К Всемирному дню театра. Виды театральных кукол

Начну я с небольшого экскурса в историю.
Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, поднимать руки или лапы, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы. Постепенно такие зрелища все больше и больше становились похожими на театральные представления.

На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы изображали сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.
Сейчас кукольные театры ставят народные сказки и пьесы, написанные драматургами. Большинство театров кукол играют для детей, но некоторые ставят представления и для взрослых, любящих кукольный театр не меньше, чем дети.
Кукольные театры первыми приобщают ребят к театральному искусству. Они не только приносят радость понимания искусства театра, но и воспитывают художественный вкус, учат пониманию окружающего мира.
А главные герои театра - это конечно куклы.
На первый взгляд все театральные куклы кажутся одинаковыми, а между тем они различны. Главное отличие - в их устройстве.

Бибабо

Простейшими являются перчаточные куклы, или бибабо. С перчаточными куклами многие из вас знакомы. Это известный Петрушка, различные зайчики, мишки, собачки, то есть все те куклы, которые надеваются на руку, как перчатка, только не на пять пальцев, а на три. Один палец вставляется в голову куклы, еще два - в рукава костюма, то есть в руки куклы.

Тростевые куклы

Тростевые куклы управляются специальными проволочками или палочками-тростями, которые можно маскировать в одежде кукол. Голова куклы насажена на специальный стержень - гапит, к нему к нему прикрепляются плечи и руки. По размеру тростевая кукла больше перчаточной. По своим пропорциям она напоминает человека. Тростевая кукла - самая распространенная в кукольном театре.

Марионетки

Наиболее сложная в изготовлении и управлении кукла - марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками. В руке актера - вага (подвижный крестообразный держатель). На ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актер попеременно дергает за нити, и кукла оживает.

В нашей стране куклы-марионетки не получили большого распространения. Кукольный театр марионеток работает в Тбилиси, в Ленинграде - театр кукол имени Е. С. Деммени, некоторые театры в своем репертуаре имеют один-два спектакля с куклами-марионетками. В Государственном театре кукол БССР с куклами-марионетками поставлен спектакль «Соловей» по сказке Андерсена.

Механические куклы

В кукольном театре используются также механические куклы. Они управляются с помощью различных механизмов: рычагов, резинок. Так делаются скачущие кони, марширующие солдаты, обезьяны, взбирающиеся на деревья.

Мимирующие куклы

Есть куклы из мягких материалов: трикотина, резины. Пальцы актера находятся в голове куклы, сжимаясь или распрямляясь, они придают лицу куклы различные выражения. Это - мимирующие куклы.

Теневые куклы

Теневая кукла - плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который, собственно, и является сценой теневого театра. Театр теней широко распространен во многих странах Азии, где он носит пародийный характер.

Вертепные куклы

Для вертепных кукол существует кукольная техника особого рода - это куклы, закрепленные на штыре, выходящем снизу куклы как ручка - они проводятся по щелям в полу сцены. В вертепном ящике исстари играется только одна пьеса: Рождественская мистерия.

Теневые фигуры

Это не мафиози, не гангстеры и не жулики. Это плоские фигурки, с помощью которых показывают представления театра теней (см. «Театр теней»).

Фигуры китайского театра теней, например, вырезались из промасленной разноцветной бумаги. (Ее специально промасливали для того, чтобы силуэты-тени на экране были прозрачными и разноцветными.)

Яванские теневые фигуры управляются артистами-кукольниками с помощью тростей и изготавливаются из шкуры буйвола.

Шкуру долго выделывают в тонкую пластинку (1,5–3 мм) желтого цвета, больше напоминающую пергамент, а не кожу. Потом над этой пластинкой работает мастер-резчик. Эта профессия на Яве - одна из самых уважаемых. Как на Руси относились к иконописцам, так на Яве к мастерам-резчикам ваянгов (см. «Ваянг») - теневых кукол. Резчики вырезают силуэты и покрывают их ажурной резьбой. Потом живописцы раскрашивают их, пользуясь только пятью красками: белой, желтой, синей, красной и черной. Затем куклы собираются: к ним приделываются руки, ноги и головы. И, наконец, к кукле прикрепляются трости управления… Таких кукол для представления нужно 100–150!

