Разность прогрессии формула. Как найти разность арифметической прогрессии: формулы и примеры решений

Тема «прогрессия арифметическая» изучается в общем курсе алгебры в школах в 9 классе. Эта тема является важной для дальнейшего углубленного изучения математики числовых рядов. В данной статье познакомимся с прогрессией арифметической, ее разностью, а также с типичными задачами, с которыми могут столкнуться школьники.

Понятие о прогрессии алгебраической

Числовая прогрессия представляет собой последовательность чисел, в которой каждый последующий элемент можно получить из предыдущего, если применить некоторый математический закон. Известно два простых вида прогрессии: геометрическая и арифметическая, которую называют также алгебраической. Остановимся на ней подробнее.

Представим себе некоторое рациональное число, обозначим его символом a1, где индекс указывает его порядковый номер в рассматриваемом ряду. Добавим к a1 некоторое другое число, обозначим его d. Тогда второй элемент ряда можно отразить следующим образом: a2 = a1+d. Теперь добавим d еще раз, получим: a3 = a2+d. Продолжая эту математическую операцию, можно получить целый ряд чисел, который будет называться прогрессией арифметической.

Как можно понять из изложенного выше, чтобы найти n-ый элемент этой последовательности, необходимо воспользоваться формулой: an = a1 + (n-1)*d. Действительно, подставляя n=1 в выражение, мы получим a1 = a1, если n = 2, тогда из формулы следует: a2 = a1 + 1*d, и так далее.

Например, если разность прогрессии арифметической равна 5, а a1 = 1, то это значит, что числовой ряд рассматриваемого типа имеет вид: 1, 6, 11, 16, 21, … Как видно, каждый его член больше предыдущего на 5.

Формулы разности прогрессии арифметической

Из приведенного выше определения рассматриваемого ряда чисел следует, что для его определения необходимо знать два числа: a1 и d. Последнее называется разностью этой прогрессии. Оно однозначно определяет поведение всего ряда. Действительно, если d будет положительным, то числовой ряд будет постоянно возрастать, наоборот, в случае d отрицательного, будет происходить возрастание чисел в ряду лишь по модулю, абсолютное же их значение будет уменьшаться с ростом номера n.

Чему равна разность прогрессии арифметической? Рассмотрим две основные формулы, которые используются для вычисления этой величины:

  • d = an+1-an, эта формула следует непосредственно из определения рассматриваемого ряда чисел.
  • d = (-a1+an)/(n-1), это выражение получается, если выразить d из формулы, приведенной в предыдущем пункте статьи. Заметим, что это выражение обращается в неопределенность (0/0), если n=1. Связано это с тем, что необходимо знание как минимум 2-х элементов ряда, чтобы определить его разность.
  • Эти две основные формулы используются для решения любых задач на нахождение разности прогрессии. Однако существует еще одна формула, о которой также необходимо знать.

    Сумма первых элементов

    Формула, с помощью которой можно определить сумму любого количества членов прогрессии алгебраической, согласно историческим свидетельствам, была впервые получена «принцем» математики XVIII века Карлом Гауссом. Немецкий ученый, еще будучи мальчиком в начальных классах деревенской школы, заметил, что для того, чтобы сложить натуральные числа в ряду от 1 до 100, необходимо сначала просуммировать первый элемент и последний (полученное значение будет равно сумме предпоследнего и второго, предпредпоследнего и третьего элементов, и так далее), а затем это число следует умножить на количество этих сумм, то есть на 50.

    Формулу, которая отражает изложенный результат на частном примере, можно обобщить на произвольный случай. Она будет иметь вид: Sn = n/2*(an+a1). Заметим, что для нахождения указанной величины, знание разности d не требуется, если известны два члена прогрессии (an и a1).

    Пример №1. Определите разность, зная два члена ряда a1 и an

    Покажем, как применять указанные выше в статье формулы. Приведем простой пример: разность прогрессии арифметической неизвестна, необходимо определить, чему она будет равна, если a13 = -5,6 и a1 = -12,1.

    Поскольку нам известны значения двух элементов числовой последовательности, при этом один из них является первым числом, то можно воспользоваться формулой №2 для определения разности d. Имеем: d =(-1*(-12,1)+(-5,6))/12 = 0,54167. В выражении мы использовали значение n=13, поскольку известен член именно с этим порядковым номером.

    Полученная разность свидетельствует о том, что прогрессия является возрастающей, несмотря на то, что данные в условии задачи элементы имеют отрицательное значение. Видно, что a13>a1, хотя |a13|<|a1|.

    Пример №2. Положительные члены прогрессии в примере №1

    Воспользуемся полученным в предыдущем примере результатом, чтобы решить новую задачу. Она формулируется следующим образом: с какого порядкового номера элементы прогрессии в примере №1 начнут принимать положительные значения?

    Как было показано, прогрессия, в которой a1 = -12,1 и d = 0,54167 является возрастающей, поэтому с некоторого номера числа начнут принимать только положительные значения. Чтобы определить этот номер n, необходимо решить простое неравенство, которое математически записывается так: an>0 или, используя соответствующую формулу, перепишем неравенство: a1 + (n-1)*d>0. Необходимо найти неизвестное n, выразим его: n>-1*a1/d + 1. Теперь осталось подставить известные значения разности и первого члена последовательности. Получаем: n>-1*(-12,1) /0,54167 + 1= 23,338 или n>23,338. Поскольку n может принимать только целочисленные значения, из полученного неравенства следует, что любые члены ряда, которые будут иметь номер больше чем 23, будут положительными.

    Проверим полученный ответ, воспользовавшись приведенной выше формулой, чтобы рассчитать 23 и 24 элементы этой прогрессии арифметической. Имеем: a23=-12,1 + 22*0,54167 = -0,18326 (отрицательное число); a24=-12,1 + 23*0,54167 =0,3584 (положительное значение). Таким образом, полученный результат является верным: начиная с n=24 все члены числового ряда будут больше нуля.

    Пример №3. Сколько бревен поместится?

    Приведем одну любопытную задачу: во время заготовки леса было решено спиленные бревна укладывать друг на друга так, как это показано на рисунке ниже. Сколько бревен можно уложить таким образом, зная, что всего поместится 10 рядов?

    В таком способе складывания бревен можно заметить одну интересную вещь: каждый последующий ряд будет содержать на одно бревно меньше, чем предыдущий, то есть имеет место прогрессия алгебраическая, разность которой d=1. Полагая, что число бревен каждого ряда — это член этой прогрессии, а также учитывая, что a1 = 1 (на самом верху поместится только одно бревно), найдем число a10. Имеем: a10 = 1 + 1*(10-1) = 10. То есть в 10-м ряду, который лежит на земле, будет находиться 10 бревен.

    Общую сумму этой «пирамидальной» конструкции можно получить, если воспользоваться формулой Гаусса. Получаем: S10 = 10/2*(10+1) = 55 бревен.

    Многие слышали об арифметической прогрессии, но не все хорошо представляют, что это такое. В данной статье дадим соответствующее определение, а также рассмотрим вопрос, как найти разность прогрессии арифметической, и приведем ряд примеров.

