Как научиться играть на гитаре: подробное руководство для самых самостоятельных. Краткий самоучитель игры на гитаре

По какой то причине другие сайты просто игнорируют эту тему, но она является не менее важной, чем техника игры, приемы и т.д. Я постараюсь наиболее доступно объяснить принцип настройки.
Существуют различные варианты настройки. Я лично использую два-три. Наиболее простой и целесообразный - настройка первой струны, самой тонкой, а затем всех остальных. Гитару лучше всего строить под камертон, который имеет обычно звук "ля" первой октавы, - в этом случае первую струну зажимают на пятом ладу. Настроив указанную струну, все остальные затем следует зажимать также на пятом ладу, подстраивая под открытую соседнюю, более тонкую струну. Исключением будет третья струна, которую нужно прижать на 4-м ладу. Данное правило стоит запомнить сразу.
Но может возникнуть вопрос:" А если нет камертона?" Конечно, имеются альтернативные способы извлечь "ля". Способ первый: что такое "ля"? Это 440 колебаний в секунду. Следовательно, обладая навыками программирования, можно написать программу, ну, предположим, в Basic"е. Либо настроив некий прибор на данную частоту. Сложно? Возможна настройка по пианино. Тогда первую струну лучше строить под звук "ми" первой октавы(струна не прижата,открыта). Нет пианино? Ну, тогда советую воспользоваться телефоном. Просто поднимите трубку и стройте (как по камертону) первую на пятом, а дальше по изученной схеме. Но также следует помнить, что звук в телефоне примерно 400 колебаний в секунду, следовательно, струну нужно чуть "перетянуть". Но мне кажется, что лучше купить камертон, он не такой уж и дорогой.
Остальные способы хороши для более точной настройки. Вот два из них.
Свойства гитары Вы изучите потом, так что поверить придется на слово. Настроив по первому способу, проверьте себя:
Третья струна на девятом ладу звучит как первая открытая,
4-я на девятом - как вторая открытая,
5-я на десятом - как третья открытая,
6-я на десятом - как четвертая открытая.
Восможно проверить флажолетами:
первая на седьмом = вторая на пятом,
третья на седьмом = четвертая на пятом,
четвертая на седьмом = пятая на пятом,
пятая на седьмом = шестая на пятом.
Не стоит расстраиваться, если сразу настроить не получается, со временем все доведется до автоматизма.

Длительность нот

Самая длинная нота - целая, которая дробится на более короткие длительности. Изучите по приведенной таблице соотношение длительностей.

Звукоряд гитары.

В приведенной таблице в кружочках обозначены струны, на которых следует играть данные ноты (находятся слева). Вверху (над грифом гитары) номера ладов. И соответственно на пересечении столбцов (струна-лад) вы найдете искомую ноту.
Выглядит страшно, но не стоит пугаться! Просто играйте. Сначала совсем простое, затем по нарастающей. И Вы сами не заметите, как выучите эту таблицу.

Знаки альтерации.

Полутон.Тон

Полутон - ближайшее, наименьшее по высоте расстояние между звуками. На грифе гитары полутоны определяются металлическими пластинками(ладами): любой лад дает полутон вверх (движение пальца по струне к низу) или вниз (на лад вверх). Т.е. если мы дернем первую струну, а затем прижмем ее на первом ладу, то повысим звук на полутон.
Тон - это расстояние в два лада.
Повысить или понизить звук на полутон или тон можно, применив специальные знаки альтерации.

Знаки альтерации

- диез (знак повышения ноты на полутон)
- бемоль (знак понижения ноты на полутон)
- бекар (знак, предписывающий возвращение к основному звуку)

Основные виды динамики.

ppp - пиано-пианиссимо(черезвычайно тихо);
pp - пианиссимо(очень тихо);
p - пиано(тихо);
mf - меццо-форте(средне);
f - форте(громко);
ff - фортиссимо(очень громко);
fff - форте-фортиссимо(черезвычайно громко);
< - крещендо(постепенное нарастание силы звучания);
> - диминуэндо(постепенное ослабление силы звучания).

Ноты/табы-что это?

Теперь стоит разобраться, что такое эти самые табы? Наиболее точно можно сказать, что табы - это упрощенная запись нотного материала. Давайте посмотрим, в чем же эта простота.
Первое, перед нами уже не нотный стан, а обозначение шести струн. Следовательно, нот мы тоже не увидим. Давайте взглянем все на тот же отрывок песни группы "Metallica"

Перед нами шесть линий, которые символизируют шесть струн гитары(самая верхняя линия соответствует самой тонкой струне, а нижняя соответственно - самой толстой).
Дальше мы видим цифры. Они обозначают номера ладов, на которых(в зависимости от номера линии, т.е. струны) нужно зажимать ту или иную струну.
Если цыфры расположены строго друг под другом, то данный фрагмент играют аккордом, т.е. все эти струны должны звучать одновременно. В противном случае - перебором.
Под каждой цифрой мы видим, перекочевавшие из нотной записи, длительность звучания струны. Более подробно об остальных обозначениях читайте в рубрике

Игра пальцами.

Необходимо для начала установить локтевой сгиб правой руки на ребре обечейке и "сбросить" кисть над голосником (отверстием в корпусе).В этом месте кузова гитары звуки получаются мягкими, густыми и не очень громкими. Над розеткой(в нижней ее части) звуки громкие, у подставки - очень громкие, с резковатым звучанием. Перемещение кисти имеет очень большое значение, поскольку позволит достигнуть большей выразительности при исполнении музыкальных произведений.

Скольжение (Slide)

Скольжение (глиссандо) - искусственное скольжение вдоль струн вверх и вниз по грифу пальцами левой (иногда и правой) руки. "Скольжение" достигается за счет плавного скольжения пальцев по струнам, во время которого пальцы воспроизводят звуки на ладах.

Hammer и Pull(легатто)

Эта техника часто используется в блюз-роковой музыке. Ниже указаны основные приемы этой техники:
  • указательный палец берет ноту как обычно, а другой палец резко бьет эту же струну на одном из ладов, расположенных выше(этот прием - hammer);
  • сначала звучит вторая нота из предыдущего способа, затем другой палец снимается и звучит нота, взятая указательным пальцем;
  • повтор 1-го или 2-го способа на двух нотах дает продолжительное легатное звучание(трель) и обозначается Tr .

