Смоленское отделение срп. Устами молодых поэтов

30 мар 2015, 15:18
Смоленщина литературная

На Смоленской земле произошло становление многих выдающихся людей, добившихся успеха в разных сферах. Для смолян не секрет, что в Гжатске родился Юрий Гагарин, навсегда вошедший в историю мировой космонавтики, что Михаил Глинка, повлиявший на формирование классической музыки жил и творил в своем имении в Новоспасском, что Мария Тенишева, которую современники называли «Гордостью России», жила в Талашкино.


Сегодня мы предлагаем вам вспомнить целую плеяду знаменитых писателей и поэтов, родившихся на Смоленщине. Вместе с магазином «Кругозор» мы подготовили подборку книг, которые не только помогут ознакомиться с творчеством смоленских авторов, но и займут почетное место на ваших книжных полках.

Александр Беляев

Не всем известно, что Александр Беляев родился именно в Смоленске, в семье священника. Окончив духовную семинарию, он решил, что не пойдет по стопам отца. Образование он продолжил в Демидовском лицее в Ярославле. Беляев отучился на юриста, кем вскоре и стал работать. Несмотря на то, что карьера юриста складывалась очень удачно, Александр Романович оставил все и посвятил себя писательству. В 1920-е годы им были написаны такие известные романы как «Остров погибших кораблей» и «Человек-амфибия». В 1928 году он снова переехал, на этот раз в Ленинград, и уже полностью окунулся в литературную деятельность. Заинтересовавшись проблемами функционирования психики, он пишет романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо».

Ничего не скажет об авторе лучше, чем его самые знаменитые произведение. Именно поэтому мы советуем вам обратить внимание на книгу «Голова профессора Доуэля». В данный сборник включено самое раннее из крупных научно-фантастических произведений Беляева - «Голова профессора Доуэля» — и самое позднее - «Ариэль». В основе обоих произведений лежит вера писателя в безграничные возможности человека, не вменявшая ему на протяжении всего творческого пути.

Замечательным дополнением к предыдущей книге станет сборник «Приключения на море». Книгу классика отечественной научной фантастики составили популярнейшие его романы «Остров погибших кораблей» и «Человек - амфибия», их дополняет роман «Подводные земледельцы», который не переиздавался многие годы и потому представляет несомненный интерес для любителей творчества писателя. Все три произведения объединены темой моря и захватывающими фантастическими приключениями героев.

Михаил Исаковский

Михаил Васильевич родился в деревне Глотовка Смоленской губернии, в бедной крестьянской семье. Местный священник научил его читать и писать. Позже он проучится 2 года в гимназии. С 21 года Исаковский начал печататься в смоленских газетах, а позже переехал в Москву.

Первое стихотворение «Просьба солдата» Исаковский опубликовал ещё в 1914 году. С тех пор он издал огромное количество стихотворных сборников. Поэт продолжал линию крестьянских поэтов, таких как Клюев и Есенин. Исаковский был не деревенским и не городским поэтом, в его лирике впервые проявилась тема неразрывной связи города с деревней. В годы Великой Отечественной войны Исаковский пишет много патриотических произведений, в его стихах отражен героизм советских людей на фронте и в тылу.

В книгу «Слово о России» вошли избранные стихотворения русского поэта. Многие из них ярко и глубоко выразили характерные приметы нашего времени. На стихи Исаковского написан целый ряд полюбившихся народу песен: «Катюша», «Летят перелетные птицы», «Огонек», «Враги сожгли родную хату», «Снова замерло все до рассвета» и многие другие

На склоне лет Михаил Васильевич написал книгу «На Ельнинской земле: Автобиографические страницы» . Книга охватывает период с детских лет поэта до 1920-х годов. Рассказывая о своей работе над книгой, Исаковский отмечает: «...если даже я писал главным образом для самого себя, то все же никак не мог не писать о том времени, к которому относятся мои записки, не мог проходить мимо тех людей, которых я знал, не мог игнорировать всего того, что тогда происходило вокруг меня. Словом, выходило так, что пишу я не только свою сугубо личную автобиографию, но в известной степени и биографию времени, биографию многих других людей, из среды которых я вышел и сам».

Николай Рыленков

Николай Иванович родился в деревне Алексеевка Смоленской области, в крестьянской семье. В 1933 году он окончил факультет литературы в Смоленском университете, где подружился с Александром Твардовским, в этом же году выходит его первая книга «Мои герои». Перед самой войной он выпускает книгу «Берёзовый перелесок». А в 1943 году печатается сборник стихов поэта «Синее вино».

В 1950-1960-х годах поэт всё больше и больше размышляет о своей Родине и её непростой истории, о смысле жизни и излагает эти размышления в своих стихотворениях. Кроме стихов он также писал очерки, песни, исторические повести. Значительным вкладом в литературу стали его книги по истории поэзии - «Традиции и новаторство», где русская поэзия развернуто предстает от Ломоносова до Бокова, «Душа поэзии», в которую включены статьи о Пушкине, Крылове, Сурикове, Шевченко, Блоке и многие другие. Также занимался Рыленков переводами произведений белорусских поэтов, часть переводов собрана в книге «Журавлиные трубы». Николай Иванович был награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями.

Книга поэта «Душа поэзии» полна ярких мыслей, острых наблюдений, она ценна особым, присущим только автору видением мира поэзии. Ломоносов, Рылеев, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Шевченко, Суриков, Блок, Есенин, Исаковский, Смеляков, Сельвинский, Маршак - вот неполный перечень имен художников, о творчестве которых размышляет Рыленков.

В исторической повести «На Старой Смоленской дороге» известный советский поэт рассказывает о героизме и мужестве русских солдат и офицеров, смоленских крестьян и крестьянок, боровшихся с наполеоновскими захватчиками. Писатель собрал богатый фактический материал, использовал легенды и предания времен первой Отечественной войны, бытующие на Смоленщине, и создал правдивое поэтическое сказание о верности русского народа родной земле, о его извечном стремлении к свободе и счастью.

Александр Твардовский

Твардовский создал ряд произведений, принесших ему подлинную славу и народную любовь. Александр Трифонович родился в Смоленской области, на хуторе Загорье. Его отец был сельским кузнецом, человеком грамотным и весьма начитанным. В 15 лет, во время учебы в сельской школе, вышли в свет его первые стихи. В начале 1930-х годов он пишет стихотворения «Снег стает, отойдет земля», «Братья», «Лес осенью», а также поэму «Страна Муравия».

После школы Александр учится в Смоленском педагогическом институте. На этом его образование не заканчивается - в 1939 году он поступает в Институт философии, литературы и истории в Москве. Твардовский пишет о тяготах деревенской жизни после революции, проблемах коллективизации, занимается переводами белорусских, армянских, украинских поэтов.

Подлинную славу Александру Твардовскому приносят произведения, созданные в годы Великой Отечественной войны, прежде всего поэма «Василий Теркин», ее герой обретает поистине народную любовь. Ужасы войны, ее жестокость и бессмысленность описаны в поэме «Дом у дороги», в стихотворениях «Две строчки», «Я убит подо Ржевом». С 1950 года Твардовский является редактором журнала «Новый мир» и занимает этот пост почти до самой своей смерти.

Поэма «Василий Теркин» стала одной из вершин творчества поэта, в которой во всей полноте ожила народная душа. В книгу также включены поэмы «Страна Муравия» , «Дом у дороги», «За далью – даль», «Теркин на том свете», «По праву памяти», в которой описана трагическая судьба отца Твардовского - раскулаченного и сосланного крестьянина-кузнеца; пейзажная лирика, военные стихотворения и стихотворения последних лет, рассказы и очерки.

В книгу «Стихотворения. Поэмы» включены произведения «Василий Теркин», «За далью - даль», «Теркин на том свете», «По нраву памяти» Твардовского. В приложениях к книге помещены отрывки из литературно-критических статей о творчестве поэта.

Еще больше книг, написанных великими земляками, вы найдете в крупнейшем книжном магазине города «Кругозор».


