Понимание — это поиск смысла: понять можно только то, что имеет смысл.

В озможно, вам уже приходила в голову мысль, что ничто на свете в действительности не имеет значения – ведь через двести лет никого из нас уже не будет в живых. Это странная, эксцентричная мысль, поскольку непонятно, почему из того факта, что за двести лет все мы успеем умереть, должно следовать, что ничего из совершаемого нами теперь не имеет никакого значения.

Суть этой идеи, похоже, заключается в том, что наша жизнь – с ее борьбой за достижение каких-то целей, стремлением как-то устроить свою судьбу – это нечто вроде мышиной возни, и все это имело бы смысл только в том случае, если бы все эти достижения сохранились навеки. Но такого не будет. Даже если вы создадите великое литературное произведение, которое будут перечитывать через тысячи лет, все равно, в конце концов, и солнце погаснет, и саму вселенную постигнет коллапс, и все следы ваших трудов и деяний исчезнут. Как бы то ни было, мы не вправе надеяться даже на частицу подобного бессмертия. И уж если вообще есть какой-то смысл в том, что мы делаем, нам следует искать его в рамках самой нашей жизни.

Какие с этим могут быть трудности? Вы в состоянии объяснить смысл большинства своих поступков. Вы работаете ради заработка, который нужен для того, чтобы прожить самому и, наверное, вашей семье; вы едите потому, что испытываете голод, а спите потому, что устали; ходите на прогулку и созваниваетесь с друзьями, потому что это доставляет вам удовольствие; читаете газеты, чтобы узнать, что происходит в мире, и т.д. Если бы вы всего этого не делали, то чувствовали бы себя не в своей тарелке. Так в чем тут проблема?

Проблема в том, что, хотя большинству поступков – и значительных и мелких, – которые мы совершаем в жизни, находятся оправдания и объяснения, ни одно из этих самых объяснений не показывает, в чем же смысл вашей жизни в целом – смысл того целого, частицами которого /80/ являются все наши дела и поступки, успехи и неудачи, устремления и разочарования. Если вы задумаетесь над этим целым, то вам может показаться, что никакого смысла в нем нет вообще. С точки зрения стороннего наблюдателя ничего не значило бы, если бы вас и вовсе не было на свете. А после того как ваша жизнь закончится, не будет иметь никакого значения и то, что вы все-таки когда-то существовали.

Разумеется, ваше существование имеет значение для других людей – ваших родителей и всех тех, кому вы небезразличны, – но, вообще говоря, их жизнь в целом тоже лишена смысла, так что, в конечном счете, не имеет значения, что вы для них что-то значите. Вы значимы для них, а они – для вас, и это, наверное, придает вашей жизни ощущение осмысленности, но, по сути, вы просто, так сказать, втянуты в игру взаимного признания. Поскольку уж человек живет, у него есть потребности, заботы и интересы, в силу которых какие-то люди и вещи становятся значимыми для его жизни. Но в целом все это не имеет значения.

Но имеет ли значение, что это не имеет значения? «Ну и что из того?» – можете вы спросить. «Достаточно уже того, что для меня имеет значение, успел я или опоздал на нужный мне поезд, забыл или не забыл покормить свою кошку. Большего мне и не требуется – надо просто жить». Это превосходный ответ. Но им может удовлетвориться только тот, кто действительно способен избегать более глубоких размышлений и вопросов о смысле жизни в целом. А уж если вы зададитесь таким вопросом, то вам откроется, что, возможно, ваша жизнь лишена смысла.

Мысль о том, что по истечении ближайших двухсот лет вас уже не будет на свете, – это просто способ уяснить себе, что ваша жизнь включена в более широкий контекст, так что осмысленности мелких повседневных дел и забот недостаточно для ответа на главный вопрос. А что, если ваша жизнь в целом все-таки имеет значение – значение по отношению и в связи с чем-то большим, чем-то высшим? Означало бы это, что она, в конечном счете, не бессмысленна?

Ваша жизнь может иметь более глубокое значение в самых разных отношениях. Возможно, вы принимаете участие в политическом или социальном движении, которое меняет этот мир к лучшему во благо грядущих поколений. /81/ Или же просто делаете все возможное для своих детей, обеспечивая их и их потомство. Наконец, вы можете считать свою жизнь значимой, исходя из религиозных соображений: ваше пребывание на земле – это лишь приуготовление к вечной жизни в прямом общении с Богом.

