Театр абсурда в жизни понятие. Исторические предпосылки зарождения драмы абсурда

В абсурдистских пьесах, в отличие от логичных пьес обычной драматургии, автор передает читателю и зрителю свое ощущение какой-либо проблемы, постоянно нарушая логику, поэтому зритель, привыкший к обычному театру, оказывается сбит с толку и испытывает дискомфорт, что и является целью "нелогичного" театра, нацеленного на то, чтобы зритель избавился от шаблонов в своем восприятии и взглянул на свою жизнь по-новому. Сторонники "логичного" театра говорят, что мир в "театре абсурда" представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб, однако при чтении таких пьес можно заметить, что они составлены из ряда вполне логичных фрагментов. Логика же связи этих фрагментов резко отличается от логики связи частей "обычной" пьесы. Наиболее полно принципы "абсурдизма" были воплощены в драмах «Лысая певица » (La cantatrice chauve , ) румынско-французского драматурга Эжена Ионеско и «В ожидании Годо » (Waiting for Godot , ) ирландского писателя Сэмюэла Беккета .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Мастерская Олега Фомина на Театральном факультете МИТРО. Театр абсурда

    ✪ Николай Левашов -- Театр абсурда

Субтитры

История

Термин «театр абсурда» впервые появился в работах театрального критика Мартина Эсслина (Martin Esslin ), в 1962 году написавшим книгу с таким названием. Эсслин увидел в определённых произведениях художественное воплощение философии Альбера Камю о бессмысленности жизни в своей основе, что он проиллюстрировал в своей книге «Миф о Сизифе ». Считается, что театр абсурда уходит корнями в философию дадаизма , поэзию из несуществующих слов и авангардистское искусство - -х. Несмотря на острую критику, жанр приобрёл популярность после Второй мировой войны , которая указала на значительную неопределённость человеческой жизни. Введённый термин также подвергался критике, появились попытки переопределить его как «анти-театр» и «новый театр». По Эсслину, абсурдистское театральное движение базировалось на постановках четырёх драматургов - Эжена Ионеско (Eugene Ionesco ), Сэмюэла Беккета (Samuel Beckett ), Жана Жене (Jean Genet ) и Артюра Адамова (Arthur Adamov ), однако он подчёркивал, что каждый из этих авторов имел свою уникальную технику, выходящую за рамки термина «абсурд». Часто выделяют следующую группу писателей - Том Стоппард (Tom Stoppard ), Фридрих Дюрренматт (Friedrich Dürrenmatt ), Фернандо Аррабаль (Fernando Arrabal ), Гарольд Пинтер (Harold Pinter ), Эдвард Олби (Edward Albee ) и Жан Тардьё (Jean Tardieu ). Эжен Ионеско не признавал термин "театр абсурда" и называл его "театром насмешки".

Вдохновителями движения считают Альфреда Жарри (Alfred Jarry ), Луиджи Пиранделло (Luigi Pirandello ), Станислава Виткевича (Stanislaw Witkiewicz ), Гийома Аполлинера (Guillaume Apollinaire ), сюрреалистов и многих других.

Движение «театра абсурда» (или «нового театра»), очевидно, зародилось в Париже как авангардистский феномен, связанный с маленькими театрами в Латинском квартале , а спустя некоторое время обрело и мировое признание.

Считается, что театр абсурда отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приёмы. Время и место неопределённы и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. Бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий, - всё подчинено одной цели: созданию сказочного, а может быть и ужасного, настроения.

Критики такого подхода, в свою очередь, указывают, что персонажи пьес "абсурда" вполне реалистичны, как и ситуации в них, не говоря уже о театральных приемах, а намеренное разрушение причинно-следственных позволяет драматургу сбить зрителя со стандартного, шаблонного, способа мышления, заставляет его прямо по ходу пьесы искать разгадку алогичности происходящего и в результате более активно воспринимать сценическое действие.

