Основные этапы развития средневековых городов. Формирование средневековых городов

Конспект урока истории в 6 классе

Формирование средневековых городов. Городское ремесло.

Педагогическая цель

Создать условия для понимания причин возникновения средневековых городов, представлений о ремесленном производстве.

Тип и вид урока

Усвоение и закрепление первичных знаний /деятельностный - учебный практикум/

Планируемые результаты

(предметные)

Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

Личностные

результаты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Метапредметные

результаты

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы

Основное содержание темы,

понятия и термины

Средневековый город. Причины возникновения и места возникновения средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов.

Образовательные

ресурсы

Учебник. Карта Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV веке. Презентация. Дидактический материал.

Этапы урока

Формы, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

I .Орг. момент

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм

II .Постановка

учебной цели

Фронтальная.

Словесный проблемный.

Мультимедий

ный

Показ презентации. /слайд 2/ Создание мотивации на урок. /слайд 4 /Мотивация на определение задач урока / слайд 5-6 /Организация групповой работы по социальным ролям: архивариусы, корректоры, редакторы

Слушают музыку.

Определяют тему урока, пытаются

определить задачи урока. Пытаются объяснить, чем занимаются архивариусы, корректоры, редакторы

Регулятивные : умеют определять тему и задачи урока на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

III .Усвоение

новых знаний и способов действий

Средневековый город. Причины возникновения

и места возникно-

вения средневековых городов.

Борьба городов с сеньорами.

Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов.

Средневековое ремесло.

Работа в группах

с источниками,

картой, слайдами,

иллюстрациями

учебника

Показывает слайды с заданием для групп. / слайд 7-9 /. Раздает дидактический материал, организует работу с источниками, направляет работу в группах, приходит на помощь, если возникают трудности.

Организует беседу по выполненным заданиям, используя слайды презентации ./слайд 10 - 13/

Организует работу с картой.

Подводит детей к обобщению полученных знаний / слайд 15/

Мотивирует на выполнение нового учебного задания: Почему возникает борьба между городами и сеньорами / слайд 17/

Организует работу по группам. /слайд 18/

Помогает учащимся подвести итоги выполненным заданиям./слайд 19-20 /

Мотивирует на изучение вопроса о средневековых ремесленниках, их занятиях и жизни.

Организует работу в группах с текстом учебника и иллюстрациями.

/слайд 21 - 22/

Организует проверку выполненных заданий, используя слайды/ 23-27/

Изучают источники,

/слайд 14-15/

Изучают источники,

выполняют поставленную задачу, представляют результаты своей деятельности, подводят итоги того, что узнали с помощью учителя /слайд 14-15/

Работают с текстом учебника параграфа 13, выполняют поставленную задачу, представляют результаты своей деятельности, подводят итоги того, что узнали с помощью учителя

Регулятивные : владеют первоначальными умениями выполнять учебные действия в устной, письменной речи, с помощью учителя обобщают полученные знания.

Познавательные : используют знаково-символические средства

для решения учебной задачи; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Коммуникативные: умеют работать в группе, строят понятные для окружающих высказывания.

Беседа по выполненным задания, работа с картой, презентацией

IV .Закрепление новых знаний и способов действий

Фронтальная.

Словесный проблемный.

Мультимедий-

ный

Организует работу с мультимидийным тестом /слайд 28- 30/

Называют термины

Познавательные : воспроизводят по памяти информацию

тест

V . Самооценка

Фронтальная.

Письменная.

Организует на самооценку работы на уроке

Оценивают свою работу

Регулятивные: оценивают свою деятельность

анализ

VII .Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя.

Урок истории в 6 классе

Цели: познакомить с причинами упадка античных городов и появления новых, признаками ремесленного производства.

Планируемые результаты:

предметные: научиться объяснять причины упадка античных городов и возрождения новых городов; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации;

личностные УУД: формировать навыки проведения анализа; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: карта «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Правилами городского совета Парижа в XII в. было предписано следующее: ширина улиц должна быть такой, чтобы осел, идущий посередине, мог ухватить, мотая головой, по пучку травы с низких оград с каждой из сторон. В городе Эдинбурге (Шотландия) была «улица коров», в Страсбурге (Германия) — «улица быков». Как эти факты характеризуют города? Попытаемся обсудить эти вопросы на нашем уроке.

III. Актуализация знаний

— Всегда ли существовали города?

— Были ли города в Древнем мире?

— Какие цивилизации Древнего мира отличались большим количеством городов?

— Где возникали эти города, чем в них занимались жители?

— Какие города уцелели после завоевания германцами Европы?

(Ответы учеников.)

