Тема элегии море. «Море» - элегия Жуковского: идея и анализ произведения

История создания. Стихотворение написано в 1822 году в период творческой зрелости Жуковского. Оно относится к программным произведениям и является одним из поэтических манифестов поэта. Известно, что это стихотворение Жуковского особо выделял Пушкин, написавший двумя годами позднее свою элегию с тем же названием.

Жанр. В подзаголовке стихотворения автор обозначил его жанр - элегия. Это излюбленный жанр поэта. Обращение к жанру элегии ознаменовало переход Жуковского к романтизму. Элегия - жанр лирической поэзии, передающий настроения грусти, скорби, разочарования и печали. Романтики отдавали предпочтение этому жанру, поскольку он дает возможность выразить глубоко личные, интимные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы. Именно таким стихотворением и является элегия «Море».

Тематика и проблематика. Стихотворение Жуковского представляет собой не просто поэтическую картину морской стихии, а «пейзаж души», как точно определил такие стихи по-эта-романтика знаменитый ученый-филолог А.Н, Веселовский, Действительно, это не только морской пейзаж, хотя, читая стихотворение, живо представляешь себе море: оно то тихое, спокойное, «лазурное море», то страшная бушующая стихия, которая погружена во мглу. Но дня романтика мир природы - это еще и тайна, которую он пытается разгадать. Вот почему так важно то, что в стихотворении постоянно идет перекличка мира природного и человеческого - состояния лирического героя. Но важно при этом не только то, что Жуковский создает психологический пейзаж, то есть выражает чувства и мысли человека через описание природы. Особенность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником, может быть - с другом, а может - с каким-то таинственным незнакомцем. У позта-романтика не вызывает сомнения то, что море может быть наделено душой, как и человек. Ведь в соответствии с романтическими представлениями именно в природе растворяется Божество, через общение с природой можно говорить с Богом, проникнуть в тайну бытия, соприкоснуться с Мировой душой.

Жуковский уверен, что душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Оно так же тянется ко всему светлому - к небу, Богу. Но в отличие от многих других романтиков, рисующих эту «свободную стихию», Жуковский видит и то, что море томится, что его что-то тяготит, оно бунтует против этого. Как и человек, море не может чувствовать абсолютный покой и гармонию, его свобода тоже относительна. Вот почему традиционные романтические проблемы свободы и неволи, бури и покоя у Жуковского получают очень необычную трактовку.

Идея и композиция. Стихотворение «Море» построено в соответствии с заложенной в нем идеей. Это не столько описание природных явлений, сколько особый лирический сюжет. В нем наблюдается движение, развитие состояния лирического героя, следящего за изменениями, которые происходят с морем. Но еще важнее то. что за этим стоит динамика внутреннего состояния самого моря, его души. Этот внутренний сюжет можно разделить на три части; «Безмолвное море» -

1-я часть; «Буря» - 2-я часть; «Обманчивый покой» - 3-я часть. В соответствии с ними проследим за развитием художественной мысли стихотворения.

В 1-й части рисуется прекрасная картина «лазурного моря», спокойного и безмолвного. Но «чистота» и ясность присуща морской душе «в присутствии чистом» «далекого светлого неба»:

Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь.
Ласкаешь его облака золотые "
И радостно блещешь звездами его.

Именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. Это символ - выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного. Наделенный способностью улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, размышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь:

Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..

2-я часть стихотворения приоткрывает завесу над этой тайной. Мы видим душу моря, раскрывающуюся во время бури. Оказывается, когда пропадает свет неба и сгущается мгла, море, погруженное во тьму, начинает рваться, биться, око исполнено тревоги и испуга:

Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя -
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

Жуковский с удивительным мастерством рисует картину бури. Кажется, что слышишь рокот набегающих волн. И все же это не просто картина разбушевавшейся стихии. Перед нами раскрывается глубоко спрятанная тайна души моря. Оказывается, как и все земное, море находится в неволе, которую оно не в силах преодолеть: «иль тянет тебя из земныя неволи». Это очень важная для Жуковского мысль.

Для поэта-романтика, верящего в «очарованное Там», то есть иной мир, в котором все прекрасно, совершенно и гармонично, земля всегда представлялась миром страданий, скорби и печали, где нет места совершенству. «Ах! Не с нами обитает / Гений чистой красоты», - писал он в одном из своих стихотворений, рисующих Гения, лишь на миг посетившего землю и вновь умчавшегося в свой прекрасный, но недоступный для земного человека мир.

