Урок - исследование. Тема: Почему состоялось возвращение к читателю рассказа А.Платонова «Возвращение»? план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Cочинение

"Возвращение" к себе

(Рецензия на рассказ А. Платонова "Возвращение")

"Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом и смыслом". Мне кажется, что эти слова в большей степени, чем какие-либо другие, можно отнести ко многим платоновским героям, но, в первую очередь, к Алексею Иванову - герою рассказа "Возвращение", написанного в 1946 году, ведь именно ему, Иванову, предстоит научиться жить "от силы растущего сердца". Но в начале рассказа герой об этом еще не знает.

Чем меня привлекло именно это произведение? Дело в том, что военная тема до сих пор остается главной в нашей литературе. По словам В. Астафьева, "переболеть" этой темой русскому писателю нельзя. Я читал множество книг о войне: повести В. Быкова, В. Кондратьева, роман Г. Владимова. Как правило, это произведения о конкретных военных эпизодах, о героизме русских солдат, офицеров, партизан. Но мой выбор пал на этот рассказ Платонова потому, что писатель обращается к вполне "мирному" материалу - возвращению домой после войны. Но самое поразительное в рассказе то, что он повествует не о радости победы, а о том, какие "раны" нанесены семье и душе человека войной. Отнюдь не случайно первоначально рассказ назвался "Семья Иванова".

Сюжет рассказа - возвращение капитана гвардии Алексея Алексеевича Иванова с фронта. Но, прочитав рассказ, понимаешь, что это не столько возвращение героя домой, к семье, сколько "возвращение к себе", утраченному четыре года назад. В произведении нет описания военных событий, но война здесь присутствует, и, прежде всего, в открывающем рассказ мотиве осени: "наступала уже холодная осенняя ночь", "в окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час"… Этим автору удается соотнести внутренние состояние героя и окружающий мир: и в том, и в другом ощущаются грусть, печаль, уныние, утрата. В "Возвращении" довольно большая экспозиция, раскрывающая внутренний мир Иванова, рисующая модель его поведения: "Иванов остался скучать на пустынном асфальте перрона", "чувствовал себя осиротевшим без армии", "хотел погулять еще немного на воле"… Читая рассказ, обнаруживаешь, что Алексей Алексеевич неприятен как человек. Война закончилась, а он продолжает жить так, как жил на войне. Доказательством этому служит встреча Иванова с "Машей - дочерью пространщика", волосы которой "пахнут, как осенние павшие листья в лесу". Ему надо возвращаться домой, к жене и детям, которых он не видел четыре года и которых он предупредил телеграммой, что "выезжает домой без промедления", а он "выходит вслед за Машей из вагона, хотя ему еще оставалось ехать до места более суток". В этом эпизоде Платонову, мне кажется, важно дать читателю понять, что Иванов думает больше о себе, чем о семье: жене, детях. Он, в отличие от шолоховского Андрея Соколова, совсем не понимает, что "этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось". Мотив осени, звучавший в экспозиции, присутствует и в портрете Маши, теперь уже как обозначение бездомности, бесприютности, отсутствия привязанностей. У Маши нет семьи, нет ответственности ни перед кем. Она одинока. С ней герой чувствует себя свободно, поэтому и выходит на Машиной станции, как бы продлевая время "безответственного", "вольного", "бездумного" своего существования.

Впервые упоминание о семье героя возникает уже после его встречи с Машей. В противовес своему мужу, желавшему "погулять еще немного на воле", жена Иванова "три дня подряд ходила ко всем поездам, прибывающем с запада", "отпрашивалась с работы", "не спала от радости"… Совершенно ясно, что для Любови Васильевны и ее мужа время ожидания встречи движется и ощущается по-разному. Для нее оно наполнено тревогой, для него - развлечениями. В описании оставленных Алексеем Алексеевичем Ивановым на четыре года детей тоже чувствуется "отпечаток" войны: "башмаки на Петрушке были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцов-ской гражданской одежды". Но самый главный укор войне - образ одиннадцатилетнего сына Иванова Петрушки. Отец чувствует, что Петрушка нуждается в заботе и ласке больше других, потому что война превратила его в "мужичка": "отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста", "лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам", "Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка". Он был лишен детства. Иванов чувствует, что не может его полюбить. Может уважать, но не любить. И самое страшное, что, начиная узнавать, чем жила его семья, Иванов мерит их прошлое фронтовыми мерками. Возможно, это не его вина. Отвыкший на войне от всего, что к ней не относилось, он не может осознать, насколько большая жизнь была прожита его семьей без него. И по отношению к Петрушке (законченному человеческому характеру) он испытывает не отцовские чувства, а некое подобие неловкости за привычку мальчика руководить домашними, за его "мужской" характер и даже за его командирский голос (огонь в печи и тот слушается его). Отец не понимает, что именно парнишка сохранил для него семью, заботился о матери и сестре. Какая-то внутренняя преграда мешает ему понять всех домашних и даже Настю. Ответ на неуместный в устах отца вопрос: "Как вы тут без меня жили?", - содержится и в характере сына, и в поведении Насти, когда вся семья собралась за столом. Они не едят все сразу: Петрушка собирает крошки, Настя оставляет кусок пирога "Семену-Евсею". Этому их научила жизнь. Они, в отличие от Иванова, наделены "житейской мудростью".
Наверное, писателю важно показать, что душа Иванова не способна приникнуть к чужой душе. Долгое отсутствие дома обособило его от семьи. Он считает, что он на войне совершал подвиги, а они здесь жили "нормальной" жизнью. Вот диалог Любви Васильевны и ее мужа:
- Нет, не все равно, Алеша… Что ты понимаешь в нашей жизни?
- Как что? Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя…

Эти слова мужа Любови Васильевны выдают его уверенность в собственной непогрешимости. В этом эпизоде "по касательной" в рассказ входит еще одна "душа" - "Семен-Евсей", человек, который помогал семье Иванова абсолютно безвозмездно. А неблагодарный отец семейства начинает допытываться у своей жены, "была ли она с ним женщиной". Главная мысль рассказа раскрывается в словах Петрушки: "У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие…".

