Бани средневековья или когда европа была немытой. Как баня русская европу покорила

Немецкие общие бани предназначены для совместных походов с семьей, коллегами по работе или друзьями. Многие из них расположены на побережье рек Одер и Майн, а также вблизи термальных источников. Их парные сильно отличаются от наших бань, поэтому русским туристам предварительно следует ознакомиться с их правилами. Разный менталитет и культура могут стать причиной сильного шока, вызванного традициями немецких общих бань.

Многие банные комплексы Германии напоминают аквапарк. Они разбиты на секторы с разным назначением. В одном из них находятся большие бассейны с горками и трубками, холодной и горячей водой, мелкие и глубокие, с быстрым течением и гидромассажем. А в другом – разнообразие термальных процедур: русская, финская, монгольская и японская бани, хамам, био-сауна и ледяная пещера. А между ними организованы джакузи, зимние сады и массажные кабинеты.

Наибольшей популярностью пользуются комплексы, расположенные рядом с термальными источниками. Крупные немецкие общественные бани есть в Нижней Саксонии и Баварии. Также к лидерам по количеству посетителей относится:

  • «Каракалла Термы», возведенный прямо над подземным источником с лечебной водой;
  • «Ликвидром» в Берлине с бесплатными процедурами, морской водой в бассейне и интерьером в космическом стиле.

Отличия немецкой бани

Мужчины и женщины Германии посещают банные комплексы вместе. Там нет мужских и женских помещений или дней посещения. Лишь в единичных комплексах предусмотрены отдельные дни для посещения мужчин и женщин. Данная традиция ввергает в шок многих иностранцев, хотя и пришла она еще из древних времен. Считается, что раньше, чтобы не тратить дрова на топку бани отдельно для мужчин, женщин и детей, все мылись вместе. С тех пор это стало традицией.
Еще одной отличительной особенностью немецких общих бань является обязательное условие полностью обнажиться. Коренные жители Германии не склонны стесняться своей наготы, поэтому для них считается нормальным мыться обнаженными рядом с представителями противоположного пола. Там даже юноши спокойно купаются рядом с родителями своих друзей. А вот на прикрывающихся людей немцы смотрят удивленно.

Однако это не значит, что разгуливать голышом придется по всему банному комплексу, так как данное правило применимо только для парных и саун. Немцы объясняют это тем, что большинство плавок и купальников сшиты из синтетической ткани, которая при высокой температуре причиняет телу дискомфорт и вред. Также в немецких парных по той же самой причине запрещены резиновые шлепанцы и сланцы.

Садиться на полки в общественных банях Германии можно только на специальных двухметровых полотенцах. Также оно стелется под ноги, так как с разгоряченных тел стекает пот, который негативно сказывается на дереве. Особо стеснительные посетители могут закутаться в хлопковое полотенце.

В парилках устанавливается приглушенное освещение, чтобы создать дружелюбную атмосферу. Там действует несколько негласных правил:

  • Нельзя снимать на фото- и видеоаппаратуру;
  • Нельзя пристально рассматривать других посетителей;
  • Нельзя комментировать внешность других людей;
  • Необходимо соблюдать тишину и не тревожить других посетителей.

Дополнительные процедуры

Важной процедурой в немецких общих банях является ауфгусс, т.е. выливание на горячие камни термальной воды с эфирными маслами, в результате чего специальными опахалами или полотенцами по парной распространяется ароматный пар. Чаще всего используют апельсиновое, медовое или эвкалиптовое масла. Выполняется данная процедура специальными мастерами, которые даже ежегодно соревнуются между собой в Австрии.

Длительность ауфгусса составляет в среднем 20 минут. В большинстве парных весит расписание проведения данной процедуры, чтобы каждый посетитель мог сориентироваться по времени и не пропустить эту церемонию. Ее стоимость уже входит в оплату входного билета.

Во время проведения запрещается покидать парную, только в случае головокружения или резкого ухудшения самочувствия. Банщик, выполняющий процедуру, также может развлекать собравшихся людей анекдотами и шутками. В некоторых комплексах при этом включается приятная расслабляющая музыка, и бесплатно раздаются крема, кубики люда или соли. После процедуры посетителям предлагается на выбор прохладительный напиток, горячий чай, мороженое или фрукты.

Представить Россию без бань трудно. Даже в наши дни, когда распространилась мода на сауны, почти в каждом деревенском дворе или дачном участке есть русская баня, где можно поддать крепкого парку и от души похлестать себя ароматным веничком.

