Почему не стоит отдавать в школу «несозревших» детей. В первый класс с шести лет

Мамы и папы не должны стремиться определить ребенка в школу в возрасте до 7 лет (в 6,5 лет и даже младше).

Такое мнение выразили и обосновали специалисты Института возрастной физиологии Российской академии образования. Директор этого научного центра Марьяна Безруких настоятельно попросила родителей не спешить с обучением ребенка.

Закон "Об образовании в России" позволяет родителям самим решать, когда отвести сына или дочку в первый класс, минимальный возраст - 6,5 лет . Специалисты в области возрастной физиологии утверждают, что лучше всего отдавать ребенка в школу с 7,5 лет, а иногда и с 8,5 лет.

Они внимательно изучили вопрос и пришли к выводу, что дети, которых отдают в школу в 6,5 лет чаще болеют, хуже учатся, сильнее устают, мало интересуются дополнительным образованием. Нагрузка, которая начинается с первого класса, не по силам шестилеткам , уверены специалисты.

Исследование провели в 15 российских регионах.

Оно коснулось 60 тысяч ребят в возрасте 6-7 лет. Детальное изучение вопроса показало, что около 50% детей, которых привели в первый класс, имеют несформированную речь , а у 30% детей - недостаточно развитое моторное и эмоциональное развитие .

Готовым к школе Марьяна Безруких и ее команда детских психологов считают ребенка, который обладает достаточной усидчивостью и после 40 минут спокойного сидячего занятия способен запоминать, фиксировать новую информацию и эмоционально ее осмысливать.

Таких детей в возрасте 6,5 лет, по статистике, увы, не более 5% .

В каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в школу? На сегодняшний день возраст детей, которые идут в школу варьируется от 6 лет до 8 лет. Многие родители 6-летних детей, видя, что ребенок может и читать, и писать, он очень способный, отдают его в школу. Есть родители, которые понимают, что даже в 7 лет ребенку будет сложно обучаться даже по обычной, не усложненной программе. Таких родителей волнует вопрос, а можно отдать в школу ребенка в 8 лет? Возможный возраст начала обучения во многом зависит от психофизиологической готовности ребенка к обучению. Этот компонент является одной из важнейших составляющих готовности ребенка к школе. Родители чаще обращают внимание на интеллектуальную готовность ребенка. Определить готов ли ребенок к школьному обучению помогут различные тесты. Можно самостоятельно сделать их вместе с ребенком дома, а можно и попросить помощи у психологов или педагогов.

Существует примерный возраст, указанный в законе, который позволяет родителям отдать ребенка в школу. В Законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) и в Постановлении от 29.12.2010 N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН) указано, что оптимальным возрастом начала школьного обучения будет возраст от 6 лет и 6 месяцев и не позже возраста 8 лет.

Выдержки из нормативных актов:

1. Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев (п.10.1 СанПиН).

2. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет (п.1 ст.67 Закона).

Таким образом, если ребенку на 1 сентября исполнилось 6 лет и 6 месяцев, то по заявлению родителей его принимают в школу. Получается, что в Законе указан примерный возраст начала обучения. В особенных случаях возрастные границы сдвигаются, и в зависимости от решения родителей школа имеет право взять ребенка и до 6 лет 6 месяцев, а также позже 8 лет. Если ребенок поступает в школу в возрасте до 6 лет и 6 месяцев к началу учебного года, то СанПиН рекомендует проводить обучение школьника с условием соблюдения всех гигиенических требований в рамках образовательной деятельности для детей дошкольного возраста (п.10.2 СанПиН). Что это может означать? Это может означать и соблюдение режима дня, который включает сон, прогулку, игры, занятия, перерывы для приема пищи. При составлении уроков следует включать игровые моменты и учитывать, что это ведущая деятельность ребенка возраста 6 лет. Необходимо учитывать потребность в двигательной активности в течение дня. Если обучающийся зачислен в школу в раннем возрасте (школьнику нет еще шести с половиной лет), то ему в соответствии с СанПиН должны обеспечить соответствующие условия пребывания в школе (1 класс в помещение детского сада, отдельные помещения для спальни). Раннее начало обучения — это фактор, который может негативно сказаться на успешности освоения учащимся образовательной программы. Психологическая и физиологическая незрелость будут препятствовать успешному обучению ребенка и адаптации в школе, в связи с высокими требованиями к готовности к школьному обучению. Самое главное, чтобы проблемы не начались у шестилетнего ребенка, который должен долго сидеть за партой, быть внимательным и сосредоточенным на протяжении всего учебного дня.

