Важнейшие жизненные ценности онегина и печорина. Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Григория Печорина (Сравнительный анализ)

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОНЕГИНА И ПЕЧОРИНА

(Передовые люди XIX века)

Жизнь моя, ты откуда идешь и куда?

Отчего мне мой путь столь неясен и таен?

Для чего я не ведаю цели труда?

Почему я влеченьям своим не хозяин?

Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал в своей статье "Евгений Онегин" это произведение "энциклопедией русской жизни". Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русской жизни: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа - Пушкин хорошо изучил жизнь всех слоев общества начала XIX века. В годы создания романа Пушкину пришлось много пережить, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России. Роман был для поэта, по его словам, плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". На широком фоне русских картин жизни показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов.

Без Онегина был бы невозможен "Герой нашего времени" Лермонтова, потому что реалистический роман, созданный Пушкиным, открывал первую страницу в истории великого русского романа XIX века.

Пушкин воплотил в образе Онегина многие из тех черт, которые потом развернуты в отдельных персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова. Евгений Онегин и Печорин очень похожи по характеру, оба они из светской среды, получили хорошее воспитание, они стоят на более высокой ступени развития, отсюда их тоска, хандра и неудовлетворенность. Все это свойственно душам более тонким и более развитым. Пушкин пишет об Онегине: "Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена". Светское общество, в котором вращался Онегин, а позднее и Печорин, испортило их. Оно не требовало знаний, достаточно было поверхностного образования, важнее было знание французского языка и хороших манер. Евгений, как все, "легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно". Свои лучшие годы он тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры и любовные увлечения. Такой же образ жизни ведет и Печорин. Очень скоро оба начинают понимать, что эта жизнь пуста, что за "внешней мишурой" не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Мелкая суета, пустопорожние разговоры "необходимых глупцов", душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной, внешне ослепительной, но лишенной внутреннего "содержания Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. День похож на день, трудиться незачем, впечатлений мало, поэтому самые умные и лучшие заболевают ностальгией. Своей Родины и народа они по существу не знают. Онегин "хотел писать, но труд упорный ему был тошен...", в книгах он тоже не нашел.ответа на свои вопросы. Онегин умен и мог бы приносить пользу обществу, но отсутствие потребности в труде является причиной того, что он не находит себе занятия по душе. От этого он и страдает, понимая, что верхний слой общества живет за счет рабского труда крепостных. Крепостное право было позором царской России. Онегин в деревне попытался облегчить положение своих крепостных крестьян ("...ярем он барщины старинной оброком легким заменил..."), за что был осужден соседями, которые считали его чудаком и опасным "вольнодумцем". Печорина также многие не понимают. Для того, чтобы глубже раскрыть характер своего героя, Лермонтов помещает его в самые различные социальные сферы, сталкивает с самыми разнообразными людьми. Когда вышло в свет отдельное издание "Героя нашего времени", то стало ясно, что до Лермонтова русского реалистического романа не было. Белинский указал, что "Княжна Мери" - одна из главных повестей в романе. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. Здесь сильнее всего проявились особенности "Героя нашего времени" как психологического романа. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки: Здесь дана разгадка его характера и объяснение его поступков. Печорин - жертва своего тяжелого времени. Характер Печорина сложен и противоречив. Он говорит о себе; "Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, - другой мыслит и судит его". В образе Печорина видны черты характера самого автора, но Лермонтов был шире и глубже своего героя. Печорин тесно связан с передовой общественной мыслью, но он причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждений и гордости. "Мы не способны к более великим жертвам ни для блага человечества, ни для собственного счастья", - говорит Печорин. Он потерял веру в людей, его неверие в идеи, скептицизм и несомненный эгоизм - результат эпохи, наступившей после 14 декабря, эпохи нравственного распада, трусости и пошлости того светского общества, в котором вращался Печорин. Основная задача, которую поставил перед собой Лермонтов, - это зарисовка образа современного ему молодого человека. Лермонтов ставит проблему сильной личности, столь непохожей на дворянское общество 30-х годов.

