Намаз как совершать если нагибаться нельзя. Как совершать намаз при сильной болезни? О разногласиях школ

Вопрос: Ассаламу алейкум! У меня такой вопрос: я сильно простыла, болело горло, и беспокоила сильнейшая головная боль. Весь день лежала в постели и вставала только на намаз, а ночью головная боль стала невыносимой. Выпив таблетку, я легла спать, попросила сестру разбудить меня на утренний намаз, я знала, что не смогу встать и, даже если встану, не смогу как следует совершить молитву. Наутро, когда сестра меня будила, я не встала на намаз. Сейчас я в этом раскаиваюсь, потому что знаю, что нельзя пропускать молитву. Обычно я встаю рано на тахаджуд-намаз, но, по причине плохого самочувствия, я пропустила фарз-намаз. Проблема в том, что я знала, что если встану, то голова будет еще сильнее болеть. Так получается, что у меня было намерение не вставать на намаз... Я сейчас искренне раскаиваюсь в том, что совершила, ведь болезнь это тоже испытание от Аллаха, а я, посчитав себя больной, пропустила фарз-намаз. Как мне возместить пропущенный намаз? Будет ли мне прощение за пропуск намаза по причине болезни? Ответьте мне, пожалуйста! Я очень сильно раскаиваюсь в том, что совершила... (Чечня)

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Приношу искренние извинения за задержку с ответом, возникшую из-за кратковременного отъезда.

Вашему отношению к намазу можно позавидовать. Машааллах, в мире не так много людей, которые так искренне относятся к намазу. Мы молим Аллаха, чтобы он благословил нас подобным отношением к намазу, и да укрепит Вас Аллах! Аминь. Если Вы проспали, на Вас не будет греха, и Вам следовало прочесть каза-намаз за пропущенную молитву сразу, как только Вы проснулись. Но если Вы намеренно пропустили молитву, это большой грех. В Вашем случае правильным было бы поступить следующим образом: если боль была невыносимой для того, чтобы стоять в намазе, тогда Вам следовало прочесть намаз сидя. А если и это принесло бы Вам невыносимую боль, тогда Вы могли бы совершить намаз полулежа. Передано некоторыми сподвижниками и их последователями (да будет доволен ими Аллах), что они молились в полулежачем положении, когда сильно болели и были неспособны встать или сесть.

Преднамеренно пропустить намаз и позволить ему стать каза – большой грех и требует искреннего раскаяния. Если Вы искренне раскаиваетесь и стремитесь к прощению Аллаха, Он непременно простит Вас, иншааллах. Аллах говорит в Священном Коране:

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنْفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

(О, Мухаммад – салляллаху алейхи уа саллям), скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ведь Он – Прощающий, Милосердный». (Коран, 39:53)

Поэтому не отчаивайтесь, а наоборот, радуйтесь возможности совершить покаяние Аллаху и знайте, что посредством искреннего покаяния человек становится даже ближе к Аллаху.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Вопрос: Можно ли откладывать и возмещать намаз из-за головной боли?

Ответ:

Во-первых , Аллах повелел своим рабам совершать намаз в указанное Им время и сказал:“Поистине, молитва была предписана верующим и указано время её совершения». (сура Женщины;103)
Он увеличил своим рабам время намазов, определил каждому намазу время начала иконец. И то время, которое находится между началом (оно является самым лучшим временем для совершения намаза) и концом – это добавленное время, и тот, кто не смог совершить намаз в начале, то может совершить его до того как время этого намаза не закончилось.
В известном хадисе говорится, что после того как Джибриль, мир ему, совершил с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, все пять намазов в отведенное время, он сказал ему: «О, Мухаммад, это времена, в которые молились все пророки, что были до тебя, и время молитвы длится между этими двумя промежутками». Этот хадис передал Абу Давуд (393) и шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, посчитал этот хадис достоверным в своей книге «Сахих ва заиф сунани Абу Давуд» (1\393) .
Откладывать намаз пока пройдёт его время нельзя без уважительной причины, такой как сон или забывчивость, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Во сне нет халатности. Истинная халатность – это не совершать намаз до того времени пока не настанет время другого намаза». Этот хадис передал Муслим (1099).

