Лучшие кукольные мультфильмы советской школы анимации. Были ли в ссср хорошие кукольные мультфильмы Мультик про куклу ссср

Куклы - старейшая анимационная техника, и хотя были периоды, когда популярность кукольных мультфильмов стремилась к нулю, полностью традиция никогда не прерывалась. Arzamas собрал не самые известные, но важные работы за последние полвека

«Лягушонок ищет папу»
Режиссер Роман Качанов, 1964

У одного маленького лягушонка не было папы, и он очень грустил. Так сильно, что отправился на его поиски. По этому незатейливому на первый взгляд филь­му учат драматургии студентов анимационных школ. Легендарный Роман Ка­чанов - один из создателей кукольной мультипликации в нашей стране. Это он сделал и «Варежку», и «Чебурашку» (художником на этих двух мультфиль­мах работал Леонид Шварцман).

«Мой зеленый крокодил»
Режиссер Вадим Курчевский, 1966

«Все крокодилы были как крокодилы, а этот крокодил был какой-то стран­ный…» Поэтическое кино о любви по сценарию Генриха Сапгира и Геннадия Цыферова, в котором мультипликатором работал Юрий Норштейн, а худож­ником - Алина Спешнева. Вадим Курчевский - режиссер анимационного кино, книжный иллюстратор, сценарист, художник-постановщик, телеведу­щий, учитель рисования и сценограф детских спектаклей.

«Клубок»
Режиссер Николай Серебряков, 1968

Очень грустная история о том, как важно вовремя остановиться, рассказана с помощью кукол и пряжи. Николай Серебряков - советский и российский режиссер мультипликационных фильмов; его самые известные работы - «Хочу быть отважным» и «Золоченые лбы».

«Козленок, который считал до десяти»
Режиссер Владимир Дегтярев, 1968

Однажды козленок научился считать. Но далеко не всем в лесу это понрави­лось. Владимир Дегтярев - легенда кукольной мультипликации. Эта экрани­зация сказки норвежского писателя Альфа Прёйсена - один из самых извест­ных его мультфильмов для детей.

«Муми-тролль и другие»
Режиссер Аида Зябликова, 1978

Первый из трех мультфильмов про муми-троллей. Режиссер Аида Зябликова - классик кукольной анимации. Именно она экранизировала сказку Татьяны Александровой «Домовенок Кузя». Композитор мультфильма - Алексей Рыб­ников, а стихи к песням написала Людмила Петрушевская. Озвучивали мульт­фильм Зиновий Гердт и Ольга Гобзева.

«Муми-тролль и комета», «Муми-тролль и комета. Путь домой»
Режиссер Нина Шорина, 1978

Режиссером второй и третьей серии про муми-троллей стала Нина Шорина, а художником - Людмила Танасенко (она также была художником известных фильмов «Падал прошлогодний снег», «Большой секрет для маленькой компа­нии», «Мальчик шел, сова летела») и т. д. Эти серии также озвучили Зиновий Гердт и Ольга Гобзева.

«Новогоднее приключение»
Режиссер Юлиан Калишер, 1980

Новогоднее кино о том, как папа-человек и папа-медведь забыли купить елки и пытаются это исправить. Особенно хороша советская фея, которая помогает героям. Юлиан Калишер ставил очень много музыкальных мультфильмов, например «Большой секрет для маленькой компании» или «Кто ж такие птич­ки». В «Новогоднем приключении» тоже есть забавная песня.

«Ежик плюс черепаха»
Режиссер Иван Уфимцев, 1981

Фильм одного из классиков кукольной анимации - Ивана Уфимцева, созда­теля «38 попугаев» и «Лошарика». Эта экранизация сказки Редьярда Киплинга «Откуда взялись броненосцы» начинается с песни «На далекой Амазонке» в ис­полнении Татьяны и Сергея Никитиных. Роли озвучивали Олег Табаков, Все­волод Ларионов, Надежда Румянцева и Татьяна Пельтцер.

