Культурные явления 20 века. Развитие культуры в первой половине XX века

Культура второй половины 20-ого века. Ответ:

Общая характеристика культуры XX в.:

торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

Поскольку XX в. - век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.

В истории культуры XX в. можно выделить три периода:

1) начало XX в - 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);

2) 20-30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры - социалистической),

3) послевоенные 40-е гг. - вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура - это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.

Духовная и материальная культура XX в. - это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого - запечатлеть мгновение жизни.

Прорыв за границы привычного искусства, сложившегося в XIX в., происходит и в начале XX в. На рубеже XIX-XX вв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого становясь еще более разнообразной. Это многообразие не могло не отразиться на искусстве, литературе, философии, т. е. на культуре в целом, отобразивших и культурный упадок, и деградацию техногенной цивилизации на рубеже двух последних веков II тысячелетия, и метафизический подход к решению глобальных проблем, попытку осознания новой роли человека в мире. В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX - XX вв. получил название «декаданс», а искусство и литература - декадентские. Главное свойство и особенность декаданса - растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Сложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения, - вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности. Поэтому и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения. В начале XX в. Философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны (особенно в России). Это объясняется тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания. На этой теоретической основе и сложился декаданс.

Вопрос 22.

«Массовая» и «Элитарная» культура. Конфликт и взаимодействие.Ответ:

Элитарная культура – это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Её ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства. Так, произведения абстракционистов в виде цветовых композиций сложны для восприятия человеком, не знакомым с законами живописи, символическими цветовыми образами. Девиз элитарной культуры “Искусство ради искусства”. В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина).

Массовая культура – это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Наибольший её размах начинается с середины XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется. подвержена моде и реагирует на любое новое событие. В ней много подражательного, стандартизированного, она черпает свои сюжеты в элитарной и народной культуре, но основана на стереотипах. Если для представителей элитарной культуры основным стремлением является полное самовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовой культуры важным является коммерческая выгода, прибыльность того или иного произведения.

Вопрос 23.

Особенности Русской культуры. Восток или Запад? Ответ:

Надо согласиться, что Россия несводима в чистом виде ни к Востоку, ни к Западу, необходимо действительно учитывать влияние восточного (туранского) фактора на ее развитие. Но это, пожалуй, и все, что можно принять у евразийцев. Базировать на идеях евразийства концепцию истории России нельзя. Единая евразийская нация - это миф. Не убедительно звучит и тезис насчет самодостаточности России. Почему же страна со времен Петра I так решительно и упорно стремилась соединиться с Европой, войти в сообщество европейских держав? Европеизация была не только желанием, но и реальностью, особенно ощутимой в начале XX века. В современных условиях антизападность евразийской и других подобных концепций используется в борьбе против перехода к рынку и демократии.

Анализ истории с позиций русского национализма означает новое насилие над ней. Не обосновано стремление свести все к русским и русскому. Для любого беспристрастного человека очевидно, что это не соответствует историческим реалиям. Да, русский народ создал богатейшую культуру. Да, российское государство создавалось как русское. Но это не исчерпывает всего российского мира. Разве можно перечеркнуть судьбу и культуру народов, исповедующих мусульманские ценности, католические, буддийские и т.д.?

Таким образом, протекавшие в России практически на всем протяжении ее истории и продолжающиеся до сих пор споры относительно места и роли России в мировом цивилизационном процессе, породили разные ответы. После всего сказанного в основу анализа истории и культуры России необходимо положить следующие исходные принципы:

1. Россия не является самостоятельной цивилизацией и не относится ни к одному из типов цивилизаций в чистом виде. Русская культура - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени.

2. Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество. Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром.

3. Россия геополитически расположена между двумя мощными центрами цивилизационного влияния - Востоком и Западом, включает в свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и восточному варианту. Неизбежно в российском обществе сказывалось как западное, так и восточное влияние. Большая часть территории России заселена позднее, чем те регионы мира, в которых сложились основные центры культуры. В этом смысле отечественная культура - явление относительно молодое. В силу своей исторической молодости она оказалась перед необходимостью интенсивного исторического развития. Развиваясь под влиянием различных культур стран Запада и Востока, исторически опередивших Россию, воспринимая и усваивая культурное наследие других народов, русская культура решала свои задачи, формировала и развивала собственные традиции, никогда не ограничиваясь копированием чужих образцов.

4. При крутых поворотах исторические вихри "сдвигали" страну то ближе к Западу, то ближе к Востоку. Россия представляет собой как бы "дрейфующее общество" на перекрестке цивилизационных магнитных полей. В связи с этим для нашей страны, как никакой другой, на протяжении всей истории крайне остро стояла проблема выбора альтернатив.

5. Длительный период развития русской культуры определялся христианско-православной религией, которая своей духовной деятельностью вносила значительный вклад в мировую художественную сокровищницу России. Вместе с тем, влияние христианства на русскую культуру - процесс далеко не однозначный. По справедливому замечанию видного славянофила А.С.Хомякова, Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианской религии. Русская культура вышла из-под влияния религиозных догматов и переросла границы православия.

6. Специфические черты русской культуры определяются в значительной степени тем, что исследователи назвали "характером русского народа". Главной чертой этого характера называли веру. Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и русского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Ф.Тютчева: " Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить".

Чтобы ответ на зачете был засчитан как удовлетворяющий требованиям, он долженраскрывать следующие положения и отвечать на следующие вопросы:

1.Предмет и задачи культурологии как науки.

Что такое «предмет» науки? Каков«предмет» культурологии как науки? Чем отличается культурологическая трактовкапонятия культуры отего трактовки другими науками?
В чем состоят главные задачикультурологии как науки? Каково практическое применение получаемых ейрезультатов?

2. Становлениекультурологии как самостоятельнойотрасли знания. Место культурологии в системе гуманитарных наук.

(Продолжить)

Когда в европейской науке возникает интерес ккультуре как явлению?Какие наукизанимаются изучением культуры?Из какихнаук вырастает и данными каких наук пользуется культурология?