История русской бани древна, о ней упоминал еще летописец Нестор. Естественно, что с русской баней сталкивались практически все иностранцы, посещавшие Россию. Как правило, русская баня производила на них неизгладимое впечатление, а многих и ужасала. И было чего пугаться – в клубах раскаленного пара раскрасневшиеся мужчины и женщины хлещут себя прутьями, а затем еще и в снег или прорубь бросаются. Наверное, со стороны это выглядело как изощренное самоистязание.

В конце XVII века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию посетил Ганс Айрманн, оставивший записки о и Московии. Вот что его поразило в русском банном мытье: «Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают. Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим.

Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы».

З.И. Летунов. Русские бани




Для цивилизованной Европы, предпочитавшей очищать грязь с себя скребками, запах немытого тела маскировать духами, а для борьбы с насекомыми навешивать под одежду блохоловки, были удивительны банные процедуры русских. То, что у европейцев с телесной чистотой было плоховато, не преувеличение. «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе» – это свидетельство путешественника Марко Поло. А испанская королева Изабелла Кастильская заявляла, что за всю свою жизнь мылась дважды – при рождении и перед свадьбой.

Иностранцев поражало, что русские и их тянут в баню, считая её чуть ли не обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс, посетивший Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».

Ф.С. Журавлев. Девичник в бане

В это же время в Москве чешский путешественник Бернгард Таннер со спутниками решились по собственной инициативе посетить общественную баню. Получился конфуз. «По принятому у нас обыкновению мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу; дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как увидели московитяне нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно – так и разразились хохотом. Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже, кому надо воды, тот должен был сам спускаться к реке. Мы побыли там немного и ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться; как они, вместо того, чтобы тереться, начинали хлестать себя прутьями, орать, окатываться холодной водой. Так же моются, видели мы, и женщины, и тоже голыми бегают взад и вперед не стесняясь».

Кстати, иностранцы дружно отмечали, что в русской бане моются или совместно мужчины и женщины, или же отделения для них разделены только небольшой перегородкой, а окунуться в снег или в речку без стеснения выбегают все вместе. Для них это было настоящей экзотикой. В России же только в 1743 году Сенат специальным указом запретил в торговых банях мыться мужчинам совместно с женщинами. Указ стали соблюдать, но только в крупных городах.

Немало удивляло иностранцев и то, что русские супружеские обязанности связывают с мытьем в бане. Перед свадьбой жених и невеста обязательно мылись в бане, что было продолжением своеобразного «мальчишника» и «девичника», а после первой брачной ночи они уже шли в баню вместе. Этому обычаю долго следовали и российские монархи. Более того, если в обычные дни царю «было угодно спать вместе с царицей», то утром они оба шли в баню, где мылись вместе или раздельно со своими приближенными. Любопытно, что по этому принципу бояре сразу же вычислили, что Лжедмитрий и его супруга явно «не свои для Руси», в баню-то вместе не ходят.

К чести иностранцев, многие понимали, что русские в вопросах гигиены обогнали их намного. Испанец Риберо Санчес, бывший врачом при дворе Елизаветы Петровны, искренне восхищался: «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и привозимых изо всех стран света, то желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в бани российские для пользы общества».

Е. Корнеев. Русская баня. Гравюра

Ему вторит камерюнкер Берхольц, познакомившийся с русской баней в Петербурге. В записках о России он подробно описывает посещение парилки и все банные священнодействия, отмечая, что «по окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным».

Стоит отметить, что многие иностранцы в России приживались, становясь по своим привычкам практически русскими. Естественно, что они привыкали и к русской бане. К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами. Они быстро превратились в своеобразные клубы для людей состоятельных. В Москве такой баней-клубом стали знаменитые Сандуны, где бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.

Серебрякова Зинаида Евгеньевн, Баня. 1913

Интересно, что иностранцы, долго жившие в России, стали по возвращении на родину строить у себя бани, чем немало изумляли соотечественников. Особенно быстро русская баня «завоевала» Германию. «Но мы, немцы, – писал немецкий врач Макс Плотен – пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу». Бани стали появляться и в других странах, а португалец Антонио Саншес даже издал книгу «Уважительные сочинения о русских банях».

Возрождение бань в Европе наступает уже в восьмом веке после завоевания ее арабами, они вновь принесли культуру восточной бани в покоренные страны.

Третье по счету появление бань в Европе приходится на вторую половину XVIII столетия. И на этот раз они приходят уже не с Востока, а из России. В средние века Европу захлёстывал ужас антисанитарии, эпидемия чумы, холера, а также всесторонняя грязь. Возродились же гигиенические процедуры во времена Петра первого. Он однажды, посетив Амстердам, построил бани для всех своих солдат. А уже после 1812 года русскую армию было не остановить. Поэтому бани были построены во всех освобождённых городах Европы. Но если говорить о России, то её жители никогда не отказывали себе в удовольствии побаниться. Забавно было смотреть на европейскую знать, которая заглушала зловоние тела маслами и духами, а также длинными палочками гоняла блох и вшей под огромными одеждами и париками. В это же самое время русские шли в баню. Под струей горячего пара и хлёсткого веника не выдерживало ни одно вредное насекомое.

