Биография карлоса кастанеды. Энциклопедия современной эзотерики Проблемы биографии Карлоса Кастанеды

Проблемы биографии Карлоса Кастанеды

Излагать биографические сведения о Карлосе Кастанеде весь проблематично, не только в силу того, что сведения о его жизни крайне противоречивы, но и то, что сам Карлос Кастанеда негативно относился к общественной доступности сведений о себе, поскольку это полностью противоречило той эзотерической, магической системе, которую он практиковал и популизировал. В частности он сам писал: «Чем больше окружающие знают, что вы собой представляете и что от вас следует ожидать, тем сильнее это ограничивает вашу свободу».

Учитель Карлоса Кастанеды настаивал на том, что необходимо «стереть личную историю», являющуюся продуктом человеческого эго, озабоченного чувством собственной значимости, а, значит, препятствующим движению по Пути к Свободе. Поэтому Карлос Кастанеда по возможности всегда старался избегать фотографирования, сьемки на видеокамеру или записей на диктофон.

Так же не стоит забывать о том, что сам по себе Карлос Кастанеда был личностью весьма известной, поэтому вокруг него, естественно, распространялось множество сплетен и слухов, нередко откровенно «желтого» содержания. Тем не менее, мы все же можем с некоторой долей относительности восстановить основные вехи его биографии.

Детство Карлоса Кастанеды

Полное имя Карлоса Кастанеды - Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда. Он родился 25 декабря 1925, хотя некоторые исследователи биографии Карлоса Кастанеды называют и другие годы его рождения чаще всего 1931 или 1935.

Карлос Кастанеда появился на свет в городе Кахамарка в Перу, и, опять-таки, тут тоже есть расхождения, так как некоторые биографы называют город Майрипоран в Бразилии.

Карлос Кастанеда появился на свет у очень молодых родителей – матери его на тот момент было пятнадцать лет, а отцу – семнадцать. Поэтому в силу их молодости, сына передали на воспитание одной из сестер матери. Правда, она умерла, когда Карлосу Кастанеде было всего лишь шесть лет, но о ней у него остались самые теплые воспоминания и он действительно относился к ней как к родной матери.

К сожалению, на этом личные «трагедии с матерями» не закончились. Когда Карлосу Кастанеде исполнилось двадцать пять лет, из жизни ушла и его биологическая мать. Все это сказалось на его характере, поэтому многие считали его непослушным и несносным мальчишкой, вечно попадающим в разные неприятности.

Юность и молодость Карлоса Кастанеды

Родители Карлоса Кастанеды не отличались высоким уровнем родительской ответственности и финансовой стабильностью, поэтому в возрасте 10-12 лет они были вынуждены отдать своего сына в интернат в Буэнос-Айрес. И уже прямо оттуда пятнадцатилетний Карлос Кастанеда отправляется в Америку, где собственно официально по паспорту и становится Карлосом Кастанедой.

Возможность переехать в США судя по всему предоставила семья из Сан-Франциско, которая решила его усыновить. С ними Карлос Кастанеда прожил, пока не закончил учиться в школе. И только после этого началась его, более менее, самостоятельная жизнь - он уезжает в Милан учиться в Академии изящных искусств. Но, к сожалению, он быстро убеждается, что изобразительное искусство – не его стихия. И тогда Карлос Кастанеда возвращается в Калифорнию, где полностью отдает себе литературе и различным гуманитарным наукам – он посещает всевозможные курсы писательского мастерства, журналистики и психологии.

В это время Карлос Кастанеда пытается самостоятельно зарабатывать на жизнь, работая помощником у одного профессионального психоналитика. Вся работа Карлоса Кастанеды сводилась к сортировке множества магнитофонных аудиозаписей, сделанных в ходе терапевтических процедур, которых насчитывалось несколько тысяч. Эта работа позволила ему взглянуть на свой внутренний мир со стороны, увидеть все свои фобии, страхи, проблемы и так далее, что, естественно, заставила полностью пересмотреть свою жизнь. В результате Карлос Кастанеда решает боле серьезно продолжить свое образование и поступает в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, который заканчивает спустя два года, получи диплом по специальности антропология.

В январе 1960 года Карлос Кастанеда женится на Маргарет Раньян, но они практически сразу и расходятся, хотя официально оформляют развод только спустя тринадцать лет - 17 декабря 1973 года.

Карлос Кастанеда и Дон Хуан

Естественно, самым ярким событием в жизни Карлоса Кастанеды является встреча с его учителем – Доном Хуаном. Ведь именно это памятно событие стало отправной точкой как для цикла его книга о пути воина, так и собственной магической практики и, конечно же, мировой славы, как автора книг по эзотерике.

Сам же Карлос Кастанеда не раз описывал в своих работах то, как произошла его встреча с Доном Хуаном (Хуаном Матуса) - индейцем из племени яки, мексиканским магом-шаманом, принадлежавшей традиции толтеков.

Встреча Карлоса Кастанеда с этим удивительным человеком произошла в 1960 году.

Изначально, Карлос Кастанеда в рамках своих антропологических исследований планировал просто изучить свойства пейотля. Дона Хуана ему порекомендовали как одного из лучших знатоков этого растения. И, естественно, на тот момент Карлос Кастанеда даже не помышлял ни о какой духовной или магической практике – его цель была сугубо научна. Но события стали стремительно разворачиваться совершенно в другом ключе.

Впоследствии, выяснилось, что сам Дон Хуан увидел в Карлосе Кастанеде особые магические признаки, в частности то, что он является нагвалем (термин достаточно сложный для понимания обыденным сознанием), что отразилось в специфической структуре его энергетического тела. Признаки нагваля в Карлосе Кастанеде стали не только магическим знаком для самого Дона Хуана, но и указали на то, что сам Карлос Кастанеда способен стать лидером группы «видящих», то есть тем, вокруг которого должны собраться несколько магов, для того, чтобы образовать закрытый союз практиков-шаманов. Туда входили сновидящие, воины и так далее.

