Почему иуда искариот предал христа андреев. Переосмысление образа предателя в рассказе «Иуда Искариот

Измена и предательство - злободневная проблема в настоящее время, в трудные дни перепадов человеческого настроения, в дни сомнений и колебаний, непонимания между собой. Поэтому-то, вероятно, рассказ Л. Андреева "Иуда Искариот", хоть и вышедший в свет в начале прошлого века, в такой степени известен и злободневен в наше время. Поэтому-то занятна оценка писателем аргументов предательства (выделяющаяся парадоксальностью мнения), изучается цель действия героя и предпосылки его поступков.

В основе сюжета рассказа, что мы наблюдаем и в других андреевских произведениях, лежит евангельская история, хотя, как писал Горький, "в первой редакции рассказа "Иуда" у него оказалось несколько ошибок, которые указывали, что он не позаботился прочитать даже Евангелие". Действительно, используя евангельский сюжет, автор весьма субъективно передал его. Как же понимать психологию поступка Иуды в рассказе Л. Андреева, что заставило его предать Иисуса, нарушив тем самым, казалось бы, все законы нравственности и морали?

С самого начала и на протяжении всего рассказа рефреном звучат слова "Иуда Предатель", такое имя укоренилось в сознании людей изначально, и Андреев принимает и использует его, но лишь как "прозвище", данное людьми. Для писателя Иуда во многом символический предатель.

У Андреева Иуда в самом начале рассказа представлен как весьма отталкивающий персонаж: неприятна уже его внешность ("безобразная бугроватая голова", странное выражение лица, как бы разделенного пополам), странен переменчивый голос "то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно-жидкий и неприятный для слуха". Отталкивают его слова, "как гнилые и шероховатые занозы ".

Итак, с самого начала повествования мы видим, как порочна природа Иуды, преувеличено его безобразие, асимметричность его черт. А в дальнейшем поступки Иуды будут удивлять нас своей несуразностью: в разговорах с учениками он то молчалив, то чрезвычайно добр и радушен, что даже пугает многих его собеседников. С Иисусом Иуда подолгу не разговаривал, но Иисус любил Иуду, как и других своих учеников, часто искал глазами Иуду и интересовался им, хотя Иуда, казалось бы, не достоин этого. Рядом с Иисусом он выглядел низким, глупым и неискренним. Иуда постоянно лгал, так что нельзя было знать, правду говорит он в очередной раз или лжет. Вполне можно объяснить великий грех Иуды - предательство Учителя своего - натурой Иуды. Ведь возможно, что его зависть к чистоте, непорочности Иисуса, его неограниченной доброте и любви к людям, на которые Иуда не способен, привели к тому, что он решил погубить своего учителя.

Но это лишь первое впечатление от рассказа Л. Андреева. Почему автор в начале рассказа и потом много раз сравнивает Иисуса и Иуду? "Он (Иуда) был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус". Писатель ставит в один ряд два таких, казалось бы, противоположных образа, он сближает их. Между Иисусом и Иудой, как кажется, существует какая-то связь, они постоянно соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга они почти угадывают. Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда, Иуда тоже любит Иисуса! Он любит его безмерно, он благоговеет перед ним. Он внимательно вслушивается в каждую его фразу, чувствуя в Иисусе какую-то мистическую власть, особенную, заставляющую каждого слушающего его преклоняться перед Учителем. Когда же Иуда обвинил людей в порочности, лживости и ненависти друг к другу, Иисус стал отдаляться от него. Иуда чувствовал это, воспринимая все очень болезненно, что тоже подтверждает неограниченную любовь Иуды к своему Учителю. Поэтому не удивляет стремление Иуды приблизиться к нему, быть постоянно рядом с ним. Возникает мысль, не явилось ли предательство Иуды способом приблизиться к Иисусу, но совершенно особым, парадоксальным путем. Учитель погибнет, уйдет из этого мира Иуда, и там, в другой жизни, они будут рядом: не будет Иоанна и Петра, не будет других учеников Иисуса, будет лишь Иуда, который, он уверен, больше всех любит своего Учителя.

При чтении рассказа Л. Андреева нередко возникает мысль, что миссия Иуды предопределена. Ни один из учеников Иисуса не смог бы вынести такое, не смог бы принять на себя такую участь.

Действительно, у Андреева образы других учеников - лишь символы. Так, Петр ассоциируется с камнем: где бы он ни был, что бы он ни делал, - везде используется символика камня, даже с Иудой он состязается в кидании камней. Иоанн - любимый ученик Иисуса - это нежность, хрупкость, чистота, духовная красота. Фома прямодушен, тугодум, в действительности, - Фома неверующий. Даже глаза Фомы пусты, прозрачны, в них не задерживается мысль. Так же символичны образы других учеников: никто из них не смог бы предать Иисуса. Иуда - вот тот избранник, которому выпала эта участь, и только он способен на сотворчество в подвиге Иисуса - он тоже приносит себя в жертву.

Заранее зная о том, что он предаст Иисуса, совершит такой тяжкий грех, он борется с этим: лучшая часть его души борется с предначертанной ему миссией. И душа не выдерживает: победить предопределение невозможно. Итак, Иуда знал, что будет совершено предательство, будет смерть Иисуса и что он убьет себя после этого, он даже наметил место для смерти. Он спрятал деньги, чтобы потом бросить их первосвященникам и фарисеям - то есть вовсе не в алчности была причина предательства Иуды.

Содеяв злодеяние, Иуда предъявляет обвинение в том... ученикам. Его ошеломляет то, что, когда Учитель скончался, все могли принимать пищу и спать, могли продолжать прежнюю обычную жизнь без Него, без своего Учителя. Сам же Иуда считает, что существование лишено смысла после смерти Иисуса. Получается, Иуда не до такой степени бессердечен и жесток, как все полагали первоначально. Любовь к Иисусу обнаруживает многие утаенные доселе положительные качества его, безгрешные, невинные стороны его души, обнаруживающиеся, однако, только следом за смертью Иисуса, равно как со смертью Иисуса раскрывается измена Иуды.

Только о предначертании свыше говорит парадоксальная совокупность предательства и проявления лучших черт в душе героя: Иуда не в состоянии одержать победу над ним, однако он и не в состоянии не боготворить Иисуса. И такая психология предательства состоит в борьбе личности с предначертанием, в борьбе Иуды с назначенной ему миссией.

