Как научиться играть на гитаре: подробное руководство для самых самостоятельных. Общие принципы игры на электрогитаре

Электрогитара, начавшая свое триумфальное шествие по всему миру во второй половине 20 века и сегодня в начале века 21 остается одним из самых культовых музыкальных инструментов. Давайте подробнее поговорим о ней.

Если вы самостоятельно обучались, не брали уроки игры на электрогитаре в Подольске или другом городе, то обучившись основам и приобретя технические навыки, можете попробовать играть известные композиции. И вот тут ждет большое разочарование, в вашем исполнении прекрасная музыка не имеет ничего общего с записями мастеров гитаристов. Почему это происходит, попробуем разобраться и понять чему я буду вас учить в моей школе игры на электрогитаре .

Уроки игры на электрогитаре от Арса.

Так почему же ваша игра на гитаре так отличается от игры известных гитаристов? Казалось бы не чувствуется фальши, вы честно используете изученные приемы гитарного искусства, а результат очень далек от эталонного исполнения.

Все дело в неправильной работе рук, важна их изначальная точная постановка. Существуют 10 принципов совершенной игры на гитаре:

  • импульсивность;
  • ритмичность;
  • чистота;
  • динамичность;
  • оптимальность;
  • синхронизация;
  • скорость;
  • мелодичность;
  • драйв;
  • креатив.

Из этих вышеперечисленных принципов 8 напрямую зависят от правильной постановки рук. Без этого выполнение правил не возможно. Кратко пройдем по этому списку, чтобы уяснить смысл принципов.

Что такое импульсивность. Если вспомнить уроки физики, то импульс — результат умножения массы на скорость физического тела. Заменим физическое тело кистью нашей руки:

  • правой – извлечение звука медиатором;
  • пальцы левой – легато.

Если гитарист при работе медиатором действует только пальцами рук, а не всей кистью, то теряется масса и в результате получаем довольно малый импульс. Это довольно часто встречающаяся ошибка, она происходит опять же из-за неправильной постановки правой руки.

С другой стороны, низкая скорость действия на струну, так же снижает импульс.

Чтобы этого не происходило, надо отработать удар медиатором хлестким и резким движением руки, будто наносите удар врагу. И таким же образом пальцы левой руки должны сильно стучать по накладке грифа, будто дробь выбиваете.

Хорошей тренировкой будет следующее упражнение: положить левую руку на стол и бить по столешнице пальцами в определенной последовательности. Эта цепочка цифр легко запоминается: 4-3-2-1-2-3. Весь смысл упражнения, добиться равномерного и сильного топота, не отрывая при этом запястье от поверхности. Точно такая же слаженная работа фалангами пальцев нужна на грифе гитары.

Чем импульсивнее воздействие на струну, тем сильнее она колеблется и тем больше и продолжительнее резонируют гриф и корпус инструмента. Итог – насыщенный объёмный звук.

Следующий важный принцип игры чистота звуко извлечения. Основное правило: прижатыми к ладам или открытыми бывают только игровые струны, а лишние в этот момент заглушены. Процесс глушения осуществляют первым пальцем левой руки и ребром ладони правой. Опять мы видим четкое распределение работы правой и левой руки.

Не забываем о роли пауз в чистом звучании гитары. Вот тут еще более ярко видна слаженность работы рук: пауза выполняется одновременно двумя руками. Пальцы левой руки отжимают струны от грифа, или наоборот касаются их, не прижимая к ладам. В тот же момент ребро ладони правой руки ставим в область демпфирования.

Основные принципы правильной игры на электрогитаре

Факт, что только небольшое количество начинающих обучение гитаристов уделяет должное внимание ритму. Поэтому так важен учитель, который обратить на это ваше внимание. Если все ноты и паузы кратны заданному темпу, то слушателя буквально начинает качать в такт ритму. У всех выдающихся исполнителей на электрогитаре идеальный ритм, иначе они бы не стали мастерами.

Проведем эксперимент: возьмем метроном как источник сигналов, повторяющихся через равный промежуток звуков, назовем их клики. Нам нужно извлекать из струны мертвую ноту, одновременно со звучанием клика метронома. Если два звука точно совпадут, то метроном не будет слышен, а получится цельный звук – струны и метронома. Но конечно достичь этого задача не из простых, можете попробовать. Однако подобная тренировка дает очень многое для совершенства игры на гитаре.

Посмотрите на руки известных гитаристов, когда они исполняют насыщенную гитарную партию, вы удивитесь, увидев, как мало движений они выполняют. Звучит буквально шквал из разнообразных нот, а руки мастера спокойно и ровно двигаются по инструменту. Вывод только один – любое движение ценно и осмысленно. Это и есть оптимальность, которая вырабатывается упорными тренировками.

Динамичность – это постоянное движение звука, достигаемое применением отточенной техники движений: импульсивность действия на струны, угол наклона гитарного медиатора, амплитуда и траектория его движения, положение ребра ладони правой руки в области демпфирования. Этим достигается расстановка акцентов на ноты и создается динамика звучания.

Синхронизация оказывает большое влияние на ритмичность и скорость игры. Противоположность этой характеристики – рас синхронизация, когда из-за несогласованности и не одновременности движения правой и левой руки появляется сдвоенная нота. В идеальной синхронизации эти движения практически совпадают.

Последней, при овладении новым музыкальным материалом отрабатывается скорость. Все музыканты, не зависимо от опыта и уровня мастерства, играют новое произведение медленно, обращая в это время внимание на любой нюанс: ритмичность, постановку рук, импульсивность и динамичность и так далее. Только услышав и вникнув во все тонкости музыкального произведения, переходим к наращиванию скорости исполнения.

Прибавляем не больше 5 ударов в минуту, это оптимально для привыкания мозга и мышц. На любой скорости добиваться качества исполнения, лишь потом переходить дальше. Это работает для всех гитаристов, только мастер преодолеет путь быстрее.

Каждый гитарист желает научиться играть так, чтобы гитара в его руках пела. А эффект пения можно достичь только грамотным применением мелизмов. Мелизмы – это украшение мелодий, они есть у певцов, у музыкантов. В случае игры на гитаре украшениями служат бенды, вибрато, слайды и работа рычагом.

Теперь мы добрались до драйва и креатива. Под драйвом понимают культуру игры на инструментах, когда ритмичность звучания объединяется с эмоциональностью исполнения в неповторимый узор музыки.

Креативность везде означает новизну и оригинальность, а играя на электрогитаре, уметь грамотно применять технику исполнения и богатство запаса музыкальных фраз, значит неизмеримо повысить красоту и интерес звучания.

Школа игры на электрогитаре

Чтобы в достаточной степени овладеть правильными техническими навыками, освоить все 10 принципов игры на гитаре, надо обязательно пройти обучение у хорошего преподавателя. Ничто не заменит внимательное и профессиональное руководство. Обращайтесь в мою школу игры на электрогитаре в Подольске , и я постараюсь, научить вас тому, что умею сам. В соответствующем разделе моего сайта выложено видео, где вы сами можете посмотреть и услышать, как играют мои ученики. Если вы талантливы, целеустремлены и полны желания, научится мастерски играть на электрогитаре я готов вам в этом помочь.

Если у Вас ещё нет гитары, а есть только желание обзавестись инструментом, имейте в виду - Вам предстоит сделать нелёгкий, но, возможно, самый главный и ответственный выбор. Несмотря на обилие самых разнообразных инструментов в современных магазинах, нельзя полагаться только на Ваши финансовые возможности или на отзывчивость продавца. Лучше, если Вы можете воспользоваться советом грамотного педагога, заранее "пощупать" разные инструменты, вообще - имеете представление об инструменте, с которым Вам предстоит дружить долгие годы (возможно, всю жизнь!) Итак, выбор Вашей будущей гитары начинается с подробного внешнего осмотра. Вы должны заранее убедиться, что гитара прибыла к месту продажи без приключений и у неё нет следующих проблем: сколов лака, трещин или царапин (особенно следует обратить внимание на заднюю деку инструмента, где могут появится царапины от ремня, пуговиц и других металлических предметов одежды), пропиленных ладов, ржавых струн. Теперь можно переходить к прослушиванию инструмента. Стоит поиграть не спеша и спокойно, давая себе осознать, нравится ли вам звучание данной конкретной гитары или нет. При этом заранее хорошо бы знать, на что смотреть, что ожидать от грифа гитары и как слушать инструмент.