Что же происходит в рассказе? Оторванный от дома Иванов присваивает себе исключительное право судить своих близких, совсем не думая о том, что пришлось пережить его семье без него. Но все-таки Иванов не совсем глух к чувствам членов своей семьи. Впервые в рассказе его совесть дает о себе знать, когда Петрушка рассказывает историю об Анюте и Харитоне, так сильно напоминающую историю капитана гвардии и его жены. Возможно, Иванов узнает в Харитоне себя, изменявшего жене, обманывавшего ее, но требующего от нее верности. Петрушка и его отец находятся в состоянии "нравственного спора", потому что, как оказывается, дело сына - сохранить семью, а отца - лишь оценить, как его ждали дома.

Заканчивается рассказ значимым эпизодом - отец решает из гордости порвать с семьей. Эта сцена выстроена писателем мастерски. На смену острым диалогам Иванова с близкими в середине произведения приходит авторский монолог (как и в начале рассказа), но называет своего героя автор не как в начале повествования - "Ивановым", а "их отцом". Думается, автор дает этим понять, что все-таки отцовские чувства, вина перед семьей затронули героя больше, чем сам он ощущал.

Я больше, чем сам он ощущал. Вся сцена кажется нарочито замедленной, "загруженной" думами капитана. И уже, казалось бы, окончательно решена судьба семьи Иванова, но последний эпизод переворачивает все. Когда он видит бегущих за поездом детей, ему становится неловко: "Двое детей, взявшись за руки, все еще бежали по дороге к переезду. Они оба упали, поднялись и опять побежали вперед. И тут же они снова упали на землю", и вдруг Иванов "сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием". Мотивы прозрения, "возвращения" к себе - главные в платоновском рассказе.

Не случайно я начал свою работу цитатой о сердце, ибо от него, "согревающего тело своим теплом", действительно должно "происходить счастье". И именно такое сердце "просыпается" в груди Иванова.

Когда-то Платонов сделал такую запись: "Писать надо не талантом, а "человечностью" - простым чувством жизни". Мне кажется, что именно "человечностью" и написан рассказ Платонова "Возвращение".

"Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом и смыслом". Эти слова в можно отнести к Алексею Иванову - герою рассказа "Возвращение". Рассказ повествует не о радости победы, а о том, какие "раны" нанесены семье и душе человека войной. Сюжет рассказа - возвращение капитана гвардии Алексея Алексеевича Иванова с фронта. Это не столько возвращение героя домой, к семье, сколько "возвращение к себе", утраченному четыре года назад. Война закончилась, а он продолжает жить так, как жил на войне. Доказательством этому служит встреча Иванова с "Машей - дочерью пространщика", волосы которой "пахнут, как осенние павшие листья в лесу". Ему надо возвращаться домой, к жене и детям, а "выходит вслед за Машей из вагона". Впервые упоминание о семье героя возникает уже после его встречи с Машей. В противовес своему мужу, желавшему "погулять еще немного на воле", жена Иванова "три дня подряд ходила ко всем поездам, прибывающем с запада"… Совершенно ясно, что для Любови Васильевны и ее мужа время ожидания встречи движется и ощущается по-разному. Вернувшись, отец чувствует, что Петрушка нуждается в заботе и ласке больше других, потому что война превратила его в "мужичка": "отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста", "лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам","Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка". И по отношению к Петрушке (законченному человеческому характеру) он испытывает не отцовские чувства, а некое подобие неловкости за привычку мальчика руководить домашними, за его "мужской" характер и даже за его командирский голос (огонь в печи и тот слушается его) . Отец не понимает, что именно парнишка сохранил для него семью, заботился о матери и сестре. Ответ на неуместный в устах отца вопрос: "Как вы тут без меня жили? ", - содержится и в характере сына, и в поведении Насти, когда вся семья собралась за столом. Главная мысль рассказа раскрывается в словах Петрушки: "У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие… ". Оторванный от дома Иванов присваивает себе исключительное право судить своих близких, совсем не думая о том, что пришлось пережить его семье без него. Но все-таки Иванов не совсем глух к чувствам членов своей семьи. Впервые в рассказе его совесть дает о себе знать, когда Петрушка рассказывает историю об Анюте и Харитоне, так сильно напоминающую историю капитана гвардии и его жены. Возможно, Иванов узнает в Харитоне себя, изменявшего жене, обманывавшего ее, но требующего от нее верности. Петрушка и его отец находятся в состоянии "нравственного спора", потому что, как оказывается, дело сына - сохранить семью, а отца - лишь оценить, как его ждали дома. Заканчивается рассказ значимым эпизодом - отец решает из гордости порвать с семьей. Когда он видит бегущих за поездом детей, ему становится неловко: "Двое детей, взявшись за руки, все еще бежали по дороге к переезду. Они оба упали, поднялись и опять побежали вперед. И тут же они снова упали на землю", и вдруг Иванов "сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием". Мотивы прозрения, "возвращения" к себе - главные в платоновском рассказе.

