Как многие из нас знают фольклор это не только стихи или рассказы. В этом есть своя изюминка, здесь театральные представления и так далее. Все эмоции очень ясно передаться, эмоциями, жестами и даже интонацией голоса.
Путь нашего народа был очень длинным. Фольклор накапливался в истории нашего народа. Именно он отличается от всех видов творчества своим разнообразием, и богатым наследием. Здесь мы можем найти очень много сказок, пословиц и поговорок, песен, и так далее, и этот список далеко не полный. Кроме всех этих разновидностей жанров, которые, по сути, могут присутствовать в любом творчестве.
Народный фольклор имеет свои уникальные и творческие жанры. Это, конечно же, загадки и пословицы. Они присуще не только для нашего народа, но и для любой точки мира. В любом городе можно услышать какую-то особенную местную поговорку. Таких много, и даже некоторые люди любят коллекционировать эти жемчужины народного жанра.
Но существует и фольклор присущий только определенной стране. Это очень любопытная тенденция. Так, допустим, русским принадлежит большее количество частушек. Первая частушка написана на этой земле, и этот жанр целиком и полностью принадлежит русскому народу. А вот украинскому народу принадлежат думы. Это очень интересные произведения, которые нравятся разным народам.
Такую значимость фольклор имеет благодаря тому, что в нем отображаются различные народные традиции. Это очень важно унаследовать, ведь каждый хочет знать, что было до него. Все это передается из поколения в поколение, и каждый народ это свято бережет.
Хранить фольклор своих предков очень важно, важно его знать и уважать.
Сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного творчества русского фольклора (сказках, былинах)
Несколько интересных сочинений
- Сочинение История Катерины и Бориса в пьесе Островского Гроза
В пьесе Островского Гроза представлена проблема, которая встречается у многих на жизненном пути. Екатерина и Борис это два важных персонажа, которые замешана в данной ситуации. Посмотрим на то, как развивалась любовь между этими двумя героями.
- Анализ произведения Третий сын Платонова
Тему отношений между поколениями, в частности между родителями и детьми, можно смело назвать вечной. Она актуальна во все времена, во все исторические эпохи. Этот вопрос философский, над которым можно рассуждать и спорить бесконечно.
- Характеристика и образ Евгения Онегина в романе Пушкина 9 класс сочинение
- Сочинение Описание внешности человека 7 класс (Подруги, друга, мамы, бабушки)
Откровенно говоря, у меня есть много хороших, верных друзей. Они мои одноклассники, мальчики и девочки из моего города. Но моей лучшей подругой уже более чем 5 лет есть Елизавета
- Образ Петербурга в романе Пушкина Евгений Онегин
Тема сочинения
Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.
Разные сочинения
---
Сочинение "Народная мудрость в произведениях устного народного творчества."
Земфира
Народное творчество, или фольклор (фольклор (англ.)— народное знание, народная мудрость
), берет начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Устное народное творчество соединяет в себе особенности нескольких видов искусств. В фольклоре нашли отображение самые разные
стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки,
календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические
песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор. Несмотря на то, что почти все произведения устного народного
творчества возникли в глубокой древности, мы и сегодня используем их: поём песни и частушки, рассказываем анекдоты, читаем
любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки.
В произведениях устного народного творчества передается народная мудрость. Если говорить, например, о пословицах и поговорках, то можно сказать, что они создаются всем народом, поэтому выражают коллективное мнение народа. В них заключена народная оценка жизни, наблюдение народного ума.
Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.
Вы прочли сочинение Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.
Устное народное творчество — начало искусства слова
Устное народное творчество — это древнейший вид словесного творчества человека. Возникла она еще много веков назад, когда письменности не было и люди не знали, что такое буквы. Как же возникали такие произведения? Один человек составит, скажем, сказку, переведет ее другим, а те еще кому, и так произведение передается от человека к человеку, из одной местности в другую. Передавая из уст в уста сказку, песню, пословицы, поговорку или загадку, люди могли изменять ее, добавлять что-то свое. Таким образом, один и то же произведение в разных областях мог иметь некоторые отличия. Если литературное произведение пишет некая один человек или несколько людей, то народная песня или поговорка появляется в результате общения многих людей, и уже невозможно установить, кто ее придумал первым. Много народу участвует в ее создании, именно поэтому произведения, появились и долгое время не были записаны на бумаге, называются народных произведений. Другое название устного народного творчества — фольклор. Это слово в переводе с английского означает "народная мудрость". Двести-триста лет назад появились такие люди, которые интересовались этой творчеством и начали ее записывать на бумагу. Это были писатели, ученые или просто грамотные и образованные люди. Благодаря этим людям, которые тратили свое время и прилагали усилия, мы можем прочитать такие произведения просто в книге, нам не надо искать тех, кто знает много пословиц или сказок, чтобы познакомиться с народным творчеством.
