Фильмы эльдара рязанова, которые стыдно не знать. Топ самых известных фильмов эльдара рязанова От репрессий – к комедиям: долгая жизнь Рязанова

Несмотря на возраст, многие фильмы Эльдара Александровича остаются если не актуальными, то по-прежнему любимыми за их теплоту, душевность и внутреннее озорство

Подборки фильмов

Кадр из фильма "Зигзаг удачи"

У Эльдара Рязанова с новогодними чудесами сложились особенные отношения, и мы еще не раз упомянем об этом празднике в контексте его фильмов, но начнем с комедии 1968 года «Зигзаг удачи». Главный герой картины, фотограф Орешников в исполнении стремительно набирающего популярность Евгения Леонова , в предпраздничные дни выигрывает большие деньги в лотерею. Беда заключается в том, что деньги на счастливый билет он взял из общих денег, накопленных всеми работниками фотоателье. В наши дни из подобной завязки можно было бы сделать авантюрную приключенческую комедию, но Рязанов пошел по более романтичному пути - в сюжете его больше интересовало не внешнее богатство героев, а их внутреннее состояние.

Ключевая фраза: «Давно известно: деньги портят человека. Но отсутствие денег портит его ещё больше».

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Небеса обетованные"


Особый пиетет Рязанов питал и к Италии, сразу несколько его фильмов так или иначе связаны с этой южной европейской страной. Например, «Небеса обетованные» в какой-то мере являются парафразом картины «Чудо в Милане » режиссера Витторио де Сика . Последний являлся этакой притчей-фантазией о вознесении, поэтому решение жюри одного из международных фестивалей вручить Рязанову приз за лучший фантастический фильм вызвало у режиссера саркастический смех - для него-то «Небеса обетованные» были едва ли не документальным фильмом о новой России, в жестокой переходной экономике которой не нашлось места слишком многим. Лента должна была стать очередной работой Георгия Буркова , которому была уготована роль президента, но незадолго до начала съемок актер сначала попал в больницу, а затем скончался.

Ключевая фраза: «Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек, Я другой такой страны не знаю… Не знаю другой… страны… нигде не была! Никогда!»

Камео Рязанова: Человек в кафе.

Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна"


Перестроечные и новые российские годы вообще дались Эльдару Александровичу тяжело, из режиссера он был вынужден переквалифицироваться и в продюсера, и в администратора, и в менеджера, что никак не могло не сказаться отрицательно на творческих порывах. Однако есть в перестройке страны и плюс, она заставила и самого Рязанова перестроиться - снять драму о молодежи. Задумка экранизировать пьесу Людмилы Разумовской возникла у Рязанова еще в начале 80-х, но тогдашнее руководство «Мосфильма» не позволило снимать столь резкую по отношению к школьникам картину. Зато с приходом к власти Горбачева цензура пала, и Рязанов выдал одну из самых ярких, но незаслуженно обходимую вниманием работу с блистательной Мариной Нееловой в главной роли. Валерии Гай Германике , Ивану Твердовскому и Андрею Зайцеву только сейчас удалось подойти к такой же глубине понимания внутреннего мира подростков.

Ключевая фраза: «Вы не женщина, вы тетрадь в клеточку!»

Камео Рязанова: Сосед.

Кадр из фильма "О бедном гусаре замолвите слово"


Свой отпечаток цензура оставила и на трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово». Во-первых, ленту отказался снимать «Мосфильм», и Рязанову пришлось работать с телевизионщиками. Во-вторых, строгая сценарная комиссия внесла в скрипт Григория Горина и Эльдара Рязанова множество правок, вылившихся в сюжетные дыры, заполнять которые не было уже ни времени, ни средств. Наконец, готовый фильм руководство Госкино тоже «покромсало», лишив ленту трагического глубокого финала. Впрочем, даже в этих условиях Рязанов остался на высоте - блистательные актерские работы Валентина Гафта и Станислава Садальского , глубокий смысл и выпуклые персонажи, фирменная сатира и вплетение исторических фактов и персоналий в канву рассказа - все это заставляет зрителей бежать к экранам при первых звуках въезжающего в город гусарского полка.

Ключевая фраза: «Ну, вы мой полк не марайте. Мои орлы газет не читают, книг в глаза не видели — никаких идей не имеют!»

Камео Рязанова: Кондитер.

Кадр из фильма "Старики-разбойники"


В наше стремительное время под напором энергичной молодежи за свое рабочее место непросто удержаться не только пенсионеру, но и тому, кому едва перевалило за сорок. Во времена советские опасность потерять работу была не так велика, но вот страх оказаться выброшенным за пределы уютного мира своих привычек, навыков и знакомств был таким же сильным, как сейчас. В 1971 году Эльдар Рязанов совместно со своим другом Эмилем Брагинским написал сценарий фильма «Старики-разбойники», поднимающего тему следователя, отправленного на пенсию, а выпустив фильм, режиссер заслужил всенародную любовь старшего поколения. Великолепный дуэт Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева и в одиночку справился бы с любыми задачами, но блестящий второй план актеров делает картину и вовсе незабываемой.

Ключевая фраза: «Вообще-то это неправильно, что пенсию дают в старости. По-настоящему её надо давать от 18 до 35 лет. Лучший возраст. В эти годы и работать-то грех, надо заниматься только личной жизнью. А потом уж можно и на службу ходить. Всё равно от жизни никакого толку».

Камео Рязанова: Прохожий у окон тюрьмы.

Кадр из фильма "Жестокий романс"


Ленты Рязанова редко вызывали споры в среде критиков или между зрителями, но «Жестокий романс», вольная интерпретация пьесы Островского «Бесприданница», по-настоящему всколыхнул общественность и породил полновесные культурологические войны. С одной стороны, картина получила несколько наград, а читатели главного киножурнала страны «Советский экран» назвали «Романс» фильмом года, с другой - критики, особенно театральные, в гневе топтали афиши и рвали на себе волосы от злости на Рязанова, существенно сместившего акценты, расставленные Островским, и фактически изменившего толкование сюжета. Все гневные выпады «акул пера», впрочем, моментально растворяются в воздухе с первыми цыганскими аккордами картины, а работы Алисы Фрейндлих , Никиты Михалкова и Андрея Мягкова вошли в учебники актерского мастерства - кино получилось душевным.