— Сегодня на уроке речь пойдет о средневековых городах.

— Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке.

(По ходу ответов заполняется «Древо целей».)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Формирование средневековых городов. Городское ремесло».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Причины возникновения новых средневековых городов.
  2. Борьба городов с сеньорами.
  3. Мастерская городского ремесленника.
  4. Цехи и развитие ремесла.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему города стремились освободиться от власти сеньоров? Зачем ремесленники объединялись в цехи?

IV. Работа по теме урока

1. Причины возникновения новых средневековых городов

В первые столетия Средних веков в Европе было мало городов, но с X-XI вв. их число стало расти. Давайте убедимся в этом.

Задание: сравните исторические карты «Франкское государство в V — середине IX в.» и «Европа XIV-XV вв.».

— Какие выводы вы можете сделать на основании сравнения?

(Ученики выполняют задание.)

— Чем же объясняется рост числа городов во второй период Средневековья?

Задание: прочитайте исторический документ и выполните задания к нему.

Исторический документ

С XI в. с ростом населения сократились пространства, занятые лесами и болотами. К XII в. в Европе появилось много городов. На то были свои причины. Дело в том, что люди научились хорошо обрабатывать железо и придумали более совершенные орудия труда, например тяжелый колесный плуг. Он мог лучше вспахивать почву, качественнее ее обрабатывать. Это способствовало получению большего количества сельскохозяйственной продукции. Для изготовления железных орудий труда было нужно больше металла, поэтому в Европе возрастает добыча железной руды, активно развивается кузнечное дело. Для изготовления новых, более сложных орудий труда требуются специалисты. Среди крестьян выделяются мастера. Такие изменения происходят и в других ремеслах. Люди, умеющие что-то мастерить, занимаются только своим делом, а продукцию свою обменивают на продукты питания. Этим и живут. Так происходит отделение ремесла от сельского хозяйства. К чему это приводит? К тому, что у людей появляется необходимость где-то обмениваться изделиями.

Задание: найдите в тексте последствия успехов в развитии хозяйства в средневековой Европе в XI-XII вв. и определите причины возрождения городов.

(Проверка выполнения задания и составление схемы)

Успехи в сельском хозяйстве (расчистки, трехполье, колесный плуг) и ремесле (появление сложных видов)

— Увеличение урожая, излишки продуктов -> Обмен части продуктов на изделия ремесленников

— Нужны были особые навыки в ремесле -> Ремесленники уходили из феодальных поместий

Отделение ремесла от сельского хозяйства

Возникновение и рост числа городов

— Как это происходило?

Задание: давайте познакомимся с процессом возникновения средневекового города на примере судьбы одного из ремесленников, используя прием драматизации.

Дополнительный материал

Молодой плотник Жан давно задумал покинуть родную деревню в которой жили его дед и отец. Наделом земли Жан не дорожил, его могло прокормить ремесло. Взвалив на спину короб с несложными инструментами, он ушел из дому. Все лето бродил Жан от замка к замку, изготовляя мебель по заказу их владельцев. Но бесконечно странствовать было нельзя. И тогда Жан вспомнил о монастыре, который был расположен на берегу судоходной реки. Издавна там по большим праздникам собирался торг, хорошо известный в округе.

Подойдя к монастырю, Жан не узнал знакомого места: у самой дороги стояла кузница, ее хозяин за плату подковывал лошадей многочисленных посетителей. На другой стороне дороги какой-то предприимчивый человек открыл постоялый двор для приезжих. А у самой стены, точно гнезда ласточек, лепились дома ремесленников. Жан нашел среди них товарищей по ремеслу. В сырье недостатка не было, его всегда можно было купить у заезжих купцов. Заказывали и покупали изделия обитатели монастыря и приходившие сюда люди из соседних деревень и замков

Поселок ремесленников быстро рос — прибывали все новые беглецы из поместий. На берегу реки возникло поселение торговцев, там же ютился всякий бедный люд, зарабатывающий трудом на причале.

Но мирная жизнь поселка вскоре была прервана. В глухую осеннюю ночь на поселок напал отряд рыцарей. Жители поселка укрылись за стенами монастыря, но все, что они не успели унести с собой, стало достоянием разбойников. Вернувшись к своим разграбленным жилищам, ремесленники собрались на сход и приняли решение укрепить поселок. Они окопали его рвом, насыпали земляной вал, а на нем поставили деревянный частокол. Так образовалось укрепленное поселение — город.

— Города возникали в различных местах. По ходу рассказа отмечайте на карте города, о которых идет речь.