«Чертенок № 13»
Режиссер Натан Лернер, 1982

В школе для чертей важный день: на уроке изучают вопрос «Кого должен лю­бить черт?». Конечно же, себя! Но главный герой не согласен. Остроумный и нежный мультфильм Натана Лернера, которому мы в том числе обязаны анимационными образами барона Мюнхгаузена и Мука-скорохода.

«Вреднюга»
Режиссер Юрий Трофимов, 1987

У Юрия Трофимова несколько мультфильмов, снятых по мотивам сказок ан­глийского писателя Дональда Биссета. В этой серии Дракоша и его друзья бо­рются с коварным Вреднюгой, который хочет украсть радугу. Сценарий Вадима Курчевского, текст от автора читает Алексей Баталов.

«Влюбчивая ворона»
Режиссер Мария Муат, 1988

Однажды ворона полюбила косого зайца. А потом лису, а потом волка, а по­том… Сердцу не прикажешь! Трогательный и абсурдный мультфильм о любви по сценарию Ирины Марголиной с запоминающимися персонажами в испол­нении Георгия Буркова, Романа Филиппова и Ларисы Удовиченко. Мария Муат - ученица Сергея Образцова, ведущий режиссер современной кукольной мультипликации.

Кукольная мультипликация считается одним из самых сложных видов киноискусства. Создание таких мультфильмов – долгий, затратный и энергоемкий процесс, где каждый кадр собирают вручную: от сцены и декораций до персонажей и эффектов. С течением времени он превратился в отдельный нишевый жанр. К выходу новой картины Уэса Андерсона "Остров собак " (премьера – третьего мая) мы собрали подборку самых важных кукольных картин.

"Кошмар перед Рождеством"

Режиссер: Генри Селик

Продюсером, автором идеи и сосценаристом выступил Тим Бертон. Изначально мультфильм должен был выйти на студии Disney. Контракт уже был заключен, но было решено выпустить "Кошмар перед Рождеством" под лейблом Touchstone Pictures, так как Disney не хотели себя ассоциировать с "мрачным и страшным" мультфильмом. Повествование построено по принципу мюзикла и рассказывает о жителях города Хэллоуин, которые пугают людей 31 октября в День всех святых. Главный герой случайно попадает в город Рождества и влюбляется в праздник так сильно, что хочет устроить его для всех жителей своего родного города.


"Побег из курятника"

Режиссеры: Питер Лорд, Ник Парк

Тонкая, ироничная пародия на фильм 1963 года "Великий побег". Вместо военнопленных – курицы, а концлагерь Третьего Рейха – куриная ферма в английском графстве Йоркшир. Курицы живут в страхе перед алчной Мелиссой Твиди. Каждую неделю она ищет курицу, которая несет меньше всего яиц и безжалостно убивает ее, отрубая голову топором. Несмотря на напускную "мультяшность" картины, "Побег из курятника" не рекомендуется для просмотра детям. Около 350 сцен были сделаны с помощью компьютерной графики, остальные – выполнены из пластилина. За время проката мультфильм собрал 224 миллиона долларов, что сделало его самым кассовым кукольным проектом в мире.


"Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня"

Режиссеры: Ник Парк, Стив Бакс

Первый полнометражный мультфильм о Уоллесе и Громите (существует четыре короткометражных мультфильма, а также научно-популярное шоу на BBC). "Уоллес и Громит" получил в 2005 году "Оскар" в номинации "лучший анимацинный фильм" и занимает второе место в списке самых кассовых кукольных мультфильмов. Главные герои работают в компании "Антигрыз", которая борется с грызунами. Уоллес изобретает приспособление, которое внушает кроликам, что они не хотят есть овощи. Это решает проблемы местных жителей. Проблемы возникают, когда в городе объявляется огромный мутант кролик-оборотень.


"Бесподобный мистер Фокс"

Режиссер: Уэс Андерсон

Первый кукольный мультфильм Уэса Андерсона, снятый по мотивам одноименной книги Рональда Даля. Роли в мультфильме озвучивают Билл Мюррей, Джейсон Шварцман, Уиллем Дефо, Мерил Стрип и Джордж Клуни. "Фокс" получил две номинации на премию "Оскар", номинацию на "Золотой глобус" и премию за особое достижение Национального совета кинокритиков США. Главный герой – Мистер Фокс – ворует у людей еду и совершает набеги на фермы. В один момент фермеры впадают в бешенство и намереваются уничтожить хитрого лиса и всю его семью, включая жену и детей.


