Что такое зависть. Черная и белая зависть

порок, который состоит в том, что человек испытывает чувство досады, вызванное желанием обладать имуществом, способностями, успехом предмета своего порока, его счастьем. Чтобы скрыть свои чувства от себя и других, завистник облекает зависть в форму добродетели, справедливости и утверждает, будто тот, кому он завидует, приобрел свое состояние нечестным путем, добился успеха хитростью, а способности его - чистейшая выдумка и т. д. Если зависть испытывает целый коллектив, то она может иметь гибельные политические и социальные последствия; см. Рассентимент.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЗАВИСТЬ

Дочь океаниды Стикс и Палланта – сына титана Крия. Сестра богини победы Нике, а также Силы и Мощи. Зависть всегда и везде сопровождает свою сестру Победу. З. в мифологии представлялась уродливой, грязной и косоглазой старухой, длинные желтые зубы которой покрыты плесенью, а с высунутого наружу раздвоенного языка беспреррывно капает яд. З. живет в пещере, грязной и черной от запекшейся крови. Нора чудовища расположена в долине, куда не проникают лучи Солнца и где не дует теплый ветер, а лишь клубится зловонный черный туман. Питается эта богиня исключительно змеиным мясом.

З. улыбается, только когда видит чужие несчастья, и никогда не спит, потому что ее всегда грызут мысли, что комуто в этом мире хорошо. Больше всего она ненавидит, когда ктото добивается успеха, потому что в этом случае она начинает чахнуть и иссыхать. Она является сама для себя наказанием: чем больше она беспокоит и гложет людей, тем больше разъедает сама себя. Когда она покидает свою зловонную пещеру, чтобы сотворить очередную гадость людям, везде, где она проходит, вянут цветы и желтеет трава, а по округам разносится смрад от ее дыхания.

Несмотря на всю отвратительность богини, олимпийцы временами используют ее в своих целях. Так, помощью З. воспользовалась однажды Афина, приказав той отравить ядом зависти сердце провинившейся перед ней Аглавры.

Аристотель включал зависть, наряду со страхом, гневом и пр., в число этически нейтральных естественных страстей. Пороком в собственном смысле он считал не зависть, а завистливость - склад души, при котором огорчает благоденствие любого человека, независимо от того, заслуженно оно или нет. Страдание от созерцания незаслуженного благоденствия характеризует добродетель негодования. Второй крайностью в проявлении зависти, по мнению Аристотеля, является порок злорадства. В православной традиции зависть трактуется в качестве одного из побочных следствий сребролюбия; в католической - входит в список кардинальных пороков и семи смертных грехов. По Канту, зависть есть недовольство благополучием другого, хотя оно и не угрожает благополучию самого завистника. В процессе превращения зависти из природного импульса в порок Кант выделял момент появления ее активного компонента - стремления разрушить счастье другого; таким образом зависть становится нарушением долга как перед собой, так и перед другими. Шопенгауэр относил зависть к тем порокам, которые имеют основанием не сам по себе эгоизм, а человеконенавистничество. Для современной этической теории характерен перенос внимания с принципиально неустранимой индивидуальной зависти на социальную - с конкретной на общую. Дж. Ролз проводит разграничение между негодованием, которое имеет под собой строгое обоснование (несоответствие отвергаемых институтов справедливости), и завистью. В отличие от Ницше, Ролз не склонен считать, что все тенденции к равенству диктуются завистью.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Зависть как качество личности – склонность испытывать неудовлетворенность, горечь и печаль от благополучия и успеха другого, желать воспользоваться чужим счастьем, ощущать, что кто-то другой обделил тебя материальным положением и счастьем.

Жил среди зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Кажется, жить бы ему да радоваться, но… Заяц мучительно завидовал Черепахе. «Вот живёт! Вот живёт! - думал Заяц. - Собственную нору на спине носит! Втянула голову и ноги - и уже дома. Да, ещё какая нора! Крепкая, как камень, и с узорчиком. Эх, и повезло же глупой Черепахе!..» И всюду-то Заяц поносил Черепаху, и всюду-то её ругал, рассказывал про неё всякие небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался. - Что с тобой? - спросила Зайца Белочка. - С чего чахнешь? - Из-за проклятой Черепахи, - ответил Заяц. - Просто видеть её не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком… А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.

Христианство под завистью понимает « печаль души, приходящая от благополучия ближнего. Зависть есть первоначальное семя всякого зла, первое порождение всякого греха, первая ядовитая скверна, растлившая землю и небо. Первый тлетворный пламень, зажегший огонь вечных мук и страданий». Коран: «Строго старайтесь преодолеть чувство зависти, ибо зависть пожирает добрые дела столь же быстро, сколь огонь пожирает сухое древо. Зависть побуждает идти человека на любые средства, для получения предмета зависти, пренебрегая при этом понятием чести, добра и порядочности». Сура 113-я: «О, Аллах! Защити от зла завистника, когда в нем зависть зреет».