Города появлялись:

1. На месте старых античных городов . Как правило, там еще со времен Римской империи находились резиденции епископов и некоторых крупных светских феодалов. Вокруг них всегда жило много людей — придворных, военных, слуг, ремесленников. Кроме того, древние города были построены в удобных для торговли местах — на берегах морей и крупных рек, перекрестках больших дорог. Почти все итальянские города, а также Париж (бывшая Лютеция), Кельн (бывшая римская колония Агриппина), Базель (Базилия), Лондон (Лондиний) и многие другие провинциальные города Западной Римской империи ведут свою историю с античных времен и пережили второе рождение в эпоху позднего Средневековья.

2. На месте древних варварских военных укреплений (бургов) . Они со временем превратились в резиденции графов, центры их владений. Но только наличия военного лагеря было, как правило, недостаточно для возникновения города.

3. В местах, которые располагались вблизи переправ, речных путей и находились на более или менее одинаковом расстоянии от нескольких окрестных деревень. Жители собирались здесь, чтобы обменяться произведенными ими продуктами и приобрести необходимые вещи: орудия труда, одежду, украшения. Там можно было встретить и купцов из дальних стран. Такие места, где постоянно велась торговля, назывались рынками.

(Проверка выполнения задания.)

Вопрос-загадка. Первые дома и улицы города Арля на юге Франции располагались на гладком, похожем на стол месте, имевшем правильную овальную форму. По краям этого овала находились засыпанные песком каменные ступени, широким полукольцом охватывающие поселение.

— Как вы можете объяснить столь своеобразное место возникновения города Арля? Каковы ваши предположения о первоначальных размерах поселения?

(Проверка выполнения задания.)

2. Борьба городов с сеньорами

Средневековый город не случайно был крепостью, врагов у него было немало. Но со временем злейшим врагом стал сеньор. Почему? Вспомните смысл средневековой поговорки «Нет земли без господина».

(Ответы учеников.)

Проблемное задание. Сеньором Страсбурга в Германии был епископ. Его люди судили горожан, назначали цеховых старшин, собирали налоги и пошлины, ведали чеканкой монет, получали деньги за пользование городскими весами и мерами. Горожане ежегодно отбывали в пользу епископа пятидневную барщину, ремесленники были обязаны поставлять ему определенное количество товара, купцы выполняли в поездках его поручения.

— Чем власть сеньора мешала развитию ремесла и торговли в городе?

(Проверка выполнения задания.)

— Что стало следствием борьбы городов с сеньорами?

Задание: работая с текстом п. 3 § 13, определите последствия этой борьбы и оформите свои выводы графически.

Борьба городов с сеньорами и ее последствия

Борьба городов с сеньорами -> Город под властью сеньора -> Последствия борьбы =>

1. Самоуправление в освободившихся городах

Мэр -> Городской совет -> Суд | Казна | Войско

2. «Городской воздух делает свободным»

В XII-XIII вв. многие крестьяне получили в городе новые профессии и обрели свободу.

3. Мастерская городского ремесленника

— В каких условиях в городе трудились ремесленники?

Задание: изучите иллюстрации «Мастерские ремесленников» и ответьте на вопросы.

— В каком помещении находится мастерская?

— Какие орудия труда используются в ней?

— Есть ли в мастерской механизмы, приводимые в движение какой-либо другой силой, кроме руки человека?

— Кто хозяин мастерской и почему?

— Является ли он работником?

— Какое положение в мастерской занимает работник, сидящий у окна?

— Что делают мальчики?

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Мастерская ремесленника:

  • Производство изделий на заказ или на продажу
  • Ручные орудия труда
  • Мелкое производство. Отсутствие разделения труда
  • Личный труд мастера. Эксплуатация подмастерьев и учеников

Подмастерья получали за свой труд от мастера плату. Они жили в доме мастера и питались с ним за одним столом, нередко женились на дочерях мастера. Накопив деньги на обзаведение собственной мастерской и сдав экзамены, подмастерья обычно становились мастерами.

— В чем состояла двойственность положения подмастерьев?

(Проверка выполнения задания.)

Задание: сравните положение зависимого крестьянина и городского ремесленника и заполните таблицу.

— Что общего между зависимым крестьянином и городским ремесленником? Каковы различия между ними?

(Проверка выполнения задания.)

4. Цехи и развитие ремесла

В условиях феодальной раздробленности мастера-ремесленники одной специальности объединялись в цехи.

Задание: работая с текстом п. 5, 6 § 13, ответьте на вопросы и выполните задания.

— Назовите и объясните причины образования цехов.

— Что такое цехи?

— Какие задачи выполняли цехи?

— Кто и как управлял работой цеха?