Сам Эжен Ионеско так писал о "Лысой певице": "Ощутить абсурдность банальности и языка, их фальшь - уже продвинуться вперёд. Чтобы сделать этот шаг, мы должны раствориться во всём этом. Комическое есть необычное в его первозданном виде; более всего меня изумляет банальность; скудость наших ежедневных разговоров - вот где гиперреальное"

Кроме того, алогичность, парадокс, как правило, производит на зрителя комическое впечатление, через смех открывая человеку абсурдные стороны его существования. Кажущиеся бессмысленными интриги и диалоги вдруг открывают зрителю мелочность и бессмысленность его собственных интриг и разговоров с близкими и друзьями, приводя его к переосмыслению своей жизни. Что же касается драматической непоследовательности в пьесах "абсурда", то она практически полностью соответствует "клиповому " восприятию современного человека, в голове у которого в течение дня смешиваются телевизионные передачи, реклама, сообщения в соцсетях, телефонные смс - все это сыпется на его голову в самом беспорядочном и противоречивом виде, представляя из себя непрекращающийся абсурд нашей жизни.

Нью-йоркская Театральная компания без названия № 61 (Untitled Theater Company #61 ) заявила о создании «современного театра абсурда», состоящего из новых постановок в этом жанре и переложений классических сюжетов новыми режиссёрами. Среди других начинаний можно выделить проведение Фестиваля работ Эжена Ионеско .

«Традиции французского театра абсурда в русской драме существуют на редком достойном примере. Можно упомянуть Михаила Волохова . Но философия абсурда до сего дня в России отсутствует, так что её предстоит создать.»

Театр абсурда в России

Основные идеи театра абсурда разрабатывались членами группы ОБЭРИУ ещё в 30-х годах XX века , то есть за несколько десятилетий до появления подобной тенденции в западноевропейской литературе. В частности, одним из основоположников русского театра абсурда был Александр Введенский , который написал пьесы «Минин и Пожарский» (1926), «Кругом возможно Бог» (1930-1931), «Куприянов и Наташа» (1931), «Ёлка у Ивановых» (1939) и т.п. Кроме того, в подобном жанре работали и другие ОБЭРИУты, например, Даниил Хармс .

В драматургии более позднего периода (1980-е года) элементы театра абсурда можно встретить в пьесах Людмилы Петрушевской , в пьесе Венедикта Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги командора», ряде других произведений

  • Абсурдная драма. [Электронный ресурс] URL: http://www.o-tt.ru/index/absurdnaya-drama/ (дата обращения: 03.12.12)
  • Кондаков Д.А. Драматургия Э.Ионеско и ее связи с "драмой абсурда" / Д.А. Кондаков // Творчество Эжена Ионеско в контексте идейно-художественных исканий европейской литературы XX века./ Д.А. Кондаков. - Новополоцк: ПГУ, 2008.- 188 с.
  • Кондаков Д.А. 1949-1953 годы. "Языковой абсурд" / Д.А. Кондаков // Творчество Эжена Ионеско в контексте идейно-художественных исканий европейской литературы XX века./ Д.А. Кондаков. - Новополоцк: ПГУ, 2008.- 188 с.
  • Ионеско Э. Есть ли будущее у театра абсурда? / Ионеско Э. // Выступление на коллоквиуме "Конец абсурда?" / Театр абсурда. Сб. статей и публикаций. СПб., 2005, с. 191-195. [Электронный ресурс] URL: http://ec-dejavu.ru/a/Absurd_b.html (дата обращения: 03.12.12)
  • Яснов М. Поверх реальности. / Ионеско Э.// Носорог: Пьесы / Пер. с фр. Л. Завьяловой, И. Кузнецовой, Е. Суриц. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 320 с.
  • Токарев Д.В. "Воображение мертво воображайте": "Французская проза Сэмюэля Беккета / Беккет С.// Никчемные тексты/ Пер. Е.В. Баевской.- СПб.: Наука, 2003.- 338 с.
  • Эжен Ионеско. Театр абсурда [Электронный ресурс] URL: http://cirkul.info/article/ezhen-ionesko-teatr-absurda (дата обращения: 03.12.12)
  • М. Эсслин Эжен Ионеско. Театр и антитеатр / Эсслин М. // Театр абсурда./ Пер. с англ. Г. Коваленко. - СПб.: Балтийские сезоны, 2010, с. 131-204[Электронный ресурс] URL: http://www.ec-dejavu.net/i/Ionesco.html (дата обращения: 03.12.12)
  • М. Эсслин Сэмюэль Беккет. В поисках себя / Эсслин М.// Театр абсурда./ Пер. с англ. Г. Коваленко. - СПб.: Балтийские сезоны, 2010, с. 31-94 [Электронный ресурс] URL: http://ec-dejavu.ru/b-2/Beckett.html (дата обращения: 03.12.12)
  • Ионеско Э. Между жизнью и сновидением: Пьесы. Роман. Эссе// Собр. соч. / Э.Ионеско; пер. с фр. - СПб.: Симпозиум, 1999.- 464 с.
  • А. Генис. Беккет: поэтика невыносимого
  • Ю. Штутина. Сумрачный век. Сто лет Сэмюэлю Беккету [Электронный ресурс] URL:
  • В ожидании Годо. [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ В_ожидании_Годо (дата обращения: 03.12.12)
  • Что такое «театр абсурда» ? Каким спектаклям разрешается быть нелогичными, и каким режиссерам — превращать нелепицу в откровение? В нашем обзоре — образцово-показательные спектакли самого оригинального жанра. Те, что нужно смотреть в первую очередь.

