Н и кареев биография. Кареев н и

Николай Иванович Кареев

Кареев Николай Иванович (1850-1931), российский историк, член-корреспондент АН СССР (1925; член-корреспондент Петербургской АН с 1910 года, член-корреспондент РАН с 1917 года), почетный член АН СССР (1929). Труды по аграрной истории Франции 2-й половины XVIII века, истории Французской революции конца XVIII века; курс по новой истории Западной Европы.

Кареев Николай Иванович (1850–1931). Русский историк и социолог-позитивист, один из основателей научной социологии в России. Последовательный сторонник О. Конта, популяризатор и критик его учения. На формирование взглядов Кареева большое влияние оказали антропологические идеи Л. Фейербаха и Н.Г. Чернышевского . Как социолог Кареев был близок к субъективной школе. Основатель русскойтрадиции в философии истории. Разрабатывал теорию личности, вопросы методологии социальных наук, истории социологии. Подвергал критике с позиций позитивизма марксистскую социологию. Разработал концепцию социологического образования. Автор первого систематического лекционного курса социологии (1897), фундаментальных трудов по теории и истории социологии.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011 .

Кареев Николай Иванович - русский историк и философ, социолог. Профессор европейской истории Петербургского университета. Вслед за П. Л. Лавровым и Н. К. Михайловским - сторонник т. н. «субъективного метода в социологии». Основные идеи Кареева связаны с интерпретацией взглядов представителей «первого позитивизма» (Конта , Спенсера , Милля ): «разум, мысль, идея принадлежат не миру в целом, но миру в границах человеческого познания» («Основные вопросы философии истории». СПб., 1883, т. 1, с. 326), поэтому смысл истории заключается не в некоем абсолютном значении, но в ее значении для человека. Вместе с тем Кареев отказывается от идеи Конта (и Гегеля) о закономерности исторического процесса. Кареев считает, что история никоим образом не может мыслиться как линейный процесс; она - «живая ткань линий, неправильных и извилистых, переплетающихся самым разнообразным и неожиданным образом» (там же, с. 153). История как совокупность случайных событий приобретает смысл только в аспекте субъективной ее оценки (прежде всего моральной), идея прогресса значима для Кареева лишь в применении к судьбам человечества. Основные вопросы философии истории раскрываются через философское осмысление конкретного исторического процесса. Пытаясь построить непротиворечивую систему социальных наук, Кареев выделяет теоретическую и конкретно-историческую философию истории; общая теория истории подразделяется на историческую гносеологию, или историку, и социологию, включающую в себя социальную статику и социальную динамику. История и социология выступают как взаимодополняющие дисциплины, предмет и метод которых не сводимы друг к другу. Труды Кареева в области истории и социологии имели большой общественный резонанс в академической среде на рубеже 19 - 20 столетий.

А. И. Резниченко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010 , т. II, Е – М, с. 217.

Кареев Николай Иванович (24.11 (6.12). 1850, Москва - 18.02.1931, Ленинград) - историк, социолог, гимназический товарищ и биограф В. С. Соловьева. Кареев сочетал в себе способности конкретного историка и теоретика. В этих областях его соч. включают античную, средневековую, новую и новейшую истории. Его магистерскую диссертацию «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII в.» (1879) К. Маркс назвал превосходной. «История Западной Европы в новое время» в 7 т. (1892-1917), по мнению академика В. П. Бузескула, для своего времени - труд беспрецедентный по обширности и всесторонности освещения. Весом его вклад в проблематику исторической теории. Здесь на первое место надо поставить «Основные вопросы философии истории» (В 3 т., 1883-1890, 3-й т. был издан как дополнение под названием «Сущность исторического процесса и роль личности в истории») и сборник статей против марксизма «Старые и новые этюды об экономическом материализме» (1896). Его перу принадлежит также множество статей, связанных с оценкой современных ему направлений в философии истории и социологии. Как теоретик истории Кареев - сторонник «первого позитивизма» (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль, Э. Литтре), той его ветви, которая в России была связана с народнической субъективной социологией. Кареев придерживается идеи о сложной структуре исторического знания. Философия истории подразделяется, по Карееву, на две части: теоретическую а конкретно-историческую и представляет собой философское рассмотрение конкретного хода всеобщей истории. Далее идет общая теория истории, которая, в свою очередь, подразделяется на социальную гносеологию (теорию исторического знания, или историку) и социологию, традиционно состоящую из социальной статики и социальной динамики. Последняя включает социальную морфологию, имеющую дело с результатами движения, и теорию исторического процесса (или историологию), т. е. учение о самом механизме развития общества. Если Конт растворял конкретную историю в социологии, то для Кареева они взаимозависимые, но особые науки. Как и некоторые другие позитивисты, Кареев отрицал «Систему позитивной политики» Конта, считавшего исторический процесс закономерным. Кареев отрицает его закон трех стадий в развитии общества как целого, полагая, что он относится только к сфере мышления. Кареев не согласен с отождествлением Контом всякой абстракции с закономерностью. Конт не различает эволюцию и прогресс, не видит их разную природу, у Кареева же прогресс связан с субъективной этической оценкой, а эволюция - объективный процесс. Конт не разделяет теорию и метод, Кареев на таком разделении настаивает. Критические оценки современных социальных теорий у Кареева связаны с идеей их преодоления как односторонних. Он выступает за их синтез, стремится к соединению прагматической и социально-культурной теорий, философии истории и социологии, психологических и экономических концепций. Его целью было также преодоление концепций, отрицающих закономерности исторического процесса и, наоборот, все сводящих только к ним, и равным образом отказ от теорий, переоценивающих роль исторических героев и тех, которые решающую роль отводят массам. Кареев принадлежал к первому поколению позитивистов в российской академической среде, которое было подготовлено социологической публицистикой (Писарев, Михайловский, Лавров и др.). Он пережил все этапы становления социологии в России, принимая активное участие в этом процессе, и был его историографом. Долгие годы оставалась неопубликованной его большая работа «Основы русской социологии». Издана в 1996 году.

