Что такое современная Монголия, и чем она может удивить.

Время перемен

Ещё каких-то три года назад Монголию можно было назвать скромной скотоводческой державой с неприхотливым уровнем жизни и дешёвыми товарами из кожи и шерсти животных. Сегодня это растущая торговля, большие инвестиции, строительство, туризм, высокий уровень потребленияи т.д. Монгольская шерсть уходит в Европу, монгольский уголь в США, Китай и Канаду. Эта маленькая степная страна с богатым прошлым интересна многим, в том числе и России. Только отношения между нами всё никак не могут наладиться после развала СССР.

Монголиядо сих пор покупает у Россиибензин, продукты питания, хозяйственные товары и электричество. Но в стратегическом сотрудничестве наши страны замечены не были.Особая экономическая зона Алтан Булаг на границе, призванная стать второй «Манчжуркой», до сих пор представляет из себя глухую деревню. Российского капитала практически нет вмногочисленных монгольских месторождениях. А конфликты по поводубассейна Селенги, питающей наш Байкал, так и не разрешились.

Впервые я была в Монголии в 2009-ом в составе делегации бурятского правительства. Тогда амбициозные попытки главы Бурятии Вячеслава Наговицына статьмедиатором в дипломатических отношенияхс южным соседом вызывали улыбку. Всё-таки главеодного из субъектов РФ не по рангурешать такие вопросы. Позже бурятское правительство не раз приезжало в Монголию внушительным составом. Была даже придумана должность - министр по взаимодействию с Монголией с отдельным (помимо российского посольства) представительством в столице. Её занял бывший министр сельского хозяйства Бурятии Жаргал Батуев. Но воз, как говориться, и ныне там.

Три года назадУлан-Батор показался мне очень холодным и враждебным. Заслышав русскую речь, монголы становились неразговорчивыми,даже поездка на такси становилась пыткой, не говоря об обслуживании в ресторанах и магазинах.Судя по всему, развитие туризма идёт семимильными шагами. В свой нынешний приездмонгольского радушия я заметила намного больше.

Преображение империи

В Монголии проживает около трёх миллионов человек. Почти половина из них в столице - Улан-Баторе. За последнее десятилетиемиграция в город сельского населения стала массовой. Люди меняют профессии, уходят в торговлю, туризм и другие сферы услуг.Вчерашний чабан или механизатор становится гидом- переводчиком, доярка встаёт за прилавок крупнейшего универмага столицы. Страна очень быстро меняется. Не только внутренне, но и внешне.В Улан-Баторе как грибы после дождя растут элитные кварталы,25-этажные небоскрёбы, торговые и деловые центры, построенные из стекла и бетона. Только в столице зарегистрировано более 300 тысяч автомобилей. Для разгрузки городских пробок правительство планирует начать строительство многоуровневых развязок и эстакад.

Десять лет назадв стране случилсябольшой падёж скота, что было сравнимо с масштабным финансовым кризисом, так как скот это основа экономики. И этот кризис в конечном итоге преобразил страну. Фермеры, продав остатки выжившего скота, подались в город. С сокращением поголовья животных, цена на мясо и другие сельскохозяйственные продукты поднялась с «копеечной» до нормальной. В поисках новых путей развития, Монголия стала активно участвовать в мировой политике, в первую очередь сотрудничать с США и Канадой.

Иностранный капитал сейчас отчётливо виден в кварталах элитной застройки. Уже к концу этого года будут сданы десятки тысячметров жилья, причём, доступного только богатым монголам или иностранным специалистам. Стоимость одного квадратного метра начинается от двух миллионов тугров или 45 тысяч рублей.

Вообще, очень странно сопоставить эти две разные реальности. На дорогах Улан-Батора как нигде огромное количество дорогих внедорожников: Лексусов и Лэндкрузеров. Спа- салоны и элитные сауны заполнены даже ночью. От обилия отелей, ресторанов и караоке- клубов рябит в глазах. Богатые предпочитают не рисковать и лечиться «у русских», так называются дорогие клиники, основанные врачами из России. При этом средняя зарплата в стране примерно 15-18 тысяч рублей.

Как говорятпростые жители, во всём виновата коррупция.«Новые монголы»,как правило, это жёны, дети и внуки раздутого чиновничьего аппарата, который не гнушается вступать в серые финансовые схемы с иностранцами, по сути, продавая родину за бесценок. Бывший президент Монголии Энхбаярсейчас сидит в тюрьме за подобное преступление. Но в народе говорят, что один вор просто посадил другого.