Главная причина зависти – гордыня. Артист завидует лучшему артисту, врач – врачу, учитель – учителю. Женщина говорит: «У меня хороший муж», и у подруги тут же вспыхивает зависть, если она считает, что сделала неправильный выбор. Единственный способ уберечься от зависти – отстраняться. Заметили что есть зависть, сразу нужно дистанцироваться от этого человека. Зависть разрушает все вокруг здесь, сейчас и на перспективу. Поэтому нужно ее избегать. Она, прежде всего, пожирает завистника, но оказывает негативное влияние и на того, кому завидуют.

Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже - сребролюбец или завистливый, - потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел он позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им: - Просите у меня каждый, что вам угодно; только знайте, что второй получит вдвое того, что попросит первый. Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить первым, чтобы после получить вдвое. Наконец, царь сказал завистливому, чтобы он просил первым. Завистливый, вместо того, что бы попросить хорошее, сказал: - Государь! Прикажи мне выколоть глаз. Удивлённый царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый ответил: - Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть два глаза.

Зависть - страшное зло, полное лицемерия. Она наполнила вселенную бесчисленными бедствиями… От нее страсть к славе и деньгам, от нее властолюбие и гордость.

Цель зависти в том, чтобы того, кому завидует, видеть в неблагополучии.

Зависть – это конфликт двух ложных эго. Когда человеком верховодит эгоизм и корысть, он, преследуя свои интересы, всегда будет сталкиваться с интересами окружающих, и не факт, что их направленность будет совпадать. Скорее наоборот – его намерения и желания будут конкурировать с желаниями других. Словом, когда в клубке драчливой жадности схлестываются два эго, выбирается в жизнь потрепанная зависть, преисполненная вожделения, злорадства, критиканства, досады и неудовлетворенности. Жить для себя – означает, мешать другим жить для себя. Отсюда зависть, а за нею злоба и ненависть. Дон Кихот говорил своему верному оруженосцу Санчо Пансо: «О зависть, корень неисчислимых зол, червь, подтачивающий добродетель! Всякий порок, Санчо, таит в себе особое наслаждение, но зависть ничего не таит в себе, кроме огорчений, ненависти и злобы». С какого боку к зависти не подходи, всюду эгоизм и корысть. Стан Янковский пошутил: «Зависть - это такое особое чувство справедливости. Бывает двух видов: корыстная и бескорыстная. Корыстная - «Хочу, чтобы и у меня это было!», бескорыстная - «Хочу, чтобы и у него этого не было!»

Зависть – бешеная собака, кусающая судьбу человека. «Никакая ненависть не бывает столь непримиримой, как зависть: вот почему мы не должны стремиться к ее возбуждению в других, — писал Артур Шопенгауэр, — напротив, мы лучше бы сделали, если бы отказались от этого удовольствия, как и от некоторых иных, из-за их опасных последствий». Зависть меняет направление жизни, она работает на будущее. Завистники злорадно утверждают, что все одним миром мазаны, что зависть – врожденное человеческое качество и что от него ни спрятаться, ни скрыться. Придется их разочаровать. Человек, выдавивший из себя гордыню, особенно в таких ее формах проявления как спесивость, хвастовство и критиканство, становится счастливым обладателем чистого от зависти сердца. Посудите сами, если человек не выпячивает, не хвастается своими успехами и достижениями и выкинул из своего речевого общения малейшие намеки на критику, это означает только одно – в нём отсутствует зависть. Но, как писал Марк Твен: «Не многие из нас могут вынести счастье - имеется в виду, счастье ближнего».

Павел Первый повелел, чтобы Суворову отдавались военные почести подобно особе государя, и даже в его, императора, присутствии. Возведя Суворова в звание генералиссимуса российских войск, император писал ему в своем рескрипте: «Побеждая повсюду врагов отечества, недоставало вам еще одного рода славы — преодолеть и самую природу. Но вы одержали и над нею верх. Поразив еще раз злодеев веры, вы попрали вместе с ними козни сообщников их, злобой и завистью против вас вооруженных. Ныне награждаю вас по мере признательности моей и, ставя на высшую степень, чести и геройству предоставленную, уверен, что возвожу на оную знаменитейшего полководца сего и других веков». По получении высочайшего рескрипта Суворов воскликнул: — Помилуй Бог, велика милость, велик чин: он меня придавит!.. Недолго мне жить! Так и вышло. Недаром Суворов уверял, что раны, полученные им от придворных завистников, оказались тяжелее, чем полученные на поле боя.

Смерть – это контролер зависти. Завистник вызывает смерть на себя. Зависть – это высшая форма проявления насилия относительно другого человека. Завистника раздражает близость с более счастливым, преуспевающим и удовлетворенным человеком. Например, у начальника плохое настроение, а у подчиненных, хоть они и пытаются это скрыть, отличное настроение. Как это так? Надо им сузить улыбки, наложить скорбные морщины. Насилие проявляется через зависть: «Вы сначала создайте у меня хорошее настроение, а потом радуйтесь сами». У одного бизнесмена был жизнерадостный водитель. Казалось, чему радоваться: квартиры нет, будущее неопределенно, семья отсутствует, годы к пенсии, а он улыбается и счастлив безмерно. А бизнесмен уже не радуется деньгам, ибо измотали проверки всех инстанций, нервы на пределе, и он мысленно завидует своему водителю, хочет хоть денек побыть в «его шкуре» — ни о чем не волноваться и ни за что не переживать.