3. Понятие культуры. (Определения)

Многозначность понятия«Культуры».Почему не возможно дать одно точное определение этому понятию?Перечислитьосновные группы определенийкультуры. Привести примеры.

4. Смысл культуры. Функции культуры.
Каков смысл культуры как явления вчеловеческом сообществе? Каковы ее основные функции? Дать определение понятию«функция». Перечислить основные функции культуры. Привести конкретные примеры.

5. Роль этикета. История и современность.
Дать определение понятия «этикет».Где (в какой стране), когда (в каком веке) и почему (для чего) возникаетэтикет? Относится ли этикет к народной культуре или к аристократической? Кмассовой или к элитарной?В чем смысл икаково предназначение этикета в повседневной жизнипредшествующих веков?Как широко распространены и на сколькотщательно исполняются этикетные нормы в современном обществе?Почему незнание основным норм этикетасвязывается с низким культурным уровнем человека?

6. Понятие «культурно - исторического архива». Егосмысл и значение.
Дать определение понятию«культурно-исторический архив».Из какихкомпонентов состоит культурно-исторический архив, а какие в него не входят?Каково значение культурного архива в общекультурном контексте? Каков смыслэтого понятия для культурологического исследования?

7. Понятие «культурной константы». Пространство,время, смерть, брак.
Дать определение культурнойконстанты. Каковы основныеметодыанализа культуры при помощи культурных констант? Привести пример культурнойконстанты. Какие выводы можно сделать для конкретной культуры на основерассмотрения этой константы?

8 .Европоцентризми теории локальныхцивилизаций.
Что такое Европоцентризм? Датьопределение. Объяснить происхождение этого мировоззрения и его современныхособенностей.Чем отличаютсяевропоцентрические теории культуры?Привести пример европоцентристкой теории культуры. Чем отличаются теориилокальных цивилизаций? Привести примеры концепций, относящихся к теориямлокальных цивилизаций.

9. Формационная концепция культуры К. Маркса.
В чем состоит значениеисторико-экономической теории Маркса для русской и мировой культуры? Какова поМарксу связь экономики и культуры? Что такое общественно-экономическая формация,и какие они бывают?Что такое доклассовое, классовое и постклассовое общества? В чем их характерныеособенности? Как осуществляется переход от одной общественно-экономическойформации к другой? Что такое способ производства и производственные отношения?Каким образом сосуществуют разные общественно экономические формации? Каковы объективныезаконы исторического развития, и какой у него предполагается результат?

10. Теория культурно-исторических типов О.Шпенглера.
Работа Шпенглера «Закат Европы»: раскрыть понятия «душа», «пра-символы»культуры, «ландшафт».
Каковы возможности взаимодействийкультур между собой?Каков цикл развитияжизни культуры? Каково соотношение понятий «культура» и «цивилизация»?

11. Концепция развития культуры А. Тойнби: «Вызов» и «Ответ».

Какова связь культурологии и истории?В чем состоит основное содержание работы А. Тойнби «Постижениеистории».В чем состоит смысл концепции «Вызовов»и «Ответов». Дать определение и раскрытьсмысл понятия «Элита». Как возникают и как исчезают культурные элиты? В чемсостоит предназначение культурной элиты по А. Тойнби?Перечислите,опишите и приведите примеры основных типов стимулов(удара, давления, социального ущемления).Каковы возможные ответы на стимулы (архаизм, футуризм, аскетизм, духовноепреображение) и в чем особенности единственного, приносящего результат?.

12. Возникновение культуры. Особенности первобытнойкультуры. Проблема происхождения первобытной культуры: каковы особенностидатировки и материальных свидетельств. Вчем заключаются особенности первобытного мышления и миропонимания? Дайтеопределение понятиям синкретизм, фетишизм, анимизм и тотемизм.Приведите примеры.

13. Особенности Древней культуры. Египет.

Каковы особенности мифологии Египта,и в чем состоит ее влияние на культуру? Дайте определение и приведите примерызооморфизма в египетской культуре. В чем заключаются причины консерватизма вегипетском искусстве? Какова связь этого консерватизма с культом мертвых иособым отношением к телесности (тело воскресающее)?

14. Античная культура. Общая характеристика.(Древняя Греция или Древний Рим по выбору)
Древняя Греция. В чем заключается антропоцентричность греческой мифологиии культуры? Как соотносится тело как микрокосм, живущий по определеннымзаконам, с законами жизни макрокосма? В чем состоит принцип калокагатии истремление к гармоничному развитию личности?
Древний Рим.Каковы особенностигражданской культуры Древнего Рима? В чем вы видите влияние Римскогозаконодательства на европейскую цивилизацию? Тело как собственность: в чемзаключается влияние на дальнейшее развитие европейской культуры в целом?

15. Европейская средневековая культура. Общаяхарактеристика. Что означает понятие“средние века”? Объясните, что означает и как проявляется иерархичность средневековойкартины мира. Дайте определения и объясните основные черты средневековой культуры (геоцентризм,традиционализм, символизм, дидактизм и психологическая самоуглублённость,историзм)В чем заключается влияниевосприятия тело как «грешная и умертвляемаяплоти» на медицину и повседневную жизнь? Поясните, что означает делениесредневековой культуры на культуру элитарную (аристократическую) и народную.

16. Место и значение христианства в картинемирачеловека в средневековье.

Дайте определение и пояснитепонятие теоцентризм. Объясните, каким образом теоцентрическая картина миравлияет на восприятие человеком своего места в нем? Каковы будут последствиятакого восприятия для повседневной жизни? Поясните,в чем видели смысл жизни и суть смерти люди всредневековой Европе.