Борис Смоленский всегда мечтал о море и в детстве видел себя капитаном дальнего плавания. Именно поэтому поступил на факультет судоводительства. Стихи начал писать во время учебы.

Его работы неохотно принимали к публикации, и Смоленский занялся переводами. и увидели в Советском Союзе издательский свет благодаря его работе. Только после прекрасных переводов любовной поэзии редакции начали рассматривать Смоленского, как серьезного поэта. Первые стихи опубликованы перед войной.

Борис Моисеевич дважды призывался в армию, но вскоре возвращался домой. Графа «Неблагонадежный» из-за репрессивного отца испортила его биографию. После окончания университета был снова призван на армейскую службу на Белое море. Войну встретил в Медвежьегорске в составе стрелковой бригады оперативной группы. Там же он и погиб во время военной операции, ему было 20 лет. Знакомые вспоминали, что он был смелым человеком, не имел привычки прятаться за чужие спины.

Были утеряны его фронтовые стихи, поэма о Гарсии Лорке. Немногочисленные произведения постоянно издавались, последний сборник выпущен с содействием друзей и хороших знакомых.

22 октября в литературной гостиной Смоленской областной библиотеки имени А.Т. Твардовского прошёл поэтический вечер, собравший тесный круг молодой талантливой аудитории, неравнодушной к проблемам сегодняшнего дня. «Первому Смоленскому» удалось узнать, на кого в своём творчестве ориентируются молодые авторы, какой видят они современную литературу и какого желают ей будущего.

– Редакторы ведущих смоленских издательств считают, что современная поэзия не может быть востребована широким читателем, что спрос всегда есть только на классику. Мы не будем сегодня диспутировать: есть поэзия, в каком она состоянии? Безусловно, она есть, и доказательством этому станут выступления наших поэтов.

Этими словами был открыт молодёжно-поэтический вечер под названием «Ваш выход!». На час с небольшим маленькая литературная гостиная стала площадкой, на которой со своими воззваниями, жизненными наблюдениями, размышлениями выступило сразу несколько поэтических школ и объединений. Среди них – старейшее литературное объединение Смоленска «Персона», руководители которого представили на зрительский суд своих учеников, таких разных и уже прошедших в поэзии немалый путь.

Антон Азаренков (Спасибо, что остался…)

Антон родился в 1992-ом году в Рославле. По его словам, сочинение стихов для него началось как подражание старшей сестре и текстам любимых кассетных рок-групп. Любовь к литературе, жившая в нём с детства, определила дальнейший путь Антона. Он поступил на филфак Смоленского госуниверситета, и это решение поистине стало судьбоносным, так как именно филфак свёл Антона с «Персоной», участником которой он является уже на протяжении пяти лет.

– Для меня поэзия – это высшая форма существования языка. Если человек пишет – он должен писать, это лучший способ выражения чего-либо. Поэзия никогда не заканчивается. Но существует она сейчас, на мой взгляд, только в толстых литературных журналах. Есть такое слово – инфляция: когда денег становится много, они обесцениваются. То же самое и в поэзии: стихов много, но мало хороших. Поэтому для современного читателя важно обращаться к литературным журналам, чтобы иметь представление именно о качественной поэзии, выходящей сегодня.

Строчка от Антона:

…Мы всё перетерпели, – шепну через года,

Но, сколько б ни болели, мы здесь не навсегда.

Четыре точки на стекле – до, ре, ми, фа…

На фоне сна – зудёж кровоподтёка.

Запомнил всё, проникся, наглотался…

Спасибо, что остался.

Дмитрий Терновой-Комаров (Где становится бессмысленным понятие «высоко»…)

Дима родился в Смоленске и образование получил самое что ни на есть разностороннее: «Согласно первому (средне-специальному) я менеджер; второе (высшее) позволяет работать мне учителем истории. На подходе третье, опять средне-специальное, и самое любимое - музыкальное».

Писать стихи Дима начал ещё в детстве, участвовал в разных конкурсах, публиковался в журналах, но своих литературных побед никогда не считал, всецело отдаваясь процессу внутреннего творчества.

– Современных российских писателей я воспринимаю как товарищей. Наша литература, на мой взгляд, сейчас живёт очень активной жизнью, она проникает в музыку, в фильмы, в сериалы, да и писать сегодня может кто угодно – хоть на телефоне. Литература сегодня – один из ведущих видов искусства в нашей стране, где порой не разбираются в живописи, в скульптуре, но Достоевского и Чехова, к примеру, знают все.

Строчки от Димы:

Величайшая несправедливость –

Разделить поэтов на языки…

Сегодня мы с тобой сироты

Без родителей, закона и бога.

За каждой ступенью

Нас ожидает тьма

Приключений,

Пройдя все уровни грехопаденья,

Смерти и воскресенья,

Мы почти доберемся до лета.

Ты покажешь мне место, где расходится шов вселенной,

где высокоэтажки отстают от неба,

где начинаются звезды

и становится бессмысленным понятие «высоко».

Денис Шполянский (от Таланта до Тантала)

Денис окончил исторический факультет Смоленского государственного университета и сейчас учится в аспирантуре, одновременно работая учителем истории и обществознания. Стихи Дениса публиковались во многих смоленских альманахах, а сам он носит звание Дипломанта II фестиваля авторской песни, поэзии и прозы малых форм имени Н.И. Рыленкова «Рубикон». Поэтический стиль Дениса очень ярок и узнаваем, а темы для своих стихов он черпает из истории.

– Как историк, я знаю, что поэзия всё время развивается, хоть и сложно определить, в какой фазе она находится сейчас. Современные поэты слишком редко появляются на публике, в основном собираются где-то в кулуарах, в библиотеках, как сегодня, или, может, в каких-то ЖЖ, на сайтах, форумах, то есть живут достаточно замкнуто. На экраны же сегодня выходит в основном такая низкокачественная, пошлая продукция, что, если бы человек из прошлого или будущего оказался перед нашими экранами, он бы вообще не понял, был ли в этой стране Пушкин или Серебряный век…

Строки от Дениса:

Дрожит, как и должно, лавровый лист,

Скудеют ветви оливы.

Что море? Море волнуется,

Хоть в принципе безразлично.

И ты безразличен, за веком век

Ты знаешь, тебя учили:

Восходят новые месяцы

И новые властелины

Погод и судеб человеческих,

Поверхностей и поверий,

О долгом и тёплом Августе

Тебе ли грустить, Тиберий?

Андрей Федоскин (В центре – мы…)

Андрей присоединился к «Персоне» совсем недавно, ещё будучи в одиннадцатом классе школы. На свой первый урок в студии он принёс собственные тексты для рок-песен, желая их совершенствовать. Руководители студии говорят об Андрее, что он может переписывать один текст бесчисленное количество раз до тех пор, пока результат не покажется ему хорошим. В настоящее время он активно изучает классическое стихосложение и параллельно играет в рок-группе «Пирактодель».

– Мне кажется, что сегодня литература продолжает развиваться. Современная поэзия представлена очень большим количеством авторов, у некоторых из которых есть своя «фишечка». Вполне возможно, что в будущем из этого выльется какое-нибудь новое литературное течение.

Строки от Андрея:

…Наружу! В бой!

К вершине! Трибуны рвет толпой,

В центре – мы. До нас

Никто не взлетел.

На этом поэтическом вечере, помимо молодых авторов, выступало немало поэтов с именем, в том числе руководитель городской студии поэзии «Смоленская юность» Вячеслав Иванов и почётная гостья вечера – латвийская поэтесса и главный редактор самого старого литературного журнала Латвии «Ars» Елена Ермолаева. Все гости и участники вечера единогласно признали: молодая современная поэзия важна для нашего времени, так как она тоже формирует своеобразную картину мира и человека в этом мире.

– Нашей задачей было показать подрастающему поколению, что есть не только Пушкин и Лермонтов, но и множество современных авторов, творчество которых по-своему замечательно.

Несколько характерных моментов

Д. Горшков, Н. Буркин, М. Исаковский. 1921.