Я уже отмечал, в чем состоит проблема со смыслом, зависящим от общения с другими людьми, даже если это люди из отдаленного будущего. Если человеческая жизнь имеет смысл в качестве части чего-то более масштабного, то все равно можно спросить и про это последнее: какой смысл имеет оно само ? Ответ может состоять в отсылке к чему-то еще более масштабному, или ответа может не быть никакого. Если ответ все же дается, мы просто повторим свой вопрос. Если же ответа нет, то наш поиск смысла заканчивается на чем-то, что смысла не имеет. Но если бессмысленность допустима применительно к более широкому контексту, частью которого является наша жизнь, то почему ее нельзя допустить и по отношению к самой нашей жизни, взятой в целом? Что страшного в том, что ваша жизнь лишена смысла? А если это неприемлемо для вас, то почему это должно быть приемлемо в отношении более широкого контекста? Что нам мешает спрашивать снова и снова: «Но в чем все-таки смысл всего этого?» (человеческой истории, смены поколений и всего остального).

Упование на религиозный смысл жизни носит несколько иной характер. Если вы верите, что смысл вашей жизни состоит в исполнении воли любящего вас Бога, во встрече с Ним в загробной жизни, то, по-видимому, не подобает задавать вопрос: «А смысл этого в чем?» Тогда должно существовать нечто выступающее смыслом самого себя и не имеющее внешней по отношению к себе цели. Но именно по этой самой причине такое нечто сталкивается уже со своими собственными проблемами.

Идея Бога, по-видимому, такова, что на ее основе можно объяснить все остальное, но которая сама не нуждается в объяснении. Вот только затруднительно понять, как такое возможно. Если мы спрашиваем: «Почему мир таков, каков он есть?» – и получаем ответ с религиозной точки зрения, то что помешает нам снова спросить: «А это почему так?» Каким должен быть ответ, чтобы пресечь все наши /82/ дальнейшие «почему» раз и навсегда? А если эти «почему» могут прекратиться на каком-то этапе, то почему тогда, а не раньше?

Похоже, именно такие проблемы возникают в том случае, когда в качестве последнего оправдания ценности и смысла наших жизней ссылаются на Бога и Его волю. Идея, согласно которой наша жизнь есть исполнение Божьей воли, должна, как считается, придавать ей смысл таким образом, что дальнейшие вопросы о смысле излишни и недопустимы. Вопрос: «Какой смысл в Боге?» – столь же неуместен, как и вопрос: «Как можно объяснить Бога?»

Но для меня проблема с ролью Бога как предельного объяснения заключается в том, что я не уверен, что понимаю саму эту идею. Может ли на самом деле существовать нечто столь всеохватное, что сообщает смысл всему остальному, что в нем заключено, но само не имело бы никакого смысла и не нуждалось бы в нем? Нечто, о смысле чего нельзя было бы спросить извне, потому что никакого «извне» по отношению к нему нет.

Если роль Бога заключается в том, чтобы придавать нашей жизни смысл, который недоступен нашему пониманию, то это слабое утешение. Бог как последнее оправдание и последнее объяснение – это, похоже, непостижимый ответ на вопрос, от которого мы не можем избавиться. С другой стороны, может, в таком ответе как раз и заключена вся суть дела, а я просто не способен уразуметь религиозные идеи. Возможно, вера в Бога – это вера в разумность и постижимость Вселенной, однако не для нас.

Но оставим этот вопрос и обратимся к более скромным масштабам человеческой жизни. Даже если в целом жизнь и лишена смыла, то, возможно, по этому поводу не стоит так уж сокрушаться. Наверное, мы можем признать это обстоятельство и просто жить, как жили. Вся штука в том, чтобы трезво смотреть на вещи и не терять почвы под ногами, и пусть оправданием жизни будет сама ваша жизнь и жизнь тех, с кем вас связала судьба. Если вы когда-либо спросите себя: «Какой вообще смысл жить?» – будь вы студентом, барменом или кем бы то ни было, – вы ответите: «Никакого смысла. Если бы меня вообще не было или если бы все на свете мне было безразлично, это не имело бы /83/ никакого значения. Но я существую, и кое-что меня волнует. Только и всего. Это все, что можно сказать».