— Приведите примеры из жизни цеха.

— Каким образом цехи способствовали развитию ремесла?

— Каким образом они препятствовали росту промышленного производства в городах?

— Нет ли противоречия в этих вопросах? Как разрешить это противоречие?

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

— Почему в Средние века возникла поговорка «Городской воздух делает свободным»?

— Кто работал в ремесленной мастерской?

— Почему средневековым городам удалось освободиться от власти сеньоров на несколько столетий раньше, чем крестьянам?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какие умения и навыки отрабатывали?

— С какими новыми терминами познакомились?

— Что понравилось и что не понравилось на уроке?

— Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников — § 13, подготовить проект на тему «История возникновения средневековых городов».
  2. Для средних учеников — § 13, составить логическую цепочку «Причины возникновения городов и изменений в обществе».
  3. Для слабых учеников — § 13, ответить на вопрос: как изменилось значение слова «шедевр» в наши дни?

Распределение городов на территории Европы было неравномерным. Особенно много их было в Северной и Средней Италии, во Фландрии и Брабанте, по Рейну. Но и в других странах и регионах количество городов, включая мелкие, было таково, что обычно житель деревни мог добраться до какого-либо из них в течение одного дня.

Размеры средневековых западноевропейских городов были весьма невелики. Обычно их население исчислялось 1 или 3-5 тыс. жителей. Даже в XTV-XV вв. большими считались города с 20-30 тыс. жителей. Только немногие из них имели население, превышающее 80-100 тыс. человек (Константинополь, Париж, Милан. Венеция, Флоренция, Кордова, Севилья).

При всем различии места, времени, конкретных условий возникновения того или иного города оно всегда являлось результатом общего для всей Европы общественного разделения труда.

Город, замок и деревня - три полюса, к которым тяготели три основных светских сословия Средневековья (светских, потому что церковь была на всех трех полюсах). Замок - место обитания феодалов, деревни вокруг него - место обитания крестьян (как свободных, так и крепостных - сервов), город - гнездо нарождавшегося нового сословия купцов и ремесленников. Эти три полюса были в напряженных отношениях между собой.

Замок родился еще в темные века, как средство держать под контролем деревенскую округу. Для нее он - кровосос, постоянно требующий барщинных работ и поставок продуктов (к концу средневековья все это было заменено деньгами). Но и защитник от постоянной угрозы разорения воинственными соседями, и судья в имущественных спорах, и единственный источник недостающих орудий производства. Для замка деревня - источник экономической, а значит и политической силы, но и смутная угроза бунтов, которые совершались с характерной для тех времен жестокостью. Впрочем, крестьяне покушались на "данный от Бога порядок" только в самых отчаянных случаях. Замок и деревня - две половинки единой экономической системы, на которой стояло все средневековьеИстория средних веков / Под ред. С.П. Карпова. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 321с. .

Для города на раннем этапе замок - нянька, хоть и суровая. Город мог возникнуть только там, где местный сеньор мог обеспечить ему защиту. Конечно за это приходилось платить, и немало. Но замок отвечал первыми заказами на предмет ремесла. Первые купеческие экспедиции с дарами местной земли тоже загружались в замках.

Со временем город стал для замка и соперником, и соблазном. Соперником потому что выманивал своей свободой крестьян и больше не возвращал их феодалам. Например, крепостной, проживший в городе год и один день считался свободным. Кроме того, город быстро стал опасной военной силой. С другой стороны, в городе сосредотачивались для феодала все источники предметов роскоши и средств на ее приобретение, а со временем и источники кредита на жизнь. Все это привело к тому, что крупные феодалы стали переселяться в город и строить в нем дворцы - "городские замки".

Города отличались от окружающих деревень своим внешним видом и плотностью населения. Обычно они были окружены рвами и высокими каменными, реже деревянными, стенам с башнями и массивными воротами, которые служили защитой от нападений феодалов и нашествий неприятеля. Ворота на ночь закрывались, мосты поднимались, на стенах дежурили дозорные. Сами же горожане несли сторожевую службу и составляли ополчения.

Постепенно города стали для деревенской округи такими центрами, какими раньше были замки. Крестьяне стали везти продукцию не в замок, а на рынок в город. Противостояние центра с периферией стало не социальным, а культурным: горожане черпали гордость в противопоставлении себя неотесанной деревенщине.