Во-вторых:
Когда человек болен до такой степени, что ему трудно совершать намаз в указанное время, будь это в начале намаза или в конце, а так же если он не может совершать его стоя или сидя, или на боку, так как пришло дозволение на это больному человеку, то ему можно совмещать два намаза: обеденный и предзакатный, вечерний и ночной, объединяя предзакатный намаз и обеденный, ночной намаз и вечерний или же совмещать обеденный намаз и предзакатный во время предзакатного, а вечерний намаз во время ночного, смотря как ему легче. Утренний намаз совершают в положенное время, т.е. не переносят. Все это можно делать до тех пор, пока, причина, из-за которой человек не мог совершать намаз в своё время и совмещал его, не пройдёт, т.е. до тех пор пока он не выздоревеет.
Ибн Куддама, да помилует его Аллах, сказал: «Болезнь, позволяющая совмещать намазы – это такая болезнь, из-за которой человека постигает слабость и которая приносит ему страдания». Аль-Асрам сказал, что Абу Абдуллаха спросили: «Может ли больной человек совмещать намазы?» Он ответил: «Дозволено ему это, если только он сильно ослаблен и не может совершать намаз другим дозволенным способом» (Аль-Муг1ни (2/59)

В очередной раз важно отметить, что вера и религиозная практика даны человеку для облегчения его мирского существования, а не усложнения. В Священном Коране сказано:

«Не сделал Господь для вас в религии стесненность, затруднительность» (см. ).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) поясняет: «То, что [явно] запретно, – оставьте, удалитесь от этого, а то, что приказано вам, – совершайте настолько, насколько вы в состоянии» .

Относительно послаблений в совершении молитвы-намаза в состоянии физической немощности (болезни) есть несколько хадисов.

Хадисы о намазе больного (немощного)

У сподвижника Пророка по имени ‘Имран ибн Хусойн были опухоли , которые затрудняли ему совершение намаза. Он спросил пророка Мухаммада о том, как быть, на что посланник Всевышнего ответил: «Молись стоя. Если не можешь [стоя], то – сидя. Если не в состоянии [молиться сидя], то – на боку». В своде хадисов имама ан-Насаи добавлено: «А если не можешь [на боку], то – на спине. Господь не возлагает на человека больше, чем он в состоянии сделать» .

Есть также хадис о том, что если человек не может совершать полноценный земной поклон, то подкладывать что-то, например подушку (для совершения поверх нее земного поклона), не следует . Замечу: часть ученых-мухаддисов говорили о некоторой недостоверности этого хадиса, но как полезная богословская рекомендация он применяется .

Если говорить о воздаянии (аджр) за такого рода молитвы, то здесь уместно будет повествование самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто молится стоя – это лучше. Кто молится сидя, аджр (воздаяние пред Богом) тому в два раза меньше, чем молящемуся стоя. А кто молится лежа, воздаяние тому в два раза меньше, чем молящемуся сидя» .

Комментарии ученых-богословов

Все ученые-богословы единодушны, что если человек не в состоянии стоять, то он совершает молитву сидя, и причем так, как ему удобнее .

Когда человек не может совершать молитву сидя, он может совершать ее на боку лицом к Каабе или на спине, но уже ногами в направлении Каабы . Необходимые движения молящимся реализуются наклонами головы.

Когда человек будет совершать молитву на спине, ему необходимо что-нибудь подложить под голову и плечи (например, подушку) для обеспечения направления лица в сторону Каабы.

Канонические тонкости

Богословы шафиитского , ханбалитского и маликитского мазхабов говорили также о возможности совершения молитвы движениями глаз и бровей. Ученые-шафииты и ученые-ханбалиты для неподвижного человека допускали совершение молитвы языком (с проговариванием всего необходимого) или сердцем, с мысленным воспроизведением всех составляющих молитвы .

Богословы-ханафиты не допускают такой формы совершения молитвы и говорят, что, когда человек не может двигать головой, молитвы, пропущенные им из-за этого состояния, остаются долгом и восполняемы, когда появится возможность движения приподнятой головой в лежачем положении, как это описано в конце упомянутого ранее хадиса . Они делают акцент на том, что о бо льших послаблениях Пророк не сказал, значит они невозможны.

Ученые же говорящие о допустимости молитвы-намаза движением глаз или только мыслями и сердцем, аргументируют свое заключение (иджтихад) словами из хадиса: «Совершайте настолько, насколько вы в состоянии». То есть если это возможно сердцем и на уровне мысли, то это принимается Всевышним.

Кстати, напомним, что с человека, обладающего разумом (не потерявшего рассудок), не снимается обязанность пред Богом совершать молитву-намаз. Так считают все мусульманские ученые без исключения.

Что касается восполнения, а именно – повторного и уже полноценного выполнения молитв после выздоровления, то в этом нет необходимости. Если человек в свое время сделал все в меру его физических возможностей, то эта молитва полноценна пред Творцом .