Бенды

Бенд (Bend) (подтяжка) - один из основных приемов электрогитарной техники. Суть его состоит в движении прижатой к грифу струны поперек грифа, то есть перпендикулярно линии грифа. Во время такого движения высота звучания плавно изменяется и нота становиться выше.
Различают:

  • полутоновый бенд(обозначается 1/2) - струна должна звучать на полтона(на один лад)выше.
  • тоновый бенд(обозначается 1 или "Full") - струна звучит на тон (на 2 лада)выше.
  • полуторотоновой бенд(обозн.1 1/2) - струна звучит на полтора(на 3 лада)выше.
  • микробенд(обозн.1/4) - труна слегка подтягивается, звук чуть повышает свое звучание(приблизительно 1/4 тона).
При исполнении бендов очень важно "не промахнуться" и подтянуть именно на столько на сколько нужно, а не ниже и не выше - потому как иначе это не красиво слушается. При бенде приходится полагаться на собственный слух и по этому стоит проверять себя. Возьмите струну, зажатую на седьмом ладу, затем сделайте "Full" бенд, затем зажмите ту же струну на 2 лада выше, т.е. на 9 ладу. Теперь сравните звучание на 9 ладу со звучанием Вашего бенда. Поначалу стоит делать эту проверку, пока Вы не почувствуете, что бенды "звучат". Бенды также можно делать на аккордах, то есть на нескольких струнах одновременно - обычно на двух, (например, первую струну зажать на 11 ладу и вторую на 10 ладу - после чего ударить медиатором и одновременно обе ноты подтянуть). Одной из разновидностей аккордного бенда является прием когда из всех прижатых струн подтягивается только одна. К такого рода бендам относятся унисонные бенды. Зажимается первая струна на 8 ладу, а вторая на 11 ладу. Потом по этим струнам ударяется медиатор, первая струна стоит на месте, а вторая подтягивается на один тон, пока не начинает звучать как вторая на 13 ладу, то есть в унисон с первой на 8 ладу. Чаще всего бенды выполняются безымянным пальцем, при этом указательный и средний тоже принимают участие в бенде, зажимая также струну на предыдущих безымянному пальцу ладах. Таким образом, струна тянется совместными усилиями трех пальцев. Легче всего струны тянутся где-то в середине грифа, то есть в районе 12 ладов.

Вибрато

Любое движение струны после извлечения ноты изменяет характер звучания. Вибрато - это дрожание пальца на струне, изменяющее звук. Эта осцилляция едва заметна, особенно если сравнивать ее с бендом, где струна заметно двигается поперек грифа (вдоль лада).
Существуют два популярных способа вибрато. Первый получается при движении самого пальца и часто его называют трелью. Во втором случае вибрацию дает движение кисти. Индивидуальный стиль музыканта выражается его вибрато.
Би Би Кинг говорит, что он потратил много времени на то, чтобы его вибрато стало его фирменным приемом. Вибрато оттачивается обычно после того, как музыкант освоит основные технические приемы, и сможет сосредоточиться на более тонких деталях. Джони Винтер говорит:"Я могу сказать, нравится ли мне чей-то стиль, лишь после того, как послушаю его вибрато в течение 10 секунд". 2006-07-25 01:42:48,

Для большинства из нас акустическая гитара стала настоящим проводником в увлекательный мир гитар и музыки в целом. Многие молодые музыканты сначала некоторое время учатся на акустике, а потом покупают более дорогие электрогитару и усилитель, пока другие становятся поклонниками акустической гитары на всю жизнь. В любом случае, познание основ игры на акустике может быть очень полезным. Ниже описаны 15 ключевых терминов и техник игры на гитаре, которые первым делом понадобятся новичкам.

1. Бой

Игра боем – это основа основ, то, чему нужно учиться с самого начала. Играть боем – значит ударять медиатором или пальцами сразу по всем струнам одновременно для получения полного звука, который отлично подходит для ритм-партий. Чтобы сыграть аккорд, зажмите струны на правильных ладах, а другой рукой ударяйте по струнам.

Наиболее распространённый вид боя – удар медиатором вниз. Ударяйте по струнам так, чтобы ваша рука двигалась вниз к полу. Когда ваша рука возвращается в исходную позицию наверх, струны можно тоже задействовать. В большинстве случаев под игрой боем подразумевается чередование ударов по струнам вниз и вверх.

2. Синкопированный бой

Теперь, когда вы освоили обычный бой, перейдём к следующему шагу. Синкопированные звуки – это то, что частенько ставит гитаристов новичков в тупик, особенно тех, кто не интересуется музыкальной теорией. Однако здесь нет ничего сложного. Касаемо гитары, синкопа – это игра, при которой доминируют удары по струнам по направлению вверх.

Как уже упоминалось, игра боем обычно представляет из себя чередование ударов по струнам по направлению вниз и вверх. В большинстве песен вы ударяете по струнам вниз на сильной доле, а вверх – на слабой (то есть на подготовительном моменте к сильной доле).

Во время синкопированного боя игра по направлению вверх либо громче игры вниз, либо некоторые удары вниз пропускаются. Таким образом, в исполняемой композиции получается чередование между игрой с сильной доли и игрой со слабой доли.

3. Смена аккордов

Одной из первых вещей, которой следует научиться начинающему гитаристу, является смена аккордов. Для многих людей, не умеющих играть, перейти с открытого аккорда G на открытый аккорд C является настоящей проблемой. Самым эффективным способом отработки смены аккордов является многократное повторение движения. Поэтому следует выделить некоторое время для ежедневных тренировок.

Есть несколько советов, которые помогут вам быстрее научиться переходить с одного аккорда на другой. Для любого аккорда важной составляющей является правильная постановка пальцев. Это гарантирует оптимальное положение пальцев для быстрого перехода на другой аккорд. Если, ставя аккорд, вы зажимаете струны не теми пальцами, какими положено, это создаст вам много проблем в дальнейшем.

4. Арпеджо

Арпеджо – это когда вы играете отдельные ноты аккорда одну за другой, а не вместе, как в игре боем. Это способствует тому, что при зажиме всего одного аккорда получается довольно эффектная и сочная игра. Для примера послушайте знаменитые треки, в которых очень много арпеджо: "House Of The Rising Sun" от коллектива The Animals или "Stairway To Heaven" от Led Zeppelin.

5. Перебор

Перебор – это когда для игры вы используете свои пальцы, вместо того чтобы играть с помощью обычного пластикового медиатора. Такой стиль позволяет создавать сложные и интересные комбинации звуков, используя при этом простейшие аккорды. Искусство заключается в том, чтобы выбрать порядок пальцев во время перебора.

К счастью, есть метод, с помощью которого весь процесс игры перебором можно существенно упростить. Большим пальцем следует играть все ноты на шестой, пятой и четвёртой струнах. Независимо от того, какой аккорд вы зажали, большой палец всегда должен отвечать только за эти струны. Указательным, средним и безымянным пальцами вы перебираете оставшиеся третью, вторую и первую струны соответственно.

Это отличный способ научиться играть перебором. Именно таким образом вы будете играть в 90 процентах случаев использования стиля «Перебор». Если вы хотите овладеть этим стилем в совершенстве, учитесь у таких мастеров, как Jeff Beck и Mark Knopfler.

6. Натуральные гармоники

Всякий раз, когда вы играете какую-либо ноту на гитаре, вы слышите определённую высоту тона – звук, который можно идентифицировать с той или иной нотой. Гармоника – это часть звуковой волны, которую генерирует каждая нота. Все ноты производят серии едва заметных отклонений от основного тона, которые называются обертонами, потому что они выше основного тона. Поэтому гармоникой называется основной тон плюс обертоны.

Знайте, что гармоники можно использовать в своём музыкальном творчестве в качестве творческого приёма. Самым простым способом извлечения обертона является флажолет.

Слегка коснитесь пальцем любой струны прямо над порожком двенадцатого лада и дёрните её. Только не давите на струну, а просто касайтесь. Таким образом вы извлечёте обертон в виде глуховатого звука, отдалённо напоминающего тембр флейты.

Тот же приём можно использовать на пятом и седьмом ладах.

7. Баррэ

Баррэ – это приём игры на гитаре, когда указательный палец зажимает две и более струн на одном ладу одновременно. Научившись ставить баррэ, вы сможете быстро выучить множество аккордов, просто передвигая руку с поставленными в одной и той же позиции пальцами по грифу, не меняя постановку. В то же время эти движения могут стать серьёзным вызовом для начинающего гитариста, поскольку такие манипуляции требуют, чтобы левая рука была развита.