Б. Г. Сафронов. Н. Г Самсонова

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков. – М., 2014 , с. 266-267.

Сочинения: Историко-философские и социологические этюды. М., 1895; Введение в изучение социологии. М., 1897; Собр. соч. Спб.. 1912-1913. Т. 1: История с философской точки зрения; Т. 2: Философия истории в русской литературе; Т. 3: Сущность исторического процесса и роль личности в истории; Историка (Теория исторического знания). Спб., 1913 (2-е изд. Пг., 1916); Общие основы социологии. Пг., 1919 (М., 2010); Основы русской социологии. Спб., 1996; Прошлое и пережитое. М., 1990; Историология. Теория исторического процесса. М., 2011.

Литература: Бузескул В. П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX в. Ч. 1-2. Л., 1929- 1931; Могильницкий Б. Г. Политические и методологические идеи в русской медиевистике. Томск, 1960; Мягков ГII Русская историческая школа. Методологические и идейно-политические позиции. Казань, 1988; Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева. Л., 1988; Сафролов Б. Г. Н. И. Кареев о структуре исторического знания. М., 1994; Погодин С. Н. Русская школа историков: Н. И. Кареев. И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский. Спб., 1998: Социология истории Н. И. Кареева. Спб., 2000; Н. И. Кареев: человек, ученый, общественный деятель. Сыктывкар, 2002; Поздеева Г Г. Историософские взгляды Н. И. Кареева. Глазов. 2010.

Кареев Николай Иванович (24.XI (6.XII).1850 - 18.II.1931) - русский историк нового времени. Из небогатой дворянской семьи. В 1879-1885 годы - профессор Варшавского, затем Петербургского университетов. С 1910 года - чл.-корр. Российской АН, с 1929 года - почетный член АН СССР. Окончил в 1873 году Московский университет, где под руководством В. И. Герье изучал французскую буржуазную революцию конца 18 века. В юности подвергся воздействию революционных просветителей, в частности идей Д. И. Писарева. В дальнейшем испытал сильное влияние идеологов народничества П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского. Уже в 70-х годах Кареев ознакомился с "Капиталом" К. Маркса, что отразилось на его первом крупном исследовании. Оставался, однако, типичным эклектиком-идеалистом, разделяя позитивистско-эволюционистские взгляды своих либеральных сверстников. В политическом отношении также примыкал к либералам пореформенного поколения - конституционалистам и сторонникам социальных реформ.

В обстановке демократического подъема конца 70-х годов, когда, по словам Кареева, "крестьянский вопрос... в сознании русского общества был центральным социальным вопросом", Кареев выпустил лучший свой труд (магистерскую дисс.) - "Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII в." (М., 1879, переведен в 1899 на франц. яз.), за которым последовал в 1881 году "Очерк истории французский крестьян с древнейшего времени до 1789 г.". До Кареева основной - крестьянский - вопрос французской буржуазной революции не подвергался серьезному анализу даже во Франции, и Кареев, таким образом, закрепил своей книгой за русской наукой приоритет в конкретном его изучении. Оперируя богатым печатным и архивным материалом, в том числе избирательными наказами 1789 года, он первым из историков показал, что над французским крестьянством вплоть до конца 18 века тяготел не только не ослабевавший, но еще более усиливавшийся феодальный гнет (позднее назван феодальной реакцией). Тем самым был опровергнут широко распространенный во французской историографии 2-й половины 19 века тенденциозный тезис А. Токвиля, будто уже и до революции феодальные отношения постепенно отмирали и крестьяне стали в своей массе свободными земельными собственниками. Одновременно Кареев нарисовал яркую картину еще, впрочем, не завершившегося ко времени революции раскола франц. "...полусредневекового крестьянства на деревенскую буржуазию и пролетариат" (Ленин В. И., Соч., т. 1, с. 231). При всей своей либерально-буржуазной ограниченности Кареев уделял известное внимание борьбе народных масс за ликвидацию феодальных отношений в период революции. Маркс назвал сочинение Кареева превосходным (см. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, 1951, с. 232-233), Энгельс - "лучшей работой о крестьянах" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. письма, 1953, с. 407). Вслед за Кареевым этот же круг проблем разрабатывали, начиная с 90-х годов, с разных точек зрения М. М. Ковалевский и И. В. Лучицкий, которых нередко объединяют с Кареевым общим термином "русская школа" в изучении аграрного вопроса в период французской буржуазной революции конца 18 века.

В условиях споров 80-х годов о путях дальнейшего развития России и обострившегося в связи с этим интереса широких кругов к общим проблемам исторической науки Кареев написал труд (докторскую дисс.) "Основные вопросы философии истории" (т. 1-3, М., 1883-90), пронизанную эклектизмом. Здесь и в других многочисленных историко-философских и социологических работах он противопоставлял историю социологии, отрицая фактически ее подлинно научный характер. Становясь на позиции крайнего субъективизма, Кареев объявлял, подобно Михайловскому, содержанием философии истории "идеальный мир норм, мир должного, мир истинного и справедливого, с которым будет сравниваться действительная история". С тех же субъективно-идеалистических позиций Кареева с 90-х годов упорно боролся против марксизма, отождествляя его с "экономическим материализмом". Был за это наряду с Михайловским справедливо раскритикован и достаточно осмеян, по выражению В. И. Ленина (см. Соч., т. 5, с. 365), Г. В. Плехановым в его книге "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", написанной как "ответ гг. Михайловскому, Карееву и комп.".

