия говорит, что Христос победил ад и смерть: «Поглощена смерть победою. Смерть ! где твое жало? ад ! где твоя победа?» (1 Кор. 15:54,55 , см. также 1 Кор. 15:26 , Ос. 13:14). То есть Иисус дал людям возможность вновь получить бессмертие . В день Великого Суда после Второго Пришествия Христа все люди будут воскрешены: одни - для вечной жизни, другие - для того, чтобы умереть вновь, но теперь уже второй вечной смертью . Иисус так рассказывал об этом событии:

«Мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут . Все , находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни , а делавшие зло - в воскресение осуждения » (Ин. 5:25,28,29 , см. также Откр. 1:7).

То есть люди, делавшие зло , оживут, но потом будут преданы второй смерти (подробнее об этом мы поговорим позднее):

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая » (Откр. 21:8).

Но воскресшие люди, творившие добро, не потерпят вреда от второй смерти , так как за их грехи этой «второй смертью» уже умер Иисус, чтобы даровать им после воскрешения бессмертие:

«Над ними смерть вторая не имеет власти» (Откр. 20:6).) возвещает бессмертие праведных людей после предстоящего воскрешения. Теперь давайте разберемся, о каком аде идет речь в текстах Библии, рассказывающих о победе Иисуса над адом: «Ад! где твоя победа?» (