20 марта 1924 г. газета «Рабочий путь» (орган Смоленского губкома, губисполкома и губпрофсовета) сообщила:

«Сегодня, в 6 часов вечера, в «Арене» состоится организационное собрание всех литераторов, поэтов и драматургов гор. Смоленска для организации филиального отделения Всероссийского Союза писателей.

Приглашаются все профессиональные беллетристы, поэты и драматурги».

«В связи с отъездом из Смоленска Н. Н. Зарудина и М. Н. Волчанецкого, состоялись перевыборы правления «Арены». В новое правление вошли: М. Исаковский (председатель), Б. Бурштын и Белявский (заместители председателя), М. Урлауб (секретарь), Ягодкин, Яцынов и Глебов (члены правления).

Председателем ревизионной комиссии избран тов. Нилов».

С этого времени вот уже 90 лет ведет отсчет Смоленская писательская организация.

Хотя тут следует сказать вот о чем. Известный краевед М. Левитин в статье «Славный юбилей» («Р. П.» от 24 апреля 1997 г.) пишет о 75-летии организации смоленских писателей, полагая год ее основания - 1922-й, а не 1924-й. Михаил Наумович основывается на информации «Р. П.» за 11 апреля 1922 г., впервые сообщившей о том, что в Смоленске было «организовано отделение Всероссийской ассоциации пролетарских поэтов, в состав которого вошли: М. Исаковский, Дм. Земляк и Н. Семлевский».

Д. Земляк и Н. Семлевский - литературные псевдонимы, соответственно, Д. А. Горшкова и Н. Г. Буркина.

М. Левитин пишет: «В те далекие весенние дни три наших земляка, выходцы из крестьянской среды, заложили прочную основу творческого союза. Оттуда намечается путь, идет развитие и рост будущих ярких талантов, получивших всенародное признание. Начала складываться Смоленская поэтическая школа. С нею, прежде всего, связаны имена выдающихся поэтов М. Исаковского, Н. Рыленкова, А. Твардовского...».

Далее М. Левитин, ссылаясь на книжку Л. В. Шурыгиной «Первые шаги» (Л. В. Шурыгина - кандидат филологических наук, дочь смоленского писателя - большевика В. Ф. Шурыгина - человека, встречавшегося с В. И. Лениным), рассказывает о послереволюционном литературном процессе в Смоленске, где сложилось два творческих направления. «Одно представляли поэты, связанные с городской тематикой и новыми литературными школами. Другое - выходцы из деревни, относившие себя к пролетарским поэтам и продолжателям классического пути в русской поэзии. Они были тесно связаны с «Рабочим путем», редактором которого в 1921 г. был М. Исаковский. Вторая группировка входила в Смоленскую литературную студию Пролеткульта. Ею руководил рано умерший талантливый поэт С. Страдный (Смирнов). Но будучи по происхождению крестьянином, сам руководитель занимал среди своих единомышленников особое положение, тяготел к Исаковскому и его товарищам.

М. Исаковский с журналистами «Рабочего пути». 1922

Те и другие стремились издавать совместные поэтические сборники, выступать перед читателями Смоленской губернии. Они выезжали в Москву, публиковались в столичных изданиях».

Об одной из поездок рассказывает один из создателей «Арены» (наряду с поэтом Николаем Лухмановым) Борис Бурштын в своих воспоминаниях «Четыре года», опубликованных в журн. «Наступление», 1935 г.

«В начале лета 1921 г. ряд студий Пролеткульта, в том числе и литературная студия, со всем своим «штатным» составом, отправилась в Москву, где происходил смотр провинциальных пролеткультов или что-то в этом роде… Для отъезжающих на вокзале был сформирован специальный эшелон, в котором они жили и в Москве.

В столице смоленские поэты выступали на целом ряде массовых вечеров и, судя по их рассказам, имели успех.

Не обошлось, как водится, и без курьезов. С. Страдный, насмотревшись в Москве разных поэтов, побывав в различных поэтических кабаках, вроде «Стойло Пегаса» или «Кафе Домино», по приезде из Москвы показал совершенно новую манеру публичного чтения стихов. Он выставлял правую ногу вперед, полусгибал ее в колене и, начиная дрожать ею, завывающим голосом произносил стихи. Когда товарищи смеялись над ним, Сережа серьезнейшим образом уверял, что это последняя московская мода и что каждый уважающий себя поэт должен читать только так…».

После самороспуска «Арены», делались попытки создать в Смоленске отделения «Кузницы», «Лефа» и «Перевала».

«Смоленским филиалом «Кузницы» участники «Арены» объявили себя в январе 1925 г. В его ядро вошли Исаковский, Бурштын, Яцынов. Смоленская «Кузница» организовывала литературные вечера в местных клубах, и на одном из них 25 марта 1925 г. М. Исаковский с успехом прочитал «Радиомост» - одно из наиболее характерных стихотворений... Именно в 1924 - 1925 гг. уже оформилась его собственная творческая индивидуальность, и первой отличительной особенностью ее был поворот к живой конкретности новой советской деревни. В ее изображение он внес и свою особую любовную наблюдательность, дополненную своеобразным добрым юмором.

Творческие поиски Исаковского мало соответствовали установкам и практике московских «кузнецов»… Не привились установки «Кузницы» и другим смоленским литераторам, и в первый же год своего существования отделение «Кузницы»… распалось.

М. Исаковский. Ельня, 1921

В декабре 1926 г. в Смоленске была организована Смоленская ассоциация пролетарских писателей (САПП). Ее ядром была литературная группа при губернской комсомольской газете «Юный товарищ». В числе ее участников были начинающие поэты Плешков, Осин, Твардовский, Рутман, Фиксин. Главной и единственной литературной фигурой губернии, имеющей имя и за ее пределами, был М. Исаковский. Он, к тому же, в течение многих лет руководил литературным отделом важнейшей губернской газеты «Рабочий путь». Именно он опубликовал в 1925 г. стихотворение 15-летнего поэта-селькора Александра Твардовского «Новая изба» - первое напечатанное его стихотворение.

Как руководитель Смоленской АПП, М. Исаковский был мало активен. Плохое зрение заставляло - или позволяло - уклоняться от большинства заседаний, публичных выступлений… Но когда он участвовал в собраниях и заседаниях, неизменно вносил в них нечто разумно-спокойное, честное, доброжелательное… Всем стилем своей личности, поведения, творчества он вносил нечто далекое или противостоящее всяким рапповским и не рапповским дубинкам, крикливости и трепачеству. И даже как бы незримое его присутствие имело благотворное влияние. Сдерживало интриганские и политиканские страстишки. И вплоть до его отъезда в Москву в 1931 г., а отчасти и после, поскольку он продолжал сохранять тесную связь со Смоленском, М. Исаковский был тем авторитетом, на который лишь очень осторожно пытались посягать местные неистовые ревнители».

(Из воспоминаний литературоведа, ученого Адриана Македонова).

В конце 1927 г. состоялась первая конференция смоленских писателей. «Рабочий путь» 4 декабря 1927 г. отмечал:

«На губернской конференции пролетарских писателей будет присутствовать около 40 человек. Будут представлены все уезды… Из Москвы приезжает представитель Правления ВАППа. Он сделает доклад об очередных задачах пролетарской литературы. После конференции состоится литвечер, на котором, помимо смоленских авторов, выступят делегаты, прибывшие из деревни».

Смоленская АПП насчитывала 17 членов. Большинство «сапповцев» печаталось в местных изданиях - «Юном товарище», «Красноармейской правде». В центральных изданиях печатались М. Исаковский, Д. Осин.

По свидетельству В. Смолина, многие публикуемые стихотворения были слабыми и несовершенными, у их авторов отсутствовала элементарная поэтическая грамотность. Особо выделялось творчество некоторых молодых поэтов, писавших на деревенскую тему. Первое место среди них занимал Александр Твардовский.

«Ожидания оправдались. На зов Смоленской ассоциации пролетарских писателей откликнулись и литературные кружки, и писатели-одиночки, рассеянные по разным уголкам нашей губернии».