При всей умеренности своего либерализма Кареев в 1899 года был уволен в связи со студенческими волнениями из Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. В годы первой русской революции вошел в ряды кадетской партии и был избран членом 1-й Государственной думы.

С периодом профессуры Кареева в Варшаве связан ряд его книг и статей по истории Польши (""Падение Польши" в ист. лит-ре", СПБ, 1888; "Ист. очерк польского сейма", М., 1888, и др.). После перехода Кареев в Петербургский университет начал выходить его также эклектический по своей методологии, но ценный по богатству материала курс - "История Западной Европы в новое время" (т. 1-7, СПБ, 1892-1917). В этом курсе, доведенном до начала 1-й мировой войны, отводилось существенное место, в отличие от других современных ему русских и иностранных руководств, не только политической и культурной истории, но и социально-экономическим процессам. Кареев не прекращал и своих занятий французской революцией 18 века, систематически откликаясь на посвященные ей работы в русской и зарубежной литературе ("Что сделано в ист. науке по вопросу о положении франц. "рабочих перед революцией 1789 г."", СПБ, 1911; "Беглые заметки по экономической истории Франции в эпоху революции", СПБ, 1911, и др.). В 1910 году Кареев приступил к разработке важного, но тогда еще слабо изученного материала по истории парижских революционных секций (Неизд. док-ты по истории парижских секций 1790-1795 гг., СПБ, 1912; Неизд. протоколы парижских секций 9 термидора II года, СПБ, 1914; Парижские секции времен Франц. революции (1790-1795), СПБ, 1911; Политич. выступления парижских секций во время Великой революции, "Рус. богатство", 1912, No 11, и др.). Уже после Великой Октябрьской социалистической революции Кареев опубликовал в 1924-1925 годы работу "Историки Французской революции" в 3 томах - непревзойденный пока по полноте историографический обзор основных трудов в этой области, рассматриваемых, однако, автором с его прежней либерально-буржуазной точки зрения.

Б. Г. Вебер. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965 .

Сочинения: Список трудов К. в сб.: Из далекого и близкого прошлого, П.-М., 1923, с. 7-18, а также в его труде: Историки Франц. революции, т. 3, Л., 1925, с. 298-300 (работы по Франц. революции).

Литература: Маркс К., (Письмо) M. M. Ковалевскому. Апрель 1879 г., в кн.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, 2 изд., М., 1951, с. 232-33; Энгельс Ф., (Письмо) К. Каутскому. 20 февраля 1889 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953, с. 407-11; Бузескул В., Всеобщая история и ее представители в России в XIX и нач. XX века, ч. 1, Л., 1929, с. 153-68; Вебер Б. Г., Первое рус. исследование франц. бурж. революции XVIII в., в сб.: Из истории социально-политич. идей, М., 1955, с. 642-63; Фролова И. И., Значение исследований Н. И. Кареева для разработки истории франц. крестьянства в эпоху феодализма, в сб.: Ср. века, вып. 7, 1955, с. 315-34; Очерки истории ист. науки в СССР, (т.) 2, М., 1960, с. 461-83, 503.

Далее читайте:

Историки (биографический указатель).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Историко-философские и социологические этюды. М., 1895;

Старые и новые этюды об экономическом материализме. СПб., 1896;

Историка (Теория исторического знания). СПб., 1916;

Общие основы социологии. Пг., 1919.

Литература:

Бузескул В. П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX в. Ч. 1-2. Л., 1929- 1931;

Могильницкий Б. Г. Политические и методологические идеи в русской медиевистике. Томск, 1960;

Мягков Г.П. Русская историческая школа. Методологические и идейно-политические позиции. Казань, 1988;

Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева. Л., 1988;

Сафролов Б. Г. Н. И. Кареев о структуре исторического знания. М., 1994;

Погодин С. Н. Русская школа историков: Н. И. Кареев. И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский. Спб., 1998:

Социология истории Н. И. Кареева. Спб., 2000;

Н. И. Кареев: человек, ученый, общественный деятель. Сыктывкар, 2002;

Поздеева Г Г. Историософские взгляды Н. И. Кареева. Глазов. 2010.

Николай Иванович Кареев

Н.И. Кареев - выдающийся русский ученый – историк и социолог, крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, один из основателей отечественной социологии, настойчивый и убежденный последователь и популяризатор учения Конта и других западных философов и социологов.

Николай Иванович Кареев родился 24 ноября 1850 г. (6 декабря - по новому стилю) в Москве. В 1873 окончил Московский университет (где под руководством В.И.Герье занимался историей Великой французской революции). В юности испытал влияние идей Л.Фейербаха, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и особенно Д.И.Пи­сарева, а в дальнейшем - субъективистов П.Л.Лаврова и Н.К.Михай­ловского. Вместе с тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на субъективный фактор: он отождествлял его с личностью, рассматриваемой в качестве элемента общества.

