Коллегиальный орган исполнения в некоммерческой организации. Структуры управления некоммерческих организаций: параллельная организационная структура управления

Лилия Фиргатьевна

Заместитель директора по развитию НО «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», Москва
В некоммерческом секторе с 2005 года. Практикующий фандрайзер, консультант, тренер, автор книг и статей по фандрайзингу. Автор проекта «Фандрайзинг в стиле FUN» (fundraising-fun.ru).

Балакирев

Владимир Павлович


Управляющий партнер ООО «Процесс Консалтинг»
Член правления Ассоциации специалистов по оценке программ и политик, руководитель московского отделения АСОПП. Один из основателей Международной Сети «Оценка Программ», действовавшей на территории СНГ с 2000 по 2015 год. С 1991 года работает как консультант по организационному развитию, тренер и специалист по оценке проектов и программ.

Бахмин

Вячеслав Иванович


Независимый эксперт
Председатель Экспертного совета Политехнического музея, председатель Общественной комиссии по сохранению наследия академика Сахарова. Эксперт в сфере благотворительности и развития гражданского общества. Автор нескольких статей и книги «О фондах в России».

Баханькова

Екатерина Рудольфовна


Старший преподаватель РАНХиГС
Член экспертного совета Клуба бухгалтеров некоммерческих организаций. Член экспертного совета по некоммерческим организациям при Министерстве Финансов Российской Федерации. Член экспертного совета по методологии учета некоммерческих организаций при Институте профессиональных бухгалтеров России.

Бевза

Мария Олеговна


Исполнительный директор Ассоциации фандрайзеров
В некоммерческой сфере с 2012 года. Принимала участие в реализации социального проекта «Музейный инспектор». Участвует в программе наставничества «Большие Братья Большие Сестры».

Боровых

Александр Эдуардович


Директор отдела стратегий благотворительного фонда «Даунсайд Ап»
С 1993 года работал в различных проектах, направленных на развитие некоммерческих организаций в России и странах СНГ. В течение 10 лет был одним из руководителей Центра Поддержки НКО (Москва), а позднее - Института Общественного Развития. Является разработчиком ряда курсов по темам организационного развития СО НКО.

Гамольский

Павел Юрьевич


Президент Ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций»
В некоммерческом секторе с 1988 года. С 2002 по 2003 год являлся членом рабочей группы Минфина России по налоговой реформе. С 2011 года под редакцией Гамольского издается серия книг «Некоммерческие организации», в которой планируется выпускать книги по всем направлениям деятельности некоммерческих организаций.

Гарифулина

Эльвира Шамильевна


Руководитель проектов Фонда Елены и Геннадия Тимченко
С 1999 года работает в некоммерческом секторе. Занималась развитием корпоративной социальной ответственности и GR-направления в международных финансовых и промышленных корпорациях. В Фонде Тимченко курирует направление «Семья и дети».

Голубев

Сергей Викторович


Генеральный директор Фонда социальных инвестиций
Соавтор модели Школы социального предпринимательства – первой российской акселерационной программы для социальных предпринимателей, активно тиражируемой в регионах России в рамках создания Центров инноваций социальной сферы. Руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив по развитию экосистемы социального предпринимательства.

Даушев

Дмитрий Адгамович


Директор по фандрайзингу и коммуникациям МБОО Российский комитет «Детские деревни SOS»
Фандрайзер-практик, 10 лет занимался привлечением частных пожертвований во Всемирном фонде дикой природы (WWF) в рамках работы программы «Сторонники». С 2012 года является директором по фандрайзингу в благотворительной организации «Детские деревни - SOS. Россия». Автор и соавтор ряда пособий по фандрайзингу.

Демёнова

Снежана Анатольевна


Руководитель программы «Фандрайзинг и продвижение социальных инициатив», эксперт в области маркетинга и PR «Лаборатория социального предпринимательства»
В 2013 году была организатором Федерального конкурса инициатив по повышению финансовой грамотности Минфина Российской Федерации. Эксперт по разработке и реализации фандрайзинговых и краудфандинговых проектов.

Ефремова-Гарт

Ирина Юрьевна


Независимый эксперт
Эксперт в области оценки социальных программ. С 1999 года работает в международных и российских некоммерческих организациях, программах развития и фондах, включая: Национальный Демократический Институт, Фонд «Евразия», Фонд «Право и справедливость».

Задирако

Татьяна Гавриловна


Сопредседатель Комитета по взаимодействию бизнеса и НКО Американской Торговой Палаты
С 1996 по 2002 год - административный директор Российского Представительства организации «Врачи мира». С 2002 года - исполнительный директор благотворительного фонда «Дорога вместе». В 2013-2014 г.г. - председатель Совета Форума Доноров. С 2014 по 2015 гг. - председатель Совета ассоциации фандрайзеров России.