В том же материале сказано, что во вновь избранное правление САПП вошли Исаковский, Осин, Фиксин, Буренков и Смолин. Председателем правления избран М. Исаковский. Представитель ВАПП, заместитель редактора «Молодой гвардии», критик В. В. Ермилов выступил с докладом об очередных задачах пролетарской литературы. Д. Осин и М. Исаковский были избраны делегатами на Всесоюзный съезд пролетарских писателей.

Писатель и журналист Дмитрий Дворецкий, вспоминая о некоторых моментах литературной жизни в Смоленске в середине 1930-х годов, говорит о том, что литературная жизнь «ключом била». Он это связывает с I Всесоюзным съездом советских писателей СССР 1934 г., давшим толчок развитию деятельности местных писательских организаций. В составе смоленской делегации в съезде участвовали Михаил Завьялов, ставший руководителем Смоленского отделения Союза советских писателей, Александр Твардовский, Николай Рыленков и Адриан Македонов.

Следует добавить, что в съезде участвовали и другие делегаты, связанные со Смоленщиной. Среди них уроженец с. Шилово-Смоленское Дорогобужского уезда Смоленской губ. писатель Василий Ильенков (лауреат Сталинской премии), в 1930 г. переселившийся в Москву и до 1932 г. бывший организационным секретарем РАПП; роман В. Ильенкова «Большая дорога», написанный на материалах Смоленского края, удостоен Гос. премии СССР. Среди участников съезда был смоленский литератор, комсомольский поэт Константин Долгоненков - в 1941 - 1943 гг. - редактор газеты «Новый путь» - органе Смоленской городской управы; после войны - в эмиграции, жил под. фам. Доманенко, сотрудничал в «Русской мысли» (псевд. К. Акимыч). Участником съезда был и Анатолий Камегулов, родившийся в Смоленске в 1900 г. в семье священника.

В день открытия съезда (17 августа 1934 г.) перед Домом Союзов собралась огромная толпа желающих воочию увидеть известных писателей. Даже сами делегаты съезда с трудом протискивались через толпу. Одна из делегатов - А. Караваева вспоминала: «Солнечным августовским утром 1934 года, приближаясь к Дому Союзов, я увидела большую и оживленную толпу. Среди говора и аплодисментов - совсем как в театре - слышался чей-то молодой голос, который энергично призывал: «Товарищи делегаты Первого съезда советских писателей! Входя в этот зал, не забудьте поднять ваш исторический мандат! Кто, какой делегат и откуда явился на съезд… Советский народ желает всех вас видеть и знать! Называйте, товарищи, вашу фамилию и предъявляйте ваш делегатский билет!» Каждую писательскую фамилию этот энергичный юноша звучно повторял дважды, и собравшиеся дружными рукоплесканиями встречали появление нового делегата.

«Смоленские писатели… в 1936 году написали и выпустили в свет немало хороших книг, - вспоминает Д. Дворецкий. - Это поэмы Александра Твардовского «Путь к социализму» и «Страна Муравия»… Михаил Исаковский выпустил в Запгизе сборники стихов «Провинция», «Война с тараканами» и «Вдоль да по улице, вдоль да по Казанке» («Вдоль да по дороге, вдоль да по Казанке», 1934 - Н. Ч.)… В 1933 году в Запгизе вышла первая книга лирических стихов Николая Рыленкова «Мои герои», а четыре года спустя… сборник «Колосья».

В эти годы издают книги М. Завьялов, В. Кудимов, В. Шурыгин, В. Аристов, Е. Марьенков; в коллективном сборнике «Стихи о зажиточной жизни», кроме названных А. Твардовского, Н. Рыленкова, принимает участие поэт С. Фиксин. В Смоленске работают поэт Н. Грибачев, критики И. Кац, В. Муравьев, Е. Беленький, Я. Синельников… Здесь издаются - ежемесячный литературный журнал «Наступление», «Литературная газета»…

Это - с одной стороны.

С другой стороны, в эти самые годы - «творчество смоленских литераторов омрачено гонениями, преследованиями, нападками необъективной критики… Опале и репрессиям в 30-е годы подвергались Твардовский, Марьенков, Завьялов, Македонов и другие, которые в жесточайших условиях прежнего режима стремились отстоять свободное художественное слово» (М. Левитин, из статьи «Славный юбилей», «Р. П.», 24 апреля 1997 г.).

Делегат I Всесоюзного съезда советских писателей М. Завьялов, будучи незаконно репрессированным в 1937 г., умер в пересыльной тюрьме.

Писатель Н. Антонов в статье «Писатель и большевик» (1967 г.) пишет о М. Завьялове, как о человеке «большого душевного обаяния и отзывчивого сердца, он умело сплачивал организацию нового творческого объединения. Его помощь ощущали А. Твардовский, Н. Рыленков, Д. Осин и другие.

Вокруг поэмы А. Твардовского «Страна Муравия», впоследствии получившей Государственную премию, завязались литературные бои. Михаил Сергеевич был среди тех, кто поддержал поэта».

Н. Антонов приводит слова жены писателя Д. Завьяловой о муже:

«…Он пришел с собрания писателей (где впервые читалась… «Страна Муравия») и с каким восторгом он говорил мне: «Мы сегодня были свидетелями рождения большого талантливого литературного полотна».

Н. Антонов далее говорит о М. Завьялове: «Найдя в художественной литературе другое свое призвание, он буквально все свое свободное время отдает литературному творчеству. Пишет и в дни отпуска, и в санатории, пишет, будучи тяжело больным…

Он мечтал о времени, когда сможет «отдать литературе всю душу».

Он говорил В. П. Ильенкову:

«Сам вижу: литературе нужно отдать всю силу души. Вот закончу дела на рабфаке и буду только писать, писать…».

Он сетовал:

«Я опоздал войти в литературу. Столь прожил, а так мало создал. Вот бы дожить лет до пятидесяти, можно бы еще много сделать».

Не дожил.

М. С. Завьялов прожил всего сорок лет. Он ушел от нас в 1937 г., оклеветанный... Но как напряженна, каким святым горением была наполнена его короткая жизнь!»

Другой делегат съезда - А. Д. Камегулов был незаконно репрессирован и расстрелян 9 октября 1937 г.

На 8 лет лишения свободы был осужден А. Македонов.

Из автобиографии А. Македонова.

«Я, Македонов, Адриан Владимирович, родился в 1909 году 22 мая в городе Смоленске и затем с небольшими перерывами жил в нем до августа 1937 года... окончил Смоленский университет, педагогический факультет, в 1930 г.; окончил (экстерном) географический факультет Саратовского университета в 1950 г. до этого в 1925 г. в Смоленске окончил показательную школу при Смоленском университете, а в 1936 году - очную аспирантуру при Смоленском педагогическом институте, по специальности - русская литература, под научным руководством А. Г. Цейтлина, приезжавшего из Москвы в Смоленск. В 1936 г. представил кандидатскую диссертацию в Московский педагогический институт, на тему - «Проблема героя в эстетике Белинского». Диссертация была принята, получила 3 положительных отзыва, в том числе отзыв с предложением присудить мне сразу докторскую степень, в мае 1937 г. была назначена защита, зачитаны отзывы, вполне положительные, собралось довольно много народа, присутствовал и Твардовский. Но после всего этого по заявлению ученого секретаря МГПИ (по фамилии Звирбул) защита была отложена, так как я отказался подписать сочиненную этой Звирбул от моего имени лживую автобиографию. Видимо, поступили какие-то сведения из Смоленска, так как уже началась моя проработка. Диссертация потом, по сообщению А. Г. Цейтлина, которого я увидел в конце 40-х годов, ходила по рукам и была потеряна к моменту моего приезда в Москву. Кажется, она была в руках А. Лаврецкого, который в своей книге о Белинском использовал ряд утверждений диссертации, без всяких ссылок, конечно.

