Каким должен человек марку аврелию. План работы

эллинистический стоицизм мировоззрение аврелий

Марк Аврелий

Римский стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Отчётливо видели несовершенство мира, что человеку не подвластны законы бытия, и поэтому ему бессмысленно бороться с судьбой. Но разумный человек может снять этот конфликт силою духа, закаляя свою волю, стойко переносить невзгоды, противостоять им, не надеясь на победу, но и не теряя достоинства. Счастью человека способствует его самосовершенствование. Таким человеком являлся Антонин Марк Аврелий.

Антонин Марк Аврелий (121-180), из династии Антонинов был последним философом-стоиком, философия которого могла рассматриваться как последнее завершение античного стоицизма и одновременно его полный распад. С 161 по 180 Римский Император и завоеватель, расширивший границы Римской империи.

Марк Аврелий восстановил римский протекторат (ограничение независимости теперь зависимой страны в области обороны и внешней политики при предоставлении полной свободы в вопросах внутренней политики) над Арменией и захватил Месопотамию в войне 162 - 166 с парфянами; в 166 - 180 вел войны с германскими и сарматскими племенами.

Марк Анний Вер, ставший впоследствии, после того как Антонин усыновил его, Марком Аврелием Антонином, родился в 121 году, в Риме, в богатой патрицианской семье. Его отец умер в весьма юном возрасте, и главная забота о воспитании Марка пала на его деда Анния Вера, который был дважды консулом, и, по-видимому, пользовался расположением императора Адриана, состоявшего с ним в отдаленном родстве.

Марк Аврелий всегда был, проникнут чувством благодарности к людям, которым считал себя обязанным.

Марк получил домашнее образование и еще в детстве подпал под влияние своего главного учителя - стоика. Этим учителем был стоик Луций Юний Рустик. Но с другой стороны филосовское образование ему довелось получить также и у Диогнета, под влиянием которого Марку Аврелию довелось спать на голых досках, прикрываясь звериной шкурой; у того же Диогнета, Марк выучился живописи. Своё образование он также совершенствовал под руководством софиста (с греческого - мудрец) Герода Аттика, платоников (последователи Платоника) Александра и Секста Херонейского, перипатетика (последователя Аристотеля) Клавдия Севера, стоика Апполония Халкедонского. В Смирне он слушал софиста Элия Аристида, но главным всё же для него оставался Луций Юний Рустик.

В своём будущем царствовании Марк Аврелий окружит себя философами риторами, сделав государственными людьми своих старых наставников, таких как Герода Аттика, Фронтона, Юния Рустика, Клавдия Севера, Прокула, сделав их консулами и проконсулами.

Увлечённый стоицизмом, Марк станет величайшим почитателем и поклонником философии Эпиктета. Видимо, поэтому по прошествию времени будут названы только две выдающихся личности в римском стоицизме - это Эпиктет и Марк Аврелий, последний который почерпнул для себя важность философских мыслей, написанных стоиком Эпиктетом, поняв из его записей, что необходимо исправлять и подлечивать свой нрав. Марк Аврелий даже был рад, что из-за знакомства с записями Эпиктета, он не свернул в софистику, в разбор силлогизмов и не занялся внеземными явлениями. Более того, он был рад, что не поверил россказням колдунов и кудесников, поставив своей целью философию.

Марк Аврелий, из-за своей влюблённости в стоическую философию, оставался ее приверженцем до конца своих дней. Его необыкновенные способности были вскоре замечены, и правящий император Антонин Пий, полагая, что жить ему осталось недолго, усыновил приходящегося ему племянником Марка, дал ему родовое имя Антонин и стал готовить приемного сына принять бразды правления в свои руки. Однако Антонин прожил дольше, чем ожидалось, и поэтому, Марк стал во главе державы только в 161 году.

Для Марка Аврелия переход к императорской власти не представлял чего-нибудь особенного, не являлся переломом в его внутренней и даже внешней жизни. Он не захотел быть даже единоличным правителем и взял в сотоварищи своего приемного брата Луция Вера, также получившего титул Августа. Последний, однако, при своем бездеятельном и распущенном характере не оказывал императору никакой помощи и нередко оказывался существенной помехой в делах; впрочем, и к нему Марк Аврелий относился со своим обычным неистощимым терпением и снисходительностью.

