Изготовление мусульманский с полумесяцем на могилу. Мусульманские погребальные традиции и памятники на могилу

Мусульманские памятники на могилу. Про изображение усопшего в сочетании с надписями на арабском.

Для каждого человека естественно желание похоронить усопшего согласно своим традициям. Наши кладбища также многонациональны, как и наша страна. Только по памятникам можно понять кто именно тут лежит: православный или мусульманин. У каждой веры свое отношение к смерти. Если для православия характерна некоторая красочность похорон, то для мусульман это просто недопустимо. Ислам - строгая и особенная религия, при этом она интересна своей необычностью и древними устоями.

Наши кладбища также многонациональны, как и наша страна.

Как ставят памятники у мусульман

Особенность ислама в отношении к самой смерти. Достаточно посмотреть какие бывают памятники мусульманские на могилу на фото, чтоб понять это отношение. Для мусульман смерть не может быть неожиданной или внезапной. Для них смерть - явление обязательное и неизбежное для вознесения в Рай Аллаха. Поэтому фото мусульманских памятников - надгробий не содержит никаких украшений. Максимум, что они могут себе позволить: изготовить верхушку памятника в виде минарета или же купола мечети.

По традиции памятник на могилу мусульманина должен быть максимально сдержанным, без фотографий. Изначально ислам строго запрещал изображать лица и даже сегодня шариат неумолим. Особенно это строго у татар, поскольку эта нация считается самой ревностной в исполнении канонов ислама. Фото татарских памятников на могилу показывает исключительно монолитные надгробия, в основном, из темного мрамора или гранита.

Однако современные веяния внесли поправку и мечеть стала разрешать делать изображения лиц и даже животных по желанию родственников. Обязательным осталась надпись на памятнике. Обычно это гравировка слово Пророка или выдержки из мусульманских сур на арабском языке.

Но согласно другим источникам:

Важно заметить, что для обозначения могилы не запрещено написать на ней имя (умершего). Однако мнения о вырезании аятов Корана различаются: от макруха (нежелательного) до харама (запрещенного). Следовательно, лучше не вырезать (на могиле) аяты Корана в знак уважения к Слову Аллаха.
Разрешено помечать могилы камнями или палками, как об этом сказано в хадисе, рассказанном Ибн Маджей. В этом хадисе Анас передал такие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Я смог узнать могилу Ибн Мазуна по камню, который ее обозначал».
Далее, передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал покрывать могилы штукатуркой, сидеть на них или надстраивать что-либо над ними.
В другой версии он также запретил наступать на могилы. В версии Ан-Нисаи Пророк запретил надстраивать что-либо над могилами, присоединять к ним что-либо, покрывать их штукатуркой и писать на них.
Это свидетельствует, что на могилах запрещено делать какие-либо надписи. Согласно мнениям имамов Ахмада и Аш-Шафии, предписание Пророка не писать ничего на могилах нужно понимать так, что подобные надписи являются макрух (нежелательными), что бы там ни было написано - аяты Корана или имя похороненного человека. Однако ученые школы Шафии добавляют, что если это могила известного ученого или праведника, то даже стоит написать на ней его имя или обозначить ее - и это будет похвальным делом.
Имам Малик считал, что написание аятов Корана на могилах - это харам, а написание имени и даты смерти - макрух.
Ученые школы Ханафи считали, что писать что-либо на могиле можно лишь для того, чтобы обозначить ее местонахождение, а любые иные надписи на ней вообще нежелательны.
А Ибн Хазм даже счел, что написание имени умершего на камне не является макрухом.
Согласно вышеупомянутому хадису, написание аятов Корана на могилах является запрещенным (харам), особенно если учесть, что эти могилы ровняются с землей и люди могут на них наступить.

Куда ставят памятник у мусульман и в какую сторону должен быть обращен - это важнейший момент. Памятник может быть установлен только таким образом, чтобы его лицевая часть была обращена только к востоку, к самой Мекке. Это незыблемая традиция и мечеть к этому относится строго.

Красивые мусульманские памятники на могилу шариат ставить не разрешает, если говорить о традиции. Вера учит тому, что красота, склепы, разные надгробия вносят раздор среди умерших правоверных и мешают им наслаждаться благоденствием, дарованным им Аллахом. Поэтому предписывается, чтобы все памятники были строгими и сдержанными по украшениям. Мечеть разрешает для мусульманок гравировать букет цветов по числу детей, для мужчин полумесяц.

