Презентация "Цвет. Основы цветоведения"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цветовой круг Составные и дополнительные цвета

Первым исследователем свойства цвета был Исаак Ньютон. Он признавал единственный белый цвет, который, по его мнению, распадается на семь составляющих. Модель цветового круга, которую предложил Ньютон, была такова- Он разделил окружность на семь частей и выделил следующие основные цвета, составляющие радугу: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

Иоганн Вольфганг фон Гете думал иначе. Он разделил цвета на чистые и смешанные, поскольку считал, что три чистых цвета (желтый, красный, синий) нельзя получить путем смешивания, а смешанных цветов может быть очень много, так как они находятся на стыках между чистыми цветами и плавно перетекают из одного оттенка в другой. В радугу был добавлен пурпурный цвет как продолжение фиолетового и начало красного. Так был создан еще один цветовой круг, но уже из восьми цветов

Немного позже свой вариант цветового круга предложил Йохансен Иттен, который и используют в мире творчества. Круг состоит из двенадцати частей и имеет последующую конструкцию: 1) Первого порядка или основные - их три (желтый, красный и синий) - эти три основных цвета размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы жёлтый вверху, красный в правом нижнем углу и синий - в левом нижнем углу. 2) Второго порядка или составные - их также три (зеленый, оранжевый и фиолетовый) – мы их получаем при смешивании цветов первого порядка в равном соотношении. Каждый цвет этой категории состоит из двух основных цветов: К жёлтому добавляем красный получаем оранжевый; К жёлтому добавляем синий получаем зелёный; К красному добавляем синий получаем фиолетовый. 3) Третьего порядка или третичные - их шесть – получаем путем смешивания в соотношении 50/50 одного основного цвета, а второго составного: · жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый; · красный + оранжевый = красно-оранжевый; · красный + фиолетовый = красно-фиолетовый; · синий + фиолетовый = сине-фиолетовый; · синий + зелёный - сине-зелёный; · жёлтый + зелёный - жёлто-зелёный.

Существуют три основных цвета Основные цвета - цвета, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки. Но эти три цвета путем смешивания получить нельзя

Дополнительные цвета жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый; красный + оранжевый = красно-оранжевый; красный + фиолетовый = красно-фиолетовый; синий + фиолетовый = сине-фиолетовый; синий + зелёный - сине-зелёный; жёлтый + зелёный - жёлто-зелёный.

Теплые цвета

Холодные цвета

Хроматические цвета

Спасибо за внимание!


Цветовой круг - основной инструмент для комбинирования цветов. Первую круговую цветовую схему разработал Исаак Ньютон в 1666 году.

Цветовой круг спроектирован так, что сочетания любых цветов, выбранных из него будут хорошо смотреться вместе. На протяжении многих лет было сделано множество вариаций базового проекта, но самая распространенная версия представляет собой круг из 12 цветов.

Цветовой круг построен на фундаменте трех цветов, красный, желтый и синий. Они называются основными цветами. Именно эти первые три цвета будут создавать остальные цвета на круге при смешивании. Ниже приведен пример простейшего цветового круга с использованием только основных цветов.

Вторичные цвета - это цвета, которые создаются при смешении двух основных цветов. При смешивании желтого и синего создается зеленый, желтый и красный создает оранжевый, синий и красный создает фиолетовый. Ниже приведен пример цветового круга, с добавленными вторичными цветами на внешнем кольце.

Третичные цвета

Третичные цвета создаются при смешивании первичного и вторичного цвета или двух вторичных цветов вместе. Ниже приведен пример цветового круга с третичными цветами на внешнем кольце.

Цветовой круг не ограничивается двенадцатью цветами, поскольку за каждым из этих цветов имеется вереница разных оттенков. Их можно получить при добавлении белого, черного или серого. При этом цвета будут изменяться в сторону насыщенности, яркости и светлоты. Количество всевозможных сочетаний практически безгранично.

