Что такое предисловие? Узнаем точки зрения писателей, редакторов и литературоведов. Географические названия вологодской области что такое предисловие, что означает и как правильно пишется О чем рассказывается в предисловии

Словарь антонимов русского языка

Предисловие

послесловие

Словарь Ожегова

ПРЕДИСЛО ВИЕ, я, ср. Вводная статья к какомун. сочинению.

Без (всяких) предисловий (разг.) приступая к сути дела или разговора сразу, без предварительных приготовлений, разъяснений.

Словарь Ефремовой

Предисловие

  1. ср.
    1. Вступительная часть какого-л. произведения, содержащая предварительные разъяснения и замечания.
    2. перен. То, что говорится, совершается перед чем-л. главным, как менее важное, как вступление к чему-л.

Тезаурус русской деловой лексики

Предисловие

‘вводная часть, вступительная часть какого-либо произведения’

Syn: введение, вступление, преамбула (кн.), пролог (лит.)

Ant: послесловие, эпилог

Словарь Ушакова

Предисловие

предисло вие , предисловия, ср.

1. Отдел литературного или научного произведения, содержащий предварительные разъяснения и замечания (автора, редактора, издателя), вступление к тексту изложения. Предисловие к исследованию. Предисловие ко 2 изданию. «Последняя глава "Евгения Онегина" издана была особо, с следующим предисловием...» Пушкин .

2. чаще мн. Вступительные сообщения и разъяснения перед изложением существа дела, преим. в выражении: без предисловий (разг. ). Просим без предисловий - ближе к делу. «С героем моего романа без предисловий, сей же час позвольте познакомить вас.» Пушкин .

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Предисловие

Заметка, помещаемая во главе книги с целью дать читателю предварительное сообщение о составе издания, о его целях или плане, о его внешней или внутренней истории и т. п. П. говорит не столько о содержании книги, сколько по поводу его, и в этом его разница от сродной ему формы - введения, знакомящего читателя с тем кругом научных данных, к которому примыкает предлагаемое сочинение. П. к поэтическим произведениям были, а отчасти и теперь остаются во французской литературе популярной формой, в которой писатель излагает свои теоретические литературные воззрения. Известны, например, такие П. Корнеля, Расина (к "Британнику" и "Ифигении"), Мольера (к "Тартюфу"), Вольтера (к "Эдипу" и "Меропе"), Бомарше, Дюма-отца ("Un mot" к Генриху III), А. де Виньи ("Derni è re nuit de travail", к "Чаттертону" и др.), знаменитое П. Виктора Гюго к "Кромвелю", играющее роль манифеста романтизма. В нашей классической литературе примерами могут служить П. Лермонтова к "Герою нашего времени", Достоевского - к "Карамазовым".

Ар. Г.

Этнографический Словарь

Предисловие

Уважаемые читатели!

Перед Вами первый у нас в стране и за рубежом словарь по этнопсихологии, который несомненно Вас заинтересует.

Современная этнопсихология - молодая и быстро прогрессирующая наука. Ее развитие проходило не всегда просто и однозначно. Интерес к ней проявляли многие отрасли знаний, которые по-своему изучали и осмысливали содержание национальной психики людей. Вместе с тем развитие этнопсихологии всегда было связано с потребностями практики и общественной жизни в нашем государстве; необходимостью раскрытия собственно психологических закономерностей формирования и функционирования феноменов, которые являются ее объектом; изучением особенностей проявления психического склада конкретных народов; гармонизацией отношений между людьми - представителями разных этнических общностей; со снятием напряженности и предотвращением конфликтов, возникающих на национальной почве.

Сегодня задача этнопсихологии в нашей стране состоит не только в том, чтобы исследовать и объяснять различия, существующие в психике, поведении, действиях и поступках представителей различных народов и этнических групп, показывать своеобразие их проявления в практике межнациональных отношений, но и разрабатывать рекомендации для органов государственного управления с целью проведения научно обоснованной национальной политики, гармонизации общения и взаимодействия между людьми на основе взаимопонимания.