Марк Аврелий отличался бескорыстием, презирал доносы, с успехом вел войны, с добротой управлял провинциями. Он учредил в Риме несколько философских школ, приблизил ко дворцу известных философов того времени. В Афинах он основал четыре кафедры философии, соответственно каждому направлению - академическому, перипатетическому (означало совершаемое обучение во время прогулки у последователей Аристотеля, который создал логику), стоическому и эпикурейскому.

Преподавателям Марк Аврелий установил жалованье за счет государства. Кроме того, во всех провинциях он назначил философам государственное содержание.

Назревавший кризис Римской империи обусловил специфику философии Марка Аврелия. В его трактовке стоицизм окончательно теряет материалистические черты и принимает религиозно-мистический характер. Бог у Марка Аврелия - первооснова всего сущего; это мировой разум, в котором растворяется всякое индивидуальное сознание после смерти тела. Его этике свойствен фатализм, проповедь смирения и аскетизма. Он призывает к нравственному усовершенствованию и очищению через само углубление и познание фатальной необходимости, правящей миром.

Свои философские мысли Марк Аврелий изложил в виде афоризмов в единственном произведении - “К самому себе”. В сочинениях “К самому себе” (в русском переводе - "Наедине с собой", 1914; "Размышления", 1985) рисуется картина мира, управляемого промыслом природы (отождествляемой с Богом), а счастье человека понимается как жизнь в согласии с природой.

Философия Марка Аврелия оказала большое влияние на христианство, хотя сам император жестоко преследовал христиан.

И, несмотря на то что, стоики отдавали целый ряд своих созвучных христианству идей, сами оставались язычниками, при этом, осуществляли гонение на христиан, не подозревая, что всё это не могло не сказаться, на такое родство. И может быть, самое глубокое родство между стоицизмом и христианством следует искать не в совпадении отдельных мыслей и высказываний, а в том самоуглублении личности, на котором история стоицизма закончилась, и история христианства началась.

Переворот, совершенный стоиками в философии, можно назвать тем, что безразличное отношение стоического мудреца к окружающему его миру (в том числе и к социальному), сильнее проникает в сокровенные глубины собственного “Я”, таким образом, обнаруживая в своей личности целую вселенную ранее совершенно ему неведомую и недоступную. В “Размышлениях Марка Аврелия достигнута, по-видимому, предельная глубина самосознания и восповедальности, доступные античному человеку. Без этого открытия “внутреннего мира” человека, совершенного стоиками, едва ли была бы возможна победа христианства. Поэтому римский стоицизм можно назвать, в определенном смысле, как рассмотрение “подготовительной школы” христианства, а самих стоиков - как “искателей Бога”.

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Философия, особенно в Античном Риме всегда была почитаема, поэтому её разветвление на разные школы, зарождение новых направлений, в каждом из которых появлялись новые идеи, создавали ту силу философствования, без которой не мог обойтись практически никто, особенно римляне.

В древнем Риме возникло развитие эллинистических школ, направления которых были настолько влиятельны на историю, что дали миру ряд известных личностей. В одном из направлений эллинистических школ, стоицизме, такой культ личностью являлся Антонин Марк Аврелий, который в свою очередь был последним представителем в этом направлении. Что касается самого возникновения стоицизма, то её основателем был Зенон, прибывший с Кипра в IV веке до нашей эры, и развивший это направление ещё задолго, до того момента, когда наступит полный распад этого направления и которое уйдёт навсегда после смерти Марка Аврелия.

Непосредственно философия в Римской империи занимала очень важное место и имела особое влияние на жизнь и культуру римлян. Влияние философии Античного времени на человека и всего целого общества в Риме означало выполнение функции религии, наставления. Поскольку религия продолжала охранять и освящать данный государственный порядок, она сосредоточивалась в культе личностей императоров. Но как любой Император греческого мира того или иного времени, опирающийся на философию, получал те знания, почитая которые в дальнейших своих действиях, он поступал мудро, и тогда за все поступки, которые он совершал, были удостоены честью, уважением, признанием, то такие действия были по-настоящему достойны правителя. Таковым являлся Император Марк Аврелий.

Марк Аврелий

Антонин Марк Аврелий (121-180), из династии Антонинов был последним философом-стоиком, философия которого могла рассматриваться как последнее завершение античного стоицизма и одновременно его полный распад. С 161 по 180 Римский Император и завоеватель, расширивший границы Римской империи.