Оказывается, что и море, подобно человеку, страдает на земле, где все изменчиво и непостоянно, полно утрат и разочарований. Только там - в небе - все вечно и прекрасно. Вот почему туда тянется море, как и душа поэта, стремящегося разорвать земные узы. Море любуется этим далеким, светозарным небом, «дрожит» за него, то есть боится потерять навсегда. Но соединиться с ним морю не дано.

Эта мысль становится понятной лишь в 3-й части стихотворения, где «возвращенные небеса» уже не могут полностью восстановить картину покоя и безмятежности:

И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье.
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Так раскрывается для лирического героя тайна моря. Теперь понятно, почему в его «бездне покойной» скрывается смятенье. Но остается смятение поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания.

Художественное своеобразие. Стихотворение насыщено средствами поэтической выразительности, помогающими сделать картину морской стихии не только зримой, но и слышимой, осязаемой и тем самым облегчить для читателя путь к постижению авторской мысли. Особую роль при этом играют эпитеты. Если в 1-й части они призваны подчеркнуть чистоту моря и свет, пронизывающий всю картину («светлое небо», «ты чисто в присутствии чистом его», «облака золотые»), то во 2-й части создают грозный, тревожный тон («враждебная мгла», «темные тучи»). Очень важны для выражения художественной идеи стихотворения эпитеты, насыщенные христианской символикой божественного: «лазурь», «свет», «светозарный». Особый ритм создают анафора на «ты» («ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь.,.»), синтаксический параллелизм, а рад вопросительных предложений передает напряженный эмоциональный строй стихотворения. Следует также отметить важную роль рефрена: «безмолвное море, лазурное море», - который не только задает ритм стихотворения, но и утверждает важную поэтическую мысль. И, как и везде, Жуковский мастерски использует мелодические возможности речи, «Море» написано четырехстопным амфибрахием, белым стихом, который помогает передать ритм набегающих волн. Особенно эффектна картина бури, для воссоздания которой поэт использует прием аллитерации, то есть повторения одних и тех же согласных звуков в нескольких словах. Здесь это аллитерация на шипящие, к тому же поддерживаемая ритмикой строки, имитирующей движение волн: «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, / Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу». В целом можно сказать, что поэтическое мастерство Жуковского в этом стихотворении достигает небывалых высот, о чем удивительно точно сказал Пушкин: «...его стихов пленительная сладость».

Значение произведения. Художественное новаторство Жуковского в стихотворении «Море» не осталось незамеченным в русской поэзии. Вслед за ним романтическую картину морской стихии рисовали многие великие русские поэты, например Пушкин в стихотворении 1824 года «Море»,. Лермонтов в своем знаменитом «Парусе», Тютчев в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное..,». Но в каждом из них образ моря - не только романтический символ, но и то, что помогает автору выразить свои мысли, чувства и настроения.


Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Филологический анализ стихотворения

Стихотворение «Море » написано в 1822 году в период творческой зрелости Василия Жуковского. Оно относится к программным произведениям и является одним из поэтических манифестов поэта. Известно, что это стихотворение Жуковского особо выделял Пушкин, написавший двумя годами позднее свою элегию с тем же названием.
В подзаголовке стихотворения автор обозначил его жанр — элегия. Это излюбленный жанр поэта. Обращение к жанру элегии ознаменовало переход Жуковского к романтизму. Элегия — жанр лирической поэзии, передающий настроения грусти, скорби, разочарования и печали. Романтики отдавали предпочтение этому жанру, поскольку он дает возможность выразить глубоко личные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы. Именно таким стихотворением и является элегия «Море ».
Стихотворение Жуковского представляет собой не просто поэтическую картину морской стихии, а «пейзаж души », как точно определил такие стихи поэта-романтика знаменитый ученый-филолог А.Н. Веселовский. Действительно, это не только морской пейзаж, хотя, читая стихотворение, живо представляешь себе море: оно то тихое, спокойное, «лазурное море», то страшная бушующая стихия, которая погружена во мглу. Но дня романтика мир природы — это еще и тайна, которую он пытается разгадать. Вот почему так важно то, что в стихотворении постоянно идет перекличка мира природного и человеческого — состояния лирического героя. Но важно при этом не только то, что Жуковский создает психологический пейзаж, то есть выражает чувства и мысли человека через описание природы. Особенность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником, может быть — с другом, а может — с каким-то таинственным незнакомцем. У поэта-романтика не вызывает сомнения то, что море может быть наделено душой, как и человек.
Жуковский уверен, что душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Оно так же тянется ко всему светлому — к небу, Богу. Но в отличие от многих других романтиков, рисующих эту «свободную стихию », Жуковский видит и то, что море томится, что его что-то тяготит, оно бунтует против этого. Как и человек, море не может чувствовать абсолютный покой и гармонию, его свобода тоже относительна. Вот почему традиционные романтические проблемы свободы и неволи, бури и покоя у Жуковского получают очень необычную трактовку.
Стихотворение «Море » построено в соответствии с заложенной в нем идеей. Это не столько описание природных явлений, сколько особый лирический сюжет. В нем наблюдается движение, развитие состояния лирического героя, следящего за изменениями, которые происходят с морем. Но еще важнее то, что за этим стоит динамика внутреннего состояния самого моря, его души. Этот внутренний сюжет можно разделить на три части:

«Безмолвное море» — 1-я часть;
«Буря» — 2-я часть;
«Обманчивый покой» — 3-я часть.

В соответствии с ними проследим за развитием художественной мысли стихотворения.
В 1-й части рисуется прекрасная картина «лазурного моря», спокойного и безмолвного. Но «чистота» и ясность присуща морской душе «в присутствии чистом» «далекого светлого неба»:
Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь.
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.

Именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. Это символ — выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного. Наделенный способностью улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, размышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь:

Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..

2-я часть стихотворения приоткрывает завесу над этой тайной. Мы видим душу моря, раскрывающуюся во время бури. Оказывается, когда пропадает свет неба и сгущается мгла, море, погруженное во тьму, начинает рваться, биться, оно исполнено тревоги и испуга:

Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

Жуковский с удивительным мастерством рисует картину бури. Кажется, что слышишь рокот набегающих волн. И все же это не просто картина разбушевавшейся стихии. Перед нами раскрывается глубоко спрятанная тайна души моря. Оказывается, как и все земное, море находится в неволе, которую оно не в силах преодолеть: «иль тянет тебя из земныя неволи». Это очень важная для Жуковского мысль.
Море у Жуковского подобно человеку, страдает на земле, где все изменчиво и непостоянно, полно утрат и разочарований. Только там — в небе — все вечно и прекрасно. Вот почему туда тянется море, как и душа поэта, стремящегося разорвать земные узы. Море любуется этим далеким, светозарным небом, «дрожит» за него, то есть боится потерять навсегда. Но соединиться с ним морю не дано.
Эта мысль становится понятной лишь в 3-й части стихотворения, где «возвращенные небеса» уже не могут полностью восстановить картину покоя и безмятежности:

И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье.
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Так раскрывается для лирического героя тайна моря. Теперь понятно, почему в его «бездне покойной» скрывается смятенье. Но остается смятение поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания.
Таким образом, перед нами циклическая композиция: сначала спокойное море - потом бурное - затем стихия вновь успокаивается - цикл завершён, круг замкнулся, но море «в бездне покойной скрывает смятение» - предвестье новой бури. Такая композиция свидетельствует о том, что как бы ни была свободна, безгранична, своенравна, противоречива эта стихия, она всё же подчиняется законам природы, вечному закону цикличности, как и смена времён года, как и жизнь всего живого. Свобода, даже в природе, небезгранична, а значит, недосягаема. Так же как недосягаем и идеал, как недосягаемо и небо для моря. Настроения, преобладающие в произведении Жуковского, - это грусть, меланхолия, тоска. Поэтому жанр элегии неслучайно выбран автором: этот жанр подчёркивает основную идею поэта-романтика о недосягаемости идеала в жизни человека.
Кроме того, композиция стихотворения основана на антитезе: земное - небесное. Эта антитеза иллюстрируется тремя сменяющими друг друга пейзажами, как мы и отмечали выше.
Название стихотворения «Море» занимает безусловно сильную позицию в тексте. Даже в самом стихотворении слово «море» встречается еще четыре раза. Это название свидетельствует о пассивно-созерцательной позиции героя, на его вопросы нет ответов, море хранит тайну своей любви, лишь частично приоткрывая её. Лирический герой стоит «очарован над бездной», прямо над морской пучиной, скорее всего на корабле: он будто качается на волнах, а вокруг лишь море и небо.
Жуковский мастерски использует мелодические возможности речи. «Море» написано четырехстопным амфибрахием и белым стихом , который помогает передать ритм набегающих волн. Особенно эффектна картина бури, для воссоздания которой поэт использует прием аллитерации, то есть повторения одних и тех же согласных звуков в нескольких словах. Здесь это аллитерация на шипящие, к тому же поддерживаемая ритмикой строки, имитирующей движение и шипение волн: очарован, живо, дышишь, тревожною, движет, что, чем, дышит, напряженная, жизни, чисто, чистом, льешься, вечерним, горишь, ласкаешь, блещешь, же, тучи, чтоб, бьешься, воешь, подъемлешь, рвешь, терзаешь, враждебную, прошлой, вздымаешь, возвращенных, тишину, возвращает, обманчив, неподвижности, скрываешь, дрожишь.
Обратим внимание на лексику текста. Повторы, которые использует автор, придают стихотворной речи выразительность и музыкальность. В тексте используются точные лексические повторы («безмолвное море, лазурное море», «сладостной жизни» /«сладостный блеск», «небо/небом», «тучи», «мглу/мгла», «ты», «его»); корневые повторы («чисто - чистом», «лазурное - лазурь»).
Жуковский использует торжественную лексику («из земныя неволи», «блещешь звездами», «смятенной любовью», «сбираются тучи», «волны подъемлешь»-, «испуганны волны») и устаревшие формы слов («вздымаешь», «лоно», «светозарной», «сбираются», «подъемлешь»), придающие произведению торжественность и величавость.
Чувства героя передаются от первого лица. Это показывает форма глагола в 1 лице единственного числа настоящего времени «стою» в определенно-личном предложении в начале стихотворения. Дальше лирический герой обращается к морю. Это показывают местоимение второго лица единственного числа («ты») и глагол повелительного наклонения во втором лице единственного числа («открой»). Кроме того, текст насыщен глаголами второго лица настоящего времени изъявительного наклонения (дышишь, льешься, горишь, ласкаешь, блещешь, бьешься, воешь, подъемлешь, рвешь терзаешь, вздымаешь, скрываешь, дрожишь). Поскольку море «безмолвное», то текст становится монологом.
Стихотворение насыщено средствами поэтической выразительности, помогающими сделать картину морской стихии не только зримой, но и слышимой, осязаемой и тем самым облегчить для читателя путь к постижению авторской мысли. Особую роль при этом играют эпитеты. Если в 1-й части они призваны подчеркнуть чистоту моря и свет, пронизывающий всю картину («светлое небо », «ты чисто в присутствии чистом его », «облака золотые »), то во 2-й части создают грозный, тревожный тон («враждебная мгла », «темные тучи »). Очень важны для выражения художественной идеи стихотворения эпитеты, насыщенные христианской символикой божественного: «лазурь », «свет », «светозарный ». Особый ритм создает синтаксический параллелизм («Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? », «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь … », «Ты живо; ты дышишь », «И мгла исчезает, и тучи уходят »).
Ряд риторических вопросов передает напряженный эмоциональный строй стихотворения (Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое светлое небо к себе?)
Следует также отметить важную роль рефрена: «безмолвное море, лазурное море », — который не только задает ритм стихотворения, но и передает спокойствие и умиротворенность природы.
Жуковский одушевляет море. Показать его живым поэту помогают не только эпитеты, но и другие языковые средства. Так, Жуковский использует олицетворение: «ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты» и т.п.. При этом автор выстраивает понятия по мере усиления признаков, используя градацию как стилистическую фигуру. В связи с этим море предстает перед нами как живое существо, способное не только дышать, но и страстно любить и даже глубоко мыслить. Кроме того, на протяжении всего стихотворения лирический герой обращается к морю, разговаривает с ним, как с живым.
Жуковский использует и другие поэтические средства, придающие произведениям эмоциональность, экспрессивность и мелодичность.
Инверсия усиливает смысловое значение ключевых слов в стихотворении («над бездной твоей », «тайну твою », «облака золотые », «звездами его », «наполнено ты », «сбираются тучи »).
Особую выразительность и приподнятый тон стихотворения задает анафора. В тексте встречаются:
- лексическая анафора - повтор одного и того же слова «ты », одной строки «безмолвное море, лазурное море … »;
- синтаксическая анафора - повторение одинаковых синтаксических конструкций: «Ты живо », «Ты чисто »; «Чем дышит »; «Ты льёшься … », «Ты бьёшься », “Ты рвёшь ».
Эмоционально-психологические паузы, отмеченные многоточиями и тире, выражают чувства лирического героя. Многоточие в тексте встречается после ряда вопросов, обращённых к морю. Это обозначает бесконечность и неразрешимость этих вопросов, невозможность до конца постичь «глубокую тайну » «безмолвного моря ».
Таким образом, поэтическое мастерство Жуковского в стихотворении «Море » не осталось незамеченным в русской поэзии. Вслед за ним романтическую картину морской стихии рисовали многие великие русские поэты: Пушкин в стихотворении 1824 года «Море ». Лермонтов в своем знаменитом «Парусе », Тютчев в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное… ». Но в каждом из них образ моря — не только романтический символ, но и то, что помогает автору выразить свои мысли, чувства и настроения.