В 1879-84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а затем Петербургского университетов. С 1910 г. - член-корреспондент Российской академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1870-х гг. Кареев написал свой лучший труд «Крестьяне и крестьянский во­прос во Франции в последней четверти XVIII века» (1879); в 1881 году вышел его «Очерк истории французских крестьян с древнейшего времени до 1789 года». Кареев закрепил за русской наукой приоритет в области конкретного изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой Французской революции.

Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в 1899 году был уволен в связи со студенческими волнениями из Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. Во время Революции 1905-07 гг. вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом 1-й Государственной Думы. В курсе Кареева «История Западной Европы в новое время» (т. 1-7, 1892-1917) отводилось существенное место социально-экономическим процессам. В 1911-15 гг. Кареев приступил к разработке истории парижских революционных секций. В 1924-25 гг. опубликовал 3-томную ра­боту «Историки Французской револю­ции» - первый сводный обзор историо­графии Великой французской революции не только в русской, но и в зарубежной литературе.

Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией. Часто завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно переиздавались.

Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски аргументов в пользу самостоятельности социологии. Он активно включился в эту работу и наряду с разработкой конкретных тем в области социологии и истории создал ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории и методологии социологического знания.

Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со стороны марксистов, неокантианцев, религиозной социальной метафизики. Среди конкретных социологических проблем особое внимание уделял междисциплинарным отношениям социологии (особенно с психологией), роли личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его вклад в разработку истории социологической науки, он является основателем и зачинателем известной "русской традиции" историко-критического обозрения социологических школ и направлений, в которую входили влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и составитель ранних учебных программ по этой дисциплине. Идейное наследие Н. Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и социологические работы в нем занимают весомое место.

Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских установок при изучении реальных факторов ("эмпирических событий"). Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных методов исследования. Общество как организованное целое - социальный прогресс, социальная организация, контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой, утверждал Кареев, и образуют основу закономерного, развития общества как сложной системы психических и практических взаимодействий личности.

Кареев дал определение социологии как абстрактной науки, занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от времени и места их возникновения.

"Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни происходило".

В работе "Общие основы социологии" Кареев развивает свое представление о социологии. Он пишет: "Социология берет общество интегрально, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство, обособленно взятые для изолированного изучения, существует только в абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет, наконец, и последнего без первых двух".

Основной источник социологии Кареева – позитивизм, особенно – контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял тезиса Конта, согласно которому вся история может быть представлена трехфазной схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с формами миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом значения политической экономии для построения социологии. классификации наук, считая ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от биологии к социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную», - писал Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми.

Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1) социология как наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3) отношения социологии с другими общественными науками, а также с биологией и психологией; 4) экономический аспект общества; 5) социальная структура; 6) прогресс как сущность исторического процесса и 7) роль личности в истории.

Кареев придавал большое значение развитию теоретической социологии. В соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал социологию как чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся исключительно к познанию объективных тенденций общественного развития и не допускающую в своих построениях каких-либо оценок, выходящих за пределы того, что доступно проверке.

Аннотация

Статья посвящена исследованию влияния работ основателя позитивизма О. Конта на творчество Н.И. Кареева, как одного из популяризаторов идей позитивизма в России. В статье рассматриваются ключевые идеи позитивистского учения на основе наиболее известных и популярных работ Конта, а также изучено влияние идей позитивизма на воззрения Кареева. В статье также рассмотрена научная деятельность российского ученого как обществоведа.

Социологическая теория Кареева

В 50-60-е годы XIX в. в общественном сознании и мировоззрении прогрессивных российских интеллектуалов оригинальные идеи и творчество О. Конта произвели идеологический и научный переворот. Работы Конта и его последователей повлияли на воззрения многих русских позитивистов - Е. де Роберти, М. Филиппова, Н. Михайловского, Н.И. Кареева и других прогрессивных российских обществоведов.

Николай Иванович Кареев (1850-1931) преподавал в Варшавском, а затем в Петербургском университете, в 1910 г. стал членом-корреспондентом Российской Академии наук и в 1929 г., несмотря на негативное отношение к советской власти, был избран почетным академиком Академии наук СССР.

Социологическая теория Кареева сложилась в первой половине 1880-х гг. Основным идейным источником обществоведения в 1880-х и до середины 1890-х гг. российского ученого оставался позитивизм, в том числе французский позитивизм и особенно учение Конта. Н.И. Кареев признавал авторитет французского мыслителя как одного из основателей обществоведения в качестве научной дисциплины.

Однако следует отметить, что Кареев весьма критически относился к наследию великого французского мыслителя и отмечал свое принципиальное несогласие с некоторыми постулатами контовского учения еще в 1876 году. Так, по мнению российского ученого, Конт необоснованно рассматривал биологию и психологию как интегральные составляющие социологии. Кареев был убежден в том, что невозможно объяснить социальные процессы, учитывая только материальные факторы общественной жизни. Таким образом, по мнению русского мыслителя, коллективная психология обладала потенциалом превратиться в подлинную основу обществоведения, так как большинство общественных явлений представляют собой духовное взаимодействие между людьми.

К личности Конта многие из российских социологов, в том числе, и Кареев, относились критически. Н.И. Кареева, как и многих российских обществоведов второй половины XIX в., привлек к позитивистскому учению не личный авторитет французского философа, а типологическая методология позитивизма, представлявшаяся в то время российским интеллектуалам перспективной программой для дальнейших исследований в области социальных наук.