Молитвы.

Дуа за умершего
Перевод смысла: O Аллах, раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!
Транслит:
Аллахумма, "абду-кя ва-бну ама-ти-кя ихтаджя иля рахмати-кя, ва Анта ганийун "ан "азаби-хи! Ин кяна мухсииан, фа зид фи хасанати-хи, ва ин кяна му- си"ан, фа таджаваз "ан-ху!

Дуа за умершего
Перевод смысла: O Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его (от мучений и искушений могилы.) , и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём (то есть, сделай его удел в раю хорошим), и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!
Транслит:
Аллахумма-гфир ля-ху (ля-ха), ва-рхам-ху(ха), ва "афи-хи(ха), ва-"фу "ан-ху(ха), ва акрим нузуля-ху(ха), ва васси" мудхаля-ху(ха), ва-гсиль-ху(ха) би-ль- ма"и, ва-с-сальджи ва-ль-баради, ва нак- кы-хи(ха) мин аль-хатайа кя-ма наккайта- с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси, ва аб-диль-ху(ха) даран хайран мин дари-хи(ха), ва ахлян хайран мин ахлихи(ха), ва зауд-жан хайран мин зауджи-хи(ха), ва адхыль-ху(ха)-ль-джанната ва а"ыз-ху(ха) мин "азаби-ль-кабри ва "азаби-н-нари! (В скобках приведены окончания женского рода при мольбе за покойную женщину)

В России бок о бок живут люди разных религиозных убеждений, поэтому и наши кладбища, с конфессиональной точки зрения, в большинстве своем смешанные. Нередко на них рядом можно увидеть христианские и мусульманские могилы. Они отличаются друг от друга лишь некоторыми особенностями оформления, в частности, - тем, как выглядят в обоих случаях надгробья.

Тонкости оформления

Прежде всего, памятник мусульманина выглядит очень лаконично, ведь традиции и законы ислама не разрешают чрезмерно украшать могилу. Согласно верованиям, излишняя красота, богатые склепы, разнообразие во внешнем виде надгробий вносят раздор среди умерших правоверных на небесах и мешают им наслаждаться благоденствием, дарованным Аллахом.

Поэтому шариатом предписывается, чтобы все памятники правоверных были строгими и сдержанными в оформлении, лишены излишней красивости.

Например, такие надгробья почти не бывают украшены рисунками. Мечеть разрешает гравировать на женских стелах букет цветов, в котором число бутонов обычно соответствует количеству детей в семье. Мужские же обелиски отмечаются символическим мусульманским полумесяцем. Кроме этого, на современных мусульманских памятниках нередко встречаются изображения, характеризующие прижизненную деятельность усопшего (если покойный был машинистом ж/д поезда, то это может быть показано через рисунок локомотива; памятник водителя украшается картинкой автобуса, хозяина чайханы - пиалой с паром от чая). На старых же надгробьях иногда выбивали лишь орнамент растительного или геометрического характера.

Еще одна тонкость художественного решения мусульманского мемориала связана с тем, что ислам запрещает размещать на месте захоронения фото умершего. Однако взаимопроникновение разных культур, характерное для наших дней, начинает постепенно разрушать строгость данного канона. Поэтому портреты на мусульманских памятниках можно теперь увидеть все чаще. Фотографии могут быть выполнены в виде гравировки на черном памятнике из габбро-диабаза. Часто встречаются и медальоны из фотокерамики, особенно на мраморных монументах.

Надписи на исламских надгробьях все же бывают скорее традиционными, чем нет. Это прежде всего имена и годы жизни умерших и - иногда - суры Корана, выполненные арабской вязью. Светские же эпитафии не приветствуются и на типичные мусульманские стелы не наносятся.

Цены

на памятники для мусульман не отличаются от стоимости таких же по параметрам христианских надгробий.

Форма обелиска, изготовленного по законам шариата, должна быть строгой, сдержанной. Обычно это вертикальный прямоугольник с закругленным, по типу чалмы, навершием с минимумом украшений. Всевозможные барельефы, сложные резные модели, прочие скульптурные излишества исключаются. Эти ограничения делают среднюю цену монумента весьма умеренной.

