Невероятно, но факт! аварийные посадки самолетов. Можно ли посадить пассажирский самолет на воду: реальные случаи чудесного приземления

Пассажирский самолет взлетел, набрал высоту, столкнулся с птицами, из-за чего загорелись двигатели, а потом произошло то, что эксперты окрестили чудом. Пилот виртуозно посадил лайнер на реку.

Репортаж Антона Войцеховского.

То, что потом журналисты назвали "гудзонским чудом", сперва больше напоминало кошмар. Когда пассажиры рейса 1549 увидели в иллюминаторы стремительно приближающуюся воду, многие подумали, что это конец.

Пострадавший: "Жесткая была посадка. По-моему не было никого, кто не ударился бы головой. Я видел, как у пассажиров на соседних креслах шла кровь. Это потом стало ясно, что все отделались ушибами и порезами. А тогда было очень страшно".

Это был обычный рейс среднемагистального самолета. Вылетев из нью-йоркского аэропорта Ла-Гуардия, он должен был приземлиться в городе Шарлотт. Но спустя считанные минуты после взлета, капитан сообщил, что в оба двигателя попали птицы и перезапустить их не удается.

На сухом языке летчиков такая посадка называется "аварийная посадка на воду".

Благополучная посадка, профессиональные действия экипажа... Но, прежде всего - это была редкая удача. Ведь аварийно, а самое главное без вреда для пассажиров, сесть на воду, такое в истории авиации удавалось редко кому. Рейс 1549 после приводнения оставался на плаву еще полтора часа до прихода спасателей. Это значит, что фюзеляж от удара не пострадал. И у пассажиров было достаточно времени, чтобы покинуть самолет.

Майкл Блумберг, мэр Нью-Йорка: "Я лично говорил с пилотом. У него была трудная задача, и он с ней блестяще справился. Мистер Челси Селенбергер дважды обошел салон после того, как эвакуировали пассажиров, и как настоящий капитан покинул судно последним. От имени всех ньюйоркцев я выражаю ему благодарность".

Самое страшное при аварийной посадке на воду - это удар. Ведь самолет садится фактически на неровную поверхность.

Есть считанные примеры удачных посадок. Например, это приводнения самолета японских авиалиний в 1968 году недалеко от Сан-Франциско и авария 1972 года, когда самолет Ту-134 сел в режиме планирования в акватории Московского моря. Но самый уникальный случай произошел в 1963 году.

Это была посадка, которая вошла в учебники авиации. У Ту-124 отказали двигатели над городом. Спланировав над тремя мостами, командир экипажа Виктор Мостовой смог посадить самолет прямо в Неву. Недалеко от Финляндского железнодорожного моста. Ни один пассажир не пострадал.

По аналогии с Америкой - это было Невское чудо. Об этом случае долгое время молчали, но все пилоты всех пассажирских самолетов знают о нем.

Так что капитан рейса 1549 Челси Селлинберг, направляя самолет в Гудзон, подтвердил главный закон авиации: на гибель самолета или его спасение одинаково сильно влияет человеческий фактор.

Посадка Ту-124 на Неву стала одним из первых случаев удачного приводнения пассажирского самолета. Экипажу терпящего крушение лайнера ценой невероятных усилий удалось посадить самолет в самом центре Ленинграда. Катастрофы удалось избежать, никто не пострадал.

Обстоятельства аварии

21 августа 1963 года пассажирский авиалайнер Ту-124 компании «Аэрофлот» готовился совершить обычный регулярный рейс Таллин - Москва. Самолет был приписан к эстонскому авиаотряду. Командиром корабля в тот день был опытный пилот Виктор Яковлевич Мостовой. В состав экипажа входили второй пилот Чеченов и бортмеханик Царев.

Лайнер поднялся в воздух из аэропорта Юлемисте рано утром, в 8.55, и взял курс на московский аэропорт Внуково. Через несколько минут полета пилоты обнаружили, что переднюю стойку шасси заклинило и она осталась в полуубранном состоянии. Возвратиться в не представлялось возможным, так как он был окутан плотным туманом. Совершать аварийную посадку в таких условиях было крайне опасно. Экипажу приказали лететь до Ленинграда и попытаться приземлиться там.

