Рынок и производство культурных благ. Экономические причины

ТЕМА 1. Культура в экономике


Тема 3. Ресурсный потенциал культуры.

1.Виды ресурсов Экономические (трудовые, материальные, денежные и интеллектуальные средства, природные, предпринимательские) и иные ресурсы (временные; творческие; информационные; правовые; специфика места; ресурсы публичности).

2.Информационное обеспечение культурной деятельности.

3.Специфика характера труда в сфере культуры. Результаты труда в культуре.

ТЕМА 4.Рынок и производство культурных благ.

1.Структура и функции рынка. 2.Спрос и предложение на рынке. Эластичность спроса и предложения.

3.Полезность и ее влияние на выбор.

4.Экономическая оценка культурных товаров и услуг.

5.Формирование спроса и предложения на общественные блага.

ТЕМА 5.Отношения собственности культуре.

1. Собственность как основа системы экономических отношений

2.Особенности имущественных отношений в государственных и муниципальных учреждениях культуры.

3.Процессы разгосударствления и приватизации в

культуре.

4.Частная собственность и предпринимательство в культуре.

5.Собственность на результаты интеллектуальной деятельности и собственность на имущество культурного значения.

6.Экономические аспекты культурного наследия.

ТЕМА 6. Планирование в культуре.

1.Основные виды планов. Принципы планирования. Классификация плановых показателей. 2.Методы и этапы планирования на предприятиях культуры.

3. Программы культурного развития и социокультурные проекты. Их роль, виды типы и основные характеристики.

4 Проблемы современной культурной политики государства.

ТЕМА 7. Финансирование культуры

1.Прямое и косвенное финансирование культуры.

2.Источники финансовых ресурсов. Порядок и формы финансирования культурной деятельности. 3.Сметное финансирование и субсидирование. 4.Бюджетное финансирование государственных и муниципальных учреждений культуры. 5.Внебюджетные источники финансирования.



6. Меценатство, благотворительность, спонсорство в культуре. 7.Использование финансовых средств организаций культуры ТЕМА 8. Ценообразование в организациях культуры.

1.Экономическая природа и процесс формирования цены. 2.Функции цен.Структура и динамика затрат на услуги культуры.

3.Основные ценообразующие факторы. Методы ценообразования. 4.Ценовая политика в сфере культуры.

ТЕМА 9. Трудовые отношения и оплата труда в сфере культуры.

1.Общие принципы регулирования трудовых отношений. Экономическая природа заработной платы.

2. Принципы, формы и системы оплаты труда в сфере культуры.

3. Структура и динамика заработной платы в организациях культуры.

4. Коллективные и индивидуальные договоры.

5. Система специальных выплат в сфере культуры.

6. Воспроизводство кадров в области культуры.

Интересная Литература по экономике.

2. Левитт Фрикономика

3. Левитт Суперфрикоэкономика.

4. Сонин К. Уроки экономики

5. Гуриев С. Мифы экономики

6. Фергюсон Найл. Восхождение денег.2012.

7. Остальский. А. Краткая история денег.2011.

8. Зеленцова.Е. Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. М. 2009.

9. Закарян. И. Ценные бумаги – это почти просто.

10. Волков. В. Силовое предпринимательство 21век.2012.

11. Кричевский. Н. Иноземцев В. Кризис экономики здравого смысла.2011.

12. Долгин. А. Экономика символического обмена.2012.

13. Аузан. Институциональная экономика для чайников. Интернет. 12лекций.

14. Хокинс Дж. Креативная экономика. М. 2012.

15. Саймон Джонсон. 13 банков которые управляют миром 2012

16. Горяев А. Чумаченко В. Финансовая грамота.М 2009

17. Томпсон.Дональд Как продать чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах. М. 2010.

18. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.2007

19. Тросби. Экономика и культура. М 2013.



20. Полит. ру. Публичные лекции. Экономика: просто о сложном. Экономика финансов.

21. Ядгаров Я. История экономических учений. Эл. версия.

22. . А Кох. П. Авен Революция Гайдара.2013.

23. Ручир Шарма Прорывные экономики 2013.

24. Основы предпринимательской деятельности. Под. Ред. В.М..Власовой.1994.

25. М Г Коляда П Бирюков Рекорды и достижения в мире экономики и бизнеса 2012.

26. Григорьев О.Эпоха роста. Лекции по неоэкономике. М. 2015.

27. Ха Джун Чанг. Как устроена экономика М 2015.

28. Дж. Мокир. Рычаг богатства. М 20015.

29. Захаров Теория игр в общественных науках. М 2015.

30. Михаил Хазин Курс лекций по экономике.

31. Олег Григорьев Курс лекций по экономике.

32. Дэвид Смит. Бесплатный обед. Удобоваримые экономичекие идеи.2014г.

33. Сильвия Назар. Путь к великой цели. История одной экономической идеи.2014г.

34. Андрей Остальский. Краткая история денег. Откуда они взялись. Как работают. Как изменятся в будущем. 2008

35. Долгин А.Б. Как нам стать договоропригодными. Начала экономической теории клубов 2013

36. Дэвид Хезмондалш Культурные индустрии 2014

37. Аузан А.Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь 2014

38. Чернышев Д.Как люди думают.

39. Стивен Ландбург Экономист на диване.2013.

40. Мэнкью. Учебник. Основы экономики

41. Линдблом Ч.Рыночная система: Что это такое, как она работает и что ней делать 2014

42. Что есть что в мировой экономике.Словарь справочник. Ред В.С. Паньков.

43. Грейди Клейн и Йорам Бауман Микроэкономика. Макроэкономика. Краткий курс в комиксах. 2015.

44. Ха Джун Чанг Как устроена экономика 2015.

45. Эдмунд Конвей Экономика.50 идей о которых нужно знать.2015

46. Георг фон Вальвиц Мистер Смит и рай земной. Изобретение благосостояния.2015

47. Невидимая рука рынка. Под ред. Дж. Итуэлла.2009.

48. Джоэль Мокир. Рычаг богатства. 2014.

49. Даниэль Бенсаид. Маркс (инструкция по применению) 2014

50. Роберт Фрэнк. Дарвиновская экономика. Свобода, конкуренция и общее благо. 2013.

51. Роберт Лукас.Лекции по экономическому росту. 2013.

52. Философия экономики.Антология. Под. Ред. Дэниела Хаусмана.2013.

53. Джефф Малган. Саранча и пчелы. Хищники и творцы в капитализме будущего. 2014.

54. Роберт Бреннер. Экономика глобальной турбулентности. 2014.

55. Эдмунд Конвей. Экономика. 50 идей о которых нужно знать.2015.

56. Мария Бойко. Азы экономики. М., 2015.

57. Травин Дмитрий Крутые горки 21 века. Постмодернизация и проблемы России СПБ 2015.

58. Киреев Алексей. Экономика. Экономикс Интернет учебник М. 2014.

Сайты экономистов.

59. Сайт Высшей школы экономики

60. Postnauka ru\ video. Сайт.

61. СайтРоссийской экономической школы

62. Сайт Европейский свободный университет. СПБ.