Зайцев

Илья Владимирович


Руководитель Управления по работе с персоналом ООО «Открытие Факторинг» (Финансовая группа «Открытие»), кандидат психологических наук
В 2008-2013 гг. руководил службой управления персоналом благотворительного детского фонда «Виктория»

Куратова

Алёна Александровна


Председатель правления Фонда «Б.Э.Л.А. Дети-бабочки»
С 2011 г. является учредителем и председателем правления фонда «Б.Э.Л.А. Дети-бабочки». С 2014 г. - член ревизионной комиссии Совета Ассоциации фандрайзеров России.

Мартыщенко

Сергей Викторович


Независимый эксперт в сфере управления и оценки социальных проектов
С 2002 года работает в сфере корпоративной социальной ответственности. Эксперт – аналитик, активно участвует в разработке программ по эффективному развитию некоммерческого сектора России через распространение международного опыта и обмен знаниями.

Медюх

Татьяна Олеговна


Руководитель дирекции фандрайзинга, маркетинга и коммуникаций, член правления Благотворительного детского фонда «Виктория»
С 2011 года занимается освещением деятельности благотворительного детского фонда «Виктория» в СМИ, а также взаимодействием с корпоративными и крупными частными донорами.

Меньшенина

Ирина Леонидовна


Директор по развитию Благотворительного фонда «Даунсайд Ап», основатель проекта «Спорт во благо»
В сфере благотворительности с 1995 года. С 2001 года профессионально занимается привлечением средств, консультированием и обучением фандрайзеров в России. С 2014 по 2015 год занимала пост исполнительного директора Ассоциации фандрайзеров России.

Михайлова

Марина Евгеньевна


Директор РБОО Архангельский центр социальных технологий «Гарант»
Член общественного Экспертного совета по здравоохранению при Архангельском областном Собрании депутатов. Один из организаторов Попечительского Совета в Архангельске, который является одной из первых успешно работающих моделей системной благотворительности в России.

Орачева

Оксана Ивановна


Генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина
С 2012 по 2014 гг. – исполнительный директор благотворительного фонда Владимира Потанина. С 2014 году – член Совета Форума Доноров, а с января 2015 года является его председателем. Автор более 50 научных публикаций по проблемам федерализма, взаимоотношения центра и регионов.

Склоцкий

Роман Сергеевич


Директор по развитию ООО «Инфраструктура благотворительности»
С 2008 по 2014 год - исполнительный директор Международной программы наставничества для детей в трудной жизненной ситуации Big Brothers Big Sisters of Russia. Председатель совета директоров Big Brothers Big Sisters of Russia. В 2012 году принял участие в международной лидерской программе обмена «Волонтерство в США».

Слабжанин

Николай Юрьевич


Исполнительный и национальный директор Межрегиональной общественной благотворительной организации Российский комитет - «Детские деревни SOS»
Соучредитель и глава ревизионной комиссии российской Ассоциации фандрайзеров. Эксперт Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 год.

Телицына

Александра Юрьевна


Исполнительный директор программы «Старшие Братья Старшие Сестры»
Руководитель программы наставничества для детей, оставшихся без попечения родителей, МОО «Старшие Братья Старшие Сестры». Ведет активную волонтерскую деятельность: участвует в социально значимых проектах.

Темичева

Елена Викторовна


Директор по коммуникациям и стратегическому планированию Центра «БлагоСфера»
Эксперт в области эффективных коммуникаций, межсекторного взаимодействия и партнерства, социальной ответственности бизнеса. В некоммерческом секторе более 20 лет.

Тополева-Солдунова

Елена Андреевна


Директор АНО «Агентство социальной информации»
С 1994 года является директором Автономной некоммерческой организации «Агентство социальной информации» (АСИ). Имеет многолетний опыт управления социальными и коммуникационными проектами. Автор многих публикаций по социальной тематике, деятельности НКО, социальной ответственности и устойчивому развитию.

Тюшкевич

Наталия Борисовна


Директор стипендиальных и грантовых программ «РЫБАКОВ ФОНД»
Член правления российской Ассоциации специалистов по оценке программ и политик. Член рабочей группы Российской Школы Грантменеджеров. Член конкурсной комиссии по отбору социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из федерального бюджета.

