Единственный и неповторимый: Театр Российской Армии. Театр Армии: история, адрес, репертуар, актеры

Театр Российской армии в Москве – уникальное академическое театральное учреждение, находящееся в ведении Министерства обороны и не имеющее аналогов в мировом «театральном пространстве». Это относится к истории и организации театра, а также к громадным размерам великолепного здания и сценической площадки, которая считается самой огромной в Европе.

История

Рождение самого театра, который именовался Центральным театром Красной армии, восходит к 1929 году, когда был поставлен самый первый спектакль, посвященный военному конфликту в Манчжурии на границе с Китаем.

И только в 1934 г. начали возводить здание, строительство которого завершилось спустя 6 лет – в 1940 г. По итогам проведенного конкурса, было выбран проект, разработанный главным архитектором Москвы Каро Алабяном в сотрудничестве с В.Н. Симбирцевым.

Величественное, трехъярусное, композиционно сложное здание в форме пятиконечной звезды считается монументальным архитектурным шедевром стиля «сталианс» - «сталинского ампира», объединившего элементы классицизма, барокко, наполеоновского ампира и неоготики. В здании Театра десять этажей. Шесть из них занимает Большой зал на 1900 мест и Малый - на 400 зрителей.

Уникальная особенность Театра состоит в масштабности размера сцены и мощности сценических механизмов, проекты которых, включая сложные подъемно-поворотные конструкции двенадцати платформ, разработал инженер Иван Мальцин. Благодаря введению в эксплуатацию столь серьезных конструкторских разработок, площадь сцены способна трансформироваться в любые сложные пространства. Появилась возможность осуществлять замыслы театральных художников по сценографическому оформлению спектаклей с воспроизведением массовых сражений, средневековых интерьеров и горных пейзажей. Уникальная сцена позволила создавать мир реальности с участием автомобилей, танков, воинских подразделений и кавалерии.

Оформлением и фресковой росписью театра занимались самые талантливые живописцы, художники-монументалисты и графики: Александр Дейнека, Лев Бруни, Александр Герасимов, Илья Фейнберг, Владимир Фаворский с сыновьями, Соколов-Скаля. Светильники и предметы интерьера были изготовлены по спецзаказу.

В 1951 г. театральную площадку переименовывают в Центральный театр Советской армии, который в 1975 г. получает звание академического. В 1993 г. знаменитый театр становится Центральным академическим театром Российской армии.

Постановки и коллектив

Дебютный репертуар театра состоял в основном из патриотических пьес блестящих писателей и драматургов, - Константина Симонова, Виктора Астафьева, Юрия Бондарева, Василия Быкова, Виктора Гроссмана, позднее - Булата Окуджавы и Владимира Мотыля.

Наиболее часто (больше 1200 раз) за всю историю театра ставилась пьеса Александра Гладкова «Давным-давно», на основе которой Эльдар Рязанов снял прославленную киноленту «Гусарская баллада».

Постепенно репертуар расширился за счет классических творений мировой драматургии. За время работы театра были поставлены многочисленные спектакли, заслужившие любовь зрителей и престижные награды. На двух сценах проводят музыкальные концерты, 3-D мюзиклы, спектакли – драмы, трагедии и комедии, мюзиклы для детей и взрослых, сольные концерты, творческие вечера, детские празднества.

Среди спектаклей знаменитые пьесы Александра Островского, Чехова, Алексея Толстого, европейская классика – Шекспир, Гольдони, Лопе де Вега, произведения Булгакова, Жана Сармана, Бронислава Нушича, Джеймса Голдмена, комедии Эдуардо Де Филиппо, гротескный реализм Юрия Полякова, драмы Алексея Арбузова.

Театр Армии - это коллектив талантливых и многогранных артистов. В первое время сцена являлась местом прохождения армейской службы лучших выпускников театральных училищ и молодых актеров. Позднее ведущими актерами театра Российской армии были Владимир Зельдин, Нина Сазонова, Федор Ченханков, Лариса Голубкина, Людмила Чурсина, Евгений Стеблов, Людмила Касаткина, Борис Плотников, и другие звезды сцены и кино. Здесь работали Александр Домогаров, Юрий Комиссаров, Ольга Кабо.

Сегодня сцену театра украшают своим творчеством и опытные артисты, и актеры молодого поколения. Талантливые режиссеры стремятся обновлять репертуар, вносить творческие изменения в постановки, радовать зрителя интересными новинками. Именно сюда идут любители и знатоки, чтобы ощутить высочайший профессионализм русской театральной школы, известной во всем мире.