Электрогитара или полуакустика?

С самого начала необходимо понять, хотите ли вы полуакустическую или электрогитару. Электрогитары прочно удерживают свои позиции в области рок-музыки - хотя бы потому, что они дают меньше трудноконтролируемой обратной связи с усилителем ("заводятся"), чем их полуакустические собратья. Любители полуакустических гитар - инструментов с воздушными полостями внутри деки - ищут более качественного звучания самой древесины, нежели звукоснимателей и усилительных систем. Самая важная часть любой гитары - гриф. Это поверхность, на которой вы будете играть, та часть инструмента, которая будет входить в непосредственный контакт с Вашими руками. Ширина и толщина грифа определяют, насколько удобно Вам будет играть на данном инструменте. Любители жесткой быстрой музыки по достоинству оценят широкие и тонкие грифы. Любители классических стилей - рока и блюза - обычно предпочитают стандартные, более округлые грифы, которые хороши для игры аккордами. Также вносит свой серьезный вклад в звучание гитары материал накладки грифа, так как непосредственно накладка грифа получает вибрации от струн и передает их грифу и корпусу инструмента, или отражает эти вибрации. Если гриф прошел Ваши тесты -пора попробовать его в игре. Не стоит сразу подключать гитару к усилителю - послушайте, как звучит дерево. Поиграйте на всех ладах - от первого до последнего, обращая внимание на дребезжание струн и мертвые звуковыеточки - нечастые места на грифе, на которых из-за особенностей структуры древесины накладки ноты практически не звучат, или звучат глухо и неярко. Если обнаружатся проблемы, совершенно не обязательно, что они связаны именно с грифом - вполне возможно, что струны опущены слишком низко, и необходимо поднять струнодержатель на деке (машинку). Если высота струн нормальная и играть удобно - пора переходить к корпусу (деке) гитары.

Звучание деки.

Дека (или корпус) гитары значительно влияет на акустические свойства инструмента, которые в свою очередь, определяют звучание гитары через усилитель. Деки бывают толстые или тонкие, из мягкой или плотной древесины. Считается, что плотные, тяжелые породы древесины дают больший сустейн { sustain - англ., длительность звучания нот). Лёгкие породы древесины звучат максимально нейтрально, без приукрашивания звучания. Они больше поглощают вибрации струн, чем отражают их.

Фурнитура.

Стоит обратить внимание на следующие моменты. Все части фурнитуры должны быть лишены грязи, ржавчины и коррозии. Все части машинки не должны выглядеть игранными и потертыми. Механизмы колков должны крутиться ровно, без малейших усилий.

Струны.

На электрогитаре обычно используются металлические (стальные) струны. Это связано с использованием медиатора, с характером исполняемой музыки и т. д. Желательно, чтобы уже на стадии выбора инструмента комплект струн был готов к следующей продолжительной работе, т. е. струны должны быть в хорошем состоянии, весь аккорд настроен.

ПОДКЛЮЧЕНИЕ К ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ :

Настало время включить в гитару шнур и послушать, как она звучит через усилитель. Первым делом нужно послушать, как звучит инструмент на каждом звукоснимателе в отдельности, и правильно ли работают ручки громкости и тона. Наиболее распространёнными являются гитары с двумя звукоснимателями. Один их них расположен около машинки - он имеет яркое звучание и на нём обычно играют ритм-партии. Другой устанавливается ближе к грифу - на нём обычно играют соло-партии с более мягким и поющим звуком. Также обязательно проверьте работу переключателя (тумблера) и гнезда, в которое включается шнур, о процессе проверки воткните шнур из гитары прямо в усилитель (комбо), не включая в цепь источники эффектов. Прослушайте каждый звукосниматель по отдельности и в комбинации с другими.

Усилитель.

Наиболее популярным является так называемый "комбик" (комбоусили-тель) - устройство, совмещающее в одном корпусе и динамик, и устройства звуковых эффектов. Эффекты, в свою очередь, делятся на 2 основные группы. Первая имитирует звуковое "эхо" - как бы естественный резонанс большой аудитории - это ревербератор, дилэй, хорус. Вторая группа создаёт специфический "роковый" гитарный звук, (" goodguitartone "), который связан с "правильными" нелинейными, частотными и другими искажениями сигнала электрогитары. Это фуз ( fuzz ), овердрайв ( overdriver ), сустэйн ( sustain ), дис-торшн ( distortion ), гранок ( grunge ).

Шнуры.

Это - та самая мелочь, от которой зависит очень многое. Старайтесь, чтобы шнуры, разъёмы и пр. были всегда у Вас в полном порядке, т. е. по возможности лучшего качества и в режиме неусыпной заботы - по возможности (и необходимости) не надо их топтать, проверять на сырость и влагу, давать запутываться в петли и т. д.

устройство гитары

Во всех гитарах - акустических, полуакустических, электрических с цельным корпусом - основные элементы одни и те же. Сейчас мы обращаем Ваше внимание на те, которые нужны Вам в первую очередь. Колки служат для натяжения струн или их ослабления до нужной высоты. На грифе располагаются пальцы при игре мелодий и аккордов. Сменные стержни вибрато на электрогитаре создают быстрые вибрации (осциллации) высоты на всех шести струнах. Адаптеры на электрогитаре воспринимают вибрацию струны и передают её на усилитель, где регуляторы тембра и громкости вместе с регуляторами усилителя воспроизводят нужные звуки. Лады, сторого говоря -это горизонтальные металлические порожки, расположенные поперёк грифа под струнами. Однако для практических целей удобней понимать под ладами пространство между порожками. Именно так это обычЦо изображают на схемах аккордов. Указатели (отметки) позиции пальцев на грифах акустических гитар обычно проставлены на третьем, пятом, седьмом и двенадцатом ладах. На электрогитарах, у которых гриф более длинный, есть дополнительные отметки позиции пальцев. Например, если схема аккорда начинается с десятого лада, Вы можете быстро найти его на гитаре, потому что это следующий лад за отметкой на девятом. Большинство современных гитар со стальными струнами снабжены также предохранительными пластинками, потому что их корпуса часто повреждаются медиаторами. Стальные струны могут быть разной толщины - начинающим по умолчанию обычно рекомендуется средняя.



НАСТРОЙКА ГИТАРЫ

Высоту звучания струны определяет её вибрация в промежутке от верх него порожка до мостика. Также имеет значение и степень натяжения струны. Вращая колок, можно регулировать натяжение струны - натянуть её сильнее или ослабить. На следующей схеме показаны ноты, соответствующие на стройке шести струн. (В нотации ноты показаны на октаву выше их реально го звучания).

В международной (англоязычной) традиции нота Си обозначается как В. В разных изданиях Вы можете встретить также обозначение ноты Си как Н.

Настроить гитару можно разными способами. Можно воспользоваться клавишами фортепиано, можно - камертоном-дудкой для гитары, выдувая определённые ноты, обозначенные на дудке. Распространённый способ: на строить по камертону Ми самую нижнюю (шестую) струну. Далее - при жмите пятый лад на шестой струне. Вы услышите звук, на котором должна звучать открытая пятая струна. Аналогично: пятая струна на пятом ладу равняется открытой четвёртой; пятая струна на четвёртом ладу равняется открытой третьей; четвёртый лад на третьей струне даст высоту второй струны, а пятый лад на второй струне - высоту первой.

как держать гитару

Основные способы держать гитару делятся на следующие - в положении сидя и, соответственно - в положении стоя. Сидя: 1) ноги не перекрещены, гитара опирается на правую руку; 2) положить правую ногу на левую. Эту позу часто называют "небрежной" или "расслабленной". 3) Классическая - требует использования небольшой гитарной скамеечки под левую ногу высотой 12-15 см. В таком случае гитара опирается на левую ногу. Позы стоя (основные для исполнения на электрогитаре на сцене) -£ с лентой для поддержки гитары или без неё. По желанию можно использовать скамейку или низкий стул для опоры гитары на правую ногу. Желательно сразу стараться достичь независимого положения левой руки - чтобы Вы имели возможность снимать левую руку с гитары, не меняя при этом положения инструмента.

ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ


В начальной позиции большой и указательный пальцы левой руки парал лельны друг другу. Если посмотреть на них сбоку, их положение напоминает форму буквы U . Остальные пальцы слегка согнуты:

Указательный палец должен быть расположен примерно под прямым углом к струнам, а середина большого пальца - посредине шейки грифа. Теперь прижмите указательный палец к первому ладу поверх всех струн, а большой - к шейке грифа. Большим пальцем правой руки защипывайте каждую струну движением сверху вниз и добейтесь чистого тона на каждой струне. Далее переходите ко второму ладу, потом к третьему и дальше по грифу, настолько высоко, как у Вас получится. Когда Вы таким образом используете указательный палец на всех струнах лада, у Вас получается так называемое барре. При игре обычных мелодий и аккордов кончики пальцев прижимают струны перпендикулярно плоскости грифа. Пальцы левой руки следует ставить на лады ближе к правому порожку. Прижимать струны надо достаточно плотно, чтобы не было дребезжания, но при этом нельзя пере напрягать руку. Пальцы, не прижимающие струны, находятся на минимальном удалении от грифа. Обозначение пальцев (аппликатура) для левой руки: 1 - указательный, 2 - средний, 3 - безымянный, 4 - мизинец.

игра правой рукой

Сначала мы скажем несколько слов о классической постановке правой руки. От её положения зависит качество звука и развитие техники игры на гитаре. При правильной постановке руки предплечье свободно опирается на верхнюю часть корпуса гитары. Кисть руки расслаблена и свободно "пови сает" над струнами. Кончики пальцев касаются струн: указательный - треть ей; средний - второй; безымянный - первой. При этом пальцы и струны образуют прямой угол. Выпрямленный большой палец слегка выдвинут вперёд и устанавливается на шестой струне. При этом кисть руки немного отклонится вправо. Обозначение пальцев (аппликатура) для правой руки: большой палец или + ; указательный -1 или. ; средний - т или.. ; безымянный - а или...; мизинец - ch или е. Основные способы игры правой рукой: удар по всем струнам ("бой"), бас-аккорд (щипок), перебор, игра большим и указательным пальцем без смены струн и со сменой струн.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАТОРА

Для электрогитары особенно важное значение имеет использование ме диатора и, соответственно, медиаторная техника.

Медиаторы бывают разных форм и размеров, сделаны из разных матери алов, могут быть толще или тоньше, соответственно разной гибкости. Ваш выбор зависит от типа музыки, от толщины используемых Вами струн, и, самое главное - нравится ли вам играть именно этим медиатором.

Держите медиатор между большим и указательным пальцами правой руки без напряжения, но всё же так, чтобы он не выпадал во время игры. При этом по струнам должен.ударять самый заострённый конец, причём так же пер пендикулярно, как и при игре большим пальцем. Методика развития техники игры медиатором основана на развитии техники игры переменным штрихом (чередующиеся удары вверх и вниз).

Сначала отрабатывается игра по одной струне, затем - повторяющиеся удары вверх, далее переменный штрих на смежных струнах и, наконец, техника игры с использованием скачков через струны. Приводим характер ные образцы ритмических моделей:

МУЗЫКАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ

Диапазон звучания гитары охватывает более 3-х октав. Все ноты пишутся в скрипичном ключе (ключе Соль). Мы показываем Вам весь рабочий диапа зон подряд - белыми нотами выделены диатонические (чистые) тоны, чёр ными - хроматические. Соседние хроматические звуки равны друг другу по звучанию (фа диез=соль бемоль). Обычно при движении вверх используются диезы, при движении вниз - бемоли.

Традиционная музыка организуется при помощи ладов (мажор и минор) и тональностей. Тональностью называется высотное положение лада. "Цент ральными" тональностями - без знаков - являются До мажор и Ля минор. Вверх от них располагаются диезные тональности, вниз - бемольные:


Теперь то же самое, но в другом порядке. Звукоряд октавы состоит из 7 нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. В латинской нотации они обозначаются соответственно как С, D , E , F , G , A , В. Ноты с диезами - До-диез. Ре-диез... обозначаются классически с приставкой - is - Cis , Dis ..., в популярных жан рах; соответственно ноты с бемолями - с приставкой - es - Des , Es и т. д. Ещё раз напоминаем, что нота Си = В . Мажорные тональности в классической теории обо значаются с приставкой - dur - C - dur , G - dur ; в популярной музыке они обо значаются просто прописными буквами – C , G ... Минорные - в классичес кой теории с приставкой - moll - A - moll , E - moll , в популярной - большими буквами + буква m - Am , Em . Кратчайшее расстояние между звуками (ла дами) равняется полутону, между двумя белыми нотами - двум полутонам, или одному тону. Строение мажорной гаммы: тон-тон-полутон-тон-тон-тон- полутон. Стандартная аппликатура мажорной гаммы:

Строение минорной гаммы (натуральной): тон-полутон-тон-тон-полутон- тон-тон. В гармоническом миноре повышается 7-я ступень, в мелодическом - при движении вверх повышаются 6-я и 7-я ступени, при обратном движе нии эти ступени "натурализуются", т. е. играются с отменой повышения.

Мы привели типовые аппликатуры, т. е. большинство гамм в разных то нальностях играется именно такими пальцами. Гаммы играть нужно всем - именно на них лучше всего достигается правильная постановка пальцев, а также фрагменты гамм будут встречаться Вам в любых мелодических по строениях в дальнейшем.

РАСПОЛОЖЕНИЕ НОТ НА СТРУНАХ И ЛАДАХ

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НОТ И ПАУЗ

Нота с точкой увеличивает длительность наполовину.


Звуки по длительности соотносятся друг к другу в соотношении 2:1 - одна целая равна двум половинкам, четырём четвертям, восьми восьмым и т. д. У каждой ноты есть ей соответствующая по длительности пауза:

Для более тонких градаций, а также для продолжения длительности за пре делами такта ноты залиговываются друг с другом. Это касается нот на одной высоте. (Лига, соединяющая разные ноты, означает связное исполнение и называется фразировочной).

ТАКТ И ТАКТОВЫЙ РАЗМЕР :;

Музыкальное произведение делится ритмически на отрезки, называемые тактами. Такты отделяются друг от другажертикальными тактовыми чертами. В начале каждого произведения на нотоносце рядом с ключом пишутся две цифры в виде арифметической дроби - это тактовый размер. Верхняя цифра указывает количество долей в такте, а нижняя - длительность одной доли. Также тактовый размер указывается каждый раз при его изменении. Первая доля такта является опорной (акцентированной) -сильной долей.

Сыграйте эту тему, пользуясь аппликатурой гаммы Ля-минор. Вы можете исполнить эту мелодию как пальцами, так и используя медиатор. Также сыграйте тему на октаву выше - у Вас получится полноценная пьеса. Вни мательно проанализируйте интервальный состав мелодии - Вы должны , найти здесь следующие интервалы: приму, малую и большую секунду, малую и большую терцию, кварту, малую и большую сексту, октаву.

аккорды. цифровка

Аккордом называется сочетание 3-х или более звуков, построенных по терциям. Трёхзвучные аккорды называются трезвучиями, четырёхзвучные - септаккордами, далее соответственно будут нонаккорды (5), терцдецимак-корды (6) и т. д., но - в нашей практике мы ограничимся трезвучиями и септаккордами. Мажорные трезвучия обозначаются прописной буквой - С, D ..., минорные - с буквой m - Cm , Dm ; септаккорды - С7 или С m 7. Увеличенные аккорды обозначаются как + или aug ( augmented ). Уменьшенные - ° или dim ( diminished ). Есть ещё аккорды с заменёнными тонами, например, квартой вместо терции, такие аккорды обозначаются как sus (сустейн) - смешанный. И ещё бывают аккорды с добавленными тонами, их обозначают как add ( ad ditional ). Для аккомпанирующей гитары разработаны специальные сетки с обозначениями:

таблицы аккордов

В ообще в эстрадной и, в частности, джазовой музыке используется очень большое количество аккордов, включая септаккорды, нонаккорды, ещё более сложные с альтерированием всех возможных слышимых ступеней, с пропу щенными и добавленными ступенями и т. д. Мы, для экономии времени и пространства, в данном пособии указываем только те, которые реально ис пользуются в популярной музыке. Заметим дополнительно, что Вы можете в любом аккорде брать не все указанные звуки (т. е. пропускать) - главное, чтобы в аккорде были слышны его лад, структура (трезвучие или септима), альтерированные тоны. И ещё - в данных таблицах мы используем формат " EasyGuitar ", т. е. первые, самые простые позиции аккордов; более слож ные Вы можете найти в специальном издании или подобрать сами.

