Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Краснологская средняя общеобразовательная школа
структурное подразделение »Детский сад»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы
Тема: «Звук и буква Р»
Подготовила воспитатель:
Муравлева И.А.
с.Красный Лог.2016г
1.Закрепление навыков произношение и характеристика звука «Р».
2. Развитие фонематического слуха.
3.Определение места звука «Р» в словах (начало, конец).
4. Звуковой анализ, составление схемы предложения.
5. Деление слов на слоги.
6. Составление предложений по предметным картинкам.
7. Совершенствование навыков чтения;
Задачи
Автоматизация звука Р в речи.
Развитие слуховой памяти и слухового внимания.
Развитие интонационной стороны речи и речевого дыхания.
Развитие воображения, навыков конструирования.
Закрепление навыков фонемного анализа слова.
Закрепление навыков ориентации в двухмерном пространстве.
Закрепление категорий падежных окончаний.
Развитие навыков воспроизведения последовательности разных движений с речевым сопровождением.
Оборудование.
Большие картинки с изображением животных жарких стран (жираф, зебра, верблюд, носорог).
Маленькие картинки с изображением животных (бурундук, крот, бобр, рысь, крокодил, кенгуру, тигр).
Воздушные шарики, скотчем приклеенные к трубочкам для коктейлей.
Магнитная доска.
Три схемы слова (звук находится в начале, в середине и в конце слова).
Физкультурное оборудование (мягкий модуль, стойки, обручи).
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие наш старый знакомый угадали правильно ежик Ёжик сказал мне на ушко по секрету что он никогда не бывал в зоопарке
Сегодня я предлагаю вам пойти на прогулку в зоопарк! И все показать нашему ежику какой он зоопарк, согласны? И нас будет сопровождать в прогулке один звук, который для всех вас уже является другом. Послушайте скороговорку и скажите, какой звук встречается в ней чаще всего.
Спит сурок в просторной норке,
У сурка нора на горке.
Воспитатель- А сейчас предлагаю вместе сделать пальчиковую гимнастику про «Пальцы дружная семья»
Пальцы дружная семья,
Друг без друга нам нельзя.
Вот большой, а это средней,
Безымянный и последний наш мизинец –малышок.
Указательный забыли
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять и движенья выполнять.
Воспитатель- Ёжик предлагает нам вмести, с ним сделать артикуляционную гимнастику, для того, чтобы наш язычок нас слушался:
Артикуляционная гимнастика, скороговорка
Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула
.
Лексическая игра «Назови слово»
Интонационное выделение звука Р в словах. Воспитатель дает образец произношения слов: ррак, морроженое, самоварр и др. (картинка «Предметы на звук Р») Дети называют слова, выделяя звук: ррама, моторр, горра, маррка, кррыша и др. за каждое названное слово ребенок поощряется фишками.
Артикуляция звука «Р»
При произношении звука Р язык находится за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Улыбнитесь!
Артикуляционно-акустический образ звука.
РРРР.
Воспитатель - Ребята, что это рычит?
Дети: - Это рычит мотор машины.
Воспитатель- Да, это рычит мотор машины.
- Давайте, мы с вами заведем мотор машины.
Дети: – РРРРР.
- губки и зубки разомкнуты;
- язычок за верхними зубками, дрожит.
- воздух вырывается маленькими порциями.
Воспитатель- Давайте, мы дадим характеристику звука «Р».
- Звук «Р», какой?
Дети: - согласный, твердый, звонкий, обозначается, синим цветом.
Воспитатель - А,какой буквой обозначается звук «Р.» (находят среди букв).
Слоговые дорожки:
Фонематический слух:
(хлопни в ладоши когда услышишь звук «Р»)
а) на уровне ряда звуков:
Р Н Г Р З Р В Р Д Р Ж М Р
б) на уровне ряда слогов:
РА - ЛО – РУ – МЫ – ОР – ВА – РЫ - КО - АР
в) на уровне слов:
батон, рысь, груша, молоток, лук, пирамидка, стакан.
Дети: Звук Р.
Воспитатель: Да, это звук Р.
А теперь давайте сделаем маленькую разминку,покажем ёжику что мы умеем делать
Давайте встанем полукругом.