После памятной встречи, Карлос Кастанеда в течение нескольких лет с перерывами, в период с 1961 по 1965, проходит обучение у Дона Хуана, не раз посещая его дом в Соноре. Но осенью 1965 года он на время прекращает свое обучение и полностью посвящает себя литературной деятельности – описанию «пути воина», который он проходил под руководством своего наставника.

Возобновление ученичества произойдет в 1968 году вплоть до «ухода» Дона Хуана и его группы магов.

Сам же Карлос Кастанеда, начав второй этап обучения, полностью меняет свою жизнь – начинает «стирать личную историю», перестает давать интервью и полностью окутывает свою жизнь туманом.

Книги Карлоса Кастанеды

В 1968 году в издательстве «University of California Press» выходит первая книга Карлоса Кастанеды, под названием «Учение дона Хуана». С этого момента начинается триумфальное шествие его произведений по миру. Но для начала за эту работу он получает в университете степень магистра. А так как книга быстро расходится миллионными тиражами, Карлос Кастанеда также становится и миллионером.

Следующая книга Карлоса Кастанеды «Отдельная реальность» выходит в 1971 году, а через год еще одна - «Путешествие в Икстлан». Это произведение приносит ему еще больше славы и денег, а также докторскую степень.

В последней книге Карлоса Кастанеды смещается акцент с употребления вспомогательных растений на практики повышения уровня осознования, виденья и осознанного сновидения. Одним словом, начинается более детальное и полное изложение «Пути Воина», в частности важнейшие моменты «остановки внутреннего диалога», искусства сталкинга и осознанного сновидения.

В 1974 году выходит важнейшая книга всего цикла «учения» непосредственного описания общения с учителем. Именно в «Сказках о силе» описывается момент, когда Дон Хуан со своей группой магов покидает этот мир, «сгорая изнутри».

В следующих своих работах Карлос Кастанеда будет описывать собственные воспоминания о «пути воина», которые являются тем, что он получил в измененном состоянии сознания. Эти знания до времени были скрыты его подсознанием, поэтому третий этап пути как раз и заключался в том, чтобы Карлос Кастанеда вспомнил это.

Остальные восемь книги Карлос Кастанеда пишет и выпускает в период с 1977 по 1997. При этом большую часть этого времени он практически полностью изолировал себя от общества – сократив количество контактов до минимума.

В 1998 году выходят две последние книги Карлоса Кастанеды. Первая «Колесо времени», представляющая, по сути, сборник афоризмов из всех прошлых книг с некоторыми комментариями. Вторая книга – «Магические пассы», описывает систему «тенсегрити».

«Магическая» жизнь Карлоса Кастанеды

После выхода книги «Сказки о силе» Карлос Кастанеда полностью погружается в собственную магическую практику, а также в работу со своей собственной группой магов, куда входили Флоринда Доннер-Грау, Тайша Абеляр, Кэрол Тиггс, Патрисия Партин и ещё несколько человек. Некоторые из них также написали ряд книг на схожую с Карлосом Кастанедой тематику.

Открытая жизнь Карлоса Кастанеды

Примерно с 1990-х годов Карлос Кастанеда начинает вести более открытый образ жизни – читает лекции в Калифорнийском университете. Вначале семинары проходили бесплатно, но потом все перешло на платную основу.

Чрез пять лет 16 июня 1995 года Карлос Кастанеда основывает свою собственную издательскую организацию «Cleargreen», активно занимающуюся распространением системы тенсегрити и другой деятельностью.

Смерть Карлоса Кастанеды

Карлос Кастанеда покинул этот мир 27 апреля 1998 года в Лос-Анджелесе (США). По официальным данным причиной смерти стал рак печени.

Естественно, смерть Карлоса Кастанеды породила множество слухов и сплетен – от самых безобидных «сгорел изнутри» до нелепых – он и его соратники покончили жизнь самоубийством. Но это не беда, поскольку всю свою жизнь Карлос Кастанеда был окружен невероятным количеством различных историй о себе, от экзальтированно-восторженных, до откровенно вульгарных и пошлых. Самое главное, что Карлос Кастанеда оставил после себя большое наследие, которое живет до сих пор, пробуждает тысячи людей встать на «Путь Воина».

© Алексей Купрейчик

, мистика

Ка́рлос Се́сар Сальвадо́р Ара́нья Кастане́да (исп. Carlos César Salvador Arana Castañeda ; 25 декабря (либо , либо ), Кахамарка , Перу (либо Майрипоран , Бразилия ) - 27 апреля 1998 года , Лос-Анджелес , США) - американский писатель и антрополог , этнограф , мыслитель эзотерической ориентации и мистик , автор 12 томов книг-бестселлеров , посвящённых изложению шаманского учения индейца из племени яки дона Хуана Матуса . Доктор философии по антропологии.

Сам Кастанеда пользовался термином магия , однако, по его словам , это понятие не полностью передаёт суть учения, основанного на традициях древних и новых «видящих» - толтеков , - «Пути воина». Книги Карлоса Кастанеды в течение некоторого времени после их публикации сохраняли репутацию антропологических исследований, однако в настоящее время академическое антропологическое сообщество рассматривает их как художественную литературу .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Загадка Карлоса Кастанеды. Учение дона Хуана и магические практики

    ✪ Андрей Лапин_Об учении Дона Хуана

    ✪ Сергей Ключников_Психологическая суть учения Дона Хуана

    ✪ Карлос Кастанеда 1968 Учение Дона Хуана

    ✪ Опрос:Практикуете ли вы Учение Карлоса Кастанеды?

    Субтитры

Биография

Противоречивость биографических данных

Поскольку под влиянием дона Хуана Карлос Кастанеда, по его собственным словам, поставил перед собой цель стереть личную историю (как один из элементов духовной практики, известной как «путь воина») и в течение долгих лет целенаправленно держал в тайне многие аспекты своей жизни и окутывал туманом свою деятельность, его биография стала объектом многочисленных спекуляций и противоречащих друг другу версий, что вызывает сложность для составления точной биографии, так как, по всей видимости, невозможно в данном случае найти источник, которому можно полностью доверять.