ПРОСТЫЕ СПОСОБЫ АККОМПАНЕМЕНТА

Не существует одного-единственного способа аккомпанемента, во всяком случае, в популярной музыке. Если Вы сами подбираете аккомпанемент, Вам лучше попробовать разные способы, чтобы Вы в итоге выбрали тот, который покажется Вам наиболее подходящим. Конечно, большую роль имеет темп и характер звучания мелодии. Для начала рекомендуем поиграть мелодии уме ренного движения. Самые подходящие темы для подобных упражнений - народные песни. Мы даём одну из них, причём отдельные фрагменты мы предлагаем саккомпанировать разными способами. Внимание: мы созна тельно не пишем аккомпанирующую партию нотами, а лишь даём общее движение - пожалуйста, поэкспериментируйте и найти нужные звуки сами!

ЗНАКИ И СИМВОЛЫ СОКРАЩЕНИЯ

В музыке (в популярной особенно) часто используются способы сокраще ния нотного письма - для удобства чтения, экономии места и более ясного представления формы. Самые употребительные из них -реприза: фрагмент повторяется целиком без изменений или с вариацией окончания (варианты обозначаются вольтами - их число равно количеству разных вариантов). Два популярных символа - сэньо - знак возвращения и фонарь - знак перехода вперёд. Популярное музыкантское выражение - "с сэньо на сэньо, с фонаря на фонарь" подчёркивает, что это парные знаки. Если вы в нотах увидели одно сэньо или фонарь, ищите к нему пару и лучше сделайте это сразу, чтобы не заблудиться потом.

ИГРАЕМ КЛАССИКУ

Редкий начинающий музыкант в процессе обучения обходится без испол нения классических произведений, и это далеко не случайно - если мелодию из популярных жанров можно сыграть не строго (скажем так), то классичес кая тема требует обязательности, выполнения заданных условий, т, е. - что написано, то и должно быть воплощено, иначе музыка прозвучит фальшиво. Обычно мерилом классического жанра считаются произведения И. С. Баха. Мы пока так далеко забегать пока не будем, а предложим Вам два произведе ния из так называемой "золотой" коллекции. Эти темы звучат вполне конт растно, но на гитаре (при качественном исполнении) они сохраняют как ори гинальное звучание, так и подчёркивают достоинства Вашего инструмента.



ИМПРОВИЗАЦИЯ. МЕЛОДИЧЕСКИЕ ОПЕВАНИЯ

Значительная часть джазовых импровизаций построена на наработанных мелодических формулах, которые пальцы выполняют автоматически, опира ясь на механическую память. Мы предлагаем Вам ещё раз воспользоваться аппликатурой мажорных и минорных гамм, на которых построены опевания мажорных и минорных мелодических отрезков.

ГАРМОНИЯ. ТРИТОНОВАЯ ЗАМЕНА.

Для джазовых гармоний, начиная с периода свинга, характерно напря жённое ("подталкивающее") движение. Квинтовые соотношения аккордов, проявляющиеся в обороте II - V -1, приобретают хроматическое напряже ние, разумеется, в "блюзовую" сторону. Это достигается заменой традиционных квинтовых моделей их тритоновыми аналогами:


ШАГАЮЩИЙ БАС

Шагающий бас в последнее время приобрёл популярность как самостоя тельный приём в соло ив аккомпанементе. По своей структуре этот способ игры представляет собой комбинацию акомпанемента солирующей гитары и партии бас-гитары. При игре басовые звуки извлекаются большим паль цем, остальные - по аппликатуре левой руки. При игре медиатором используются только басовые звуки, аккордовые берутся пальцами. Предлагаем Вам освоить два основных вида аппликатуры:


Эта тема очень полезна для развития правой руки. В американской лите ратуре такой ритм называется "Тамб Бас" или ровный бас. Эта пьеса осно вана на технике 3-пальцевого штриха. Играйте сначала эту пьесу медленно, затем увеличивайте темп до Умеренно.

План

І. История гитары

1. Доклассический период

2. Классический период

3. Гитара в джазе

4. Традиционный джаз

5. Период свинга

6. Современный джаз

7. Гитара в рок музыке. Фьюжн

8. О гитаре и теппинге

ІІ. Методика игры на гитаре

а) Посадка гитариста;

б) Настройка гитары;

в) Простейший бой.

2) Приёмы игры на акустической гитаре:

а) Арпеджио;

в) Тремоло;

г) Расгеадо;

д) Пиццикато;

е) Легато;

ж) Стаккато.

3) Ногтевой способ игры на гитаре:

а) Флажолеты натуральные;

б) Мелизмы

4) Смена позиций.

І. История гитары

1. Доклассический период

По мнению ряда исследователей прототипами гитары являются древнейшие музыкальные инструменты: ассиро-вавилонская кефара и египетская кифара. Корни этих инструментов уходят ещё в первобытный строй, когда люди научились использовать в борьбе за существование лук. Первобытные охотники не могли не заметить зависимости звука тетивы при пуске стрелы, от размеров лука (длинны, силы натяжения, толщины тетивы). Если на лук натянуть не одну тетиву, а несколько, то все они будут издавать разный по высоте звук. Быть может именно такой вид имела первобытная «кифара», которая легла в основу практически всех струнных музыкальных инструментов.

В центрах первых цивилизаций, Месопотамии и Египте, разновидности кифар (в том числе египетская набла и арабский эль-ауд(1) музыкальные инструменты внешне похожие на современную гитару) получили дальнейшее конструктивное развитие. Благодаря экономическим и культурным связям, кифары распространились по всему Средиземноморскому побережью уже в III - II тысячелетиях до нашей эры, в том числе на юг Пиренейского полуострова в древнее государство Тартес (современная Испания, которая считается родиной классической гитары). Античные авторы (Геродот, Посидоний, Страбон) отмечали высокую образованность тартессийцев, обладавших письменностью и самобытной музыкальной культурой (3). Впоследствии кифары распространились и в Греции (в I тыс. до н. э.) К сожалению о музыкальных и исполнительско -технических формах того времени можно лишь догадываться чисто логически. Изучая исторические письменные документы, археологические раскопки с изображениями античных музыкантов, можно предположить, что на кифарах извлекали звук тремя способами:

1) - щипком

2) - лёгкими ударами по струнам всей кистью руки

3) - при помощи специальной щёточки или других приспособлений.

Все три вида звукоизвлечения на гитаре существуют и по сей день. Игра щипком стала основой классической школы, кистевым движением (разгеадо) - народная манера и звукоизвлечение при помощи различных приспособлений отразилась в современной игре на электрогитаре с использованием медиаторов.

2. Классический период

Пройдя сложный путь развития, на рубеже XV-XVI веков конструкция гитары приняла современный вид. Первоначально на инструмент устанавливались пять струн, настроенные по квартам, как на лютне. Позже гитара стала шестиструнной, со строем более удобным для игры в открытых позициях* для более полного использования звучания открытых струн. Таким путём классическая гитара обрела окончательную форму.

Термин «открытая позиция» в джазовой гитарной литературе имеет несколько иной смысл. В данном случае под открытой позицией подразумевается любая аппликатурная форма, при которой используются открытые струны.

Период с конца XVIII до середины XIX веков называют эпохой расцвета классической гитары. Такие гитаристы как Д. Агуадо, Ф. Сор, М. Каркаси, Ф. Карулли, М. Джулиани и др. раскрыли возможности гитары как инструмента, сочетающего в себе мелодическую и гармоническую стороны. Гитара в руках хорошего исполнителя стала звучать как «маленький оркестр». Используя некоторые народные приёмы игры, в сочетании с высокой исполнительской культурой, гитаристы создавали блестящие произведения, ставшие образцами классической гитарной школы.

