Маленькие люди в романе преступление и наказание. Маленькие люди по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф

Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман "Преступление и наказание". В нем отражен отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.

История нравственной борьбы главного героя романа, Родиона Раскольникова, разворачивается на фоне повседневной жизни города. Описание Петербурга в романе производит угнетающее впечатление. Везде грязь, вонь, духота. Из трактиров доносятся пьяные крики, на бульварах и площадях толпятся бедно одетые люди: "Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников... Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя". Раскольников - один из этой толпы: "Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу".

Страшна жизнь и остальных героев романа - спившегося чиновника Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Раскольникова, переживающих издевательства помещиков и богачей.

Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.

Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. У доведенных до отчаяния "маленьких людей" начинают появляться различные фантастические "идеи", не менее кошмарные, чем окружающая их действительность.

Такова "идея" Раскольникова о Наполеонах и "тварях дрожащих", "обыкновенных" и "необыкновенных" людях. Достоевский показывает, как эта философия рождается из самой жизни, под влиянием ужасающего бытия "маленьких людей".

Но не только судьба Раскольникова складывается из трагических испытаний и мучительных поисков выхода из создавшегося положения. Жизнь других героев романа - Мармеладова, Сони, и Дуни - также глубоко трагична.

Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и всю жестокость действительности. "Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!., ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!.. Понимаете ли, понимаете ли вы... что значит, когда уже некуда больше идти?.." - от этих слов Мармеладова, звучащих как вопль о спасении, сжимается сердце каждого читателя. В них, собственно, и выражена основная идея романа. Это крик души человека, изму шнного, задавленного своей неизбежной судьбой.

Главный герой романа чувствует тесную связь со всеми униженными и страдающими людьми, ощущает нравственную ответственность перед ними. Судьбы Сони Мармеладо-вой и Дуни связываются в его сознании в один узел социальных и нравственных проблем. После совершения преступления Раскольникова одолевают отчаяние и беспокойство. Он испытывает страх, ненависть к своим преследователям, ужас перед совершенным и неисправимым поступком. И тогда он начинает более внимательно, чем прежде, приглядываться к другим людям, сопоставлять свою судьбу с их судьбами.

Судьбу Сони Раскольников сближает со своей собственной, в ее поведении и отношении к жизни он начинает искать решение мучающих его вопросов.

Соня Мармеладова выступает в романе как носительница нравственных идеалов миллионов "униженных и оскорбленных". Как и Раскольников, Соня - жертва существующего несправедливого порядка вещей. Пьянство отца, страдания мачехи, брата и сестер, обреченных на голод и нищету, заставили ее, как и Раскольникова, преступить черту нравственности. Она начинает торговать своим телом, отдает себя на поругание гнусному и развратному миру. Но, в отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жизненные тяготы не могут оправдать насилия и преступления. Соня призывает Раскольникова отказаться от морали "сверхчеловека", чтобы стойко соединить свою судьбу с судьбой страдающего и угнетенного человечества и этим искупить свою вину перед ним.

" Маленькие люди" в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. Лучше быть раздавленным, чем давить других! К этому выводу постепенно приходит и главный герой. В конце романа мы видим его на пороге "новой жизни", "постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью".

(378 слов) Маленький человек- это тип литературного героя, возникшего в русской литературе в период реализма, то есть в 20-30 годах XIX века. Нетрудно догадаться, что данный тип характеризует человека низшего сословия. Низкое социальное положение и происхождение, изначально говорит о том, что эти люди не одарены сильным характером и волей, напротив, они никому не делают зла, добры и наивны, как дети. В творчестве Ф.М. Достоевского «маленький человек» так же нашел своё место. Целая галерея героев, униженных и оскорбленных, непонятых жизнью, они исполняют в романе «Преступление и наказание» играют роль мучеников: семья Мармеладовых, Лизавета, Пульхерия Александровна и Авдотья Романовна. Рассмотрим примеры поближе.

