Приключенческие жанры в детской литературе и детском и юношеском чтении. Проблематика

Конкурс Копирайта -К2
Жанр приключений – самый популярный, его предпочитают наибольшее количество читателей. Причем читателей самых разных возрастов, уровня интеллекта и социального статуса. Приключения читают все – от пионеров до пенсионеров.
Однако признаваться в этом не особо спешат. И так было всегда. Еще в позапрошлом веке интеллигенция с трибуны заявляла, что признает исключительно Шпенглера, хотя, на самом деле, взахлеб читала Поль де Кока. С той поры много чего поменялось в науке, технике и общественном устройстве, однако по итогам I полугодия 2012 года самым продаваемым романом стал детектив Марининой «Бой тигров в долине». Против цифр не попрешь.

А литературоведы как не любили приключенческий роман, так и продолжают убеждать нас, что приключения – это литература второй свежести. Так ответим же этим, прости господи, филологам на ихнем языке!

Разделение литературы на «серьезную» и какую-то другую является искусственным.
Есть одно понятие литературы как искусства с различным родовым, жанровым содержанием.
Приключенческие жанры входят в общий литературный процесс и не могут рассматриваться вне контекста его развития.
Более того, сам литературный процесс в значительной степени направляется эволюцией приключенческих – низких, по мнению филологов, - жанров.
Вот!

Ну, а теперь, когда этих надоедал сплавили, поговорим о приключенческом жанре всерьез.

Приключенческий жанр включают в себя практически все атрибуты, необходимые для интересного и увлекательного чтения – динамичность и сложность сюжета, храбрых и красивых героев, любовные перипетии и неожиданные повороты.

Как жанр приключенческий роман сформировался в середине XIX века.
Предшественниками авантюрного романа XIX века были произведения Вальтера Скотта, Фенимора Купера, Виктора Гюго. А блеск жанру придали, конечно же, Дюма и Стивенсон.
Конец XIX - начало XX века – золотой век приключений. Писатели пошли косяками. Это Луи Буссенар, Эдгар По, Мелвилл, Саббатини, Теофиль Готье, Джек Лондон, Брэм Стокер, Жюль Верн, Конан Дойл, Майн Рид, Герберт Уэллс и многие другие.
В России в приключенческом жанре работали А. Грин, В. Каверин, А. Толстой, А. Беляев, Г. Адамов, А. Рыбаков.
Какие имена! Классики! Все они прошли испытание временем и, бесспорно, стали именами в истории литературы.

Массовую любовь к приключенческой литературе принято рассматривать как ответную реакцию на литературу приземленную (то есть реализм), которую интересовали только будни обыденной жизни. А читатели хотели раздвинуть мир, им нужны были произведения, в которых бы кипели страсти, действовали необыкновенные герои, со сказочной легкостью проходящие через самые сложные испытания и добивающиеся успеха. Короче, нужен был удивительный, таинственный, захватывающий мир приключений.

«Более всего ей нравится в романах длинная, хитро задуманная и ловко распутанная интрига, великолепные поединки, перед которыми виконт развязывает банты у своих башмаков в знак того, что он не намерен отступить ни на шаг от своей позиции, и после которых маркиз, проткнувши насквозь графа, извиняется, что сделал отверстие в его прекрасном новом камзоле; кошельки, наполненные золотом, небрежно разбрасываемые налево и направо главными героями, любовные приключения и остроты Генриха IV, - словом, весь этот пряный, в золоте и кружевах, героизм прошедших столетий французской истории» (Куприн. Яма)

Что же отличает приключенческий жанр от прочих?

Прежде всего, ФАБУЛА.
При внешнем сюжетном многообразии приключенческих произведений фабула их довольно проста. Это – бегство, путешествие, плен, чудесное спасение.
Любовная история может присутствовать, однако в центре внимания лежат не психология отношений влюбленных, а преодоление внешних обстоятельств, которые мешают их счастливому воссоединению.

Как правило, главный герой пускается на поиски – любимого человека, сокровища, зачарованного места или какой-то идеи.

Сходу вспоминаются:
Конан Дойл. «Затерянный мир». Профессор Челленджер с компанией отправляется в Южную Америку на поиски некоего горного плато, где, по слухам, обитают динозавры и примитивные люди каменного века.
Джек Лондон. «Сердца трех». Молодой потомок пирата Моргана, который оставил ему богатое наследство, отправляется на поиски сокровищ своего предка.
Жюль Верн. «Вокруг света за 80 дней». Филеас Фогг побился об заклад, что сумеет обогнуть земной шар в срок не более 80 дней, что было в то время предельно возможной скоростью.

Как вариант – герой попадает в затруднительное положение и чтобы выбраться из него, герою предстоит преодолеть множество препятствий. (Дюма. Граф Монте-Кристо. Майн Рид. Всадник без головы)

Все мы прекрасно помним эти (и другие) романы благодаря ВЫСОКОМУ ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ НАКАЛУ ДЕЙСТВИЯ.
Героя ждут экстраординарные события – стрельба, хищники, природные катаклизмы.

Интрига, лежащая в основе произведения, предусматривает МНОЖЕСТВО СЮЖЕТНЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ.
Герои постоянно попадают в из огня да в полымя. Например,

Экипаж шхуны «Пилигрим» погибает в результате схватки с китом (Жюль Верн. «Пятнадцатилетний капитан»). Командование принимает младший матрос Дик Сэнд. Все бы хорошо, да злобный кок Негоро оказывается агентом работорговцев и обманом меняет курс корабля (помните топор под компасом?). Герои вместо Южной Америки приплывают в Африку (ну, ошиблись маненько). И тут опять - злодей, на этот раз подельник Негоро. Он опять же обманом завлекает героев вглубь страны. Все попадают в рабство. Но один негр таки сбегает и спасает Дика. Снова опасные приключения, в результате которых герои спасают женщину с ребенком и малахольного ученого-энтомолога.