17. Итальянский Ренессанс. Изменение культурнойпарадигмы.
Дайте определения ипоясните основные черты Ренессанса: антропоцентризм, гуманизм, видоизменениесредневековой традиции, особое отношение к античности и филологизм. Поясните,что означают понятия «традиционная культура» и «культура инновационная».Как осуществляется переход европейскойкультуры от традиционной к инновационной?
18.ЗаальпийскоеВозрождение. Значение Реформации.
Вчем исторические причины возникновения протестантизма? Расскажите оботличительных чертах англиканства, кальвинизма и лютеранства. Объясните,в чем заключается влияние протестантской этики на развитие массовой культуры.
19. Культура Нового Времени.Основные черты и этапы. (17 -19 века.)
Дайте определение и сформулируйтеособенности инновационного типа культуры. Коротко охарактеризуйте, как развиваетсяевропейская инновационная культура с 17 до конца 19 века. Какие примерыисторических событий и научных открытий вы можете привести к каждому из перечисленных веков? Пояснитенаучное значениеконцепции Дарвина.Дайте определения и поясните понятия рационализм и сциентизм. Поясните, в чемзаключались научная и техническая революции..

20. Европейская культура первой половины 20 века.Основные черты и особенности.
Сформулируйте основные тенденции развития европейской культуры в первойполовине XX веке.Что такоеиндустриальная культура, каковы ее основные черты и особенности. Какие научныеоткрытия и новые технические возможности создаются в культурном пространстве?Дайте определение массовой культуре и приведите примеры относящихся к нейявлений. Поясните причины и последствия распространения европейского типакультуры.

21. Европейская культура второй половины 20века.Основные черты и особенности.
Дайте определение постиндустриальной культуры. Поясните, каким образомосуществлялся переход откультурыиндустриальной к постиндустриальной. Поясните суть понятий техногеннаяцивилизацияи информационное общество.Объясните как позитивное, так и негативное значение и роль СМИ в современноммире.
22. «Массовая» и «элитарная» культура. Конфликт ивзаимодействие.
Дайте определения и приведитепримеры явлений относящихся к массовой и элитарной культурам. Объясните,почемумассовая культура стремиться кзанижению стандартов, свойственных культуре элитарной. Поясните связь массовойкультуры с производством, и элитарной с культурно историческим архивом.В чем суть конфликта и единства ценностей,транслируемых этими культурами?

23. Особенности русской культуры. Восток или Запад?
В чем состоят особенностирасположения и культурных влияний, которые исторически оказывались на русскую культуру? С какими историческими событиями связан кризистрадиционной национальной культуры? В чем заключаются особенности культуры современной России какмногонационального государства?Дайтеопределения и приведите примеры понятий этническая и национальная культура. Сформулируйте,в чем состоял культурный аспект причин межнациональных конфликтов последнихдесятилетий.


Похожая информация.


1. Социо-культурная ситуация. Процессы модернизации и глобализации.

2. Феномен массовой культуры.

3. Стилевое и жанровое разнообразие

20 век в истории стал временем самых грандиозных преобразований и самых глубоких социальных потрясений. Облик новой цивилизации определили ядерная энергия, освоение космоса, телевидение, компьютеризация, электроника, кибернетика, которые одновременно меняли мировоззрение. Универсальными тенденциями культурного процесса стали модернизация и локализация. Под культурной модернизацией понимают обновление культуры в духе определенных ценностей в связи с вызовом времени или необходимостью преодоления отставания от более развитых культур. Модернизация 20 века была представлена радикальным изменением технологий, коммуникации и форм передачи знания. Одновременно она отразила процесс распространения европейской культуры на все континенты. Это происходило через:

1. Индустриализацию и утверждение рыночных принципов регулирования экономики по западному образцу.

2. Аккультурацию, т.е. активное взаимодействие культур различных народов, при котором национальные и региональные культуры усваивали научно-техническую культуру Запада.

3. Вестернизацию – целенаправленное навязывание западных чаще американских стилей жизни и потребительских ориентаций, стремление утвердить западные ценности в качестве универсальных. (культурный империализм).

Научно-техническая и технологическая революции 20 века создали материальный базис мировой интеграции, результатом которой стала глобализация культур, т.е. формирование общепланетарного культурного пространства. Культурная глобализация проявляется через:

1. Утверждение общечеловеческих принципов культурного развития.

2. Информатизацию культурного пространства в рамках глобальной компьютерной сети.

3. Формирование новой технологической культуры, связанной с мировой экономикой, международным правом и финансами транснациональных корпораций.

4. Интернациональную науку и образование.

5. Массовое потребительство и создание мирового рынка культурной продукции.

Глобализация и модернизация представляют закономерный и объективный процесс, связанный с новым этапом эволюции разума, но он внутренне противоречив. В нем противостоят друг другу идеи сотрудничества и соперничества, общие интересы и суверенная независимость, культурная унификация и национально-культурная индивидуальность народа. Это делает мировую социокультурную систему неустойчивой, что подтверждается развитием фундаменталистких, антиглобалистких и национально-политических движений.

2. Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили выделить новый тип социальной культуры – массовую культуру. Её предысторией считают упрощение вариантов священного писания на заре христианизации, развитие книгопечатания в 15 веке, становление приключенческого и детективного романа в 17-18 веках и принятие закона об обязательной всеобщей грамотности рядом европейских стран в конце 19 века.


Однако собственно феномен массовой культуры и все её ключевые структуры сформировались в США в начале 20 века на волне урбанизации, развития средств массовой информации и формирование среднего класса.

Художественным выражением массовой культуры стали вестерн, детектив, мелодрама, мюзикл, комикс. Свою деятельность масс культура осуществляет в рамках «технических» видов искусства (кино, телевидение, видео) и средств массовой информации и СМИ.

Сферы применения: образование, идеология и пропаганда, спорт и туризм, индустрия досуга, шоу-бизнес, наука.

Социальной основой данной культуры выступает человек массы и одновременно она формирует определённый культурный тип человека – человек-винтик, человек-гедонист, человек-прагматик.

Массовая культура отличается от народной тем, что её творят профессионалы для массового потребления, но при этом она представлена не высокохудожественным творчеством, а по сути ремесленным производством. Еще более далека она от культуры элитарной.

За что критикуют масскульт: примитивизация отношений между людьми, развлекательность, забавность, сентиментальность, натурализм (насилие?), культ успеха сильной личности и вещизм, культ посредственности.

Но масскульт помогает быстро приспосабливаться, ориентироваться, быстрое решение проблем в обществе.