С 1927 года я активно участвовал в работе смоленских литературных организаций, с конца 1927 по апрель 1932 года был членом смоленской городской, а затем областной западной ассоциации пролетарских писателей... С 1927 года печатался в смоленских и центральных журналах и газетах как литературовед и литературный критик. Основным считаю цикл статей о Пушкине 1935 - 1937 гг., опубликованных в журнале «Литературный критик» и отчасти в журнале «Литературное обозрение», а также цикл статей о Белинском, опубликованных в разных московских журналах и в смоленском журнале «Наступление»…

После перерыва в 1937 - 1956 гг. вновь стал печататься как литературовед и литературный критик, в общей сложности опубликовал более 200-х работ по этой специальности, в том числе 5 книг - «Очерки советской поэзии», 1960 г., Смоленск, написанные еще в Воркуте; «Николай Заболоцкий, жизнь, творчество, метаморфозы», 1968 г., Ленинград, изд-во «Советский писатель»; «Свершения и кануны /о поэтике русской советской лирики 30 - 70-х годов/», в том же издательстве, Ленинград, 1985 г.; в 1981 г. - «Творческий путь Твардовского. Дома и дороги». Москва, изд-во «Художественная литература»; в 1986 г. - «Поэзия народного подвига», Москва, изд-во «Современник». В настоящее время находится в печати второе, дополненное и исправленное издание книги о Заболоцком...»

В книге «Воркута ты, Воркута...» А. Македонов, ставший крупным ученым, доктором геолого-минералогических наук, вспоминает.

«21 августа 1937 года в моей смоленской квартире до одиннадцати вечера сидел Твардовский. А через полчаса меня арестовали. Я жил в Смоленске... А Твардовский жил уже в Москве, но летом наезжал в родные места, снимал дачу или квартиру. Часто заглядывал ко мне, стучал в окно с улицы, спрашивал: «Сократ дома?»...

Мы обсуждали с ним и общую ситуацию. Существовала иллюзия, …что Сталин продолжает дело Ленина и что, несмотря на все безобразия в период насильственной коллективизации… страна быстро двигается вперед по пути создания нового социалистического общества.

Твардовский в этом не сомневался. Многое он просто не мог знать, например, никто из нас не знал, что творилось уже тогда в застенках МВД...

Родители Твардовского были неправильно раскулачены, и он знал, что они не кулаки. Он знал и о многих других случаях неправильного раскулачивания. Даже соглашаясь с тем, что ликвидация кулачества как класса была необходимостью, он все же не раз говорил… что ликвидация класса не означает ликвидации людей…

Одно время Твардовский оказался в почти полном одиночестве среди местных литераторов. Некий Горбатенков возненавидел его, а заодно и меня, за систематическую защиту «кулацкого» поэта Твардовского. Отсюда и возникло совместное политическое дело против меня, Твардовского и еще трех смоленских литераторов, среди которых оказался и один из противников поэта.

Был уже выдан ордер на обыск и арест Твардовского, и на следующий день после моего ареста пришли за ним, но утром 22 августа Твардовский узнал о моем аресте, почувствовал, что ему угрожает, и немедленно уехал в Москву… Был заготовлен и прямо «уличающий» Твардовского в сочувствии кулакам факт: эпизод из «Страны Муравии», не пропущенный тогда цензурой («Их не били, не вязали...»). Этот фрагмент, который с потрясающей силой обнажил действительный ужас раскулачивания, он смог внести в текст поэмы только после смерти Сталина.

Однако, когда дело было переслано смоленским МВД в Москву, оно не пошло дальше, так как поэма была уже одобрена Фадеевым, без санкции которого Твардовский не мог быть арестован.

Стало известно, что поэма прочитана самим Сталиным и понравилась ему. Сталин понял, что может приручить и использовать новый большой талант, что «Страна Муравия» может быть истолкована как оправдание коллективизации, хотя в поэме все время подчеркиваются возможности и другого, добровольного, объединения в колхоз.

В результате Горбатенкову пришлось... Найти повод и наказать защитника Твардовского Македонова, но по другим мотивам...
Вспомнили мою «крамольную» статью по поводу самоубийства Маяковского, напечатанную в «Рабочем пути»... В этой статье я написал, что самоубийство Маяковского не может объясняться какими-то личными причинами или только ими и связано с его внутренним расхождением с нашей действительностью и линией партии в области литературы…

Как проходила моя жизнь внутри тюрьмы в Смоленске?

…была большая камера, время от времени битком набивавшаяся… одно время туда был посажен зампредоблисполкома Сосин, который доказывал… сокамерникам, что если партии нужно инсценировать такие процессы, то нужно слушать партию. В это время был арестован уже почти весь состав местной партийной верхушки, начиная с первого секретаря обкома, большевика с 1905 года... Почти все они были расстреляны, в том числе… и Сосин. Многие… пытались сопротивляться. Их зверски избивали, и после избиений, вынужденного стояния по двадцать четыре часа и больше, они, как правило, подписывали то, что требовали следователи…

Моя статья формулировалась 58-10, ч. II, то есть… контрреволюционная агитация и контрреволюционная организация…

И вот наконец пересылка. Тут нам всем первый раз дали свидание перед отправкой на этап. В свидании участвовали и моя жена, и моя мать… На пересылке я увидел и своих признавшихся однодельцев: Завьялова, Мандрика, Марьенкова, Муравьева. Они держались все вместе, были крайне озлоблены, а я их сторонился - и за их трусость, и за то, что они уже полностью разочаровались во всем том, во что раньше верили…».

Далее А. Македонов говорит о своей матери, преподававшей в техникуме английский и немецкий языки, о ее бесплодных хождениях и прошениях в Москве за сына. В конце концов, и она была арестована, посажена в тюрьму, осуждена «тройкой» и расстреляна…

Наказание А. Македонов отбывал в п. Рудник на правом берегу реки Воркуты, на месте только что построенной угольной шахты. Работал по 10 часов, без учета времени на дорогу к месту работы и обратно, - на подсобных, земляных, погрузочных и т. п. работах. Был и ассенизатором.

«Палатка была населена одними политическими. Люди были разных национальностей, профессий, образования. Некоторые читали наизусть латинские стихи…

Большая часть книг, циркулировавших в палатке, по слухам, происходила из тех личных библиотек, которые имели расстрелянные затем политзаключенные...

Шло время. Приближался срок моего освобождения. Официально он должен был кончиться 21 августа 1945 года. Но сталинский режим придумал еще одно осложнение. Систематическую задержку части заключенных до… «особого распоряжения».

Но тут все же вмешался и Твардовский и пересидел я всего шесть месяцев».

А. Твардовский на фронте. 1942.

Следует сказать, что из почти 600 делегатов I съезда советских писателей - около 180 из них в последующие несколько лет были незаконно арестованы, обвинены в организации контр-революционной деятельности, шпионаже в пользу иностранных государств, других немыслимых смертных грехах и - расстреляны! Часто приговор приводился в исполнение - в день его вынесения. Все они впоследствии были реабилитированы…

С момента зарождения Смоленской писательской организации имел к ней самое тесное касательство, как свидетельствует писатель Вера Звездаева, «прекрасный музыкант, книголюб, проникновенный знаток смоленской старины» - Иван Прокофьевич Иванов. В начале 1930-х гг. И. П. Иванов, будучи директором областной библиотеки им. В. И. Ленина, «приютил писателей, которым негде было собираться (до открытия Дома искусств), в своем крохотном кабинете. Тесная, полутемная эта комнатешка скромно именовалась «кабинетом писателя», видела и слышала в своих стенах Македонова, Твардовского, Рыленкова, Марьенкова, Кудимова…

По субботам здесь читались стихи, предварительно вывешенные прямо на стене для ознакомления, проза, кипели споры…».

Вера Андреевна вспоминает рассказ И. П. Иванова - о том, как в один из дней июня, после начала войны, «в горящем, рушащемся городе… в кромешном аду… на Блонье» встретились «Николай Иванович Рыленков, будущие профессора Соболев и Маковский, Иван Прокофьевич Иванов…

Эти четверо, самым очевидным образом, имели право на бронь и, надо думать, принесли бы колоссальную пользу и в тылу. Но то их и объединяло в те страшные дни, что они сами выбрали - только на фронт».