Кукол переносили в ящиках. Их аккуратно - не дыша! - перекладывали плетеными бамбуковыми циновками, чтобы краска не стиралась и фигуры не коробились, а еще - павлиньими перьями. И не для красоты, а от моли. Теневые куклы были очень дорогими. Иметь их могли позволить себе только богатые люди, и хранились они в комнатах, которые считались самым священным местом жилища. А комплект придворного теневого театра насчитывал до 600 теневых фигур (!).

Из книги Фотосъемка. Универсальный самоучитель автора Кораблев Дмитрий

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Предметы могут также влиять на отношение к человеку в силу сложившихся стереотипов.Посмотрим, как формируется при помощи одежды и различных атрибутов, то есть, по сути, знаковых систем, образ, Некоторые образы, сложившиеся исторически, стали

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОП) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХЛ) автора БСЭ

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Из книги Яхтинг: Полное руководство автора Тогхилл Джефф

Из книги 365 секретов для красоты и здоровья женщины автора Мартьянова Людмила Михайловна

Из книги автора

Городошные

Из книги автора

Из книги автора

L. ФИГУРЫ Фигура (в переводе с латинского «очертание, вид, оборот речи») - синтаксическая конструкция, рассчитанная на оказание воздействия на слушателя и читателя. Если тропы являются формами мысли (см. гл. XXXV), то фигуры - это формы речи. Функция фигур - выделить,

Из книги автора

§ 222. Риторические фигуры Последняя группа фигур - собственно риторические. Их цель - усиление выразительности речи. Эффект достигается за счет использования синтаксических единиц, имеющих яркую эмоциональную окрашенность.1. К ним относится прежде всего риторический

Из книги автора

Фигуры Фигуры предназначены для указания того, что судно собирается делать или делает, большинство их относится к торговым судам, и только некоторые применимы к яхтам. Единственная фигура, обычно используемая маленькими судами, – это черный шар, вывешиваемый впереди для

Из книги автора

Секрет № 82 Капустный сок для фигуры Поддерживай свою фигуру при помощи соков. Клетчатка, содержащаяся в овощах, не всегда желательна для твоего кишечника, а сок усвоится легко, к тому же это прекрасное питание.Капустный сок содержит в своем составе так называемый витамин

или Психокоррекция страхов

Наряду с пальчиковыми куклами и куклами-марионетками, которые легко изготовить своими руками, в психотерапии используются также и теневые куклы.

Теневые куклы - это особые куклы. В изготовлении теневой куклы нет ничего сложного или уникального.

Вся сила - в сценарии, который поведёте Вы - Ведущий.

Для изготовления теневой куклы Вам необходимо в общем три предмета:листы черного картона, крепкая нить, экран.

Как изготовить Экран для теневой куклы

Для изготовления Экрана берётся очень большая коробка. Дно её вынимается (вырезается) и вместо дна вклеивается тонкая, полупрозрачная белая бумага, например - калька.

Теперь поставьте коробку так, чтобы её экран был повёрнут лицом к зрителям. А за экран, с обратной стороны коробки, поместите источник света - горящую свечу или лампу.

Как изготавливается теневая кукла+сценарий

Все участники берут в руки чёрный-чёрный лист картона и слушают голос Ведущего, который сообщает им следующее:

«Перед Вами не просто лист картона. Перед Вами - Сама Темнота. Вообще-то темнота - страшная, но в праздничный день мы сумели укротить её, сделать послушной и ручной.

Темноту можно взять в свои руки. Сегодня и только сегодня мы увидим - кто же спрятался в этой темноте и выловим их всех поодиночке.

Своими руками мы достанем из темноты наши самые страшные страхи».

Теперь каждый участник должен вырезать из чёрного картона свой «Страх». Вот некоторые наблюдения:

  • Страхов может быть несколько, а может быть один,
  • Страхи могут иметь чёткую форму (быть сказочными героями), а могут быть просто уродливыми, агрессивно вырезанными формами без смысла,

Работа со страхами. То, что нужно обязательно проговорить в ходе психотерапии:

  • нам всем важно вынести каждый свой страх «вовне», например, изготовив куклу.
  • После окончания работы с теневой куклой, страх - преодолевается.