Видео телеканала Москва 24 о Театре Российской армии:

Название : Центральный ордена Трудового Красного Знамени академи́ческий театр Российской армии (ЦАТРА) (ru), Russian Army Theatre / Central Academic Theatre of the Russian Army (en)

Местонахождение : Москва (Русь-Российская Империя-СССР-РФ)

Создание : 1940 г.

Стиль : Сталинское барокко

Архитектор(ы) : К. С. Алабян, и В. Н. Симбирцев

До 1951 года - Центральный театр Красной армии, 1951-1993 - Центральный театр Советской армии


Из книги “Архитектура Страны Советов. ТЕАТРЫ” издательство Академии архитектуры СССР, Москва, 1948 год

Искания нового архитектурного воплощения советского театра с особым подъемом выражены в здании Центрального Театра Красной Армии в Москве, построенном в 1940 году по проекту архитекторов К. С. Алабяна и В. Н. Симбирцева.

Образ театра-монумента, посвященного героическим делам Советской Армии, получил свое выражение в необычном для театра центрическом строении его объема, которое придает зданию особую торжественности.

В основе плана здания и строения его элементов - эмблема Советской Армии - звезда. Многообразные сочетания этой формы образуют органическое единство всей структуры здания, подчиненной замыслу его внутреннего и внешнего архитектурного образа.

В десятиугольном ядре звезды - веерной формы зрительный зал на 2000 мест, окруженный полукольцом залов и фойе, и обширная сцена, в совершенстве оборудованная по проекту инженера И. Е. Мальцина. В треугольных лучах звезды, со стороны зала - парадные лестницы и буфеты над ними, со стороны сцены - артистические и другие сценические помещения.

Над зрительным залом один над другим помещены большой репетиционный и декорационный залы. Вместе с башней сцены они образуют высокий объем ядра здания, увенчанный башенкой со статуей воина, которая еще острее подчеркивает центрическое строение здания. Тело здания окружено колоннадой могучего ордера, растворяющей его объем в просторе грандиозной площади. Широкими террасами лестниц площадь как бы поднимается на мощный гранитный стилобат, входит под портики здания и прочно с ними связывается.

Здание театра органически врастает в простор площади и главенствует над ней. Авторы неразрывно связали театр и ансамбль зданий Советской Армии в общем замысле площади, который еще ожидает своего завершения.

Отдельные недочеты внутреннего строения, преувеличенный объем обслуживающих помещений, несовершенство рисунка ряда деталей, недочеты в акустике слишком высокого зрительного зала - лишь досадные опечатки в этом большом произведении, выделяющемся идейной целеустремленностью и образной выразительностью своей композиции.

Архитектурный конкурс на проект театра Красной Армии в Москве

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

Проект акад. архитекторов К. С. Алабяна и В. И. Симбирцева

Грандиозный по размерам театр Красной Армии в Москве осуществлен по проекту акад. К. С. Алабяна и арх. В. Н. Симбирцева.

Прежде всего обращает на себя внимание форма плана театра в виде пятиконечной звезды - символа Красной Армии. Эта форма проводится авторами последовательно как в разработке общего объема театра, так и в отдельных деталях его, включительно до пятигранного сечения наружных колонн, окружающих театр. Несмотря на некоторую предвзятость общей формы, которая, несомненно, осложняла плановое решение и внутреннюю организацию, авторы сумели вполне справиться с намеченной задачей. Театр обладает прекрасным зрительным залом, удачно размещенными лестницами, правильным соотношением площадей зрительного зала и фойе, остроумно использованными в плане углами, хорошо развитой и гибкой сценой.

Театр Красной Армии построен на площади Коммуны, на участке, имеющем трапецоидальную форму. Здание театра занимает наиболее возвышенное место этого участка.

В первом этаже с проходами в него с трех фасадов - центрального и двух боковых - расположены кассовые вестибюли и обширный гардероб. Из вестибюля две красиво сделанные парадные трехмаршевые лестницы ведут на второй этаж - на уровень партера зала и главного фойе. Отсюда же по двум лестницам, вписанным в пятиугольные площадки, можно подняться на любой уровень зрительного зала, так же, как и по вспомогательным лестницам, расположенным в углах внутреннего десятиугольника.

Зрительный зал широкой, хорошей секторальной формы вмещает 1 900 чел. Места размещены в партере, крутом амфитеатре и на балконе. Очень широкий раздвижной портал (24 м) обеспечивает полную видимость со всех мест. Максимальное удаление зрителей от портала сцены - 32 м. Архитектура зрительного зала хорошо проработана в деталях. Зал украшен живописью на плафоне и портальном обрамлении (худ. Фаворский и Бруни) и производит в натуре свежее, хорошее впечатление. Зрительный зал в плане занимает половину внутреннего десятиугольника; вторая половина его отведена под сцену и вспомогательные при ней помещения.