63. Вячеслав Иноземцев. Сайт.

64. Яков Миркин Сайт.

65. Михаил Делягин. Сайт.

66. Сергей Алексашенко. Сайт.

67. Дмитрий Травин. Сайт.

68. Многопользовательский онлайн- курсы Coursera. EdX.

69. УНИВЕРСАРИУМ

Книжные поисковые системы

71. Поисковая система НИГМА.РФ

72. allbest.ru – книги и рефераты.

73. Poiskknig.ru - поиск электронных книг свободно распространяемых в Интернете.

Официальные сайты.

85. Законодательство РФ http://www.interlaw.ru/

86. Министерство экономического развития РФ http://www. economy.gov.ru/

87. Министерство финансов РФ http://wwwl.minfin.ru/

88. Банк России http://www.сbr.ru/

89. Федеральная служба гос. Статистики. http://www.gks.ru/

90. Федеральная налоговая служба. http://www.nalog.ru/

Агентство эконом. информации «ПРАЙМ-ТАСС»

РИА «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ»

АКДИ Экономика и жизнь»

Журнал «Эксперт»

Журнал «Вопросы экономики»

Журнал «Финансы»

3. 38.Интернет-еженедельник CONSULTING.RU

4. http://www.consulting.ru/

5. 39.Журнал Эксперт

6. http://www.expert.ru

7. Представлены материалы по экономической проблематике развития России и других стран мира.

8. 40.Консультант-Плюс

9. http://www.consultant.ru

10. Представлены основные законодательные акты по экономике, социальной сфере.

11. 41.Министерство экономического развития и торговли

12. http://www.economy.gov.ru

13. Широкий диапазон материалов по экономическому развитию России, различных отраслей экономики и социальной сферы

14. 42.Прайм-тасс – Агентство экономической информации

15. http://www.prime-tass.ru

16. Материалы по социально-экономической проблематике

17. 43.Служба тематических толковых словарей

18. http://www.glossary.ru

19. 44.Университетская информационная система РОССИЯ

20. http://www.cir.ru

21. Материалы по экономической науке, в том числе институциональная проблематика

22. 45.Госкомстат РФ

23. http://www.gks.ru/

24. 46.Институт экономики переходного периода

25. http://www.iet.ru/

26. Современные материалы по проблемам экономической теории и практики 47.Газета The Economist

27. http://www.economist.com/

29. 48.Национальное бюро экономических исследований США (National Bureau of Economic Research)

30. http://www.nber.org/

31. Полностью открытая база научных статей преимущественно американских авторов по всем разделам экономической науки,

Вопросы зачета по курсу « Экономика культуры»

1. Культура как отрасль национальной экономики.

2. Предмет экономики культуры.

3. Отношения собственности в культуре.

4. Рынок и производство культурных благ

5. Основные элементы системы хозяйствования в сфере культуры.

6. Ресурсный потенциал сферы культуры.

7. Специфика характера труда в сфере культуры.

8. Результаты труда в культуре. Культурное благо.

9. Виды учреждений культуры (бюджетное, автономное, казенное) и основные характеристики их деятельности.

10. . Структура и органы управления культурой.

11. Основные и оборотные фонды предприятий культуры: понятие, состав, структура, особенности.

12. Ценообразование на культурные блага.

13. Принципы и организация оплаты труда в сфере культуры

14. Источники финансирования предприятий культуры

15. Эволюция системы хозяйствования организаций культуры.

16. Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре.

17. Применение специальных выплат на предприятиях культуры

18. Фандрейзинг: сущность, механизм и принципы использования

  1. Бюджетное финансирование культурной деятельности.
  2. Проектное финансирование культурной деятельности.
  3. Внебюджетные источники финансирования государственных учреждений культуры.

22. Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.

  1. Структура и органы управления культурой
  2. Принципы факторы и нормативы территориального размещения организаций культуры.

25. Частная собственность и предпринимательство в культуре.

26. Интеллектуальная собственность в культуре.

27. Система налогообложения предприятий культуры.

28. Основные законодательные акты регулирующие сферу культуры.

ТЕМА 1. Культура в экономике

1.Предмет и метод экономики культуры. 2.Основные направления становления науки об экономике культуры.

3.Типология культурных благ (частное благо, общественное благо, смешанное благо).

4.Специфика услуги как товара. 5.Услуги культуры и их особенности

Тема 2.Структура отрасли культуры. Предприятия культуры. Их классификация и размещение.
1.Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве.

2.Субъекты и объекты культурной деятельности. 3.Виды культурной деятельности.

4.Структура управления и органы культуры. 5.Виды организаций культуры и их правовой статус.

6.Принципы и факторы размещения организации культуры.

В экономической теории рынком называется совокупность экономических отношений, возникающих при взаимодействии по­купателей и продавцов в процессе осуществления торговых сделок. И если отрасль - это объединение (группа) производителей схожих товаров и услуг, то рынок - механизм их взаимодействия друг с другом и с потребителями продукции, приводящий к обмену. Таким образом, характеристика отрасли позволяет установить базовые ус­ловия поведения производителей (тип продукта, технологию и мас­штабы его производства и размещение, эластичность спроса), а ха­рактеристика рынка дает возможность показать и объяснить это по­ведение: выявить цели производителей, тактику ценообразования, стратегию конкурентной борьбы, ее эффективность, прибыльность производства продукта.

В теории отраслевых рынков структуру того или иного от­раслевого рынка устанавливают на основе определенных критериев и их параметров. Рассмотрим их применительно к рынку продукции культуры.

а) Численность покупателей и степень их влияния на установление рыночной цены. Численность индивидуальных покупателей на рынке культуры велика. Объем покупок каждого мал по отношению к размеру рын­ка, поэтому индивидуальные покупатели не оказывают влияние на установление цены.

Государственный (муниципальный) орган культуры - покупа­тель неразобщенный. На рынке определенной территории (государ­ства в целом, муниципального образования) он является единствен­ным заказчиком общественных и социально значимых благ культу­ры от лица сообщества. Эта ситуация на рынке, при которой отсут­ствует конкуренция покупателей, в экономической теории называет­ся монопсонией.

Спрос монопсониста - единственного покупателя - имеет значительное влияние на установление цены. А в рассматриваемой ситуации, когда монопсонист - государственный орган управления, спрос базируется на отношениях административного подчинения.

б) Численность продавцов и степень их влияния на установление рыночной цены. Для рынков услуг (а именно услуги являются основной фор­мой продукции культуры) характерна пространственная локализация. Основные свойства услуги - единство времени и места, невоз­можность транспортировки и хранения - вынуждают их продавцов (производителей) находиться в непосредственной близости к потре­бителю. В этих условиях вокруг продавца формируется определен­ный круг покупателей его продукции, для которых продавец высту­пает как монополист. Речь идет о территориальной монополии, ко­торая складывается, например, в определенном населенном пункте (микрорайоне города, селе и т.д.) в отношении услуг местной биб­лиотеки, парка культуры, музея, кинотеатра.