Одних полностью устраивает такая позиция. На других она производит гнетущее впечатление, хотя и представляется неизбежной. Отчасти проблема в том, что некоторые из нас питают неискоренимую склонность воспринимать себя с излишней серьезностью. Мы желаем видеть себя значимыми «извне». Оттого, что наша жизнь в целом кажется лишенной смысла, какая-то часть нашего существа испытывает разочарование и досаду – та часть, которая всегда надзирает за тем, что мы делаем. Многие человеческие усилия, особенно те, которые направлены на достижение амбициозных целей, а не простое выживание и обеспечение комфорта, черпают энергию именно в ощущении собственной значимости – ощущении, что совершаемое тобой важно не только для тебя самого, но важно и в каком-то более высоком смысле: важно вообще и для всех. Отказ от подобной уверенности грозит нам утратой движущих стимулов – именно этот ветер раздувает наши паруса. Если жизнь есть нечто неподлинное, ненастоящее, несерьезное и впереди – лишь могила, то, наверное, нелепо так уж серьезно относиться к самим себе. С другой стороны, если уж мы не можем не воспринимать себя всерьез, то нужно, наверное, просто смириться с тем, что это выглядит смехотворно. Жизнь, вероятно, не только бессмысленна, но и абсурдна. /84/

Имеет ли смысл наше существование? Этот вопрос даже перешел в вопрос о том, имеет ли вообще какой-то смысл этот мир, который объективно существует. Я здесь напишу свои рассуждения по этой проблеме и приглашаю всех подумать вместе со мной обо всем этом.

Если кратко, то я считаю, что вообще ничего не имеет никакого смысла , кроме двух вещей, о которых будет сказано ниже. Потому что все время по поводу каждой вещи или явления задается вопрос о его смысле и обосновывается. Таким образом, выстраивается цепь объяснений смыслов, которая в конечном итоге приводит в отрицательному результату - к тому, что все бессмысленно.

В качестве примера можно привести самые обычные позиции из нашей повседневной жизни. Смыслом нашего брака является совместная жизнь и рождение детей. Вроде бы смысл в женитьбе есть. Но это только так кажется, потому что если продолжить цепь рассуждений дальше, все оказывается не так однозначно. Дело в том, что если в конечном итоге нас и наших детей ждет смерть, то значит, в браке смысла не было.

Другой пример. Мы строим города. Они имеют смысл для нашей общественной жизни. Однако через много веков они пустеют и превращаются в руины. Получается, что в конечном итоге в их строительстве смысла не было.

Таким образом, отсюда можно сделать вывод о том, что смыслы всех вещей можно разделить на две категории: ближайшие смыслы и конечные смыслы . Ближайшие смыслы есть. Примеры этого: я ем, чтобы насытиться, насыщаюсь, чтобы работать, работаю, чтобы содержать семью. Однако конечные смыслы оказываются не существующими. Примеры: если я ем, работаю, содержу семью, но, в конце концов, умру, то значит, все это было бессмысленным.

Окончательный итог оказывается скорее отрицательным, чем положительным. Ведь даже если есть ближайший смысл вещей, то нет их конечного смысла. Разрушение и смерть все делают бессмысленными, даже если все временно имело смысл.

Если перенести все эти размышление на вселенную, то получается то же самое. Зададим себе вопрос: а в чем смысл существования солнца? В том, чтобы не нарушился планетарный вселенский порядок, так как все объекты вселенной составляют единое целое. Разрушение одного звена вызовет цепь дальнейших разрушений. Но, все таки, в чем конечный смысл существования солнца, если оно тоже когда-то прекратит свое существование? Опять же, конечный смысл оказывается отрицательным.

Более того, в существовании вообще всей вселенной нет никакого смысла, если не было бы людей. Ведь для того, чтобы был смысл, нужен субъект размышлений. А субъектом, размышляющим об объекте, является только человек. Значит само понятие «смысла» всего вообще существует только благодаря человеку. А если человечество смертно, то и смысла в существовании вселенной тоже нет.

Поднимемся еще выше и перенесем эти размышления на Бога. Есть смысл в существовании Бога потому, что он создатель и управитель всего, сущего бытия. Но если бытие, в конечном итоге, смертно и подлежит разрушению, то и смысла в Боге нет.