Неудивительно, что в иерархии сфер средневековой культуры бесспорное лидерство имело богословие (теология), в рамках которого осуществлялись распространение идеи христианства, воспитание священнослужителей, разработка эффективных методов воздействия на человека. Остальные сферы жизни так или иначе призваны были служить богословию, существовать в рамках выдвигаемых теологией доктрин и постулатов. Теология сыграла не последнюю роль в защите официальной церковной доктрины в области догматики и культа от многочисленных ересей (от греч. hairesis - особое вероучение), возникновение которых относится ко времени раннего Средневековья и без учета которых нельзя представить социокультурную ситуацию этого времени Аргафонов П.Г. Европейский средневековый город эпохи Средневековья и Раннего Нового времени в современной западной историографии: Учебное пособие. - Ярославль: Ремдер, 2006. - 232 с. .

Таким образом, институт церкви, христианское вероучение занимали в рассмотренный период доминирующие позиции практически во всех сферах средневекового общества

В Европе наступила эпоха "темных веков". В этот период почти все города пришли в упадок и опустели. Феодалы предпочитали жить в своих резиденциях. Сильно уменьшилось значение денег в экономике. Монастыри просто обменивались дарами. Если в одном аббатстве ковали железные изделия, а в другом, например, варили пиво, они отсылали друг другу часть продукции. Крестьяне также занимались меновой торговлей.

Но постепенно ремесла и торговля начали возрождаться, результатом чего стало формирование средневековых городов. Некоторые из них отстраивались на месте античных полисов, другие возникали рядом с монастырями, мостами, портовыми селениями, оживленными дорогами.

Античные и средневековые города

В Римской империи застройка полисов проводилась в соответствии с заранее утвержденным планом. В каждом крупном городе была арена для спортивных состязаний и гладиаторских боев, водопровод, канализация. Улицы делали ровными и широкими. Возникновение и рост средневековых городов происходили по-другому сценарию. Застраивались они хаотично, без какого-либо единого плана.

Интересно, что в период раннего средневековья многие античные постройки стали использоваться совсем не для тех целей, для которых они изначально сооружались. Так, просторные древнеримские бани нередко превращали в христианские храмы. А внутри Колизеев, прямо на арене, строили жилые дома.

Роль торговли

Возрождение городов в Европе началось с Италии. Морская торговля с Византией и арабскими странами привела к появлению денежного капитала у купцов с Апеннинского полуострова. Золото стало стекаться в итальянские средневековые города. Развитие товарно-денежных отношений изменило уклад жизни северного Средиземноморья. На смену когда каждый феодальный удел самостоятельно обеспечивал себя всем необходимым, пришла региональная специализация.

Развитие ремесел

Торговля оказала ключевое влияние на формирование средневековых городов. Городское ремесло стало полноценным способом заработка. Раньше крестьяне вынуждены были заниматься и земледелием, и другими промыслами. Теперь же появилась возможность профессионально заниматься изготовлением какого-либо специализированного товара, продавать свою продукцию и на вырученные деньги покупать продукты питания.

Ремесленники в городах объединялись в гильдии, называвшиеся цехами. Такие организации создавались с целью взаимопомощи и борьбы с конкуренцией. Многими видами ремесел разрешено было заниматься только членам цехов. При нападении на город вражеской армии из участников гильдий формировались отряды самообороны.

Религиозный фактор

Христианская традиция паломничества к религиозным святыням также оказала влияние на формирование средневековых городов. Поначалу большая часть особо почитаемых реликвий находилась в Риме. Чтобы поклониться им, в город приходили тысячи паломников. Разумеется, отправиться в далекое путешествие в те времена могли только люди небедные. Для них в Риме было открыто множество гостиниц, трактиров, лавок с религиозной литературой.

Епископы других городов, видя, какой доход приносят Риму набожные путешественники, тоже стремились обзавестись какой-нибудь реликвией. Священные предметы привозили из далеких краев или чудесным образом находили на месте. Это могли быть гвозди, которыми распинали Христа, мощи апостолов, одежда Иисуса или Богородицы и другие подобные артефакты. Чем больше паломников удавалось привлечь, тем выше был доход города.

Военный фактор

Из войн в значительной мере состоит история средних веков. Средневековый город, помимо прочих функций, мог быть важным стратегическим объектом, защищающим границы страны от вторжения неприятеля. В этом случае его внешние стены делали особенно крепкими и высокими. А в самом городе размещали военный гарнизон и большой запас провизии в амбарах на случай длительной осады.

В период позднего средневековья многие армии состояли из наемников. Эта практика особо широко распространилась в богатой Италии. Жители тамошних городов не желали подвергать себя риску на полях сражений и предпочитали содержать наемное войско. В нем служило много швейцарцев и немцев.

Университеты

Образовательные учреждения также внесли вклад в формирование средневековых городов. История начинается в XI веке. И первенство здесь тоже у итальянцев. В 1088 году в городе Болонья был основан старейший в Европе университет. Он продолжает обучать студентов и в наши дни.