Ключевая фраза: «Я искала любви и не нашла… На меня смотрели и смотрят как на забаву. Значит, буду искать золота».

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Забытая мелодия для флейты"


Сложно представить себе, но пьеса «Аморальная история», легшая в основу сценария фильма «Забытая мелодия для флейты», была написана Рязановым и Брагинским еще в 1976 году. Конечно, тогда о ее постановке не могло быть и речи, а вот с провозглашением Эпохи Гласности воплощение на экране сатирической истории о противоречии чиновничества и простого народа стало для Рязанова делом чести. Увы, но работа над картиной серьезно подорвала здоровье режиссера, на съемках Эльдар Александрович перенес инсульт и совмещал труд с отдыхом в стационаре. Наверняка Рязанов своей картиной хотел изменить страну, сделать ее чище, более открытой и искренней, но суровый ход времени растоптал эти мечты - чиновничества стало еще больше, разрыв между руководством и народом только усилился, а нынешняя бедность и рядом не стоит со скудностью быта советского человека.

Ключевая фраза: «Нас в колхоз нельзя — мы делать ничего не умеем. Мы им окончательно всё развалим. Они и так на ладан дышат. Жалко колхозы».

Камео Рязанова: Астроном.

Кадр из фильма "Гусарская баллада"


Сегодняшнее пафосное празднование юбилеев многих заставляет задуматься о том, насколько глубоко и серьезно мы погружены в дела минувших дней и как плохо представляем себе свое будущее. В советские годы к годовщинам относились проще (за исключением, пожалуй, празднования дня 7 ноября), а юбилей вполне могли отметить легкой комедией. Музыкальный фильм Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», например, вышел к 150-летию Бородинского сражения, причем премьера его прошла в день битвы, 7 сентября, но сравнить его с нынешними «Василисой », «Батальоном » или «Битвой за Севастополь » не поднимется рука - это совершенно иной подход к истории. «Баллада» - игривое обращение к самым светлым чувствам, изящное стимулирование патриотических настроений и вера в большую любовь, то, чего часто не хватает современным лентам о боевых заслугах нашей Родины.

Ключевая фраза: «Корнет, вы женщина?»

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Гараж"


Сегодня предложить посмотреть фильм «Гараж» четырнадцатилетнему школьнику равносильно демонстрации ему ленты о жизни тропического племени, причем на оригинальном языке и без субтитров - ничегошеньки не понятно! И это правда: ну кто сейчас с радостью вспоминает о дефиците мяса на рынке, о командировках научных сотрудников в колхозы, о коммунистических субботниках и профсоюзных сборах - время изменилось кардинально. Но для тех, кто в своей жизни успел постоять в очередях за синюшними курами, кто застал талоны на мыло или открытки с номером очереди на чешский гарнитур, «Гараж» остается настоящей ностальгической энциклопедией советской жизни, каталогом того, от чего мы с радостью избавились, но с нежностью вспоминаем.

Ключевая фраза: «Да вы что? Как же можно меня выгонять? Я за машину родину продал!»

Камео Рязанова: Начальник отдела насекомых.

Кадр из фильма "Вокзал для двоих"


Пользуясь бешеной популярностью на родине, Рязанов редко имел удовольствие представлять свои картины зарубежным зрителям, особенно из стран так называемого капиталистического мира. И все же его творчество в Европе не осталось незамеченным - мелодраму «Вокзал для двоих» в свою конкурсную программу отобрал престижнейший Каннский кинофестиваль. Никаких призов во Франции наша лента не получила, но внутри Союза ей это и не было нужно, лента к тому стала лучшим фильмом по мнению читателей «Советского экрана», а Людмила Гурченко этим же журналом была признана лучшей актрисой. И все произошедшее абсолютно обоснованно. Действительно, лента не очень понятна за рубежом, слишком много в ней «советских нюансов», которые делают ее ни с чем не сравнимым зрелищем для наших соотечественников, ну а к талантливому исполнению своей роли любимой рязановской актрисой Людмилой Гурченко и вовсе не подкопаешься - вот уж действительно символ советской женщины, одинокой, любящей, работящей.

Ключевая фраза: «Я те чё велел делать-то, козёл? Я те велел дыни стеречь! А ты чё натворил?»

Камео Рязанова: Заместитель начальника станции.

Кадр из фильма "Карнавальная ночь"


Если уж говорить о Людмиле Гурченко, то никак нельзя оставить без внимания ее блистательный комедийный дебют, совпавший с полновесным дебютом самого Эльдара Рязанова, - музыкальную «Карнавальную ночь». Картина о столкновении двух поколений, желающих по-своему отметить общий праздник, имеет десятки аналогов, от старинной «Республики Шкид » до недавнего «Горько », но даже в ряду десятка коллег «Ночь» возвышается прекрасной башней. Редкий режиссер может похвастать тем, что его первый фильм становится лидером проката, но Рязанов с легкостью одолел этот рубеж. Нечасто в картинах дебютантов соглашаются играть заслуженные мэтры, но в «Карнавальную ночь» с удовольствием пришли и Сергей Филиппов , и Игорь Ильинский . Наконец, вспомните великолепную песню «Пять минут» из фильма - она до сих пор мотивирует и поднимает настроение. И это спустя 60 лет после выхода картины на экраны!

Ключевая фраза: «Докладчик сделает доклад, коротенько так, минут на сорок, больше, я думаю, не надо».

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Служебный роман"


Не секрет, что многие сценарии рязановских фильмов выросли из его же пьес, написанных в соавторстве с Эмилем Брагинским. Естественно, пьесы часто попадали на театральные подмостки, прежде чем стать достоянием Госфильмофонда, и среди постановок попадались весьма талантливые. Но не в случае с «Сослуживцами», предтечей «Служебного романа». Пьеса обошла множество театров, но ни одно из режиссерских решений не удовлетворило Рязанова, и тогда постановщик решил сам перенести свою историю на большой экран, благо актеры были готовы идти за Эльдаром Александровичем в огонь и в воду. Лирическая комедия стала одной из любимейших картин советских женщин, талантливо сыгранная Фрейндлих и Мягковым пара, чья энергетика во многом построена на импровизациях актеров, превратилась в эталон романтических героев позднесоветского периода. А уж как разлетелись по миру фразы из фильма…

Ключевая фраза: «Мы называем её “наша мымра”. Конечно, за глаза».