В настоящее время в массовой культуре наблюдается переплетение двух тенденций: одна связана с игрой на самых примитивных чувствах и проявляется через невежественную контркультуру, а другая строится на учёте стремления простых людей повысить социальный статус и образовательный уровень и связана с популяризацией науки и классической культуры.

Новая социальная реальность 20 столетия привела к принципиально новой художественной культуре. Ведущими культурными движениями стали модерн, модернизм и постмодернизм.

Ведущим направлением в искусстве 1-ой половины 20 века стал модернизм, центрами которого явились Франция, Германия, Россия и Италия. Модернизм (фр. новейший, современный) – это условное обозначение художественных течений для которых характерно эксперимент с формами и отказ от традиционных методов творчества. Поскольку каждый раз это искусство выступало с позиции открытия новых путей, то оно объявляло себя авангардом. Общее у авангардных направлений это стремление преодолеть реализм, натурализм и изобразительность.

Направление:

1. Кубизм(Брак, Пикассо)

2. Экспрессионизм (лат.) который объявляет предметом искусства фантастические образы и внутреннее ощущение художника (Кирхнер).

3. Абстракционизм (разновидность супрематизм(превосходство)) – предметом искусства выступает предельно простая форма, предельно простой рисунок и сосредоточенность на цвете, световых пятнах и мазках (Малевич, Кондинский).

4. Сюрреализм (надреализм) – главная цель – изображение сферы бессознательного, а источник искусства – инстинкты, сновидения, галлюцинации (Дали, Магрит).

5. Футуризм – искусство, связанное с культом техники, силы, движения, урбанизации (Маяковский).

6. Фовизм (дикие) – стремление к яркому открытому цвету и разнообразные цветовые эксперименты (Матисс).

7. Дадаизм (фр. конёк, лошадка, перен. – детский лепет) – отрицание искусства как ненужного и бессмысленного занятия, демонстрация нелепых реальных предметов, подражание детскому рисунку и искусству дикарей.

В целом эти движения отразили раскол культуры на гуманитарную и научно-техническую, а также противостояние индивидуального и массового сознания в развитом техногенном обществе.

С 70-ых годов 20 века развивается культурное движение постмодернизма . Установки постмодернизма построены на том, что нет абсолютных истин, не существует гармонии мира, нет единого и правильного пути развития. Истина рождается здесь и сейчас в непосредственной коммуникации друг с другом, в диалоге, есть много истин и бесконечная множественность исторических путей развития. Отсюда принципы: плюрализм, относительность и историзм только как форма диалога.

Постмодернизму свойственны сближение и сращивание различных художественных стилей и направлений, «анархизм стилей», ориентация на все слои общества, иронизирование над художественными традициями прошлых эпох, широкое цитирование прошлых культурных достижений и использование их форм в своем содержании, уравнивание примитивного и научного, прекрасного и безобразного, понятие добра и зла, утверждение в своей деятельности приоритетов экологии, нового гуманизма, новых политических и других течений, стремление отказаться от всех классических авторитетов.

XX столетие - самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры

Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

Поскольку XX в. - век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.

В истории культуры XX в. можно выделить три периода:

1) начало XX в - 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);

2) 20-30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры - социалистической),

3) послевоенные 40-е гг. - вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура - это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.

Духовная и материальная культура XX в. - это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого - запечатлеть мгновение жизни.

Прорыв за границы привычного искусства, сложившегося в XIX в., происходит и в начале XX в. На рубеже XIX-XX вв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого становясь еще более разнообразной. Это многообразие не могло не отразиться на искусстве, литературе, философии, т. е. на культуре в целом, отобразивших и культурный упадок, и деградацию техногенной цивилизации на рубеже двух последних веков II тысячелетия, и метафизический подход к решению глобальных проблем, попытку осознания новой роли человека в мире. В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX - XX вв. получил название «декаданс», а искусство и литература - декадентские. Главное свойство и особенность декаданса - растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Сложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения, - вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности. Поэтому и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения. В начале XX в. Философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны (особенно в России). Это объясняется тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания. На этой теоретической основе и сложился декаданс.

Искусство декаданса является отражением всех социальных и мировоззренческих противоречий. В 1909 г. появляется футуризм, его «крестный отец» - итальянский писатель Ф. Маринетти. Позже возникает новое общество экспрессионистов «Синий всадник», появляются приверженцы дадаизма, аудизма и др. В 1915 г. в Париже заявляют о себе фовисты -«дикие», в этом же году в Дрездене появляется «Мост» - группа объединившихся художников-экспрессионистов. Тремя годами позже «Моста» формируется кубизм. В России инновационные процессы в культуре схожи с западноевропейскими: в лирическом духе творили М. Нестеров, И. Левитан, в духе импрессионизма писал К. Коровин. Формируется образно-романтический метод М. Врубеля, сложная символика В. Борисова-Мусатова. Вновь появившийся журнал «Мир искусства» ориентировал на нетрадиционное для России отстранение от реальных жизненных впечатлений, иллюзорность, маскарадность. И, наконец, выставка «Бубновый валет», состоявшаяся в Москве, определила новое направление в развитии искусства. В литературе, театре, музыке протекали схожие процессы.

1. Значение культуры
Понятие «культура» в прямом смысле означает развитие или результат развития некоторых духовных способностей при помощи соответствующих упражнений. В более общем смысле - это черта личности, возникшая вследствие обучения, воспитания в области вкуса, здравого смысла и критичности суждений. В этом смысле часто говорят также об общей культуре. Реже используют слово «культура» в качестве синонима слова цивилизация.
Культура, если рассматривать её в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные ценности созданные человеком называются артефактами. В силу того, что человек по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, создает жилища, технику и т.п. Для удовлетворения духовных потребностей человек создает художественные ценности, нравственные и эстетические, политические, эстетические и религиозные идеалы, науку и искусство.
Культура функционирует как живая система ценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует человек как творческое, создающие существо. Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, проецирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа. Иначе говоря человек и есть начало и результат развития культуры, и цель и средство ее функционирования, и замысел ее воплощения.
Главная функция культуры – сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения а поколение и обогащать его.