Постепенно бани стали появляются в Англии, Германии и Дании, а позже во Франции, Италии, Швейцарии и других странах. Однако специфика русской парилки, ядреный русский пар калильной печи не был понят и принят в Европе, тем более такие процедуры русских, как ныряние в зимнюю прорубь или в снеговой сугроб. Сухой пар калильной печи был быстро заменен технически «усовершенствованным» способом получения мокрого пара в водогрейных котлах, который по трубам подавался в парильные отделения. Весь каскад русских банных приемов с использованием банных веников, растираний и массажей, употреблением богатой флоры для приготовления «вкусного пара» и русского чая был опущен, и все дело быстро закончилось так называемыми паровыми ваннами. Тем не менее, этот интерес Европы к русской бане принес существенные социальные плоды. Так, например, известный немецкий гигиенист конца прошлого столетия Платен писал: «Мы, немцы, говоря о русской бане или пользуясь ею, очень редко вспоминаем о том, что этим шагом вперед по пути культурного развития мы обязаны нашим восточным соседям».

Как я парился в нудистских банях Австрии

Мне хотелось затронуть немного веселую тему про то, как принято ходить баню у Австрийцев. Мне же пришлось перебороть себя и окунуться в нудистскую тему – посетить общие бани. Шок и стеснение. Да у них принято ходить голыми в сауны, а потом плюхаться в бассейн.

Потом я сходил на банные мероприятия: меня хлестали горячим флагом, мазали липкой, колючей и холодной штукой, заставили сидеть 20 минут голым в сауне.

Я на это пошел только ради вас, чтобы написать этот рассказ! Фотографий конечно же я не делал:-)

Осенью мы с Леной чинно-аристократично отдыхали на чудесном курорте в Австрии. В этот пенсионерский городок едут ради термальных источников. Как же жить в Бад-Ишле и не оздоровиться?

Собрали полотенца, купальные принадлежности и отправились термы Еurothermen.

Термальные источники Еurothermen

Вкратце расскажу систему. При входе оплачиваете билет €16 на 4 часа. Вам выдают браслет-часы. Прикладываете их к турникету и время пошло. Если вы отважитесь скинуть с себя всю одежду и пройти в нудистскую зону, то с вас возьмут еще €7,5 за весь день. Их нужно будет доплатить при выходе.

Проходим мы к раздевалкам. Они общие. То тут, то там мелькают оголенные тела. Мы, конечно, переоделись в кабинках. Я Лене не говорил, что тут культ натуралистов, но она начала догадываться. :-)

Комплекс термальных бассейнов

Расскажу о бассейнах. (Большинство фотографий от Дарьи Письменюк). При входе нас встречает тепленький бассейн с минеральной водичкой. Мы сразу плюхаемся в него. Как приятно! По краям подводные лежаки с джакузи, фонтанчики для спины и шеи.

Прохожу через турникет. На дисплее написано, что с меня снимут еще около €7. Открываю двери. На них написано, что вы пересекаете нудистскую зону и не мешало бы вам раздеться. При входе большой зал с лежаками. Кто-то остывает после бани, кто-то просто читает газету. Я оголился и прикрылся полотенцем на всякий случай. Ополоснулся в душе и пошел к саунам.

Сколько же там саун! Я ходил минут 10 и изучал их. Заходил в каждую. При входе нужно снять тапочки. Нельзя садиться попой на деревянные поверхности. Все места соприкосновения кожи с деревом нужно прокладывать полотенцем! То есть подложить под попу и ноги.

Kaiser sauna, Country house sauna, Mine sauna, Gallery sauna, Stone bath, Steam bath, Saltwater inhalation grotto, Infrared cabins, Large saltwater pool, Hot whirlpool, Cold pool.

Я не помню какая из саун как называется. Подберете по смыслу из списка выше. При входе везде есть таблички: как называется, какая температура и влажность, сколько нужно там находится.

Зашел в первую сауну. Посмотрел, как все подкладывают полотенца. Сделал так же. Вроде никто на меня не косился. Бабушек не было:-) Были дамы и мужчины с приличным телосложением. Жарко.

Зашел в следующую сауну. Там уже не так жарко. Посидел, погрелся. Вокруг несколько девушек. Одна из них лежит, ноги согнуты в коленях. Засмущался, пошел дальше.