Дело в том, что аварийная с неисправным шасси возможна лишь на специальной, вспаханной грунтовой полосе. Она позволяет свести до минимума риск появления искр при приземлении, а значит, избежать возгорания или взрыва самолета. Такая полоса была в Ленинграде. В Пулково тут же приняли все необходимые меры, для того чтобы принять аварийный борт. В короткие сроки все экстренные службы аэродрома были приведены в полную готовность.

Над Ленинградом

Лайнер подлетел к Ленинграду около 11.00. Специалисты Пулково попросили самолет пролететь над аэропортом, чтобы с земли оценить его повреждения. Визуальный осмотр подтвердил, что передняя стойка шасси находится в полуубранном состоянии.

Экипажу приказали готовиться к аварийной посадке. Однако, перед тем как совершить ее, необходимо было выработать лишнее горючее. Самолет начал совершать круги над городом на высоте 500 метров.

Тем временем бортмеханик Царев всеми силами старался освободить заклинившее шасси. Для этого ему пришлось прорубить отверстие в полу кабины самолета и с помощью шеста, вручную, попытаться привести стойку в нормальное положение. Все усилия оказались напрасными.

Самолет успел сделать 8 кругов над городом, когда в 12.10 обнаружилось, что топлива для посадки в Пулково уже не хватает. Внезапно заглох левый двигатель. В связи с возникшими осложнениями экипажу было дано разрешение пролететь прямо над центром города, чтобы сократить расстояние до аэропорта.

Однако в тот самый момент, когда самолет находился прямо над Смольным, остановился и правый двигатель. Лайнер начал быстро терять высоту, и под угрозой оказались все, кто находился в тот момент в центре Ленинграда. В такой экстренной ситуации командир по совету второго пилота Чеченева, бывшего летчика морской авиации, принимает решение садиться прямо на Неву.

Экстренная посадка

Мостовой приказал экипажу отвлекать пассажиров, а сам, в одиночку, начал планировать над городом.

Самолет перелетел Литейный мост на высоте 90 метров и сумел миновать Большеохтинский всего в 40 метрах от воды, чудом не зацепив его высокие фермы. Впереди находился строящийся Когда лайнер пролетел над ним на рабочие со строительных лесов в ужасе попрыгали в воду.

Ценой невероятных усилий командира самолету удалось успешно приводниться за несколько десятков метров до опор следующего, железнодорожного Финляндского моста. Говорят, что Мостовой поседел за эти несколько минут.

Посадка Ту-124 на Неву завершилась благополучно, и самолет остался на плаву, но из-за повреждений, полученных при посадке, в фюзеляж начала поступать вода. Случайно проходивший мимо и чудом избежавший столкновения с самолетом старый буксирчик «Буревестник» сумел оттащить тонущий лайнер ближе к берегу, на территорию завода «Северный пресс». Еще по одной счастливой случайности у берега в этом месте стояли деревянные плоты. Крыло самолета, легло на эти плоты и образовало естественный трап, по которому все пассажиры и экипаж благополучно сошли на берег.

Всего в самолете находились 44 пассажира, в том числе двое детей, и 7 членов экипажа. Паники не было, но, оказавшись на берегу, люди постепенно начали осознавать, что совсем недавно были на волоске от гибели. Экипаж самолета тут же отправили на допрос в КГБ, а пассажиров отвезли в Пулково, откуда первым же рейсом возвратили в Таллин.

Причины аварии

Посадка Ту-124 на Неву стала первым случаем удачного приводнения большого пассажирского самолета. Но что же послужило причиной аварии, которая едва не обернулась страшной катастрофой?