    Математическое определение

    Итак, если речь идет о прогрессии арифметической или алгебраической (эти понятия определяют одно и то же), то это означает, что имеется некоторый числовой ряд, удовлетворяющий следующему закону: каждые два соседних числа в ряду отличаются на одно и то же значение. Математически это записывается так:

    Здесь n означает номер элемента a n в последовательности, а число d - это разность прогрессии (ее название следует из представленной формулы).

    О чем говорит знание разности d? О том, как "далеко" друг от друга отстоят соседние числа. Однако знание d является необходимым, но не достаточным условием для определения (восстановления) всей прогрессии. Необходимо знать еще одно число, которым может быть совершенно любой элемент рассматриваемого ряда, например, a 4 , a10, но, как правило, используют первое число, то есть a 1 .

    Формулы для определения элементов прогрессии

    В общем, информации выше уже достаточно, чтобы переходить к решению конкретных задач. Тем не менее до того, как будет дана прогрессия арифметическая, и найти разность ее будет необходимо, приведем пару полезных формул, облегчив тем самым последующий процесс решения задач.

    Несложно показать, что любой элемент последовательности с номером n может быть найден следующим образом:

    a n = a 1 + (n - 1) * d

    Действительно, проверить эту формулу может каждый простым перебором: если подставить n = 1, то получится первый элемент, если подставить n = 2, тогда выражение выдает сумму первого числа и разности, и так далее.

    Условия многих задач составляются таким образом, что по известной паре чисел, номера которых в последовательности также даны, необходимо восстановить весь числовой ряд (найти разность и первый элемент). Сейчас мы решим эту задачу в общем виде.

    Итак, пусть даны два элемента с номерами n и m. Пользуясь полученной выше формулой, можно составить систему из двух уравнений:

    a n = a 1 + (n - 1) * d;

    a m = a 1 + (m - 1) * d

    Для нахождения неизвестных величин воспользуемся известным простым приемом решения такой системы: вычтем попарно левую и правую части, равенство при этом останется справедливым. Имеем:

    a n = a 1 + (n - 1) * d;

    a n - a m = (n - 1) * d - (m - 1) * d = d * (n - m)

    Таким образом, мы исключили одну неизвестную (a 1). Теперь можно записать окончательное выражение для определения d:

    d = (a n - a m) / (n - m), где n > m

    Мы получили очень простую формулу: чтобы вычислить разность d в соответствии с условиями задачи, необходимо лишь взять отношение разностей самих элементов и их порядковых номеров. Следует обратить на один важный момент внимание: разности берутся между "старшим" и "младшим" членами, то есть n > m ("старший" - имеется в виду стоящий дальше от начала последовательности, его абсолютное значение может быть как больше, так и меньше более "младшего" элемента).

    Выражение для разности d прогрессии следует подставить в любое из уравнений в начале решения задачи, чтобы получить значение первого члена.

    В наш век развития компьютерных технологий многие школьники стараются найти решения для своих заданий в Интернете, поэтому часто возникают вопросы такого типа: найти разность арифметической прогрессии онлайн. По подобному запросу поисковик выдаст ряд web-страниц, перейдя на которые, нужно будет ввести известные из условия данные (это могут быть как два члена прогрессии, так и сумма некоторого их числа) и моментально получить ответ. Тем не менее такой подход к решению задачи является непродуктивным в плане развития школьника и понимания сути поставленной перед ним задачи.

    Решение без использования формул

    Решим первую задачу, при этом не будем использовать никакие из приведенных формул. Пусть даны элементы ряда: а6 = 3, а9 = 18. Найти разность прогрессии арифметической.

    Известные элементы стоят близко друг к другу в ряду. Сколько раз нужно добавить разность d к наименьшему, чтобы получить наибольшее из них? Три раза (первый раз добавив d, мы получим 7-й элемент, второй раз - восьмой, наконец, третий раз - девятый). Какое число нужно добавить к трем три раза, чтобы получить 18? Это число пять. Действительно:

    Таким образом, неизвестная разность d = 5.

    Конечно же, решение можно было выполнить с применением соответствующей формулы, но этого не было сделано намеренно. Подробное объяснение решения задачи должно стать понятным и ярким примером, что такое арифметическая прогрессия.

    Задача, подобная предыдущей

    Теперь решим похожую задачу, но изменим входные данные. Итак, следует найти если а3 = 2, а9 = 19.

    Конечно, можно прибегнуть снова к методу решения "в лоб". Но поскольку даны элементы ряда, которые стоят относительно далеко друг от друга, такой метод станет не совсем удобным. А вот использование полученной формулы быстро приведет нас к ответу:

    d = (а 9 - а 3) / (9 - 3) = (19 - 2) / (6) = 17 / 6 ≈ 2,83

    Здесь мы округлили конечное число. Насколько это округление привело к ошибке, можно судить, проверив полученный результат:

    a 9 = a 3 + 2,83 + 2,83 + 2,83 + 2,83 + 2,83 + 2,83 = 18,98

    Этот результат отличается всего на 0,1 % от значения, данного в условии. Поэтому использованное округление до сотых можно считать успешным выбором.

    Задачи на применение формулы для an члена

    Рассмотрим классический пример задачи на определение неизвестной d: найти разность прогрессии арифметической, если а1 = 12, а5 = 40.

    Когда даны два числа неизвестной алгебраической последовательности, причем одним из них является элемент a 1 , тогда не нужно долго думать, а следует сразу же применить формулу для a n члена. В данном случае имеем:

    a 5 = a 1 + d * (5 - 1) => d = (a 5 - a 1) / 4 = (40 - 12) / 4 = 7

    Мы получили точное число при делении, поэтому нет смысла проверять точность рассчитанного результата, как это было сделано в предыдущем пункте.

    Решим еще одну аналогичную задачу: следует найти разность арифметической прогрессии, если а1 = 16, а8 = 37.

    Используем аналогичный предыдущему подход и получаем:

    a 8 = a 1 + d * (8 - 1) => d = (a 8 - a 1) / 7 = (37 - 16) / 7 = 3

    Что еще следует знать о прогрессии арифметической

    Помимо задач на нахождение неизвестной разности или отдельных элементов, часто необходимо решать проблемы суммы первых членов последовательности. Рассмотрение этих задач выходит за рамки темы статьи, тем не менее для полноты информации приведем общую формулу для суммы n чисел ряда:

    ∑ n i = 1 (a i) = n * (a 1 + a n) / 2


    Например, последовательность \(2\); \(5\); \(8\); \(11\); \(14\)… является арифметической прогрессией, потому что каждый следующий элемент отличается от предыдущего на три (может быть получен из предыдущего прибавлением тройки):

    В этой прогрессии разность \(d\) положительна (равна \(3\)), и поэтому каждый следующий член больше предыдущего. Такие прогрессии называются возрастающими .

    Однако \(d\) может быть и отрицательным числом. Например , в арифметической прогрессии \(16\); \(10\); \(4\); \(-2\); \(-8\)… разность прогрессии \(d\) равна минус шести.

    И в этом случае каждый следующий элемент будет меньше, чем предыдущий. Эти прогрессии называются убывающими .

    Обозначение арифметической прогрессии

    Прогрессию обозначают маленькой латинской буквой.