Цветовые Сочетания

Цветовая Гармония - основные приемы создания цветовых схем

Красный, синий и желтый являются основными цветами. Когда смешивается красный и желтый, получается оранжевый; смешать синий и желтый, получится зеленый цвет; при смешивании красного и синего, получится фиолетовый. Оранжевый, зеленый и фиолетовый являются вторичными цветами. Третичные цвета, как красно-фиолетовый и сине-фиолетовый получаются путем смешивания основных цветов с вторичным цветом.

Согласно теории цвета, гармоничные цветовые сочетания получаются из двух любых цветов, расположенных друг против друга на цветовом круге, любые три цвета, равномерно распределенные по цветовому кругу, образуя треугольник, или любые четыре цвета, образующие прямоугольник. Гармоничные сочетания цветов называются цветовыми схемами. Цветовые схемы остаются гармоничными вне зависимости от угла поворота.

Основные цветовые схемы

Комплементарными или дополнительными цветами являются любые два цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Например, синий и оранжевый, красный и зеленый. Эти цвета создают высокий контраст, поэтому они используются, когда надо что-то выделить. В идеале, использовать один цвет как фон, а другой в качестве акцента. Поочередно можно использовать здесь и оттенки; легкий голубоватый оттенок, например, контрастирует с темно-оранжевым.

Классическая триада это сочетание трех цветов, которые в равной степени отстоят друг от друга на цветовом круге. Например, красный, желтый и синий. Триадная схема также обладает высокой контрастностью, но более сбалансированной, чем дополнительные цвета. Принцип здесь состоит в том, что один цвет доминирует и акцентирует с двумя другими. Такая композиция выглядит живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Аналоговая триада: сочетание от 2 до 5 (в идеале от 2 до 3) цветов, находящихся рядом друг с другом на цветовом круге. Примером могут служить сочетания приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Использование сплит - дополнительных цветов, дает высокую степень контрастности, но не настолько насыщенных, как дополнительный цвет. Сплит дополнительные цвета дают большую гармонию, чем использование прямого дополнительного цвета.

Эта схема включает в себя один основной и два дополнительных цвета, плюс дополнительный цвет, который подчеркивает акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-красный, оранжево-желтый.

Это самая сложная схема. Она предлагает большее разнообразие цвета, чем какая-либо другая схема, но если все четыре цвета используются в равных количествах, то схема может выглядеть несбалансированной, поэтому нужно выбрать один цвет доминирующим. Надо избегать использования чистого цвета в равных количествах.

Сочетание 4 цветов, равноудаленных друг от друга на цветовом круге. Эти цвета отличаются друг от друга по тону, но также дополняют друг друга. Пример: фиолетовый, оранжево-красный, желтый, сине-зеленый.

В цветовом круге, есть еще одно разделение: теплые и холодные цвета. У каждого цвета своя цель передать эмоции. Теплые тона доставляют энергию и радость, в то время как холодные цвета передают спокойствие и мир. Разделение на цветовом круге дает представление о том, какие цвета теплые, а какие холодные.

Педагог дополнительного образования

Зареченская О.А. (МБОУ ДОД "ДЮЦ")

Тема: «Цветовой круг».

Вид занятий: живопись, изучение основ цветоведения.

Цели и задачи : развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов; изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей.

Оборудование: акварель, гуашь, бумага, кисти, палитра.

Литературный ряд: стихи о цветах, о радуге.

Зрительный ряд : методические таблицы: «Цветовой круг», «Тёплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближенные цвета», подборки оттенков разных сочетаний цвета.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Проверка готовности к занятию.

2. Беседа. Введение в тему.

Отгадывание загадок и чтение стихотворения.

Крашеное коромысло

Над рекой повисло.

(радуга)

Разноцветные ворота

На луне построил кто-то,

Но пройти в них не легко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три-

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота те назвать?

Можно их нарисовать?

(радуга)

Не во сне, а наяву-

Что же здесь такого?-

Я на радуге живу в домике лиловом.

Выбегаю поутру

В бежевых сапожках,

Ем в сиреневом бору

Алую морошку.

С листьев подает роса

В тёмно- синей чаще,

Филин жёлтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

Пробираются ручьи

К розовым озёрам,

Машет белка за кустом

Фиолетовым хвостом,

Белорыбицы плывут

Под вишнёвый мостик.