В России бoльшую популярность получила семиструнная гитара, в основном настроенная по терциям. Среди гитаристов-семиструнников XIX века особо следует выделить М. Высотского, М. Соколовского, Н. Макарова. Техника игры на шестиструнной и на русской гитаре практически ничем не отличается, однако терцовый строй семиструнной гитары менее удобен для игры сложных полифонических произведений. Так как основное направление развития гитары шло по пути преодоления стереотипа, что гитара прикладной, чисто аккомпанирующий инструмент, строй шестиструнной гитары вытеснил терцовую систему настройки нашей «семиструнки».

В начале XX века наблюдается новый расцвет классической гитары. Этот период выдвинул ряд гитаристов, среди которых Ф. Таррега, М. Льобет, А. Сеговия и др., чье творчество стало эталоном, высшей ступенью развития классической гитары. Техника игры этих музыкантов была на таком уровне, что позволяло исполнять очень сложные произведения, причём в больших концертных залах (без звукоусилительной аппаратуры). Стремясь увеличить громкость гитары гитаристы всё больше использовали ногтевой способ звукоизвлечения, который в настоящее время является преобладающим. С этого периода гитара обрела статус сольного концертного инструмента, заняв достойное место среди других классических инструментов.

Развитие классической гитары происходит и в наши дни. На гитару с нейлоновыми струнами в настоящее время можно установить звукосниматель, использовать электронную обработку звука эффектами. Также на классическую гитару можно установить и полифонический датчик, чтобы использовать MIDI-конвертор, дополняя звучание гитары синтезаторными звукам. Эти технические новинки наших дней снимают вопросы относительно громкости инструмента и обогащают новыми звуковыми красками. Пытаясь ещё больше расширить чисто исполнительские возможности, музыканты и гитарные мастера работают и над новыми конструктивными решениями. Одной из таких разработок является отечественная гитара - ГРАН (разработчики Владимир Устинов и Анатолий Ольшанский и расшифровывается как - Гитара Русская Акустическая Новая), объединяющая в себе 6 нейлоновых струн и 6 металлических, которые располагаются на разных уровнях. (кстати, эта гитара имеет патент на изобретение).

Гитарист имеет возможность извлекать звук как на нейлоновых, так и на металлических струнах, создавая ощущение игры двух гитар. Обидно, что эта гитара известна больше на Западе, чем в России. Владельцами этой гитары являются такие гитаристы как Пол Маккартни, Карлос Сантана и многие другие.

В целом у классических гитаристов можно определить две проблемы, преодоление которых и толкало гитару к развитию, выдвигая своих героев. Первая это громкость инструмента. Вследствие того, что гитара обладала тихим (относительно других классических инструментов) звучанием она, несмотря на благородство и красоту звука, многие столетия оставалась «домашним» инструментом. Второй проблемой классической гитары была полифония (многоголосие), т.е. гитаристы на протяжении веков «боролись» с этим сложным инструментом, пытаясь максимально сочетать мелодическую и гармоническую функции.

3. Гитара в джазе

После открытия Америки, на новых землях стали образовываться центры, состоящие из обществ людей с разной музыкальной культурой. Несколько веков совместной, хотя антагонистической жизни европейцев с выходцами из Африки, вылились в рождение нового музыкального направления - джаз. Истоки этого стиля, по мнению специалистов, находятся в разнообразном народном творчестве американских негров, в частности, в специфических песнях - блюзах. Своеобразная манера пения негров (нетемперированные ноты в мелодии, ритмическая пульсация, импровизация и др.) отразилась и на технике игры на гитаре, которую, начиная с XIX века они использовали для аккомпанемента. Удивительное свойство гитары в том, что в любой культурной среде она находит своё достойное место; будь то испанское фламенко, русский романс или американский блюз. Блюзовая манера исполнения породила новые технические приёмы игры на гитаре (бэнды, слайд, и мн. др.), которые легли в основу гитарной школы джаз и впоследствии и рок-музыки. Постараемся в самых общих чертах установить причинно-следственную связь появления и укоренения новой гитарной лексики.

1) Интонирование в блюзах выходит за пределы равномерно-темперированного строя. Некоторые звуковысотные элементы блюзового лада, по-видимому, относятся к более ранней музыкальной системе, которую вывезенные из Африки негры, отчасти сохранили в своём сознании. Быть может поэтому некоторые блюзовые гитарные приёмы так напоминают технику игры на индийском ситар (подтяжки струн), музыкальный язык которого относится к древнейшим формам. Пытаясь выразить свои чувства в музыкальных образах, негры интуитивно находили исполнительские гитарные приёмы, которые могли отражать их состояние души. Это относится к бэндам, игре при помощи слайдера, глубокая вибрация и т.д. Однако нельзя отрицать, что в большой степени происходил и обратный процесс, т.е. влияние европейской народной гитарной школы на формирование североамериканского музыкального языка.

2) Блюзовое ритмическое мышление основано на разнообразной синкопированной пульсации. Этот ритмический базис стал фактически атрибутом всех направлений и стилей джаз, рок музыки. Африканские танцы, первобытные религиозные обряды остались в подсознании американских негров в виде особого чувства ритма, которое в различных формах, отразилось при игре на европейских музыкальных инструментах, в том числе и на гитаре.

3) Ещё одним неотъемлемым элементом блюза является его импровизационная форма, которая также своими корнями уходит в глубокую древность. Импровизация присуща практически всем народным музыкальным жанрам (фламенко, восточной музыке, цыганской и т.д.). В блюзе импровизация стала той движущей силой, которая способствовала развитию ладово-гармонических музыкальных форм и исполнительско-технического мастерства. С ростом инструментального исполнительского уровня, музыканты, стремясь отойти от стандартных импровизационных фраз, постепенно расширяли гармоническую и ритмическую основы. Менее чем за 3/4 века, гармония в джазе прошла путь развития от основных 3-х аккордов, до атональной ладовой системы. И хотя современная джазовая импровизация является профессиональным музыкальным элементом, требующим теоретической подготовки и высокого технического мастерства, в ней всегда присутствует фундаментальная основа блюзовой лексики.

Для большинства из нас акустическая гитара стала настоящим проводником в увлекательный мир гитар и музыки в целом. Многие молодые музыканты сначала некоторое время учатся на акустике, а потом покупают более дорогие электрогитару и усилитель, пока другие становятся поклонниками акустической гитары на всю жизнь. В любом случае, познание основ игры на акустике может быть очень полезным. Ниже описаны 15 ключевых терминов и техник игры на гитаре, которые первым делом понадобятся новичкам.

1. Бой

Игра боем – это основа основ, то, чему нужно учиться с самого начала. Играть боем – значит ударять медиатором или пальцами сразу по всем струнам одновременно для получения полного звука, который отлично подходит для ритм-партий. Чтобы сыграть аккорд, зажмите струны на правильных ладах, а другой рукой ударяйте по струнам.

Наиболее распространённый вид боя – удар медиатором вниз. Ударяйте по струнам так, чтобы ваша рука двигалась вниз к полу. Когда ваша рука возвращается в исходную позицию наверх, струны можно тоже задействовать. В большинстве случаев под игрой боем подразумевается чередование ударов по струнам вниз и вверх.

2. Синкопированный бой

Теперь, когда вы освоили обычный бой, перейдём к следующему шагу. Синкопированные звуки – это то, что частенько ставит гитаристов новичков в тупик, особенно тех, кто не интересуется музыкальной теорией. Однако здесь нет ничего сложного. Касаемо гитары, синкопа – это игра, при которой доминируют удары по струнам по направлению вверх.

Как уже упоминалось, игра боем обычно представляет из себя чередование ударов по струнам по направлению вниз и вверх. В большинстве песен вы ударяете по струнам вниз на сильной доле, а вверх – на слабой (то есть на подготовительном моменте к сильной доле).

Во время синкопированного боя игра по направлению вверх либо громче игры вниз, либо некоторые удары вниз пропускаются. Таким образом, в исполняемой композиции получается чередование между игрой с сильной доли и игрой со слабой доли.