"Паранорман, или Как приручить зомби"

Режиссеры: Крис Батлер, Сэм Фелл

Шедевр легендарной анимационной студии Laika, авторов "Коралина в стране кошмаров" и "Труп невесты". В центре истории – маленький мальчик Норман, который может разговаривать с призраками. Ему поручают снять проклятие с города, но он не справляется, и из могил начинают вставать мертвые. "Паранорман" стал первым мультфильмом, который использовал цветные 3D-принтеры для анимации.


"Маленький принц"

Режиссер: Марк Осборн

Необычная интерпретация "Маленького принца" Антуана де Сент-Экзюпери. Оригинальный сюжет про маленькую девочку, которая мечтает поступить в летную академию, выполнен в привычном 3D. А все, что связано с принцем Сент-Экзюпери, реализовано с помощью кукол. Эти два мира связывает уже престарелый авиатор, рассказывающий девочке о своей встрече с принцем в пустыне Сахара.


"Кубо. Легенда о самурае"

Режиссер: Трэвис Найт

Несмотря на название, Кубо – не самурай в традиционном смысле. На самураев в мультфильме больше походят его антропоморфные компаньоны – белая обезьяна и боевой жук. Кубо – маленький мальчик с волшебным сямисэном (японский щипковый трехструнный инструмент), который хочет спасти родину от злых духов прошлого. Для этого ему нужно отыскать магические доспехи его отца. Мультфильм получил премию BAFTA за лучший анимационный фильм, две номинации на премию "Оскар" за лучший анимационный фильм и визуальные эффекты.

Вспоминая самые крутые обломы советского ребёнка, на первое место поставила Кукольные мультфильмы - когда долгожданный мультфильм (подчёркнутый в программе красной ручкой) на деле оказывался "деревянной куклой посреди искусственных, лишённых солнца, декораций". Не могу с ней не согласиться. Но неужели в те времена не было хороших кукольных мультфильмов?


Были! И не только хорошие, а даже разошедшиеся на цитаты.

В первую очередь, что вспоминается в этот плане - серия мультфильмов про домовёнка Кузю. "Я не жадный, я домовитый", "Нафаня! Сундук украли! Со сказками!", "Ой, беда-беда, огорчение", "С малых лет ел не досыта, спал без просы... Недосыпал, в общем, я", "Куда хочу - туда лечу! Куда хочу?! Куда лечу?!", ну и так далее

Далее хочется вспомнить серию мультов про крокодила Гену и Чебурашку. Собственно Чебурашка вообще стал чуть ли не символом советской мультипликации. Ну и любимые цитаты: "Кто людям помогает, лишь тратит время зря. Ха-ха! Хорошими делами прославиться нельзя!", "Мы строили, строили и наконец построили. Ура!", "Слушай, Гена, давай я вещи понесу, а ты возьми меня?", "Я им покажу, как Чебурашек обижать!"

Вы можете сказать, что успех этих мультфильмов дала хорошая литературная основа. Но вот у "Приключений Незнайки" и "Волшебника Изумрудного города" тоже была хорошая основа, а вот кукольные мультики "не пошли"

Третья серия кукольных мультов, которые нравились даже детям - цикл о забавных взаимоотношениях четырёх животных - Мартышки, Слонёнка, Попугая и Удава. "У меня есть мысль, и я её думаю!", "Давайте! Давайте спросим у меня!", "Я не хочу быть, извините, напримером", "Не будем называть кто, хотя это был слонёнок"

Ещё одна серия кукольных мультфильмов, не вызывавших отвращения в детстве - про лесовичка с именем Дядюшка Ау - "Ку-ку", "ку-ку"... Кукареку! Раскуковалась... Сам без тебя знаю, что на работу пора..."

Можно ещё вспомнить два мультфильма про Чертёнка № 13 - "Люби себя, чихай на всех! И в жизни ждёт тебя успех!"

