Укороченный вариант сказок про первобытных людей. О первобытных детях детям

В этом обзоре представлены шесть художественных произведении для детей от 6 лет про эпоху первобытного человека и 1 энциклопедия о жизни в Каменном веке.

1) "Приключения доисторического мальчика" (6-10 лет)

Эта удивительная повесть перенесет читателя на 25 тысяч лет назад. Научных данных о том периоде крайне мало, но благодаря неудержимой фантазии автора повесть настолько достоверна и убедительна, что читатель словно своими глазами видит мальчика Крека, участвует в его приключениях и от всей души сочувствует ему. В борьбе с голодом, холодом, опасностями Крек выстоял, в борьбе он и стал человеком.

2) "Борьба за огонь" Жозеф Рони-Старший (10-14 лет)

MY-SHOP
ОЗОН
Главные герои дилогии - люди из племен уламров и вахов. В первой книге племя уламров утеряло огонь и главный герой Нао отправляется на поиски огня, чтобы спасти свое племя и завоевать красавицу Гаммлу.
Во второй книге уламр Ун и вах Зур, странствуя, заключают союз с грозным хищником - пещерным львом. Повествование захватывает и заставляет целиком погрузиться в древнюю эпоху.

3) "Пещерный лев" Жозеф Рони-Старший (10-14 лет)

Лабиринт (клик по картинке!)
<
MY-SHOP
ОЗОН

Роман "Пещерный лев", как и первый роман Жозеф Рони-Ст."доисторического цикла" "Борьба за огонь", переносит читателей в эпоху каменного века, когда первобытные люди были вынуждены бороться за выживание. Главный герой по имени Ун из племени уламров вместе с другом Зуром отправляется на поиски плодородных земель, где его племя может свободно охотиться, не зная голода. Автор ярко и увлекательно рассказывает об их опасных приключениях, об отваге и храбрости, с которой друзья идут к своей цели.

4) "Первобытные люди" И.Носырев (6-10 лет)

Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН

Перед вами первая книга научно-популярной серии "Истории об истории", в которой о жизни наших далёких предков рассказано просто, понятно и весело. Все важнейшие достижения первобытного человека - "приручение" огня, одомашнивание животных, умение изготавливать орудия труда, освоение земледелия - показаны как история одной семьи, вернее племени древних людей. Герои этой книги - храбрый охотник Ух, его жена Ах, сынишка Ох и их многочисленные родственники - смело встречают все трудности, ловко и остроумно решают загадки, которые преподносит им незнакомый и загадочный окружающий мир.

5) "Брат Волк" Мишель Пейвер (10-14 лет)

История, рассказанная этнографом и писательницей М.Пейвер, переносит читателя на много тысячелетий назад. В первобытном Лесу, населенном племенами охотников, волками и зубрами, духами деревьев и камней, появился гигантский медведь. Он подкрадывается неслышно, как дыхание, и уничтожает все живое на своем пути. Спасти обитателей Леса от неумолимого зла призван мальчик Торак и его провожатый - осиротевший волчонок.

6) "Рам и Гау" С.Радзиевская (10-14 лет)

Это произошло около миллиона лет тому назад, когда на Земле не было ни самолётов, ни железных дорог, ни городов. Не было людей таких, как мы с вами. В лесах бродили первые люди, произошедшие от обезьян. Учёные их называют обезьянолюдьми. Жизнь они вели трудную, полную опасностей, сражались с дикими зверями, страдали от холода и часто от голода. В этой повести увлекательно рассказывается о жизни обезьянолюдей - первой ступени развития человека. Герои книги шаг за шагом учатся не бояться огня, поддерживать и добывать его, высекая искры из камня. Обезьянолюди ещё не умеют говорить, но в ряде их поступков уже проявляются первые проблески человечности. И эта человечность - первая улыбка первобытного человека, первая забота о слабых, благодарность за помощь - красной нитью проходит через всю книгу.

7) "Мы живем в каменном веке: энциклопедия для детей" Е.Завершнева (6-12 лет)
Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН

Прочитав энциклопедию "Мы живем в каменном веке", дети узнают много нового о жизни людей в каменном веке и о науке археологии, которая дает возможность детально воссоздать быт наших предков. Здесь собраны самые интересные этнографические данные о пигмеях, бушменах и других племенах, живущих в разных уголках мира. В увлекательной форме ребенок усваивает и многообразие быта и верований древнего человека и способы их изучения учеными новейшего времени. Достаточно серьезный материал иллюстрируется забавными рисунками с симпатичными героями.

Книжные полки по возрастам от 0 до 12+ можно посмотреть тут

Очень, очень давно жил-был человек древний, первобытный. Жил он тяжело, на грани отчаяния и полной безысходности. На взгляд современный ничегошеньки у человека не было. Ни жилья надежного, ни возможности еды добыть в количестве нужном. А хуже всего было то, что ума у него не было настоящего, человеческого.