На уровне партера в передней части десятиугольника главное фойе, светлое и нарядное, но не совсем удобное в том отношении, что оно состоит из трех сравнительно небольших помещений, связанных двумя лестничными площадками. На следующем ярусе фойе амфитеатра, в которое открывается галерея балкона. Здесь же размещены и буфеты. Плафоны фойе и стены украшены живописью (худ. Дейнека, Файнберг, Герасимов и др.).

Сцена очень большая; кроме двух боковых сценических карманов в задней части расположена глубокая арьерсцена. Сцена широко механизирована с применением новейших достижений театральной техники и в этом отношении занимала среди всех театров СССР первое место. Непосредственно над зрительным залом расположен репетиционный зал, а над этим последним - декорационный. Эти залы представляют просторные и удобные для работы помещения.

Внешнее архитектурное оформление этого театра во многом вытекает из своеобразного планового приема. В осуществленном варианте авторам удалось при классических пропорциях достигнуть очень хорошего членения основных масс. Несколько раздробленный верхний объем первоначального проекта авторы заменили при последующей разработке более простои и четкой формой двадцатигранника. В ортогонали - фасад с хорошо найденным силуэтом двух основных массивов с переходной между ними ступенью.

Все здание театра поставлено на высокий четырехметровый стилобат, что подчеркивает значение этого сооружения как памятника.

Однако наличие перед входами в театр высоких наружных лестниц представляет значительное неудобство.

Театр снаружи будет украшен скульптурой соответствующей тематики, а на самом верху увенчан крупной фигурой советского воина.

Проект театра Красной Армии создан после перелома в общем направлении советской архитектуры и является результатом исканий авторами идейного и художественно-архитектурного образа советского театра.

Чтобы показать, как различно в свое время трактовалась эта тема, приведем два проекта театра Красной Армии, представленных на предшествовавший конкурс.

Проект академика архитектуры Л. В. Руднева и архитектора В. О. Мунца

Ясности плана несколько мешают скученность лестниц и разбросанность гардеробов. Красивое подковообразное пятно зрительного зала с местами, расположенными сплошным амфитеатром при одном балконе. Очень широкий трехчастный портал. Глубокий просторный просцениум переходит в две боковые игровые площадки.

К сцене примыкают удобно расположенные карманы, но декорационные помещения тесны. Сцена большая, дополнительно углублена арьерсценой. Удачно расположены артистические уборные с резервами для ожидания выхода артистов на сцену.

По бокам главного фойе, обращенного на основной фасад, размещены два буфета. Зрительный зал интересной ренессансной архитектуры.

При хорошем, хотя и обычном по приему плане, авторы сосредоточили главное внимание на внешней архитектуре здания и в этом отношении по-своему дали выразительное решение, рассматривая театр Красной Армии, как сугубо монументальное сооружение. Основной объем здания образует параллелепипед, окруженный колоннадой, особенно мощной на переднем фасаде, благодаря сильным раскреповкам антаблемента над средними четырьмя колоннами, заканчивающимися конными фигурами. Этот основной объем поставлен на стилобат и завершается цилиндрическим объемом выступающего зрительного зала.

Главный фасад увенчан аттиком, который украшен протяженной динамичной скульптурой оборонной тематики. Архитектура лапидарна, быть может, даже несколько грубовата. но, несомненно, очень эмоциональна.

Проект акамедика И. А. Фомин

Своеобразно и очень выразительно решает внутреннюю архитектуру зрительного зала проект. И. А. Фомина. За секторальным амфитеатром высятся два террасообразных глубоких балкона. Уступчатые в плане стены зала украшены двумя рядами коротких, наклонных к сцене балконов.

Зал широко освещается боковым верхним естественным светом. Плафон решен в виде уступообразных кессонов. Значительно слабее архитектура фасадов, где основным убранством служат два боковых портала с сильно вытянутой колоннадой, перекрытой плоским карнизом.

Неудачен также центр и сильно измельчен низ здания.

    Источники:

  • Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.
  • Латур А. "Москва 1890-2000. Путеводитель по современной архитектуре". - 2-е издание., - М.: Издательство "Искусство-XXI век", 2009г.