Социолог, по мнению Кареева, руководствуясь идеалами, конструирует формы общественного бытия, что «упрощает слишком сложные реальные отношения и облегчает изучение действительности» . Однако в данном случае абстрактный подход к изучению общественных процессов превращается в отказ от объективного анализа общественных отношений, а социология акцентирует внимание на феноменах и событиях в жизни общества как результатах воли и разума человека. Поэтому Кареев дополнял обществоведение субъективистской теорией исторического прогресса. Он полагал, что идея прогресса имеет и субъективный источник, хотя в своей объективной составляющей прогресс вполне основывается на историческом наблюдении и на позитивном историческом знании (например, перманентном увеличении власти человека над природой). Таким образом, Кареева можно рассматривать как последнего крупного исследователя в истории российского обществоведения, который использовал в своих работах субъективный метод.

Роль Кареева в развитии социологии в России

Изучая роль Н.И. Кареева в процессе институционализации социологии в России, необходимо отметить, что развитие обществоведения как новой области академического и научного знания в университетах сдерживали политические факторы.

Первый курс социологии был прочитан профессором Н.И. Кареевым в Петербурге в конце 90-х годов. Затем Кареев вскоре издал свои лекции по социологии отдельной книгой. В библиографии данной работы русским авторам принадлежало 260 источников из 880, однако указанный список оказался неполным - отечественных социологических исследований на тот период было гораздо больше.

Н.И. Кареев также известен как историограф российской дореволюционной социологии. В своих монографиях «Введение в изучение социологии» (1897), «Общие основы социологии» (1919) и статье «Основные направления социологии и ее современное состояние» (1903) он предлагал систематизированные обзоры состояния российского обществоведения, его истории и методологических проблем. Он объяснял важное значение систематических обзоров по социологии необходимостью интеграции в теории и методологии различных школ и подходов для создания общепризнанной теории общества, полагая, что именно таким способом можно обеспечить эффективное международное сотрудничество социологов. В указанных работах он не только систематизировал и периодизировал историю социологии, выявляя различия между социологическими практических задач обществоведения, но и описывал концептуальное многообразие обществоведческих подходов в России, полагая, что причиной тому стали различные интерпретации противоречий социологической теории Конта.

Кареев также ввел типологию российского обществоведения, в которой выделил марксистское и немарксистское направление. Рассматривая проблемы институционализации социологии в России, Кареев придавал значение национальную специфике ее развития. Кареев выделил три основных периода в развитии отечественной дореволюционной социологии: этап до 1890-х гг. он характеризовал борьбой субъективной школы с натуралистическим редукционизмом и появлением марксистской школы; период с середины 90-х гг. до 1917 г. он рассматривал как борьбу марксистского и немарксистского направлений в социологии; и господство марксистской социологии после 1917 г.

В конце XIX в. социологию преподавали как факультативный спецкурс в Санкт-Петербургском университете и в Политехническом институте, в Харькове и Варшаве, а социологические материалы преподавались Н.И. Кареевым и А.Лаппо-Данилевским в рамках курсов по методологии истории, а также М. Ковалевским и В. Хвостовым в программе курсов по истории политико-экономических учений.

Н.И. Кареев полагал, что главная задача социологии состоит в развитии человеческой личности, нравственного и общественного прогресса. Он также предлагал ввести в школьные программы основные элементы социологического знания для воспитания гражданских качеств у юного поколения. С 1895 года он разрабатывал и издавал программы для самообразования по обществознанию. Однако данные инициативы вызвали противодействие как царского, так и советского правительства. В результате чего в начале 1920-х гг. эксперимент преподавания основ обществоведения в школе был свернут. Также в начале 1920-х гг. был расформирован Социологический институт в Петрограде, под эгидой которого Н.И. Кареев, П.А. Сорокин и другие социологи организовывали лекции.

Трагическая судьба Кареева, в последние годы жизни вынужденного, в отличие от многих его коллег, высланных в начале 1920-х за рубеж, уйти во «внутреннюю эмиграцию» , семью которого коснулись репрессии советской власти, символизирует не только трагедию российского обществоведения в эпоху сталинизма, но и служит примером, к каким печальным последствия может привести монополия доктрины в области социальных наук.

Вероисповедание

Православие

Социальное происхождение

Дворянство

Семейное положение

Женат, 1 дочь

Место рождения

Место смерти

Ленинград

Место захоронения

Смоленское православное кладбище

Образование

Историко-филологический факультет Московского университета (1873)

Учителя

  • Буслаев Ф.И.
  • Герье В.И.

Годы научной деятельности

Этапы научной карьеры

18781879Сторонний преподавательМосковский университет18791885ПрофессорВаршавский университет18851886приват-доцентПетербургский университеткафедра всеобщей историиИсторико-филологическийВ 1906 году допущен к чтению лекций в Петербургском университете в качестве приват-доцента, а спустя несколько месяцев был избран ординарным профессором Петербургского университета сверхштата. 18851907ПрофессорИмператорский Александровский Лицей18861899профессорПетербургский университеткафедра всеобщей историиИсторико-филологическийС 1886 года - экстраординарный профессор, с 1890 г. - ординарный профессор. 18991899ПрофессорВысшие Женские Бестужевские курсы19011906Русская высшая школа общественных наук в Париже19021914ПрофессорПолитехнический институт в Санкт-Петербурге19061906Приват-доцентПетербургский университетКафедра Всеобщей историиИсторико-филологический19061918ПрофессорПетербургский/Петроградский университетКафедра Всеобщей историиИсторико-филологический19061919ПрофессорВысшие Женские Бестужевские курсы19081914ПрофессорПсихоневрологический институт19191923ПрофессорПетроградский университетОбщественных наук19231929профессорПетербургский университеткафедра этнографииГеографическийСверх штата19291931АкадемикАкадемия наук СССР
Должность Учреждение

