Кто такой Рубикон? Совершенствуйте словарный запас.

Которыми владеет человек.

Классификация [ | ]

Различают два вида словарного запаса: активный и пассивный .

Активный словарный запас включает слова, которые человек использует в устной речи и письме.

Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении или на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас обычно больше активного в несколько раз.

Словарный запас человека [ | ]

Русский язык [ | ]

В русском литературном языке около 500 тысяч корней, и десятки производных от них слов . «Толковый словарь живого великорусского языка » В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов. Наиболее употребительными словами, согласно «» под редакцией, являются около 30 тысяч слов, а наибольшую частоту имеют чуть более 6 тысяч слов, покрывающих более 90 % обработанных при составлении этого словаря текстов.

Однако «алфавитно-частотный словоуказатель к ПСС Ленина» имеет спорную [ ] методику подсчета, также как и словарный состав языка А. С. Пушкина. Например в ПСС В. И. Ленина: анархист, анархистик, анархиствующий, министр-клоун, абсолютно-необходимый, парламентски-безупречный, парламентарий-коммунист, парламентарий-социалист и т. д. учитываются в подсчете. Ту же «методику» использует и «Словарь языка Пушкина ». Например, «лист», «листик», «листок», «листочек»; «царь» и «царь-пушка» учитываются как отдельные слова .

Английский язык [ | ]

По мнению составителей словарей Webster (Third International Dictionary) и Oxford English Dictionary (Second Edition, 1993) , английский язык насчитывает 470 тыс. слов.

Но некоторые исследователи утверждают, что при подсчёте английских слов необходимо учитывать все неологизмы , включая слова из интернет-блогов и других неофициальных ресурсов, а также слова, употребляемые только в разновидностях английского языка, к примеру, в Китае и Японии.

Активный словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме.

Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас больше активного в несколько раз.

Словарный запас среднестатистического человека

Русский язык

«Толковый словарь живого великорусского языка » В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов. Наиболее употребительными слова, согласно "Частотному словарю русского языка" под редакцией Л. Н. Засориной - являются около 40 тысяч слов, а наибольшую частоту имеют чуть более 9 тысяч слов, покрывающих более 90% обработанных при составлении словаря текстов. По современным оценкам словарный запас учащегося средней школы составляет около 5000 слов. Высокообразованный человек знает порядка 8000 слов. Интересно, что "Словарь языка Пушкина", содержащий используемые классиком слова, содержит непревзойденный пока показатель - приблизительно 24 тысячи слов. Не изданный "Словарь языка В. И. Ленина" по некоторым данным должен был содержать около 30 тысяч слов.

Английский язык

По официальным данным Оксфордского словаря, в английском языке насчитывается 250 тысяч слов и около 615 тысяч словообразований. Но некоторые исследователи утверждают, что при подсчёте английских слов необходимо учитывать все неологизмы , включая слова из интернет-блогов и других неофициальных ресурсов, а также слова, употребляемые только в разновидностях английского языка, к примеру, в Китае и Японии. Так, компания Global Language Monitor насчитала в английском 986 тысяч слов.

Японский язык

Японский язык содержит около 50 тысяч иероглифов. Активный словарный запас японцев формирует Министерство просвещения, именно оно рекомендует своим соотечественникам 1850 иероглифов для повседневного использования, из которых 881 изучается в начальной и средней школе. В среднем японец обходится 400 иероглифами в повседневной жизни, а газеты и журналы используют 3000 иероглифов.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Словарный запас" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 5 активный словарь (5) запас слов (5) лексика (10) … Словарь синонимов

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС - СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. То же, что потенциальный словарь …

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС - совокупность слов естественного языка, значение которых данное лицо понимает и может объяснить. Подразделяется на активный слова, употребляемые в повседневной устной речи и при письме, и пассивный слова, понятные при чтении и устном восприятии … Профессиональное образование. Словарь

    Словарный запас - – 1. все слова, значение которых понимает и/или использует индивид в своей языковой практике; 2. любой специально ограниченный список слов (например, словарь, глоссарий); 3. полный список слов какого либо языка. Число таких слов, а также динамика …

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС - 1. Полный компендиум слов, которые знает индивидуум. 2. Полный перечень слов, используемых в языке. 3. Любой специально ограниченный список слов. Когда имеется в виду это последнее значение, обычно используется уточняющее слово, чтобы обозначить… …