Один из крупнейших театров СССР, построенный в 30-е годы - Центральный театр Советской Армии в Москве (1934-1940 гг.). Он расположен в центре важного градостроительного узла столицы - на площади Коммуны. Цельный выразительный по силуэту объем господствует над обширными пространствами площади и подводящих к ней улиц. Звездчатое в плане здание окружено своеобразным периптером, что обогащает объем светотеневыми контрастами и связывает его с окружающим пространством. Объем театра поставлен на мощный подиум, обработанный грубо околотым гранитом, широкая лестница ведет к главному входу.

Перед проектировщиками была поставлена чисто символическая задача: «создать здание-монумент, выражающий мощь Красной Армии». Проект Дворца Советов уже давал пример символического истолкования художественного образа, а в истории мировой архитектуры здание как монумент и символ всегда выражало духовную сущность общества.

Однако существенная разница между Дворцом Советов и театром заключалась в том, что во Дворце и сама функция не имела аналогов в прошлом, тогда как театр с глубинной сценой имел веками отработанную пространственную композицию, как правило, развертывающуюся вдоль продольной оси симметрии (вход, вестибюль, фойе с кулуарами, зрительный зал, сценическая коробка). Переосмыслить эту установившуюся последовательность композиции и создать иную объемно-пространственную форму, которая бы непосредственно воспринималась зрителем как монумент-символ Красной Армии, было, конечно, задачей чрезвычайной трудности.

Авторы проекта К. Алабян и В. Симбирцев пришли к идее плана в виде правильного десятиугольника, который естественно давал переход к фигуре пятиконечной звезды. И в это «прокрустово ложе» готовой символической формы с большой изобретательностью, по-своему логично была втиснута каноническая композиционная схема театра. Зрительный зал получил очертания трапеции с закругленной задней стеной, все места веером расположились в партере и амфитеатре. Сцена имеет просторные боковые карманы, арьерсцену и снабжена подвижным кругом. Сцена была оборудована наиболее совершенными механизмами. Над главным залом расположены по вертикали один над другим еще два зала: репетиционный на 500 мест, теперь используемый как малая сцена, и декорационные мастерские. Вместе с объемом колосников основной сцены эти залы скомпонованы в единый пластический объем, увенчанный башенкой-постаментом для фигуры советского воина со знаменем (проект такой скульптуры изготовил тогда же скульптор И. Шадр).

Решение столь необычной задачи повлекло за собой и большие потери: преувеличение числа и размеров лестниц, завышенные площади холлов и фойе, наличие ряда не предусмотренных программой помещений, значительное ухудшение акустики, конструктивные усложнения и т. д. - все это почти в 2 раза увеличило кубатуру здания.

Ссылки Координаты : 55°46′58″ с. ш. 37°36′49″ в. д.  /  55.7827917° с. ш. 37.6137722° в. д.  / 55.7827917; 37.6137722 (G) (Я)

Центральный ордена Трудового Красного Знамени академический театр Российской армии - московский академический (с 1975) драматический театр . Располагается по адресу: Суворовская площадь , дом 2.

С момента своего создания в 1930 году являлся ведомственным театром Вооружённых сил. На его сцене «проходили службу» многие военнообязанные актёры, призванные проходить срочную службу в рядах вооруженных сил.

До 1951 года именовался Центральный театр Красной армии , с 1951 по 1993 - Центральный театр Советской армии . До 1958 года театр возглавлял Алексей Дмитриевич Попов , на смену которому в 1963 году пришёл его сын Андрей Алексеевич Попов .

Здание

Театр занимает один из ярчайших примеров сталинского ампира - не имеющее себе аналогов, грандиозное по масштабам здание в форме пятиконечной звезды, построенное в 1934-1940 годах на Суворовской площади по проекту К. С. Алабяна и В. Н. Симбирцева (при участии Б. Г. Бархина) . Это первое театральное здание, спроектированное и возведенное в Москве после революции . Здание занимает десять этажей на поверхности (из них шесть - Большая сцена, два этажа - Малая сцена) и столько же подземных этажей. Большой зал рассчитан на 1520 зрительских мест, малый зал - на 400 мест . Театр располагает самой большой в Европе сценической площадкой, на которой воспроизводились сражения с участием танков и кавалерии.

В Театре Российской армии также проходят музыкальные концерты. До открытия неподалёку от театра центра «Планета КВН» в театре проходили и проходят игры Высшей лиги КВН .

Кроме того, с 2014 года в Театре показывается 3D-мюзикл «Пола Негри ». Спектакль идет несколькими циклами по 10-12 дней.

Труппа

С театром Советской армии связана вся творческая жизнь таких крупных актёров, как Людмила Касаткина , Владимир Зельдин , Людмила Чурсина , Лариса Голубкина и Нина Сазонова . С 1938 года в театре работал песенник Яков Халецкий . С 1972 года главным дирижёром театра работал Николай Минх .