(Воспитатель обращается по очереди к каждому ребенку)
Скажи радостно РА-РА-РА
грустно РУ-РУ-РУ
удивленно РЭ-РЭ-РЭ
грозно РЫ-РЫ-РЫ
хитро РО-РО-РО
А теперь скажите слог ДРА (ДРО, ДРУ, ДРЫ, ДРЭ) столько раз, сколько я хлопну.
Отлично! Отлично справились со своими заданиями! Посмотрите нашему гостю очень нравится. Давайте продолжим!
Присядьте на ковер, а я загадаю вам загадки.
Ну и кошка,
Вот так кошка!
Даже страх берет немножко.И у этой кисочки
На ушах по кисточке. (Рысь)
Он зубаст, но очень добр,
Детям хатку строит.(Бобр)
Он слеп, но без проводника
Всегда выходит к цели.
Он без лопаты и совка
Умеет рыть туннели.
Перекопал и лес, и сад
Под яблоней, под вишней.
А может быть, он ищет клад
Какой-нибудь давнишний? (Крот)
У него в полоску спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла (Бурундук)
(После ответов детей логопед достает картинки с животными. Картинки прикрепляются на магнитной доске).
.
Воспитатель: Прекрасно вы справились и с этим заданием.
(Дети садятся на стульчики).
А сейчас давайте посмотрим на доску. Вы видите там схемы слов. На схемах отмечено где находится звук Р в начале, середине или конце слова. У нас есть картинки с изображением животных. Сейчас вы по очереди подойдете к столу, возьмете картинку с изображением животного, громко скажете название животного и подумаете где в этом слове находится звук Р (в начале, середине или в конце слова) и прикрепите свою картинку около соответствующей схемы.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Замечательно. А теперь давайте мы составим небольшой рассказ о наших животных. Выбирайте себе картинку с животным.
Мы пошли в зоопарк,
увидели там кого? зебру (тигра, верблюда)
мы очень довольны кем? .зеброй (тигром, верблюдом)
подошли к кому? к зебре (тигру, верблюду)
расскажем о ком? .. о зебре (о тигре, о верблюде).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично поработали сегодня!
Воспитатель: Ребята, встаньте так, чтобы никто никому не мешал и повторяйте за мной:
Раз, два, дружно встанем Ходьба на месте
Руки прямо мы поставим Руки – перед собой
Три, четыре – разведем Руки – в стороны
Заниматься мы начнем Наклониться,
правой рукой дотронуться до левой ноги, левой рукой – до правой
На носочки мы присели Сесть на носочки
Вправо, влево посмотрели Повернуть голову направо, налево
И, как птички, полетели! Разбежаться в стороны
Воспитатель: Как здорово у вас получается! Ребята, а вы знаете, как выглядит буква Р. Нарисуйте, пожалуйста, ее в воздухе.
Дети рисуют.
Вот как весело и незаметно прошло наше занятие! Вы отлично сегодня потрудились! Как вы думаете ёжику понравился наш поход в зоопарк давайте пожелаем ему удачи и хорошего настроения! Пока, Пока!!!
15
Приложенные файлы
Открытый просмотр по развитию речи
на тему: «Знакомство со звуком «У»
Программное содержание:
1. Познакомить с гласным звуком «У»;
2. Выработать навык чёткого произношения звука «У»;
3. Учить выделять звук «У» из ряда гласных; учить вычленять в слове ударный звук;
4. Развивать слуховое внимание, фонематический слух;
5. Формировать умение составлять предложение;
6.Учить называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Демонстрационный материал:
Презентация с изображением героев сказки «Теремок»; иллюстрации овощей.
Оборудование:
ТСО, мольберт, картинки, аудиозапись.
Ход занятия:
1 Вводная часть.
(звучит музыка «В гостях у сказки») дети проходят на места, рассаживаются.
Сегодня мы с вами отправимся в сказку «Теремок». Вы все её знаете?
Но наш Теремок совсем необычный, все зверушки с нетерпением хотят попасть в него, потому что в нём поселился У-У-Удивительный звук, и все хотят с ним познакомиться и мы с вами с ним сейчас познакомимся.
2 Основная часть.
