Лучшие моменты жизни андрея болконского. Счастливые минуты в жизни андрея болконского

Все лучшие минуты его жизни вдруг
Припомнились ему…
… Надо, чтобы не для одного меня шла
Моя жизнь…
Л. Н. Толстой. Война и мир
Жизнь каждого человека полна событий, то трагических, то тревожных, то печальных, то радостных. Бывают минуты вдохновения и уныния, взлета и душевной слабости, надежд и разочарований, радости и горя. Какие из них считать лучшими? Самый простой ответ – счастливые. Но всегда ли это так?
Вспомним знаменитую, всегда по-новому волнующую сцену из “Войны и мира”. Князь Андрей, утративший веру

В жизнь, отказавшийся от мечты о славе, мучительно переживающий свою вину перед умершей женой, остановился у преображенного весеннего дуба, пораженный мощью и жизнестойкостью дерева. И “все лучшие минуты его жизни вдруг припомнились ему: и Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и эта девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна… “.
Самые трагические, а вовсе не радостные моменты своей жизни (не считая ночи в Отрадном) вспоминает Болконский и называет их “лучшими”. Почему? Потому что, по мнению Толстого, настоящий человек живет в неустанных поисках мысли, в постоянном недовольстве собой и стремлении к обновлению. Мы знаем, что князь Андрей ушел на войну, потому что жизнь в большом свете казалась ему бессмысленной. Он мечтал о “любви людской”, о славе, которую завоюет на поле сражения. И вот, совершив подвиг, Андрей Болконский, тяжело раненный, лежит на Праценской горе. Он видит своего кумира – Наполеона, слышит его слова о себе: “Какая прекрасная смерть!”. Но в этот момент Наполеон кажется ему маленьким серым человечком, а собственные мечты о славе – мелочными и ничтожными. Здесь, под высоким небом Аустерлица, князю Андрею, как ему кажется, открывается новая истина: надо жить для себя, для семьи, для будущего сына.
Чудом выжив, он возвращается домой обновленным, с надеждой на счастливую личную жизнь. И тут – новый удар: во время родов умирает маленькая княгиня, и укоризненное выражение ее мертвого лица очень долго будет преследовать князя Андрея.
“Жить, избегая только этих двух зол – угрызения совести и болезни, – вот вся моя мудрость теперь”, – скажет он Пьеру во время их памятной встречи у парома. Ведь кризис, вызванный участием в войне и смертью жены, оказался очень тяжелым и длительным. Но принцип “жить для себя” не мог удовлетворить такого человека, как Андрей Болконский.
Мне кажется, что в споре с Пьером князь Андрей, не признаваясь себе в этом, хочет услышать доводы против такой жизненной позиции. Он не соглашается с другом (все-таки трудные люди – отец и сын Болконские!), но что-то изменилось в его душе, как будто лед тронулся. “Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь”.
Но не сразу сдается этот твердый и мужественный человек. И встреча с весенним дубом по дороге в Отрадное как будто подтверждает его безрадостные мысли. Этот старый, корявый дуб, стоя “сердитым уродом”, “между улыбающимися березами”, казалось, не хотел расцветать и покрываться новыми листьями. И Болконский грустно соглашается с ним: “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь – наша жизнь кончена!”.
Андрею Болконскому 31 год, и все еще впереди, но он искренне убежден, что “начинать ничего… не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая”. Однако князь Андрей, сам того не зная, был уже готов воскреснуть душою. И встреча с Наташей словно обновила его, сбрызнула живой водою. После незабываемой ночи в Отрадном Болконский иными глазами смотрит вокруг себя – и старый дуб подсказывает ему совсем другое. Теперь, когда “ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно”, Болконский, любуясь дубом, приходит к тем мыслям, которые, казалось бы, безуспешно внушал ему у парома Пьер: “Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе”. Как будто возвращаются мечты о славе, но (вот она, “диалектика души”!) не о славе для себя, а об общественно полезной деятельности. Как человек энергичный и решительный, он едет в Петербург, чтобы быть полезным людям.
Там ждут его новые разочарования: тупое непонимание его военного устава Аракчеевым, неестественность Сперанского, в котором князь Андрей ожидал найти “полное совершенство человеческих достоинств”. В это время входит в его судьбу Наташа, а с нею – новые надежды на счастье. Наверное, те минуты, когда он признается Пьеру: “Никогда не испытывал ничего подобного… Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее”, – князь Андрей тоже мог бы назвать лучшими. И опять рушится все: и надежды на реформаторскую деятельность, и любовь. Снова отчаяние. Нет больше веры в жизнь, в людей, в любовь. Кажется, ему уже не оправиться.
Но начинается Отечественная война, и Болконский осознает, что над ним и его народом нависла общая беда. Пришла, быть может, самая лучшая минута его жизни: он понимает, что необходим родине, народу, что его место – с ними. Он думает и чувствует так же, как “Тимохин и вся армия”. И смертельное ранение его на Бородинском поле, его гибель Толстой не считает бессмысленными: князь Андрей отдал жизнь за родину. Он, с его чувством чести, не мог поступить иначе, не мог спрятаться от опасности. Наверное, свои последние минуты на Бородинском поле Болконский тоже счел бы лучшими: теперь, в отличие от Аустерлица, он знал, за что воюет, ради чего отдает жизнь.
Так на протяжении всей сознательной жизни бьется беспокойная мысль настоящего человека, который хотел лишь одного: “быть вполне хорошим”, жить в согласии со своей совестью. “Диалектика души” ведет его по пути самоусовершенствования, и лучшими минутами этого пути князь считает те, которые открывают ему новые возможности в нем самом, новые, более широкие горизонты. Часто радость бывает обманчива, и снова продолжаются “поиски мысли”, опять приходят минуты, которые кажутся лучшими. “Душа обязана трудиться… ”

