Характеристика ярмила кому на руси жить хорошо. Образ и характеристика Ермила Гирина в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание в цитатах

В рассказе о Ермиле Гирине и его печальной судьбе большую четкость и остроту обретает высокий этический и злободневно-политический смысл спора мужиков о счастье. Уже композиционная отчлененность эпизода с Ермилом (он включается после реплики: «Эй, счастие мужицкое!..») подготовляет читателя к тому, что счастье его принципиально отлично от «дырявого с заплатами» мужицкого. В рассказе о Гирине нарисован высокий идеал счастья по народным представлениям:

Да! Был мужик единственный!

Имел он все, что надобно

Для счастья...

Ермил обладает тем материальным достатком, который, с точки зрения мужика, необходим для счастливой жизни. «Кому на Руси жить хорошо» — не бытовая повесть, это «философия народной жизни», произведение, где правда жизни раскрывается с помощью художественной условности. Поэтому автор ничего не говорит о том, как, какими путями пришел Ермил к этому «богачеству». Для решения социальной и нравственной задачи, над которой бьются правдоискатели, дано: Гирин богат и стыдиться этого ему нечего, так как все, что он имеет, нажито честным трудом.

Ермил имеет и другое необходимое условие счастья: почет.

Почет завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой!

Своей многолетней бескорыстной деятельностью («В семь лет мирской копеечки / Под ноготь не зажал»), своим «умом и добротой» Ермил заслужил глубокое уважение и доверие народа, что и проявилось в сцене с покупкой мельницы. Силу «над округою» Гирин взял «не колдовством, а правдою», его облик воплощает в себе правдолюбие народа, его нравственную требовательность. Только жизнь на основе строгой правды и может дать человеку ощущение радости — вот смысл рассказа Федосея.

Так было и с Ермилом, пока он не поставил свое личное благополучие выше «правды», выше интересов другого человека, пока не сдал в рекруты вместо своего брата Митрия сына старухи Власьевны. Однако глубокое раскаяние Ермила в своем поступке, невозможность для него жить с сознанием своей вины перед «миром» делают этот образ еще более привлекательным. Недаром он после всего случившегося стал «пуще прежнего / Всему народу люб».

Ну, так что же? Дана норма жизни, к которой нужно стремиться? Нет, иную цель имел автор, вводя в поэму эпизод с Ермилом Гириным. Дав мужикам возможность выслушать рассказ Федосея (с дополнениями седенького попика), автор содержанием этого рассказа приводит к мысли, что высокий идеал счастья, мыслимый как свободная зажиточная трудовая жизнь, утопичен, недостижим при современном общественном строе. Во-первых, в этих условиях зажиточность крестьянина (если он не мироед) может быть только счастливым исключением. Мы ведь даже не знаем, как удалось Ермилу разбогатеть, в то время как никто из жителей деревень Босово, Горелово, Неелово и др. добиться этого не сумел... А во-вторых... Рассказ Федосея вторично перебивает «попик седенький», сообщив, что Ермил Гирин сидит в остроге. Эта реплика сразу переводит повествование из этического и несколько умозрительного в остро политический план.

Вот она реальность-то! Бунтует в борьбе за справедливость нищая мужицкая Русь. Бунтует «в избытке благодарности» к освободителям. Поднимаются от невыносимой жизни на борьбу даже самые забитые, поднялась даже вотчина

Помещика Обрубкова,

Испуганной губернии,

Уезда Недыханьева,

Деревня Столбняки...

И хотя рассказчик, крестьянин Федосей, говорит, что причина бунта «осталась неизвестною», Некрасов, используя символику названий, раскрывает ее: до того обрубил помещик крестьянские наделы, что мужики веками испуганной губернии, не смевшие при крепостном праве дыхнуть (Недыханьев уезд), застывшие в вековом оцепенении (Столбняки!), — и те взбунтовались. Осторожным упоминанием о бунте в Столбняках автор дает понять читателю, что народному терпению приходит конец, что борьба, на которую поднимается крестьянство, и есть единственный путь к достижению того идеала жизни, который так пленяет слушателей в рассказе о Ермиле.