Ту-124 к тому моменту был новейшим детищем КБ "Туполев". Он проектировался и проходил испытания в сжатые сроки, а потому имел множество мелких недоработок. Одна из них и сыграла роковую роль в судьбе эстонского борта. Оказалось, что во время взлета в Таллине у самолета отвалился шаровой болт переднего шасси, его потом обнаружили на взлетной полосе. Без этой небольшой, но важной детали переднее шасси самолета не могло принять нормальное положение, и его заклинило. Как говорят специалисты, посадка с такой неисправностью грозила опрокидыванием машины. В такой ситуации удачное приводнение самолета, возможно, оказалось единственным способом сохранить жизнь пассажирам.

Второй причиной едва не разыгравшейся трагедии стала неисправность топливомера, выдававшего неверные данные о количестве горючего на борту. Этот распространенный дефект множества самолетов того времени был прекрасно известен всем пилотам, и многие из них просили заправить самолет чуть большим количеством топлива, чем полагалось. Однако в тот день этого не случилось. К тому же перед аварийной посадкой нужно было выработать максимальное количество горючего, оставив лишь самую малость, чтобы дотянуть до аэропорта, и здесь погрешность в показаниях прибора оказалась роковой.

Судьба самолета

После того как все люди покинули борт, для откачивания воды из самолета был задействован специальный пароход. Но все же он не справился с быстро поступающей водой, и вскоре Ту-124 затонул. На следующий день под самолет были подведены понтоны, он был поднят со дна и отбуксирован по Неве на запад Васильевского острова, где в то время располагалась воинская часть. После осмотра самолет был списан из-за полученных повреждений.

Его конец был печален. Кабина была отрезана и отправлена в качестве авиатренажера в Кирсановскую авиашколу, находящуюся в Тамбовской области. Красивые мягкие кресла распродали всем желающим по цене, равной стоимости бутылки водки. А останки фюзеляжа еще долго ржавели на берегу Шкиперского протока, пока не были разрезаны и проданы на металлолом.

Судьба экипажа

Изначально в КГБ и Главном управлении гражданской авиации героический поступок Мостового расценили как разгильдяйство, объявили ему строгий выговор и уволили из авиаотряда. Однако из-за шума, поднятого в зарубежной прессе, власти сменили гнев на милость. Командира корабля даже хотели наградить орденом Красной Звезды, но приказ так и не подписали. В конце концов, Хрущев принял решение не награждать, но и не наказывать летчика.

Весь экипаж вскоре снова допустили к полетам. Второй пилот Чеченов через некоторое время сам стал командиром. Мостовой также продолжил работу, но уже в составе Краснодарского авиаотряда. В начале 90-х годов он с семьей эмигрировал в Израиль, где был вынужден оставить летную деятельность и трудиться простым рабочим на фабрике. Он скончался от рака в 1997 году.

Последствия аварии

Несмотря на то что посадка Ту-124 на Неву прошла удачно, после этого случая всем авиалайнерам было строго запрещено пролетать над центром Ленинграда. Этот запрет действует до сих пор.

Удивительный опыт Мостового произвел сильное впечатление на летчиков всего мира. Аварийная посадка самолета на воду отрабатывается теперь на тренажерах во многих авиакомпаниях мира. Именно это позволило американскому пилоту успешно посадить свой аварийный «Боинг» на Гудзон в 1997 году. К сожалению, в нашей стране подобные тренировки не проводятся.

Август 1963 года надолго запомнился многим ленинградцам, которые стали очевидцами уникальной посадки. Многие своими глазами видели серебристый Ту-124 на Неве, и это зрелище, безусловно, осталось одним из самых ярких воспоминаний их жизни.

Недавно в прокат вышел новый фильм «Чудо на Гудзоне», главную роль в котором сыграл Том Хэнкс. Фильм очень понравился зрителям, а критики осыпали его положительными оценками. Причина успеха, скорее всего, кроется в том, что кинолента основана на реальных событиях. В ней рассказана история пассажирского самолета, который 15 января 2009 года совершил аварийную посадку прямо на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Благодаря профессионализму летчиков были спасены жизни 155 человек. Далее вас ждет рассказ о том, как удалось совершить эту опасную посадку.