Или
Трансатлантический корабль «Вениамин Франклин» тонет во время шторма (А. Беляев. «Остров погибших кораблей»). Тонет, тонет, да не потонет. И герои оказываются занесенными куда-то во внутреннюю область Саргассова моря. А там не абы что, а целое государство, состоящее из непотонувших жертв кораблекрушений. Злодей губернатор (самозванный) хочет жениться на красавице героине, но положительный герой ему это сделать не дает. Герой быстренько чинит германскую подводную лодку, и вся компания отчаливает с острова. Возвращаются в Америку, и там выясняется, что положительный герой оправдан (до этого его обвиняли в преступлении, но все обошлось). Герои женятся и опять отправляются на Саргассово море (ну прям неймется им).
А за время их отсутствия там происходят драматические события. Все думают, что злодея губернатора пристрелили, и его преемник распоряжается строить мостки к соседним останкам кораблей. И тут объявляется этот самый убиенный губернатор, который, оказывается, выжил в заварушке. Его быстренько арестовывают, но пока приезжая экспедиция занимается исследованиями подводного мира, злодей сбегает и прячется на одном из заброшенных кораблей. Понятное дело, осада. В это время накурившийся опиума китаец взрывает резервуар с нефтью.

Или
После долгих мытарств экспедиция Горюнова (Обручев. «Земля Санникова») достигает искомой точки и даже завоевывает симпатии местных жителей – онкилонов. Вместе живут, даже сражаются рука об руку против вампу - людей каменного века. Да тут опять невезуха – начинаются землетрясения. Вулканический остров оказывается под угрозой исчезновения.

Приключение – происшествие, неожиданный случай в жизни (Ожегов).
Приключение - авантюрное похождение, рискованное предприятие (Ушаков).

Старые карты, хранящие тайны пиратских кладов, случайно найденные письма, подслушанные разговоры – все эти моменты являются отправными точками для длинной череды приключений, в которых испытывается сила воли героя и качества его характера – смелость, верность, способность к решительным действиям. Вот ГЛАВНАЯ ИДЕЯ в любой приключенческой книге.

ГЕРОИ, ПЕРСОНАЖИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Герой приключенческого романа - именно герой в эпическом понимании этого слова, непогрешимый борец, отстаивающий идеалы добра и справедливости.
Приключенческая литература не подразумевает глубокого психологизма, поэтому, как правило, характеры герои отличаются цельностью и статичностью. Рефлексия героя не составляет для рассказчика особого интереса.

Раскрытие ОБРАЗА ГЕРОЯ происходит через ЗАОСТРЕНОСТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.
Главная характеристика героя – это его поступки.
По ходу действия героев всегда ждут испытания, препятствия, унижения, а в самом конце – исполнение желаний (положительных персонажей) и крушение или разочарование (для отрицательных).

Основные качества характера главного героя – это честность и смелость, преданность идеалам и способность к решительным действиям. Герой непоколебим и умеет совладать со своим страхом. Честь крайне важна для него, герой действительно живет именно по такому закону.

«- Посмотрите, милорд! - сказал Глостер, обращаясь к лорду Фоксгэму. - Вот странная пара. Когда я предложил юноше выбрать себе награду, он попросил помиловать старого пьяного моряка. Я предостерегал его, но он упорствовал в своей глупости. "На этом кончатся мои милости", - сказал я. А он ответил мне с дерзкой самоуверенностью: "Мне придется смириться с потерей ваших милостей". Ну что ж! Так тому и быть!» (Стивенсон. Черная стрела).

Как правило, главный герой молод и достаточно простодушен. А если немолод (как тот же профессор Челленджер), то все равно, его главные свершения - в будущем.
Главный герой не только активен, но еще и умен. Ум его – практический, выдает быстрые - даже молниеносные - схемы оптимального поведения в заданной ситуации.
Природных данных (интеллекта, смекалки, сообразительности) хватает, чтобы взять у жизни все, что она только может дать.

В приключенческой литературе очень силен авторитет инициативного начала и столь же сильно неприятие автоматической, рутинной деятельности. Даже, если главный герой был неприметным клерком, события развернутся таким образом, что ему, как минимум, придется выполнять функции адмирала. И герой с этим отлично справится. В приключенческом романе сухое книжное знание всегда отвергается в пользу активного творческого дела.

Главный герой обладает незаурядным чувством юмора. Остроумной эскападой он искупает неудачи, парирует удары судьбы, пригвождает к позорному столбу своих врагов.
Главный герой экстраверт, много двигается, стремится заполнить собой максимум пространства.
Герой может скитаться по свету из-за того, что оклеветан подлецами или не пожелал оставаться в затхлом мирке обывателей. В любом случае, он ничего не ищет для себя, а сражается за идею\свободу, защищает сирых и беззащитных.
Как вариант, герой может быть ученым, добрым чудаком, которого в путь позвала наука.

Призываю обратить внимание на такой интересный момент. С одной стороны, герой объят всепоглощающими, роковыми, непреодолимыми страстями, ослеплен любовью или ненавистью. Но, с другой, герой выказывает способность здраво рассуждать и обдуманно действовать. Не ищите в этом психологического несоответствия – так устроены все приключенческие романы.

Иногда автор позволяет своему герою быть более или менее безнравственным авантюристом и действовать под лозунгом «Цель оправдывает средства». Так, д"Артаньян обманом добивается интима с Миледи, да еще получает в награду дорогое кольцо. И заметьте, читателей этот факт нисколько не обескураживает.

Почти всегда главный герой не обременен семьей, если и есть родственники, то очень дальние и где-то не здесь.
Интересней рассмотреть любовную линию. Поиски любимой, которой еще не было или которая, напротив, была, но исчезла, могут составлять сюжет произведения. В данном случае финал странствий заранее известен. Это - страстное объятие влюбленных и брак. На чем, собственно, все приключения и кончаются, что роднит авантюрный роман со сказочным финалом: «Поженились они и жили долго и счастливо».