3. Смена аккордов

Одной из первых вещей, которой следует научиться начинающему гитаристу, является смена аккордов. Для многих людей, не умеющих играть, перейти с открытого аккорда G на открытый аккорд C является настоящей проблемой. Самым эффективным способом отработки смены аккордов является многократное повторение движения. Поэтому следует выделить некоторое время для ежедневных тренировок.

Есть несколько советов, которые помогут вам быстрее научиться переходить с одного аккорда на другой. Для любого аккорда важной составляющей является правильная постановка пальцев. Это гарантирует оптимальное положение пальцев для быстрого перехода на другой аккорд. Если, ставя аккорд, вы зажимаете струны не теми пальцами, какими положено, это создаст вам много проблем в дальнейшем.

4. Арпеджо

Арпеджо – это когда вы играете отдельные ноты аккорда одну за другой, а не вместе, как в игре боем. Это способствует тому, что при зажиме всего одного аккорда получается довольно эффектная и сочная игра. Для примера послушайте знаменитые треки, в которых очень много арпеджо: "House Of The Rising Sun" от коллектива The Animals или "Stairway To Heaven" от Led Zeppelin.

5. Перебор

Перебор – это когда для игры вы используете свои пальцы, вместо того чтобы играть с помощью обычного пластикового медиатора. Такой стиль позволяет создавать сложные и интересные комбинации звуков, используя при этом простейшие аккорды. Искусство заключается в том, чтобы выбрать порядок пальцев во время перебора.

К счастью, есть метод, с помощью которого весь процесс игры перебором можно существенно упростить. Большим пальцем следует играть все ноты на шестой, пятой и четвёртой струнах. Независимо от того, какой аккорд вы зажали, большой палец всегда должен отвечать только за эти струны. Указательным, средним и безымянным пальцами вы перебираете оставшиеся третью, вторую и первую струны соответственно.

Это отличный способ научиться играть перебором. Именно таким образом вы будете играть в 90 процентах случаев использования стиля «Перебор». Если вы хотите овладеть этим стилем в совершенстве, учитесь у таких мастеров, как Jeff Beck и Mark Knopfler.

6. Натуральные гармоники

Всякий раз, когда вы играете какую-либо ноту на гитаре, вы слышите определённую высоту тона – звук, который можно идентифицировать с той или иной нотой. Гармоника – это часть звуковой волны, которую генерирует каждая нота. Все ноты производят серии едва заметных отклонений от основного тона, которые называются обертонами, потому что они выше основного тона. Поэтому гармоникой называется основной тон плюс обертоны.

Знайте, что гармоники можно использовать в своём музыкальном творчестве в качестве творческого приёма. Самым простым способом извлечения обертона является флажолет.

Слегка коснитесь пальцем любой струны прямо над порожком двенадцатого лада и дёрните её. Только не давите на струну, а просто касайтесь. Таким образом вы извлечёте обертон в виде глуховатого звука, отдалённо напоминающего тембр флейты.

Тот же приём можно использовать на пятом и седьмом ладах.

7. Баррэ

Баррэ – это приём игры на гитаре, когда указательный палец зажимает две и более струн на одном ладу одновременно. Научившись ставить баррэ, вы сможете быстро выучить множество аккордов, просто передвигая руку с поставленными в одной и той же позиции пальцами по грифу, не меняя постановку. В то же время эти движения могут стать серьёзным вызовом для начинающего гитариста, поскольку такие манипуляции требуют, чтобы левая рука была развита.

На практике, чтобы освоить этот приём и уверенно ставить баррэ, большинству новичков требуется несколько месяцев. Вам следует принять этот факт и не унывать, когда сперва ничего не будет получаться. Полное баррэ также можно построить, используя частичные баррэ, когда надо зажимать две или три струны вместо шести. Песня Джека Джонсона "Flake" является отличным примером, с которого можно начать обучение этому приёму.

8. Частичное баррэ

Большинство гитаристов поначалу испытывает трудности с полным баррэ, потому что необходимо время на разработку руки, чтобы смочь зажимать указательным пальцем все шесть струн. Вы можете немного облегчить себе жизнь, играя частичные баррэ, то есть зажимая две или три струны, а не шесть.

Частичные баррэ помогут вам привыкнуть к зажиманию нескольких струн одновременно. Позже вы сможете перейти уже к полноценному баррэ.

9. Настройка гитары

Одной из главных вещей, которой нужно научиться новичку, является настройка инструмента. Настройка подразумевает регулирование натяжения струн вашей гитары при помощи колков, чтобы каждая давала верную ноту. Если ваша гитара не настроена, всё, что вы играете, будет звучать ужасно, даже при условии, что вы идеально ставите все аккорды. Просто каждая отдельная струна будет выдавать не ту ноту.

В идеале хорошо бы приобрести электронный тюнер, с помощью которого вы сможете настроить инструмент с большой точностью.

Строй Drop D, пожалуй, является наиболее простым гитарным строем, отличным от стандартного. Гитаристы используют его для того, чтобы разнообразить своё творчество и воплотить те или иные музыкальные идеи. От обычного строя Drop D отличается тем, что шестая струна понижается на один тон – с E на D. Такой строй хорошо подходит, если вам часто требуется играть power-аккорды, характерные для стилей хард-рок и хеви-метал.

10. Тактовые размеры 4/4 и 3/4

Практически вся рок- и поп-музыка играется в размере 4/4. Это означает, что музыкальное пульсирование повторяется группами по четыре доли, и, чтобы держать ритм, следует постоянно считать до четырёх. Мы не будем здесь слишком глубоко уходить в теорию музыки. Этого и не нужно, большинство людей легко понимают размер 4/4 на слух. Например, на концертах зрители сами начинают хлопать вместе с песней в 4/4. Это действительно очень распространённый тактовый размер.

Однако 4/4 – не единственный существующий тактовый размер. Довольно популярным размером также является 3/4. Он похож на 4/4, но пульсация идёт в группах по три ноты, то есть следует считать до трёх. Таким образом, цифра "3" в 3/4 говорит, что нужно считать до трёх, а "4" в 3/4 говорит о том, что надо играть четвертные ноты. То есть в размере 3/4 требуется три раза сыграть четвертную ноту.

Понимаем, что в теории это звучит суховато, но правда в том, что для гитаристов это открывает целый ряд отличных шаблонов игры. В качестве примера послушайте песню The Beatles "Lucy in the Sky With Diamonds" – она играется в 3/4.

11. Тактовый размер 6/8

Очень важной вещью, которой следует научиться новичку, является умение играть на гитаре в разных размерах. Тактовый размер даёт основную информацию о ритме музыки, каждый размер имеет свой собственный ритмический рисунок.

6/8 очень сильно отличается от 4/4, но определяется по тем же правилам. Верхняя цифра говорит о том, что в каждом такте надо сыграть 6 нот, а нижняя говорит, какой длительности эти ноты. В данном случае это восьмые. То есть восьмых нот надо сыграть шесть раз в каждом такте. Чтобы сыграть в 6/8, зажмите любой аккорд, считайте до шести и ударяйте по струнам по направлению вниз на каждый счёт.

Часто в 6/8 первая и четвёртая доля играется немного громче остальных. Это может помочь вам почувствовать ритм 6/8. Для примера послушайте песню "Golden Brown" группы The Stranglers, которая играется в 6/8.

12. Мелодический перебор

Найдите несколько простых мелодий, которые можно играть перебором. Это полезно, особенно если вы ещё не достаточно развили руку, чтобы ставить аккорды и быстро менять их. Мелодии часто бывают простенькими, но некоторые действительно сложные, они развиваются и расширяются на протяжении композиции.

Когда дело доходит до игры мелодии перебором на гитаре, лучше всего использовать указательный и средний пальцы. У большинства людей это самые сильные и ловкие пальцы, они обеспечивают оптимальный контроль. Играя указательным и средним пальцами, вы можете развить большую скорость. Игра гитариста Andy Fairweather Low в песне Эрика Клэптона "Tears In Heaven" является отличным примером игры пальцами.