Строго говоря, его и человеком называть неправильно, так как не имел древний человек набора признаков человека современного.

О древнем человеке сказать что-то определенное тяжело до крайности. Уж больно давно дело было. Свидетельств надежных нет, практически все факты неоднозначны.

Нет, не написать о древнем человеке теории научной и строгой.

Разве что… сказку.

Сказка хороша тем, что с легкостью можно вводить образы, ранее не известные, и определения новые формулировать, на классические теории не оглядываясь. На то она и сказка.

С другой стороны, сказка построена на логике, и логике железной, а иначе, не возникнет в ней тот самый намек, известный впоследствии всем нам, как бесценный урок.

… Итак, быстро сказка сказывается…

… Летели века вереницей, как миг единый.

И многие тысячи поколений человека древнего сменяли друг друга в борьбе лютой. В борьбе с миром человека окружающим, миром беспощадным и изменчивым…

… Именно изменчивость окружающей древнего человека среды была главной бедой. Даже зима, неизбежно сменявшая лето, была не так страшна, поскольку было известно, пусть и приблизительно, когда она будет и сколько продлится. А вот неожиданная и долгая засуха страшна была безмерно.

Корешки питательные в земле пропадали. Мамонты уходили в неизведанную даль. Ручей пересыхал, а другой не найти – карты то нет. Да что там карты, вообще почти ничего нет.

То там, то здесь умирали человеческие семьи смертью страшной, голодной. Казалось нечем древнему человеку разорвать смертельный круговорот стихии. Нет у него соизмеримых со злобной природой сил…

Но было у древнего человека по тем временам самое главное.

Отважен был наш прародитель, и была у него любовь. Любил жизнь древний человек, любил яростно, исступленно. Была у него также воля – воля, несгибаемая в борьбе с безжалостной и коварной окружающей средой.

Оказалось, что это не так уж и мало, даже по сравнению с отсутствием настоящего человеческого разума. Это нам надо осознать и помнить. Всегда!

Кроме отваги и воли была у древнего человека еще и наблюдательность. С постоянным любопытством смотрел он по сторонам и многое для себя отмечал.

Любил человек за медведем наблюдать. Медведя он очень уважал. Медведь был большой, храбрый и сильный настолько, что косулю с одного удара убивал, а вот съесть сразу не мог. Остатки косули медведь в запас прятал.

Но такой запас как у медведя долго храниться не мог. Протухнет, и по запаху найдут его шакалы или червяки там всякие, и съедят.

За бурундуком также человек наблюдал. Бурундук маленький, полосатый, смешной такой, но летом натаскает в нору всякой растительной всячины и всю зиму ест.

Сравнил человек медведя грозного с бурундуком неказистым и мясо стал солить, да на огне коптить, а хранить стал в прохладной пещере. Фрукты-овощи стал сушить и в сухой пещере сохранять.

А еще, в отличие от медведя с бурундуком, древний человек был животным стадным. Поначалу каждая особь стада добывала пропитание, как могла, но после появления пещерного запаса вожак строго следил, чтобы каждая особь создавала запас в соответствии со своими способностями и возможностями: кто-то ловил, кто-то солил, коптил и сушил, а кто-то в пещеру складывал и охранял. Так стадо превратилось в… стаю. Стая это уже серьезно, это звучит гордо, поскольку есть там уже разделение труда.

Вместе с появлением пещерного запаса появилась и новая проблема. После того как запас собран его надо сохранить, а главное – в нужный момент между стаей с какой-то степенью справедливости и целесообразности поделить. При решении этой проблемы у древнего человека появилась логистика пещерного запаса и, следовательно, в разделении труда стаи образовались трудовые роли хозяйствующих управленцев. Так пещерный запас превратился в социальный институт.

Неизвестно сейчас, и вряд ли будет известно в будущем, как называл и называл ли как-то вообще древний человек свой пещерный запас. Но нам, людям современным необходимо его как-то называть. Так будем его называть Социальный Резервный Фонд. Почему именно так? Да потому что такая у нас сказка.

Суммируя все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что с появлением социального резервного фонда первобытный человек наконец-то смог уверенно взглянуть в будущее. У человека появился надежный инструмент противостояния волатильности окружающей среды.

…И тогда, взвыв особо яростно и, как показалось древнему человеку, с обидой смертельной, впервые отступила лютая стихия. Отступила всего на один маленький шаг, но все же, понял человек, что пусть совсем немного, лишь чуть-чуть, но он впервые победил.

Как жаль, что не имел тот победитель возможности факт победы своей зафиксировать и потомкам передать. Это была одна из самых великих побед…

С появлением резервного фонда появилась у человека и новая весьма важная особенность - стал человек пытаться в будущее немного заглянуть. Раньше человек и думать о будущем не хотел, так как не было там ничего хорошего, а только страх голодной смерти. Но теперь у человека был резервный фонд, из которого в будущем свою долю человек надеялся получить, и это вызывало у него положительные ощущения некой радости, и было это связано именно с будущими событиями. Опираясь на эти ощущения, человек стал проводить оценку не только текущей ситуации, но и ситуации будущей, связанной с использованием в будущем резервного фонда. Так возникли у древнего человека социальные эмоции.