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС АКТИВНЫЙ - СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС АКТИВНЫЙ. См. активный словарный запас … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ПАССИВНЫЙ - СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ПАССИВНЫЙ. См. пассивный словарный запас … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, ПАССИВНЫЙ - Вообще – словарный запас (1), используемый пассивно, то есть при чтении и слушании. Пассивный словарей запас индивида значительно больше, чем активный словарный запас. Также называется словарным запасом узнавания … Толковый словарь по психологии

    Словарный запас, читаемый с листа - у начинающих читать – слова, которые они могут читать быстро («с листа») без эксплицитного фонетического декодирования. Дети, которых учат читать методом «целых слов», обычно имеют больший словарный запас, читаемых с листа, нежели дети,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Каждый день мы общаемся с другими людьми, произносим сотни слов, работаем с документами, просматриваем интернет-страницы, переписываемся с друзьями и родственниками, читаем журналы и газеты, смотрим фильмы и телепередачи. В процессе коммуникации, передачи и восприятия информации наше сознание обрабатывает множество слов. Сколько же именно слов необходимо знать человеку, чтобы полноценно общаться, познавать мир и окружающую действительность?

По разным оценкам ученых , в английском языке около одного миллиона слов, в русском – от двухсот до пятисот тысяч, чешский язык насчитывает около пятидесяти тысяч слов. Но это совсем не значит, что для того, чтобы овладеть языком, нужно учить такое огромное количество слов. Дело в том, что наш словарный запас делится на два вида – активный и пассивный. Активный словарный запас – это слова, которые человек знает и активно использует. Слова же, значение которых человек знает, но которые он использует редко, составляют пассивный словарный запас. Разумеется, пассивный запас в несколько раз больше активного. Исследователи творчества Уильяма Шекспира подсчитали, что в своих произведениях он использовал около двадцати тысяч слов, в литературном наследии Карела Чапека насчитывается почти тридцать тысяч слов. Однако это не значит, что в повседневной жизни великие писатели изъяснялись сложно и витиевато, используя весь свой лексический багаж.

По подсчетам лингвистов , словарный запас, которым европеец, в том числе и среднестатистический россиянин, обходится в повседневном общении, составляет около тысячи слов. Активный словарный запас составляет примерно две-три тысячи слов. Таким образом, для владения языком на начальном уровне достаточно нескольких сотен часто употребляемых слов. Вот приблизительная градация объема словарного запаса:

1. 400-800 слов – лексический багаж, необходимый для базового уровня знания языка;
2. до 1500 слов – запас, позволяющий объясняться и читать литературу на начальном уровне;
3. до 3000 слов – запас, с помощью которого можно уверенно общаться на бытовом уровне и бегло читать неспециализированную литературу;
4. 5000 слов в лексическом багаже обеспечат свободное чтение прессы и специализированной литературы;
5. 8000 слов достаточно для всестороннего общения, чтения литературы любой степени сложности, просмотра телевизионных передач и фильмов.

Следует учесть , что эти цифры являются лишь приблизительной оценкой количества слов, необходимых для общения на определенном уровне, и, как следствие, количества слов, которые необходимо знать желающим изучить иностранный язык. Отметим, что активный словарный запас динамичен, он изменяется в зависимости от того, в какой среде живет человек, чем он занимается, где трудится и т.д. Например, специфика работы человека определяет лексический багаж, используемый им в трудовой деятельности. Поэтому важно не только расширять активный словарный запас, но и следить за тем, чтобы слова не исчезали из употребления и не переходили из актива в пассив.

Существуют различные способы обогащения активного словарного запаса. Рассмотрим некоторые из них:

1. Самый распространенный, действенный и доступный метод – метод живого общения. При общении двух собеседников, как правило, происходит взаимное обогащение их словарных запасов.
2. Чтение вслух позволяет задействовать не только зрительную, но и слуховую память, облегчая и ускоряя процесс запоминания.
3. Пересказ прочитанного . При пересказе прочитанного мозг активно обрабатывает полученную информацию, при этом нужно стараться максимально задействовать те слова из текста, которые встретились впервые или вызвали затруднение.
4. Интересна и полезна работа со словарем синонимов . Многие слова имеют ряд синонимов, и небольшая игра, цель которой – при помощи словаря максимально заменить слова в тексте на синонимы, значительно расширит словарный запас.