Более того: государство как главный субъект размещения ор­ганизаций культуры, реализуя конституционное право граждан на пользование достижениями культуры, стремится равномерно рас­средоточить организации культуры в соответствии с размещением населения и тем самым целенаправленно создает зоны территори­альной монополии. В результате каждый районный город обяза­тельно имеет один краеведческий музей, областной город - один цирк и театр кукол, город республиканского подчинения - театр оперы и балета и т.д. Каждая из названных организаций является единственной на своем рынке, и даже если появляются другие про­давцы аналогичных услуг, например, частный театр, частная гале­рея, завоевать сложившийся рынок, полностью переключить на себя потребителей им вряд ли удается.

В больших городах производителей (продавцов) продукции одного вида может быть несколько, и для потребителей с недиффе­ренцированными потребностями их продукция будет воспринимать­ся как услуги-субституты. Однако и в этой ситуации объем продаж каждого продавца достаточно велик по отношению к размеру рынка.

Для потребителей культуры с дифференцированными художе­ственными (культурными) пристрастиями рынок одного вида куль­турных продуктов в большом городе будет замыкаться на одном­-двух продавцах (организациях или частных лицах).

Такая локализация будет вызвана не пространственным рас­положением продавцов услуги, а ее качеством и приверженностью к нему покупателя (услуга-предпочтение).

Таким образом, локализация рынка культуры, связана она с месторасположением производителя/покупателя или с дифферен­циацией продукта, его особым, уникальным для потребителя каче­ством, будет означать, что в границах этого рынка число продавцов находится в интервале «один-несколько», объем продаж каждого - в интервале «100% - достаточно велик», а степень влияния продавца на цену в интервале «цену устанавливает продавец - продавцы име­ют возможность воздействовать на установление цены».

в) Условия входа на рынок. Условия входа на рынок той или иной отрасли связаны с отсутствием/наличием барьеров вступления на рынок новых произ­водителей, позволяющим (затрудняющим) организацию нового производства. Под барьерами входа понимаются все факторы объектив­ного или субъективного характера, которые препятствуют новым предприятиям организовать производство.

Для вступления на рынок культуры новых производителей имеются определенные ограничения:

–ограничение спроса рынка культуры (емкости рынка), свя­занное с низкой платежеспособностью российского населения, а также подчиненный характер культурных потребностей по отноше­нию к базовым, физиологическим потребностям, является серьез­ным препятствием для освоения рынка потенциальными конкурен­тами и делает данный рынок в целом малопривлекательным по при­чине низкого уровня прибыльности И высокого уровня инвестици­онного риска;

Необходимо так разделить культурные блага на группы, чтобы удалось обнаружить присущие им различия сточки зрения социальных интересов, с позиции способности этих благ удовлетворять специфические потребности общества.

Нет нужды тратить усилия на описание частного и коммунального культурного блага . Очевидно, что существуют и такие продукты культурной деятельности. К примеру, большинство товаров и услуг шоу-бизнеса без всякого риска ошибиться можно отнести именно к частным благам. И точно так же среди множества телевизионных программ можно легко обнаружить коммунальные блага с нулевыми предельными издержками и ненулевой индивидуальной полезностью. Отличительной чертой частных и коммунальных культурных благ, как и их аналогов из других секторов экономики, является то, что они не имеют социальной полезности. Учитывая это, можно утверждать, что в производстве и потреблении подобных благ государство участия не принимает, а потому в контексте решения основного вопроса экономики культуры - поддержки культурной деятельности - они не представляют особого интереса.

Противоположная ситуация складывается со смешанными, смешанными коммунальными и социальными культурными благами . В качестве примера смешанных благ назовем театральные услуги, обладающие индивидуальной и социальной полезностью. Демонстрируемый по государственному телевидению фильм может служить примером смешанного коммунального блага, имеющего кроме индивидуальной и социальной полезности еще и свойство коммунальное, - никто из телезрителей не может быть исключен из потребления данного блага, налицо отсутствие соперничества между ними.

Так же существует еще одна специфическая группа товаров и услуг, как социальные культурные блага , потребителем которых является исключительно государство. Напомним, что товары и услуги этой группы не входят ни в одну из индивидуальных функций полезности и в принципе не предназначены для индивидуального потребления. Именно к таким благам следует отнести значительную, а может быть, и преобладающую часть результатов культурной деятельности, связанную с сохранением культурного наследия. Речь идет о ежедневной и ежечасной работе музеев, книжных хранилищ, архивов, реставрационных организаций и т. п. Сюда же можно отнести создание новых театральных постановок и музыкальных программ, имеющих значение для самого искусства и часто не вызывающих интереса у конкретных зрителей и слушателей, а иногда и вовсе остающихся лишь в «лабораторном виде», не выходя за рамки репетиционного процесса. Заказчиком, а часто и единственным потребителем таких благ также является государство.

Имея в виду существующие взаимосвязи товаров и услуг с социальными интересами, целесообразно выделить среди них и более узкий сегмент, включающий только три вида культурных благ : смешанные и смешанные коммунальные продукты культуры, обладающие одновременно индивидуальной и социальной полезностью, а также социальные культурные блага, имеющие лишь социальную полезность. Производство и потребление этих благ, способных удовлетворять не выявляемые рыночным путем интересы общества, в соответствии с буквой и смыслом законов экономической социодинамики обязано поддерживать государство.

  • Специальность ВАК РФ08.00.01
  • Количество страниц 166

1.1. Культурное благо как особенный вид 10 экономических благ.

1.2. Противоречия и тенденции развития сферы культуры в процессе постиндустриализации экономики

Глава 2. Развитие современных экономических форм реализации процесса производства культурных благ.

2.1. Формирование многоотраслевых культурно-производственных комплексов.

2.2. Формирование многоканальности обеспечения экономического функционирования и развития сферы культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономическая теория», 08.00.01 шифр ВАК

  • Институциональные преобразования в социально-культурной сфере России в рыночных условиях 2007 год, кандидат экономических наук Матецкая, Марина Владимировна

  • Общественная поддержка культурной деятельности в рыночной экономике: вопросы теории и практики 2013 год, доктор экономических наук Музычук, Валентина Юрьевна

  • Услуги учреждений культуры как инструмент реализации государственной культурной политики 2011 год, кандидат социологических наук Горушкина, Светлана Николаевна

  • Глобальные тенденции производства общественных благ 2005 год, доктор экономических наук Федорова, Юлия Вячеславовна

  • Формирование экономического механизма творческой деятельности в некоммерческом секторе культуры и искусства 2010 год, доктор экономических наук Кошкина, Марина Витальевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие экономических форм производства культурных благ в современной экономике»

Актуальность проблемы. В период становления постиндустриальной экономики уже в конце XX века главным условием экономического роста становится опережающее развитие интеллектуального и духовного уровня развития человека как производителя материальных и нематериальных благ. В этих условиях культура и знания превращаются в решающий фактор и ресурс производительной деятельности общества. Происходившие в это же время радикальные преобразования экономического устройства российского общества создали основу для зарождения значительного множества новых экономических форм и процессов. К ним относятся, в частности, широкое распространение платных услуг и становление рынка культурных благ, развитие коммерческого сектора в области культуры.