Социальные эмоции можно определить как психический процесс оценки и принятия решения о текущем и будущем отношении человека к социальному резервному фонду.

Процесс формирования социальной эмоции, безусловно, сложен и многогранен. В упрощенном виде его можно представить приблизительно так. Летом, напряженно работая над заготовкой резервного фонда на зиму, человек сильно уставал. Старейшины ограничивали его в питании до тех пор, пока не наполнится резервный фонд. Чтобы было легче переносить лишения, человек утешал себя, представляя, как зимой он будет лежать в пещере у теплого очага, где горят заготовленные на всю зиму дрова, над огнем варится суп из вяленого мамонта, после вкусной еды можно от души поцеловать жену (мужа)…

В таких и подобных ситуациях и происходило очень медленное, но необратимое возникновение социальных эмоций.

Получение желаемой доли из пещерного запаса явилось мотивом процесса интериоризации, так как для получения адекватной доли зимой надо было, как то обосновать свой вклад в пещерный запас сделанный летом.

Социальные эмоции в зачаточном состоянии наблюдались даже у животных.

Так в неблагоприятные годы известный нам медведь находит и грабит резервный запас не менее известного нам бурундука, от чего зимой бурундук, как правило, погибает. Луговые собачки, будучи абсолютными вегетарианцами, убивают сусликов, составляющих им конкуренцию при формировании резервных запасов на зиму.

Процесс формирования социальных эмоций у современного человека не требует специального образования и весьма устойчив к внешнему воздействию политических инструментов внушения. Этим объясняется, например, существование такого малопонятного ранее феномена, как классовое чутье. Призывая малообразованных рабочих противостоять буржуазной пропаганде, опираясь на классовое чутье, пламенные большевики на самом деле, сами того не подозревая, предлагали рабочим опираться на свои социальные эмоции. Социальные эмоции рабочих, в свою очередь, безусловно, отличались от эмоций буржуазии, так как проистекали из разных отношений к социальному резервному фонду.

Необходимо также указать на особую важность процесса синтеза социальных эмоций. Отдельные социальные эмоции, устанавливая устойчивые связи между собой, социальным резервным фондом и прочими сторонними объектами, могут образовывать эмоциональные конструкции. Анализ таких конструкций должен стать одним из основных методов познания социальных процессов.

Об этом в другой раз.

В заключении нельзя не сказать, что древний первобытный человек совершил великий подвиг, обеспечив сохранение и продолжение своего рода. Он совершил этот подвиг для нас.

Сможем ли мы совершить подвиг свой? Дадим ли повод потомкам помянуть нас добрым словом?

РS1. Понятие социальной эмоции является уточнением понятия личностного смысла, введенного А.Н. Леонтьевым. Понятие эмоциональной конструкции является уточнением понятия объективного смысла, введенного им же.

PS2. Сказочник сказку не придумывает, а пересказывает со слов своего внутреннего голоса. Внутреннему голосу всё по фиг, он ничего никому не должен, даже сказочнику. Говорит редко, чаще молчит. Посему быстрых ответов на комментарии сказочник давать не может, в чем у добрых людей заранее прощения просит.


Давным-давно, в незапамятные времена, милые мои, жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал свое тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать — вот все, что ему было нужно. Звали его Тегумай Бопсулай, что значит «человек, который не спешит ставить ногу вперед»; но мы для краткости, милые мои, будем называть его просто Тегумай. Жену его звали Тешумай Тевиндрау, что значит «женщина, которая задает множество вопросов»; но мы для краткости, милые мои, будем называть ее просто Тешумай. Их маленькую дочку звали Таффимай Металлумай, что значит «шалунья, которую надо наказывать»; но мы для краткости, милые мои, будем называть ее просто Таффи. Она была любимицей папы и мамы, и ее наказывали гораздо реже, чем следовало. Как только Таффи научилась бегать, то стала всюду сопровождать своего папу. Они не возвращались домой в пещеру, пока голод не загонял их. Глядя на них, Тешумай говорила:

— Да где же вы оба были, что так вымазались? Право, Тегумай, ты не лучше Таффи.

Ну, теперь слушайте!

Однажды Тегумай Бопсулай пошел через болото к реке Вагай наловить багром рыбы к обеду, Таффи тоже пошла с ним. У Тегумая багор был деревянный с зубами акулы на конце. Не успел Тегумай еще поймать ни одной рыбы, как нечаянно сломал его, сильно стукнув об дно реки. Они были очень- очень далеко от дома (и, конечно, захватили с собою завтрак в маленьком мешочке), а Тегумай не взял запасного багра.

— Вот тебе и рыба! — сказал Тегумай. — Полдня придется потратить на починку.