Что должны уметь дети, которые приходят в школу?

Могут ли отказать в приеме в образовательную организацию по причине того, что ребенку уже исполнилось 8 лет или еще нет 6 лет и 6 месяцев?

Причиной отказа в приеме в школу не может служить недостаточный возраст ребенка. Правила приема граждан в школу и перечень необходимых документов не может быть изменен в зависимости от возраста обучающегося. Родителям ребенка имеют право отказать в приеме в школу только, если нет свободных мест. Если ребенок имеет право на получение образования соответствующего уровня, то его должны принять в школу.

Выдержки из Закона:

«В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест» (п.4 ст. 67 Закона).

Следует отметить, что не допускается тестирование обучающихся и отбор дошкольников в зависимости от уровня готовности к школе. Диагностика готовности к школе может осуществляться только с согласия родителей и после поступления в образовательное учреждение. Федеральное законодательство также не предусматривает наличие заключения ПМПК, как обязательное условие при поступлении в школу ребенка в возрасте до 6 лет 6 месяцев.

Многие родители рано или поздно озадачиваются непростым вопросом: в каком возрасте отдать любимое чадо в школу – в семь или шесть лет? И если заботливые мамы предпочитают ориентироваться на детей, то амбициозные хотят сделать из своего малыша настоящего вундеркинда, радуясь тому, что он все делает раньше других.

Конечно, есть одаренные дети, схватывающие учебную программу и в пять лет. Между тем подавляющее большинство шестилеток психологически и физически совершенно не готовы к новому дневному распорядку дня и школьным нагрузкам.

Сегодня мы поговорим о том, следует ли отдавать шестилетнего ребенка в школу и какие существенные плюсы и минусы можно найти в раннем школьном обучении.

По российскому законодательству в первые классы общеобразовательных школ принимают детей от 6,5 до 8 лет. Конечно, администрация учебного заведения может принять детей и младше установленного возраста, но для этого педагогам придется соблюдать гигиенические требования, применимые к дошкольникам. Вот почему учителя без особого оптимизма относятся к поступлению в школу шестилеток.

А как обстоят дела в Европе? Шесть лет – это обычный возраст поступления в первый класс для большинства европейских детей. Но и здесь есть свои исключения. Так, маленькие ирландцы начинают ходить в школу в четыре года, а англичане, киприоты и мальтийцы – в пять лет. В прибалтийских странах, Польше, Финляндии, Швеции и Болгарии дети становятся первоклассниками в семь лет.

На самом же деле то, что в европейских странах считается начальной школой, мы называем обычным детским садом. Поэтому занятия в подготовительных группах отечественного дошкольного учреждения практически совпадают с тем, что изучают малыши во 2-м и 3-м классах стандартных западных школ.

Почему родители спешат с поступлением?

Детские психологи подтверждают, что к ним все чаще приводят на диагностику шести- и даже пятилетних дошколят с просьбой выдать квалифицированное заключение о том, что дети готовы к школе. В чем же причины подобной спешки?