Я на радуге живу,

Приходите в гости.

Т. Белозёрова.

Сколько цветов вы знаете? 5,10,15, 100? Попробуйте назвать, сколько вспомните. У вас должно получиться не меньше, чем 6 цветов. Именно

столько, сколько содержится в минимальном наборе красок и карандашей: красный, жёлтый, синий, зелёный, коричневый, чёрный. Цвета получаются из красок. Смешивая краски, можно получить намного больше цветов, чем 6.

–А где мы смешиваем? Что может служить палитрой?

В природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различать человеческий глаз. А чтобы было проще ориентироваться в них, люди придумали классификации цветов .

Хроматические и ахроматические цвета.

«Хрома, хроматос» - в переводе с греческого «цвет».

Ахроматические – не цветные, это белый, чёрный, серые.

Хроматические - все остальные, которые в свою очередь делятся на основные и составные цвета.

Своеобразными прародителями всех цветов являются три цвета: красный, жёлтый и синий. Именно за это их назвали основными, так как они лежат в основе всех остальных цветов (кроме ахроматических).

Попарное смешивание основных цветов даёт нам группу цветов, называемых составными .

Смешиваем:

Красный + жёлтый = оранжевый

Красный + синий = фиолетовый

Синий + жёлтый = зелёный

Если вы были внимательны, то, вероятно, заметили, что получившиеся 6 цветов - это цвета радуги. Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов?

Каждый красный

Охотник оранжевый

Желает жёлтый

Знать зелёный

Где голубой

Сидит синий

Фазан фиолетовый

Голубой цвет не является составным, так как получается не смешиванием основных цветов, а смешиванием основного (синего) с белым. В этом ряду составные цвета чередуются с основными. Для удобства эту полосу можно замкнуть в виде кольца.

3. Практическая часть.

Задание. Возьмём циркуль и начертим на листе бумаги большой круг.

Поделим его на шесть или девять равных частей.

а) б)

Теперь возьмём три основных цвета по очереди и закроем ими часть круга (дольку) через одну (или две) в следующем порядке:

Красный, жёлтый, синий .

Оставляем просветы для составных цветов.

а) б)

Не берём краску слишком густо. Краски должны ложиться ровно, мазками слева направо горизонтальными линиями, лучше кистью № 5-8 с острым кончиком. Краски должно быть столько, чтобы она не высыхала, но и не слишком много, иначе она потечёт вниз. Лишнюю краску убирают кисточкой, предварительно отжав её.

Составные цвета получаем на палитре, используя те основные цвета, с

которыми уже работали.

В круге а) по одному оранжевому, зелёному, фиолетовому цвету, которые получаем смешиванием равного количества основных. Закрашиваем промежутки.

В круге б) по два оттенка составных, с перевесом количества одного основного цвета (красно-оранжевый и желто-оранжевый, сине-зелёный и желто-зелёный, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый). Закрашиваем промежутки.

Если вы будете аккуратны и не будете спешить, у вас получится правильный цветовой круг.

4. Тёплые и холодные цвета.

Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите, где теплые и где холодные цвета.

Тёплыми считают красный, оранжевый, жёлтый и их смеси. Это цвета солнца, огня, жары. В цветовом круге они держатся вместе.

Холодные цвета синий, фиолетовый и их смеси. Это цвета луны, сумерек, зимы, мороза.

А зелёный цвет особый: если в нем преобладает больше жёлтого – он тёплый, если больше синего– то холодный.

Красный и синий – абсолютные цвета по холодности и теплу. Не случайно они находятся в спектре (круге) друг против друга, как полюса у глобуса.

Контрастные цвета - противоположные, они подчёркивают и усиливают яркость друг друга.

Красный - зелёный

Синий - оранжевый

Жёлтый – фиолетовый

Сближенные цвета – те, которые в спектре рядом, и их смеси и оттенки.

Упражнение: раскрась акварельными красками цветовой круг, начиная с основного, красного цвета направо.