ОПРЕДЕЛИТЬ ИДЕЙНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ ПОВЕСТИ,
ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ИУДЫ В
ЛИТЕРАТУРЕ.
ЦЕЛЬ:

АНДРЕЕВ Леонид Николаевич
(1871-1919)
Русский писатель; прозаик и драматург,
один из самых знаменитых писателей
России начала 20 в., разрабатывал,
главным образом, в пьесах
экспрессионистскую поэтику.
Ранние рассказы носили демократический
и реалистический характер ("Баргамот и
Гараська", 1898). Сочувствуя
революционерам ("Рассказ о семи
повешенных", 1908), изображал
революцию как стихийный бунт ("Савва",
1906); кризис религиозного сознания - в
повести "Жизнь Василия Фивейского"
(1904); безумие и ужас войны - в рассказе
"Красный смех" (1905). Наряду с бытовой
драмой "Дни нашей жизни" (1908) философско-аллегорические трагедии
2
("Жизнь человека", 1907; "Анатэма", 1908).

Контрастность натуры
Сын землемера и дочери разорившегося
польского помещика. Окончил гимназию в Орле
(1891). Затем поступил на юридический
факультет Санкт-Петербургского университета,
но заканчивал курс уже Московского
университета (1897). Несколько лет практиковал
как адвокат. Любительски занимался
живописью, заслужил, в частности, похвалы И. Е.
Репина и Н. К. Рериха. В юности дважды
покушался на самоубийство, в результате чего
приобрел хроническую сердечную
недостаточность. Мемуаристы отмечают
крайнюю нервность и переменчивую
"контрастность" натуры Андреева, его
пессимизм, порожденный отчасти увлечением
философией А. Шопенгауэра (особенно его
сочинение "Мир как воля и представление"), "он
был весь в предчувствии катастрофы" (Г. И.
Чулков), им владело "чувство мировой пустоты"
(К. И. Чуковский).
3

Проблематика
творчества
В рассказах "В тумане", "Бездна", "Мысль" (все 1902), повести
"Жизнь Василия Фивейского" (1903) усиливается накал духовных
коллизий - рокового разлада духа и плоти, мысли и безумия, веры
и неверия, красоты и безобразия и т. д. От иллюстративности и
риторики эти произведения спасает "нервный захват" (В. Г.
Короленко) писательской манеры Андреева. Работая
исключительно по ночам, быстро, на грани психического срыва,
Андреев доводит повествование до беспрецедентного
напряжения; экспрессию авторского стиля подпитывают
"кошмары" Русско-японской войны (рассказ "Красный смех",
1904) и первой русской революции. Центральными темами
лучших его рассказов ("Губернатор", 1905; "Тьма", 1907; "Рассказ о
семи повешенных", 1908) и более слабого романа "Сашка
Жегулев" (1911) становятся революционерство и особенно
терроризм, трактуемые Андреевым как экзистенциальная
реальность, раскрывающая противоречия природы человека.
4

«Иуда Искариот»
Психология предательства.
Они рады бы
отделиться друг от
друга,
но терновый венец
связывает их
неразрывно.
В.Л.Андреев.
5

… и как нет конца у времени,
так не будет конца рассказам
о предательстве Иуды
и страшной смерти его.
Леонид Андреев

«Иуда Искариот»

Повесть написана по мотивам библейского
сюжета, в котором рассказано о предательстве
Иисуса Иудой.
Получила неоднозначную оценку, так как
Андреев по-своему истолковал сюжет.
Почему обратился к данной теме? В 1900-е годы
много пишет о Богочеловеке («Христиане»,
«Елизар», «Жизнь Василия Фивейского»).

«Иуда Искариот»

Иисус Христос – воплощение истины,
добра и красоты, а предавший
его Иуда – олицетворение лжи,
подлости, коварства.
Традиционное противопоставление
Иуды одиннадцати верным апостолам
Вызвало у Андреева сомнение

Андреева волнует вопросы:

Только ли подлость вела Иуду к
предательству?
Только ли нравственную чистоту
проявили другие апостолы во время
кульминационных событий христианской
истории?

10. Происхождение Иуды Искариота

Иуда – “Бог да будет восславлен”; Искариот – “человек
из Кериота”, где Кериот - обозначение населённого
пункта, возможно, тождественного иудейскому
городку Кириафу.
Заласканный и избалованный Иуда, единственный
ребенок в семье, был испорчен своими
недальновидными родителями. Когда он вырос, у него
сложилось преувеличенное представление о
собственной значимости. Надо всегда уметь
проигрывать, а он этого не умел. Его представления о
справедливости были расплывчатыми. Он лелеял в
себе чувства ненависти и подозрительности. Мастерски
превратно толкуя слова и поступки своих друзей, он
всю свою жизнь культивировал в себе привычку
сводить счеты с теми, кто, как ему казалось, плохо
обходится с ним. Он обладал извращенным
представлением о ценностях и преданности. (Книга
Урантии, с. 1566.)

11. Иуда Искариот в повести Л.Андреева

Своему Иуде Л.Андреев дает не только
богатый внутренний мир, но и необычную
внешность. Он обладает большой
физической силой, но его тело уродливо…

12. Иуда Искариот

«Нет, не наш он, этот рыжий Иуда из Кариота»
«Никто из учеников не заметил, когда впервые
оказался около Христа этот рыжий и
безобразный иудей…»

13. Голова

«Короткие рыжие волосы не скрывали странной и
необыкновенной формы его черепа: точно
разрубленный с затылка двойным ударом меча и
вновь составленный, он явственно делился на четыре
части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким
черепом не может быть тишины и согласия, за таким
черепом всегда слышится шум кровавых и
беспощадных битв.»
«…свою безобразную бугроватую голову…»(1)
«И на опрокинутый, обрубленный череп похож был
этот дико-пустынный овраг, и каждый камень в нем
был как застывшая мысль, и их было много, и все они
думали - тяжело, безгранично, упорно.» (2)

14. Цвет волос

автор в тексте упоминает, что Иуда имел рыжий
цвет волос. В мифологии это часто означает
избранность богом, близость к Солнцу, право на
власть. Боги войны часто рыжие или на рыжем
коне. Многие вожди, известные личности имели
этот огненный цвет волос. «Рыжий» является
эпитетом божеств.

15. Цвет волос

Андреев недаром присваивает герою именно этот
цвет волос, ведь по рассказам Предателя всегда
оказывалось так, что именно ОН будет первый
возле Иисуса. Иуда искренне верил в свою
правоту и избранность, а главное он стремился к
своей цели любыми средствами – предательство
и стало способом приближения к Мессии.