Однако сам Бог вечен. Вечной является и жизнь после смерти, в которую верят все верующие. А это уже обретает тот самый конечный смысл. Значит, смысл существования человека заключается в его вере в вечность . Ведь только вечность неуничтожима.

Таким образом, получаем результат: вообще ничего в этой вселенной не имеет смысла, помимо веры в вечность. На самом деле все, чем мы занимаемся, строим, женимся, рожаем детей, зарабатываем, отдыхаем, работаем - все это лишено смысла, все это бессмысленно. Ибо, что бы не сделал человек, смерть превратит все это в ничто.

А как это можно понять? Только через философию , которая наводит человека на все эти размышления. Поэтому, есть только две бесспорные вещи, которые имеют смысл в нашей жизни - это вера в вечность и философия . Остальное все бессмысленно.

Смысл ♦ Sens Значение (слова, предложения и т. д.). Иметь смысл – значит желать что то сказать или сделать. Это желание (воление) может быть явным или скрытым, сознательным или неосознанным, оно может даже казаться лишь видимостью желания,… … Философский словарь Спонвиля

Сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? смысла, чему? смыслу, (вижу) что? смысл, чем? смыслом, о чём? о смысле; мн. что? смыслы, (нет) чего? смыслов, чему? смыслам, (вижу) что? смыслы, чем? смыслами, о чём? о смыслах 1. Смыслом… … Толковый словарь Дмитриева

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) … Википедия

Одно из ключевых понятий философии истории, характеризующее ту цель, которая стоит перед человечеством и которую оно стремится реализовать в ходе своей постепенной эволюции. Цель как истории, так и любой человеческой деятельности представляет… … Философская энциклопедия

Смысл любви цикл из пяти статей Владимира Соловьева, опубликованный в журналах 1892 1893 годах. Н. А. Бердяев считал, что « Смысл любви Вл. Соловьева самое замечательное, что было написано о любви». Как пишет А.Ф.Лосев в своей… … Википедия

Смысл сущность феномена в более широком контексте реальности. Смысл феномена оправдывает существование феномена, так как определяет его место в некоторой целостности, вводит отношения «часть целое», делает его необходимым в качестве части… … Википедия

Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Это вопрос для эмбриона, не для мужчины. Сэмюэл Джонсон Жизнь, быть может, не стоит того, чтобы жить, но что с ней еще можно делать? Есть ли смысл жизни? Смотря когда. Давид Самойлов Жизнь имеет в точности ту… … Сводная энциклопедия афоризмов

смысл - СМЫСЛ (англ. sense, meaning; нем. Sinn, Bedeutung) понятие, обозначающее отнесенность знака, явления, события к человеку или некоторому высшему существу (широкое употребление); понятие, характеризующее содержание языковых выражений (узкое … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Способ представления денотата в знаке (см. ЗНАК) (определение Готтлоба Фреге). Это означает, в частности, что у знака может быть несколько С. при одном денотате, то есть том предмете, который этим знаком обозначается. Например, имя Аристотель… … Энциклопедия культурологии

СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА - эйдос индивида, умопостигаемая целостность всех проявлений его души. Стихия С.Ж. не материя и не энергия, а информация. Догадка о чьем либо С. ж. (в т. ч. о собственном) есть попытка понять скрытую форму правления души в теле, заключить о… … Современный философский словарь

Книги

  • Смысл и содержание исторического процесса. Философия науки и веры , Мальцев Николай Никифорович. Без понимания неразрывного единства Вселенной, вселенской жизни и земного человечества понять историю, а тем более определить смысл и содержание исторического процесса невозможно. Нельзя…

Шаг вперед.

Кажется, что мимо пролетает весь мир. А Люси всего лишь пропустила одну ступеньку на лестнице.

В этот момент показалось, что её внутренности разом пустились в пляс. Она схватилась рукой за поручень, отталкиваясь назад и медленно оседая на ступеньку выше.

В приемной было темно, но тепло. Напротив входа в дом на первом этаже в камине ярко горел огонь. Люси чуть сильнее укуталась в белый тканый плед, опираясь на деревянную лестницу и мучая себя вопросами.

Кто разжег его?

У неё новые соседи на первом этаже?

Второй вариант растекся во рту сладким привкусом. Томящее чувство внутри вновь зашевелило органы, гоня по телу мурашки: ей хотелось верить в то, чего не было. Или... верить в то, во что на самом деле уже давно верить надоело?