— А дома остался твой большой черный багор, — заметила Таффи. — Дай я сбегаю в пещеру и возьму его у мамы.

— Это слишком далеко для твоих толстеньких ножек, — ответил Тегумай. — Кроме того, ты можешь провалиться в болото и утонуть. Обойдемся как-нибудь.

Он сел, достал кожаный мешочек с оленьими жилами, полосками кожи, кусочками воска и смолы и принялся чинить багор. Таффи тоже села, опустила ноги в воду, подперла подбородок рукою и задумалась. Затем она сказала:

— Правда, папа, досадно, что мы с тобою не умеем писать? А то послали бы мы за новым багром.

— Пожалуй, — ответил Тегумай.

В это время мимо проходил чужой человек. Он был из племени тевара и не понимал языка, на котором говорил Тегумай. Остановившись на берегу, он улыбнулся маленькой Таффи, так как у него дома тоже была дочурка. Тегумай вытащил из своего мешочка клубок оленьих жил и стал связывать багор.

— Иди сюда, — сказала Таффи. — Ты знаешь, где живет моя мама?

Чужой человек (из племени тевара) ответил:

— Глупый! — крикнула Таффи и даже топнула ножкой.

По реке как раз плыла стая больших карпов, которых папа без багра не мог поймать.

— Не мешай взрослым, — сказал Тегумай. Он так был занят своей починкой, что даже не оборачивался.

— Я хочу, чтобы он сделал то, что я хочу, — ответила Таффи, — а он не хочет понять.

— Не мешай мне, — сказал Тегумай, обкручивая и затягивая оленьи жилы и придерживая их кончики зубами.

Чужой человек (из племени тевара) сел на траву, и Таффи показала ему, что делает папа. Чужой человек подумал:

«Странная девочка! Она топает ножкой и делает мне гримасы. Вероятно, это дочь того благородного вождя, который так велик, что даже не замечает меня».

— Я хочу, чтобы ты пошел к моей маме, — продолжала Таффи. — У тебя ноги длиннее моих, и ты не провалишься в болото. Ты спросишь папин багор с черной ручкой. Он висит над очагом.

«Странная, очень странная девочка! Она машет руками и кричит на меня, но я не понимаю, что она говорит. Однако я боюсь, что этот высоко- мерный вождь, человек, оборачивающийся к другим спиною, разгневается, если я не догадаюсь, чего она хочет».

Он поднял большой кусок березовой коры, свернул его трубочкой и подал Таффи. Этим он хотел показать, милые мои, что сердце его чисто, как белая березовая кора, и зла он не причинит. Но Таффи не совсем верно поняла его.

— О! — воскликнула она. — Ты спрашиваешь, где живет моя мама? Я не умею писать, но зато умею рисовать чем-нибудь острым. Дай мне зуб акулы из твоего ожерелья!

Чужой человек (из племени тевара) ничего не ответил, и Таффи сама протянула ручку к его великолепному ожерелью из зерен, раковинок и зубов акулы.

Чужой человек (из племени тевара) подумал:

«Очень-очень странная девочка! Зуб акулы на моем ожерелье — заколдованный. Мне всегда говорили, что если кто-нибудь тронет его без моего позволения, то сейчас же распухнет или лопнет. А девочка не распухла и не лопнула. И этот важный вождь, человек, который занят своим делом, до сих пор не замечает меня и, кажется, не боится, что девочка может распухнуть или лопнуть. Буду-ка я повежливее».

Он дал Таффи зуб акулы, а она легла на животик, задрала ножки, как делают дети, которые собираются рисовать, лежа на полу, и сказала:

— Я нарисую тебе хорошенькую картинку. Можешь смотреть мне через плечо, только не толкни меня. Вот папа ловит рыбу. Он не похож, но мама узнает, потому что я нарисовала сломанный багор. А вот другой багор с черной ручкой, который ему нужен. Вышло, как будто багор попал ему в спину. Это оттого, что зуб акулы соскочил, и коры мало. Я хочу, чтобы ты принес нам багор, и нарисую, что я тебе это объясняю. У меня как будто волосы стоят дыбом, но ничего, так легче рисовать. Теперь я нарисую тебя. Ты на самом деле красивый, но я не умею рисовать, чтобы лица были красивые, уж не обижайся. Ты не обиделся?

Чужой человек (из племени тевара) улыбнулся. Он подумал:

«Где-то, должно быть, идет большое сражение. Эта удивительная девочка, которая взяла заколдованный зуб акулы и не распухла и не лопнула, говорит мне, чтобы я позвал на помощь племя великого вождя. А он, без сомнения, великий вождь, иначе он заметил бы меня».