Чем богаче словарный запас человека , тем более емко, красочно и точно он может выражать свои чувства и мысли, тем ярче его картина мира. Нужно стремиться пополнять словарный запас не только изучаемого, но и своего родного языка. Тем более актуальным это представляется для носителей русского языка, о котором так замечательно высказался французский писатель Проспер Мериме: «Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы».


Задачей исследования было определить объём пассивного словарного запаса носителей русского языка. Измерение проводилось с помощью , в котором респондентам предлагалось отметить знакомые слова из специальным образом составленной выборки. По правилам теста слово считалось «знакомым», если респондент мог дать определение хотя бы одному его значению. Методика теста подробно описана . Чтобы повысить точность теста и выявить респондентов, проходящих его неаккуратно, в тест были добавлены несуществующие слова. Если респондент отмечал хотя бы одно такое слово как знакомое, его результаты не учитывались. В исследовании приняло участие более 150 тысяч человек (из них прошло тест аккуратно — 123 тысячи).

Для начала, проанализируем влияние возраста на словарный запас.

На графике показаны перцентили полученного распределения. Например, самая нижняя кривая (10-ый перцентиль) для 20 лет даёт 40 тысяч слов. Это означает, что 10% респондентов этого возраста имеют словарный запас ниже этого значения, а 90% — выше. Выделенная синим центральная кривая (медиана) соответствует такому словарному запасу, что половина респондентов соответствующего возраста показали результат хуже, и половина — лучше. Самая верхняя кривая — 90-ый перцентиль — отсекает результат, выше которого показали только 10% респондентов с максимальным словарным запасом.

Из графика видно следующее:

  1. Словарный запас растет с практически постоянной скоростью до примерно 20 лет, после чего скорость его набора уменьшается, сходя на нет к 45 годам. После этого возраста словарный запас уже практически не меняется.
  2. Во время обучения в школе подросток учит по 10 слов в день. Эта величина кажется неестественно большой, но объясняется тем, что в тесте производные слова учитывались отдельно, как самостоятельные.
  3. К моменту выпуска из школы подросток в среднем знает 51 тысячу слов.
  4. За время обучения в школе словарный запас увеличивается примерно в 2.5 раза.
  5. После выпуска из школы и до достижения среднего возраста человек в среднем узнаёт 3 новых слова а день.
  6. После достижения 55 лет словарный запас начинает несколько снижаться. Это может быть связано с забыванием слов, которые не используются достаточно долго. Интересно, что этот возраст примерно совпадает с выходом на пенсию.

Теперь разделим всех респондентов на группы по уровню образования. На следующем графике изображены медианы словарного запаса этих групп. Кривые начинаются и заканчиваются в разных местах из-за того, что статистика по всем группам разная — например, респондентов с неоконченным средним образованием старше 45 было недостаточно много, чтобы результаты были статистически значимы, поэтому пришлось оборвать соответствующую кривую так рано.


Из графика можно узнать, что

  1. Возможно, насыщение словарного запаса наступает в разном возрасте в зависимости от образования. Так, у респондентов со средним специальным образованием насыщение можно определить в районе 43 лет, с высшим — в 51 год, у кандидатов и докторов — в 54 года. Это можно было бы объяснить спецификой работы респондентов — скорее всего, обладатели ученой степени продолжают штудировать различную литературу даже в зрелом возрасте. Или постоянная жизнь в университетской среде, с ее обилием общения с образованными людьми разных специализаций, постоянно подбрасывает новые слова. Однако с технической точки зрения такие выводы пока делать не стоит — получившиеся кривые достаточно шумные, и очень сложно определить точно, где же начинается насыщение. Возможно, дальнейший набор статистики позволит увидеть зависимость возраста насыщения от уровня образования (если она есть) более чётко.
  2. Разницы в словарном запасе между теми, кто поступил в университет, но не доучился, и теми, кто прошел этот путь до конца, практически нет (студентам: это не значит, что можно не ходить на лекции).

Теперь исключим влияние возраста, оставив в выборке только респондентов старше 30 лет. Это позволит сконцентрироваться на образовании.