Национальный бренд

Вообще страна заметно прогрессирует в плане туризма. За последние три года были открыты монументальный памятник- музей Чингисхану, возвышающийся на сорок метров, и горнолыжный курорт недалеко от столицы. В общественных местах неплохой Wi - Fi , и практически все официанты говорят по-английски. На дорогах столицы впервые появилосьединое городское такси. Около тысячи авто марки Хендай Элантра белого цвета были приобретены мэрией Улан-Батора в прошлом году, сейчас они обслуживают растущий поток туристов.

Монголы ужасно гордятсяпродукцией национальной мануфактуры «Гоби». Это огромный производственный комплекс на окраине Улан-Батора. На фабрике обрабатывается шерсть разных животных от верблюдов и яков до нежнейшего пуха козы. Внедрение на производствомеждународных стандартов качества, в том числе и ISO 9001 резко повлияло на конечный продукт. Выделка стала заметно качественнее и искуснее. Особенно это заметно в монгольском кашемире.

В брендовом магазине помимоодеял можно купить шапки, шарфы, рейтузы, носки, перчатки, пальто и жилеты.Пожалуй,самой красивой продукцией«Гоби» являются тонкиецветные палантины из кашемира. Цена на них начинается с 200 тысяч тугров, это около 4,5 тысяч рублей. Пальто в классическом или национальном стиле обойдётся в 18-30 тысяч рублей. За одеяло из чистого кашемира надо будет выложить около 15-ти тысяч рублей. Цены для россиян, привыкших к тому, что «в Монголии всё дёшево» довольно шокирующие. Хотяво всём миреизделия из натуральной шерсти стоят ещё дороже.

Сами монголы, особенно монголки, очень любят кашемир, несмотря на его высокую стоимость для внутреннего рынка и крайнюю непрактичность.В богатых районах Улан-Батора можно встретить женщин,с ног до головы укутанных в этот нежнейший материал.

В последнее время в Монголии появились неплохие национальные бренды изделий из кожи. Например, Orchid . Сумки этой марки сделаны из добротной кожи. В качестве они уступают итальянским фирмам, но и в цене тоже. Стоимость Orchid начинается с 220 тысяч тугров, это около 5 тысяч рублей.

Есть в Монголии ещё один национальный бренд - это стопроцентные шерстяные ковры. В советское время, когда мода на «Его Ворсейшество» была повсеместной, за такой ковёр люди готовы были выложить всю зарплату. Сегодня спрос на этот товар значительно ниже. В городе Эрдэнэт естьспециальная фабрика, которая делает ковры для Монголии и на экспорт. Качествохорошее и цены не кусаются. Небольшой ковёр стоит от 3,5 тысяч рублей.

Мясо всему голова

Мясо в Монголии, как хлеб в России, основной продукт питания.Мясо едятварёным, сырым, жареным, тушёным, и даже сушёным, как чипсы. При этомистинно монгольская кухня довольно проста и скучна для туриста, ведь мы приезжаем в другую страну, чтобы побаловать не только глаза, но и желудок. Чтобы насладиться монгольскими продуктами в интересном исполнении можно сходить в корейский ресторан, их в Улан-Баторе очень много. Или в ресторан русской или украинской кухни. Возлецентрального универмага есть «Украинская корчма», где подают сногсшибательные вареники с вишней и воздушные дранники с монгольской сметаной. Есть хороший французский ресторан, итальянские пиццерии, великое множество американских баров и английских пабов, есть даже один настоящий голландский бар, хозяин которого прибыл из Амстердама, женился на монголке и осел на родине Чингисхана.Гастрономический выбор в Улан-Баторе огромный, нет только китайских ресторанов, их, на волне антикитайских настроений недавно закрыли под предлогом антисанитарии. И ещё, в Монголии нельзя заказывать морепродукты и яйца. Во-первых их не умеют готовить, во-вторых их не умеют хранить. Вспышки сальмонеллёза и прочих отравлений со смертельным исходом нетак уж и редки.

Евгения Балтатарова, «Номер один».

Страна древних кочевников — Монголия — в последние годы стремительно меняется. На протяжении веков монголы жили в основном на дикой земле, ведя кочевой образ жизни. Однако цивилизация со всеми своими плюсами и минусами пришла и к ним. Местные жители из степей стали переселяться в города. Современная Монголия — какая она? Смотрите цикл фотографий «Монгольские (городские) семьи» французской фотограф Lucile Chombart de Lauwe.