Марк Анний Вер, ставший впоследствии, после того как Антонин усыновил его, Марком Аврелием Антонином, родился в 121 году, в Риме, в богатой патрицианской семье. Его отец умер в весьма юном возрасте, и главная забота о воспитании Марка пала на его деда Анния Вера, который был дважды консулом, и, по-видимому, пользовался расположением императора Адриана, состоявшего с ним в отдаленном родстве.

Марк Аврелий всегда был, проникнут чувством благодарности к людям, которым считал себя обязанным.

Марк получил домашнее образование и еще в детстве подпал под влияние своего главного учителя - стоика. Этим учителем был стоик Луций Юний Рустик. Но с другой стороны филосовское образование ему довелось получить также и у Диогнета, под влиянием которого Марку Аврелию довелось спать на голых досках, прикрываясь звериной шкурой; у того же Диогнета, Марк выучился живописи. Своё образование он также совершенствовал под руководством софиста (с греческого - мудрец) Герода Аттика, платоников (последователи Платоника) Александра и Секста Херонейского, перипатетика (последователя Аристотеля) Клавдия Севера, стоика Апполония Халкедонского. В Смирне он слушал софиста Элия Аристида, но главным всё же для него оставался Луций Юний Рустик.

Увлечённый стоицизмом, Марк станет величайшим почитателем и поклонником философии Эпиктета. Видимо, поэтому по прошествию времени будут названы только две выдающихся личности в римском стоицизме – это Эпиктет и Марк Аврелий, последний который почерпнул для себя важность философских мыслей, написанных стоиком Эпиктетом, поняв из его записей, что необходимо исправлять и подлечивать свой нрав. Марк Аврелий даже был рад, что из-за знакомства с записями Эпиктета, он не свернул в софистику, в разбор силлогизмов и не занялся внеземными явлениями. Более того, он был рад, что не поверил россказням колдунов и кудесников, поставив своей целью философию.

Марк Аврелий, из-за своей влюблённости в стоическую философию, оставался ее приверженцем до конца своих дней. Его необыкновенные способности были вскоре замечены, и правящий император Антонин Пий, полагая, что жить ему осталось недолго, усыновил приходящегося ему племянником Марка, дал ему родовое имя Антонин и стал готовить приемного сына принять бразды правления в свои руки. Однако Антонин прожил дольше, чем ожидалось, и поэтому, Марк стал во главе державы только в 161 году.

Марк Аврелий отличался бескорыстием, презирал доносы, с успехом вел войны, с добротой управлял провинциями. Он учредил в Риме несколько философских школ, приблизил ко дворцу известных философов того времени. В Афинах он основал четыре кафедры философии, соответственно каждому направлению - академическому, перипатетическому (означало совершаемое обучение во время прогулки у последователей Аристотеля, который создал логику), стоическому и эпикурейскому.

Назревавший кризис Римской империи обусловил специфику философии Марка Аврелия. В его трактовке стоицизм окончательно теряет материалистические черты и принимает религиозно-мистический характер. Бог у Марка Аврелия – первооснова всего сущего; это мировой разум, в котором растворяется всякое индивидуальное сознание после смерти тела. Его этике свойствен фатализм, проповедь смирения и аскетизма. Он призывает к нравственному усовершенствованию и очищению через само углубление и познание фатальной необходимости, правящей миром.

Свои философские мысли Марк Аврелий изложил в виде афоризмов в единственном произведении – “К самому себе”. В сочинениях “К самому себе” (в русском переводе - "Наедине с собой", 1914; "Размышления", 1985) рисуется картина мира, управляемого промыслом природы (отождествляемой с Богом), а счастье человека понимается как жизнь в согласии с природой.

Философия Марка Аврелия оказала большое влияние на христианство, хотя сам император жестоко преследовал христиан.

И, несмотря на то что, стоики отдавали целый ряд своих созвучных христианству идей, сами оставались язычниками, при этом, осуществляли гонение на христиан, не подозревая, что всё это не могло не сказаться, на такое родство. И может быть, самое глубокое родство между стоицизмом и христианством следует искать не в совпадении отдельных мыслей и высказываний, а в том самоуглублении личности, на котором история стоицизма закончилась, и история христианства началась.