Жизнь каждого человека полна событий, то трагических, то тревожных, то печальных, то радостных. Бывают минуты вдохновения и уныния, взлета и душевной слабости, надежд и разочарований, радости и горя. Какие из них считать лучшими? Самый простой ответ - счастливые. Но всегда ли это так?

Вспомним знаменитую, всегда по-новому волнующую сцену из «Войны и мира». Князь Андрей, утративший веру в жизнь, отказавшийся от мечты о славе, мучительно переживающий свою вину перед умершей женой, остановился у преображенного весеннего дуба, пораженный мощью и жизнестойкостью дерева. И «все лучшие минуты его жизни вдруг припомнились ему: и Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и эта девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна…».

Самые трагические, а вовсе не радостные моменты своей жизни (не считая ночи в Отрадном) вспоминает Болконский и называет их «лучшими». Почему? Потому что, по мнению Толстого, настоящий человек живет в неустанных поисках мысли, в постоянном недовольстве собой и стремлении к обновлению. Мы знаем, что князь Андрей ушел на войну, потому что жизнь в большом свете казалась ему бессмысленной. Он мечтал о «любви людской», о славе, которую завоюет на поле сражения. И вот, совершив подвиг, Андрей Болконский, тяжело раненный, лежит на Праценской горе. Он видит своего кумира - Наполеона, слышит его слова о себе: «Какая прекрасная смерть!». Но в этот момент Наполеон кажется ему маленьким серым человечком, а собственные мечты о славе - мелочными и ничтожными. Здесь, под высоким небом Аустерлица, князю Андрею, как ему кажется, открывается новая истина: надо жить для себя, для семьи, для будущего сына.

Чудом выжив, он возвращается домой обновленным, с надеждой на счастливую личную жизнь. И тут - новый удар: во время родов умирает маленькая княгиня, и укоризненное выражение ее мертвого лица очень долго будет преследовать князя Андрея.