Есть такая притча.

Святой и проститутка жили напротив друг друга. Оба они умерли в один день. Душа проститутки, однако, попала на небеса, а душу святого привели в ад. Посланцы, которые пришли их проводить, были очень озадачены. Они всё время спрашивали друг друга: - Что случилось? Какая-то ошибка? Почему мы ведём святого в ад? Разве он не был святым? Самый мудрый из них сказал: - Он действительно был святым, но завидовал проститутке. Он всё время думал о вечеринках и удовольствиях, которые происходили в её доме. Отголоски музыки, доносившиеся до его дома, волновали его до глубины души. Ни один поклонник проститутки, сидя рядом с нею, не был так тронут, как он, слушая звуки, доносящиеся из её жилища, звуки колокольчиков, которые она носила на щиколотках. Всё его внимание постоянно было сосредоточено на её доме. Даже поклоняясь Богу, ушами он был обращён к звукам, доносящимся из её дома.

А проститутка? - Ползая в луже страдания, она всегда гадала, что за неведомое блаженство испытывает святой. Каждый раз, видя, как он несёт цветы для утреннего поклонения, она думала: «Когда я буду достойной того, чтобы принести в храм цветы поклонения? Я так нечиста, что не могу даже набраться храбрости войти в храм». Проститутка часто бывала зачарована запахом благовоний, сиянием светильников, звуками поклонения и некоей медитации, в которую никогда не мог войти святой. Проститутка всегда жаждала жизни святого, а святой всегда жаждал удовольствий проститутки. Их интересы и подходы, полностью противоположные друг другу, совершенно изменили их судьбу.

Как обстоят дела с завистью у благостных людей? Благостная личность, заметив в поведении окружающих что-то неправильное, подавляет в себе желание критики и, тем самым, достигает независтливости. Когда она встречает достойного человека, то старается перенять у него достоинства, мастерство, навыки и не желает, чтобы он их лишился. По существу, это тоже зависть, но, как говорят, белая благостная зависть. Завидуя благости и копируя ее, сам станешь добродетелью. Независтливость в страсти избирательна и условна, она не завидует лишь своим близким людям, но завидует всем остальным. Иными словами, занимается самообманом и самооправданием. Невежественный человек может проявлять независтливость в силу того, что не знает вкуса счастья от благостной жизни. Наркоман и алкоголик не могут завидовать музыковеду, занимающемуся творчеством Гайдна. Они в этом ничего не соображают.

К примеру, сосед купил новую машину, а у завистника на сердце тревога и печаль. Ему становится невыносимо жить, дышать трудно, ведь душит Жаба. Зависть – это нежелание жить собственной жизнью. От зависти не полнеют, а лопаются. Чувства завистника ощущает на тонком плане владелец «Мерседеса». Для ложного эго не существует расстояний. Вы можете позавидовать родственнику или приятелю, находящемуся на другом конце Земли, и его ложное эго в долю секунды почувствует зависть. Ложное эго соседа встрепенется от полученного сигнала зависти, и он начнет испытывать к вам неприязнь. Вы ни единого плохого слова не сказали о нем, но, тем не менее, ваши отношения испорчены атакой зависти. Два эго начали взаимодействовать, соединив в клубок взаимное недовольство. Потом ложное эго одного начинают тянуть ложное эго другого. Взаимодействие двух ложных эго и есть зависть. Словом, зависть не нуждается в прямых контактах, драках, скандалах и оскорблениях. Достаточно плохо подумать или выразиться об объекте зависти, и она выскакивает, как черт из табакерки.

Завистника трясет, и он жалуется другому соседу: «Мало того, что купил, негодяй, неизвестно на какие деньги машину, так еще и ставит ее около подъезда. Не пройти, не проехать». – «Так у тебя ж машины нет, — говорит сосед, чем она тебе мешает?» — «А у меня, как ее увижу, настроение на целый день пропадает. Повеситься хочется. Почему одним все, а другие постоянно мимо кассы? Как в машину сел, так уж и не здоровается, за человека не считает». Так действует зависть, разрушая человека и причиняя ему сильные страдания.

Досада и печаль возникают только от своей зависти. Демокрит говорил: «Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу». Если в человеке нет зависти, чужая зависть ему не страшна. В адском котле зависти варится непосредственно ее родоначальник. Единственный разумный способ преодолеть зависть – это творить добро относительно человека, которому завидуешь, изо всех сил желать ему счастья. Пытаться делать вид на Мадрид, что ничего не происходит – значит, поощрять дальнейший рост зависти.