16. Цвет волос

Кроме того, Иуда несколько раз «спасал»
Христа от расправы толпы, проявляя
воинственность. Но рыжий цвет волос
приписывается и Иосифу, мужу Марии, матери
Иисуса (например, на картине
Рембрандта «Симеон в храме» - в знак его
происхождения от рыжего же, по преданию,
Царя-Псалмопевца). Возможно, этим в данном
случае еще раз подчеркивается
противоречивую природу персонажа.

17. Лицо

«Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с
черным, остро высматривающим глазом, была живая,
подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные
кривые морщинки. На другой же не было морщин, и
была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, и
хотя по величине она равнялась первой, но казалась
огромною от широко открытого слепого глаза.
Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью,
ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму, но
оттого ли, что рядом с ним был живой и хитрый
товарищ, не верилось в его полную слепоту. Когда в
припадке робости или волнения Иуда закрывал свой
живой глаз и качал головой, этот качался вместе с
движениями головы и молчаливо смотрел.»

18. Руки и пальцы

«Иуда забрал в железные пальцы всю душу и в
необъятном мраке ее, молча, начал строить что-то
огромное.»
«-Иисус медленно опустил взоры. И, тихо бия себя в
грудь костлявым пальцем, Искариот повторил
торжественно и строго:
- Я! Я буду возле Иисуса!»
«Потирал грудь широкою ладонью и даже кашлял
притворно этот Иуда из Кариота при общем молчании
и потупленных взорах.»
«- Я иду к нему! – сказал Иуда, простирая вверх
властную руку.- Кто за Искариотом к Иисусу?»
«Иуда, продолжая улыбаться, отыскивал глазом еще
больший обломок, ласково впивался в него
длинными пальцами, облипал его, качался вместе с
ним и, бледнея, посылал его в пропасть.» (3)

19. Начинается повесть словами:

«»Иисуса Христа много раз предупреждали, что
Иуда из Кариота – человек очень дурной славы и
его нужно остерегаться»
Далее идет изложение слухов
То есть с первых строк дается отрицательная
характеристика Иуды.
О не нет ни одного доброго слова: он
корыстолюбив, коварен, наклонен к
предательству и лжи (это авторская
характеристика)
Плохо о нем говорят и хорошие, и плохие

20. Отрицательное

Бросил жену,
ссорит людей,
Любопытный, лукавый, злой.
У него нет детей
Но Иисус Никого не
слушает, он принял
Иуду, включил в круг
избранных.

21. «Иуда Искариот»

9 глав. 3 глава – предательство; остальные –
ожидание гибели Иисуса.
С начала повести ощущается мотив тревоги, он
звучит и в описании природы.
Новый абзац из одного предложения: «И вот
пришел Иуда»
Дается детальный портрет.
Зачитайте! Что особенного в портрете?
Ученики Иисуса отнеслись к нему с
брезгливостью, не доверяют ему.

22.

И вот пришел Иуда… Он был худощав, хорошего роста, почти
такого же, как Иисус,.. и достаточно крепок силою он был, повидимому, но зачем-то притворялся хилым и болезненным…
Короткие рыжие волосы не скрывали странной и
необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с
затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он
явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже
тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия,
за таким черепом всегда слышится шум кровавых и
беспощадных битв. Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона
его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая,
подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые
морщинки. На другой же не было морщин, и была она
мертвенно-гладкая, плоская и застывшая; и хотя по величине
она равнялась первой, но казалась огромною от широко
открытого слепого глаза…

23. «Иуда Искариот»

Андреев идет вслед за евангельской историей:
Иисус знал о предательстве, обо всем, что
произойдет, но все-таки принял Иуду.
Природа в ожидании. Безветренная погода
сохранилась до конца истории: все происходит в
атмосфере духоты, тяжести, все в черно-белых
тонах. Как перед грозой.
Все в ожидании перемен: Иисус ждет дня
предательства, Иуда живет надеждой, что, когда
иудеи увидят страдания Христа, освободят
учителя и пойдут за ним.

24. Иуда вдруг становится

хорошим
Добросовестно исполняет свои
Обязанности
Гете: «Поведение – это зеркало,
в котором каждый показывает
свой лик»
И все-таки поведение его
противоречиво: берет на себя
обязанности и тут же крадет 3
динария; рассказывает истории,
а потом признается, что лгал

25. Ученики Христа

Обладают земными, человеческими качествами
Они не идеальны, но разнообразны
Петр громогласен
Иоан наивен, честолюбив, хочет одного – быть
любимым учеником
Фома молчалив, рассудителен, но осторожен.
Все апостолы снисходительны к Иуде, осуждают
за ложь и притворство, но с удовольствием
слушают его лживые истории

26. Отличие Иуды от апостолов

Ученики ведут борьбу за первое место
около учителя – Иуда старается быть
нужным
И Христос ласково смотрит на него.

27. Иисус изменяет отношение к Иуде

Иуда доказывает Иисусу, что селяне были
неискренни по отношению к нему, объявили его
вором, обманщиком (козленка после нашли)
Иисус после этого перестал замечать Иуду, садился к
нему спиной, смотрел, но не видел.
Даже когда Иуда помог Иисусу, сохранил его жизнь,
опять же ценой лжи, благодарности не получил:
«ложь во спасение» сурово принята Христом
Иуда плачет: он любит учителя, хочет быть
любимым, произносит роковую фразу: «А теперь он
погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда»

28. Путь к преступлению

Встреча с первосвященником Анной и
договаривается о предании Иисуса в руки закона
(за 30 серебряников)
Теперь молчалив. Перестал говорить о людях
дурное.
Окружает Иисуса заботой, нежностью.
Угадывает малейшее его желание.
Приносит цветы, передает их через Марию
Магдалину.
Но Учитель как будто ничего не замечает.

29. Путь к преступлению

Иуда вызывает чувство жалости, он искренне
страдает
Говорит, что Иисуса Христа нужно беречь, нужно
уходить отсюда. Принес два меча, чтобы спасти
Иисуса.
Двойственность: сам предал и пытается спасти.
Верит, что восторжествует любовь и верность
учеников.
Иисус все предвидит. Говорит Петру: «Не
наступит и утро, как ты трижды предашь меня».

30. Кульминационный момент – сцена предательста

31.