20 ФОТО

1. Монголия действительно меняется. «Эта страна находится на «переходном этапе», — написала на своем сайте фотограф из Франции Lucile Chombart de Lauwe, которая уже несколько лет документирует эти изменения. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).
2. «Изменения происходят очень быстро, они не связаны ни с временами года, ни с погодой или привычками кочевников, а с быстрым развитием рыночной экономики», — пишет автор этих фотографий. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).
3. На фотографиях, сделанных Люсиль, виден процесс трансформации и урбанизации, который происходит сегодня в Монголии. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).
4. Монголы на протяжении веков жили в юртах на бескрайних степных просторах, а не в многоквартирных тесных домах. Для многих из них переселение в города было непростым шагом. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).
5. «В своем фотопроекте основное внимание я концентрировала на отношении монгольских семей к их новой среде обитания. Иначе говоря, я просто наблюдала как монголы чувствуют себя и используют новое пространство», — пишет фотограф. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).
6. Lucile Chombart de Lauwe впервые посетила Монголию в 2007 году. Уже тогда, она была поражена тем, насколько быстро там росли города. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).
7. Что интересно, более половины городского населения Монголии, проживающего в городах, живет не в многоэтажных зданиях или домах, а в поселениях в традиционных юртах. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).
8. Фотограф написала, что у нее не было никаких проблем при общении с монголами. Она подчеркнула, что это исключительно доброжелательный и открытый народ. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).
9. Поселение юрт в пригороде одного из монгольских городов. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).
10. Свой фотопроект в Монголии Люсиль начала реализовать в 2011 году. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).
11. В многоэтажных домах живет менее половины монголов, которые обосновались в городах. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).
12. Пожилые жители Монголии не привыкли жить в крупных населенных пунктах. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).
13. Традиционная монгольская юрта. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).
14. Внутри одной из юрт, которую посетила фотограф Lucile Chombart de Lauwe. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).
15. Дом монгольской семьи. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).
16. Юрты часто оснащены как современные дома. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

Страна древних кочевников - Монголия - в последние годы стремительно меняется. На протяжении веков монголы жили в основном на дикой земле, ведя кочевой образ жизни. Однако цивилизация со всеми своими плюсами и минусами пришла и к ним. Местные жители из степей стали переселяться в города. Современная Монголия - какая она? Смотрите цикл фотографий «Монгольские (городские) семьи» французской фотограф Lucile Chombart de Lauwe.

1. Монголия действительно меняется. «Эта страна находится на «переходном этапе», - написала на своем сайте фотограф из Франции Lucile Chombart de Lauwe, которая уже несколько лет документирует эти изменения. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

2. «Изменения происходят очень быстро, они не связаны ни с временами года, ни с погодой или привычками кочевников, а с быстрым развитием рыночной экономики», - пишет автор этих фотографий. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

3. На фотографиях, сделанных Люсиль, виден процесс трансформации и урбанизации, который происходит сегодня в Монголии. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

4. Монголы на протяжении веков жили в юртах на бескрайних степных просторах, а не в многоквартирных тесных домах. Для многих из них переселение в города было непростым шагом. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

5. «В своем фотопроекте основное внимание я концентрировала на отношении монгольских семей к их новой среде обитания. Иначе говоря, я просто наблюдала как монголы чувствуют себя и используют новое пространство», - пишет фотограф. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

6. Lucile Chombart de Lauwe впервые посетила Монголию в 2007 году. Уже тогда, она была поражена тем, насколько быстро там росли города. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

7. Что интересно, более половины городского населения Монголии, проживающего в городах, живет не в многоэтажных зданиях или домах, а в поселениях в традиционных юртах. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

8. Фотограф написала, что у нее не было никаких проблем при общении с монголами. Она подчеркнула, что это исключительно доброжелательный и открытый народ. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

9. Поселение юрт в пригороде одного из монгольских городов. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

10. Свой фотопроект в Монголии Люсиль начала реализовать в 2011 году. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

11. В многоэтажных домах живет менее половины монголов, которые обосновались в городах. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

12. Пожилые жители Монголии не привыкли жить в крупных населенных пунктах. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

13. Традиционная монгольская юрта. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

14. Внутри одной из юрт, которую посетила фотограф Lucile Chombart de Lauwe. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

15. Дом монгольской семьи. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

16. Юрты часто оснащены как современные дома. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

17. Одинокие юрты теперь все реже встретишь в Монголии. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

18. Импровизированная ванная комната в юрте. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

19. Все больше и больше молодых монголов отказывается от традиционного образа жизни своих предков и живёт в городах. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

20. Жилые дома в Монголии. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

Что большинство людей знает о Монголии? Это бедная отсталая страна. Люди живут в юртах, ездят на лошадях и пасут скот. И никто не знает, что происходит в большом мире. Ну-ну.