Зависть не принимает обвинений в свой адрес, она всегда и во всем права. Переубедить ее – мартышкин труд. В народе говорят: «Свои собаки дерутся – чужая не подходи». Когда двое конфликтуют, выясняя кто из них прав, третий человек не должен занимать чью-либо сторону, даже если он прав. Дело в том, что у обделенного тут же появится зависть относительно того, кто встал на другую сторону. Возникает парадокс: они поругались и разбежались, а тот, кто занял сторону другого получает жирный минус и не будет прощен никогда. Зависть к нему засядет, как заноза, в сердце обиженного человека.

Завистливый человек любит сравнивать себя, свое материальное благополучие с другими людьми. Сравнение стало для него привычкой. Поскольку под «облако» сравнения попадают более успешные, но еще совсем недавно находившиеся на одном уровне с завистником, люди, то легко догадаться, каким будет накал недовольства собой. Завистнику следовало бы сравнивать свое нынешнее состояние с прежним, тогда б не было никакой зависти. Права и мудра африканская пословица: «Лекарство для завистников – пустыня».

У Сергея Михалкова есть басня «Завистливый больной», раскрывающая абсурдную суть зависти: «Приятелю привет! И ты, брат, на леченье?» «Эх, лучше бы меня не спрашивал, Бобров! Тут я к себе узнал такое отношенье, Что, видно, мне придётся заявленье Строчить на здешних докторов! Одним больным - пилюли и микстуры, Другим - и порошки, и грязи на живот, И гальванические утром процедуры, То ванны, то массаж, то на голову лёд, Им специальная диета, И более того: их водят на укол! А мне, поверишь ли, прописан общий стол, Побольше двигаться и не курить при этом. И больше ни-че-го! Здесь явный произвол!…»
Ей-ей, такие есть, что завистью исходят. Когда при них другим зонды и шприцы вводят».

Зависть к больным это еще что:

По кладбищу, где испокон веков
Железный мир крестов, надгробий и венков
С живою зеленью бок о бок размещался,
Приезжий человек ходил и возмущался:
«Какая благодать! Порядок здесь какой!
Благоустройство! Тишина! Покой!
Что за часовенки! Каким плющом увиты!
Какие мраморные плиты!
Вот ведь живут! Куда ни посмотри:
Здесь - два венка, а там - их целых три!»

Тот человек, что завистью томим,
Завидует и мёртвым, как живым!

Петр Ковалев

С чувством зависти мы сталкиваемся часто. Иногда оно закрадывается к нам, иногда мы ощущаем его извне. Все знают, что завидовать плохо. Поэтому не каждый признает ее наличие у себя. Недовольство своей жизнью, патологическое сравнение себя и других, отсутствие желания меняться к лучшему - все эти чувства могут привести к развитию поглощающей зависти. Человек, не контролируя свои эмоции, может сам себя привести в плен, из которого очень сложно освободиться. По своей сущности мы не можем жить обособленно, все равно мы сравниваем себя с другими, стремимся что-то приобрести или улучшить свою жизнь. Даже если кто-то живет лучше нас, нужно радоваться за этого человека, а не завидовать ему. Что же это за чувство? Каковы его причины и как от него избавиться?

Знакомая всем зависть - это что?

В разных словарях существуют многогранные понятия зависти. Например, одно из определений говорит, что зависть - это желание того, чтобы другой человек не имел и не пользовался тем, чего нет у самого завистливого. Также о значении зависти твердят как о неудовольствии души, которое вытекает из того, что другой обладает тем, чего не имеет завистник. Ещё одно понятие зависти вещает о том, что это печаль души, которая появляется в результате благополучия ближнего.

Бытует мысль о том, что существует два вида зависти: черная и белая зависть. Но на самом деле и та и другая очень плохо влияют на завистника и на того, кому завидуют.

Проблема зависти сегодня есть у многих людей. Она может быть скрыта в неудовлетворенности или потребности в чем-то, нехватке денег, нужде, недовольстве своим внешним видом либо отсутствии личных достижений. Поэтому каждый, кто видит у себя проявления этого чувства, должен искать выход из ситуации, чтобы узнать, как избавиться от зависти.

Несмотря на присутствие такого чувства практически у каждого человека, многие отрицают это. Они твердят, что зависть не имеет никакого отношения к ним и этот порок им не принадлежит. Исходя из этого, это чувство становится для них не столь важным, чтобы уделить внимание этому недостатку. Ведь всем известно, что человеческое существо склонно к зависти. Этот порок настолько проник в сердца людей, что иногда его считают особенностью человека, группы или даже целой нации.

Откуда она берется, ее причины?

Причины зависти могут скрываться в тяжелом детстве, виной чему могут быть родители. Ведь именно они должны были научить своего ребенка воспринимать себя таким, каков он есть на самом деле. Также если в детстве было недостаточно любви, а малыш получал похвалу только за то, что выполнил какие-то требования родителей. Чувство зависти может проявляться у взрослого человека, если его в маленьком, а со временем и подростковом возрасте ругали, пользуясь обидными унижающими фразами, а ещё и применяли физическую силу. Например, если родители давили на формирующуюся личность, говоря, что он виновен в недостигнутом счастье или радости. Если во избежание сглаза запрещали радоваться проявлениям личного счастья. Казалось бы, взрослые, умные люди должны понимать, что зависть - это плохо, а всё вышеперечисленное могло привести к такому чувству.

