Примеры опыта и ошибок в русской литературе. Проблема раскаяния: аргументы из литературы

*
Итоговое сочинение.
Тематическое направление
Опыт и ошибки.
Подготовила: Шевчук А.П.,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «СОШ №1» г. Братска

Список рекомендуемой литературы:
Джек Лондон «Мартин Иден»,
А.П. Чехов «Ионыч»,
М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
Генри Марш «Не навреди»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
«Слово о полку Игореве.»
А.Пушкин «Капитанская дочка»;«Евгений Онегин».
М.Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени»
И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Дворянское гнездо».
Ф.Достоевский «Преступление и наказание».
Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение».
А.Чехов «Крыжовник»; «О любви».
И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи».
А.Купин «Олеся»; «Гранатовый браслет».
М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца».
О.Уайльд «Портрет Дориана Грея».
Д.Киз «Цветы для Элджернона».
В.Каверин «Два капитана»; «Картина»; «Иду на горозу».
А.Алексин «Безумная Евдокия».
Б.Екимов «Говори, мама, говори».
Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»; «Искренне Ваш Шурик».

Официальный комментарий:
В рамках направления возможны рассуждения о ценности
духовного и практического опыта отдельной личности,
народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути
познания мира, обретения жизненного опыта. Литература
часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок:
об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без
которых невозможно движение по жизненному пути, и об
ошибках непоправимых, трагических.

Методические рекомендации:
«Опыт и ошибки» – направление, в котором в меньшей степени
подразумевается четкое противопоставление двух полярных
понятий, ведь без ошибок нет и не может быть опыта.
Литературный герой, совершая ошибки, анализируя их и
приобретая тем самым опыт, меняется, совершенствуется, встает
на путь духовного и нравственного развития. Давая оценку
действиям персонажей, читатель приобретает свой неоценимый
жизненный опыт, а литература становится настоящим учебником
жизни, помогающим не совершить собственных ошибок, цена
которых может быть весьма высока. Говоря о совершаемых
героями ошибках, следует отметить, что неверно принятое
решение, неоднозначный поступок могут повлиять не только на
жизнь отдельной личности, но и самым роковым образом
сказаться на судьбах других.
В литературе мы встречаем и такие трагические ошибки, которые
затрагивают судьбы целых наций. Именно в этих аспектах можно
подойти к анализу данного тематического направления.

Афоризмы и высказывания известных людей:
Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая
ошибка - это лишать себя опытности.
Люк де Клапье Вовенарг
Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним
путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко
промахнуться, трудно попасть в цель. Аристотель
Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и
ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. Карл Раймунд
Поппер
Глубоко ошибается тот, кто думает, что он не ошибется, если за
него будут думать другие. Аврелий Марков
Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам
одним.
Франсуа де Ларошфуко
Извлекай пользу из каждой ошибки. Людвиг Витгенштейн
Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле
признания своих ошибок.
Готхольд Эфраим Лессинг
Легче найти ошибку, чем истину. Иоганн Вольфганг Гёте

В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться
к следующим произведениям.
Ф.М. Достоевский «Преступление и
наказание». Раскольников, убивая Алену Ивановну и
признаваясь в содеянном, не осознает в полной мере весь
трагизм совершенного им преступления, не признает
ошибочность своей теории, ему лишь жаль, что не смог
преступить, что не сможет отнести теперь себя к числу
избранных. И лишь на каторге душой измаявшийся герой не
просто раскаивается (раскаялся он, признавшись в
убийстве), а становится на тяжелый путь покаяния.
Писатель подчеркивает, что человек, признающий свои
ошибки, способен измениться, он достоин прощения и
нуждается в помощи и сострадании. (В романе рядом с
героем Соня Мармеладова, которая являет собой пример
человека сострадательного).

М.А. Шолохов «Судьба человека»,
К.Г. Паустовский «Телеграмма». Герои столь разных
произведений совершают схожую роковую ошибку, сожалеть
о которой буду всю жизнь, но исправить уже, к сожалению,
ничего не смогут. Андрей Соколов, уезжая на фронт,
отталкивает обнимающую его жену, героя раздражают ее
слезы, он злится, считая, что она его "заживо хоронит", а
выходит все
наоборот: он возвращается, а
семья погибает. Эта потеря для
него – страшное горе, и сейчас
он винит себя за каждую мелочь
и с невыразимой болью говорит:
"До самой смерти, до последнего
моего часа, помирать буду, а не
прощу себе, что тогда её оттолкнул!"

Рассказ К.Г. Паустовского – это повествование об одинокой
старости. Брошенная собственной дочерью бабка Катерина
пишет: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть
на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки». Но Настя
успокаивает себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива».
Думая о посторонних людях, организуя выставку молодого
скульптора, дочь забывает о единственном родном человеке. И
лишь услышав теплые слова благодарности «за заботу о
человеке», героиня вспоминает, что у нее в сумочке лежит
телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает
слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться?
Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не
будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы
она меня увидела, лишь бы простила».
Дочь приезжает, но прощение просить
уже не у кого. Горький опыт главных героев
учит читателя быть внимательным к близким
«пока не стало поздно».

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Череду ошибок
в своей жизни совершает и герой романа М.Ю. Лермонтова.
Григорий Александрович Печорин принадлежит к молодым
людям своей эпохи, которые разочаровались в жизни.
Печорин сам говорит о себе: "Во мне живут два человека:
один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и
судит его". Лермонтовский персонаж – энергичный, умный
человек, но он не может найти применения своему уму,
своим знаниям. Печорин – жестокий и равнодушный эгоист,
потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и
его не волнует состояние других людей.
В.Г. Белинский называл его "страдающим
эгоистом", потому что Григорий
Александрович обвиняет себя за свои
поступки, он осознает свои действия,
переживает и ничего не приносит ему
удовлетворения.

Григорий Александрович – очень умный и рассудительный
человек, он умеет признавать свои ошибки, но хочет при
этом научить других сознаваться в своих, как, например, он
все пытался натолкнуть Грушницкого на признание своей
вины и хотел разрешить их спор мирным путем. Но тут же
проявляется и другая сторона Печорина: после некоторых
попыток разрядить обстановку на дуэли
и призвать Грушницкого к совести сам
же предлагает стреляться на опасном
месте, чтобы кто-то из них погиб.
При этом герой пытается обратить
все в шутку, несмотря на то, что
существует угроза как жизни молодого
Грушницкого, так и его собственной
жизни.

