Сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного творчества. Научно-исследовательская работа "народная мудрость в пословицах и поговорках" Народная мудрость произведениях устного народного

Как многие из нас знают фольклор это не только стихи или рассказы. В этом есть своя изюминка, здесь театральные представления и так далее. Все эмоции очень ясно передаться, эмоциями, жестами и даже интонацией голоса.

Путь нашего народа был очень длинным. Фольклор накапливался в истории нашего народа. Именно он отличается от всех видов творчества своим разнообразием, и богатым наследием. Здесь мы можем найти очень много сказок, пословиц и поговорок, песен, и так далее, и этот список далеко не полный. Кроме всех этих разновидностей жанров, которые, по сути, могут присутствовать в любом творчестве.

Народный фольклор имеет свои уникальные и творческие жанры. Это, конечно же, загадки и пословицы. Они присуще не только для нашего народа, но и для любой точки мира. В любом городе можно услышать какую-то особенную местную поговорку. Таких много, и даже некоторые люди любят коллекционировать эти жемчужины народного жанра.

Но существует и фольклор присущий только определенной стране. Это очень любопытная тенденция. Так, допустим, русским принадлежит большее количество частушек. Первая частушка написана на этой земле, и этот жанр целиком и полностью принадлежит русскому народу. А вот украинскому народу принадлежат думы. Это очень интересные произведения, которые нравятся разным народам.

Такую значимость фольклор имеет благодаря тому, что в нем отображаются различные народные традиции. Это очень важно унаследовать, ведь каждый хочет знать, что было до него. Все это передается из поколения в поколение, и каждый народ это свято бережет.

Хранить фольклор своих предков очень важно, важно его знать и уважать.

Сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного творчества русского фольклора (сказках, былинах)

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение История Катерины и Бориса в пьесе Островского Гроза

    В пьесе Островского Гроза представлена проблема, которая встречается у многих на жизненном пути. Екатерина и Борис это два важных персонажа, которые замешана в данной ситуации. Посмотрим на то, как развивалась любовь между этими двумя героями.

  • Анализ произведения Третий сын Платонова

    Тему отношений между поколениями, в частности между родителями и детьми, можно смело назвать вечной. Она актуальна во все времена, во все исторические эпохи. Этот вопрос философский, над которым можно рассуждать и спорить бесконечно.

  • Характеристика и образ Евгения Онегина в романе Пушкина 9 класс сочинение
  • Сочинение Описание внешности человека 7 класс (Подруги, друга, мамы, бабушки)

    Откровенно говоря, у меня есть много хороших, верных друзей. Они мои одноклассники, мальчики и девочки из моего города. Но моей лучшей подругой уже более чем 5 лет есть Елизавета

  • Образ Петербурга в романе Пушкина Евгений Онегин

Тема сочинения

Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.

Разные сочинения
---

Сочинение "Народная мудрость в произведениях устного народного творчества."

Земфира

Народное творчество, или фольклор (фольклор (англ.)— народное знание, народная мудрость ), берет начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Устное народное творчество соединяет в себе особенности нескольких видов искусств. В фольклоре нашли отображение самые разные
стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки,
календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические
песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор. Несмотря на то, что почти все произведения устного народного
творчества возникли в глубокой древности, мы и сегодня используем их: поём песни и частушки, рассказываем анекдоты, читаем
любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки.
В произведениях устного народного творчества передается народная мудрость. Если говорить, например, о пословицах и поговорках, то можно сказать, что они создаются всем народом, поэтому выражают коллективное мнение народа. В них заключена народная оценка жизни, наблюдение народного ума.

Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.

Вы прочли сочинение Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.