Становление молодой науки предполагает разработку и постоянное совершенствование ее категориального аппарата.

Знания и отражающие их содержание термины, накопленные в предыдущий период развития этнопсихологии, теперь необходимо адекватно интерпретировать, чтобы избежать неопределенности или двусмысленности в их употреблении. Вот почему главной целью, которую преследовал авторский коллектив, работавший над словарем, было строгое уточнение смыслового содержания уже известных и закономерное введение в научный обиход новых понятий, отражающих содержание и специфику этнопсихологических явлений и процессов. В словарь вошли терминология и система понятий, принятые в психологической науке и объясняемые с психолого-педагогических позиций.

В ряде статей раскрывается содержание методов и методик исследования, на наш взгляд, наиболее значимых и важных. В словаре даются также характеристики особенностей национальной психологии представителей этнических общностей, проживающих в России и некоторых зарубежных странах1. Связь между статьями осуществляется посредством ссылок на соответствующие термины.

Вместе с тем словарь написан живым и доходчивым языком. В него включены не сухие и малозначимые термины и понятия, а полезная во всех отношениях информация: это и история развития молодой отрасли знаний, и интересные факты и явления, и очень важные сведения, впервые представленные в обобщенном виде.

К сожалению, в словарь вошли характеристики национально-психологических особенностей только тех этнических общностей, которые исследовались авторским коллективом.

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999 )

Предложения со словом «предисловие»

Он добавляет к книге предисловие , где объявляет своей целью развенчание коперниканства и передаёт книгу тосканской цензуре, причём, по некоторым сведениям, в неполном и смягчённом виде.

Дорога из аэропорта сразу же без каких бы то ни было умиротворяющих предисловий окунает тебя в, так сказать, местную проблематику.

Предисловие

Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ - вводная статья критического, текстологического, исторического и т. п. содержания, предпосылаемая книге, чтобы сообщить читателю те или другие сведения, которые по мнению автора, редактора или издателя необходимы для лучшего понимания последней. В дальнейшем речь идет только о П. к художественным произведениям. Для литературоведения наибольшее значение имеют авторские П. Подобное П. часто является как бы авторским комментарием к произведению. Отрицательное отношение читателей к произведению вынуждало автора переделывать его и о своей работе рассказать читателям в П. Примером такого вида П. может служить предисловие И. С. Тургенева к отдельному изданию его романа «Дым» (1868). Подобное П. представляет большую ценность для исследователя, поскольку в нем автор указывает, что он сделал в тексте своей повести при переиздании. Ценно подобное П. и для уяснения общественно-политической позиции автора в соответствующую эпоху.
Иногда П. является своеобразной «ширмой», к-рой прикрывался автор, чтобы скрыть себя, свои подлинные намерения от тех современников, для которых он хотел остаться неизвестным. Такие П. писались например в эпоху 60-х гг. авторами «антинигилистических» (т. е. направленных против революционной демократии) романов. Таким П. снабдил Ф. М. Достоевский свою сатирическую повесть о революционных демократах (Чернышевском и др.) «Крокодил» («Необыкновенное событие или пассаж в пассаже», «Эпоха», 1865, 2). Желая скрыть направленность сатиры против заключенного царизмом Чернышевского, Достоевский написал П., в к-ром говорил об удивлении, вызванном в редакции таким «невероятным рассказом», о спорах в редакции, о «мистификации» повести и т. п. Однако острие жала оставлено в этом предисловии в целости. Руководители «Современника» (Некрасов и др.) поняли смысл пасквиля, он был ясен и объективно помогал реакции. Исследователю необходимо критически относиться к такого рода «предисловиям», в частности - Достоевского, невзирая на его попытку в 1873 снять с себя обвинения в выступлении против Чернышевского. Объяснение Достоевского в «Дневнике писателя» (1873), что он, «бывший ссыльный и каторжный, (не мог) обрадоваться ссылке другого несчастного», подкупило исследователя А. Чешихина-Ветринского, поверившего автору (подробно см. в книге А. Е. Чешихина-Ветринского «Н. Г. Чернышевский, 1828-1889», изд. «Колос», 1923, стр. 136).
Особенный интерес представляют те авторские П., в которых писатель излагает свое литературное credo, отстаиваемую им литературную концепцию. Многие из П. этого типа, как напр. предисловия Бомарше, В. Гюго (к «Кромвелю»), вошли в историю литературы как манифесты (см.) соответствующих литературных направлений.
В советской издательской практике П. получили широкое применение. Историко-литературные предисловия к советским изданиям классиков литературы имеют целью дать правильное истолкование творчества классика для современного читателя, разрушая созданные в прошлом неверные буржуазные оценки. В такого рода П. в зависимости от надобности освещается также и печатная история произведения, объясняется читателю, какие произведения, почему именно избраны и включены в издание, план и порядок расположения материала, принципы его обработки и т. п. П., выясняющие автора и происхождение произведения, его социально-политический смысл и значение в истории литературы, особенно необходимы в изданиях материалов, ранее неизвестных (законченных произведений, замыслов, писем, мемуаров и т. п.), извлекаемых редакторами из литературного архива писателя.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Предисло́вие