После убийства Грушницкого мы видим, как поменялось
настроение Печорина: если по пути на дуэль он замечает,
насколько день прекрасный, то после трагического события
день он видит в черных цветах, на душе его – камень.
История разочарованной и гибнущей печоринской души
изложена в дневниковых записях героя со всей
беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и
автором, и героем "журнала", Печорин бесстрашно говорит
и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей
души, и о противоречиях сознания. Герой осознает свои
ошибки, но ничего не делает для того, чтобы их исправить,
свой собственный опыт его ничему не учит. Не смотря на
то, что у Печорина есть абсолютное понимание того, что он
разрушает человеческие жизни («разрушает жизнь мирных
контрабандистов», по его вине гибнет Бела и т.д.), герой
продолжает «играть» судьбами других, чем делает себя
несчастным.

Л.Н. Толстой «Война и мир». Если герой Лермонтова,
осознавая свои ошибки, не смог стать на путь духовного и
нравственного совершенствования, то любимым героям
Толстого, приобретенный опыт помогает стать лучше. При
рассмотрении темы в этом аспекте можно обратиться к
анализу образов А. Болконского и П. Безухова. Князь Андрей
Болконский резко выделяется из великосветской среды
своей образованностью, широтой интересов, мечтает
совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумир
– Наполеон. Чтобы добиться своего, Болконский появляется в
самых опасных местах сражения. Суровые военные события
способствовали тому, что князь разочаровывается в своих
мечтаниях, понимает, как горько он ошибался. Тяжело
раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский
переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним
открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи,
а есть только самое чистое, высокое, справедливое.

Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное,
чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему
мелким и ничтожным. Пережив дальнейшие события –
появление ребенка и смерть жены – Болконский приходит к
выводу, что ему остается жить для себя и своих близких.
Это лишь первый этап эволюции героя, не только
признающего свои ошибки, но и стремящегося стать лучше.
Немалую череду ошибок совершает и Пьер. Он ведет
разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина, но
понимает, что такая жизнь не для него, Он не может сразу
правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них.
Он искренен, доверчив, слабоволен.

Эти черты характера ярко проявляются во
взаимоотношениях с развращенной Элен Курагиной – Пьер
совершает очередную ошибку. Вскоре после брака герой
понимает, что был обманут, и "перерабатывает один в себе
свое горе". После разрыва с женой, находясь в состоянии
глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. Пьер
верит, что именно здесь он "найдет возрождение к новой
жизни", и опять понимает, что в чем-то главном вновь
ошибается. Полученный опыт и «гроза 1812 года» приводят
героя к крутым переменам в мировоззрении. Он понимает,
что жить надо ради людей, надо стремиться приносить
пользу Родине.

М.А.
Шолохов «Тихий Дон». Говоря о том, как опыт
военных сражений меняет людей, заставляет дать оценку
своим жизненным ошибкам, можно обратиться к образу
Григория Мелехова. Сражаясь то на стороне белых, то на
стороне красных, он понимает, какая чудовищная
несправедливость вокруг, да и сам совершает ошибки,
приобретает военный опыт и делает самые важные выводы в
своей жизни: «…моим рукам пахать надо». Дом, семья – вот
ценность. А любая идеология, толкающая людей убивать, –
ошибка. Уже умудренный жизненным опытом человек
понимает, что главное в жизни не война, а встречающий у
порога дома сын. Стоит отметить, что герой признает, что
был не прав. Именно этим обусловлены его неоднократные
метания от белых к красным.

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Если говорить об опыте
как «процедуре воспроизведения какого-нибудь явления
экспериментальным путем, создания чего-нибудь нового в
определенных условиях с целью исследования», то
практический опыт профессора Преображенского для
«выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в
дальнейшем и о его влиянии на омоложение организма у
людей» вряд ли можно назвать удачным в полной мере. С
научной точки зрения он весьма успешен.
Профессор Преображенский проводит
уникальную операцию. Научный
результат получился неожиданным
и впечатляющим, но в бытовом,
житейском плане он привел к
самым плачевным последствиям.

Появившийся в доме профессора в результате операции тип,
“маленького роста и несимпатичной наружности”, ведет
себя вызывающе, самонадеянно и нагло. Впрочем, следует
отметить, что появившееся человекоподобное существо
легко находит себя в изменившемся мире, но
человеческими качествами не отличается и вскоре
становится грозой не только для обитателей квартиры, но и
для жильцов всего дома.
Проанализировав свою ошибку,
профессор понимает, что
собака была гораздо
«человечнее», нежели
П.П. Шариков.

Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный
гибрид Шариков – это скорее неудача, чем победа
профессора Преображенского. Он и сам понимает это:
“Старый осел... Вот, доктор, что получается, когда
исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и
ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает
завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей”. Филипп
Филиппович приходит к выводу, что насильственное
вмешательство в природу человека и общества приводит к
катастрофическим результатам. В повести “Собачье
сердце” профессор исправляет свою ошибку – Шариков
снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и
самим собой. Но в жизни подобные эксперименты
трагически сказываются на судьбах людей, предупреждает
Булгаков. Поступки должны быть обдуманы и не нести
разрушительного начала. Главная мысль писателя в том,
что голый прогресс, лишенный нравственности, несет
людям гибель и подобная ошибка будет необратима.

В.Г.
Распутин «Прощание с Матерой». Рассуждая об
ошибках, непоправимых и приносящих страдание не только
каждой отдельно взятой личности, но и народу в целом,
можно обратиться и к указанной повести писателя ХХ века.
Это не просто произведение о потере родного дома, но и о
том, как ошибочные решения влекут за собой катастрофы,
которые обязательно скажутся на жизни общества в целом.
В основе сюжета повести лежит реальная история. В
процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены
окрестные деревни. Переселение стало болезненным
явлением для жителей затопляемых районов. Ведь ГЭС
строят для большого количества людей.

Это важный хозяйственный проект, ради которого надо
перестраиваться, не держаться за старое. Но можно ли
назвать это решение однозначно верным? Жители
затопляемой Матеры переезжают в построенный не полюдски поселок. Бесхозяйственность, с которой
расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя.
Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на
северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего
не будет. Грубое вмешательство в природу обязательно
повлечет за собой экологические проблемы. Но для
писателя важны не столько они,
сколько духовная жизнь людей.
Для Распутина совершенно ясно,
что крушение, распад нации,
народа, страны начинается с
распада семьи.