Площадь страны просто потрясающая, хотя это только малая часть их этнических земель и лишь 4% от площади Монгольской империи. Большая часть этой территории выглядит как марсианская пустыня, и лишь асфальтированная дорога, небольшие речки в долинах и редкие придорожные кафешки напоминают, что ты всё ещё на Земле.

Улан-Батор

А потом резко наступает монгольская реальность.

Сегодня Монголия - это одна из самых стремительно развивающихся экономик мира, с уровнем жизни несоизмеримо выше среднего по России. Большая часть населения живёт в городах, урбанизация становится выше и выше с каждым годом.

С «советской дружбой» здесь давно покончено, теперь здесь демократия и полноценная рыночная экономика, без взяток-откатов и государственного регулирования, международные стандарты качества и уверенное стремление стать второй Кореей. И нет, не Северной.

У входа в парламент сидит аки Дарт Вейдер не менее известный персонаж по имени Чингисхан, в своё время объединивший все монгольские племена в единую Монгольскую империю, в итоге подчинившую себе треть всего человечества.

Одиноко среди современной архитектуры стоит типовый советский проект «Театр русской драмы».

Форма крыши одной из гостиниц выглядит как горка, по которой было бы прикольно съехать вниз. Если положить батут. ^_^

Редкий случай, когда в галерее современного искусства по экспонатам можно понять, в какой ты стране. Лошадок здесь очень любят.

Одна из характерных особенностей монгольской живописи - активное использование контраста. Их картины почти всегда яркие и имеют какое-то противопоставление, будь то сюжет, приоритеты или цветовая гамма.

При Галерее союза монгольских художников оборудована мастерская, где каждый желающий может поучиться у мастеров. Иногда сюда приводят детей, а иногда приходят учиться ремеслу даже пожилые люди.

Современных офисных зданий очень много. И не меньше новых строится вокруг, причём площадки выкупают ещё на этапе строительства, потому что новые корпорации появляются как грибы после дождя.

Тем удивительнее среди всего этого выглядят древние буддистские монастыри.

Буддизм в Монголию попал очень давно, но распространялся постепенно (зато бескровно, в отличие от христианства). Первым среди известных персонажей буддизму начал учиться Годан, внук Чингисхана. Прошло порядка 300 лет, прежде чем новая религия вытеснила шаманство.

Конечно, это всё было не просто так. Как и любая другая религия, принимаемая как государственная - это исключительно политический инструмент. Учить внука Чингисхана пришёл сам духовный лидер Тибета Сакья-пандита с племянником Пагба-ламой. Они учили монголов буддизму, а монголы научили тибетцев в любой ситуации зубами держаться за свою нацию.

План Улан-Батора версии 1913 года, когда Монголия наконец получила независимость от Китая. На нём особенно отмечены резиденции и храмы Богдо-хана, руководившего «народной революцией». Богдо-хана настолько любили, что даже после перехода к коммунизму он оставался монархом и только его сооружения выжили в огне религиозных чисток, инспирированном Советским Союзом.

Я уже говорил, что контрасты - это их национальная фишка?

Решил зайти внутрь посмотреть, как выглядит монгольский торговый центр. Неплохо так.

Таких отечественных производителей действительно хочется поддерживать.) Хм, тем временем в России .

Ещё продаётся много разных японских, корейских и европейских ништяков. Чуть подороже, конечно, но не критично.

Но корейский стафф, конечно, впечатляет больше всех. :D

Привет Лувру с его пирамидой.

Автобусная остановка. К слову, с транспортом здесь разобраться не так просто: вместо ключевых точек (площади, памятники, музеи) здесь указывают направления типа «Таусанд → Мянгат-1 → Бага Тоерог → Хороолол-11», и остаётся только догадываться, едет он на центральную площадь Чингисхана к парламенту или увезёт далеко-далеко на север в трущобы.

Национальная галерея современного искусства расположилась в советском здании и на входе сидела такая толстая женщина, которая сразу перешла на русский, увидев мой студенческий. Я уже думал уходить, но тут увидел шпоры, свисающие через три этажа и передумал.)