Разделы: Литература

Сам по себе сюжет возвращения может реализовываться по крайней мере в трех вариантах. Во-первых, как мифологическое возвращение, подобное возвращению Одиссея на родную Итаку после десятилетий странствий. Здесь возвращение является завершением цикла и демонстрирует замкнутость космоса и незыблемость его основ. Именно такое понимание выявляется при этимологическом анализе слова «возвращение». Во-вторых, возвращение может быть внешним, физическим, как возврат в некогда покинутое место. В-третьих, возвращение бывает, так сказать, внутренним, как возврат к некоему желаемому состоянию покоя, гармонии, беззаботности т.д. И именно здесь заложена возможность конфликта: возвращение может состояться как внешнее, но не состояться как внутреннее, как это и происходит в случае с капитаном Ивановым, героем платоновского рассказа.

Платоновский рассказ очень непрост для восприятия школьников. Чтобы работа с текстом была успешной, учащимся рекомендуется предварительно прочитать рассказ дома. Для анализа в классе мы предлагаем эпизод встречи Алексея Иванова с семьей, являющийся завязкой конфликта.

Приведем тезисно вопросы, определяющие логику анализа этого эпизода, и ожидаемые ответы учащихся.

1. Что вы узнали о капитане Иванове?

Алексей Иванов, гвардии капитан, прослужил в армии всю войну. Сослуживцы относились к нему с уважением. Армия стала для Иванова семьей: «Иванов и Маша чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии» . В тылу у него осталась семья: жена Люба и двое детей, Петрушка и Настя.

2. Что вы узнали о его семье?

У Алексея Иванова жена Люба и двое детей, Петрушка и Настя. Люба работает на кирпичном заводе. Работа занимает у нее много времени: «Работать хорошо, только дети одни и одни…» . За время войны Люба «научилась сама обувь чинить себе и ему [Петрушке. – Н.В.] с Настей, чтобы дорого не платить сапожнику, и за картошку исправляла электрические печки соседям» .

Петрушке 11 лет, но он выглядит старше своего возраста и отец не сразу узнает его. Во время войны Петрушка взял на себя роль главы семьи, привык всеми в доме и всем распоряжаться. Это раздражает капитана Иванова, который не понимает, почему с его сыном произошла такая перемена.

Дочь Иванова Настя была совсем маленькой, когда ее отец ушел на войну, поэтому она не помнит Алексея и поначалу плачет от страха. Она привыкла к другому человеку, Семену Евсеевичу, который относился с Насте и Петрушке «как родной отец, и даже внимательнее иного отца» .

Капитана Иванова огорчает то, что он узнал о жизни своих родных. Не такую картину он ожидал увидеть. «… Что-то мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения всем сердцем, − вероятно, он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких. родных людей» .

3. Какими Алексей Иванов ожидал увидеть своих родных?

Вероятно, такими, какими он их помнил до войны.

4. Кто или что является причиной изменений, произошедших в семье Иванова?

Причина изменений – война.

5. Что такое война в представлении капитана Иванова?

Очевидно, это военные действия, в которых капитан принимал участие. «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя…» − так говорит он жене. Причем Алексей думает, что только он один знает, что такое война, за что жена справедливо его упрекает: «Что ты понимаешь в нашей жизни?» . Примечательно, что именно капитану Иванову принадлежат рефреном повторяющиеся в эпизоде слова: «война миновала» , «войны нет», то есть, собственно военных действий. Задача учителя подвести учащихся в ходе беседы к выводу, что для автора рассказа «Возвращение» война – это более широкое и потому гораздо более трагическое понятие.

6. Что такое война в представлении его жены Любы?

Это тяжелая работа, нужда, необходимость заботиться о детях и тоска по мужу. «… Я все ждала тебя, долгие страшные годы, мне просыпаться утром не хотелось» , − признается она Алексею. И далее: «Я работала день и ночь… Я стала на лицо худая, страшная, всем чужая, у меня нищий милостыни просить не станет. Мне тоже было трудно, и дома дети одни» .

7. Что такое война в представлении его сына Петрушки?

Это необходимость помогать матери, заменить в роли хозяина дома ушедшего на фронт отца, то есть преждевременное взросление. При внимательном чтении эпизода встречи Иванова с семьей становится очевидным, что Петрушка очень чуткий и внимательный мальчик: он хорошо чувствует настроение матери и искренне сопереживает ей.

Для автора война – понятие комплексное и многомерное, оно складывается из представлений о войне всех героев платоновского рассказа. Война – это и сражения, но это также и тяжелая, полная лишений жизнь тех. кто остался в тылу. Война – это нарушение естественного, привычного порядка вещей, отцы и матери не могут быть рядом с детьми, а дети вынуждены преждевременно повзрослеть. Война как череда военных действий закончилась, но она продолжает жить в душе каждого ее участника: капитана Иванова, который не понимает нового уклада жизни его семьи; Петрушки, который распоряжается в доме, как взрослый; Любы, которая истосковалась по мужу; Насти, которая не помнит отца. Война, понимаемая как особое внутреннее состояние человека, очень коварна и тяжело поддается искоренению. В этом смысле читатель не может быть уверен в том, что для капитана Иванова война закончилась: рассказ «Возвращение» имеет открытый финал.