    Приверженцы абсурда в искусстве вообще вслед за родоначальниками жанра (Ионеско, Беккет) утверждают бессмысленность человеческого существования и мир воспринимают как свалку отходов («нагромождение поступков, слов и судеб» Википедия ). Причинно-следственные связи в их творениях часто отсутствуют, а герои не могут понять друг друга. Пусть «театр абсурда» в прямом и точном его значении встречается редко, зато абсурдистская эстетика становится заметно популярнее. Она уже распространяется не только на классику абсурда, но и на классику вообще. Признанный мэтр здесь, конечно, Юрий Погребничко, чьи спектакли «Вчера наступило внезапно..», и «Предпоследний концерт Алисы в стране чудес» по Милну и Кэроллу соответственно давно превратились в культ. Но сегодня еще и Бутусов «кроит» Шекспира, Крымов превращает Чехова в современный ужастик, а в Гоголь-центре и МТЮЗе прониклись любовью к Хармсу и Введенскому. То, что у всех у них получается в итоге, в высшей степени заслуживает зрительского внимания. Китч, которым вполне могли бы обернуться любые заигрывания с жанром абсурда, здесь отсутствует. Вместо него — вкус, стиль и философская глубина.

    « »
    Сатирикон


    Избыточный, эксцентричный, мастер сценического эпатажа. Юрий Бутусов превратил шекспировского «Отелло» в нечто невообразимое. В некую театральную мессу, соединяющую несоединимое: вывернутого наизнанку Шекспира (сразу в трех переводах: Сороки, Лейтина и Пастернака), Пушкина, Чехова и Ахматову. Энергетический замес такой силы, что не всякий зритель выдержит.
    Феноменальная находка — черная краска, которую белокожий Отелло-Денис Суханов наносит на лицо и руки. Как будто ад демонстрирует свои права, с такой «отметкой» жить, как прежде, уже не получится.
    Еще здесь есть толпы женщин с потекшей тушью, с призывно выскакивающей из глубоких декольте грудью, с бешеной тоской в глазах. Аляповатые мужчины-трУсы и молчаливые слуги-невидимки... Отрывок из «Руслан и Людмилы», пляски на рояле и даже «обнаженка».
    Загадки Бутусов загадывает, а на разгадки даже не намекает. Безумный шифр режиссерской мысли освоил один только художник Александра Шишкин. На сцене — горы мусора. Картонные коробки, вешалки, мятые пальто неизвестно какого года выпуска, искусственные цветы, кровати, череп и даже корабль на деревянных тросах... От такого количества вещей рябит в глазах, значение каждой из них на сцене неясно. Зато хаос этого мира различим и «запатентован». Только на свалке любовь так быстро превращается в ненависть, а домысел — в приговор.

    фото Екатерины Цветковой

    « »
    Около

    Абсурд в театре. Источник: Абсурд в театре.