«Под пение труб, под лязг оружия, под топот лошадей уходившей армии Дик и Джоанна сидели рядом, любовно держась за руки, и со всевозрастающей нежностью глядели друг другу в глаза.
С тех пор грязь и кровь этой буйной эпохи текла в стороне от них. Вдали от тревог жили они в том зеленом лесу, где возникла их любовь» (Стивенсон. Черная стрела)

Главный герой очень любит поговорить, даже пооткровенничать. И дабы он не делал это с первым встречным, автор находит ему пару – как правило, персонаж, стоящий на самой нижней ступеньке иерархии произведения. Слуга, короче. Как Планше у д"Артаньяна или Консель у профессора Аронакса (Жюль Верн. Двадцать тысяч лье под водой).
Для чего это нужно? Разговаривая друг с другом, хозяин и слуга разглашают свою внутреннюю жизнь, делая излишними психологические интерлюдии. В отсутствие живого собеседника или исповедника, герой излагает свои замыслы в дневнике. Неплохой прием, кстати. Помогает автору избежать многих лишних объяснений.

Отрицательный герой является полярным повторением или искажением качеств главного героя. (Помните, Протагонист – Антагонист?)
Так вот, приключенческий роман в большей степени, чем прочие жанры, строится именно на противопоставлении героев. Автор заостряет достоинства положительных и умаляет заслуги отрицательных героев.
Практически во всех приключенческих романах наступает момент, когда положительный главный герой проявляет задатки сверхчеловека – совершает небывалое усилие, физическое или умственное, и спасает кого-либо\спасается сам.
У отрицательного героя также сильный характер (иногда – даже сверхъестественно сильный и злобный, типа профессора Мориарти), присутствует воля, ум, решительность и смелость. Но если в тот самый пресловутый критический момент положительный герой превосходит самого себя, то отрицательный - быстро сдувается и проигрывает.

Разработка психологически достоверных и оригинальных персонажей не является значимым для приключенческого романа, в котором все подчинено увлекательности интриги.
Персонажи могут быть типичными до карикатуры. Например, пираты – все, как один, пьяные и кровожадные. В романах Агаты Кристи обязательно присутствует отставной военный и парочка старых дев, у Конан Дойла – выходец из колоний, а у Гарднера – миллионер из Техаса и красотка, бывшая в прошлом танцовщицей. Но это не страшно, главное, что в разных комбинациях из однотипных фигур автор создает весьма оригинальные приключенческие сюжеты.

Рассказчик в приключенческой прозе зачастую выступает как ее герой, особенно когда повествование ведется от первого лица. Но и будучи третьим лицом, рассказчик может иметь регалии персонажа, пускай даже припрятанные.

ЯЗЫК приключенческих романов максимально доступный и живой, чтобы не отвлекать читателя от слежения за сюжетом.

ПОРТРЕТЫ ПЕРСОНАЖЕЙ ПОДАЮТСЯ ДИНАМИЧНО. Внимание акцентируется на наиболее ярких приметах внешности, особенностях поведения, деталях одежды и т.д.
«Из боковой комнаты вышел человек. Я сразу понял, что это и есть Долговязый Джон. Левая нога его была отнята по самое бедро. Под левым плечом он держал костыль и необыкновенно проворно управлял им, подпрыгивая, как птица, на каждом шагу» (Стивенсон. Остров сокровищ).

То же можно сказать о пейзажных зарисовках. Описание природы\погоды вводятся исключительно для того, чтобы читатель смог сориентироваться в декорациях и подготовиться к развитию сюжета на данном этапе повествования.

«Ландшафт, если только его можно так назвать, изменился, но не к лучшему. Все по-прежнему черно до самого горизонта. Только поверхность уже не ровная: она стала волнистой. Цепи холмов перемежаются долинами. Нельзя сказать, что здесь совсем нет деревьев, xoтя тo, что от них осталось, едва ли можно так назвать. Здесь были деревья до пожара - алгаробо, мескито и еще некоторые виды акации росли здесь в одиночку и рощами. Их перистая листва исчезла без следа, остались только обуглившиеся стволы и почерневшие ветки.
- Ты сбился с дороги, мой друг? - спрашивает плантатор, поспешно подъезжая к племяннику.
- Нет, дядя, пока нет. Я остановился, чтобы оглядеться. Нам нужно ехать вот по этой долине. Пусть караван продолжает путь. Мы едем правильно, я за это ручаюсь» (Майн Рид. Всадник без головы)

Большое значение играет МЕСТО ДЕЙСТВИЯ.

Герои, как правило, исследуют территорию, выходящую за границы их обычного обитания. Поэтому приключенческий роман можно назвать также и романом поисков.

Надо отметить, что современной приключенческой литературе возникла интересная тенденция.
В прошлом веке действие большинства приключенческих романов разворачивалось в средневековых замках, роскошных поместьях. Основным требованием к месту действия было наличие красоты – шикарные интерьеры, экзотическая природа становились фоном для стремительных событий и переживаний героев.
В наше демократическое время богатые виллы и особы королевских кровей (ровно, как и герцоги, графы и лорды) уже не в моде. Герои могут функционировать в более привычных для читателя местах. Вспомним хотя бы роман Глуховского «Метро», где действие разворачивается в московском метрополитене – самом большом противоатомном бомбоубежище на земле.

Изменилась и тактика выбора героев. Если в прошлом герой романа был человеком необыкновенным (ученым – редкая профессия, богачом – недосягаемость статуса, благородных кровей – сказочное везение родиться в нужной семье), то теперь герои – вполне обычные люди. Из толпы.
Прием весьма привлекателен тем, что позволяет автору показать читателю – это твой шанс! Все это могло бы случиться и с тобой, только читай!
Написала и подумала, что это не такая уж и современная тенденция. Вспомните роман Агаты Кристи «Человек в коричневом костюме» (1924), где простая девушка Энн из английской глубинки оказывается в центре международного шпионского заговора. И не где-нибудь, а в центре Африки!