Камео Рязанова: Пассажир автобуса.

Кадр из фильма "Берегись автомобиля"


За сценарий лирической комедии «Берегись автомобиля» Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский (это их первая совместная работа) сели еще в 1963 году, но продвинуть через литующие органы историю о современном Робин Гуде, угоняющем машину у жуликов и передающем деньги за них в детские дома, оказалось делом непростым. Только после того, как переделанный в повесть сценарий был опубликован в журнале и получил положительные отзывы руководителей страны, фильму был дан зеленый (на самом деле черно-белый) свет. Рязанов стоял перед сложнейшим выбором, кому отдать роль Деточкина - на нее пробовались Юрий Никулин Ватерлоо » Сергея Бондарчука . Продюсер европейского партнера Дино Де Лаурентис был недоволен сценарием, но когда Рязанов добавил в скрипт несколько экшен-сцен с самолетом и погонями и ввел в сюжет живого льва, стороны пришли к согласию и совместная работа стартовала. Лента пестрит знаменитостями, съемки прошли в самых узнаваемых местах Ленинграда, многие трюки исполняли сами актеры - от такого фильма дух захватывает до сих пор. «Итальянцы» стали одной из самых кассовых комедий, снятых СССР совместно с кинокомпаниями других стран.

Ключевая фраза: «Да при чём здесь я, вы посмотрите, что у вас на дорогах творится!»

Камео Рязанова: Доктор на крыле самолета.

Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"


Вот уж без какого фильма Рязанова свою жизнь совершенно невозможно представить, так это без «Иронии судьбы». Песня «Я спросил у ясеня», мокрый от слез Ипполит и 3-я улица Строителей стали таким же неотъемлемым атрибутом новогоднего праздничного стола, как мандарины, шампанское и бенгальские огни. Сколько бы каждый год в Интернет ни выплескивалось негатива о том, каким инфантилом на самом деле является Лукашин и насколько легкомысленно себя ведет Надя, пара героев Андрея Мягкова и Барбары Брыльски все равно остается любимой миллионами зрителей. Из года в год телеканалы бьются за право транслировать этот фильм Рязанова в тот самый час, когда куранты пробьют двенадцать раз, чтобы еще раз продемонстрировать чудо неожиданной влюбленности, блеск искренности и благородство авантюризма. Первенство в своем хит-параде мы, без сомнения, отдаем этому гимну здоровой самоиронии и готовности к новогодним приключениям.

Ключевая фраза: «Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба…»

Камео Рязанова: Пассажир самолета.


В ночь на 30 ноября не стало культового кинорежиссера и сценариста Эльдара Рязанова. Ему было 88 лет. За свою кинокарьеру он снял около 30 картин, почти все становились кассовыми. Мы собрали для вас подборку из десяти фильмов Рязанова, которые обязательно нужно посмотреть, если вы еще не сделали этого. Или пересмотреть.

«Служебный роман»

Двухсерийная трагикомедия была создана Эльдаром Рязановым на «Мосфильме» в 1977 году, и стала лидером проката в следующем 1978-м. Главные герои – директор института статистики Людмила Калугина, одинокая женщина за тридцать, и Анатолий Новосельцев – ее подчиненный, сорокалетний мужчина, воспитывающий двоих сыновей. Новый сотрудник учреждения (Юрий Самохвалов, заместитель Калугиной и институтский друг Новосельцева) решает во что бы ни стало продвинуть по карьерной лестнице товарища, предлагая ему, застенчивому и нерешительному, приударить за начальницей... Снег на деревьях с зеленой листвой, который есть в фильме, выпал в Москве 18 сентября 1976 года. Подобной сцены не планировалось, но Рязанов решил не упустить каприз природы и ради него удлинил фильм на три с половиной минуты.

«Гараж»


На эту тему: «Он заставлял мир смеяться и думать». Десять главных фильмов Робина Уильямса

Действие происходит в конце 70-х годов в вымышленной организации – НИИ «Охраны животных от окружающей среды». Согласно сюжету, члены гаражного кооператива «Фауна», организованного сотрудниками института, собрались на совещание, чтобы сократить количество гаражей – по территории, где идет строительство, вскоре должно пройти скоростное шоссе. Участникам необходимо выбрать четырех сотрудников, которые не получат гаража… Вид строящихся гаражей в начале фильма снят на 2-ом Мосфильмовском переулке (дома 18 и 22), а внешний вид здания НИИ «Охраны животных от окружающей среды» – по адресу: ул. Петровка, 14. Сатирический фильм вышел на экраны в 1979 году.

«Вокзал для двоих»

В исправительно-трудовой колонии в Сибири проходит вечерняя поверка, на которой музыканту Платону Рябинину сообщают, что к нему приехала жена, а также велят зайти в местную мастерскую за аккордеоном. Он может не пойти на свидание, но отказаться выполнить поручение начальства - нет… Первой Рязанов снимал финальную сцену, где главные герои бегут по полю к колонии. По словам Людмилы Гурченко, сыгравшей главную женскую роль, съемки проходили где-то в Люберцах при 28-градусном морозе. Роль колонии, где отбывает срок Рябинин, сыграла Икшанская воспитательная колония для несовершеннолетних в селе Новое Гришино Дмитровского района Московской области. Фильм участвовал в официальной конкурсной программе Каннского кинофестиваля 1983 года.

«Ирония судьбы, или С легким паром»


На эту тему: Как встретить Новый год без телевизора

Самый известный советский телефильм, снятый Рязановым в 1975 году – мы на протяжении многих лет смотрим эту трагикомедию в канун Нового года. Врач Женя Лукашин, традиция пить водку в бане под Новый год, учительница Надя Шевелева, типовые панельки с одинаковой мебелью, женщины, которые не снимаюют зимних шапок помещении, поэзия Беллы Ахмадулиной и восхитительный голос молодой Аллы Пугачёвой – все это отсюда. Роль Жени Лукашина в картине мог исполнить Андрей Миронов, но говорить о том, что он не пользовался успехом у женщин, было невозможно - никто бы не поверил. Эльдар Рязанов сыграл в своей картине одну из эпизодических ролей - пассажира в самолете, на которого падает спящий Женя Лукашин.