Белинский писал, что "Печорин - Онегин нашего времени". Роман "Герой нашего времени" - это горькое раздумье над "историей души человеческой", души, погубленной "блеском обманчивой столицы", ищущей и не находящей дружбы, любви, счастья. Печорин - страдающий эгоист. Об Онегине Белинский писал: "Силы этой богатой натуры остались без приложения: жизнь без смысла, а роман без конца". То же самое можно сказать и о Печорине. Сравнивая двух героев, он писал: "...В дорогах разница, а результат один". При всей разнице внешнего облика и различии характеров и Онегин; и Печорин, и Чацкий принадлежат к галерее "лишних людей, для которых в окружающем обществе не находилось ни места, ни дела. Стремление найти свое место в жизни, понять "назначение великое" составляет основной смысл романа лермонтовской лирики. Не эти ли размышления занимают Печорина, ведут его к мучительному ответу на вопрос: "Зачем я жил?" На этот вопрос можно ответить словами Лермонтова "Быть может, мыслию небесной и силой духа убежден, я дал бы миру дар чудесный, а мне за то - бессмертье он..." В лирике Лермонтова и раздумьях Печорина встречаем мы печальное признание того, что люди - это тощие плоды, до времени созревшие. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает жизнь, и лермонтовские слова, "но судьбу я и мир презираю", поэтому в "Герое нашего времени" мы так явственно слышим голос поэта, дыхание его времени. Изображал судьбы своих героев, типичные для их поколения? Пушкин и Лермонтов протестуют против действительности, которая вынуждает людей даром растрачивать силы.

А. С. Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал в
своей статье "Евгений Онегин" это произведение "энциклопедией русской жизни". Действительно, в этом романе дана картина
всех слоев русской жизни: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа -- Пушкин хорошо изучил жизнь всех слоев
общества начала XIX века. В годы создания романа Пушкину пришлось много пережить, потерять многих друзей, испытать горечь от
гибели лучших людей России. Роман был для поэта, по его словам, плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

На широком фоне русских картин жизни показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи
декабристов. Без Онегина был бы невозможен "Герой нашего времени" Лермонтова, потому что реалистический роман, созданный
Пушкиным, открывал первую страницу в истории великого русского романа XIX века. Пушкин воплотил в образе Онегина многие из
тех черт, которые потом развернуты в отдельных персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова.

Исследуя роман Лермонтова "Герой нашего времени", Бе-

линский обратил внимание, что Печорин во многом напоминает

пушкинского Онегина. Это дало основание критику назвать Печо-

рина "младшим братом Онегина". Подчеркивая несомненное

сходство героев двух великих поэтов, он говорил в своей статье

"Герой нашего времени": "Различие их гораздо меньше, чем

расстояние между Онегою и Печорою".

Героев А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет менее 10 лет. Они могли бы встретиться в одной гостиной, на одном балу
или в театре, в ложе одной из "красоток записных". И все же, чего же было больше - сходства или различия? Иногда в них
разделяет людей сильнее и беспощаднее, чем целый век.

На мой взгляд, Евгений Онегин и Печорин очень похожи по характеру, оба они из светской среды, получили хорошее воспитание,
они стоят на более высокой ступени развития, отсюда их тоска, хандра и неудовлетворенность. Все это свойственно душам более
тонким и более развитым.

Некоторые читатели предполагали, что в лице Печорина Лермонтов изобразил самого себя. Конечно, многие мысли и чувства

"портрет, составленный из пороков и недостатков всего нашего

молодого поколения".

Григорий Александрович Печорин, подобно Онегину, принадлежал к аристократии Петербурга и также "бешено гонялся за

удовольствиями жизни", когда "три дома на вечер зовут". Он,

как и Онегин, может быть, даже в большой степени, богат, совершенно не нуждается в средствах, щедр и расточителен.
По-видимому, как и Евгений, он менял много занятий. "Труд упорный" был тошен не одному только Онегину, но многим блестящим
молодым дворянам. Избавленные от нужды, толкающей к деятельности, и лишенные честолюбия, они халатно относятся к службе и
любому иному делу. Скромный чин прапорщика совсем не тяготит Печорина и свидетельствует о его отношении к службе. Многие

поступки могут навсегда лишить его возможности служить.

У Григория Александровича много привлекательного. Он человек начитанный, развитой, интересный и остроумный собеседник.
Обладает стальной волей, самообладанием, выдержкой. Писатель наделяет его физической силой. Он молод, полон энергии, имеет
успех у женщин, невольно подчиняет своему влиянию окружающих. Казалось бы, такой человек должен быть кругом счастливым. Но
нет! Печорин недоволен собой и окружающими, всякое дело, также как и любовь, скоро утомляет и становится скучным.