  • Н. Белобородова (1954-1995)
  • Г. М. Васильев (1941-1949)
  • П. Вишняков ( -)
  • В. Воилкова (с по конец 1980-х)
  • А. Глазкова
  • Л. Голубкина (с 1964 года)
  • А. Горячев
  • А. Данилюк (1979-2013)
  • И. Дёмина ( -)
  • П. В. Должанов (1951-1962)
  • А. Домогаров ( -)
  • А. Захаров
  • В. Зельдин ( -)
  • О. Кабо ( -)
  • Л. Касаткина ( -)
  • А. Катин
  • А. Киреева
  • Г. Крынкин ( -)
  • А. Леонтьев
  • Д. Мирон ( -)
  • А. Михайлушкин
  • А. Морозов
  • Н. Пастухов (1958-2014)
  • Б. Плотников ( -)
  • Н. Подгорная ( -)
  • А. Пойдышев
  • А. Покровская (с 1962 года)
  • А. Разин
  • В. Сошальский ( -)
  • Е. Стеблов ( -)
  • Л. Татарова (с 1993 г.)
  • Т. Фёдорова (с по конец 1980-х)
  • Л. Фетисова (до апреля )
  • Ф. Чеханков ( -)
  • Л. Чурсина (с 1984 года)
  • В. Абрамов
  • Н. Абрашин
  • Е. Анисимова
  • В. Асланова
  • В. Гаврилов
  • О. Дзисько
  • К. Днепровский
  • В. Дубров
  • М. Еремеев
  • Т. Еремеев
  • И. Киреева
  • М. Киреева
  • К. Кириличев
  • С. Колесников
  • Ю. Комиссаров
  • К. Корнеев
  • Л. Кукулян
  • Н. Курсевич
  • Д. Кутузов
  • Н. Лазарев (с 1991 г.)
  • И. Марченко
  • Т. Михина
  • Т. Морозова
  • О. Никитина
  • В. Пожарский
  • Р. Савельева
  • С. Садковская
  • Ю. Сазонов
  • Е. Сванидзе
  • С. Смирнов
  • И. Солдатова
  • В. Стремовский
  • К. Таран
  • С. Федюшкин
  • К. Хаирова
  • А. Чутко
  • М. Шмаевич

Спектакли


  • «Дама с камелиями » А. Дюма-сын , постановка А. В. Бурдонского
  • «Деревья умирают стоя » А. Касона , постановка А. В. Бурдонского
  • «Изобретательная влюбленная » Лопе де Вега , постановка А. Н. Бадулина
  • «Много шума из ничего » Шекспира , постановка Б. А. Морозова
  • «На бойком месте » по пьесе А. Н. Островского . Музыка Г. И. Гладкова , стихи Д.Сухарева, постановка Л. Хейфеца
  • «На дне » М. Горького , постановка Б. А. Морозова
  • «Севастопольский марш» по мотивам произведений Л. Н. Толстого . Музыка А. Петрова, постановка Б. А. Морозова
  • «Сердце не камень » А. Н. Островского, постановка Б. А. Морозова
  • «Скупой» Мольера , постановка Б. А. Морозова

Малый зал

  • Арфа приветствия М. Богомольный

реж. А. Бурдонский

  • «Ваша сестра и пленница…»

Версия истории Марии Стюарт и Елизаветы Английской в 2-х действиях Л. Разумовская реж. А. Бурдонский

В ролях: А. Покровская, А. Захаров, Л. Кукулян, Н. Лазарев, М. Шмаевич и др.

  • Вишневый садик А. Слаповский

реж. И. Гилязев

  • Дуэт для солистки Т. Кемпински

реж. А. Бурдонский

  • Загнанная лошадь Ф. Саган

реж. Н. Пинигин

  • Любовь Дона Перлимплина Г. Лорка

реж. С. Усман-аль-Баж (Сирия)

  • Любовь - книга золотая А. Н. Толстой

реж. А. Бадулин

  • Поздняя любовь А. Н. Островский

реж. А. Халилуллин

  • Приглашение в замок Ж. Ануй

реж. А. Бурдонский

  • Старый холостяк, или Распутники У. Конгрив

реж. В. Стремовский

  • Странная миссис Сэвидж Дж. Патрик

реж. С. Колосов

  • Шарады Бродвея М. Орр, Р. Дэнем

реж. А. Бурдонский

Спектакли для детей

  • Доктор Айболит, или Путешествие в Страну обезьян

Зоологическая оратория А.Бадулина по произведениям К. Чуковского и В. Коростылева реж. А. Бадулин