В результате может вырасти человек, который не будет уметь радоваться жизни, у него будет множество комплексов, различных убеждений, норм и самоограничений, которые он перенял от родителей. Если с самого детства ущемлять и унижать ребёнка, он будет жить и постоянно сравнивать себя с другими.

Причиной зависти также может стать то, что сам человек подогревает это чувство, сравнивая постоянно себя с теми, кто больше финансово обеспечен, красивее выглядит, лучше общается с другими и так далее.

Как влияет зависть на отношения между людьми?

На самом деле зависть - это плохое чувство, которое мешает людям жить. Ведь переживая о чужой красоте, достижениях и победах, мы перестаем заботиться о себе и своем благе. Зависть людей настолько бывает сильна, что порой может повлечь за собой плохие поступки по отношению к другим. Этими поступками может стать подлость, ненависть, кража или даже убийство.

Зависть очень портит отношения между людьми. Из-за этого чувства врагами могут стать лучшие друзья, подруги, кровные братья и сестры либо даже родные родители.

Завидуя другим, можно начать их ненавидеть и решиться на преступление, например, украсть то, что нам не принадлежит или мы не можем на него заработать. А вот самый страшный грех, который может человек сделать из-за зависти - это убить кого-то, кто лучше нас.

Зависть может привести даже к одиночеству. Например, зависть и обида на кого-то может привести к пониманию, что вокруг люди счастливее, чем мы, что они богаче и успешнее. Это будет способствовать ограждению от других, чтобы не чувствовать свою кажущуюся неполноценность.

Характеристики женской зависти

Женская зависть - очень интересная вещь, ведь слабый пол способен завидовать любой детали внешней атрибутики. Она бывает иррациональной. Очень часто женская завистливость может проявляться в области личных отношений, семьи, внешности и одежды.

Из-за того что женщины более склонны к эмоциональности, поддавшись зависти, они решаются иногда даже на подлые поступки. В отличие от мужской зависти, которая стимулирует к тому, чтобы становиться лучше, женское чувство редко может стать стимулом достижения чего-то. Если женщина поддалась зависти, она может отдать все свои силы и средства, чтобы отомстить за чужой успех.

Очень часто, завидуя, женщины могут поддаться масштабным действиями, а не только маленьким пакостям. Любому женскому коллективу свойственна зависть, ведь каждая мысленно сравнивает себя с другими.

Зависть женщин может быть скрытой и незаметной, а также проявляться открыто и превращаться в настоящую вражду. Чаще всего женщины завидуют другим из-за молодости, привлекательности, внимания мужчин и финансового достатка. Иногда бывает и такое, что сильная зависть к другим возникает из-за новых модных вещей.

Могут ли совмещаться понятия любовь и зависть?

Эти понятия совершенно несовместимы. Ведь человек, который искренне любит, не может завидовать другому. И совсем неважно, какая это любовь: к противоположному полу, к родителям, брату, сестре либо к друзьям.

Если говорить об этом чувстве с библейской точки зрения, то Библия осуждает зависть. Одно из мест Священного Писания говорит о том, что любовь не завидует.

Вообще бытует мнение о том, что два понятия любви и ненависти - это вещи, которые просто уничтожают друг друга.

Если любовь есть в жизни человека, то зависти просто не будет места. Библия говорит, что такое чувство приносит дьявол. После того как произойдёт влияние Злого на человека, и начинает гореть чувство зависти, сразу же любовь останавливается, а вера перестаёт работать.

Если постараться исключить из своей жизни зависть и ссоры и не допускать конфликтов с другими, можно будет уберечь себя от такого гнусного чувства, как зависть. Такое состояние может принести всем только зло, зависть никого не доводит до добра.

Место зависти в современном обществе

В нашем обществе этот порок очень хорошо устроился во многих людях. Даже в древности она всегда считалась самым позорным чувством. Спокойное общество никогда не любило завистников, потому что они любыми способами старались овладеть тем, что им не принадлежало, а также могли устраивать всяческие козни другим людям. Завистливый человек способен на любые подлости или даже предательство, потому что его полностью охватило это чувство.

Если говорить о современном мире, то сегодня таких людей тоже недолюбливают. Нужно отметить, что тех, кто склонен к этому, сейчас намного больше, чем когда-то. Из-за своей зависти кому-то человек может даже не замечать, что завидуют и ему. Чтобы искоренить это чувство в современном обществе, нужно прежде всего начать с самого себя. Ведь каждый из нас рождается без этого ужасного порока. Зависть - это приобретённый грех, который может развиться при неправильном воспитании ребёнка.

К каким последствиям может привести это чувство?