Л. Андреев не оправдывает поступка Иуды, он пытается разгадать загадку: что
руководило Иудой в его поступке5? Писатель наполняет евангельский сюжет
предательства психологическим содержанием, и среди мотивов выделяются
следующие:
мятежность, бунтарство Иуды, неуемное стремление разгадать загадку
человека (узнать цену "другим"), что вообще свойственно героям Л. Андреева.
Эти качества андреевских героев являются в значительной степени проекцией
души самого писателя – максималиста и бунтаря, парадоксалиста и еретика;
одиночество, отверженность Иуды6. Иуда был презираем, и Иисус был к
нему равнодушен. Лишь на короткое время получил признание Иуда - когда
победил сильного Петра в метании камней, но затем опять вышло так, что все
ушли вперед, а Иуда опять плелся сзади, забытый и презираемый всеми.
Ч резвычайно живописен, пластичен, экспрессивен язык Л. Андреева, в
частности, в эпизоде, где апостолы бросают камни в пропасть:
Петр, не любивший тихих удовольствий, а с ним Филипп занялись тем, что
отрывали от горы большие камни и пускали их вниз, состязаясь в силе…
Напрягаясь, они отдирали от земли старый, обросший камень, поднимали
его высоко обеими руками и пускали по склону. Тяжелый, он ударялся
коротко и тупо и на мгновение задумывался; потом нерешительно делал
первый скачок - и с каждым прикосновением к земле, беря от нее быстроту
и крепость, становился легкий, свирепый, всесокрушающий. Уже не прыгал, а
летел он с оскаленными зубами, и воздух, свистя, пропускал его тупую,
круглую тушу. Вот край, - плавным последним движением камень взмывал
кверху и спокойно, в тяжелой задумчивости, округло летел вниз, на дно
невидимой пропасти.

32.

Герой повести лживый, завистливый, безобразный, но в то же время
самый умный из всех учеников, причем умный надчеловеческим,
сатанинским умом: он слишком глубоко знает людей и понимает
мотивы их поступков, для других же он так и остался непонятен. Иуда
предает Иисуса, но он же любит его как сына, казнь Учителя для него
- "ужас и мечты". Парадоксальная двойственность придает
многомерность, многосмысленность, психологическую убедительность
повести Андреева.
В Иуде, несомненно, есть нечто от дьявола, но в то же время не может
не воздействовать на читателя его личная (не от дьявола, а от человека)
потрясающая искренность, сила переживания за Учителя в час его
трагического испытания, значительность его личности.
Двойственность образа в том и заключается, что в нем неразрывно
связано то страшное, что закреплено за ним религиозной и культурной
мировой традицией, и то возвышенно-трагическое, что уравнивает его
с Учителем в изображении Л. Андреева. Это автору повести
принадлежат пронзительные по смыслу и эмоциональной силе слова:
И с этого вечера до самой смерти Иисуса не видел Иуда вблизи его ни
одного из учеников; и среди всей этой толпы были только они двое,
неразлучные до самой смерти, дико связанные общностью
страданий, - тот, кого предали на поругание и муки, и тот, кто его
предал. Из одного кубка страданий, как братья, пили они оба,
преданный и предатель, и огненная влага одинаково опаляла чистые
и нечистые уста9.

33. Как ведут себя ученики?

Иуда ждет чуда: сейчас все поймут.
Пытается воздействовать на Анну, но то
прогоняет его.
Пилат умывает руки, говорит, что он невиновен в
крови праведника, а Иуда целует ему руки и
называет мудрым.

34.

Одною рукой предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои
собственные планы. Он не отговаривал Иисуса от последнего, опасного путешествия в
Иерусалим, как делали это женщины, он даже склонялся скорее на сторону
родственников Иисуса и тех его учеников, которые победу над Иерусалимом считали
необходимою для полного торжества дела. Но настойчиво и упорно предупреждал он
об опасности и в живых красках изображал грозную ненависть фарисеев к Иисусу, их
готовность пойти на преступление и тайно или явно умертвить пророка из Галилеи.
Каждый день и каждый час говорил он об этом, и не было ни одного из верующих, перед
кем не стоял бы Иуда, подняв грозящий палец, и не говорил бы предостерегающе и
строго
-- Нужно беречь Иисуса!
Нужно беречь Иисуса! Нужно заступиться за Иисуса, когда придет на то время. Но
безграничная ли вера учеников в чудесную силу их учителя, сознание ли правоты своей
или просто ослепление -- пугливые слова Иуды встречались улыбкою, а беско- нечные
советы вызывали даже ропот. Когда Иуда добыл откуда-то и принес два меча, только
Петру понравилось это, и только Петр похвалил мечи и Иуду, остальные же
недовольно сказали: -- Разве мы воины, что должны опоясываться мечами?
И разве Иисус не пророк, а военачальник?
-- Но если они захотят умертвить его? -- Они не посмеют, когда увидят, что весь
народ идет за ним.
-- А если посмеют? Тогда что?
Иоанн говорил пренебрежительно:
-- Можно подумать, что только один ты, Иуда, любишь учителя.
И, жадно вцепившись в эти слова, совсем не обижаясь, Иуда начинал допрашивать
торопливо, горячо, с суровой настойчивостью:
-- Но вы его любите, да? И не было ни одного из верующих, приходивших к Иисусу, кого
он не спросил бы неоднократно: -- А ты его любишь? Крепко любишь?
И все отвечали, что любят.

35. Сцена распятия Христа

- На протяжении казни Иуду мучит мысль: А
вдруг они поймут? Еще не поздно!
- «Осуществился ужас и мечты»
- Иуду считают предателем, а он идет к ученикам
и обвиняет их в бездействии, называет
предателями.
- И в чем-то он прав. В чем?

36.

Иуда давно наметил место, где после смерти
Иисуса убьет себя»
Идет на смерть, как на встречу с Иисусом. «Так
встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус»
Зачитать. Портрет Иуды.

37. Работа с текстом

Зачитать последний абзац
Какие чувства вызывает написанное?
Каково авторское отношение к Иуде?
Деньги брошены Иудой – не из-за них убил.
Какова истинная причина убийства Иисуса, по
мнению Андреева?
Победитель или проигравший Иуда в повести?

38. Выводы:

1.Нравственная ценность заключается не в словах, а
в поступках.
2.Любовь должна быть деятельной.
3.Для того чтобы Иисус смог совершить свой подвиг
– принести жертву во имя человечества, его нужно
предать. И позор предательства Иуда взял на себя,
тем самым обессмертив не только Иисуса, но и себя.
Андреев считает предательство тоже жертвой, так
как Иуда обрек себя на вечный позор

39.