Устное народное творчество — начало искусства слова
Устное народное творчество — это древнейший вид словесного творчества человека. Возникла она еще много веков назад, когда письменности не было и люди не знали, что такое буквы. Как же возникали такие произведения? Один человек составит, скажем, сказку, переведет ее другим, а те еще кому, и так произведение передается от человека к человеку, из одной местности в другую. Передавая из уст в уста сказку, песню, пословицы, поговорку или загадку, люди могли изменять ее, добавлять что-то свое. Таким образом, один и то же произведение в разных областях мог иметь некоторые отличия. Если литературное произведение пишет некая один человек или несколько людей, то народная песня или поговорка появляется в результате общения многих людей, и уже невозможно установить, кто ее придумал первым. Много народу участвует в ее создании, именно поэтому произведения, появились и долгое время не были записаны на бумаге, называются народных произведений. Другое название устного народного творчества — фольклор. Это слово в переводе с английского означает "народная мудрость". Двести-триста лет назад появились такие люди, которые интересовались этой творчеством и начали ее записывать на бумагу. Это были писатели, ученые или просто грамотные и образованные люди. Благодаря этим людям, которые тратили свое время и прилагали усилия, мы можем прочитать такие произведения просто в книге, нам не надо искать тех, кто знает много пословиц или сказок, чтобы познакомиться с народным творчеством.
В повседневной жизни каждый из нас использует фольклор, не замечая этого. Сначала мама поет нам колыбельные песенки, потом в детском садике мы изучаем загадки. А вот в школе мы знакомимся с остальными видами народного творчества. Сначала изучаем сказки, поговорки и пословицы, затем частушки, песни, думы.
Поговорки и пословицы несут в себе то, что называют народной мудростью. Когда я не хочу делать домашнее задание, то папа говорит: "Не побегаешь — не пообедаешь". И я понимаю, что он имеет в виду не то, что тот, кто не бегает, остается без обеда, а то, что я не получу хорошую оценку, если не выполню домашние упражнения. Поговорки и пословицы охватывают различные темы, а именно: различные человеческие недостатки, семейно-бытовые отношения, здоровье, труд, смелость и отвага, бедность и богатство, счастье и горе и многие другие.
Произведения устного народного творчества всегда отличаются тем, что легко читаются, легко запоминающиеся небольшие по размеру. Это вполне понятно, потому что они нигде не записывались, а запомнить длинный и тяжелый произведение невозможно.
Сейчас считают, что фольклор появился гораздо раньше, чем другие произведения, и я вполне согласен с этим, потому что существовал он уже тогда, когда люди и не представляли, что существуют буквы.

  • Расширить кругозор учащихся, закрепить знания о жанрах русского фольклора.
  • Познакомить с развлечением молодежи на Руси - деревенские посиделки.
  • учить исполнять народные потешки и песни в сопровождении шумовых инструментов, с движениями. Определять на слух жанры народной музыки - пляску, хоровод, колыбельную;
  • развивать память, внимание, исполнительские и творческие навыки, ритмический и тембровый слух;
  • содействовать формированию уважения и интереса к русскому народному творчеству и обычаям русского народа, поощрять дружеские отношения между детьми.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сегодня вы перенесетесь на несколько веков назад и будете участниками деревенских посиделок. Ведь тема нашего урока: " Фольклор - народная мудрость".

3. Прибаутки, считалки, дразнилки - это фольклор. Слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка. Английское folk - народ, lore - учение. Вместе эти слова - "фольклор" - переводятся как "народная мудрость". Так во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное народное творчество. Именно в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть, передана народная мудрость.

Музыкальный фольклор - это народные песни и былины, танцы и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведения передаются из уст в уста, от одного исполнителя к другому. "Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа", - писал в свое время А.Н.Серов.

Давным-давно на Руси, когда еще не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодежь на посиделки. Что же это? Послушайте стихотворение и все поймете.

На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки -
Были праздником души.

У: Чем же занималась молодежь на посиделках?

Д: Разговаривали, шутили, пели песни, плясали и водили хороводы, играли в игры.

У: При этом девушки приносили прялки, либо шитье, или пяльца с вышивкой полотенец. Девушки приходили па посиделки первыми, рассаживались по лавкам и начинали прясть. Парни подходили по одному, по два и группами; войдя, молились перед иконами, затем приветствовали: "Здравствуйте, красные девушки!" В ответ раздавалось: "Здравствуйте, молодцы хорошие!" (Разыгрываем приветствие).

Представьте, что вы сидите в деревянной избе. В центре стоит стол, вдоль стен деревянные лавки, весело потрескивает огонь в русской печи. Девушки и юноши одеты в русские народные костюмы. (Обратить внимание на эскизы русской народной одежды). Все в сборе. Можно начинать наши посиделки.

А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.

Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).

Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).

Теперь вы загадайте друг другу загадки.

5. А какие песенки - потешки и песенки - дразнилки вы знаете?

Д: Дождик, сорока, горошины, петушок, дон-дон, солнышко.

У: Исполним эти песенки.

Солнышко, солнышко,
Посвети в окошечко.
Пойдем в поле, во лужок.
Соберемся там в кружок. (Поют с транспонированием).

Сорока, сорока,
Где была? - Далеко.
Кашку варила.
Детушек кормила. (Поют с дирижированием).