Например, комплект такого гранитного памятника со стелой высотой 80 см с постаментом (тумбой) и цветником стоит около 11500 руб. Если высота увеличивается до 1 м, то цена будет около 15000 руб. При стеле в 120 см с полировкой со всех сторон - около 29000 руб. Если родственники желают облагородить место захоронения мемориальным комплексом, то цены на него оговариваются индивидуально.

В нашей многонациональной стране уживется множество культур и религий, которые отличаются в том числе и традициями захоронения. Так, будучи на кладбище можно даже по оформлению памятника легко определить, представитель какой религии покоится на этом месте. Интересно отметить, что практически любое мусульманское захоронение можно отличить от прочих не только по надписям на арабском языке, но и по знаку полумесяца, почти неизменно сопровождающего оформление памятного надгробия последователя пророка Мухамеда. Что же означает этот символ?

Сегодня полумесяц со звездой неизменно ассоциируется с Исламом

Значение полумесяца

Самая распространенная легенда гласит, что полумесяц увидел во сне правитель небольшого на тот момент государства Осман, и приняв его за благое знамение, сделал символом своего рода. И действительно, потомки Османа создали большую империю, а также положили начало исламской культуре.

Согласно другому приданию полумесяц "спас" Византию от нашествия македонцев. Войско намеревалось взять город под покровом ночи, но осветившая небо луна не дала планам македонцев свершиться. С тех пор жители Византии - нынешнего Стамбула, прославляли полумесяц, изображая его сперва на монетах, а после и на флаге города.

Таким образом, полумесяц не является религиозным символом - о нем нет упоминаний в Коране или Сунне. Но он олицетворяет собой целую культуру, принадлежность к огромной нации, и хотя этот знак не имеет как такового сакрального смысла, для мусульман он является благоприятным и почитаемым.

Полумесяц со звездой изображаются на памятнике сверху посередине или немного сбоку - так, как они видны на небе

Самый распространенный и, пожалуй, самый красивый способ изображения этого знака - это гравировка.

Оформление памятника полумесяцем

Традиционно мусульманские памятники принято оформлять сдержанно, формы надгробий обычно выбираются стандартные, без излишних украшений, или же с верхней гранью, оформленной в виде верхушки мечети. Кораном не поощряется нанесение на памятник портрета усопшего, но современные духовные наставники мусульманства иногда закрывают на это глаза.

Мусульманские похоронные традиции сильно отличаются от привычных для европейцев погребальных ритуалов. Эти различия лежат не только в предписанных религией ритуалах, но также и в отдельных нюансах, таких как похоронное одеяние (саван) и процедура омовения. Как ни странно, мусульманская могила также непохожа на европейскую: различия есть не только в надгробных памятниках, но даже в форме самой могилы.

Обычно мусульман хоронят на отдельных участках общегородских кладбищ, либо на специальных мусульманских кладбищах. Коран запрещает хоронить мусульман вместе с иноверцами, хотя исключения могут делаться при захоронении супруги умершего мусульманина. Мусульманские кладбища традиционно обносятся оградой, призванной защитить могилы от животных.

По традиции могила в исламе роется глубиной не менее 1,5 метров, а желательно глубже – до двух метров. Длина и ширина должны быть такими, чтобы в ней мог расположиться не только умерший, но также и человек, который будет его укладывать. На дне могилы сооружается боковая ниша (ляхд), куда укладывается тело покойного. Покойного кладут на правый бок, лицом в сторону Мекки, после чего ляхд закрывают необожжённым кирпичом. Иногда ляхд могут заложить обожжённым кирпичом или досками, однако использование подобных материалов не одобряется, так как они часто служат в качестве декоративных. В самой нише важно сделать подпорки, чтобы избежать обрушения почвы.

В устройстве мусульманской могилы есть различные нюансы. Например, в случае рыхлой и сыпучей почвы ляхд можно не делать, вместо него используется углубление в центре могилы или захоронение гробом (при этом дно гроба посыпают землей). Могилу принято засыпать той же землей, что была из неё выкопана, при этом возвышение должно быть небольшим – не более 17 см. Также существует традиция делать возвышение в форме полумесяца, чтобы отличить мусульманские могилы от христианских.