А виной тому трагическая ошибка, заключающаяся в том,
что прогресс гораздо важнее душ стариков, прощающихся со
своим домом. И нет в сердцах молодежи раскаяния.
Умудренное жизненным опытом старшее поколение не
желает покидать родной остров не потому, что не может
оценить всех благ цивилизации, а прежде всего потому, что
за эти удобства требуют отдать Матёру, то есть предать свое
прошлое. И страдания стариков – это тот опыт, который
должен усвоить каждый из нас. Не может, не должен
человек отказываться от своих корней. В рассуждениях по
данной теме можно обратиться к истории и тем
катастрофам, которые повлекла за собой «хозяйственная»
деятельность человека. Повесть Распутина – это не просто
рассказ о великих стройках, это трагический опыт
предшествующих поколений в назидание нам, людям XXI
века.

Сочинение. «Опыт – всему учитель» (Гай Юлий Цезарь)
По мере взросления человек учится, почерпывая знания из
книг, на школьных занятиях, в беседах и
взаимоотношениях с другими людьми. Кроме того,
немаловажное влияние оказывают окружение, традиции
семьи и народа в целом. Обучаясь, ребенок получает много
теоретических знаний, но умение применить их на
практике необходимо для того, чтобы приобрести навык,
набраться собственного опыта. Иными словами, можно
прочесть энциклопедию жизни и знать ответ на любой
вопрос, однако в реальности научиться жить поможет
только лишь личный опыт, то есть практика, и без этого
уникального опыта человек не сможет прожить яркую,
полноценную, насыщенную жизнь. Авторы очень многих
произведений художественной литературы изображают
героев в динамике, чтобы показать, каким образом
происходит у каждого человека становление личности и
прохождение собственного пути.

Обратимся к романам Анатолия Рыбакова «Дети
Арбата», «Страх», «Тридцать пятый и другие годы»,
«Прах и пепел». Перед взором читателя проходит
нелегкая судьба главного героя Саши Панкратова. В
начале повествования это отзывчивый парень, отличник,
выпускник школы и студент-первокурсник. Он уверен в
свой правоте, в своем завтрашнем дне, в партии, своих
друзьях, это открытый человек, готовый прийти на
помощь нуждающемуся. Именно из-за своего чувства
справедливости он и страдает. Сашу отправляют в
ссылку, и внезапно он оказывается врагом народа,
совершенно одиноким, вдали от дома, осужденный по
политической статье. На протяжении всей трилогии
читатель наблюдает за становлением личности Саши.
От него отворачиваются все друзья, кроме девочки Вари,
которая самоотверженно ждет его, помогая его матери
преодолеть трагедию.

Известно, что Анатолий Рыбаков
задумал написать трилогию,
но после выхода третьего романа
ему приходило много писем с вопросом:
«Неужели Саша и Варя так и
не встретятся?».
Так и родился четвертый роман «Прах и пепел». Перед
нами – мрачный человек, не решающийся громко
высказывать свое мнение. Он осторожен и скрытен.
Именно так можно было выжить
в СССР 1930-1940-х годов.
Юношеская восторженность
героя оборачивается сдержанностью
и угрюмостью. Ссылка оказывается
учителем реальной, суровой жизни.

В романе Виктора Гюго «Отверженные» показана история
девочки Козетты. Ее мать была вынуждена отдать свою
малютку в семью трактирщика Тенардье. Там очень
плохо относились к чужому ребенку. Козетта видела, как
хозяева баловали и любили собственных дочерей,
которые были нарядно одеты, весь день играли и
озорничали. Как любой ребенок, Козетта тоже хотела
играть, однако ее заставляли убираться в харчевне,
ходить за водой в лес к роднику, мести улицу. Одета она
была в жалкие лохмотья, а спала в коморке под
лестницей. Горький опыт научил ее не плакать, не
жаловаться, а молча выполнять приказы тетки
Тенардье. Кода волею судьбы Жан Вальжан вырвал
девочку из лап Тенардье, она не умела играть, не знала,
чем занять себя. Бедный ребенок учился заново смеяться,
заново играть в куклы, беззаботно проводя дни. Однако в
будущем именно этот горький опыт помог Козетте
стать скромной, с чистым сердцем и открытой душой.

Таким образом, наши рассуждения позволяют
сформулировать следующий вывод. Именно личный опыт
учит человека жизни. Каков бы ни был этот опыт,
горьким либо благостным, он является собственным,
пережитым, и уроки жизни учат нас, формируя характер
и воспитывая личность.

МОБУ Никитинская СОШ

учитель русского языка и литературы

Кильмухаметова Л.М.

Основные правила

Как писать итоговое сочинение

Чтобы написать ПРАВИЛЬНОЕ сочинение, в первую очередь, необходимо ознакомиться с основными параметрами. Все мы знаем, что сочинение состоит из трех частей: введение, основная часть и заключение. Часть и абзац - разные понятия, не путать! Каждая часть может дробиться на абзацы.

Правило № 1. Введение и заключение должны быть в три раза меньше основной части. Таким образом, введение и заключение составляют 1/5 текста, основная часть - 3/5 (плюс-минус 5 слов)

Напомню, что оптимальный объем итогового сочинения 350 слов (минимум 250, максимум 450)

Правило № 2. В двух соседних предложениях не должно быть одинаковых или однокоренных слов

Повтор - это одна из самых распространенных речевых ошибок. 4 ошибки - незачет по одному из критериев.

Правило №3. Части предложения должны быть ТЕСНО связаны между собой

Как проверить? Попробуйте прочесть начало основной части (заключения) отдельно. Если все понятно и звучит как отдельный целостный текст - это плохо.

Пример: В произведении Пушкина «Капитанская дочка» затрагивается вопрос чести. Отец главного героя с детства учил его не терять достоинства….

В хорошем сочинении, не прочитав введения, нельзя понять, о чем идет речь в основной части или заключении (на помощь могут прийти вводные слова и местоимения).

Пример: Примером подобного отношения к природе может послужить роман Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»….

Подтверждение моим словам можно найти на страницах повести Пушкина «Капитанская дочка»…

Как видите, без тезиса не совсем понятно, о каком отношении к природе идет речь и какие слова я хочу подтвердить. Это и есть связь.

Правило №4. НЕ СТАРАЙСЯ ПИСАТЬ БЕЗ ОШИБОК

Да-да. Даже не думайте. Именно поэтому многим требуется куча времени на написание сочинения. Мы не способны концентрироваться на двух вещах одновременно. Если вы будете думать о том, как не допустить ошибку, то перестанете формулировать мысль. вы будете скакать с одного вида деятельности на другой. Ничего хорошего из этого не выйдет.