Существует несколько видов источников сведений о Карлосе Кастанеде:

Необходимо отметить и позицию Карлоса Кастанеды, который долгие годы сознательно не реагировал на многочисленные противоречивые публикации в прессе относительно его жизни, деятельности и даже якобы смерти . Другая характерная черта, относящаяся к стиранию личной истории, - запрет Кастанеды на видеосъёмки, фотографирование и использование диктофона во время интервью и публичных лекций . Кастанеда объяснял это тем, что, согласно этнической эзотерике дона Хуана, человек знания (то есть Воин , или маг, в его терминологии) не может позволить себе фиксацию самого себя, пусть даже в видеозаписях или фотографиях, так как суть его учения - это изменения, «текучесть».

Дата рождения Кастанеды

Одним из традиционно спорных моментов биографии Карлоса Кастанеды можно считать дату его рождения. 1925 год рождения предложил журнал «Тайм » (март 1973). По словам Кастанеды, он вначале не хотел давать интервью такому крупному изданию, как «Тайм», но его уговорил дон Хуан, посчитавший подобное действие целесообразным. Кастанеда высказывал недовольство по поводу сведений, опубликованных в этом номере. В некоторых статьях предполагается в качестве даты рождения 25 декабря 1931 года . Сам Кастанеда в некоторых интервью называл датой своего рождения 25 декабря 1935 года , а местом рождения - деревню Juquery (с - Mairiporã) «неподалёку от Сан-Паулу в Бразилии » . Место рождения тоже вызывает вопросы: известна версия, что Кастанеда родился не в Бразилии, а в Перу в городе Кахамарка . Карлос Кастанеда с иронией прокомментировал сведения о своём перуанском происхождении, что они, вероятно, вызваны сильным желанием во что бы то ни стало обнаружить в нём «индейскую кровь». В пользу «бразильской» версии может говорить и то, что Кастанеда свободно изъяснялся по-португальски .

Ранние годы

Авторизованная версия

Согласно Карлосу Кастанеде, первоначально его звали Карлос Аранья (Carlos Aranha ; порт. aranha - паук) (впоследствии в 1959 году при получении американского гражданства он принял фамилию матери - Кастанеда, а не отца - Аранья). Он родился в обеспеченной семье 25 декабря 1935 года в Сан-Паулу , Бразилия . На момент рождения возраст его матери составлял 15 лет, а отца - 17. Впоследствии обстоятельства зачатия он описывал как быстрое совокупление «за дверью» (что дон Хуан в воспоминаниях Кастанеды охарактеризовывал как «скучное совокупление»). Его передали на воспитание одной из сестёр матери. Она умерла, когда ему было шесть лет; Кастанеда относился к ней, как к матери. Настоящая мать Кастанеды умерла, когда ему исполнилось двадцать пять. Маленький Карлос отличался несносным поведением и часто попадал в неприятности.

Когда ему было примерно 10-12 лет, Карлоса Аранью отправили в интернат в Буэнос-Айрес . В год пятнадцатилетия () его отправили в США. По всей видимости, родители нашли ему принимающую семью в Сан-Франциско , в которой он жил, пока не закончил обучение в школе (Hollywood High School). Получив диплом о среднем образовании, он поехал в Милан учиться в Академии изящных искусств Брера. Однако изобразительное искусство ему не давалось и вскоре он вернулся в Калифорнию .

Карлос Кастанеда остаётся при университете, записавшись на учёбу без перерывов до 1971 года . В 1968 году он получает степень магистра за работу «Учение дона Хуана » (1968), а в 1973 - степень доктора философии по антропологии за свою третью книгу - «Путешествие в Икстлан » () .

Версия журнала «TIME»

По утверждению «Тайм», отец его был ювелиром и часовщиком по имени Сезар Аранья Бурунгарай, а мать, Сусана Кастанеда Навоа (в одном из интервью Кастанеда сказал, что это имя - плод фантазии журналиста), умерла, когда ему было двадцать четыре. Карлос Кастанеда три года учился в средней школе Кахамарки , а затем в вместе с семьёй переехал в Лиму . Там он закончил Национальный Колледж св. Девы Марии Гваделупской. Затем он обучался живописи и скульптуре в Национальной школе изящных искусств Перу . Вероятно, именно по причине авторитетности журнала «Тайм» на фоне недостатка официальной информации о Карлосе Кастанеде в тот период данная версия получила большое распространение и многократно копировалась другими изданиями.

Ученичество у дона Хуана

Карлос Кастанеда утверждал, что встретил индейца из племени яки , мексиканского мага Хуана Матуса в 1960 году , что полностью изменило его жизнь. Поначалу Кастанеда в рамках антропологической практики в Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе хотел исследовать кактус пейот , и именно с этой целью обратился к дону Хуану, который являлся знатоком местных растений. По счастливой случайности их свёл вместе общий знакомый. Согласно Кастанеде, в дальнейшем дон Хуан, считавший себя принадлежащим традиции магов (толтеков в терминологии последнего), выбрал его в ученики исходя из специфического признака, который дон Хуан называл особенной структурой его «энергетического тела». Как впоследствии оказалось, дон Хуан видел в нём нагваля , или лидера группы видящих, способного продолжить линию магов, к которым принадлежал дон Хуан. Согласно книгам Кастанеды, «магия» толтеков заключалась в умении изменять своё восприятие , что, согласно учению, позволяет существенно расширить и даже кардинально изменить представления о познаваемом и о жизни в целом. То есть «магия» - это не фокусы с доставанием «чего-то» из ниоткуда, а практика расширения восприятия за границы известного человеку. Также магия в учении толтеков не имеет своей целью власть над другими людьми, вмешательство в их судьбу и здоровье. Целью является так называемое «сгорание в огне изнутри» - достижение иной формы существования в «энергетическом теле». Существует мнение, что как и всё на «бренной земле», это просто взгляд с другой точки зрения (взгляд на предназначение человека). Т. о. «спасение души» описывается другими словами, возможно, более точными. По окончании обучения Карлос Кастанеда стал убеждён, что он оказался свидетелем совершенно иной когнитивной системы («синтаксиса иного типа»), нежели европейская. Термином «магия» Кастанеда был недоволен, так как считал его неточным, поэтому впоследствии в поиске более точного термина заменил его на слово «шаманизм », которое тоже не вполне соответствовало действительности, так как отображает знания о взаимодействии с окружающими духами, что является лишь очень малой частью учения.

