Аида (Верди). Джузеппе верди аида Партия аиды

«Аида» – история запретной любви на фоне экзотических декораций. Так большинство людей представляют себе эту оперу.

На самом деле «Аида» – это, прежде всего, история любви на фоне войны и жестокости. Главные герои с их мечтами и желаниями попадают в безжалостную машину мировой политики. В опере Верди любовь Аиды к родной стране и патриотизм Радамеса противостоят жадным до власти правителям.

Джузеппе Верди активно участвовал в политической жизни, и для него было важно донести до общества свои мысли посредством искусства. Эта опера была посланием всем униженным и оскорбленным, отражением его взглядов и человеческой позиции.

Аида – эфиопская принцесса – вынуждена жить в рабстве у египетского фараона. Она лишена свободы и несчастна в любви. Аида влюблена в своего врага – молодого, талантливого египетского полководца по имени Радамес.

Поведение Радамеса отличается от привычного стереотипа жесткого военачальника. Чувство любви и человеческой привязанности к эфиопской девушке стали для него важнее процветания страны. Соперницу Аиды зовут Амнерис. Она – дочь фараона. И тоже влюблена в Радамеса. Тучи сгущаются над тайными влюбленными, когда Амнерис все узнает. Фараонская дочь испытывает весь спектр чувств: любовь, ненависть, ревность. Что бы она ни делала, она все переживает очень ярко.

Египетский мир заплатил Верди огромный гонорар, чтобы тот изобразил страну настоящим царством. «Аида» становится поистине национальной оперой. Верди тщательно изучает историю Древнего Египта. Либретто оперы основано на литературном произведении Огюста Мариетта – первого руководителя Каирского музея.

История военного заговора в знаменитом храме Амона в Карнаке становится фоном сюжета «Аиды». Надпись на его стенах рассказывает историю об одной из побед фараона Мернептаха.

Правителю донесли, что враги проникли в страну. Он немедленно посылает своих воинов, которые вскоре возвращаются с победой. С собой они приводят пленников, среди которых семья царя вражеского государства. Триумфальный марш – одна из самых узнаваемых классических мелодий – звучит на торжестве по случаю победы.

Верди использовал так называемые египетские трубы. Они очень длинные и издают совершенно непривычный звук. Об этих трубах стало известно из изображений на гробницах и сочинений Плутарха – древнегреческого историка и философа. Использование их в опере Верди было сенсационной находкой в музыкальном мире.

«Аида» – грандиозное произведение, одна из самых зрелищных опер в истории музыки. Ее часто ставят на открытом воздухе. Считается, что «Аида» – самая монументальная опера в классическом репертуаре. В ней есть одна массовая сцена – триумф во втором акте. И еще одно масштабное действие в конце первого – в храме. В целом это камерное произведение.

Аида разрывается между любовью к родине и чувствами к Радамесу, который готовит поход против ее соотечественников. Этот конфликт невозможно разрешить. Аида вынудит Радамеса расстроить планы египтян и предаст свою любовь. Однако, в конце она все же возвращается к нему.

Аида учит миролюбию, свободе и любви. Главный герой предстает мечтательным и задумчивым полководцем. Радамес желает освобождения Аиды, но его план обречен на провал. Слова о любви, которая выше смерти рефреном проходят через всю оперу. А любовь, как и искусство, бессмертна. Именно этому учит нас опера «Аида».

Картинка или рисунок Опера Верди - Аида

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Бальзак Гобсек

    Гобсек – это слово, которое означает человека, только и думающего о деньгах. Гобсек – по-другому, это человек, который дает деньги в долг под большие проценты. Это – ростовщик, который не знает жалости

  • Краткое содержание Защита Лужина Набоков

    10-летнему мальчику Лужину родители сообщили, что он сможет посетить школу сразу после возвращения из деревни в Петербург. В страхе перед неизведанным, маленький Лужин сбегает прямо с вокзала

  • Краткое содержание Вечера на хуторе близ Диканьки

    Предисловие идет от лица пасечника, который родом был из Диканьки. Он рассказывал про посиделки зимой, причем эти собрания были похожи на настоящий праздник.

  • Краткое содержание Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль

    В романе идет рассказ о Гаргантюа и его сыне Пантагрюэле. Сначала речь идет о рождение первого, его подвиге. Затем о появление на свет второго, его героических действиях.