В повседневной жизни каждый из нас использует фольклор, не замечая этого. Сначала мама поет нам колыбельные песенки, потом в детском садике мы изучаем загадки. А вот в школе мы знакомимся с остальными видами народного творчества. Сначала изучаем сказки, поговорки и пословицы, затем частушки, песни, думы.
Поговорки и пословицы несут в себе то, что называют народной мудростью. Когда я не хочу делать домашнее задание, то папа говорит: "Не побегаешь — не пообедаешь". И я понимаю, что он имеет в виду не то, что тот, кто не бегает, остается без обеда, а то, что я не получу хорошую оценку, если не выполню домашние упражнения. Поговорки и пословицы охватывают различные темы, а именно: различные человеческие недостатки, семейно-бытовые отношения, здоровье, труд, смелость и отвага, бедность и богатство, счастье и горе и многие другие.
Произведения устного народного творчества всегда отличаются тем, что легко читаются, легко запоминающиеся небольшие по размеру. Это вполне понятно, потому что они нигде не записывались, а запомнить длинный и тяжелый произведение невозможно.
Сейчас считают, что фольклор появился гораздо раньше, чем другие произведения, и я вполне согласен с этим, потому что существовал он уже тогда, когда люди и не представляли, что существуют буквы.
- Расширить кругозор учащихся, закрепить знания о жанрах русского фольклора.
- Познакомить с развлечением молодежи на Руси - деревенские посиделки.
- учить исполнять народные потешки и песни в сопровождении шумовых инструментов, с движениями. Определять на слух жанры народной музыки - пляску, хоровод, колыбельную;
- развивать память, внимание, исполнительские и творческие навыки, ритмический и тембровый слух;
- содействовать формированию уважения и интереса к русскому народному творчеству и обычаям русского народа, поощрять дружеские отношения между детьми.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сегодня вы перенесетесь на несколько веков назад и будете участниками деревенских посиделок. Ведь тема нашего урока: " Фольклор - народная мудрость".
3. Прибаутки, считалки, дразнилки - это фольклор. Слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка. Английское folk - народ, lore - учение. Вместе эти слова - "фольклор" - переводятся как "народная мудрость". Так во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное народное творчество. Именно в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть, передана народная мудрость.
Музыкальный фольклор - это народные песни и былины, танцы и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведения передаются из уст в уста, от одного исполнителя к другому. "Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа", - писал в свое время А.Н.Серов.
Давным-давно на Руси, когда еще не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодежь на посиделки. Что же это? Послушайте стихотворение и все поймете.
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки -
Были праздником души.
У: Чем же занималась молодежь на посиделках?
Д: Разговаривали, шутили, пели песни, плясали и водили хороводы, играли в игры.
У: При этом девушки приносили прялки, либо шитье, или пяльца с вышивкой полотенец. Девушки приходили па посиделки первыми, рассаживались по лавкам и начинали прясть. Парни подходили по одному, по два и группами; войдя, молились перед иконами, затем приветствовали: "Здравствуйте, красные девушки!" В ответ раздавалось: "Здравствуйте, молодцы хорошие!" (Разыгрываем приветствие).
Представьте, что вы сидите в деревянной избе. В центре стоит стол, вдоль стен деревянные лавки, весело потрескивает огонь в русской печи. Девушки и юноши одеты в русские народные костюмы. (Обратить внимание на эскизы русской народной одежды). Все в сборе. Можно начинать наши посиделки.
А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.
Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).
Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).
Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).
Теперь вы загадайте друг другу загадки.
5. А какие песенки - потешки и песенки - дразнилки вы знаете?
Д: Дождик, сорока, горошины, петушок, дон-дон, солнышко.
У: Исполним эти песенки.
Солнышко, солнышко,
Посвети в окошечко.
Пойдем в поле, во лужок.
Соберемся там в кружок. (Поют с транспонированием).Сорока, сорока,
Где была? - Далеко.
Кашку варила.
Детушек кормила. (Поют с дирижированием).По дороге Петя шел, он горошину нашел.
А горошина упала, покатилась и пропала.