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 8. Ч. 15. С. 109, глава № 43, раздел № 37, хадис № 130.

Слово, употребленное в этом повествовании, переводится и как «геморрой».

Хадис является самым достоверным среди хадисов по данной теме. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 333, хадис № 1117; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 464, 465, хадис № 309.

Для психически больных нет предписаний. Обязанностей пред Творцом в форме религиозной практики они не несут.

Хадис от ‘Али; св. х. ад-Дара Кутни. Есть аналогичный хадис от Джабира, а также от Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса. Эти хадисы не очень достоверны, но в практическом плане полезны и в исключительных случаях применимы.

Некоторые трактовали как «поднимать что-то к голове не нужно». См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 77.

Поэтому если человек по причине дождя или слякоти вынужденно молится в автомобиле, то опускать голову на бардачок или руль будет более правильным, хотя и наклона вполне достаточно.

Подробнее о хадисах по данной теме см.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 210, хадисы № 1150, 1151; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 464–467, хадисы № 309, 310; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 298–300; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 1. С. 181, 182, хадисы № 588–597 и др.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 332, хадис № 1116.

Некоторые ученые говорят, что лучше сидеть, подогнув ноги под себя, другие – скрестив их перед собою. Суть же состоит в том, что четкого описания этого в Сунне нет, и поэтому физически немощный садится с учетом его возможностей так, чтобы это было максимально приближено к действиям и формам движений молитвы, совершаемой обычным здоровым человеком.

Бо льшая часть ученых считает, что первостепенно – на боку, некоторые – на спине. Первые аргументируют приоритетность текстом хадиса, а последние – направленностью лица при движениях головой: когда молящийся лежит на боку и в таком состоянии двигает ею, то процесс этот происходит в направлении ног, то есть не в направлении Каабы.

Но в то же время все единодушны относительно того, что более правильно на правом, а не на левом боку.

Безусловно, это касается тех случаев, когда человек не может двигать всеми остальными частями тела.

Многие богословы-ханафиты соглашались с богословским заключением (фетвой) о том, что если человек находится в неподвижном состоянии (не имея возможности двигать даже головой) более суток, то эти молитвы он не восполняет. Каноническая обязательность их снимается с него по причине абсолютной немощности и в качестве облегчения. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 824; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 77.

Подробнее по теме «Молитва немощного» см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 822–830; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 210, 211; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 76–78 и др.

Все мы время от времени болеем и переживаем определенные проблемы со здоровьем. Это естественно, но иногда, предаваясь лишь своей болезни, мы забываем о поминании Всевышнего Аллаха. Мы пренебрегаем своим намазом, когда болеем, так как единственное, что нас волнует – это скорейшее выздоровление. Какими не были обстоятельства, намаз обязателен для каждого мусульманина. Тем не менее, кто имеет вескую причину в период болезней и не может стоять во время обязательного намаза, тому разрешено читать намаз в сидячем положении. Если он не может сидеть, ему разрешено совершать намаз лежа, повторяя движения руками.

В Коране сказано: «Когда вы завершите намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках. Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте намаз. Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (4:103).

Ислам – гибкая религия, она не пытается отяготить человека и лечь на него тяжким бременем. Она не категорична в своем проявлении и предоставляет облегчение. Поскольку послушание Аллаху в зависимости от физической возможности.

В хадисе сказано: «Молись стоя, а если не сможешь, то сидя, а если не сможешь, то на боку».

Также в другом хадисе сказано: «Совершай намаз на земле, если ты в состоянии сделать это. А в противном случае жестикулируй и нагибайся при совершении земного поклона ниже, чем ты это делаешь при совершении поясного поклона».

Если человек слишком слаб, чтобы стоять, он совершает намаз сидя и делает поясные и земные поклоны в этом состоянии. Делая поясной поклон, он должен наклоняться вперед так, чтобы его лоб оказался напротив колен.

Если человек не в состоянии сидеть, он должен лечь на спину, опереться о подушку и наклонять туловище и растягивать ноги в направлении намаза, совершая поясные и земные поклоны.

Если же человек не может совершать намаз в полусидячем положении, он должен совершить намаз лежа на правом или левом боку (лучше на правом), повернувшись в сторону киблы.

Если он не может совершить намаз в этом положении, то должен совершить его лежа на спине, направив ступни ног и приподняв голову в сторону киблы. Делая поясной и земной поклон, он кивает головой. Кивок земного поклона больше чем поясного.