За что попал Ермил в острог, в поэме прямо не говорится, но и по намекам об этом нетрудно догадаться: во время бунта в деревне Столбняки Гирин, видимо, встает на сторону восставших. Иначе и не мог поступить человек с таким обостренным чувством справедливости. Ермил сознательно жертвует личным благополучием во имя идеи общей справедливости, «правду» предпочитает «богачеству» и попадает в острог. В условиях помещичьего государства непрочным, временным, призрачным оказалось его бытовое благополучие.

Отчленив композиционно рассказ о Гирине от изображения судьбы других «счастливцев» и тем подчеркнув исключительность его судьбы, Некрасов, однако, оставил его в пределах главы «Счастливые», ибо иронический смысл ее заглавия может быть распространен и на судьбу человека, кончившего свою жизнь в остроге.

В рассказе Федосея с неменьшей четкостью, чем духовный облик героя, вырисовываются нравственные понятия и требования крестьянской массы. Мужики Адовщины ценят Ермила за честность, бескорыстие, строгую прямоту. Сторицей платит за добро отзывчивое мужицкое сердце, доказательством чему служит эпизод с покупкой Ермилом мельницы. В основу его Некрасов положил подлинный факт, описанный П. И. Мельниковым-Печерским. Богатый нижегородский раскольник Петр Иванович Бугров за полчаса до переторжки о казенном подряде на перевозку соли «опрометью бросился на нижний базар и там, сказав торговцам: „Братцы, давайте денег скорее", снял перед ними свой малахай, в который через четверть часа было накидано 20000 рублей серебром». С деньгами Бугров успел на переторжку. Подряд остался за ним. Некрасов использовал этот, может быть и исключительный, факт, чтобы показать не только безграничное доверие и уважение мужиков к Ермилу, но и (и это главное!) чувство локтя, чувство мужицкой солидарности, более того — социальной солидарности, т. к. купец Алтынников им социально враждебен и поддержка Ермила по существу равносильна защите собственных интересов. Знаменательно, что темой народной солидарности начинается (покупка мельницы) и заканчивается (бунт в Столбняках) история Ермила Гирина.

Гирин Ермил Ильич (Ермила) - один из наиболее вероятных претендентов на звание счастливца. Реальный прототип этого персонажа - крестьянин А. Д. Потанин (1797-1853), управлявший по доверенности имением графини Орловой, которое называли Одоевщиной (по фамилии бывших владельцев - князей Одоевских), а крестьяне перекрестили в Адовщину. Потанин прославился необычайной справедливостью. Некрасовский Гирин своей честностью стал известен односельчанам еще в те пять лет, что служил писарем в конторе («Худую совесть надобно - / Крестьянину с крестьянина / Копейку вымогать»). При старом князе Юрлове его уволили, но затем, при молодом, единогласно избрали бурмистром Адовщины. За семь лет своего «царствования» он лишь единожды покривил душой: «...из рекрутчины/ Меньшого брата Митрия / Повыгородил он». Но раскаяние в этом проступке чуть не привело его к самоубийству. Только благодаря вмешательству сильного господина удалось восстановить справедливость, и вместо сына Ненилы Власьевны служить отправился Митрий, причем «сам князь о нем заботится». Гирин уволился, снял в аренду мельницу, «и стал он пуще прежнего / Всему народу люб». Когда же мельницу решили продать, Гирин выиграл торги, но у него не оказалось с собой денег, чтобы внести задаток. И тогда «чудо сотворилося»: Гирина выручили крестьяне, к которым он обратился за помощью, за полчаса ему удалось собрать на базарной площади тысячу рублей.

Гирин движет не меркантильный интерес, а бунтарский дух: «Не дорога мне мельница, / Обида велика». И хотя «имел он все, что надобно / Для счастья: и спокойствие, / И деньги, и почет», на тот момент, когда крестьяне заводят о нем речь (глава «Счастливые»), Гирин, в связи с крестьянским восстанием, находится в остроге. Речь рассказчика, седоволосого попа, от которого становится известно об аресте героя, неожиданно прерывается посторонним вмешательством, а позже он и сам отказывается продолжать повествование. Но за этой недомолвкой легко угадывается как причина бунта, так и отказ Гирина помогать в его усмирении.

Савелий, богатырь святорусский (ч. III, гл. 3).