После того, как теневая кукла вырезана из чёрного картона, сзади к ней прикрепляется толстая нить - поводок. Некоторые психологи-сказкотерапевты называют эту нить - «цепью», на которую мы сажаем свои страхи.

Эта нить - важный нюанс психотерапии. Она очень сильно успокаивает тех, кто работает со своим страхом.

За эту же нить мы будем «водить» куклу-страх, пронося её перед экраном в подвешенном состоянии.

Вождение теневой куклы перед светящимся экраном

Презентация куклы-страха ничем не отличается от презентации любой другой психотерапевтической куклы, изготовленной своими руками.

При этом - называть свой страх - вовсе необязательно. Можно придумать ему сказочное имя, псевдоним, зашифровать.

Однако Ведущий должен постоянно подчёркивать то, что каждый участник кукольной психотерапии УПРАВЛЯЕТ своей теневой куклой, а значит - управляет и своим страхом.

Работа со страхами. Окончание сценария

Как же завершается работа с куклами-страхами?

Ведущий рассказывает участникам, что теневые куклы - сделали свою работу. А именно, показали нам всем - какие мы сильные. Теперь эти «страшилки» могут быть уничтожены.

Как правило со стороны участников следует два типа реакции.

Некоторые с удовольствием уничтожают сделанные теневые куклы. Некоторые сохраняют эти теневые куклы, так как уже больше не воспринимают их негативно, успевая подружиться с ними и проникнуться к ним симпатией.

Некоторые уничтожают свои страхи - избирательно.

Вы сами можете придумать несколько вариантов окончания сценария - от торжественного сожжения всех кукол разом, до переименовывания и переделки «кукол-страхов» в «кукол-добряков».

Ну а экран - сохраните до следующих праздников.

От себя добавлю, что по этому образцу я делала театр с внуками. Счастья было вагон и маленькая тележка!!! Все пять внуков и внучек с великим старание вырезали фигурки, красили, клеили.......

А потом все вместе и показывали, и смотрели.

Ниже мастер-класс и готовые шаблоны для самых известных детских сказок.....

ОТ АВТОРА: "В комнате темно и слышны лишь небольшие шорохи последних приготовлений, как вдруг загорается свет. Он упирается в экран белого листа. Папа последний раз прочищает горло, а на сцене появляется первый силуэт. И сказка оживает…

Теневой театр —В теневой театр дети влюбляются сразу. Сначала они увлеченно смотрят представления, а потом начинают изобретать сюжет сами. Пусть, независимо оттого, есть ли у ребенка режиссерские способности или нет, дома его всегда ждут овации.

При этом воображение крохи работает на все 100, ведь в силуэте ребенок будет пытаться угадать бабушку, собачку или мышку. Нежный и родной голос из-за кулис ведёт рассказ о далеких (или не очень) странах, о ребятах и зверятах, о добре, зле и о самом настоящем волшебстве. И всё это можно сделать своими руками из подручных средств всего за 15 минут.

Организовать сцену для теневого театра можно из старой коробки и из нее же вырезать силуэты главных героев, включить лампу и сказка оживёт прямо на глазах. Итак, приступим.

1. Делаем сцену

На дне старой коробки намечаем прямоугольник для экрана.

Контур не обязательно делать прямоугольным. Края можно скруглить и добавить декоративных узоров. Тем самым коробочка для теневого театра приобретёт абсолютно волшебный вид.

Вырезаем отверстие.

Окрашиваем эту дырявую коробку (пункт необязательный, но так она будет выглядеть аккуратней).

С внутренней стороны наклеиваем лист бумаги, по размерам слегка превосходящий отверстие.

2. Герой на палочке

На листе рисуем персонажей сказки, а лучше распечатываем


5.

.


8.

9.

10.

11.

.