Фреик

Наталия Викторовна


независимый эксперт, аналитик в сфере социальных инноваций, благотворительности, КСО
Специалист по оценке социальных программ и проектов с успешным опытом экспертной поддержки крупных российских благотворительных фондов (включая организацию, сопровождение и оценку грантовых конкурсов), а также небольших региональных НКО.

Хромов

Владимир Викторович


Директор Ассоциации некоммерческих организаций «Союз волонтерских организаций и движений»
Член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Департаменте здравоохранения г. Москвы. Член Общественного совета при Департаменте социальной защиты населения г. Москвы. Заместитель председателя Общественного совета ЮАО г. Москвы.

Шумбурова

Ольга Владимировна


Исполнительный директор Ассоциации «Юристы за гражданское общество»
В некоммерческом секторе более 10 лет. С ноября 2012 г. занимает пост советника по правовым вопросам в филиале Международного центра некоммерческого права в России. Имеет большой опыт консультирования некоммерческих организаций по правовым вопросам, выступления на мероприятиях различного уровня.

Якимец

Владимир Николаевич


Главный научный сотрудник ИППИ РАН
В 2013 -2015 гг. - председатель Экспертного совета при правительстве Москвы по Конкурсу субсидий для социально ориентированных НКО. В 2011-2014 - членм экспертного совета Минэкономразвития РФ по определению субсидий федерального бюджета для субъектов РФ и членом экспертного совета Минэкономразвития РФ по определению субсидий инфраструктурным НКО.

1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

(в ред. Федерального закона от 26.11.1998 N 174-ФЗ)

2. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

3. К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

изменение устава некоммерческой организации;

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

участие в других организациях;

реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым - восьмым настоящего пункта.

Вопросы, предусмотренные абзацами вторым - четвертым и девятым настоящего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

5. Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Действие пункта 1 статьи 30 не распространяется на бюджетные и казенные учреждения (пункты 4.1 и 4.2 статьи 1 данного документа).

  • О некоммерческих организациях
    • Глава V. Управление некоммерческой организацией
      • Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией

Некоммерческие организации (НКО) представляют собой организации, созданные с целью производства товаров и услуг. Статус НКО не позволяет им служить источником прибыли для их учредителей. Так, в Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, а также иных целей .

Организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются:

  • - фонд;
  • - учреждение;
  • - общественная организация (объединение);
  • - потребительский кооператив;
  • - некоммерческое партнерство;
  • - автономная некоммерческая организация;
  • - объединение юридических лиц (ассоциация и союз).

Федеральный закон от 12 ноября 1996 г. «О некоммерческих организациях» применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории РФ постольку, поскольку иное не установлено иными федеральными законами. Этим федеральным законом определены формы НКО .

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» определяет общественное объединение как «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения», и приводит ее следующие организационно-правовые формы :

  • - общественная организация;
  • - общественное движение;
  • - общественный фонд;
  • - общественное учреждение;
  • - орган общественной самодеятельности;
  • - политическая партия.

Учредительными документами НКО являются:

  • - устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организации;
  • - учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза.

Для регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются:

  • - заявление;
  • - учредительные документы;
  • - решение о создании организации;
  • - сведения об учредителях;
  • - документ об уплате государственной пошлины.

Исполнительный орган НКО может быть коллегиальным и (или) единоличным. Высшими органами управления НКО в соответствии с их учредительными документами являются:

  • - коллегиальный высший орган управления для автономной НКО;
  • - общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

К компетенции органов управления НКО относятся:

  • - изменение устава;
  • - образование исполнительных органов;
  • - утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, финансового плана.

Особенностью иностранной некоммерческой неправительственной организации является то, что она создана за пределами территории РФ в соответствии с законодательством иностранного государства, и ее учредителями (участниками) не являются государственные органы.

Среди НКО выделяются также автономные, частные, бюджетные учреждения.

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Особенности правового положения бюджетных учреждений определены Бюджетным кодексом РФ . Так, ст. 161 Бюджетного кодекса определяет, что бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, оно не имеет права получать кредиты (займы), самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам, обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования идет процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения.

В соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономные учреждения могут быть созданы путем их учреждения или изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение, и используются им для достижения целей, ради которых оно создано .

Особенности различных форм НКО приведены в таблице 1.