Попробуйте правой рукой рисовать круг по часовой стрелке, а правой ногой - против. Получилось описать ровные круги и сделать это ритмично? То же самое происходит с нашим мозгом, когда мы пишем сочинение. Поэтому пишите так, как вам пишется. Не думайте о количестве слов, об отсутствии повторов и связях между частями. Главное написать что-нибудь, а потом можно РЕДАКТИРОВАТЬ. Зачеркнуть лишнее, добавить там, где не хватает, заменить повторы синонимами или местоимениями и т.д (не забывайте про орфографию и пунктуацию). Опять же, проверяя сочинение, ищите каждую ошибку отдельно, иначе снова произойдет как с рукой и ногой. То есть перечитать сочинение нужно будет минимум три раза.

Правило №5. Сначала скелет - потом сочинение

Пояснение вновь будет связано с устройством нашего мозга. Есть такие понятия - как ассоциативное мышление и цепная реакция. Они часто включаются во время диалога.

Например, Лена что-то рассказывает Ирине, а ей вспоминается анекдот на эту тему про кошку. Лена рассказывает анекдот про кошку, а Ирина вспоминает какого красивого котенка видела около Меги, в свою очередь, Лена говорит о том, что была в Меге вчера и видела очень крутое платье и Ирина уже задается вопросом, что надеть на выпускной? И т.д. Возможно Ирина так и не расскажет Лене свою историю до конца.

Когда мы пишем сочинение, у нас происходит внутренний диалог и мы точно так же можем отойти от темы. Возможно, текст будет логичным и цельным, но наше заключение не будет соответствовать введению (главная мысль заключения и тезис будут нести в себе разный смысл), а это незачет. Чтобы этого не произошло, необходимо составить и НАПИСАТЬ на листочке скелет сочинения:

Главная мысль аргумента

Главная мысль заключения

Как сформулировать тезис и составить план сочинения

Заранее составленный и прописанный план не позволит вам сбиться с пути или, как минимум, сэкономит драгоценное время.

Структура плана:

Аргумент

Тезис в сочинении - это ваша собственная позиция (мнение) касательно темы сочинения.

Важно! Тезис - четко сформулированная и красиво оформленная мысль, которая умещается в ОДНО предложение. Именно это высказывание должно быть аргументировано в основной части. Тезис нужно писать в конце введения.

Пример:

Я считаю, что любовь не всегда наполняет сердце человека счастьем, иногда она способна разрушить жизнь человека. (аргументы "Гранатовый браслет", "Леди Макбет Мценского уезда".

Сила воли, по моему мнению, наш главный союзник в борьбе с собственными слабостями. (аргументы "Любовь к жизни", "Обломов")

Аргумент в сочинении обосновывает тезис, доказывает, что ваша мысль верна. Кстати, все аргументы условно можно поделить на две категории. Аргументом может служить весь сюжет произведения полностью. Например, "Любовь к жизни" Джека Лондона как пример железной воли. Используя данное произведение в качестве аргумента, достаточно планомерно передать содержание всего рассказа.

Если же обратиться к более крупным произведениям, то в качестве аргумента выступит конкретный эпизод (или несколько). Например, рассуждая о чести и бесчестии, мы можем привести в качестве аргумента диалог Пугачева и Гринева (Капитанская дочка), где Петр, рискуя быть казненным, отказывается присягать на верность "великому государю". То есть все остальные моменты можно опустить. В данном случае, чтобы оформить аргумент правильно, необходимо кратко (3-4 предложения) изложить сюжет произведения, а после уже в красках описать сцену (характер или поступок персонажа, какую-то ситуацию и т.д.), которая собственно и является аргументом.

Вывод - подведение итогов, логическое завершение. Здесь необходимо быть особенно внимательным, т.к. можно уйти от темы. Чтобы правильно написать заключение, нужно подтвердить, что ваша позиция оказалась верной, либо продолжить свою мысль (тезис), особенно хорошо будет, если вывод будет звучать как напутствие (рекомендация) читающему ваше сочинение.

Пример:

Я считаю, что любовь не всегда наполняет сердце человека счастьем, иногда она способна разрушить жизнь человека. Вывод: любовь, действительно, может причинить боль, поэтому важно помнить еще об одном чувстве - уважении к себе.

Таким образом, если тезис, аргумент и вывод соединить с помощью вводных слов, план сочинения превращается краткий, но цельный и наполненный смыслом текст. Если у вас получилось, можете не сомневаться, зачет по первым двум критериям вам обеспечен.

План сочинения:

Я считаю, что любовь не всегда наполняет сердце человека счастьем, иногда она способна разрушить жизнь человека.

Например, Катерина (Леди Макбет), влюбившись в своего работника Сергея, не замечала корыстных намерений этого человека и была готова ради него на все. Она убила собственного мужа и его племянника, попала на каторгу по вине своего избранника, но продолжала любить его. Сергей не отвечал взаимность. Не выдержав издевательств Сергея, Катерина покончила жизнь самоубийством.

Таким образом,любовь, действительно, может причинить боль, поэтому важно помнить еще об одном чувстве - уважении к себе.

Теперь остается расписать каждый пункт более подробно и ваше идеальное сочинение готово.

И напоследок. Самый простой способ сформулировать красивый тезис - пойти от обратного, то есть выбрать аргумент и сделать из него вывод, который и послужит тезисом.

Направления

Опыт и ошибки

Произведения об опыте и ошибках. Если вы не можете подобрать аргумент для итогового сочинения по направлению "опыт и ошибки", этот список литературы поможет вам.

А. С. Пушкин повесть "Капитанская дочка" (Неопытный Петр Гринев, получив свободу от родительского контроля, проиграл большую сумму. Юность - пора ошибок)

Л. Н. Толстой повесть "Юность" (Лучшее произведение об ошибках, совершенных в юности. Юность - пора ошибок)

А. С. Пушкин роман "Евгений Онегин" (Людям присуще совершать необдуманные поступки. Евгений Онегин отверг влюбленную в него Татьяну, о чем пожалел, но было поздно. Ошибки - это необдуманные поступки)

М. Ю. Лермонтов роман "Герой нашего времени" (Только потеряв Веру Печорин осознал, что любит ее. Самая страшная ошибка - не ценить то, что имеем)

Н. В. Гоголь повесть "Тарас Бульба" (Центральный персонаж обладает лидерскими качествами и, несомненно, уверенность в себе ему придает многолетний опыт. Окружающие знали это и прислушивались к нему. Роль опыта. Значение опыта._

А. С. Пушкин повесть "Капитанская дочка" (опытный Андрей Гринев, видавший жизнь, дает сыну наставление "Береги платье снову, а честь с молоду". Петр прислушался к отцу и старался следовать наказу, что в конечном счете помогло ему заслужить уважение Пугачева и тем самым спасло жизнь)