Как говорилось выше, зависть может привести к ужаснейшим грехам, таким как подлость, ненависть, кража и убийство. Кроме таких отвратительных поступков, зависть может влиять и на состояние здоровья человека. Например, завидуя другим, человек может похудеть в результате нарушения пищеварения. Могут появиться серьёзные проблемы с функционированием желудка и жёлчного пузыря. Как ни странно, но чувство зависти может привести даже к заболеванию зубов. Изжога - это тоже одно из последствий зависти. Естественно, при сильной завистливости человеку не избежать различных заболеваний сердца, ведь постоянное переживание о том, что кто-то имеет больше, чем мы, не оставит в покое. Результатом зависти могут быть и различные кожные заболевания. Депрессия - это одно из самых страшных заболеваний, которое может появиться в результате этого порока. Но кто в этом виноват? Естественно, сам человек, который завидовал кому-то.

Переживать можно через проявление чувства обиды, вины, злости или неполноценности. У человека может нарастать состояние досады, недовольства собой и своей жизнью, а собственные достижения просто обесцениваются.

Есть ли отличия между черной и белой завистью?

Ошибочно считать виды зависти разными по тяжести переживаний или плохих действий. Некоторые утверждают, что самой пагубной является черная зависть. Выделяют еще промежуточную - серую. Как показывает практика, просто невозможно определить, белая зависть это или чёрная. Ощущения во всех случаях одинаковые. Говорят, если человек сильно переживает из-за чувства, что у человека есть что-то, чего нет у меня, то это чёрная зависть, а если не так уж и сильно, то белая.

Бытует мнение о том, что завидуя белой завистью, человек совершенно не отягощен чувством досады или раздражения от чужого успеха. Но само понятие зависти подразумевает под собой досаду, сравнение себя с другими и злость от того, что кто-то имеет лучше, чем мы. Поэтому можно сделать вывод, что белой зависти просто не существует. А вот самым истинным проявлением зависти и является чёрная.

Поэтому большинство людей склоняется к мысли о том, что отличия между белой и чёрной завистью фактически нет никакого. Ведь любое проявление ее - это недоброе чувство, от которого будет плохо и одной, и другой стороне. Говоря о том, как вы рады, что кто-то приобрёл что-нибудь новое или похорошел, вы не утверждаете о наличии у вас белой зависти. Радость - это положительная эмоция, и лучше уж так называть свои ощущения, чем говорить, что это белая зависть.

Как бороться с этим чувством?

Многие интересуются тем, как избавиться от зависти, ведь это приводит к нехорошим чувствам. Для того чтобы бороться с ним, первое что нужно - это согласиться с тем, что она вообще присуща людям. Если это осознавать, то можно сказать, что половина проблемы решена. А если отрицать зависть, то проблема может быть запущена.

Также нужно знать причины возникновения этого чувства и постараться удалить их. Причина может крыться в карьерных успехах других, хороших личных и семейных отношениях или даже во внешности другого человека. После определения этого, нужно решить, почему же этих достижений нет у вас самих. Возможно, все дело в том, что другой человек просто прикладывает больше усилий, чтобы достичь чего-то. Рассмотреть эту проблему нужно объективно, обращая внимание на все недостатки, непроявление инициативы или же слабую волю.

Следующий этап, который нужно пройти, - это постараться поставить себя на место того, кто вызывает у вас зависть. При этом побыть на месте того человека, не только когда он вызывает зависть, а во всех сферах его жизни. Возможно, у него не так всё хорошо, как казалось. Может быть, этот человек все свои финансы тратит на дорогостоящее лечение близкого человека или не такой уж он и удачливый в личной сфере. Ведь карьера может бить по семейным взаимоотношениям. Важно смотреть на ценности. Возможно, перед вами директор холдинга, но он очень одинок, так как жена изменяет, а дети разъехались по миру, требуя от него только все больше денег. У каждого человека свой крест по жизни, нельзя только срывать вершки, ведь любое достижение не просто так дается, и нужно чем-то жертвовать и отдавать время.

Проделывая такие шаги по удалению зависти, вы не сразу заметите результат. Если же в дальнейшем будут хоть какие-то проявления этого чувства, нужно сразу же пожелать другому человеку добра. Такой поступок поможет изменить ход мыслей, от которых тоже многое зависит.

Что делать, если вы заметили зависть по отношению к себе?

Конечно, неприятно, когда замечаешь, что тебе завидуют. Некоторым людям это доставляет удовольствие, но хорошего здесь мало. Негатив, который испытывает другой человек, может отразиться на том, кому завидуют. Он чувствует себя как на острие ножа, чуть какой-то прокол, сразу злорадство в его адрес возникает. Для того чтобы оградить себя от возникающего дискоморта при проявлении зависти в ваш адрес, нужно осуществить некоторые действия.