По дороге Петя шел, он горошину нашел.
А горошина упала, покатилась и пропала.
Ох! Ох! Ох! Ох! Где-то вырастет горох! (Пение с показом руками движения мелодии).

Дон-дон-дон. Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила, глаза выпучила.
Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом. (Пение с хлопками. Хором и по одному).

6. У: Молодежь очень любила играть в игры - лапту, горелки, жмурки, прятки, кошки-мышки, отгадышки. Затевали "веревочку".

Какие игры знаете вы? (Дети называют известные им игры.)

А я предлагаю вам игру на внимание. Я буду играть разные мелодии, а вы исполнять под них движения. (Пляска - танцуют вприсядку. Хоровод - кружатся или выполняют плавные движения руками. Марш - маршируют. Колыбельная - садятся на стулья).

У: Назовите жанры народной музыки, которые прозвучали в игре?

Д: Пляска, хоровод и колыбельная.

У: Какой танец вы называете хороводом, а какой пляской? - (Ответы детей).

Та-ра-ра, та-ра-ра,
Идут девки со двора.
Песни петь да плясать,
Всех вокруг забавлять.

Дети исполняют и разыгрывают песню " Выходили красны девицы".

1. Спой песню, представив себя: красной девицей, добрым молодцем, бабушкой, дедушкой.

Эх, широка душа русского народа!
И где бы ни были в глуши.
В руки брали только ложки
И играли от души!

Одна группа детей украшает мелодию "Камаринской" звучанием шумовых инструментов.

Вторая группа - выполняет танцевальные движения под музыку.

Вот замолкли инструменты.
И тогда со всех сторон
Раздались аплодисменты.
Все выходят на поклон.

9. Понравились вам наши посиделки?

Что интересного узнали на уроке? -

Д: Узнали о развлечении молодежи на Руси. Чем молодежь занималась на посиделках, в какие игры играла, какие песни пела? Что такое фольклор?

У: Потешки, песни, загадки, пословицы и поговорки - это жанры русского фольклора. А фольклор - это народное творчество. Фольклор - это мудрость народа.

10. Подошли к концу наши посиделки. Подошел к концу наш урок. Пора прощаться.

У: Снова прозвенел звонок и закончился урок. До свиданья.

Д: До свиданья.

11. Дети выходят из класса под плясовые наигрыши.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ

В 4 «а» КЛАССЕ

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:

«РОССИЯ, РОДИНА МОЯ».

ТЕМА УРОКА:

«ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ».

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ УРОК:

ИСТОРИЯ, МУЗЫКА, ЛИТЕРАТУРА,

ЖИВОПИСЬ.

УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Г. ЛЮБЕРЦЫ

2012-2013 ГОД

ТЕМА УРОКА

ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ.

Эпиграф:

«Где песня льется, там легче живется»

Русская народная песня – летопись жизни народа.

Цель урока:

Показать многомерность и гармоничность всех жанров фольклора и животворящую силу природы, как основу.

Доказать, что народная песня – это не «напев со словами», а часть жизни человека.

Тип урока:

Интегрированный урок-игра «Посиделки» (литература, музыка, трудовое обучение, изобразительное искусство).

Средства обучения:

Магнитофон;

Русские народные инструменты – ложки, трещотки. рубель, свистульки.

Предметы прикладного искусства – изделия Хохломы, Гжели, Палеха, Вологды, Жостова;

Музыкальный материал:

финал Симфонии №4 П.И.Чайковского,

сцена «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова;

Литературный материал:

М.Горький «Как сложили песню»;

Г.Серебряков «Ты откуда русская зародилась музыка…» (стихотворение)

Реквизиты:

Элементы русских народных костюмов; предметы домашней утвари.

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

Объявление темы и целей урока.

Тема урока «ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ»

Фольклор – копилка знаний, необходимых для сохранения и продления жизни человека на Земле. В содержании отражено вдумчивое и бережное отношение к окружающему миру, неразрывная связь человека с природой и обществом.

Коллективная память передает из поколения в поколение свою национальную культуру.

Фольклор основывается на двух основных понятиях: устное народное творчество и прикладное.

Подумайте, почему дали такие названия – устное и прикладное народное творчество,- и назовите, что относится к каждому из этих понятий(к устному народному творчеству -песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, обряды, - к прикладному - все, к чему приложены руки – предметы быта, домашняя утварь, орудия труда)

В народном сознании сложился устойчивый образ года как круга, ведь еще с давних времен считали, что солнце - колесо, которое катится с востока на запад.