«Ленинская улица уже вся горела, - продолжает вспоминать В. Звездаева. - Эти четверо пытаются найти кого-либо из военкомата. Но узнают, что все уже эвакуированы. Тогда они идут в горком партии. Здесь им говорят, что немцы близко, пишут одно на всех направление - в любой военкомат, который они отыщут.

Пошли по горящей Советской к вокзалу… Когда приблизились к нему, началась очередная бомбежка по живому - беженцы, население города в готовых к отправке эшелонах… Двинулись дальше пешком. На станции Духовская удалось сесть в поезд. Чуть не сутки он тянул до Ярцева. Оно тоже разбомблено, весь центр выжжен дотла.

Но военкомат нашли. Но в армию добились».

В своей автобиографии Н. И. Рыленков напишет:

«На фронте я командовал взводом в саперном батальоне, минировал и разминировал поля, копал противотанковые рвы, строил укрепления, а по ночам в землянке, в промежутках между бомбежками, писал стихи, не думая о возможности их напечатать. Именно в этих стихах, вошедших потом в сборники «Синее вино» и «Прощание с юностью», зазвучал, мне кажется, голос потрясенного сознания, возмущенной совести...

В эти дни я особенно остро ощутил, что главное в поэзии - полное и органическое слияние личных и общественных мотивов, современности и истории…».

18 января 1944 г. состоялось первое (со времени освобождения Смоленщины от немецко-фашистской оккупации) общее собрание Союза советских писателей Смоленской области при отделе агитации и пропаганды Смоленского обкома ВКП(Б).

Загорье. Бывший фронтовой корреспондент Василий Аркашев показывает фото А. Твардовского, сделанное после освобождение Смоленщины. 1989.

В собрании участвовали писатели: А. Твардовский, находившийся в Смоленске в качестве военного корреспондента газеты Западного фронта «Красноармейская правда», Н. Рыленков, В. Кудимов, Д. Осин и В. Шурыгин, от обкома ВКП(б) Ф. Крылов.

Был обсужден вопрос о возобновлении работы Смоленского отделения Союза советских писателей, прерванной временно в связи с военными событиями на Смоленщине.

Единогласно был избран уполномоченный ССП по Смоленской области. Им стал Н. И. Рыленков. Орг. секретарем и референтом по работе с начинающими писателями избрали В. Кудимова (М. Д. Богомолова).

Н. И. Рыленкову было доверено распоряжаться кредитами Союза и производить денежные расчеты.

Также был рассмотрен вопрос о вызове смоленских писателей, находящихся в эвакуации.

10 мая 1944 г. на общем собрании смоленских писателей был рассмотрен вопрос о подготовке к сдаче в производство альманаха «Литературный Смоленск».

Было принято решение принять самое живое участие в составлении сборника «Что они сделали с нашим городом».

Обсудили вопрос об организации творческой работы писателей, с решением - созывать творческие собрания, с привлечением литературного актива - один раз в две недели; кроме того, принимать участие в устройстве еженедельных литературных «сред», организуемых «Рабочим путем».

На этом же собрании было принято решение о проведении областного конкурса на лучший рассказ и стихотворение, посвященные показу восстановления области, с привлечением смоленских писателей и поэтов, находящихся на фронтах и в эвакуации.

Решен и вопрос о постоянной литературной консультации.

В. Кудимов избран уполномоченным литфонда по Смоленской обл.

Еще один важный вопрос, рассмотренный на собрании, - жилищный. Ввиду полного отсутствия жилищной площади для нужд писателей, учитывая те разрушения, что враг причинил Смоленску, принимая во внимание также, что отсутствие жилья мешает возвращению писателей, находящихся в эвакуации, собрание приняло решение - просить облисполком и горсовет забронировать для писателей 4-хквартирный дом.

Составленная смета расходов по Союзу советских писателей Смоленской области на военный 1944 год предусматривала: а д м и н и с т р а т и в н о - х о з я й с т в е н н ы е расходы, куда входили - зарплаты: уполномоченный Союза - 800 руб. в месяц; оргсекретарь и референт - 1200 руб.; секретарь-машинистка - 400 руб.; библиотекарь - 475 руб.; бухгалтер по совместительству - 325 руб. Почтово-канцелярские расходы - 100 руб. в месяц. Командировки - 1200 руб. за год. Содержание помещения - 150 руб. в месяц. Приобретение мебели - 3000 руб., годовая сумма. Покупка пишущей машинки - 7000 руб., годовая сумма. Выписка газет и журналов - 1227 руб. 20 коп. - сумма за год.

Т в о р ч е с к а я р а б о т а: консультации и творческая помощь начинающим писателям - 1000 руб. в месяц; сбор материалов по истории Отечественной войны - 3000 руб. в месяц; созыв областной конференции писателей - 15000 руб., годовая сумма; создание справочной библиотеки - 2000 руб. в месяц; оргтворческая учеба писателей - 1000 руб. в месяц; реэвакуация писателей - 1000 руб. в месяц.

29 мая 1945 г. - Н. И. Рыленков (отв. секретарь Смоленского отделения Союза Советских писателей), В. Кудимов (М. Д. Богомолов) (уполномоченный литфонда), писатель В. Ф. Шурыгин (директор Смоленского краеведческого института) с участием эксперта Н. Г. Антонова (директора СмолГиза) составили акт об ущербе, принесенном немецко-фашистскими захватчиками имуществу отделения Союза писателей.

Было установлено нижеследующее:

В ночь с 28 на 29 июня 1941 года, во время крупного налета немецкой авиации на Смоленск, был разбит и сгорел клуб писателей, находившийся на Почтамской улице, дом № 8 (ныне ул. Коненкова - Н. Ч.). Здание клуба - первый этаж каменный, второй - деревянный. Площадь дома 300 квадратных метров. Вся мебель, библиотека, оборудованной биллиардной, буфета-столовой, художественной студии, творческих кабинетов и конференц зала - погибли.

Виды уничтоженного имущества.

Здание полностью уничтожено - 250 000 руб.

Библиотека 10 000 томов - 400 000 руб.

Оборудование (стильная мебель, рояль, диваны, гобелены, ковры, биллиард) - 250 000 руб.

Две пишущие машинки - 20 000 руб.

Общий размер ущерба - 920 000 руб.

Насколько острой была проблема с жильем, свидетельствует письмо Н. Рыленкова и Н. Антонова - секретарю Смоленского обкома ВКП(б) Попову и председателю облисполкома Мельникову.

«До войны Смоленское отделение Союза Советских писателей занимало одно из первых мест среди краевых и областных отделений Советского Союза, как по объему и характеру своей работы, так и по профессиональному составу писателей… Из Смоленской организации вышли поэты М. Исаковский, А. Твардовский и другие товарищи, которые печатаются в центральных изданиях и занимают свое место в советской литературе…

На основании решения Президиума Союза советских писателей СССР, все писатели, ранее эвакуированные, обязаны возвратиться к прежнему месту жительства для продолжения своей литературной деятельности.

По вызову Смоленского обкома ВКП(б) в январе возвратился писатель В. Кудимов, в июле писательница В. Лютова. В Москве пока проживает, но должен возвратиться поэт Д. Осин. Мы держим тесную связь с писателями-фронтовиками и даже с некоторыми из других областей, которые после войны намерены поселиться в г. Смоленске... Создание вновь писательской организации, собирание людей и налаживание издательской деятельности - дело кропотливое и сложное и требующее длительного времени.