Сочинение по стихотворению В.А.Жуковского «Море».

Василий Жуковский

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Примерный план анализа лирического произведения

  1. Кем и когда написано стихотворение?
  2. Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
  3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
  4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
  5. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
  6. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
  7. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
  8. Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
  9. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения
  10. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

Тема “Человек и природа” всегда была глубоко органична для отечественной поэзии. Она неизменно ставила рядом с человеком всё многообразие природы и открывала ему глаза на “трепет жизни”, на мудрую целесообразность, величие и гармонию, красоту родной земли. Природа всегда оставалась для творца источником прекрасного и вдохновляющего. Пристальным было внимание поэтов и к величавому, вечно меняющемуся морю.

Элегия В.А. Жуковского “Море” – одна из лучших и известных элегий поэта. Стихотворение написано в 1822 году в период творческой зрелости В.А. Жуковского. Оно относится к программным произведениям и является одним из поэтических манифестов поэта. Известно, что это стихотворение особо выделял А.С. Пушкин, написавший двумя годами позднее элегию с тем же названием. В подзаголовке автор сам его обозначает – элегия, излюбленный жанр поэта. Романтики отдавали предпочтение этому жанру, поскольку он дает возможность выразить личные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы. Именно такой и является элегия «Море».

Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Море – новый для поэта образ. Жуковский изображает его в спокойном состоянии, в бурю, после неё.

Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и облака золотые, и блеск звёзд. В бурю море бьётся, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций:

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь, ты терзаешь враждебную мглу...

Создаётся полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трёхсложные стопы в приведённых строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.

Но как бы ни было прекрасно море, не только его красота занимает мысли поэта. Стихотворение представляет собой не просто поэтическую картину морской стихии, а «пейзаж души», ведь для романтика мир природы – это тайна, которую он пытается разгадать.

В тексте идет перекличка природного и человеческого – состояния лирического героя. Кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником. Как и человек, море не может чувствовать абсолютный покой и гармонию, его свобода относительна. Душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку: “Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?” Море остаётся загадкой для него. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии. Море из “земныя неволи” тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу. Только там, в вышине, всё прекрасно и вечно.

Написал в 1822 году. В это время его по праву стали называть в литературных кругах «певцом романтики и свободы». Жуковский оттачивал своё мастерство, опираясь на произведения известных писателей романтизма: Байрона , Бёрнса, Блейка. В «Море» автор раскрыл все свои душевные порывы и предстал перед читателем как первоклассный мастер пейзажных зарисовок.

Тема стихотворения - свободное море. Оно бывает разным: прекрасным, загадочным, умиротворённым, беспокойным. Идея стихотворения - показать читателю огромность и мощь моря, его неразрывную связь с небом, его превосходство над суетностью и обыкновенностью человека. Море у Жуковского замаскировано под живой объект, до конца не понятный читателю. Эта поэтическая уловка в духе романтизма помогает автору сохранять интригу своих философских рассуждений на протяжении всего стихотворения.

С самого начала стихотворения читатель пребывает в напряжённом ожидании финала: а что же будет с морем дальше, как оно справится с бурями и страстями? Каждый волен воспринимать море по-разному. Для кого-то это только вольная, огромная стихия, для некоторых - это источник вдохновения и красоты, для иных - пространство приключений и подвигов. Многие из почитателей таланта Жуковского (а среди них и известные литературные деятели) предполагают, что «море у поэта - есть человек, а человек - есть море» . Если взять за основу анализа стихотворения такую точку зрения, то станет понятной главная мысль стихотворения - каждый человек - это большое море с личными штилями, штормами в душе, с жизненными напастями, вечными надеждами и частым одиночеством среди шумной толпы.

Сюжет стихотворения»Море» не сложен для восприятия. Читатель как бы со стороны наблюдает всё происходящее. Вначале он видит спокойное, синее море и некоего лирического героя, ведущего с ним разговор. Лирический герой стоит на берегу и, зачарованный увиденным вокруг себя, старается познать и понять тайны морского величия и небесного безграничия. Какую же мы сложную задачу он поставил перед собой, ибо никогда «нельзя объять необъятное» .