Мы до сих пор говорим «Круглый год».

Год – это не просто время, состоящее из 12 месяцев. В слове «год» есть корень, говорящий о том, что это время «годное», «угодное»

Начинался год с марта, в это время пробуждается природа, тепло побеждает холод, прилетают птицы

МАРТ – его наши предки называли протальник, грачевник, капельник,

Народные приметы:

Март – утро года.

В марте курица из лужицы напьется.

22 марта - Сороки - хозяйки пекли из ржаной муки сорок шариков и затем каждое утро бросали на улицу по одному шарику, таким образом, отсчитывая сорок заморозков.

В марте закликали перелетных птиц, пели заклички, голосянки, вот когда пригодятся сделанные зимой свистульки. С ними дети забирались на крыши домов и голосили, зазывая перелетных птиц.

Закличка «ОЙ, КУЛИКИ» (использование свистулек и свирелей)

АПРЕЛЬ – цветень (водогон, ручейник, первоцвет)

Приметы:

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени

Солнышко с апрельской горки в лето катится

Апрельские ручьи землю будят.

В апреле начинались работы по подготовке земли к севу. Земля играла в жизни людей главную роль. – Почему? (Земля – мать всего живого, она кормила)

Ее называли кормилицей, называли Мать сыра земля, при заключении договоров целовали ее, а в особых случаях небольшой комочек земли ели.

В конце апреля наступал праздник, когда молодежь впервые после зимы выходила на уличные гуляния – «Красная Горка» (качались на качелях, водили хороводы.)

«СО ВЬЮНОМ Я ХОЖУ» – хороводная.

МАЙ – травень (Майя - богиня плодородия в Древнем Риме) .

Приметы:

Майская травка и голодного кормит.

Коли в мае дождь, будет и рожь.

Март – с водой, апрель с травой, май – с цветами.

6 мая Егорьев день, в первый раз выгоняли скотину в поле, играли на пастушьих рожках, свирелях.

«КОРОВУШКА» – свирель.

Начинается весенняя страда: сев в полях и огородах, (весенний день год кормит, - что посеешь, то и пожнешь).

«НЕ БУДИТЕ МЕНЯ, МОЛОДУ».

ИЮНЬ – червень (разноцвет, встреча лета). ЖОСТОВО

Троица – праздник березки, поклонение матушке – природе. Березку несут в церковь, в дом, девушки «завивают» березку (связывают ветви с травой), возле нее водят хороводы, украшают березку цветами, лентами, бусами. А на закате ее «раздевают», вьют венки, вставляют в него свечку и бросают в реку.

Хоровод – важнейшее жизнеутверждающее средство, считалось, что взявшись за руки, люди обретали силу единения. Главный рисунок хоровода – круг, - символ солнца. До Ивана Купала хороводы водили «по солнцу» (по часовой стрелке), а после – «против солнца.

П.И.Чайковский. СИМФОНИЯ №4. ФИНАЛ.

ИЮЛЬ – липень (середка цвета, месяц ягод, сладкоежка)

АВГУСТ – серпень (закат лета, собериха-припасиха)

М.Горький «КАК СЛОЖИЛИ ПЕСНЮ»

СЕНТЯБРЬ – вересень (рябинник, златоцвет) ХОХЛОМА

Время жатвы зерновых (рожь, овес, ячмень)

Все, что жали в поле, называли жито.

От какого слова произошло «жито»? (жизнь)

Разыгрывание песни «ОЙ, ЖАЛИ МЫ ЖИТО, ЖАЛИ…» - ТРУДОВАЯ (дожиточная)

Какими орудиями труда пользовались наши предки? (серп)

Кто жал жито, как об этом говорится в песне? (жнеи – женщины)

21 сентября у крестьян был обряд - встреча осени – рано утром женщины выходили на берег реки. Старшая держала в руках овсяный хлеб, а молодые, стоя вокруг, пели.

К хлебу всегда относились почтительно, с уважением, с детских лет учили бережно относиться к хлебу, ведь он достается огромным трудом

Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

Приметы сентября:

Осенью ревут ветры и лесные олени-ревуны, отсюда и название сентября – ревун.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

В сентябре лист на дереве не держится.

В сентябре днем погоже, да утром негоже.

Если журавли летят не спеша и разговаривают, будет стоять хорошая погода.

В конце сентября начинали заготавливать капусту на зиму.

ОКТЯБРЬ – листопад (грязник, подзимник)

Народные приметы:

Октябрь землю покроет где листком, где снежком.