«Старики-разбойники»


Эта кинокомедия была снята Рязановым на «Мосфильме» в 1971 году. Пожилой следователь Мячиков вместе с лучшим другом-инженером Воробьёвым задумали организовать «преступление века», чтобы доказать начальству собственную профпригодность и не быть отправленными на пенсию… Большинство уличных сцен фильма было снято во Львове. Внимательный зритель увидит архитектурные ансамбли на площади Рынок, Королевский арсенал, Львовскую ратушу, Пороховую башню, Латинский собор. Лестница музея снята на журфаке МГУ. Картина Рембрандта «Портрет молодого человека с кружевным воротником», которую похищают герои картины, хранится в Эрмитаже.

«Зигзаг удачи»


На эту тему: «Найти работу в Москве можно либо за три дня, либо никогда».

В провинциальном городе работает фотоателье «Современник». Фотограф Володя Орешников выигрывает по займу 10 тысяч рублей и планирует купить камеру, о которой давно мечтал. Загвоздка в том, что 20 рублей на покупку облигации он взял из кассы взаимопомощи, куда деньги кладут все сослуживцы. Последние устраивают над Володей суд: по их мнению, выигрыш нужно поделить на всех, кто регулярно платил взносы... Критики назвали фильм несравненной сатирой об алчности, «женской зависти», «человеческой ничтожности», «красоте и уродстве». Комедия снята на «Мосфильме» в 1968 году.

«Берегись автомобиля»

В основу сюжета легла легенда о человеке, который угонял машины у взяточников, продавал их, а деньги переводил детским домам. Вот что писал режиссер об этом фильме: «Нам хотелось сделать грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Этот человек - большой, чистосердечный ребёнок. Его глаза широко открыты на мир, реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам. Мы дали ему фамилию Деточкин». Комедия снята Эльдаром Рязановым на «Мосфильме» в 1966 году.

«Невероятные приключения итальянцев в России»

На эту тему: Никогда не фотографируйте Венецию

Совместная советско-итальянская приключенческая комендия была снята в 1973 году Эльдаром Рязановым и Франко Проспери. В Союзе фильм за первый год проката посмотрели около 50 млн зрителей. Сюжет таков: в больнице Рима на 93-м году жизни скончалась русская эмигрантка, которая перед смертью успела рассказать внучке Ольге про 9 миллиардов итальянских лир, спрятанных в Ленинграде. Тайну слышали санитары Антонио и Джузеппе, врач, еще один пациент и мафиози Розарио Агро. В самолете по пути в Россию все они встречаются, и начинается буффонада, рабочим названием которой было – «Спагетти по-русски».

«Гусарская баллада»

Действие происходит в 1812 году. К отставному майору Азарову приезжает гусарский поручик Дмитрий Ржевский. Он заочно помолвлен с племянницей Азарова по имени Шурочка и априори не рад будущей встрече с невестой, полагая, что она – жеманная девица. Однако Шурочка прекрасно держится в седле, умеет шутить по-гусарски и управляться со шпагой… Говорят, прообраз Шурочки Азаровой - кавалерист-девица Отечественной войны 1812 года Надежда Дурова. В ее роли в картине дебютировала Лариса Голубкина. А саму кинокомедию Рязанов снял на «Мосфильме» в 1962 году.

«Карнавальная ночь»

На эту тему: Бабий бунт. Как я провела неделю в костюме женщины

«Карнавальная ночь» стала лидером советского кинопроката в 1956 году. По сюжету сотрудники Дома культуры готовятся к костюмированному новогоднему карнавалу. Товарищ Огурцов, исполняющий обязанности директора ДК, не одобряет развлекательную программу вечера с танцами, цирковыми номерами и клоунами, заменяя ее на выступление лектора-астронома и классическую музыку. Но работники дома культуры не согласны с сухой и серьезной программой. Главную роль в фильме исполняет молодая Людмила Гурченко (вторая ее роль в кино). По трагическому стечению обстоятельств исполнитель одной из главных ролей этого новогоднего фильма Юрий Белов скончался в канун Нового года 31 декабря 1991 года.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Эльдар Рязанов Фото: Instagram

Кинорежиссер Эльдар Рязанов скончался в Москве на 89-ом году жизни. На его счету – около 30 фильмов, среди них такие известные, как "Берегись автомобиля", "Ирония судьбы, или С легким паром", "Служебный роман", "Гараж" и др.

"Ирония судьбы, или С легким паром!" – один из самых популярных советских фильмов. С "Иронии судьбы" в творчестве Рязанова начался период фильмов, в которых соединяются комическое и серьезное, которые приближаются к мелодраме и даже к трагикомедии. Фильм снимали в феврале-марте 1975 года и снега уже практически не было. В качестве снега были использованы ватные шарики из аптек, мелко-нарезанная бумага и прочие материалы. По фильму Надя - учительница русского языка, но вместо слова "я забыла надеть праздничное платье" она говорит "Я забыла одеть праздничное платье".

"Карнавальная ночь" – первый фильм Эльдара Рязанова фильм, вышедший на широкий экран кинотеатров, и вторая роль Людмилы Гурченко (после дебюта в фильме "Дорога правды"). Фильм стал лидером советского кинопроката в 1956 году с общим числом проданных билетов в 48,64 млн. штук. По трагическому совпадению, исполнитель одной из главных ролей в одном из самых "новогодних" фильмов, Юрий Белов, скончался в канун Нового года - 31 декабря 1991 года.

"Гусарская баллада" – советский художественный фильм-кинокомедия, поставленный на Московской ордена Ленина киностудии "Мосфильм" в 1962 году Эльдаром Рязановым по пьесе Александра Гладкова "Давным-давно". Дебют в кино актрисы Ларисы Голубкиной. Фильм был снят специально к 150-й годовщине Бородинской битвы. На съемках фильма была использована небольшая часть костюмов, пошитых для "Войны и мира".

"Берегись автомобиля" – советский художественный фильм, поставленный на киностудии "Мосфильм" в 1966 году Эльдаром Рязановым. Лирическая комедия стала первой совместной работой Эльдара Рязанова и кинодраматурга Эмиля Брагинского. Как вспоминал впоследствии режиссер, в основу сюжета легла "бродячая легенда" тех лет – о человеке, который угонял машины у людей, живущих на нетрудовые доходы (взяточников, спекулянтов, расхитителей социалистической собственности и т. п.), продавал их, а деньги переводил в детские дома. Историю эту Рязанов и Брагинский слышали в разных городах - в Москве, Ленинграде, Одессе; желая услышать ее из первых уст, обращались в различные правоохранительные учреждения, но оказалось, что история целиком вымышлена: "Просто народ выдумал легенду о современном благородном разбойнике – Робине Гуде, в которой выдал желаемое за действительное".