    Спектакль, соединяющий володинскую пьесу «С любимыми не расставайтесь» с главными сценами из романа Достоевского — одновременно философское высказывание о вечном и самая что ни на есть сатира на нашу никчемную, абсурдную повседневность, страшное прошлое и неизвестно какое будущее.
    Вот перед нами — вереница супружеских пар, чья «любовная лодка разбилась о быт». «Пьет, бьет», «завел женщину», «изменила», «нет общих интересов»... их объяснения в суде привычны слуху, не вызывают эмоций. Но Погребничко на то и Погребничко, чтобы повседневные драмы превращать в неистовый и вечный абсурд. Так, душевные муки в присутствии судьи (ее безупречно играет Ольга Бешуля) превращаются в гомерически смешное шоу под названием «развод в стране советской». В это шоу как будто бы «невзначай» прокрадываются сцены из романа Достоевского (благо, переодеваться не нужно — кринолины XIX века и телогрейки времен совка в этом театре всегда прекрасно сочетались). Порфирий Петрович выводит на чистую воду Раскольникова, Раскольников объясняется с Сонечкой Мармеладовой и т. д. Потом вдруг снова метафизические бездны сменяются советской «бытовухой», а потом и вовсе — хоровым исполнением хитов из прошлого: «Ромашки спрятались, поникли лютики». Вся эта «каша» непостижимым образом звучит надрывно, но без пафоса. При чем звучит о самом главном: о боли, которая в людях и их взаимоотношениях, вечна. О том, как страшно то, что боль эту никто не умеет и не хочет унять.

    фото Виктора Пушкина

    « »
    Школа драматического искусства

    Абсурд в театре. Источник: Абсурд в театре.


    В основе спектакля — одна единственная фраза из «Трех сестер» («Бальзак венчался в Бердичеве»), остальное — гениальная жуть от Дмитрия Крымова, мастера сценических ребусов и визуальных метафор. Его фантазия не подчиняется никаким театральным законам или даже простой логике. Чехов для него только повод к собственному эксперименту.
    Крымов и его команда превратили чеховских сестриц в уродливых клоунесс, эдаких ведьмочек из фантастической страшилки. У Маши «выросли» шишки на ногах, откуда-то появился нос Анны Ахматовой. У Ирины стали гигантскими уши, а Ольга превратилась в седого толстенького колобка. Страшненькие, убогие. Как, впрочем, и все остальные. Судите сами: Вершинин без руки. Соленый, — с тремя. Андрей в женском платье и с беременным животом, Чебутыкин в образе неумелого врача-маньяка. Собственную ущербность герои явно не осознают — весело поедают на сцене арбуз (ах, какая сцена вышла!), гипнотизируют чайные чашечки, подшучивают друг над другом, сжигают бумажный город в медном тазу. Диалогов из пьесы нет и в помине, как и тягучей атмосферы «ничегонеделания». На сцене всё время что-то происходит, то уморительно смешное, то пронзительно грустное, а иногда и трагическое. Режиссер сознательно лишает зрителя точки опоры — смешно всё произошедшее на сцене или страшно — в конечном счете не очевидно. Ни одной сцены в новом спектакле нельзя предугадать. Возможно, даже сразу понять ничего не получится. Но вот смысл, идею не уловить невозможно. Все мы — маленькие смешные уродцы, которые живут так, как будто бы они бессмертны, а горя не существует. Но рано или поздно и смерть, и горе, случаются. И всех жаль.

    фото Михаила Гутермана


    Сложно спорить с утверждением, что этот "безумный, безумный, безумный" мир немного сошёл с ума. А если кто-то ещё в этом сомневается, стоит посмотреть хотя бы один из замечательных фильмов, которые собраны в этой "десятке". Впрочем, ничего удивительного, если кому-то захочется увидеть или пересмотреть все фильмы. Точно не пожалеете!

    1. Фильм «Любовь и смерть»


    режиссер Вуди Аллен
    Без сомнения культовая комедия от мастера этого жанра Вуди Аллена. Просто фонтан искрометного и при этом интеллектуального юмора на весьма интересную тему. А тема следующая. Некий русский помещик из уездного городка всячески пытается уклониться от призыва воевать с Наполеоном. Поскольку всё, что есть у него в арсенале - это длинный и острый язык. Бесподобная самоирония, философия для чайников, политика и еще раз политика - сделали этот фильм навсегда любимым, особенно в нашей стране. Удалось у героя избежать армии или нет, смотрите сами.