Рейс AWE 1549 (позывной - Cactus 1549) совершал авиалайнер Airbus A320-214 авиакомпании US Airways, следующий по маршруту Нью-Йорк-Северная Каролина-Сиэтл. На его борту находились 150 пассажиров и 5 членов экипажа.

Самолет был выпущен в 1999 году (первый полет совершил 15 июня 1999 года). На день инцидента совершил 16299 циклов "взлет-посадка" и налетал 25241 час.

Самолетом управлял очень опытный экипаж.

Командиром воздушного судна был 57-летний Чесли Б. "Салли" Салленбергер. Бывший военный летчик, пилотировавший F-4 Phantom II с марта 1973 по июль 1980 года.

После выхода в отставку он продолжил летную службу в качестве пилота в гражданских авиакомпаниях. Чесли Б. Салленбергер являлся экспертом в области безопасности полетов и имел сертификат на пилотирование планеров. Налетал 19663 часа, 4765 из них на Airbus A320.

Вторым пилотом был 49-летний Джеффри Б. Скайлз. Проработал в авиакомпании US Airways 23 года. Налетал 15643 часа.

Но на Airbus A320 это был только второй его полет.

В салоне самолета работали три стюардессы: Шейла Дайл, Дорин Уэлш, Донна, у всех стаж работы более 30 лет.

Рейс AWE 1549 вылетел из Нью-Йорка в 15:24 по местному времени. Через 90 секнуд после взлета пилот сообщил диспетчерам о столкновении с птицами, что привело к отказу двух двигателей.

Пассажиры позже вспоминали, что почувствовали сильный удар, некоторые увидели, что что-то серое промелькнуло рядом с самолетом и врезалось в двигатель. Другие заметили огонь.

Самолет успел набрать высоту 3200 футов (975 метров). КВС подал сигнал бедствия и сообщил диспетчеру о столкновении самолета со стаей птиц, в результате которого выведены из строя оба двигателя.

Для рейса 1549 освобождают посадочную полосу в аэропорту Ла-Гуардиа, который находится в 11 километрах. Но пилоты понимают, что не дотянут до аэропорта. Можно попробовать сесть в аэропорту Тетерборо в Нью-Джерси, но до него тоже почти 10 километров.

Вынужденные посадки на воду обычно заканчиваются катастрофой. В 1996 году Боинг-767 компании "Эфиопские авиалинии" перевернулся во время приводнения в Индийском океане после неудачной попытки аварийной посадки.

125 человек из 175, находившихся на борту, погибли.

Жители Нью-Йорка сообщают, что видят самолет, низко летящий над городом. Командиру корабля некогда информировать пассажиров. Но они понимают, что самолет падает.

Приводнение - последний шанс рейса 1549. Но на пути самолета возникает преграда высотой 180 метров - мост Джорджа Вашингтона.

Самолет подлетает к мосту с востока на высоте всего 450 метров. Он пролетает в каких-то 100 метрах над ним. После этого командир экипажа делает разворот и начинает выравнивать самолет над Гудзоном.

На высоте 150 метров командир экипажа делает сообщение: "Говорит командир корабля. Приготовьтесь к удару".

Удар был очень сильным. Самолет как будто подскочил, затем замедлил ход и заскрежетал. Но пассажиры радовались тому, что им удалось избежать смерти. Никто еще не подозревал, что в результате удара в хвосте самолета образовалась трещина.

Аэробусы оборудованы системой, которая в случае приводнения перекрывает все отверстия, чтобы самолет не набирал воду. Для активирования системы один из пилотов должен нажать на кнопку у себя над головой. Однако ни один из пилотов рейса 1549 этого сделать не успел.

Трещина в хвостовой части увеличивается. Салоны быстро заполняются водой. Еще никто не знает, что всего через 24 минуты он окажется под водой. Все оставшиеся в самолете люди могут утонуть в ледяных водах Гудзона.

Спустя минуту после приводнения информацию о происшествии передают капитанам паромов, курсирующих по Гудзону. Паром Винсента Ломбарди "Томас Джефферсон" ближе остальных к тонущему авиалайнеру.