13. Стаккато

Стаккато – это приём игры на гитаре, характеризующийся отрывистой игрой, звуки отделяются друг от друга короткими паузами. На нотном листе стаккато обозначается точками над или под нотами у их головок. Существует два основных способа игры в стиле стаккато на гитаре: глушение правой рукой и глушение левой рукой (здесь и ниже говорим о гитаристах-правшах). Оба способа подразумевают глушение струн сразу после удара по ним.

В первом случае нужно глушить струны правой ударной рукой, положив её на струны возле бриджа. Во втором случае, чтобы заглушить струны левой рукой, просто перестаньте зажимать аккорд, при этом сохраняя контакт со струнами.

Стаккато – это не какая-нибудь гламурная техника, но важная часть вашего стиля игры. Много отличных песен было сделано с использованием стаккато. "London Calling" группы The Clash полностью играется в стаккато, Синистер Гейтс добавляет стаккато к перебору во вступлении к "Buried Alive", BB King использует этот приём для акцентирования своего экспрессивного стиля.

Ещё хороший способ для создания эффекта стаккато – глушить струны правой рукой прямо возле самого бриджа. Это двухступенчатый процесс: удар по струнам, глушение. Несколько круговое бьющее по струнам движение идёт главным образом от запястья и лишь немного от локтя.

14. Открытые аккорды

Открытые аккорды – это одна из первых вещей, которой учатся начинающие гитаристы. Они называются открытыми, так как включают незажатые (открытые) струны. C, A, E и D являются, наверное, самыми распространёнными из них. После того, как вы освоите эти аккорды, можно приступать к более сложным звукам.

15. Ведение басовой линии

Ведение басовой линии относится к типу игры боем, когда на одном аккорде вы играете несколько разных нот на шестой, пятой, четвёртой струнах. Приём часто используется в кантри-музыке, хотя также распространён и в других стилях.

Есть несколько способов, чтобы сделать альтернативную басовую линию. Самый простой метод – по очереди играть две самые низкие ноты аккорда. Это гарантирует то, что все ноты аккорда будут сыграны. В аккорде A лучше всего чередовать открытую пятую струну (ноту Ля) и открытую шестую струну (ноту Ми). Потренируйтесь вести басовую линию на этом аккорде, это проще всего.

Не получается быстро переставлять аккорды? Вам трудно солировать? Звук грязный? Пальцы не слушаются?
Не беда. В этом посте поговорим о том, как можно за пару самостоятельных занятий победить “капризы” координации.

Как учитель, я часто сталкиваюсь с проблемой “непослушных пальцев” у учеников. Примерно каждый третий начинающий испытывает трудности при смене аккордов и при игре музыкальных произведений отдельными нотами. Ничего страшного в этом нет, при правильной работе эта проблема быстро решается. Обычно я даю всем одни и те-же упражнения (видео с ними я размещу ниже). Разница лишь в том, сколько раз эти упражнения нужно проиграть тому или иному ученику – обычно это индивидуально.

Настоящая проблема кроется в следующем:
Не степень отсутствия координации главный фактор неудачного старта гитариста, а ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК!

Когда ко мне на урок приходит ребёнок, который никогда ещё не держал в руках гитару, всё просто и понятно. Даже если сейчас мне придётся повозиться с его моторикой, я знаю, что очень скоро он будет, переставляя свои маленькие пальчики играть простые детские песенки, ну а потом, несложные этюды, затем строить аккордовые формы, играть классические произведения и т.д. Дальше – больше. С детьми работать не так сложно. Сложности возникают с ребятами более зрелого возраста и со взрослыми – самоучками. Когда приходит на первый урок ученик, который начал учиться сам, и говорит, что у него проблема со звуком и задержки при смене аккордов, мне тоже сразу всё понятно. Я даже знаю, почему у него не получается, ещё до того, как он что-либо мне сыграет. Ошибки обычно одни и те-же, редко бывают исключения. Но я уже думаю: тут будет немного сложнее.
Почему? Да потому, что переучиваться нужно.

Но не пугайтесь. Если у вас возникла подобная проблема, достаточно немного подумать, и можно без особого труда понять, как исправить собственные ошибки.
Итак, давайте начнём с самого главного:

1. ОБЫЧНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК ГИТАРИСТА – СЛЕДСТВИЕ НЕПРАВИЛЬНОЙ ПОСАДКИ.
2. САМАЯ РАСПРОСТРАНЁННАЯ ОШИБКА НАЧИНАЮЩЕГО ГИТАРИСТА – ЖЕЛАНИЕ СРАЗУ СЫГРАТЬ ЛЮБИМУЮ ПЕСНЮ.
3. ГИТАРИСТУ, КОТОРЫЙ НАЧАЛ ОБУЧЕНИЕ С ИГРЫ АККОРДОВ, БУДЕТ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ ГИТАРИСТУ, ПРАКТИКУЮЩЕМУ В НАЧАЛЕ ИГРУ МЕЛОДИЙ ОТДЕЛЬНЫМИ НОТАМИ.

Нужно понимать, что есть две категории начинающих гитаристов самоучек:

1. Те, которые сразу пытаются выучить песню по аккордам, и при этом пытаются играть БОЕМ, (к этой категории относится наибольшее количество практикующих).

2. Те, которые пытаются вначале выучить мелодию или соло, играя отдельными нотами, или пытаются играть ПЕРЕБОРОМ (арпеджио).

У этих двух групп совершенно разные категории свойственных ошибок.

Давайте начнём с первой группы:

ДРУЗЬЯ! ВСЕ КУРСЫ САЙТА НАХОДЯТСЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ. ПОЖАЛУЙСТА, НАЖИМАЙТЕ НА БАН-Е-РЫ И Р-ЕКЛАМКИ НА ПОСЕЩАЕМЫХ ВАМИ СТРАНИЦАХ. ТАКИМ ОБРАЗОМ ВЫ МОЖЕТЕ ВЫРАЗИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ И ПОМОЧЬ САЙТУ! БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

Самая распространённая ошибка гитариста, начинающего с аккордов – это желание сразу сыграть любимую песню.
Вместо того, чтобы сначала разучить упражнения с основными аккордами, затем базовые виды боя, ну а потом уже соединять всё вместе, начинающий гитарист зачастую берёт песню, которая ему нравится, смотрит её разбор в интернете и как правило не может как следует её выучить.
Обычно самым тяжёлым является координирование боя и аккордов.
Даже те, у кого звук и переходы с аккорда на аккорд получаются хорошо, часто не могут разучить тот или иной бой, когда смотрят разборы песен. Они просто не попадают в ритм. Я уже не говорю о пении.
Это происходит от того, что они зачастую не понимают как правильно к этому подходить и практиковать ритмический рисунок боя.
Что такое ритмический рисунок? Сейчас объясню.
Есть четыре основных вида боя (я не имею ввиду переборы, – это является исключением). Используя эти виды боя можно сыграть практически любую песню. У каждого боя есть свой ритмический рисунок (ритмомодус) который необходимо понять и не путать с ритмическим рисунком другого боя. Вот вам названия ритмомодусов, а отсюда и видов боя (названия общепринятые в народе):

1. Бой четвёрка (ритмомодус “четыре четверти”).
2. Бой восьмёрка (ритмомодус “восемь восьмых”).
3. Бой тройка (ритмомодус “три четверти”).
4. Бой шестёрка (ритмомодус “шесть восьмых”).

Так вот, ритмомодус каждого такого боя это своеобразный ритмический оборот (eng. Loop), который всё время повторяется. На Музыкальным языке можно назвать это тактом. Ну, это конечно многие знают. А вот то, как запомнить подобный такт, и не путать с тактом другого боя, да потом ещё и соединить несколько тактов вместе не путая удары вверх и вниз, чтобы получился цельный, стабильный бой, для многих это является задачей не из лёгких.

Итак, мы говорили о первой проблеме гитаристов, начинающих обучение с игры песен по аккордам.
Вторая проблема у этой группы начинающих – это сложности в переходах между аккордами и плохой звук. В принципе – это две проблемы, но давайте объединим их в одну, так как обычно это всё происходит вместе.
Начнём с левой руки. Посмотрите следущее видео, в нём я покажу как обычно действует левая рука у гитариста, который ставит аккорды НЕПРАВИЛЬНО.