Поздние годы

В настоящее время ученики продолжают начатые им самим лекции и семинары по обучению тенсегрити по всему миру, в том числе и в России.

Внешность

«…крепкий, но мягкий в общении латиноамериканец ростом 165 сантиметров, весом около 70 килограммов. Он так и пышет здоровьем. Коротко стрижет свои тёмные волосы, у него чёрные, блестящие глаза. Одевается Кастанеда в консервативной манере, стараясь ничем не выделяться, независимо от того, что на нём - темный деловой костюм или спортивная майка» .

Учение дона Хуана

В своих книгах Карлос Кастанеда описывает обучение у Хуана Матуса - мага , представителя древнего шаманского знания. Многие критики указывают на невероятность событий, описанных Кастанедой, однако его идеи завоевали множество последователей по всему миру. Дон Хуан Кастанеды представляет собой мудрого шамана, чей образ не совпадает со стереотипом индейского колдуна, а знания, которыми он делится, не совпадают с представлениями академической науки о шаманской культуре индейцев. Кастанеда считал, что дон Хуан описал тип познавательной системы , незнакомый европейцу, обычно ориентирующемуся на что-то «априорно» существующее (на свои представления о том, как мир должен быть устроен, жёстко сформировавшиеся под давлением социализации).

Согласно Кастанеде, дон Хуан преподавал своим ученикам особый образ жизни, имеющий название Пути воина , или Пути знания. В качестве основной предпосылки Пути воина дон Хуан утверждал, что люди (как и другие живые существа) - «восприниматели» (исп. perceptor ); данный термин имеет более активное значение, чем термин «воспринимающий» (англ. perceiver ) . Человек, по его концепции, не пассивно воспринимает уже готовую картину внешней и внутренней среды, но его восприятие активно интерпретирует энергетические сигналы, которыми полна вселенная , конструируя модель мира (принимаемую обычно за сам мир). Весь мир представляет собой чистую энергию , из которой восприятие создаёт описание мира. Подразумевается, что, каким бы адекватным ни было человеческое знание, оно ограничено .

Область воспринимаемого и осознаваемого, обычно известная человеческому вниманию, - тональ - достаточно узка и не отражает всевозможных аспектов вселенной - нагваля , то есть тональ как стереотипный мир человека есть лишь мизерная часть непостижимого нагваля. Однако способность к восприятию, по мнению дона Хуана, можно улучшить, следуя Пути воина - практической системе, итоговой целью которой считается энергетическая трансформация индивида и достижение «бесконечного осознания». Способность воспринимать энергетические поля называется видением , а необходимым условием для него является соответствующее намерение.

В создании картины мира, по дону Хуану, ведущую роль играет положение точки сборки - особого (ограниченного) места энергетического тела человека, через которое он воспринимает энергетические сигналы внешнего мира и положение которой возможно изменить. Степень подвижности и положение точки сборки определяют разные типы внимания:

  • Первое внимание соответствует повседневному стабильному описанию мира; жёстко фиксированная точка сборки.
  • Второе внимание соответствует вниманию, настроенному на восприятие различных миров; точка сборки может принимать множество положений.
  • Третье внимание соответствует высшему состоянию развития внимания, при котором происходит полное осознание энергетических полей.

По словам дона Хуана, необходимым условием для развития внимания является достижение состояния безупречности и остановки внутреннего диалога , отвечающего за фиксированные конструкции восприятия, в повседневной жизни. Чтобы достичь состояния безупречности, человеку следует избавиться от веры в собственное бессмертие, чувства собственной важности и жалости к себе (оборотной стороны чувства собственной важности). Инструментами достижения целей на Пути воина для человека являются сталкинг и искусство сновидения.

Ученики и соратники Кастанеды

Соратники Кастанеды - это Регина Тал, Марианн Симко и Кэтлин «Чики» Полман. Симко стала Тайшей Абеляр , Тал стала Флориндой Доннер-Грау . Полман получила имя Карол Тиггс (официально возглавляет корпорацию Cleargreen ). Затем к группе присоединились Ричард Дженнингс, Эми Уоллес, Габи Гейтер, Мелисса Уорд, Валери Кадиум, Патрисия Патрин, Амалия Маркес (Талия Бей).

В 1998 году вскоре после смерти Карлоса Кастанеды его партнёры Нури Александер, Флоринда Доннер-Грау, Тайша Абеляр, Кайли Лундал и Талия Бей исчезают из поля зрения медиа, и перестают появляться на публике. На вопросы об их судьбе нынешние директора Cleargreen отвечают туманными фразами, наподобие «Они путешествуют».

Останки одной из женщин были найдены в Долине Смерти. Предположительной причиной смерти стало самоубийство

Влияние на культуру и общество

Первая книга Карлоса Кастанеды была опубликована в 1968 году под названием «The Teachings of Don Juan: A Yaqui Way of Knowledge » («Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки ») и в краткие сроки стала бестселлером (с тиражом в несколько миллионов экземпляров). Некоторое время она имела успех и в академической среде антропологов , но впоследствии с выходом других работ Кастанеды мнения о его исследованиях разделились. В дальнейшем Карлос Кастанеда опубликовал ещё 11 работ, посвящённых учению дона Хуана, неизменно становившихся бестселлерами во многих странах мира. За годы жизни он множество раз удостаивался как и величайших похвал (вплоть до того, что он предложил новую парадигму), так и жёсткой критики (вплоть до того, что он выдумал дона Хуана).