    Числа, образующие прогрессию, называют ее членами (или элементами).

    Их обозначают той же буквой что и арифметическую прогрессию, но с числовым индексом, равным номеру элемента по порядку.

    Например, арифметическая прогрессия \(a_n = \left\{ 2; 5; 8; 11; 14…\right\}\) состоит из элементов \(a_1=2\); \(a_2=5\); \(a_3=8\) и так далее.

    Иными словами, для прогрессии \(a_n = \left\{2; 5; 8; 11; 14…\right\}\)

    Решение задач на арифметическую прогрессию

    В принципе, изложенной выше информации уже достаточно, чтобы решать практически любую задачу на арифметическую прогрессию (в том числе из тех, что предлагают на ОГЭ).

    Пример (ОГЭ). Арифметическая прогрессия задана условиями \(b_1=7; d=4\). Найдите \(b_5\).
    Решение:

    Ответ: \(b_5=23\)

    Пример (ОГЭ). Даны первые три члена арифметической прогрессии: \(62; 49; 36…\) Найдите значение первого отрицательного члена этой прогрессии..
    Решение:

    Нам даны первые элементы последовательности и известно, что она – арифметическая прогрессия. То есть, каждый элемент отличается от соседнего на одно и то же число. Узнаем на какое, вычтя из следующего элемента предыдущий: \(d=49-62=-13\).

    Теперь мы можем восстановить нашу прогрессию до нужного нам (первого отрицательного) элемента.

    Готово. Можно писать ответ.

    Ответ: \(-3\)

    Пример (ОГЭ). Даны несколько идущих подряд элементов арифметической прогрессии: \(…5; x; 10; 12,5...\) Найдите значение элемента, обозначенного буквой \(x\).
    Решение:


    Чтоб найти \(x\), нам нужно знать на сколько следующий элемент отличается от предыдущего, иначе говоря – разность прогрессии. Найдем ее из двух известных соседних элементов: \(d=12,5-10=2,5\).

    А сейчас без проблем находим искомое: \(x=5+2,5=7,5\).


    Готово. Можно писать ответ.

    Ответ: \(7,5\).

    Пример (ОГЭ). Арифметическая прогрессия задана следующими условиями: \(a_1=-11\); \(a_{n+1}=a_n+5\) Найдите сумму первых шести членов этой прогрессии.
    Решение:

    Нам нужно найти сумму первых шести членов прогрессии. Но мы не знаем их значений, нам дан только первый элемент. Поэтому сначала вычисляем значения по очереди, используя данное нам :

    \(n=1\); \(a_{1+1}=a_1+5=-11+5=-6\)
    \(n=2\); \(a_{2+1}=a_2+5=-6+5=-1\)
    \(n=3\); \(a_{3+1}=a_3+5=-1+5=4\)
    А вычислив нужные нам шесть элементов - находим их сумму.

    \(S_6=a_1+a_2+a_3+a_4+a_5+a_6=\)
    \(=(-11)+(-6)+(-1)+4+9+14=9\)

    Искомая сумма найдена.

    Ответ: \(S_6=9\).

    Пример (ОГЭ). В арифметической прогрессии \(a_{12}=23\); \(a_{16}=51\). Найдите разность этой прогрессии.
    Решение:

    Ответ: \(d=7\).

    Важные формулы арифметической прогрессии

    Как видите, многие задачи по арифметической прогрессии можно решать, просто поняв главное – то, что арифметическая прогрессия есть цепочка чисел, и каждый следующий элемент в этой цепочке получается прибавлением к предыдущему одного и того же числа (разности прогрессии).

    Однако порой встречаются ситуации, когда решать «в лоб» весьма неудобно. Например, представьте, что в самом первом примере нам нужно найти не пятый элемент \(b_5\), а триста восемьдесят шестой \(b_{386}\). Это что же, нам \(385\) раз прибавлять четверку? Или представьте, что в предпоследнем примере надо найти сумму первых семидесяти трех элементов. Считать замучаешься…

    Поэтому в таких случаях «в лоб» не решают, а используют специальные формулы, выведенные для арифметической прогрессии. И главные из них это формула энного члена прогрессии и формула суммы \(n\) первых членов.

    Формула \(n\)-го члена: \(a_n=a_1+(n-1)d\), где \(a_1\) – первый член прогрессии;
    \(n\) – номер искомого элемента;
    \(a_n\) – член прогрессии с номером \(n\).


    Эта формула позволяет нам быстро найти хоть трехсотый, хоть миллионный элемент, зная только первый и разность прогрессии.

    Пример. Арифметическая прогрессия задана условиями: \(b_1=-159\); \(d=8,2\). Найдите \(b_{246}\).
    Решение:

    Ответ: \(b_{246}=1850\).

    Формула суммы n первых членов: \(S_n=\frac{a_1+a_n}{2} \cdot n\), где



    \(a_n\) – последний суммируемый член;


    Пример (ОГЭ). Арифметическая прогрессия задана условиями \(a_n=3,4n-0,6\). Найдите сумму первых \(25\) членов этой прогрессии.
    Решение:

    \(S_{25}=\)\(\frac{a_1+a_{25}}{2 }\) \(\cdot 25\)

    Чтобы вычислить сумму первых двадцати пяти элементов, нам нужно знать значение первого и двадцать пятого члена.
    Наша прогрессия задана формулой энного члена в зависимости от его номера (подробнее смотри ). Давайте вычислим первый элемент, подставив вместо \(n\) единицу.

    \(n=1;\) \(a_1=3,4·1-0,6=2,8\)

    Теперь найдем двадцать пятый член, подставив вместо \(n\) двадцать пять.

    \(n=25;\) \(a_{25}=3,4·25-0,6=84,4\)

    Ну, а сейчас без проблем вычисляем искомую сумму.

    \(S_{25}=\)\(\frac{a_1+a_{25}}{2}\) \(\cdot 25=\)
    \(=\) \(\frac{2,8+84,4}{2}\) \(\cdot 25 =\)\(1090\)

    Ответ готов.

    Ответ: \(S_{25}=1090\).

    Для суммы \(n\) первых членов можно получить еще одну формулу: нужно просто в \(S_{25}=\)\(\frac{a_1+a_{25}}{2}\) \(\cdot 25\) вместо \(a_n\) подставить формулу для него \(a_n=a_1+(n-1)d\). Получим:

    Формула суммы n первых членов: \(S_n=\)\(\frac{2a_1+(n-1)d}{2}\) \(\cdot n\), где

    \(S_n\) – искомая сумма \(n\) первых элементов;
    \(a_1\) – первый суммируемый член;
    \(d\) – разность прогрессии;
    \(n\) – количество элементов в сумме.

    Пример. Найдите сумму первых \(33\)-ех членов арифметической прогрессии: \(17\); \(15,5\); \(14\)…
    Решение:

    Ответ: \(S_{33}=-231\).