То, что только намечено в Онегине, в Печорине развивается

полностью. Три только дня были новы для Евгения в деревне. Ему

неинтересна преданность простой деревенской девушки. Но зато

он готов все отдать, чтобы добиться любви уже замужней Татьяны. А потом, наверное, мог бы оставить ее. Такова натура этих

людей. От скуки же Онегин ухаживает за Ольгой, вызывает ревность Ленского. И все, как известно, кончается трагически. В

гораздо более сильной мере "умение" приносить любящим его людям одни неприятности показывает Лермонтов у Печорина. Тот и

сам замечает, что от его поступков окружающим добра не бывает.

Эгоизм составляет центральную часть характера обоих героев.

Но в этих образах, бесспорно, отразились общественные явления, связанные с безвременьем, наступившим после декабристского
движения, николаевской реакцией, тем отношением к жизни высшего дворянства, которое так блестяще описал Лермонтов.

Пушкин пишет об Онегине: "Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена". Светское общество,
в котором вращался Онегин, а позднее и Печорин, испортило их. Оно не требовало знаний, достаточно было поверхностного
образования, важнее было знание французского языка и хороших манер. Евгений, как все, "легко мазурку танцевал и кланялся
непринужденно". Свои лучшие годы он тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры и любовные увлечения. Такой же
образ жизни ведет и Печорин. Очень скоро оба начинают понимать, что эта жизнь пуста, что за "внешней мишурой" не стоит
ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Мелкая суета,
пустопорожние разговоры "необходимых глупцов", душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной, внешне
ослепительной, но лишенной внутреннего содержания. Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. День
похож на день, трудиться незачем, впечатлений мало, поэтому самые умные и лучшие заболевают ностальгией. Своей Родины и
народа они по существу не знают. Онегин "хотел писать, но труд упорный ему был тошен...", в книгах он тоже не нашел ответа
на свои вопросы. Онегин умен и мог бы приносить пользу обществу, но отсутствие потребности в труде является причиной того,
что он не находит себе занятия по душе. От этого он и страдает, понимая, что верхний слой общества живет за счет рабского
труда крепостных. Крепостное право было позором царской России. Онегин в деревне попытался облегчить положение своих
крепостных крестьян ("...ярем он барщины старинной оброком легким заменил..."), за что и был осужден соседями, которые
считали его чудаком и опасным "вольнодумцем".

Печорина также многие не понимают. Для того, чтобы глубже раскрыть характер своего героя, Лермонтов помещает его в самые
различные социальные сферы, сталкивает с самыми разнообразными людьми. Когда вышло в свет отдельное издание "Героя нашего
времени", то стало ясно, что до Лермонтова русского реалистического романа не было. Белинский указал, что "Княжна Мери" -
одна из главных повестей в романе. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. Здесь сильнее
всего проявились особенности "Героя нашего времени" как психологического романа.

В заключении мне хочется привести слова Белинского, который писал, что "Печорин - Онегин нашего времени". Роман "Герой
нашего времени" - это горькое раздумье над "историей души человеческой", души, погубленной "блеском обманчивой
столицы", ищущей и не находящей дружбы, любви, счастья. Печорин - страдающий эгоист. Об Онегине Белинский писал: "Силы
этой богатой натуры остались без приложения: жизнь без смысла, а роман без конца". То же самое можно сказать и о Печорине.
Сравнивая двух героев, он писал: "...В дорогах разница, а результат один". При всей разнице внешнего облика и различии
характеров и Онегин; и Печорин, и Чацкий принадлежат к галерее "лишних людей, для которых в окружающем обществе не
находилось ни места, ни дела. Стремление найти свое место в жизни, понять "назначение великое" составляет основной смысл
романа лермонтовской лирики. Не эти ли размышления занимают Печорина, ведут его к мучительному ответу на вопрос: "Зачем я
жил?" На этот вопрос можно ответить словами Лермонтова "Быть может, мыслию небесной и силой духа убежден, я дал бы миру
дар чудесный, а мне за то - бессмертье он..."