Популярность ведёт и к некоторым заблуждениям: многие люди слышали о Кастанеде в основном по первым двум книгам и ошибочно считают, что все его работы посвящены описанию приёма психоделиков ; известны случаи, когда книги Кастанеды обвиняли в пропаганде наркотиков . После выхода в свет трудов Кастанеды появился и ряд критиков (среди которых, например, Ричард Де Милль), а также компиляторов и подражателей (Кен Орлиное Перо, Виктор Санчес, Теун Марез и др.), которых сам он не признавал.

Существует множество последователей Карлоса Кастанеды, которые восприняли книги Кастанеды не только как поэтическую метафору, но и как руководство к действию. Они следуют «Пути воина», описанному Карлосом Кастанедой. Некоторые из этих последователей присоединились к обучению на семинарах и классах по тенсегрити, начатых лично Кастанедой и женщинами его «партии», в частности, Тайшей Абеляр ,Флориндой Доннер-Грау и Кэрол Тиггс, а теперь проводимых его учениками . В настоящее время издаются работы ряда авторов, имеющих сходную тематику, но принципиально иной подход к магии: Армандо Торрес («Правило трёхзубчатого Нагваля»), Алексей Ксендзюк («После Кастанеды: дальнейшее исследование» и др.), Виктор Санчес и другие. На русском языке также вышли исследовательские работы, излагающие учение Кастанеды с точки зрения современного научного подхода: Андрей Преображенский («Учение дона Хуана. Абстрактная магия»), Сергей Степанов («Философия Карлоса Кастанеды. Путь воина» и др.) и другие.

Критика

Критики полагают , что Кастанеда был ловким мистификатором, а дон Хуан всего лишь вымышленным персонажем, в уста которого Кастанеда вкладывал цитаты из книг Л. Витгенштейна , Л. Кэролла , авторов текстов по антропологии и восточной философии.

Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда (англ. Carlos Castaneda)

Многие говорят "Кастанеда писатель!". Допустим мы с этим согласимся и пусть всё, что он написал не является ни мистицизмом, ни оккультизмом. Пусть все его самые сильные книги, допустим первые пять, рассматривать, как произведения писателя: аллегорическое, художественное изображение каких-то проблем в этно-окрашенной форме.

Если вы называете Кастанеду писателем, то должны понимать, что писатель - это человек, который отражает в художественной форме проблематику своей эпохи, проблему субъекта в своей эпохе.

О чём писал "писатель Кастанеда"? Он пытался решить те же проблемы, которые в <послевоенные 50-80 года> были проблемами эпохи: проблемы свободы, проблемы дальнейшей эволюции человека, проблема социального разброда и неопределённости перспектив. Он отражал чаяния и надежды того времени в социальном, психологическом, антропологическом плане.

Где эти люди, которые обзывают Кастанеду писателем, показали суть того, в чём именно он писатель? Они под словом "писатель" подразумевают слово "фантазёр". Дескать Кастанеда фантазёр по поводу мистицизма и дескать они понимают в этом больше, чем какой-то "выскочка" Кастанеда.

На самом деле, даже как писатель, Кастанеда - является глыбой. Он предложил развёрнутую попытку описания методик и вариантов (моделей) для решения проблем социума и человека для своего времени. Кастанеда, с одной из сторон, хотел избавиться от изоляции на личностном уровне - это аля Фрейдизм, отделённость человека в его импульсивных инстинктивных потугах чего-то добиться, чего он сам не знает, но постоянно рационализирует в виде сказки. Он поднимал проблематику роботизированности, которую предлагает социум и здесь сразу включается Хаббард, Гурджиев, и другие по проблематике бихевиоризма.

И когда какой-то дурак говорит "он всего лишь писатель", он не понимает, что он входит в поле, где ему вообще не на что опереться <для аргументации своей позиции>. Если наркоманы ещё могут обидеться, на то, что, после принятия дури, чудес, описанных Кастанедой, не случается и предъявить ему вопросы, как к мистику, то люди, которые мистицизм отбрасывают и говорят "Кастанеда писатель", - это абсолютно контрпродуктивное заявление потому, что, как писатель, Кастанеда поднимал такие пласты и проблемы, о которых эти люди не имеют никакого понятия.

Люди, считающие Кастанеду писателем, не могут ему ничего предъявить потому, что не имеют ни малейшего представления о герменевтическом подходе - то есть о том, что всегда требует толкования в соответствии с определёнными логическими структурами и базами данных с пониманием по какой схеме строить контрпозицию Кастанеде. Внутрь учения, изложенного Кастанедой, ещё нужно войти, пересечь герменевтический круг и стать инсайдером, то есть понимать в этом деле.

А все эти люди стоят снаружи герменевтического круга . Они видят что-то там у Кастанеды булькает и интерпретируют это по-своему в психологическом или философском ключе. Они начинают сочинять свою версию, то есть рационализировать, по образу и подобию Кастанеды, свои внутренние желания и чаяния. В психоанализе это называется "рационализация" - тайные желания, облекаемые в известную оболочку для самооправдания. Эти люди занимаются самооправданием, то есть индульгированием .

Таким образом своё индульгирование эти люди выдают за то, о чём писал Кастанеда.

Если с вами кто-то хочет поговорить о Кастанеде, задавайте вопрос - в какой перспективе будем говорить? Исторической, где Кастанеда писатель, публицист и социальный антрополог своей эпохи? Оккультист? Революционер? Маргинал? А если кто-то скажет, что всё в одном, то так нельзя, должен быть акцент <и соответствующая база данных>.