На то, чтобы добраться до самолета, парому потребуется 4 минуты. Не все пассажиры смогут продержаться так долго: температура воды – всего 2 градуса выше нуля.

Несколько пассажиров самолета оказываются прямо в холодной воде. В хвосте самолета критическая ситуация. Вода стремительно прибывает. Оба аварийных выхода уже под водой, открывать двери нельзя.

Через 3 минуты и 40 секунд после приводнения к самолету приходит первый паром. Пассажиры парома помогают подвести судно как можно ближе к одному из крыльев самолета, который постоянно сносит сильным течением.

Когда подходит второй паром, возникает еще одна проблема. Паромы не предназначены для участия в спасательных операциях, их палубы возвышаются над водой более чем на 2 метра. Пассажиры не могут сами на них взобраться, экипажи паромов спускают за борт сети и веревочные лестницы.

Когда к месту приводнения прибывают полицейские водолазы, спасательная операция идет полным ходом.

7 кораблей, включая корабль береговой охраны США, поднимают на борт людей с крыльев самолета и со спасательных плотов. Однако многие пассажиры все еще находятся в ледяной воде.

Аквалангисты продолжают поиски пострадавших. С момента начала операции по спасению пассажиров рейса 1549 проходит 12 минут. У спасателей очень мало времени на то, чтобы поднять всех из воды. Самолет тонет. А в нем все еще могут находиться люди.

В 15 часов 55 минут, спустя 25 минут после аварийного приводнения половина самолета уже под водой. К парому "Афина" подтягивают плот, на котором находится Чесли Салленбергер. Командир экипажа аэробуса последним поднялся на борт парома и сообщил, что выбрались все.

Пассажиров, все еще находящихся в состоянии шока, доставляют в порт.

78 человек получили медицинскую помощь в результате незначительных травм и переохлаждения.

В результате посадки, спасательных и буксировочных работ планер самолета получил значительные повреждения.

В правом двигателе были обнаружены органические останки и птичье перо.

Левый двигатель отделился при приводнении и затонул, но 23 января он был поднят со дна реки и отправлен на экспертизу.

После эвакуации пассажиров самолет отбуксирован к причалу около Всемирного финансового центра.

Где и был произведен его подъем.

После окончания расследования самолет приобретен Музеем авиации "Каролинас" в Шарлотт, Северная Каролина.

Сначала самолет стоял без двигателей. Полностью самолет представлен к осени 2012 года.

Расследование авиакатастрофы подтвердило, что оба двигателя остановились после столкновения самолета со стаей птиц. Если бы не высочайший профессионализм командира аэробуса Чесли Салленбергера, судьба пассажиров рейса 1549 могла сложиться совершенно иначе.

Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг поблагодарил пилота за то, что он не оставил самолет до тех пор, пока не убедился в эвакуации всех пассажиров.

Выжившие получили денежные компенсации и стали героями многочисленных телешоу и интервью.

Также пассажиры и члены экипажа регулярно собираются, чтобы отпраздновать юбилеи своего чудесного спасения.

Позже на бланке, который обычно выдается пассажирам для написания отзывов о полете, один из выживших написал "Нам очень повезло", выразив коллективное мнение спасенных.