Ох! Ох! Ох! Ох! Где-то вырастет горох! (Пение с показом руками движения мелодии).Дон-дон-дон. Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила, глаза выпучила.
Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом. (Пение с хлопками. Хором и по одному).
6. У: Молодежь очень любила играть в игры - лапту, горелки, жмурки, прятки, кошки-мышки, отгадышки. Затевали "веревочку".
Какие игры знаете вы? (Дети называют известные им игры.)
А я предлагаю вам игру на внимание. Я буду играть разные мелодии, а вы исполнять под них движения. (Пляска - танцуют вприсядку. Хоровод - кружатся или выполняют плавные движения руками. Марш - маршируют. Колыбельная - садятся на стулья).
У: Назовите жанры народной музыки, которые прозвучали в игре?
Д: Пляска, хоровод и колыбельная.
У: Какой танец вы называете хороводом, а какой пляской? - (Ответы детей).
Та-ра-ра, та-ра-ра,
Идут девки со двора.
Песни петь да плясать,
Всех вокруг забавлять.
Дети исполняют и разыгрывают песню " Выходили красны девицы".
1. Спой песню, представив себя: красной девицей, добрым молодцем, бабушкой, дедушкой.
Эх, широка душа русского народа!
И где бы ни были в глуши.
В руки брали только ложки
И играли от души!
Одна группа детей украшает мелодию "Камаринской" звучанием шумовых инструментов.
Вторая группа - выполняет танцевальные движения под музыку.
Вот замолкли инструменты.
И тогда со всех сторон
Раздались аплодисменты.
Все выходят на поклон.
9. Понравились вам наши посиделки?
Что интересного узнали на уроке? -
Д: Узнали о развлечении молодежи на Руси. Чем молодежь занималась на посиделках, в какие игры играла, какие песни пела? Что такое фольклор?
У: Потешки, песни, загадки, пословицы и поговорки - это жанры русского фольклора. А фольклор - это народное творчество. Фольклор - это мудрость народа.
10. Подошли к концу наши посиделки. Подошел к концу наш урок. Пора прощаться.
У: Снова прозвенел звонок и закончился урок. До свиданья.
Д: До свиданья.
11. Дети выходят из класса под плясовые наигрыши.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ
В 4 «а» КЛАССЕ
ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:
«РОССИЯ, РОДИНА МОЯ».
ТЕМА УРОКА:
«ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ».
ИНТЕГРАЦИОННЫЙ УРОК:
ИСТОРИЯ, МУЗЫКА, ЛИТЕРАТУРА,
ЖИВОПИСЬ.
УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Г. ЛЮБЕРЦЫ
2012-2013 ГОД
ТЕМА УРОКА
ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ.
Эпиграф:
«Где песня льется, там легче живется»
Русская народная песня – летопись жизни народа.
Цель урока:
Показать многомерность и гармоничность всех жанров фольклора и животворящую силу природы, как основу.
Доказать, что народная песня – это не «напев со словами», а часть жизни человека.
Тип урока:
Интегрированный урок-игра «Посиделки» (литература, музыка, трудовое обучение, изобразительное искусство).
Средства обучения:
Магнитофон;
Русские народные инструменты – ложки, трещотки. рубель, свистульки.
Предметы прикладного искусства – изделия Хохломы, Гжели, Палеха, Вологды, Жостова;
Музыкальный материал:
финал Симфонии №4 П.И.Чайковского,
сцена «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова;
Литературный материал:
М.Горький «Как сложили песню»;
Г.Серебряков «Ты откуда русская зародилась музыка…» (стихотворение)
Реквизиты:
Элементы русских народных костюмов; предметы домашней утвари.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Объявление темы и целей урока.
Тема урока «ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ»
Фольклор – копилка знаний, необходимых для сохранения и продления жизни человека на Земле. В содержании отражено вдумчивое и бережное отношение к окружающему миру, неразрывная связь человека с природой и обществом.
Коллективная память передает из поколения в поколение свою национальную культуру.
Фольклор основывается на двух основных понятиях: устное народное творчество и прикладное.
Подумайте, почему дали такие названия – устное и прикладное народное творчество,- и назовите, что относится к каждому из этих понятий(к устному народному творчеству -песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, обряды, - к прикладному - все, к чему приложены руки – предметы быта, домашняя утварь, орудия труда)
В народном сознании сложился устойчивый образ года как круга, ведь еще с давних времен считали, что солнце - колесо, которое катится с востока на запад.
Мы до сих пор говорим «Круглый год».