  1. С человеком, который завидует, нужно держать определённую дистанцию. Это совсем не означает, что надо сразу же прекращать с ним общаться, но делиться положительными моментами из жизни надо меньше. Считайте, что вы просто оберегаете его от чрезмерных переживаний. Резко обрывать отношения не стоит, ведь они ценны. Но сделать некоторые выводы необходимо, чтобы не навлечь на себя шквал негативных эмоций.
  2. Если есть возможность, нужно исключить то, что вызывает зависть. Чаще всего завидуют те, кто вас окружает, поэтому нужно меньше демонстрировать им свои достижения любых областей. Если зависть идет от приятелей или хороших знакомых, то им нужно поменьше рассказывать о своих успехах на работе. А при зависти коллег по работе, важно меньше рассказывать о том, насколько у вас хорошая жена, послушные дети и красивый дом.

А если говорить в общем, то нужно просто хорошо себя вести по отношению к другим и тогда можно будет избежать зависти в свою сторону. Например, совсем не нужно проявлять неуважение либо снисходительность. Важно быть чутким и отзывчивым человеком, тогда за вас будут радоваться, а не завидовать вам.

чувство досады или горечи, возникающее по отношению к другому человеку, обладающему к.-л. благом или преимуществом, и сопровождающееся желанием, чтобы он их лишился. Это желание ведет, как правило, не к попыткам "социально полезными способами" обрести данное благо (т.н. "соревновательная" или "подражательная" З.), а к стремлению к воображаемой или реальной депривации другого, что и служит дополнительным признаком З. как порока. Выделяется т.н. белая З., которая является лишь одной из форм признания высокого статуса определенного блага. К эмоциональным реакциям, связанным с З., относится злорадство (радость по поводу неприятностей у человека, вызывавшего З.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЗАВИСТЬ

чувство неприязни к др. лицу (общности, организации) по отношению к его счастью, благополучию, успеху, нравств., культурному уровню или материальному превосходству. 3. родственна ревности и также основывается на эгоизме, себялюбии и т. п., но в отличие от нее всегда направлена на реальные преимущества др. лица. Как правило, завистливый человек желает предмету своей 3. всяческих неудач (унижения его достоинства, дискредитации в глазах общественности, несчастья и др.). 3. может стать причиной злодеяний (очернительства, клеветы, преступления). Мн. мыслители прошлого рассматривали 3. как чувство, свойственное в первую очередь неимущим слоям об-ва. Ист. опыт доказывает, что 3. носит всеобъемлющий и все-проникающий характер и может возникнуть у любого человека. Природа 3. противоречива: вызывая аморальные поступки, она в определенных условиях приводит к положительным прагматич. результатам (но не моральным), напр. способствует развитию соревноват. возможностей людей. Желание добиться того же, чего достиг др. человек, заслуживает морального одобрения только в том случае, если этот человек и его достижения не вызывают 3., а выступают как образец для подражания. Преодолевая чувство 3., человек нравственно самосовершенствуется.

Дет. 3. существенно отличается от 3. взрослых, хотя имеет ту же основу. Не обладая достаточным социальным опытом, развитыми моральными чувствами и волей, ребенок распространяет свои желания и притязания на все, что видит. Не получив соответств. воспитания, он в дальнейшем ожесточается, и 3. может перерасти в отрицат. черту характера. Предотвратить зарождение 3. невозможно за счет попыток удовлетворить все притязания ребенка, вызванные стремлением обладать тем же, что и др. ребенок. Подкрепляемый 3.-каприз («И я хочу!») со временем неизбежно натолкнется на предел материальных возможностей родителей. Но тогда уже будет слишком трудно объяснить подросшему сыну или дочери, почему родители не могут купить ему, напр., автомобиль, если этому предшествовала череда менее ценных подарков. Достижение всех возможных успехов и обладание всеми желаемыми вещами - задача для отд. человека нереальная. Каждый человек в чем-то уступает другому, но в чем-то и превосходит. Сознание преимущества другого должно побуждать ребенка устранить свое отставание путем достижения тех же целей либо, если это недостижимо, - путем переключения на иные цели и ценности, к-рые реально доступны при определенном усилии. Важно, чтобы ребенок умел добиваться конкретных, поставленных перед собой целей и ценить результаты их достижения. Следует подкреплять у ребенка мотивацию достижения успеха, к-рая в психологии противопоставляется мотивации избегания неудачи. Внутр. лень и страх перед неудачным результатом парализуют «избегающего» ребенка, лишают его надежды подняться до обладателя, и он начинает завидовать. Родители и воспитатели должны демонстрировать детям примеры доброжелательного и бескорыстного отношения к др. людям, пресекать возникающие на почве 3. неприязнь и конфликты.

Зависть - это сильное чувство, которое вызывает досаду, раздражение, злость, враждебность по отношению к другому человеку, который обладает чем-либо материальным или нематериальным.

По Словарю Даля, зависть - это «досада по чужому добру или благу», завидовать - «жалеть, что у самого нет того, что есть у другого».

По Словарю Ушакова, вызывается «желанием иметь то, что есть у другого».

Спиноза определял зависть как «неудовольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несчастье»

Чувство зависти – это одно из условностей, которые навязаны нам с раннего детства. Это плод неправильного воспитания ребенка.