Заглянул в баню. Очень влажно и не жарко – приду сюда напоследок. Иду по коридору. Справа в джакузи плещутся мужички. Не хочу к ним:-) После каждой сауны нужно принимать душ – принял душ.

А это что за запотевшая стеклянная дверь? Открыл, зашел. Все так же ничего не видно из-за пара. Тут, видимо, нужно стоять и дышать. Не знаю сколько человек рядом со мной стояло и дышало – я ничего не видел. Стало как-то не по себе. Вышел.

Впереди большой бассейн для натуралистов. В воде плескается голый старичок. Туда – на спине, обратно на животе. По краям еще есть люди. Покупаюсь потом, если никого не будет.

Банщик с полотенцем на бедрах, что-то сказал по-немецки. Все послушно пошли за ним. Я же пришел за репортажем для вас! Тоже пришлось идти. Что мне уже терять?

Все вышли на улицу. Там как-то зябко. На улице есть еще одна большая круглая сауна! Мы все туда зашли. Банщик закрыл дверь, поставил какую-то табличку, перевернул песочные часы. Я понял, что я застрял тут как минимум на 20 минут.

Все расселись по кругу на деревянных лавочках напротив вагонетки. Банщик поддал жару. Температура стала подниматься. Люди расслаблено разложили свои телеса на полотенца. Я же сидел смирно, не сильно светя своими прелестями. На верхней полке на уровне моих плеч расположились пару мужчин и завели беседу между собой. Мне не очень было приятно находиться около их мошонок и я отодвинулся:-)

Пока поднималась температура, я робко осмотрел окружающих. Все были достаточно молодые, лет 25-35, приятного телосложения. Мужчин чуть больше женщин. Как еще покорректнее написать? Есть на что посмотреть:-)

Очередь за белым порошком

Тем временем градус заметно повышается! Зашел банщик, выгнал всех на улицу. Все выстроились в очередь. Каждый окунал руку в бочку. Брал белый порошок. И растирал его на потную кожу. Что это?

Дошла очередь до меня. Зачерпнул рукой белый порошок. Начал растирать его по коже. Крупинки были очень большие. Драло кожу, как песок. Дак это соль! Все отправились обратно в сауну потеть.

Зачем банщик махает австрийским флагом?

Шоу на этом не закончилось. Теперь градус уже подходил к 80. Зашел банщик. Принес флаг. Добавил эфирных масел. Зачем ему флаг? :-)

Мало того, что принес флаг, дак он еще стал петь песни и патриотически им размахивать. До меня дошло – чтобы стало еще жарче! Теперь он подходил к каждому и махал флагом перед лицом. Меня так сильно обдал жаром, что я чуть не остался без бровей и ресниц. Я уже перегрелся. Время закончилось и все стали выходить. На улице по очереди приняли душ.

Когда я к ней пришел, то от перегрева не смог ничего сказать. Мой организм и я были в шоке. Мне хотелось ей обо всем рассказать и сводить туда, но уже был десятый час. Пора домой. В этот вечер я спал, как убитый.

Второй раунд с банщиком. Кто победит?

На следующий вечер мне удалось уговорить Лену сбросить одеяния и отправится в царство натуралистов. Вчера я посмотрел расписание банных представлений. На соляное уже ходил. Теперь идем вместе на какое-то непонятно немецкое слово:-)

Уже более смелыми шагами заходим в зону без одежды. Лена быстренько разделась и обмоталась в полотенце. Банщик опять зовет на улицу в круглую сауну. Опять включает жар.

Что подготовил веселый массовик-затейник на сегодня?

Расположились по кругу. Лена сидит обмотанная полотенцем. Я немного раскрепощённее. Всё… перерыв. Все выходят. Лене пришлось расстаться с полотенцем. На улице очередь к банщику. Каждый подходит к нему и тот тщательно опрыскивает жидкостью из пульверизатора спереди и сзади. Что на этот раз? Соль? Нет!

Мятная водичка. Ощущения необычные. Заходим опять в сауну. Как-то странно – воздух жарит, а кожа охлаждается. Больше всего жжет мятой в складках, особенно в задней:-)

Не так экстремально, как вчера с солью и флагом. Но хоть не травмировали психику Лены. Она достойно приняла нудизм. Ей не очень было там комфортно. Мне – уже привычно.

Отправил ее в нормальный бассейн, а сам продолжил эксперименты. Заглянул в сауну, где от пара хоть топор вешай. На ощупь прошелся вдоль стенок. Вроде ни с кем задом на столкнулся. Поплавал голенький в бассейне – это я люблю. У нас в Каме тоже было дело:-)

Погрелся в не горячей влажной баньке. Приходил банщик, предлагал самодельное клубничное варенье для печки. Я не знаю куда его класть, поэтому отказался.