Литературно-критическая статья или заметка, предваряющая какое-либо произведение. В предисловии даются необходимые пояснения к произведению, биографические сведения об авторе, история создания книги, принцип выбора материала и т. д. Предисловие может быть написано издателем, критиком, переводчиком произведения. Часто автор сам пишет предисловие, в случае если он вводит в произведение рассказчика, т. е. выдаёт написанное им произведение за работу другого человека (напр., предисловие М. А. Булгакова к «Театральному роману» или рассказу «Морфий»). В отличие от введения, предисловие не является частью самой книги, а только предваряет и облегчает восприятие её содержания. Однако, в отличие от вступительной статьи, оно тесно связано именно с данной книгой. Иногда функцию предисловия выполняет послесловие .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ - вступительное слово автора к своему произведению, в котором сообщается что-либо по поводу его, напр., дается указание на основной замысел произведения, на план его, ответ критикам и проч. В нашей литературе можно указать предисловия: Лермонтова к «Герою нашего времени», Тургенева к собранию его романов, Достоевского к «Братьям Кармазовым». Часто в предисловии излагаются теоретические воззрения автора, манифесты литературных школ. В этом смысле в западной литературе знаменито предисловие Виктора Гюго к его пьесе: «Кромвель», содержащее заветы романтизма. У нас в указанном предисловии Тургенева даны проникновенные замечания о сущности художественного творчества вообще. Подобного же рода авторское предисловие Гончарова представляет его самостоятельная статья: «Лучше поздно, чем никогда», содержащая превосходные страницы касательно самого существа творческой работы, но дающая совершенно ложное и искусственное истолкование произведений самого автора, которое ни в коем случае не следует класть в основу суждений о них, как это делает большинство критиков. Замечательно предисловие Мопассана к роману «Пьер и Жан» о сущности романа. У поэтов иногда предисловия приобретают художественные достоинства. В этом смысле особенно выдаются предисловия поэтов: Фета к четвертому выпуску «Вечерних огней» и Блока к «Земле в снегу». («Вместо предисловия»). Предисловие нельзя смешивать с введением (см. это сл.).