  • Краткое содержание Беляев Голова профессора Доуэля

    Ученый, профессор Керн принимает на работу Мари Лоран. Она поражена мрачностью обстановки кабинета Керна, но еще больше поражается она, когда узнает, что должна будет ухаживать за оживленной головой профессора Доуэля, который недавно умер

Опера Верди «Аида» является одним из наиболее известных и популярных произведений музыкального театрального искусства. Она имеет интересную историю создания и занимательный сюжет. Хотя представленное в этой статье краткое содержание оперы «Аиды» не передает всех подробностей того, что происходит на сцене во время ее постановок, оно поможет лучше понять этот спектакль тем, кто собирается впервые его посмотреть.

История создания

В 1868 году правительство Египта решило заказать оперу Джузеппе Верди. Ее премьера на сцене недавно построенного Оперного театра в Каире должна была стать частью торжественных мероприятий по случаю открытия Суэцкого канала. Из-за занятости композитор долго затягивал с ответом, и лишь два года спустя приступил к написанию «Аиды».

Краткий сценарий, который предложили Верди в качестве основы для этого произведения, написал французский египтолог Мариетт, который на тот момент жил в Каире. Он решил использовать легенду, которую прочел, расшифровав древний папирус, найденный в одной из гробниц.

Она рассказывала о борьбе фараонов против Нубии (Эфиопии), которая длилась несколько десятилетий. Кроме того, Мариотт нарисовал несколько рисунков по мотивам найденных им фресок. Их позже использовали для изготовления декораций и костюмов для премьеры и последующих постановок. На основе сценария Мариотта К. дю Локль написал прозаическое изложение сюжета действий спектакля «Аида» (опера). Либретто, краткое содержание которого представлено ниже, требовало доработки, так как арии должны были быть написаны на стихи.

Антонио Гисланцони

Всем известно, что одно из наиболее примечательных произведений Джузеппе Верди — опера «Аида». При этом имя Антонио Гисланцони, создавшего ее либретто, знакомо лишь специалистам. Интересно, что этот человек, будучи обладателем приятного баритона и несомненного литературного таланта, долго не мог найти себе занятие по душе. Сменив множество профессий, лишь к 30 годам он стал сотрудником миланского музыкального издания Italia musicale, которую позже возглавил. Наряду с этим, он написал несколько романов, посвященных в основном театру. Будучи большим поклонником оперного искусства, Антонио Гисланцони заинтересовался написанием либретто. Его самым известным произведением стала опера «Аида» (кратко содержание ее можно пересказать за пару минут). Кроме того, ему принадлежит авторство еще 80 либретто.

Несколько слов о Верди

Хотя тема данной статьи — «Аида» (опера): краткое содержание» — следует сказать несколько слов и о великом композиторе, создавшем этот музыкальный шедевр.

Джузеппе Верди является автором множества произведений, которые популярны во всем мире. По всеобщему признанию, его творчество можно считать крупнейшим достижением мирового оперного искусства, а также кульминацией итальянской оперы 19-го века. Лучшими произведениями композитора являются «Бал-маскарад», «Трубадур», «Риголетто» и «Травиата». Однако, по мнению критиков и знатоков, вершина творчества Верди — это его последние оперы, «Отелло», «Аида» и «Фальстаф». Известно, что композитор очень придирчиво относился к выбору сюжета либретто и брал в работу только те сценарии, которые позволяли ему максимально проявить свое дарование.

«Аида» (опера), краткое содержание которой будет представлено далее, была написана им только после того, как он прочитал набросок в прозе Локля. Композитора заинтересовал сюжет, навеянный древней легендой, записанной на папирусе, спрятанном в гробнице. Он взялся за работу и создал бессмертное музыкальное произведение, которое и сегодня имеет множество поклонников.

Краткое содержание оперы «Аиды»: первое действие

Верховный жрец бога Фта и начальник стражи Радамес беседую о нападении варваров на приграничные области страны. Молодой военачальник обуреваем желанием стать во главе и возглавить поход против вторгнувшихся в страну эфиопов. В случае победы его ждет не только слава и почести, но и возможность попросить у своего повелителя свободу для рабыни Аиды, в которую он уже давно влюблен.

Мечты Радамеса прерывает дочь фараона Амнерис. Она мечтает завоевать сердце начальника дворцовой стражи и страдает из-за его холодности. Входит Аида. Она обменивается страстными взглядами с Радамесом, что не ускользает от внимания Амнерис. Царевна, мучимая ревнивыми сомнениями, замышляет наказать соперницу-рабыню.

На площади перед дворцом появляется фараон и его свита. К нему подходит гонец, который рассказывает, что земли на юго-востоке страны разорены войском варваров под предводительством эфиопского царя Амонасро. Аида приходит в ужас, услышав имя своего отца.