В последнее десятилетие отечественные ученые активно изучают рынок как экономическое явление, механизмы и факторы, влияющие на его изменения. Различное внимание при этом уделяется структурным элементам рыночной системы. Поскольку сектор культурных благ является одной из её наиболее мобильных составных частей в постиндустриализирующихся обществах, то с этих позиций актуальность исследования производственных основ его роста безусловна.

Важность изучения экономических форм культурных благ обусловлена не только их значением в современной экономике, но и тем, что культурные блага являют прообразы будущих экономических форм материальных благ, производство которых уже сейчас все более индивидуализируется и приобретает творческий характер.

Исследуемый в диссертации предмет демонстрирует ещё один важный аспект современного экономического развития - интегративные тенденции новых экономических форм. В составе национальных хозяйств экономически развитых стран формируются культурно-производственные комплексы. Этим обусловлена необходимость исследования нового экономического объекта, воплощающего в себе единство материального и духовного производства, вещественной и деятельностной форм продукта. Интегративные процессы в этой сфере проявляются и в становлении системы оптимального сочетания малых и крупных организационно-экономических форм производства, а также форм частного, общественного и государственного обеспечения источников функционирования и развития сферы культуры.

Сектор культурных благ в современной рыночной экономике является сложным, структурно и социально неоднородным явлением. Появление наряду с бесплатными услугами культуры платных, развитие коммерческих структур и государственных форм деятельности, активное участие отраслей сферы культуры в развитии производства, образовательных процессах требуют эффективных способов адаптации учреждений культуры к современным рыночным условиям хозяйствования, выработки эффективных организационно-экономических форм их функционирования и развития.

Согласно «Паспорту специальности 08.00.01 - экономическая теория» тема диссертации соответствует области исследований «1.1.Политическая экономия» по следующим направлениям: «гуманизация экономического роста; теория информационной, постиндустриальной экономики; взаимодействие экономических форм, методов хозяйствования и институциональных структур; роль и функции государства и гражданского общества в функционировании экономических систем».

Степень изученности проблемы. В условиях постиндустриальных процессов активно изучаются теоретические аспекты функционирования и развития так называемой непроизводственной сферы. Однако производство культурных благ, в отличие от услуг информационного сектора, науки и образования, в экономической теории исследуется значительно менее интенсивно. В той или иной степени оно стало предметом анализа в работах Б.И.Дубсона, Г.И.Кужелевой, О.Новотного и Э.Фишера, В.Б.Рамзеса,

О.Тереховой, С.И.Христенко и С.С.Христенко. Политэкономические аспекты культурной деятельности затрагивались в работах философов М.А.Лифшица, В.М.Межуева, В.И.Толстых, социологов Г.К.Ашина и

A.П.Мидлера, Л.М.Земляновой, А.С.Панарина. В период экономических реформ число работ, посвященных исследованию проблем в области экономической теории сферы культуры, значительно снизилось. Это косвенно свидетельствует о глубине кризисного состояния сферы культуры в переходной экономике.

Важная роль производства культурных благ как «пятеричного» сектора постиндустриальной экономики нашла отражение в трудах Д.Белла,

B.Л.Иноземцева, Дж.К.Гэлбрейта, Д.Инглегарта, М.Кастельса, Э.Тоффлера, а также в статьях Ю.А.Васильчука, К.Гасратян, Л.Демидовой, Г.П.Иванова и др.

В качестве теоретической базы изучения общественных благ в рыночной экономике, структуры платных и бесплатных услуг можно назвать работы Э.Аткинсона и Д.Стиглица, Р.С.Пиндайка и Д.Л.Рубинфельда, П.Самуэльсона. Однако в этих работах отсутствует теоретическое исследование специфики производства продуктов сферы культуры.

Значительная часть продуктов сферы культуры в теории определяется как услуги. В работах дореформенного периода комплекс проблем, связанных со сферой услуг, исследовали Э.М.Агабабьян, В.Я.Ельмеев, Г.П.Иванов, В.Е.Козак, В.А.Медведев, Д.И.Правдин, В.М.Рутгайзер, М.В.Солодков и др. Работы этих учёных представляют интерес и в настоящее время, так как содержат общетеоретические положения в области сферы услуг, определяют ее роль в воспроизводстве общества и человека, гуманизации экономики, дают трактовку специфики товарной формы духовного производства. В то же время ряд аспектов этих исследований требует конкретизации в условиях включения России в систему мирового хозяйства, перехода к рыночной экономике.

Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, специализирующихся в областях экономической теории сферы услуг и общественного сектора национальной экономики. В диссертации использовались теоретические положения концепций «духовного производства» и «художественного производства» (К.Маркс), «постиндустриального общества» (Д.Белл, Э.Тоффлер), «постэкономического общества» (В.Иноземцев), «человеческого капитала» (Т.Шульц, Г.Беккер). Для исследования тенденций развития форм производства культурных благ использовался историко-генетический подход, диалектические принципы познания (единство исторического и логического, принцип диалектического противоречия).

В качестве нормативной базы использованы правовые документы, регулирующие деятельность коммерческих и некоммерческих организаций РФ (кодексы, законы, постановления, инструкции), а также классификаторы государственных стандартов, положения и методические рекомендации по оформлению бухгалтерской, статистической, налоговой и отчетной документации.

Фактологическую базу исследования составили данные отечественной и зарубежной статистики. Использовались материалы периодической печати, прогнозы социального и экономического развития страны. В ходе исследования автором был изучен общий опыт функционирования и финансирования учреждений культуры Франции, Канады, США, изучен опыт деятельности органов управления культуры Западной Сибири (Красноярского края, Кемеровской, Томской и Омской областей).

Объект исследования - экономические отношения производства культурных благ. Предмет исследования - процесс развития экономических форм производства культурных благ.

Цель исследования - выявление содержания, форм и тенденций развития сферы производства продуктов культуры в современной экономике.

Достижение цели диссертационного исследования потребовало решения следующих задач:

Раскрыть специфику потребительной стоимости и экономических форм продукта сферы культуры («товар», «услуга», «стоимость», «цена»);

Определить тенденции развития сферы культуры в процессе постиндустриализации современной экономики и охарактеризовать ее влияние на формирование качественно новых характеристик рабочей силы;

Рассмотреть с позиций единства исторического и логического этапы развития организационно-экономических форм производства культурных благ;

На основе изучения отечественного и зарубежного опыта рассмотреть тенденции формирования новых организационно-экономических форм производства культурных благ;

Исследовать возможности и направления формирования многоуровневой системы источников экономического развития сферы культуры в России.