Иосиф Эйгес. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Предисловие" в других словарях:

    См. начало без предисловий... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. предисловие введение, прелюдия, пролог, преамбула, начало, статья, предуведомление, вступление. Ant.… … Словарь синонимов

    Предисловие - ПРЕДИСЛОВИЕ вступительное слово автора к своему произведению, в котором сообщается что либо по поводу его, напр., дается указание на основной замысел произведения, на план его, ответ критикам и проч. В нашей литературе можно указать… … Словарь литературных терминов

    ПРЕДИСЛОВИЕ, предисловия, ср. 1. Отдел литературного или научного произведения, содержащий предварительные разъяснения и замечания (автора, редактора, издателя), вступление к тексту изложения. Предисловие к исследованию. Предисловие ко 2 изданию … Толковый словарь Ушакова

    - «Жизнь животных» это особый вид зоологической книги. В ней находит отражение вся совокупность зоологических знаний, но в особом соотношении разных разделов науки о животных. Зоология может быть прежде всего подразделена на систематику,… … Биологическая энциклопедия

    ПРЕДИСЛОВИЕ, я, ср. Вводная статья к какому н. сочинению. Без (всяких) предисловий (разг.) приступая к сути дела или разговора сразу, без предварительных приготовлений, разъяснений. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - «ПРЕДИСЛОВИЕ», Россия, ВГИК, 1996, цв., 19 мин. Этюд. Реминисценции на тему «Чайки» А.Чехова. В основе сюжета история любви начинающей актрисы. Героиня расстается с иллюзиями, но обретает надежду и веру. В ролях: Ольга Беляева (см. БЕЛЯЕВА Ольга) … Энциклопедия кино

    предисловие - Помещаемая в начале издания сопроводительная статья, в которой поясняются цели и особенности содержания и построения произведения. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы Обобщающие термины части и элементы аппарата издания … Справочник технического переводчика

    Предисловие - элемент аппарата издания, предуведомление читателя автором, изд вом, редактором о том, что следует иметь в виду, читая, просматривая или изучая издание. П. может содержать сведения о значимости темы издания, его назначении и возможностях… … Издательский словарь-справочник

    предисловие - я, с. 1) Вступительная часть какого л. произведения, содержащая предварительные разъяснения, а также замечания критического характера. Предисловие к сборнику новелл. Синонимы: введе/ние, вступле/ние, преа/мбула (книжн.) 2) (обычно мн., разг.)… … Популярный словарь русского языка

предисловие

предисло вие , предисловия, ср.

1. Отдел литературного или научного произведения, содержащий предварительные разъяснения и замечания (автора, редактора, издателя), вступление к тексту изложения. Предисловие к исследованию. Предисловие ко 2 изданию. «Последняя глава "Евгения Онегина" издана была особо, с следующим предисловием...» Пушкин .

2. чаще мн. Вступительные сообщения и разъяснения перед изложением существа дела, преим. в выражении: без предисловий (разг. ). Просим без предисловий - ближе к делу. «С героем моего романа без предисловий, сей же час позвольте познакомить вас.» Пушкин .

Этнографический Словарь

предисловие

Уважаемые читатели!

Перед Вами первый у нас в стране и за рубежом словарь по этнопсихологии, который несомненно Вас заинтересует.

Современная этнопсихология - молодая и быстро прогрессирующая наука. Ее развитие проходило не всегда просто и однозначно. Интерес к ней проявляли многие отрасли знаний, которые по-своему изучали и осмысливали содержание национальной психики людей. Вместе с тем развитие этнопсихологии всегда было связано с потребностями практики и общественной жизни в нашем государстве; необходимостью раскрытия собственно психологических закономерностей формирования и функционирования феноменов, которые являются ее объектом; изучением особенностей проявления психического склада конкретных народов; гармонизацией отношений между людьми - представителями разных этнических общностей; со снятием напряженности и предотвращением конфликтов, возникающих на национальной почве.

Сегодня задача этнопсихологии в нашей стране состоит не только в том, чтобы исследовать и объяснять различия, существующие в психике, поведении, действиях и поступках представителей различных народов и этнических групп, показывать своеобразие их проявления в практике межнациональных отношений, но и разрабатывать рекомендации для органов государственного управления с целью проведения научно обоснованной национальной политики, гармонизации общения и взаимодействия между людьми на основе взаимопонимания.