Я считаю, что в произведениях Пушкина «Евгений Онегин» и Лермонтова «Герой нашего времени» авторы протестуют против
действительности, которая вынуждает людей даром растрачивать силы.

В литературе каждого народа есть произведения, героев которых, положительных или отрицательных, человек помнит всю жизнь, а есть персонажи, которые со временем стираются из человеческой памяти. Если говорить о русской литературе, то произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. С. а «Евгений Онегин» — это выдающиеся романы, главные герои который Григорий Печорин и Евгений Онегин остаются в нашей памяти до конца жизни. Это довольно противоречивые персонажи с яркими характерами, которых знает каждый, кто хоть немного знаком с русской литературой.

Героев романов А. С. а и М. Ю. Лермонтова разделяет меньше десяти лет. Будь они реальными людьми, они бы легко могли встретиться на приеме в одной из гостиных, на одном из балов или в ложе одной из красавиц на премьере какого-нибудь спектакля.

Однако, попробуем разобраться, чего больше в Онегине и Печорине – различий или сходства. Ведь различия в характерах, образе жизни и поведении порой разделяет людей сильнее, чем целое столетие.

Евгений Онегин уже с первой главы романа предстает перед нами в образе сложившегося светского молодого человека, не хуже и не лучше других своих современников. Хорошее домашнее образование, солидное наследство, легкий и приятный ум, светский лоск, умение изящно изъяснятся и находить с кем угодно общий язык. В дополнение к этому основательные знания вопросов моды и умение организовывать холостяцкие обеды – вот и все, чем живет Евгений Онегин. А. С. подробно описывает один день из жизни Онегина – подъем, завтрак, туалет, обед, театр и сон. И этого описания вполне достаточно, потому что жизнь Онегина проходила спокойно и равномерно, а каждый новый день был похож на предыдущий.

«До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера…»

Такая размеренность его жизни, повторение одного и того же, скрытого за внешним разнообразием и яркостью – это бессмысленная трата времени, пустота, в которой герой романа не отдает себе отчет. Он пытается всю жизненную силу отдать женщинам, но там, где нет любви, страсть очень быстро превращается в привычку.

Лишь немного оживляет переезд Онегина в деревню, он пытается там что-то изменить, применить на практике прогрессивные знания, однако у него ничего не выходит и скоро он приходит в уныние. Однако ский персонаж все же отличается от своих сверстников, от типичных прожигателей жизни, которыми тогда было заполнено светское общество. У него есть

«Мечтам невольная преданность,

неподражательная странность

и резкий, охлажденный ум».

Внимательно присмотревшись к Онегину, можно увидеть, что это незаурядная личность с задатками сильного человека с ярким характером, который заключен в границах данностей того времени и у которого не хватает сил, а скорее недостает желания оттуда вырваться. Все его устремления порывисты, он не понимает, что лишь «труд упорный» позволит построить настоящую жизнь. Идя на поводу у легких решений, он поневоле становится соблазнителем и убийцей. Но в то же время, порядочность и благородство, которое он проявляет к Татьяне, несколько обнадеживают и заставляют верить, что Онегин хоть и ведет пустую жизнь, в душе он не пустой. И поэт дает ему шанс на воскрешение. У Онегина просыпается все человеческое благодаря настоящей любви, показавшей ему, что на земле есть истина, а что остается ложью. Мы расстаемся с Онегиным, видя его еще не ожившим, но все же не падшим и не пропащим. предоставляет нам возможность самим додумать, станет ли Онегин духовно богатым человеком и будет ли по-настоящему жить, или так и останется до конца своих дней бездушным прожигателем жизни.

Что касается Григория Печорина, то он несколько моложе Онегина. Он моложав и очень свеж – именно таким представляет нам его Лермонтов. Он весьма хорош и выделяется в окружающем его обществе. Но уже с первых минут знакомства с этим персонажем мы видим его бесконечную усталость и вялость, присущую лишь старикам, прожившим долгую и трудную жизнь. И если об Онегине рассказывает автор романа, то о Печорине мы больше узнаем из его дневника. Мы ничего не знаем о его детстве и юношеских годах. Но повзрослев, он стал человеком, трезво оценивающим свои силы и слабости, свои достоинства и недостатки. Печорин знает, а скорее чувствует, что «ведь, верно, было у меня назначение великое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Однако он растратил свои силы, свою жизненную энергию впустую, «увлекся приманкой страстей пустых и неблагодарных». И если Онегин ищет смысл жизни, то Печорин уверен, что его не существует. Сила его личности, его влияние на других настолько велико, что он запросто может управлять ситуациями и людьми, запросто может получать все, что пожелает. Но получив желаемое, он мгновенно охладевает, понимая, что нужно ему совсем другое. Такая порывистость Печорина весьма похожа на поведение и поступки Онегина.