Позже университеты появились во Франции, в Англии, а затем и в других странах. В них велось преподавание богословских и светских дисциплин. Университеты существовали на частные деньги, а потому имели достаточную степень независимости от властей. В некоторых странах Европы до сих пор действуют законы, запрещающие полиции заходить на территорию высших учебных заведений.

Горожане

Итак, было несколько сословий, благодаря которым происходило возникновение и развитие средневековых городов в Европе.

1. Купцы: перевозили различные товары морем и по суше.

2. Сословие ремесленников: мастера, изготовлявшие промышленную продукцию, были фундаментом городской экономики.

3. Духовенство: церкви и монастыри занимались не только отправлением религиозных ритуалов, но и научной и хозяйственной деятельностью, а также участвовали в политической жизни.

4. Солдаты: войска не только участвовали в походах и оборонных операциях, но и поддерживали порядок внутри города. Правители привлекали их к поимке воров и разбойников.

5. Профессора и студенты: университеты оказали немалое влияние на формирование средневековых городов.

6. Класс аристократии: дворцы королей, герцогов и прочих знатных особ также располагались в городах.

7. Прочие образованные мещане: лекари, писари, банкиры, землемеры, судьи и т. д.

8. Городская беднота: слуги, попрошайки, воры.

Борьба за самоуправление

Земли, на которых возникали города, изначально принадлежали местным феодалам или церковным аббатствам. Они облагали мещан налогами, размер которых устанавливался произвольно и часто был слишком велик. В ответ на притеснения со стороны землевладельцев возникло коммунальное движение средневековых городов. Ремесленники, купцы и другие жители объединялись, чтобы совместно противостоять феодалам.

Основными требованиями городских коммун были посильные налоги и невмешательство землевладельца в хозяйственно-экономическую деятельность жителей. Обычно переговоры заканчивались составлением Устава, в котором были прописаны права и обязанности всех сословий. Подписание таких документов завершало формирование средневековых городов, обеспечивая юридический фундамент их существования.

Демократическое управление

После того, как право на самоуправление было отвоевано у феодалов, пришло время определить, на каких принципах будет построен сам средневековый город. Цеховая организация ремесла и гильдии торговцев были теми институтами, из которых выросла система коллегиального принятия решений и выборности власти.

Должности мэров и судей в средневековых городах были выборными. При этом сама процедура избрания часто была довольно сложной и многоступенчатой. Например, в Венеции выборы дожа проходили в 11 этапов. Избирательное право было не всеобщим. Почти везде существовал имущественный и сословный ценз, то есть в выборах могли участвовать только богатые либо родовитые граждане.

Когда формирование средневековых городов окончательно завершилось, сложилась система, при которой все рычаги управления оказались в руках ограниченного количества аристократических семей. Бедные слои населения были недовольны таким положением вещей. иногда выливалась в восстания черни. В результате городской аристократии приходилось идти на уступки и расширять права бедняков.

Историческое значение

Активное развитие городов началось в Европе в X-XI веках в центральной и северной Италии, а также во Фландрии (территория современных Бельгии и Голландии). Движущими силами этого процесса были торговля и ремесленное производство. Чуть позже расцвет городов начался во Франции, Испании и на немецких землях В результате континент преобразился.

Трудно переоценить то влияние, которое оказало на развитие Европы формирование средневековых городов. Городское ремесло способствовало техническому прогрессу. Торговля привела к совершенствованию кораблестроения, и в конечном итоге к открытию и освоению Нового света. Традиции городского самоуправления стали основой демократического устройства современных Уставы и хартии вольностей, определявшие права и свободы различных сословий, сформировали систему европейского права. А развитие в городах науки и искусства подготовило приход эпохи Возрождения.