"Невероятные приключения итальянцев в России" - совместный советско-итальянский комедийно-приключенческий кинофильм в жанре буффонады, снятый в 1973 году режиссерами Эльдаром Рязановым и Франко Проспери. После принятия "Закона об информации" получил оценку 12+ (для зрителей, достигших возраста 12 лет). В СССР фильм за первый год проката посмотрели около 50 млн зрителей. Для съемок взрыва бензоколонки художник Михаил Богданов воздвиг бензоколонку, которая ничем не отличалась от настоящей. В результате многие автомобили подъезжали заправиться.

"Служебный роман" - советский художественный фильм, лирическая трагикомедия в двух сериях режиссера Эльдара Рязанова. Актеры для фильма были подобраны очень быстро, поскольку у Рязанова оставались своеобразные "резервы" после кинопроб в других его картинах: Светлана Немоляева пробовалась на роль Нади в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!", в нем же были в числе претендентов на роли Олег Басилашвили (должен был играть Ипполита, но накануне съемок у него умер отец) и Алиса Фрейндлих (которая пробовалась также в фильмах Рязанова "Гусарская баллада" и "Зигзаг удачи"). С "Иронией судьбы" связано также и появление в "Служебном романе" Андрея Мягкова и Лии Ахеджаковой. По словам Рязанова, сцена "романтического застолья" Калугиной и Новосельцева у нее дома – исключительная импровизация этих двух актеров, сыгранная на высшем уровне. Также импровизацией была сцена обращения Новосельцева с "рационализаторским предложением" к Калугиной, на торжестве у Самохвалова.

"Дайте жалобную книгу" – советский художественный фильм, поставленный на киностудии "Мосфильм" в 1964 году. В фильме участвует знаменитая тройка актеров: Вицин, Никулин, Моргунов. Они играют работников магазина, которые любят выпить и похулиганить (Труса, Балбеса и Бывалого). И все это случается с ними в ресторане "Одуванчик". В фильме герои поют песню "Ну выйди, Татьяна…" на мотив мексиканской песни "Cielito Lindo".

"Вокзал для двоих" – советский мелодраматический кинофильм режиссера Эльдара Рязанова 1982 года. Главные роли исполнили Олег Басилашвили и Людмила Гурченко. Участник официальной конкурсной программы Каннского кинофестиваля 1983 года. Первой снималась финальная сцена, где главные герои бегут по полю к колонии. По словам Людмилы Гурченко, съемки проходили "где-то в Люберцах" при 28-градусном морозе. В фильме использованы фрагменты песен "Яблони в цвету" Е. Мартынова, "Прощай" А. Челентано, "Старинные часы" Р. Паулса, "Москва – Одесса" В. Высоцкого с ансамблем "Мелодия" под управлением Г. Гараняна и других.

"Жестокий романс" – советский художественный фильм режиссера Эльдара Рязанова, снятый в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского "Бесприданница". Третья советская экранизация пьесы. Главную роль сыграла Лариса Гузеева, для которой этот фильм стал дебютом в кино. "Жестокий романс" – попытка Эльдара Рязанова выйти за пределы комедийного жанра. Несмотря на зрительский успех, фильм вызвал гневную отповедь со стороны литературно и театрально ориентированных критиков, обвинивших его создателей в опошлении исходной пьесы и в глумлении над русской классикой.

18 ноября замечательному российскому кинорежиссеру Эльдару Рязанову исполнилось бы 90 лет. Диапазон эмоциональной насыщенности его фильмов необычайно широк: от трагического «Жестокого романса» до безудержно жизнерадостной «Карнавальной ночи». О том, что Рязанов - настоящий мастер, можно догадаться уже по тому, насколько «живучи» его персонажи и цитаты из его работ: тут вам и анекдоты про поручика Ржевского на грани фола (кто вообще помнит, откуда этот поручик Ржевский взялся?), и «какая гадость эта ваша заливная рыба!» вместе со всей троицей влюбленных Жени и Нади и несчастного Ипполита, и девиз «свободу Юрию Деточкину!»…

Все фильмы Рязанова - своего рода «раскрашенные картинки из жизни». Они реалистичны, но чуть-чуть сказочны. Они назидательны, но нисколько не нравоучительны. Его герои порой могут выглядеть очень нелепо, но сквозь все их несуразность просвечивает напоминание о вещах по-настоящему серьезных и важных.

  1. Юрий Деточкин

Объективно говоря, Юрий Деточкин - совсем не положительный герой. На одно мгновение вообразите себе такого человека в жизни: лезет в частную жизнь людей, собирает на них досье, а потом еще и вершит справедливость, вместо того чтобы передать преступников в руки правосудия. Вспомним Канта: «Ты всегда должен поступать так, чтобы максима твоей воли послужила основой для всеобщего законодательства». Это что же за общество получится, если всеобщим законодательством станет угонять машины у воров, пусть даже и переводя деньги за нечестно нажитое добро нуждающимся? Хаос. Жизнь по понятиям.

Но есть в Деточкине одна черта, которая перекрывает все его недостатки. И делает похожим на юродивого. Искание правды определяет все его существо. Именно за это он и гоним. Трагедия Деточкина в том, что закон юридический не успевает за ним в его утопической погоне за правдой.

А для нас все же этот очевидно чокнутый, уж простите за простонародное выражение, герой - напоминание. Напоминание о том, как важны искренность и ясность в «различении духов». О том, что в отношение ко злу нет места компромиссам. Пусть метод, который избрал Деточкин, и спорный, но цель - верная.

  1. Корнет Шурочка

Фильм «Гусарская баллада» - практически гимн женскому равноправию (если не считать того, что женщины вовсе не обязаны бояться мышей, это, как нынче принято говорить, ложный гендерный стереотип).

Начало XIX века, то есть время, когда о равноправии полов думать просто смешно. Девушка, обученная фехтованию и верховой езде, отлично вписывается в обстановку Отечественной войны 1812 года и утирает нос молодым да и опытным офицерам. Шурочка не просто успешно притворяется юношей - она совершает настоящие подвиги, она удостаивается заслуженной награды, она продолжает военную службу…

Автор сценария Александр Гладков утверждал, что его Шурочка нисколько не списана с «первой женщины-офицера» Российской армии Надежды Дуровой. Действительно, в Шурочке больше того, что мы бы назвали «безбашеностью», а целеустремленность - та же. И это огромный урок.