«Жить, избегая только этих двух зол - угрызения совести и болезни, - вот вся моя мудрость теперь», - скажет он Пьеру во время их памятной встречи у парома. Ведь кризис, вызванный участием в войне и смертью жены, оказался очень тяжелым и длительным. Но принцип «жить для себя» не мог удовлетворить такого человека, как Андрей Болконский.

Мне кажется, что в споре с Пьером князь Андрей, не признаваясь себе в этом, хочет услышать доводы против такой жизненной позиции. Он не соглашается с другом (все-таки трудные люди - отец и сын Болконские!), но что-то изменилось в его душе, как будто лед тронулся. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Но не сразу сдается этот твердый и мужественный человек. И встреча с весенним дубом по дороге в Отрадное как будто подтверждает его безрадостные мысли. Этот старый, корявый дуб, стоя «сердитым уродом», «между улыбающимися березами», казалось, не хотел расцветать и покрываться новыми листьями. И Болконский грустно соглашается с ним: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь - наша жизнь кончена!».

Андрею Болконскому 31 год, и все еще впереди, но он искренне убежден, что «начинать ничего… не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Однако князь Андрей, сам того не зная, был уже готов воскреснуть душою. И встреча с Наташей словно обновила его, сбрызнула живой водою. После незабываемой ночи в Отрадном Болконский иными глазами смотрит вокруг себя - и старый дуб подсказывает ему совсем другое. Теперь, когда «ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно», Болконский, любуясь дубом, приходит к тем мыслям, которые, казалось бы, безуспешно внушал ему у парома Пьер: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе». Как будто возвращаются мечты о славе, но (вот она, «диалектика души»!) не о славе для себя, а об общественно полезной деятельности. Как человек энергичный и решительный, он едет в Петербург, чтобы быть полезным людям.

Там ждут его новые разочарования: тупое непонимание его военного устава Аракчеевым, неестественность Сперанского, в котором князь Андрей ожидал найти «полное совершенство человеческих достоинств». В это время входит в его судьбу Наташа, а с нею - новые надежды на счастье. Наверное, те минуты, когда он признается Пьеру: «Никогда не испытывал ничего подобного… Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее», - князь Андрей тоже мог бы назвать лучшими. И опять рушится все: и надежды на реформаторскую деятельность, и любовь. Снова отчаяние. Нет больше веры в жизнь, в людей, в любовь. Кажется, ему уже не оправиться.

Но начинается Отечественная война, и Болконский осознает, что над ним и его народом нависла общая беда. Пришла, быть может, самая лучшая минута его жизни: он понимает, что необходим родине, народу, что его место - с ними. Он думает и чувствует так же, как «Тимохин и вся армия». И смертельное ранение его на Бородинском поле, его гибель Толстой не считает бессмысленными: князь Андрей отдал жизнь за родину. Он, с его чувством чести, не мог поступить иначе, не мог спрятаться от опасности. Наверное, свои последние минуты на Бородинском поле Болконский тоже счел бы лучшими: теперь, в отличие от Аустерлица, он знал, за что воюет, ради чего отдает жизнь.

Так на протяжении всей сознательной жизни бьется беспокойная мысль настоящего человека, который хотел лишь одного: «быть вполне хорошим», жить в согласии со своей совестью. «Диалектика души» ведет его по пути самоусовершенствования, и лучшими минутами этого пути князь считает те, которые открывают ему новые возможности в нем самом, новые, более широкие горизонты. Часто радость бывает обманчива, и снова продолжаются «поиски мысли», опять приходят минуты, которые кажутся лучшими. «Душа обязана трудиться…»

Андрей Болконский - один из главных героев романа Л Н. Толстого "Война и мир" - привлекает наше внимание и вызывает симпатию с первой встречи с ним. Это неординарный, мыслящий человек, который постоянно на­ходится в поиске ответов на вечные вопросы о смысле жизни, месте в ней каждого отдельного человека, включая его самого.