Становление молодой науки предполагает разработку и постоянное совершенствование ее категориального аппарата.

Знания и отражающие их содержание термины, накопленные в предыдущий период развития этнопсихологии, теперь необходимо адекватно интерпретировать, чтобы избежать неопределенности или двусмысленности в их употреблении. Вот почему главной целью, которую преследовал авторский коллектив, работавший над словарем, было строгое уточнение смыслового содержания уже известных и закономерное введение в научный обиход новых понятий, отражающих содержание и специфику этнопсихологических явлений и процессов. В словарь вошли терминология и система понятий, принятые в психологической науке и объясняемые с психолого-педагогических позиций.

В ряде статей раскрывается содержание методов и методик исследования, на наш взгляд, наиболее значимых и важных. В словаре даются также характеристики особенностей национальной психологии представителей этнических общностей, проживающих в России и некоторых зарубежных странах1. Связь между статьями осуществляется посредством ссылок на соответствующие термины.

Вместе с тем словарь написан живым и доходчивым языком. В него включены не сухие и малозначимые термины и понятия, а полезная во всех отношениях информация: это и история развития молодой отрасли знаний, и интересные факты и явления, и очень важные сведения, впервые представленные в обобщенном виде.

К сожалению, в словарь вошли характеристики национально-психологических особенностей только тех этнических общностей, которые исследовались авторским коллективом.

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999 )

Словарь антонимов русского языка

предисловие

послесловие

Словарь Ожегова

предисловие

ПРЕДИСЛО ВИЕ, я, ср. Вводная статья к какомун. сочинению.

Без (всяких) предисловий (разг.) приступая к сути дела или разговора сразу, без предварительных приготовлений, разъяснений.

Словарь Ефремовой

предисловие

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

предисловие

Заметка, помещаемая во главе книги с целью дать читателю предварительное сообщение о составе издания, о его целях или плане, о его внешней или внутренней истории и т. п. П. говорит не столько о содержании книги, сколько по поводу его, и в этом его разница от сродной ему формы - введения, знакомящего читателя с тем кругом научных данных, к которому примыкает предлагаемое сочинение. П. к поэтическим произведениям были, а отчасти и теперь остаются во французской литературе популярной формой, в которой писатель излагает свои теоретические литературные воззрения . Известны, например, такие П. Корнеля, Расина (к "Британнику" и "Ифигении"), Мольера (к "Тартюфу"), Вольтера (к "Эдипу" и "Меропе"), Бомарше, Дюма-отца ("Un mot" к Генриху III), А. де Виньи ("Derni è re nuit de travail", к "Чаттертону" и др.), знаменитое П. Виктора Гюго к "Кромвелю", играющее роль манифеста романтизма. В нашей классической литературе примерами могут служить П. Лермонтова к "Герою нашего времени", Достоевского - к "Карамазовым".