    Более сложные задачи на арифметическую прогрессию

    Теперь у вас есть вся необходимая информация для решения практически любой задачи на арифметическую прогрессию. Завершим тему рассмотрением задач, в которых надо не просто применять формулы, но и немного думать (в математике это бывает полезно ☺)

    Пример (ОГЭ). Найдите сумму всех отрицательных членов прогрессии: \(-19,3\); \(-19\); \(-18,7\)…
    Решение:

    \(S_n=\)\(\frac{2a_1+(n-1)d}{2}\) \(\cdot n\)

    Задача очень похожа на предыдущую. Начинаем решать также: сначала найдем \(d\).

    \(d=a_2-a_1=-19-(-19,3)=0,3\)

    Теперь бы подставить \(d\) в формулу для суммы… и вот тут всплывает маленький нюанс – мы не знаем \(n\). Иначе говоря, не знаем сколько членов нужно будет сложить. Как это выяснить? Давайте думать. Мы прекратим складывать элементы тогда, когда дойдем до первого положительного элемента. То есть, нужно узнать номер этого элемента. Как? Запишем формулу вычисления любого элемента арифметической прогрессии: \(a_n=a_1+(n-1)d\) для нашего случая.

    \(a_n=a_1+(n-1)d\)

    \(a_n=-19,3+(n-1)·0,3\)

    Нам нужно, чтоб \(a_n\) стал больше нуля. Выясним, при каком \(n\) это произойдет.

    \(-19,3+(n-1)·0,3>0\)

    \((n-1)·0,3>19,3\) \(|:0,3\)

    Делим обе части неравенства на \(0,3\).

    \(n-1>\)\(\frac{19,3}{0,3}\)

    Переносим минус единицу, не забывая менять знаки

    \(n>\)\(\frac{19,3}{0,3}\) \(+1\)

    Вычисляем…

    \(n>65,333…\)

    …и выясняется, что первый положительный элемент будет иметь номер \(66\). Соответственно, последний отрицательный имеет \(n=65\). На всякий случай, проверим это.

    \(n=65;\) \(a_{65}=-19,3+(65-1)·0,3=-0,1\)
    \(n=66;\) \(a_{66}=-19,3+(66-1)·0,3=0,2\)

    Таким образом, нам нужно сложить первые \(65\) элементов.

    \(S_{65}=\)\(\frac{2 \cdot (-19,3)+(65-1)0,3}{2}\) \(\cdot 65\)
    \(S_{65}=\)\({-38,6+19,2}{2}\)\(\cdot 65=-630,5\)

    Ответ готов.

    Ответ: \(S_{65}=-630,5\).

    Пример (ОГЭ). Арифметическая прогрессия задана условиями: \(a_1=-33\); \(a_{n+1}=a_n+4\). Найдите сумму от \(26\)-го до \(42\) элемента включительно.
    Решение:

    \(a_1=-33;\) \(a_{n+1}=a_n+4\)

    В этой задаче также нужно найти сумму элементов, но начиная не с первого, а с \(26\)-го. Для такого случая у нас формулы нет. Как решать?
    Легко - чтобы получить сумму с \(26\)-го до \(42\)-ой, надо сначала найти сумму с \(1\)-ого по \(42\)-ой, а потом вычесть из нее сумму с первого до \(25\)-ого (см картинку).


    Для нашей прогрессии \(a_1=-33\), а разность \(d=4\) (ведь именно четверку мы добавляем к предыдущему элементу, чтоб найти следующий). Зная это, найдем сумму первых \(42\)-ух элементов.

    \(S_{42}=\)\(\frac{2 \cdot (-33)+(42-1)4}{2}\) \(\cdot 42=\)
    \(=\)\(\frac{-66+164}{2}\) \(\cdot 42=2058\)

    Теперь сумму первых \(25\)-ти элементов.

    \(S_{25}=\)\(\frac{2 \cdot (-33)+(25-1)4}{2}\) \(\cdot 25=\)
    \(=\)\(\frac{-66+96}{2}\) \(\cdot 25=375\)

    Ну и наконец, вычисляем ответ.

    \(S=S_{42}-S_{25}=2058-375=1683\)

    Ответ: \(S=1683\).

    Для арифметической прогрессии существует еще несколько формул, которые мы не рассматривали в данной статье ввиду их малой практической полезности. Однако вы без труда можете найти их .

    Внимание!
    К этой теме имеются дополнительные
    материалы в Особом разделе 555.
    Для тех, кто сильно "не очень..."
    И для тех, кто "очень даже...")

    Арифметическая прогрессия - это ряд чисел, в котором каждое число больше (или меньше) предыдущего на одну и ту же величину.

    Эта тема частенько представляется сложной и непонятной. Индексы у буковок, n-й член прогрессии, разность прогрессии - всё это как-то смущает, да... Разберёмся со смыслом арифметической прогрессии и всё сразу наладится.)

    Понятие арифметической прогрессии.

    Арифметическая прогрессия - понятие очень простое и чёткое. Сомневаетесь? Зря.) Смотрите сами.

    Я напишу незаконченный ряд чисел:

    1, 2, 3, 4, 5, ...

    Сможете продлить этот ряд? Какие числа пойдут дальше, за пятёркой? Каждый... э-э-э..., короче, каждый сообразит, что дальше пойдут числа 6, 7, 8, 9 и т.д.

    Усложним задачу. Даю незаконченный ряд чисел:

    2, 5, 8, 11, 14, ...

    Сможете уловить закономерность, продлить ряд, и назвать седьмое число ряда?

    Если сообразили, что это число 20 - я вас поздравляю! Вы не только почувствовали ключевые моменты арифметической прогрессии, но и успешно употребили их в дело! Если не сообразили - читаем дальше.

    А теперь переведём ключевые моменты из ощущений в математику.)

    Первый ключевой момент.

    Арифметическая прогрессия имеет дело с рядами чисел. Это и смущает поначалу. Мы привыкли уравнения решать, графики строить и всё такое... А тут продлить ряд, найти число ряда...

    Ничего страшного. Просто прогрессии - это первое знакомство с новым разделом математики. Раздел называется "Ряды" и работает именно с рядами чисел и выражений. Привыкайте.)

    Второй ключевой момент.

    В арифметической прогрессии любое число отличается от предыдущего на одну и ту же величину.

    В первом примере эта разница - единичка. Какое число ни возьми, оно больше предыдущего на единичку. Во втором - тройка. Любое число больше предыдущего на тройку. Собственно, именно этот момент и даёт нам возможность уловить закономерность и рассчитать последующие числа.

    Третий ключевой момент.

    Этот момент не бросается в глаза, да... Но очень, очень важен. Вот он: каждое число прогрессии стоит на своём месте. Есть первое число, есть седьмое, есть сорок пятое, и т.д. Если их перепутать как попало, закономерность исчезнет. Исчезнет и арифметическая прогрессия. Останется просто ряд чисел.

    Вот и вся суть.

    Разумеется, в новой теме появляются новые термины и обозначения. Их надо знать. Иначе и задание-то не поймёшь. Например, придётся решать, что-нибудь, типа:

    Выпишите первые шесть членов арифметической прогрессии (a n), если a 2 = 5, d = -2,5.

    Внушает?) Буковки, индексы какие-то... А задание, между прочим - проще некуда. Просто нужно понять смысл терминов и обозначений. Сейчас мы это дело освоим и вернёмся к заданию.

    Термины и обозначения.