Итак, семья Мармеладовых. Начиная от главы семейства Семена Мармеладова и заканчивая его несчастными детьми, можно привести отличных пример слабохарактерных и добрых людей. Старший Мармеладов слаб, потому что дал алкоголю взять над ним главенство. Он сломал жизнь своей жене – Екатерине Ивановне, которой приходится жить в нечеловеческих условиях с маленькими детьми и дочери Сонечке. «Дочь моя по жёлтому билету живёт-с…» — говорил он. Отставной чиновник вызывает у читателей непонимание и жалость. Ведь он хоть и сожалеет о содеянном, но менять свою жизнь не намерен.

Зачем же автор вводит такой тип литературного героя? Чтобы показать лучшие черты характера Родиона Раскольникова. Именно семья Мармеладовых разбудила в нем как недоумение, так и сожаление. Раздумывая над убийством и в дальнейшем совершив его, Родион Романович оправдывает свой поступок жертвой во благо.

Но, помимо семьи Мармеладовых, погрязших в проблемах, есть ещё герои, являющиеся «маленькими людьми». Например, Пётр Петрович Лужин, который отличается от Мармеладовых не только достатком, но и мерзким характером. Лужину важна только его собственная выгода, которую он видит везде. Лужин также решает жениться на сестре Раскольникова не по любви, а по своему расчету. Лужин мечтает о бедной, но красивой и образованной невесте, которая бы стала для него рабой: «Он с упоением помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной (непременно бедной) … которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному…». Тем самым автор «Преступления и наказания» вводит такого персонажа, как Лужин, чтобы показать, что человек с корыстными мыслями никогда не будет счастливым.

Таким образом, «маленькие люди» в романе «Преступление и наказание» отличаются от подобных им персонажей других писателей. Но каждый из них присутствует в романе, чтобы глубже раскрыть образ как образ главного героя, так и лучше показать сюжетные линии.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема «маленького человека» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Сострадание есть величайшая форма

человеческого существования…

Ф. Достоевский Л. Толстой

Тема «маленького человека» в русской литературе широко представлена в творчестве многих великих русских писателей. Интерес к судьбе простого человека в условиях социальной несправедливости проявил А. С. Пушкин в «Станционном смотрителе», Н. В. Гоголь описал трагедию «маленького человека» в повести «Шинель», А. П. Чехов обратился к этой теме в рассказах «Тонкий и толстый», «Смерть чиновника», А. Н. Островский в пьесе «Бесприданница» создал образ мелкого чиновника Карандышева. Всех этих писателей можно справедливо считать великими гуманистами, потому что они проявили милосердие, сострадание, сочувствие к бедным людям и поставили в своих произведениях вопрос о необходимости кардинальных перемен в жизни «униженных и оскорбленных», отверженных обществом.

Не оставил в стороне тему «маленького человека» и Ф. М. Достоевский. Трагический мир его героев создает впечатление небывалой нравственной чистоты и духовной возвышенности.

В грязи пороков живут бедные люди в романе «Преступление и наказание». Достоевский находит в падших и обездоленных героях чистоту души, достоинство и то высшее начало, которое называется челоечностью. Все «маленькие люди» в романе тоскуют по истинно человеческому существованию. Мармеладов и его жена рыдают в напрасных поисках справедливости; мучается над вопросом, человек ли он, Раскольников; и даже безнравственный Свидригайлов хочет умереть, совершив перед смертью добро. Вера Достоевского в неиссякаемые глубины человечности волнует и убеждает писателя в том, что надо предостерегать людей от зла.

Разбросанные по всему роману описания ужасающей нищеты и безысходности доведены до трагизма в изображении семьи Мармеладовых. В чиновнике Мармеладове Достоевский показал крайнюю степень обездоленности и бедности. Трагедия этого «маленького человека» раскрывается в его исповеди. В грязном трактире, за липким столом, на котором стоит штоф с водкой, Мармеладов открывает свою душу. Обращает на себя внимание описание внешности этого героя: старый, совершенно заношенный фрак, застегнутый на единственную сохранившуюся пуговицу, скомканная грязная манишка. Это был человек «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом». Но портрет Мармеладова не только социально заострен, это в то же время превосходный психологический портрет, в котором передается одиночество «маленького человека» в буржуазном мире, его тщетные усилия вызвать к себе сочувствие и сострадание.