«Ионыч» - рассказ А. Н. Чехова

Аргумент:

Непоправимую ошибку совершила и героиня рассказа А. Н. Чехова «Ионыч» - Екатерина Ивановна. Однажды дом ее родителей посетил доктор Дмитрий Ионыч. Наблюдая, как Екатерина играет на пианино и как светятся детской наивностью ее глаза, Старцев влюбился. Доктор признался героине в чувствах, но в ответ она жестоко разыграла своего воздыхателя, назначив встречу на кладбище, на которую не собиралась идти. Этот поступок не погасил пламя в сердце Ионыча и на следующий день он решился просить руки Екатерины Ивановны. Героиня не ответила взаимностью. Будучи юной неопытной девушкой, Котик, как звали ее родители, считала себя очень талантливой и пророчила себе славу известной пианистки. Она боялась, что семейная жизнь помешает ее карьере. Екатерина Ивановна заблуждалась. Через четыре года Котик осознала, что «в ней нет ничего особенного» и что важнее любить и быть любимой. Она надеялась, что чувства Старцева не остыли, но было поздно. Время шло, а Котик и Ионыч оставались несчастными и одинокими.

Возможные тезисы:

Часто люди вводят себя в заблуждение и жалеют об этом всю жизнь

Некоторые ошибки способны разрушить жизнь человека

Принимая необдуманное решение, человек рискует разрушить не только свою жизнь, но и жизнь окружающих

Честь и бесчестие

Произведения о чести и бесчестии. Список литературы, в котором вы найдете прекрасные аргументы для итогового сочинения по направлению "Честь и бесчестие"

А. С. Пушкин повесть "Капитанская дочка" (Гринев сохранил свою честь даже под страхом смерти)

М. А.Шолохов рассказ "Судьба человека" (Соколов - русский солдат, который не боялся смотреть в глаза смерти и вызвал уважение фашистов)

М. Ю. Лермонтов роман "Герой нашего времени" (Печорин, знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла. Поступок достойный уважения. Грушницкий же напротив, совершил бесчестный поступок, предложив Печорину на дуэли незаряженное оружие)

М. Ю. Лермонтов поэма "Песня про купца Калашникова" (Калашников отдал жизнь ради чести своей семьи)

Н. В. Гоголь повесть "Тарас Бульба" (Остап достойно принял смерть)

А. С. Пушкин повесть "Капитанская дочка" (Швабрин - яркий пример человека, потерявшего достоинство)

Ф. М. Достоевский роман "Преступление и наказание" (Раскольников - убийца, но бесчестный поступок основывался на чистых помыслах. Что это:честь или бесчестие?)

Ф. М. Достоевский роман "Преступление и наказание" (Соня Мармеладова продавала себя, но делала это ради семьи. Что это:честь или бесчестие?)

Ф. М. Достоевский роман "Преступление и наказание" (Дуню оклеветали, но ее честь была восстановлена. Честь легко потерять)

"Война и мир" - аргумент для итогового сочинения по направлению "честь и бесчестие":

Проблема нравственности всегда была сквозной в литературе 19 века. Так, в произведении «Война и мир» Лев Николаевич затрагивает тему чести и бесчестия. В романе один из центральных героев - Пьер Безухов предстает перед нами совершенно наивным, неискушенным молодым человеком, прожившим всю свою юность за границей. Став обладателем большого наследства, Безухов с его честностью и верой в доброту людей попадает в сети, расставленные князем Курагиным. Попытки князя завладеть наследством не увенчались успехом, поэтому он решил получить деньги другим способом и женил юношу на своей дочке Элен, которая не испытывала никаких чувств к мужу. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о измене своей жены с Долоховым, закипел гнев и он вызывал Федора на битву. Дуэль высвечивает все лучшие качества Пьера: его храбрость, его человеколюбие, его нравственную силу. В данном эпизоде автор противопоставляет героев: Пьер не хотел причинить Долохову вред, тем более убить его, в свою очередь, Федор сокрушался, что промахнулся и не попал в Безухова.

Таким образом, Лев Николаевич на примере главного героя показал качества, которые вызывают уважение, качества, к которым нужно стремиться. Жалкие интриги князя Курагина, Элен и Долохова принесли им лишь несчастья. Вранье, лицемерие и подхалимство никогда не приносят настоящего успеха, но влекут за собой риск запятнать честь и потерять достоинство.(200 слов)

Возможные тезисы:

1. Сохранять честь - значит оставаться человеком в любой ситуации

2. О чести человека можно судить не только по самоуважению, но и по его отношению к другим людям

Победа и поражение

Произведения о победе и поражении. Теперь вам не придется искать аргументы для итогового сочинения по направлению победа и поражение. Мы подобрали аргумент на каждую возможную тему по данному направлению.

И. А. Гончаров роман "Обломов" (Главный герой не смог победить свою лень. Борьба со своими слабостями)

Джек Лондон рассказ Любовь к жизни (Благодаря железной воле герой преодолел голод, боль и остался жив. Победа над собой)

К. Д. Воробьев повесть "Убиты под Москвой" (Алексей Ястребов справился со страхом и неуверенностью. Победа над собой)

К. Д. Воробьев повесть "Убиты под Москвой" (Победа над противником)

М. А. Шолохов рассказ "Судьба человека" (Главный герой нашел в себе силы жить, после того, как потерял семью. Победа над собой)

А. С. Пушкин повесть "Капитанская дочка" (Швабрин оговаривает Гринева, но Маша успевает все рассказать императрице. Планы Швабрина рухнули. Поражение)

Б. Васильев повесть "А зори здесь тихие" (Васков одерживает победу над немцами, но на его сердце камень, ведь он единственный выживший в битве. Цена победы. Горечь победы)

Н. В. Гоголь повесть Тарас Бульба (Тарас был жестоко убит ляхами, но это нельзя назвать поражением. Его дух не был сломлен, он умирал с мыслью о дальнейших победах казаков. Что такое победа?)