  • Приключения Чиполлино Д. Родари

Овощное кабаре в 2-х действиях реж. А. Бадулин

Мюзикл для детей и взрослых в 2-х действиях по сказкам Л. Баума реж. А. Бадулин

  • Похищение принцессы фей

Мюзикл для детей и взрослых в 2-х действиях по мотивам современных сказок реж. А. Бадулин

Напишите отзыв о статье "Центральный академический театр Российской армии"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Центральный академический театр Российской армии

На Пьера опять нашла та тоска, которой он так боялся. Он три дня после произнесения своей речи в ложе лежал дома на диване, никого не принимая и никуда не выезжая.
В это время он получил письмо от жены, которая умоляла его о свидании, писала о своей грусти по нем и о желании посвятить ему всю свою жизнь.
В конце письма она извещала его, что на днях приедет в Петербург из за границы.
Вслед за письмом в уединение Пьера ворвался один из менее других уважаемых им братьев масонов и, наведя разговор на супружеские отношения Пьера, в виде братского совета, высказал ему мысль о том, что строгость его к жене несправедлива, и что Пьер отступает от первых правил масона, не прощая кающуюся.
В это же самое время теща его, жена князя Василья, присылала за ним, умоляя его хоть на несколько минут посетить ее для переговоров о весьма важном деле. Пьер видел, что был заговор против него, что его хотели соединить с женою, и это было даже не неприятно ему в том состоянии, в котором он находился. Ему было всё равно: Пьер ничто в жизни не считал делом большой важности, и под влиянием тоски, которая теперь овладела им, он не дорожил ни своею свободою, ни своим упорством в наказании жены.
«Никто не прав, никто не виноват, стало быть и она не виновата», думал он. – Ежели Пьер не изъявил тотчас же согласия на соединение с женою, то только потому, что в состоянии тоски, в котором он находился, он не был в силах ничего предпринять. Ежели бы жена приехала к нему, он бы теперь не прогнал ее. Разве не всё равно было в сравнении с тем, что занимало Пьера, жить или не жить с женою?
Не отвечая ничего ни жене, ни теще, Пьер раз поздним вечером собрался в дорогу и уехал в Москву, чтобы повидаться с Иосифом Алексеевичем. Вот что писал Пьер в дневнике своем.
«Москва, 17 го ноября.
Сейчас только приехал от благодетеля, и спешу записать всё, что я испытал при этом. Иосиф Алексеевич живет бедно и страдает третий год мучительною болезнью пузыря. Никто никогда не слыхал от него стона, или слова ропота. С утра и до поздней ночи, за исключением часов, в которые он кушает самую простую пищу, он работает над наукой. Он принял меня милостиво и посадил на кровати, на которой он лежал; я сделал ему знак рыцарей Востока и Иерусалима, он ответил мне тем же, и с кроткой улыбкой спросил меня о том, что я узнал и приобрел в прусских и шотландских ложах. Я рассказал ему всё, как умел, передав те основания, которые я предлагал в нашей петербургской ложе и сообщил о дурном приеме, сделанном мне, и о разрыве, происшедшем между мною и братьями. Иосиф Алексеевич, изрядно помолчав и подумав, на всё это изложил мне свой взгляд, который мгновенно осветил мне всё прошедшее и весь будущий путь, предлежащий мне. Он удивил меня, спросив о том, помню ли я, в чем состоит троякая цель ордена: 1) в хранении и познании таинства; 2) в очищении и исправлении себя для воспринятия оного и 3) в исправлении рода человеческого чрез стремление к таковому очищению. Какая есть главнейшая и первая цель из этих трех? Конечно собственное исправление и очищение. Только к этой цели мы можем всегда стремиться независимо от всех обстоятельств. Но вместе с тем эта то цель и требует от нас наиболее трудов, и потому, заблуждаясь гордостью, мы, упуская эту цель, беремся либо за таинство, которое недостойны воспринять по нечистоте своей, либо беремся за исправление рода человеческого, когда сами из себя являем пример мерзости и разврата. Иллюминатство не есть чистое учение именно потому, что оно увлеклось общественной деятельностью и преисполнено гордости. На этом основании Иосиф Алексеевич осудил мою речь и всю мою деятельность. Я согласился с ним в глубине души своей. По случаю разговора нашего о моих семейных делах, он сказал мне: – Главная обязанность истинного масона, как я сказал вам, состоит в совершенствовании самого себя. Но часто мы думаем, что, удалив от себя все трудности нашей жизни, мы скорее достигнем этой цели; напротив, государь мой, сказал он мне, только в среде светских волнений можем мы достигнуть трех главных целей: 1) самопознания, ибо человек может познавать себя только через сравнение, 2) совершенствования, только борьбой достигается оно, и 3) достигнуть главной добродетели – любви к смерти. Только превратности жизни могут показать нам тщету ее и могут содействовать – нашей врожденной любви к смерти или возрождению к новой жизни. Слова эти тем более замечательны, что Иосиф Алексеевич, несмотря на свои тяжкие физические страдания, никогда не тяготится жизнию, а любит смерть, к которой он, несмотря на всю чистоту и высоту своего внутреннего человека, не чувствует еще себя достаточно готовым. Потом благодетель объяснил мне вполне значение великого квадрата мироздания и указал на то, что тройственное и седьмое число суть основание всего. Он советовал мне не отстраняться от общения с петербургскими братьями и, занимая в ложе только должности 2 го градуса, стараться, отвлекая братьев от увлечений гордости, обращать их на истинный путь самопознания и совершенствования. Кроме того для себя лично советовал мне первее всего следить за самим собою, и с этою целью дал мне тетрадь, ту самую, в которой я пишу и буду вписывать впредь все свои поступки».
«Петербург, 23 го ноября.
«Я опять живу с женой. Теща моя в слезах приехала ко мне и сказала, что Элен здесь и что она умоляет меня выслушать ее, что она невинна, что она несчастна моим оставлением, и многое другое. Я знал, что ежели я только допущу себя увидать ее, то не в силах буду более отказать ей в ее желании. В сомнении своем я не знал, к чьей помощи и совету прибегнуть. Ежели бы благодетель был здесь, он бы сказал мне. Я удалился к себе, перечел письма Иосифа Алексеевича, вспомнил свои беседы с ним, и из всего вывел то, что я не должен отказывать просящему и должен подать руку помощи всякому, тем более человеку столь связанному со мною, и должен нести крест свой. Но ежели я для добродетели простил ее, то пускай и будет мое соединение с нею иметь одну духовную цель. Так я решил и так написал Иосифу Алексеевичу. Я сказал жене, что прошу ее забыть всё старое, прошу простить мне то, в чем я мог быть виноват перед нею, а что мне прощать ей нечего. Мне радостно было сказать ей это. Пусть она не знает, как тяжело мне было вновь увидать ее. Устроился в большом доме в верхних покоях и испытываю счастливое чувство обновления».