На практике, чтобы освоить этот приём и уверенно ставить баррэ, большинству новичков требуется несколько месяцев. Вам следует принять этот факт и не унывать, когда сперва ничего не будет получаться. Полное баррэ также можно построить, используя частичные баррэ, когда надо зажимать две или три струны вместо шести. Песня Джека Джонсона "Flake" является отличным примером, с которого можно начать обучение этому приёму.

8. Частичное баррэ

Большинство гитаристов поначалу испытывает трудности с полным баррэ, потому что необходимо время на разработку руки, чтобы смочь зажимать указательным пальцем все шесть струн. Вы можете немного облегчить себе жизнь, играя частичные баррэ, то есть зажимая две или три струны, а не шесть.

Частичные баррэ помогут вам привыкнуть к зажиманию нескольких струн одновременно. Позже вы сможете перейти уже к полноценному баррэ.

9. Настройка гитары

Одной из главных вещей, которой нужно научиться новичку, является настройка инструмента. Настройка подразумевает регулирование натяжения струн вашей гитары при помощи колков, чтобы каждая давала верную ноту. Если ваша гитара не настроена, всё, что вы играете, будет звучать ужасно, даже при условии, что вы идеально ставите все аккорды. Просто каждая отдельная струна будет выдавать не ту ноту.

В идеале хорошо бы приобрести электронный тюнер, с помощью которого вы сможете настроить инструмент с большой точностью.

Строй Drop D, пожалуй, является наиболее простым гитарным строем, отличным от стандартного. Гитаристы используют его для того, чтобы разнообразить своё творчество и воплотить те или иные музыкальные идеи. От обычного строя Drop D отличается тем, что шестая струна понижается на один тон – с E на D. Такой строй хорошо подходит, если вам часто требуется играть power-аккорды, характерные для стилей хард-рок и хеви-метал.

10. Тактовые размеры 4/4 и 3/4

Практически вся рок- и поп-музыка играется в размере 4/4. Это означает, что музыкальное пульсирование повторяется группами по четыре доли, и, чтобы держать ритм, следует постоянно считать до четырёх. Мы не будем здесь слишком глубоко уходить в теорию музыки. Этого и не нужно, большинство людей легко понимают размер 4/4 на слух. Например, на концертах зрители сами начинают хлопать вместе с песней в 4/4. Это действительно очень распространённый тактовый размер.

Однако 4/4 – не единственный существующий тактовый размер. Довольно популярным размером также является 3/4. Он похож на 4/4, но пульсация идёт в группах по три ноты, то есть следует считать до трёх. Таким образом, цифра "3" в 3/4 говорит, что нужно считать до трёх, а "4" в 3/4 говорит о том, что надо играть четвертные ноты. То есть в размере 3/4 требуется три раза сыграть четвертную ноту.

Понимаем, что в теории это звучит суховато, но правда в том, что для гитаристов это открывает целый ряд отличных шаблонов игры. В качестве примера послушайте песню The Beatles "Lucy in the Sky With Diamonds" – она играется в 3/4.

11. Тактовый размер 6/8

Очень важной вещью, которой следует научиться новичку, является умение играть на гитаре в разных размерах. Тактовый размер даёт основную информацию о ритме музыки, каждый размер имеет свой собственный ритмический рисунок.

6/8 очень сильно отличается от 4/4, но определяется по тем же правилам. Верхняя цифра говорит о том, что в каждом такте надо сыграть 6 нот, а нижняя говорит, какой длительности эти ноты. В данном случае это восьмые. То есть восьмых нот надо сыграть шесть раз в каждом такте. Чтобы сыграть в 6/8, зажмите любой аккорд, считайте до шести и ударяйте по струнам по направлению вниз на каждый счёт.

Часто в 6/8 первая и четвёртая доля играется немного громче остальных. Это может помочь вам почувствовать ритм 6/8. Для примера послушайте песню "Golden Brown" группы The Stranglers, которая играется в 6/8.

12. Мелодический перебор

Найдите несколько простых мелодий, которые можно играть перебором. Это полезно, особенно если вы ещё не достаточно развили руку, чтобы ставить аккорды и быстро менять их. Мелодии часто бывают простенькими, но некоторые действительно сложные, они развиваются и расширяются на протяжении композиции.

Когда дело доходит до игры мелодии перебором на гитаре, лучше всего использовать указательный и средний пальцы. У большинства людей это самые сильные и ловкие пальцы, они обеспечивают оптимальный контроль. Играя указательным и средним пальцами, вы можете развить большую скорость. Игра гитариста Andy Fairweather Low в песне Эрика Клэптона "Tears In Heaven" является отличным примером игры пальцами.

13. Стаккато

Стаккато – это приём игры на гитаре, характеризующийся отрывистой игрой, звуки отделяются друг от друга короткими паузами. На нотном листе стаккато обозначается точками над или под нотами у их головок. Существует два основных способа игры в стиле стаккато на гитаре: глушение правой рукой и глушение левой рукой (здесь и ниже говорим о гитаристах-правшах). Оба способа подразумевают глушение струн сразу после удара по ним.

В первом случае нужно глушить струны правой ударной рукой, положив её на струны возле бриджа. Во втором случае, чтобы заглушить струны левой рукой, просто перестаньте зажимать аккорд, при этом сохраняя контакт со струнами.

Стаккато – это не какая-нибудь гламурная техника, но важная часть вашего стиля игры. Много отличных песен было сделано с использованием стаккато. "London Calling" группы The Clash полностью играется в стаккато, Синистер Гейтс добавляет стаккато к перебору во вступлении к "Buried Alive", BB King использует этот приём для акцентирования своего экспрессивного стиля.

Ещё хороший способ для создания эффекта стаккато – глушить струны правой рукой прямо возле самого бриджа. Это двухступенчатый процесс: удар по струнам, глушение. Несколько круговое бьющее по струнам движение идёт главным образом от запястья и лишь немного от локтя.

14. Открытые аккорды

Открытые аккорды – это одна из первых вещей, которой учатся начинающие гитаристы. Они называются открытыми, так как включают незажатые (открытые) струны. C, A, E и D являются, наверное, самыми распространёнными из них. После того, как вы освоите эти аккорды, можно приступать к более сложным звукам.

15. Ведение басовой линии

Ведение басовой линии относится к типу игры боем, когда на одном аккорде вы играете несколько разных нот на шестой, пятой, четвёртой струнах. Приём часто используется в кантри-музыке, хотя также распространён и в других стилях.

Есть несколько способов, чтобы сделать альтернативную басовую линию. Самый простой метод – по очереди играть две самые низкие ноты аккорда. Это гарантирует то, что все ноты аккорда будут сыграны. В аккорде A лучше всего чередовать открытую пятую струну (ноту Ля) и открытую шестую струну (ноту Ми). Потренируйтесь вести басовую линию на этом аккорде, это проще всего.


Урок №3.
Урок №4.
Урок №5.
Урок №6.
Урок №7.
Урок №8.
Урок №9.
Урок №10.
Урок №11.
Урок №12.
Урок №13.
Урок №14.
Урок №15.
Урок №16.
Урок №17.
Урок №18.
Урок №19.
Урок №20.
Урок №21.
Урок №22.
Урок №23.
Урок №24.
Урок №25.
Урок №26.
Урок №27.