2. Культура ХХ века
ХХ столетие самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры.
Двадцатый век продемонстрировал человечеству, что культура как и интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но все в большей степени – материального производства. Все качества техногенной цивилизации, чье рождение было отмечено чуть более трехсот лет назад, смогли проявиться в полной мере именно в этом столетии.
В это время цивилизационные процессы были максимально динамичны и имели определяющее значение для культуры.
В истории культуры ХХ века можно выделить три периода:
1) начало ХХ века – 1917 год (Острая динамика социально- политических процессов, многообразие художественных форм, стилей и философских концепций)
2) 1920-1930 годы (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры – социалистической)
3) послевоенные сороковые годы – вся вторая половина ХХ века (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения).
В ХХ веке культура европейского типа распространилась и на другие континенты - в страны Азии и Америки, а также в Австралию и Новую Зеландию. В течение XX в. сформировались общие черты, тенденции, типичные для западной культуры в целом, проявляющиеся в различных сферах жизни всех стран мира, охваченных ею. В.И. Вернадский писал в своей программной работе «Научная мысль как планетное явление» (1938): «В XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым» Действительно, человеческая деятельность, опирающаяся на сферу разума, сформировала в уходящем столетии единую общечеловеческую культуру, которая включила в себя: индустриализацию производства и массовое потребление; единые средства передвижения и передачи информации; интернациональную науку и доступное практически всем образование; стилевое и жанровое разнообразие в искусстве.
Европейская культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие делать деньги. Их поведение отличало индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению. Вместе с тем культура Европы XX в. была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой.
В общественном сознании XX в. появляются новые взгляды и течения, среди которых теоретически оформляются следующие:
фрейдизм - общее обозначение школ и теорий, стремящихся применить психологическое учение австрийского философа 3. Фрейда о врожденных бессознательных структурах для объяснения явлений культуры и процессов творчества в обществе;
феноменология - наука об исследовании сознания, согласно результатам которой достоверность теоретических предположений основывается на опыте самого сознания;
экзистенциализм - поставивший в качестве исследования сугубо человеческие проблемы, связанные с бытием личности в ее специфичности, которая очень часто обнаруживала себя в так называемых «пограничных ситуациях», связанных с необходимостью выбора, принятия решения, с состоянием озабоченности, беспокойства, страха и тревоги человека. Практически все, кто отслеживал и описывал, анализировал и прогнозировал функционирование западной культуры XX в., едины в том, что она страдала серьезными недугами, ей были свойственны кризисные состояния, которые способны были свести на нет все ее достижения.
3. Модернизм в культуре двадцатого столетия
Культура в ХХ веке развивалась в нескольких параллельных направлениях. При этом ни один из рядов стилевой эволюции искусства и литературы не исчерпывает собой всего их развития и не охватывает его в целом, только во взаимодействии они формирую целостную историю культуры ХХ века.
Многообразие стилей и методов в культуре ХХ века, отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм (от фр modern - новейший, современный) - общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. В целом это совокупность эстетических школ и течений конца ХIХ – начала ХХ вв., характеризующихся разрывом с традиционными реалистическими течениями.
Модернизм как художественная тема был подготовлен двумя процессами своего развития:
1. Декадентство (dekadentia - упадок) - т. е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем.
Модернизм объединил различное творческое осмысление особенностей времени декаданса: ощущение дисгармонии мира, нестабильность. Человеческого существования, бунт против рационалистического искусства и растущая роль абстрактного мышления, трансцендентальность и мистицизм, стремящийся к новаторству любой ценой;
2. Авангард (фр avantgarde - передовой отряд) - манифеcты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам.
Авангард был продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Он основывался на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергичной ломки традиций.
Большое влияние на практику модернизма оказали: идеи иррационалистического волюнтаризма А. Шопенгауэра и Фридриха Ницше, учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского, психоанализ 3. Фрейда и К.Г. Юнга, экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и А. Камю, теории социальной философии Франкфуртской школы Т. Адорно и Г. Маркузе. Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. В различных видах искусства это выразилось: в изменении пространственных изображений и отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве; в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке; в появлении «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе и т. д.
Стиль модерн реализовал себя в различных видах искусства, проявив достаточную гибкость и многоликость, принимая при этом различные воплощения, что позволило впоследствии теоретикам упрекать модернизм в отсутствии стилевого единства, и даже в праве именоваться стилем.
Модернизм в литературе наиболее ярко представлен творчеством австрийского писателя Франца Кафки. Для этого писателя характерно представление о мире как о начале враждебном человеку. Кафка, в своих романах «Замок», «Процесс», «Америка», с потрясающей силой показал неспособность людей к взаимным контактам, бессилие человека перед механизмом власти.
В архитектуре диапазон средств выразительности модерна простирался от подчеркнуто декоративных, раскованных и изощренных пластических архитектурных форм до строгих, чисто геометрических решений, воплотивших представления об идеальной архитектурной среде. Наиболее ярко эти черты просматриваются в постройках архитекторов стиля модерн-X. ван де Вельде в Бельгии, И. Ольбриха и О. Вагнера в Австрии, А. Гауди в Испании, Ф. Шехтеля в России.
В театральном модерне наблюдается тяга к линии, узору, к своего рода визуализации музыки, превращению игры актеров в фантасмогорическую симфонию линий и красок. Такими были постановки В. Мейерхольда в начале XX в.
Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном.
Модерн обнаруживает пристрастие к определенным сюжетам и темам. Это аллегорические мотивы: война, смерть, грех, любовь; мотивы, выражающие импульсивные проявления страсти: трепет, игру, вихревое движение. Всю эту гамму тем и сюжетов олицетворяло творчество К. Сомова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова.
4. Основные направления модернизма
Наиболее яркие направления модернизма, проявившие себя наиболее динамично в первой половине XX в.: дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, фовизм, супрематизм.
Первым в XX столетии течением модернистского искусства считается фовизм. Фовистами назвала французская критика группу молодых художников, в которую входили А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке и др. Их совместная выставочная деятельность была наиболее интенсивной в 1902-1907 гг.
Фовисты не имели собственной теории, манифеста. Участников группы объединяло только стремление к изобразительным экспериментам с цветом. Для фовистов характерно стремление к яркому открытому цвету, который они широко использовали в жанре пейзажа. Максимальная выразительность цвета, организация с его помощью художественного пространства, активное влияние цветовой гаммы на композиционное соотношение частей художественного произведения - все это и является характерными признаками фовизма. Цветовые эксперименты художников-фовистов оказали определенное влияние на формирование изобразительного искусства XX в. Другим направлением модернизма стал дадаизм (фр dadaisme от duda - лошадка, конек; в переносном смысле - бессвязный детский лепет) - авангардистское направление в западноевропейском искусстве, сложившееся главным образом в Швейцарии, Франции и Германии во время Первой мировой войны.
Дадаизм возник в Швейцарии в среде интеллигенции, склонной в своем протесте против войны к своеобразному художественному эпатажу Основателями дадаизма являлись поэты Т. Тцара И Р. Гюль-Зенбек, художник Г. Арп и др. Дадаисты выпускали манифесты и журнал «Кабаре Вольтер» (1916-1917), своими импровизированными скандальными театральными постановками пытались сломать устоявшиеся представления о существующих видах и жанрах искусства.
В 1919 г. во Франции образовалась группа так называемых «абсолютных дадаистов», в которую входили Л. Арагон, А. Бретон, П. Элюар и др.
Группа выпускала литературные журналы «Да-да», «Литература», «Поговорка», «Каннибал», в которых выступала за «чистое», лишенное социальных функций искусство. В Германии появились так называемые «политические дадаисты» - Р. Гюльзенбек, Р. Хаусман, В. Меринг, выступавшие против буржуазного строя и военной угрозы. Характерный для всех группировок дадаистов протест против буржуазного искусства вылился в отрицание искусства вообще и его художественно-образной природы, в частности. Основой творческого процесса становится алогизм, случайные процессы, импровизация. Среди живописцев-дадаистов лидером стал М. Дюшан, пытавшийся ввести в художественную культуру так называемую ready-made (англ. - «вещь промышленного производства»), - например, экспонировать на выставке сушилку для посуды или велосипед и тем самым, по его мнению, стереть грань между искусством и жизнью. В 20-е гг. во Франции большинство дадаистов переходит к сюрреализму, а в Германии - к экспрессионизму.
Сюрреализм (от фр. surrealisme - надреализм, сверхреализм) - авангардистское направление в художественной культуре XX в., провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства. Как самостоятельное художественное направление сюрреализм возник в 20-х гг. XX в. во Франции. В 1924 г. в Париже был опубликован «Первый манифест сюрреализма». Его автор французский поэт А. Вретон провозгласил исходную модель сюрреализма, опираясь на психоанализ 3. Фрейда и К.Г. Юнга.
В литературе данного направления определяющим стал принцип «автоматического письма», т. е. скоростной записи первых пришедших в голову слов или обрывков речи во всем их причудливом сочетании. Ключевым понятием сюрреализма становятся «грезы» или «сны» (Л. Арагон «Волна грез» - эссе, 1924).Сновидения, галлюцинации, бред, мистические видения - весь этот опыт бессознательного выражения духа и есть суть творчества поэтов-сюрреалистов. Литературный образ сюрреализма - это господство чистой случайности при его возникновении. Весьма популярны были произведения А. Бретона, Л. Арагона, П. Элюара.
Очень ярко сюрреализм проявил себя в живописи. Полотна сюрреалистов в одно мгновение вызывали эмоциональный шок. Сложные композиции сюрреалистических картин сочетали в себе «хаос автоматического выплескивания подсознания» с фотографически точным воссозданием реальных деталей и предметов. В этой связи особую популярность получило творчество известного испанского художника С. Дали.