Предательство - основная идея. Впервые мотив предательства
вводится в текст заглавием (Иуда в нашем понимании – уже
предатель). Символическое значение идеи предательства
выражается сравнением Иуды со скорпионом. Предательство –
нарушение верности, в первую очередь - самому себе. Скорпион
в минуту опасности жалит сам себя, предаёт себя, т. е.
становится самоубийцей, как Иуда. Тема самоубийства звучит в
самом начале повести при помощи сравнения: "Он ссорит нас
постоянно, - говорили они, отплевываясь, - он думает что-то
свое и в дом влезает тихо, как скорпион, а выходит из него с
шумом…". Идея предательства, определяющая главный смысл
всего произведения, через сравнение выводит читателя на иной
уровень интерпретации заголовка: всякое предательство
превращается в предательство самого себя.

40.

Особенность повести "Иуда Искариот" состоит в том,
что в ней автор пытается найти выход из
противоречия, спорит с самим собой, проверяя на
прочность неверие в человека главного героя верой
Иисуса Христа. Библейские сюжеты в творчестве
Леонида Андреева - не просто пересказ. Они
заключают в себе свой особый мир, близкий миру
Андреева. Трактуют их по-разному. Одни говорят,
что путем использования библейских сюжетов
Андреев шел от атеизма к православию, другие - что
наоборот, используя своеобразное “доказательство от
противного”, он все более уверялся в правильности
атеизма.

Коновалова М.Е

МОБУ СОШ №10

[email protected]

Своеобразие трактовки образа Иуды и евангельского сюжета в повести Л. Андреева «Иуда Искариот».

Аннотация: В повести Андреева предательство Иуды-оборотная сторона любви к Иисусу. Так кто Иуда Искариот: предатель или праведник? -этот вопрос задают себе до сих пор исследователи. Иуда Андреева –классический трагический герой, со всем набором положенных ему признаков: противоречием в душе, чувством вины, страданием и искуплением, незаурядным масштабом личности, героической активностью, бросающей вызов судьбе.

Ключевые слова: Л. Андреев, Иуда Искариот, тема предательства, двойственность образ, экспрессионизм.

Konovalova M.E.

The originality of the interpretation of the image of Judas and the gospel story in L. Andreev"s story « Judas Iscariot » .

Abstract: In Andreev"s story, the betrayal of Judah is the reverse side of the love of Jesus. So who is Judas Iscariot: a traitor or a righteous man? This question is still asked by the researchers. Judas Andreeva is a classic tragic hero, with all the set of signs put to him: a contradiction in the soul, a sense of guilt, suffering and redemption, an uncommon scale of personality, heroic activity challenging fate.

Keywords: L. Andreev, Judas Iscariot, theme of betrayal, duality image, expressionism.

Леонид Николаевич Андреев -один из тех русских писателей, которые определяли умонастроения общества на рубеже 19-20 веков. Он писал об одиночестве, о разобщенности душ, много размышлял о смысле жизни, о смерти, о вере, о Боге.

Повесть «Иуда Искариот» занимает в творчестве писателя особое место, именно ее многие современники, коллеги по цеху и критики признавали художественной вершиной писателя. Еще в 1902 году Л. Андреев писал Серафимовичу: «Между прочим, я подумываю со временем написать нечто по психологии предательства». Со временем замысел приобрел более общие философские черты: писатель ставит вечные вопросы добра и зла под необычным углом. Постепенно задуманный рассказ перерос в повесть, она была закончена в феврале 1907 года.

В повести «Иуда Искариот « Андреев дает свою версию известной евангельской притчи. Центральным героем произведения автор делает не Иисуса,а Иуду Искариота,человека, противоречивого, активного,незаурядного. Для полноты восприятия образа писатель подробно описывает запоминающуюся внешность Иуды: череп которого был « точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составлены,он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу… Двоилось и лицо Иуды… Один глаз Иуды живой,внимательный, черный,.. а другой, покрытый белесой мутью...». Двойственность в облике Иуды несколько раз подчеркивается писателем. Такой портрет можно назвать психологическим: он передает суть героя-_двойственность его личности, двойственность поведения,двойственность чувств, исключительность его судьбы. Одиннадцать учеников Христа выглядят невыразительно на фоне этого героя.Они постоянно спорят между собой «кто больше любви заплатил», чтобы быть приближенным к Христу и обеспечить себе в будущем вхождение в Царствие небесное возле Учителя.Ученики относятся к Иуде с презрением и брезгливостью, как и к другим бродягам и нищим. Они углублены в вопросы веры, занимаются самосозерцанием и отгородились от людей. Иуда у Л. Андреева очень деятелен, он живет в реальном мире: крадет деньги из казны братства,чтобы накормить голодную блудницу, ценой своего унижения защищает Христа от ярости толпы. Он играет роль посредника между людьми и Христом.

Иуда всю жизнь искал встречи и Иисусом, потому что знал правду о грешной, темной сущности людей и хотел найти Силу, способную преобразить эту сущность. Также Иуда понимает, что Иисус не будет понят людьми.

Корень конфликта между Иисусом и Иудой в том,что Иисус проповедует милосердие, всепрощение, долготерпение, Иуда же страстно желает сотрясти основы грешного мира. Иисус знает о предательстве Иуды, но принимает свою судьбу.

В статье 1907 года «О реалистах» А.Блок писал: «Продав Христа первосвященнику, Иуда окружает Иисуса «тихой любовью,нежным вниманием», «стыдливый и робкий, как девушка в своей первой любви». «Целованием любви» предает он Иисуса и «высоко над теменем земли поднимает на кресте любовью распятую любовь» И,предавший, не разлучается ни на мгновение с Преданным: греет над костром костлявые руки и слушает отречение Петра. Смертельно тоскует у окна караульни, где истязают Иисуса солдаты.»

Почему, по Андрееву, Иуда предал Христа? Андреев показывает, что Иуда был вынужден обречь Иисуса на жертвенную смерть,чтобы пробудить истинную веру, совесть людей. Иуда-трагическая фигура. Он считает: чтобы темная нищая духом толпа уверовала в идеал, в Христа, ей необходимо чудо. Этим чудом станет воскресение Христа после мученической смерти.

Иуда тоже выбрал свой крест. Предавая Христа, он обрекает себя на вечное проклятие, навсегда закрепив за собой позорное прозвище предателя.

В повести Андреева предательство Иуды-оборотная сторона любви к Иисусу. Так кто Иуда Искариот: предатель или праведник?-этот вопрос задают себе до сих пор исследователи. « Знал ли Иисус о страшной миссии своего ученика? Не только знал, но и сам избрал его из числа своих приверженцев...Знал Иисус, что только Иуда, единственный из двенадцати,сможет исполнить задуманное.» В предательстве Иуды –промысел Божий.