Переворот, совершенный стоиками в философии, можно назвать тем, что безразличное отношение стоического мудреца к окружающему его миру (в том числе и к социальному), сильнее проникает в сокровенные глубины собственного “Я”, таким образом, обнаруживая в своей личности целую вселенную ранее совершенно ему неведомую и недоступную. В “Размышлениях» Марка Аврелия достигнута, по-видимому, предельная глубина самосознания и восповедальности, доступные античному человеку. Без этого открытия “внутреннего мира” человека, совершенного стоиками, едва ли была бы возможна победа христианства. Поэтому римский стоицизм можно назвать, в определенном смысле, как рассмотрение “подготовительной школы” христианства, а самих стоиков - как “искателей Бога”.

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ МАРКА АВРЕЛИЯ

Вселенная управляется разумом, который есть Бог

В разумно устроенной вселенной все, что случается, является не только необходимым, но и благим.

Человеческое счастье заключается в том, чтобы жить в согласии с природой и разумом.

Хотя действия индивида причинно обусловлены, он достигает свободы, действуя разумно.

Дурные поступки других не причиняют нам вреда; скорее нам вредят наши мнения об этих поступках.

Все разумные существа подчиняются закону природы и тем самым являются гражданами всемирного государства.

Разумный индивидуум не должен бояться смерти, так как она естественное событие жизни.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ МАРКА АВРЕЛИЯ

Марк Аврелий занимается исключительно этическими проблемами и очень далек от всякой логики, физики и диалектики. Ведь задача заключается не в исследовании земных и подземных глубин, а в общении с внутренним “Я” и честном служении ему.

Философия Марка Аврелия возникла из чувства постоянной борьбы с окружающим миром, с мыслями внутри себя, воспринимая все превратности судьбы как должное.

У Марка Аврелия при всей его доброте и, напротив, настроения воевать, от, казалось бы, нахлынувшей радости, печали, или горя, то эти чувства, никак не отражались на выражении его лица. Это говорит о том, что его можно и нужно назвать стойким, мужественным, и что, среди своей армии, за все войны, он потерял многих, кто был ему близок.

Из-за этого, обостренное чувство тоски у Марка Аврелия в невероятной степени возрастает обращение к божеству, вера в божественное откровение. Одна из самых замечательных сторон личности Марка Аврелия: он как нельзя более далек от всяких утопий и он сознательно их отвергает. Философия остается законом жизни, но философ должен понимать все несовершенство человеческого материала, всю крайнюю медленность усвоения людьми высших моральных и интеллектуальных истин, всю громадную силу сопротивления, заключающуюся в историческом быте. Понятие судьбы представляло для стоической философии проблему. Если, как признавал Марк, вселенная управляется разумом и в силу этого всему случающемуся определенно случаться именно так, а не иначе, то остается ли место для свободы человека? Марк разрешает эту проблему, проводя тонкое различие. Если понимать под свободой выбор между равно открытыми альтернативами, то такой свободы, конечно же, не существует. Но у свободы есть и другое значение: принимать все происходящее как часть благого миропорядка и отвечать на события разумом, а не эмоциями. Индивидуум, живущий таким образом, настаивает Марк, является подлинно свободной личностью. Такой человек не только свободен, но еще и праведен. Так как разумность вселенной является основанием его благости, все происходящее во вселенной должно только укреплять эту благость. Следовательно, разумная личность, принимая события, не только отвечает на внешнее благо, но и вносит личный вклад в ценность мирового целого.

Марк был теистом, ибо он постоянно говорит о Боге словами, подразумевающими существование благого космического ума.

Другой теологический вопрос, которому Марк уделяет немало места, это вопрос о смерти и бессмертии. Человек разумный не будет бояться смерти. Будучи природным явлением, смерть не может быть злом; напротив, она причастна к благу, которое свойственно всякому природному явлению. После смерти мы просто перестаем существовать.

Марк разделяет стоическую теорию бессмертия. Согласно этому взгляду, история космоса развивается не линейно, а циклически. Эту доктрину часто называют учением о “вечном возвращении”.

Будучи существами разумными, мы подчиняемся также более высокому закону - закону природы. Этот закон касается каждого из нас, каким бы ни было общество, в котором мы живем. Согласно природному закону, все люди равны, будь ты император, раб или кто еще. Следовательно, правдиво утверждение, что, как существа разумные, все люди - члены одного государства, управляемого одними и теми же законами. Знаменитый тезис Марка гласит: “Я Антонин, и мое отечество - Рим; я человек, и мое отечество - мир”.