— Смотри, — сказала Таффи, усердно рисуя или, точнее, царапая. — Вот это — ты. У тебя в руке папин багор, который ты должен принести. Теперь я покажу тебе, как найти маму. Ты будешь идти, идти, пока не придешь к двум деревьям (вот деревья), потом поднимешься на гору (вот гора), а потом спустишься к болоту, где много бобров. Я не умею рисовать бобров целиком, но я нарисовала их головы; да ты одни головы увидишь, когда будешь идти по болоту. Смотри только, не провались! Наша пещера сейчас за болотом. Она не такая высокая, как гора, но я не умею рисовать ничего маленького. У входа сидит моя мама. Она красивая, она самая красивая из всех мам на свете; но она не обидится, что я нарисовала ее уродом. Она будет довольна, потому что это я рисовала. Чтобы ты не забыл, я нарисовала папин багор около входа. На самом деле он в пещере. Ты только покажи маме картинку, и она тебе его даст. Я нарисовала, что она протягивает руки; я знаю, что она будет рада тебя видеть. Разве нехорошая вышла картинка? Ты все понял или надо тебе объяснить еще раз?

Вот что Таффи нарисовала для него:

Чужой человек (из племени тевара) посмотрел на рисунок и кивнул головой. Он подумал:

«Если я не приведу сюда на помощь племя великого вождя, то его убьют враги, которые с копьями сбегаются со всех сторон. Теперь я понимаю, почему великий вождь делает вид, что не замечает меня: он боится, что его враги прячутся в кустах и могут увидеть, если он передаст мне поручение. Оттого-то он повернулся спиной, а умная и удивительная девочка тем временем нарисовала страшную картинку, показывающую его затруднительное положение. Я пойду звать ему на помощь».

Он даже не спросил у Таффи дорогу, а как стрела помчался через кусты с куском березовой коры в руке. Таффи была очень довольна.

— Что ты здесь делала, Таффи? — спросил Тегумай.

Он уже починил багор и осторожно покачивал его взад и вперед.

— Я что-то устроила, папочка! — сказала Таффи. — Ты не расспрашивай меня. Скоро все сам узнаешь. Вот ты удивишься, папочка! Обещай мне, что удивишься.

— Хорошо, — ответил Тегумай и пошел ловить рыбу.

Чужой человек (из племени тевара, вы помните?) долго бежал с рисунком, пока случайно не нашел Тешумай Тевиндрау у входа в пещеру. Она разговаривала с другими первобытными женщинами, которые пришли к ней на первобытный завтрак. Таффи была очень похожа на мать; поэтому чужой человек (настоящий тевара) вежливо улыбнулся и подал Тешумай березовую кору. Он бежал не останавливаясь и насилу переводил дух, а ноги его были поцарапаны колючками, но все-таки он старался быть вежливым.

Увидев рисунок, Тешумай громко вскрикнула и бросилась на чужого человека. Другие первобытные женщины повалили его и вшестером уселись на него, а Тешумай стала драть его за волосы.

— Это ясно, как день, — сказала она. — Он заколол моего Тегумая копьем и так напугал Таффи, что у нее волосы стали дыбом. Мало того, он еще хвалится и показывает мне ужасную картину, где все нарисовано, как было. Посмотрите!

Она показала рисунок первобытным женщинам, терпеливо сидевшим на чужом человеке.

— Вот мой Тегумай со сломанной рукой. Вот копье вонзилось ему в спину. Вот человек, прицеливающийся копьем. Вот другой бросает копье из пещеры, а вот куча людей (это были Таффины бобры, хотя они больше напоминали людей, чем бобров) гонится за Тегумаем. Ах, ужас!

— Ужас! — повторили первобытные женщины и, к удивлению чужого человека, обмазали ему голову глиной и били его, и созвали всех вождей и колдунов своего племени. Те решили, что надо отрубить ему голову, но раньше он должен отвести их на берег, где спрятана бедняжка Таффи.

Тем временем чужой человек (из племени товара) чувствовал себя очень неприятно. Женщины склеили ему волосы вязкой глиной; они катали его взад и вперед по острым камешкам; они сидели на нем вшестером; они били и колотили его так, что он еле дышал; и хотя он не понимал их языка, но догадывался, что они его ругали. Как бы то ни было, он ничего не говорил, пока не сбежалось все племя, а тогда повел всех на берег реки Вагай. Там Таффи плела венки из маргариток, а Тегумай ловил мелких карпов своим почи- ненным багром.

— Ты скоро сбегал, — сказала Таффи, — но зачем ты привел столько народу? Папочка, милый! Вот мой сюрприз. Ты удивился? Да?

— Очень, — ответил Тегумай, — но на сегодня пропала моя рыбная ловля. Ведь сюда идет все наше милое, славное племя, Таффи.

Он не ошибся. Впереди всех шла Тешумай Тевиндрау с другими женщинами. Они крепко держали чужого человека, у которого голова была обмазана глиной. За ними шли старшие и младшие вожди, помощники вождей и воины, вооруженные с головы до ног. Далее выступало все племя, начиная от самых богатых людей и кончая бедняками и рабами. Все они прыгали и кричали и распугали всю рыбу. Тегумай сказал им благодарственную речь.