«Не будь Иуды и его предательства, не будь Голгофы, страстей господних и смерти на кресте, не воскрес бы Иисус из мертвых, не поразил бы легковерные сердца своих соплеменников величайшим чудом-чудом, совершить которое по силам было лишь Сыну Божьем…Воскреснув из мертвых, Иисус тем самым указал человечеству единственный путь к спасению»

Л.Андреев предвидел реакцию современников на свою повесть: «Повесть будут ругать и справа, и слева, сверху и снизу» .И он оказался прав:акценты, которые были расставлены в его варианте евангельской истории, оказались неприемлемыми для многих,в числе которых был и Л.Н. Толстой. В то же время высоко оценили повесть М. Горький, А.Блок, К. Чуковский.

Полярность оценок произведения Л.Андреева и его главного героя в литературоведении не исчезла и в наши дни, и она вызвана двойственным характером образа андреевского Иуды.

Негативную оценку образу Иуды дает Л.А.Западова, которая предостерегает: «Знание Библии для полноценного восприятия рассказа-повести и постижения тайн «Иуды Искариота» необходимо в разных аспектах. Нужно держать в памяти библейское знание, для того хотя бы,чтобы не поддаться обаянию змеино-сатанинской логики песонажа,чьим именем названо произведение».

Иуда Андреева –классический трагический герой, со всем набором положенных ему признаков: противоречием в душе, чувством вины, страданием и искуплением, незаурядным масштабом личности, героической активностью, бросающей вызов судьбе.

Проблемные вопросы для дискуссии:

Как взгляд Иуды на людей раскрывается в его словах, сказанных об апостолах: «Своего учителя они всегда любят, но больше мертвым, чем живым. Когда учитель жив, он может спросить у них урок, и тогда им будет плохо. А когда учитель умирает, они сами становятся учителями, и плохо делается уже другим»?

В уста Иуды автор вложил весьма глубокий этический постулат «Разве есть прекрасная жертва, что ты говоришь, любимый ученик? Где жертва, там и палач, и предатели там! Жертва-это страдания для одного и позор для всех.» Согласны ли вы с этим высказыванием?

Согласны ли вы с мыслью, что Иуда в повести Андреева-«предатель поневоле», что его предательство-оборотная сторона любви к Иисусу?

Можно ли оправдать «предателя поневоле»?

С повестью «Иуда Искариот» ученики знакомятся на уроках внеклассного чтения, но эта повесть создана для более пристального изучения. Она заставляет задуматься о природе предательства и одиночества, о раздирающих человека душевных противоречиях, о своих поступках и мыслях.

Список литературы

1.Андреев Л.Н.Иуда Искариот//Проза.-М.:Издательство АСТ,2003

2.Блок.А.А.Памяти Леонида Андреева//Блок А.

А.Собр.соч.В6т.Т.5.М.,1971

3.Булгаков С.Н.Иуда Искариот-апостол-предатель//Булгаков С.Н.Труды

о Троичности.-М.,2001.

4.Западова Л.А.Источники текста и «тайны» рассказа-повести «Иуда

Искариот»//Русская литература -1997.-№3

5.Михайлов С.М.Оправдание Иуды,или Двенадцатое колесо мировой

колесницы:Апокрифическое исследование// http :// www . skrijali . ru /

6.Поурочные разработки по русской литературе 20 века:11 класс.-М.:ВАКО,2007.

7.Поурочное планирование по литературе к учебнику «В мире литературы.11класс» под редакцией А.Г. Кутузова.-М., Издательство «Экзамен»,2006.

8. Михайлов С.М. Иуда Искариот: предатель или святой?.М.:2007.

Чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно понять смысл слова “измена”. Согласно словарю, под изменой понимают нарушение верности кому-или чему-либо. У каждого человека есть свои причины совершить измену. Он делает выбор, опираясь на свои нравственные принципы и решает, совершить измену или остаться верным им до конца. Но порой, биологическое начало торжествует и тогда человек совершает низкий поступок. Чтобы понять предателя, человека, совершившего измену, нужно разобраться, почему он сделал это. Итак, что же толкает человека на измену?

В художественной литературе существует огромное количество героев, которые пошли на измену. Вечной проблемой всегда была и остается измена в любви.

Часто, мы не можем изменить ход судьбы, становимся заложниками обстоятельств.

Например, Катерина из драмы A.Н. Островского “Гроза”, оказавшись в доме мужа одна, терпела произвол со стороны свекрови. Она оказалась заперта в условиях, которые были ей чужды, ведь ее чистая и мечтательная душа стремилась к чему-то большему. Супруг не мог дать ей того, чего она хотела, а именно, освободится от окружающей боли и жестокости. Поэтому она полюбила другого, как ей казалось достойного человека, который был совсем из другого мира. Но Борис был так же жалок, как и Тихон. Для Катерины, как верующей, измена была страшным грехом, но она пошла на него, осознавая все это. Она согрешила из-за любви, которая так нужна была ей в этом чужом для нее мире. В этом случае причинами предательства стала ненависть к тому, чему она обязана была хранить верность. Измена помогла понять Катерине, что она живет в мире лжи, жестокости. Поэтому, закономерным оказалось самоубийство героини, которая не смогла примириться с обманом.

Но существуют и другие понятия измены, еще более страшные.

Так, в произведении Л.Н. Андреева «Иуда Искариот» показан каноничный библейский сюжет со своей точки зрения. Иуда продает своего учителя за 30 серебряников, но автор утверждает, что у этой измены более глубокие корни, чем просто жажда наживы. Иуда был убежден в том, что это предательство станет благом для учения Иисуса, заставит примкнуть к нему большее количество людей. Но ошибочные суждения стали для него роковыми. Когда Иуда понял свою ошибку, было поздно что-либо изменить, и он сам отправился в след за учителем. Л.Н. Андреев пишет от том, что не отсутствие убеждений, а их ошибочность приводит к предательству, измене.

Таким образом, на измену человека может толкнуть что угодно, просто потому, что само по себе понятие «измена» имеет множество смыслов. Главное кроется в последствиях этого действия. Совершая предательство, человек разрушает свои принципы, идет против своих убеждений, уничтожает самого себя. И поэтому нужно всегда осознавать, что будет после того, как линия, через которую нельзя перешагивать, будет пройдена.