  1. Самая распространенная – амбиции родителей. Мама, увлеченная идеей раннего развития, стремится к тому, чтобы ее ребенок вырос уникальным. Она торопится как можно раньше обучить его чтению, письму и счету, а затем делает поспешный вывод: малыш грамотен, значит, ему не нужно зря тратить время на садик.
  2. Некоторые родители руководствуются материальными соображениями, считая, что плата за детский сад слишком высока. Они думают, что дешевле собрать кроху в школу, чем платить по новым тарифам за посещение детсадовской группы.
  3. Родители мальчишек стремятся форсировать события, опасаясь, что ребенок не успеет поступить в институт, а сразу же после окончания школы уйдет в армию.
  4. В редких случаях шестилетки действительно готовы к школе. У них не только развиты учебные навыки, но и присутствует мотивация к обучению. Мамы справедливо опасаются, что такому малышу, если он переждет еще один год в садике, затем будет неинтересно учиться в начальных классах.
  5. Именно в этом учебном году первый класс набирает великолепный учитель, педагог «от бога», который прежде учил старшего ребенка. Да и все знакомые мамочки советуют идти именно на эту учительницу.

Читайте также: Особенности адаптации первоклассников к школе

В школу с 6 лет: все «за» и «против»

Определенный возраст начала поступления в школу тщательно продуман и выверен детскими психологами и педагогами. Против раннего обучения они приводят следующие доводы:

  • у подавляющего большинства шестилетних детей низкий уровень физической, мотивационной, психологической, эмоциональной готовности к обучению;
  • сами школы не готовы принять шестилеток, поскольку в учреждениях нет практически никаких условий для дневного сна;
  • поведение детей шестилетнего возраста не всегда произвольно, они руководствуются сиюминутными желаниями, предпочитая играть, а не слушать педагога, к тому же им сложно усидеть на одном месте в течение стандартных 40 минут;
  • ребенку придется «напрягать спинку» минимум четыре часа (4-5 уроков в день), что приводит к неправильной осанке и даже сколиозу, не забудьте и о портфеле с учебниками и тетрадками.

И все же некоторые родители приводят аргументы в защиту раннего поступления в школу. Они уверены, что:

  • лишний год в детсадовской группе способен затормозить психологическое развитие одаренного малыша, особенно если он по всем параметрам подготовлен к школьному обучению;
  • напротив, в начальных классах шестилетки тянутся за более взрослыми одноклассниками, стремясь узнать как можно больше новой информации, что затруднительно в условиях детсадовской группы.

Как мы видим, особых преимуществ учебы с шести лет не наблюдается. Однако в нашем обществе сложилось мнение, что раннее обучение приносит всем детям исключительно пользу, они вырастают талантливыми и целеустремленными.

4 главных умения будущих первоклашек

Психологическая готовность ребят к школьному обучению включает множество составляющих. К примеру, физиолог и психолог Марьяна Безруких описывает следующие четыре важных показателя того, что ваше чадо готово к поступлению в первый класс.

  1. Самый главный фактор школьной готовности, из-за отсутствия которого и возникают многочисленные проблемы в школе, – это умение детей принимать инструкцию, слышать ее и понимать, что от них хотят взрослые. Инструкция в данном случае – это любые задания, просьбы к детям. Если вы попросили своего шестилетку что-то сделать, а он не воспринимает просьбу, значит, пока он не готов к обучению.
  2. Умение малыша планировать свою работу – еще один важный показатель. Проверить его наличие вы можете, попросив ребенка сложить мозаику или пазл по картинке. Как он выполняет задание: беспорядочно берет элементы или кладет перед собой рисунок, целенаправленно отбирая нужные фигурки? Если нет элементарного планирования, то учиться детям будет очень непросто.
  3. Третий фактор – способность ребенка исправлять то, что он выполняет неправильно. Если ваше чадо выполняет ваши поручения кое-как, с многочисленными ошибками, а результат его не особо интересует, значит, этот компонент пока у него недостаточно развит.
  4. Также нужно обращать внимание на то, умеет ли ребенок принимать помощь от взрослых и сверстников. Может ли он попросить о помощи, сказать «Я не понимаю», «Я не знаю»? Если дети не умеют обращаться за поддержкой, им будет чрезвычайно сложно учиться.

Читайте также: Что делать, если ваш ребенок врет, и как отучить его лгать


Как подготовить ребенка к школе?