Липкие тела

Время нового шоу! Все заходят во влажную комнату. Там вместо деревянных лавок – кафельные. Тут уже без полотенец. Ничто вас не скроет от чужих глаз! Каждый помыл из душа лавку и сел.

Мистер банщик выдал всем упаковки липкой массы. Все старательно стали растирать свои бедра, ноги, животы, груди и руки. Ну и я тоже. Лизнул – оказывается это мед. Хорошо, дайте две!

Намазался как следует, сижу греюсь. Глаза сами собой разглядывают окружающих. На таких спа-процедурах больше женщин, кстати молодых;-) Тут главное не лохонуться. Даже не представляю, чтобы я делал, если бы… Но вроде все прошло прилично. Быстрее в душ смывать. А то опять уже десятый час – пора домой.

Итого

Термы посетить стоит обязательно. Я не затрагивал тут тему оздоровления. Об этом полно информации, а вот личными впечатлениями делятся мало. Мне тоже не просто излить вам душу, но я рискнул – ведь сегодня 1 апреля. Что правда, а что вымысел говорить не буду. А то скажу, что все правда, а вы будете надо мной смеяться. При первой же возможности снова посещу термы.

Понравилось? Подпишитесь на мои каналы:

Влияние Христианства. После падения Римской империи традиции купания в Европе увяли. Христианская церковь, стремясь окончательно уничтожить остатки языческого Рима, в большинстве терм преобразовала в храмы. Все-таки, бани не были совершенно забыты. В XII-XIII веках в Европе распространилась идея турецкого хаммама, привезенная участниками крестовых походов. Культура средневековых бань распространилась и на другие страны Европы - северную Италию, Францию, Германию, Нидерланды, Бельгию, Англию, Скандинавию. В XIII-XVI веках бани и культура купания в банях процветала. В то время в каждом крупном городе можно было найти общественную баню.

В XIII веке было запрещено женщинам и мужчинам мыться вместе, должны были устанавливаться дни для мытья женщин и мужчин. Однако и дальше продолжались в банях кутежи и гулянки, несмотря на предупреждения о распространяющихся эпидемиях и венерических болезнях. Интересно, что уже во времена средневековья, по требованию представителей власти, человек намеревавшийся построить общественную баню, обязан был купить лицензию. В городах такими правами торговали, но лицензию можно было и взять в аренду или унаследовать.

Представители знати или богатые горожане дарили права на открытие бань школам, больницам или монастырям, чтобы они могли заняться прибыльным делом. С VI века монастыри общественные банистроили по соседству с горячими или другими источниками, чья вода считалась лечебной. Католическая церковь, даже купание одного бедного относила к благодеянию. Церковь активно пропагандировала купание в банях, в целях поддержания чистоты, до XIV века. Со временем спектр услуг, оказываемых баней, расширялся.

Через некоторое время общественность стала отрицательно смотреть на бани, это фактически и привело к увяданию средневековой культуры бань. Отношение церкви к баням сталь также отрицательным, потому, что бани в основном превратились в места увеселений, они способствовали распространению эпидемий и болезней. Источники по истории утверждают, что в 1920 году в городах уже почти невозможно было найти бань, разве что в отдаленных деревнях, в Альпийский долинах,а также в Балтийских государствах, Финляндии и на севере России.

Банщик - важное лицо. Работавшие в бане люди - банщики, считались очень важными особами. Со средневековых времен, человек, имеющий банную лицензию мог сам быть банщиком, присматривающий за купанием и топкой бани, или для этой цели мог нанимать другого человека. Спрос на людей с профессиональными знаниями банщика рос, во многих городах Европы они стали объединяться в гильдии банщиков, иначе - профсоюзы, со строгими письменными правилами, касающиеся морали, процедур, платежей за услуги бани. Квалификация банщика присваивалась только после сдачи экзаменов, которые принимали медики.

Желавшие стать профессиональными баншиками должны были соответствовать ряду требований:быть не моложе 15 лет, их здоровье должно было оцениваться как прекрасное, кроме того, должны были уметь читать и писать, знать основы арифметики, а также владеть немецким и латинским языками. Банщики Средневековья были “мастерами на все руки”, а не профессиональными банщиками, так как им приходилось не только присматривать за купанием в бани, но заниматься и другими делами. В маленьких банях чаще всего трудилась все члены семьи - заготавливали дрова, стирали полотенца, чистили баню и помогали купающимся...