Научная новизна исследования. В диссертации раскрыты тенденции развития форм производства культурных благ как элемента процесса становления постиндустриальной экономики. Новые результаты, полученные в диссертационной работе и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

Характеристики товарной формы продукта и экономической формы труда конкретизированы применительно к сфере производства культурных благ;

Продукты сферы культуры охарактеризованы как смешанные, квазиобщественные блага; этим обосновывается объективная необходимость формирования многообразия организационно-экономических форм производства культурных благ и материальных источников его функционирования и развития;

Выявлены противоречивые тенденции развития сферы культуры в процессе постиндустриализации современной экономики: 1) унификация и национальная дифференциация культурных потребностей в условиях глобализации; 2) рост творческого характера (креативизация) высококвалифицированной рабочей силы и примитивизация культурных потребностей частичного работника; 3) процессы интеграции и дифференциации в отраслевой структуре производства культурных благ; 4) коммерциализация и рост государственного финансирования производства культурных благ;

Характеристика затрат на потребление культурных благ как элемента человеческого капитала обоснована посредством выявления креативной и рекреативной функций сферы культуры, а также отношения субституции в потреблении культурных благ и образовательных услуг;

Выделены два исторических этапа развития организационно-экономических форм производства культурных благ: 1) становление индивидуального предприятия как формы массового производства культурных благ; 2) этап постиндустриализации: становление многоотраслевых культурно-производственных комплексов как современной формы диверсификации производства культурных благ;

Обобщен зарубежный опыт многоканального обеспечения функционирования и развития сферы культуры в рыночной экономике, раскрыты возможности и проблемы его реализации в переходной российской экономике.

Практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке концептуальных основ функционирования и развития сферы культуры в новых хозяйственных условиях. Теоретические выводы и положения диссертации следует использовать в преподавании экономической теории, менеджмента и маркетинга сферы культуры, при подготовке кадров в области управления культуры и искусства. Практические рекомендации могут использоваться руководителями учреждений и организаций социально-культурной сферы, а также специалистами в процессе совершенствования правового механизма её функционирования.

Апробация результатов исследования проводилась на научно-теоретических и научно-практических конференциях: «Рынок труда региона в условиях структурной перестройки экономики» (г. Кемерово, 1998 г.), «Культура на современном этапе» (г. Кемерово, 1999 г.), «Универсальная библиотека: история и взгляд в будущее» (г. Кемерово, 2001 г.). Результаты исследования использовались в работе практических семинаров руководителей муниципальных органов власти: городов Осинники (1997 г. организатор - Управление культуры Кемеровской области), Омск (2000 г., Управление культуры Омской области), Красноярск и Енисейск (2001 г., Краевое управление культуры Красноярского края).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Среди материальных объектов формирования и удовлетворения куль-турных потребностей (1) следует выделить:

1.1. средства культуры, которые в свою очередь делятся на:

«производственные» (скрипка, фортепиано, кисти, театральные костюмы и т. д.), т.е. с помощью которых идет производство (воспроизводство) культурных благ;

информационные (радиоприемники, телевизоры и т.д.). (Некоторые информационные средства, такие, как магнитофон, могут использоваться и в качестве производственных средств, например в самодеятельном творчестве, при создании радиопередач и т. п.);

Отдельные производственные средства, представленные в пункте 1.1.1, одновременно можно рассматривать как произведения искусства (например, скрипки работы Страдивари), и тогда их, несмотря на материальную сущность, нужно считать продуктом духовного производства, выполняющих функцию предмета культуры.

1.2. предметы культуры (например, картины и т. д.). К ним относятся все произведения искусства, существующие отдельно от художественной деятельности создающего их художника, которые могут обращаться как пригодные для продажи товары. Это -- продукты не материального производства (которые указаны в пункте 1.1), а духовного, но имеющие свое материальное воплощение.

Группу предметов культуры (1.2) можно разделить на:

предметы культуры, непосредственно связанные с удовлетворением культурных потребностей (например, художественные фильмы и т. д.),

предметы культуры, опосредующие фазы производства и потребления объектов культуры.

Между этими фазами имеет место материальное воспроизводство, которое представляет собой неизбежный этап процесса производства этих предметов, но само по себе не является культурной деятельностью. Типичным примером таких предметов культуры выступает книга. Ее производство на этапе авторского творчества и редакционно-издательского процесса есть культурная деятельность. Если речь идет не о каком-либо особом библиофафическом издании, то на следующем этапе книга есть продукт полиграфической промышленности, а этот этап является не культурной, а промышленной деятельностью.

Нематериальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей (2)также разделяются на:

услуги, выполняющие функцию передаточного механизма в культуре (они имеют функциональное отношение к культурным потребностям как нематериальные средства культуры). К ним относятся: выдача книг в библиотеках, показ фильмов в кинотеатрах, прокат театральных костюмов и т. п. Именно к этой сфере (а не к сфере торговли) следует отнести продажу предметов художественного творчества, книг и т. п.;

услуги, выполняющие непосредственную культурную функцию, например работа театрального актера, концерт исполнителя-виртуоза, деятельность руководителя профессионального хора, лекция ученого и т. п.

Часть этих объектов (1.1 и 2.1) лишь опосредованно обеспечивает формирование и удовлетворение культурных потребностей. Другая же часть указанных объектов непосредственно способствует их формированию и удовлетворению (1.2 и 2.2). Если производство и потребление (в экономическом смысле) объектов культурных потребностей ограничивалось бы рамками одной из этих подгрупп, то в отрасли культуры нарушилось бы равновесие в процессе воспроизводства.

Оптимизация условий формирования и удовлетворения культурных потребностей предполагает пропорциональное развитие выделенных выше подгрупп. Если в процессе воспроизводства условий удовлетворения культурных потребностей основной является фаза авторского производства и творческой реализации, то с точки зрения результатов процесса воспроизводства основной фазой является процесс создания предметов культуры и культурных услуг, которые выполняют непосредственную культурную функцию.

Нельзя пренебрегать ни одной из подгрупп материальных или нематериальных объектов формирования и удовлетворения культурных потребностей. Они совместно образуют комплекс условий культурного производства и потребления и связаны друг с другом сложными отношениями.

Например, предметы культуры материального характера сами по себе не могут выполнять свою функцию, если они не связаны с группой услуг, выполняющих функцию передаточного механизма, который обеспечивает их переход от фазы распространения к фазе потребления. (В противном случае, например, художественный фильм остался бы архивным документом или оригиналом для учебных нужд и методологических исследований.)

Объекты культурных потребностей обусловливают друг друга: потребительский эффект одних объектов может вызвать необходимость производства других объектов или же, наоборот, один объект может конкурировать с другим.

Способность к взаимозаменяемости у отдельных объектов, особенно в группе предметов культуры и культурных услуг, значительно ниже, чем у обычных предметов потребления, поскольку каждый отдельный продукт культуры имеет настолько специфическую потребительную стоимость, что его нельзя заменить другим. Так, если мы хотим купить в книжном магазине конкретное произведение конкретного автора, то едва ли согласимся купить произведение другого автора и даже другое произведение того же автора.

Взаимозаменяемость объектов и конкуренция их друг с другом осуществимы лишь в том случае, если на их пути к потребителю нет временных, пространственных или общественных преград, таких, например, как неразвитая социальная инфраструктура. Например, телевизионную постановку пьесы можно лишь тогда считать взаимозаменяемым объектом потребностей, если в близлежащем районе есть театр, в котором идет эта пьеса, или же действуют культурные учреждения, имеющие богатую про-грамму мероприятий, приятную атмосферу и т. д.