В завершение анализа платоновского рассказа учащимся предлагается ответить на несколько, казалось бы, простых вопросов. Один из них: «Кто возвращается?» Это, конечно же, капитан Алексей Иванов, которому предстоит приехать в родной город после длительного отсутствия. Однако герой не сразу возвращается домой. Отъезд Иванова из части задерживается по вполне объективной причине: опаздывает поезд. Сослуживцы дважды провожают капитана на вокзал. Далее выясняется, что Иванов, чувствующий себя «осиротевшим без армии» , сознательно «откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей» . Таким образом, бывшему капитану предстоит пережить не только внешнее, физическое возвращение в родной город, но и внутреннее, психологическое возвращение к роли отца и мужа.

Необходимость именно внутреннего возвращения становится очевидной, когда Иванов встречается со своим сыном Петрушкой, который «казался старше своего возраста» и «походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка» . Ребенок, повзрослевший до времени и вынужденный взять на себя заботы не по возрасту, − знак неблагополучия в художественном мире А. Платонова. В военное лихолетье Петрушка был вынужден играть роль главы семьи и настолько вжился в нее, что дает указания не только матери, сестре и отцу, но и огню в печи − как лучше гореть. Петрушке тоже предстоит возвращение и тоже, как и его отцу, внутреннее − в детство.

И жене Иванова – Любе – также предстоит внутреннее возвращение – к роли жены и матери.

Второй вопрос, на который необходимо найти ответ, − «К чему /кому возвращаются платоновские герои?»

В целом можно сказать, что каждому из героев платоновского рассказа предстоит свое возвращение от войны к миру. Бывший капитан считает, что новая, послевоенная жизнь начнется, когда он переступит порог родного дома. Однако в жизни его семьи ему многое не понятно и чуждо. Он оказывается не в состоянии занять отведенное ему место отца, восстановив тем самым разрушенный войной миропорядок. Это ясно демонстрирует сцена ссоры между бывшим капитаном и его женой, в которой Иванов играет роль обиженного ребенка («…жалобным голосом, как маленький , вскричал отец» ), а Петрушка − рассудительного взрослого. Испуганный и рассерженный, Алексей решает оставить родных. Только увидев своих детей, бегущих вслед за поездом, он, наконец, принимает решение вернуться и сходит с поезда на железнодорожную насыпь. Здесь и начинается подлинное возвращение Иванова.

Стоит обратить внимание учащихся на то, что первоначально рассказ назывался «Семья Иванова» и именно под этим названием был впервые опубликован. Затем А. Платонов изменил название рассказа. «Возвращение» − название более емкое и более полно отражающее суть размышлений автора о послевоенной действительности.

Наконец, третий, важнейший вопрос, на который необходимо ответить при анализе платоновского рассказа: «Состоялось ли возвращение?» Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Именно открытый финал рассказа стал причиной резкой критики в адрес А. Платонова. Автор «Возвращения» ставит проблему, предлагая читателям участвовать с ним на равных в размышлениях о времени и о себе.

Литература

  1. Платонов А. П. Чевенгур // Избранное: Чевенгур; Счастливая Москва: Романы; Котлован: Повесть; Рассказы. − М., 1999. − С. 559-577.

Военная тема является одной из самых популярных в литературе. Многие произведения повествуют о течении войны, о солдатах и героизме, а некоторые описывают послевоенное время. К последнему типу можно отнести работу Андрея Платонова "Возвращение". Автор раскрывает особую сторону военных действий и показывает как менялся человек. В основу сюжета положено возвращение домой капитана Алексея Иванова. Но точнее можно сказать, возвращение происходит не столько домой, сколько "в себя", к тому, каким ты был ранее.

Платонов не описывал военные действия, но показывал ход войны через другие факторы, например описания природы. То, каково было внутреннее состояние вокруг, как мир полон грусти и печали. Чем больше углубляешься в суть рассказа, тем больше понимаешь характер главного героя, могу сказать, что он был особо неприятен. Ведь Иванов даже после войны вел себя так, как на фронте. О своем возвращении он предупреждает семью с помощью телеграммы, а сам следуя домой, начинает идти за Машей. Маша была свободной и одинокой, её не связывали какие-либо обязанности. Поэтому Иванов и почувствовал себя с ней свободным.

После этой встречи с Машей читателю предоставляется возможность познакомиться с семьей капитана ближе. Жена его, Любовь Васильевна не спит, всё ждет его, ходит за всеми поездами, для неё эта встреча тревожна, а для него наоборот, как будто развлечение. Четыре года разлуки отразились и на детях, Петрушка, которому только 11 лет, уже имеет характер взрослого человека, Иванов понимает, что мальчику не хватало заботы, ласки и внимания.

Главный герой никак не может смерится с теми изменениями, которые произошли в его доме, не может понять сына, который руководит домашними делами, а также то, что этот мальчик все время помогал своей маме и сестре выжить. Можно сказать, что автор показывает насколько чужим стал Иванов для своей семьи, он не может душевно проникнуться. В его понимании, герой только он, так как воевал и видел много чего, а то, что это всё время семья держалась как могла-его не волнует.

В конце отец в силу своей гордости решает бросить свою семью, всё это отлично описано автором. Сев в поезд, Иванов не думал о том, каково будет его жене и детям. И вот, как только поезд тронулся, за ним побежали дети, и тут некие отцовские чувства в душе главного героя взяли верх и он остался.

Анализ рассказа Платонова Возвращение

Книги Платонова не похожи на другие литературные произведения. Его рассказы могут показаться странными и необычными, но они насыщенные, как будто слова идут из глубины его сердца. Он не выделяет ни одного своего героя. Платонов понимает, сочувствует и жалеет каждого своего героя, прощая его поступки.