Год – это не просто время, состоящее из 12 месяцев. В слове «год» есть корень, говорящий о том, что это время «годное», «угодное»
Начинался год с марта, в это время пробуждается природа, тепло побеждает холод, прилетают птицы
МАРТ – его наши предки называли протальник, грачевник, капельник,
Народные приметы:
Март – утро года.
В марте курица из лужицы напьется.
22 марта - Сороки - хозяйки пекли из ржаной муки сорок шариков и затем каждое утро бросали на улицу по одному шарику, таким образом, отсчитывая сорок заморозков.
В марте закликали перелетных птиц, пели заклички, голосянки, вот когда пригодятся сделанные зимой свистульки. С ними дети забирались на крыши домов и голосили, зазывая перелетных птиц.
Закличка «ОЙ, КУЛИКИ» (использование свистулек и свирелей)
АПРЕЛЬ – цветень (водогон, ручейник, первоцвет)
Приметы:
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени
Солнышко с апрельской горки в лето катится
Апрельские ручьи землю будят.
В апреле начинались работы по подготовке земли к севу. Земля играла в жизни людей главную роль. – Почему? (Земля – мать всего живого, она кормила)
Ее называли кормилицей, называли Мать сыра земля, при заключении договоров целовали ее, а в особых случаях небольшой комочек земли ели.
В конце апреля наступал праздник, когда молодежь впервые после зимы выходила на уличные гуляния – «Красная Горка» (качались на качелях, водили хороводы.)
«СО ВЬЮНОМ Я ХОЖУ» – хороводная.
МАЙ – травень (Майя - богиня плодородия в Древнем Риме) .
Приметы:
Майская травка и голодного кормит.
Коли в мае дождь, будет и рожь.
Март – с водой, апрель с травой, май – с цветами.
6 мая Егорьев день, в первый раз выгоняли скотину в поле, играли на пастушьих рожках, свирелях.
«КОРОВУШКА» – свирель.
Начинается весенняя страда: сев в полях и огородах, (весенний день год кормит, - что посеешь, то и пожнешь).
«НЕ БУДИТЕ МЕНЯ, МОЛОДУ».
ИЮНЬ – червень (разноцвет, встреча лета). ЖОСТОВО
Троица – праздник березки, поклонение матушке – природе. Березку несут в церковь, в дом, девушки «завивают» березку (связывают ветви с травой), возле нее водят хороводы, украшают березку цветами, лентами, бусами. А на закате ее «раздевают», вьют венки, вставляют в него свечку и бросают в реку.
Хоровод – важнейшее жизнеутверждающее средство, считалось, что взявшись за руки, люди обретали силу единения. Главный рисунок хоровода – круг, - символ солнца. До Ивана Купала хороводы водили «по солнцу» (по часовой стрелке), а после – «против солнца.
П.И.Чайковский. СИМФОНИЯ №4. ФИНАЛ.
ИЮЛЬ – липень (середка цвета, месяц ягод, сладкоежка)
АВГУСТ – серпень (закат лета, собериха-припасиха)
М.Горький «КАК СЛОЖИЛИ ПЕСНЮ»
СЕНТЯБРЬ – вересень (рябинник, златоцвет) ХОХЛОМА
Время жатвы зерновых (рожь, овес, ячмень)
Все, что жали в поле, называли жито.
От какого слова произошло «жито»? (жизнь)
Разыгрывание песни «ОЙ, ЖАЛИ МЫ ЖИТО, ЖАЛИ…» - ТРУДОВАЯ (дожиточная)
Какими орудиями труда пользовались наши предки? (серп)
Кто жал жито, как об этом говорится в песне? (жнеи – женщины)
21 сентября у крестьян был обряд - встреча осени – рано утром женщины выходили на берег реки. Старшая держала в руках овсяный хлеб, а молодые, стоя вокруг, пели.
К хлебу всегда относились почтительно, с уважением, с детских лет учили бережно относиться к хлебу, ведь он достается огромным трудом
Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Приметы сентября:
Осенью ревут ветры и лесные олени-ревуны, отсюда и название сентября – ревун.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
В сентябре лист на дереве не держится.
В сентябре днем погоже, да утром негоже.
Если журавли летят не спеша и разговаривают, будет стоять хорошая погода.
В конце сентября начинали заготавливать капусту на зиму.
ОКТЯБРЬ – листопад (грязник, подзимник)
Народные приметы:
Октябрь землю покроет где листком, где снежком.
Октябрь то плачет, то смеется.