Печорин не боится гибели, он равнодушен к жизни. И если Онегин, став невольным убийцей, был удручен и потрясен, то Печорин – удивительно хладнокровный убийца, для которого люди не более, чем тени. Можно очень легко задеть его самолюбие, но не душу и сердце, потому что Печорин считает, что душа его мертва. Два времени, два героя, которые очень похожи друг на друга. Но если бы им довелось встретиться, то, несмотря на свою схожесть, они скорее могли бы стать врагами, чем превратиться в друзей. Каждый из них ищет смысл жизни, но ищет в одиночку, пренебрегая другими людьми и не видя окружающий их мир.

Между героем романа Лермонтова «Герой нашего времени» и героем романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин» есть ряд сходств, но также и существенные отличия.

Печорин и Евгений Онегин – довольно интересные личности. Их незаурядность выражена в том, что в сравнении с другими людьми того же социального поколения, что и они, главные герои романов Пушкина и Лермонтова кажутся читателю умными, тонко чувствующими, но и в то же время достаточно жестокими и рассудительными.

Они хорошо изучили людей, что помогает им умело обращаться с чувствами окружающих. Печорин разочаровался в людях, потерял всякий интерес к жизни, однако на протяжении всего романа пытается найти его, при этом больно задевая чувства окружающих. Общество сделало его холодным и жестоким:

«Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».

Евгений Онегин устал от жизни. Он быстро насытился всеми прелестями жизни, и скоро они утомили его. Онегин пытается найти себя в разных сферах занятий, однако ничего не трогает его душу. Он охладел к жизни, стал циничным и ленивым; его разум и душа требуют заинтересованности в чем-либо, однако не получают этого.

«Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать».

Но между Онегиным и Печориным также есть отличия.

Онегин, уставший от жизненных забот, не пытается найти смысл своего существования, развеять скуку. Он ленив, его сердце уже давно ничего не трогает, и, кажется, он ведет бессмысленное существование. Онегина не забавляют балы, театры, он остыл к жизни и делает все скорее потому, что такой порядок у него выработался за несколько лет.

«Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были предмет его привычных дум;

Измены утолить успели;

Друзья и дружба надоели…».

Печорин предстает перед читателями как образ романтичного, но в то же время эгоистичного молодого человека. Хотя в нем все еще горит желание найти смысл жизни и свое предназначение в ней, все его попытки сделать это не приносят ему успехов.

«Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины».

Черты сходства и различия главных героев показывают различный психологизм романов. «Евгений Онегин» - произведение, в котором заключен скрытый оптимизм; «Герой нашего времени» - трагический роман, вводящий читателя в долгое рассуждение о вечных вопросах жизни.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОНЕГИНА И ПЕЧОРИНА
(Передовые люди XIX века)
Жизнь моя, ты откуда идешь и куда?
Отчего мне мой путь столь неясен и таен?
Для чего я не ведаю цели труда?
Почему я влеченьям своим не хозяин?
Пессо

Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал в своей статье "Евгений Онегин" это произведение "энциклопедией русской жизни". Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русской жизни: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа - Пушкин хорошо изучил жизнь всех слоев общества начала XIX века. В годы создания романа Пушкину пришлось много пережить, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России. Роман был для поэта, по его словам, плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". На широком фоне русских картин жизни показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов.

Без Онегина был бы невозможен "Герой нашего времени" Лермонтова, потому что реалистический роман, созданный Пушкиным, открывал первую страницу в истории великого русского романа XIX века.