Если ваш малыш все-таки идет в первый класс в шесть лет, необходимо серьезно к этому подготовиться, чтобы избежать вероятных проблем с дезадаптацией. Недостаточно просто научить читать и писать, нужно воспитать в ребенке стремление и умение учиться, интерес к познанию. Как же это сделать?

  1. Для укрепления мышечного корсета стоит приучить детей к утренней зарядке, физическим упражнениям, пешим прогулкам. Подойдет и занятие каким-либо видом спорта – езда на велосипеде, танцы и т.д. А чтобы ребенок не болел в период адаптации к школе, подойдет закаливание.
  2. Приучайте малыша к самообслуживанию – он должен сам одеваться, убирать игрушки в комнате, разогревать еду (с этим будьте осторожнее). Поручите ему посильные обязанности – уход за домашним питомцем или растением. Согласитесь, несамостоятельному ребенку будет очень сложно собирать портфель и готовиться к урокам.
  3. Важным элементом эмоциональной подготовки являются навыки общения с педагогами и одноклассниками. Необходимо, чтобы будущий первоклассник умел ясно выражать свои мысли, относился с уважением к окружающим людям, мог с достоинством выходить из конфликтных ситуаций. Этому можно научить, но гораздо эффективнее показывать на собственном примере.
  4. Не забывайте и о развитии таких психических процессов, как внимание, память и мышление. Дети должны запоминать до восьми предметов и 4-5 слов – показывайте или называйте их в случайном порядке, а затем просите перечислить. Подобные упражнения существенно увеличивают объем памяти, а задания на классификацию картинок и пересказ любимых сказок и мультиков помогут развить ассоциативное мышление.
  5. Стоит ли целенаправленно обучать ребенка письму, решать только вам. Однако подготовить руку к работе в тетрадях необходимо. Поэтому приобретите самые разные пазлы, мелкие конструкторы, кубики, раскраски. Обязательно уделяйте время лепке, рисованию, которые разовьют детские пальчики.
  6. Большое внимание следует обращать и на мотивационную подготовку к обучению. Поэтому играйте в сюжетно-ролевые игры, в которых малыш последовательно выступает в роли ученики и учителя, постоянно рассказывайте детям о том, чему может научить педагог, что нового можно узнать на уроках. В идеале ребенок должен понимать, для чего нужно ходить в школу.

Отдать ребенка в школу с 6 или с 7 лет – вопрос, на который приходится в свое время ответить каждому родителю. Иногда удается сделать правильный выбор, а иногда приходится долгие годы жалеть о допущенной ошибке. Дело в том, что на этот вопрос нет универсального подходящего всем ответа, решение зависит от конкретной семьи и конкретного ребенка.

Первоклассник – определяем готовность

Большинство родителей считает, что определяющим фактором для поступления ребенка в школу является его база знаний. Знает буквы и считает до десяти – пора отдавать в первый класс. Но это ошибочный ориентир, поскольку в первую очередь важна эмоциональная и . Нужно понимать, что ребенку предстоит справляться с большими нагрузками, готов ли он к этим испытаниям физически и морально? Если ребенок болезненный, ему лучше провести еще год дома, окрепнуть, иначе постоянные пропуски по болезни сделают его отстающим в классе и будут вызывать у ребенка ощущение неполноценности. Важно чтобы ребенок имел опыт общения в коллективе. Если он не посещал садик, то хотя бы за год до школы необходимо водить его в кружки, развивающие центры, отдать в подготовительную группу и т.д.

Особенности шестилетнего возраста

Если говорить об основных особенностях шестилетних первоклассников, то можно выделить следующие:

  1. К 6 годам ребенок еще не обладает усидчивостью, которая необходима для полноценной учебы. Посвятить 45 минут одному занятию малышам этого возраста практически не под силу.
  2. В 6 лет ребенку еще сложно осознавать себя частью коллектива, для них существует только «я», а не «мы», из-за чего учителю приходится неоднократно повторять обращения, адресованные сразу всем детям.
  3. Шестилетка может с огромным энтузиазмом воспринять предстоящий поход в школу, поскольку для него это очередное приключение. В этом смысле родителям важно понимать, что на словах желание ребенка пойти в школу вовсе не означает его понимание предстоящего.
  4. Особенность первоклассников помладше заключается в том, что они очень быстро схватывают новый материал, но также быстро его забывают. Это возрастная особенность памяти, которая делает учебу не очень продуктивной. Впрочем, регулярные повторения расставляют все по местам.
  5. Безусловный плюс поступления в школу в 6 лет – возможность раньше ее окончить.
Особенности семилетнего возраста