Из исповеди мы узнаем, что Мармеладов дошел до крайней степени нищеты. В его рассказе звучит трагическая история Сонечки, которая пошла на панель, чтобы спасти от голодной смерти своих близких людей. Вот поэтому Мармеладов и пьет, чтобы забыть свою распроклятую жизнь. «А разве у меня сердце не болит? Разве я не чувствую? Разве я не страдаю?» - в отчаянии говорит Мармеладов. Оказавшись в жизненном тупике, этот «маленький

человек» выбирает пассивную форму протеста. Смирение и покорность судьбе Мармеладов дополняет беспробудным пьянством. «...Ведь надобно же, чтобы у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели», - говорит этот несчастный человек. Им владеет полное отчаяние от сознания своей безысходности. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь,- обращается Мармеладов к Раскольникову, - что это значит, когда уже некуда больше идти?» Эти слова выражают последний предел отчаяния. Мармеладов не может противостоять жестокостям жизни, он находит смерть под колесами экипажа на мостовой, в грязи, на виду у десятка равнодушных глаз.

Главным обвинением буржуазному миру является образ Катерины Ивановны, жены Мармеладова. Ее портрет дан Достоевским на фоне убогого жилища: «Огарок свечи освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной. Через задний угол была протянута дырявая простыня... В комнате было душно...с лестницы несло вонью...». Этот интерьер подчеркивает крайнюю нищету семьи Мармеладовых.

Дрожащий свет догорающей свечи освещает лицо Катерины Ивановны. Видны яркие чахоточные пятна на ее щеках, запекшиеся губы, обращает на себя внимание лихорадочный взгляд.

Анализируя историю жизни и характер Катерины Ивановны, следует отметить, что она не из лагеря забитых и смирившихся с жизнью людей. Она принадлежит к лагерю бунтующих и ожесточенных людей. Достоевский пишет, что «ее можно было убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю, нельзя было». Поэтому так отчаянно Катерина Ивановна борется с нищеой. Она моет, скребет свою убогую комнату, штопает, стирает по ночам детское тряпье, старается, чтобы в ее семье было все, как у порядочных людей. Для этого она учит детей французскому, следит за их манерами и поведением. Озлобленная ударами судьбы, Катерина Ивановна исступленно ищет и требует справедливости. Это выражается в ее бунтарских поступках: и в сцене поведения ее на поминках мужа, и в драматичном эпизоде, когда она устраивает «демонстрацию нищеты». Несуразно нарядив своих детей, она заставляет их петь французские песни, как безумная, носится по городу, пока замертво не падает на мостовой, Вот последние слова, которые произносит Катерина Ивановна: «Уездили клячу! Надорвалась!»

Бунт Катерины Ивановны - это протест человека, доведенного до последней степени отчаяния, но не примирившегося с жестокой действительностью. Об этом свидетельствует ее решительный отказ от предсмертного причастия: «Что? Священника? Не нао... На мне нет грехов! Бог и без того должен протить... Сам знает, как я страдала!»

А. М. Горький назвал Ф. М. Достоевского «больной совестью нашей», потому что писатель воспитывает нравственную чуткость, милосердие, учит не знать покоя, пока человек страдает. Достоевский рассчитывал на то, что человечность можно восстановить за счет нравственного самоусовершенствования личности. Но, чтобы противодействовать злу, нужны решительные изменения несовершенного общества, в котором возникают трагедии «маленького человека». Вот почему снова и снова неотступно волнует душу главного героя романа Раскольникова тоска, которая зовет его к действию, к защите человечности.

Нелестным прозвищем «маленькие люди» в произведениях не только Достоевского, но и многих других русских писателей зовутся обладатели крайне скромного дохода, порой находящиеся в весьма затруднительном материальном положении; они обижены судьбой и окружающими, терпят нужду и унижения.