Удовлетворение определенных культурных потребностей определенными объектами может вызвать интерес к другим объектам, если они:

взаимно стимулируют разнообразие потребностей (посещение театра, чтение книги);

взаимообусловлены (например, целенаправленное эстетическое воспитание ведет к повышению спроса на объекты удовлетворения культурных потребностей, вызывая желательные изменения в структуре спроса, и, наоборот, недостатки и ошибки в деле эстетического воспитания ведут к застою и деформации структуры спроса).

Тщательное изучение культурных потребностей и особенностей объек-тов их удовлетворения (взаимозаменяемость, стимулирование и т. п.) име-ет Огромное значение при разработке конкретной стратегии культурной политики, направленной на создание необходимых условий для творчества, при которых действует закономерность непрерывного роста культурного уровня в обществе. Без такого изучения невозможно сформулировать приоритетные принципы удовлетворения культурных потребностей, найти узловые пункты в комплексе условий (объектов), на основе которых с наибольшей эффективностью обеспечивается комплексное развитие системы культурных потребностей на данном этапе развития общества.

Экономическое функционирование предметов культурных потребностей имеет наряду с общими признаками, свойственными макросистеме управления и экономики, и ряд собственных черт, которые необходимо учитывать. Схематически их можно представить в сравнении, например, с обычными промышленными продуктами (см. Табл. 1.5).

Экономическое разнообразие продуктов культурной деятельности за-висит от разнообразия видов, форм деятельности в отрасли культуры.

Анализируя характер продуктов на отдельных этапах процесса воспроизводства в отрасли культуры, а также характер производства с точки зрения его единичности или повторяемости, его нацеленности на массовость потребления, его ориентированности на спрос и предложение, которые специфическим образом связывают экономический кругооборот отдельных продуктов отрасли культуры, можно схематически выделить основные производственные и потребительские характеристики продуктов и средств культурной деятельности, как это представлено в Табл. 1.6.

Такой анализ средств и продуктов культурной деятельности с точки зрения производства, предложения и спроса дает основу и для их идентификации в условиях общественного производства и экономики рыночного хозяйства.


  1. Общие понятия блага и общественного труда.

  2. Понятия «ценность», «культурные блага», «продукты сферы культуры», «культурные товары».

  3. Сравнительная производственная и потребительская характеристика средств и продуктов культурной деятельности.

  4. Формирование предложения и спроса на продукты социально-культурной деятельности.




Виды услуг




Культурное богатство человеческого общества с экономической точки зрения представляет собой массу продуктов культуры, а отдельный продукт  его элементарная форма. Эти продукты имеют специфические, чувственно воспринимаемые свойства, благодаря которым они могут удовлетворять особые человечес­кие потребности  культурные (познавательные, нравственные, эстетические, коммуникативные). В экономике культуры рассматриваются культурные блага как материальные и нематериальные продукты общественного труда, затраченного на их создание, творческое воспроизведение, обработку и хранение. Они обладают общественной потребительной стоимостью и являются одним из способов усвоения человеческой жизни.

Наибольшее влияние на динамику культурного развития оказывают продукты, которые отличаются своей исключительностью, нестандартностью, неповторимостью, созданные особо талантливыми мастерами

Создание продукта личного творчества для удовлетворения личных культурных потребностей имеет важное значение для повышения культурного уровня членов общества, оказывает влияние на структурные преобразования в сфере куль­туры, на направления и темпы развития отдельных подсистем в сфере куль­туры; может также рассматриваться с точки зрения экономических предпосылок и усло­вий, необходимых для личного творчества.

В процессе культурной деятельности образуются либо культурные блага (в узком смысле слова плоды общественно не организованной или общественно организованной непрофессиональной культурной деятельности), либо продукты сферы культуры (плоды профессионально организованной культурной деятельности), либо культурные товары (предметы купли-продажи).


  • культурные блага, продукты сферы культуры и культурные товары имеют определенную культурную потребительную стоимость

  • продукты сферы культуры имеют к тому же стоимость в экономическом смысле

  • культурные товары имеют и цену


Культурные блага по своему характеру неоднородны и различаются:

по степе­ни материализации; способу удовлетворения культурных потребностей;

по выполняемой ими функции

Классификация культурных благ


Нематериальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей

Услуги культуры

Выполняющие функции передаточного механизма в культуре выдача книг в библиотеках, показ фильмов в кинотеатрах, прокат театральных костюмов и т.д. К этой сфере (а не к сфере торговли) следует отнести продажу предметов художественного творчества, книг и т.п.

Выполняющие непосредственно культурные функции: работа театрального актера, концерт исполнителя – виртуоза, деятельность руководителя профессионального хора , лекция ученого и т.п.

Сравнительная производственная и

потребительная характеристика

Регулирование предложения и спроса на продукты скд
В соответствии с общественными культур­но-политическими целями государство устанавливает иерархию предложений по социально-культурным приоритетам

Закон Республики Беларусь «О культуре в Республике Беларусь» Ст.10

Приоритетами государственной политики в сфере культуры являются:


  • сохранение, развитие и распространение белорусской национальной культуры и языка

  • создание, распространение и популяризация произведений художественной литературы и искусства для детей и молодежи

  • создание условий для эстетического воспитания, художественного и культурологического образования детей и молодежи

  • популяризация классических произведений художественной литературы и искусства, иных эстетических и нравственных ценностей отечественной и мировой культуры

  • обеспечение функционирования и развития культуры в сельской местности

Государство осуществляет регулирование предложения предме­тов культурных потребностей (культурных благ) и формирование спроса на них.

Долгосрочное стратегическое регулирование предложения предметов культур­ных потребностей на основе:


  • социально-культурной программы общества (изложенной в право­вых документах государства) и стратегических обще­ственных установок с учетом социально-экономической , возрастной, территориальной структуры общества, идейно-содержательной направленности, видовой структуры, экономических инструментов (финансирования на ос­нове общественного потребления);

  • строительства сети культурных учреждений социальной инфраструктуры , структура которых в значительной мере предопределяет возможные направления формирования и удовлетворения культурных потребностей;

  • воспитания творческих кадров и работников культуры с учетом долгосрочных тенденций развития культурных потребностей;

  • экономических инструментов и всего экономического механизма культуры (инвестиции, ускорение развития производства предметов культурных потребностей, дотации культурным учреждениям, оплата образования и стипендий сту­дентам творческих учебных заведений);

  • законодательных актов , способствующих созданию оптимальной институциональной базы отрасли культуры, отвечающей целям

  • долгосрочной культурной политики государства.
Долгосрочное формирование спроса осуществляется главным образом с помощью:

  • системы среднего образования и школьного воспитания ;

  • системы внешкольного коллективного и индивидуального эстети­ческого воспитания ,

  • существующей практики удовлетворения культурных потребнос­тей , особенно посредством творческой деятельности;