Психологи и педагоги советуют отдавать детей в общеобразовательное учебное заведение не раньше 7 лет. Все-таки учеба – процесс серьезный и чем сознательней будет ребенок к началу процесса, тем больших результатов он добьется. Впрочем, и в этом возрасте можно отметить плюсы и минусы.

«Поспешишь – людей насмешишь». С детства эту поговорку мы слышали от родителей, когда из очевидной для взрослых спешки не получалось ничего хорошего. Многие дети хотят вырасти быстрее, чтобы стать свободнее, получить больше прав и самостоятельности. И так часто слышат от вздыхающих взрослых: «Не торопись. Детство – прекрасная пора». Но современные ребята впитали в себя темп жизни мегаполиса и сегодня зачастую успевают и знают гораздо больше, чем их ровесники 20 лет назад. Программы для раннего развития, «умный» детский сад и дополнительные курсы – и вот у мамы, как ей кажется, созревший для школы ребенок. Но полных семи лет еще нет. Можно ли отдавать в школу шестилетку?

На вопрос отвечает Елена Павловна Кречко, клинический психолог и директор сети частных детских садов и центров развития и образования «Элитора».

Факторы против

Для начала, стоит упомянуть очевидные и откровенные факторы, когда не стоит отдавать ребенка в школу раньше 7 лет.

Если ребенок категорически не хочет. Каждый родитель «сам себе психолог» для своих детей. И в данном случае ему придется снова выяснять истинные причины, почему его дитя так не хочет в школу. Их может быть множество: боится, не чувствует себя уверенным, ленится и так далее. Такой серьезный жизненный этап вашего ребенка нельзя начинать с фразы: «Пойдешь, я так сказал/сказала!». Поэтому в такой ситуации лучше потратить ближайший год на изменение отношения к школе, не спеша улучшить настрой ребенка, не создавая при этом психологической травмы.

Ребенок не имеет необходимых знаний. Требования для поступления в школу не сильно изменились за последние 10 лет. Официально установленных критериев нет, но на собеседовании представителя учебного заведения будут интересовать: память ребенка (у него спросят ФИО его и родителей, домашний адрес, название страны и города), речевые навыки и математические. Кроме того, будущий школьник должен быть достаточно самостоятельным. Здесь родителю важно понять, сможет ли его дитя исправить пробелы в навыках, если они имеются, уже в процессе обучения, или их скопилось слишком много, и не стоит «пороть горячку». Главное, принимая это решение, не надо ориентироваться на других детей или статистику. Перегрузить ребенка на таком важном этапе – большая ошибка.

На что стоит обратить внимание

В жизни часто все не так однозначно. Бывает, что ребенок просто не определился, хочет он в школу или нет, или по характеру такой, что не может твердо высказать свое мнение, или, может быть, меняет его по настроению. Ниже перечислено, на что стоит обратить внимание родителю, чтобы решить для себя, готов дошкольник или нет?

Для начала – усидчивость . Усидчивость по словарю – выдержка в каких-нибудь занятиях, обычно требующих длительной сидячей работы. Кроме того, что она меняется с возрастом в сторону увеличения, также усидчивость зависит от пола, характера и способностей конкретного ребенка. Желательно, чтобы ваш малыш был способен усидеть на месте все 35-40 минут классического урока в школе, но в принципе и 20 минут тоже будет достаточно, так как обычно по необходимости в первых классах стараются делать перерывы на уроках: разминки, гимнастику и т.п.