    2. Фильм «Полено»


    режиссер Ян Шванкмайер
    Подобный уровень сюрреализма разве что только у Линча еще можно найти. Ян Шванкмайер перевел на экранный язык чешскую страшную сказку и смотрится это смешно. У молодой бездетной пары от безвыходности появилась идея завести вместо ребенка обрубок дерева... Которое быстро растет и очень много кушает, причем ест оно всё. Даже человека за милую душу. И если новоиспеченные родители всячески заботятся о своем полене, то их замечательные соседи напротив - нисколько не обращают внимания на свою "живую" дочку. Как говорится, контраст налицо.

    3. Фильм «Платье»


    режиссер Алекс Ван Вармердам
    Как же восхищает иногда фантазия творцов, до чего доходит их визуализация! Обычное платье, пусть даже ярких цветов, но какой ажиотаж вокруг него! Люди просто сходят с ума, рвут на части его и все равно оно всех на безумие толкает. Возбуждает одних, приводит к смерти других, а на первый взгляд всего лишь тряпка. Что же будет дальше с ним?

    4. Фильм «Город Зеро»


    режиссер Карен Шахназаров
    Сюжет фильма как будто списан с какого-нибудь романа братьев Стругацких, где герой попадает в неизвестный город, в котором всё шиворот-навыворот, иные понятия и совсем другая мораль. Как в библейской притче ему голову на блюде преподносят, только голова не чья-нибудь, а самого его... И выход видится только один, нужно срочно к этому привыкнуть, чтобы просто не сойти с ума. Однако, в фильме есть и мудрость. Которую в конце растаскивать будут все кому не лень.

    5. Фильм «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений»


    режиссер Элио Петри
    Фильм, который получил Оскар. Комедия! Не драма про евреев или тяжелую войну. Уже одно это говорит о том, что он чего-то стоит. И там действительно есть на что посмотреть. Вы только представьте - герой убивает свою женщину, оставляет улики и идет сдаваться в полицию. В любом другом случае его бы уже осудили, однако не тут то было. Дело в том, что он сам начальник полиции и никто не хочет даже предположить, что это был он. А кто сказал, что он хочет в тюрьму? Вовсе нет, у него другие планы...

    6. Фильм «Бал пожарных»


    режиссер Милош Форман
    Последний фильм знаменитого чехословацкого режиссера снятый на родине. И зная это, уже можно предположить, что могло загореться у них. Что весь этот красный абсурд, этот серьезный цирк - как зеркало коммунистического режима, в котором жила тогда страна. Бравые ребята, пожарники-отличники и правда вознамерились провести на празднике свой конкурс красоты!

    7. Фильм «Черная кошка, белый кот»


    режиссер Эмир Кустурица
    Искрометная, безудержная, сумасшедшая комедия от гения Кустурицы! Цыганское веселье и мертвого поднимет из могилы, а уж что делает с живыми... Здесь одновременно стреляют и поют, любят и невест крадут, и на что только не пойдут ради денег. Два старых мафиози крепко спят, пока их дети неистово воюют. Но ради счастья молодых они, конечно же очнутся.

    8. Фильм «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу»


    режиссер Стэнли Кубрик
    Интеллектуальная, но от того не менее абсурдная комедия от культового режиссера Стэнли Кубрика. Представьте себе вполне реальную ситуацию: стране якобы угрожает опасность и военный генерал посылает ядерных бомбардировщиков на своего врага. Но опасность мнимая, а самолеты уже в воздухе приближаются к неприятельским границам. А тут еще и выясняется, что у врага есть автоматический ответ - и страна, пославшая бомбардировщиков, может быть с Земли к чертовой бабушке стерта... Представили всю серьезность ситуации? Это же трагедия! Но не в этом случае.

    9. Фильм «Замок»


    режиссер Алексей Балабанов
    Фильм снят, конечно, по известному роману Франца Кафки. Прибывший на место назначения герой обнаруживает, что никто его не ждет и никому он здесь не нужен. Метафорично выражаясь, замок под замком. Однако им овладевает любопытство, он решает все же тут остановиться и попытаться выяснить в чем дело. Остается так надолго, что успевает даже жениться. Но смысла так и не найдет. Или просто невнимательно он смотрит? Фантасмагория от Балабанова, призрачный сюжет и аляповатые герои, пестрая фактура окружающего мира, вот казалось бы - всё есть. Но где же взять тогда ответ?