Мусульманские надгробия

Мусульманские памятники на могилу также отличаются от принятых в европейских культурах. Посетитель мусульманского кладбища не может не заметить, что все надгробия обращены фасадом в сторону Мекки. Это сделано не только в соответствии с правилами шариата, но также и для того, чтобы пришедшие на кладбища знали направление для молитвы.

Ислам поощряет скромность и сдержанность правоверных, а потому мусульманские могильные памятники почти никогда не бывают броскими и помпезными. Хотя сейчас надгробия есть на большинстве мусульманских могил, в течение многих веков они считались излишеством. Как правило на надгробии пишется имя покойного и его годы жизни. На мусульманских памятниках на могилу фото или портрет усопшего обычно не размещают, так как Коран запрещает изображения людей. Допустимыми украшениями считается полумесяц или скромный орнамент, а также текст в виде аятов – строк из Корана. Специализированные компании в Москве предлагают установить мусульманские памятники на могилу; цены различаются в зависимости от материала и выбранного оформления. Используются гранит и темный мрамор, в то время как менее обеспеченные мусульмане нередко ставят железный конус с полумесяцем или же ограничиваются небольшой мемориальной табличкой.

Многонациональность России в целом и Москвы в частности отражается на ритуальной сфере. Помимо надгробных памятников , протестантов, современные мастерские изготавливают специфические и непохожие на остальные конструкции мусульманские памятники на могилу.

Мусульманские памятники: фотографии, эпитафии и символика

Мусульмане – религиозная и набожная общность, регулирующая не только свои действия, а и свои помыслы в соответствии с самым важным писанием – Кораном. Каноны, описанные в этой книге, постановляют оформлять могилы почивших особым образом, отдавая предпочтения строгости и скромности. Однако конструктивные отличия надгробных конструкций для мусульман от ритуальных изделий для православных верующих практически отсутствуют.

Чаще всего это гранитные или мраморные стелы, которые могут быть украшены резным и контрастным по цвету барельефом. Нередко изготавливаются обелиски или колонны, а вот скульптурные композиции практически никогда не устанавливаются в качестве мусульманских могильных надгробий, о чем свидетельствуют многочисленные фото кладбищ мусульман.

В том случае, если основа надгробия выполняется по-простому и строгому эскизу, мастера могут предложить лаконичное и простое украшение в традиционном для Ислама стиле. Это может быть форма изделия, вырезанная в виде арки, купола или острого окончания, вершиной которого является традиционный для мусульман полумесяц.

Несмотря на то, что в течение последних лет в шариатских правилах и канонах замечается своего рода послабление, нанесение фотографий усопшего на любую часть памятника все еще запрещено. Это же правило применимо в принципе к любым изображениям. Единственные картинки и надписи, которые могут украшать мусульманский памятник на могилу – не фото, а религиозная символика или геометрические рисунки и окантовка. Однако, для могильных изделий, предназначенных для установки на могилу умершей женщины, разрешается украшение в виде резных цветов или растительных орнаментов.

Что касается эпитафий, то, выбирая их стилистику, лучше всего остановиться на словах мусульманского Пророка или же речах из сур Корана. Необходимо помнить – это не должны быть ни слова скорби, ни любви, так как мусульманская вера иначе относится к смерти – это приближение к Аллаху, поэтому скорбеть за перешедшим на другой уровень существования верующим – неправильно.

Традиции оформления мусульманской могилы

Ислам – достаточно строгая религия, не предполагающая ни помпезности, ни вычурности. Это правило касается абсолютно всех ритуальных мусульманских аспектов – церемонии похорон, атрибутики, покупки и изготовления памятников , оформления места захоронения на кладбище, и даже последнего одеяния усопшего.

Чаще всего могилы на кладбищах мусульман выглядят строго и лаконично. Ни намогильных цветников , ни ритуальных оградок , ни иных прочих атрибутов на месте захоронения нет. По большей части, сравнительно с традиционным для христианского обряда методом декорирования места упокоения, мусульманские памятники на могилу как по фотографическим (визуальным) характеристикам, так и по конструктивным параметрам больше напоминают европейские надгробия .

Гранитная мастерская «40 Дней» оказывает услуги по изготовлению мусульманских памятников на могилу любых размеров и вариантов по низким ценам.