Из графика мы видим следующее:

  1. Закончившие только школу респонденты знают в среднем на 2-3 тысячи слов больше, чем не закончившие ее в своё время.
  2. Словарный запас у получивших среднее или среднее специальное образование практически не отличается и составляет в среднем 75 тысяч слов.
  3. Учившиеся в университетах и институтах (и необязательно закончившие их) знают в среднем 81 тысячу слов.
  4. Кандидаты и доктора наук знают в среднем 86 тысяч слов. Таким образом, ученая степень прибавляет около 5 тысяч единиц словарного запаса по сравнению с высшим образованием.
  5. Образование, конечно, влияет на размер словарного запаса. Однако разброс внутри каждой группы с одинаковым образованием значительно больше, чем разница между средними значениями групп. Иными словами, не закончивший школу человек вполне может знать больше слов, чем кандидат наук. Вот конкретные цифры — 20% респондентов с незаконченным средним образованием, показавшие лучший результат для своей группы, имеют словарный запас, превышающий словарный запас половины респондентов с ученой степенью. Скорее всего, они больше читают на разные темы, интересуются и разбираются в большем количестве областей.

Получившиеся в результате исследования величины словарного запаса — десятки тысяч слов — кажутся довольно большими. Этому есть две причины. Во-первых, измерялся пассивный словарный запас (слова, которые человек узнаёт в тексте или на слух), а не активный словарный запас (слова, которые человек использует в речи или на письме). Эти запасы отличаются в разы — пассивный всегда значительно больше. Подсчитанные словарные запасы писателей, например, являются именно активными. Во-вторых, в тесте все производные слова учитывались отдельно (например, «работа» и «работать», или «город» и «городской»).

Отдельно хочется заметить, что полученные результаты не дают представление о словарном запасе «среднестатистического» (если такой вообще существует) носителя русского языка. Например, уровень образования респондентов, прошедших тест, значительно выше общероссийского — 65% респондентов имеют высшее образование, тогда как в России таких только 23% (по данным всероссийской переписи населения 2010 года). Затем, очевидно, что респонденты, прошедшие интернет-тест, в основном являются активными пользователями интернета, и это также делает выборку специфичной (в основном для пожилых людей). В конце концов, далеко не всем интересно определить свой словарный запас, среди наших же респондентов таких — 100%. Логично предположить, что полученные по такой особенной выборке результаты словарного запаса должны быть несколько выше «среднестатистических».

Итак, полученные данные выявили сильную зависимость словарного запаса от возраста, и более слабую — от уровня образования. Очевидно, что есть и другие факторы, влияющие на словарный запас — чтение, общение, работа, хобби, образ жизни. Всё это — темы для следующих исследований.



Богатейший и красивейший русский язык дает возможность людям, разговаривающим на нем, излагаться разнообразно. Точность формулировок и красивая речь зависят от словарного запаса, которым владеет человек. Чем больше слов он употребляет, тем развитым интеллектуальнее считается. Поэтому важным становится увеличение количества употребляемых слов.

По научному словарный запас носит название лексикон, означающий слова, знакомые индивиду, группе или входящие в язык. Его условно подразделяют на;

  • Активный. К первой группе относятся слова, используемые каждый день. Они входят и в письменную, и в устную речь. Признак активного лексикона - свободное употребление, не требующее дополнительного приложения усилий.
  • Пассивный. К пассивным относятся понятные слова, встречающиеся в различных источниках, но не используемые в речи, или применяемые, но крайне редко. При необходимости их применяют, но требуются усилия, чтобы вспомнить.
  • Внешний. Внешним лексиконом обозначаются неизвестные слова, относящиеся к специфическим областям знаний. Это профессиональные термины, неологизмы и прочее. Вряд ли возможно сделать четкие границы между названными группами. Они скорее шаткие и колеблются в одну или другую стороны. При взрослении и умственном развитии лексикон растет.

Так, если ребенок, идущий в первый класс, владеет двумя тысячами слов, то в последнем это количество уже дорастает пяти тысяч. Тем, кто учится и развивается дальше, словарный запас достигает 10000 слов и более. Тогда большинство из них относятся к пассивному запасу.

Эрудированные люди иногда владеют даже 50000 слов. Но, только малая часть употребляется ежедневно при общении. Остальной лексикон задействуют уже лишь с подобными ему интеллектуалами.