…самое главное - это жилищный вопрос. Мы бессильны помочь и не можем требовать от писателей произведений, если они не имеют самых минимальных и скромных условий для своей работы. Например, В. Кудимов вот уже восьмой месяц живет в гостинице в общей комнате, работая в то же время над романом о восстановлении Смоленска. Писательница В. Лютова так же не имеет даже достаточно оборудованной койки и находится в еще худших условиях… Ввиду отсутствия жилплощади, поэт Осин также не может перевезти свою семью в Смоленск и оторван от нашей организации. Мы уже не говорим о семьях писателей-фронтовиков Н. Грибачева, С. Фиксина и др., которые находятся или в эвакуации, или в других областях. И поэтому не удивительно, что уже приехавшие товарищи вынуждены ставить вопрос о своем выезде из Смоленска и за пределы области... Так, например, В. Лютова на днях собирается выезжать с редакцией военной газеты «За Советскую Родину» в Минск, В. Кудимов дал согласие на отъезд в Одессу.

Учитывая вышесказанное, Союз советских писателей и областное издательство ОГИЗа просит лично Вас, тов. Попов, и Вас, тов. Мельников, помочь нам в разрешении пока единственного и первоочередного вопроса с жилищем для смоленских писателей».

Назову лишь одно мероприятие, в той или иной мере характеризующее литературный процесс на Смоленщине в послевоенные годы.

Совещание писателей и литературного актива Смоленской области в обкоме КПСС 19 февраля 1953 г.

Об итогах Всесоюзного совещания редакторов русских литературно-художественных альманахов и руководителей местных организаций ССП и задачах писателей Смоленской области рассказал редактор «Смоленского альманаха» Н. Антонов. Выдержки из его выступления.

«Поэтическим отделам альманахов тов. Софронов (поэт, драматург, сценарист А. Софронов - Н. Ч.)… дал неудовлетворительную оценку… В альманахах печатается слишком большое количество стихов, многие из них удручающе похожи одно на другое... В альманахах много отрывков, мало законченных, художественно зрелых поэтических произведений. Человек с его чувствами, думами, мечтами далеко не всегда стоит в центре внимания поэта. Мир человеческой души… нередко заслоняется описанием производственных процессов. Нередко молодые поэты находятся в плену литературщины, невзыскательны к слову. В поэтических отделах особенно много серых произведений, а порой и халтурных.

«Пусть стихи, - говорит докладчик, - будут реже публиковаться в альманахах, но пусть они будут лучше, и тогда не будут лежать затоваренными на книжных складах десятки и сотни экземпляров не разошедшихся альманахов!»…

Другой недостаток - созерцательность...

Вот, вышел поэт в поле, видит - ручейки текут, от земли пар идет, семян просит; трактор пашет, на нем девушка - песню поет, или парень, конечно, бывший фронтовик, и этими руками держит штурвал танка, а теперь перевыполняет нормы, - и все. Информация, репортаж, хроникерская заметка, а не поэзия. А мы тут у себя, в редколлегии, вместо того, чтобы отправить такое стихотворение в корзинку, с глубокомысленным видом рассуждаем: вот, молодец Дворецкий, Бодренков или Корнеев, или Василевский… Знает же, что область сельскохозяйственная, что машинами оснащена. И «тискаем» стихотворение в альманах…»

Из заключительного слова ответственного секретаря Смоленской писательской организации Н. И. Рыленкова.

«На мой взгляд, у нас три существенных недостатка.

Первый недостаток в работе нашего отделения Союза и в работе каждого писателя в отдельности - это поверхностное, неглубокое знание жизни, отрыв от жизни. На Московском совещании многие говорили, что они завидуют нам, что нам не надо ездить в командировки. А я скажу, что оторваться от жизни можно в любом месте, даже в районе и в колхозе...

Мне кажется, что нашим писателям также надо ездить в командировки, чтобы знать, что нас окружает, что находится в непосредственной близости от нас. Замкнутость - большая беда многих наших товарищей, работающих в Смоленске, и большая беда нашего отделения Союза, который не смог создать такого положения, чтобы люди не чувствовали себя оторвано, не погружались бы в болото. А у нас такие явления имеют место. Это первый и самый страшный недостаток.

Второй недостаток… - это то, что на очень низком уровне находится марксистско-ленинское образование… Это нетерпимо. Как бы ни был талантлив писатель, он не сможет ничего создать, если не будет, как следует вооружен марксистско-ленинскими знаниями.

Третий недостаток - это плохая постановка нашей творческой, профессиональной учебы. Эстетический уровень наших писателей очень низок. В подавляющем большинстве художественная культура очень бедна. И поэтому естественно, что многие произведения получаются слабыми, написанными серым, невыразительным языком…».

М. Исаковский и Н. Рыленков на 50-летии Н. Рыленкова. 1959.

За последующие годы на Смоленщине, с участием писательской организации проведено множество литературных, разномасштабных мероприятий. Наиболее значительное из них - выездное заседание Секретариата Союза писателей РСФСР в Смоленске 11 - 12 декабря 1974 г. (тема: «Новое в поэзии 70-х годов), во главе с председателем Правления С. В. Михалковым, с участием Юрия Бондарева, Сергея Залыгина, Виля Липатова, Сергея Орлова, Людмилы Татьяничевой, Олега Шестинского, Даниила Гранина, Виктора Бокова, Сергея Васильева, Сергея Викулова, Глеба Горбовского, Николая Доризо, Евгения Долматовского, Юлии Друниной, Кайсына Кулиева, Сергея Острового, Юрия Прокушева, Валентина Сорокина, Владимира Фирсова и других известных писателей.

Приведу несколько высказываний участников.

Народный поэт Кабардино-Балкарской ССР, лауреат Государственной премии СССР поэт Кайсын Шуваевич Кулиев. Выступая в прениях, Кайсын Кулиев сказал:

«Я очень давно не был в Смоленске, и я рад, что в эти зимние дни мне пришлось видеть все это.

И не только потому, что Смоленск лучше других городов. Смоленск очень хорош. Это город с большими историческими традициями.

Я рад потому, что это город Твардовского. Я уже говорил и говорю, что это город, где жили Исаковский и Рыленков.

Но я хочу сказать, что в этом городе мне очень не хватает одного человека. Не хватает мне этого человека и в моих поездках по России, областям и краям.

Этот человек - Николай Иванович Рыленков. Не хватает мне его и в гостинице «Москва». И не было такого случая, чтобы я, приезжая после его смерти, не вспомнил о нем.

Я уже узнал многих знакомых - умных, замечательных поэтов. Но мне очень не хватает Николая Ивановича Рыленкова…».

Н. Рыленков в своём кабинете за работой. 1968.

Председатель комитета по печати, полиграфии и книжной торговли Совета министров РСФСР Н. Г. Свиридов:

«На Всероссийском семинаре редакторов очень остро ставился вопрос о более качественном отборе произведений для издания, о повышении критериев оценок стихов. В связи с этим, многие вспоминали глубоко заинтересованные, предостерегающие слова большого русского поэта, о котором многие здесь говорили - Михаила Васильевича Исаковского: «Если у нас в стране, - писал он, - с такой же интенсивностью и в таком количестве, как сейчас, будут выходить стихотворные сборники, если в журналах, альманахах, газетах и радио- телепередачах будет появляться столь же несметное количество стихотворений, то все это неизбежно превратится в очень большое бедствие… Мы можем отбить всякую охоту читать стихи…».

И дальше Михаил Исаковский справедливо советовал: «Непонятно, зачем гнаться за количеством плохих, либо даже средних сборников, которые приносят и материальный ущерб и в то же время дискредитируют подлинную поэзию? Зачем государство должно платить многим, еще не созревшим поэтам за их неумение писать хорошие стихи?!»

Поэт, главный редактор журнала «Наш современник» Сергей Викулов:

«…Секретариат нашего Российского союза писателей поступил очень прозорливо и мудро, избрав для творческого разговора о современной поэзии - Смоленск, а не какой-нибудь другой город.

Смоленск - это земля Твардовского, которого С. В. Михалков на торжественном акте открытия мемориальной доски на здании пединститута, назвал не просто выдающимся, а великим поэтом. Думаю, что наши потомки не оспорят этого полностью разделяемого нами заявления.