Фараон объявляет народу волю богини Изиды, согласно которой войска, направляемые против захватчиков, должен повести в бой Радамес. Аида понимает, что вскоре ее возлюбленный и отец сойдутся на поле брани как противники и, возможно, погибнут от руки друг друга.

Девушка молит богов о смерти, так как не хочет стать свидетельницей гибели ни того, ни другого.

В храме Фта жрецы совершают обряд человеческого жертвоприношения и вручают Радамесу меч, который обагрили кровью эфиопа.

Сюжет оперы «Аида»: краткое содержание второго действия (первая картина)

Амнерис с нетерпением ожидает возвращения Радамеса. В покоях царевны собрались молодые египетские аристократы. Чтобы утолить свою злобу, они убивают пленного чернокожего эфиопа. Входит Аида. Увидев ее, царевна вновь испытывает муки ревности. Чтобы убедиться в своих подозрениях, Амнерис сообщает Аиде, что Радамес погиб. Девушка не скрывает своего горя, и разгневанная дочь фараона грозит ей ужасной карой.

Картина вторая (1-е действие)

На площади в Фивах народ восторженно встречает египетские войска. Звучит марш из оперы «Аида». Перед царем и его свитой проходят пленники. Среди эфиопских невольников Аида узнает своего отца — Амонасро. Тот просит дочь сделать вид, что она с ним не знакома, и сообщает фараону о том, что он якобы является одним из солдат эфиопского вождя, погибшего на поле брани. Амонсаро вместе с другими пленниками умоляют о пощаде и милости. Видя слезы любимой, Радамес просит фараона отпустить эфиопских пленников. Правитель Египта решает оставить в качестве заложников только Аиду и Амонсаро и сообщает о своем решении отдать дочь в жены Радамесу. Амнерис торжествует, а военачальник и его возлюбленная понимают, что им никогда не быть вместе.

Действие третье

Царевна готовится выйти замуж за Радамеса. Она вместе с прислужницами и главным жрецом направляется в храм. Там она молит богов, чтобы жених полюбил ее так же сильно, как она любит его.

В это время на берегу Нила Аида ожидает Радамеса. Она решает броситься в реку, если возлюбленный скажет, что им нужно расстаться. Девушка с тоской вспоминает о своей родине, куда она вряд ли когда-нибудь сможет попасть.

Вместо Радамеса появляется Амонасро. Он говорит, что узнал о любви дочери к своему заклятому врагу и требует, чтобы Аида выведала у Радамеса маршрут египетского войска, направляющегося, чтобы покарать эфиопов.

Аида в ужасе отказывается, а взбешенный Амонасро проклинает ее, называя рабыней фараонов, которая предала свою родину, кровь и народ. Истерзанная упреками отца девушка обещает помочь ему.

Появляется Радамес, он надеется еще раз вернуться с победой и попросить в награду Аиду. Это намерение он не смог выполнить после первого похода, так как ему пришлось вымаливать у фараона пощаду для Амонасро и пленных эфиопов.

Все его надежды рушатся, когда Аида сообщает, что может быть счастлива, только если он согласиться бежать с ней вместе в Эфиопию. Она узнает у Радамеса дорогу, по которой должна пройти армия египтян. Их разговор подслушивает Амонасро. Он выходит из укрытия и сообщает Радамесу, что он отец Аиды. Египетский полководец приходит в ужас, так как понимает, что стал предателем. Эфиоп уговаривает его бежать вместе с ним и дочерью. В эту минуту входят Амнерис, верховный жрец и слуги. Амонасро убегает, увлекая за собой Аиду. Радамеса арестовывают, так как он не отрицает, что открыл военную тайну врагу.

После этого он, жрецы, Амнерис и другие персонажи спектакля «Аида» (опера), краткое содержание первых трех действий которой вам известно, отправляются в Мемфис.

Действие четвертое

В темницу к бывшему жениху приходит Амнерис, умоляющая его признать вину. Она обещает сохранить ему жизнь, если он откажется от Аиды. Однако Радмес отвечает, что любовь для него дороже чести и жизни. Амнерис грозит Радамесу мщением, и в то же время молит богов о его спасении.

Верховный жрец выносит приговор. Согласно его решению, предатель будет погребен живьем под алтарем бога Фта.

Услышав о том, что Радамес должен умереть мучительной смертью, Амнерис проклинает жрецов.

Перед смертью Радамес предается мечтам об Аиде. Внезапно появляется Аида, которая проникла в подземелье, чтобы умереть вместе с Радамесом.

Доносится пение жрецов. Рабы замуровывают вход в подземелье. В последней картине, которой завершается «Аида» (опера), над камнем, закрывающим вход в подземелье, Амнерис молит богов о мире и покое.