Полезные статьи:

Самоучитель игры на гитаре основан на личном профессиональном опыте и представляет собой два раздела: «Полезные статьи» и «Уроки игры на гитаре». Уроки игры на гитаре для начинающих гитаристов представлены статьями с постепенной градацией от простого материала к более сложному. Именно для желающих в большей или меньшей степени овладеть инструментом за определённый срок при минимальном знании теории музыки предназначается этот самоучитель. Теория даётся только тогда, когда появляется определённый опыт владения инструментом на уровне аккомпанемента при условии желания постичь секреты мастерства гитарной техники и сольных исполнений. Первые три урока являются вводными и несут в себе информацию об истории гитары, её строении и как правильно настраивать гитару. Четвёртый урок представлен в виде аккордов для гитары для начинающих и двух песен группы «Кино» основанных на четырёх простых аккордах. Как играть бой на гитаре Вы узнаете из пятого урока, в котором говорится о сильных и слабых долях как основе боя на гитаре, а так же приводятся примеры не сложных вариантов гитарного боя. Нельзя не отметить, что дальнейшее обучение на гитаре без знания нот на грифе инструмента является малоэффективным и потому таблица с расположением нот на гитаре представлена в полном виде в статье урока №6. Только после этого урока переборы на гитаре для начинающих в седьмом уроке просты и понятны для исполнения, так же в уроке №7 представлена постановка правой руки. Три следующих урока представляют собой красивые короткие пьесы, которые можно выучить без знания теории музыки пользуясь только сокращённой таблицей нот на грифе гитары. В каждом из этих уроков для наглядности представлены сокращённые таблицы расположения нот на грифе. В основе уроков лежат уже знакомые переборы на гитаре урока №7, где они показаны на открытых струнах инструмента.

В разделе «Полезные статьи» самоучителя на гитаре много нужной информации по вопросам, не вошедшим в раздел «Уроки игры на гитаре». Широко представлены статьи о том, как правильно выбрать акустическую гитару с подробным описанием всего процесса выбора. Уделено отдельное внимание такому вопросу как выбор струн для начинающих, и так же на какой гитаре остановить свой выбор новичку. Представленная таблица аккордов для шестиструнной гитары даёт наиболее полное представление об аккордах, исполняемых на первых ладах грифа гитары, что удобно как для начинающих гитаристов, так и для имеющих определённый опыт владения инструментом. В этом разделе самоучителя так же сделан акцент на то, как правильно заниматься на гитаре. В какие часы лучше усваивается новый материал и сколько времени надо уделять инструменту, чтобы добиться максимального успеха в овладении гитарой. Самоучитель представлен так же статьёй «Как читать аккорды для гитары» где подробно рассказывается о всевозможных вариантах написаний и схематических изображений аккордов с последующей ссылкой на статью «Как читать табулатуры для гитары», которая, которая является дополнением к предыдущему материалу и дающая более полное представление о возможных написаниях аккордов.

Если воспринимать эту фразу буквально, то, с одной стороны, ответ на этот вопрос — простейший, а с другой — риторический, поскольку сам вопрос очень некорректный. Действительно, как играть на гитаре, наверное, все прекрасно знают: одна рука зажимает лады на грифе, другая — извлекает звук со стороны барабана гитары. И вот тут уже возникает множество новых вопросов, самые популярные из которых я попытаюсь осветить в данной статье.

Чтобы создать более понятную атмосферу, я буду описывать элементы гитарной игры поэтапно. Давайте предположим, что у вас в руках сейчас находится гитара, и вы очень хотите что-нибудь сыграть, но не имеете ни теоретических знаний, ни практических навыков. Это можно исправить, если понять и отработать основные принципы игры.

Итак, вы взяли гитару, левую руку (если человек правша, для левшей — правую) положили на гриф, правую — на струны.

Барабан гитары упирается вам в бедро. С положением разобрались. Теперь нужно понять, как работает каждая из рук. Начнем с левой. Пальцы левой руки зажимают определенные струны на определенных ладах, в зависимости от произведения, которое исполняется музыкантом.

К примеру, если играется какая-нибудь дворовая песня, то чаще всего на грифе зажимаются аккорды, т.е. стандартные позиции пальцев для каждого аккорда (для наилучшего понимания советую посмотреть на тему аккордов).

Если играется классическое произведение, то пальцы выбирают всегда разные положения на ладах, в зависимости от нужной ноты. Также пальцы левой руки могут придавать красочность игры за счет добавления ими разных эффектов звучания.

Теперь перейдем к функциям правой руки (для левшей — левой). Эта рука извлекает звук различными способами. Давайте рассмотрим основные из них:

  • Бой. Этот вид игры заключается в ударе по струнам вниз и вверх, соблюдая определенный алгоритм действий. Бой может быть стандартный, или же лично придуманный. Бой может содержать различные дополнительные элементы, такие как пауза, приглушка, веер (элемент из испанских боев) и многие другие. Для примера разберем самый популярный гитарный бой — эстрадный, в народе же его именуют «шестеркой», в данной ситуации с приглушкой.Итак, схема игры такая: удар по струнам вниз два раза (после второго удара глушим струны), два раза вверх, потом снова вниз с приглушкой и завершаем ударом вверх. Получается шесть ударов по струнам за один цикл. Чаще всего этот бой обозначают двумя способами: «вн-вн*-вв-вв-вн*-вв» или «VV*^^V*^» , где * — приглушка. Этим боем играются многие дворовые, армейский и эстрадные песни. Видеоурок на тему боя можно посмотреть вот по .
  • Перебор. Перебором называется последовательное перебирание струн в зависимости от вида перебора. Существуют разные виды переборов: простой, сложносокращенный, сложный и так далее. Наиболее сложный способ перебирать струны — соло, где последовательность извлечения звука совершенно нестандартна.Рассмотрим пример одного из самых популярных переборов, именуемый «сложным» перебором или перебором «восьмерка». Последовательность струн следующая: начинает каждый цикл басовая струна (4-я, 5-я или 6-я), затем по очереди идут третья, вторая, третья, первая, третья, вторая, и снова третья. В народе этот перебор изображается так: «Б-3−2−3−1−3−2−3» .Что касается басовой струны, то здесь учитывается непосредственно аккорд. Например, для аккорда Am басовая струна — 5-я, для Dm — 4-я, для акорда E — 6-ая. На рисунке 1 изображены басовые струны основных аккордов, а по мере изучения, думаю, вы без труда найдете и остальные. Видео о том, как играть перебор на гитаре, можно посмотреть .

Рис 1. Басовые струны основных аккордов

  • Щипок. Этот элемент игры является чем-то средним между боем и перебором. Суть его заключается в одновременно извлечении звука сразу из трех струн: 1-й, 2−1 и 3-й, т.е. эти струны дергаются одновременно указательным, средним и безымянным пальцем — соответственно. Существует два самых распространенных видов щипка: вальсовый и, так называемый, «блатной».Дабы не делать выбор в данной ситуации, разберем оба этих вида. Разница между ними заключается в том, что при вальсовом щипке после баса три первых струны дергаются два раза, при блатном — один. Изобразим оба варианта так, как их принято указывать в народе: «Б-321−321» и «Б-321» — соответственно. По можно посмотреть видеоурок на тему этого способа извлечения звука.

Это были основные приемы. Также встречаются случаи, когда эти способы комбинируются.