Восемнадцать. Ей уже восемнадцать. Часики её жизни медленно тикали, и даже при всем понимании своей молодости и неосознанности, Люси пугали цифры, обозначающие её совершеннолетие. Ей хотелось приключений, драйва, чтобы адреналин взрывал тело, но никак не того, что она получила в итоге. Работа моделью, да еще и в нижнем белье... Казалось, это то же, что и светить попой в мини-юбках и коротких топиках, но было что-то такое... постыдное. Будто бы в неглиже её должен видеть только один человек, и этот человек в её представлении был профессиональным грабителем холодильников, неаккуратным неотесанным ребенком-двадцати-лет.

Ей было горько и одиноко. Люси была одинока в жизни, была одинока внутри. У неё больше не осталось людей, которые могли бы видеть подтекст в её возражениях и криках, не было защитников и верных товарищей, на которых можно положиться в трудную минуту. У неё была только карта с местонахождением точек прошлого и гордость, сулящая желание содрать её со стены и сжечь в том же камине, который сейчас поднял в её душе дико-пассивную бурю.

Но это не принесло бы желаемого спокойствия. Потому что на карте не было двух тех обозначающих пунктов, в сожжении которых имелся бы смысл. Люси предпочитала наивно верить в то, что Нацу и Хеппи обязательно почувствуют, как она пытается выбросить их из своего сердца, и это принесет им столько боли, что заставит вспомнить, умчаться на поиски пепла с их местонахождением.

Отчаянно цепляясь руками за балясины, она опиралась на них головой и давилась слезами. Раньше, услышав от кого-нибудь фразу "Поплачь, станет легче", Люси рассмеялась бы в лицо. Теперь это казалось единственной спасительной ниточкой.
Эта жалкая горстка надежды осталась еще со времен, когда ей приходилось жить за правилами аристократического мира. Тогда каприз был бонусом, дополнением, на которое у неё имелись все необходимые права.
Просто потому, что Люси все еще верила: Нацу - её единственный защитник, неповторимый спаситель, сигналом для которого служили её боль и отчаяние. Будто бы достаточно заплакать, и он примчится к ней на помощь.

Сквозь слезы, укрывшие её глаза, Люси всматривалась в огонь, догорающий в камине. Её раздирало на части: одна тянулась к карте с желанием сжечь, другая - выбежать на улицу, лечь в снег, прикидываясь ангелом. Третья желала просто уснуть и хоть раз не проспаться тридцать раз за ночь.

Что-то внутри вздымается вверх ураганом, путает мысли, путает желания, путает здравый смысл. Люси подрывается с ног, бежит вверх по лестнице. Падает. Снова поднимается, уперто вбивая себе в голову мысль, что не больно, и синяки не проблема, и ничего более в мире не столь ужасно, как шторм у неё внутри. Бежит вперед, распахивает дверь и бросается к карте, истошно раздирая её ногтями до тупой боли в пальцах, скрипящего звука в ушах и сине-красных дорожек от въевшихся слез.

Дождь с привкусом слез проходит. Огонь все еще горит.

Утро встречает солнцем и щебетанием птиц. Тихо снаружи и тихо внутри. Люси просыпается раньше положенного на целый час, поднимается, умывается, а затем одевается в привычную одежду.
С пола на неё смотрят раскиданные листовки с изображениями хорошо знакомых людей, затерянных в вереницах прошлого. От вчерашней бури остается лишь легкое воспоминание, теперь приходится восстанавливать мир. Ад закончился. Стоит полагать, что вот-вот на горизонте покажутся врата в Рай?

Люси старательно собирает карту по частицам, аккуратно склеивая, а затем возвращая прежний вид с помощью магии. Когда звенит будильник, зовя на работу, она поднимается и разыгрывает своё обычное идеальное утро.

Вот-вот все утонет в огне.

Что происходит? На арене появляется загадочный незнакомец?!

Вываливаясь через перила, Люси взволновано пытается подозревать, что это «нарушитель». Стоит ли лишний раз ей спрашивать себя то же, что и вчера? Даже если очень хочется верить, даже если правда близка, как никогда, даже если все внутри дребезжит от предчувствия, нет… Люси не может спросить себя: «Может, это Нацу?».