    10. Фильм «Тутси»


    режиссер Сидни Поллак
    Всё очень просто. У парня не получается закрепиться в кинобизнесе, его нигде не берут. Тогда он переодевается женщиной и получает желаемую роль. Но чтобы играть, ему нужно перестать быть собой. Но у него есть девушка, а у нее, конечно, есть отец. Как же тогда быть? К тому же он в новом образе внезапно начал папе нравиться... Неловкая ситуация, не так ли. И неизвестно что произойдет, когда правда вырвется наружу. Сумасшедшая комедия с Дастином Хоффманом в главной роли и очаровательной Джессикой Лэнг.

    Для тех, кому хочется чего-то посерьёзнее, мы собрали .

    В середине 20 века в европейской драматургии появилось явление под названием «театр абсурда». Оно стало поистине новаторским и непривычным для зрителя, привыкшего к классическим «логичным» постановкам. Но, несмотря на это, новое искусство вызывало любопытство, интерес. Что же такое театр абсурда и какое переосмысление он получил сегодня?

    Описание

    В центре внимания абсурдистской пьесы стоят не действие и интрига, а восприятие и индивидуальное осмысление автором какой-либо проблемы. При этом все, что происходит на сцене, лишено логической связи. Это делается для того, чтобы зритель был сбит с толку, смог избавиться от шаблонов в своем сознании и посмотреть на свою жизнь сразу с нескольких ракурсов.

    На первый взгляд, мир в таких «нелогичных» пьесах предстает как хаотичное, бессмысленное нагромождение фактов, характеров, поступков, слов, в котором нет определенного места и времени действия. Однако при тщательном рассмотрении логическая связь между всеми этими элементами присутствует, только она разительно отличается от привычной нам прежде. Наиболее яркими театральными воплощениями принципов абсурдизма стали пьесы Э. Ионеско «Лысая певица» и С. Беккета «в ожидании Годо». Это своеобразная пародия (или филистерство) на буржуазный мир комфорта, его фашизацию. В этих пьесах можно четко наблюдать распад связей между словом и действием, нарушение самой диалоговой структуры.

    Несмотря на всю серьезность и масштабность затрагиваемых социальных проблем, мир театра абсурда невероятно комичен. Драматурги показывают реальность, общество уже на той фазе гниения, когда никого не жаль. Поэтому в пьесах такого жанра охотно используются пародии, цинизм, смеховые реакции. Зрителю четко дается понять, что бесполезно и бессмысленно бороться с этим сюрреалистичным миром абсурда. Нужно просто поверить в него и принять.

    История

    Примечательно, что сам термин «театр абсурда» появился уже после возникновения новаторских постановок. Он принадлежит театральному критику Мартину Эсслину, который выпустил книгу в 1962 году под таким названием. Он провел параллели между новым драматургическим явлением и философией экзистенциализма А. Камю, дадаизмом, поэзией из несуществующих слов и авангардистским искусством начала 20 века. Все это в определенной мере, по мнению критика, «воспитало» театр абсурда и сформировало его таким, каким он предстал перед зрителем.

    Надо отметить, что такой творческий подход к драматургии долго оставался в опале грозных критиков. Однако после Второй мировой войны жанр начал обретать популярность. Основными деятелями-идеологами его считаются четыре мастера слова: Э. Ионеско, С. Беккет, Ж. Жене и А. Адамов. Несмотря на принадлежность к одному театральному жанру, каждый из них все же имел свою уникальную технику, которая была больше понятия «абсурд». К слову, Э. Ионеско сам не принимал новый термин, вместо «театр абсурда» говоря «театр насмешки». Но определение Эсслина, вопреки упорству и критике, осталось в искусстве, а жанр приобрел популярность во всем мире.