Ар. Г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

вводная статья критического, текстологического, исторического и т. п. содержания, предпосылаемая книге, чтобы сообщить читателю те или другие сведения, которые по мнению автора, редактора или издателя необходимы для лучшего понимания последней. В дальнейшем речь идет только о П. к художественным произведениям. Для литературоведения наибольшее значение имеют авторские П. Подобное П. часто является как бы авторским комментарием к произведению. Отрицательное отношение читателей к произведению вынуждало автора переделывать его и о своей работе рассказать читателям в П. Примером такого вида П. может служить предисловие И. С. Тургенева к отдельному изданию его романа «Дым» . Подобное П. представляет большую ценность для исследователя, поскольку в нем автор указывает, что он сделал в тексте своей повести при переиздании. Ценно подобное П. и для уяснения общественно-политической позиции автора в соответствующую эпоху. Иногда П. является своеобразной «ширмой», к-рой прикрывался автор, чтобы скрыть себя, свои подлинные намерения от тех современников, для которых он хотел остаться неизвестным. Такие П. писались например в эпоху 60-х гг. авторами «антинигилистических» (т. е. направленных против революционной демократии) романов. Таким П. снабдил Ф. М. Достоевский свою сатирическую повесть о революционных демократах (Чернышевском и др.) «Крокодил» («Необыкновенное событие или пассаж в пассаже», «Эпоха», 1865, 2). Желая скрыть направленность сатиры против заключенного царизмом Чернышевского, Достоевский написал П., в к-ром говорил об удивлении, вызванном в редакции таким «невероятным рассказом», о спорах в редакции, о «мистификации» повести и т. п. Однако острие жала оставлено в этом предисловии в целости. Руководители «Современника» (Некрасов и др.) поняли смысл пасквиля, он был ясен и объективно помогал реакции. Исследователю необходимо критически относиться к такого рода «предисловиям», в частности — Достоевского, невзирая на его попытку в 1873 снять с себя обвинения в выступлении против Чернышевского. Объяснение Достоевского в «Дневнике писателя» , что он, «бывший ссыльный и каторжный, (не мог) обрадоваться ссылке другого несчастного», подкупило исследователя А. Чешихина-Ветринского, поверившего автору

241 (подробно см. в книге А. Е. Чешихина-Ветринского «Н. Г. Чернышевский, 1828—1889», изд. «Колос», 1923, стр. 136). Особенный интерес представляют те авторские П., в которых писатель излагает свое лит-ое credo, отстаиваемую им лит-ую концепцию. Многие из П. этого типа, как напр. предисловия Бомарше, В. Гюго (к «Кромвелю»), вошли в историю литературы как манифесты (см.) соответствующих лит-ых направлений. В советской издательской практике П. получили широкое применение. Историко-литературные предисловия к советским изданиям классиков лит-ры имеют целью дать правильное истолкование творчества классика для современного читателя, разрушая созданные в прошлом неверные буржуазные оценки. В такого рода П. в зависимости от надобности освещается также и печатная история произведения, объясняется читателю, какие произведения, почему именно избраны и включены в издание, план и порядок расположения материала, принципы его обработки и т. п. П., выясняющие автора и происхождение произведения, его социально-политический смысл и значение в истории лит-ры, особенно необходимы в изданиях материалов, ранее неизвестных (законченных произведений, замыслов, писем, мемуаров и т. п.), извлекаемых редакторами из литературного архива писателя. Н. Бельчиков