Извлечь звук при помощи вышеописанных методов (за исключением щипка) можно либо пальцами, либо медиатором (пластмассовый прибор округлой треугольной формы). Стоит отметить, что играть пальцами гораздо проще, поскольку навык игры медиатором нужно еще приобрести в ходе обучения. Преимущества медиатора в том, что звук становится громче и чище (естественно при правильном его использовании).

Я специально расписал все действия максимально детально, чтобы ни у кого не возникло вопросов по технике и принципам игры на гитаре. Теперь вы, зная минимальную теоретическую базу, можете без труда начать обучаться игре на гитаре самостоятельно, а в этом вам помогут видеокурсы игры на и гитарах на сайте .

Переходя от теоретической подготовки начинающих гитаристов, хотелось бы обратить особое внимание на не менее важную деталь в обучении, которую будем называть барьером игры на гитаре. Во избежание сложных понятий и непонятных описаний, я выделю два основных барьера: физический и психологический. Думаю, необходимо подробно остановиться на каждом из них.

Под физическим барьером, препятствующим игре на гитаре, понимаются различного вида неудобства и болевые ощущения (звучит странно, но это факт) в период привыкания к инструменту. Естественно, по мере адаптации и, естественно, с набором необходимой практики, данный барьер будет стремительно идти к уменьшению, пока вовсе не исчезнет. А пока что эта проблема очень актуальна, поэтому разобьем вышеуказанное препятствие для новичков на несколько тематических блоков:

Неудобство

Для многих людей само положение гитары на бедре является источником дискомфорта. Барабан гитары начинает давить на бедро, что может вызвать неприятность в процессе игры. Решением такой проблемы может послужить возврат к истокам обучения, а конкретно, к посадке гитариста. Скорее всего, ваша ошибка именно в ней, поскольку барабан гитары идеально адаптирован для игры на ней.

Усталость

В отличие от первой проблемы, данная ситуация имеет место быть гораздо чаще. Касается это, прежде всего, правой руки (для правшей). При любом варианте игры рука в районе запястья начинает уставать и это отрицательно сказывается не только на качестве звукоизвлечения, но и искажает сам ритмический рисунок игры. Решением такой проблемы могут послужить только тренировки. Не нужно прибегать к посторонним способам (работа над выносливостью рук вне гитарного искусства). Как говорится, клин клином вышибают, поэтому, чем чаще вы будете позволять руке уставать, тем быстрее эта усталость сойдет на «нет».

Боль

Это самый важный и сложный компонент физического барьера. С ним, скорее всего, сталкиваются абсолютно все гитаристы в период изучения гитарного ремесла. Причем для каждой из рук имеется «своя боль». Начну с наименее болезненной руки — правой.

Основным эпицентром болевых ощущений правой руки являются струны, которые могут повредить ногти и пальцы. Первые струны гитары довольно тонкие, поэтому получить порез кожи или ногтя — дело пустяковое. Например, играя быстрый ритм, можно наделать заусенцев на ногтях, или, играя перебором, порезать пальцы. Во избежание этих неприятных ситуация дам пару советов: подстригайте ногти вовремя, не допуская их чрезмерного вырастания (это касается не только правой руки. Большие ногти также являются помехой при зажатии струн левой рукой) ; не торопитесь дергать струны в желаемом темпе, лучше отработайте нужную тактику медленно, а после просто наращивайте темп; следите за состоянием струн на своем инструменте, поскольку к травмам приводят не только ошибки начинающих гитаристов, но и дефекты гитарных составляющих.

В дополнение к информации о ногтях хочу отметить, что многие гитаристы подстригают все ногти, кроме одного — ногтя на большом пальце правой руки (опять же для правшей). Длинный ноготь нужен им для получения звука из басовых струн, выполняя некий «эффект медиатора».

Что касается левой руки, то тут ситуация серьезнее. Начну, наверное, с мозолей на подушечках пальцев. У начинающих гитаристов пальцы не адаптированы к струнам, поэтому с каждым зажатие кожа на пальцах будет разбухать, создавая неприятные болевые ощущения. Так может продолжаться разное количество времени: от недели до нескольких месяцев, в зависимости от природной регенерации кожи. В итоге подушечки пальцев огрубеют и станут жесткими. Признаться честно, гитариста без труда можно узнать по пальцам.

Приведу пример из жизни: во время прохождения медицинского обследования кровь я сдавал из безымянного пальца не привычной левой руки, а правой. Медсестра, увидев пальцы левой руки, сразу догадалась о моем музыкальном увлечении и сказала, что такую кожу очень тяжело пробить, а забрать кровь — тем более. Поэтому в медицинских учреждениях в кабинете забора крови люди делятся на тех, кто сдает кровь из правой руки и гитаристов. Это, конечно, все лирика, а вот к мозолям на пальцах нужно отнестись серьезно, поскольку это неотъемлемая часть становления гитариста. Помимо мозолей, существуют боли в запястье левой руки при зажатии закрытых аккордов (баррэ).

Дело в том, что баррэ-аккорды представляют собой частое использование сразу всем пальцев на одну позицию, причем большую нагрузку получает большой палец, прижимающий остальные пальцы к грифу. Отсюда и вытекают болевые ощущения, ведь не у всех суставы сразу могут выдержать такую нагрузку. Признаюсь, за четыре года игры у меня до сих пор иногда бывают такие ощущения при долгой игре на баррэ. Проблема, конечно, кроется в поврежденном в ходе спортивных тренировок запястье, но это не отменяется тот факт, что у здорового человека не может быть такой проблемы. Лучшее лечение таких болей — опять же тренировки и забота о своей руке, ибо руки для гитариста — предмет творения

Описанные выше физические барьеры являются своего рода испытанием в период приобретения гитарных навыков, преодолеть которые должны все, кто хочет развивать свое мастерство.

Что касается психологических барьеров, то тут я хотел бы выделить две основных проблемы: «путаница» и сдержанность.

Путаница

Она возникает на начальных этапах, когда приемы игры еще не отработаны до автоматизма, и очень часто происходят сбои ритмических рисунков или неправильные постановки аккордов. Данная проблема не является дефектом отдельного человека, повторюсь, это связь между началом игры и ее идеалом. Путаница не является поводом к негативным представлениям о своей игре или музыкальном инструменте, это всего лишь временной период, который нужно преодолеть.

Сдержанность

Это важнейший элемент не только в плане игры на гитаре, но и в любом деле. Просто, изучая что-то наступают моменты, когда в голове возникают мысли типа «это не мое», «я не смогу», «это нереально» и т.д. Для разбавления этих пафосных идей опишу пример из жизни. Для меня было проблемой взять баррэ. Дело заключалось не в отсутствии практики, не в болевых ощущениях, а просто — не получалось. Месяц я убил на то, чтобы каждый день понимать, что баррэ я так и не взял, пока в один прекрасный день у меня это не получилось. Сейчас для меня зажать баррэ не составляет никакого труда, однако что бы я не разучивал, по сложности, именно психологической, еще ничего не смогло сравниться с тем месяцем. Именно сдержанность помогла мне умножить свои практические знания игры на гитаре, поэтому не стоит забывать о том, что терпение обязательно поспособствуем выполнению поставленной задачи.

Итак, подведу итог вышенаписанного. В данной статье я рассказал вам о функциях обеих рук в отношении гитары, подробно описал способы извлечения звука и поведал об основных препятствиях перед начинающими гитаристами. Надеюсь, вам понравилась эта статья, и вы сделали для себя необходимый вывод. Мне остается только пожелать всем вам удачи в постижении гитарной науки..