На современном этапе сюрреализм как творческое направление во многом себя исчерпал. Однако его художественные приемы используются в кинематографе (Л. Бунюэль, А. Сокуров), театре абсурда (С. Беккет, Э. Ионеско), книжной графике, на телевидении и т. д. Сюрреализм вошел в опыт искусства XX в. как его неотъемлемая составная часть, мобилизовав мощные силы человеческого подсознания как одного из источников художественного творчества.
Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение) - художественное направление в искусстве Германии, сложившееся в первой четверти XX в. Начало новому направлению положила деятельность художников дрезденской группы «Мост» (1905). В нее вошли Э. Кирхнер, Э. Хекель, О. Мюллер и др. В культурологических трактатах экспрессионистов речь шла о преображении мира силой человеческого духа и делались попытки найти общее для всех в сфере духовной и общественной жизни. Согласно их представлениям, художественное творчество выступало как напряженная субъективность, основанная на эмоциональных состояниях, импровизации и смутных настроениях художника. И как следствие этого, живопись О. Дикса, Г. Гросса, X. Нольде и Ф. Mapка искажала реальные пропорции, пьесы Г. Кайзера превращались в публицистические драмы - в «драмы крика», поэзия Ф. Верфеля и И. Бехера напоминала памфлеты и воззвания Мир воспринимался экспрессионистами двояко: и как истерзанный, изживший себя, и как способный к обновлению, к пересозданию самого себя. Живописцы-экспрессионисты с энтузиазмом продолжили эксперименты в области цвета, которые начали французские фовисты (Матис, Дерен и др.). Так же как и для фовистов, для экспрессионистов цвет стал основой организации художественного пространства. Экспрессионизм как художественное направление просуществовал до середины 20-х гг. XX в Однако главная его черта - обостренно-контрастное видение мира - серьезно повлияла на художественную культуру многих стран Европы и Америки. Супрематизм (от лат supremus - высший) - разновидность абстрактной живописи, основу которой составляет комбинация из простейших геометрических элементов. Основоположником супрематизма считается К. Малевич. Его знаменитая картина-тезис «Черный квадрат» стала своеобразным манифестом супрематизма. Текстовой вариант своего манифеста он назвал «От разума и футуризма к супрематизму», тем самым подчеркнув, что рассматривает новое направление как необходимое звено в эволюции мировой живописи и как продолжение «всеобщего движения к освобождению искусства от действительности и возобладанию в нем функций жизнестроения».
Будучи свидетелем проявлений различных направлений и течений в искусстве начала XX в., Малевич был одержим идеей создать единый стиль эпохи. И решение этой проблемы художнику виделось главным образом в распространении принципов супрематизма на новые сферы культуры архитектуру, кинематограф, оформление быта. При этом стройность и чистота супрематических геометрических линий соединяется с отвергнутой им ранее предметной живописью. Постепенно в творчество супрематистов, в их картины возвращается и человек.
Модерн помог стать одним из видов искусства кинематографу. Весь сложный состав художественных приемов, который сформировался к началу нашего века, модерн реализовал и в новом виде искусства, разгадав тайну светописи, создав кинокадр и тем самым кино как искусство по преимуществу изобразительное. Модернистским, по сути, был дореволюционный кинематограф русского режиссера Е. Бауэра, чьи фильмы можно поставить в один ряд с творениями Ф. Шехтеля, с полотнами В. Борисова-Мусатова, с современными им театральными постановками начала XX века.
5. Постмодернизм в европейской культуре.
В 60-70 годах в западноевропейской эстетике произошел новый поворот. Этот поворот принято называть «постмодернизмом».
Этот термин начал широко применяться с 1979 года, после выхода книги французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние».
Термин «постмодернизм» не может быть понят как обозначение какого-либо стиля. Он подразумевает цитирование известных образцов, но может делать это путем каталогизации, а может – в манере бредового коллажа. По мнению Хасана постмодернизм построен на развалах утраченных идеалов, а потому он антиинтеллектуален по сути.
Эклектика в сфере современной культуры вызревала в ходе всей европейской истории ХХ века. Уже в начале столетия культура перестает быть комфортным пространством. В одной точке сосредоточиваются все духовные начала: Восток и Запад, африканская, азиатская, европейская культуры сталкиваются друг с другом и усиливают процессы ассимиляции тех художественных явлений, которые еще недавно отличались чистотой. Смещение различных духовных пластов постоянно увеличивается и ставит человека на грань хаоса, начала бытия. Человек начинает ощущать, что только он сам отвечает за свое бытие.
В середине века испуганное человечество начинает пятиться назад. Целый ряд процессов характеризует этот возврат. И как следствие этого культура уходит от диалога. Отражение этих явлений находит полное выражение в искусстве постмодернизма.
Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры. Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры.
Постмодернизму свойственны поиски универсального художественного языка; сближение и сращивание различных художественный направлений; «анархизм» стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм, коллажность, царство субъективного монтажа. Характерными чертами постмодернизма являются: ориентация постмодернистской культуры на все слои общества (то есть и на «массу» и на «элиту»); существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (на политику, религию, информатику и т. д.); стилевой плюрализм; широкое цитирование в постмодернистских творениях произведений искусства предшествующих эпох; иронизирование над художественными традициями прошлых культур; использование приема игры при создании произведений искусства.
Постмодернизм пришел в европейскую культуру на волне студенческой революции 1968 года и стал реакцией на искусство, которое к концу ХХ века вкусило уже все прелести общества потребления. Он попытался привнести в безыдейное к тому времени общество новую сверхидею: сегодня подлинного художника в мире окружают враги. Постмодерн насыщает его революционным потенциалом, создавая новую художественно-революционную ситуацию, изобретая новую цивилизацию. Таким образом постмодерн достаточно органично вписывается в концепцию эстетического бунтарства.
6. Кризис культуры ХХ века.
Кризис современной культуры проявился не только в возникновении особого типа мировоззрения – постмодерна. В ХХ в. человек столкнулся с глобальными проблемами от решения которых зависит судьба цивилизации. Первоначально глобальный социокультурный кризис осознавался как всеобщее разрушение материальной и духовной сферы.
В начале ХХ века происходит прорыв за границы привычного искусства сложившегося в ХIХ веке. Общество растерялось перед резко изменившимся миром, оно оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения. В начале ХХ века философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны. Это объясняется тем, что в основе развития был кризис общественного сознания.
К такому состоянию европейская культура пришла вполне закономерно, так как культурное взросление носит циклический характер, а техногенная цивилизация – последнее звено этого развития.
Кризисные явления в культурной практике Европы ХХ века, с точки зрения некоторых мыслителей носят необратимый характер. Представитель так называемого «второго поколения» Франкфуртской школы Ю. Хабермас утверждает, что современное «позднекапиталистическое» государство способно вытеснять кризисные явления из одной сферы в другую: политический кризис может быть вынесен в сферу экономики, экономический – в социальную сферу и т.п. Но область культуры, подчеркивает Хабермас, - та, область, применительно к которой понятие кризиса сохраняет свое значение, где он не может быть смягчен, поскольку сфера культуры неподвластна административному манипулированию, которое осуществляет государство.
Проблема кризиса культуры в результате отчуждения человека от результатов его деятельности получила свое развитие в ряде философских школ ХХ века. Экзистенциальная философия поставила в число актуальнейших проблем нынешнего столетия такие вопросы, как абсурдность человеческого существования и тотальная изолированность его от социума. Представителями этого философского направления являются А. Камю, К. Ясперс, М. Хайдеггер.
Вопросы психологического «недовольства культурой» и самоотчуждения личности поставлены представителями психоаналитической теории (З. Фрейд, К. Г. Юнгом, Э. Фроммом)
Кризисные черты современной культуры нашли свое наиболее яркое выражение в различных симптомах распада социальной коммуникабельности. Эта тема получила художественное воплощение в современном искусстве в различных формах у большого круга авторов: Т. Уильямса, С. Дали, И. Бергмана, С. Беккета и многих других.
Начало теоретического рассмотрения проблемы человеческого общения в 20-е годы ХХ столетия было положено немецким философом М. Хайдеггером в его книге «Бытие и время» и французском исследователем Г.Марселем в «Метафизическом дневнике», Ж.-П. Сартром и А. Камю в работах 40-60-х годов.
Умение понимать другую сторону, вступать в диалог лишилось современное общество, привив человеку неприятие культурных ценностей различного характера.
В нынешнем столетии стало ясно, что диалог культур предполагает взаимопонимание и общение не только между различными культурными образованиями в рамках больших культурных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов, сформировавших на заре цивилизации свой комплекс отличительных черт. Говоря о союзе средиземноморской культурной группы и индийско-дальневосточной, Г. Помернац выдвигает следующий вариант диалога. «Европа дала пример единства национального многообразия, Китай – пример единства духовного многообразия. Можно представить себе будущее как сочетание европейского плюрализма этнических культур с китайским плюрализмом духовных культур».
Сегодня развитие принципа диалога культур – реальная возможность преодолеть глубочайшее противоречие духовного кризиса, избежать экологического тупика и атомной ночи.
Чтобы предотвратить глобальные катастрофы и сохранить положительные тенденции в развитии современной цивилизации, в 1968 г. была создана международная организация, объединившая ученых разных стран и получившая название - Римский клуб. Он стал ведущим в глобальном моделировании перспектив развития человечества. Среди представленных исследований и разработок был и проект американского ученого О. Тоффлера. В ряде своих сочинений, и прежде всего, в книге «Future Shoke» (1970), Тоффлер пишет, что человечество переживает новую технологическую революцию, ведущую к созданию сверхиндустриальной цивилизации. По мысли ученого, в эпоху супериндустриализма будут применены такие высокие технологии, которые изменят не только лицо планеты, но и саму суть человека как социального существа. В эпоху супериндустриальной цивилизации любой дефицит материальных благ будет устранен и общество столкнется с прежде невиданным, гипертрофир
и т.д.................