В нелегкой жизни Андрея Болконского, как и у каждо­го из нас, было много и счастливых, и трогательных мо­ментов. Так какие же минуты своей жизни он определяет как лучшие? Оказывается, не самые счастливые, а те, кото­рые стали точками прозрения истины в его жизни, кото­рые изменили его внутренне, изменили и его мировоззре­ние. Бывало, что эти минуты были трагическим открове­нием в настоящем, принесшем ему успокоение и веру в свои силы в будущем.

Уходя на войну, князь Андрей стремился сбежать от неудовлетворявшей его, казавшейся ему бессмысленной жизни света. Чего же хотел он, к каким идеалам стре­мился, какие цели ставил перед собой? "Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими". И вот его мечта сбывается: он совершил подвиг и удостоился одобрения со стороны своего кумира и идола Наполеона. Однако сам Андрей, тяжело раненный, лежит сейчас на Праценской горе и видит над собой высокое небо Аустер­лица. Именно в это мгновение он вдруг осознает бессмыс­ленность своих честолюбивых стремлений, которые заста­вили его искать в жизни ложные истины, поклоняться фальшивым героям. То, что раньше казалось значитель­ным, оказывается мелким и ничтожным. Откровением пробуждается в сердце мысль, что нужно жить для себя, своей семьи.

Изменившийся, с новыми надеждами на счастье в буду­щей жизни, возвращается поправившийся князь Андрей домой. Но вот - новое испытание: умирает во время ро­дов жена Лиза, "маленькая княгиня". Любовь к этой женщине в сердце князя Андрея уже давно обернулась разоча­рованием, но когда она умерла, в душе Болконского про­снулось ощущение вины перед ней, поскольку, отстранив­шись от нелюбимой, он бросил ее в трудный момент, забыв об обязанностях мужа и отца.

Тяжелый душевный кризис заставляет князя Андрея замкнуться в себе. Именно поэтому Пьер Безухов, во время их встречи у парома, отмечает, что слова Болкон­ского "были ласковы, улыбка была на губах и лице", но взгляд "был потухший, мертвенный". Отстаивая в споре с другом свои принципы: жить для себя, не делая зла другим, Болконский и сам внутренне чувствует, что они уже не могут удовлетворить его деятельную натуру. Пьер же настаивает на необходимости жить для других, актив­но принося им добро. Так "свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во вне­шности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь".

Душевная драма Болконского еще не пережита, но он приезжает в имение Ростовых, Отрадное. Там он впервые встречается с Наташей, поражается ее умению быть все­гда счастливой и радостной. Светлый поэтический мир девушки, помогает князю Андрею по-новому ощутить жизнь. Глубоко взволновала его и прелесть сказочной ночи в Отрадном, сливающаяся в его сердце с образом Наташи Ростовой. Это был еще один шаг к воскрешению его души.

Увидев на обратном пути старый дуб посреди весен­него леса, князь Андрей не заметит уже его корявости, болячек, которые навели его на печальные размышления по дороге в Отрадное. Теперь обновленный князь смот­рит на могучее дерево другими глазами и невольно при­ходит к тем самым мыслям, которые внушал ему Пьер Безухов во время их последней встречи: "Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь-чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"

Вот они, те минуты, которые сам Андрей Болконский оценил теперь, стоя у дуба, как лучшие в своей жизни. Но жизнь его не была закончена, и много еще мгновений, счастливых и трагических, но которые он, несомненно, при­знал бы лучшими, ждут его впереди. Это и время надежд на совместное счастье с Наташей, и его участие в Отече­ственной войне, когда он сумел посвятить всего себя слу­жению своему народу, и даже предсмертные минуты после ранения, когда ему открывается истина безусловной люб­ви ко всем людям - даже врагам.

Но мне хочется расстаться с Андреем Болконским, не показывая минуты его смерти, а оставив его, вернувшегося к жизни, полного надежд в лесу, у дуба, после счастливой ночи в Отрадном.

Андрей Болконский — один из главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» — привлекает наше внимание и вызывает симпатию с первой встречи с ним. Это неординарный, мыслящий человек, который постоянно находится в поиске ответов на вечные вопросы о смысле жизни, месте в ней каждого отдельного человека, включая его самого.