Но что точно унаследовал современный приключенческий роман, так это ТЯГУ ГЕРОЕВ К ПЕРЕМЕЩЕНИЯМ.
Дэн Браун. «Код да Винчи». Герои последовательно посещают Лувр, американское посольство в Париже, Цюрих, Шато-Виллет (Франция), Кент (Англия), Вестминстерское аббатство (эх, везет же этим членам Евросоюза!) и, наконец, заканчивают в Шотландии.

Происходит быстрое – кинематографическое - мелькание декораций, на фоне которых сильные и красивые герои красиво противостоят злодеям (иногда тоже красивым). Возможно, это следует рассматривать как некий психотерапевтический прием, позволяющий нам компенсировать недостаточную эмоциональность повседневной жизни.

А теперь попробуем подвести итог.

Приключенческая литература была, есть и будет, несмотря на высоколобых эстетов, пытающихся заколоть ее своими вечными перьями. Вот насчёт будущности самих эстетов есть некоторые сомнения.

Приключенческая литература характеризуется стремительностью развития действия, сменой и остротой сюжетных поворотов, преувеличенностью переживаний героев, мотивами тайн, похищений и преследования.

Одной из основных задач приключенческой литературы является не столько поучать, сколько развлекать читателя. (В.С. Муравьев. «Приключенческая литература»).

«Есть люди, которые упорно стараются считать приключение чем-то вроде последнего пункта в программе культмассовых затей, в самом конце, следом за танцами. А приключение - тот оптимистический ритм, что помогает научному и художественному творчеству, обеспечивает успех сложной работе, требующей от своего исполнителя инициативы, дерзания, выдумки». (с)

От себя добавим, что очень хорошая приключенческая литература по ходу ещё и образовывает читателя. Хотя бы в области географии.

Вот, собственно, все, на что я хотела обратить ваше внимание в преддверии нового конкурса, который будет называться «Приключения»

С уважением к любителям разной литературы,
Ива

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213013100491

Не могу не сказать несколько слов о фантастике. Собственно фантастика это не жанр, а понятие, в которое входят такие жанры как НФ, фэнтези - её родная сестра, мистика и даже сказки, мифы, саги….
Лучшие образцы отечественной, в частности, фантастики дали Пушкин и Гоголь, Салтыков-Щедрин и Достоевский, Алексей Толстой и Булгаков…. Вспомните рассказ А. С. Пушкина «Уединённый домик на Васильевском», а «Пиковая дама» - разве это не фантастика? Вспомните «Штосса» Лермонтова, рассказ А. К. Толстого «Амена» и А. Н. Толстого «Граф Калиостро», И. С. Тургенева «Призраки», А. П. Чехова «Чёрный монах», Брюсова, Куприна, Грина, Платонова, Зозуля... Список можно продолжать до бесконечности…
Аркадий Стругацкий сказал: «ФАНТАСТИКА – ПРАМАТЕРЬ ВСЕХ ВИДОВ ЛИТЕРАТУР»
Я полностью согласен с нашим великим писателем и, не боясь каких-либо обвинений в чрезмерной категоричности, вслед за ним утверждаю, что мировая фантастика – праматерь и современница всех видов литератур. Вероятно, для многих сказанное явится неким откровением. Раньше (да, наверное, и сейчас) фантастика считалась, возможно, и считается, несерьёзным жанром. Эдаким «бедным родственником» на задворках литературы, лёгким чтивом для людей не очень любящих напрягать мозг.
Хочу честно сказать: всем видам фантастики предпочитаю научную. Возможно, кто-то считает жанр НФ скучным, изобилующим техническими подробностями, «погрязшем» в научных терминах, без любимого молодёжью, и не только молодёжью, экшена. А кто-то, может быть, даже посчитает его вымирающим жанром… Поверьте, вы ошибаетесь. А слухи о смерти сильно преувеличены.
НФ возникла не на пустом месте; ее элементы можно встретить в греческой мифологии (миф о Дедале и Икаре). Но первым начал писать то, что в дальнейшем получило название «научная фантастика» Жюль Верн. А его младший современник Уэллс показал, что фантастика может быть не только познавательно-развлекательным чтивом, но и серьезной, «большой» литературой. Обычно к «первопроходцам» относят и сэра Артура Конан Дойла, оставившего нам обширное литературное наследство, в том числе несколько НФ произведений, самое известное из которых, «Затерянный мир».
Фраза из критического обзора: «Одно не понравилось. Повесть написана по классическим канонам НФ»(!).
Что здесь скажешь? Печально!
Не раз мне приходилось слышать, (и не только слышать, но и читать) что фантастика – литература, точнее – недолитература, которую жульё пишет для слабоумных на тему «ты лети моя ракета».
«Не верю! Чего он меня пугает?» - вопит некто, с трудом одолев «Гиперболоид инженера Гарина». А в этот момент над его головой, в двухстах километрах, мертво и зорко, нестерпимо блестя на солнце, скользит спутник-истребитель, вооруженный смертоносным лазером и начиненный ядерной взрывчаткой. «Не верю! Не желаю я жить в этом будущем!» - надрывается он же, одолев несколько глав «Туманности Андромеды». «Не ве…» - начинает он, перелистав по диагонали «Шагреневую кожу», но тут же спохватывается: его еще в школе учили, что Бальзак – великий писатель.
«Фантастика - это литература для детей и юношества, призванная в увлекательной форме рассказывать о перспективах развития науки и техники, а главное - играть воспитательно-патриотическую роль». Современная НФ отличается большой «степенью свободы». Авторы, работающие в этом жанре, охотно идут на эксперимент, комбинируют, ищут новые формы. Иногда это получается лучше, иногда - хуже, порой сами авторы не могут определиться относительно жанровой принадлежности своих творений. Вполне вероятно, что в результате появится (или уже появилась?) совершенно новая разновидность фантастики, для которой еще только предстоит подобрать название, и за которой будущее.