Возникновение средневековых городов как центров ремесла и торговли Таким образом, примерно к X-XI вв. в Европе появились все необходимые условия для отделения ремесла от сельского хозяйства. При этом отделившееся от сельского хозяйства ремесло - мелкое промышленное производство, основанное на ручном труде, прошло в своём развитии ряд стадий. Первой из них явилось производство изделий по заказу потребителя, когда материал мог принадлежать и потребителю-заказчику, и самому ремесленнику, а оплата труда производилась либо натурой, либо деньгами. Такое ремесло могло существовать не только в городе, оно имело значительное распространение и в деревне, являясь дополнением к крестьянскому хозяйству. Однако при работе ремесленника на заказ товарное производство ещё не возникало, ибо продукт труда на рынке не появлялся. Следующая стадия в развитии ремесла была связана уже с выходом ремесленника на рынок. Это было новым и важным явлением в развитии феодального общества. Ремесленник, специально занимавшийся изготовлением ремесленных изделий, не мог бы существовать, если бы он не обращался к рынку и не получал там в обмен на свои изделия необходимые ему продукты сельскохозяйственного производства. Но, производя изделия для продажи на рынке, ремесленник становился товаропроизводителем. Так, появление ремесла, обособленного от сельского хозяйства, означало зарождение товарного производства и товарных отношений, появление обмена между городом и деревней и возникновение противоположности между ними. Ремесленники, выделявшиеся постепенно из массы закрепощённого и феодально зависимого сельского населения, стремились уйти из деревни, бежать из-под власти своих господ и поселиться там, где они могли бы найти наиболее благоприятные условия для сбыта своей продукции, для ведения своего самостоятельного ремесленного хозяйства. Бегство крестьян из деревни привело непосредственно к образованию средневековых городов как центров ремесла и торговли. Уходившие и бежавшие из деревни крестьяне-ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия ремеслом (возможность сбыта изделий, близость к источникам сырья, относительная безопасность и т. п.). Местом своего поселения ремесленники избирали нередко именно те пункты, которые играли в раннее средневековье роль административных, военных и церковных центров. Многие из этих пунктов были укреплены, что обеспечивало ремесленникам необходимую безопасность. Сосредоточение же в этих центрах значительного населения - феодалов с их слугами и многочисленной свитой, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации и т. д.- создавало благоприятные условия для сбыта здесь ремесленниками своих изделий. Ремесленники селились также вблизи больших феодальных владений, усадеб, замков, обитатели которых могли явиться потребителями их товаров. Селились ремесленники и у стен монастырей, куда стекалось много людей на богомолье, в населённых пунктах, находившихся на скрещении важных дорог, у речных переправ и мостов, в устьях рек, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т. п. При всём различии тех мест, где они возникали, все эти поселения ремесленников становились центрами средоточия населения, занятого производством ремесленных изделий на продажу, центрами товарного производства и обмена в феодальном обществе. Города играли в развитии внутреннего рынка при феодализме важнейшую роль. Расширяя, хотя и медленно, ремесленное производство и торговлю, они втягивали в товарный оборот как господское, так и крестьянское хозяйство и тем самым содействовали развитию производительных сил в сельском хозяйстве, зарождению и развитию в нём товарного производства, росту внутреннего рынка в стране.

Население и внешний вид городов.