В романе «Преступление и наказание» к числу «маленьких людей» относится и главный герой – Родион Раскольников, которого в начале повествования читатель находит в самом угнетенном состоянии не только в материальном, но и духовном плане: именно нужда толкает его на преступление, именно деньги он считает если не главной, но одной из главных движущих сил в господствующей системе устройства мира. Стремясь помочь нуждающимся, обиженным, оскорбленным, он решается на убийство, однако, как мы знаем, оно никому не приносит добра и счастья: Родион сносит богатство под камень, а тяжесть содеянного и вину за него принимает на себя – жертва, по бессмысленности способная тягаться с жертвой Сонечки. Конечная цель Раскольникова достигнута не была, и не может быть достигнута, но если это так – что же может оправдать средства?

Семья Раскольникова также причисляется к тем самым униженным и оскорбленным, за счастье и право на которое так яростно и самозабвенно борется главный герой: Пульхерия Александровна, приходящаяся Родиону родной матерью, живет на скромную пенсию и небольшой заработок с мелкой работы, а сестра Дуня терпит издевательства богатых баринов, будучи простой гувернанткой. Они смирились со своей участью и не смотрят в небо на журавлей, синица в руках для них – богатство, которое следует беречь и лелеять. Роль «маленьких людей» надежно укоренилась в их облике и манере поведения, маска смирения стала уже их истинным лицом – хорошо ли это, или напротив, достойно порицания, решению на самом деле едва ли принадлежит.

Несколько другую сторону человеческого отчаяния представляют Мармеладовы, несмотря на сахарную фамилию живущие далеко не сладкой жизнью. Глава семейства Семен Захарович сдается, проигрывает бой самой судьбе и становится одним из тех жалких обывателей, которые, по природе своей будучи людьми недурного и даже добродетельного характера, не пытаясь даже поднять руки в жесте защиты, безропотно принимают удары, подставляя при этом вторую щеку. В трясину отчаяния и безысходности он утягивает с собой и жену, Катерину Ивановну. Нужда толкает старшую дочь Мармеладова Сонечку на отчаянные поступки, жертвы, не оправданные в большей степени никем из тех, для кого предназначались.

Яркий пример бойца являет собой бывший студент Разумихин, друг Родиона, не прогнувшийся под ветром обстоятельств и сохранивший дух отчаянный и непокорный, не забывающий никогда о самом главном, единственном, что осталось у «маленьких людей» - надежде и простом человеческом сострадании.

Таким образом, главными действующими фигурами в романе «Преступление и наказание» являются люди обедневшие и отчаявшиеся, однако проявляющие свои качества при этом совершенно разным образом. Именно эта многогранность личностей в произведении и делает его столь значимым для самосознания русского народа и всего человечества в целом.

Вариант 2

Тема маленького человека была популярна в русской классической литературе, ей посвящались отдельные произведенияСтанционный смотритель» Пушкина, «Шинель» Гоголя), она косвенно фигурировала в сюжетах многих произведениях на другую тему. Не стал исключением и роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

Для начала разберемся, кто же такой «маленький человек». Как правило, это тихий и всеми забытый, незаметный для общества человек. Зачастую он пуглив и боится общаться с людьми, часто к его образу добавляется невзрачный вид, низкий рост или худоба, он носит старую, изношенную одежду. Как правило, он ведет жалкое и бедное существование.

Персонажей, подходящих под описание типичного «меленького человека», в романе несколько. Первым таким персонажем можно назвать главного героя, студента Родиона Раскольникова. Начнем с внешнего описания – он высокий и худой, несмотря на то, что он был достаточно хорош собой, любого человека отталкивает в нём его внешний вид – он носит старые лохмотья, в которых многие люди «посовестились бы днём выходить на улицу». Живет Родион бедно, снимая жалкую маленькую комнатку на окраине Петербурга. Такая жизнь сделала его тихим и скромным, она сломила его энергичную натуру. Понимая, что он достоин большего, Родион в конце концов выводит свою теорию о «тварях дрожащих и право имеющих», которая приводит к ужасным для него последствием. Его преступление есть пример бунта «маленького человека» против своей жалкой и несчастной жизни.