    Истоки

    Попытки создать театр абсурда предпринимались еще задолго до европейской волны в России, в 1930-е годы. Идея его принадлежала Объединению Реального Искусства (ОБЭРИУтам), а точнее, Александру Введенскому. В новом жанре им были написаны пьесы «Минин и Пожарский», «Кругом возможно Бог», «Елка у Ивановых» и др. Его единомышленником по перу был и Даниил Хармс, писатель, поэт и член ОБЭРИУ.

    В русской драматургии конца 20 века театр абсурда можно наблюдать в пьесах Л. Петрушевской, В. Ерофеева и др.

    Современность

    Сегодня этот театральный жанр имеет довольно широкую распространенность. И, как правило, авангардистский феномен (как и в своем историческом прошлом) связан с маленькими (частными) театрами. Ярким примером может служить современный «Театр абсурда Гогена Солнцева», известного российского артиста-фрика. Помимо гастрольных постановок под девизом «Вся наша жизнь - театр» он дает уроки актерского мастерства, которые, по авторскому мнению, полезны не только на сцене, но и в обычной жизни.

    В данном жанре существуют и развиваются и другие театральные коллективы.

    Воробушек

    ИнАродный театр абсурда «Воробушек» - одна из популярных трупп. Она была создана в 2012 году в Харькове. Сначала это был лишь дуэт Василия Байдака (дяди Васи) и Александра Сердюка (Коллмена). Сегодня в состав «Воробушка» входят шесть артистов. Все участники имеют высшее, но не актерское образование. Название коллектива перекочевало из КВНа. А слово «инАродный» намеренно пишется с ошибкой. Афиши и спектакли «Воробушка» всегда яркие, не лишены юмора, фарса и, конечно же, абсурда. Все сюжеты постановок ребята придумывают сами.

    В музыке

    Авангардистский жанр нашел отражение не только в литературе и сценическом искусстве, но и в музыке. Так в 2010 году вышел восемнадцатый студийный альбом группы «Пикник» - «Театр абсурда».

    Музыкальный коллектив был образован в 1978 году и существует до сих пор. Он начинал работать в стиле русского рока и со временем приобрел индивидуальное звучание с добавлением симфонических клавишных и экзотических инструментов народов мира.

    «Театр абсурда» - альбом, который открывается одноименной композицией. Однако текст ее лишен комизма. Скорее наоборот - песня имеет драматические ноты, говоря о том, что весь мир - театр абсурда, а человек в нем - главный герой.

    Также альбом включает композиции с такими интересными названиями, как «Кукла с человеческим лицом», «Урим Туммим», «Дикая певица» (читается отсылка к пьесе Ионеско «Лысая певица»), «И смоется грим». В целом, очередное творение группы «Пикник» можно сравнить с маленькой театральной постановкой с оригинальной подборкой образов и тем.

    В юморе

    Одной из основных черт «нелогичного» жанра является юмор. Это касается не только нелепого нагромождения слов, фраз их игры, но и самих образов, которые могут появляться в неожиданное время в неожиданном месте. Именно эта тенденция была с лихвой использована в номере «Театр абсурда» камеди-дуэта Демиса Карибидиса и Андрея Скорохода - известных резидентов шоу Comedy Club . В основу его легло произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», которое было оригинально переосмыслено артистами. Персонажами, старушкой-процентщицей (Демис Карибидис) и студентом Родионом Раскольниковым (Андрей Скороход), помимо сюжетных моментов, были затронуты и современные экономические, культурные и политические реалии.

    Просматривая спектакли некоторых драматургов, к примеру, Эжена Ионеско, можно вплотную столкнуться с таким явлением в мире искусства, как театр абсурда. Чтобы понять, что способствовало появлению этого направления, нужно обратиться к истории 50-х годов прошлого века.

    Что такое театр абсурда (драма абсурда)

    В 50-х годах впервые появились постановки, сюжет которых казался зрителям абсолютно бессмысленным. Главная пьес состояла в отчуждении человека от социальной и физической среды. К тому же во время действия на сцене актёрам удавалось совмещать несовместимые понятия.

    Новые пьесы рушили все законы драматургии и не признавали никаких авторитетов. Таким образом, был брошен вызов всем культурным традициям. Этим новым театральным явлением, которое в какой-то мере отрицало существующий политический и социальный строй, стал театр абсурда. было впервые использовано театральным критиком Мартином Эсслином только в 1962 году. Но некоторые драматурги были не согласны с таким термином. К примеру, Эжен Ионеско предлагал назвать новое явление «театром насмешки».