ID в контакте: http://vk.com/id17968709

Вконтакте

Если у Вас ещё нет гитары, а есть только желание обзавестись инструментом, имейте в виду - Вам предстоит сделать нелёгкий, но, возможно, самый главный и ответственный выбор. Несмотря на обилие самых разнообразных инструментов в современных магазинах, нельзя полагаться только на Ваши финансовые возможности или на отзывчивость продавца. Лучше, если Вы можете воспользоваться советом грамотного педагога, заранее "пощупать" разные инструменты, вообще - имеете представление об инструменте, с которым Вам предстоит дружить долгие годы (возможно, всю жизнь!) Итак, выбор Вашей будущей гитары начинается с подробного внешнего осмотра. Вы должны заранее убедиться, что гитара прибыла к месту продажи без приключений и у неё нет следующих проблем: сколов лака, трещин или царапин (особенно следует обратить внимание на заднюю деку инструмента, где могут появится царапины от ремня, пуговиц и других металлических предметов одежды), пропиленных ладов, ржавых струн. Теперь можно переходить к прослушиванию инструмента. Стоит поиграть не спеша и спокойно, давая себе осознать, нравится ли вам звучание данной конкретной гитары или нет. При этом заранее хорошо бы знать, на что смотреть, что ожидать от грифа гитары и как слушать инструмент.

Электрогитара или полуакустика?

С самого начала необходимо понять, хотите ли вы полуакустическую или электрогитару. Электрогитары прочно удерживают свои позиции в области рок-музыки - хотя бы потому, что они дают меньше трудноконтролируемой обратной связи с усилителем ("заводятся"), чем их полуакустические собратья. Любители полуакустических гитар - инструментов с воздушными полостями внутри деки - ищут более качественного звучания самой древесины, нежели звукоснимателей и усилительных систем. Самая важная часть любой гитары - гриф. Это поверхность, на которой вы будете играть, та часть инструмента, которая будет входить в непосредственный контакт с Вашими руками. Ширина и толщина грифа определяют, насколько удобно Вам будет играть на данном инструменте. Любители жесткой быстрой музыки по достоинству оценят широкие и тонкие грифы. Любители классических стилей - рока и блюза - обычно предпочитают стандартные, более округлые грифы, которые хороши для игры аккордами. Также вносит свой серьезный вклад в звучание гитары материал накладки грифа, так как непосредственно накладка грифа получает вибрации от струн и передает их грифу и корпусу инструмента, или отражает эти вибрации. Если гриф прошел Ваши тесты -пора попробовать его в игре. Не стоит сразу подключать гитару к усилителю - послушайте, как звучит дерево. Поиграйте на всех ладах - от первого до последнего, обращая внимание на дребезжание струн и мертвые звуковыеточки - нечастые места на грифе, на которых из-за особенностей структуры древесины накладки ноты практически не звучат, или звучат глухо и неярко. Если обнаружатся проблемы, совершенно не обязательно, что они связаны именно с грифом - вполне возможно, что струны опущены слишком низко, и необходимо поднять струнодержатель на деке (машинку). Если высота струн нормальная и играть удобно - пора переходить к корпусу (деке) гитары.

Звучание деки.

Дека (или корпус) гитары значительно влияет на акустические свойства инструмента, которые в свою очередь, определяют звучание гитары через усилитель. Деки бывают толстые или тонкие, из мягкой или плотной древесины. Считается, что плотные, тяжелые породы древесины дают больший сустейн { sustain - англ., длительность звучания нот). Лёгкие породы древесины звучат максимально нейтрально, без приукрашивания звучания. Они больше поглощают вибрации струн, чем отражают их.

Фурнитура.

Стоит обратить внимание на следующие моменты. Все части фурнитуры должны быть лишены грязи, ржавчины и коррозии. Все части машинки не должны выглядеть игранными и потертыми. Механизмы колков должны крутиться ровно, без малейших усилий.

Струны.

На электрогитаре обычно используются металлические (стальные) струны. Это связано с использованием медиатора, с характером исполняемой музыки и т. д. Желательно, чтобы уже на стадии выбора инструмента комплект струн был готов к следующей продолжительной работе, т. е. струны должны быть в хорошем состоянии, весь аккорд настроен.

ПОДКЛЮЧЕНИЕ К ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ :

Настало время включить в гитару шнур и послушать, как она звучит через усилитель. Первым делом нужно послушать, как звучит инструмент на каждом звукоснимателе в отдельности, и правильно ли работают ручки громкости и тона. Наиболее распространёнными являются гитары с двумя звукоснимателями. Один их них расположен около машинки - он имеет яркое звучание и на нём обычно играют ритм-партии. Другой устанавливается ближе к грифу - на нём обычно играют соло-партии с более мягким и поющим звуком. Также обязательно проверьте работу переключателя (тумблера) и гнезда, в которое включается шнур, о процессе проверки воткните шнур из гитары прямо в усилитель (комбо), не включая в цепь источники эффектов. Прослушайте каждый звукосниматель по отдельности и в комбинации с другими.

Усилитель.

Наиболее популярным является так называемый "комбик" (комбоусили-тель) - устройство, совмещающее в одном корпусе и динамик, и устройства звуковых эффектов. Эффекты, в свою очередь, делятся на 2 основные группы. Первая имитирует звуковое "эхо" - как бы естественный резонанс большой аудитории - это ревербератор, дилэй, хорус. Вторая группа создаёт специфический "роковый" гитарный звук, (" goodguitartone "), который связан с "правильными" нелинейными, частотными и другими искажениями сигнала электрогитары. Это фуз ( fuzz ), овердрайв ( overdriver ), сустэйн ( sustain ), дис-торшн ( distortion ), гранок ( grunge ).

Шнуры.

Это - та самая мелочь, от которой зависит очень многое. Старайтесь, чтобы шнуры, разъёмы и пр. были всегда у Вас в полном порядке, т. е. по возможности лучшего качества и в режиме неусыпной заботы - по возможности (и необходимости) не надо их топтать, проверять на сырость и влагу, давать запутываться в петли и т. д.

устройство гитары

Во всех гитарах - акустических, полуакустических, электрических с цельным корпусом - основные элементы одни и те же. Сейчас мы обращаем Ваше внимание на те, которые нужны Вам в первую очередь. Колки служат для натяжения струн или их ослабления до нужной высоты. На грифе располагаются пальцы при игре мелодий и аккордов. Сменные стержни вибрато на электрогитаре создают быстрые вибрации (осциллации) высоты на всех шести струнах. Адаптеры на электрогитаре воспринимают вибрацию струны и передают её на усилитель, где регуляторы тембра и громкости вместе с регуляторами усилителя воспроизводят нужные звуки. Лады, сторого говоря -это горизонтальные металлические порожки, расположенные поперёк грифа под струнами. Однако для практических целей удобней понимать под ладами пространство между порожками. Именно так это обычЦо изображают на схемах аккордов. Указатели (отметки) позиции пальцев на грифах акустических гитар обычно проставлены на третьем, пятом, седьмом и двенадцатом ладах. На электрогитарах, у которых гриф более длинный, есть дополнительные отметки позиции пальцев. Например, если схема аккорда начинается с десятого лада, Вы можете быстро найти его на гитаре, потому что это следующий лад за отметкой на девятом. Большинство современных гитар со стальными струнами снабжены также предохранительными пластинками, потому что их корпуса часто повреждаются медиаторами. Стальные струны могут быть разной толщины - начинающим по умолчанию обычно рекомендуется средняя.