Особенно заметным в мировоззрении Марка Аврелия является гераклитовская характеристика бытия: естество, подобно реке, в непрерывном течении; в естестве целого, словно в потоке, передвигаются все тела; вечность – это река из становлений; течение и перемена постоянно молодят мир и т. д. Течение, в котором пребывает бытие,- круговое. Вверх, вниз, по кругу несутся первостихии, записывает Марк Аврелий. Мир управляется по определенным кругооборотам. Из круговращения бытия следует, во-первых, то, что ничто не гибнет, все вновь возрождается. Во-вторых, следует то, что все происходящее так происходило, будет происходить и происходит сейчас.

О человеке Марк Аврелий говорит следующее: я - это плоть, дыхание и ведущее ими тело, душа, ум; телу - ощущения, душе - устремления, уму - основоположения. Все это человек получил от природы и поэтому может считаться её созданием. Состою из причинного и вещественного, говорит Марк Аврелий. Ни у кого ничего нет собственного, но и тело твое, и сама душа оттуда пришли. Разум каждого – бог, и проистек оттуда.

Таким образом, можно сформулировать другой важнейший принцип морального наставления Марка Аврелия: жить под руководством разума и в согласии с ним. Его далее можно переформулировать в положение: жить в согласии с природой, так как для разумного существа, что содеяно по природе, пишет Марк Аврелий, то и по разуму. Получается, что человек должен жить как согласно своей природе, так и общей. По мнению Марка Аврелия, природа является источником благой жизни, так как все, что сообразно природе,- не зло.

По мнению Марка Аврелия, для человека естественно творить добро, творить его инстинктивно, бессознательно, и не требовать за это никаких наград.

Марк Аврелий, вместе с тем, признавал и некоторые незыблемые ценности: «Праведное помышление, общеполезная деятельность, речь, неспособная ко лжи, и душевное настроение, с радостью приемлющее все происходящее как необходимое, как предусмотренное, как проистекающее из общего начала и источника». Таким образом, в философе трагически сочетались мужество и разочарование.

Стоический идеал мудреца Марк Аврелий выразил так: «Будь как скала, о которую постоянно ударяются волны: она стоит, и вокруг нее не стихают вздувшиеся воды».

Деятель - правитель, философ - мыслитель. Если только размышлять и не действовать, то ничем хорошим это не закончится. С другой стороны, философу будут вредить занятия политической деятельности, отвлекая его от познания мира. В этом отношении среди всех римский правителей Марк Аврелий был исключением. Он жил двойной жизнью. Одна была на виду у всех, а другая оставалась тайной до самой его смерти.

Детство

Марк Аврелий, биография которого будет представлена в этой статье, родился в богатой римской семье в 121 году. Отец мальчика умер рано, и его воспитанием занялся дед, Анний Вер, который успел дважды побывать на посту консула и был на хорошем счету у императора Адриана, состоявшего с ним в родстве.

Юный Аврелий получал образование дома. Особенно ему нравилось изучать стоическую философию. Он остался её приверженцем до конца жизни. Вскоре необыкновенные успехи в учёбе мальчика заметил сам Антоний Пий (правящий император). Ожидая своей скорой смерти, он усыновил Марка и стал готовить его на должность императора. Однако Антонин прожил намного дольше, чем думал. Он скончался в 161 году.

Восхождение на престол

Марк Аврелий не считал получение императорской власти каким-то особенным и переломным моментом своей жизни. На престол также взошёл ещё один приёмный сын Антония, Луций Вер, но он не отличался ни полководческим талантом, ни государственным умом (умер в 169 году). Как только Аврелий взял бразды правления в свои руки, начались проблемы на Востоке: парфяне вторглись в Сирию и захватили Армению. Марк перебросил туда дополнительные легионы. Но победа над парфянами омрачилась эпидемией чумы, начавшейся в Двуречье и распространившейся за пределы империи. В это же время на дунайской границе произошло нападение воинственных славянских и У Марка не хватало солдат, и пришлось набирать в гладиаторов. В 172 году восстали египтяне. Бунт был подавлен опытным полководцем Авидием Кассием, объявившим себя императором. Марк Аврелий выступил против него, но до сражения дело не дошло. Кассия убили заговорщики, а истинный император отправился домой.