Приключенческая литература - понятие, описывающее круг разнообразных явлений в европейской литературе, для которых характерны приключенческая тематика (освоение или завоевание новых земель, похождения героев в неизведанных либо экзотических странах), острота сюжетных перипетий, динамика и напряженность действия .

Топосы («общие места») и мотивы будущей приключенческой литературы постепенно вызревали в пределах других жанров. Например, особый тип авантюрного времени и пространства, который, претерпев изменения, в конце концов, перешел в собственно авантюрную и приключенческую литературу, как показал русский литературовед М.М.Бахтин, появился еще в литературе древнегреческой .

Приключения и препятствия, характерные для древнегреческого романа, среди которых - бегство, путешествие, буря на море, кораблекрушение, нападение пиратов, плен, чудесное спасение и т.п., усвоены приключенческой литературой.

Однако любовная история, на которой базировался древнегреческий роман, здесь может вовсе отсутствовать, либо стать хотя и пространным, но все-таки эпизодом, так же как счастливый брак в финале является не столько конечной целью приключений, сколько одним из знаков, что приключения удачно завершились.

Кроме упомянутого древнегреческого романа, будущая приключенческая литература немало заимствовала и у романа рыцарского, готического и пикарескного.

В конце XVIII и в самом начале XIX вв. предпосылки для возникновения нового рода беллетристики созрели. К этому моменту изменилась не только сама литература (поэтика классицизма с присущим ей безразличием к занимательности теряла свое влияние, а эстетика романтизма требовала от литературного произведения увлекательности как непременного условия), изменился и сам окружающий мир.

С развитием картографии, навигации и кораблестроения дальние страны сделались более доступными для европейцев, они воспринимались уже не как сказочные пространства, а как пространства экзотические, но реальные, - с другой культурой, другими народами, однако достижимые и, в принципе, подвластные жителям Европы. Исследование этих стран и колонизация их белым человеком (часто понимаемая романистами как процесс цивилизации) стали важнейшими мотивами приключенческих романов, идея европеизации мира скрепила разрозненные авантюрные элементы .

Взятые из других жанров составляющие не были утрачены, но во многом преображены. Так, пришедшие из романов путешествий (куда, в свою очередь, попали из фольклора) чудесные помощники и чудесные противники обрели новое обличие. Например, в романе Л.Жаколио В дебрях Индии (1888) чудесные помощники - это индусы, а противники - злобные индийские факиры, хранящие страшные тайны и вершащие кровавые ритуалы, помощные звери (типичные сказочные персонажи) - здесь звери вполне реальные, но для европейцев пока экзотические (умный и верный слон, готовый по первому зову прийти на помощь) . Подобный выход из пределов сказки в экзотику, грань между которыми едва различима, позволил Р.Киплингу в Книге джунглей (1894-1895) легко вернуться из экзотики в сказку (большая часть описанных им приключений разворачивается опять-таки на просторах Индии). Иногда элементы приключенческой литературы оказывались настолько сильны, что, использованные в других - смежных - жанрах, искажали их восприятие, выдвигаясь на первый план .

Так, в историческом (или псевдоисторическом) романе А.Дюма-отца Три мушкетера (1844) со временем для читателей центральным стал один короткий эпизод - путешествие в Англию за подвесками королевы. Эпизод этот заместил в восприятии читателей сложную романную интригу, и характерно, что именно на нем основаны практически все экранизации знаменитого произведения французского романиста.

Сюжетом для большинства приключенческих романов стала борьба за новые пространства: это или сопротивление коренных жителей захватчикам-европейцам, или (ближе к концу XIX в.) борьба развитых европейских держав за мировое господство.

В романе Л. Жаколио за владение Индией борются Англия и Франция. В романе Р.Киплинга Ким (1901) за те же индийские пространства соперничают англичане и русские (этот мотив использован автором и в стихах, и в прозе). Любопытно, что в двадцатые годы советский поэт и прозаик Н.Тихонов, знаток индийской культуры, намеревался написать роман Русский Ким в противовес роману английскому .

Отдельной темой приключенческой литературы делается тема геополитического противостояния мира европейского и мира азиатского. По-разному выраженная и различно понимаемая, тема эта прослеживается и в книгах французов Л. Жаколио (1837-1890), и Ж. Гобино (1816-1882), и в серии романов англичанина Сакса Ромера (1883-1959) о зловещем докторе Фу Манчу. При этом, какими бы идеями, гуманистическими или расистскими, авторы ни руководствовались, они опирались на определенную научную концепцию, художественными средствами пытаясь обосновать и придать обаяния собственному взгляду на мир.

Интерес к приключенческой литературе писателей различных направлений и школ (романтизм, натурализм, реализм), а, равно, и читателей, вне зависимости от возраста, вызван, в первую очередь, чистотой жанра, дающего свободу для литературной игры. Противостояние злодейства и благородства, динамика повествования, возможность сюжетных перебивов, наконец, яркость красок и выразительность деталей в ущерб изощренной психологичности являлись непременными атрибутами приключенческой литературы .

Сложность характеров и конфликтов зачастую приходилось маскировать неожиданной мотивировкой. Так, Р.Л.Стивенсон дал роману Владетель Баллантре (1889) подзаголовок «зимняя сказка», отсылая читателя одновременно и к шекспировской пьесе, полной драматических перипетий, и к рождественским страшным историям. Тем не менее, это сочинение - едва ли не эталон приключенческого романа: конфликт между двумя братьями переносится из родового замка на палубу корабля, захлестываемую штормом, а затем в американские дебри. Динамика и острота конфликтов присуща и роману Остров сокровищ (1883), прославившему имя Р.Л.Стивенсона. Старая карта, хранящая тайну пиратского клада, - лишь отправная точка для длинной череды приключений, в которых испытывается сила воли человека и качества его характера - смелость, верность, способность к решительным действиям. Это и есть главное в любой приключенческой книге .