    Арифметическая прогрессия - это ряд чисел, в котором каждое число отличается от предыдущего на одну и ту же величину.

    Эта величина называется . Разберёмся с этим понятием поподробнее.

    Разность арифметической прогрессии.

    Разность арифметической прогрессии - это величина, на которую любое число прогрессии больше предыдущего.

    Один важный момент. Прошу обратить внимание на слово "больше". Математически это означает, что каждое число прогрессии получается прибавлением разности арифметической прогрессии к предыдущему числу.

    Для расчёта, скажем, второго числа ряда, надо к первому числу прибавить эту самую разность арифметической прогрессии. Для расчёта пятого - разность надо прибавить к четвёртому, ну и т.п.

    Разность арифметической прогрессии может быть положительной, тогда каждое число ряда получится реально больше предыдущего. Такая прогрессия называется возрастающей. Например:

    8; 13; 18; 23; 28; .....

    Здесь каждое число получается прибавлением положительного числа, +5 к предыдущему.

    Разность может быть и отрицательной, тогда каждое число ряда получится меньше предыдущего. Такая прогрессия называется (вы не поверите!) убывающей.

    Например:

    8; 3; -2; -7; -12; .....

    Здесь каждое число получается тоже прибавлением к предыдущему, но уже отрицательного числа, -5.

    Кстати, при работе с прогрессией очень полезно бывает сразу определить её характер - возрастающая она, или убывающая. Это здорово помогает сориентироваться в решении, засечь свои ошибки и исправить их, пока не поздно.

    Разность арифметической прогрессии обозначается, как правило, буквой d.

    Как найти d ? Очень просто. Надо от любого числа ряда отнять предыдущее число. Вычесть. Кстати, результат вычитания называется "разность".)

    Определим, например, d для возрастающей арифметической прогрессии:

    2, 5, 8, 11, 14, ...

    Берём любое число ряда, какое хотим, например, 11. Отнимаем от него предыдущее число, т.е. 8:

    Это правильный ответ. Для этой арифметической прогрессии разность равна трём.

    Брать можно именно любое число прогрессии, т.к. для конкретной прогрессии d - всегда одно и то же. Хоть где-нибудь в начале ряда, хоть в середине, хоть где угодно. Брать нельзя только самое первое число. Просто потому, что у самого первого числа нет предыдущего. )

    Кстати, зная, что d = 3 , найти седьмое число этой прогрессии очень просто. Прибавим 3 к пятому числу - получим шестое, это будет 17. Прибавим к шестому числу тройку, получим седьмое число - двадцать.

    Определим d для убывающей арифметической прогрессии:

    8; 3; -2; -7; -12; .....

    Напоминаю, что, независимо от знаков, для определения d надо от любого числа отнять предыдущее. Выбираем любое число прогрессии, например -7. Предыдущее у него - число -2. Тогда:

    d = -7 - (-2) = -7 + 2 = -5

    Разность арифметической прогрессии может быть любым числом: целым, дробным, иррациональным, всяким.

    Другие термины и обозначения.

    Каждое число ряда называется членом арифметической прогрессии.

    Каждый член прогрессии имет свой номер. Номера идут строго по порядочку, безо всяких фокусов. Первый, второй, третий, четвёртый и т.д. Например, в прогрессии 2, 5, 8, 11, 14, ... двойка - это первый член, пятёрка - второй, одиннадцать - четвёртый, ну, вы поняли...) Прошу чётко осознать - сами числа могут быть совершенно любые, целые, дробные, отрицательные, какие попало, но нумерация чисел - строго по порядку!

    Как записать прогрессию в общем виде? Не вопрос! Каждое число ряда записывается в виде буквы. Для обозначения арифметической прогрессии используется, как правило, буква a . Номер члена указывается индексом внизу справа. Члены пишем через запятую (или точку с запятой), вот так:

    a 1 , a 2 , a 3 , a 4 , a 5 , .....

    a 1 - это первое число, a 3 - третье, и т.п. Ничего хитрого. Записать этот ряд кратко можно вот так: (a n ).

    Прогрессии бывают конечные и бесконечные.

    Конечная прогрессия имеет ограниченное количество членов. Пять, тридцать восемь, сколько угодно. Но - конечное число.

    Бесконечная прогрессия - имеет бесконечное количество членов, как можно догадаться.)

    Записать конечную прогрессию через ряд можно вот так, все члены и точка в конце:

    a 1 , a 2 , a 3 , a 4 , a 5 .

    Или так, если членов много:

    a 1 , a 2 , ... a 14 , a 15 .

    В краткой записи придётся дополнительно указывать количество членов. Например (для двадцати членов), вот так:

    (a n), n = 20

    Бесконечную прогрессию можно узнать по многоточию в конце ряда, как в примерах этого урока.

    Теперь уже можно порешать задания. Задания несложные, чисто для понимания смысла арифметической прогрессии.

    Примеры заданий по арифметической прогрессии.

    Разберём подробненько задание, что приведено выше:

    1. Выпишите первые шесть членов арифметической прогрессии (a n), если a 2 = 5, d = -2,5.

    Переводим задание на понятный язык. Дана бесконечная арифметическая прогрессия. Известен второе число этой прогрессии: a 2 = 5. Известна разность прогрессии: d = -2,5. Нужно найти первый, третий, четвёртый, пятый и шестой члены этой прогрессии.

    Для наглядности запишу ряд по условию задачки. Первые шесть членов, где второй член - пятёрка:

    a 1 , 5 , a 3 , a 4 , a 5 , a 6 ,....

    a 3 = a 2 + d

    Подставляем в выражение a 2 = 5 и d = -2,5 . Не забываем про минус!

    a 3 =5+(-2,5)=5 - 2,5 = 2,5

    Третий член получился меньше второго. Всё логично. Если число больше предыдущего на отрицательную величину, значит само число получится меньше предыдущего. Прогрессия - убывающая. Ладно, учтём.) Считаем четвёртый член нашего ряда:

    a 4 = a 3 + d

    a 4 =2,5+(-2,5)=2,5 - 2,5 = 0

    a 5 = a 4 + d

    a 5 =0+(-2,5)= - 2,5

    a 6 = a 5 + d

    a 6 =-2,5+(-2,5)=-2,5 - 2,5 = -5

    Так, члены с третьего по шестой вычислили. Получился такой ряд:

    a 1 , 5 , 2,5 , 0 , -2,5 , -5 , ....

    Остаётся найти первый член a 1 по известному второму. Это шаг в другую сторону, влево.) Значит, разность арифметической прогрессии d надо не прибавить к a 2 , а отнять:

    a 1 = a 2 - d

    a 1 =5-(-2,5)=5 + 2,5=7,5

    Вот и все дела. Ответ задания:

    7,5, 5, 2,5, 0, -2,5, -5, ...

    Попутно замечу, что это задание мы решали рекуррентным способом. Это страшное слово означает, всего лишь, поиск члена прогрессии по предыдущему (соседнему) числу. Другие способы работы с прогрессией мы рассмотрим далее.

    Из этого несложного задания можно сделать один важный вывод.

    Запоминаем:

    Если нам известен хотя бы один член и разность арифметической прогрессии, мы можем найти любой член этой прогрессии.