Одним из самых известных произведений Андрея Платонова является рассказ «Возвращение». С самого начала этот рассказ носил название «Семья Иванова». Уже после опубликования в 1946 году в журнале «Новый мир», автор решает поменять название и немного изменить ход событий в произведении. Под своим окончательным названием рассказ был издан в 1962 году.

Капитан, Алексей Алексеевич Иванов, приезжает обратно с войны. Сюжет, казалось бы, довольно простой, но почему так трудно и долго герой едет домой. Дважды его провожают, дважды он ждет поезда. В ожидании следующего поезда герой встречает Машу, в которой ощущает родственную душу. Автор не объясняет, почему Маша и Иван понимали друг друга, он наоборот дает читателю возможность поразмыслить и привести какие-либо доводы. Иванов возвращается в родной край лишь на шестой день. Встречает героя сын (Петруша) который стлал, похож на мужичка, он не видит в Алексее отца, он видит перед собой только военного. Жизнь научила Петрушу здраво мыслить, он не рвется с объятиями на родного человека. Увидев свою жену, он подошел к ней, обнял и стоял так, не веря своему счастью. Со времен герой понимает, что ему тяжело без войны, и он не может жить мирной и спокойной жизнь. Вечером он собирается уехать, уезжая Иванов, замечает детей бегущих за поездом. Смотря на детей, он неожиданно почувствовал как его сердце жалость. Именно в этот момент он понял, что этого бегут его дети. Он спускает на ступеньку, потом на дорожку, по которой бегут его дети. Именно в этот момент он вернулся и, наконец, понял, что для него значит семья.

Литературное направление: реализм.

Тема: рассказ повествует о послевоенном времени, а именно о встрече семьи после долгой разлуки, где каждый член семьи старается вернуться к спокойной жизни.

Основная мысль : писатель показывает, что война способна убить не только физически, она так же способна разрушать семьи, делая, родных людей, чужими друг для друга.

Проблематика рассказа: в своем рассказе Платонов поднимает одни из самых значительных проблем того времени. Автор раскрывает проблему любви; проблему воздействия войны на судьбы людей; разделения семей; проблему преданности и предательства. Так же он затрагивает проблему изменения характера у фронтовика, вернувшегося домой, которому надо вновь привыкать к мирной жизни.

Сочинение 3

Произведения Андрея Платонова – это маленькая жизнь. Каждый рассказ в отдельности рассказывает о чьей-то судьбе. Платонов – писатель послевоенного времени.

Рассказ «Возращение» повествует о том, как простой русский солдат после войны едет домой. Первоначально произведение называлось «Семья Ивановых», но впоследствии Платонов переименовал его. Сделал он это из-за того, что в рассказе идет речь не только о жизни и судьбе семьи Ивановых, здесь немного другой подтекст. Тема произведения – возвращение домой гвардии капитана Алексея Иванова. У названия рассказа двойной смысл. Это возвращение человека в родной дом не только физическое, но и духовное: в прошлую, уже забытую фронтовыми буднями жизнь. Главная мысль и идея рассказа – показать читателю, как война коверкает и ломает не только судьбы, но и души людей.

Сюжет произведения достаточно простой. На вокзале главный герой рассказа Алексей Иванов встречает Машу. Девушка тоже возвращается домой. Она, как и Алексей, не торопится ехать в родную сторону. Оба понимают, что они за это долгое время отсутствия стали чужими в родном доме, поэтому боятся возвращаться. Алексей выходит вместе с Машей в ее родном городе, несмотря на то, что дома его ждет семья. Иванов проводит со своей новой знакомой два дня, после этого возвращается домой.

Домашние же ждут Алексея и выходят каждый день встречать поезд. Когда Иванов, наконец, возвращается домой, он понимает, что семья привыкла жить без него. Ему всё здесь какое-то далекое и будто неродное. Сын, которому всего еще только идет двенадцатый год, стал взрослым маленьким мужичком. Пятилетняя дочка выполняет тяжелую домашнюю работу. Жена краснеет перед ним, как при первой встрече. Впоследствии оказывается, что их дом посещает Семен Евсеевич, у которого погибла вся семья. Еще жена Люба изменила Алексею с инструктором райкома профсоюза. И только сын Петя, подслушавший ночной разговор отца и матери, понимает поступок женщины. Несмотря на уговоры жены и сына, Иванов решает уйти из семьи. Он осуждает жену, но сам про свою измену не рассказывает.

Образ главного героя обычный и незаурядный, каких большинство, особенно в послевоенное время. Платонов осуждает Алексея в том, что он думает только о себе. В ссоре Иванов обвиняет всех, но ни в коем случае не себя. Он объясняет свою измену тем, что ему было скучно. Ни про жену, ни про Машу, ни даже про собственных детей Алексей не задумывается. Петя оказывается рассудительнее своих родителей. Он хочет их примирить. Мальчик все уже понимает по-взрослому.

Язык рассказа простой и одновременно особенный, как и все творчество Платонова. Через диалектизмы, которые употребляет в своей речи Петя и Настя, мы слышим и видим, что маленькие дети из-за невзгод стали слишком взрослыми.

Деталь также играет большую роль в произведении. Валенки, калоши Пети, стекло керосиновой лампы – все говорит о душевном переживании героев.

Лишь только запах родного дома и пирогов заставляют вспомнить Алексея о былом мирном и уютном семейном счастье Волосы Маши же пахнут по-другому, чем-то неродным. То есть, запахи тоже имеют важное значение в развитии сюжета.