Она не может поверить даже тогда, когда небо содрогают крики его имени.

Как дела, Люси?

А в квартире втроем так хорошо. Нацу называет её жилище хоромами, а она впервые не хочет думать, как сильно тесно в этом месте. Было так шумно и весело, что она также впервые не хотела думать о творящемся в её голове. Будто только одного их присутствия достаточно, чтобы разбить её гордость в прах.
Ей уже давно не было так хорошо.

Ночь кажется длинной. Нацу лежит на диване, вглядываясь в пустоту. У него перед глазами все еще стоит карта, висящая в спальне Люси на стене, и манит, манит, манит.
Хеппи лежит рядом на подушке. Он уснул, как только их план с нарисованными рожицами провалился.

«Думаю, он не проснется…»

Двери здесь по ночам не скрипят, пол не выдает тайн. Он мягко проходит в комнату, оказывается у карты, и теперь уже вглядывается в детали, которые не смог рассмотреть. Сначала замечает легкие швы, скрытые под замысловатым волшебством, затем недостающие куски.
Что-то изменилось.

«Нацу и Хеппи: наконец-то дома!»

Он по старинке прокрадывается к кровати: Люси во сне улыбается и впервые за долгое время не просыпается. Нацу думает, что будет весело, когда она проснется сейчас и начнет гнать его прочь из комнаты, но ничего не случается. Люси только аккуратно поворачивается, утыкается лицом ему в шею, улыбается и мягко обнимает его руку. Кто сказал, что она спит?

Бессмысленная деятельность, то есть деятельность не имеющая смысла, крайне негативно сказывается на психическом состоянии человека, что было доказано рядом психологических экспериментов, и что собственно мы сами можем наблюдать. Достаточно посмотреть на человека, деятельность которого не имеет смысла, и вы увидите насколько это мертвый человек, поведение которого порою похоже на поведение робота. Человек же видящий смысл в том, что он делает, преследующий определенную цель, выглядит намного свежее, жизнерадостнее и его психическое состоянии более уравновешенное, проще говоря, человек живет. В качестве примера могу привести один интересный эксперимент, о котором читал в своей время. Это был эксперимент над заключенными, которые строили железную дорогу, работа у них была очень тяжелая и потому некоторые из них умирали. Но потом их для эксперимента заставили перетаскивать камни с одного места на другое, то есть деятельность их стала абсолютно бессмысленной, и смертность при этом возросла вдвое. Таким образом, мы видим, что человек занятый бессмысленной деятельностью, перестает цепляться за жизнь, чем если бы он четко был убежден в надобности своих действий.

На самом деле подобного рода экспериментов проводилось много, однако я люблю приводить больше примеры из жизни, в которой подобных экспериментов предостаточно, надо только быть внимательным. Обратите внимание на детей, или вспомните себя в детстве, вспомните свои мечты, то количество энергии что в вас было, ту жизнерадостность и целеустремленность, которая у взрослых уже на совершенно ином уровне. И здесь друзья мои дело не в возрасте я вас уверяю, здесь все дело в энергии, в шкале активности человека, которая подавляется в нашем обществе, с целью подчинить себе волю человека. Человек полный энтузиазма, творчески смотрящий на свою жизнь, имеющий массу задумок и энергию на их воплощение, практически не поддается управлению, он задается вопросами, подчас очень неудобными для других, он пытается видеть смысл в том, где его нет, и это мешает эксплуатировать его. Вообще конечно смысл есть во всем, если его поискать, вы его обязательно найдете, но этот смысл, может иметь разный масштаб значимости.

Есть, например смысл в жизни мухи, которая является пищей для птиц, то есть занимает определенную позицию в пищевой цепочке, и это ее категория. Категория значимости человека и смысл его жизни, на порядок выше, и потому все что ниже этой категории, человеку кажется бессмысленным и с психической точки зрения – это убивает его. Почему скажем люди боятся свободного времени, потому что они не видят в нем смысла, не может нормальный и здоровый во всех отношениях человек, ничего не делать, не для того он пришел в этот мир. И потому мы все подсознательно, а кто-то и на уровне сознания, понимаем это, мы понимаем, что наша задача, делать что-то, что имеет смысл, что оправдывает нашу жизнь. Я не буду разбирать жизнь людей, которые апатичны и которым совершенно ничего не нужно, готовых днями валяться и ничего не делать, прежде всего потому что я считаю таких людей мертвыми с точки зрения состояния их внутреннего мира, а потом в них ведь тоже есть определенный смысл, пример для других.