Музыка (1-2 действия)

Главной особенностью произведений оперного искусства является то, что мелодии используются как инструмент передачи эмоций, создания нужной атмосферы и пр. В любой постановке спектакля «Аида» (опера), содержание которой вам уже известно, она может рассматриваться, в некоторой степени, как еще одно действующее лицо. Кроме того, многие арии, романсы и марши сегодня исполняются в качестве отдельных концертных номеров. В их числе:

  • Оркестровое вступление, в котором композитор сжато изложил основной конфликт драмы. Для этой цели используется хрупкая мелодия скрипок, создающая образ любящей, женственной Аиды и грозная мелодия, выбранная для жрецов. Она захватывает весь оркестр, но в конце уступает теме любви.
  • Романс Радамеса «Милая Аида», который сопровождается нежными соло и выражает чувства молодого полководца к несчастной рабыне.
  • Терцет Радамеса, Амнерис и Аиды, передающий тревожные настроения и смятение всех трех героев.
  • Торжественный марш «К берегам священным Нила», выражающий мощь Египта.
  • Сольная партия Аиды «Вернись с победой к нам», которая передает душевную борьбу героини и завершается молитвой «Боги мои».
  • Хор жрецов, который начинается словами «Боги, победу дайте нам». Он неизменно производит большое впечатление на зрителей. Этот номер совсем не похож на следующий за ним прозрачный хор прислужниц дочери фараона, который прерывается страстными репликами Амнерис. Чтобы подчеркнуть атмосферу женской половины царского дворца, зрителю демонстрируют танец мавританских рабов.
  • Развернутый дуэт Аиды и Амнерис представляет собой драматичное столкновение этих героинь. В нем властные, горделивые мелодии, исполняемые дочерью фараона, противопоставляются скорбным репликам эфиопской рабыни. Центральный раздел дуэта, в котором несчастная молит о прощании, выражает одиночество и отчаяние героини.
  • Хор-марш жителей Мемфиса, гимн жрецов и танец с драгоценностями используются для представления народного ликования.
  • Ария Амонасро характеризует царя эфиопов, который страстно выражает свою любовь к жизни.

Музыка (3-4 действия)

Оркестровое вступление посредством прозрачных, трепетных мелодий воссоздает атмосферу египетской ночи. Звучит романс Аиды «Небо лазурное и воздух чистый», в котором голосовая партия сплетается с наигрышем гобоя. Далее следует дуэт Аиды и ее отца. В ходе этого номера начальная задушевная мелодия сменяется воинственной, бурной мелодией проклятья эфиопского военачальника.

Дуэт Аиды и Радамеса представляет собой слияние волевых, героических настроений воина-героя и призывов его печальной возлюбленной, которые сопровождаются тоскливым напевом гобоя.

В первой картине 4-го акта центральное место принадлежит Амнерис. В 2-х больших сценах раскрывается душевный мир царевны Египта, охваченной любовью, ревностью и жаждой мести. Далее Амнерис и Радамес исполняют мрачный и трагический дуэт.

Развязка сюжета оперы наступает в сцене суда над Радамесом. Верди объединил суровую тему жрецов и бесстрастный хор, глухо доносящийся из подземелья. Им противостоят полные скорби реплики Аиды, молящей «Боги, сжальтесь» и грозные звуки приговора.

Наиболее красивым и запоминающимся музыкальным номером оперы является прощальный дуэт Аиды и Радамеса, который полон просветленных и воздушных мелодий.

Теперь вы знаете, как создавалась опера Верди «Аида». Краткое содержание либретто вам также известно, и вы сможете не только наслаждаться исполнением партий этого произведения звездами первой величины, но и понимать, о чем они поют и какие эмоции стремятся донести до зрителей.

Действующие лица:

Царь Египта бас
Амнерис, его дочь меццо-сопрано
Аида, рабыня, эфиопская царевна сопрано
Радамес, начальник дворцовой стражи тенор
Рамфис, верховный жрец бас
Амонасро, царь эфиопский, отец Аиды баритон
Гонец тенор

Жрецы, жрицы, придворные, воины, рабы, пленные, эфиопы, египетский народ.

Действие происходит в Мемфисе и Фивах во времена владычества фараонов.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 1868 году по случаю торжеств, связанных с предстоящим открытием Суэцкого канала, египетское правительство предложило написать оперу на национальный египетский сюжет; премьера оперы приурочивалась к открытию театра в Каире. отклонил неожиданный заказ. Но в 1870 году, познакомившись со сценарием «Аиды», композитор заинтересовался и дал свое согласие. Автором этого сценария был известный французский египтолог О. Э. Мариетт; он использовал легенду (изложенную в расшифрованном им папирусе) из эпохи длительной борьбы фараонов древнего Египта против Нубии (Эфиопии); по рисункам Мариотта готовились декорации и костюмы театральной постановки.