В октябре на одном часу и дождь и снег.
Разыгрывание песни «Бояре, а мы к вам пришли…» - ПЕСНЯ-ИГРА
А еще октябрь называли в народе свадебник. Как вы думаете, почему?
Время свадеб, гуляний, т.к. в поле и в огороде все работы закончены, в каждом доме много наготовлено впрок.
Невеста готовит себе приданое, все ею сделано соими руками. Собрались на девишник подружки, расплетали невесте косы и пели песню.
Песня «Ты река ль моя, реченька…» - СВАДЕБНАЯ.
Какой характер у этой свадебной песни? (грустный, темп медленный.)
НОЯБРЬ – грудень (листогной, ворота зимы) ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ
Приметы ноября:
Ноябрь грудень – везде груды замерзшей земли.
Ноябрь – сентябрев внук, октябрев - сын, зиме - родной батюшка.
Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и снег придет.
В ноябре зима с осенью борются.
12 ноября называли Синичкиным праздником, к этому времени прилетают зимние птицы.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается.
В долгие дождливые вечера крестьяне занимались работой по дому: шили, вышивали,
мастерили из дерева домашнюю утварь Детей в семьях всегда было много – мал-мала-меньше. Посреди дома висела колыбель с младенцем, так удобно было ее качать, не отрываясь от работы.
Как называются песни, под которые укачивали детей? (Колыбельные)
Вспомнить начало колыбельной «КАК У МЕСЯЦА» и придумать слова далее.
(девочки исполняют колыбельную и рукодельничают)
ДЕКАБРЬ – студень (стужайло, хмурень) КРУЖЕВА
Приметы:
Декабрь год кончает, зиму начинает.
В декабре зима стелет белые холсты, а мороз наводит через реки мосты.
В декабре после солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибудет денек.
Долгими декабрьскими вечерами крестьяне ходили друг к другу на посиделки, но просто так сидеть без работы не могли. Женщины ткали половники для избы, пряли, плели кружева, а мужчины готовили к весне сети, невода.
«УЖ, ТЫ РЫБКА, ТЫ РЫБКА-ОКУНЕЧЕК» (поют и плетут невод)
ЯНВАРЬ – сечень (Трескун, лютовей. снеговик) ГЖЕЛЬ
Приметы:
Январь – запевка года, зиме вершина.
В январе растет день, растет и холод.
Январь лед на реках в «просинь» красит
Хоть и силен январский мороз, да веселья и смеха ему не одолеть.
Почему январь называют самым веселым месяцем? (Много праздников – рождество,
Святки, ряженые ходили по домам с колядками)
«ОЙ, КАЛЕДА, КАЛЕДА…» с инструментами
ФЕВРАЛЬ – лютый (снежень, вьюговей) ПАЛЕХ
Приметы:
У февраля два друга – метель да вьюга.
Февраль - кривые дороги.
Если февраль холодный – к благоприятному лету.
Февраль на три часа день прибавит.
15 февраля – Сретенье, зима с летом встречаются. Какая погода в этот день, такую жди весну.
Какой праздник приходится обычно на конец февраля? (Масленица)
Назовите игры и забавы этого праздника (катание с гор, игра в снежки, катание на лошадях, лепка снежной бабы.)
Масленичные запевки – «А мы масленицу дожидаем…»
«Раным рано куры запели…»
«Прощай, масленица…»
Н.А.Римский-Корсаков использовал масленичные запевки в опере «Снегурочка» в сцене «Проводы Масленицы»
Композитор говорил: «Все интонации придумывает народ, а мы их только обрабатываем.»
Прослушать сцену «Проводы Масленицы» и найти знакомые темы и интонации.
Закрепление материала.
Подведение итогов урока.
Народная песня – это не напев со словами, а часть жизни человека.
Все народное творчество – устное и прикладное тесно связано с природой, сменой времен года.
Темы русских народных песен композиторы использовали в сложнейших музыкальных формах.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ
в 3«А» КЛАССЕ
ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:
ТЕМА УРОКА:
«НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ОПЕРЕ
ТИП УРОКА:
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Г. ЛЮБЕРЦЫ
МОУ ГИМНАЗИЯ № 24
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ
в 3«А» КЛАССЕ
ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:
«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО. ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»
ТЕМА УРОКА:
«НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ОПЕРЕ
РИМСКОГО-КОРСАКОВА «СНЕГУРОЧКА»
ТИП УРОКА:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КАФЕДРЕ
РАЗВИВАЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Г. ЛЮБЕРЦЫ
МОУ ГИМНАЗИЯ № 24
Эпиграф:
«Музыку создает народ, мы, художники, ее просто оранжируем…» (М.И.Глинка)
Художественно-педагогическая идея урока:
Народная музыка – неиссякаемый источник для композиторов
Цель урока:
Прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа;
На фольклорной основе формировать умения и творческие навыки каждого ученика;
Найти различие между народной музыкой и музыкой в народном стиле:
Использовать дифференцированные методы обучения;
Развивать умение учащихся работать в парах, в группах, а также индивидуально с опережающим обучением.