    История и источники

    У истоков нового направления стояли несколько французских и один ирландский автор. Самую большую популярность смогли завоевать у зрителя Эжен Ионеско и Свой вклад в развитие жанра сделали также и Артюр Адамов.

    Идея театра абсурда впервые пришла в голову к Э. Ионеско. Драматург попытался выучить английский язык, используя при этом учебник для самостоятельного изучения. Именно тогда он обратил внимание на то, что многие диалоги и реплики в учебнике абсолютно бессвязны. Он увидел, что в обычных словах таится много абсурда, который превращает зачастую даже умные и в совершенно бессмысленные.

    Однако говорить о том, что к возникновению нового направления причастно только несколько французских драматургов, было бы не совсем честно. Ведь об абсурдности человеческого существования говорили ещё экзистенциалисты. Впервые полностью эта тема была развита у А. Камю, значительное влияние на творчество которого имели и Ф. Достоевский. Однако обозначили и вывели на сцену театр абсурда именно Э. Ионеско и С. Беккет.

    Особенности нового театра

    Как уже говорилось, новое направление в театральном искусстве отрицало классическую драматургию. Общими характерными для него чертами стали:

    Фантастические элементы, которые в пьесе уживаются с реальностью;

    Появление смешанных жанров: трагикомедии, комической мелодрамы, трагифарса - которые стали вытеснять «чистые»;

    Использование в постановках элементов, которые характерны для других видов искусства (хор, пантомима, мюзикл);

    В отличие от традиционного динамического действия на сцене, как это было ранее в классических постановках, в новом направлении преобладает статика;

    Одно из главных изменений, которое характеризует театр абсурда, это речь персонажей новых постановок: создаётся впечатление, что они общаются сами с собой, ведь партнёры не слушают и не отвечают на реплики друг друга, а просто произносят свои монологи в пустоту.

    Виды абсурда

    Тот факт, что новое направление в театре имело сразу нескольких родоначальников, объясняет разделение абсурда на виды:

    1. Нигилистический абсурд. Это произведения уже известного Э. Ионеску и Хильдесхаймера. Их пьесы отличаются тем, что понять подтекст игры на протяжении всего спектакля зрителям так и не удаётся.

    2. Второй вид абсурда отображает вселенский хаос и, как одну из его основных частей, человека. В этом ключе были созданы произведения С. Беккета и А. Адамова, которые стремились подчеркнуть отсутствие гармонии в человеческой жизни.

    3. Сатирический абсурд. Как становится понятно из самого названия, представители этого направления Дюрренматт, Грасс, Фриш и Хавель попытались высмеять нелепость современного им социального строя и человеческих стремлений.

    Ключевые произведения театра абсурда

    Что такое театр абсурда, зрители узнали после того, как в Париже прошла премьера «Лысой певицы» авторства Э. Ионеско и «В ожидании Годо» С. Беккета.

    Характерной чертой постановки «Лысая певица» является то, что та, которая должна была бы быть главной героиней, на сцене так и не появляется. На сцене находятся только две женатых пары, чьи действия абсолютно статические. Их речь непоследовательна и полна клише, что ещё больше отображает картину абсурдности окружающего мира. Такие бессвязные, но абсолютно типичные реплики герои повторяют вновь и вновь. Язык, который по своей природе призван сделать общение лёгким, в пьесе только мешает ему.

    В пьесе Беккета «В ожидании Годо» двое абсолютно бездейственных героев находятся в постоянном ожидании некого Годо. Мало того что этот персонаж так и не появляется на протяжении всего действия, его к тому же никто не знает. Примечательно, что имя этого неизвестного героя ассоциируется с английским словом God, т.е. "Бог". Герои вспоминают бессвязные фрагменты из своей жизни, к тому же их не покидает ощущение страха и неопределённости, ведь способа действий, который смог бы обезопасить человека, попросту нет.

    Таким образом, театр абсурда доказывает, что смысл человеческого существования можно найти только в том, чтобы понять, что оно не имеет смысла.