    Запомнили? Этот несложный вывод позволяет решать большинство задач школьного курса по этой теме. Все задачи крутятся вокруг трёх главных параметров: член арифметической прогрессии, разность прогрессии, номер члена прогрессии. Всё.

    Разумеется, вся предыдущая алгебра не отменяется.) К прогрессии прицепляются и неравенства, и уравнения, и прочие вещи. Но по самой прогрессии - всё крутится вокруг трёх параметров.

    Для примера рассмотрим некоторые популярные задания по этой теме.

    2. Запишите конечную арифметическую прогрессию в виде ряда, если n=5, d = 0,4, и a 1 = 3,6.

    Здесь всё просто. Всё уже дано. Нужно вспомнить, как считаются члены арифметической прогрессии, посчитать, да и записать. Желательно не пропустить слова в условии задания: "конечную" и "n=5 ". Чтобы не считать до полного посинения.) В этой прогрессии всего 5 (пять) членов:

    a 2 = a 1 + d = 3,6 + 0,4 = 4

    a 3 = a 2 + d = 4 + 0,4 = 4,4

    a 4 = a 3 + d = 4,4 + 0,4 = 4,8

    a 5 = a 4 + d = 4,8 + 0,4 = 5,2

    Остаётся записать ответ:

    3,6; 4; 4,4; 4,8; 5,2.

    Ещё задание:

    3. Определите, будет ли число 7 членом арифметической прогрессии (a n), если a 1 = 4,1; d = 1,2.

    Хм... Кто ж его знает? Как определить-то?

    Как-как... Да записать прогрессию в виде ряда и посмотреть, будет там семёрка, или нет! Считаем:

    a 2 = a 1 + d = 4,1 + 1,2 = 5,3

    a 3 = a 2 + d = 5,3 + 1,2 = 6,5

    a 4 = a 3 + d = 6,5 + 1,2 = 7,7

    4,1; 5,3; 6,5; 7,7; ...

    Сейчас чётко видно, что семёрку мы просто проскочили между 6,5 и 7,7! Не попала семёрка в наш ряд чисел, и, значит, семёрка не будет членом заданной прогрессии.

    Ответ: нет.

    А вот задачка на основе реального варианта ГИА:

    4. Выписано несколько последовательных членов арифметической прогрессии:

    ...; 15; х; 9; 6; ...

    Здесь записан ряд без конца и начала. Нет ни номеров членов, ни разности d . Ничего страшного. Для решения задания достаточно понимать смысл арифметической прогрессии. Смотрим и соображаем, что можно узнать из этого ряда? Какие параметры из трёх главных?

    Номера членов? Нет тут ни единого номера.

    Зато есть три числа и - внимание! - слово "последовательных" в условии. Это значит, что числа идут строго по порядку, без пропусков. А есть ли в этом ряду два соседних известных числа? Да, есть! Это 9 и 6. Стало быть, мы можем вычислить разность арифметической прогрессии! От шестёрки отнимаем предыдущее число, т.е. девятку:

    Остались сущие пустяки. Какое число будет предыдущим для икса? Пятнадцать. Значит, икс можно легко найти простым сложением. К 15 прибавить разность арифметической прогрессии:

    Вот и всё. Ответ: х=12

    Следующие задачки решаем самостоятельно. Замечание: эти задачки - не на формулы. Чисто на понимание смысла арифметической прогрессии.) Просто записываем ряд с числами-буквами, смотрим и соображаем.

    5. Найдите первый положительный член арифметической прогрессии, если a 5 = -3; d = 1,1.

    6. Известно, что число 5,5 является членом арифметической прогрессии (a n), где a 1 = 1,6; d = 1,3. Определите номер n этого члена.

    7. Известно, что в арифметической прогрессии a 2 = 4; a 5 = 15,1. Найдите a 3 .

    8. Выписано несколько последовательных членов арифметической прогрессии:

    ...; 15,6; х; 3,4; ...

    Найдите член прогрессии, обозначенный буквой х.

    9. Поезд начал движение от станции, равномерно увеличивая скорость на 30 метров в минуту. Какова будет скорость поезда через пять минут? Ответ дайте в км/час.

    10. Известно, что в арифметической прогрессии a 2 = 5; a 6 = -5. Найдите a 1 .

    Ответы (в беспорядке): 7,7; 7,5; 9,5; 9; 0,3; 4.

    Всё получилось? Замечательно! Можно осваивать арифметическую прогрессию на более высоком уровне, в следующих уроках.

    Не всё получилось? Не беда. В Особом разделе 555 все эти задачки разобраны по косточкам.) И, конечно, описан простой практический приём, который сразу высвечивает решение подобных заданий чётко, ясно, как на ладони!

    Кстати, в задачке про поезд есть две проблемки, на которых часто спотыкается народ. Одна - чисто по прогрессии, а вторая - общая для любых задач по математике, да и физике тоже. Это перевод размерностей из одной в другую. В показано, как надо эти проблемы решать.

    В этом уроке мы рассмотрели элементарный смысл арифметической прогрессии и её основные параметры. Этого достаточно для решения практически всех задач на эту тему. Прибавляй d к числам, пиши ряд, всё и решится.

    Решение "на пальцах" хорошо подходит для очень коротких кусочков ряда, как в примерах этого урока. Если ряд подлиннее, вычисления усложняются. Например, если в задачке 9 в вопросе заменить "пять минут" на "тридцать пять минут", задачка станет существенно злее.)

    А ещё бывают задания простые по сути, но несусветные по вычислениям, например:

    Дана арифметическая прогрессия (a n). Найти a 121 , если a 1 =3, а d=1/6.

    И что, будем много-много раз прибавлять по 1/6?! Это же убиться можно!?

    Можно.) Если не знать простую формулу, по которой решать подобные задания можно за минуту. Эта формула будет в следующем уроке. И задачка эта там решена. За минуту.)

    Если Вам нравится этот сайт...

    Кстати, у меня есть ещё парочка интересных сайтов для Вас.)

    Можно потренироваться в решении примеров и узнать свой уровень. Тестирование с мгновенной проверкой. Учимся - с интересом!)

    можно познакомиться с функциями и производными.

    Начальный уровень

    Арифметическая прогрессия. Подробная теория с примерами (2019)

    Числовая последовательность

    Итак, сядем и начнем писать какие-нибудь числа. Например:
    Писать можно любые числа, и их может быть сколько угодно (в нашем случае их). Сколько бы чисел мы не написали, мы всегда можем сказать, какое из них первое, какое - второе и так далее до последнего, то есть, можем их пронумеровать. Это и есть пример числовой последовательности:

    Числовая последовательность
    Например, для нашей последовательности:

    Присвоенный номер характерен только для одного числа последовательности. Иными словами, в последовательности нет трех вторых чисел. Второе число (как и -ное число) всегда одно.
    Число с номером называется -ным членом последовательности.

    Всю последовательность мы обычно называем какой-нибудь буквой (например,), и каждый член этой последовательности - той же буквой с индексом, равным номеру этого члена: .