Если человек не в состоянии совершить намаз во всех вышеописанных случаях, то он должен молиться, давая знаки глазами и мысленно представлять движения намаза в голове.

Если он не в состоянии и сделать этого, то намаз совершается только сердцем, представляя его в голове.

Если человек в состоянии стоять, но не может делать поклоны и суджуд, тогда ему лучше совершать намаз сидя и кивать во время поклонов.

Если человек, совершивший намаз сидя во время болезни, стал чувствовать себя лучше во время намаза, остальную часть он должен выполнить стоя (естественно, там где это требуется).

Если человек стал совершать дополнительный намаз и почувствовал слабость, ему разрешено опереться о стену или сесть.
Тот, кто потерял сознание на период пяти намазов, должен их восполнить.

Человек никогда не знает, когда наступит его последний намаз, не пренебрегайте священным уединением со Всевышнем, совершайте каждый свой намаз как последний.

Да защитит нас Всевышний от болезней и дарует здоровье для поклонения Ему.

Множество хадисов подчеркивает тот факт, что совершать намаз очень важно. Отвечая на вопрос, как совершить намаз Витр, мусульмане обращаются к прописанным в хадисах правилам. Наименование данной молитвы переводят как нечетный. Все дело в том, что в ней нечетное число ракаатов. Рассматривая то, как совершать намаз Витр по Сунне, мусульмане обычно выбирают 3 ракаата.

О времени

Четко регламентируется и время отправления данной молитвы. Так, время намаза Витр - после молитв Иша, оно длится до зари. Выстаивание данной молитвы - сунна, которая была узаконена в Шариате. Вместе с тем, имам Абу Ханифа считал ее ваджибом.

О порядке

Отвечая на вопрос, как совершить намаз Витр, мусульмане указывают два различных способа. Согласно первому, необходимо совершить 2 ракаата. Уже после совершается дуа «Кунут» до поясного поклона.

Второй способ заключается в выполнении трех ракаатов, но с отличиями от молитвы Магриб. В данном способе не нужно совершать земного поклона после второго ракаата. Он сразу начинает третий ракаат. Помимо этого, определяя, как совершить намаз Витр, мусульмане решили читать последнюю часть - третий ракаат - до поясного поклона.

Витр порой рассматривают как часть ночных молитв, которые тоже считаются сунной. После того, как читать намаз Витр, важно закончить его дополнительным ракаатом. Молитва читается как после Иша, так и перед отходом ко сну. Имамы, указывая, как совершить намаз Витр, отмечают, что особенно благодатно читать его в последней трети ночи. Но если верующий испытывает страх того, что посреди ночи с такой целью не проснется, лучше прочитать его перед сном.

О значении

Согласно преданиям, пророк Мухаммад совершал намаз Витр каждый день. Это одна из основных молитв, восполняющих неточности либо погрешности, которые допускаются при совершении фардов. Отвечая на вопрос, обязателен ли намаз Витр, посланник Аллаха говорил, что такая молитва является обязанностью для каждого мусульманина.

Инструкция

Витр совершается так же, как и три ракаата фарда вечерних молитв, исключая намерение, короткие суры. Важно отметить, что, если мусульманин еще не выучил дуа Кунут, он может поначалу заменять его на дуа.

После того, как был прочитан дуа, делается поясной поклон. Шафииты дуа читают в третьем ракаате, не поднимая кисти рук, как ханафиты. Когда мусульманин выполнил поясной поклон и поднялся, он не сразу опускается в земной поклон. Он сначала прочитывает дуа Кунут, а затем завершает молитву земным поклоном.

Надо ли возмещать Витр?

Богословы считают, что в случае пропуска Витра не имеет смысла возмещать его - это не грех. В то же время человек, пропустивший данный намаз, лишается благ, которые содержатся в следовании сунне Пророка. Если человек намеревался совершить данную молитву, но проспал, Пророк рекомендовал проснуться и совершить ее. Таким образом, восполнять Витр можно, если было пропущено нужное для молитвы время.

Многие считают, что восполнять данную молитву обязательно. Однако, некоторые указывают, что это делать не нужно, хотя и запрета на это нет. Есть споры и по поводу времени, в течение которого молитву, которая была пропущена, можно восполнять. Согласно одной из версий, восполнять ее можно до утренних молитв. Согласно другой - до того, как Солнце войдет в фазу зенита. А кто-то указывал, что восполнением можно заниматься до послеполуденной молитвы. Есть еще одно мнение: восполнять Витр можно в течение последующих лет в ночное либо дневное время.