«Обломов» - роман И. А. Гончаров

Аргумент:

Потерпел поражение в сражении с собственными недостатками и герой романа И. А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич вырос в семье, где жизнь шла своим ходом плавно и размеренно, без потрясений. Окруженный заботой, Илюша вырос несамостоятельным мужчиной. Лежание на диване было его привычным образом жизни, и ничто не пробуждало в нем интереса. Когда на Обломова навалились проблемы, он не принял никаких мер. Герой лишь жаловался всем на жизнь, мечтал, чтобы все само по себе разрешилось и ждал приезда своего друга детства, надеясь, что он поможет во всем разобраться. Обломов понимал, что нужно что-то менять в своей жизни. С приездом Штольца он стал рано просыпаться, интересоваться происходящим в мире и даже влюбился. Но первое же препятствие, переезд из города на дачу, вернуло Обломова к привычному образу жизни. Илья Ильич не удалось измениться, до конца дней он так и остался ленивым, несамостоятельным и нуждающимся в заботе человеком.(143 слова)

Возможные тезисы:

1. Сила воли - наш лучший союзник в борьбе с собственными недостатками

2. Попытаться измениться в лучшую сторону - значит бросить вызов самому себе

Разум и чувство

Произведения о разуме и чувствах. Теперь вам не придется искать аргументы для итогового сочинения по направлению разум и чувства. Мы подобрали по два аргумента на каждую возможную тему по данному направлению.

А. И. Куприн повесть "Гранатовый браслет" (некоторые чувства способна погасить только смерть)

А. Н. Островский пьеса "Гроза" (некоторые чувства способна погасить только смерть)

А. С. Грибоедов пьеса "Горе от ума" (нельзя стать счастливым, руководствуясь лишь здравым смыслом)

А. Н. Островский пьеса "Гроза" (Катерина осознавала, что поступает неправильно, но пошла на поводу у своих чувств. Чувства сильнее разума)

Н. В. Гоголь повесть "Тарас Бульба" (Тарас смог переступить через отцовские чувства убил сына-предателя)

А. С. Пушкин повесть "Капитанская дочка" (Гринев осознавал, что его могут казнить, но чувство собственного достоинства оказалось сильнее)

А. С. Пушкин роман "Евгений Онегин" (Татьяна несчастлива в браке по расчету, т.к. влюблена в Онегина. Чувство важнее разума)

М. Ю. Лермонтов роман "Герой нашего времени" (Вера не счастлива в браке с нелюбимым мужем. Чувство важнее разума)

«Гранатовый браслет» - повесть А. И. Куприна

Аргумент:

Не смог справиться со своими чувствами и Желтков, герой повести Куприна «Гранатовый браслет». Этот мужчина, увидев Веру Николаевну однажды, полюбил ее на всю жизнь. Герой не ждал взаимности от замужней княгини. Он все понимал, но ничего не мог с собой по делать. Вера была маленьким смыслом жизни Желткова, и он считал, что это Бог наградил его такой любовью. Свои чувства герой проявлял только в письмах, не показываясь княгине на глаза. В день ангела Веры, поклонник подарил возлюбленной гранатовый браслет и приложил записку, в которой просил прощения, за причиненное когда-то беспокойство. Когда супруг княгини вместе с ее братом разыскали Желткова, он признал неприличность своего поведения и объяснил, что искренне любит Веру и это чувство сможет погасить только смерть. Напоследок герой спросил у мужа Веры разрешения написать ей последнее письмо, а после разговора простился с жизнью (134 слова)

Возможные тезисы:

1. Искренние чувства не подвластны воле человека

2. Настоящие чувства способна убить только смерть

Разум и чувство аргумент по пьесе островского "Гроза" для итогового сочинения:

Рассуждая о настоящих и искренних чувствах, хочется обратиться к пьесе «Гроза». В данном произведении А. Н. Островский смог со всей яркостью эмоций передать душевные терзания главной героини. В 19 веке огромное количество браков заключалось не по любви, родители старались выдать дочь замуж за того, кто побогаче. Девушки были вынуждены жить с нелюбимым всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за Тихона Кабанова из зажиточной купеческой семьи. Муж Кати представлял собой жалкое зрелище. Безответственный и инфантильный, он не был способе ни на что, кроме пьянства. Мать Тихона, Марфа Кабанова, воплотила в себе идеи самодурства и ханжества, присущие всему «тёмному царству», поэтому Катерина постоянно находилась под давлением.

Героиня стремилась к свободе, ей было сложно в условиях рабского поклонения ложным идолам. Девушка нашла утешение в общении с Борисом. Его забота, ласка и искренность, помогли забыть несчастной героине о гнете со стороны Кабанихи. Катерина осознавала, что поступает неправильно и не сможет с этим жить, но ее чувства оказались сильнее и она изменила мужу. Истерзанная угрызениями совести, героиня раскаялась перед мужем, после чего бросилась в реку.(174 слова)

Возможные тезисы:

1. Иногда люди оказываются в плену у собственных чувств

2. Чувства могут быть настолько сильными, что легче проститься с жизнью, чем скрывать их

Дружба и вражда

Список произведений о дружбе и вражде. Теперь вам не придется искать аргументы для итогового сочинения по направлению дружба и вражда. Мы подобрали по два аргумента на каждую возможную тему по данному направлению.

В. Л. Кондратьев повесть "Сашка" (на что готов человек ради друга?)

А. С. Пушкин историческая повесть "Капитанская дочка" (Гринев и Швабрин - почему рушится дружба? Предательство)

И. С Тургенев роман "Отцы и дети" (Кирсанов и Базаров - почему рушится дружба?)

А. С. Пушкин историческая повесть "Капитанская дочка" (Гринев и Пугачев - косвенная вражда, враг - потенциальный друг)

И. А. Гончаров роман "Обломов" (Обломов и Штольц - друзья должны дополнять друг - друга)

В. Г. Короленко повесть "Дети подземелья" (истинная дружба, бескорыстность детской дружбы)

Н. В. Гоголь повесть "Тарас Бульба" (Тарас Бульба считал, что дружба/товарищество важнее семьи)

"Капитанская дочка"

Ярким примером враждующих товарищей могут послужить герои исторического романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев Петр в семнадцать лет был отправлен отцом в армию «понюхать пороху» да «потянуть лямку».

Белгородская крепость, куда был направлен юноша, оказалась не грозным бастионом, а деревушкой, окружённой деревянным забором. Вместо храброго гарнизона там были инвалиды, а вместо артиллерии — старенькая пушка, забитая мусором. Там Гринев и познакомился со Швабриным Алексеем. Офицер сам пришел к Петру, когда узнал о его приезде, сказав, что им овладело желание наконец-то увидеть человеческое лицо. Но дружба юношей закончилась, не успев начаться.

Все началось, когда Гринев поделился с товарищем о чувствах к капитанской дочке и показал песню, написанную для нее. Швабрин строки раскритиковал и позволил себе грязные намеки относительно «нрава и обычая» Маши. Позже выяснилось, что Алексей сам сватался к девушке, но получил отказ. Их ссора закончилась поединком, где Петр был ранен.