    В нашем случае:

    Допустим, у нас есть числовая последовательность, в которой разница между соседствующими числами одинакова и равна.
    Например:

    и т.д.
    Такая числовая последовательность называется арифметической прогрессией.
    Термин «прогрессия» был введен римским автором Боэцием еще в 6 веке и понимался в более широком смысле, как бесконечная числовая последовательность. Название «арифметическая» было перенесено из теории непрерывных пропорций, которыми занимались древние греки.

    Это числовая последовательность, каждый член которой равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом. Это число называется разностью арифметической прогрессии и обозначается.

    Попробуй определить, какие числовые последовательности являются арифметической прогрессией, а какие нет:

    a)
    b)
    c)
    d)

    Разобрался? Сравним наши ответы:
    Является арифметической прогрессией - b, c.
    Не является арифметической прогрессией - a, d.

    Вернемся к заданной прогрессии () и попробуем найти значение ее -го члена. Существует два способа его нахождения.

    1. Способ

    Мы можем прибавлять к предыдущему значению числа прогрессии, пока не дойдем до -го члена прогрессии. Хорошо, что суммировать нам осталось немного - всего три значения:

    Итак, -ой член описанной арифметической прогрессии равен.

    2. Способ

    А что если нам нужно было бы найти значение -го члена прогрессии? Суммирование заняло бы у нас не один час, и не факт, что мы не ошиблись бы при сложении чисел.
    Разумеется, математики придумали способ, при котором не нужно прибавлять разность арифметической прогрессии к предыдущему значению. Присмотрись внимательно к нарисованному рисунку… Наверняка ты уже заметил некую закономерность, а именно:

    Например, посмотрим, из чего складывается значение -го члена данной арифметической прогрессии:


    Иными словами:

    Попробуй самостоятельно найти таким способом значение члена данной арифметической прогрессии.

    Рассчитал? Сравни свои записи с ответом:

    Обрати внимание, что у тебя получилось точно такое же число, как и в предыдущем способе, когда мы последовательно прибавляли к предыдущему значению членов арифметической прогрессии.
    Попробуем «обезличить» данную формулу - приведем ее в общий вид и получим:

    Уравнение арифметической прогрессии.

    Арифметические прогрессии бывают возрастающие, а бывают убывающие.

    Возрастающие - прогрессии, в которых каждое последующее значение членов больше предыдущего.
    Например:

    Убывающие - прогрессии, в которых каждое последующее значение членов меньше предыдущего.
    Например:

    Выведенная формула применяется в расчете членов как в возрастающих, так и в убывающих членах арифметической прогрессии.
    Проверим это на практике.
    Нам дана арифметическая прогрессия, состоящая из следующих чисел: Проверим, какое получится -ое число данной арифметической прогрессии, если при его расчете использовать нашу формулу:


    Так как, то:

    Таким образом, мы убедились, что формула действует как в убывающей, так и в возрастающей арифметической прогрессии.
    Попробуй самостоятельно найти -ой и -ый члены этой арифметической прогрессии.

    Сравним полученные результаты:

    Свойство арифметической прогрессии

    Усложним задачу - выведем свойство арифметической прогрессии.
    Допустим, нам дано такое условие:
    - арифметическая прогрессия, найти значение.
    Легко, скажешь ты и начнешь считать по уже известной тебе формуле:

    Пусть, а, тогда:

    Абсолютно верно. Получается, мы сначала находим, потом прибавляем его к первому числу и получаем искомое. Если прогрессия представлена маленькими значениями, то ничего сложного в этом нет, а если нам в условии даны числа? Согласись, есть вероятность ошибиться в вычислениях.
    А теперь подумай, можно ли решить эту задачу в одно действие с использованием какой-либо формулы? Конечно да, и именно ее мы попробуем сейчас вывести.

    Обозначим искомый член арифметической прогрессии как, формула его нахождения нам известна - это та самая формула, выведенная нами в начале:
    , тогда:

    • предыдущий член прогрессии это:
    • последующий член прогрессии это:

    Просуммируем предыдущий и последующий члены прогрессии:

    Получается, что сумма предыдущего и последующего членов прогрессии - это удвоенное значение члена прогрессии, находящегося между ними. Иными словами, чтобы найти значение члена прогрессии при известных предыдущих и последовательных значениях, необходимо сложить их и разделить на.

    Все верно, мы получили это же число. Закрепим материал. Посчитай значение для прогрессии самостоятельно, ведь это совсем несложно.

    Молодец! Ты знаешь о прогрессии почти все! Осталось узнать только одну формулу, которую по легендам без труда вывел для себя один из величайших математиков всех времен, «король математиков» - Карл Гаусс...

    Когда Карлу Гауссу было 9 лет, учитель, занятый проверкой работ учеников других классов, задал на уроке следующую задачу: «Сосчитать сумму всех натуральных чисел от до (по другим источникам до) включительно». Каково же было удивление учителя, когда один из его учеников (это и был Карл Гаусс) через минуту дал правильный ответ на поставленную задачу, при этом, большинство одноклассников смельчака после долгих подсчетов получили неправильный результат…

    Юный Карл Гаусс заметил некоторую закономерность, которую без труда заметишь и ты.
    Допустим, у нас есть арифметическая прогрессия, состоящая из -ти членов: Нам необходимо найти сумму данных членов арифметической прогрессии. Конечно, мы можем вручную просуммировать все значения, но что делать, если в задании необходимо будет найти сумму ее членов, как это искал Гаусс?

    Изобразим заданную нам прогрессию. Присмотрись внимательно к выделенным числам и попробуй произвести с ними различные математические действия.


    Попробовал? Что ты заметил? Правильно! Их суммы равны


    А теперь ответь, сколько всего наберется таких пар в заданной нам прогрессии? Конечно, ровно половина всех чисел, то есть.
    Исходя из того, что сумма двух членов арифметической прогрессии равна, а подобных равных пар, мы получаем, что общая сумма равна:
    .
    Таким образом, формула для суммы первых членов любой арифметической прогрессии будет такой:

    В некоторых задачах нам неизвестен -й член, но известна разность прогрессии. Попробуй подставить в формулу суммы, формулу -го члена.
    Что у тебя получилось?

    Молодец! Теперь вернемся к задаче, которую задали Карлу Гауссу: посчитай самостоятельно, чему равна сумма чисел, начиная от -го, и сумма чисел начиная от -го.

    Сколько у тебя получилось?
    У Гаусса получилось, что сумма членов равна, а сумма членов. Так ли ты решал?

    На самом деле формула суммы членов арифметической прогрессии была доказана древнегреческим ученым Диофантом еще в 3 веке, да и на протяжении всего этого времени остроумные люди вовсю пользовались свойствами арифметической прогрессии.
    Например, представь Древний Египет и самую масштабную стройку того времени - строительство пирамиды… На рисунке представлена одна ее сторона.

    Где же здесь прогрессия скажешь ты? Посмотри внимательно и найди закономерность в количестве песчаных блоков в каждом ряде стены пирамиды.


    Чем не арифметическая прогрессия? Посчитай, сколько всего блоков необходимо для строительства одной стены, если в основание кладется блочных кирпичей. Надеюсь, ты не будешь считать, водя пальцем по монитору, ты же помнишь последнюю формулу и все, что мы говорили об арифметической прогрессии?