С незапамятных времен предателей называют Иудой. Каковы были причины предательства Иуды? Что говорит о предательстве Библия? Что делать, если предали вас или предали вы? О грехе предательства в нашем материале.

Предательство в Библии

В Библии каждый образ и поступок имеют глубокий смысл и несколько уровней понимания. От простого толкования, когда сюжеты учат людей правильному взаимодействию между собой, до сложного философского осмысления в поисках надмирных тайн.

Иуда на коленях Люцифера

Преступление Иуды останется в истории как обличение предательства. Это предостережение на все времена для всех людей.

Иуда – для христианина самый отрицательный персонаж Книги книг, но он не первый предатель на её страницах. Первым был Люцифер, начавший войну против своего Творца и Владыки мира. Низринутый в бездну и продолжающий свою перманентную революцию руками нечисти. На мой взгляд, это символ подданного, восставшего против законного монарха.

Затем вспоминается поступков братьев Иосифа, отдавших его торговцам. Это символ нарушения верности по отношению к своему роду.

Можно упомянуть коварство Далилы, которая открыла тайну силы Самсона его врагам – это символ измены в любви.

И, наконец, грех Иуды – символ продажи не только Бога, но и друга, учителя,единомышленника. В народных преданиях падший апостол изображается сидящим на коленях Люцифера – круг замыкается.

Вот архетипические сюжеты, которые тысячекратно повторяются в истории человечества, раз и навсегда осуждённые в Священном писании.

Обстоятельства преступления

Поступок Иуды – модель любого предательства. Мы точно не знаем причину его вероломства, но это тоже символично. Можно предположить следующее:

1.Поиск выгоды любой ценой

Прежде всего Иуду обвиняют в алчности, жертвой которой он пал. Будучи казначеем апостольской общины, он носил ящик с деньгами. За исцеления Христу жертвовали деньги, которые Он раздавал нищим. Иуда из казны крал, о чём прямо сказано в Евангелии. Видимо, он не связывал своё будущее с Христом, но считал, что за счёт Его чудес накопит денег на сладкую жизнь. На предательство Иуду толкнула лишняя, по его мнению, трата на Учителя. В Вифании Мария, сестра Лазаря, воздавая честь Спасителю, возлила на него дорогое ароматическое масло, нард.

«Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали»,

– сказано в Евангелии от Иоанна. Но динарии прикарманить не удалось, и, чувствуя себя в убытке, Иуда решил продать Христа.

“Предательство Иуды”, Иван Айвазовский

2. Перемена политических убеждений

Есть версия, что Иуда стал разделять точку зрения иудейских священнослужителей, считавших Иисуса еретиком, который смущает народные умы. Якобы Иуда был патриотом, тщетно ждавшим, когда Иисус возглавит восстание против Рима. Но в Евангелии нет подтверждения этому, иначе один из апостолов непременно упомянул бы о взглядах Иуды. И всё же непостоянство свойственно ему – сегодня он идёт за Христом, завтра бежит сдавать его, послезавтра раскаивается. Мятущийся нестойкий ум.

3. Неудовлетворённые амбиции

Иуда надеялся, что Иисус займёт царский трон Израиля. Тогда Иуде доверят не просто ящик с пожертвованиями, а всю казну государства. Видя, что Сын Божий не стремится к земной власти, разочарованный Иуда оставляет Его.

4. Зависть и уязвлённая гордыня

Постоянно присутствуя рядом с Богочеловеком, наблюдая его чудеса, Иуда начал завидовать чужому могуществу и славе. Сам он был неспособен стать святым и получить часть Господней благодати и силы. Зато мог погубить Христа и так войти в историю.


“Предательство Иуды”, Миронов Андрей Николаевич.

5. Стремление обезопасить себя

У Христа было много почитателей, но и немало недоброжелателей. Рано или поздно Он рисковал попасть в руки врагов и сам предсказывал свою кончину. Иуда предполагал, что может пострадать, как ученик Христа. Поэтому решил предупредить события и лично предал Учителя.

Один из этих аспектов или несколько сразу присутствуют в предательстве любого рода. Грех Иуды проецируется на всех его последователей. Каждый из них – по-своему Иуда.

В истории Распятия есть ещё одно предательство – когда пророка предаёт его народ. И отзвук этого события также звучит в истории, когда невинных людей осуждает толпа. Хотя бы в сталинские времена, когда на комсомольских собраниях прорабатывали за ношение креста и религиозность. Когда коллективами писали письма в поддержку арестов и расстрелов по сфабрикованным делам. И сегодня всякая общественная травля неугодных – от школы до большой политики – тень того сборища, которое призывало Пилата: «Да будет распят!»

Отвергая ближних, мы отталкиваем Христа, учившего любви.

Христос – пример верности

Иисус Христос говорил:

«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом»

(Лук. 16:10)

Всю земную жизнь Он хранил верность своему небесному Отцу. Перенес искушения в пустыне, не склонился перед Сатаной, остался безгрешным. И хотя скорбел душой в Гефсиманском саду, завершил миссию спасения человечества.

По отношению к людям Христос также был честен и надёжен.

Чтил свою земную Мать, в день Распятия поручая заботу о ней апостолу Иоанну. Воскресил Лазаря из дружеского чувства. Накормил своих слушателей, умножив пять хлебов и две рыбы. Спасал и исцелял.

Апостол Павел писал Тимофею:

«Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может»

(2 Тим. 2:13)

“Поцелуй Иуды”, Илья Глазунов

Иуды среди нас

Предательство присутствует в жизни каждого человека. Кто-то стал жертвой этой подлости, кто-то сам предал. Иногда и то и другое вместе. Предательство может носить характер глобальный – нарушение присяги государю и верности Богу. И локальный – отказ от своей семьи или друга.

Привёз сын неходячего отца к приюту, выгрузил его в сугроб и уехал. Такие картины порой наблюдают социальные работники. Как только напишет пенсионер дарственную на своё жильё детям, многие стараются избавится от обузы. А бывает, у дочки особняк на семь миллионов, но дряхлые родители не нужны – и этих в приют.

В России более 1400 интернатов для престарелых и инвалидов. Из них 70% привезены туда родственниками. Каждый из этих родственников в душе – Иуда.

Мальчик идёт с мамой по улице и вдруг замечает своего отца под руку с незнакомой тётей, рядом бегают двое мальчиков его возраста. Как же так? Просто папа сбежал в другую семью, к чужим детям. Там ему более комфортно в постели, или жизнь богаче, а он ленив. Папа – Иуда? Разумеется. Меньшего масштаба, но ничем не лучше – Закон Божий он тоже попрал в угоду своей прихоти.