Прозаический текст оперы написал французский либреттист К. дю Локль (1832-1903), стихотворное итальянское либретто создано поэтом А. Гисланцони (1824-1893).

МУЗЫКА

В «Аиде» личная драма, полная острых коллизий, развертывается на широком, красочном фоне монументальных массовых сцен, пышных шествий, танцев и гимнов. В образах жестоких жрецов заклеймил ненавистное ему мракобесие церковников. Этим беспощадным силам противостоят душевная красота и нравственная стойкость Аиды и Радамеса: их любовь выдерживает все испытания, не отступая даже перед смертью. Опера наделена большим гуманистическим содержанием; она звучит как гимн высоким человеческим чувствам.

В оркестровом вступлении сжато изложен конфликт драмы: хрупкой, прозрачной мелодии скрипок, рисующей образ женственной, любящей Аиды, противостоит неумолимо грозная мелодия жрецов. Она растет и ширится, захватывая весь оркестр, но нежная тема любви все же побеждает.

В центре первой картины первого акта - большая массовая сцена (избрание Радамеса); она обрамлена сольными эпизодами - развернутыми характеристиками Радамеса и Аиды. Широкая, согретая искренним чувством мелодия сопровождается нежными репликами солирующих деревянных духовых инструментов. В терцете Амнерис, Радамеса и Аиды слышатся тревога, смятение. Этим сумрачным настроениям контрастирует торжественный марш «К берегам священным Нила». Большой монолог Аиды «Вернись с победой к нам» передает борьбу противоречивых чувств в душе героини; порывистые, взволнованные мелодии уступают место просветленной молитве «Боги мои».

Вторая картина - большая хоровая сцена посвящения - обладает восточным колоритом. Заунывная молитва, сопровождаемая арфами, сменяется легкой, причудливой по рисунку мелодией священного танца; затем, после энергичных призывов Рамфиса, следует величественный героический хор жрецов «Боги, победу дайте нам»; мощное нарастание приводит к соединению хора жрецов и молитвы жриц.

Второй акт открывается прозрачным женским хором, прерываемым страстными фразами Амнерис; средний раздел этого номера - подвижный танец мавританских рабов. Развернутый дуэт - сцена Аиды и Амнерис - остро драматичное столкновение героинь; горделивые, властные мелодии Амнерис противопоставлены скорбным, смятенным репликам Аиды. Центральный раздел дуэта - проникновенная мольба Аиды «Прости и сжалься, скрывать нет сил»; одиночество и отчаяние героини оттеняются доносящимся издали торжественным маршем.

Вторая картина (финал акта) представляет собою грандиозную сцену народного ликования (хор-марш народа, гимн жрецов, танец с драгоценностями). На этом фоне выделяется драматическая сцена Аиды и Амонасро. Волевым, энергичным рассказом охарактеризован царь эфиопов; проникновенно звучит его страстная мольба о жизни «Но ты - царь, и твой суд беспристрастный», к которой присоединяются Аида и хор пленников. Резким контрастом врывается гневная, непреклонная мелодия жрецов «Царь, не слушай мольбы их коварной». В заключение финала вновь звучит триумфальный марш - слава победителю; с ним сплетаются радостные, торжествующие возгласы Амнерис, горестная мелодия Аиды и Радамеса.

В кратком оркестровом вступлении третьего акта прозрачные, трепетные звучания воссоздают поэтичную картину южной ночи. Проникновенные напевы романса Аиды «Небо лазурное и воздух чистый» перемежаются с безмятежным наигрышем гобоя. Большой дуэт Аиды и Амонасро отражает богатую гамму переживаний героев. Задушевная начальная мелодия сменяется бурной, воинственной музыкой проклятья Амонасро «Вставайте, враги, и смелей нападайте»; заключение дуэта передает душевную надломленность Аиды. В дуэте волевые, героические мелодии Радамеса сопоставляются с призывами тоскующей Аиды (они сопровождаются печальным напевом гобоя).

В первой картине четвертого акта центральное место занимает Амнерис. В двух больших сценах раскрывается сложный душевный мир героини, охваченной противоречивыми чувствами: любви, ревности, жажды мести. Мелодия дуэта Амнерис и Радамеса имеет мрачный, трагический оттенок. Сцена суда над Радамесом - один из наиболее драматичных эпизодов оперы: суровая тема жрецов сменяется бесстрастным хором, глухо доносящимся из подземелья. Им противостоят мятущиеся, полные скорби и отчаяния реплики Аиды «Боги, сжальтесь»; грозно звучит хор приговора «Радамес, мы выносим решенье».