Савелий - богатырь святорусский, «с большущей сивой гривою, / Чай, двадцать лет не стриженной, / С большущей бородой, / Дед на медведя смахивал». Когда-то в схватке с медведицей он повредил спину, и в старости она согнулась. Родная деревня Савелия, Корежина, находится в лесной глуши, и оттого крестьяне живут относительно свободно («К нам земская полиция / Не попадала по году»), хотя и терпят зверства помещика. В терпении и состоит богатырство русского крестьянина, но любому терпению есть предел. Савелий попадает в Сибирь за то, что живьем закопал в землю ненавистного немца-управляющего. Двадцать лет каторги, неудачная попытка побега, двадцать лет поселения не поколебали в богатыре бунтарский дух. Возвратившись после амнистии домой, он живет в семье сына, свекра Матрены. Несмотря на почтенный возраст (согласно ревизским сказкам, деду сто лет), он ведет независимую жизнь: «Семейки недолюбливал, / В свой угол не пускал». Когда же его попрекают каторжным прошлым, весело отвечает: «Клейменый, да не раб!» Закаленное суровыми промыслами и людской жестокостью, окаменевшее сердце Савелия смог растопить лишь правнук Дема. Несчастный случай делает деда виновником Демушкиной смерти. Горе его безутешно, он уходит на покаяние в Песочный монастырь, пытается вымолить прощение «гневной матери». Прожив сто семь лет, перед смертью он произносит страшный приговор русскому крестьянству: «Мужчинам три дороженьки: / Кабак, острог да каторга, / А бабам на Руси / Три петли... В любую полезай». Образ Савелия, помимо фольклорных, имеет общественно-полемические корни. Спасший Александра II от покушения 4 апреля 1866 г. О. И. Комиссаров был костромичом, земляком И. Сусанина. Монархисты в этой параллели видели доказательство тезиса о царелюбии русского народа. Для опровержения этой точки зрения Некрасов поселил в Костромскую губернию, исконную вотчину Романовых, бунтаря Савелия, причем Матрена улавливает сходство между ним и памятником Сусанину.

Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена Тимофеевна, Савелий - чувствуется, что Некрасов ищет положительного героя среди крестьян. Особое внимание заслуживает, безусловно, Савелий, который способен выразить свой протест и бороться с крепостническими порядками . Некрасову важно показать, что народное самосознание растет, что гибель «рабской» системы неизбежна. Не случайно наряду с образом Савелия в поэме представлены другие герои-бунтари: каждый по-своему восстают против своих «хозяев» Агап Петров, атаман Кудеяр, целая вотчина, которую должен был усмирить Ермил Гирин - из-за этого он оказался в остроге.

Вместе с тем Некрасов не упрощает и не схематизирует происходящее в реальной жизни. Никакая реформа не могла за не сколько лет изменить сознание людей. Автор правдиво показывает, насколько сильна привычка к крепостной зависимости у определенной части крестьян, которых можно назвать людьми «холопского звания» . Эти образы даются Некрасовым сатирически. Автору и досадно, и смешно, что раб князя Переметьева облизывает тарелки за барином, что у него «благородная» болезнь подагра. Трагикомично, что крестьянин Сидор , сидя в остроге, шлет барину оброк с милостыни. Средствами сатиры Некрасов выражает свое отношение к людям «холопского звания» , как и к главному «врагу» крестьян - помещикам.

«Про холопа примерного - Якова верного» рассказывает в главе «Пир на весь мир»«Люди холопского звания - / Сущие псы иногда: / Чем тяжелей наказания, / Тем им милей господа». Таким был и Яков до тех пор, пока господин Поливанов, позарившись на невесту его племянника, не сбыл того в рекруты. Примерный холоп запил, но через две недели вернулся, сжалившись над беспомощным барином. Однако уже «мутил его враг». Яков везет Поливанова в гости к его сестре, на полпути сворачивает в Чертов овраг, распрягает лошадей и, вопреки опасениям барина, не убивает его, а вешается сам, на целую ночь оставляя хозяина наедине с его совестью. Такой способ мести («тащить сухую беду» - повеситься во владениях обидчика, чтобы заставить его мучиться всю жизнь) действительно был известен, особенно у восточных народностей. Некрасов, создавая образ Якова, обращается к истории, которую поведал ему А.Ф. Кони (в свою очередь услышавший ее от сторожа волостного правления), и лишь незначительно видоизменяет ее. Эта трагедия - очередная иллюстрация пагубности крепостного права. Устами Гриши Добросклонова Некрасов резюмирует: «Нет крепи - нет помещика, / До петли доводящего / Усердного раба, / Нет крепи - нет дворового, / Самоубийством мстящего/ Злодею своему».