Размышления

Возвратившись в Рим, Марк Аврелий вновь вынужден был защищать страну от придунайских племён квадов, маркоманов и их союзников. После отражения угрозы император заболел (по одной версии - язвой желудка, по другой - чумой). Через некоторое время он скончался в Виндобоне. Среди его вещей были обнаружены рукописи, на первой странице которых была надпись «Марк Аврелий. Размышления». Эти записи император вёл в своих походах. Позже они будут издаваться под названиями «Наедине с собой» и «К самому себе». Исходя из этого, можно предположить, что рукописи не предназначались для публикации, ведь автор действительно обращается к себе, предаваясь наслаждению размышлениями и давая уму полную свободу. Но пустые мудрствования ему не свойственны. Все размышления императора касались реальной жизни.

В «Размышлениях» Марк Аврелий перечисляет всё хорошее, чему его научили воспитатели и что ему передали предки. Также он благодарит богов (судьбу) за своё презрение к богатству и роскоши, сдержанность и стремление к справедливости. А ещё он очень доволен, что, «мечтая заняться философией, не попал на какого-нибудь софиста и не засел с сочинителями за разборы силлогизмов, параллельно занимаясь внеземными явлениями» (в последней фразе имеется в виду отстранение от увлечения гаданиями, гороскопами и другими суевериями, столь популярными в период деградации Римской империи).

Марк прекрасно понимал, что мудрость правителя заключается не в словах, а прежде всего в поступках. Он писал сам себе:

  • «Работай усердно и не жалуйся. И не для того, чтобы тебе сострадали или изумлялись твоим трудолюбием. Желай одного: покоиться и двигаться так, как будет считать достойным гражданственный разум».
  • «Человеку в радость делать то, что ему свойственно. А свойственно ему созерцание природы и доброжелательность к соплеменникам».
  • «Если кто-нибудь сможет наглядно показать неверность моих поступков, то я с радостью прислушаюсь и всё исправлю. Я ищу правду, которая никому не наносит вред; вредит себе лишь тот, кто пребывает в неведении и лжи».

Заключение

Марк Аврелий, биография которого описана выше, был поистине гениален: будучи видным полководцем и государственным деятелем, он оставался философом, проявлявшим мудрость и высокий интеллект. Остаётся лишь сожалеть, что таких людей в мировой истории можно пересчитать по пальцам: одних власть делает лицемерами, других - развращает, третьих - превращает в приспособленцев, четвёртые относятся к ней, как к средству для удовлетворения своих низменных потребностей, пятые становятся покорным орудием в чужих враждебных руках… Благодаря стремлению к правде и увлечению философией, Марк преодолел искушение властью без каких-либо усилий. Немногие правители смогли понять и осознать высказанную им мысль: «Люди живут друг для друга». В своём философском труде он словно обращался к каждому из нас: «Представьте, что вы уже умерли, живя лишь до настоящего момента. Оставшееся время, данное вам сверх ожидания, проживите в гармонии с природой и обществом».

Марк Аврелий – последний из представителей так называемой пятерки хороших императоров. Пять правителей из одного рода, правили с 96 по 180 год, и именно на этот период припадает пик развития и наивысшего расцвета Римской империи.

Детство

Марк Анний Вер, а именно такое имя при рождении было дано будущему императору, родился в 121 году в знатной и довольно обеспеченной семье. После кончины родного отца, мальчика усыновил Публий Катилий Север, а ему самому было дано новое имя — Марк Анний Катилий Север. После того, как не стало и приемного отца в 139 году, Марк вскоре был повторно усыновлен императором Антонином Пием, а его полное имя теперь звучало как Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Жена Антонина Пия приходилась Аврелию теткой, так как была родной сестрой кровного отца мальчика.

Обучался Марк на дому, а приемный отец всеми силами способствовал всестороннему развитию Аврелия, видя в нем достойную смену на посту императора. Особенно по душе мальчику была философия стоиков, приверженцем которой он оставался до конца своих дней. Среди преподавателей Марка был и Аполлоний – известнейший в мировой истории представитель стоицизма.


Способности и таланты юного Аврелия были отмечены и правящим императором Адрианом, чьи поручения он с радостью выполнял. Адриан способствовал тому, чтобы Марк Аврелий получил один из титулов ордена, будучи шестилетним мальчишкой, что в принципе было неслыханно. Всего через два года парнишка уже входил в коллегию салиев (жрецов бога Марса). В 15-летнем возрасте на Марка была возложена огромная ответственность – ему доверили организацию Римских празднеств, проводимых императором. Адриан даже хотел, чтобы его титул унаследовал Марк Аврелий, но в силу юного возраста последнего, пришлось поступить иначе. На посту императора Адриана, умершего в 161 году, сменил приемный отец Марка – Антонин Пий, однако Адриан заранее обусловился, что последователем Пия обязательно должен стать Марк Аврелий.