И здесь все эти люди, исполненные очей мудрости и считающие Кастанеду писателем, оказываются пустышками. Им нечего противопоставить, кроме своей рационализации, своего индульгирования .

Если рассмотреть корпус из двух книг (Огонь изнутри , Сила безмолвия), то в них Кастанеда косвенно устанавливает принадлежность к западной философской традиции .

Таким образом Кастанеда показывает принадлежность к западной философской традиции , а, как известно, она всю свою историю воровала и адаптировала восточную философию.

О чём это говорит? Кастанеду нужно читать в определенном контексте. Если вы его знаете, то терминологическая тарабарщина Кастанеды начинает . Кастанеда вводит терминологию не чтобы отгородиться от традиции, а чтобы выстроить её в структуру со своими полезными особенностями. Он, как антрополог-структуралист, пересказывает вам геометрию или математику оккультизма. Это материал не для дураков .

У Кастанеды каждый термин - это мультипаспорт . Сталкинг , сновидение , чувство собственной важности , личная история - это много смысловые понятия, которые трактуются, как внутри структуры учения, изложенного Кастанедой, так и на уровне параллельных баз данных. Чтобы как-то продвигаться в практике эти значения нужно уметь вычислять и связывать.

<...> Вы когда-нибудь связывали воззрение, путь и плод из буддизма с Кастанедой? Искусство осознания - это воззрение, сновидение (движение точки сборки) - это путь, а сталкинг (фиксация точки сборки) - это плод.

у меня не было интереса к образованию или знаниям. Я не могла думать. Я не могла говорить, прежде чем пришла в <мир магов>. Я была одним из тех людей, которые выросли, узнав, что не должны говорить, если с вами не разговаривают ("детей нужно видеть, а не слушать"). Не было никакого способа по-настоящему выразить себя. Не могло взяться никакой идеи концептуализации. Абстрактная мысль была для меня чуждой, потому что меня интересовали только прагматичные вещи повседневной жизни, встречи с людьми, поиск любви, все, что интересует женщин в этом возрасте.

Я не была чем-то необычным. Поэтому они дали мне приказ ходить в университет и получать образование как часть обучения магии. И причина этого состояла не только в том, чтобы изменить ожидания общества в отношении женщин <...>

Получение образования имело два аспекта. Первый из них заключался в том, что это как бы подорвало мои собственные ожидания относительно моих возможностей, моих способностей или ожиданий от меня других людей. Во-вторых, это дало мне возможность мыслить аналитически, осмысливать (conceptualize) , понимать (understand) , что такое магия. Потому что, хотя они учили нас техникам, определенным практикам, процедурам, они также давали нам очень абстрактные представления (concepts) о том, что такое магия. Интересоваться тем, как маги воспринимают (perceive) мир, как они видят (see) реальность - это требует очень острого интеллекта, чтобы понять сущность того, что они говорят. В противном случае вы находитесь на определенном уровне и смотрите на магию так, как, скажем, антропологи смотрят на неё, просто снаружи и просто видят поверхность. И вы думаете, что магия включает в себя пение, лечение, танцы, ношение масок, выполнение странных ритуальных действий. Это наши представления с точки зрения нашего общества о том, что такое магия и что делают маги.

В то время я ничего не знала о магии и даже не знала чему меня учили, но оно пришло понемногу. Мне пришлось понять не только поверхностный глянец (superficial gloss) того, что такое магия, а то, что оно в действительности влечет за собой, и для этого у вас должен быть очень острый интеллект и глубокое образование, чтобы уметь понимать эти концепции.

нам не нужны ритуалы, «чистки», «защиты», «амулеты», «талисманы» и т. д. Лучшая возможная защита и предложение духу, который вы можете сделать, - это избавиться от своей «важности » и следовать по безупречному пути «путем с сердцем ».

Кастанеда не писал о магии

"Мы должны найти другое слово для мага", – говорит он. – "Это слишком темное. Мы ассоциируем его со средневековыми абсурдами: ритуал, дьявол . Мне нравиться "воин" или "навигатор". Это то, что маги делают – навигация."

Он писал, что рабочее определение слова маг – это "постигать энергию непосредственно".

Средний человек , будучи неспособным обрести энергию, для того чтобы воспринимать за пределами своей повседневности, называет область экстраординарного восприятия магией
Называть их магами - это не моя прихоть. «Brujo» или «bruja», что значит колдун или ведьма, - это испанские слова, которыми обозначаются мужчина или женщина, занимающиеся практикой знахарства. Я всегда возмущалась особым дополнительным оттенком этих слов. Но маги сами успокоили меня, раз и навсегда объяснив, что «магия» означает нечто совершенно абстрактное: способность, которую развили некоторые люди для расширения пределов обычного восприятия. В таком случае абстрактная характеристика магии автоматически исключает какие-либо позитивные или негативные оттенки названий, используемых для обозначения людей, занимающихся практикой магии.

Кастанеда не писал о мостах и приведениях

Сильвио Мануэль решил использовать мост (conceived the idea of using the bridge - задумал идею использования моста) как символ (symbol) действительного пересечения .
союзник может быть воспринят только, как качество чувств (quality of the senses) . То есть так как союзник является бесформенным, его присутствие может быть замечено только его воздействием на мага. Дон Хуан классифицировал некоторые из этих эффектов как имеющие антропоморфные качества .

Кастанеда не писал об отшельничестве и уходе из общества

– Теперь ты должен отрешиться , – сказал он.

– Отрешиться от чего?

– Отрешиться от всего.

– Но это невозможно. Я не намерен становиться отшельником.

Карлос КАСТАНЕДА (Carlos Castaneda) (1925–1998) - американский антрополог, книги которого, повествуя о драматическом обучении у индейско-мексиканского колдуна, излагают философию существования, ставшую особенно популярной среди представителей западной «молодежной культуры» конца 60-х – 70-х годов 20 в.