В конце рассказа дети возвращают отца домой. Они помогают ему прозреть душевно, понять, что действительно ценно.

Семья – это самое важное и дорогое в жизни. Платонов, как человек, понимающий истинные жизненные ценности, через детей дает своему герою переосмыслить всё и встать на правильный путь.

Несколько интересных сочинений

    Дарить человеку здоровье - весьма почетно. Хорошие врачи узнаваемы и уважаемы в обществе. Достаточно быть рядовым доктором в небольшом городке в течение нескольких лет, чтобы стать частью местной элиты.

  • Анализ рассказа Шолохова Чужая кровь

    Произведение является завершающей составной частью прозаического цикла писателя под названием «Донские рассказы», рассматривающей в качестве основной тематики проявление человеческого гуманизма и заботы о ближних.

  • Характеристика и образ Дуни в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение

    Одним из второстепенных персонажей произведения является сестра главного героя романа Родиона Раскольникова Авдотья Романовна.

  • Анализ рассказа Бунина Поздний час

    Сегодня мы проанализируем рассказ «Поздний час» написанный в 1938 году И.А. Буниным. Именно в этот период, писатель проживал на чужбине, и безумно скучал по родине. Всю свою тоску и ностальгию за Россией

  • Анализ рассказа Платонова Сухой хлеб

    В рассказе А. П. Платонова «Сухой хлеб» повествуется о жизни семилетнего мальчика Мити в послевоенное время, у которого из родственников осталась лишь мать. Когда наступило лето – пришла засуха.

Тема урока: Почему состоялось возвращение к читателю рассказа А.Платонова «Возвращение»? Какие вечные проблемы поднимаются в рассказе?

Тип урока: урок открытия нового знания, урок-исследование

Цель урока: В ходе анализа текста определить идейное содержание рассказа и авторскую позицию, подвести учащихся к пониманию особенностей художественного мастерства и манеры А.Платонова; подготовить учащихся к написанию сочинения-отзыва о рассказе

Технологии урока: технология развития критического мышления, кейс – технология (технология исследования), технология продуктивного чтения, технология проблемного диалога, технология дифференциального обучения, ИКТ.

Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, в группах

Опорные понятия: композиция, антитеза, сюжет, образ, конфликт, характеристика героя, язык повествования, историзм художественной литературы, художественная деталь

Новые понятия: бродячий сюжет, концепт, притча, исповедь, катарсис Межпредметные связи: история мировой культуры – сюжет возвращения в мировой художественной культуре

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Рассказ «ВОЗВРАЩЕНИЕ» (1946)

Рассказ Андрея Платонова под названием “Возвращение” (1946) не был опубликован при жизни писателя, Фадеев назвал рассказ “лживым и грязноватым”, “перерастающим в злопыхательство”, даже “ выползшей на страницы печати обывательской сплетней”, Ермилов же охарактеризовал рассказ как произведение наполненное “мраком, цинизмом, душевной опустошенностью”, “гнуснейшей клеветой на советских людей”. По словам последнего, Платонов всегда любил “душевную неопрятность”, обладал “пакостным воображением”, у него тяга ко всему “страшненькому и грязненькому”, в духе дурной “достоевщины”, он превратил даже 11-летнего героя “в проповедника цинизма”

Почему, несмотря на отрицательную оценку критиков, состоялось возвращение к читателю рассказа А.Платонова «Возвращение»? Какую мысль посылает читателю автор?

1.Значение названия рассказа. Каково словарное значение слова возвращение? Раскрыть значение слова через подбор однокоренных слов. 2.Как устроена композиция рассказа? Определить завязку, кульминацию, развязку, экспозицию. 3.Обсудить цитатную характеристику героев в группе, выделить художественную деталь, наиболее ярко характеризующую героев 4.Обсудить какие языковые особенности были замечены в процессе чтения. Записать наблюдения.

Значение названия рассказа Возвращение – процесс, поворот в обратную сторону от войны к миру, преодоление отчуждения, воссоединение, воскрешение, преображение.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ВОЙНА МИР ВОКЗАЛ ДОРОГА МАША – дочь пространщика ВОЛЯ ПРОСТРАНСТВО Запах листьев СКУКА ДОМ ЛЮБОВЬ жена ДЕТИ Петр и Настя ОГОНЬ ПЕЧЬ ВЕЩИ Запах дома ЖИЗНЬ Убывал из армии Вышел вслед за Машей Откладывал час свидания с семьей Экспозиция Завязка Развитие действия Развязка Уезжал далее Обещал помнить Уехал Приехал Не сразу узнал ребенка Умылся Почувствовал тихую радость Рассматривал предметы Дышал запахом Что-то мешало чувствовать радость всем сердцем Взял мешок Сидел на вокзале Кульминация Сердце ожесточилось Посмотрел назад Закрыл глаза Почувствовал жар в груди Узнал все Почувствовал жизнь обнажившимся сердцем Сошел с поезда

Композиция рассказа: Рассказ строится на антитезе (война – мир) и перевернутом вечном сюжете. Дому и семье противопоставлен, ставший привычным за время войны, мир дороги, мир военной жизни, вольной и просторной. Все в рассказе перевернуто, искажено войной – отец ведет себя как ребенок, сын как взрослый, отца боятся, отец не чувствует в сердце любви к детям. В момент кульминации – все меняется. Сын снова ребенок – одет в разную обувь, неловко падает и нуждается в отце.