Вчера мы "садились на воду"! Дитчинг - обычно одна из самых интересных и ожидаемых частей стюардесского тренинга. Хотя я не совсем понимаю, что волнительного находят мои коллеги в спешном перевоплощении из бизнес-леди с красной помадой в растрепаек в джинсах и футболках, последующем неуклюжем плескании в бассейне в странных спасательных жилетах, которые плотно обнимают шею и голову, и обратном превращении в пахнущих хлоркой прежних деловых женщин. Скидки на купание не делается - изволь после него выглядеть все так же свежо и не забыть про помаду и безупречную укладку. Мой первый дитчинг был три года назад в Дубаи - так как в Катаре пока нет своего оборудования, мы специально летали практиковаться в симулятор компании Эмирейтс. Я запомнила, что было интересно и весело, но довольно суетливо - время было расписано по минутам, и вещи нужно было паковать с собой заранее - в часе лету от дома забытых предметов туалета уже вовремя не достать. Еще запомнила, что в бассейне была очень холодная вода - конечно, не два градуса, но ее нарочно делают ниже комнатной температуры, чтобы более приблизить условия к реальной посадке на воду. Я же в этой жизни очень не люблю любые явления с эпитетом "холодный", поэтому дитчинг после этого еще пару раз поминала добрым словом - в частности, когда после него схватила легкую простуду. В этот раз ждала его с неохотой и очень радовалась тому, что его постоянно откладывали из-за каких-то проблем с бассейном. Одно хорошо - у нас свой симулятор прямо в академии, и никуда ехать было не нужно. Но вот судный день все-таки настал - и вопреки ожиданиям, состоялся на ура и я искренне, really, really had fun!

Сначала мы коллективно загрузились на надувной плот, которым в случае дитчинга служит слайд для обычной эвакуации. Нас научили, как отделять его от самолета, продемонстрировали, где находится специальный ножик для обрезки троса, как пользоваться якорем и где отыскать survival kit, с помощью которого можно минимально выжить пару дней в океане и дать себя обнаружить поисковым операциям. Потом нас заставили самостоятельно возвести над плотом резиновый тент (canopy) и заново его свернуть. Ну и наконец, началась главная веселуха. Нас разделили на группы - нужно было надуть на себе спасательный жилет, прыгнуть в воду (более-менее комфортной температуры, слава богу) и, отыскав свою группу, сформировать из нее кружок, держа друг друга за задние лямки. Потом надо было подплыть к плоту сбоку и самостоятельно на него взобраться - занятие далеко не такое легкое, как кажется со стороны, да еще этот жилет, сидящий буквально на голове! Один паренек из параллельной группы, я думала, перевернет этот плот нам всем на головы, но залезть на него так и не смог. Я была очень удивлена, когда у меня получилось с первого раза. Было весело и интересно (конечно, в отличие от реальной экстренной ситуации), и мы все по-доброму угорали от вида друг друга в жилетах и Викусика, которая по случаю надела костюм серфингиста!

Ну и на заправочку несколько интересных, обывательских фактов о посадке на воду как таковой. Дитчинг пилоты делают только в самом вынужденном случае, когда самолет дальше никак не полетит, а на земле сесть некуда (или, скорее, земли поблизости просто нет - например, прямо над открытым океаном отказали все турбины). Самолет "приводняют", экипаж в течение нескольких минут эвакуирует пассажиров на плоты, надувающиеся из-под дверей, отсоединяет плоты от самолета и общими усилиями старается отплыть на них как можно дальше. На самолете оставаться ни в коем случае нельзя - в течение нескольких минут он неминуемо затонет и временно образует воронку, засасывая под воду все, что окажется поблизости ("Титаник" все смотрели, все знают). На случай, если дело происходит в открытом океане и потребуется время, чтобы дождаться спасения, к плоту прикреплен пресловутый survival kit. Там можно найти базовые лекарства, металлические заплаты для возможных разрывов в лодке, специальный очистительный насос для превращения морской воду в питьевую. Еще там есть специальные пищевые батончики (один квадратик дает запас калорий и энергии на целый день) и всяческие сигнальные средства, чтобы привлечь к себе внимание поисковой экспедиции: специальный маркер красит обширную массу воды в ярко-зеленый цвет, дымовые ракеты можно запустить в дневное время, а ночью специальные фейрверки, небольшим зеркалом можно посылать наверх сигнальные зайчики и блики и тд. И еще во время эвакуации из самолета по возможности выносится трансмиттер, который в течение двух суток отправляет SOS на специальные частоты. Казалось бы, предусмотрено все.