  • социально-экономической политики общества : путем уменьшения затрат из семейных бюджетов на удовлетворение культурных потребностей (использование фондов общественного потребления); путем высвобождения времени на культурные нужды; опосредованно, повышая жизненный уровень населения.
предложения пред­метов культурных потребностей осуществляется на основе действия всех долгосрочных инструментов экономической политики. Особое значение имеют:

  • эстетическое воздействие на формирование объема и структуры пред­ложения, исходя из издательских, постановочных и других планов, планов по каждому отдельному виду культурно-просветительной деятельности

  • экономические инструменты, регулирующие выбор наиболее эффективного варианта осуществления поставленных задач: планирование, финан­сирование (инвестиционная политика), система материальной заинте­ресованности отдельных работников и целых коллективов, политика в области ценообразования; режим работы культурных учреждений и т. п.
Краткосрочное и среднесрочное регулирование спроса осуществляется с помощью:

  • актуализации долгосрочных факторов, определяющих спрос на пред­меты культурных потребностей

  • экономических инструментов (политика в области ценообразования)

  • режима работы учреждений культуры и организации доступа к куль­турным ценностям (пропаганда, абонементы, доставка и т. п.)

  • маркетинговой и информационной политики (реклама, критика и т. д.)

  • законодательно-организационных мер.

Тема 4

Понятие и цели управления и регулирования

культурных процессов

Основные вопросы


  1. Регламентация - путь к эффективной координации и свободе

  2. Госрегулирование и взаимодействие с рынком

  3. Управленческий цикл.

  4. Саморегулирование как важнейшее свойство самоорганизации индивидов и общностей .

1. Мы всегда находимся в социальном пространстве, где кто-то до нас уже принимал множество решений (часть которых зафиксирована в регламентирующей документации). Принятые ранее решения задают структуру этого пространства , представляют собой основу порядка, т.е. отлаженного, организованного состояния общества.

Находясь в пространстве принятых кем-то решений, будучи внутри этой овеществленной регламентации, мы вынуждены принимать свои решения не в пустом пространстве, а с учетом предыдущей регламентации.

Возможность правильно, без ошибок и излишних трудозатрат передать вниз (подчиненным) постоянные управленческие воздействия через регламентацию – основа эффективного управления.

Регламентация - это совокупность норм, правил, стандартов и процедур, ограничивающих и определяющих формы деятельности в обществах с развитым разделением труда . В обществах с неразвитым разделением труда регламентация не нужна: там социальную солидарность обеспечивает так называемое общее сознание: имеется шаман или вождь-жрец, транслирующий волю Неба. К регламентации относятся не только юридические нормы и правила, т.е. свод государственных законов, подзаконных актов (указов и пр.), но и разнообразные внутриотраслевые инструкции, положения, оргструктуры, регламенты предприятий и организаций, промышленные стандарты.

Дюркгейм был первым, кто оценил значимость проблемы регламентации , рассмотрел ее в качестве фундаментального понятия социологии еще в 1895 г. в работе “О разделении общественного труда”. Он указал на качественно новый предмет деятельности современных менеджеров, то есть (используя термины самого автора) лиц, занятых совершенствованием разделения труда в корпорациях современного типа. Этот предмет – регламентация .

Вопрос, положивший начало этому труду Дюркгейма, касается отношения между индивидуальной личностью и социальной солидарностью .

По Дюркгейму, существуют четыре проблемы регламентации, которые должен решать каждый менеджер: во-первых, регламентация должна быть скоординирована (то есть в ней не должно быть противоречий); во-вторых, надо сделать так, чтобы эта регламентация не ограничивала исполнителей, а, наоборот, создавала им поле свободы ; в-третьих, нужно решить проблему самоорганизации , ведь есть всякие механизмы типа “невидимой руки рынка”, и для того, чтобы не делать все вручную, нужно существенно использовать эти механизмы; и, в-четвертых, Дюркгейм считал, что регламентация не выполнит свою функцию обеспечения солидарности, если она не будет справедлива .

Основной принцип формирования культурной политики государства  практическое признание универсальной гармонизирующей роли культуры, является прямым отражением интересов общества в отношении культуры и культурной деятельности. Это диктует необходимость решать проблемы всего спектра видов культурной деятельности, от сохранения культурного наследия до оказания поддержки отдельным деятелям культуры, что обуславливает многоуровневую структуру культурной политики. В связи с этим возникает принцип субсидиарности в культурной политике: делегирования полномочий непосредственным исполнителям  некоммерческим организации культуры, выполняющие социальную миссию в обществе, правила взаимодействия в котором определяются государством.

Вне зависимости от экономической идеологии государства, некоммерческие организации требуют государственной поддержки, обусловленной объективными причинами реализации социальной миссии, которая невозможна в чисто рыночных условиях. В этой связи возникает принцип взаимодополняемости , который предполагает эффективное сочетание поддержки культуры из бюджетных и внебюджетных источников. Анализ культурной политики зарубежных стран дает возможность сделать заключение, что одним из наиболее эффективных примеров воплощения принципа взаимодополняемости является политика налогового протекционизма.

Дня реализации принципов субсидиарности и взаимодополняемости в культурной политике государства, при хроническом недостатке финансовых средств, является диверсификация источников поддержки организаций культуры.

Особенностью экономических характеристик культурной деятельности являются положительные социальные эффекты, которые не учитываются рынком, а также хроническая убыточность организаций культуры. Это служит предметом особого экономического внимания государства, так как рыночные институты по своей природе направлены на удаление неконкурентноспособных производств и видов деятельности, к которым в частности относятся многие важные виды культурной деятельности.

Российский исследователь Кривошеев М.И. пишет, что возникает необходимость изменения идеологии участия государства в рыночном обмене и рассматривать государство в качестве полноправного рыночного агента , преследующего свои интересы и удовлетворяющего «социальные потребности общества». Это позволяет вывести проблему экономического бытования культуры из тени и более эффективно искать ее решения, перевода в институциональную область.

Роль государства в управлении социально-культурной сферой предполагает использование ряда управленческих рычагов.

Собственность (учредительство) - создание и деятельность собственной сети учреждений культуры, учредителями которых высту­пают государственные органы.

Контроль и администрирование - деятельность го­сударственных органов управления и контроля со сторо­ны учредителей и вышестоящих инстанций, а также вне­ведомственный контроль (налоговая инспекция, пожар­ный и санитарный надзор и т. д.).

Культурная политика - выработка приоритетных направлений развития сферы культуры на республиканском и местном уровнях.

Финансирование - выделение средств из республиканско­го и местных бюджетов как на содержание государствен­ных учреждений культуры соответствующего уровня, так и на реализацию «госзаказа» - программ и проектов.

Организационная поддержка организаций, проектов, программ.

Воспроизводство профессиональной среды - подготов­ка и переподготовка специалистов и работников сферы культуры в государственных образовательных учрежде­ниях (вузах, средних специальных учебных заведениях, курсах повышения квалификации), а также контроль за соблюдением в них соответствующих государственных образо­вательных стандартов (лицензирование, аккредитация).