Заключительная картина оперы - большой дуэт Аиды и Радамеса «Прости, земля, прости, приют всех страданий»; его просветленные, воздушные мелодии отличаются редкой красотой и пластичностью.

Опера Aida создана Верди и состоит из четырех действий, написанных на основе итальянского либретто Антонио Гисланцони. Оно было написано на базе французского прозаического варианта, созданного Камилла дю Локля, который, в свою очередь, взял за основу своего произведения сюжет Франсуа Мариетте. При произведение было обогащено собственными композиторскими вкраплениями в виде прозаических и стихотворных вариаций.

Впервые любители классической музыки и оперного искусства слушать могли это произведение в Каире в самом конце 1871 года. И стоит заметить, что за этот музыкальный шедевр автор оперы был вознагражден сполна: он не только получил гонорар в размере 30 тыс. долларов, что по современным меркам составляет около 200 тыс. Верди подписал контракт с египетским правительством, заключавшийся в необходимости создания оперы в новый каирский театр. Все это связывалось с открытием Суэцкого канала. И на тот момент к опере не было написано абсолютно ничего. В результате сделки автором покупателям была предоставлена всего лишь копия партитуры, а также эксклюзивное право постановки произведения в Египте и только в Каире. За Верди сохранялись не только права получать отчисления за постановки, но даже за издания партитуры и либретто. Примечательно, что Верди пришлось уговаривать для того, чтобы он сел за написание оперы. А с полученным вознаграждением он поступил следующим образом: хорошо заплатил создателю либретто, а также перечислил значительную сумму тем, кто пострадал при осаде Парижа.

Работа Верди была утомительной и напряженной. В основу был положен сюжет, разместившийся на 4 страницах рукописи египтолога Мариетта Би. А уже на этой основе Верди и его друг дю Локл создали либретто к опере в 4 акта. Затем была работа с итальянским поэтом Гисланцони, которому было предложено написать либретто на итальянском языке. Верди активно работал над сюжетом, и даже писал стихи. Музыка, кстати, была им написана всего за 4 месяца.

Премьера оперы была принята триумфально, в том числе и представителями высшего общества со всех концов света. Однако на премьере в Каире Верди не присутствовал, что было им исправлено уже на итальянской премьере, состоявшейся в Милане спустя полтора месяца после египетского триумфа. Успех итальянской сцены был не менее фееричным. Сегодня его также триумфально принимают в исполнении любой оперной труппы по всему миру.

Основным местом действия гениального музыкального шедевра были выбраны два города: Мемфис и Фивы.

Краткое содержание произведения с легкостью можно раскрыть в явном противостоянии добра и зла, любви и ненависти, страстей и надежд, судьбы и рока. Именно изначально конфликтная ситуация звучит в оркестровом вступлении, где обозначается противопоставление, олицетворением которого с положительной стороны выступает Аида, а со стороны зла она воплощается в образах жрецов.

Если рассматривать стилистику произведения, то ей, как и большой французской опере, свойственны такие характеристики как масштабность, зрелищность, участием балетных трупп и ансамблей, массовость хоровых сцен и т.п.

Наряду с выше обозначенными элементами прослеживаются черты лирико-психологической драмы, где любовный треугольник порождает конфликты и обостряет внутренние противоречия. Идейное содержание произведение не менее сложно, чем драматургия, в которой главенствует подчеркнутая конфликтность, как между врагами, так и любящими.

В первой картине первого действия не только представляются все центральные персонажи произведения, но прослеживается завязка любовных отношений. Первая ансамблевая сцена носит название трио ревности, где слышатся тревожные волнения Аиды и Радамеса, а также гневность Амнерис. Именно ревность становится главной темой этой картины, а монолог Аиды является кульминацией борьбы самых разноречивых чувств в ее душе: смятение, чувства к отцу, любовь к Радамесу, печаль, желание смерти. Монолог сопровождается развернутыми сценами, где прославляется Египет и происходит посвящение Радамеса. Именно здесь становится очевидной экзотичность сюжета, наполненная восточным колоритом.

Сюжет второго действия отражает усиление контрастности: антитеза соперниц, обострение конфликта основных действующих лиц, появляются новые лица: Амонарсо, представляемые им эфиопские пленники, и Амнериса, как фараона и представителя египтян.