Это что касалось мультсериалов. А были ещё неплохие одиночные кукольные мульты - "Волк и телёнок" ("Дитям чистота нужна!.. Ребёнки, они в грязи расти не могут", "Ну вот, то-то, а то "мама, мама"!"),

"Варежка" (тут без цитат - в мульте нет ни одного слова),

"Козленок, который считал до десяти" ("Ну вот... Теперь он и тебя сосчитал!..")

Что-то, возможно, я упустил, но по большому счёту, это, скорее, исключения из правила - кукольные мультфильмы мы в детстве не любили. Но эти примеры говорят о том, что дело не в том, что они кукольные, а в отношении создателей к этим самым куклам. Если задаться целью сделать хороший мульт - эти примеры говорят, что это было возможно. Но, такое ощущение, что в подавляющем большинстве мультипликаторы-кукольники сами игрались в куклы, для своего удовольствия, не очень задумываясь о конечном результате

Источники

Все ролики взяты с www.youtube.com

Тем не менее, тайком возрождает жанр кукольного ужаса, в котором увлеченно работали, претворяя свои самые сокровенные фантазии, многие мастера экрана - от эротомана Валериана Боровчика до визионера Терри Гилльяма. Нам, контуженым советской кукольной анимацией, испугавшей до смерти не одно поколение граждан, эта тема особенно близка. Видно, есть в куклах что-то такое, что притягивает всяких странных типов и проклятых гениев. Чтобы изучить вопрос, мы собрали десять самых ярких примеров кукольных перверсий в мировом кино. Упаднический кукольный мультфильм вновь на коне.

Сторожевая собака (Stille Nacht V: Dog Door, реж. Братья Куай, 2001)

Убежденные декаденты братья Куай - близнецы-американцы, в конце 60-х перебравшиеся в Старый Свет и быстро ставшие непревзойденными классиками жанра «упаднический кукольный мультфильм». Эпигонам братьев нет числа, сами же они вдохновлялись творчеством Старевича, Кафки, Бруно Шульца, Стравинского, Боровчика, а позднее и Шванкмайера, которого Западная Европа открыла совсем не сразу. В массовой культуре братья прописалиcь благодаря Питеру Гэбриэлу, для которого они сняли клип на песню Sledgehammer. Собака, пускающая слюни под адские хрипы Тома Уэйтса - тоже клип, хотя никакое телевидение показать его так и не решилось. Чудовищная жуть.

«Шоу недоумков» /Meet the Feebles/ (1989) (реж. Питер Джексон, 1989)

Когда придет новое средневековье и начнут жечь классику, в первой двадцатке мучеников обязательно окажется джексоновское «Шоу недоумков», которое без всякого изъятия можно ставить в наш обзор практически полностью. Единственное, что успокаивает - рукописи не горят, и хотя бы бессмертная «Песня содомита» обязательно сохранится для потомков. Классика.

«Приключения Марка Твена» /Adventures of Mark Twain, The/ (1986) (реж. Уилл Винтон, 1986)

В 1986 году режиссер Уилл Винтон решил сделать воспитательный кукольный мультфильм по произведениям Марка Твена. Вышла вполне безобидная история - американский классик летает себе на комете по космосу в компании подростков, уча их уму-разуму. Все шло хорошо, пока Твен и дети не прилетели на планету, где живет Сатана. Продюсеры с Сатаной благоразумно решили не связываться - вырезали. Такой вот детский фильм.

«Секретные приключения Мальчика-с-Пальчик» /Secret Adventures of Tom Thumb, The/ (1993) (реж. Дэвид Бортуик, 1993)

В семье лондонских алкоголиков рождается недоразвитый эмбрион с лицом дегенерата - Мальчик-с-пальчик. После жестокой гибели родителей в огне лилипут уходит странствовать, попадает на фабрику генномодифицированных продуктов и поднимает восстание мутантов. Конец у сказки вышел грустный: десять лет режиссера Бортуика никуда не брали. В 2005-м за его подписью выходит милое «Волшебное приключение» /Magic Roundabout, The/ (2005) , и остается только догадываться, что было у Бортуика на уме, когда он снимал это доброе, но ничем не примечательное фэнтези для семейного просмотра.