Обратите внимание – рука напряжена, “зажата”, а пальцы как-бы “слипаются” вместе.

При этом пальцы не “стоят” на струнах, как требуется, а “ложаться” на них, тем самым перекрывая струны расположенные снизу и заглушая звук.
А теперь посмотрите, как должна работать левая рука, и какой должен быть звук:

Итак, давайте попытаемся понять, почему левая рука нас “не слушается”.
Давайте начнём с того, что у многих гитаристов ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА.
Я уже объяснял в одном из видео как правильно сидеть с гитарой.
Есть “классическая” посадка, когда гитарист держит гитару на левой ноге.

Обычно так сидят с классической гитарой.

И есть “свободный стиль”, когда гитарист держит гитару на правой ноге.

Так обычно сидят с аккустической, или с электрогитарой.

Так вот, неважно какую посадку вы выбрали. Самое главное для вашей ЛЕВОЙ РУКИ, чтобы угол сгиба её локтевого сустава при игре составлял примерно 90 градусов.

Именно по причине того, что начинающие гитаристы неправильно сидят, гриф гитары уходит далеко влево, локоть разгибается, из за этого пальцы не могут как следует зажимать струны, и чаще всего перекашиваются.

Если вы обнаружили у себя подобную проблему, просто поднимите гриф гитары немного вверх. Попытайтесь приблизить кисть левой руки к себе и согнуть локоть. Пальцы левой руки при этом должны выстроиться перпендикулярно струнам и СИЛЬНО зажимать лады.


Свободная посадка (гитара на правой ноге)


Классическая посадка (гитара на левой ноге)

Обратите внимание на то, что если лад не зажат как следует, вы можете десятки раз менять угол локтя, звука у вас не будет. Пальцы должны зажимать лады сверху и не перекашиваться.

Надеюсь, вы это поняли.
Для того, чтобы звук получался качественным, сядьте правильно и поиграйте сначала последовательности аккордов. Возьмите для начала самые простые аккорды. Не играйте сразу боем, просто играйте каждый аккорд четыре раза сверху вниз и работайте над переходами, вот так:

Когда переходы начнут хорошо получаться, а звук станет чистым, возьмите какую нибудь лёгкую песню, состоящую из трех, четырёх аккордов, без барэ. Разучите бой отдельно, по открытым струнам. Затем поиграйте аккорды песни последовательно, самым простым боем, сверху вниз (как в видео), ну а затем уже соединяйте бой и аккорды вместе.
Уверяю вас, вы увидите отличный результат. Если и после этого ничего не получается, перейдите по ссылке которую я дал выше.

Итак, теперь давайте поговорим о второй группе начинающих. О тех, кто вначале учит соло, перебор или пытается играть классические произведения и фингерстайл. Вообще, даже гитарист начавший игру боем, рано или поздно пытается сыграть сольную мелодию или перебор, поэтому эта информация будет полезна для всех. Посмотрите, вот самая распространённая ошибка начинающего гитариста, играющего соло или перебор:

Я называю это “паучок”. Обратите внимание на правую руку. Она зажата, кисть прижата к деке. Пальцы сильно согнуты и передвигаются с трудом.

Как вы думаете, почему это происходит? Причина проста, и мы уже о ней говорили: ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА.
Посмотрите следующее видео. Вот так должна правильно работать ПРАВАЯ рука гитариста:

Посмотрите внимательно на локоть правой руки:

РУКА ЛЕЖИТ НА ГИТАРЕ СВЕРХУ, А УГОЛ СГИБА ЛОКТЕВОГО СУСТАВА СОСТАВЛЯЕТ ТАК-ЖЕ ПРИМЕРНО 90 ГРАДУСОВ.

А теперь посмотрите на КИСТЬ правой руки!

Ее угол тоже составляет примерно 90 градусов, и она НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПРИЖАТА К ДЕКЕ! ФАЛАНГИ ПАЛЬЦЕВ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫ СТРУНАМ!

Так вот, обычно, когда начинающий гитарист берёт гитару, он сразу опускает гриф и как бы “обнимает гитару” правой рукой.

При этом, гитара не держит руку, и как следствие гитарист теряет опору, его рука не лежит сверху на обечайке гитары, как это дожно быть, а болтается в воздухе:

А теперь ВНИМАНИЕ: Именно из за отсутствия опоры правой руки её кисть ищет опору на верхней деке. Ладонь прижимается, пальцы скрючиваются, вот и получается “паучок”.

Итак, что нужно сделать, чтобы избежать подобной проблемы?

Ответ прост: Поднять гриф и положить ПРЕДПЛЕЧЬЕ ПРАВОЙ РУКИ СВЕРХУ НА ОБЕЧАЙКУ ГИТАРЫ:

Если кто-либо не знает, или не помнит: Предплечье – это НЕ часть руки от плеча до локтя, – это часть руки от кисти до локтя. Именно это место мы КЛАДЁМ НА ОБЕЧАЙКУ.

Можете себя проверить, если вы расслабили правую руку и она у вас упала, – слетела с гитары, значит вы сидите неправильно. Гитара должна держать руку и рука не должна падать.
Конечно, если вы привыкли сидеть неправильно, вам новая поза может вначале показаться непривычной и вам будет неудобно играть, но лучше переучиться сейчас, чем “платить за это потом”, поверьте. Играя неправильно на определённом этапе вы затормозите и не сможете двигаться дальше. А переучиваться на том этапе будет уже гораздо сложнее.
И обязательно попробуйте классическую позицию, с гитарой на левой ноге, если ваша гитара классическая.

Возможно, вам так будет удобнее держать гриф приподнятым. Не забывайте ставить подставку под левую ногу, если сидите в “классической” позиции.

В принцине, нет какой-то особой, постоянной точки опоры правой руки, каждый находит её индивидуально для себя, в соответствии с длинной своего “рычага”, но помните, что “обнимать” гитару и выводить правую руку сбоку не следует. Рука – лежит на обечайке сверху, пальцы – перпендикулярно струнам. Обычно, если гитарист после игры соло или перебора переходит к игре боем, правая рука немного опускается и локоть приближается к обечайке.

Для тех, кто хочет как следует научиться солировать, совмещать соло с басом, а так-же читать с листа по табулатуре, даю ссылку на мой бесплатный видеокурс – “УЧИСЬ ИГРАТЬ ПО ТАБУЛАТУРЕ, А ТАК-ЖЕ ОСНОВЫ КЛАССИКИ И ФИНГЕРСТАЙЛА”:

Курс АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНЫЙ, единственная просьба, поставьте лайк и перешлите его вашим друзьям.
Курс состоит из одинадцати видеоуроков с разборами известных мелодий, таких как: “Розовая Пантера”, “Злой, Плохой, Хороший”, “Менуэт Соль Мажор” (И.С.Баха), и многое другое. Все мелодии даны в порядке от лёкгого к сложному. Пройдя этот курс вы сможете как следует научиться солировать, играть в два голоса (с басом), и читать по табам с листа.

Ну а затем сможете проверить себя в деле. Даю ссылку на библиотеку бесплатных табов и нот. Можете сортировать произведения по уровню сложности. Если вы начинающий, выбирайте произведения с уровнем “ученик” или “новичок”:

А теперь, как и обещал вначале, даю два упражнения, которые “снимают ржавчину”. Неважно, начали ли вы с боя или с перебора, эти упражнения просто необходимы для всех. Они наилучшим образом развивают координацию между пальцами правой и левой руки. Упражнения называются “Четыре пальца”:

Если добьётесь хорошей скорости, попробуйте поиграть в обратном порядке – от мизинца к первому пальцу на всех струнах, результат – вдвойне!
Эти-же упражнения можно играть и медиатором, если вы хотите поработать над развитием координации при игре медиатором.

Ну что, же надеюсь этот пост поможет вам в ваших начинаниях, читайте и другие мои посты, постараюсь время от времени размещать для вас что нибудь новенькое.

ДРУЗЬЯ! ВСЕ КУРСЫ САЙТА НАХОДЯТСЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ. ПОЖАЛУЙСТА, ПОДДЕРЖИТЕ НАС. ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА И ПОМОЧЬ САЙТУ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. СПАСИБО.