Во второй половине XX — начале XXI столетия ускорился процесс создания и распространения «массовой культуры », рассчитанной на вкусы широкого потребителя. НТР сделала культурные ценности дос-тупными самым широким слоям населения, жизненная среда насыти-лась информацией, знаниями, искусством . Многие виды художествен-ного творчества перестали быть «высоким достоянием» и были по-ставлены «на поток», превратившись из элитарного искусства в источник дохода и один из способов воздействия на население. Особенно это было заметно на примере кинематографа, заполнивше-гося боевиками, вестернами и фильмами ужасов, не очень качествен-ными комедиями. Серьёзное итальянское и французское кино, не вы-держивая конкуренции с коммерческими проектами, постепенно от-ходит на второй план. Массовое распространение грамотности — гордость человечества середины века — сменилось широким распро-странением комиксов (примитивных рассказов в картинках), не тре-бующих от читателей разбираться в тонкостях сюжета и сопережива-ния эмоциям героев произведений. Всё это привело к девальвации культурных ценностей, общему снижению культуры человечества.

Массовая музыка и упрощение текстов песен тоже являются ха-рактерным явлением времени. Приметой этого направления стало во многом сознательное снижение уровня профессионализма. Тех-ническая сторона исполнения упростилась, образы и смыслы на-целены на простые чувства, которые мог бы легко воспринять лю-бой зритель.