Как и всегда, и тогда высшее общество, соединяясь вместе при дворе и на больших балах, подразделялось на несколько кружков, имеющих каждый свой оттенок. В числе их самый обширный был кружок французский, Наполеоновского союза – графа Румянцева и Caulaincourt"a. В этом кружке одно из самых видных мест заняла Элен, как только она с мужем поселилась в Петербурге. У нее бывали господа французского посольства и большое количество людей, известных своим умом и любезностью, принадлежавших к этому направлению.
Элен была в Эрфурте во время знаменитого свидания императоров, и оттуда привезла эти связи со всеми Наполеоновскими достопримечательностями Европы. В Эрфурте она имела блестящий успех. Сам Наполеон, заметив ее в театре, сказал про нее: «C"est un superbe animal». [Это прекрасное животное.] Успех ее в качестве красивой и элегантной женщины не удивлял Пьера, потому что с годами она сделалась еще красивее, чем прежде. Но удивляло его то, что за эти два года жена его успела приобрести себе репутацию
«d"une femme charmante, aussi spirituelle, que belle». [прелестной женщины, столь же умной, сколько красивой.] Известный рrince de Ligne [князь де Линь] писал ей письма на восьми страницах. Билибин приберегал свои mots [словечки], чтобы в первый раз сказать их при графине Безуховой. Быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума; молодые люди прочитывали книги перед вечером Элен, чтобы было о чем говорить в ее салоне, и секретари посольства, и даже посланники, поверяли ей дипломатические тайны, так что Элен была сила в некотором роде. Пьер, который знал, что она была очень глупа, с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, где говорилось о политике, поэзии и философии. На этих вечерах он испытывал чувство подобное тому, которое должен испытывать фокусник, ожидая всякий раз, что вот вот обман его откроется. Но оттого ли, что для ведения такого салона именно нужна была глупость, или потому что сами обманываемые находили удовольствие в этом обмане, обман не открывался, и репутация d"une femme charmante et spirituelle так непоколебимо утвердилась за Еленой Васильевной Безуховой, что она могла говорить самые большие пошлости и глупости, и всё таки все восхищались каждым ее словом и отыскивали в нем глубокий смысл, которого она сама и не подозревала.
Пьер был именно тем самым мужем, который нужен был для этой блестящей, светской женщины. Он был тот рассеянный чудак, муж grand seigneur [большой барин], никому не мешающий и не только не портящий общего впечатления высокого тона гостиной, но, своей противоположностью изяществу и такту жены, служащий выгодным для нее фоном. Пьер, за эти два года, вследствие своего постоянного сосредоточенного занятия невещественными интересами и искреннего презрения ко всему остальному, усвоил себе в неинтересовавшем его обществе жены тот тон равнодушия, небрежности и благосклонности ко всем, который не приобретается искусственно и который потому то и внушает невольное уважение. Он входил в гостиную своей жены как в театр, со всеми был знаком, всем был одинаково рад и ко всем был одинаково равнодушен. Иногда он вступал в разговор, интересовавший его, и тогда, без соображений о том, были ли тут или нет les messieurs de l"ambassade [служащие при посольстве], шамкая говорил свои мнения, которые иногда были совершенно не в тоне настоящей минуты. Но мнение о чудаке муже de la femme la plus distinguee de Petersbourg [самой замечательной женщины в Петербурге] уже так установилось, что никто не принимал au serux [всерьез] его выходок.
В числе многих молодых людей, ежедневно бывавших в доме Элен, Борис Друбецкой, уже весьма успевший в службе, был после возвращения Элен из Эрфурта, самым близким человеком в доме Безуховых. Элен называла его mon page [мой паж] и обращалась с ним как с ребенком. Улыбка ее в отношении его была та же, как и ко всем, но иногда Пьеру неприятно было видеть эту улыбку. Борис обращался с Пьером с особенной, достойной и грустной почтительностию. Этот оттенок почтительности тоже беспокоил Пьера. Пьер так больно страдал три года тому назад от оскорбления, нанесенного ему женой, что теперь он спасал себя от возможности подобного оскорбления во первых тем, что он не был мужем своей жены, во вторых тем, что он не позволял себе подозревать.
– Нет, теперь сделавшись bas bleu [синим чулком], она навсегда отказалась от прежних увлечений, – говорил он сам себе. – Не было примера, чтобы bas bleu имели сердечные увлечения, – повторял он сам себе неизвестно откуда извлеченное правило, которому несомненно верил. Но, странное дело, присутствие Бориса в гостиной жены (а он был почти постоянно), физически действовало на Пьера: оно связывало все его члены, уничтожало бессознательность и свободу его движений.