Каждый из изображенных крестьян прошел в жизни цепь испытаний и невзгод, но они не сломили цельности его характера. Крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виновен в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты. Особенно тяжела на Руси во все времена была доля женщины, поэтому главе «Крестьянка» уделено в поэме особое место. Все герои протестуют против сложившегося уклада жизни, они способны на борьбу, обладают волей, энергией. В образе Якима Нагова показан стихийный протест, а другие персонажи способны на сознательную борьбу. В связях с народной общиной сила Ермила Гирина, во внутренней свободе и несломленности - обаяние облика Савелия, которого даже каторга не заставила смириться.

Гирин Ермил Ильич (Ермила)

КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО
Поэма (1863—1877, незаконч.)

Гирин Ермил Ильич (Ермила) — один из наиболее вероятных претендентов на звание счастливца. Реальный прототип этого персонажа — крестьянин А. Д. Потанин (1797—1853), управлявший по доверенности имением графини Орловой, которое называли Одоевщиной (по фамилии бывших владельцев — князей Одоевских), а крестьяне перекрестили в Адовщину. Потанин прославился необычайной справедливостью. Некрасовский Г. своей честностью стал известен односельчанам еще в те пять лет, что служил писарем в конторе («Худую совесть надобно — / Крестьянину с крестьянина / Копейку вымогать»). При старом князе Юрлове его уволили, но затем, при молодом, единогласно избрали бурмистром Адовщины. За семь лет своего «царствования» Г. лишь единожды покривил душой: «...из рекрутчины/ Меньшого брата Митрия / Повыгородил он». Но раскаяние в этом проступке чуть не привело его к самоубийству. Только благодаря вмешательству сильного господина удалось восстановить справедливость, и вместо сына Ненилы Власьевны служить отправился Митрий, причем «сам князь о нем заботится». Г. уволился, снял в аренду мельницу, «и стал он пуще прежнего/ Всему народу люб». Когда же мельницу решили продать, Г. выиграл торги, но у него не оказалось с собой денег, чтобы внести задаток. И тогда «чудо сотворилося»: Г. выручили крестьяне, к которым он обратился за помощью, за полчаса ему удалось собрать на базарной площади тысячу рублей.

Г. движет не меркантильный интерес, а бунтарский дух: «Не дорога мне мельница, / Обида велика». И хотя «имел он все, что надобно/ Для счастья: и спокойствие, / И деньги, и почет», на тот момент, когда крестьяне заводят о нем речь (глава «Счастливые»), Г., в связи с крестьянским восстанием, находится в остроге. Речь рассказчика, седоволосого попа, от которого становится известно об аресте героя, неожиданно прерывается посторонним вмешательством, а позже он и сам отказывается продолжать повествование. Но за этой недомолвкой легко угадывается как причина бунта, так и отказ Г. помогать в его усмирении.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - - -

Ермил Гирин в поэме Н.А.Некрасова спрятан среди второстепенных персонажей. Автор специально создал сложность читателю. Ему необходимо самому постичь весь замысел гениального поэта.

Образ и характеристика Ермила Гирина в поэме «Кому на Руси жить хорошо» объединяет в себе черты, которые считал самыми важными Некрасов, в нем он увидел одного из претендентов на звание счастливого человека.

Особенности счастья

Ермил (Ермило) Ильич Гирин – молод и не по годам умен. По социальному положению герой простой мужик. В нем нет ни княжеских, ни графских корней. Решительность характера позволили ему стать уважаемым человеком. Вотчина в 6 тысяч душ единогласно выбрала его бурмистром. Добиться доверия у крестьян сложно, а Ермил смог. Чем же заслужил Гирин такое отношение:

«…строгой правдою»;

«умом и добротой»;

отзывчивостью и бескорыстием.