Четкие условия литературной игры требовали и определенных героев: авантюрист, иногда наделенный положительными качествами, иногда абсолютно отрицательными, но неизменно преследующий собственную выгоду; положительный герой, зачастую скитающийся по свету из-за того, что оклеветан подлецами или не пожелал оставаться в затхлом мирке обывателей, он не ищет ничего для себя, а сражается за свободу, защищает обездоленных и беззащитных; ученый, как правило, добрый чудак, которого в путь позвала наука, но иногда и маньяк, использующий свои огромные познания для того, чтобы сеять зло.

Черты этих типов часто совмещались, если не в одном характере, то в одном повествовании.

Герои приключенческих произведений - ещё одна причина огромной популярности этой разновидности прозы среди подростков. В центре художественного мира произведения обычно оказывается незаурядная личность, "сверхчеловек", герой в полном смысле этого слова. Ему по силам то, о чём среднестатистический школьник может только мечтать.

Характер героя раскрывается по мере развития сюжета: преодолевая испытания, попадая в безвыходные на первый взгляд ситуации, сталкиваясь лицом к лицу с могущественными врагами, непреодолимыми препятствиями и невообразимыми опасностями, он неизменно оказывается победителем. Кроме того, он демонстрирует и другие положительные свойства: помогает слабым, защищает обиженных, восстанавливает справедливость.

В то же время ничто человеческое ему не чуждо: он может быть беден, некрасив, он даже не обязательно обладает физической силой, но все эти недостатки компенсируются силой его ума, находчивостью и удачливостью.

Незаурядные личные качества в финале непременно вознаграждаются: нищий гасконец Д"Артаньян становится лейтенантом королевских мушкетёров, мальчик Джим побеждает шайку пиратов и находит спрятанные сокровища, а маленький слабый хоббит Фродо и вовсе избавляет мир от вселенского зла .

Такой образ несёт в себе мощный воспитательный заряд, он вызывает симпатии читателя и желание если не во всём, то хотя бы отчасти походить на него.

При этом дидактическое начало хорошо замаскировано, скрыто за перипетиями сюжета и не вызывает протеста выросшего читателя. Система образов в приключенческой повести или романе, как правило, полярна: все персонажи делятся на врагов и друзей главного героя .

Образы отрицательных героев разработаны не менее подробно, чем образы положительных персонажей. Чаще всего это антиподы главного героя: они так же сильны, умны и изобретательны, однако при этом у них злые намерения и коварные замыслы, они заботятся о своей выгоде в ущерб интересам, а иногда и жизни окружающих.

Такое противопоставление характеризует гуманистическую направленность приключенческой литературы: ценными оказываются не столько "сверхчеловеческие" возможности героев, сколько их человеческие качества. Таким образом, приключенческая литература развивается в русле общечеловеческих этических представлений и доносит их до своего читателя.

Во второй половине 19 веке казалось, у приключенческой литературы только-только открылись новые возможности: во второй половине 19 в. началось стремительное развитие городов и, как следствие, менялась психология горожанина, ставшего жителем мегаполиса. Теперь не надо было плыть за тридевять земель, неизведанные пространства города, улицы, отдельного дома давали свободу для приключений (важно противопоставление пространств: «сакрального», доступного лишь посвященным, и открытого всем, «профанного»).

Город, даже родной для героя, столь велик, что таит опасность, чужд, враждебен (недаром родилось выражение «каменные джунгли»). Петербургские трущобы В.В.Крестовского (1840-1895) и написанные раньше и послужившие образцом для русского прозаика Парижские тайны Э.Сю (1804-1857) посвящены блужданиям героев в этих «джунглях», напряженной борьбе с многочисленными противниками, когда соотношение сил меняется едва ли не ежеминутно.

На свет явились жанры, немало позаимствовавшие у приключенческой литературы. Каждая глава романа-фельетона, для которой в очередном газетном номере предназначалась нижняя часть страницы, «подвал» - это отдельный, самостоятельный эпизод, начинающийся с того, что герои выпутываются из безвыходной, казалось бы, ситуации, чтобы, преодолев череду препятствий, в конце концов, опять очутиться в ловушке.

Классический роман-фельетон - это Фантомас П. Сувестра (1874-1914) и М. Аллена (1885-1969), сага о преступнике, терроризирующем город (первую романную серию, выходившую с 1911 по 1913, составили 32 тома, вторую, увидевшую свет с 1926 по 1963 и написанную одним М.Алленом, - 12 томов). Фантомас - злой гений великого Парижа. Уловки, которые он использует в борьбе с бессменными противниками, комиссаром Жювом и журналистом Фандором, кажется, возможны только в городе. Таинственные комнаты потайные двери напоминают о поэтике готического романа и о классическом приключенческом жанре .

Злые гении, привязанные к определенному месту обитания, делаются типичными героями: в Лондоне - профессор Мориарти (противник Шерлока Холмса у А.Конан Дойла), в Берлине - доктор Мабузе (возникший на страницах посредственного бульварного романа, он стал героем двух великих фильмов немецкого кинорежиссера Ф.Ланга). Ученый из приключенческого романа изменился, он изучает не дальние страны, а городскую среду, изучает настолько успешно, что способен, подчинив себе всех преступников, от больших до малых, сделаться аристократом зла. И вот уже города становятся средоточием сюжетов и тем приключенческой литературы и производных от нее жанров - это упомянутые выше Париж и Лондон, а для мистической литературы, чей расцвет приходится на 1900-1910-е 20 в., это Прага, город алхимиков и чародеев.

Тем не менее, перемены в тематике и героях свидетельствовали о том, что приключенческая литература теряла - и очень быстро - прежде освоенные пространства. В конце 19 и в начале 20 вв. в связи с техническим прогрессом менялся ритм жизни и ее условия. Экзотика удивляла все меньше, а новости, доставляемые телеграфом, тут же оказывались на страницах газет. В этом смысле чрезвычайно показательно, где размещали теперь авторы неизведанные уголки земного шара.