После нашествия мятежников Пугачева, взаимная неприязнь между героями сменяется ненависть. Гринев с честью оставался верным императрице, а Швабрин, присягнувший на верность разбойнику, был назначен комендантом крепости, где осталась Маша. Ее родителей убили, и попадья выдала капитанскую дочь за свою племянницу. Предатель принуждал девушку выйти за него замуж, угрожая рассказать, кто она на самом деле.Планы Швабрина не осуществились, Гринев освободил капитанскую дочь, и был помилован Пугачевым, несмотря на старания Швабрина.( 211 слов)

Возможные тезисы:

1. Часто причиной вражды между товарищами становится женщина

2. Женщина может разрушить мужскую дружбу

3. Почему друзья становятся врагами?

4. Если тебя предал друг, значит он не был твоим другом.

Нужно ли анализировать свои ошибки? Для того, чтобы раскрыть поставленную тему, необходимо определиться с определениями основных понятий. Что такое опыт? И что такое ошибки? Опыт — те знания и умения, которые получил человек в каждой из жизненных ситуаций. Ошибки – неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях. Эти два понятия, которые не могу существовать друг без друга, они крепко связаны между собой. Чем больше опыта, тем меньше ты совершаешь ошибок – это расхожая истина. Но нельзя набраться опыта, не совершив ошибки – это суровая реальность. Каждый человек в своей жизни спотыкается, допускает погрешности, делает глупости. Без этого не обойтись, именно падения и взлёты учат нас жить. Только ошибаясь и извлекая уроки из проблемных жизненных ситуаций, мы можем развиваться. То есть, заблуждаться и сходить с пути можно и даже нужно, но главное анализировать ошибки и исправлять их.

Очень часто в художественной мировой литературе писатели затрагивают тему ошибок и опыта. Так, например, в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого один из главных героев Пьер Безухов проводил всё своё время в компании Курагина и Долохова, ведя праздный образ жизни, не отягощенный заботами, печалями и раздумьями. Но, постепенно осознавая, что щегольство и светский променад – занятия пустые и бесцельные, он понимает, что это не для него. Но он был слишком юн и несведущ: чтобы сделать такие выводы, нужно опираться на опыт. Герой не сразу может разобраться в окружающих людях, и очень часто ошибается в них. Это ярко проявляется в отношениях с Элен Курагиной. Позже он понимает, что их брак был ошибкой, его обманули «мраморные плечи». Через некоторое время после развода, он вступает в масонскую ложу и, судя по всему, находит себя. Безухов занимается общественной деятельностью, встречается с интересными людьми, словом, его личность обретает целостность. Любимая и преданная жена, здоровые дети, близкие друзья, интересная работа – составляющие счастливой и полной жизни. Пьер Безухов — именно тот человек, который путём проб и ошибок находит свой смысл существования.

Другой пример можно найти в повести «Очарованный странник» Н.С. Лескова. Главному герою Ивану Северьянычу Флягину пришлось испить горькую чашу проб и ошибок. Всё началось с несчастного случая в юности: озорство молодого форейтора стоило жизни старому монаху. Иван явился на свет «сыном обещанным» и с самого рождения был предназначен для служения Богу. Жизнь его ведёт от одной беде к другой, от испытания к испытанию, пока его душа не очистится и не приведёт героя в монастырь. Долго он будет умирать и не умрёт. Многим ему пришлось заплатить за свои ошибки: любовью, свободой (он был пленником в киргиз-кайсацких степях), здоровьем (его рекрутировали). Зато этот горький опыт лучше всяких уговоров и требований научил его, что от судьбы не уйти. Призванием героя с самого начала была религия, но молодой человек с амбициями, надеждами и страстями не мог принять сан осознанно, чего требует специфика церковной службы. Вера в священнике должна быть непоколебима, иначе как он поможет ее обрести прихожанам? Именно тщательный анализ собственных ошибок мог вывести его на путь истинному служению Богу.

С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.

  1. Вступление
  2. Основная часть - тезис и аргументы
  3. Заключение - вывод

Итоговое сочинение 2016 предполагает объем от 350 слов.

Время, отводимое для экзаменационной работы, - 3 часа 55 минут.

Темы итогового сочинения

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:

  1. «Опыт и ошибки»

Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись кпримерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.

Одна из таких тем - «Опыт и ошибки».

Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе - этобольшая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Опыт и ошибки».

  • Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
  • Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
  • Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Аргументы для итогового сочинения 2016 «Опыт и ошибки»

  • «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

В романе в стихах «Евгений Онегин» наглядно демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям. Так, главный герой - Евгений Онегин своим поведением с Ольгойв доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль. Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений. Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя. Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает. Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.

  • «Преступление и наказание» Ф. М.Достоевского

Центральным вопросом для героя произведения Ф. М.Достоевского становится желание понять свою способность действовать, вершить судьбы людей, пренебрегая нормами общечеловеческой морали - «Тварь я дрожащая, иль право имею?» Родион Раскольников совершает преступление, убив старуху-процентщицу, и позже осознает всю тяжесть совершенного поступка. Проявление жестокости и бесчеловечности, огромная ошибка, повлекшая за собой страдание Родиона, стали для него уроком. Впоследствии герой становится на путь истинный, благодаря душевной чистоте и состраданию Сонечки Мармеладовой. Совершенное же преступление остается для него горьким опытом на всю жизнь.

  • «Отцы и дети» И.С.Тургенева

Пример сочинения

На своем жизненном пути человеку приходится принимать большое количество жизненноважных решений, выбирать, как поступить в той или иной ситуации. В процессе переживания различных событий человек приобретает жизненный опыт, который становится его духовным багажом, помогая в дальнейшей жизни и взаимодействии с людьми и обществом. Однако зачастую мы попадаем в непростые, противоречивые условия, когда не можем гарантировать правильность своего решения и быть уверенным, что то, что мы считаем верным сейчас, не станет для нас большой ошибкой.

Пример влияния на жизнь человека совершенных им поступков можно увидеть в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В произведении демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям. Так, главный герой - Евгений Онегин своим поведением с Ольгой в доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль. Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений. Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя. Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает. Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.

Также стоит обратиться к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», где раскрывается проблема ошибки в непоколебимости взглядов и убеждений, что может привести к плачевным последствиям.

В произведении И.С. Тургенева Евгений Базаров - прогрессивно мыслящий молодой человек, нигилист, отрицающий ценность опыта предыдущих поколений. Он говорит о том, что совершенно не верит в чувства: «Любовь - это белиберда, непростительная дурь». Герой встречает Анну Одинцову, в которую влюбляется и боится признаться в этом даже себе, ведь это значило бы противоречие собственным убеждениям всеобщего отрицания. Однако позже он смертельно заболевает, не сознаваясь в этом родным и близким. Будучи тяжело больным, он, наконец, понимает, что любит Анну. Только на исходе жизни Евгений осознает, насколько сильно ошибался в своем отношении к любви и нигилистическом мировоззрении.