Основные вехи жизни

С 1878 по 1879 в качестве стороннего преподавателя читал лекции в Московском университете. С 1879 по 1885 К. - экстраординарный профессор Варшавского университета по кафедре всеобщей истории. С 1885 по 1907 преподавал историю в Императорском Александровском Лицее. В 1899 г. и с 1906 по 1919 г. являлся Высших Женских Бестужевских курсов. С 1899 по 1917 г. являлся сначала вице-президентом, а впоследствии президентом Международного института социологии, созданного в Париже в 1893 г. С 1901 по 1906 читал лекции в «Русской высшей школе общественных наук» в Париже. Профессор Политехнического института в Петербурге с 1902 по 1914 г. В 1903 г. был избран в члены-корреспонденты Краковской Академии наук. С 1908 по 1914 – Профессор частного Психоневрологического института, декан словесно-исторического факультета. С 1923 по 1929 г. – Профессор этнографического отделения первого в РСФСР высшего географического учреждения, Географического института, вошедшего в 1925 г. в состав Ленинградского университета. С 1910 г. член-корреспондент Петербургской АН. 31 января 1929 был избран в почетные члены Академии Наук СССР.

Общественная деятельность

Вел активную общественную деятельность. В юности испытал влияние идей революционных народников Д.И. Писарева, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, а также субъективистов и социологов П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского. Работал в Комитете общества нуждающимся студентам Петербургского университета, но покинул его после увольнения в 1899 г. Активно участвовал в работе Союза взаимопомощи русских писателей, а также в Союзе деятелей высшей школы. Являлся гласным Петербургской городской думы с 1904 г. 8 января 1905 г. участвовал в депутации из десяти человек, в которую также входили Максим Горький, А. В. Пешехонов, Н. Ф. Анненский и т.д., явившейся к П. Д. Святополк-Мирскому и С.Ю. Витте, требуя прекращения кровопролития - фронда К. стоила ему 11-дневного заключения в Петропавловской крепости. К. входил в ряды партии кадетов, был председателем ее Петербургского комитета, членом I Государственной думы. Сотрудничество с партией «народной свободы» обернулось для К. новыми репрессиями после октябрьского переворота: в середине сентября 1918 г., находясь в Зайцеве Смоленской губернии был арестован вместе со всей семьей и находился под домашним арестом в течение пяти дней.

Награды

В 1887 г. «За усердную службу» награжден орденом Св. Станислава 2-й степени. 1891 – награжден орденом Св. Анны 2-й степени. В 1894 награжден орденом Св. Владимира 4-й степени. В 1899 г. орденом Св. Владимира 3-й степени. В 1913 был награжден с правом ношения на груди светло-бронзовой медалью, утвержденной в честь 300-летия Дома Романовых.

Область научных интересов, значение в науке

Первые работы ученого были посвящены истории французского крестьянства. Впоследствии, особенно после 1917 г. К. возвращается к изучению истории Франции. На огромном источниковом материале К. исследовал историю французского крестьянства, впервые детально исследовал документы Парижской коммуны. Труды К. по французской истории оказали фундаментальное как на российскую и, будучи переведенными на иностранные языки, французскую и мировую историографию. К. – автор фундаментальных синтетических построений, связанных с историей Европы нового и новейшего времени, всеобщей истории в целом. В основе построений К. лежала своеобразная интерпретация позитивистской теории прогресса, с точки зрения которой он рассматривал ход всемирной истории. Теоретическим основанием синтетических построений К. было его понимание задач философии истории, в которой он выделял историологию (теорию исторического процесса – выявление его движущих сил, факторов и т.п.), историософию (искание смысла истории, оценка исторических событий, установление цели истории), историку (теория исторического знания – познание истории). Вместе с методологией истории, которая разрабатывает вопросы исторического построения и критики источников, философия истории вырабатывает научный инструментарий историка. Увлечение теорией исторического процесса – историологией предопределило то прочное место, которое К. занял в ряду первых русских социологов (кстати, К. одним предпринимал попытки осмыслить историю развития социологического знания в России). В то же время теоретический подход К. по отношению к историческому знанию поставил его в обособленное положение по отношению как к господствующему "эмпирическому" направлению петербургской школы (в области всеобщей истории В.Г.Васильевский, Ф.Ф. Соколов и их ученики; русской истории – традиция К.Н.Бестужева-Рюмина, С.Ф.Платонова), так и к теоретическому лагерю петербургской школы, который связан с именем А.С. Лаппо-Данилевского, приверженца неокантианской философии истории.

Диссертации

Основные курсы

18851886Историко-филологическийИстория Западной Европы в XVIII в.1885 188618861921Историко-филологическийНовая Западноевропейская история1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1909 1910 1911 1912 1913 1915 1916 1917 1921 18871921Историко-филологическийСпециальный курс по истории Польши во второй половине XVIII в.1887 1888 1921 18881889Историко-филологическийТеория исторического процесса (роль личности в историческом движении).1888 188918881910Историко-филологическийСеминарий по новой истории1888 1889 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1907 1908 1909 1910 18891897Историко-филологическийИсториография нового времени1889 1896 1897 18901897Историко-филологическийОбзор главнейших явлений средневековой истории.1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 18911900Историко-филологическийИсторическая энциклопедия1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 18991900Историко-филологическийПрактические занятия по истории реформации1899 190019071908Историко-филологическийЭпоха абсолютной монархии на Западе1907 190819091919Историко-филологическийСеминарий: по изучению наказов (cahiers) 1789 г.1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 19141915Историко-филологическийОбщий руководящий курс истории Англии в новое время1914 191519141915Историко-филологическийПросеминарий по истории английского парламента. 1914 191519151917Историко-филологическийОсновные вопросы методики преподавания истории1915 1916 1917 19181919Историко-филологическийГлавные этапы культурного развития Западной Европы в новое время (общий курс).1918 191919181919Историко-филологическийОбщий курс социологии (с точки зрения теории исторического прогресса). 1918 191919251929ГеографическийЭтнография1925 1926 1927 1928 1929
Факультет преподавания Наименование курса