За ее хитростью, на самом деле стоит простота. Сначала она подшучивает над самоуверенным женихом, но вскоре ее игра превращается в полную опасностей жизнь. Шурочка очень ясно дает понять, что человека следует ценить по тому, что он сделал.

Ничто не мешает девушке, владеющей навыками военного, спасти императорского адъютанта. Дерево познается по плоду, а не по форме.

  1. Надя Шевелева

Вообще-то, «Ирония судьбы, или С легким паром» - фильм откровенно вредный. Начнем с того, что нельзя так ужасно напиваться, даже на Новый год (тем более накануне). Кроме того, очень жаль и Галю, невесту Жени, и Ипполита, жениха Нади. Они совершенно не виноваты, что их предполагаемые будущие супруги встретят свою судьбу в сказочную новогоднюю ночь и покинут их без малейшего сожаления. Говорят, в современном сиквеле «Иронии судьбы» все-таки оказалось, что Надя вернулась к Ипполиту, а Женя - к Гале, и это очень реалистично. Но это будет через двадцать лет, а пока - обратимся к оригиналу.

Описанная в фильме новогодняя ночь крайне сумбурна, и понять характер героев не так-то просто. Но у Нади есть одно неотъемлемое качество - доброта.

Это по доброте своей Надя не выставляет навязчивого гостя с милицией, особенно когда он начинает вести себя откровенно неприлично, выкидывая портрет ее жениха и так далее. Это по доброте (а вовсе не только потому, что он ее раздражает в ее же собственной квартире) она готова одолжить ему денег на билет до Москвы. Она, в конце концов, поет просто добрые и светлые песни!

И в развязке ее доброта сливается с надеждой на чудо. Пьяный, но мудрый Ипполит прямо и честно признал, что сломать отношения за одну ночь - можно, построить - нет. Но Надежда слишком хотела сказки и чуда. Она берет Женин портфель с веником и отправляется в Москву. Просто вернуть забытый веник. И чудо происходит.

  1. Новосельцев

«Что может быть поучительного в этом слабохарактерном мужичке - ни рыба ни мясо?» - удивится читатель. Напрасно.

«Служебный роман» - одна из лучших и глубоких работ Рязанова. При всей нереалистичности происходящего: не превращаются гадкие уточки в царевен-лебедей только от разового мужского внимания, не превращаются невзрачные мужчины в мачо от симпатии со стороны начальницы. Но суть уловлена гениально: нам всем нужны любовь, внимание и забота. Только они сдирают маску Мымры с прекрасной благородной внешности, подаренной Людмиле Прокофьевне великой актрисой Алисой Фрейндлих. Только они делают незаметного сотрудника бессмысленного учреждения мужественным и открытым человеком.

Догадаться о том, что Новосельцев не так прост, как кажется, можно уже по тому, что он не вдовец - детей он отсудил у «угулявшей жены». И это - «плюс один к карме», как говорят живущие в компьютерных играх люди. Дело не в том, что Новосельцев мстительный мерзавец, не допускающий несчастную оступившуюся (а может и не оступившуюся, а просто полюбившую другого - не велик грех в эпоху застоя был официально развестись) мать до воспитания детей. Дело в том, что мать на протяжении фильма не появляется и не упоминается ни разу. Хоть бы единожды в разговорах с сослуживцами Анатолий в сердцах бросил, что она караулит детей у садика или школы. Или что пытается судиться.

Нет этого. Новосельцев - достойный отец, очень точно понимающий свой долг перед брошенными матерью детьми.

Новосельцев - порядочный человек. Он категорически не хочет приударять за начальницей ради повышения по совету как раз непорядочного приятеля Самохвалова. Его неловкие попытки привлечь ее внимание к себе - только доказательство того, что под бесхарактерностью скрывается неумение лгать.

Наконец, когда роман уже развивается «на полную катушку», Новосельцев еще раз проявляет свою порядочность, на этот раз уже по отношению к коллеге Рыжовой, опозоренной Самохваловым, когда дает пощечину последнему. Что, Анатолий не понимал, что Самохвалов и его заложит? Да он просто об этом не думал. Он думал про обиженную ни за что наивную влюбленную женщину.

Конец истории закономерен. Новосельцев, даже преданный «другом» может доказать своей «железной леди» силу своих чувств. Да, на истерике, да со скандалом. Но смог. Потому что в основе его характера - вовсе не мягкотелость, а стальной стержень порядочности.

  1. Елена Павловна Малаева

«Гараж» - никакая не комедия, а трагедия советского быта. Люди ради блага превращаются в нечто страшное. Благо - это гаражи, по которым должно пройти скоростное шоссе. В наше время люди бы устроили скандал, написали бы в блоги, в Фейсбук, Путину - и добились бы не компенсации, так общественного внимания. Но на календаре -– глубокий застой, конец семидесятых. Руководство коллектива просто предлагает жертв. А коллектив готов этих жертв загрызть.

И тут на арену этого цирка человеческих отношений выходит маленькая и не очень красивая женщина, которую никто в жертвы не назначал. Елена Павловна Малаева, младший научный сотрудник, по-детски наивно заявляет, что так нечестно, запирает помещение, где происходит совещание, и требует разобраться. Между прочим, прекрасно понимая, что «разобраться» могут и не в ее пользу.

Ох, и получит она за свое правдолюбие. Обругают, публично распустят сплетни про ее личную жизнь, не пожалев даже ее ребенка. Ей бы рассердиться, кинуть ключ и уйти вон: «Решайте, как знаете, можете и меня выкинуть». Но нет. Малаева способна на обиду, но не способна ни на гордыню, ни на гнев. Она тоже, как и первый наш герой - прирожденный правдоискатель.

«Гараж» заканчивается так же печально, как и «Берегись автомобиля» - правду восстановить не удалось. Ни за что ни про что был исключен из числа пайщиков спящий заведующий отделом насекомых (дело происходит в загадочном НИИ охраны животных от окружающей среды). Но по крайней мере два шага к правде с помощью Елены Павловны сделать удалось - выставили «блатных», а не тех, кто не мог себя защитить.