Какие составные цвета получаются от смешения красной и жёлтой, жёлтой и синей, красной и синей красок. Полученными новыми цветами раскрась в определённом порядке составные цвета. Раскрась квадраты контрастными цветами с учётом указанных в круге стрелками цветов.

красный синий жёлтый

5. Подведение итогов.

Выбор законченных (лучших) работ.

6. Рефлексия.

«Я узнал…»


Структура урока № Ход урока Время 1 Организационный момент 3 мин. 2 Сообщение темы и цели урока 5 мин. 3 20 мин. 4 Актуализация опорных знаний учащихся Изложение материала 5 Закрепление новых знаний 120 мин. 6 Выдача домашнего задания 5 мин. 60 мин.

Цели обучения: n n n Образовательная: формирование новых понятий и процессов. Воспитательная: вырабатывание внимания, наблюдательности и усидчивости аккуратности исполнения. Развивающая: развитие навыков подбора гармоничных цветовых сочетаний.

План урока: 1. Цветовой круг. Виды. 2. Цветовые гармонии. Их виды и способы построения. 3. Задания по гармониям.

Определения Цвет - это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света, т. е. свет + зрение = цвет. Свет - это электромагнитное волновое движение. Длины волн видимого цвета заключены в интервале от 380 н. м. до 760 н. м.

Хромотические цвета - все спектральные и многие природные цвета. Полухромотические цвета - земляные цвета, т. е. цвета смешаны с ахроматическими цветами.

Теплые и холодные цвета Теплые: Красный, Красно-Оранжевый, Желто-Оранжевый, Желто. Зеленый. Холодные: Голубой (Сине-Зеленый), Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый. Самый горячий: Красно-Оранжевый. Самый холодный: Голубой (Сине-Зеленый). Нейтральные (Зеленый и Пурпурный).

Характеристики цвета n 1) Цветовой тон. Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хромотических) и дать ему название. n 2) Светлота. Это степень отличия данного цвета от черного. n 3) Насыщенность. Это степень отличия данного хромотического цвета от равномерного по энергонасыщенности светового потока ахромотического. Измеряется тоже числом порогов различия от цвета до серого. Заменяется понятием чистота. Чистота - это доля чистого спектрального цвета в общей смеси данного цвета или это доля чистого пигмента в красочной смеси. Цветовой тон + Насыщенность = Цветность Ахромотические цвета не имеют цветового тона и насыщенности.

Группы цветовых кругов n физические (за основу взят 7 -ступенчатый цветовой круг Ньютона) n физиологические (за основу взят цветовой круг 6 -ступенчатый круг Гете).

Михаи л Васи льевич Матю шин (1861 - 1934) - русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в. В период работы М. В. Матюшина в ГИНХУКе (Государственный Университет Художественной Культуры) группой «Зорвед» проводились исследования в области воздействия цвета на наблюдателя, в результате которых были открыты формообразующие свойства цвета - т. е. влияние цветового оттенка на восприятие формы наблюдателем. При длительном наблюдении холодные оттенки придают форме "угловатость", цвет звездится, теплые оттенки наоборот создают ощущение округлости формы, цвет круглится.

В 1926 г. Матюшин предпринял попытку создания "Букваря по цвету" - пособия по гармоническим сочетаниям оттенков, в основу которого положено учение о трех цветах. В 1923 г. "школа" Матюшина представила свои работы на "Выставке петроградских художников всех направлений" под девизом "Зорвед" (зрение и ведание). В 1930 г. в Ленинграде прошла еще одна выставка работ Матюшина и его "школы". Эти выставки демонстрировали выдающиеся достижения, позволяющие развивать в людях более тонкое и целостное видение мира.

Круг Шугаева Количественный состав цветов таков 1 – чистый желтый (100%); 2 – желто-оранжевый (83% желтого и 17 красного); 3 – желто-оранжевый (66% желтого и 34 красного); 4 – оранжевый (50% желтого и 50 красного); 5 – оранжево-красный (34% желтого и 66 красного); 6 – оранжево-красный (17% желтого и 83 красного); 7 – чистый красный и т. д.