НАСТРОЙКА ГИТАРЫ

Высоту звучания струны определяет её вибрация в промежутке от верх него порожка до мостика. Также имеет значение и степень натяжения струны. Вращая колок, можно регулировать натяжение струны - натянуть её сильнее или ослабить. На следующей схеме показаны ноты, соответствующие на стройке шести струн. (В нотации ноты показаны на октаву выше их реально го звучания).

В международной (англоязычной) традиции нота Си обозначается как В. В разных изданиях Вы можете встретить также обозначение ноты Си как Н.

Настроить гитару можно разными способами. Можно воспользоваться клавишами фортепиано, можно - камертоном-дудкой для гитары, выдувая определённые ноты, обозначенные на дудке. Распространённый способ: на строить по камертону Ми самую нижнюю (шестую) струну. Далее - при жмите пятый лад на шестой струне. Вы услышите звук, на котором должна звучать открытая пятая струна. Аналогично: пятая струна на пятом ладу равняется открытой четвёртой; пятая струна на четвёртом ладу равняется открытой третьей; четвёртый лад на третьей струне даст высоту второй струны, а пятый лад на второй струне - высоту первой.

как держать гитару

Основные способы держать гитару делятся на следующие - в положении сидя и, соответственно - в положении стоя. Сидя: 1) ноги не перекрещены, гитара опирается на правую руку; 2) положить правую ногу на левую. Эту позу часто называют "небрежной" или "расслабленной". 3) Классическая - требует использования небольшой гитарной скамеечки под левую ногу высотой 12-15 см. В таком случае гитара опирается на левую ногу. Позы стоя (основные для исполнения на электрогитаре на сцене) -£ с лентой для поддержки гитары или без неё. По желанию можно использовать скамейку или низкий стул для опоры гитары на правую ногу. Желательно сразу стараться достичь независимого положения левой руки - чтобы Вы имели возможность снимать левую руку с гитары, не меняя при этом положения инструмента.

ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ


В начальной позиции большой и указательный пальцы левой руки парал лельны друг другу. Если посмотреть на них сбоку, их положение напоминает форму буквы U . Остальные пальцы слегка согнуты:

Указательный палец должен быть расположен примерно под прямым углом к струнам, а середина большого пальца - посредине шейки грифа. Теперь прижмите указательный палец к первому ладу поверх всех струн, а большой - к шейке грифа. Большим пальцем правой руки защипывайте каждую струну движением сверху вниз и добейтесь чистого тона на каждой струне. Далее переходите ко второму ладу, потом к третьему и дальше по грифу, настолько высоко, как у Вас получится. Когда Вы таким образом используете указательный палец на всех струнах лада, у Вас получается так называемое барре. При игре обычных мелодий и аккордов кончики пальцев прижимают струны перпендикулярно плоскости грифа. Пальцы левой руки следует ставить на лады ближе к правому порожку. Прижимать струны надо достаточно плотно, чтобы не было дребезжания, но при этом нельзя пере напрягать руку. Пальцы, не прижимающие струны, находятся на минимальном удалении от грифа. Обозначение пальцев (аппликатура) для левой руки: 1 - указательный, 2 - средний, 3 - безымянный, 4 - мизинец.

игра правой рукой

Сначала мы скажем несколько слов о классической постановке правой руки. От её положения зависит качество звука и развитие техники игры на гитаре. При правильной постановке руки предплечье свободно опирается на верхнюю часть корпуса гитары. Кисть руки расслаблена и свободно "пови сает" над струнами. Кончики пальцев касаются струн: указательный - треть ей; средний - второй; безымянный - первой. При этом пальцы и струны образуют прямой угол. Выпрямленный большой палец слегка выдвинут вперёд и устанавливается на шестой струне. При этом кисть руки немного отклонится вправо. Обозначение пальцев (аппликатура) для правой руки: большой палец или + ; указательный -1 или. ; средний - т или.. ; безымянный - а или...; мизинец - ch или е. Основные способы игры правой рукой: удар по всем струнам ("бой"), бас-аккорд (щипок), перебор, игра большим и указательным пальцем без смены струн и со сменой струн.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАТОРА

Для электрогитары особенно важное значение имеет использование ме диатора и, соответственно, медиаторная техника.

Медиаторы бывают разных форм и размеров, сделаны из разных матери алов, могут быть толще или тоньше, соответственно разной гибкости. Ваш выбор зависит от типа музыки, от толщины используемых Вами струн, и, самое главное - нравится ли вам играть именно этим медиатором.

Держите медиатор между большим и указательным пальцами правой руки без напряжения, но всё же так, чтобы он не выпадал во время игры. При этом по струнам должен.ударять самый заострённый конец, причём так же пер пендикулярно, как и при игре большим пальцем. Методика развития техники игры медиатором основана на развитии техники игры переменным штрихом (чередующиеся удары вверх и вниз).

Сначала отрабатывается игра по одной струне, затем - повторяющиеся удары вверх, далее переменный штрих на смежных струнах и, наконец, техника игры с использованием скачков через струны. Приводим характер ные образцы ритмических моделей:

МУЗЫКАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ

Диапазон звучания гитары охватывает более 3-х октав. Все ноты пишутся в скрипичном ключе (ключе Соль). Мы показываем Вам весь рабочий диапа зон подряд - белыми нотами выделены диатонические (чистые) тоны, чёр ными - хроматические. Соседние хроматические звуки равны друг другу по звучанию (фа диез=соль бемоль). Обычно при движении вверх используются диезы, при движении вниз - бемоли.

Традиционная музыка организуется при помощи ладов (мажор и минор) и тональностей. Тональностью называется высотное положение лада. "Цент ральными" тональностями - без знаков - являются До мажор и Ля минор. Вверх от них располагаются диезные тональности, вниз - бемольные:


Теперь то же самое, но в другом порядке. Звукоряд октавы состоит из 7 нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. В латинской нотации они обозначаются соответственно как С, D , E , F , G , A , В. Ноты с диезами - До-диез. Ре-диез... обозначаются классически с приставкой - is - Cis , Dis ..., в популярных жан рах; соответственно ноты с бемолями - с приставкой - es - Des , Es и т. д. Ещё раз напоминаем, что нота Си = В . Мажорные тональности в классической теории обо значаются с приставкой - dur - C - dur , G - dur ; в популярной музыке они обо значаются просто прописными буквами – C , G ... Минорные - в классичес кой теории с приставкой - moll - A - moll , E - moll , в популярной - большими буквами + буква m - Am , Em . Кратчайшее расстояние между звуками (ла дами) равняется полутону, между двумя белыми нотами - двум полутонам, или одному тону. Строение мажорной гаммы: тон-тон-полутон-тон-тон-тон- полутон. Стандартная аппликатура мажорной гаммы:

Строение минорной гаммы (натуральной): тон-полутон-тон-тон-полутон- тон-тон. В гармоническом миноре повышается 7-я ступень, в мелодическом - при движении вверх повышаются 6-я и 7-я ступени, при обратном движе нии эти ступени "натурализуются", т. е. играются с отменой повышения.