В истории мировой сценической культуры Центральный академический театр Российской Армии занимает уникальное место. Созданный в 1930 году, театр стал ярким образцом отечественного искусства сцены, а также инициатором проектов международного масштаба.
Более 70 лет его существования - это десятилетия работы на сценической площадке выдающихся личностей, истинных подвижников театрального дела. В труппе театра блистали такие звёздные имена, как Фаина Раневская и Любовь Добржанская, Виктор Пестовский и Марк Перцовский, Михаил Майоров и Николай Коновалов, Людмила Фетисова и Нина Сазонова, а также народные артисты СССР Людмила Касаткина, Людмила Чурсина, Владимир Зельдин, народные артисты России Ольга Богданова, Лариса Голубкина, Александр Дик, Юрий Комиссаров, Геннадий Крынкин, Александр Михайлушкин, Николай Пастухов, Александр Петров, Алина Покровская, Владимир Сошальский, Фёдор Чеханков.
В 1930-е годы Театр Красной Армии (так он назывался в тот период) возглавлял Владимир Месхетели. Именно ему удалось привлечь к художественному руководству театром Юрия Александровича Завадского, одного из лучших постановщиков того времени. С тех пор Театр Красной (с 1951 года - Советской, с 1993-го - Российской) Армии неизменно удивляет всех поклонников театрального искусства высоким художественным уровнем своих сценических постановок. С 1935 по 1958 год художественным руководителем театра был Алексей Дмитриевич Попов - выдающийся русский режиссёр, теоретик театра и педагог. А в 1963 году руководство театра взял в свои руки режиссёр и педагог, народный артист СССР Андрей Алексеевич Попов.
С конца 80-х годов главным режиссёром театра является народный артист России Борис Афанасьевич Морозов. Ученик А.А. Попова, Борис Афанасьевич за многие годы своей творческой жизни в театре создал много замечательных по своей художественной силе спектаклей, в которых русская и зарубежная классика органично переплетается с современной драматургией.