Вырезаем персонажей, наклеиваем на картон любой плотности. Вырезаем силуэты и фиксируем на палочке. Для этого подойдёт изолента, клеевой пистолет или скотч. Я использовала изоленту и клеевой пистолет, чтобы уж наверняка)

Я использовала кулинарные шпажки, но также для этого хорошо подойдут палочки-эскимо, старые стержни или карандаши.

Также готовим декорации (окружающую героев обстановку). Для этого просто вырезаем их из картона любой плотности. Чем толще будут декорации, тем сложнее их будет вырезать, и тем проще будет их фиксировать у экрана.

  • крепление декораций

По периметру можно закрепить полоски картона, в которых будет удобно фиксировать декорации.Все, сцена для театра теней готова.

В комнате темно и слышны лишь небольшие шорохи последних приготовлений, как вдруг загорается свет. Он упирается в экран белого листа. Папа последний раз прочищает горло, а на сцене появляется первый силуэт. И сказка оживает…

Теневой театр — это отличный способ устроить волшебное представление, занять и успокоить деток, развить воображение ребенка или просто уложить ребенка спать. При этом воображение крохи работает на все 100, ведь в силуэте ребенок будет пытаться угадать бабушку, собачку или мышку. Нежный и родной голос из-за кулис ведёт рассказ о далеких (или не очень) странах, о ребятах и зверятах, о добре, зле и о самом настоящем волшебстве. И всё это можно сделать своими руками из подручных средств всего за 15 минут.

Организовать сцену для теневого театра можно из старой коробки и из нее же вырезать силуэты главных героев, включить лампу и сказка оживёт прямо на глазах. Итак, приступим.

1. Делаем сцену

На дне старой коробки намечаем прямоугольник для экрана.

Контур не обязательно делать прямоугольным. Края можно скруглить и добавить декоративных узоров. Тем самым коробочка для теневого театра приобретёт абсолютно волшебный вид.

Вырезаем отверстие.

Окрашиваем эту дырявую коробку (пункт необязательный, но так она будет выглядеть аккуратней).

С внутренней стороны наклеиваем лист бумаги, по размерам слегка превосходящий отверстие.

2. Герой на палочке

На листе рисуем персонажей сказки, а лучше распечатываем готовые шаблоны .






Вырезаем персонажей, наклеиваем на картон любой плотности. Вырезаем силуэты и фиксируем на палочке. Для этого подойдёт изолента, клеевой пистолет или скотч. Я использовала изоленту и клеевой пистолет, чтобы уж наверняка)

Я использовала кулинарные шпажки, но также для этого хорошо подойдут палочки-эскимо, старые стержни или карандаши.

Также готовим декорации (окружающую героев обстановку). Для этого просто вырезаем их из картона любой плотности. Чем толще будут декорации, тем сложнее их будет вырезать, и тем проще будет их фиксировать у экрана.

3. Lifehacks

  • крепление декораций

По периметру можно закрепить полоски картона, в которых будет удобно фиксировать декорации.Все, сцена для театра теней готова.

  • отверстие снизу

Чем дальше герои находятся от экрана, тем более размытыми кажутся их силуэты. Чтобы сохранить устойчивость сцены, но иметь доступ «за кулисы», я сделала отверстие в опорной стенке. Тем самым герои стали ближе к экрану, а управлять ими стало легче.

  • крепление героев

Удержать всех героев в одной руке практически не реально. Даже с «Курочкой Рябой» было сложновато. Для того, чтобы не держать в руке неактивных персонажей, сделаем небольшие надрезы у основания сцены. Эти надрезы хорошо удержат героев на небольших шпажках. Если вы используете, например, палочки эскимо, то надрезы будут немного иными.

4. Делаем шоу

Теневой театр своими руками почти готов, осталось установить нашу конструкцию. Позади ставим лампу и направляем на экран. А далее следуем сценарию и становимся режиссёрами-постановщиками.

Для Вашего удобства я подготовила несколько шаблонов для самых первых и простых в постановке сказок. А для сказок «Колобок» и «Теремок» Вы там найдёте отличные тексты в стихах.

Вот одна из первых наших постановок. Там хорошо видно как трудно было управляться с героями до этого.

Волшебных Вам вечеров!