Вторым «мельником человеком» «Преступления и наказания» можно назвать главу семейства Мармеладовых, Семена Захаровича. О нём нам известно немного - в отличие от Родиона, Мармеладов уже давно не молод, ему примерно пятьдесят лет. Он бывший титулярный советник, ныне в отставке.

Внешне он среднего роста, с большой лысиной и отёкшим от пьянства лицом. Женившись на вдове офицера, взвалив на себя большую ответственность обеспечивать семью, Мармеладов был уволен с должности и, не найдя в себе сил пережить такой сложный момент, стал пропивать итак бедное имущество семьи. В романе он предстаёт перед нами самым что ни на есть классическим «маленьким человеком» - он слаб и не может переживать удары судьбы, он тих и незаметен для большинства людей, он отвергнут обществом и живет вне его. Его жена, Катерина Ивановна, тоже подходит на роль «маленького человека» - она, так же как и муж, неспособна бороться с проблемами и трудностями, которые взвалились на их семейство.

Единственной надеждой их семьи остаётся только Соня – несмотря на внешний вид и образ жизни, типичный для «маленького человека», в течение романа она раскрывается как сильный и волевой человек, в неё проявляются черты, которые не позволяют называть её «маленькой», как её отчима Семена или родную мать Катерину.

Тема маленького человека в романе Преступление и наказание

Фёдор Михайлович Достоевский, является величайшим автором русских произведений, а также представителем русского классицизма. Труды великого автора заслуживают большого уважения. Одним из самых важных произведений, созданных Фёдором Михайловичем, является произведение, преступление и наказание.

Несмотря на всю обширность произведения, в нём можно выделить основные темы, которые выделил автор, социальное неравенство, а также темы, касающиеся философии и психологии. На протяжении всего произведения, можно выделить определённых, так сказать маленьких людей. Выражение маленькие люди, впервые было употреблено в литературе, писателем Гоголем. Достоевский решил продолжить его дело и подчеркнул в своём произведении, всю значимость маленьких людей в жизни.

Главная особенность маленьких людей, является в том что, они не могут управлять своей жизнью, они являются людьми, которыми управляет всевышний, управляет судьба. Стоит назвать кого автор перечисляет к маленьким людям, это Мармеладовы, Авдотья Романовна, Лизавета, Пульхерия Александровна. Основная роль возложена на данных персонажей, это душевные мучения. Это люди, которые терпят всяческую обиду, унижение и никак не могут повлиять на свою жизнь.

Прочитав данное произведение, у читателя может возникнуть ощущение жалости к данным персонажам. К примеру персонаж Мармеладов, не способен вытерпеть нравственных мучений своей жены, её плач и крик. В тот же самый момент, он готов, даже терпеть побои от неё, лишь бы не причинять ей душевные мучения.

Главное что хочет показать автор, в своих маленьких людях, это их желание оказать всю возможную помощь другим людям, которые являются пострадавшими. В произведении задаётся вопрос, может ли быть человек счастлив, если решает чужие судьбы, ответ, совершенно точно нет. А если этот человек, всей своей душой желает помочь пострадавшему, это является самым благим делом. К это заслуживает уважения со стороны других людей.

Создание данного произведения, показывает автора, со стороны человека миролюбивого, который заслуживает большого уважения. Именно в данном произведении, показывается его настоящая гениальность и большая проницательность. Именно в этом человеке показывается вся его любовь к ближнему.

  • Сочинение Летние деревенские ночи

    Летние деревенские ночи.Каждый человек, которому посчастливилось хотя бы раз в жизни провести ночь в деревне, никогда не забудет эти волшебные воспоминания.

  • Бути справжньою людиною - це горде звання для кожного з нас. Але не кожен достойний цього високого титулу. Людина – істота соціальна, тобто існувати без суспільства вона не може. І важливо залишатися людиною в будь-яких обставинах та в будь-якому оточенні

  • История создания повести Невский проспект Гоголя

    На протяжении трех лет с 1830 года Гоголь ходил на занятия, которые проводились на территории Академии искусств. Там он был вольноприходящим студентом, поэтому посещал далеко не все мероприятия и занятия