Ой, а вот и первый житель нашего Теремка спешит, но чтоб его узнать, нужно отгадать загадку:
К нам скачет зверушка,
Не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку
И комар и мушка. (Лягушка)
Давайте мы это слово произнесем.
Какой звук дольше всех тянется?
Какой он? (гласный)
Почему?
Вот он наш У-У-Удивительный звук. (крепим на мольберт).
Артикуляция звука:
- Давайте вместе произнесём звук «У», для этого нужно вытянуть губы трубочкой:
Губы трубочкой потянем
И нисколько не устанем.
А теперь произнесем чистоговорку:
Чистоговорка:
«У-У-У»- губы трубочкой тяну,
«У-У-У»- дайте мне сейчас трубу,
«У-У-У»- всех друзей я позову.
Ребята! Послушайте, а что это за звук звучит?(гудок паровоза)
Произнесите его.
Вот представьте, паровоз едет издалека, какой будет звук?(тихий)
Паровоз постепенно приближается, какой будет звук?(громкий)
Дыхательная гимнастика:
И.п: руки за головой -выполняем вдох через нос, выдох через нос посапывая:
Медвежата крепко спали,
Ничего не замечали,
Вдруг проснулись, потянулись,
Повернулись и заснули.
(Повтор движений).
А к нам уже спешит следующий гость:
Отгадайте загадку:
Длинный хвостик гол у крошки,
Пи-пи-пи- пищит при виде кошки,
В норке скрыт ее домишко,
А зовут малютку(мышка).
Правильно, это мышка, и она принесла нам очень интересное задание.
«Назови слова со звуком «У» (в начале, в середине, в конце)
Игра «Найди лишнее».
(на мольберте- картинки овощи) Помидор, лук, капуста, огурец, перец, морковь.
Сколько всего картинок на мольберте?
Как мы можем их назвать одним словом?
Какие овощи лишние? Почему?
(морковь, перец, помидор не содержат звук»У»)
К нам идет следующий гость:
Угадайте по загадке:
Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку(заяц).
Заяц принёс нам скороговорку, но не знает есть ли в ней звук»У», послушайте и постарайтесь запомнить слова со звуком «У».
Скороговорка:
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу!
Я стучу, стучу, стучу!
Я лечу, лечу, лечу!
Опоздать я не хочу!
Есть в скороговорке слова со звуком «У»?
Назовите их.
Где находится в слове звук «У»?
Составление предложения.
А тем временем, к нам торопится следующий гость:
Загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый-краса!
А зовут ее……(лиса)
А какая она? (рыжая, хитрая, пушистая, мягкая)
А что такое предложение?
Если я скажу два слова «Лиса пушистая», что это получилось? (предложение)
Сколько слов в предложении?
Какое первое, второе?
Игра «Составь предложение» (из 2, 3, 4 слов)
А чем любит полакомиться лиса? Какой домашней птицей, только чтоб встречался звук «У».
Физминутка «Звери».
К нам спешит в теремок следующий гость:
Загадка:
На овчарку он похож,
Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.(Волк)
Игра «Слова наоборот».
Я вам называю слова, а вы придумываете противоположное слово, но только чтобы оно начиналось с буквы «У»
Глупый – умный, невезучий – удачливый, широкий – узкий, грусть- улыбка, неудача-удача, красивый-ужасный.
К нам спешит последний гость:
Загадка:
Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мед,
Ну-ка, кто же назовет? (медведь).
Он принес для нас игру: « Раздели на слоги».
Я называю слово, если в нем встречается звук «У» вы должны хлопать.
А еще он предлагает нам сделать для пальчиков гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Звери»
3 Заключительная часть.
Все наши гости Теремка очень довольны, что познакомились сегодня с новым звуком!
С какой сказки наши герои?
С каким звуком познакомились мы и наши гости Теремка?
Какой он? Почему?
Что вам больше всего понравилось?
Наши гости из Теремка приготовили вам призы.
Раздаются призы.
Тема
: «Звуковая культура речи: звук ш»
Цель:
Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.
Задачи:
обучающие:
Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слова с этим звуком.
развивающие
: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
воспитательные:
воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Материал, оборудование: картинки зимней одежды, игрушка щенок, маски гуся.