Другие молитвы после намаза Витр

У некоторых мусульман возникают вопросы, можно ли отправлять другие молитвы после того, как был совершен намаз Витр? Пророк совершал по 2 ракаата дополнительных молитв после совершения Витра. То есть, когда Витр не отложен на конец ночи, а отправляет в начале ее, после такого намаза допустимо читать еще молитвы. Но повторно заниматься прочтением Витра при этом нельзя. То есть более одного Витра за одну ночь не допускается.

Несмотря на то, что данная молитва заключительная, когда человек совершает ее в начале ночи, боясь проспать, а после просыпается до начала времени утренних молитв, он может заниматься прочтением дополнительных молитв - к примеру, Тахаджуд, не читая снова Витр-намаза.

Намаз Витр для женщин

Весьма частый вопрос - как совершать намаз Витр для женщин? На первом ракаате, когда мужчины поднимают руки по направлению ладоней к Кыблы, женщины поднимают руки с таким же направлением, но с сомкнутыми пальцами таким образом, чтобы кончики пальцев оказались на уровне плеч.

Во время стояния в Кыяме, когда мужчины кладут правую руку на левую, обхватывая пальцами кисть левой руки, женщины кладут правую руку на левую и держат их на уровне груди.

После, когда совершается поясной поклон, мужчины руки кладут на колени, сохраняя прямыми ноги и спину, а женщины сгибают колени и спину не полностью, пальцы же они собирают вместе.

При выпрямлении, уже после того, когда было произнесено «Раббна лякяль хамд», совершается земной поклон. Во время него, когда мужчины локтями не касаются земли, женщины локти прижимают к бокам, а ногами не отрываются от земли, глаза смотрят на кончик носа.

После, во время совершения сидения между двумя поклонами, лоб отрывается от земли, человек садится на колени. Мужчины садятся на левую ногу, а пальцами правой ноги указывают в направлении Кыблы. Женщины же садятся на левое бедро, подбирая под себя обе ноги и направляя стопы в правую сторону, пальцами обращаясь к Кыбле.

Выходя из суджуда, нужно поднять голову, руки и подняться с колен. Мужчины, читая второй ракаат, складывают руки на животе, а женщины на груди.

О разногласиях школ

О том, как правильно совершать намаз Витр, спорило множество школ и ученых. В ханафитских и маликитских богословских школах лучшим вариантом было признано совершение трех ракаатов. Порядок, согласно их версии, должен быть таким же, как и у вечерних молитв - магрибов. Исключение здесь одно - в каждом ракаате прочитывают кораническую суру. В третьем дополнительно читают дуа-кунут. В качестве доказательства правомерности данной версии ее сторонники приводят хадис от Айши - «Пророк совершал витр в 3 ракаата, произнося приветствие лишь в самом конце молитвы».

Во втором способе, разрешенном в шафиитском и ханбалитском мазхабе, намаз Витр совершают также с тремя ракаатами. Однако, отличие здесь в том, что при прочтении второго ракаата не делают сидения. Верующий сразу поднимается, чтобы прочитать «Фатиху» - это дополнительная сура. Затем совершается такбир, произносится дуа-кунут. Далее молитва завершается в самом обычном порядке. Доказательство правомерности данного способа приводится в Пречистой сунне. Ан-Насаи и Хаким приводят хадис, в котором указано, что посланник Аллаха совершает молитву, не сидя между вторым и третьим ракаатом.

В маликитском мазхабе весьма популярна другая манера прочтения намаза Витра. Представители его делят молитву напополам. Прежде всего, они совершают два ракаата, произнося приветствие - салям. Затем они останавливаются ненадолго, а далее прочитывают дополнительно еще один ракаат. При этом они ссылаются на хадис от Ибн Умара - в нем указано, как Пророк Мухаммад делит намаз Витр напополам - он читает два ракаата с приветствием и один ракаат дополнительно.

Помимо этого, ряд мусульман совершает более трех ракаатов в сутки. Их может быть и пять, и семь, и все одиннадцать. Такая процедура разрешается в шафиитском и Помимо этого, в данных богословских школах допускается совершение намаза Витра и в одном ракаате. Подтверждение допустимости данной версии содержится в сунне Заключительного посланника Аллаха Аль-Бухари. Есть хадис, в котором Пророк Мухаммад указывает, что, если рассвет наступает уже очень скоро, допустимо читать намаз Витр в один ракаат.

Таким образом, практикуются мусульманами все перечисленные разновидности намаза Витр, и у каждого есть право на существование.