    В данном случае прогрессия выглядит следующим образом: .
    Разность арифметической прогрессии.
    Количество членов арифметической прогрессии.
    Подставим в последние формулы наши данные (посчитаем количество блоков 2 способами).

    Способ 1.

    Способ 2.

    А теперь можно и на мониторе посчитать: сравни полученные значения с тем количеством блоков, которое есть в нашей пирамиде. Сошлось? Молодец, ты освоил сумму -ных членов арифметической прогрессии.
    Конечно, из блоков в основании пирамиду не построишь, а вот из? Попробуй рассчитать, сколько необходимо песчаных кирпичей, чтобы построить стену с таким условием.
    Справился?
    Верный ответ - блоков:

    Тренировка

    Задачи:

    1. Маша приходит в форму к лету. Ежедневно она увеличивает количество приседаний на. Сколько раз будет приседать Маша через недели, если на первой тренировке она сделала приседаний.
    2. Какова сумма всех нечетных чисел, содержащихся в.
    3. Лесорубы при хранении бревен укладывают их таким образом, что каждый верхний слой содержит на одно бревно меньше, чем предыдущий. Сколько бревен находится в одной кладке, если основанием кладки служат бревен.

    Ответы:

    1. Определим параметры арифметической прогрессии. В данном случае
      (недели = дней).

      Ответ: Через две недели Маша должна приседать раз в день.

    2. Первое нечетное число, последнее число.
      Разность арифметической прогрессии.
      Количество нечетных чисел в - половина, однако, проверим этот факт, используя формулу нахождения -ного члена арифметической прогрессии:

      В числах действительно содержится нечетных чисел.
      Имеющиеся данные подставим в формулу:

      Ответ: Сумма всех нечетных чисел, содержащихся в, равна.

    3. Вспомним задачу про пирамиды. Для нашего случая, a , так как каждый верхний слой уменьшается на одно бревно, то всего в кучке слоев, то есть.
      Подставим данные в формулу:

      Ответ: В кладке находится бревен.

    Подведем итоги

    1. - числовая последовательность, в которой разница между соседними числами одинакова и равна. Она бывает возрастающей и убывающей.
    2. Формула нахождения -го члена арифметической прогрессии записывается формулой - , где - количество чисел в прогрессии.
    3. Свойство членов арифметической прогрессии - - где - количество чисел в прогрессии.
    4. Сумму членов арифметической прогрессии можно найти двумя способами:

      , где - количество значений.

    АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

    Числовая последовательность

    Давай сядем и начнем писать какие-нибудь числа. Например:

    Писать можно любые числа, и их может быть сколько угодно. Но всегда можно сказать, какое из них первое, какое - второе и так далее, то есть, можем их пронумеровать. Это и есть пример числовой последовательности.

    Числовая последовательность - это множество чисел, каждому из которых можно присвоить уникальный номер.

    Другими словами, каждому числу можно поставить в соответствие некое натуральное число, причем единственное. И этот номер мы не присвоим больше никакому другому числу из данного множества.

    Число с номером называется -ым членом последовательности.

    Всю последовательность мы обычно называем какой-нибудь буквой (например,), и каждый член этой последовательности - той же буквой с индексом, равным номеру этого члена: .

    Очень удобно, если -ый член последовательности можно задать какой-нибудь формулой. Например, формула

    задает последовательность:

    А формула - такую последовательность:

    Например, арифметической прогрессией является последовательность (первый член здесь равен, а разность). Или (, разность).

    Формула n-го члена

    Рекуррентной мы называем такую формулу, в которой чтобы узнать -ый член, нужно знать предыдущий или несколько предыдущих:

    Чтобы найти по такой формуле, например, -ый член прогрессии, нам придется вычислить предыдущие девять. Например, пусть. Тогда:

    Ну что, ясно теперь какая формула?

    В каждой строке мы к прибавляем, умноженное на какое-то число. На какое? Очень просто: это номер текущего члена минус:

    Теперь намного удобнее, правда? Проверяем:

    Реши сам:

    В арифметической прогрессии найти формулу n-го члена и найти сотый член.

    Решение:

    Первый член равен. А чему равна разность? А вот чему:

    (она ведь потому и называется разностью, что равна разности последовательных членов прогрессии).

    Итак, формула:

    Тогда сотый член равен:

    Чему равна сумма всех натуральных чисел от до?

    По легенде, великий математик Карл Гаусс, будучи 9-летним мальчиком, посчитал эту сумму за несколько минут. Он заметил, что сумма первого и последнего числа равна, сумма второго и предпоследнего - тоже, сумма третьего и 3-го с конца - тоже, и так далее. Сколько всего наберется таких пар? Правильно, ровно половина количества всех чисел, то есть. Итак,

    Общая формула для суммы первых членов любой арифметической прогрессии будет такой:

    Пример:
    Найдите сумму всех двузначных чисел, кратных.

    Решение:

    Первое такое число - это. Каждое следующее получается добавлением к предыдущему числа. Таким образом, интересующие нас числа образуют арифметическую прогрессию с первым членом и разностью.

    Формула -го члена для этой прогрессии:

    Сколько членов в прогрессии, если все они должны быть двузначными?

    Очень легко: .

    Последний член прогрессии будет равен. Тогда сумма:

    Ответ: .

    Теперь реши сам:

    1. Ежедневно спортсмен пробегает на м больше, чем в предыдущий день. Сколько всего километров он пробежит за недели, если в первый день он пробежал км м?
    2. Велосипедист проезжает каждый день на км больше, чем в предыдущий. В первый день он проехал км. Сколько дней ему надо ехать, чтобы преодолеть км? Сколько километров он проедет за последний день пути?
    3. Цена холодильника в магазине ежегодно уменьшается на одну и ту же сумму. Определите, на сколько каждый год уменьшалась цена холодильника, если, выставленный на продажу за рублей, через шесть лет был продан за рублей.

    Ответы:

    1. Здесь самое главное - распознать арифметическую прогрессию, и определить ее параметры. В данном случае, (недели = дней). Определить нужно сумму первых членов этой прогрессии:
      .
      Ответ:
    2. Здесь дано: , надо найти.
      Очевидно, нужно использовать ту же формулу суммы, что и в предыдущей задаче:
      .
      Подставляем значения:

      Корень, очевидно, не подходит, значит, ответ.
      Посчитаем путь, пройденный за последний день с помощью формулы -го члена:
      (км).
      Ответ:

    3. Дано: . Найти: .
      Проще не бывает:
      (руб).
      Ответ:

    АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ. КОРОТКО О ГЛАВНОМ

    Это числовая последовательность, в которой разница между соседними числами одинакова и равна.

    Арифметическая прогрессия бывает возрастающей () и убывающей ().

    Например:

    Формула нахождения n-ого члена арифметической прогрессии

    записывается формулой, где - количество чисел в прогрессии.

    Свойство членов арифметической прогрессии

    Оно позволяет легко найти член прогрессии, если известны его соседние члены - где - количество чисел в прогрессии.

    Сумма членов арифметической прогрессии

    Существует два способа нахождения суммы:

    Где - количество значений.

    Где - количество значений.