Тешумай Тевиндрау подбежала к Таффи и принялась целовать и ласкать ее, а старший вождь племени схватил Тегумая за пучок перьев на голове и стал трясти изо всех сил.

— Объяснись! Объяснись! Объяснись! — кричало все племя Тегумаю.

— Пусти, оставь мои перья! — кричал Тегумай. — Разве человек не может сломать своего багра, чтоб не сбежались все соплеменники? Вы — несносные люди!

— Кажется, вы даже не принесли папе его черного багра? — спросила Таффи. — А что вы делаете с моим чужаком?

Они били его по двое, по трое и по целому десятку, так что у него глаза чуть не выскочили. Он, задыхаясь, указал на Таффи.

— Где злые люди, которые нападали на вас, деточка? — спросила Тешумай Тевиндрау.

— Никто не нападал, — сказал Тегумай. — За все утро здесь был только несчастный человек, которого вы теперь хотите задушить. В своем ли вы уме?

— Он принес ужасный рисунок, — ответил главный вождь. — На этом рисунке ты был пронзен копьями.

— Это я дала ему рисунок, — сказала сконфуженная Таффи.

— Шалунья, которую надо наказывать! Ты?!

— Милая Таффи, нам, кажется, достанется, — сказал папа и обнял ее одной рукой. Под его защитой она сразу успокоилась.

— Объяснись! Объяснись! Объяснись! — воскликнул главный вождь и подпрыгнул на одной ноге.

— Я хотела, чтобы чужак принес папин багор, и нарисовала это, — сказала Таффи. — Там нет людей с копьями. Я нарисовала багор три раза, чтобы не ошибиться. Я не виновата, что он как будто попал папе в голову: на березовой коре было слишком мало места. Мама говорит, что там злые люди, а это мои бобры. Я нарисовала их, чтобы показать дорогу через болото. Я нарисовала маму у входа в пещеру; она радуется тому, что пришел милый чужак. А вы все глупые люди! — закончила Таффи. — Он — хороший! Зачем вы обмазали ему голову глиной? Вымойте сейчас!

Все долго молчали. Наконец главный вождь расхохотался; за ним расхохотался чужой человек (из племени тевара); затем Тегумай стал покаты- ваться со смеху, а потом и все племя стало дружно хохотать. Не смеялись только Тешумай Тевиндрау и другие женщины.

Главный вождь стал припевать:

— О, шалунья, которую надо наказывать! Ты напала на великое изобретение.

— Не знаю. Я хотела только, чтобы принесли папин черный багор, — сказала Таффи.

— Все равно. Это великое изобретение, и впоследствии люди назовут его письмом. Пока это лишь рисунки, а, как мы сегодня видели, рисунки не всегда понятны. Но настанет время, дочка Тегумая, когда мы узнаем буквы и сможем читать и писать. Тогда уж нас все будут понимать. Пусть женщины сейчас смоют глину с головы чужого человека!

— Я буду очень рада, чтобы понимали, — сказала Таффи. — Теперь вы все пришли с оружием, а никто не принес папиного черного багра.

Главный вождь на это ответил:

— Милая Таффи, в следующий раз, когда ты напишешь картинку-письмо, пришли его с человеком, который говорит по-нашему и может объяснить, что оно означает. Мне ничего, потому что я — главный вождь, а остальному племени ты наделала хлопот, и, как видишь, чужак был очень озадачен.

Они приняли чужого человека в свое племя, так как он был деликатен и не рассердился за то, что женщины обмазали ему голову глиной. Но с того дня и поныне (я думаю, что в этом виновата Таффи) лишь немногие маленькие девочки охотно учатся читать и писать. Другие же предпочитают рисовать картинки и играть со своими отцами, как Таффи.

В отдаленные времена древний народ вырезал историю Таффимай Металлумай на старом слоновом клыке. Если вы прочтете мою сказочку или вам ее прочтут вслух, то вы поймете, как она изображена на клыке. Из этого клыка была сделана труба, принадлежавшая племени Тегумая. Рисунок был нацарапан гвоздем или чем-то острым, а царапины сверху были покрыты черной краской; но все разделительные черточки и пять маленьких кружков внизу были покрыты красной краской. Когда-то на одном конце трубы висела сетка из зерен, раковин и драгоценных камней; потом она оторвалась и потерялась. Остался только клочок, который вы видите. Вокруг рисунка — так называемые рунические письмена. Если вы когда-нибудь научитесь их читать, то узнаете много нового.

October 3rd, 2008

Сегодня давайте поговорим о тех художественных (и не очень книгах), в которых описывается жизнь древних людей. Конечно, мы весьма приблизительно знаем о том, как они охотились, шили одежды, спасались от хищников… И я представляю, конечно, отнюдь не научно-популярную литературу, скорее, относительно научную фантастику… но до чего же интересную! :)

Итак, начнем с самых маленьких читателей .