В Западной Европе средневековые города раньше всего появились в Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Неаполь, Амальфи и др.), а также на юге Франции (Марсель, Арль, Нарбонн и Монпелье), так как здесь начиная уже с IX в. развитие феодальных отношений привело к значительному росту производительных сил и отделению ремесла от сельского хозяйства. Одним из благоприятных факторов, содействовавших развитию итальянских и южнофранцузских городов, были торговые связи Италии и Южной Франции с Византией и Востоком, где существовали многочисленные и цветущие ремесленно-торговые центры, сохранившиеся от древности. Богатыми городами с развитым ремесленным производством и оживлённой торговой деятельностью были такие города, как Константинополь, Фессалоника (Солунь), Александрия, Дамаск и Бахдад. Ещё более богатыми и многолюдными, с чрезвычайно высоким для того времени уровнем материальной и духовной культуры, являлись города Китая - Чанъань (Сиань), Лоян, Чэнду, Янчжоу, Гуанчжоу (Кантон) и города Индии - Каньякубджа (Канаудж), Варанаси (Бенарес), Уджайн, Сураштра (Сурат), Танджор, Тамралипти (Тамлук) и др. Что же касается средневековых городов в Северной Франции, Нидерландах, Англии, Юго-Западной Германии, по Рейну и по Дунаю, то их возникновение и развитие относятся лишь к X и XI вв. В Восточной Европе древнейшими городами, рано начавшими играть роль центров ремесла и торговли, были Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк и Новгород. Уже в X-XI вв. Киев был очень значительным ремесленным и торговым центром и поражал современников своим великолепием. Его называли соперником Константинополя. По свидетельству современников, к началу XI в. в Киеве было 8 рынков. Большим и богатым юродом являлся в это время и Новгород. Как показали раскопки советских археологов, улицы Новгорода были замощены деревянными мостовыми уже в XI в. В Новгороде в XI-XII вв. существовал и водопровод: вода шла по выдолбленным деревянным трубам. Это был один из самых ранних городских водопроводов в средневековой Европе. Города древней Руси в X-XI вв. имели уже обширные торговые связи с многими областями и странами Востока и Запада - с Поволжьем, Кавказом, Византией, Средней Азией, Ираном, арабскими странами, Средиземноморьем, славянским Поморьем, Скандинавией, Прибалтикой, а также со странами Центральной и Западной Европы - Чехией, Моравией, Польшей, Венгрией и Германией. Особенно большую роль в международной торговле с начала X в. играл Новгород. Значительны были успехи русских городов в развитии ремесла (особенно в обработке металлов и изготовлении оружия, в ювелирном деле и др.). Рано развились города и в славянском Поморье по южному берегу Балтийского моря - Волин, Камень, Аркона (на острове Руян, современный Рюген), Старград, Щецин, Гданьск, Колобжег, города южных славян на Далматинском побережье Адриатического моря - Дубровник, Задар, Шибеник, Сплит, Котор и др. Значительным центром ремесла и торговли в Европе была Прага. Известный арабский путешественник географ Ибрахим ибн Якуб, побывавший в Чехии в середине X в., писал о Праге, что она «является богатейшим из городов в торговле». Основное население городов, возникших в X-XI вв. в Европе, составляли ремесленники. Крестьяне, бежавшие от своих господ или уходившие в города на условиях выплаты господину оброка, становясь горожанами, постепенно освобождались отличной зависимости феодалу «Из крепостных средневековья, - писали Маркс Энгельс, - вышло свободное население первых городов» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Соч., т. 4, изд. 2, стр. 425,). Но и с появлением средневековых городов процесс отделения ремесла от сельского хозяйства не закончился. С одной стороны, ремесленники, став горожанами, ещё очень долго сохраняли следы своего сельского происхождения. С дрчгой стороны, в деревне как господское, так и крестьянское хозяйство продолжало ешё в течение длительного времени удовлетворять большую часть своих потребностей в ремесленных изделиях собственными средствами. Отделение ремесла от сельского хозяйства, начавшее осуществляться в Европе в IX-XI вв., далеко ещё ве являлось полным и завершённым. К тому же ремесленник первое время был одновременно и торговцем. Лишь в дальнейшем в городах появились купцы - новый общественный слой, сферой деятельности которого являлось уже не производство, а только обмен товаров. В отличие от странствующих купцов, существовавших в феодальном обществе в предшествующий период и занимавшихся почти исключительно внешней торговлей, купцы, появившиеся в европейских городах в XI-XII вв., занимались уже преимущественно внутренней торговлей, связанной с развитием местных рынков, т. е. с обменом товаров между городом и деревней. Отделение купеческой деятельности от ремесленной было новым шагом в общественном разделении труда. Средневековые города весьма отличались по своему внешнему виду от современных городов. Они были обычно окружены высокими стенами - деревянными, чаще каменными, с башнями и массивными воротами, а также глубокими рвами для защиты от нападения феодалов и нашествия неприятеля. Жители города - ремесленники и купцы несли сторожевую службу и составляли городское военное ополчение. Стены, окружавшие средневековый город, со временем становились тесными и не вмещали всех городских построек. Вокруг стен постепенно возникали городские предместья - посады, населенные главным образом ремесленниками, причем ремесленники одной специальности жили обычно на одной улице. Так возникали улицы - кузнечные, оружейные, плотничьи, ткацкие и т. п. Предместья в свою очередь обносились новым кольцом стен и укреплений. Размеры европейских городов были весьма невелики. Как правило, города были малы и тесны и насчитывали лишь от одной до трёх-пяти тысяч жителей. Только очень крупные города имели население в несколько десятков тысяч человек. Хотя основная масса горожан занималась ремеслом и торговлей, известную роль в жизни городского населения продолжало играть занятие сельским хозяйством. Многие жители города имели свои поля, пастбища и огороды вне городских стен, а отчасти и в черте города. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко пасся прямо в городе, причём свиньи находили себе там обильную пищу, так как мусор, остатки пищи и нечастоты обычно выбрасывались прямо на улицу. В городах вследствие антисанитарного состояния часто вспыхивали эпидемии, смертность от которых была очень велика. Часто случались и пожары, так как значительноая часть городских здании была деревянной и дома примыкали друг к другу. Стены мешали городу расти вширь, поэтому улицы делались крайне узкими, а верхние этажи домов нередко выдавались в виде выступов над нижними, и крыши домов, расположенных на противоположных сторонах улицы, чуть ли не соприкасались друг с другом. Узкие и кривые городские улицы были часто полутёмными, на некоторые из них никогда не проникали лучи солнца. Уличного освещения не существовало. Центральным местом в городе была обычно рыночная площадь, неподалёку от которой располагался городской собор.