Тема рассказа – возвращение героя домой и обретение себя через активный выбор (определение своего места в мире) Идея рассказа – разрушенные войной связи может восстановить только очень сильная любовь к миру, к ближнему. Иванов обретает себя вновь через любовь к детям.

Составить синквейн

Написать сочинение на тему по выбору: «Смысл названия рассказа А.Платонова «Возвращение» или «Особенности художественного языка А.Платонова в рассказе «Возвращение»

Экранизация рассказа: «Возвращение» (1961) «Отец»(2007) «Возвращение» А.Звягинцева

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Тема урока: Почему состоялось возвращение к читателю рассказа А.Платонова «Возвращение»? Какие вечные проблемы поднимаются в рассказе?

Тип урока : урок открытия нового знания, урок-исследование

Цель урока :

В ходе анализа текста определить идейное содержание рассказа и авторскую позицию, подвести учащихся к пониманию особенностей художественного мастерства и манеры А.Платонова; подготовить учащихся к написанию сочинения-отзыва о рассказе

Технологии урока : технология развития критического мышления, кейс – технология (технология исследования), технология продуктивного чтения, технология проблемного диалога, технология дифференциального обучения, ИКТ.

Формы организации деятельности : фронтальная, самостоятельная, в группах

Опорные понятия : композиция, антитеза, сюжет, образ, конфликт, характеристика героя, язык повествования, историзм художественной литературы, художественная деталь

Новые понятия : бродячий сюжет, концепт, притча, исповедь, катарсис

Межпредметные связи : история мировой культуры – сюжет возвращения в мировой художественной культуре

Образовательные ресурсы: УМК по литературе, презентация к уроку, раздаточный материал

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

Этап мотивации познавательной деятельности:

1.Формирование ситуации обмена мнениями

2. Введение новой проблемной информации

5 минут

1.Учитель формирует ситуацию обсуждения, прочитанного дома рассказа А.Платонова.

2. Учитель сообщает информацию о том, что первоначально рассказ назывался «Семья Иванова» и предлагает ребятам прочитать высказывания критиков о рассказе А.Платонова и сопоставить свои впечатления с предложенными высказываниями (технология продуктивного чтения).

1.Учащиеся обмениваются впечатлениями о прочитанном.(Фронтальный опрос)

2.Знакомятся с высказываниями критиков (самостоятельное продуктивное чтение - индивидуальная работа).

3.Коротко обсуждают различие в восприятии рассказа и делают вывод о том, что критиков не устроило изображение в рассказе отношений в советской семье. Типичная советская семья должна не иметь недостатков.(Форма работы – проблемный диалог)

Личностные: личностное самоопределение – оценивание: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; смыслообразование – понимание цели обучения.

Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи; нацеленность на выбор и выполнение действий в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству, к участию в процессе исследования . умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Этап актуализации знаний. Мотивация познавательной деятельности.

5 минуты

Учитель предлагает учащимся вспомнить: как описывается герой военных произведений уже им известных. Объяснить причины возмущения критиков и написать несколько предложений (описать сцену возвращения к семье солдата с войны) из вымышленного идеального для критиков рассказа.

Устное словесное рисование (работа в группах) Высказывается один человек от группы.

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: волевая саморегуляция для выполнения заданий.

Познавательные: моделирование, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Этап формулирования темы урока и постановки учебной задачи.

Этап построения проекта выхода из затруднения

5 минут

Применение кейс-технологии:

1.Учитель задает вопрос: Почему, несмотря на отрицательную оценку критиков, состоялось возвращение к читателю рассказа А.Платонова «Возвращение»? Можем ли мы сразу ответить на данный вопрос или это может стать темой нашего урока? Как будем отвечать на этот вопрос?

2.На доске учитель записывает предложения учащихся.

1.Учащиеся уточняют и формулируют тему урока. (фронтальный опрос)

Учащиеся вместе с учителем коллективно составляют план достижения цели - объяснить читательский интерес к рассказу «Возвращение» и доказать его художественную ценность. Определяют алгоритм действий и записывают в тетрадь:

Подумать над названия рассказа (ключ к авторской позиции)

С помощью цитат из текста составить характеристику основных персонажей и главного героя.

Выявить композицию рассказа.

Отметить языковые средства, используемые автором.

Определить тему и идею рассказа.

Личностные: самоопределение; самомотивация: определение конкретной сферы познавательных интересов в рамках заявленной темы.

Регулятивные: постановка учебной задачи и планирование учебной деятельности: самостоятельное формулирование или принятие вариантов товарищей.

Коммуникативные: Умение обосновывать и высказывать собственное мнение в форме связного ответа.

Познавательные: выбор способов решения задачи, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Этап реализации проекта

  1. минут

1.Учитель дает учащимся разные задания по группам с учетом разного уровня подготовки (технология дифференциального обучения):

1.Значение названия рассказа. Как первоначально назывался рассказ? Каково словарное значение слова возвращение? Раскрыть значение слова через подбор однокоренных слов.

2.Как устроена композиция рассказа? Определить завязку, кульминацию, развязку, экспозицию.

3.Обсудить цитатную характеристику героев в группе, выделить художественную деталь, наиболее ярко характеризующую героев

4.Обсудить какие языковые особенности были замечены в процессе чтения. Записать наблюдения.

5.Какие вечные сюжеты связаны со словом возвращение?

6. Какие слова –концепты вы заметили в рассказе? Какую роль они выполняют в тексте?