К сожалению, реальность этой ситуации печальна. Современные коммерческие самолеты не приспособлены к возможной посадке на воду (я как человек далекий от инженерии, ничего в этом не понимаю и искренне недоумеваю: неужели в век прогресса до сих пор невозможно придумать что-то, облегчающее эту задачу?). Да, в аэробусах типа есть специальная кнопка для дитчинга, отвечающая за какие-то клапаны, но это все бла-бла-бла по сути. В действительности, за всю историю авиации можно по пальцам пересчитать случаи успешной посадки коммерческого самолета на воду, и то это счастливое стечение многих обстоятельств в одном месте. Идеальная обстановка для дитчинга, когда еще теоретически остаются шансы - это полный штиль и желательно, чтобы самолет приводнялся по движению воды, а не против него. Вода - мало того что твердейшая, так еще и весьма неоднородная поверхность, и даже минимальные волны и колебания при соприкосновении с ними судна способны развалить самолет на части. Что, в принципе, и происходит в большинстве случаев. Один международно признанный авиационный корифей создал максимально понятную обывателям аллегорию и сопоставил эффект посадки самолета на воду с падением сырого яйца на мостовую. Думаю, она говорит сама за себя. Большинство таких посадок завершается массовой гибелью еще в момент удара о воду. Тем не менее, шансы выжить остаются всегда, и тут ВНИМАНИЕ: многое зависит от вас. Показательный пример - рейс 961 Эфиопских авиалиний. Не пугайтесь, но это пока единственный случай приводнения широкофюзеляжного самолета, где кто-то выжил. Самолет захватили угонщики и заставили пилотов изменить курс. Не учли одного - на полпути к стране мечты закончилось топливо и самолет пришлось срочно сажать в каких-то прибрежных водах. Так вот, пилоты умудрились посадить его на воду почти без жертв, но по итогу из 175 человек на борту в живых остались лишь 50. КАК ТАК??? А так, что пассажиры поддались панике и понадували свои жилеты еще в самолете. А помните демонстрацию стюардов перед каждым полетом и как они вам говорят, что этого делать категорически нельзя? Вот и грустный урок. При открытии дверей вода начинает стремительно заполнять салон самолета и надутый жилет под ее напором поднимает человека под самый потолок, откуда уже будет не выбраться - непотопляемый жилетик сделает свое дело чисто. Вот так, пережив угон самолета и посадку на воду, большинство пассажиров подписали себе приговор своей собственной ошибкой. ЖИЛЕТ НАДУВАТЬ ТОЛЬКО НА ВЫХОДЕ ИЗ САМОЛЕТА!!! Запишите себе в блокнот!

Вообще-то, случаев выживания при водных посадках в истории коммерческой авиации было настолько ничтожно мало, что в 2000х годах уже начали проводиться серьезные дискуссии по поводу упразднения средств водной безопасности на пассажирских самолетах. Ну правда, мол, какой толк тратить миллионы на установку и профилактику плотов, спец тренинг экипажа и занимать место оборудованием, которое все равно никому не понадобится в случае аварии? Один чувак даже докторскую по этому вопросу защитил. Там очень убедительно доказал, насколько зряшны и нелепы эти бесполезные меры безопасности. В международных кругах началась смута и многие стали всерьез обсуждать этот вопрос…

Но ТУТ!!! - случилось настоящее ЧУДО! В 2009 году из-за птичьей атаки у коммерческого лайнера US Airways над густонаселенным городом мгновенно отказали обе турбины, и пилотам не оставалось ничего другого, кроме как срочно посадить самолет прямо на городской реке Гудзон. На борту находилось 155 человек. Благодаря действиям экипажа и разумному поведению пассажиров, после эвакуации на плоты выжило… там-парам…. 155 человек!!! Видали?? Пилотам и стюардам - медали и пожизненное признание, скептикам и упадочным настроям решительный отпор, а нам с вами - урок и надежда! Все возможно и никогда не надо отчаиваться. Именно поэтому мы вчера дружно прыгали в воду, мастерили резиновую крышу и учились забираться на плоты и затаскивать туда остальных. Пилоты сделают свою работу, а мы свою. Так что будете с нами лететь - если чо - не волнуйтесь, спасем! (улыбка и обниманцы)