Треть женщин в нашей стране воспитывают детей в одиночку, значит, их предали мужья, а в ряде случаев они сами бросили мужа. Так предательство сокрушает семью. А значит, появляется меньше детей, и уже рождённые обделены любовью отца.

Или тяжело заболел муж и жена оставляет его, упорхнув на поиски здорового самца. Ведомая своей похотью, она поступает как Иуда – ведь тот тоже хотел удовлетворить свои потребности, финансовые или психологические.

Многие люди по жизни ближе к Иуде, чем к Иисусу Христу, поскольку падать легче, чем духовно расти. Изменять легче, чем хранить верность.

Николай Ге. “Совесть. Иуда”

«Дружба» в соцсетях обесценила чувство верности. Чаще мы видим друзей в блогах, ассоциируя их с красочными аватарами. Аватаром меньше или больше – никакой разницы. Сегодня ты лайкаешь одних, завтра других. Или кто-то блокирует тебя одним кликом, отказываясь от общения.

Я замечала, как много писателей сейчас дружат с литературными критиками в Фейсбуке, поскольку надеются, что критик порой упомянет их в своих статьях, добавив популярности. Но случись с тем же критиком беда, немногие переведут ему и 100 рублей. А если он перестанет строчить свои статьи о литературе, от него отпишутся. Вот и вся интернет-верность.

Изредка и здесь можно найти настоящую дружбу – на основе общих убеждений, но это два-три человека из двух-трёх тысяч френдов.

Хозяин своего слова – сегодня это понятие относительное.

– Я слово дал, я его и взял, – заявлял мой якобы православный коллега, не державший обещаний. Себя он считал праведником, который не обязан быть честным с остальными – не столь набожными, по его мнению, людьми. Когда-то его принимал на работу пожилой ответственный секретарь. Позже у коллеги выросли амбиции, и однажды он занял место своего наставника, когда тот уехал в отпуск. Ошеломлённый пенсионер оказался изгнан из своего кабинета, с должности, это стало косвенной причиной его смерти. А «благочестивый» ответсек продолжил изживать всех, кто его не устраивал.

Путь к предательству начинается с мелочей, считает Епископ Пятигорский и Черкасский Феофилакт .

Сегодня каждый верен себе сосредоточен на своих эмоциях и проблемах. Полюби себя – призывают современные психологии. Но эгоцентризм современного человека ему же невыгоден, поскольку игнорируя ближних в период благополучия, он остаётся в одиночестве, переживая трудности.

Хранить ли преданность Злу?

Но всегда ли предательство – греховно, а верность похвальна? Есть другая сторона этих явлений.

Мафия ценит верность. Террористические организации ценят верность. Шайки подростков ценят верность. И если представитель такой организации отправится в полицию и сдаст планы банды, местонахождение главарей и прочую информацию, он станет предателем в глазах бывших подельников. Но посмотрим на ситуацию через призму христианства.

Вспомним, что изначально каждый человек задуман как образ Божий, создан выполнять заповеди, а отнюдь не преступать их, что был некогда чист. Потом некто забыл Бога и Добро ради банды, но одумался. И отречение от преступного мира – это возвращение к себе, некогда безгрешному.

Христианин должен предать Зло, даже если раньше служил ему по ошибке и клялся в вечной верности. Это не предательство, а раскаяние, покаяние, возвращение к первоисточнику – Богу.

Семья – библейская ценность. Первый союз людей, созданный по воле Всевышнего. Но бывают случаи, когда верность супругов преступна. Например, если муж становится педофилом, но жена скрывает это и детей вынуждает молчать. Или живёт с наркоманом и алкоголиком, который сбивает с пути истинного родственников.

В Подмосковье я знала семью, где отец-наркоторговец посадил на иглу обоих сыновей и их невест, младший сын умер, старший сел вместе с отцом. А что же мать? Она скрывала происходящее и теперь носит передачи в тюрьму и цветы на могилу. Помню, глава семьи работал таксистом и в его машине красовались иконки.

Но вместе с кем-то возделывать ниву греха – это не христианство.

Бывает, один из супругов оставляет Православную церковь и уходит в секту, а другой следует за ним. Но это единомыслие порочно, так вместе согрешили Адам и Ева, вкусив запретный плод.

Пагубна верность дурным привычкам, и нет достоинства в преданности алкоголю, никотину, наркотикам…

Гравюра “Поцелуй Иуды”

Библия, прежде всего, говорит о верности Богу. Верность Богу – жизнь по его заповедям. Через эту призму должна рассматриваться верность людям и организациям (партия, государство, компания, семья).

Когда-то, в начале XX века, в России был предан помазанник Божий – законный царь. Это и есть измена государству – православному, признанному Церковью. «Кругом измена, трусость и обман» – осталась характеристика Николая II своему окружению, записанная им в день вынужденного отречения.

И. Солоневич пишет о впечатлениях французского посла Мориса Палеолога: «…Палеолог с полным недоумением рассказывает о том, что князья просто и Великие Князья, представители и финансовой, и земельной знати, на своих приемах совершенно открыто говорили о свержении Государя и о том, как они уже ведут пропаганду в частях гвардии – в первую очередь в Павловском полку, который и в самом деле первым начал «революцию». Все эти люди жестоко поплатились за свои интриги и злоречие, революция пожрала их прежде, чем других своих жертв.

Как жить дальше?

Предательство – это болезнь души, относиться к нему следует соответственно. Лечить молитвой и переосмыслением своих и чужих поступков.

Что делать, если тебя предали?

Проклинать или мстить? Христианство советует прощать и молиться за врагов. Это не просто, но тяжёлый внутренний труд преображает человека, уподобляя его Христу. Есть ли у нас основания требовать верности от окружающих? Каждый из нас когда-то подводил ближнего, возможно, в мелочах, но тем не менее нанося ему рану. Нужно воспринять поступок обидчика как урок смирения и не осуждать. Ведь Христос не посылал проклятий Иуде, идя на крест. Но в то же время стоит задуматься: стоит ли продолжать отношения с предателем, кем бы он ни был – другом или супругом.

Что делать, если предал ты и чувствуешь свою вину?

В Библии есть ответ и на этот вопрос, есть наглядная ситуация. Речь идёт об отречении Апостола Петра. Этот великий муж в начале своего пути был уязвим и боязлив, как обычный мирянин. После ареста Христа, будучи вопрошаем, не является ли он спутником Назарянина, апостол Пётр трижды опровергает это, опасаясь за свою жизнь.