Это или неприступные возвышенности, вроде плато, на котором сохранились доисторические животные и человекообразные существа (Затерянный мир А. Конан Дойла), или океанские бездны, скрывающие тайны погибших кораблей (Потерпевшие кораблекрушение Р.Л. Стивенсона и Л. Осборна), или бездны земные, находящиеся буквально внутри земного шара (Плутония В.А. Обручева).

Зачастую авторы комбинируют элементы - так, неизвестная земля, на которой живут и человекообразные существа, и примитивные племена, и доисторические животные, находится в жерле огромного потухшего вулкана, который, в свою очередь, окружен океаном (Земля Санникова В.А.Обручева), на уединенном острове, также вулканического происхождения, разворачиваются события, описанные в романе Ж. Верна Таинственный остров (характерно, что один из героев романа, капитан Немо попадает в пещеру, расположенную в недрах этой суши, прямо из океанских глубин) . Именно в этот период - начало 20 в. - классический приключенческий жанр начинает сдавать позиции, отдавая энергию и составляющие жанрам от него производным, - детективным новелле и роману, роману полицейскому, роману и рассказу ужасов, научной фантастике и роману шпионскому. Область литературы, где приключенческий элемент неуничтожим, - маринистика, ибо в основе ее - неизменное путешествие, тот пра-элемент, благодаря которому и возникла приключенческая литература. Приключенческая литература занимает большое место в кругу чтения подростков, и это связано с тем, что она отвечает определённым запросам формирующейся личности. Именно в этом возрасте как никогда сильна тяга ко всему неизведанному, непознанному, опасному, и всё это подросший читатель находит на страницах приключенческих книг.

Своеобразие приключенческой литературы заключается в том, что она рассказывает своим читателям о необычных событиях и необычных обстоятельствах, создаёт особый мир, отличный от повседневной реальности. Событийную основу произведения составляют захватывающие приключения, повествование насыщено действием, развивается стремительно, возможны неожиданные повороты сюжета и пересечение нескольких сюжетных линий . Лучшие образцы приключенческой литературы написаны так, что читаются на одном дыхании и удерживают внимание читателя с первой до последней страницы.

Действие приключенческих повестей и романов разворачивается, как правило, в экзотических и далёких странах, на необитаемых островах ("Остров сокровищ" Стивенсона), в подводных глубинах ("Двадцать тысяч лье под водой" Жюля Верна), а то и вовсе в космических просторах или на других планетах ("Аэлита" А. Н. Толстого) . Время действия может быть различным, но чаще всего оно максимально отдалено от настоящего момента, события разворачиваются либо в далёком прошлом (несколько столетий назад), либо перенесены в будущее (это особенно характерно для той части приключенческой литературы, которую принято называть фантастикой). Более того, распространённым мотивом являются путешествия, перемещения в пространстве и во времени, так что в рамках одного произведения место и время действия может несколько раз меняться. Основную задачу повествования составляет сообщение о реальных или вымышленных происшествиях, и главная цель автора - потрясти воображение читателя, удивить его.

Отсюда острота фабульных ситуаций, накал страстей, мотивы похищения, преследования, тайны, невероятных научных открытий. Но приключенческая литература не только воздействует на эмоции читателя и даёт пищу его воображению, она раздвигает рамки его представлений о мире, расширяет его кругозор. Приключенческие романы и повести зачастую насыщены историческими, географическими и другими подробностями, так что, переживая вместе с героями необычайные приключения, подросток одновременно получает большой объём новой информации, которая нередко запоминается лучше, чем те же сведения из школьных учебников. В целом приключенческая литература в немалой степени способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию личности подростка. Необходимо отметить также, что приключенческая литература - понятие довольно широкое, оно может вбирать в себя такие явления, как детективные и научно-фантастические произведения.

Иногда довольно сложно отнести конкретное произведение к какому-то из этих жанров, поэтому, говоря "приключенческая литература", мы будем иметь в виду все вышеназванные понятия

Приключенческая литература

Приключе́нческая литерату́ра

Один из видов художественной литературы, проза, основным содержанием которой является увлекательный, захватывающий рассказ о реальных или вымышленных событиях. Признаки приключенческой литературы – динамичный сюжет, острота ситуаций, накал эмоций, мотивы тайны, похищения, преследования, преступления, путешествия и т. п. Внутри приключенческой литературы можно выделить несколько устойчивых жанров, различающихся по двум признакам: в какой обстановке происходит действие и каково основное содержание сюжета. Так, к приключенческой литературе относятся детективы , основное содержание которых – расследование какого-либо преступления. Мастерами детективов были Э. По , А. К. Дойл , А. Кристи и др. Часто автор создаёт детективные романы и рассказы с одним сквозным персонажем – сыщиком-профессионалом или любителем (отец Браун у Г. К. Честертона, Шерлок Холмс у Конан Дойла, Эркюль Пуаро у Кристи и др.). Интерес читателя поддерживается за счёт попыток найти преступника, имя которого обычно узнаётся в самом конце. Фантастическая приключенческая литература рассказывает о вымышленных существах, их приключениях или о вымышленных событиях, происходящих с людьми. Действие фантастических произведений может быть перенесено на другие планеты, в прошлое или будущее Земли; в них действуют инопланетяне, сказочные существа и т. п. Известные авторы фантастики – Г. Уэллс , Р. Брэдбери , С. Лем , К. Булычёв , А. и Б. Стругацкие . Занимательность фантастической приключенческой литературы основана на изображении необычных существ и механизмов, а также неординарных событий, происходящих с ними. Историческая приключенческая литература рассказывает о какой-либо удалённой от автора и читателя эпохе, стараясь как можно точнее восстановить детали быта и обстановки. В этом жанре работали В. Скотт , А. Дюма-отец , В. Гюго . В исторических романах обычно действуют вымышленные главные герои, а реальные исторические лица являются эпизодическими героями (напр., главные герои романа «Три мушкетёра» – Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян – выдуманы автором, а кардинал Ришелье, король и королева Франции – реальны). Также занимательность приключенческой литературы может быть связана с экзотикой различных народов и племён, природы разных стран – таковы романы Ф. Купера , Дж. Лондона , Р. Л. Стивенсона , Ж. Верна , Т. М. Рида , Дж. Конрада, Г. Р. Хаггарда. Автор может изображать жизнь бок о бок с такими племенами (как Т. М. Рид, описывающий жизнь в США и вводящий в свои произведения индейцев). Ведущим мотивом в таких произведениях может быть мотив путешествия, как, напр., у Г. Р. Хаггарда.