Стимулирование - налогообложение и прочие дей­ствия, побуждающие к поддержке и развитию культуры и искусства.

Информация - информационное обеспечение выра­ботки решений, деятельности, анализа ее результатов.

В зависимости от использования тех или иных рычагов складываются определенные роли государства по отношению к культуре и искусству. Широко известна модель финансирования сферы культуры, предложенная исследователями из Канады Гарри X. Шартраном и Клэр Мак-Кафи. Они выделили четыре категории финансирования с условными названиями: государство-вдохновитель или помощник, государство-патрон, государство-архитектор и государство-инженер. Модели предложенной классификации не взаимоисключают друг друга и могут использоваться одновременно.

1. «Помощник» - поддержание и развитие государством разнооб­разия как в некоммерческом профессиональном , так и в любительском творчестве через поддержку культурной деятельности в целом (прежде всего - зако­нодательно и налоговой политикой), а не каких-то от­дельных стилей и направлений. При­мер «помощника» - государственная поддержка куль­туры в США.

2. «Патрон» - обеспечение государством стандартов профессионального творчества и деятельности. Поощряется художественное мастерство с помо­щью стипендий, пример - Великобритания.

3. «Архитектор» - помощь культуре и искус­ству со стороны государства является частью его про­граммы повышения благосостояния общества и выражается исключительно в долгосрочном прямом государственном финан­сировании. Пример - Франция.

4. «Инженер» - государство владеет и распоря­жается средствами осуществления культурной деятельно­сти и художественного творчества. Например, оно поддер­живает то искусство, которое отвечает его политическим целям и стандартам. Пример - бывший СССР.
3. Управленчес­кий цикл. С точки зрения социологии управление культурой определяется как сознательное, плано­мерное и целенаправленное воздействие на культуру как целостную систему производства, распределения, обмена и потребления знаний, ценностей и норм, образцов жизнедеятельности в соответствии с объективными закономерностями их развития в интересах общества и каждой отдельной личности. Такое воздействие проходит ряд этапов и составляет управленчес­кий цикл.

Первый этап - сбор и обработка социокультурной информации , изучение состояния объекта в данный момент.

Второй этап - анализ обработанной социо­культурной информации, ее систематизация и на этой основе - постановка целей и задач.

Третий этап - учет социокультурной информации, целей, задач и построение идеальной модели развития.

Четвертый этап - разработка путей передачи социокультур­ной информации соответственно модели, создание программ развития с целью получения финансовой поддержки.

Пятый этап - непосредственная реализация программы развития.

Шестой этап - контроль по каналу обратной связи с использованием социологических исследований. Изучать необходимо не только социокультурные процессы, но и все элементы культурной среды в совокуп­ности с социально-экономическими особенностями данного кон­кретного региона.

Седьмой этап - осуществление коррек­тирующих воздействий на осно­ве контрольных исследований развития культуры при наличии негативных последствий.

Последний, восьмой этап - оценка результатов деятель­ности и планирование нового управленческого цикла .
4. Культура - явление саморегулирую­щееся, обусловленное внутренними психологическими особенностями личности. Саморегулирование – важнейшее свойство самоорганизации индивидов и общностей. «Самоорганизация – спо­собность системы самостоятельно, без воздействия извне, изменять свою структуру, совершенство­вать организацию работ по управ­лению производством. Саморегулирование – 1. способность системы самостоя­тельно, без воздействия извне, реагировать на внешние воздей­ствия, нарушающие ее нормаль­ное функционирование. Саморе­гулирование достигается с помо­щью обратной связи и осуществляется в форме самонастройки и самоорганизации; 2. механизмы саморегуляции экономики, дей­ствующие как результат индивидуального поведения каждого хо­зяйствующего субъекта при отсут­ствии сторонних вмешательств»  .

Культурный процесс в своей совокупности это производство, хранение, распространение и освоение культурных ценностей. Саморегулирование занимает в культурном процессе значительное место.

Производство куль­турных ценностей - это творчество, причем творчество не только специалистов, но и всего общества. В сущности своей творческая деятельность представляет само­выражение, исключающее вмешательство извне, но нуждающееся в соответствующих условиях общества. Регулирование предполагает создание условий для творчества - материальных, организационных, технологических, социально-психологических. Последнее во многом имеет выход на защиту твор­ческой личности, свободы ее самовыражения, так как творческий процесс индивидуален и неповторим.

Хранение культурных ценностей предполагает не только регулирование, но и управление, направленное на реставрацию памятников истории и культуры, создание условий для хранения произведений искусства, книг, различных материалов, техники и других предметов. Процесс хранения знаний, ценностей, норм, образцов поведения и деятельности глубоко личностный, индивидуальный, хотя он и подвержен влиянию социальных групп и общностей. Преобладаю­щую роль в нем играет саморегулирование.

Распространение, распределение ценностей - предполагает трансляцию знаний, ценнос­тей, норм и образцов жизнедеятельности. В этот процесс включены социокультурные институты, деятельность которых еще в не­давнем прошлом подвергалась жесткому управлению через идеологические установки и предписания. Сейчас преобладает регулирование с помощью финан­совых рычагов при созда­нии благоприятных условий свободы деятельности средств массо­вой коммуникации, в выборе ими программ, их содержания, методов подачи информации. Эта свобода имеет и негативные проявления, так как часто транслируются низкопробные элементы культуры.

Знания, ценности, нормы и образцы распространяются не толь­ко в организованных структурах , но и стихийно от индивида к индивиду, внутри социальных групп и общностей и между ними в процессе повседневной жизнедеятельности. Этим нельзя управлять, это невозможно и регулировать. Происходит саморегулирование, характер и содержание которого могут измениться в соответствии с социальной и культурной средой. Однако преобладающий процесс саморегулирования в распространении ценностей культуры оказывает сегодня не самое благоприятное влияние на все общество.

Освоение культурных ценностей – принятие, приверженность и предпочтение ценностной ориентации, убежденность; процесс также не поддающийся жесткому управлению. Он может быть индивидуальным, групповым или массовым, организованным или неорганизован­ным. Социокультурные институты организовывают какое-либо мероприятие по передаче населению знаний, ценностей, норм и образцов, но не могут продиктовать, куда человеку пойти, что посмотреть или послушать. Создается ситуация выбора через предложение различной социокультурной информации. Основой потребления является регулирование процессов раз­вития потребностей и интересов личности в условиях социокуль­турных институтов. Это предполагает ненавязчивое постепенное их вытеснение и «замещение» другими; изменение мотивов, установок, ценностных ориентации личнос­ти. Изменение окружающей среды также развивает потребности личности в определенных знаниях, ценно­стях, нормах, образцах жизнедеятельности и в соприкосновении с теми или иными предметами культуры.

Культура – явление саморегулирую­щееся, обусловленное внутренними психологическими особенностями личности. Регулирование ее развития осуществляется через создание материальных, организационных, технологических условий и благопри­ятного социально-психологического климата. Оно предполагает решение стратегических вопросов и исключает вмешательство во внутреннее содержание.