Ошибки воспитания, которые порождают чувство зависти у ребенка:

– Родители, воспитывая своего ребенка, сравнивают его с другими , указывая на достижения других, тем самым подчеркивают недостатки своего ребенка. Ребенок слышит это так: “Ты недостаточно хорош”, ” Ты плохой”.

Ругают и наказывают за любые оплошности и отклонения от правил, не позволяя ребенку самовыражаться и проявлять инициативу.

Заставляют делиться своими вещами и игрушками , не позволяя ребенку распоряжаться самостоятельно своими вещами. Когда ребенок говорит «мое», он тем самым обозначает свое личное пространство и то, что в него входит, то, что ему дорого. У ребенка формируется чувство собственности, границы «своего», вследствие чего, в будущем у него появится понятие «чужого».

Недостаточное проявление любви , теплых чувств со стороны родителей. Похвала или поощрение – только если ребенок выполнил задание или сделал все по правилам. Жадность родителей к поощряющим словам и гордости за своего ребенка.

Постоянное формирование чувства вины и давление на личность ребенка.

Запрет на открытое выражения счастья и радости за свои успехи , достижения, из-за боязни сглаза другими.

Внушение личных родительских установок – «жизнь тяжелая”, “что-то достигнуть трудно”, “жить тяжело”, “в жизни много проблем и трудностей” и т.д.

Выделение одного ребенка в семье , сравнение со старшими или младшими детьми …

В результате вырастает ребенок, не умеющий радоваться жизни, имеющий огромное количество комплексов, низкую самооценку, запреты и ограничения на счастливую жизнь.

Ребенок, который рос в ограничениях, вырастая, начинает ограничивать себя во всем, не дает себе свободу и не позволяет себе проявлять радость.


Когда мы испытываем зависть?

Чувство зависти возникает при сравнении. Сравнивая свое здоровье, свою внешность, свои способности, положения в обществе, личные приобретения и просто наблюдая радостные эмоции других.

Зависть это хорошо или плохо?

Чувство зависти можно условно разделить на “Белую” и “Черную”. Она одновременно может выступать с одной стороны мотивацией, стимулом, а с другой стороны – ограничением.

“Белая зависть” – служит стимулом для личностного роста и мотивацией личных достижений при ориентации на достижения других.

“Черная зависть” – разрушает человека, вызывая сильнейший эмоциональный стресс и ненависть к сопернику. Эта зависть порождает настоящий личностный провал и чувство неудачи, “я неудачник”, “моя жизнь пуста, не имеет смысла”, может нести опасность не только самому завистнику, но и его сопернику.

Неудачник – человек, который обладает сильным чувством зависти. Из-за этого чувства ему кажется, что у других все лучше, всего больше, ему хочется только то, что есть у другого, а что имеет сам, считает ненужным, неважным, неценным. Он не понимает, что желаемое для него не всегда полезно, нужно и даже скорее вредно.

На самом деле чувство неудачи и удачи внутри нас . Важно уметь настроить свое внутреннее восприятие и это самое трудное.

Научиться ценить то, что имеешь, спокойно относится к тому, что имеют другие. У каждого из нас свои условия жизни, свои ценности, свои преимущества. Порой люди понимают и начинают ценить свое лишь тогда, когда теряют.

Как справиться с чувством зависти?

– Повышение самооценки.

– Личностный рост.

– Поиск новых собственных целей и возможности их реализации.


Один из способов избавиться от зависти:

  1. Осознание и принятие. Зависть испытывает каждый человек, даже тот, кому стыдно это признать. Самое важное – это признаться самому себе в том, что вы завидуете. Разрешить себе испытывать это чувство без стыда и угрызений.
  2. Важно понять источник зависти . Это что-то или это кто-то. Если это человек, то необходимо осознать, почему вы завидуете именно этому человеку. Как правило, оказывается, что завидуют именно личностным качествам, которых не хватает завистнику. Понять это довольно сложно, так как эти качества в первую очередь вызывают раздражение.
  3. Задавать себе вопросы и искать на них ответы . Взять лист бумаги, поделить его на три колонки. В первой написать все мысли, которые приходят, все чувства и эмоции относительно предмета зависти. (Пр.: Я завидую тому, что у того человека есть… или я завидую тому человеку, потому что он…), во втором столбике вы максимально осознаете, насколько действительно это приобретение/черта характера/качество/способность сделает вас счастливым и насколько действительно это вам нужно. В третьем столбике вы пишете возможные ваши действия, которые помогут вам приобрести или достигнуть того, что вызывает у вас зависть. Подумать, возможно, вы можете максимально точно заменить предмет зависти на то, что у вас уже есть, или вы можете легко приобрести.
  4. Необходимо выполнить ваши действия и сделать то, что вы решили и обязательно поблагодарить себя за то, что смогли и сделали это . Поблагодарить свое чувство зависти и того человека, которому позавидовали, он помог вам! Благодаря ему вы чего-то достигли/приобрели/получили.