Октябрь то плачет, то смеется.

В октябре на одном часу и дождь и снег.

Разыгрывание песни «Бояре, а мы к вам пришли…» - ПЕСНЯ-ИГРА

А еще октябрь называли в народе свадебник. Как вы думаете, почему?

Время свадеб, гуляний, т.к. в поле и в огороде все работы закончены, в каждом доме много наготовлено впрок.

Невеста готовит себе приданое, все ею сделано соими руками. Собрались на девишник подружки, расплетали невесте косы и пели песню.

Песня «Ты река ль моя, реченька…» - СВАДЕБНАЯ.

Какой характер у этой свадебной песни? (грустный, темп медленный.)

НОЯБРЬ – грудень (листогной, ворота зимы) ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ

Приметы ноября:

Ноябрь грудень – везде груды замерзшей земли.

Ноябрь – сентябрев внук, октябрев - сын, зиме - родной батюшка.

Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и снег придет.

В ноябре зима с осенью борются.

12 ноября называли Синичкиным праздником, к этому времени прилетают зимние птицы.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается.

В долгие дождливые вечера крестьяне занимались работой по дому: шили, вышивали,

мастерили из дерева домашнюю утварь Детей в семьях всегда было много – мал-мала-меньше. Посреди дома висела колыбель с младенцем, так удобно было ее качать, не отрываясь от работы.

Как называются песни, под которые укачивали детей? (Колыбельные)

Вспомнить начало колыбельной «КАК У МЕСЯЦА» и придумать слова далее.

(девочки исполняют колыбельную и рукодельничают)

ДЕКАБРЬ – студень (стужайло, хмурень) КРУЖЕВА

Приметы:

Декабрь год кончает, зиму начинает.

В декабре зима стелет белые холсты, а мороз наводит через реки мосты.

В декабре после солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибудет денек.

Долгими декабрьскими вечерами крестьяне ходили друг к другу на посиделки, но просто так сидеть без работы не могли. Женщины ткали половники для избы, пряли, плели кружева, а мужчины готовили к весне сети, невода.

«УЖ, ТЫ РЫБКА, ТЫ РЫБКА-ОКУНЕЧЕК» (поют и плетут невод)

ЯНВАРЬ – сечень (Трескун, лютовей. снеговик) ГЖЕЛЬ

Приметы:

Январь – запевка года, зиме вершина.

В январе растет день, растет и холод.

Январь лед на реках в «просинь» красит

Хоть и силен январский мороз, да веселья и смеха ему не одолеть.

Почему январь называют самым веселым месяцем? (Много праздников – рождество,

Святки, ряженые ходили по домам с колядками)

«ОЙ, КАЛЕДА, КАЛЕДА…» с инструментами

ФЕВРАЛЬ – лютый (снежень, вьюговей) ПАЛЕХ

Приметы:

У февраля два друга – метель да вьюга.

Февраль - кривые дороги.

Если февраль холодный – к благоприятному лету.

Февраль на три часа день прибавит.

15 февраля – Сретенье, зима с летом встречаются. Какая погода в этот день, такую жди весну.

Какой праздник приходится обычно на конец февраля? (Масленица)

Назовите игры и забавы этого праздника (катание с гор, игра в снежки, катание на лошадях, лепка снежной бабы.)

Масленичные запевки – «А мы масленицу дожидаем…»

«Раным рано куры запели…»

«Прощай, масленица…»

Н.А.Римский-Корсаков использовал масленичные запевки в опере «Снегурочка» в сцене «Проводы Масленицы»

Композитор говорил: «Все интонации придумывает народ, а мы их только обрабатываем.»

Прослушать сцену «Проводы Масленицы» и найти знакомые темы и интонации.

Закрепление материала.

Подведение итогов урока.

Народная песня – это не напев со словами, а часть жизни человека.

Все народное творчество – устное и прикладное тесно связано с природой, сменой времен года.

Темы русских народных песен композиторы использовали в сложнейших музыкальных формах.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ

в 3«А» КЛАССЕ

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:

ТЕМА УРОКА:

«НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ОПЕРЕ

ТИП УРОКА:

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Г. ЛЮБЕРЦЫ

МОУ ГИМНАЗИЯ № 24

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ

в 3«А» КЛАССЕ

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:

«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО. ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»

ТЕМА УРОКА:

«НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ОПЕРЕ

РИМСКОГО-КОРСАКОВА «СНЕГУРОЧКА»

ТИП УРОКА:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КАФЕДРЕ

РАЗВИВАЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Г. ЛЮБЕРЦЫ

МОУ ГИМНАЗИЯ № 24

Эпиграф:

«Музыку создает народ, мы, художники, ее просто оранжируем…» (М.И.Глинка)

Художественно-педагогическая идея урока:

Народная музыка – неиссякаемый источник для композиторов

Цель урока:

Прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа;

На фольклорной основе формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

Найти различие между народной музыкой и музыкой в народном стиле:

Использовать дифференцированные методы обучения;

Развивать умение учащихся работать в парах, в группах, а также индивидуально с опережающим обучением.