Об официальной жизни Карлоса Сезара Араны Сальвадора Кастанеды известно крайне мало. Но и то, что известно, переплетается с двусмысленностью и мистификациями, возникновению которых часто способствовал он сам. Точно неизвестны даже дата и место его рождения. По одной версии – записи в иммиграционных документах – он родился 25 декабря 1925 года в перуанском городе Кахамарка, по другой – 25 декабря 1931 года в Сан-Паулу (Бразилия). Лишь прочитав его книги, повествующие о некоем Дон Хуане, мы можем составить некое представление о Кастанеде-человеке. Известно, что в 1951 году Кастанеда эмигрировал в США из Перу, а до этого его семья жила в Бразилии, откуда бежала, спасаясь от очередного диктатора. Неизвестно, чем он занимался до приезда в США. В США, судя по “стенограмме” его диалогов с Доном Хуаном, он подрабатывал таксистом, писал стихи, изучал живопись, торговал в магазине спиртным. Известно также о его стремлении проникнуть в голливудскую среду.

Известно, что он учился в муниципальном колледже Сан-Франциско, прослушав там курсы по творческому письму и журналистике, затем поступил в 1955 г. в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе и через семь лет стал бакалавром по антропологии. Преподавал в университете, был учителем в Беверли-Хиллз. В одном из эпизодов он описывает, как ходил по престижным кинотеатрам Лос-Анджелеса со специальной карточкой своей подруги, дочери голливудского заправилы.

В 1968 г. к Кастанеде пришла известность. Ему было 37 или 43. Интегрировав в среду вольнодумной интеллигенции, он был полон сил и амбициозных устремлений. Его амбиции получили направление благодаря гранту Калифорнийского университета, выделенного на его антропологические исследования. По условиям этого гранта он отправился в центральную Мексику, где несколько лет он занимался «полевой работой», завершившейся, впрочем, не научным открытием, а совершенно необычным, новым для того времени романом “Учение Дона Хуана: Путь Знания индейцев Яки”. Литературно-научные искания Кастанеды были оценены, и в 1973 году К. Кастанеда получил степень доктора философии и стал профессором Калифорнийского университета, защитив там диссертацию по антропологии, почти идентичную его третьей книге «Путешествие в Икстлан» (Journey to Ixtlan, 1972). Появление первых же книг «Учение дона Хуана» (The Teaching of Don Juan, 1968) и «Особая реальность» (A Separate Reality, 1971) сделало автора знаменитостью, а «Рассказы о силе» (Tales of Power, 1974) и «Второй круг силы» (The Second Ring of Power, 1977) также стали бестселлерами. Шестая из книг этой серии «Дар орла» (The Eagle"s Gift) была опубликована в 1981. Книги издавались миллионными тиражами, они были переведены на 17 языков, в том числе, и русский.

Сами тексты произведений Кастанеды претендуют на подробное изложение впечатлений и переживаний автора (под именем «Карлос»), полученных при обучении у старого индейца из племени яки дона Хуана Матуса?, якобы познавшего некое высшее откровение, и его помощника дона Хенаро. Карлос в качестве аспиранта, собирающего фактический материал, проходит причудливый курс обучения, который должен изменить его привычный способ восприятия мира, чтобы он мог видеть, думать и жить совершенно иначе, чем раньше. Учеба заключается в выполнении последовательности ритуально закрепленных действий на фоне приема наркотических растительных снадобий, которые дает и рекомендует дон Хуан. В дополнение к природным галлюциногенам, которые Карлос на начальном этапе принимает для своего преображения, старый колдун особо подчеркивает важность определенных физических упражнений, таких, как скашивание глаз для измененного видения или «поступь силы» для безопасного передвижения ночью через пустыню. Результатом обучения явилось полная трансформация личности героя и всего его восприятия действительности (что вполне закономерно для человека, превратившегося в наркомана). Критика всегда сомневалась в реальном существовании Дона Хуана, и не безосновательно. Кастанеда не предъявил миру ни одного доказательства существования своего Дон Хуана и в 1973 году «отправил» его вместе с группой персонажей в магическое путешествие, из которого они больше не вернулись. Впрочем, ученики и поклонники Кастанеды считают, что вопрос о подлинности его рассказов не имеет никакого отношения к проблеме истинности «пути познания», предлагаемого доном Хуаном.

О личной жизни Карлоса Кастанеды известно, что он был женат. Развелся через полгода, хотя окончательно расстался с женой в 1973 г. Есть человек, называющий себя его сыном, Адриан Вашон (C. J. Castaneda), но так ли это в действительности – неясно. Умер Кастанеда в Вествуде (шт. Калифорния, США) от рака печени 27 апреля 1998 года. В последний период он вел «здоровый образ жизни»: он не только не употреблял алкоголя и наркотических препаратов, прославлению которых посвятил свое творчество, не только не курил, но даже не пил чая и кофе. Производители бестселлеров еще некоторое время эксплуатировали его “таинственный уход”, утверждая, что он “сгорел изнутри”, хотя он был обычным способом кремирован и останки были перевезены в Мексику. Кастанеда должен был остаться загадкой. Ведь на учении бессребреника Дон Хуана его автор оставил после себя прекрасно работающую индустрию с многомиллионным доходом. Его имущество после смерти было оценено в 1 млн. долларов (довольно скромно для автора, чьи книги разошлись общим тиражом около 8 миллионов на 17 языках). Всё оно было отдано в учрежденный незадолго до его смерти Фонд Орла. Оценочный общий капитал фонда составлял 20 миллионов.