Мы знаем, что велик Твардовский. Это, во-первых, подлинный, во-вторых - высокий, я бы сказал, мужественной гражданственностью и идейностью поэт. И мы, ведя разговор о современной поэзии на земле, которая еще помнит не только голос, но и дыхание Твардовского, не может не соотносить работу своего ума и сердца с великой работой, которую проделал он. Почти все выступающие с этой трибуны упоминали его имя, отталкивались от того или иного его завета, оставленного нам, его современников, в назидание и поучение...»

Загорье. Открытие памятного камня, 1980.

Ударом по смоленским писателям стала - ликвидация в январе 1964 г. областного книжного издательства. В течение почти 30 лет предпринимались попытки издательство восстановить. И лишь в начале 1990-х годов это удалось сделать (изд. «Смядынь»). Но это уже были другие времена…

После Н. И. Рыленкова Смоленской писательской организацией руководили - Николай Антонов, Юрий Пашков, Леонид Козырь, Виктор Смирнов, Владимир Тазов…

Смоленские писатели

Не один раз организация оказывалась перед реальной угрозой: «Быть или не быть» - в 1950-х годах и в годы развала советского государства.

В это «смутное время» в Смоленске стали существовать две писательские организации - областная организация Союза писателей России, которую возглавила драматург Нина Семенова, и региональное отделение Союза российских писателей, во главе с поэтом Леонидом Козырем. После ухода из жизни Нины Артемовны, ее преемником вновь стал Виктор Смирнов. Сегодня организацией руководит поэт, литературный критик, эссеист Олег Дорогань. Региональным отделением Союза российских писателей руководила поэт Вера Иванова. Ныне ее возглавляет поэт, публицист Владимир Макаренков.

Использованы материалы государственного архива

Смоленской области (текст, фото), госархива новейшей истории Смоленской области (фото), Интернет.

Смоленское отделение СРП

Смоленское отделение Союза российских писателей образовано в 1992 году. У истоков организации стоял известный смоленский поэт Леонид Иванович Козырь, безвременно ушедший из жизни. Вслед за Л.И. Козырем организацию возглавила в 1995 году Вера Анатольевна Иванова. Ей досталось немало хлопот. Она сумела не только укрепить организацию новыми силами, получить в аренду у города помещение, но и стойко выдерживать «свою» особую позицию перед властями и обществом. О нашей организации, зарегистрированной по юридическому адресу: г. Смоленск, ул. Твардовского, 5/11 она хорошо рассказала в своей статье «Улица Твардовского», опубликованной в 8-м номере журнал «Знамя» за 1998 г.

За 14 лет существования организация пережила и многие радости и, к сожалению, многие скорби.

Радостным был выход в свет новых книг Вадима Баевского, старейшей писательницы Смоленской области Веры Звездаевой, Олега Ермакова, Ивана Твардовского, Раисы Ипатовой, Вилена Сальковского, Виктора Кудрявцева, Владимира Лаврова, Елены Орловой, Александра Макренкова и других наших замечательных писателей и поэтов.

Особым авторитетом в организации пользуется известный не только в России, но и во всем мире доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Вадим Соломонович Баевский. Его книги, а их написано более двадцати, об истории и теории русской литературы, русской поэзии, о творчестве выдающихся русских поэтов Александре Пушкине, Борисе Пастернаке, Давиде Самойлове, «Смоленской поэтической школе», мемуары, проза и эссе, а также яркий жизненный пример самоотверженного служения литературе устанавливают для нашей организации высочайшую творческую планку и духовный ориентир. Вадим Соломонович старейший автор журнала «Знамя».

С большим интересом смоляне всегда встречали в программах областного телевидения передачу о смоленских писателях поэта, главного редактора ГТРК «Смоленск» Раисы Ипатовой «На тёплом пёнышке». Помимо жизни в русской литературе, работая на смоленском телевидении от истоков его создания, Раиса Ипатова сумела многое сделать по популяризации творчества смоленских писателей, художников, музыкантов, творческой интеллигенции и работников культуры.

Баевский и Ипатова входят в состав редакционно-издательского комитета Администрации Смоленской области, активно способствуют изданию на Смоленщине художественной, краеведческой и научной литературы высокой пробы.

Читателям современной русской художественной литературы хорошо известен смоленский прозаик Олег Ермаков, автор журналов «Октябрь», «Знамя» и «Новый мир», Им написано пять книг, среди которых «Знак зверя» и «Возвращение в Кандагар». Олег Ермаков является лауреатом премии журнала «Знамя».

В кругу исследователей творчества крупнейшего русского поэта 20 века А.Т. Твардовского большим авторитетом пользуется имя его биографа, члена нашей организации живущего в Починке Василия Савченкова.

Поэт и журналист из Рудни Виктор Кудрявцев возглавляет самое старое на Смоленщине литературное объединение «Современник». Кроме того Кудрявцев составитель уникальных антологий: «Невод» (русская поэтическая миниатюра в 2-х томах), «Круговая чаша» (поэзия серебряного века в 2-х и 5-и томах), Кипарисовый ларец (поэзия серебряного века), «Белая лира» (поэзия Белого движения) и «Дальние берега» (поэзия русского зарубежья).

На Смоленщине живет всего один писатель юморист, член нашей организации Сергей Жбанков. В последние годы у него сложились тесные творческие взаимоотношения с известным киножурналом «Фитиль».

Наши писатели являются членами комиссий по присуждению Всероссийской литературной премии имени А.Т. Твардовского и областной литературной премии имени М.В. Исаковского.

Лауреатом премии имени А.Т. Твардовского является Вера Звездаева.

Лауреаты областной литературной премии им. М. В. Исаковского: Вадим Баевский, Вера Звездаева, Раиса Ипатова, Иван Твардовский, Виктор Кудрявцев, уже ушедшие из жизни поэты Пётр Мельников и Сергей Машков.

Скорбными для нас были уходы из жизни наших «старожил», поэтов «старой закалки» Леонида Козыря, Петра Мельникова и Сергея Машкова, ещё молодой поэтессы Эллины Удальцовой.

Тяжелейшую утрату организация понесла, потеряв брата А.Т. Твардовского, писателя-мемуариста, основателя музея – хутора «Загорье» Ивана Трифоновича Твардовского.

Были иные утраты, так сказать, потери живых. К сожалению, из организации вышли известный на Смоленщине исследователь архивов КГБ Николай Илькевич и поэт Николай Сухарев.

С 2001 года организация выпускает ежегодный литературно-художественный альманах «Под часами», который явился перевоплощением выпускаемого до этого журнала «Годы». В альманахе принимают участие не только смоленские писатели. На его страницах публиковались такие известные русские поэты, как Бахыт Кенжиев, Владимир Коробов, Людмила Абаева и Анатолий Кобенков. С 2007 года при альманахе издается библиотечка, за год выпущено четыре книги стихов: Ивановой, Капитанова, А. Макаренкова и Хатилина.

Сегодня в составе нашей организации 25 человек. Перечислим всех поимённо, не боясь повтора имён в таком малом объёме текста. Вадим Баевский, Олег Ермаков, Вера Звездаева, Раиса Ипатова, Вилен Сальковский, Леонид Кузьмин, Вера Иванова, Иосиф Хатилин, Зеан Каган, Владимир Лавров, Елена Орлова, Василий Савченков, Сергей Жбанков, Александр Макаренков, Виктор Бобков-Тесновский, Геннадий Пастухов, Сергей Жарков, Евгений Богданов, Сергей Капитанов, Александр Лучин, Александр Борохов, Андрей Панисяк. О каждом из них и их творчестве можно сказать много хороших слов. А лучше всего, конечно, читать наши книги.

Размещенные на сайте Центральной универсальной библиотеки им. А.Т. Твардовского сведения о смоленских писателях и их произведения не являются окончательными, поскольку по техническим причинам организации пока не удалось «перевести» в электронный формат большое количество книг наших писателей, по крайней мере, в необходимом и равноценном для всех объеме.

По мере сил мы будем пополнять сайт новыми сведениями и материалами.

1-й секретарь Смоленского регионального отделения

Союза российских писателей

Владимир Макаренков