Краткое содержание третьего действия неотделимо от понимания кардинального перехода драматургии произведения в область взаимоотношений людей. Восторженные отзывы об опере обязательно отмечают два исполнительских дуэта, в котором партнерами Аиды выступают Амонарсо и Радамес. Их кардинальные различия прослеживаются в выразительных и композиционных решениях. Однако они являются неотъемлемыми составляющими единой линии понемногу нарастающего драматического напряжения. Именно это действие стало обладателем сюжетного «взрыва», основанного на нечаянном предательстве Радамеса и неожиданном появлении Амнериса, Рамфиса и жрецов.

В четвертом действии видна кульминация. В начале впечатляет ария Амнериса и Радамеса из оперы Aida, а в конце особое впечатление оставляет молитва великой жрицы, совершающей ритуальное отпевание. Стоит отметить, что четвертое действие особенное, обладающее двумя кульминациями, выраженными в сценах суда и прощальном дуэте Аиды и Радамеса. Дуэт олицетворяет собой «тихую» кульминацию оперы, которая, в противовес грандиозности, триумфу, напряженности, становится утверждающим финалом, в котором царствует любовь и во имя ее совершаемый подвиг.

Если возникло желание услышать самые знаменитые арии из оперы Aida, написанной Верди, то их бесплатно можно услышать в режиме онлайн на сайте клуба «Орфей». Здесь же возможно найти и видео большинства существующих постановок.

Джузеппе Верди (1813-1901) - великий итальянский композитор. Он творил преимущественно в жанре оперы. Верди написал 32 оперы. Первую из них он создал в 26 лет. Последнюю - в 80. Большинство из них входят в основной репертуар каждого театра. Одна из самых известных опер композитора - «Аида».

История создания

В 1869 году в честь открытия Суэцкого канала был решен вопрос о строительстве каирского театра. Годом ранее правительство Египта заказало Джузеппе Верди оперу на египетскую тематику. Однако Верди взялся за сочинение оперы только в 1870 году. Автор краткого сценария - французский египтолог Мариетт. Текст оперы в прозе написан французским либреттистом К. дю Локлем, итальянское либретто в стихах - поэтом А. Гисланцони. Композитор активно участвовал в создании сюжета, внимательно изучая при этом искусство и историю древнего Египта. Ознакомившись с кратким содержанием оперы Верди "Аида", можно понять, насколько глубоко композитор проникся необычным сюжетом.

Триумфальная премьера оперы «Аида» состоялась 24 декабря 1871 года в Каире, а в Милане - 8 февраля 1872, где сам композитор руководил постановкой.

I действие

Из краткого содержания оперы «Аида» становится очевидным, что в основе её сюжета лежит древнеегипетская легенда. Эта легенда была записана на папирусе. Расшифровал её египтолог Мариетт. По его же рисункам изготовлялись костюмы и декорации театральной постановки.

Мемфис, Фивы. Эпоха правления египетских фараонов. Во дворец фараона приходят вести о готовящемся нападении эфиопов. Войску египтян требуется военачальник. Молодой начальник стражи Радамес мечтает об избрании на эту должность. Он влюблён в Аиду - прекрасную пленницу из Эфиопии. Амнерис, дочь фараона, тайно любит Радамеса, хоть и догадывается о том, что он любит рабыню. Краткое содержание оперы "Аида" демонстрирует возникновение классического любовного треугольника. Аида в смятении. Она любит Радамеса, но терзается страхом за судьбу народа Эфиопии.

Под звуки фанфар появляется царь вместе со свитой. Гонец принес им известие о том, что войско эфиопов во главе с царем Амонасро (отцом Аиды) приближается к Фивам. Фараон объявляет, что войско египтян возглавит Радамес. В душе Аиды любовь к Радамесу борется со страхом за отца. Но она понимает, что победа одного означает поражение другого, и молит богов сжалиться над ней.

Во время торжественного обряда посвящения верховный жрец Рамфис вручает Радамесу священный меч. Жрец просит богов даровать победу египетским войскам.

II действие

Войско египтян во главе с Радамесом разгромило эфиопов. Амнерис с нетерпением ждёт Радамеса. Её одевают и развлекают пением рабыни, Аида приносит корону. Амнерис чувствует в ней соперницу, поэтому сообщает, что Радамес погиб. Так дочь фараона пытается узнать о том, что чувствует к нему Аида. Аида не может сдержать вопля отчаяния. Это её выдаёт. Теперь Амнерис, зная правду, объявляет, что Радамес всё-таки жив, и угрожает Аиде. Несчастная рабыня счастлива. В ответ на угрозы дочери фараона, Аида плачет и просит сжалиться над ней. Амнерис приказывает Аиде следовать за ней на площадь, чтобы встретить победителей.