В нелегкой жизни Андрея Болконского, как и у каждого из нас, было много и счастливых, и трогательных моментов. Так какие же минуты своей жизни он определяет как лучшие? Оказывается, не самые счастливые, а те, которые стали точками прозрения истины в его жизни, которые изменили его внутренне, изменили и его мировоззрение. Бывало, что эти минуты были трагическим откровением в настоящем, принесшем ему успокоение и веру в свои силы в будущем.

Уходя на войну, князь Андрей стремился сбежать от неудовлетворявшей его, казавшейся ему бессмысленной жизни света. Чего же хотел он, к каким идеалам стремился, какие цели ставил перед собой? «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими». И вот его мечта сбывается: он совершил подвиг и удостоился

Одобрения со стороны своего кумира и идола Наполеона. Однако сам Андрей, тяжело раненный, лежит сейчас на Праценской горе и видит над собой высокое небо Аустерлица. Именно в это мгновение он вдруг осознает бессмысленность своих честолюбивых стремлений, которые заставили его искать в жизни ложные истины, поклоняться фальшивым героям. То, что раньше казалось значительным, оказывается мелким и ничтожным. Откровением пробуждается в сердце мысль, что нужно жить для себя, своей семьи.

Изменившийся, с новыми надеждами на счастье в будущей жизни, возвращается поправившийся князь Андрей домой. Но вот — новое испытание: умирает во время родов жена Лиза, «маленькая княгиня». Любовь к этой женщине в сердце князя Андрея уже давно обернулась разочарованием, но когда она умерла, в душе Болконского проснулось ощущение вины перед ней, поскольку, отстранившись от нелюбимой, он бросил ее в трудный момент, забыв об обязанностях мужа и отца.

Тяжелый душевный кризис заставляет князя Андрея замкнуться в себе. Именно поэтому Пьер Безухов, во время их встречи у парома, отмечает, что слова Болконского «были ласковы, улыбка была на губах и лице», но взгляд «был потухший, мертвенный». Отстаивая в споре с другом свои принципы: жить для себя, не делая зла другим, Болконский и сам внутренне чувствует, что они уже не могут удовлетворить его деятельную натуру. Пьер же настаивает на необходимости жить для других, активно принося им добро. Так «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Душевная драма Болконского еще не пережита, но он приезжает в имение Ростовых, Отрадное. Там он впервые встречается с Наташей, поражается ее умению быть всегда счастливой и радостной. Светлый поэтический мир девушки помогает князю Андрею по-новому ощутить жизнь. Глубоко взволновала его и прелесть сказочной ночи в Отрадном, сливающаяся в его сердце с образом Наташи Ростовой. Это был еще один шаг к воскрешению его души.

Увидев на обратном пути старый дуб посреди весеннего леса, князь Андрей не заметит уже его корявости, болячек, которые навели его на печальные размышления по дороге в Отрадное. Теперь обновленный князь смотрит на могучее дерево другими глазами и невольно приходит к тем самым мыслям, которые внушал ему Пьер Безухов во время их последней встречи: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Вот они, те минуты, которые сам Андрей Болконский оценил теперь, стоя у дуба, как лучшие в своей жизни. Но жизнь его не была закончена, и много еще мгновений, счастливых и трагических, но которые он, несомненно, признал бы лучшими, ждут его впереди. Это и время надежд на совместное счастье с Наташей, и его участие в Отечественной войне, когда он сумел посвятить всего себя служению своему народу, и даже предсмертные минуты после ранения, когда ему открывается истина безусловной любви ко всем людям — даже врагам.

Но мне хочется расстаться с Андреем Болконским, не показывая минуты его смерти, а оставив его, вернувшегося к жизни, полного надежд в лесу, у дуба, после счастливой ночи в Отрадном.