Нормальный человек должен видеть смысл своей жизни и смысл своей деятельности, которые я предлагаю дополнить конкретно поставленной целью в жизни, которая должна быть как можно более значимой. Это позволит и радость от жизни получать и иметь больше энергии, иной раз бьющей через край. Я видел людей, фанатично одержимых своей идеей, у которых было очень, много энергии, которые строили планы, выискивали возможности для реализации своей задумки и ничего не боялись. Да и наверняка каждый из вас тоже встречал в своей жизни таких людей, более того, все мы хотя бы раз чувствовали себя так же, а некоторые, включая меня, чувствуют себя так и в настоящий момент. Человек видящий смысл в своей жизни и своих делах, будет жить дольше и иметь больше здоровья, нежели тот, кто живет бессмысленной жизнью и занимается бессмысленной деятельностью. И это не теория к которой я пришел, а закономерность, которую вы лично можете наблюдать присмотревшись к жизни людей как я это называю, обратив внимание на тех, кто всю жизнь живет таким образом, что постоянно к чему-то стремится.

Ну не будет у человека желания что-либо делать, если не придать этой деятельности смысл, оттого-то грамотные лидеры всегда придают деятельности своих подчиненных смысл. С этой же целью для общества находят врага, с которым все борются, для этого же и держат перед носом людей морковку разных цветов, то красную, как это было с нашей страной, то зеленую, что происходит сейчас со всем миром. Смысл – это деятельность с мыслью о том, что я делаю и зачем это мне? А такой мыслью можно управлять, а можно отключить ее, что менее эффективно как мы видим, хотя при этом люди становятся более покорными. Это происходит потому, что у человека, занятого бессмысленной деятельностью, очень сильно падает самооценка, помимо энтузиазма и энергии, ведь если он делает то, в чем не видит смысла, то фактически он делает это без желания, а значит совершает над собой насилие. Видите, какая цепочка внутреннего состояния открывается нам, если мы разбираем с вами бессмысленный вид деятельности человека, и все это поддается контролю и управлению.

Вы можете сами управлять своим состоянием, повышать или понижать свою энергию, настроение, уверенность в себе. Ведь если вы подумаете и найдете смысл в том, что вы в данный момент делаете, то это все равно что выпить жизненный эликсир, который придаст вам жизненных сил, уверенности в себе, повысит вашу энергию, сделает вашу жизнь более радостной ну и так далее, в общем, полный позитив. По возможности лучше конечно заниматься действительно нужными делами, но раз так получилось, что вы сами или по воле других людей, вы вынуждены заниматься бессмысленной деятельностью, тогда упорно ищите в этом смысл или сами предайте его себе, он ведь есть и вам надо представить его себе. Это спасет вас, вы не будете умирать как личность, вы будете чувствовать себя человеком, и сохранять энтузиазм не смотря ни на что.

Для примера скажу, что я многих таким образом, излечил от депрессии и помог достичь значительного успеха в жизни, просто помогая найти смысл во всем, что есть в жизни человека, включая его деятельность. Так что друзья мои, это на самом деле важно, бессмысленной деятельности вокруг нас очень много, так уж построено наше общество, в котором человек подчас выполняет — машины, которая просто должна подчиняться командам извне. Но мы от природы с вами не такие. Мы с вами творцы, и должны видеть акт творения во всем, что мы делаем, помните, смысл есть во всем, ищите его, если надо придавайте ему значимость достойную жизни человека. А в идеале конечно не занимайтесь бессмысленной деятельностью, не опускайте себя до уровня мухи или сучка дерева, о который можно спину почесать.

Занимайтесь в жизни тем, что на самом деле имеет смысл, дает практический результат и делает прежде всего, вашу жизнь лучше. Чем более творческий вид деятельности вы для себя выберете, чем более амбициознее будут ваши планы, тем счастливее будет ваша жизнь. Ставьте цели, в которых есть смысл, и пусть даже вы не сможете достичь всех этих целей, сам процесс достижения будет для вас иметь смысл, это и есть жизнь, радостная, счастливая, динамичная, жизнь достойная человека, жизнь со смыслом.