2.Учитель модерирует выступления учащихся, следит за создаваемой надписью на доске. (кластер)

3. Учитель обращает внимание учащихся на отдельные фрагменты текста, требующие толкования.

1.Учащиеся по группам в течение 5 минут выполняют задания: поиск информации в тексте словарях, поиск информации в тексте, групповое обсуждение.

2.Затем в течение 15 минут идет коллективная работа: учащиеся выразительно читают вслух отобранные фрагменты, отвечают на вопросы.

На доске записываются все важные наблюдения.

(Возвращение – процесс, поворот в обратную сторону от войны к миру, преодоление отчуждения, воссоединение, воскрешение, преображение)

Рассказ строится на антитезе и перевернутом вечном сюжете.

Дому и семье противопоставлен, ставший привычным за время войны, мир дороги, мир военной жизни, вольной и просторной.

(Все в рассказе перевернуто, искажено войной – отец ведет себя как ребенок, сын как взрослый, отца боятся, отец не чувствует в сердце любви к детям)

В момент кульминации – все меняется. Сын снова ребенок – одет в разную обувь, неловко падает и нуждается в отце.

Герой преодолевает границу между ним и миром.

Внезапно возникает у Иванова осознание своей причастности к жизни Вселенной и отказ от себя как от полового существа и обретение потерянного сыновства. Это процесс преображения человека, обретение души. Человек заново рождает себя в активном акте выбора.

Тема рассказа – возвращение героя домой и обретение себя через активный выбор (определение своего места в мире)

Проблема рассказа – разрушенные войной связи может восстановить только очень сильная любовь к миру, к ближнему. Иванов обретает себя вновь через любовь к детям.

Личностные: опыт осмысления влияния отечественной истории на судьбы людей через посредство исследования художественного текста, выявление позиции автора и собственного отношения к проблеме

Регулятивные: планирование, прогнозирование собственной исследовательской деятельности; выбор комфортного алгоритма исследовательской работы.

Познавательные:

Общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; смысловое чтение; выделение эпизодов; возможное маркирование текста;

Логические: анализ объектов (фрагментов, образов); построение логической цепи рассуждения, доказательства, - предметные: умение анализировать текст, давать характеристики героям, отыскивать и комментировать формы и способы выражения авторской позиции; понимать роль языковых средств.

К оммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Этап закрепления с проговариванием и рефлексия.

7 минут

Учитель организует рефлексию с целью выявления впечатлений учащихся, понимания ими логики, степени выполнения задач, поставленных на уроке. Учитель побуждает учащихся к аналитическому оцениванию собственного впечатления от урока и своих результатов.

Форма рефлексии: Учитель дает задание письменно о

Учащиеся отвечают на вопросы учителя о том, что удалось или не удалось сделать на уроке. (Фронтальный опрос)

Учащиеся создают синквейны и зачитывают вслух несколько вариантов (по желанию).

Примеры синквейнов:

Возвращение

Мучительное и решительное

Состоялось, выстрадали, заслужили

Человек может понять внезапно

Главное.

Человек

Обычный усталый

Убывал, вернулся, ощутил

Сердцем другое сердце сумел понять.

Выбор.

Личностные: формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция собственных действий (и внимания).

Познавательные: синтез, выведение следствий, анализ истинности утверждений

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание и выставления оценок

3 минуты

1.Учитель формулирование вывод урока.

2.Учитель объявляет и комментирует отметки.

3.Учитель предъявляет домашнее задание с учетом технологии дифференциального обучения:

Написать сочинение на тему по выбору: «Смысл названия рассказа А.Платонова «Возвращение» или «Особенности художественного языка А.Платонова в рассказе «Возвращение»

Инструктирует учащихся

4. Учитель инструктирует учащихся

1.Учащиеся записывают вывод от урока в тетрадь

2. Учащиеся выдвигают предложения по оцениванию работы на уроке.

3. После предъявления задания формулируют возможные проблемные зоны и записывают домашнего задания в дневник.

Личностные : выявление собственного отношения к различным интерпретациям текста

Регулятивные

Познавательные: самостоятельное решение о выборе дополнительного задания

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и корректировать их в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Резерв: Этап продуктивного использования полученных знаний, введение дополнительной информации

Учитель предлагает после обсуждения рассказа самостоятельно посмотреть фильмы с одноименным названием «Возвращение» (1961) г.по рассказу А.Платонова, фильм «Отец»(2007)и фильм «Возвращение» А.Звягинцева, прочитать военные рассказы А.Платонова «Одухотворенные люди», «Броня» для урока внеклассного чтения.

Учащиеся выдвигают гипотезы по каким критериям можно сопоставить данные картины, на что обратить внимание, какую работу можно будет выполнить по итогам просмотра и прочтения дополнительного материала

Личностные : самоопределение

Регулятивные : осознание качества и пользы усвоения новой информации, синтезирование информации.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, корректировать их в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Список литературы:

  1. УМК по литературе для 5-9 классов под ред. В.Я.Коровиной, Издательство «Просвещение»
  2. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа, Москва «Просвещение» 2011
  3. Типы уроков по ФГОС. Стрельникова Н.П. Материалы с сайта http://edu-reforma.ru
  4. Михеев М. "Возвращение" Платонова: поэтика недоговоренности. Вопросы литературы 2008, №2
  5. Сердюк О.С. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга в коррекционной школе, 2011
  6. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. Современная технология. – М.: Пед.общество России, 2011.
  7. Баршт К.А. Поэтика прозы А.Платонова, СПбГУ, Санкт-Петербург, 2005