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРЕДИСЛОВИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПРЕДИСЛОВИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    заметка, помещаемая во главе книги с целью дать читателю предварительное сообщение о составе издания, о его целях или плане, о …
  • ПРЕДИСЛОВИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. Вводная статья к какому-н. сочинению. * Без (всяких) предисловий (разг.) - приступая к сути дела или разговора …
  • ПРЕДИСЛОВИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? заметка, помещаемая во главе книги с целью дать читателю предварительное сообщение о составе издания, о его целях или плане, …
  • ПРЕДИСЛОВИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    предисло"вие, предисло"вия, предисло"вия, предисло"вий, предисло"вию, предисло"виям, предисло"вие, предисло"вия, предисло"вием, предисло"виями, предисло"вии, …
  • ПРЕДИСЛОВИЕ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -я, с. 1) Вступительная часть какого-л. произведения, содержащая предварительные разъяснения, а также замечания критического характера. Предисловие к сборнику новелл. Синонимы: …
  • ПРЕДИСЛОВИЕ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ПРЕДИСЛОВИЕ в Тезаурусе русского языка:
    ‘вводная часть, вступительная часть какого-либо произведения’ Syn: введение, вступление, преамбула (кн.), пролог (лит.) Ant: послесловие, …
  • ПРЕДИСЛОВИЕ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. начало || без …
  • ПРЕДИСЛОВИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    введение, вступление, начало, преамбула, прелюдия, пролог, …
  • ПРЕДИСЛОВИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) Вступительная часть какого-л. произведения, содержащая предварительные разъяснения и замечания. 2) перен. То, что говорится, совершается перед чем-л. главным, …
  • ПРЕДИСЛОВИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    предисл`овие, …
  • ПРЕДИСЛОВИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    предисловие, …
  • ПРЕДИСЛОВИЕ в Орфографическом словаре:
    предисл`овие, …
  • ПРЕДИСЛОВИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    вводная статья к какому-нибудь …
  • ПРЕДИСЛОВИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    предисловия, ср. 1. Отдел литературного или научного произведения, содержащий предварительные разъяснения и замечания (автора, редактора, издателя), вступление к тексту изложения. …
  • ПРЕДИСЛОВИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    предисловие ср. 1) Вступительная часть какого-л. произведения, содержащая предварительные разъяснения и замечания. 2) перен. То, что говорится, совершается перед чем-л. …
  • ПРЕДИСЛОВИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ПРЕДИСЛОВИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ср. 1. Вступительная часть какого-либо произведения, содержащая предварительные разъяснения и замечания. 2. перен. То, что говорится, совершается перед чем-либо главным, …
  • ГЕНРИХ ГЕЙНЕ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-12 Time: 17:00:34 Навигация Википедия=Генрих Гейне Викитека =Генрих Гейне Викисклад=Category:Heinrich Heine Генрих Гейне (_de. Heinrich Heine , 1797—1856) …
  • БААЛЬ СУЛАМ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-05-26 Time: 12:19:57 = О Каббале = * Мудрость эта ""(Каббала)"", — представляет собой не более и не менее, …
  • ДЮПОН в Литературной энциклопедии:
    Пьер — французский рабочий поэт-песенник (шансонье), отразивший в своем творчестве первоначальную ремесленную стадию развития пролетариата во Франции. …

Любое литературное произведение подчиняется законам композиции, одним из структурных элементов которой является пролог. Какова же его функция и что такое пролог в литературе? Ниже определение этого литературного понятия.

Пролог – это композиционная часть литературного произведения, которая располагается перед основным содержанием; в переводе с греческого «пролог» — предисловие. В отличие от вступления, пролог всегда пишется самим автором. Пролог может предварять как художественное, так и публицистическое произведение.

Можно выделить 6 основных функций пролога

  1. короткое представление сюжета, который будет разворачиваться на страницах произведения;
  2. знакомство читателя с событиями, предшествовавшими основному сюжету;
  3. обозначение характеров главных героев;
  4. изложение в общих чертах идейного содержания произведения;
  5. объяснение причин, которые побудили автора написать книгу;
  6. подготовка читателя к восприятию сюжета.

Главной из указанных функций пролога в литературе является настройка читателя на восприятие последующих событий. В современной литературе на пролог также возлагается функция вызвать интерес читателя к произведению и побудить его приобрести книгу.

Как часть литературного произведения пролог берет свое начало в античной драматургии. Он представлял собой непосредственное обращение к зрителям с целью их подготовки к восприятию театрального действа. В литературе 19 века пролог не только приобрел более тесную смысловую связь с основным сюжетом, но и взял на себя дополнительную идейно-художественную нагрузку.

Примеры пролога в литературе

Примерами, иллюстрирующими функции пролога, его место в структуре произведения, идейное и художественное назначение, могут служить:

  • два пролога в трагедии Гете «Фауст»;
  • «Пролог» к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»;
  • «Вступление» к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»;
  • прологи в романах И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского;
  • «Пролог» к поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и др.

Функции пролога часто выполняют начальные главы основного повествования, в которые введены предыстории жизни героев. Пролог является факультативным элементом композиции произведения. Его может и не быть. В литературоведении пролог противопоставлен эпилогу.