«Счастье семьи Катакури» /Katakuri-ke no kofuku/ (2001) (реж. Такаши Миике, 2001)

Для полного счастья кукольной анимации не хватало одного талантливого человека - Такаши Миике. Перенесенные на японскую почву Шванкмайер, Боровчик и братья Куай под его прозорливым руководством породили монстра - начальную часть музыкальной комедии «Счастье семьи Катакури» /Katakuri-ke no kofuku/ (2001) про семейку убийц, которую атакуют зомби. Тут прописались ангел-людоед и смертоносный плюшевый мишка с железными когтями. Нажимать на «play» или не нажимать - решайте сами.

Кукольная анимация, слава кинематографическим богам, живёт и процветает. По крайней мере, если судить по новым фильмам, появляющимся в прокате - в одном только 2012 году вышли «Пираты! Банда неудачников» и «ПараНорман», с разницей в пару-тройку месяцев, и ещё через пару месяцев состоится премьера «Франкенвинни» Тима Бёртона.

Значит, форма живёт, дышит и развивается - что не может не радовать. А чтобы укрепиться в этой радости, давайте посмотрим на некоторые недавние примеры творческого использования кукольной анимации, подарившие нам прекрасные фильмы.

ПараНорман, или Как приручить зомби

Новый привет от анимационной студии с очаровательным названием Laika, подарившей нам « » Генри Селика. «ПараНорман», хотя в его основе и не лежат книжки прекрасного сказочника Нила Геймана, выполнен в схожем ключе. Это замечательная во всех смыслах страшная сказка о встрече ребёнка с потусторонним, нежная, трогательная, страшная и по-миядзаковски мудрая (и порой столь же горькая) в вопросах настоящего расклада сил добра и зла во взаимоотношениях живых и мертвых. Иначе говоря, «ПараНорман» - настоящий скромный бриллиант этого киношного года, фильм из тех, которые хочется всегда носить с собой в кармашке поближе к сердцу.

Не Уоллесом и Громитом едиными живёт прекрасная английская студия «Аардман» - их последний заплыв по водам полнометражной кукольной анимации вместе с компанией веселых пиратов получился упоительно смешным, страшно хулиганским и заразительно-веселым. Плюс «Пираты» в очередной раз подтвердили давно известную истину - что английский юмор очень своеобразная и ужасно прекрасная штука.

Дебютный заход Уэса Андерсона, умницы и мизантропа, в кукольную анимацию (по мотивам книги Роальда Даля) обернулся чуть ли не лучшим его фильмом за пятнадцатилетнюю карьеру. Жизненные перипетии хитреца-лиса с голосом Джорджа Клуни, которому приходилось одновременно решать проблемы соседства с тремя злейшими фермерами, вникать в вопросы семейной жизни и воспитания детей, а также разбираться с самоидентификацией, дали Андерсону массу возможностей развернуть свою привычную трагикомическую драму (или драматическую комедию), выполненную в индивидуальной интонации - на стыке доброй улыбки и почти неуловимого злого сарказма. Ну, и выглядел «Мистер Фокс» замечательно - омытый удивительным янтарно-желтым светом, от которого отчетливо хотелось поселиться в этом прекрасном кукольном мире навсегда.

Австралийский ответ Чемберлену - замечательный полнометражный мультик человека по имени Адам Эллиот, произведение с очень особенной интонацией, на сложном стыке макабрического абсурда и нежнейшей семейной мелодрамы. «Мэри и Макс» - дебютный полнометражный фильм Эллиота; хочется думать, что этот непредсказуемый и не боящийся сложных тем автор ещё не раз удивит и порадует нас всех.

Паника в деревне

Привет от бельгийских аниматоров, кино про приключения игрушечных ковбоя, индейца и лошадки, чьими стараниями вся их игрушечная деревня становится на уши. Отличается приятной степенью общего безумия происходящего - вынесенное в название словечко «паника» отлично передаёт лихорадочную интонацию это довольно грубо выполненного, но несмотря на это (а, может, и благодаря этому) неотразимого произведения.