Мы привели типовые аппликатуры, т. е. большинство гамм в разных то нальностях играется именно такими пальцами. Гаммы играть нужно всем - именно на них лучше всего достигается правильная постановка пальцев, а также фрагменты гамм будут встречаться Вам в любых мелодических по строениях в дальнейшем.

РАСПОЛОЖЕНИЕ НОТ НА СТРУНАХ И ЛАДАХ

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НОТ И ПАУЗ

Нота с точкой увеличивает длительность наполовину.


Звуки по длительности соотносятся друг к другу в соотношении 2:1 - одна целая равна двум половинкам, четырём четвертям, восьми восьмым и т. д. У каждой ноты есть ей соответствующая по длительности пауза:

Для более тонких градаций, а также для продолжения длительности за пре делами такта ноты залиговываются друг с другом. Это касается нот на одной высоте. (Лига, соединяющая разные ноты, означает связное исполнение и называется фразировочной).

ТАКТ И ТАКТОВЫЙ РАЗМЕР :;

Музыкальное произведение делится ритмически на отрезки, называемые тактами. Такты отделяются друг от другажертикальными тактовыми чертами. В начале каждого произведения на нотоносце рядом с ключом пишутся две цифры в виде арифметической дроби - это тактовый размер. Верхняя цифра указывает количество долей в такте, а нижняя - длительность одной доли. Также тактовый размер указывается каждый раз при его изменении. Первая доля такта является опорной (акцентированной) -сильной долей.

Сыграйте эту тему, пользуясь аппликатурой гаммы Ля-минор. Вы можете исполнить эту мелодию как пальцами, так и используя медиатор. Также сыграйте тему на октаву выше - у Вас получится полноценная пьеса. Вни мательно проанализируйте интервальный состав мелодии - Вы должны , найти здесь следующие интервалы: приму, малую и большую секунду, малую и большую терцию, кварту, малую и большую сексту, октаву.

аккорды. цифровка

Аккордом называется сочетание 3-х или более звуков, построенных по терциям. Трёхзвучные аккорды называются трезвучиями, четырёхзвучные - септаккордами, далее соответственно будут нонаккорды (5), терцдецимак-корды (6) и т. д., но - в нашей практике мы ограничимся трезвучиями и септаккордами. Мажорные трезвучия обозначаются прописной буквой - С, D ..., минорные - с буквой m - Cm , Dm ; септаккорды - С7 или С m 7. Увеличенные аккорды обозначаются как + или aug ( augmented ). Уменьшенные - ° или dim ( diminished ). Есть ещё аккорды с заменёнными тонами, например, квартой вместо терции, такие аккорды обозначаются как sus (сустейн) - смешанный. И ещё бывают аккорды с добавленными тонами, их обозначают как add ( ad ditional ). Для аккомпанирующей гитары разработаны специальные сетки с обозначениями:

таблицы аккордов

В ообще в эстрадной и, в частности, джазовой музыке используется очень большое количество аккордов, включая септаккорды, нонаккорды, ещё более сложные с альтерированием всех возможных слышимых ступеней, с пропу щенными и добавленными ступенями и т. д. Мы, для экономии времени и пространства, в данном пособии указываем только те, которые реально ис пользуются в популярной музыке. Заметим дополнительно, что Вы можете в любом аккорде брать не все указанные звуки (т. е. пропускать) - главное, чтобы в аккорде были слышны его лад, структура (трезвучие или септима), альтерированные тоны. И ещё - в данных таблицах мы используем формат " EasyGuitar ", т. е. первые, самые простые позиции аккордов; более слож ные Вы можете найти в специальном издании или подобрать сами.

ПРОСТЫЕ СПОСОБЫ АККОМПАНЕМЕНТА

Не существует одного-единственного способа аккомпанемента, во всяком случае, в популярной музыке. Если Вы сами подбираете аккомпанемент, Вам лучше попробовать разные способы, чтобы Вы в итоге выбрали тот, который покажется Вам наиболее подходящим. Конечно, большую роль имеет темп и характер звучания мелодии. Для начала рекомендуем поиграть мелодии уме ренного движения. Самые подходящие темы для подобных упражнений - народные песни. Мы даём одну из них, причём отдельные фрагменты мы предлагаем саккомпанировать разными способами. Внимание: мы созна тельно не пишем аккомпанирующую партию нотами, а лишь даём общее движение - пожалуйста, поэкспериментируйте и найти нужные звуки сами!

ЗНАКИ И СИМВОЛЫ СОКРАЩЕНИЯ

В музыке (в популярной особенно) часто используются способы сокраще ния нотного письма - для удобства чтения, экономии места и более ясного представления формы. Самые употребительные из них -реприза: фрагмент повторяется целиком без изменений или с вариацией окончания (варианты обозначаются вольтами - их число равно количеству разных вариантов). Два популярных символа - сэньо - знак возвращения и фонарь - знак перехода вперёд. Популярное музыкантское выражение - "с сэньо на сэньо, с фонаря на фонарь" подчёркивает, что это парные знаки. Если вы в нотах увидели одно сэньо или фонарь, ищите к нему пару и лучше сделайте это сразу, чтобы не заблудиться потом.

ИГРАЕМ КЛАССИКУ

Редкий начинающий музыкант в процессе обучения обходится без испол нения классических произведений, и это далеко не случайно - если мелодию из популярных жанров можно сыграть не строго (скажем так), то классичес кая тема требует обязательности, выполнения заданных условий, т, е. - что написано, то и должно быть воплощено, иначе музыка прозвучит фальшиво. Обычно мерилом классического жанра считаются произведения И. С. Баха. Мы пока так далеко забегать пока не будем, а предложим Вам два произведе ния из так называемой "золотой" коллекции. Эти темы звучат вполне конт растно, но на гитаре (при качественном исполнении) они сохраняют как ори гинальное звучание, так и подчёркивают достоинства Вашего инструмента.



ИМПРОВИЗАЦИЯ. МЕЛОДИЧЕСКИЕ ОПЕВАНИЯ

Значительная часть джазовых импровизаций построена на наработанных мелодических формулах, которые пальцы выполняют автоматически, опира ясь на механическую память. Мы предлагаем Вам ещё раз воспользоваться аппликатурой мажорных и минорных гамм, на которых построены опевания мажорных и минорных мелодических отрезков.

ГАРМОНИЯ. ТРИТОНОВАЯ ЗАМЕНА.

Для джазовых гармоний, начиная с периода свинга, характерно напря жённое ("подталкивающее") движение. Квинтовые соотношения аккордов, проявляющиеся в обороте II - V -1, приобретают хроматическое напряже ние, разумеется, в "блюзовую" сторону. Это достигается заменой традиционных квинтовых моделей их тритоновыми аналогами:


ШАГАЮЩИЙ БАС

Шагающий бас в последнее время приобрёл популярность как самостоя тельный приём в соло ив аккомпанементе. По своей структуре этот способ игры представляет собой комбинацию акомпанемента солирующей гитары и партии бас-гитары. При игре басовые звуки извлекаются большим паль цем, остальные - по аппликатуре левой руки. При игре медиатором используются только басовые звуки, аккордовые берутся пальцами. Предлагаем Вам освоить два основных вида аппликатуры:


Эта тема очень полезна для развития правой руки. В американской лите ратуре такой ритм называется "Тамб Бас" или ровный бас. Эта пьеса осно вана на технике 3-пальцевого штриха. Играйте сначала эту пьесу медленно, затем увеличивайте темп до Умеренно.