Ермил умел посоветовать, узнавал для простых людей нужные сведения. Он не требовал благодарности и не брал денег за помощь. Для счастья у мужика было, по мнению народа, все: спокойствие, почет, деньги.

Характер героя

Чтобы разобраться в счастье персонажа, нужно рассмотреть его черты характера. Что такого особенного в мужике, чем отличается он от других. Какой характер может претендовать на роль счастливцев по-настоящему?

Сообразительность. Русский мужик видел скрытую хитрость, умел быстро раскусить нечестные намерения. Он по взглядам, поведению оценивал человека. Молча выводил на честность, не разводил скандалов, а уходил в сторону, оставляя хитрецов ни с чем.

Не умение льстить и преклоняться. Ермил не поддавался на ухищрения подьячих и других богатых купцов. Он не принимал на свой счет слащавые, лживые речи, не платил за лесть и приятное вранье.

Честность. Семь лет служит крестьянин бурмистром, не прибирает к своим рукам ни одной «мирской копеечки».

Справедливость. Ермил не давал в обиду слабых, защищал бедных. С другой стороны, если человек был виновен, «не попустил» ему грех и черные дела.

Уважение. Гирин относится ко всем сословиям одинаково. Он уважает крестьян, помещиков, купцов. Главное для него не статус, чин, а сам человек.

Работая на мельнице, Ермил принимал строго по очереди и за одну цену. Беднейшие люди, управляющие, приказчики не спорили с мельником, видя справедливый подход к каждому.

Искренность. Совершив плохой поступок, Ермил раскаивается перед всем народом. Он просит по отношению к себе справедливого суда, даже прощение земляков не позволяет ему остаться на службе. Он сам находит себе наказание.

Судьба Гирина

Ермилу выбирают бурмистром. Он семь лет честно и преданно служит народу. Когда наступило время младшему брату идти в рекруты, бурмистр из народа не выдерживает проверки владения властью. Он решает ею воспользоваться. Вместо родственника служить уходит сын деревенской крестьянки. Совесть начинает мучить Гирина, доводит его до решения повеситься, но исправляет положение барин. Он возвращает сына обиженной матери. Ермил оставляет службу и уходит на мельницу. Крестьяне не перестают уважать мужика. Доказательством служит эпизод со сбором денег на выкуп мельницы, которую решили продать. Тысячу рублей, огромную по тем временам сумму, собирает Гирин за полчаса. Никто не пожалел для него последнего гроша. Помощь крестьян удивляет. Гирин выигрывает тяжбу с купцами, возвращает все до копейки тем, кто дал ему денег. Остается у него лишний рубль. Весь день Гирин ходит по площади в надежде найти того, чей это рубль, но не находит. В этой сцене видно, насколько велико доверие к герою. Некрасов показывает, как умеет русский народ принимать решение всем миром. Насколько силен дух простого народа. Открыл свою беду Ермил, и каждый добрый человек ему ответил. Силен русский человек своим бескорыстием, умением поддержать, объединиться. Но не суждено даже ему быть счастливым на Руси. В деревне поднялся бунт, Ермил отказался усмирять крестьян. Его арестовывают и отправляют на каторгу. Рассказ о судьбе завершается печальной новостью:

«…в остроге он сидит…».

Не смог стать по-настоящему счастливым человек с таким ярким характером.

Реальность образа

Литературоведы нашли доказательства, что у Гирина есть реальный прототип. Это управляющий графскими поместьями Орловых – А.Д.Потанин. Он вышел из крестьянских низов. Потанин известен в истории бескорыстием по отношению к жителям имений, честностью поведения и справедливостью правления. Поэт вводит в речь персонажа мысли, близкие к фактам из биографии Потанина:

«Худую совесть надобно …иметь, чтобы…крестьянину с крестьянина копейки вымогать»;

«…Стал он пуще прежнего всему народу люб…».

Ермил и Григорий Добросклонов – два близких персонажа. Можно предположить, что Ермил Ильич мог бы стать в будущем революционером, борцом, человеком, которого ждет Россия. Но каторги, тюрьмы и остроги многих похожих мужиков сломают, лишат здоровья и веры в будущее. Странники ищут счастливого, но проходят мимо Ермила, хотя он ближе всех к их пониманию счастья.