Таблица 1. Формы некоммерческих организаций

Формы некоммерческих организаций

Особенности функционирования некоммерческих организаций

Общественная и религиозная организации

Участники (члены) не сохраняют прав на пере-данное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы

Имущество, переданное фонду его учредителя-ми, является собственностью фонда, попечительский совет осуществляет надзор за его деятельностью

Некоммерческое партнерство

Переданное имущество является собственностью партнерства, члены вправе участвовать в управлении делами, получать при выходе (ликвидации партнерства) часть имущества в пределах переданного в собственность, за исключением членских взносов

Учреждение

Имущество закрепляется на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам, при не-достаточности средств субсидиарную ответственность несет его собственник

Автономная некоммерческая организация

Имущество, переданное НКО ее учредителями, является собственностью, учредители могут пользоваться ее услугами только на равных правах с другими лицами, не сохраняют прав на ее собственность

Объединение юридических лиц (ассоциация и союз)

Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам в размере и порядке, предусмотренном ее учредительными документами, безвозмездно пользуются ее услугами

Общественное объединение (общественная организация, движение, фонд, учреждение, политическая партия)

Имущество формируется на основе вступительных и членских взносов, добровольных взносов и пожертвований, поступлений от проводимых мероприятий, доходов от предпринимательской деятельности, пожертвований на подготовку и проведение выборов

Государственная корпорация

Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации

Из таблицы 1 видно, что организационно-правовые формы некоммерческих организаций многообразны, и включают общественные и религиозные учреждения, фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Так, фонд представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующую социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Финансовые ресурсы фонда создаются за счет добровольных имущественных взносов в денежной форме, а также доходов от предпринимательской деятельности, соответствующей целям, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Попечительский совет фонда, осуществляющий свою деятельность на общественных началах, является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда.

Государственная корпорация - это организационно-правовая форма, не имеющая членства, утвержденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих и других общественно полезных функций (ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций»). Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям» .

Некоммерческое партнерство - это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение определенных целей. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Особенностью этой организационно-правовой формы является то, что члены некоммерческого партнерства при выходе из него имеют право получить часть имущества за исключением членских взносов. Кроме этого, при ликвидации некоммерческого партнерства часть имущества, оставшаяся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между его членами в соответствии с внесенной долей.

Автономная некоммерческая организация представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, которая учреждается гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является ее собственностью. Она вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

НКО могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Члены союза сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Члены союза несут субсидиарную ответственность по обязательствам союза.

При выходе из союза член несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

Добровольные взносы и пожертвования характерны для общественных объединений, благотворительных фондов, религиозных организаций. При этом законодательство запрещает получать финансовую и иную материальную помощь политическим общественным объединениям на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан.

В соответствии со ст. 28 Закона «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с действующим законодательством.

Высшими органами управления некоммерческими организациями являются:

Для автономной некоммерческой организации - коллегиальный высший орган управления;

Для некоммерческого партнерства - общее собрание членов;

Для ассоциации и союза - общее собрание членов.

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, ради которых она была создана.

К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

Изменение устава некоммерческой организации;

Определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

Образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

Утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

Создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

Участие в других организациях;

Реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда, который может быть ликвидирован только на основании судебного решения).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение таких вопросов, как утверждение финансового плана и внесение в него изменений, создание филиалов и представительств, участие в других организациях, а также утверждение годовой отчетности.

Прочие вопросы относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией считается правомочным, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам, входящим исключительно в компетенцию высшего органа управления некоммерческой организацией, принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами.

Нетрудно убедиться, что высший орган управления некоммерческой организации и ее исполнительные органы решают меньше вопросов, нежели те же органы коммерческой организации. Это связано, прежде всего, с двумя причинами.

Во-первых, состав и сложность задач, решаемых некоммерческими организациями, существенно уступает составу и сложности задач, стоящих перед организацией, созданной для систематического получения и распределения прибыли.

Во-вторых, решения, принимаемые органами управления некоммерческой организацией, практически не могут повлиять на уровень личного благосостояния ее участников или членов. Все принимаемые ими решения должны быть направлены на достижение целей, поставленных перед некоммерческой организацией в момент ее создания.

Пунктом 5 ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях» запрещено осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную действующим законодательством и учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Специфика формирования и представления некоммерческими организациями отчетности заинтересованным пользователям состоит в том, что законодательством существенно ограничены права таких организаций по закрытию определенных видов информации (которая в организациях иных организационно-правовых форм относится к категории коммерческой тайны).

В соответствии со ст. 32 Закона «О некоммерческих организациях» не могут быть предметом коммерческой тайны следующие данные:

Размеры и структура доходов некоммерческой организации;

Сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации;

Сведения о расходах организации;

Сведения о численности и составе работников;

Сведения об оплате труда работников;

Сведения об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации.

Для сравнения: организации, не относящиеся к некоммерческим, не могут относить к категории коммерческой тайны только сведения о численности, составе работающих, их заработной плате.