Наряду с выделенными типами приключенческой литературы существуют произведения, не относимые ни к какой из этих групп, но тем не менее принадлежащие к приключенческой литературе за счёт своей занимательности и захватывающего сюжета (напр., повести А. П. Гайдара о приключениях подростков или романы М. Твена о Томе Сойере и Гекльберри Финне).
В русской литературе в жанре приключенческой литературы работали А. С. Грин Алые паруса»), В. А. Каверин («Два капитана»), А. Н. Толстой («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), А. П. Гайдар («Тимур и его команда», «Р.В.С.», «Чук и Гек»), А. Р. Беляев («Голова профессора Доуэля»), В. П. Катаев («Белеет парус одинокий»), братья Вайнеры («Эра милосердия») и др.
Произведения многих авторов приключенческой литературы стали классикой детской литературы .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "приключенческая литература" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Художественная проза, подчиненная задаче занимательного повествования о происшествиях; для нее характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота фабульных (сюжетных) ситуаций, накал переживаний, мотивы похищения и… … Большой Энциклопедический словарь

    Приключенческая литература - ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях. Для нее характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Обложка романа Жюль Верна «Михаил Строгов: царск … Википедия

    приключенческая литература - понятие, не имеющее строгих границ. Применяется для многих литературных жанров и относится к произведениям, повествующим о напряженных конфликтах личной и общественной жизни. Рубрика: роды и жанры литературы Синоним: приключенческий жанр Прочие… …

    Художественная проза, подчинённая задаче занимательного повествования о происшествиях; для неё характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота фабульных (сюжетных) ситуаций, накал переживаний, мотивы похищения и… … Энциклопедический словарь

    ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях. Связана с научной фантастикой, фантастикой, детективной литературой и путешествиями.… … Литературный энциклопедический словарь

    Художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях, а элементы аналитический, дидактический и описательный отсутствуют либо имеют заведомо второстепенное… … Большая советская энциклопедия

    литература приключенческая - см. приключенческая литература … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Приключенческая (авантюрная) литература типичный и очень распознаваемый литературный жанр; на протяжении всей сюжетной линии, автор помещает героя в рискованные проблематичные положения, из которых он выбирается на глазах у читателя; следует… … Википедия

Книги

  • Змееловы , Анатолий Безуглов , Приключенческая повесть, рассказывающая о событиях, происшедших в герпетологической экспедиции… Категория: Приключения и путешествия Издатель:

К «приключенческой литературе» причисляют те произведения, для которых характерна приключенческая тематика, динамика и острота сюжетных перипетий, напряженность действия. Есть еще одно понятие, которое сопряжено с таким типом произведений - это авантюрная литература.

Что такое приключенческая литература

Прежде всего, стоит упомянуть истоки приключенческой литературы. Уже в древнегреческих романах встречаются элементы такого жанра - путешествия, кораблекрушения, плен и нападения пиратов, бури на море и различные препятствия.

Для приключенческой литературы присущи элементы рыцарских и готических романов. В начале XIX века мир, который был известен людям до этого, начал стремительно меняться и это обусловило появление приключенческой литературы.

Развивалось кораблестроение и навигация, многие дальние страны стали более доступными и появилась возможность их описать. Очень большое влияние на развитие такой литературы оказало исследование европейцами стран колонизации. Это стало известными мотивами приключенческой литературы и идеями новых, более авантюрных романов.

Одним из первых приключенческих романов считается «Книга джунглей» Р. Киплинга, которая была написана в 1894-1895 годах. Другие писатели стали использовать элементы авантюрной литературы в своих произведениях другого жанра.

Ярким примером этого является роман А. Дюма «Три мушкетера» - путешествие за подвесками королевы в Англии можно назвать увлекательным приключенческим элементом.

Герои, живущие по эталонам чести

Герои приключенческих романов - совершенно особенные. Главные качества их характера - это честность и смелость, преданность своим идеалам и способность к решительным действиям. Они непоколебимы и умеют совладать со своим страхом.

Так как в приключенческих романах зачастую поднимается вопрос противостояния добра и зла, главные герои выступают на стороне добра и отстаивают справедливость и защищают слабых. Зачастую главные герои - ярко выраженные авантюристы, но это не обязательно условие для приключенческого романа.

Они сражаются за высшие идеалы - за свободу и равенство, за свою честь и за честь других людей. Честь крайне важна для таких героев, они действительно живут именно по такому закону, и учат нас быть более смелыми и справедливыми. Герои, живущие по эталонам чести - это многоликие и смелые герои романов Жюль Верна, герои произведений Стивенсона и Дюмы.

Что делает книгу и ее героев бессмертными

Мир приключенческих романов настолько интересен и насыщен, что привлекает внимание и взрослых, и детей. Для многих, кто читает такие книги в детстве - приключения в ней и ее бравые герои запоминаются на всю жизнь.

Невероятные путешествия, постоянное преодоление препятствий, смелость и бесстрашие главных героев - все это не только восхищает, но и учит смотреть на мир шире.

В литературе существует множество произведений, которые уже признаны бессмертными, так как прошло уже много лет со дня их написания, но они до сих пор популярны и вызывают восторг у каждого последующего поколения.