Я прямо прочувствовал, как меня зажало в этой точке узкими стенами. Тот случай, когда абстракционизм реально цепляет.

«Мой мозг после сессии».

Тибетские божества гнева сами по себе не оставляют равнодушными, а тут вообще такое нечто, проступающее из тьмы и сквозь контур умоляющего монгола, брр.

В городе очень много ресторанов монгольской кухни. Если вкратце, то это мясо, мясо, немного салата, и ещё мясо.

Иду посмотреть как выглядит окраина города.

Сэлбэ, одна из рек, на которой стоит город. На самом деле она горная и, следовательно, не всегда такая, просто в разное время года она высыхает и затем снова наполняется.

У монголов есть целых 10 видов письменности, некоторые из которых используются и сейчас. Основной является письменность на основе кириллицы, параллельно используется латиница и вертикальная старомонгольская вязь, у монахов ещё и алфавитно-слоговое письмо «соёмбо» (вообще какая-то дичь, похожая на слетевшую кодировку, универсальная письменность для монгольского, тибетского и санскрита). Выкручиваются как могут.

Гандантэгченлин или просто Гандан. Крупнейший буддистский монастырь, в лучшие времена которого здесь жило около 14 000 человек. После тотальных репрессий против верующих был закрыт, но через 10 лет его открыли снова и до распада СССР он был единственным действующим храмом в стране.

Сейчас всё потихоньку реставрируется, многие люди возвращаются в веру. Строго говоря, от неё никто и не отказывался, просто было не принято это демонстрировать. Сейчас в монастыре постоянно живёт, учится и работает 150 человек (да, всего 1% от прежнего числа).

Внутри центрального здания стоит гигантская статуя бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары (чьим воплощением считается Далай-лама) высотой с советскую девятиэтажку.

Вдоль стен здания выставлены стеллажи с маленькими одинаковыми статуэтками будд, всего тысяча штук. Не помню, для чего нужно именно такое количество, но там тоже какой-то упоротый символизм есть.

Буддистский университет - это вам не какая-то жалкая воскресная школа, здесь настоящий конвейер просветлённых! Если серьёзно, они там сутры учат, поют и медитируют.

Недалеко от монастыря есть Музей искусств Дзанабадзара, в котором выставлена коллекция разных религиозных артефактов, сделанных настолько технично, что их решили отнести к предметам искусства. Например, вот это на самом деле не картина, это - нереальной точности вышивка.

Мне кажется, или этот бодхисаттва отказался уходить в нирвану совсем не ради спасения человечества? -_-

Впрочем, у этих божеств вообще какая-то своя атмосфера.

Много где в центре города есть дорожки для слепых. И ещё велодорожки, по которым ходят пешеходы. >_<

Ничего необычного, просто монгольская дюймовочка с леденцом сидит на дереве-подсолнухе.

Дорогие клубные дома в новом районе города. С другой стороны периметр огорожен заборами, а возле частного сектора - ещё и колючей проволокой.

Торговый центр на окраине города, буквально сразу за которым начинаются горы.

Большая резиденция Богдо-хана.

Внутри не менее красиво. Первый этаж открыт для посещения и заставлен чисто предметами религиозного искусства, которые он обожал. Наверху апартаменты и комнаты для приёма гостей.

Вокруг ещё несколько строений, некоторые из которых предназначались для медитаций, некоторые для встреч, некоторые для прислуги.

Оформлено всё в едином стиле.

Здесь особенно много их традиционной вышивки. Не представляю как им удавалось делать её настолько точной, можно даже лица на ожерелье из голов демонов рассмотреть.

Зимняя резиденция. Ну ещё бы, Улан-Батор - самая холодная столица мира, зимой температура доходит до –40 °С.

Среди однообразных предметов быта в глаза бросается европейская карета. Оказалось, это личный подарок от русского царя.

Новый жилой комплекс. Квартиры ещё только в продаже, а внизу уже работают кое-какие магазины и кафе.

В каждом монгольском городе обязательно стоит большая статуя Будды.

Прикольный фасад торгового центра.

Внутри тоже ничего. Судя по проектированию, сначала планировалось сделать отдельные комнаты-бутики à la универмаг, но затем решили сделать открытое пространство и заменили все стены на стёкла. Вышло даже приятнее, чем ожидалось.