Заметной чертой культурной жизни многих стран в послевоен-ное время была своеобразная «американизация» — результат стре-мительного увеличения экономического и политического влияния США. Американская техника и наука совершили настоящий про-рыв, проложив одновременно путь американской культуре. Мощ-ная киноиндустрия США буквально наводнила весь мир своими фильмами, американская музыка стала модной и сохраняет свою популярность. В то же время на рубеже тысячелетий «американи-зация» культуры стала уступать место процессам глобализации . Ис-кусство становится всемирным и не замыкается в национальных границах.

Живопись второй половины XX столетия неразрывно связана с именами французов Андре Фужерона и Фернана Леже , итальян-ца Ренато Гуттузо, американца Рокуэлла Кента, испанца Пабло Пикассо. Сохраняли своё влияние зародившиеся ещё до войны сюрреализм, стремившийся к сочетанию общего фантастического замысла с отдельными реалистическими деталями, и абстракцио-низм, воспевавший сочетание свободных линий и красок. Крупней-шим представителем сюрреализма оставался Сальвадор Дали. Американский абстракционист Джексон Поллок выступал за не-контролируемое разумом искусство, создав несколько картин в ви-де сочетаний красочных пятен.

Во второй половине XX в. в США и Великобритании утверди-лось течение, противопоставившее себя абстрактному искусству — поп-арт («популярное искусство»). Его сторонники намеревались вернуться к реальности и раскрыть «эстетическую ценность» мас-совых предметов быта. Поп-арт породил множество композиций в урбанизированном стиле. Материал с сайта

В послевоенной архитектуре по-прежнему влиятельным остава-лось направление функционализма. Оскар Нимейер выстроил в этом стиле новую столицу Бразилии, множество объектов по проектам Алвара Аалто было возведено в Финляндии. При этом оба архитектора придавали большое значение местным традициям. Поздние работы Ле Корбюзье (1960-е гг.) были выдержаны в иррационалистиче-ских и произвольных формах.

В конце XX в. растёт влияние постмодернизма : архитекторы пытаются освоить сложные формы, свободное сочетание элементов, используют истори-ческие материалы и архитектурные «изюминки» раз-ных стилей и эпох. Этому направлению отдали дань Л. Мисс ван дер Роэ, В. Гропиус, Р. Вентури. Другая группа специалистов разрабатывала стиль деконст-руктивизма , основанного на «раздвижении границ» архитектуры и отказе от сооружений «о четырёх уг-лах и четырёх стенах». Творческие работы деконст-руктивистов полны деформированных элементов, диспропорций и перекошенных стен, они не призна-вали никакого однообразия функционалистской ар-хитектуры предшествующей эпохи. Тогда же сложи-лось направление хай-тек (от англ. «высокая технология»), актив-но задействовавшее технические формы (трубы, каркасы, металл и стекло) в строительстве небоскрёбов с огромными стеклянными и зеркальными стенами.