Далее читатель слушает речь лирического героя с ещё большим интересом - ведь тот теперь в свою беседу вовлекает ещё и небо. Море и небо немы, они позволяют себе с высоты своей значительности в мире только снисходительно слушать разгорячённого человека.

В конце стихотворения показаны единство моря и неба, их тайная солидарность и искренняя привязанность друг к другу.

Размер стихотворения - амфимбрахий . Если внимательно присмотреться к слоговому делению слов в строчке, то можно увидеть, что в трёх идущих друг за другом слогах ударение падает на каждый второй (серединный). Рифму можно назвать перекрёстной. Есть в ней есть много не созвучий, свойственных Жуковскому. Автор стремился не к «чистым», а к «неожиданным» рифмам, чтобы подчеркнуть исключительность описываемой ситуации. Например: море-любовью; твою-грудь; лоно-неволи . Встречаются у автора и своеобразные «свободные» строчки, которые «белый стих» его творения делают очень красивыми.

Стихотворение «Море» изобилует олицетворениями . Да это и понятно. Ведь у автора море, небо, буря - живые, как люди. Море дышит, думает, скрывает тайну, ласкает облака, дрожит . Тучи отнимают небо у моря. Небо тянет море к себе.

Эпитеты помогают точно рассмотреть картину происходящего: «безмолвное море», «тревожною думой», «необъятное лоно», «глубокая тайна», «светозарной лазурью», «облака золотые», «враждебная мгла», «прошлой тревоги», «возвращённых небес», «бездне покойной» .

Глаголы в стихотворении настраивают читателя на внезапность и неожиданность, на быстроту развития сюжета: бьёшься, воешь, подъемлешь, рвёшь, терзаешь

Жанр стихотворения - элегия. В переводе с греческого - «жалобная песня». Грусти в стихотворении много, жалоб - нет. Есть сожаление, есть жалость, есть тоска, есть печаль. Есть надежда и есть светлое, чистое размышление о жизни… Размышление в духе романтизма…

«Моря и озера России» - Самые крупные- Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. В нашей стране более 2 миллионов рек. Балтийское море Чёрное море. Озёра России. Моря Атлантического океана. А самое глубокое в мире озеро Байкал. Карское море Белое море Баренцево море. Самое большое – Каспийское. Моря Тихого океана. Японское море Охотское море Берингово море.

«Состояние Аральского моря» - Результаты исследований. В ходе дистанционного исследования. Около 90% территории Кыргызской республики и Таджикистана занимают горы. С распадом СССР в 1991 г. Где серебристой рыбы косяки? Не стало и некогда процветавшего рыболовного флота. Дистанционное исследование площади моря. Актуальность. Климатические условия.

«Моря и океаны» - Знаете вы четыре океана? Урок сегодня о важном на свете: Урок-путешествие о воде. Суп за обедом посолили, Соленость измерили в ….. Вас к вниманью призываю, Слова по теме называю. Течение, прилив, кратер, пролив. В детстве мучит всех вопрос: А кто соль в море принес? И заодно скажите мне, Где больше соли в морской воде?

«Жизнь моря» - Вот некоторые водоросли планктона – очень необычные. Больше чем в Средиземном море! Плавать по-одному, по-двое 2. Наблюдение- не охота. Начинаем с наблюдений и сбора материала в природе. А значит больше и рыбы вообще. Следующее занятие - в море. Кто-то увидит и поймет больше, кто-то - меньше. Не шуметь! – рыбы слышат в воде лучше, чем мы видим.

«Моря в России» - Сахалин. о. Врангеля. Белое и Чёрное моря. Берингово, Охотское, Японское. Ветер в море бушевал, Превращая волны в вал. Балтийское море. Какое море на севере России раньше называли Мурманское или Русское? Натворил немало дел. В Каспийском. п-ов Камчатка. Моря Тихого океана. Шторм. Диксон. Определи моря.

«Моря омывающие Россию» - Самое холодное? Какое море России самое тёплое? Анализ просмотренного кинофильма. Обсуждение по вопросам к видеофильму: Актуализация знаний. ТЕСТ ПО ТЕМЕ «Моря, омывающие берега России». 2. Работа с видеоматериалом. Подведение итога урока. Справочный материал к уроку: Вопрос перед просмотром видеофильма.