  1. В первом томе романа автор знакомит читателя с действующими лицами и дает им характеристики, которые затем дополняются, но первое впечатление о каждом герое формируется в...
  2. В начале 1806 г. Николай Ростов едет домой в отпуск. Он уговаривает Денисова погостить у него. Дома Николая ждет радостная встреча. Наташа пытается выведать у...
  3. С конца 1811 года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году миллионы людей, считая тех, которые перевозили и кормили армию,...
  4. Андрей Болконский — образ, воплотивший в себе лучшие черты представителей передового дворянского общества своего времени. Этот образ находится в многообразных связях с другими персонажами романа....

Сочинения по литературе: Счастливые минуты в жизни андрея болконского.

У каждого человека в жизни бывают минуты радости и грусти, взлётов и падений. И каждый из нас переживает это по-своему: радуется своим достижениям или принимает жестокий удар судьбы. Так и в романе «Война и мир» мы видим счастливые и грустные минуты одного из главных героев Андрея Болконского. Он живёт со своими мыслями, идеями, целями и у него свой взгляд на мир.

В начале романа мы видим Андрея, мирно живущего со своей молодой женой, как и подобается для общества того времени. Но в мыслях у него совсем не такая жизнь, он мечтает вовсе не об уюте и комфорте. Болконский четко знает свою цель, и он стремится к ней, тратя на это все свои силы. В мечтах Андрея стоят только слава, подвиг и победа русской армии, но, прежде всего, собственное торжество и мысль о подвиге, который бы вознёс его на пьедестал почёта.

На поле Аустерлица он был практически счастлив, Андрей верил в успех русских и в свой собственный успех. Он был уже близок к осуществлению своей мечты, но поражение России разрушило все грёзы и вернуло его в реальность.

В начале романа кумиром князя Андрея был Наполеон, Болконский стремился стать таким же, как он. Но, когда Андрей видел небо Аустерлица, в его душе и мыслях произошёл переворот, он понял, что счастье не во славе, а в доме, в семье, в детях… И в это самое мгновение Болконский осознал, как же ограничен Наполеон, как он ничтожен и «мал», по сравнению с счастьем, которое открыл для себя Андрей. Но надежды вновь не оправдались и он снова не смог обрести своего счастья. Внезапно умирает при родах жена, и у него на руках остаётся осиротевший сын. Болконский ощущает себя одиноким, несчастным, думая, что жизнь его кончена в тридцать один год. Вовремя к нему на помощь приходит друг Пьер, он оказывает значительное влияние на взгляды Андрея. Свидание с Безуховым в совокупности с майской ночью в Отрадном, когда он впервые встретился с Наташей, возрождают и обновляют Андрея. Он вдруг понимает, глядя на зелёный, свежий и красивый дуб, который ещё недавно был голый и корявый, что жизнь его ещё не кончена, что необходимо бороться за своё счастье. И Андрей находит для себя новое занятие и нового человека, которого он снова боготворит - это Сперанский со своей разработкой об отмене крепостного права. Болконский думал, что счастье - работа для народа, для его блага. Но после встречи с Наташей он понимает, как «фальшивы» были все ценности его жизни до этого момента. Князь Андрей осознаёт настоящее земное счастье. Но и здесь Болконский не успевает полностью насладиться им, так как переносит свою свадьбу на год и уезжает за границу. Там он ощущает полную свободу мыслей. И именно в Европе Андрей осознаёт, что у него с Ростовой полное непонимание. Здесь, в очередной раз, удача уходит из его рук, хотя он уже держал её. С изменой Наташи у князя Андрея вновь меняются взгляды, идеи и мысли. Перед Бородинским сражением он понимает, что победа или поражение зависит не от штаба, а от настроя народа, солдат.

Когда Болконский был ранен, он осознал, что не хочет расставаться с жизнью, так как было ещё что-то, чего он не понял. Наверное, он почувствовал земное счастье, которое постоянно ускользало от него, которое Андрей так и не сумел прочувствовать от начала до конца.