Народная сцена

Краткое содержание либретто оперы "Аида" показывает грандиозную сцену. Народ, собравшийся на площади в Фивах, готовится торжественно встретить победителей. Люди ликуют, завидев Радамеса, въезжающего на площадь на колеснице. Радамес с достоинством склоняется перед фараоном. На голову победителя Амнерис возлагает корону. Фараон спрашивает у Радамеса, о том, чего он хочет. По желанию Радамеса выводят пленных.

Царь эфиопов Амонасро находится среди них. К нему бросается Аида, но отец просит её не выдавать его личности. Амонасро выдает себя за простого военачальника, сообщая, что царь эфиопов пал на поле сражения. Он просит у фараона пощады для пленных. Жрецы протестуют. Они требуют смерти пленников, но собравшийся народ и Радамес умоляют пощадить несчастных.

Фараон, уступая желанию Радамеса, вынужден освободить пленников, но, уступая требованиям жреца, оставляет в заложниках Амонасро и Аиду. В качестве награды фараон отдает Радамесу в жёны Амнерис. Та, естественно, очень рада. Радамес и Аида в отчаянии. Ознакомление с кратким содержанием оперы "Аида" даёт понимание того, что трагическая развязка неминуема.

III действие

Ночью к берегу причаливает лодка с верховным жрецом Рамфисом и принцессой Амнерис. Они спешат к храму Изиды. Амнерис будет молиться богам перед завтрашней свадьбой. После их исчезновения появляется Аида. Она ждёт Радамеса. Аида знает, что не вынесет разлуки с ним.

Но вдруг появляется её отец. Они оба тоскуют по родине. Амонасро строит великие планы: армия эфиопов готова к сражению. Он просит Аиду разузнать у Радамеса, где ему лучше атаковать египтян. Сначала Аида ужасается, но, поддавшись на уговоры отца, даёт согласие.

Раздаются шаги. Амонасро скрывается. Это Радамес. Любовники радуются встрече. Радамес надеется, что будущее сражение отсрочит его свадьбу. Аида хочет бежать с ним, но Радамес не желает предавать родину. Девушка горько упрекает его. Теперь она просит забыть её и жениться на дочери фараона.

В кратком содержании оперы "Аида" на русском языке назревает вопрос: что важнее - любовь или честь. Радамес соглашается бежать с Аидой, выдаёт ей все необходимые сведения. Амонасро выходит из своего укрытия и открывается удивлённому Радамесу, предлагая ему все мыслимые блага в Эфиопии. Вдруг из храма выходят Рамфис и Амнерис. Амонасро и Аида скрываются. Радамес не бежит с ними и теперь уличен в измене. Свой меч он отдает Рамфису. Краткое содержание оперы "Аида" даёт представление о том, что это один из самых драматичных моментов в сюжете.

IV действие

Во дворце фараона бушуют страсти. Амнерис не хочет гибели возлюбленного. Она в смятении: ревность и любовь, жажда мести и отчаяние разрывают ей сердце. В подземелье дворца томится Радамес. Девушка умоляет его покаяться. Она сулит ему свободу, трон, богатство, если он откажется от любви к Аиде. Радамес равнодушен к её словам. Он предал родину ради любви, чем обесчестил себя. Полководец готов поплатиться за это.

Рамфис выносит приговор Радамесу: обвинённый в предательстве родины, Радамес приговорён к погребению заживо. Его последнее пристанище - склеп храма, который находится под алтарем осквернённого им бога. Амнерис не может спасти любимого. Она в отчаянии проклинает жестокость жрецов. Но их решение незыблемо. Даже краткое содержание оперы "Аида" на русском языке впечатляет своим трагизмом.

Трагическая развязка

Далее, по задумке Верди, действие разворачивается на двух уровнях. Наверху — храм бога Ра, где жрецы ко входу в подземелье приваливают камень. В склепе внизу Радамес ожидает смерти. Он думает об Аиде. Вдруг несчастный видит фигуру, которая приближается к нему в темноте. Девушка ждала его здесь три дня, решив разделить с ним его участь. Влюблённые прощаются с жизнью. Наверху в храме Амнерис молится о Радамесе. Занавес медленно опускается.

Сюжет оперы "Аида", краткое содержание которого описано выше, даёт представление о том, что данная опера является психологической музыкальной драмой, подчинённой высокой идее. Верди своим творчеством хотел показать, что все люди имеют право быть счастливыми. Композитор показал в опере «Аида», какое влияние на судьбу человека оказывает великая сила любви, которую не способна победить даже смерть.