«Учение Дона Хуана» рассказывает о неожиданном знакомстве автора, студента-антрополога, с доном Хуаном. Кастанеда проявляет интерес к лекарственным растениям и еще не подозревает, что эта встреча навсегда изменит его судьбу. Через некоторое время дон Хуан решает научить Карлоса тем тайным знаниям, которыми обладал.
Кастанеда сумел собрать обширный материал по рассказам дона Хуана, однако он понимает, что единственный путь к настоящему познанию — это пережить всё самому. Только это приведет его к обретению Силы…

Отдельная реальность (1971)

Реальность индейских колдунов и их союзников настолько опасна для обычной системы восприятия, что Кастанеда, создав свою первую книгу, старается забыть об этом навсегда. Но Сила распоряжается иначе — через 2 года он возвращается, чтобы начать новый этап своего обучения у магов. «Отдельная реальность» — это рассказ автора об опыте, который он еще не совсем осознает и понимает. Не просто так многие эзотерики советуют оставить чтение этой книги напоследок, а сначала ознакомиться с основными положения учения Дона Хуана…

Путешествие в Икстлан (1972)

После многолетнего обучения у мага-индейца дона Хуана и тщательное, углубленное познание сути его учения изменили судьбу героя книги. Теперь его видение и отношение к миру совсем иное. Дон Хуан долго и настойчиво вел своего ученика к этому моменту, постепенно формируя в его сознании образ новой реальности, которая отличается от привычной и традиционной картины мира. Узнав про всё это, Карлосу предстоит совершить последний шаг — покинуть мир…

Сказки о силе (1974)

«Сказки о силе» — самая невероятная и фантастическая книга Кастанеды.
Читатели узнают о том, что знакомая нам картина мира — только небольшой островок в нескончаемом мире волшебства — нагвале. В этой книге Кастанеда завершает рассказ о своем обучении у Дона Хуана. Для достижения полного цикла остается лишь непостижимый разумом прыжок в пропасть. Карлосу и еще двум ученикам необходимо прыгнуть с вершины горы. В тот же самый день Учитель и Бенефактор покидают этот мир навсегда…

Второе кольцо силы (1977)

Сбросился со скалы в пропасть и выжил. Кастанеда решает вернуться в Мексику, чтобы понять, был ли настоящим этот фантастический прыжок. В дороге он знакомится с несколькими женщинами-магами, ученицами дона Хуана, и именно в этот момент он обнаруживает в себе невероятную способность покидать свое тело, превращаясь в могущественный дубль. Он понимает, что все нападения на него были сделаны самим доном Хуаном, чтобы он смог открыть в себе способности и осознать себя в ином обличии. В итоге Карлос готов к тому, чтоб взять на себя ответственность за новую партию Нагваля…

Дар орла (1981)

«Дар Орла» повествует о том, как автор решает стать лидером нового отряда магов. Но поначалу всё идет крайне плохо. Ученики, один за другим, переживают странные воспоминания о событиях, которые не происходили и не могли происходить в мире привычного восприятия. Из-за этого начинаются ссоры между Кастанедой и его подопечными. На помощь ему приходит Ла Горда, благодаря которой Нагваль вспоминает, что из-за специфической структуры своего энергетического тела он не способен быть их лидером. В итоге ученики его покидают, а он вместе с Ла Гордой направляется в Лос-Анджелес…

Огонь изнутри (1984)

«Огонь изнутри» рассказывает о новом этапе, который переживает Кастанеда. На этот раз в нем происходит полный переворот в восприятии учения дона Хуана. Благодаря этим переживаниями автор наконец сможет обрести свою целостность. В книге также снова появляется дон Хуан, и описывается интересная концепция «мелких тиранов», которая призывает рассматривать любое негативное жизненное событие в виде средства обучения и избавления от чувства собственной важности…

Сила безмолвия (1987)

В своей новой работе «Сила безмолвия» автор продолжает рассказывать читателям об учении знаменитого дона Хуана. Он представит уникальное знание, которое было проблеском, озарившем глубокие участки человеческого ума. Магия представляется в качестве главной потребности индивида. Ведь лишь нестандартные методики и сверхспособности дают возможность познать самого себя и наш мир с его загадками и тайнами. Кастанеда представляет систему, которая позволит человеку развить себя и реализоваться в социуме…

Искусство сновидения (1994)

После шестилетнего молчания Кастанеда представляет свою новую работу «Искусство сновидения». Эта книга снова становится настоящим откровением для читателей. Она раскрывает методики, при помощи которых можно использовать сны для открытия мира Духа, а также превращать их в осознанные сновидения.
Изучив эту книгу читатели смогут узнать почему пути в другие реальности лежат через осознанные сновидения и как этим давно и активно пользуются великие шаманы и маги…

Активная сторона бесконечности (1995)

«Активная сторона бесконечности» — десятая книга знаменитого писателя 20-го века.
Эта книга включает в себя не только воспоминания о беседах с доном Хуаном и магических практиках, но и совершенно уникальную информацию — о жизни и работе автора в Лос-Анджелесе — в совсем немагических условиях…
Кроме того, автор даст объяснение тому, почему мы не способны быть теми настоящими, кем и являемся — могущественными существами? Из-за чего так вышло? И можно ли это исправить?…

Колесо Времени (1998)

«Колесо времени» — книга бессмертного Карлоса Кастанеды, которая значительно отличается от предыдущих его работ тем, что является сборником самых ярких цитат и высказываний. В книге собрана вся магическая мудрость шаманов Древней Мексики, которая была изучена через мага дона Хуана. Благодаря книгам Кастанеды миллионы людей смогли изменить свое представление не только о мире, но и о своем предназначении…
«Колесо времени» — прекрасный сборник цитат, который несет сильный заряд чего-то потустороннего, которое выходит за рамки человеческого сознания…

Магические пассы (1998)

«Магические пассы» — завершающая серию книга Карлоса Кастанеды, которая была издана в 1998 году. В своей работе Карлос Кастанеда описывает систему энергетических упражнений «тенсегрити», которую он узнал у Дона Хуана Матуса. Данные магические пассы и упражнения выполняются для достижения состояния физического и умственного благополучия.
Книга разделена на 3 части. В первой части автор рассказывает о происхождении и предназначении магических пассов. Во второй повествует о системе упражнений тенсегрити. Третья, наиболее содержательная, часть включает детальное описание техники выполнения 6 серий тенсегрити.