Смешение цветов. 1 Слагательное смешение (или аддитивное). - пространственное. Это совмещение в одном пространстве различно-окрашенных световых лучей (мониторы, театральные рампы). - оптическое смешение. Это образование суммарного цвета в органе зрения человека, тогда как в пространстве слагаемые цвета разделены (поинтилистическая живопись). - временное. Это особый вид смешения. Его можно наблюдать при смешивании цветов дисков, помещенных на спецприбор "вертушка" Максвела. - бинокулярное. Это эффект разноцветных очков (одна линза одного цвета, вторая - другого). - 2) Вычитательное смешение (или субтрактивное).

Цветовой круг Йоханеса Иттена. Как мы видим, в его основе лежат три цвета – красный, желтый, зеленый. Далее идут цвета второго порядка – фиолетовый, оранжевый и зеленый. Остальные цвета образуются путем смешивания основных.

2. Смешивая основные цвета попарно в равной пропорции получаем цвета 2 -го порядка - оранжевый, зеленый, фиолетовый. желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый. Очень важно аккуратно смешивать цвета, стремясь к тому, что в пару входило равное число каждого пигмента: 50% красного + 50% желтого, 50% синего + 50% красного.

3. Третий шаг - получение цветов 3 -го порядка. Это цвета, полученные смешиванием родительского цвета 1 -го порядка с соседней производной 2 -го порядка. желтый + оранжевый = желто-оранжевый, красный = оранжевый = красно-оранжевый, красный + фиолетовый = красно-фиолетовый, синий + фиолетовый = сине-фиолетовый, синий + зеленый = сине-зеленый, желтый + зеленый = желто-зеленый. Закрашиваем пустые сектора полученными цветами и получаем правильный цветовой круг, в котором каждый цвет занимает свое место, а последовательность цветов соответствует радуге!

Классических комбинаций цветов: n n n Комплиментарные цвета Классическая триада Аналоговая триада Контрастная триада Прямоугольная схема Квадратная схема

Комплиментарные цвета Комплиментарными являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета. Ни в коем случае не используйте комплиментарные цвета для текстовых композиций.

Классическая триада n Классическую триаду образуют три равноудаленных по цветовому кругу цвета. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов. Чтобы добиться гармоничности в триаде, возьмите один цвет за главный, а два других используйте для акцентов.

Аналоговая триада n Аналоговую цветовую схему образуют три соседних цвета в двенадцатичастном цветовом круге. Используются в мягких, комфортных и нераздражающих композициях. Аналоговая схема чаще всего встречается в природе, поэтому выглядит гармонично и приятно. При использовании этой схемы, пожалуй, стоит выбрать один цвет главным, второй – поддерживающим, а третий использовать для акцентирования. Также следует позаботиться о достаточном контрасте в аналоговой композиции.

Контрастная триада n Контрастная триада – вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплиментарные цвета – используйте контрастную триаду.

Прямоугольная схема n Прямоугольная схема состоит из четырех цветов, каждые два из которых – комплиментарные. Эта схема дает, пожалуй, самое большое количество вариаций входящих в нее цветов. Чтобы проце было сбалансировать прямоугольную схему, один цвет надо выбрать доминирующим, остальные – вспомогательными.

Современный цветовой круг выглядит так: цветовой круг Освальда Легко видеть, что на этом круге мы можем видеть три основных цвет – они выглядят очень самостоятельно. Это красный, синий и зеленый. На этих цветах строится современная модель цвета RGB.

Определения n n Гармония -. происходит от греческого слова, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу и является философско-эстетической категорией, означающей высокий уровень упорядоченного многообразия; оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим критериям совершенства, красоты.

Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.

Цветовая гармония в живописи представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как - цветового тона; - светлоты; - насыщенности; - формы; - размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.

Признаки гармонии цвета: 1) Связь и сглаженность. 2) Единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: n по яркости (темное-светлое, черное-белое и т. д.) n по насыщенности (чистые и смешанные), n по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания). 3) Мера. 4) Пропорциональность, или соотношение частей (предметов или явлений) между собой и целом. 5) Равновесие. . 6) Ясность и легкость восприятия. 7) Прекрасное, стремление к красоте. 8) Возвышенное, т. е. идеальное сочетание цветов. 9) Организованность, порядок и рациональность.