Юность

Чести гордо зваться консулом, Арвелий удостоился будучи совсем юным – в 19 лет. Несмотря на молодость, на этой должности он сумел проявить свой нрав – будущий император был строг, требователен, и в то же время очень прост в общении. Аврелий с раннего возраста отличался любовью к древнеримским ритуальным традициям, а его ораторские способности производили на окружающих огромное впечатление. Среди всего прочего, Марк Аврелий имел глубокие познания в области гражданского права и юриспруденции.

В 145 году Марк Аврелий связал себя узами брака с одной из дочерей своего приемного отца – Фаустиной. В это же время он всецело отдался дальнейшему познанию философии.

Возглавляя империю

Для Марка Аврелия одержание власти над целой империей никогда не являлось приоритетом, и, тем не менее, в 161 году, он взошел на престол. Правда, делить его пришлось с еще одним приемным сыном Антонина Пия — с цезарем Луцием Вером. Последний не проявлял ни особого таланта управленца, ни интереса к делам империи и вскоре отошел от дел. К тому времени, когда Аврелий полностью взял управление государством в свои руки, ему было около 40 лет. В начале своего правления он проявил себя как мудрый и рассудительный император, преодолев ряд проблем, среди которых были вторжение парфян в Сирию, восстание египтян, распространение эпидемии чумы и другие.

В свое время постоянная нехватка государственных средств во время бесконечных войн заставила императора искать пути решения проблемы. Марк Аврелий поступил благородно и мудро – он заложил абсолютно все ценности, принадлежавшие ему и его семье, что позволило решить большую часть финансовых проблем. В другой ситуации – во время возможного повышения военных налогов — он с легкостью распрощался с принадлежавшими ему художественными произведениями, и снова народ восхитился своим правителем.

Философия в жизни императора

Марк Аврелий отчетливо осознавал всю важность философии в процессах воспитания и образования, а потому им было организованно сразу четыре кафедры академического, перипатетического, стоического и эпикурейского направлений. Кафедры располагались в Афинах, а все преподаватели содержались на государственном счету. Аврелий отличался чувством такта и искренним желанием сделать мир чуть лучше. Так, в свое время, он принял решения немного смягчить правила гладиаторских боев, хотя это могло нанести непоправимый урон по его популярности среди населения.

Известно, что у великого императора был сложнейший недуг, однако разные источники указывают разную информацию. Одна из версий – это язва, другая – чума. Болезнь отнимала много сил, и физических, и моральных, но Аврелий никогда не падал духом и всегда был хладнокровен. Один из советников Аврелия рассказывал, как Марк во время походов часы ночного отдыха отдавал науке – он писал труды по философии морали и метафизике. Сегодня эти работы известны широкой общественности под названием «Размышления» или же «К самому себе».



Во время пребывания в одной из провинций империи, в 176 году в результате разгоревшегося мятежа, умерла супруга императора. Несмотря на проблемы, которые нередко возникали в браке между ними, Аврелий долго и тяжело переживал утрату «матери лагерей», как он ее называл. Самого же философа не стало спустя 4 года, во время очередного военного похода. 17 марта 180 года, незадолго до своей смерти, Аврелий признался врачу, что чувствует, что это – конец. Вскоре его не стало.