Для них можно посоветовать следующее:

4) Митыпов В. Мамонтенок Фуф .
Действие происходит в древние времена Великого Оледенения, когда жили саблезубые тигры и мамонты, а древние люди одевались в шкуры и жили в пещерах. Это повесть-сказка про первобытную девочку по имени Ола, понимающую язык зверей, про её друзей - мамонтёнка и оленёнка.
«История, которую я сейчас расскажу тебе, произошла очень, очень давно. Так давно, что трудно себе это представить. Тысячи лет прошли с тех пор. Жил в то время маленький мамонтенок Фуф. Мама прозвала его так за то, что он хоботком всегда фыркал так: "Ф-фуф!" – всё равно, сердился он или радовался, смеялся или хныкал. Но, постой, может, ты не знаешь, кто такой мамонтёнок? Тогда представь себе слоненка, одетого в мохнатую шубку. Это и будет мамонтенок. Ростом Фуф был с обеденный стол, но ты не думай, что это очень уж много. Вовсе нет. Ведь Фуфина мама едва поместилась бы даже в самой большой из ваших комнат. Ну вот, теперь ты уже знаешь, кто такой Фуф, и можно начать о нём рассказ...»

5) Бахревский В. Глаза Ночи .
Эта повесть о мальчике древнего племени, который осмелился смотреть в Глаза Ночи - на звёзды - и стал первым мальчиком в племени, получившим имя. Однажды Глаза Ночи подружился с мамонтёнком, спасшимся от пожара, и назвал его своим братом, Самым Самым Сильным. Но вернувшись как-то с удачной охоты в родную пещеру Глаза Ночи нашёл только яму с клочьями шерсти на дне. Племя убило его друга и брата ради пищи. И тогда мальчик покинул своё племя...

Для старших дошкольников и ребят еще чуть постарше «Астрель-классика» издала в серии «Очень прикольная книга» несколько совершенно чудесных книжек Лучано Мальмузи , о неандертальском мальчике, с прекрасными веселыми иллюстрациями. Только будьте внимательны: книги эти - весьма вольная стилизация "под жизнь неандертальцев".

Далее представляю классическую повесть Э. д’Эрвильи «Приключения доисторического мальчика» , для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Моя 6-летняя дочь после этой книги на две недели вовлекла всю садиковскую группу в игру "жить как древние люди" :).

Как все дети, мальчик по имени Крек веселится, лазает по деревьям, любит своих родных и знает, что такое настоящая дружба. Возможно, автор книги хотел показать то, что и в доисторические, и в нынешние времена главное – человечность. Ведь в книге происходит удивительнейшая вещь. Начало ей – большое несчастье, когда Крек не уследил за огнём, и тот погас. Такое не прощалось – огонь в те времена был главным. Он был намного ценнее жизни маленького человечка – смекалистого, доброго и искреннего. Только случай помог Креку избежать смерти. Изгнанный из племени, он ушел в лес с каменным топором в руках и с надеждой победить природу и остаться в живых.
Удивительное случилось на следующий день. Представьте себе радость и изумление Крека, уже распрощавшегося со своим прошлым, когда он увидел своих старших братьев и... старейшину племени! Они пришли не для того, чтобы позвать мальчика обратно в пещеру. Они не принесли ещё еды и одежды, чтобы Креку было легче в пути. Они даже пришли не для того, чтобы в последний раз попрощаться. Они просто ушли из пещеры. Навсегда.

Еще для младших и средних школьников этнограф Мишель Пейвер написала цикл "Хроники темных времен" , состоящий из 6 книг. У нас издано пока только два тома: "Брат Волк" и "Сердце Волка" .
История, рассказанная этнографом и писательницей М.Пейвер, переносит читателя на много тысячелетий назад. В первой книге в первобытном Лесу, населенном племенами охотников, волками и зубрами, духами деревьев и камней, появился гигантский медведь. Он подкрадывается неслышно, как дыхание, и уничтожает все живое на своем пути. Спасти обитателей Леса от неумолимого зла призван мальчик Торак и его провожатый - осиротевший волчонок.
Во второй книге Торак должен узнать правду, чтобы спасти Лес и его обитателей от смертельной опасности. Вместе с Тораком в путь отправляются его подруга Ренн и Волк, что давно уже ходит за ним по пятам. Неудачи преследуют их, они не раз рискуют жизнью, спасаясь от черных шаманов...
.

Следующие книги могут быть интересны детям лет с 10 и далее .

Как-нибудь сделаю обзор совсем уж фантастических произведений – провалы в прошлое, затерянные миры и пр. Пока же представляю фантастическую повесть Сергея Михайлова «Трещина» , которую спокойно можно читать ребятам лет с 12-ти. Это не столько о доисторических людях, сколько о нас с вами. Как бы мы повели себя, если бы наш поздний автобус заехал бы… прямиком в прошлое?