Структура НОД:
1. Вводная часть
Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.
1. Упражнения на развитие речевого выдоха
2
. Основная часть
Методические приёмы
Артикуляционная гимнастика
Логопедическая распевка
Отгадывание загадок
Знакомство со звуком Ш
Дидактическая игра « Определи слово с заданным звуком»
Работа по картинкам
Проговаривание чистоговорок
3 . Заключительная часть. Подведение итога НОД
I
. Вводная часть
Воспитатель.
Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
Какие признаки зимы вы знаете?) (Ответы детей)
Загадывание загадки о снежинке.
С неба падают зимою и кружатся над землею,
Легкие пушинки, белые ….(снежинки)
1.Дыхательная гимнастика «Сдуем снежинку»
Сильный ветер вдруг подул,
И снежинку нашу сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.
2. Сюрпризный момент — появление щенка. (Щенок Шармик просит детей научить его шипеть как птица, название которой он забыл, но помнит загадку о них и просит назвать предметы одежды, название которой начинается на звук Ш)
Загадывание загадки о гусе:
Он шипит и тянет шею…, нет, наверно, птиц смелее.
Но его я не боюсь. Кто же это, дети? (гусь).
II
.Основная часть
Воспитатель
. Ребята, сегодня мы будем учиться произносить звук Ш и научим Шармика шипеть как гуси. Но сначала сделаем артикуляционную гимнастику
1.Артикуляционная гимнастика
Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Трубочка.
Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Чередование: улыбка – трубочка.
Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы..
2.
Знакомство со звуком Ш
Воспитатель
. Ребята, давайте вспомним, как у нас осенью на ветру шуршали листики. (Ш-Ш-Ш). Вот так и гуси шипят. Дети одевают маски гуся, делятся на 2 команды и обыгрывают шипение сердитого гуся хором и индивидуально, соревнуются, какая их команд лучше и правильней «шипит».
3.Работа по картинкам
Воспитатель
. Слов со звуком Ш очень много, но у нас есть задание вспомнить одежду на звук ш (шубу, шапка, шарф, штаны, шорты…)-работа по картинкам
4.Д/игра « Определи слово с заданным звуком»
(Услышав слово со звуком Ш, дети хлопают в ладоши)
5. Проговаривание чистоговорок:
Ша-ша-ша…
Наша Маша хороша.
Шу-шу-шу…
Дали кашу малышу.
Ши-ши-ши
Съели кашу малыши.
Шо-шо-шо…
После каши хорошо.
III.
Подведение итога
Воспитатель.
Ребята, скажите, какой звук мы сегодня учились произносить? (Ш)
Где мы слышим эти звуки? (Шипение гуся, шелест листьев).
Я думаю, что мы теперь можем помочь нашему щенку Шармику.
Название: Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук ш»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Средняя группа
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МБДОУ Хрущевский детский сад «Ягодка»
Месторасположение: д. Хрущево, Старожиловский р-н, Рязанская область
Кнарик Мурадян
Цели : Формировать знания детей о звуке и букве А . Закрепить зрительный образ буквы . Совершенствовать умение выделение буквы А из начала , середины и конца слова. Развивать фонематический слух , слуховую память, слуховое внимание. Развивать логическое мышление , мелкую моторику.
Организационный момент.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
Характеристика звуков .
Ребята, сегодня с вами отправиться с ним в страну звуков и букв . В стране букв и звуков есть школа , в которой каждый кто захочет может научиться читать и писать. В мире много разных звуков , шумит дождь, дятел стучит по дереву своим клювом, в листьях пыхтит ежик, звонит телефон, говорят люди. Все звуки можно разделить на речевые и неречевые. К неречевым звукам относятся звуки окружающего мира , а звуки , которые мы слышим, когда говорит человек, называется речевыми.
Сегодня мы с вами познакомимся с речевым звуком «А» . Посмотрите, когда я произношу звук «А» , мои губы в спокойном состоянии, рот широко открывается, язычок лежит во рту спокойно, горлышко «работает» (для контроля за работой голосовых связок дети кладут руку на горлышко) . Я могу петь этот звук , моему голосу ничего не мешает. Звуки , которые мы можем петь, называют гласными звуками . Гласные звуки мы обозначаем красным квадратом.
Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Аня. Она приготовила для вас задание : Послушайте и назовите первый звук в словах : автобус, антенна, арбуз, акробат.
Правильно, слышится звук [а] . Звук [а] – гласный , его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке принцессы Гласы. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.
- Посмотрите на картинку : девочка плачет. Какой звук она произносит , когда плачет? (звук [а] )
Правильно. И сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а] .
Уточнение артикуляции звука .
Давайте вместе произнесем звук [а] . При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а] и посмотрим в зеркало. Молодцы.
Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.
Игра «Поймай звук »
Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а] . Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.
Развитие артикуляционной моторики.
Но для начала давайте разомнем наши губки и язычок.
- упражнения для губ : улыбка – хоботок, заборчик;
- упражнения для языка : «вкусное варенье» , «часики» .
Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
-Развитие диафрагмального дыхания.
А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем (надуваем живот) .
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно , просто губками – шепотом – тихо – громко;
- А теперь наоборот : громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.
Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук А . Когда вы его услышите, хлопните в ладоши.
Среди звуков , среди слогов, среди слов
Физкультминутка
Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте.)
Ребята, посмотрите на доску. Это буква А . Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А .
Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь ? А?
Перед тобою буква А .
Давайте попробуем сделать букву А из бумаги . Аппликация буквы «А»
Публикации по теме:
Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Звук [ш]. Буква ш» Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ш], выделять, различать этот звук в звучащей речи; закрепить знания зрительного.
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Звук [З]. Буква З» Коррекционно-образовательные задачи: Учить детей характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить.
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в группе для детей с ТНР «Насекомые. Звук и буква Й» Программное содержание: 1. Обогащать словарь детей, развивать речь, учить строить сложные предложения со словами - а, потому что. 2. Развивать.
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Звуковая культура речи: звук [ч]. Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Тема: звуковая культура речи: звук ч. Цель: обучение правильному произношению.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [у]» Цель: упражнять детей в чётком произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). Задачи: воспитывать чувства ответственности,.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе
Тема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса.
Цели: упражнять в чётком и правильном произношении звука [и] (изолированно, в слогах, словах); закрепить представления о различии предметов по величине; развивать силу голоса, слуховое восприятие.
Материалы и оборудование: красивая коробка, картинки или предметы: индюк, ирис, ириска, ива, иголка, ишак, мишка, вилка, пирамидка, вишня, слива, спички, изюм.
1.Развивающие игры:
«Покажи и назови».
(Воспитатель складывает в красивую коробку предметы или картинки, в названиях которых есть звук [и]. Первый предмет достаёт сам и, показывая его, называет чётко и громко.
Ребята, кто это? (ответы детей) Правильно ребята, это ишак.
А кто знает, как кричит ишак? (воспитатель проговаривает вместе с детьми «Иа-иа …».
«Лошадки».
А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Лошадки». Вы, изображая лошадок стоите в «конюшне» (огороженный стульями угол игровой комнаты).
Когда я скажу «Наступило утро», вы выходите гулять и друг за другом ходите по комнате, высоко поднимая ноги, как лошадки. А по сигналу «Лошадки, домой!», вы говорите «И-и-и-го-го…» и друг за другом быстро возвращаетесь назад в «конюшню».
(проигрывание игры)
2.Отгадывание загадок.
А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки, назвать и показать отгадки на картинках.
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит.
(Ива)
Всех на свете обшивает,
Что сошьёт – не надевает.
(Иголка)
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
(ирис)
Из упрямства ни на шаг
Не продвинется …
(Ишак)
Ребята, сейчас я вам предлагаю послушать песню «Тише – тише» (муз. М. Скребковой, сл. О. Высотской)
(прослушивают сначала тихо, затем громко)
Сейчас мы с вами исполним эту песню сначала тихо, а потом громко.
(дети совместно с воспитателем исполняют строки из песни с разной силой голоса)
4.Рефлексия.
В какие игры мы играли? («покажи и назови», «лошадки»)
О чём мы отгадывали загадки? (ирис, ишак, иголка, ива)
Какую песню мы слушали и пели? («Тише – тише»)