Виды гармонических сочетаний по Шугаеву 1) сочетания родственных цветов; n 2) сочетания родственно-контрастных цветов; n 3) сочетания контрастных цветов; n 4) сочетания нейтральных в отношении родства и контраста цветов. n

Цветовые группы n n однотоновые гармонические сочетания цветов; гармонические сочетания родственных цветов; гармонические сочетания родственноконтрастных цветов; гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов.

Родственно-контрастные гармонии Сочетания родственно-контрастных цветов представляют самый обширный вид цветовых гармоний. В системе цветовых кругов родственноконтрастные цвета располагаются в смежных четвертях. Это теплые желто-красные и желто-зеленые цвета, холодные сине-зеленые и сине-красные цвета, теплые желто-зеленые и холодные сине-зеленые цвета, теплые желто-красные и холодные сине-красные цвета. Всего имеется четыре группы родственно-контрастных цветов.

Схемы родственно-контрастных цветов (на базе квадрата и прямоугольника) (по хорде) (по прямоугольному треугольнику) (по равностороннему треугольнику) (по равнобедренному треугольнику)

Сочетания родственно-контрастных цветов - это сочетания родственных цветов и контрастных пар. Они более ярки и дают более широкие возможности для творчества n Особенной гармоничностью обладают сочетания цветов, которые располагаются в цветовом круге на концах вертикальных и горизонтальных хорд. Это объясняется тем, что между такими парами родственно-контрастных цветов существует двойная связь: они состоят из одинакового количества объединяющего главного цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов.

Гармонические сочетания подразделяют: n n n два чистых родственно-контрастных цвета, которые дополняются цветами теневого ряда одного из сочетаемых цветов; два чистых родственно-контрастных цвета, дополняемых цветами из обоих теневых рядов; один чистый и остальные из теневых рядов родственно-контрастных цветов. При этом целесообразно чистый цвет окружить цветами теневого ряда данного цвета, а остальные брать из теневого ряда другого цвета и располагать их на некотором отдалении. Все родственно-контрастные цвета или затемненные, или разбеленные (гармония приобретает более сдержанный колорит, поскольку полярные свойства цветов смягчены). Подчеркнем: только три, минимум три цвета позволяют в полной мере судить о сочетаниях и отношениях цветов в орнаментальной композиции.

Цветовая гармония может образовываться сочетанием цветов, расположенных в вершинах вписанного в цветовой круг равностороннего треугольника. У этого треугольника одна из сторон параллельна горизонтальному или вертикальному диаметру; в противостоящей указанной стороне вершине расположен главный цвет, контрастно-дополнительный тому главному цвету, который входит в состав пары родственноконтрастных цветов. В цветовом круге мы имеем четыре таких равносторонних треугольника, в системе пяти кругов – 20. У каждой триады цветов два родственно-контрастных цвета уравновешены двойной связью объединяющих и контрастирующих главных цветов. Третий главный цвет лучше затемнить или разбелить.

Другой вид гармонических сочетаний трех цветов: два родственно-контрастных цвета и третий цвет – главный – объединяет первых два цвета. Строиться с помощью равнобедренных треугольников. Чтобы придать большую гармоничность сочетанию цветов данной триады, можно уменьшить количество чистого главного цвета его затемнением или высветлением.

Еще один вид гармонических триад образуют цвета, расположенные в вершинах прямоугольных треугольников, при условии, что два катета соединяют пары родственноконтрастных цветов (катеты параллельны горизонтальному и вертикальному диаметрам цветового круга). В каждом из треугольников цвет, который расположен в вершине, противолежащей гипотенузе, является родственно-контрастным по отношению к двум другим цветам, а последние, в свою очередь, связаны между собой контрастными отношениями. Всего таких треугольников в одном цветовом круге можно построить четыре, в системе из пяти кругов – 20.