Тип урока:
Дифференцированный урок-исследование.
Средства обучения:
Магнитофон, телевизор, диски, фортепиано
Русские народные инструменты – ложки, трещотки. рубель, свистульки.
Элементы русского народного костюма и атрибуты пастушка
Музыкальный материал:
Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»
Литературный материал:
Отрывки из пьесы А.Островского «Снегурочка»
Фрагменты мультфильма «Снегурочка»
Домашнее задание (опережающее обучение).
1 группа. Содержание мультфильма по сказке «Снегурочка»
2 группа. Содержание русской народной сказки «Снегурочка»
3 группа. Рисунки к сказке «Снегурочка».
Каждая группа делает сообщение по своему заданию и группа получает баллы по согласию всех учащихся.
Изучение нового материала (работа в группах).
Работа с учебниками: текст, иллюстрации, ключевые слова и сообщения в виде ответов на вопросы, которые получают на карточках.
1 группа.
а) Какой русский писатель написал сказку «Снегурочка»?
б) Как вы думаете, что послужило первоисточником при создании пьесы?
в) Как называется опера Римского-Корсакова по одноименной пьесе Островского?
2 группа.
а) Кто такой Лель и что он исполняет в опере Римского-Корсакова «Снегурочка»
б) На каком инструменте играет Лель?
в) Почему его музыкальные номера встречаются в каждом действии оперы?
г) Можно ли назвать песни Леля музыкой в народном стиле?
3 группа.
а) Как называется Третья песня Леля?
б) Какой инструмент подражает пастушьему рожку?
в) Для чего Римский –Корсаков использовал в Третьей песне литавры?
Прослушивание (индивидуальное, групповое обучение).
Звучит Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».
Каждая группа отвечает на вопросы, которые звучали в сообщениях при изучении нового материала, данные другими группами.
1 группа.
а) Как назывался этот музыкальный фрагмент? (Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».
2 группа.
а) Как называется опера, кто композитор и какое литературное произведение послужило основой для написания оперы? (опера композитора Римского-Корсакова «Снегурочка», литературное произведение – пьеса Островского «Снегурочка»)
б) Какой инструмент имитировал звучания пастушьего рожка Леля? (кларнет – деревянный духовой инструмент симфонического оркестра)
3 группа.
а) Почему композитор отдал эту партию женскому голосу? (этот голос более точно передает тембр и высоту молодого пастушка-Леля)
б) Как в Третьей песне Леля использована форма рондо? (эта песня имеет куплет и припев, а припев при постоянном повторении без изменения и есть форма рондо)
Разучивание (индивидуальное, групповое обучение, работа в парах) Разучивание и исполнение Третьей песни Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Класс делится на разные по составу и функциям группы.
1. Дирижер (1 ученик) – слушает аккомпанемент Третьей песне Леля и руководит исполнением солиста и инструментальной группой.
2. Солист (1 ученик) – исполняет мелодию куплета под руководством дирижера.
3. Хор (10 учеников) – исполняет припев.
4. Инструментальная группа (6 учеников) – исполняют аккомпанемент на шумовых инструментах (ложки, треугольник, малый барабан, бубен, колокольчик)
5. Реквизиторы (2 ученика)– подбирают элементы костюма Леля и его атрибуты
6. Члены жюри (оставшиеся ученики) – парами оценивают работу дирижера, солиста, хора, инструментальной группы, реквизиторов.
Просмотр эпизода мультфильма «Снегурочка» 2-ой и 3-ей группами.
1 группа (она заранее смотрела этот эпизод, чтобы выполнить домашнее задание) в парах решает кроссворд по теме урока, где использованы ключевые слова: песня, кларнет, литавры, меццо-сопрано, Лель, Островский, сказка.
Подведение итогов урока.
Учитель оценивает каждого учащегося и его индивидуальную и групповую работу. Лучшие учащиеся проверяют и оценивают письменную работу «Кроссворд».