Был ли Эльдар Александрович христианином, я не знаю. Но своих героев он наделял простыми человеческими добродетелями. Которые по сути и есть христианские.

Как и должно быть у великого комедиографа, фильмы Эльдара Рязанова столь же смешные, сколько и грустные. Неслучайно собственные книги о кино режиссер так и озаглавил: «Грустное лицо комедии» и «Смешные невеселые истории». Через юмор и лирику режиссер идет к драме и даже трагедии. В образах чудаковатых персонажей его фильмов просматриваются итоги вечных конфликтов внутреннего и внешнего мира, а комичные завязки приводят героев то к необходимости пересмотра ценностей, то к риторическим вопросам о жизни. Что любопытно, комедиографом Рязанов стал едва ли не вопреки своей воле - классик юмористического жанра сталинского образца Иван Пырьев буквально заставил (и то лишь с четвертой попытки) молодого постановщика взяться за «Карнавальную ночь». Правда, вряд ли Пырьев, чьи герои не знали уныния, мог предположить, что его «наследник» добавит в жизнеутверждающий жанр нотки интеллигентской меланхолии.

Однако фильмы Рязанова - это не только комедии, но еще и сказки. Режиссера справедливо называют «творцом советского фольклора». Вместе с постоянным соавтором, сценаристом Эмилем Брагинским, Рязанов регулярно брал истории и образы из жизни, затем придавал им форму устойчивых сюжетов и, наконец, щедро украшал элементами романтики и лиризма (пространство действия поэтизируется, а героев обязательно ждет хэппи-энд). Благодаря такому подходу на стыке реальности и вымысла в кинематографе Рязанова отражались узнаваемые советские и российские архетипы: интеллигенты, мелкие служащие, бюрократы, бомжи, «новые русские». Обыденная действительность в фильмах режиссера узнаваема и в то же время идеализирована, и в этом, вероятно, и заключается причина постоянной востребованности его картин у самого широкого зрителя.

Эксцентрика и социальная сатира


Взаимосвязанные комедийные стихии, присутствующие во всех фильмах Рязанова, - это эксцентрика и сатира. Режиссер регулярно обращался к пародийному изображению реальности, стремясь таким образом высмеять существующие порядки. Экстентричен Игорь Ильинский в «Карнавальной ночи», который создает карикатурный образ бюрократа и высмеивает тем самым тенденцию мелочной регламентации государством общественной жизни. Гротескна завязка « » - герой оказывается в такой же квартире, как и его собственная, только в другом городе. При этом социально-политическая критика тоже очевидна - сатира на советские традиции градостроительства и в целом формальное, пренебрежительное отношение государства к человеку. В «Гараже» довольно условная перипетия служит поводом для реконструкции схемы работы тоталитаризма, где комфортные условия существования одних неотделимы от ущемления других. Нельзя, однако, не отметить, что лучшие работы Рязанова - те, где эксцентрика не обострена до крайности, а социальная сатира выражена не буквальным, а эзоповым языком. Начиная с «Забытой мелодии для флейты», эти элементы выражаются более ярко. Итог всем известен - с появлением такого крена лучшие фильмы режиссера остались позади.

Гуманизация: маленькие люди и эффект отождествления


Эльдару Рязанову удалось гуманизировать советский кинематограф. Идя вразрез пафосной героической традиции революционного авангарда и сталинского академизма, режиссер вернул на экраны «маленького человека» в лице романтичных бедолаг, скромных служащих, незадачливых интеллигентов и современных Дон Кихотов. Обращаясь к канонам, сложившимся еще благодаря Пушкину и Гоголю, Рязанов из картины в картину лепил портрет человека невысокого социального положения, ничем с виду не выдающегося, но доброго, по-своему обаятельного и заслуживающего собственной доли счастья. Как итог, в то время, как одна часть многомиллионной рязановской аудитории могла ассоциировать себя с героями, другая не могла им не сочувствовать. Что интересно, отчасти то же касается и условно отрицательных героев: разного рода проходимцев, карьеристов, снобов, бюрократов и прочих «мымр». Даже разоблачая их, режиссер стремился найти в них нечто человеческое, достойное понимания и снисхождения.

Камерность и поэзия города


Красной нитью через все творчество Рязанова проходит своего рода конфликт пространств. Большая часть действия в его картинах разворачивается в декорациях привычной зрителю бытовой среды: квартирах стандартной планировки, помещениях учреждений и НИИ, ресторанах, вокзалах и тому подобном. Ограниченными пространствами в «Иронии судьбы», «Гараже» и «Дорогой Елене Сергеевне» режиссер словно бы подчеркивает состояние несвободы, в котором мы застаем героев. При этом надо отметить, что пространства эти всегда тщательно продуманы и переполнены предметами-метафорами, не только служащими красноречивыми приметами своей эпохи, но и дополняющими характеристики героев.


Сцена из фильма «Служебный роман» (1977)

Контрастом клаустрофобическим пространствам служат более редкие натурные кадры. Рязанов - режиссер-урбанист, которому удалось создать на экране свое, лирическое видение города, будь то Львов, Кострома, Ленинград или Москва. Скажем, в «Служебном романе» режиссер и оператор Владимир Нахабцев сумели выхватить особую поэзию в хаотичном ритме жизни столицы. А осенние кадры присыпанных первым снегом улиц, пожалуй, до сих пор продолжают работать на романтический образ Москвы.

Афоризмы


Еще один секрет популярности фильмов Рязанова - обилие реплик, моментально уходивших с экрана в народ. «Есть установка весело встретить Новый год»; «Начальство надо знать в лицо»; «Тебя посодют, а ты не воруй»; «Я за машину родину продал»; «Зарплата у меня хорошая. Маленькая, но хорошая» - на каждую из картин режиссера приходятся десятки подобных афоризмов. Появлялись они самыми разными путями: одни рождались за письменным столом, другие были случайно подслушаны, третьи становились актерским экспромтом. Так или иначе, в них в концентрированном виде сосредоточился талант Рязанова и его соавторов улавливать и передавать особенности характера персонажа и окружающих его условий. Иными словами, режиссер прекрасно понимал, что одна точная реплика порой может быть выигрышней и информативней целого эпизода.