Тип урока:

Дифференцированный урок-исследование.

Средства обучения:

Магнитофон, телевизор, диски, фортепиано

Русские народные инструменты – ложки, трещотки. рубель, свистульки.

Элементы русского народного костюма и атрибуты пастушка

Музыкальный материал:

Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»

Литературный материал:

Отрывки из пьесы А.Островского «Снегурочка»

Фрагменты мультфильма «Снегурочка»

Домашнее задание (опережающее обучение).

1 группа. Содержание мультфильма по сказке «Снегурочка»

2 группа. Содержание русской народной сказки «Снегурочка»

3 группа. Рисунки к сказке «Снегурочка».

Каждая группа делает сообщение по своему заданию и группа получает баллы по согласию всех учащихся.

Изучение нового материала (работа в группах).

Работа с учебниками: текст, иллюстрации, ключевые слова и сообщения в виде ответов на вопросы, которые получают на карточках.

1 группа.

а) Какой русский писатель написал сказку «Снегурочка»?

б) Как вы думаете, что послужило первоисточником при создании пьесы?

в) Как называется опера Римского-Корсакова по одноименной пьесе Островского?

2 группа.

а) Кто такой Лель и что он исполняет в опере Римского-Корсакова «Снегурочка»

б) На каком инструменте играет Лель?

в) Почему его музыкальные номера встречаются в каждом действии оперы?

г) Можно ли назвать песни Леля музыкой в народном стиле?

3 группа.

а) Как называется Третья песня Леля?

б) Какой инструмент подражает пастушьему рожку?

в) Для чего Римский –Корсаков использовал в Третьей песне литавры?

Прослушивание (индивидуальное, групповое обучение).

Звучит Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».

Каждая группа отвечает на вопросы, которые звучали в сообщениях при изучении нового материала, данные другими группами.

1 группа.

а) Как назывался этот музыкальный фрагмент? (Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».

2 группа.

а) Как называется опера, кто композитор и какое литературное произведение послужило основой для написания оперы? (опера композитора Римского-Корсакова «Снегурочка», литературное произведение – пьеса Островского «Снегурочка»)

б) Какой инструмент имитировал звучания пастушьего рожка Леля? (кларнет – деревянный духовой инструмент симфонического оркестра)

3 группа.

а) Почему композитор отдал эту партию женскому голосу? (этот голос более точно передает тембр и высоту молодого пастушка-Леля)

б) Как в Третьей песне Леля использована форма рондо? (эта песня имеет куплет и припев, а припев при постоянном повторении без изменения и есть форма рондо)

Разучивание (индивидуальное, групповое обучение, работа в парах) Разучивание и исполнение Третьей песни Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Класс делится на разные по составу и функциям группы.

1. Дирижер (1 ученик) – слушает аккомпанемент Третьей песне Леля и руководит исполнением солиста и инструментальной группой.

2. Солист (1 ученик) – исполняет мелодию куплета под руководством дирижера.

3. Хор (10 учеников) – исполняет припев.

4. Инструментальная группа (6 учеников) – исполняют аккомпанемент на шумовых инструментах (ложки, треугольник, малый барабан, бубен, колокольчик)

5. Реквизиторы (2 ученика)– подбирают элементы костюма Леля и его атрибуты

6. Члены жюри (оставшиеся ученики) – парами оценивают работу дирижера, солиста, хора, инструментальной группы, реквизиторов.

Просмотр эпизода мультфильма «Снегурочка» 2-ой и 3-ей группами.

1 группа (она заранее смотрела этот эпизод, чтобы выполнить домашнее задание) в парах решает кроссворд по теме урока, где использованы ключевые слова: песня, кларнет, литавры, меццо-сопрано, Лель, Островский, сказка.

Подведение итогов урока.

Учитель оценивает каждого учащегося и его индивидуальную и групповую работу. Лучшие учащиеся проверяют и оценивают письменную работу «Кроссворд».