На одном из холмов на юге города во времена социализма сделали обзорную площадку и посвятили её совместным действиям советской и монгольской армии. Сначала русские помогли отстоять независимость от Китая, а потом монголы помогли разгромить Германию. «Friendship is magic».

Но вид отсюда действительно неплохой. А ещё отсюда видно, насколько обширную площадь занимает бедный частный сектор на севере.

Впрочем, даже недалеко от центра остались небольшие гетто, где люди всё ещё живут в юртах, без воды и газа, разве что электричество себе туда проводят, подключившись к общей электросети. К счастью, с каждым годом жилых домов становится всё больше, а их - всё меньше и меньше.

Другая река, Дунд, обеспечивает город водой круглый год.

Монгольское национальное блюдо «гора мяса». Ничего лишнего.

А мог бы поесть борща.)

«О, прикольно, советский универмаг», - подумал я.

Зашёл в супермаркет внизу. Украинский «Roshen» даже сюда добрался.

А внутри что-то совсем не универмаг. И с такими темпами скоро в этой стране от советского прошлого останутся только наши архаичные ассоциации.

Вот с такой пошатнувшейся картиной мира я и поехал обратно в Россию .

В начале 1990-х годов в Монголии появляется общественное движение за демократию. Оппозиционные коммунистическому режиму силы формируют Монгольскую демократическую партию (МДП). В марте 1990 года руководство МНРП уходит в отставку, новым главой государства становится П. Очирбат. Он начинает политику реформирования партии и политической системы страны. В конституцию 1960 года вносятся поправки, отменяющие господство МНРП в стране. Наконец, в июле того же года проходят первые многопартийные выборы в парламент. На них победу одержала МНРП. В сентябре 1990 года формируется коалиционное правительство Монголии Д. Бямбасурэна, в которое вошли представители и МНРП и оппозиции. Начинаются рыночные реформы, приватизация земли и промышленности. В 1992 году принимается четвёртая монгольская конституция, вводится пост президента страны. Первым президентом Монголии избирается П. Очирбат. В это же время осуществляется вывод советских войск с территории Монголии.

В 1996 году на следующих выборах в Великий государственный хурал победу одержала демократическая коалиция. Однако предпринятая ею попытка реформирования экономики не была поддержана населением, и уже в 1997 году на президентских выборах выиграл кандидат МНРП Н. Багабанди. Демократической коалиции никак не удавалось наладить работу правительства. Положение ещё более осложнилось, когда в октябре 1998 году был убит один из лидеров демократического движения, претендент на пост главы правительства С. Зориг. Правящей коалиции долго не удавалось выбрать главу правительства — пять кандидатов на этот пост не смогли добиться успеха. Только в декабре 1998 года Хурал утвердил главой правительства Э. Наранцацралта. Однако уже в июле 1999 года он подал в отставку. Новым главой правительства стал Р. Амаржаргал.

Тяжёлая экономическая ситуация в стране привела к разочарованию в политике правящей коалиции, и на парламентских выборах 2000 года безоговорочную победу одержала МНРП. Главой правительства стал Н. Энхбайяр, продолживший рыночные реформы, но в смягчённом варианте. В 2001 году президентом страны на второй срок был переизбран кандидат МНРП Н. Багабанди.

Выборы в парламент в 2004 году завершились со следующими результатами: МНРП — 48,78 %, ДП — 44,8 %. Коалиция сформировала правительство, которое возглавил Т. Элбегдорж. Президентом на выборах в 2005 году стал кандидат МНРП Н. Энхбайяр.

Монгольская нация складывалась в XII-XIII веках — во времена Чингисхана и Монгольской империи. Таким образом, в Средние века процессы нациеобразования и государствообразования для монголов шли параллельно. Однако позже, в период феодализма, монголы теряют государственное единство. Постепенное завоевание монгольских княжеств Китаем усиливает разлом в монгольской нации: монгольские земли делятся на западные, восточные и южные. Новый процесс государствообразования, начавшийся в начале XX века, уже существенно отставал от завершившегося в общих чертах процесса нациеобразования. Современное монгольское государство сумело объединить лишь западные и восточные монгольские земли (Внешняя Монголия). Южные (Внутренняя Монголия) — принадлежат Китаю.

Для Монголии можно отметить несколько положительных последствий распада СССР. Впервые за последние три века Монголия оказалась сама по себе и не находится в орбите прямого влияния великих соседей — России и Китая, которые концентрируются на собственных экономических реформах и политической стабильности. Такое положение даёт Монголии уникальную возможность формировать независимое будущее.