Коллективный герой


Эта черта фильмов Рязанова, вероятно, корнями восходит к творчеству его мастера, Сергея Эйзенштейна. Конечно, «коллективного главного героя» в той радикальной форме, что присутствует в «Броненосце “Потемкине”», у Рязанова не встретишь, но, тем не менее, склонность режиссера к многофигурным композициям очевидна. Например, уже в «Карнавальной ночи» вопрос главного героя дискуссионен - хотя большинству зрителей таковой кажется Лена Крылова-Гурченко, сам Рязанов считал ведущим персонажем Огурцова-Ильинского. В «Иронии судьбы», «Служебном романе» и «Вокзале для двоих» главного героя можно назвать парным - два персонажа, выступая поначалу антагонистами, постепенно обнаруживают все большее сходство, становясь неразделимыми. В других картинах - в «Гараже», «Небесах обетованных» и «Старых клячах» - границы единого главного героя размываются и вовсе на полдюжины персонажей, вместе образующих единый портрет той или иной социальной или возрастной группы. Рязанов даже называл роли в этих картинах «эпизодическими главными» ролями.

Работа с актером и россыпь звезд


На съемках фильма «Гараж» (1979)

Как и , Рязанов - актерский режиссер, для которого важнее всего исполнитель в кадре. Что понятно, ведь центральная тема его творчества - человек и человеческие взаимоотношения на фоне исторических перипетий и специфических социальных обстоятельств. Широко известно, что Рязанову удавалось подружиться с большинством актеров. Как правило, это был важный шаг перед началом совместной работы. При этом на площадке режиссер отличался серьезностью и повышенной требовательностью, считая, что отклик у зрителя актер может вызвать, только если будет «полностью влезать в шкуру персонажа» и при этом «выкладываться до конца, не щадя себя ни в чем». Впрочем, это не мешало спонтанности. «Я очень люблю подобные “отсебятины”, когда они действительно импровизационны, не запланированы» - говорил Рязанов. Именно так родились некоторые известные эпизоды - например, знаменитая фраза Юрия Яковлева в «Иронии судьбы»: «О, тепленькая пошла!».

Учитывая, что кинокарьера Рязанова продлилась более полувека, примечательно, что в его картинах сыграли свои лучшие роли десятки крупнейших кинозвезд нескольких кинематографических эпох. В 50-е - Николай Рыбников и Юрий Белов, в «оттепель» 60-х - Олег Борисов и Иннокентий Смоктуновский, в «застойные» 70-80-е - Андрей Мягков и Андрей Миронов, Алиса Фрейндлих и Лариса Гузеева, Никита Михалков и Олег Басилашвили, в перестройку - Леонид Филатов и Марина Неёлова. У Рязанова дебютировали Сергей Юрский и Анатолий Папанов, Людмила Гурченко и Лариса Голубкина. Ветераны экрана, звезды 20-30-х Игорь Ильинский, Эраст Гарин и Николай Крючков, обрели у него второй дыхание. Он же раскрыл драматический потенциал комиков Юрия Никулина, Евгения Леонова и Евгения Евстигнеева. Наконец, постоянными участниками его картин стали такие характерные исполнители, как Лия Ахеджакова, Валентин Гафт, Юрий Яковлев, Георгий Бурков и Светлана Немоляева. Не правда ли, поразительно, сколь высокая концентрация знаковых имен пришлась всего лишь на одну режиссерскую биографию.

Камео


Продолжая актерскую тему, вспомним о Рязанова. Начиная с «Дайте жалобную книгу», режиссер частенько появлялся в кадре собственных картин в микроскопических и, как правило, бессловесных ролях. Некоторые из таких камео - не более чем шутки «для своих». Другие символичны: например, в «Дорогой Елене Сергеевне» Рязанов появляется в образе соседа, требующего, чтобы подростки прекратили шум - так режиссер напрямую говорит о своем конфликте с молодым поколением. Третий род камео несет весомую сюжетную функцию. Так, в «Гараже» герой Рязанова, проспавший все интриги, оказывается тем самым «счастливым нашим», кого по жребию исключают из кооператива. Но, пожалуй, самое известное камео режиссера - в «Иронии судьбы», где он на несколько секунд появляется в качестве попутчика Жени Лукашина.

Песни и музыка


Сцена из фильма «Карнавальная ночь» (1956)

Неотъемлемый элемент кинематографа Рязанова - песни. Так повелось с «Карнавальной ночи», являвшейся, по сути, мюзиклом, продолжавшим традицию фильмов Григория Александрова и Ивана Пырьева, - герои рано или поздно начинают петь. Музыкальность оправдывается сюжетом: персонажи оказываются участниками сценического действия или, найдя в углу гитару, через песню пытаются высказать сокровенное. Количество хитов, вышедших из рязановских картин, исчисляется десятками: новогодний гимн «Пять минут» из «Карнавальной ночи», «Вальс Деточкина» из «Берегись автомобиля», «Со мною вот что происходит» из «Иронии судьбы», «У природы нет плохой погоды» из «Служебного романа», «Не бойтесь жизнь переменить» из «Вокзала на двоих» и многие другие. Здесь Рязанов нашел знаменитых соавторов: Анатолия Лепина, Андрея Петрова и Микаэла Таривердиева - композиторов, склонных именно к песенной форме. Петров сотрудничал с Рязановым дольше всех - почти сорок лет на четырнадцати лентах. Секрет столь долговечного союза, надо полагать, в особой лирической интонации и определенной мере иллюстративности, идеально подходивших кинематографу Рязанова.

Трудоголизм


Эльдара Рязанова часто называют счастливым режиссером. Еще бы, ведь он практически не знал простоев, сняв за полвека двадцать пять игровых полнометражных картин (это помимо работы на телевидении, литературной деятельности и поэзии). При этом Рязанов, как и все его коллеги, сталкивался с прелестями советского кинопроизводства: цензура, вмешательство государства в творческий процесс и даже запреты («Человек ниоткуда» долгое время пролежал на полке). Причина же столь завидной производительности, надо полагать, проста. И она не только в стабильном успехе в прокате и статусе мэтра, что до определенной степени облегчало запуск новых проектов. Сам Рязанов объяснял свою работоспособность здоровьем и невозможностью не творить: «Когда я снимаю фильмы, мне просто некогда болеть. Как только фильм кончается, болезнь и хвороба начинает выползать из всех щелей. Поэтому для меня - это рецепт только для меня - мне надо все время работать».