Жизнь
Марк Аврелий - император Римской империи (161 - 180 гг.) и последний представитель философской школы стоиков. В истории мировой философии вряд ли можно еще найти, чтобы в одном лице слились две функции - императора и философа.
Марк Аврелий родился в 121 г. в богатой патрицианской семье. В раннем возрасте он потерял отца. Главным воспитателем Марка становится его дед. На формирование характера оказала влияние мать. «Деду Веру, - писал Марк Аврелий, - я обязан уравновешенностью и незлобивостью; славе памяти - скромностью и мужественностью; матери - благочестием, щедростью и воздержанием не только от дурных дел, но и от дурных помыслов, и сверх того простым образом жизни, далеким от всякой любви к роскоши». С юных лет Марк Аврелий получил представление об обязанностях правителя, о праве и свободе граждан, о выдающихся политических деятелях и философах своего времени. Он получил хорошее семейное образование. Особое влияние на него оказал философ-стоик. Под влиянием учителя Марк стал приучать себя к суровому образу жизни.
В 138 г. Марк был помолвлен с Фаустиной, дочерью императора Антония Пия, а в 145 г. оформлен их брак. Таким образом, он становится наследником престола. Фаустина была красивой, но распутной женщиной. Она часто выбирала себе любовников из гладиаторов и матросов. Когда друзья советовали Марку развестись с женой, он отвечал: «Если я разведусь с женой, то нужно будет возвратить ей приданое, то есть будущую императорскую власть».
Император приблизил Марка Аврелия к управлению государством. На императорский трон претендовал еще один приемный сын императора - Луций Вер. В 161 г. император Антоний Пий скончался, и власть перешла к Марку Аврелию. Его соправителем стал Луций Вер. Марк Аврелий и Луций Вер были людьми разного склада: Марк - скромный, волевой, порядочный, отзывчивый, а Луций Вер - распущенный, себялюбивый, чванливый. Однако они уживались, вместе управляли империей и совершали военные походы. Почти половину своего правления Марк Аврелий провел в походах вместе со своими воинами, которые любили его и готовы были отдать за него свою жизнь.
Соправитель Луций Вер умер в 169 г. Марк Аврелий стал полновластным властителем империи. В этот период у него не складываются отношения с сыном Коммодом. По своему характеру сын был прямой противоположностью отца: вспыльчивый, надменный, коварный.
Во время походов Марк Аврелий делал свои философские записи, которые после его смерти были опубликованы под названием «Наедине с собой».
Во время разразившейся чумы Марк Аврелий заболел и 17 марта 180 г. скончался.
Учение
Каковы же основные положения учения Марка Аврелия? Марк Аврелий - представитель позднего стоицизма. Известно, что Ранняя Стоя свою философию делила на три раздела: физику (учение о природе), логику (учение о мышлении и познании) и этику (учение о человеке и обществе). Поздняя Стоя (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) основное внимание сосредоточила на этике, а в этике - на проблеме человека, на проблеме смысла жизни.
Как и все стоики, Марк Аврелий считал, что существует вечная природа, которая есть сплав материи и мировой души. Природа одушевлена. Мировая душа - эта гераклитовский логос. В природе все взаимосвязано, все развивается под направлением логоса. Логос, мировая душа и есть Бог. Бог не творец природы. Бог - управитель природы. Существует бесконечная причинно-следственная связь в природе, в космосе. В этом смысле и следует понимать судьбу, рок. На всех процессах лежит печать судьбы. Судьба - это предустановленный Богом, или Логосом, мировой порядок. Следовательно, человек, вписанный в этот мировой порядок, должен жить в соответствии с природой. Человек есть одно из проявления этого единого целого.
Человек, считал Марк Аврелий, является сложным образованием. В нем слились все компоненты живого космоса. В человеке следует прежде всего выделять тело, душу и разум. Тело - это комбинация огня, воды, воздуха и земли. Эта комбинация позволяет иметь телу свойства воспринимать, чувствовать. Смерть разрушает эту комбинацию, и разрушенное тело человека вливается в общий материальный массив природы. Душа человека - это частное проявление мировой души или пневмы. Душа - жизненная сила человека, выполняющая в теле человека ту же функцию, какую выполняет огнедышащая пневма или мировая душа в природе. После смерти человека его душа вливается в мировую душу. Разум - это «Я» человека, совесть человека, его «внутренний гений». Разум есть частица мирового разума. Мировой разум и разум человека - это руководящее начало.
Ничто из того, утверждал Марк Аврелий, что обычно вызывает наслаждение и страдание у людей (богатство и бедность, слава и бесчестье, жизнь и смерть), не может оцениваться в категориях добра и зла, поскольку они падают как на долю достойных, так и недостойных. Истинно разумно и нравственно поступает, с его точки зрения, лишь тот, кто отбрасывает суетные стремления к внешним благам, стоит выше страстей и рассматривает все происходящее как проявление мирового космического закона. Хотя Марк Аврелий много говорит об обязанностях человека перед обществом, о необходимости быть преданным общему благу, все же его этика глубоко индивидуалистична. Главный смысл жизни человека заключается в стремлении к нравственному совершенствованию. Как этого достичь? Надо уйти в себя. Надо ежедневно заниматься духовным самовоспитанием. Надо постоянно в свободные часы беседовать с самим собой. Благодаря самовоспитанию человек может стать мужественным, честным, благородным, уважительным, стойким к невзгодам, скромным в достатке и роскоши, преданным интересам общества и государства.