Таким образом, стоит говорить о том, как важно правильно оценивать свои мысли и поступки, анализируя действия, которые могут привести к большой ошибке. Человек постоянно находится в развитии, совершенствует свой образ мыслей и поведение, и поэтому он должен действовать обдуманно, полагаясь на жизненный опыт.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

Размышление на тему «Опыт и ошибки» всегда актуально – в любом возрасте, в любом государстве с любой ментальной ориентацией. Однако всякое подобное размышление непременно будет осуществляться на своем уровне.

К примеру, для маленького ребенка на его уровне происходит понимание правомерных или неправомерных вещей. Если рассмотреть типичную примерную ситуацию, то можно сделать определенные выводы. Например, мама посылает четырехлетнего сына в огород, чтобы тот сорвал морковь, сын возвращается, но приносит свеклу. Она начинает ему что-то укоризненно говорить, мальчик ощущает дискомфорт от того, что «принес не то, что просили», замыкается в себе и каким-то шестым чувством понимает, что допустил оплошность, но допустил он ее не по своей шалости или вредности.

Независимо от того, сколько человеку лет, он будет в равной степени относиться к своим промахам – будь то ему четыре года или сорок лет, то есть с одинаковой мерой ответственности. Он одинаково будет переживать из-за своих ошибок, и чем больше он будет ошибаться, тем быстрее придет к нему необходимый опыт в той или иной сфере его деятельности.

Вполне может случиться так, что человек в своей жизни неоднократно допускает одни и те же ошибки, как бы наступает на одни и те же грабли, которые, к слову, очень больно бьют по голове. Отсюда возникает чувство неудовлетворенности от того, что делаешь, а также сетование: «Ну почему это снова случилось со мной? Почему я не смог сделать иначе, ведь я это уже тысячу раз делал? И т.п.» Причин тому много, одна из которых – особая черта характера, когда человек торопится жить и делает все быстро в силу каких-то обстоятельств. Иными словами, хочет, как лучше, но получается все наоборот. Так примерно вел себя герой В. Шукшина Чудик («Почему ж я такой есть-то?»)

Опыт, каким бы горьким и печальным он не был, привносит в развитие личности новые витки. Да, остается в глубине души осадок от того, что сделал что-то неправильно или нерационально, однако в следующий раз, когда случится похожая ситуация, можно уже будет подстраховаться и предотвратить похожую ошибку.

Поэтому хочется посоветовать: не стоит бояться своих, ошибок, лучше улыбнуться и жить дальше…до нового промаха.

Кратое сочинение Опыт и ошибки

Возраст человека не влияет на формирование его к таким категориям, как опыт и ошибки. Никто не застрахован от них. Однако, степень ответственности у каждого разная. Иными словами, кто-то очень близко принимает это к сердцу, кто-то – нет.

Бывает так, что люди неоднократно допускают одни и те же промахи, в народе это называется «наступать снова на грабли». Отсюда не просто осадок от неудовлетворенности своей деятельностью, но и бесконечное сетование: «Ну почему это снова происходит со мной? И т.п.» Причин тому много, одна из которых – особая черта характера, когда человек торопится жить. Иными словами, хочет, как лучше, но получается все наоборот. Отсюда разочарования, обиды на судьбу.

Поэтому хочется посоветовать: не бойтесь своих ошибок, но и старайтесь думать, прежде, чем что-то совершить.

Итоговое сочинение №3 Опыт и ошибки для 11 класса

Ошибки – это часть нашей жизни. Человек учится на своих или на чужих ошибках. Говорить, что совершать ошибки – плохо, нельзя, ведь не ошибается лишь тот человек, который ничего не делает. Наш опыт складывается практически из множество ошибок в жизни. Но согласитесь, некоторые наши промахи приносили большое удовольствие, но, тем не менее, в уме мы понимаем, что что-то в этом мире делать нельзя, а что – то можно. Порой, самая большая ошибка в жизни приводит к необычным последствиям, человек вдруг может осознать, что этот промах ужасно мал, и он зря убивался из-за него.

С детства нас родители учат что можно делать и что нельзя и мы впитываем эти слова как губка не понимая, а почему именно нельзя заступить через черту запрета. Повзрослев, можно понять слова своих мама и пап, а возможно, даже и опровергнуть их опасения. Порой переступив через черту табу ты перестаешь бояться того, чего опасаются многие люди, возможно это был первый шаг на пути к счастью. Уже такой переход дает опыт человеку, для него открыты большие горизонты. Накапливание опыта совершенно не зависит от возраста, даже взрослый человек может быть глупым и неопытным, а ребенок во много раз младше его иметь богатый опыт. Опыт есть во всем, во всех человеческих сферах деятельности.

Каждую минуту человек набирается опыта или совершенствует его. Чем активней человек по жизни, тем больше опыта заложено в нем. Полезно быть любознательным, ведь ты открываешь для себя те источники, которые недоступны другим и понимаешь, почему определенное действие идет по одному пути развития. Опыт и ошибки тесно связаны друг с другом, без одного нет и второго.

Обжигаясь люди тоже набираются опыта. Так что не стоит бояться оступиться, лучше бояться, не понять, почему ты оступился, чтобы не наступить на одни и те же грабли снова.

Сочинени №4 Опыт и ошибки.

Я часто совершаю ошибки в своей жизни. Но это незначительные ошибки, так как от них никто не страдает. Но благодаря этим ошибкам я могу сделать правильные выводы для себя, набраться опыта. Я стала замечать, что мой опыт накапливается как раз из-за того, что я делаю ошибки. А сами ошибки возникают из-за того, что я не хочу слушать родителей. Я понимаю, что мама с папой правы, но любопытство порой берет вверх.

Я знаю, что ошибки совершают все люди на земле, и в этом нет ничего плохого. Опыт всегда нужен человеку, пусть даже если он и печальный. Но лучше, конечно же, набираться опыта учась, а не оступаясь.

Это серьезное произведение Максима Горького пьеса На дне совмещает в себе обыкновенную жизнь людей и злободневных проблем того времени.

  • Характеристика и образ князя Мышкина в романе Идиот Достоевского сочинение

    Основным персонажем произведения является князь Лев Николаевич Мышкин, которого писатель представляет в образе двадцатишестилетнего высокого молодого человека, имеющего белокурые густые волосы, голубоватые глаза, впалые щеки и востренькую бородку.