Публикационная активность

Количество книжных изданий (по каталогу РНБ): 232

Основные труды

Крестьяне и крестьянский вопрос в последней четверти ХVIII в., M., 1879. http://gbooks.archeologia.ru/ Основные вопросы философии истории., М., 1883 http://gbooks.archeologia.ru/ Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше. М., 1886. История Западной Европы в Новое время (в 7 томах), СПб., 1892. http://www.runivers.ru/lib/book3089/9727/ Монархии Древнего Востока и греко-римского мира СПб., 1908. Западно-европейская монархия XVI, XVII и XVIII веков, СПб., 1908 http://www.runivers.ru/lib/book3199/10262/ Сущность исторического процесса и роль личности в истории. СПб., 1914. Общий курс истории XIX и XX века до начала мировой войны, М., 1919. http://www.runivers.ru/lib/book3120/9799/ Историки французской революции. Л.:, 1924. Прожитое и пережитое / Подг. текста В.П. Золотарева. Л., 1990.

Основная биобиблиография

Биобиблиография: Николай Иванович Кареев. Биобиблиографический указатель (1869-2007) / Сост. В. А. Филимонов. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008. - 224 с. Лит.: Погодин С. Н. «Русская школа» историков: Н. И. Кареев, И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский. - СПб., 1997. - 377 с. Социология истории Николая Кареева: К 150-летию со дня рождения: Межвуз. сборник / Под ред. А. О. Бороноева, В. В. Козловского, И. Д. Осипова. - СПб.: Изд-во СПбУ, 2000. - 420 с - (Российская социология; Вып. 2). Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева: Содержание и эволюция. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988; Мамонова Ю.В. Н.И. Кареев как историк отечественной социологии. Дисс. на соиск учен. степ. канд. соц. наук. Саратов, 2010; Долгова Е., Тихонова А. «Тяжёлое материальное положение должно будет отразиться и на ходе научных работ…». Профессор Н. И. Кареев при советской власти. Родина. 2012. № 7. С. 158-160.Авторский коллектив: А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.

Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (1819-1917). СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф.Р.Ш. Ганелин (руковод. проекта), проф. А.Ю. Дворниченко /отв. ред/, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов. Авторский коллектив: А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Ю.И. Басилов, А.Б. Богомолов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, А.Л. Корзинин, Е.Е. Кудрявцева, С.С. Мигунов, И.А. Поляков, И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев, А.А. Рубцов, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян, В.О. Шишов, Н. А. Шереметов и др.

Петербургская историческая школа (XVIII - начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.

База данных «Преподавательский корпус Петроградского-Ленинградского университета, 1914-1934 гг.». Отв. редакторы Е.А. Ростовцев, И.Л. Сидорчук

Сетевой ресурс "Историки Петрограда-Ленинграда" (1917-1934). Авторский коллектив: В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Д.В. Боднарчук, Т.Н. Жуковская (отв. ред.), И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов (отв. ред) и др.

(1910 год), почетный академик АН СССР (1929 год).

Окон-чил ис-то-ри-ко-фи-ло-ло-гический факультет Московского университета (1873 год), уче-ник В.И. Герье. Профессор Вар-шав-ско-го (1879-1884 годы) и Санкт-Пе-тербургского (с 1886 года) университетов, пре-по-да-вал на Бес-ту-жев-ских кур-сах (с 1886 года). Один из ор-га-ни-за-то-ров и бес-смен-ный ру-ко-во-ди-тель Ис-то-рического общества при Санкт-Пе-тербургском университете. В 1899 году, по-сле сту-денческих вол-не-ний, вме-сте с груп-пой про-фес-со-ров уво-лен за «по-ли-ти-че-скую не-бла-го-на-дёж-ность» из Санкт-Пе-тербургского университета и с Бес-ту-жев-ских кур-сов, где во-зоб-но-вил пре-по-да-ва-тель-скую дея-тель-ность лишь в 1906 году. Депутат 1-й Государственной ду-мы (1906 год), член фрак-ции ка-де-тов.

Ши-ро-кую из-вест-ность в Рос-сии и за ру-бе-жом при-нес-ли Карееву его ис-то-рические тру-ды «Кре-сть-я-не и кре-сть-ян-ский во-прос во Фран-ции в по-след-ней чет-вер-ти XVIII ве-ка» (1879 год), «Очерк ис-то-рии фран-цуз-ских кре-сть-ян с древ-ней-ших вре-мён до 1789 го-да» (1881 год). Сре-ди мно-го-численных ра-бот Кареева - фун-даментальные ис-сле-до-ва-ния, по-свя-щён-ные ис-то-рии Французской ре-во-лю-ции XVIII века , ис-то-рии Поль-ши, «Ис-то-рия За-пад-ной Ев-ро-пы в Но-вое вре-мя» (тома 1-7, 1892-1917 годы), по-пу-ляр-ные кур-сы по древ-ней, сред-не-ве-ко-вой и но-вой ис-то-рии, ис-поль-зо-вав-шие-ся в Рос-сии в ка-че-ст-ве гим-на-зических учеб-ни-ков, тру-ды по ме-то-до-ло-гии ис-то-рии и др. Кареев был ре-дак-то-ром ис-то-рического от-де-ла Эн-цик-ло-пе-ди-чес-ко-го сло-ва-ря Брок-гау-за и Еф-ро-на. При-ни-мал ак-тив-ное уча-стие в по-ле-ми-ке различных на-прав-ле-ний и школ об-щественной мыс-ли 2-й половины XIX - начала XX веков, став круп-ней-шим ис-то-рио-гра-фом до-ре-во-люционной российской со-цио-ло-гии.