Рано или поздно дети задаются вопросом о жизни древних людей. Где они жили, чем питались, во что одевались, как обучались, были ли школы, какими были семьи и еще целая лавина вопросов. Отвечать на сто почему многим взрослым сложно. Хотя бы потому, что для этого нужно уметь интересно и увлекательно излагать. Да и не всегда получается с ходу придумать какую-нибудь историю с приключениями, чтобы можно было удержать внимание ребенка на должном уровне и достаточное время. Ведь мало рассказать, нужно еще успеть разъяснить всякие исторические мелочи, пробудить воображение и каким-то образом заставить прочувствовать все трудности тех времен. Как же быть? Я в таких случаях рекомендую читать соответствующие книги.

О первобытных детях можно прочитать в очень увлекательной форме в книгах про « «, написанные детским итальянским писателем Лучано Мальмузи. Нельзя обойти вниманием и знаменитое произведение « » французского писателя Рони Старшего. Правда стоит заметить, что книги Лучано Мальмузи легче и современнее, отлично подойдут для детей дошкольного возраста и учеников начальной школы. «Борьба за огонь» написана скорее о первобытных людях в целом и для дошколят точно не подойдет. Поскольку про оговоренные выше книги на страницах «БиблиоГида» есть целые статьи, то сегодня нет смысла говорить о них подробно. Поэтому я хочу пополнить список книг о первобытных детях детям новой и увлекательнейшей книгой! Называется она «Эй становится взрослым: историческая сказка для детей».

Эту замечательную сказку написала Боярских Екатерина Геннадьевна. А издана была книга в издательстве «Пешком в историю» в серии «Первобытный мир. Надо заметить, что для изучения истории продукция этого издательства будет как нельзя кстати. Поэтому рекомендую детям, родителям и педагогам. Но вернемся к нашей исторической сказке.

Итак, мы говорили про увлекательную книгу «Эй становится взрослым: историческая сказка для детей». Книга написана легко. Читать ее одно удовольствие. И это тот самый редкий случай, когда книга подойдет как для дошколят, так и для взрослых. Немного волшебства, все-таки жанр произведения — сказка. Немного детектива с погонями. Легкий юмор. И много истории, которая преподносится ненавязчиво, увлекательно и динамично.

Кто главные герои? Мыши-путешественники по времени: брат Тимка и его сестренка Тинка. Они не просто попадают в каменный век и наблюдают за первобытными детьми, они еще и принимают самое активное участие в событиях. И между прочим не приди они во время на помощь мальчику Эю и его друзьям, то кто знает, возможно дети и Медведица погибли бы от коварства первобытных людей племени Лис. Но все обошлось.

Мальчик Эй очень хотел стать взрослым, как и современные дети. Даже удивительно, что прошло так много веков, а мальчишки и девчонки в своих желаниях, ссорах и задиристости мало чем изменились. Даже отношение к взрослым такое же. Непременно юные читатели полюбят эту сказку. Ведь в ней хоть и написано про первобытных детей 7 лет, но они так похожи на современных, что в них кто-то из ребят без труда узнает себя. В этом очень легко убедиться. Нужно лишь взять в руки сказку и прочитать. Я уверена, что юные читатели очень хорошо поймут чувства и поступки главных героев.

А еще в книге рассказывается про самых первых художников. Имена их конечно же не сохранились, но зато из книги можно узнать что и на чем рисовали первобытные люди. И было в их распоряжении всего три цвета. Да, если бы только первобытные дети увидели какое количество красок имеется в современных наборах для художества. С другой стороны, если бы тогда первобытные люди не придумали те самые первые краски всего трех цветов, то скорее всего мы бы сейчас в наших магазинах не увидели такого богатого выбора цветовой гаммы. Мы даже слова такого, как краски или палитра, не знали бы.

В книге рассказывается про легенды, про зарождение культур и быта разных племен. И опять эти понятия даются не как в учебнике по истории, а как бы между собой разумеющимся, ненавязчиво и очень просто.

Поднимается и вопрос о добыче огня. Невольно понимаешь как многое мы не ценим в наш современный век. Для нас это мелочь. А для древних людей это были вопросы жизни. И мы должны быть им благодарны, ибо только через многовековой опыт наших предков мы знаем, что ядовито, что полезно, что вкусно, что горячо, что холодно и т.д.

Безусловно сказка Екатерины Боярских «Эй становится взрослым: историческая сказка для детей» не просто интересная, но и очень полезная. Она воспитывает смелость, ответственность, учит сопереживанию и тут же знакомит своих читателей с жизнью первобытных людей.

Лично я даже не заметила, как пролетело время за чтением. Очень хотелось узнать чем же закончилась история Эя, и смог ли он убедить своих соплеменников в том, что он стал взрослым. Поэтому я рекомендую новую книгу о первобытных детях детям с твердой уверенностью в ее пользе и эффективности.

Библиографические данные:

Боярских Е.Г. Эй становится взрослым: историческая сказка для детей.- М.: Пешком в историю, 2011.- 112 с.- (Первобытный мир).- ISBN 978-5-905474-01-9

Полезного вам чтения!