Упражнения для расширения словарного запаса

Следующие упражнения выполняются в письменном или устном виде.

  • Существительные. Рассказывают маленькую историю с применением одних только существительных. «День. Труд. Конец. Выход. Дверь. Ключ. Подъезд. Машина. Ключ. Зажигание» и так далее.
  • Глаголы. То же, что рассказывалось с использованием существительных, повторяется, только с глаголами.
  • Прилагательные и наречия. Затем наступает черед и других частей речи.
  • Алфавит. Придумывают связанные слова, которые последовательно начинаются с букв алфавита по порядку. «Алена беседует вечером, гуляя до ели заветной, жестикулируя и красноречиво лелея милые нежные одуванчики. Паша рядом следует, тащит удобный фонарь хромированный, часто цепляя шустрое щебетание экстравагантным юмористическим языком».
  • Монофон. Придумывают свою речь, слова которой начинаются на одну букву. Каждое из них связывают между собой, даже если смысл при этом страдает.

Непросто выполнить каждое из упражнений. Зато слова постепенно переходят из пассивного лексикона в активный и происходит его пополнение.

Приемы расширения лексикона без дополнительного времени

Развитие словарного запаса, по сути, необходимо для озвучивания своих мыслей, намерений, анализа и выводов. Умение это подкрепляется практикой и ослабляется при ее отсутствии. Поэтому, чтобы развивать свою речь, следует постоянно общаться. Рост словарного запаса обеспечивается: при изучении новых слов, которые мы слышим от собеседников; точных определений, когда слова переводятся из пассивного лексикона в активный.

  • Поэтому общаться желательно с непохожими людьми. Это друзья, соседи, сокурсники, товарищи в спортивном зале. Люди, встречающиеся в интернете на форумах и страничках социальных сетей, попутчики и продавцы тоже служат возможностью для общения и как способ расширить свою речь.
  • Другой действенный способ пополнить запас слов, на который не требуется уделять специального времени - слушание аудио книг. Это актуально, когда приходится много времени проводить в дороге, за рулем своей машины, идеально для аудиалов (для людей, лучше воспринимающих информацию на слух). В таком формате продаются разнообразные книги: и романы, и афоризмы, и философские учения. Записав на флэшку, можно теперь не скучать в пробке, а слушать увлекательный рассказ. Удобно послушать аудио книги и перед сном.

Пополнение лексикона с выделением времени

Следующие занятия помогут увеличить словарный запас.

  • Чтение. Чтение - богатейший источник информации. Книги, газеты, интернет-издания, журналы - везде находятся неисчерпаемые запасы пополнения лексикона. Желательно выделять по часу в день на это увлекательное занятие. Иногда хорошо проговаривать слова вслух.
  • Изучение иностранного языка. Не ограничивайте словарный запас знанием одного русского языка. Другие изучать также полезно. Чем больше человек обогащает свою речь, тем лучше обеспечиваются связи, и легче вызывать слова из памяти.
  • Игры. Существуют интересные увлекательные лингвистические игры: шарады, головоломки и тому подобное. Когда их угадывают, поневоле интересуются словами и смыслом.
  • Дневник. Еще одно полезное занятие - ведение дневника. Когда на курсы иностранного языка ходить невозможно, пишут для себя. Это хороший способ улучшить лексикон, так как делая записи, формулируют мысли, находящиеся в эмоциональной и побудительной сферах.
  • Запоминание. Запоминание делает возможным привнесение новых слов в активный запас. Для этого служит способ пересказывания услышанного, заучивание стихов и определений. Он является одним из самых действенных приемов усвоения новых знаний.

Для этого важно:

  • ежедневно включать новые слова в речь;
  • применять записную книжку, занося туда замысловатые высказывания, слова, фразы с умными выражениями;
  • изучать суть новых слов, добавляя прием визуализации;
  • запоминать наизусть стихи, цитаты, поговорки и прочее.

Чтобы улучшить лексикон, необходимы осознанные действия. Для достижения красивой речи необходимы постоянные тренировки. Игнорирование новых слов не даст шанс им попасть в активный или пассивный словарный запас. Получается, что тем, кто хочет расширить запас слов и обогатить свой язык, следует предпринимать для этого регулярные волевые усилия.