Тео-ре-тические взгля-ды Кареева фор-ми-ро-ва-лись под влия-ни-ем по-зи-ти-виз-ма О. Кон-та, «субъ-ек-тив-ной со-цио-ло-гии» П.Л. Лав-ро-ва, Н.К. Ми-хай-лов-ско-го, С.Н. Южа-ко-ва. Со-глас-но Карееву, со-цио-ло-гия как «об-щая аб-ст-ракт-ная нау-ка о при-ро-де и ге-не-зи-се об-ще-ст-ва» яв-ля-ет-ся «но-мо-ло-ги-че-ской» (за-ко-но-уста-нав-ли-ваю-щей) нау-кой, то-гда как ис-то-рия - нау-ка «фе-но-ме-но-ло-ги-че-ская», ис-сле-дую-щая кон-крет-ные ком-би-на-ции со-бы-тий про-шло-го. Со-ци-аль-ные яв-ле-ния име-ют пси-хическую ос-но-ву, воз-ни-ка-ют в ре-зуль-та-те ду-хов-но-го и эмо-цио-наль-но-во-ле-во-го взаи-мо-дей-ст-вия ин-ди-ви-дов. В цен-тре вни-ма-ния Кареева - взаи-мо-от-но-ше-ния лич-но-сти как «ис-точ-ни-ка» куль-тур-но-го твор-че-ст-ва, ин-но-ва-ций, и со-ци-аль-ной сре-ды, ог-ра-ни-чи-ваю-щей и нор-ми-рую-щей че-ло-ве-че-ские дей-ст-вия. Об-ще-по-зи-ти-ви-ст-ская ан-ти-ме-та-фи-зическая ус-танов-ка ме-то-до-ло-гии Кареева со-че-та-лась с пред-став-ле-ни-ем о не-воз-мож-но-сти уст-ра-нить из ис-сле-до-ва-тель-ской прак-ти-ки со-ци-аль-ных на-ук «субъ-ек-тив-ный эле-мент» (ми-ро-воз-зре-ние учё-но-го, нравственные оцен-ки и тому подобное). Вы-сту-пая в ка-че-ст-ве кри-ти-ка мар-кси-ст-ской тео-рии об-ще-ст-ва и при-зна-вая её час-тич-ную пра-во-ту, Кареев от-ме-чал ог-ра-ни-чен-ность лю-бых мо-ни-стических объ-яс-нительных мо-де-лей со-ци-аль-ной жиз-ни, счи-тая не-обос-но-ван-ны-ми их пре-тен-зии на ин-тел-лек-ту-аль-ную ис-клю-чи-тель-ность. Ос-тав-шись в Советской Рос-сии по-сле 1917 года, Кареев вы-на-ши-вал идею тео-ре-тического син-те-за мар-кси-ст-ско-го эко-но-миз-ма и пси-хо-ло-гиз-ма «субъ-ек-тив-ной шко-лы».

Сочинения:

Ос-нов-ные во-про-сы фи-ло-со-фии ис-то-рии. М.; СПб., 1883-1890. Т. 1-3;

Мо-им кри-ти-кам. Вар-ша-ва, 1884;

Пись-ма к уча-щей-ся мо-ло-де-жи о са-мо-об-ра-зо-ва-нии. СПб., 1894;

Ис-то-ри-ко-фи-ло-соф-ские и со-цио-ло-ги-че-ские этю-ды. СПб., 1895;

Ста-рые и но-вые этю-ды об эко-но-ми-че-ском ма-те-риа-лиз-ме. СПб., 1896;

Вве-де-ние в изу-че-ние со-цио-ло-гии. СПб., 1897;

Об-щий ход все-мир-ной ис-то-рии. Очер-ки глав-ней-ших ис-то-ри-че-ских эпох. СПб., 1903. За-ок-ский, 1993;

Polonica. Сбор-ник ста-тей по поль-ским де-лам (1881-1905). СПб., 1905;

Об-щий курс ис-то-рии ХIХ в. СПб., 1910;

Тео-рия ис-то-ри-че-ско-го зна-ния. СПб., 1913;

Ис-то-рио-ло-гия (Тео-рия ис-то-ри-че-ско-го про-цес-са). П., 1915;

Ве-ли-кая фран-цуз-ская ре-во-лю-ция. П., 1918. М., 2003;

Об-щие ос-но-вы со-цио-ло-гии. П., 1919;

Ис-то-ри-ки фран-цуз-ской ре-во-лю-ции. Л., 1924-1925. Т. 1-3;

Две анг-лий-ские ре-во-лю-ции XVII в. П., 1924. М., 2002;

Про-жи-тое и пе-ре-жи-тое. Л., 1990;

Ос-но-вы рус-ской со-цио-ло-гии. СПб., 1996.