Пушкин воплотил в образе Онегина многие из тех черт, которые потом развернуты в отдельных персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова. Евгений Онегин и Печорин очень похожи по характеру, оба они из светской среды, получили хорошее воспитание, они стоят на более высокой ступени развития, отсюда их тоска, хандра и неудовлетворенность. Все это свойственно душам более тонким и более развитым. Пушкин пишет об Онегине: "Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена". Светское общество, в котором вращался Онегин, а позднее и Печорин, испортило их. Оно не требовало знаний, достаточно было поверхностного образования, важнее было знание французского языка и хороших манер. Евгений, как все, "легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно". Свои лучшие годы он тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры и любовные увлечения. Такой же образ жизни ведет и Печорин. Очень скоро оба начинают понимать, что эта жизнь пуста, что за "внешней мишурой" не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Мелкая суета, пустопорожние разговоры "необходимых глупцов", душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной, внешне ослепительной, но лишенной внутреннего "содержания Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. День похож на день, трудиться незачем, впечатлений мало, поэтому самые умные и лучшие заболевают ностальгией. Своей Родины и народа они по существу не знают. Онегин "хотел писать, но труд упорный ему был тошен...", в книгах он тоже не нашел.ответа на свои вопросы. Онегин умен и мог бы приносить пользу обществу, но отсутствие потребности в труде является причиной того, что он не находит себе занятия по душе. От этого он и страдает, понимая, что верхний слой общества живет за счет рабского труда крепостных. Крепостное право было позором царской России. Онегин в деревне попытался облегчить положение своих крепостных крестьян ("...ярем он барщины старинной оброком легким заменил..."), за что был осужден соседями, которые считали его чудаком и опасным "вольнодумцем". Печорина также многие не понимают. Для того, чтобы глубже раскрыть характер своего героя, Лермонтов помещает его в самые различные социальные сферы, сталкивает с самыми разнообразными людьми. Когда вышло в свет отдельное издание "Героя нашего времени", то стало ясно, что до Лермонтова русского реалистического романа не было. Белинский указал, что "Княжна Мери" - одна из главных повестей в романе. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. Здесь сильнее всего проявились особенности "Героя нашего времени" как психологического романа. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки: Здесь дана разгадка его характера и объяснение его поступков. Печорин - жертва своего тяжелого времени. Характер Печорина сложен и противоречив. Он говорит о себе; "Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, - другой мыслит и судит его". В образе Печорина видны черты характера самого автора, но Лермонтов был шире и глубже своего героя. Печорин тесно связан с передовой общественной мыслью, но он причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждений и гордости. "Мы не способны к более великим жертвам ни для блага человечества, ни для собственного счастья", - говорит Печорин. Он потерял веру в людей, его неверие в идеи, скептицизм и несомненный эгоизм - результат эпохи, наступившей после 14 декабря, эпохи нравственного распада, трусости и пошлости того светского общества, в котором вращался Печорин. Основная задача, которую поставил перед собой Лермонтов, - это зарисовка образа современного ему молодого человека. Лермонтов ставит проблему сильной личности, столь непохожей на дворянское общество 30-х годов.

Белинский писал, что "Печорин - Онегин нашего времени". Роман "Герой нашего времени" - это горькое раздумье над "историей души человеческой", души, погубленной "блеском обманчивой столицы", ищущей и не находящей дружбы, любви, счастья. Печорин - страдающий эгоист. Об Онегине Белинский писал: "Силы этой богатой натуры остались без приложения: жизнь без смысла, а роман без конца". То же самое можно сказать и о Печорине. Сравнивая двух героев, он писал: "...В дорогах разница, а результат один". При всей разнице внешнего облика и различии характеров и Онегин; и Печорин, и Чацкий принадлежат к галерее "лишних людей, для которых в окружающем обществе не находилось ни места, ни дела. Стремление найти свое место в жизни, понять "назначение великое" составляет основной смысл романа лермонтовской лирики. Не эти ли размышления занимают Печорина, ведут его к мучительному ответу на вопрос: "Зачем я жил?" На этот вопрос можно ответить словами Лермонтова "Быть может, мыслию небесной и силой духа убежден, я дал бы миру дар чудесный, а мне за то - бессмертье он..." В лирике Лермонтова и раздумьях Печорина встречаем мы печальное признание того, что люди - это тощие плоды, до времени созревшие. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает жизнь, и лермонтовские слова, "но судьбу я и мир презираю", поэтому в "Герое нашего времени" мы так явственно слышим голос поэта, дыхание его времени. Изображал судьбы своих героев, типичные для их поколения? Пушкин и Лермонтов протестуют против действительности, которая вынуждает людей даром растрачивать силы.