Важно также, наигрался ли ребенок. Имеется в виду, что в школе постепенно, но все равно кардинально меняется подача знаний. На уроке малыш должен «включать» память и логику, а с эмоциональной точки зрения, наоборот, обязан уметь контролировать себя, причем как в случае положительного результата, так и отрицательного. Ведь в школе не поощряются привычные дома проявления радости победы, громкий смех, хлопанье в ладоши или слезы горя и жалобы маме. Поэтому задача родителей до школы – максимально «выпустить наружу» эмоции ребенка, обучать в игре, но с минимальным нажимом на логику или память. Пускай серьезными занятия будут в школе.

Грамотное увеличение нагрузки

С определенного возраста родители нагружают детей дополнительными подготовительными кружками, секциями и классами. Чудесно, когда ребенок имеет возможность развиваться по разным направлениям и получать знания из всех областей, но слишком активная перегрузка дошкольника, а особенно позиция «успеть все к 6 годам», опасна. Перегрузка может вылиться во множество сложностей. Усталость бывает причиной, что ребенок банально не хочет в школу, прекрасно осознавая, что нагрузки будет еще больше. Можно ожидать скандалов, слез, плохих отзывов учителей. Нередко в данном случае родители считают, что малышу не хватает знаний и навыков и поступают, как им кажется, логично и нанимают репетиторов, таким образом, нагружая еще больше. Накопленная усталость у детей приводит к плохим последствиям: от нервных срывов до отвращения ребенка к учебе как таковой.

К сожалению, сегодня психологи отмечают нехорошую тенденцию: современные родители слишком требовательны к дошкольнику и пытаются объять необъятное. А иногда даже просто банально хотят похвастаться своим малышом. Если такой родитель узнает, что соседский ребенок научился читать в 4 года, а у его малыша в 5 не очень получается, у абсолютно нормального дошкольника появляются проблемы. Бедного малыша родители начинают мучить и дергать по поводу чтения, при каждом удобном случае приводя в пример соседского ребенка, а ему так хочется рисовать и танцевать. И как жаль, что часто такие родители не замечают, что, может быть, рисует-то их ребенок лучше, чем соседский, так быстро научившийся читать. При таком нездоровом сравнении в бедную голову малыша, который абсолютно нормально до 6-7 лет хочет лишь играть и веселиться, пытаются насильно запихнуть навыки какого-то идеального чтения, счета или письма, лишь бы он, по мнению мамы или папы, не отставал от других и выглядел достойно.

Если все-таки есть проблемы

Если перегрузок не было, ребенок позитивно настроен, и ему интересно получать знания – малыш готов к школе, даже если ему нет 7 лет. Волнения и страхи «первый раз – в первый класс» нормальны и преодолимы, главное, прислушиваться к ребенку и прийти на помощь при необходимости: объяснить и поддержать.

Но жизнь есть жизнь, и все предусмотреть невозможно. Иногда даже развитый и неперегруженный ребенок может столкнуться в школе с проблемами. Чтобы не упустить ситуацию и не усугубить, родителям необходимо максимально быстро принимать меры. Если есть какие-то пробелы в знаниях – важно найти вовремя хорошего репетитора, пока отставание от класса незначительно. Можно отдать ребенка на дополнительные занятия по предмету, который дается тяжелее всего. Если нужно – поговорите все вместе с психологом.

Самое важное: если вы чувствуете, что не получается, и надо забрать ребенка и отсрочить школу на год – делайте так, как считаете нужным. Осознав «тонкие» места, подтяните пробелы в подготовительных классах, поиграйте лишний год. Школа никуда не денется.

Итоги

Итак, ответ на главный вопрос статьи – да, чаще всего шестилетний ребенок готов пойти в школу. Статистически, девочки, развиваясь быстрее, очень часто к неполным 7 годам абсолютно подготовлены. Но родители, принимая решения, должны объективно и точно оценить эмоциональную, психологическую и физическую готовность малыша. Кроме необходимых знаний для поступления ребенок должен хотеть идти учиться, обладать усидчивостью, чтобы быть способным просидеть 40-минутный урок, а также быть эмоционально готовым и наигравшимся вволю дошкольником.